4 декабря день казачки история праздника

4 декабря- День Матери- казачки | Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру. Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио, педагогическое интернет-сообщество

   

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения  во Храм Пресвятой Богородицы.


 

История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

  
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. 

Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.
Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. 
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.

Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила — гордая казачка. 

   
Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю или  ружье,  дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.
И казачки не испугались врагов-турок. Они решили защищать свою станицу. Женщины взяли в руки все, что могли: вилы, кинжалы, пики, топоры… Обливали турок кипятком

    

   
•Женщина сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше,  к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.
    
  Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек.
•Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной

   
   
   

    
                                     

                           ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ФАКУЛЬТАТИВУ
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАКОВ» НА ТЕМУ «ДЕНЬ МАТЕРИ-КАЗАЧКИ»   http://uchportfolio.ru/materials/show/721

4 декабря — большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником — Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в русско-турецкую войну.

В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.

Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.

В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День матери-казачки празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

Материал с сайта http://rosgeroika.ru

Сегодня на Кубани отмечается День матери-казачки

Сегодня на Кубани отмечается День матери-казачки

Испокон веков женщина в казачьей семье была наделена особенной ролью

Уже более двух веков наше православное казачество 4 декабря отмечает День матери-казачки, который приходится на большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Старинная пословица гласит: «Были бы казачки – казаки будут». Глубокий смысл, заложенный в старой поговорке, наделяет казачек особой роль в событиях нашей истории. Главное предназначение казачки – сохранение домашнего очага, ее высшее счастье – материнство.

Быт казачек

В период освоения Кубани казаки поголовно несли военную службу. Пока муж пропадал в походах, жена сама вела хозяйство и даже защищала дом от врага с оружием в руках. С детства девочек воспитывали наряду с мальчишками – учили ездить на лошади, осваивать военные хитрости, владеть луком или арканом. Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.

Об истории праздника

Учредила этот праздник императрица Екатерина Великая в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году населенный пункт окружило девятитысячное войско из турок и татар. Строевые казаки были в походе, поэтому отразить натиск врагов вышли полторы сотни женщин.

Они перетаскивали пушки, били картечью, лили на головы захватчиков горячую смолу и даже, если верить преданиям, чан «кипящего супа». Тогда Екатерина 2 наградила отважных казачек медалями и учредила в честь них праздник.

Памятники матерям-казачкам на Кубани

По сей день женщина в казачьей семье особо почитается. День матери-казачки полон душевной теплоты, ведь самый дорогой для всех людей человек – это мама. С праздником вас, дорогие матери-казачки! Низкий поклон и здоровья на долгие годы!

Фото из открытых источников

Сегодняшний большой христианский праздник Введение Богородицы во храм совпадает с ещё одним праздником, который имеет давнюю историю. 

В русско-турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

В честь этой нелегкой победы, установлен памятник, а событие названо Днем матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День казачки–матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

С праздником вас, дорогие матери-казачки! Низкий вам поклон и — крепкого здоровья на многая лета!

Памятник в ст. Наурской:

123118256_1744stanice_naurskoy_

Подготовил

Владимир Сидашев

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Вот уже более двух веков православное казачество 4 декабря отмечает «День матери-казачки”, который приходится на большой церковный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Кто вынашивает и рожает казаков, продолжая наш славный род? Кто качает зыбку подрастающего казака? Кто молится за казака, когда тот в походе? Кто врачует ему раны, когда он живым возвращается домой? Кто верно ждёт его всегда? Кто берёт в руки оружие, когда приходится давать отпор внезапному врагу? Наши любимые женщины! Наши бабушки, матери, сёстры, дочери!
Дорогие наши женщины, родительницы! На вас держится Россия! Мы желаем вам здоровья, счастья, благодати у семейного очага. Пусть Пресвятая матушка-Богородица всегда слышит биение ваших горячих сердец! Пусть не оставляет помыслы, чувства и дела ваши своей милостью и всегда внемлет вашим молитвам!

В.Е.Шамбаров «О СЛАВНЫХ КАЗАЧКАХ»  

В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины – казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Урала, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети – и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

 

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

И мужей ждать умели, как никто другой. В походы казаки уходили надолго, часто с одной войны на другую, вернутся ли – неизвестно. А казачки ждали. В Сибири бывало и того хлеще. Семён Дежнёв отсутствовал дома 19 лет! Пока странствовал, сын вырос. Кто его на ноги поднял? Жена! Сама так и не дождалась мужа, умерла, а ребёнка вырастила, воспитала, и он казаком стал, как отец. А на Дону, например, когда муж из похода возвращался, казачка, встречая его, первым делом кланялась в ноги коню. Благодарила, что не подвёл в боях её супруга, целым и невредимым доставил домой.

Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII веке выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 рублей.

 

Остальным старшинам также было назначено жалованье – по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне – земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии – ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.

Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. В 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. девятитысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица ещё и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход – разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на лёгкую добычу. Но за оружие взялись казачки! Это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а женщины, приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага.

Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжёлые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня. Противник, оставив сотни трупов, ушёл ни с чем! В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался «бабий праздник».

Задолго до девицы-улана Дуровой прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской и вела не очень строгий образ жизни. Однажды, в 1792 г. учинила она пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие – вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остаётся сомнительным, как же казаки её не раскусили. В отличие от офицерши Дуровой, казачка крепостных денщиков не имела, и при первом же купании коней правда должна была открыться. Скорее, все же знали, да помалкивали. И, наверное, не случайно полковник Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали. Весь Дон признал её героиней!

Кстати, жизнь казачек в XVII—XVIII вв. (а отчасти и в XIX) вообще исследована очень слабо. Конечно, их быт во многом отличался от картин «Тихого Дона», от того, что нам известно по предреволюционным воспоминаниям. Точно так же, как и казаки Первой Мировой во многом отличались от своих предков времен Суворова. Так, примеры с обороной Наурской и Куркиной показывают, что казачки хорошо умели стрелять (в том числе из пушек), владели холодным оружием. Когда они этому учились? Где? Допускали ли их в юности к тренировкам наряду с казачатами? Или учили матери, отцы, мужья – на всякий случай? Ответа ни в одном источнике нет! Но известно, что на Тереке казачки ещё и в ХХ в. были отличными наездницами, умели стрелять.

Либеральные писаки склонны были описывать жизнь казачек в самых чёрных тонах. Дескать, несчастные женщины – вся жизнь только до свадьбы, а дальше «домострой», забитое «закрепощённое» существование. Вот уж нет! Ведь с либеральных позиций и судьба казаков выглядела, ох, какой безрадостной – надо ж, обязательная служебная лямка, и на всю жизнь! Но казакам такая жизнь нравилась, и другой они не желали. Так же и казачки гордились своей участью.

Внешне отношение казака к женщине и впрямь могло показаться грубоватым, с демонстрацией собственного превосходства, но на самом деле оно было рыцарским. Атаман Платов в 1816 г. в приказе по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

По обычаям, казачка пользовалась таким уважением и почтением, что в наделении её дополнительно ещё и мужскими правами не нуждалась. И наоборот, казак и даже станичный атаман не имел права вмешиваться в женские дела. Казачка не участвовала в кругах, не имела голоса на сходах, её интересы представляли отец, муж, брат. Но одинокая женщина могла выбрать себе любого ходатая из числа станичников. А вдова или сирота находилась под личной защитой атамана и совета стариков, а если этого недостаточно, могла и сама обратиться к сходу. Разговаривая с женщиной на кругу или сходе, казак обязан был встать, а если она пожилых лет – снять шапку.

На станичных праздниках казачка, пусть и замужняя, могла плясать с любым казаком. С любым могла чесать языки на улице, невинно кокетничать. И чтобы опровергнуть мифы о «домострое», достаточно открыть повесть Л.Н. Толстого «Казаки». Описывается не какая-нибудь станица, а старообрядческая. Но поведение казачек очень даже свободное (уж по крайней мере, по сравнению с Центральной Россией). Девушки, вводя в немалый соблазн офицеров, крутятся по двору в одних рубашках на голое тело. И от вина не отказываются, вечеринки устраивают с мужчинами и поцелуями. Словом, ведут себя «на грани». Но вот чтобы перейти эту грань – тут уж ни-ни! Тут вступало в силу понятие Чести. А свою честь казачки ставили очень высоко.

Какими-либо комплексами в сфере взаимоотношения полов казачки не страдали, никаких «секретов» для них эта сфера не представляла. Да и как иначе, если занимались скотоводством, с детских лет видели, что как происходит? Во многих местностях и в баню ходили целыми семьями. В Сибири и Забайкалье баня часто вообще строилась одна на станицу, совместное мытье мужчин и женщин считалось делом вполне естественным. Но это, опять же, совершенно не подразумевало чего-то бoльшего. Одно дело – знать. А другое – понимать, что допустимо, а что нет. Степень того, что может себе позволить казачка, зависела от её семейного положения. Вольность в общении с мужчинами, откровенность разговоров, шуток, допустимый флирт были разными для девиц, замужних и вдов. Но и для казака было позором преступить дозволенное. И чтобы не ошибиться, существовала система «опознания» по женским кольцам. Серебряное на левой руке – девушка на выданье, на правой – уже просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит. Золотое на правой руке – замужняя. На левой – разведённая или вдова.

Впрочем, при общей высокой нравственности казачек допускались и некоторые отклонения. Так, если вдова строго соблюдала себя, это ценилось. Но и в тех случаях, если она, особенно бездетная, привечала мужчин, это общественной моралью не осуждалось. И когда в станице жили одна-две «веселых вдовушки», на такое смотрели сквозь пальцы (примеры можно также найти у Толстого). А Пушкин записал разговор казаков, возвращавшихся с кавказской службы – стало известно, что у одного из них женушка погуливала, и обсуждалось, как лучше поступить, проучить её или простить? И казаки пришли к выводу: лучше простить! И часто прощали, даже прижитых «нахалят» своими признавали – тут уж речь шла о сохранении чести семьи, благополучии хозяйства. Но у казаков существовал и развод, даже когда его юридически в России не было. Для этого, например, старообрядцы переходили в официальное православие или наоборот – и брак, заключенный в «другой вере» считался недействительным. Но в целом к разводу казачья мораль относилась весьма отрицательно.

Казачками становились не только от рождения. Когда казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкеске или турчанке, она автоматически приобретала статус полноправной казачки. Станичницы, как правило, относились к такой женщине доброжелательно (если она сама не вела себя вызывающе). Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала её под свое покровительство и учила, «вживала» в свою среду. Ну, а если ещё раз вернуться к утверждениям о «закрепощении» казачек, то не лишне задаться вопросом, а кто же их «закрепощал»? Мужчины? Но как же они могли «закрепостить», если месяцами-годами отсутствовали? И их собственное благосостояние зависело от жены?

 

Нет, быт и труды казачки определяло осознание ею самой своего особого долга. Точно так же, как казак считал своим долгом службу, так и казачка видела высший долг в том, чтобы обеспечить службу мужа, братьев, сыновей. А ведь деятельность армейских органов тыла и снабжения тоже всегда считалась воинской службой, пусть и не боевой. Поэтому, если уж разобраться, то и труды казачек являлись некой разновидностью казачьей службы. Не строевой, не полковой, но в понимании службы воинов Христовых.

4 декабря — День матери-казачки


Более 200 лет он отмечался казаками 21ноября/4 декабря — на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.


История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

Ставропольский поэт Витислав Ходарев так описывал эти исторические события:

И вдруг напев остановился…

На вышке дальней, на юру,

Огонь сигнальный появился,

Как говорится, не к добру.

Беда в калитки, в окна билась…

Шла на станицу вражья рать.

От хаты в хату покатилось:

Звала служивых колокольня.

А как без них? И слез невольно

Сдержать казачки не могли.

Бранились вслух, себя ругая,

Что сил в боях не сберегли.

-Ну, бисов непотрибный враг…

Под ропот этот шла работа,

-Того до ноне не бывало,-

А враг все ближе подходил.

У желтой Малки – речки звонкой,

Они – ну, чем не амазонки? –

В руках у женщин вилы были,

-Нюська, вон. Взгляни-ка,

Но пуля, будто земляникой

Из-за куста плескай на плешь…

Стояла насмерть за рубеж.

Шел в ход и чай, и шли борщи…

Я слышал: — Марья, бей паскуду!

И слышал: — Дашка, полощи!

У рва, как щит — огни, огни…

И здесь казачки, как они.

Врага на приступах встречая.

Терчанки бились… Страшен час.

С небес глядела Мать Святая

Тех отгоревших болью дней.

В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки». Сегодня казачество готовится отметить этот замечательный праздник.

Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность — нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!

Входила молодая казачка в мужнин дом… А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли её снохи уважительно — «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, кому попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь. Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина — мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества.
Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли. Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила — гордая казачка.

Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с её головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.
— Ах, сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга!
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.
— Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.
— Нет, матушка, — сказал ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу.
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей — Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.

http://www.bibldetky.ru/fakty/191-novosti.html

Сегодняшний большой христианский праздник Введение Богородицы во храм совпадает с ещё одним праздником, который имеет давнюю историю.

В русско-турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

В честь этой нелегкой победы, установлен памятник, а событие названо Днем матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День казачки–матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

С праздником вас, дорогие матери-казачки!

Низкий вам поклон и — крепкого здоровья на многая лета!

4 декабря отмечается День матери-казачки.

История этого праздника уходит
корнями во времена правления Екатерины II, которая учредила аналогичный праздник (День казачки) в честь
казачек станицы Наурской (Терское войско).

В 1774 году восьмитысячное войско
кабардин, турок и татар обложило станицу, в которой находился небольшой
гарнизон, старики, женщины и дети. На помощь мужьям, защищавшим станицу, вышло
150 казачек – с ружьями, косами. 12 часов шёл бой во время которого женщины
перетаскивали на себе орудия с места на место, шли в рукопашную, лили на головы
врагов смолу, кипящую воду и даже щи из свинины. Станица выстояла, враг
отступил!

«Вставали рано, часов в 5-6,
читали утренние молитвы у образов, просили Бога не допустить беды. Ничего по
хозяйству в этот день казачка не делала. Дочки усаживали маму перед зеркалом и
делали ей праздничную причёску. Казак рано утром сам управлялся с хозяйством,
даже доил коров, кормил и поил свиней, лошадей, овец, сыпал зерно курам.
Сыновья подогревали завтрак. Маме-казачке подавали всё самое вкусное: картофель
жаренный со свининой, плов с мясом, пироги, ватрушки. Все яства казачка
приготовила ещё до праздника. Стол обычно в этот день был праздничным, его
накрывали белой скатертью. Стояли на нём сервизные чашки, блюдца, которые
вынимали из горки лишь по праздникам. …завтрак закончен. Со стола убирают
мужчины, а казачка идёт к соседям на крыльцо, где собираются женщины. Атаман и
батюшка подходили к группам казачек, поздравляли, низко кланялись,
благословляли на здоровье, красоту, хорошие урожаи. Бывало, казачки слушали
чтение книг. Одна читала, другие вязали, вышивали. Порой лихой казак с
гармошкой выходил к тому крыльцу, тогда затевались песни. Если на День казачки
выпадал снег, то участники праздника катались на салазках с крутого берега
затона. Подъезжал казак на дрожках, приглашал баб прокатиться с ним. Если
погода была тёплая и Волга не успела покрыться льдом, то праздник продолжался в
Царицыне. Семьи с детьми переезжали на пароме в город, катались на бричках,
гуляли  в городском саду, бывали в театре
или кино, ели мороженое, которое с 1870 г. уже продавали в киосках. Возвращались
домой вечером, к ужину – обновлённые, радостные, весёлые. Праздник продолжался
застольем, на которое приглашались соседи».

Современные казаки к этому дню
готовят мероприятия, связанные с чествованием Матери-казачки, проводят конкурсы
красоты, возрождая традиции предков.

С праздником вас, дорогие казачки!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября зачем этот праздник
  • 4 ноября день народного единства что означает этот праздник
  • 4 ноября день народного единства россии сценарий
  • 4 ноября день народного единства россии история праздника кратко
  • 4 ноября день народного единства название праздника