4 ноября вместо какого праздника

Статьи о российской истории. …На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показыв. Информация о Федеральном портале Истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Гуляния в День народного единства, 4 ноября, стали частью современной культуры не так давно. Всего лишь в 2005 году Кремль одобрил инициативу о проведении праздника, который продлится до 6 ноября.

К этой знаменательной дате местная администрация ежегодно готовит массу развлечений: концерты, торжественные парады, выставки, спектакли, открытые лекции и выступления в парках.

Какое историческое событие будет отмечать вся страна? Что следует знать о его главных действующих лицах прошлого? Почему этот день имеет важность для Русской православной церкви и к какой иконе принято обращаться по этому случаю? Вместо какого известного праздника теперь отмечают День народного единства?

Чтобы проникнуться патриотическим духом и полноценно ощутить значимость мероприятия, 5-tv.ru собрал самые главные и интересные факты о Дне народного единства.

Что празднуют в День народного единства и почему эта дата так важна

Исторические события Дня народного единства отсылают на несколько веков назад в 1612 год, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. С изгнанием иностранцев из Кремля завершился долгий период Смутного времени и открылась новая страница в истории России.

Современникам Смуты казалось, что настал конец Московского царства. После кончины Ивана IV Грозного, не оставившего наследников, российский престол переходил из рук в руки. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. В итоге русские земли заняли польские захватчики, а исконный народ страдал и был замучен до крайности.

Впервые патриотическое движение за освобождение столицы возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который был убит по ложному обвинению в результате распрей между дворянами и казаками. После его смерти ополчение распалось. Первое ополчение в 1611 году потерпело поражение. Вскоре патриарх Гермоген призвал россиян встать на защиту Отечества и объединиться под знаменами Минина и Пожарского — и в итоге им удалось штурмом взять Китай-город, повергнуть врагов и вернуть суверенитет государства.

Ведь через несколько месяцев после освобождения столицы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны, включая дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцов, делегатов от русских городов и обычных крестьян, избрал нового царя — Михаила Федоровича из династии Романовых.

Сколько дней отдыхаем на День народного единства 2022

www.globallookpress.com / Komsomolskaya Pravda

День народного единства является официальным государственным праздником. Поэтому пятница 4 ноября объявлена нерабочим днем. Таким образом в начале ноября россияне получат дополнительный выходной к 5 и 6 ноября.

Владельцев автомобилей обрадует то, что в период народных гуляний с 4 по 5 число парковка станет бесплатной, даже там, где действует повышенный тариф.

«В честь Дня народного единства, 4 и 5 ноября парковаться на всех улицах Москвы можно будет бесплатно. В праздники на дороги выезжает меньше машин, а загруженность улиц ниже, чем в будни. Просим автомобилистов соблюдать правила и быть внимательными — это позволит избежать аварийных ситуаций и сделать дорожное движение еще безопаснее для всех», — сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

6 ноября парковка в столице будет работать по тарифу воскресенья. Бесплатно можно будет припарковаться на улицах, входящих в зону городского парковочного пространства. Исключение составят улицы, включенные в зоны повышенных тарифов (цена составит 380-450 рублей в час в дневное время). Парковки со шлагбаумом останутся платными все дни.

Каких исторических личностей чтут 4 ноября

Нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский — национальные герои, имена которых напрямую связывают с освободительным движением 1612 года.

Еще в 1610-м Минин боролся с приспешниками Лжедмитрия II, а спустя год он стал земским старостой и по сути занимался финансированием народного восстания против польских войск. Неудачный опыт Первого ополчения позволил Минину понять, что жалеть денег не стоит — поэтому он придумал взимать с новгородцев треть имущества на создание и вооружение сильного войска. Высокое жалование позволило привлечь не только людей всех сословий, но и солдат из соседних стран — и в итоге на столицу двинулась внушительная по тем временам армия из 10 тысяч дворян, 3 тысяч казаков, около тысячи стрельцов и множество крестьян.

В боях за Москву отряд Минина разгромил литовские войска у Крымского двора и обратил в бегство воинов противника Яна Ходкевича. Отступление Ходкевича помогло добраться до поляков и в октябре заставить их покинуть Москву.

Князь Дмитрий Пожарский состоял на службе задолго до освобождения столицы. Он был в числе тех, кто примкнул к Первому ополчению и защищал Москву во всеобщем восстании. Ему удалось отразить атаку врагов, но во внезапном столкновении с поляками он был тяжело ранен и был вынужден отступить. Поправив здоровье в селе Юрине, Пожарский в октябре в 1611-го узнал, что народ избрал его военачальником Второго народного ополчения. Поначалу он думал отказаться, но, узнав, что войско вооружил Минин, поверил в успех дела.

Еще одним главным действующим лицом, сыгравшим роль в событии 1612-го, стал боярин Дмитрий Трубецкой. Он также участвовал в двух ополчениях против польских войск и семибоярщины. Фактически он вместе с Мининым и Пожарским после освобождения столицы руководил Россией до собрания Земского собора и провозглашения нового царя.

Не менее вдохновляющим стал подвиг Патриарха Московского и всея Руси Гермогена, который в 1610-м рассылал призывы к восстанию по городам и селам, вдохновляя жителей объединиться против царя польского Владислава IV. Когда москвичи подняли восстание в 1611-м, поляки подожгли город, а сами укрылись в стенах Кремля. Правда, выдержать осаду русских им не удалось. Узнав о его деятельности, интервенты заключили Гермогена в Чудов монастырь, где под угрозой казни потребовали отозвать ополченцев. Он в ответ вышел к народу, чтобы благословить на борьбу. Дожить до триумфа русских ему не удалось совсем немного: в феврале 1612-го Гермоген скончался от голода.

© РИА Новости / Владимир Песня

В эпоху Смуты Михаил Федорович Романов находился в Костроме. После того, как польско-литовские войска были повержены, представители Земского собора объявили 16-летнего юношу царем. Его сочли идеальным претендентом из-за родства с Иваном IV Грозным. Кроме того, его сторонники верили, что легко смогут влиять на его решения. Поначалу действительно так и было, пока в страну не вернулся освободившийся из плена патриар Филарет — отец родоначальника новой царской династии. Научившись грамоте и получив опыт, Михаил Романов окончил русско-шведскую войну, вернув ранее принадлежавшие стране территории — Новгород, Ладогу и Порхов (Псковская область). Правда, взамен пришлось уступить Швеции выход к Балтийскому морю. Условия мирного договора между странами соблюдались вплоть до Северной войны в XVIII веке.

Какая икона связана с историей освобождения Москвы 4 ноября

Согласно преданию, именно Казанская икона Божией Матери стала покровительницей народного ополчения. Святыню специально прислали из Казани князю Дмитрию Пожарскому, чтобы воодушевить народ.

История гласит, что в день выступления народного ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал попутным. В летописях сказано, что благодаря чудотворной иконе «крылатые гусары» Европы были разбиты у стен Новодевичьего монастыря и отброшены за пределы Москвы.

В честь победы в 1625-м на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. В 1637-м его освятили в память о героях-освободителях. В 1936-м здание снесли в период сталинской реконструкции, но в 1930-м его восстановили.

4 ноября (22 октября по юлианскому календарю) священнослужители РПЦ (Русской православной церкви) называют также Днем Казанской иконы Божией Матери и по этому случаю проводят службу.

Вместо какого известного праздника появился День народного единства

Сегодня о Дне народного единства говорят, как об официальном государственном празднике, который сплотил многонациональный народ России. 

До этого в советский период в одиннадцатом месяце года был другой праздник: 7 ноября — День согласия и примирения, более известный как день годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Сегодня он сохранил статус памятной даты, но не празднуется и не является выходным.

Что же касается Дня народного единства, то впервые идею его внедрения озвучил Межрелигиозный совет России в 2004-м. Сначала инициативу одобрил думский Комитет по труду и социальной политике, затем — Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Уже 23 числа законопроект внесли на рассмотрение Думы, где он находился в пакете документов внесении поправок в Трудовой кодекс. Среди пунктов числилось предложение об отмене празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В первом чтении оно было принято.

Какое значение 4 ноября имеет для россиян сегодня

В действительности День народного единства был учрежден еще в 1613-м волей царя Михаила Федоровича. Тогда праздник назывался День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649-м указом царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником.

Прекратили отмечать праздник в советские годы. Во-первых, по религиозной причине, во-вторых, потому что более торжественной датой стал считаться День Великой Октябрьской социалистической революции.

После развала СССР восстановить памятный день предложила РПЦ. Так что теперь справедливое отношение ко Дню народного единства восстановлено.

По данным опроса ВЦИОМ на 2005 год, только 8% россиян правильно смогли объяснить празднование и историческое значение Дня народного единства, а 63% респондентов и вовсе отнеслись к отмене 7 ноября негативно. Тем не менее, уже после первого праздника, во время которого президент России Владимир Путин, возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде, настроения граждан стали меняться.

Сегодня этот праздник является отличным поводом собраться с семьей и друзьями, чтобы пройтись в одном ряду со своими соотечественниками на мирных демонстрациях, посвященных единству страны.

Куда пойти на День народного единства 2022

В каждом городе местная власть подготовит для граждан уникальну развлекательную программу, включающую торжественные шествия, митинги различных политических партий, спортивные мероприятия, музыкальные концерты, театральные представления и благотворительные акции. Особенно с большим размахом праздник будут встречать в Москве и Санкт-Петербурге. 

Официальный сайт мэра Москвы

Красная площадь

В самом сердце столицы, на Красной площади, с 5 по 7 ноября будет работать интерактивный музей под открытым небом, посвященный истории обороны Москвы. На обозрение будет представлена военная техника, а также тематические инсталляциии и показа кинохроники. Отдыхающие россияне смогут послушать песни и стихи военных лет, а также посмотреть театральные постановки, посвященные ноябрю 1941-го. 

На платформе инсталляции «Белорусский вокзал» гости увидят зенитку и вагон-теплушку. Внтури вагона и на перроне им покажут театральные сцены проводов ополченцев. 

На экране будут представлены архивные фото и письма солдат времен Великой Отечественной войны, а также кадры трудовых будней женщин в тылу: на стройке, у фабричных станков, при сборке знаменитого ППШ (пистолета-пулемета Шпагина). 

Инсталляция «Окна времени» расскажет истории участников обороны столицы, сопровожденную фотографиями из архива ТАСС. 

Одним из главных событий станет показ фильма «Разгром немецких войск под Москвой», который с трицмфом прошел по всему миру в 1942-м.

ВДНХ

С 4 по 6 ноября на ВДНХ пройдет патриотический фестиваль «День народного единства», на котором гости смогут ознакомиться с продукцией и угощениями российских регионов, в том числе новых территорий, вошедших в состав страны. У пришедших будет возможность поздравить военнослужащих Российской армии, записав видеообращение или отправив открыткку.

Часть выручки будет отправлена с мероприятия будет отправлена на помощь жителям новых территорий. 

Акция «Ночь искусств»

Традиционная акция «Ночь искусств» вновь состоится 4 ноября и будет посвящена Году культурного наследия народов России. В учреждениях культуры пройдет более 200 кинопоказов, концертов и театральных постановок, большинство из которых бесплатные.   

Фестиваль «Чудо света»

В Санкт-Петербурге культурная программа не менее насыщенная. С 4 по 6 ноября пройдет фестиваль «Чудо Света», сделав на три дня  Петропавловскую крепость гигантским мультимедиа-пространством под открытым небом. Праздничные мероприятия будут проходить с 19:00 до 22:00.

Театральные спектакли по произведениям Шолохова

4 ноября петербургском театре «Мастерская» пройдет два спектакля: «Тихий Дон. Истоки. Берега» и «Тихий Дон. Пучина. Исход». Первый спектакль по одноименному роману Михаила Шолохова продлится 4 часа с антрактом, а второй — 3,5 с антрактом. 

Фестиваль анимации «Главный кадр»

С 4 по 5 ноября в Доме культуры «Суздальский» состоится IV Фестиваль анимации «Главный кадр». Тема фестиваля — «Созвездие сказок» посвящена Году культурного наследия народов России.

На мероприятии будут представлены более 100 анимационных работ от 50 студий из разных городов нашей страны. Увидеть их могут все желающие, вход свободный. Открытие пройдет в День народного единства в 14:00.

Спортивные эстафеты

Специальную программу петербургские власти подготовили для спортсменов. В 10:00 в Пискаревском парке стартует традиционный массовый легкоатлетический пробег, посвященный Дню народного единства. На Елагином острове в 12:00 в честь праздника состоится турнир по волейболу.

Но и это еще не все — на Савушкина, 37, под названием «Когда мы едины, мы непобедимы!» пройдет турнир по настольному теннису. Начало — в 13:00.

Т. Краснов

Празднику уже 7 лет, пора подводить итоги. Что отмечаем? Большая часть «уважаемых россиян» на этот вопрос отметить не в состоянии. И это неудивительно: «День народного единства» как нельзя лучше показывает, что с единством плоховато.

Праздник, которого не было.

Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли предместий Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день — 22 октября живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5-го ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6-го ноября. Именно 6-го Москва была полностью освобождена от интервентов. Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?

Дело в том, что в закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005-м году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И в жуткой спешке авторы закона о новом празднике всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» — величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составлят 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го. Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, — и проштамповали. Так и живём мы уже 7 лет, отмечая не известно что.

Праздник, которого нет

Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Октябрьской Революции — это вполне понятная вещь, то чем пытаются его заменить сейчас? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?

«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» — гласит одна из официальных формулировок. Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу… И вот понеслось. То, что Кузьму Минина упорно именуют «этническим татарином» — ещё полбеды. Но почему на всех праздниках между батюшкой и муллой красуется раввин? Удивляет отсутствие ламы и шамана, но это, кажется, явление временное, появятся. Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им благодаря Путину теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили — лучше не напоминать. Кто победил — тоже сказать боязно. «Россияне разных вер победили недруга». Правительство боится напомнить и о том, что это в первую очередь русский праздник, до которого иным народам России дела нет.

Вот и получается, что интернациональный праздник 7-го ноября заменили национальным русским праздником 4-го ноября, обозвали это «днём единства» и теперь не знают, что делать с «профессиональными русскими», которые кроме политических провокаций больше ничем отметится не в состоянии. И шляются толпами в день единства карикатурные нацики, провозглашая лозунге о России пусть и в границах от Ладожского до Онежского озера, но зато белой и европейской.

Вот такое вот «единство» — не праздник, а постмодерн какой-то. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, — тот «чует нутром».

Праздник, которого не будет

А что собственно за праздник? От кого освободили Минин и Пожарский Москву? Что это за такой «грозный недруг»? Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и рапродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским — очевидные смутьяны, «раскачиватили лодок» и противники «России, которую начинали поднимать с колен». Спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «банд-формирования» и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.

Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией,- более чем прозрачна.

Вот потому-то власть сегодня и стремиться вытравить суть праздника — спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «днём народного единства». Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.

Праздник, который будет

Как бы не относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники. Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.

Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР с одной стороны и о временщиках, руководящих Россией сегодня с другой. У тех был сакральный праздник, у этих — выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих — нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отчественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством.

И вот именно таких, — воровавших и приведших к гибели своею страну, — и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.

Мини с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4-го. Их место в красной колонне 7-го ноября.

И как знать. Может быть, именно в этом году на демонстрации в честь 7-го ноября познакомятся мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский…

https://ria.ru/20221104/prazdnik-1828595472.html

День народного единства в России

День народного единства в России — РИА Новости, 04.11.2022

День народного единства в России

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в… РИА Новости, 04.11.2022

2022-11-04T04:07

2022-11-04T04:07

2022-11-04T04:07

справки

день народного единства в россии

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757553479_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_751786c5ff8cef8f241c960a330c7718.jpg

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 29 декабря 2004 года (после внесения изменений от 21 июля 2005 года закон стал наименоваться «О днях воинской славы и памятных датах России»). Новый государственный праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России, впервые отметили 4 ноября 2005 года. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Он назван эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Страну поразили повсеместные грабежи, разбой, воровство и повальное пьянство. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Ермоген (Гермоген) призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому объявили принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Сам Минин отдал на нужды ополчения не только все свои сбережения, но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. По предложению Кузьмы Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более десять тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания. Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В феврале 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета, двоюродного брата царя Ивана Грозного), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святую икону, бывшую в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесли в новоустроенный храм, где она хранилась почти 300 лет. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю). В День народного единства по всей территории России проводятся акции, шествия и праздничные мероприятия. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757553479_0:0:1773:1330_1920x0_80_0_0_53f8e7cb03c7385d11e9761ca1e3688a.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, день народного единства в россии, россия

Справки, День народного единства в России, Россия

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 29 декабря 2004 года (после внесения изменений от 21 июля 2005 года закон стал наименоваться «О днях воинской славы и памятных датах России»).

Новый государственный праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России, впервые отметили 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Он назван эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.

Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Страну поразили повсеместные грабежи, разбой, воровство и повальное пьянство.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Ермоген (Гермоген) призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.

Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому объявили принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Сам Минин отдал на нужды ополчения не только все свои сбережения, но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены.

По предложению Кузьмы Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более десять тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора.

В феврале 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета, двоюродного брата царя Ивана Грозного), первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святую икону, бывшую в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесли в новоустроенный храм, где она хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

В День народного единства по всей территории России проводятся акции, шествия и праздничные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Россия отмечает 4 ноября День народного единства. Ну как отмечает — это государственный праздник, официальный выходной, которым все с удовольствием пользуются. Однако большинство россиян при этом затрудняются правильно его назвать. Пару лет назад нашумел опрос ВЦИОМ, согласно которому лишь 32% респондентов точно обозначили название «День народного единства». Поэтому напомним об истории и смысле праздника.

Привычный советским гражданам праздник 7 ноября — годовщины Октябрьской революции — по понятным причинам стал на актуальным. Автор этих строк до сих пор, кстати, примеряет срок выпадения снега на «революционную» дату, памятуя, как, когда выходили на демонстрацию с искусственными гвоздиками, в воздухе кружился первый снежок.

Но лишать выходного россиян было нежелательно, поэтому в 1996 году власти решили придумать ему другое название. Президент Борис Ельцин подписал указ об установлении Дня согласия и примирения «различных слоев российского общества». До сих пор часть народу, кстати, считает, что нынешний праздник так и называется. А зря.

Новые политические реалии потребовали и нового праздника. О демократических и отчасти даже христианских категориях примирения и согласия речь уже не шла.

В 2004 году группа депутатов Госдумы — а именно единороссы Олег Еремеев и Валерии Богомолов, а также лидер ЛДПР Владимир Жириновский, внесли в Госдуму поправки к Трудовому кодексу. Согласно им, привычное, хоть и переименованное, 7 ноября отменялось и назначался новый праздник 4 ноября.

Вот что писала тогда наш парламентский корреспондент Марина Озерова.

«В подкрепление своей позиции авторы законопроект ссылаются на обнародованное в сентябре заявление Межрелигиозного совета России, который просил не отмечать как выходной «день трагического разделения России» — 7 ноября, и предложил взамен 4 ноября — день освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Теперь у нас терроризм на пороге, «нам объявлена война», говорит президент, и надо сплотиться всем, как в 1612 году…

Думская молва упрямо указывает на Администрацию Президента как источник интересной инициативы. Мол, и религиозным деятелям дату 4 ноября оттуда подсказали, и депутатам «добро» на перекройку календаря дали».

Говорят, на самом деле идею о переносе и переименовании праздника подал тогдашний помощник президента Путина Владислав Сурков — с целью усиления скреп фактически бесплатным способом и нивелировки совсем не близкого Кремлю понятия «революция».

Приведем еще один любопытный отрывок из статьи нашей коллеги 2004 года. Она опросила депутатов Госдумы на предмет их отношения к новшеству. Цитируем.

«Дмитрий Рогозин, лидер «Родины»: «Я не считаю этот закон насущным и актуальным. Это не то, чего ждут от нас избиратели. Изменений календаря мы им не обещали.

Оксана Дмитриева, независимый депутат: «В логике авторам закона не откажешь. Ведь, отменив выборы губернаторов народом, власть фактически возвращает нас к опыту 1612 года. А потом надо выбрать один раз президента, как в 1613 году избрали царем Михаила Романова и положили начало династии, и на 300 лет освободиться от тяжелой обязанности кого-то выбирать».

Как бы то ни было, закон приняли, и с 2005 года Россия отмечает 4 ноября День народного единства, политическая практика проведения которого не совсем соответствует названию — в этот день, например, националисты устраивают Русские марши.

Если же говорить о том, что конкретно случилось 4 ноября 1612 года, то считается, будто в этот день ополчение Минина и Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от поляков. Штурм Китай-города был 22 октября по старому стилю, однако часть историков углубляются в нюансы исчисления разницы между старым юлианским и новым григорианским календарем и утверждают, что 4 ноября — дата не точная. Еще одно мнение: гораздо более важным событием Смутного времени был не штурм Китай-города, а уход гарнизона литовцев и поляков из Кремля 26 октября. Сама Смута между тем закончилась лишь несколько лет спустя.

Очевидно, решающую роль в выборе даты для празднования Дня народного единства сыграло то, что 4 ноября — праздник иконы Казанской Божьей Матери, которая, как указано в летописях, помогала ополчению в 1612 году.

Какую роль на самом деле играет День народного единства в «идеологической» жизни россиян, продемонстрировал вчерашний опрос Фонда «Общественное мнение». 50% опрошенных назвали этот праздник «не важным, не значимым», 34% — «важным, значимым», 10% — просто «дополнительным выходным».

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

Начиная с 2005 года 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Но что именно мы празднуем? Почему на Красной площади вот уже два столетия стоит памятник Минину и Пожарскому? Почему для нас и сегодня так важно преодоление давней Смуты? Для этого стоит вспомнить основные события исторической драмы. «Известия» разбирались в истоках и смысле главного праздника великой страны.

Смута

Она вызревала в конце XVI века, вместе с оскудением царской династии Рюриковичей. Пушкин очень точно определил истоки Смуты «мнением народным». Это великая сила. Время безвластия и нестроения, окаянные годы, когда под угрозой оказалось само существование независимого русского государства и православной церкви. А по словарному определению Владимира Даля — «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Эта беда продолжалась почти полтора десятилетия. Ослабленное русское государство могло стать легкой добычей польско-литовской экспансии. Могло — если бы не народное сплочение перед лицом опасности, если бы такие люди, как Гермоген, Минин, Пожарский, Дионисий, не пробудили в людях чувство Родины. И перелом наступил, только когда «мнение народное» осознанно встало на сторону государства.

1610-е годы начинались для нашей страны драматично. Почти все знатные бояре пытались сохранить влияние, признав власть заемной династии из Речи Посполитой. В Польше формировались войска, которые должны были двинуться на Москву, поддерживая интервентов. Страну раздирали не только иноземные захватчики, но и авантюристы, разбойники, самозванцы всех мастей.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Павла Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков»

Первым оплотом сопротивления стал патриарх Гермоген. Он не соглашался признавать польского царевича Владислава самодержцем московским, пока иноземные войска не покинут русскую землю, а сам Владислав не примет православие. Тогда поляки взяли патриарха в плен, но не добились от него покорности. Гермоген рассылал по русским городам грамоты с призывами сопротивляться. Надежд на то, что его услышат, было немного. Гермоген умер в заточении, не дождавшись добрых вестей. Его миссию продолжил настоятель Свято-Троицкого Сергиева монастыря, архимандрит Дионисий. Отныне он призывал сограждан к сопротивлению, а монастырь будущую лавру превратил в госпиталь для раненых, сражавшихся с интервентами.

Тем временем в Нижнем Новгороде уже собиралось Второе народное ополчение, которое станет спасительным для государства Российского.

Русский Демосфен

История нашей страны, быть может, не знала лучшего оратора, чем купец Кузьма Минин — «торговый человек», ставший вдохновителем ополчения. Его сравнивали с Демосфеном. В легенды вошла речь Минина: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Михаила Пескова «Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году»

В народное ополчение вступали все патриоты, вне зависимости от их происхождения и положения в обществе. И дворяне, и посадские люди, и крестьяне, и казаки. В этом и состояла мощная сила движения, которое возглавлял «Совет всея земли», в который входили выборные из многих городов России. Не принимали в новое воинство только тех, кто был замечен в «воровстве» и «измене». По предложению Минина, ополчение возглавил князь Дмитрий Пожарский — опытный воин, не признавший решения московских бояр призвать на престол польского королевича Владислава.

«Поднялись те добры молодцы…»

Их поход благословил архимандрит Дионисий. Ополчение следовало от города к городу, пополняя свои ряды. Четыре месяца воинство набирало силы в Ярославле. Минину удалось добиться высокого жалованья для воинов, наладить снабжение, вооружить и экипировать ратников так, что они ничем не уступали лучшим польским воинам. К Москве подошло обученное и мотивированное войско, считавшее своим долгом восстановление в Русском царстве законного порядка. Пожарский — осторожный и предусмотрительный полководец — не сомневался, что ополчение готово к решающим сражениям.

Ополченцев было сравнительно немного — порядка 10 тыс., включая тысячу стрельцов. За что сражались ополченцы? Прежде всего за православную веру, на которую пытались покуситься польско-литовские захватчики. Свое будущее они видели под властью законного государя, которого предстояло еще избрать на Земском соборе. Страна устала от самозванцев и чужестранцев. Русские люди от Казани до Смоленска, от Вологды до Твери вспоминали последнего «природного царя» — Федора Иоанновича. Копейки с его именем стали своего рода символом сопротивления.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Михаила Скотти «Минин и Пожарский»

Князь Дмитрий Пожарский, взявший на себя бремя власти в самые трудные дни войны, показал пример бескорыстного служения государству. Он, несмотря на знатность, практически не пытался бороться за трон. Князь проявил себя не только доблестным, но и проницательным полководцем, который в первую очередь берег жизни своих воинов. Появление таких целеустремленных, но невластолюбивых руководителей ополчения, как Минин и Пожарский, воспринималось как чудо. Им верили.

Не будет большим преувеличением сказать, что в борьбе с литовскими интервентами и сторонниками Семибоярщины русские люди впервые почувствовали себя единым народом. Это отразилось и в народной поэзии.

«Поднялись те добры молодцы,
Поднялись те Руси верные…»

Битва за Москву

Главные сражения за Москву состоялись осенью 1612 года. К Белокаменной, на помощь уже порядком измотанным польским оккупантам, шли войска гетмана Яна Ходкевича. Пожарский преградил ему путь у Ново-Девичьего монастыря. И тут, в решающие часы, воинскую доблесть проявил нижегородский купец. В самый напряженный момент Московской битвы Минин собрал 300 ополченцев, переправился через Москву-реку и неожиданно атаковал поляков у Крымского двора, на берегу Москвы-реки. Враги дрогнули. Тогда русские двинулись на лагерь Ходкевича широким фронтом. После нескольких сражений с 21 по 25 августа гетман Ходкевич покинул Москву. Войска Пожарского захватили у поляков обоз, шатры, знамена, литавры. Освободили пленных. Победа!

Но поляки всё еще занимали Кремль и Китай-город — и ополченцы не спешили вступить с ними в бой. Пожарский выжидал, избегая напрасных жертв и случайных неудач, которые могли бы снизить моральный дух ополченцев. Его тактика позволила не только одолеть интервентов, но и сохранить войско.

123

Фото: из открытых источников

Картина Алексея Тыранова «Минин и Пожарский»

Под Москвой воины встретили остатки Первого народного ополчения, потерпевшего неудачу в московских боях 1611 года. В основном это были казаки, которыми командовал князь Дмитрий Трубецкой. Объединить усилия оказалось непростой задачей. Казаки Трубецкого привыкли к вольнице и не слишком хотели признавать воинскую дисциплину. И здесь очень важным было посредничество служителей церкви, прежде всего архимандрита Дионисия, благословившего объединение усилий всех патриотов. Мудро держался и Пожарский, не стремившийся к формальному единовластию, проявивший готовность к компромиссу.

К ноябрю ополченцы взяли в кольцо вражеский гарнизон. Освободители действовали основательно, без спешки, опасаясь лишних жертв. Выбив поляков из московских предместий, они отрезали интервентов от снабжения. Среди поляков начался голод. В ноябре Пожарский и Минин перешли к новым наступательным действиям.

4 ноября 1612 года объединенные силы русского ополчения штурмом взяли укрепления Китай-города, которые отчаянно защищал польско-литовский гарнизон. Особенно доблестно проявили себя в том сражении казачьи конные отряды. В обозе наступавшего русского ополчения, как потом оказалось, находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, с заступничеством которой современники безоговорочно связывали победу.

В объединенном ополчении не обходилось без распрей. Так, Дмитрий Трубецкой отказывался подчиняться Пожарскому. Князь Трубецкой считался более родовитым и всерьез претендовал на царский престол. По легенде, в решающие осенние дни 1612 года их примирил Минин. В итоге «спасителями Отечества» называли обоих — и Пожарского, и Трубецкого. Но больше славы заслуженно досталось первому — за стойкость и великодушие.

123

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Эрнеста Лисснера «Изгнание поляков из Москвы»

После 4 ноября сражений с поляками больше не было. Кремль взяли в осаду. Пожарский предложил интервентам без боя покинуть Кремль, оставив награбленные сокровища. Он обещал сохранить им жизни и не преследовать при отступлении. Князь точно выбрал время для такого ультиматума: воля к сопротивлению у противников иссякла. 5 ноября захватчики сдались, их выпустили из Кремля. Пожарский исполнил обещание, расправы не было.

6 ноября архимандрит Дионисий совершил молебен на Красной площади и под звон колоколов войска во главе с Пожарским вошли в Кремль. Московское государство завоевало свободу. Теперь нужно было отбиваться от шведов на Новгородской земле и выбирать нового царя, точнее — новую династию. Но одолеть Смуту уже удалось, и это было важнее всего.

День народного единства: суть праздника

На средства князя Пожарского на Красной площади построили Казанский собор, в который перенесли чудотворную икону Богоматери. При царе Алексее Михайловиче в 1649 году 4 ноября стали отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери. Осенний праздник, по сути, был государственным. Служились молебны за упокой воинов-ополченцев 1612 года. Память об избавлении Москвы и России от поляков всегда оставалась истинным смыслом этого праздника.

У каждого праздника есть суть, которая не всегда лежит на поверхности. День народного единства — это урок уважения к государству и обществу. Напоминание о том, что судьба каждого из нас связана с исторической судьбой России — не всегда безоблачной, но неизменно необходимой и дорогой для своих граждан. Единство — это сплочение очень разных людей. По характеру, по кругозору, по воспитанию. Их объединяют ценности и — не в последнюю очередь — чувство причастности к исторической судьбе своего народа.

флаг

Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко

Когда-нибудь к каждому приходит понимание, что чувство Родины сильнее и благороднее эгоизма, а народное единство — это сила, без которой никому из нас невозможно стать счастливым. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» — говорил один из благороднейших героев русской литературы. Смута — это когда каждый сам за себя. Результат — распад и бесконечные кровопролитные распри. И единственное средство против этой напасти — в единстве народа.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября какой праздник почему выходной
  • 4 ноября какой праздник отдыхаем или нет
  • 4 ноября какой праздник оплата
  • 4 ноября какой праздник описание
  • 4 ноября какой праздник лнр