4 ноября вместо 7 ноября какой праздник

Статьи о российской истории. …На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показыв. Информация о Федеральном портале Истории России. Российское военно-историческое общество. Мы знаем правду.

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику

Поделиться

4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.

Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.

В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.

Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.

Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.

Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Поделиться

В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.

Т. Краснов

Празднику уже 7 лет, пора подводить итоги. Что отмечаем? Большая часть «уважаемых россиян» на этот вопрос отметить не в состоянии. И это неудивительно: «День народного единства» как нельзя лучше показывает, что с единством плоховато.

Праздник, которого не было.

Глядя в далёкий 1612 год, мы с удивлением обнаруживаем, что если переводить даты старого стиля на новый стиль, то войска народного ополчения достигли предместий Москвы 1 ноября (22 октября по старому стилю). В этот же день — 22 октября живущая по юлианскому календарю церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, установленный в честь взятия ополчением Китай-города. Акт о капитуляции гарнизона был подписан 5-го ноября, а реализованы положения этого договора были на следующий день, 6-го ноября. Именно 6-го Москва была полностью освобождена от интервентов. Откуда же взялась тогда дата 4 ноября?

Дело в том, что в закон о празднике писался, рассматривался и подписывался в авральном порядке в 2005-м году, лишь бы успеть подмахнуть и тут же отпраздновать. И в жуткой спешке авторы закона о новом празднике всё перепутали. Разница дней между «старым стилем» и «новым» — величина непостоянная. Она увеличивается с каждым столетием, сейчас она составлят 13 дней, а на 1612 год составляла 10. Но законотворцы по вопиющему невежеству вместо 10 дней (как положено для событий XVII века) прибавили к дате церковного праздника (22 октября) 13. Вот и получилось, что во всех учебниках войска Пожарского вошли в Москву 1 ноября, а годовщину этого события мы отмечаем 4-го. Абсурд? Да. Посмешище? Безусловно. Но в верноподданническом раже едросовская дума на такие «мелочи» не обращала внимания. Было велено быстренько проштамповать закон, — и проштамповали. Так и живём мы уже 7 лет, отмечая не известно что.

Праздник, которого нет

Мы уже поняли, что праздник выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но если годовщина Октябрьской Революции — это вполне понятная вещь, то чем пытаются его заменить сейчас? Иными словами, какой идеологией пытаются заменить идеологию советского государства?

«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру» — гласит одна из официальных формулировок. Политкорректность прямо-таки тошнотворная. Тут тебе и «россияне», и гражданский мир, и толерантный гимн многонациональному народу… И вот понеслось. То, что Кузьму Минина упорно именуют «этническим татарином» — ещё полбеды. Но почему на всех праздниках между батюшкой и муллой красуется раввин? Удивляет отсутствие ламы и шамана, но это, кажется, явление временное, появятся. Сказать о том, что в этот день русские (ну что поделать, исторические факты таковы, что именно русские, а не «многонациональный российский народ во главе с «единой Россией») выгнали из Москвы поляков, тоже слабо. С поляками ссориться нехорошо, мы им благодаря Путину теперь за Катынь по гроб жизни должны. Кого победили — лучше не напоминать. Кто победил — тоже сказать боязно. «Россияне разных вер победили недруга». Правительство боится напомнить и о том, что это в первую очередь русский праздник, до которого иным народам России дела нет.

Вот и получается, что интернациональный праздник 7-го ноября заменили национальным русским праздником 4-го ноября, обозвали это «днём единства» и теперь не знают, что делать с «профессиональными русскими», которые кроме политических провокаций больше ничем отметится не в состоянии. И шляются толпами в день единства карикатурные нацики, провозглашая лозунге о России пусть и в границах от Ладожского до Онежского озера, но зато белой и европейской.

Вот такое вот «единство» — не праздник, а постмодерн какой-то. И многонациональный народ России (который совсем не такой идиот, как властям хотелось бы) кретинизм этого праздника осознаёт прекрасно. А тот, кто не понимает этого сознанием, — тот «чует нутром».

Праздник, которого не будет

А что собственно за праздник? От кого освободили Минин и Пожарский Москву? Что это за такой «грозный недруг»? Это отнюдь не какое-то абстрактное зло, а вполне конкретная воровская боярская олигархия, захватившая страну, и рапродавшая её польским соседям. Причём приход к власти их был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Минин вместе с худородным князем Пожарским — очевидные смутьяны, «раскачиватили лодок» и противники «России, которую начинали поднимать с колен». Спасли страну и народ. Именно они, опасные «экстремисты», возглавляющие незаконные «банд-формирования» и спасли Россию от гибели, к которой привела её законная власть.

Конечно же, создатели праздника не ведали, что творили. Но аналогия между сегодняшнем режимом, уверенно ведущим страну к новой Смуте, и тогдашней компрадорской семибоярской ворократией,- более чем прозрачна.

Вот потому-то власть сегодня и стремиться вытравить суть праздника — спасение страны от врагов внутренних и внешних с помощью народного восстания. Этот глубинный смысл игриво подменяется невзрачным «днём народного единства». Приживётся ли такой праздник в народе? Конечно, нет.

Праздник, который будет

Как бы не относились к большевикам в разных кругах нашего общества (всё более разобщаемого такими вот «днями единства»), но у большевиков были настоящие праздники. Они вызывали ощущение сопричастности со всей страной, всем народом, всей историей своей страны, всей её индустриальной, духовной и интеллектуальной мощью. Красные праздники обладали мощным сакральным зарядом. Что дали взамен? Просто очередной выходной с непонятным названием, которое большинство «россиян» даже не помнит.

Уже сам факт этой подмены много говорит о большевиках, руководивших СССР с одной стороны и о временщиках, руководящих Россией сегодня с другой. У тех был сакральный праздник, у этих — выходной для лежания на диване. Теми двигала великая идея, идеология этих — нажива и личное благополучие. Те были вооружены мощной социальной теорией, эти руководствуются указаниями из-за рубежа и желаниями отчественного бизнеса, сросшегося с чиновничеством.

И вот именно таких, — воровавших и приведших к гибели своею страну, — и уничтожали «экстремисты» как в 1612 году, так и в 1917 году.

Мини с Пожарским не пошли бы в рядах семибоярщины под голубыми знамёнами 4-го. Их место в красной колонне 7-го ноября.

И как знать. Может быть, именно в этом году на демонстрации в честь 7-го ноября познакомятся мелкий бизнесмен Минин и отставной полковник Пожарский…

https://ria.ru/20221010/noyabr-1822919975.html

Как отдыхаем в ноябре: производственный календарь, выходные и праздники

Выходные и праздничные дни в ноябре 2022 в России: как отдыхаем официально

Как отдыхаем в ноябре: производственный календарь, выходные и праздники

В ноябре 2022 года граждан России ожидает только один государственный праздник — День народного единства, который пришел на смену привычному для старшего… РИА Новости, 11.10.2022

2022-10-10T18:24

2022-10-10T18:24

2022-10-11T11:21

россия

праздники

отдых

трудовой кодекс российской федерации (тк рф)

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147705/00/1477050054_0:294:3119:2048_1920x0_80_0_0_b5606654dde9383e3f69038602f28b31.jpg

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В ноябре 2022 года граждан России ожидает только один государственный праздник — День народного единства, который пришел на смену привычному для старшего поколения 7 ноября — годовщине Октябрьской революции. Как официально отдыхаем в ноябре, сколько на этот месяц выпадает выходных дней, нормы рабочего времени по производственному календарю, — в материале РИА Новости.Как отдыхаем в ноябреВ последнем месяце осени россиян, помимо традиционных выходных дней субботы и воскресенья, ожидает еще один дополнительный — 4 ноября, на который выпадает государственный праздник День народного единства, утвержденный правительством Российской Федерации в 2005 году.Выходные дниВ ноябре 2022 года из 30 календарных дней при пятидневной рабочей неделе будет 21 рабочий день, 8 выходных, 1 праздничный и 1 предпраздничный (сокращенный) день:Учитывая то, что праздник выпадает на пятницу, никаких переносов не будет, а предпраздничный рабочий день в четверг будет сокращен на 1 час (в соответствии со ст. 95 ТК РФ). Сокращение рабочего времени не касается непрерывно действующих организаций, медицинских учреждений, СМИ, общественного транспорта и других предприятий, у которых не позволяет специфика.День народного единстваДля россиян старшего возраста особым нерабочим днем в ноябре всегда было 7 число — День Великой Октябрьской социалистической революции. Праздник широко отмечался демонстрациями, концертами, военными парадами. Но 29 декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который вступил в силу 1 января 2005 года, «О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 «О днях воинской славы (победных днях) России», в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России, а статья 2 ФЗ № 32 была дополнена абзацем следующего содержания: «4 ноября — День народного единства». А в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», начиная с 2005 года день 7 ноября перестал быть выходным. Вместо него нерабочим стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.Этот праздник достаточно молодой, но уходит корнями в далекую историю и напоминает о важном историческом событии: освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия власть перешла в руки избранного Земским собором боярина Бориса Годунова. Но вскоре в стране начался кризис, получивший название Смутного времени. Большое количество самозванцев, выдававших себя за погибшего царевича Дмитрия, претендовало на трон, а польский король Сигизмунд III со своими войсками захватил значительную часть страны, и Москву в том числе. Власть в стране перешла к совету бояр, присягнувших на верность Сигизмунду. В 1612 году народное ополчение, в которое входили все сословия и народы, населявшие на тот момент государство, под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского взяло штурмом Китай-город, изгнало поляков и положило конец Смутному времени. Эта дата символизирует начало нового периода в истории страны, в 1613 году новый избранный царь Михаил Федорович Романов объявил 4 ноября Днем очищения Москвы от польских захватчиков, а в 1649 году этот день был объявлен церковно-государственным праздником.Название праздник получил благодаря тому, что в ополчении объединились все, независимо от возраста, пола, вероисповедания, положения в обществе и происхождения. В этот день в России проводятся массовые мероприятия, концерты, фестивали, бесплатные экскурсии и ярмарки.Производственный календарьПроизводственный календарь ежегодно утверждается правительством РФ и включает в себя информацию о рабочих, праздничных и выходных днях. Он необходим для бухгалтеров, персонала отдела кадров для расчета зарплаты и отпускных, простые сотрудники могут в соответствии с ним планировать отпуск, чтобы не потерять в оплате.Сколько рабочих днейВ ноябре 2022 года при пятидневной рабочей неделе 21 рабочий день .Норма рабочего времени в ноябреНормы рабочего времени отличаются в зависимости от того, по какой рабочей неделе трудится гражданин и регулируются статьями 91 ТК РФ, 92 ТК РФ:Когда выгодно взять отпуск в ноябреВыгодными в плане отпуска традиционно являются месяцы, в которых больше всего рабочих дней, так как сотрудники в этом случае меньше всего теряют в оплате. Ноябрь в 2022 году включает в себя 21 рабочий день — всего на один меньше, чем месяцы, в которых нет государственных праздников.

https://ria.ru/20121107/909769974.html

https://ria.ru/20220901/prazdniki-1813726758.html

https://ria.ru/20221010/sbor-1822297532.html

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/147705/00/1477050054_195:0:2926:2048_1920x0_80_0_0_f05ce2293eb6c5e27d16ae297dc489b3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, праздники, отдых, трудовой кодекс российской федерации (тк рф), общество

Россия, праздники, Отдых, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), Общество

  • Как отдыхаем в ноябре
  • Выходные дни
  • День народного единства
  • Производственный календарь
  • Сколько рабочих дней
  • Норма рабочего времени в ноябре
  • Когда выгодно взять отпуск в ноябре

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. В ноябре 2022 года граждан России ожидает только один государственный праздник — День народного единства, который пришел на смену привычному для старшего поколения 7 ноября — годовщине Октябрьской революции. Как официально отдыхаем в ноябре, сколько на этот месяц выпадает выходных дней, нормы рабочего времени по производственному календарю, — в материале РИА Новости.

Как отдыхаем в ноябре

В последнем месяце осени россиян, помимо традиционных выходных дней субботы и воскресенья, ожидает еще один дополнительный — 4 ноября, на который выпадает государственный праздник День народного единства, утвержденный правительством Российской Федерации в 2005 году.

Выходные дни

В ноябре 2022 года из 30 календарных дней при пятидневной рабочей неделе будет 21 рабочий день, 8 выходных, 1 праздничный и 1 предпраздничный (сокращенный) день:

  • 5, 12, 19 и 26 ноября – субботы;

  • 6, 13, 20 и 27 ноября – воскресенья;

  • 4 ноября — нерабочий день, благодаря Дню народного единства граждане нашей страны получат длинные выходные в этом месяце.

Учитывая то, что праздник выпадает на пятницу, никаких переносов не будет, а предпраздничный рабочий день в четверг будет сокращен на 1 час (в соответствии со ст. 95 ТК РФ). Сокращение рабочего времени не касается непрерывно действующих организаций, медицинских учреждений, СМИ, общественного транспорта и других предприятий, у которых не позволяет специфика.

День народного единства

Для россиян старшего возраста особым нерабочим днем в ноябре всегда было 7 число — День Великой Октябрьской социалистической революции. Праздник широко отмечался демонстрациями, концертами, военными парадами. Но 29 декабря 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, который вступил в силу 1 января 2005 года, «О внесении изменений в статью 1 ФЗ № 32 «О днях воинской славы (победных днях) России», в соответствии с которым 7 ноября стал Днем воинской славы России, а статья 2 ФЗ № 32 была дополнена абзацем следующего содержания: «4 ноября — День народного единства». А в соответствии с федеральным законом от 29 декабря 2004 года «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации», начиная с 2005 года день 7 ноября перестал быть выходным. Вместо него нерабочим стал День народного единства, отмечаемый 4 ноября.

Этот праздник достаточно молодой, но уходит корнями в далекую историю и напоминает о важном историческом событии: освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году.

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия власть перешла в руки избранного Земским собором боярина Бориса Годунова. Но вскоре в стране начался кризис, получивший название Смутного времени. Большое количество самозванцев, выдававших себя за погибшего царевича Дмитрия, претендовало на трон, а польский король Сигизмунд III со своими войсками захватил значительную часть страны, и Москву в том числе. Власть в стране перешла к совету бояр, присягнувших на верность Сигизмунду. В 1612 году народное ополчение, в которое входили все сословия и народы, населявшие на тот момент государство, под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского взяло штурмом Китай-город, изгнало поляков и положило конец Смутному времени. Эта дата символизирует начало нового периода в истории страны, в 1613 году новый избранный царь Михаил Федорович Романов объявил 4 ноября Днем очищения Москвы от польских захватчиков, а в 1649 году этот день был объявлен церковно-государственным праздником.

Название праздник получил благодаря тому, что в ополчении объединились все, независимо от возраста, пола, вероисповедания, положения в обществе и происхождения. В этот день в России проводятся массовые мероприятия, концерты, фестивали, бесплатные экскурсии и ярмарки.

Производственный календарь

Производственный календарь ежегодно утверждается правительством РФ и включает в себя информацию о рабочих, праздничных и выходных днях. Он необходим для бухгалтеров, персонала отдела кадров для расчета зарплаты и отпускных, простые сотрудники могут в соответствии с ним планировать отпуск, чтобы не потерять в оплате.

Сколько рабочих дней

В ноябре 2022 года при пятидневной рабочей неделе 21 рабочий день .

Норма рабочего времени в ноябре

Нормы рабочего времени отличаются в зависимости от того, по какой рабочей неделе трудится гражданин и регулируются статьями 91 ТК РФ, 92 ТК РФ:

  • при 40-часовой рабочей неделе она составляет 167 часов;

  • при 36-часовой рабочей неделе — 150.2 часа;

  • при 24-часовой рабочей неделе — 99.8 часа.

Когда выгодно взять отпуск в ноябре

Выгодными в плане отпуска традиционно являются месяцы, в которых больше всего рабочих дней, так как сотрудники в этом случае меньше всего теряют в оплате. Ноябрь в 2022 году включает в себя 21 рабочий день — всего на один меньше, чем месяцы, в которых нет государственных праздников.

Праздник День народного единства посвящен освобождению Москвы от иноземных оккупантов около 1612 года, но по опросам, только половина россиян знает его значение для страны.

Каждый мыслящий гражданин РФ понимает — 4 ноября стало альтернативой 7 ноября, чтобы искоренить в сознании народа достижения социалистического строя, после уничтожения СССР.

История 7 ноября – празднование Октябрьской революции

Государственный праздник в начале ноября просто стал частью русской традиции еще с советских времен. До 1991 года 7 ноября отмечали один из важнейших коммунистических праздников: годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года. Торжества были помпезными, с парадами, демонстрациями и выступлениями высшего партийного руководства с трибуны Мавзолея Владимира Ильича Ленина — лидера большевиков.

По всей стране проходили праздничные мероприятия с концертами и застольями. 7 Ноября, это был настоящий и поистине всенародный праздник, понятный даже детям. После развала СССР новые недоделанные буржуи с этим покончили.

Думы окаянных реформаторов

Через пять лет после распада СССР первый президент России Борис Ельцин вновь объявил 7 ноября государственным праздником. В период с 1996 по 2004 год в этот день отмечался День согласия и мира. Однако натурализовать новый праздник не удалось, слишком прочно укоренилась дата в коммунистической традиции. Сыграла здесь роль и безграмотность власти в отношении культуры. Чтобы праздник был — нужны веские объединяющие причины, традиции, ритуалы и цели. Цель была, но в остальном — ноль.

Праздник Великой Октябрьской Социалистической революции 7 ноября

Годовщина революции 1917 года была отмечалась с размахом: на фото Красная площать

«День трагического раздела России — 7 ноября — не мог стать днем ​​единства и мира», — заявил Российский межконфессиональный союз в обращении к парламенту страны в 2004 году. Поэтому представители традиционных конфессий предложили учредить 4 ноября, как День национального единства. Депутаты согласились, и так русский народ впервые отпраздновал свое единство в 2005 году.

Сомнительная слава смутного времени

После того, как прервалась династия Рюриковичей в 1598 году для России наступили тяжелые времена. Московское государство было разделено. Бояре, тогдашняя дворянская и чиновничья элита, боролись за власть – против мошенников, провозгласивших себя преемниками Рюриковичей. Страна была разорена, природные катаклизмы влияли на урожай, люди голодали, разрослось число разбойничьих шаек, в дворянстве начались распри. Эпоха вошла в русскую историю как «Смутное время«.

Смутное время остановили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Красная площадь в Москве с памятником Минину и Пожарскому: около 1870 года

Вторжение польских и шведских войск еще более осложнило ситуацию. Московские бояре позволили полякам вторгнуться в Москву и признали польского князя Владислава новым русским царем. Только в ноябре 1612 года народное восстание под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина смогло после тяжелых боев изгнать завоевателей. Через год на российский престол взошел первый царь из династии Романовых.

«Тогда, в XVII веке, люди разных вероисповеданий, национальностей и сословий объединились, чтобы освободить свое Отечество от иноземных захватчиков», — сказал в 2006 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексей II. Народ перед суровым испытанием встал плечом к плечу, говорят сторонники праздника. На самом деле история того самого Смутного времени очень туманна, в отличии от той же революции 1917 года. Мы не знаем о чем думали и что действительно переживали наши предки — летопись тех событий, это всего лишь придворная журналистика, не более. Кроме того, политологи сделали свое дело и теперь слава «Смутного времени» заиграла новыми красками, в «единстве помыслов и дел».

Хорошее дело — прогнать захватчиков московского трона, но что-то никто не озвучивает следствие прихода к власти династии Романовых в 1613 году, после событий 4 ноября 1612 года. Русский историк, социолог, публицист Андрей Ильич Фурсов напоминает в своем блоге на ДЗЕН:

«Самодержавно-крепостнический строй начинался с закрепощения всего общества на службу центральной власти. Обычно говорят, что в 1649 году власть закрепостила крестьянство. Это половина правды — закрепощено было все общество, в том числе и дворянство. Наиболее последовательно было закрепощено посадское население. Согласно указу 1658 года посадский человек, который без разрешения менял место жительства, подлежал смертной казни. Затем в 1762 году власть отпускает дворянство, оно имеет право не служить. В 1861 году отпускается крестьянство и начинается смута».

Так от смуты к смуте и живет Россия и ее многострадальный народ всех поколений.

Праздник День народного единства со слабой идентификацией

Сценарии на День народного единства России

Ежегодно в этот день Президент России возлагает венок к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. Помимо митингов проходят и крестные ходы: 4 ноября совпадает с православным праздником Казанской иконы Божией Матери, который празднуется весьма и весьма скромно, на уровне литии. Это странно для страны, где православие — главенствующая религия, при всем уважении к остальным конфессиям.

В регионах 4 ноября обычно проходят платные и бесплатные концерты, церемонии награждения земляков, за различные достижения. Деятели искусства пока равнодушны к теме смуты, за исключением художников.

Заглядывая правде в глаза День народного единства и другие новоиспеченные праздники, такие как День России или День флага РФ особой популярностью у народа не пользуются. Согласно опросу Левада-центра 2015 года, 45 процентов россиян даже не знают правильного названия праздника. А опрос портала Superjob показал, что 47% опрошенных просто считают 4 ноября выходным днем, не связывая его с исторической датой.

Нужно добавить, что праздник без застолья неполноценен, а поднимать бокал за Минина и Пожарского никто пока не собирается, в отличии от 7 ноября. Ведь и сейчас большое число поколения СССР говорят тосты в этот день.

Любой грамотный работник культуры объясняет непонимание Дня народного единства тем, что в России пока не сложились традиции, связанные с Днем народного единства. Их и не будет никогда! Слишком далека история, которая не более чем предание. Для большинства события XVII века были чем-то далеким, непонятным и незначительным — в отличие, например, от Великой Отечественной войны и событий, связных с Великой Октябрьской Социалистической революции.

У праздника до сих пор нет идентичности. По большей части он воспринимается как замена советскому 7 ноября и как простой выходной и это правда. Возможно, что со временем это может измениться, но на это потребуются десятилетия.

© ПАСПЕР

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ


Как День революции заменили Днём народного единства

Жители страны старшего поколения помнят главный праздник СССР – 7 ноября. Но с 2005 года в России этот праздник заменили другой «красной датой» – Днём народного единства. Жизнеспособен ли этот праздник в народной памяти?

До 1991 года день 7 ноября был главным праздником СССР и носил название — День Великой Октябрьской социалистической революции. Это был действительно сакральный праздник, объединявший все 15 республик. Многомиллионная страна по всем городам выходила на демонстрации. Это был их, настоящий праздник. Праздник трудящихся, в революционной борьбе против царизма и западных интервентов, создавших новое, передовое, невиданное до тех пор, государство.

С развалом Союза 7 ноября упразднили, как чуждый и даже враждебный новому режиму праздник. Но в народной памяти 7 ноября был и остается настоящим праздником, а 4 ноября – обычным выходным со смутным смыслом.

Есть мнение, что праздник 4 ноября был выдуман наскоро, лишь бы заменить 7 ноября. Но только создатели праздника не ведали, что творили, ведь День народного единства – по смыслу идентичен празднику 7 ноября.

На вопрос «А что празднуем в День народного единства», люди, в лучшем случае, повторяют официальные формулировки. В повседневной реальности народ не видит никакого единства: чудовищное расслоение общества, рост цен, антинародные законы. Но официальная пропаганда повторяет общие мантры про то, что надо объединиться, сплотиться, как наши предки против лютого недруга. Хорошо. Давайте же вникнем в смысл событий Смутного времени — праздник действительно знаковый. Что же произошло в конце октября-начале ноября 1612 года?

Страну захватила воровская боярская олигархия, распродавшая наши земли польским соседям. Причём приход их к власти был абсолютно легитимен с точки зрения права. И поляки сидели в Кремле абсолютно законно, и польский королевич Владислав (уже ставший законным русским государем) собирался выехать в свою новую страну под аплодисменты московского боярства. В конце Смутного Времени казалось, что гибель России уже неизбежна. И лишь простой мужик Козьма Минин вместе с худородным князем Дмитрием Пожарским — объединили народ, собрали ополчение и выбили оккупантов из столицы.

Кое-кто считает, что Смутное время 400 лет назад аналогично Новой смуте, сегодняшней.

Вот что пишет Мария Шукшина в своем телеграмм-канале:

«Вопрос: Нужно ли современной власти объяснять смысл праздника 4го ноября? Вот для власти это нужно?

Для нас это нужно, а для власти это не нужно. Вот поэтому и не происходит никакого объяснения этого праздника. Потому что эти три слова, три категории: смута, ополчение и государственность, когда они сходятся вместе, это я думаю, опасная вещь для тех, кто называется ТНК или ОПГ (Транснациональная компания или организованная преступная группировка). Когда мы начинаем понимать эти три категории: ополчение, смута и государственность — для них это опасно.

Вот ответ на вопрос: я считаю, что к смыслу этого праздника надо постоянно возвращаться, и дай Бог нам к 21году хотя бы внутри себя осознать, что это такое, с каких высот и с какой древности к нам спустился, как подарок,  такой праздник замечательный. Когда  Ополчение, созданное Мининым и Пожарским, победило Смуту и послужило восстановлению Государственности, которая была утрачена в смутное время.

Мы сейчас тоже живем в СМУТНОЕ ВРЕМЯ (и неважно — русские с поляками, русские с русскими, поляки с поляками… все это тогда тоже было), потому что есть группы, которые противозаконными методами борются за свои финансовые интересы и не видно силы, которая может их унять. Резня идет такая же, как 409 лет назад, только формы другие и оружие другое ( не вилы, топоры, мечи, а ручка, бумага и Конституция). И поэтому перед нами стоит та же задача, что и перед нашими предками 409 лет назад — надо ополчаться. Ополчение — это объединение на профессиональной основе людей верующих или сочувствующих, которые мыслят государственно. Есть такой стиль МЫШЛЕНИЯ — ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Оно проявляется в том, что ты находишь среди множества людей, бродящих в округе, борящихся за своё выживание, тех людей, которые способны на совместные действия по спасению, защите и сохранению Отечества, зачастую ценой своей собственной жизни.

Есть ли сейчас ополчение?

Вот я мыслю себя, как ополченец. И наши Круглые Столы, которые я собираю в эпоху информационной, ментальной войны — это тоже ОПОЛЧЕНИЕ (не путать с революцией).

Ну, а дальше это работает так, как сказано святыми: Вокруг одного верующего тысячи спасутся.

С Праздником, дорогие наши единомышленники! Сим победиши».

Второй год Россия не отмечает 7 ноября годовщину большевистской революции 1917 года, позднее переименованную Б. Ельциным в День согласия и примирения. Вместо него указом президента России с 2005 года учрежден новый праздник — День народного единства, отмечаемый 4 ноября. В этот день в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось перед чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери. Вскоре ополчение выбило поляков из Китай-города и Кремля, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках. В 1630-е годы князь Пожарский воздвиг на Красной площади храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX века храм был уничтожен, а в 90-е восстановлен. Чудотворный образ хранится сейчас в Богоявленском соборе Москвы. В память этих событий РПЦ отмечает 4 ноября день Казанской иконы Божией Матери. Мало кому известно, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником.

Это самый молодой государственный праздник России, хотя исторический повод для его возникновения довольно древний. День 4 ноября 1612 года знаменовал окончание в стране Смутного времени. Указ об учреждении Дня народного единства в 2005 году продолжает историческую аналогию. Но насколько актуальна для нас победа, которую Россия одержала в XVII веке? И какое единство мы можем праздновать сегодня?

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ, доктор исторических наук, депутат Государственной думы РФ:
— Смысл праздника, к сожалению, искажен. Я считаю, что «победа над поляками» — неправильная интерпретация праздника, слишком много им чести. Если обратиться к истории, первоначально вопрос стоял так: в те времена нужно было восстановить суверенитет русского государства после внутренних междоусобиц и смуты. А европейцы и иностранцы (в том числе поляки) всегда смотрели на Россию как на лакомый кусок.
Праздновать надо не победу над поляками, а восстановление русской государственности, преодоление снизу распада страны (пример подлинной демократии), а также единство русского государства, освященного Богом. Но с этой точки зрения наш народ еще не готов праздновать это событие. Поэтому многие смеются над этим праздником, не понимая его сути.

Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии:
— 4 ноября — это дважды двойной праздник. Во-первых, событие, которое мы в этот день вспоминаем, носило всенародный, церковно-гражданский характер. Это был день исторического единства нашего народа, когда была перевернута одна из трагических страниц его жизни. Во-вторых, радостно, что его установление отменило 7 Ноября — «праздник» крови и народных страданий.

Анатолий СМИРНОВ, доктор исторических наук, профессор:
— День 4 ноября – праздник Казанской иконы Божией Матери — не только знаменует окончание Смутного времени, но и подчеркивает ведущую роль Церкви в преодолении Смуты. Смута — не просто кризис государственности, это помутнение разума, ведущее к сомнению во всем и в конечном итоге к потере смысла жизни. Надо подчеркнуть, что государственность в XVII веке разрушили верхи, передравшиеся между собой за власть (Годунов, Шуйский, Романовы), изменившие России (печально знаменитая Семибоярщина), а восстановление государственности и избрание новой династии произошло по инициативе народа, снизу. Другие сословия поддержали инициативу — всенародное движение возглавили князь Пожарский и представитель городского населения Минин. Это движение созвало Земский собор (в старину он назывался Совет всея Русской Земли), на котором были представлены все сословия, все грады, веси и земли. Именно Совет всея Русской Земли создал правительство, а потом на нем была избрана новая династия. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков и их прихвостней участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. В этом смысле символична фигура Козьмы Минина — этнического татарина, но обрусевшего, кряшена (православного), за которым пошли многие татары. Здесь мы опять же видим ведущую роль Православной Церкви как объединяющей силы. Мы тогда были с Богом, поэтому Бог и помог нам спасти Русь, преодолеть Смуту. Вспомним героическую защиту монастырей (особенно Лавры и Псково-Печерского монастыря), которые были очагами народного сопротивления, подвиг святителя Гермогена. И Карамзин подчеркивал, что именно вера сыграла решающую роль в преодолении Смуты. А в наше время, мне кажется, эти моменты не всегда подчеркивают. В результате нет понимания, что Русь создана Богом. Пока мы были крепки в вере, сами преодолевали все кризисы. В этом главный урок нашей истории — без крепости в вере не будет крепкой русской державы, без возрождения Церкви невозможно восстановление России.

Марина ЖУРИНСКАЯ, главный редактор журнала «Альфа и Омега»:
— В нашей семье мы приветствовали этот молодой праздник, потому что особо почитаем Казанскую икону Божией Матери. Хорошо бы, чтобы этот день стал днем православного миссионерства, а не митингового напряжения.

Подготовили Леонид ВИНОГРАДОВ, Мария ВЛАДИМИРОВА, Станислав ВЕЛИЧКО

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября актуальность праздника
  • 4 ноября 2019 какой православный праздник
  • 4 ноября 2017 церковный праздник
  • 4 ноября 2017 года какой праздник
  • 4 ноября 2014 какой праздник