4 ноября искусственный праздник

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Празднику уже 12 лет, однако объединить страну и ее жителей, судя по всему, он так и не смог

Идея праздника на первый взгляд несла в себе благой посыл. Российский народ был разъединен распадом Советского Союза и «лихими 90-ми», его срочно нужно было объединять. Но только на базе чего?

Советские достижения для либералов и демократов во власти неприемлемы по определению. Фундаментом для объединения они стать не могли. Приход в Кремль силовика и государственника Владимира Путина не сильно сменил вектор по отношению к коммунистическому прошлому. Особенно к дате 7 ноября – дню, когда началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Как бы к ней ни относились, более 70 лет для сотен миллионов людей революция была символом масштабных преобразований не только в нашей стране, но и во всем мире. И именно от этого символа решено было избавиться.

В сентябре 2004 года с идей установить новый праздник 4 ноября выступил Межрелигиозный совет России. В заявлении организации говорилось, что в 1612 году «неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения» позволил сплотиться всем гражданам нашей страны, «независимо от происхождения, веры и положения в обществе». Единство народа сыграло особую роль в судьбе России: народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским изгнало поляков из Московского кремля.

Идею поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий II и лидеры «Единой России». Против выступила Компартия Российской Федерации. В декабре того же года президент Владимир Путин принял решение сделать День народного единства государственным праздником.

«Это была попытка заменить праздник разделения на белых и красных (7 ноября) на праздник примирения (4 ноября). Без связи с Днем революции появление Дня народного единства сложно понять», — подтверждает «Шторму» директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.

Впервые новый праздник страна отметила в 2005 году. И уже тогда его перехватили националисты.

Фото: © Агентство Москва
Фото: © Агентство Москва

«Единство» русских

Первый «Русский марш» провели 12 лет назад. Власти его не санкционировали, потому сотни пришедших на мероприятие тут же попали в отделения милиции. Интересно, что тогда в совет «марша» входили такие известные уже экс-депутаты Госдумы, как Дмитрий Рогозин, Виктор Алкснис, Николай Курьянович и Андрей Савельев.

Впоследствии с переменным успехом националистам удавалось согласовывать свои мероприятия в День народного единства. Они видели его как всенародное торжество, заявляли о национальном единстве России. Основными требованиями были «содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан», «защита зарубежных соотечественников», «борьба с нелегальной иммиграцией».

Властями, а по слухам самим Владиславом Сурковым (заместитель руководителя администрации президента РФ в 1999-2008 годах. – Примеч. «Шторма»), праздник был создан для того, чтобы выбить повестку дня у коммунистов. 7 ноября для левых был днем ежегодного осмотра своих сил, рассказывает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

«Однако Кремль не смог внятно продумать концепцию 4 ноября, и праздник приватизировали националисты. Поскольку националисты в России сейчас в тупике и упадке, не являются больше серьезной политической силой, праздник остался бесхозным. Большинство жителей воспринимают его как лишний выходной. Концептуального наполнения он так и не получил», — говорит политолог.

Националистическое движение в России раскололи события 2014 года – переворот на Украине и присоединение Крыма. Кто-то выступил за, кто-то против. В этом году националисты проводят два «Русских марша» в День народного единства. Один из них – на Октябрьском поле, его организует участник первого марша Андрей Савельев, который возглавляет партию «Великая Россия». Второе мероприятие – традиционный «Русский марш» в Люблине, организатором выступила «Новая оппозиция». 

На шествии будут представлены десятки организаций. В их числе: «Новая оппозиция», «Новая правая альтернатива», Комитет «Нация и Свобода», «Черный блок» и Партия националистов. С властями Москвы согласовано участие до 10 тысяч человек.

«Мы должны быть едины. Топоры войны надо закопать хотя бы на один день, чтобы наша борьба привела к объединению. Мы должны держать себя в руках, не переходя на драки и оскорбления. Если мы покажем, что не можем договариваться, то кто за нами последует?» — делится мыслями пресс-секретарь «НО» Роман Ковалев.

Политик рассказывает, что не против участия в марше людей любых взглядов и национальностей. По мнению Романова, «любой народ, представленный в России, имеет право участвовать в «Русском марше», и мы их к этому призываем. Если захотят прийти представители других идеологических течений – пусть приходят».

Однако представители других идеологических течений на призыв принять участие в традиционном националистическом шествии не откликаются. Более того – у многих участников общественно-политических процессов в стране нет понимания праздника, который все они называют «искусственным».

Фото: © Агентство Москва
Фото: © Агентство Москва

Красный день календаря

КПРФ была единственной фракций в Государственной думе, которая в 2004 году проголосовала против принятия законопроекта об установлении Дня народного единства как госпраздника.

Кандидат исторических наук, секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков рассказал «Шторму», что коммунисты рассматривали в одной связке отмену государственного праздника 7 ноября и введение новой даты в календаре россиян.

«Это попытка затушевать значение Великой Октябрьской социалистической революции. Как историк могу сказать, что обоснования под датой 4 ноября достаточно слабые. Ничего кроме известного религиозного праздника (День Казанской иконы Божией Матери. — Примеч. «Шторма») здесь на ум не приходит. Попытка связать День народного единства с освобождением Москвы от поляков в ходе русской Смуты – они выводят нас на дату 6-7 ноября, но никак не 4-е», — говорит коммунист.

Принимать участие в общегосударственных мероприятиях в День народного единства КПРФ не собирается. В эти дни Компартия отмечает столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Праздничные мероприятия начались в Санкт-Петербурге 2 ноября с открытия 19-й международной встречи коммунистических и рабочих партий в Таврическом дворце. На встречу приехали сотни делегатов из более чем 130 партий и левых движений.

«Попытку заместить праздник 7 ноября Днем народного единства нельзя считать успешной, — считает Михаил Костриков. — Даже официозные соцопросы показывают, что люди помнят о революции и отнюдь не все считают это событие отрицательным».

Октябрьская революция оказалась путевкой в жизнь для тех, кто в условии сословного общества Российской империи никогда не смог бы подняться выше той планки, которая была предначертана ему классовыми ограничениями. Коммунисты считают, что ключевая проблема современности – глубокий социальный раскол. В свое время именно эта проблема и погубила Российскую империю.

«Народное единство до некоторой степени сегодня звучит, как издевка. Многих людей возмущает вопиющая несправедливость. Де-факто у нас восстановлен сословный строй. Законодательство работает по-разному в зависимости от имущественного достатка человека», — отмечает секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков и призывает власти пересмотреть социально-экономические отношения, которые сложились в обществе.

Фото: © Агентство Москва
Фото: © Агентство Москва

Вместе с властью

Либерал-демократы ко Дню народного единства относятся иначе. Заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов рассказал «Шторму», что хоть отдельных акций 4 ноября они проводить и не будут, однако примут участие в общих мероприятиях, организованных Общественной палатой в Москве. В частности – запланирован митинг-концерт «Россия объединяет!» на стадионе Лужники.

«Народ объединился под гнетом внешнего давления и отбил нападки, продемонстрировав, что социальные, национальные, религиозные принадлежности – не главное, есть другие объединяющие вещи. Прежде всего – вопросы безопасности страны, любви к своей родине, к ее истории, традициям и культуре», — сообщил Нилов и добавил, что несмотря на подвиги предков, «в повседневной жизни единство отсутствует».

«Разрыв между богатыми и бедными, элитами и гражданами, правоохранительной системой и теми, чьи права система должна защищать. Да, несправедливости много. Идеализировать, конечно, не надо», — считает политик.

Квазипраздник

В третьей парламентской партии – «Справедливой России» – ко Дню народного единства отношение неоднозначное. Да, справороссы будут принимать участие в общегосударственных мероприятиях, но в добровольном порядке.

«У меня позиция отличается от общепартийной. Я не считаю этот праздник праздником, он довольно искусственный. Таких событий, как освобождение от поляков, довольно много было — почему мы должны праздновать то, что было 300 лет назад?! И 4 ноября, и 12 июня (День России, до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. – Примеч. «Шторма») – они больше разделяют нацию, чем объединяют», — рассказал «Шторму» член президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия», депутат Госдумы Михаил Емельянов.

Политик считает, что «крымский консенсус» ненадолго смог напомнить народу России о единстве, и конъюнктурный праздник 4 ноября на время обрел новый смысл. Однако систематической работы по культивированию общих ценностей в России не ведется.

«Мы, как партия социалистической ориентации, будем отмечать 7 ноября. В Петербурге большое мероприятие с участием Сергея Миронова. Акцент будет сделан на столетии революции», — отметил депутат Емельянов и призвал отказаться от таких «квазипраздников», как День народного единства.

По его мнению, лучше добавить дополнительный выходной к Дню Победы — 9 Мая, который действительно объединяет наш народ.

Фото: © Агентство Москва
Фото: © Агентство Москва

Объединение с «собачками Сечина»

Помимо парламентских партий в адекватности праздника, призванного объединить жителей России, сомневаются и представители двух крупнейших конфессий нашей страны – православия и ислама.

Протодиакон Андрей Кураев солидарен с левыми депутатами в том, что День народного единства создан искусственно. По мнению религиозного деятеля, праздник, который претендует на то, чтобы стать главным в нашем многонациональном государстве, стал «безнадежно провинциальным».

«Когда днем национальной гордости является день изгнания поляков из Москвы – это означает, что мы до сих пор играем в третьей лиге европейской политики. Бодаться с Польшей – очень странно. В истории нашего Отечества были гораздо более серьезные победы… Понятно, что 4 ноября – это День Казанской иконы Божией Матери, православный церковный праздник. А когда говорят, что это праздник всех этносов, еще и мусульманства в том числе – это выглядит несколько странно», — рассуждает Кураев.

Вслед за коммунистами протодиакон подтверждает, что с праздничной датой действительно имеется прямая историческая подтасовка. По забавному стечению обстоятельств, Московский кремль поляки оставили только 7 ноября 1612 года. Но властям России не хотелось сохранять эту дату в памяти народа, пусть даже и переименованную. Так и появилась дата 4 ноября. Не появилось только главное – народного единства.

«Объединяться с собачками Сечина не вызывает перспективы большого воодушевления. Но беда в том, что пропаганда о единении рассчитана не на олигархов, а на бедных людей. По видимости – призыв общенациональный, миротворческий, а по сути – это классовая пропасть. Тот, кто забрался на вершину горы, всегда призывает к стабильности, что означает – оставьте меня на этой вершине», — заключает Кураев.

С мнением православного деятеля отчасти соглашается и представитель ислама. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов затруднился ответить на вопрос: «Что может послужить сегодня объединением для россиян?»

«Раньше единство было на основе благоденствия, были хорошие экономические показатели. А сейчас… В Татарстане очень бурно и болезненно обсуждаются вопросы татарского языка. Есть и другие больные точки. Надо определиться – а кто есть народ? Был советский народ, а сейчас – российский. А что это такое, о каком народе идет речь – мы так и не поняли», — недоумевает имам.

4 ноября — все-таки церковно-христианский праздник, который к освобождению Кремля от поляков и тем более к народному единству не имеет никакого отношения, считает Дамир Мухетдинов.

«Политтехнологи пытаются конструировать российскую гражданственность. Но когда это происходит не по воле народа – люди не понимают, зачем все это и что мы отмечаем… У мусульман, слава Богу, Пророк обозначил два праздника – Курбан-байрам, Ураза-байрам. Ну и пятница. Поэтому у нас праздник каждую неделю, слава тебе Господи».


Отношения между федеральным центром и татарскими элитами обостряются ускоренными темпами. Попытки Казани отстоять государственность не устраивают Москву и приводят к борьбе элит
31 октября 2017

Dailystorm - «Национально озабоченные». Зачем власти Татарстана вступили в конфликт с Кремлем

Народные думы

Людей объединяет прежде всего язык, культура, история, общая территория. Такие выводы можно сделать исходя из опросов фокус-групп и интервью, проводимых «Левада-центром». Об этом рассказал «Шторму» специалист в области политических наук, социолог Степан Гончаров.

«Когда нашим гражданам задаешь вопрос «Что вас объединяет?» — они уходят от прямых ответов и разбрасываются банальностями. Да, люди себя чувствуют гражданами единого государства. Но если мы начинаем говорить о проблемах, которые людей волнуют, то выясняется, что они не чувствуют солидарности с другими социальными группами, существующими в России», — говорит Гончаров.

В конце июня глава Счетной палаты Татьяна Голикова представила данные за первый квартал 2017 года. Оказалось, что бедных в России — 22 миллиона человек, на два миллиона больше, чем в прошлом году. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что таковых на самом деле еще больше, ибо статистика говорит только о цифрах, а самоощущение людей гораздо хуже.

При этом россиян, чье состояние превысило миллион долларов, по итогам 2016-го оказалось больше на 20%. Их число составило 182 тысячи человек. Такие данные привели эксперты финансовой компании Capgemini в докладе World Wealth Report.

«Есть страх нестабильности. Люди думают: «А что если наше государство ослабеет? Богатые опять начнут грабить бедных, национальные республики покинут Россию, — продолжает социолог «Левада-центра» Степан Гончаров. — Нет уверенности в завтрашнем дне. Нет ощущения того, что все мы живем вместе по своей воле и нам нужно быть вместе. Есть страх, что страна может развалиться. Все это говорит о том, что у людей нет чувства единения».


Президент Владимир Путин признал социальное расслоение одной из главных проблем российского общества
5 октября 2017

Dailystorm - Бедные беднеют, богатые богатеют: кто виноват?

Что делать?

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что как символ объединения День народного единства все-таки должен быть. Для современной России этот праздник является вынужденным, таким образом страна определяет свою государственность.

«Символическое значение 4 ноября будет понятно (если будет) только со временем, когда люди к нему привыкнут, когда он станет символом определенного отношения к жизни. А вот сумеет ли стать – это зависит уже не от власти, а от восприятия людей», — рассуждает политолог.

По мнению Журавлева, люди должны помнить не только о том, что их разъединяет, но и о том, что их объединяет.

«Есть бедные и богатые, и Путин, и социальные проблемы, противоречия – все это, мягко говоря, не рассосалось. Но что-то общее у людей все равно должно быть».

«Хорошо было бы, если бы объединяющим новым праздником был День социальной солидарности, — добавляет Директор Центра политологических исследований Финуниверситета при правительстве РФ Павел Салин. — Но в современной России это невозможно – и по субъективным причинам это власти не нужно. И по объективным – слишком велика разница между слоями населения. Власти надо в этом направлении работать».

У российского общества должны быть механизмы контроля над политическими элитами. Все-таки главная проблема современности – разрыв между разными социальными группами населения. Никакие искусственные праздники вроде Дня народного единства никогда не смогут объединить в экстазе бедных и богатых. Только лишь преодолев эту социально-экономическую пропасть, страна сможет рассчитывать на единое будущее без потрясений.

4 ноября Россия отмечает День народного единства — праздник, посвященный освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году. Де-факто его миссия — нейтрализация 7 ноября, «красного дня» торжеств Октябрьской революции 1917 года. О подоплеке и особенностях праздника рассказывает депутат Госдумы от КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.

— Как и все новоделы, праздник не понятный: он не имеет реального отношения ни к истории, ни к победам нашей страны. Дата 4 ноября приурочена к Дню Казанской иконы Божией Матери — и это любимый народом праздник.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым взяли штурмом Китай-город и изгнали из Москвы польских захватчиков. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания и освящала монархическую идею. Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен церковно-государственным праздником в России. Но сейчас-то какая монархическая идея?!

И что такое День народного единства в нынешнем конкретном смысле? Сама дата к истории не имеет отношения, потому что Москву освободили от польских интервентов и «Семибоярщины» 7 ноября. Поэтому если делать кальку, то

Подлинный День народного единства — 7 ноября! Потому что и Москву, на самом деле, освободили от польских интервентов и «Семибоярщины» именно 7 ноября! Кстати, до 2005 года единороссы и власть предержащие 7 ноября исправно ходили и возлагали цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Москве, а коммунисты торжественно отмечали День Великой Октябрьской социалистической революции. Все проходило мирно, дружно, торжественно. Потом демиург современной демократии господин Сурков решил развести эти два праздника.

«СП»: — Нынешний праздник увязывают с окончанием Смутного времени на Руси в 1613 году. Параллели напрашиваются?

— Это у нас сейчас новое Смутное время — что бы нам не говорили про эпоху стабильности и здорового консерватизма. В 1991-м произошел государственный переворот, в результате которого Россия оказалась отброшенной от содержательного проекта современного развития. А нынешняя власть, устроившись внутри золотого миллиарда, пытается искать свою нишу выживания. На деле, мы видим обанкротивший капиталистический проект.

«СП»: — В свое время народ был особенно недоволен тем, что 7 ноября стало рабочим днем…

— Да, 63% россиян выразили недовольство отменой 7 ноября как праздничного дня. И социология показывает, что и сегодня довольно значительная часть общества поддерживает идею возвращения 7 ноября статус полноценного праздника. Думаю, эти настроения будут только нарастать — по мере увеличения социального неравенства и роста требований установить власть от народа.

«СП»: — Официоз часто говорит, что праздник 4 ноября «сплотил народы». Так и хочется уточнить: если и сплотил, то в неприятии, в отторжении этого праздника. Вы согласны?

— Народы сплотила советская власть, продолжая традиции «Совета всея земли» 1612 года, который стал прообразом Советов, возникших в 1917 году. Сплочение было против эксплуататоров и тех, кто в своих интересах поддерживал зарубежных интервентов.

Сегодня за единение народов выступает КПРФ — хотя бы для того, чтобы избавиться от диктата капиталистов. Когда человек человеку «друг, товарищ и брат» — это позволяет буржуазный эгоцентричный мусор оставить на свалке истории.

Не может быть народного единства между грабителями и ограбленными. 4 ноября — это День фейкового, ложного единства, самый искусственный праздник в стране. Какое народное единство может быть у класса трудящихся и у тех, кто их эксплуатирует, так называемым классом эффективных собственников?! Несмотря на любые басни о скрепах, мы должны понимать: чем сильнее будут усугубляться противоречия между владельцами средств производства и эксплуатируемыми массами, тем сильнее в обществе, на самых разных уровнях, будут вспыхивать очаги недовольства со стороны трудящихся.

«СП»: — Что бы Вы сказали тем, кто празднует 4 ноября?

— Праздник, дарованный властью, и есть само олицетворение этой власти. Пройдет ее время, завершатся и фейковые торжества.

Последние 16 лет, с 2004 года, в России сложилась традиция ежегодно 4 ноября отмечать День народного единства. В этот день по всей стране проходят праздничные концерты, массовые гуляния и другие развлекательные мероприятия. Официально 4 ноября считается нерабочим днем, что очень радует наших граждан. В этом году ко всем праздничным хлопотам добавляются защитные маски и другие меры предосторожности, связанные с пандемией коронавируса.

На календаре дата отмечена красным цветом. Как говорили раньше, «7 ноября – красный день календаря», только теперь празднуют не 7-е, а 4 ноября.

И хотя праздник отмечается уже более полутора десятилетий, еще не все в нашей стране знают, чему он посвящен.

Собственно, День народного единства символизирует сплоченность и единство российского народа, обеспечивающие стране благополучие и процветание. В этот день в 1612 году народное ополчение, куда вошли представители разных национальностей, сословий и вероисповеданий, освободило Москву от польских захватчиков и отстояло независимость России. Ополченцев возглавили земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, памятник которым можно наблюдать на Красной площади возле собора Василия Блаженного.

И сегодня, как и тогда, мир, сплоченность и согласие между гражданами России всех национальностей, политических и религиозных взглядов способны совершать чудо и привести Россию к могуществу и процветанию. Поэтому редакция «Военного обозрения» призывает всех россиян поздравить друг друга с этим великим праздником – Днем народного единства.

4 ноября в России отмечают молодой праздник, связанный с событиями настолько далёких дней, что немногие граждане могут рассказать о его сути. Речь о Дне народного единства, который большинство людей по-прежнему воспринимают просто как дополнительный выходной день, не вкладывая в него ни смысла, ни чувств. «Родина на Неве» обратилась к экспертам с вопросом, в чём идея праздника и есть ли по факту в стране то самое народное единство, которому это праздник посвящён.

До коронавирусных ограничений шествия в День народного единства собирали много людей, хотя вопрос, было ли это искренним проявлением чувства единения или просто работой массовки, открытый

День народного единства — государственный праздник, который в России отмечают с 2005 года. Он является официальным выходным днём. Считается, что 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Это событие стало завершением Смутного времени в России. После освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя — представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

До революции эту дату отмечали как День очищения Москвы от польских интервентов . Русская православная церковь 4 ноября чтит память Казанской иконы Божией Матери — под покровительством этой иконы ополчение шло освобождать Москву. В советские годы дату 4 ноября не отмечали. Красным днём календаря в этот период было 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. В новой истории 7 ноября имеет лишь статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года. А официальным праздником сейчас является День народного единства.

Очевидно, что народным праздником четвёртое ноября не стало. Его воспринимают как дополнительный выходной день. По просьбе «Родины на Неве» политологи объяснили, почему отношение к новому празднику настолько индифферентное, а также поделились мнением, есть ли в России народное единство и что вообще вкладывается в это понятие.

Директор Института современного государственного развития, политолог Дмитрий Солонников считает, что праздник был внедрён искусственно, и вполне логично, что у россиян нет в отношении него никаких эмоций.

«4 ноября было введено как праздник, альтернативный 7 ноября. Это был чисто политтехнологический ход. Насколько он был грамотным и успешным, это другой вопрос. Понятно, что события 4 ноября далеко не однозначные. Если говорить о том, что на самом деле было в этот день, с учётом смены календарей, то в этот день вообще ничего не происходило: ополчение стояло под стенами Москвы.

И насколько можно о войне, где были казачьи ополчения с одной стороны и русские казачьи ополчения, поддерживавшие литовцев с другой стороны, говорить как о народно-освободительной? Где тут Северо-Запад, который ни малейшим образом в этом не участвовал. Единства здесь не было никакого. Северо-Запад был оккупирован шведами, отрядами Делагарди. Ни Новгород, ни Псков, ни всё, что мы сейчас понимаем под Ленинградской областью, Петербургом, в событиях того давнего 4 ноября не принимали ни малейшего участия, — говорит Дмитрий Солонников. —

Да, это чисто политическое решение. Нужно было ввести новую идеологему примерно на те же даты — выбрали и сделали. Совершенно искусственная ситуация. Понятно, что 7 ноября — это здесь, у нас. Это праздник понятный, исторически олицетворённый реальной жизнью Советского Союза, реальной жизнью большинства из нас, родившихся в Советском Союзе людей. И совершенно точно законодательство нашей страны имеет правопреемство законодательства СССР. Мы родом оттуда, а с 4 ноября Смутного времени связи реальной нет.

Нужно было все переиграть, сделали, как смогли. На мой взгляд, не очень успешно. Можно было придумать что-то другое. Эта долгая затянувшаяся история, когда сначала День Великой Октябрьской социалистической революции переименовали в День согласия и примирения, оставили государственным праздником, но убрали выходные дни, сделали выходные дни на 4 ноября — очень сложная и затянувшаяся игра. Мне кажется, не очень удачная, потому что как и с 12 июня никто не ассоциирует никакое праздничное событие, совершенно точно никто в нашей стране на ассоциирует никакое праздничное событие с Смутным временем и 4 ноября. А Великая Октябрьская социалистическая революция — второе по значимости событие XX века. Первое — выход советского человека в космос».

Что касается самого по себе народного единства, то в нынешних реалиях говорить о нём сложно, отмечает собеседник издания. Однако, в том или ином виде, единство всё-таки есть:

«Вопрос про народное единство в нынешних временах сложный. Какое-то единство, безусловно, есть. Если мы соотносим себя с миром, то есть “мы” и “не мы”. Единство “нас”, живущих здесь и сейчас, присутствует определённо. Оно вербализовано очень сложно, как определить, где “мы” и где “не мы”. Северный Кавказ — мы, а Южный Кавказ, а Средняя Азия, Приднестровье, Украина? Границы очень растёрты. Любой человек с украинской или молдавской фамилией, приехавший в Россию и живущий здесь, это уже “мы”, а живущий там почему “не мы”? Чётких границ нет, но понимание, что жители Западной Европы, арабского мира, Китая, Африки, США — это “не мы”, конечно, присутствует.

Определённое народное единство однозначно есть: в плане того, что есть наша общность, наша история, наше будущее, и есть не наша история. Есть символические даты — День Победы в Великой Отечественной войне, и это общая гордость для большинства граждан постсоветского пространства, и мы гордимся тем, что мы были вместе. Понятие единства сложное, неоднозначное, но само единство есть».

Политконсультант, генеральный директор аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский разделяет мнение о том, что праздник «искусственный». Но на отношение к нему влияет не столько этот фактор, сколько глубокое социальное неравенство, характерное для современной России.

«4 ноября — достаточно искусственно сконструированный праздник. Его придумали в двухтысячных годах тогдашним внутриполитическим блоком администрации президента для того, чтобы оттянуть внимание людей с 7 ноября. Тогда была ещё достаточно сильны Коммунистическая партия и коммунистические настроения. Появление нового праздника обусловлено, прежде всего, этим.

Пока в стране существует колоссальный разрыв между богатыми и бедными, глубокое социальное неравенство, эта дата останется праздником Колосса на глиняных ногах. Даже Колоссом его назвать сложно, потому что люди воспринимают этот день просто как очередной выходной. А что касается празднования в 2021 году, его суть вообще будет размыта, потому что люди находятся в непонятной ситуации, не знают, сколько продлится “выходная неделя”. Их волнуют насущные вопросы, а не то, как отпраздновать День народного единства, — говорит Ярослав Игнатовский. —

Сама задумка интересная, и дата — то, к чему она приурочена: изгнание интервентов из Москвы в 1612 году — выбрана верно. С другой стороны, сегодня об этом мало кто знает и мало кто придаёт этому значение. А в последнее время на первом плане сейчас ковид, и люди думают, как им выжить, как не потерять работу, общество полно фрустраций, неуверенности в завтрашнем дне. Поэтому есть праздник — нет праздника в жизни рядовых россиян от этого ничего не меняется».

На вопрос, какое бы воплощение могло иметь народное единство в «мирное время», в чём бы оно могло выражаться, политолог привёл конкретный пример:

«Народное единство мы видели в 2014 году — во время присоединения Крыма. Это было подлинное народное единство, одно из немногих его проявлений за всю историю современной России. В Советском Союзе этих примеров было много, но это было другое государство, с другой идеологией и системой ценностей. При этом достаточно репрессивное, тоталитарное, что стоит дискуссии, было ли единство по-настоящему народным. Но запуск первого человека в космос — в этот момент народное единство, безусловно, было, и в стране, и в мире, во многих странах. В современной России, пожалуй, только присоединение Крыма и было примером спонтанного проявления истинного народного единства. Редкие победы футбольной сборной России на крупных международных соревнованиях вызывают тоже некоторые проявления народного единства».

Есть мнение, что на единство в обществе негативно влияют коронавирусные ограничения: людей разделяют на привитых и непривитых, соблюдающих и не соблюдающих ограничения. Искусственно создаются условия для возникновения розни на такого рода почве. Ярослав Игнатовский такую позицию не разделает. Он убеждён, что этот фактор на самом деле крайне мало влияет на «народное единство»:

«Никак [ограничения] не влияют. Есть определённый водораздел, который проходит, прежде всего, в информационной среде. Я думаю, всё ещё есть большое количество людей, которые не хотят прививаться. Но их число сокращается. Мы видим, что стратегия закашмаривания тем, что если не привьёшься — умрёшь, сменилась стратегией жёсткого убеждения — если не привьёшься, то потеряешь в правах. Но я не вижу здесь проявлений народного разъединения.

Я вижу, что российское общество сейчас деполитизировано и в целом достаточно индифферентно по отношению к любым возможностям проявления гражданско-патриотической позиции. Локально они проявляются, а массово нет. Во-первых, всё было сделано для того, чтобы общество стало деполитизированным и индифферентным — политическая система стабильна, лишена дестабилизирующих факторов, как тот же навальный несколько лет назад. Во-вторых, люди просто заняты своим выживанием, зарабатыванием денег. Общество деидеологизировано, индифферентно к любой политической риторике. На сегодняшний день это так. И по этой причине сложно ждать каких-то ярких проявлений народного единения.

Вообще при сохранении такого социального расслоения говорить о подлинном народном единстве вообще не приходится. Спонтанные проявления возможны, например, если завтра Россия присоединит Донбасс. И то я не уверен, что это будет праздник для каждого россиянина. Кстати, если Россия объединится с Белоруссией, это наверняка будет праздник для многих людей, тех, кто помнит о Советском Союзе, ностальгирует и считает, что мы один народ. Но пока об этом рано говорить».

Полностью поддерживает идею праздника — Дня народного единства — кандидат исторических наук, петербургский публицист Дмитрий Жвания, видя в этом празднике глубокий, имперский, смысл.

«Споры о Дне народного единства идут со времени учреждения этого праздника. Дотошные критики доказывают, что 4 ноября 1612 года ничего особенного не произошло. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского ворвалось в московский Китай-город 22 октября (1 ноября). Поляки заперлись к Кремле и сдались 24 октября (3 ноября). 26 октября (5 ноября) поляки подписали договор о своей капитуляции, на следующий день остатки их гарнизона убрались из Кремля.

Вся эта дотошность — не более чем проявление раздражения на идею праздника. В нашем обществе расплодилось немалое число профессиональных критиканов и высмеивателей всего, что связано с Россией и её историей. Для нас же важно, что в октябре (ноябре) 1612 года поляки сдались русским, — рассуждает эксперт. — 4 ноября — День Казанской Божьей Матери. Знаменательно, что рядом с этим праздником и день объявления России империей — 2 ноября. Не думаю, что это простое совпадение.

Победа русского ополчения над польскими интервентами тоже имеет имперское измерение, как и многое в истории русского государства. На территории Восточной Европы могла появиться только одна империя «от моря и до моря», а претендентов на её создание было несколько, в том числе Россия и Польша.

И если бы полякам удалось насадить в России свою власть, то империю от «моря и до моря» собрали бы они, а не мы. В этой связи изгнание поляков из Кремля — знаковое событие. День победы русского ополчения над польскими захватчиками — это День зачатия Российской империи.

Из-за Смутного времени Русь потеряла многие свои земли: Смоленск, побережье Финского залива и т.д. Но в октябре (ноябре) 1612 года русское ополчение отвоевало сердце России, её стольный град. И именно с этого началось русское возрождение. Проиграй тогда наши предки, Россия могла и не стать великой евразийской державой, какой остаётся по сей день.

И ещё очень важно, что победило именно народное ополчение. Тогдашняя русская элита Русь предала. Напомню, что Семибоярщина признала русским царём польского королевича Владислава, старшего сына Сигизмунда III, поддержавшего Лжедмитрия I, а потом и вовсе пославшего на Русь свои войска. А до этого московское боярство во главе о главе с Богданом Бельским признало первого Лжедмитрия законным наследником русского престола. Ополчением командовал князь Дмитрий Пожарский, его поддерживали и другие аристократы. Это естественно. Но народно-освободительный импульс задали «неблагородные сословия». То ополчение — и есть проявление народного единства, реализация национальной солидарности: русские люди объединились, чтобы побить и изгнать врагов и предателей. Это был общий национальный порыв».

Однако в современном российском обществе Жвания не видит предпосылок для национального единения.

«В русской истории много периодов, когда все сословия и классы объединялись во имя общей цели. Конечно, большинство их приходится на войны. Но были периоды, когда наша нация сплачивалась во имя созидания, например, в годы восстановления после Великой Отечественной войны. В годы национального единения, все кто отвергает его и восстаёт против него, воспринимаются обществом как предатели, враги, отщепенцы, вирусы. Какой бы ни была мотивация пособников гитлеровцев, они для абсолютного большинства нашей страны — изменники Родины, — объясняет публицист и историк. — Сегодня же мы очень далеки от национального единства.

О каком единстве речь, если три процента населения владеет 89 процентами финансовых активов страны? Между горсткой богатых и океаном бедноты образовался гигантский разрыв, который не в силах подсчитать специалисты.

Да, все мы вместе болеем за наших спортсменов. Победам футбольной или хоккейной сборной радуются и главы корпораций, и безработные. Но это как-то недостаточно для национального единства.

А главное, мы не понимаем, ради чего мы должны объединиться. Ради того, чтобы богатые стали ещё богаче? Конечно, бенефициарии этой системы не хотят ничего менять. Они были бы не прочь, чтобы мы все объединились ради их хвалёной стабильности. Но они должны понимать, что, если положение вещей не изменится, вся их “стабильность” разлетится на куски из-за того, что большинство населения объединится против них, как когда-то наши предки объединились против поляков. Но очень бы не хотелось, чтобы мы вновь погрузились в Смутные времена».

Юлия Медведева

Россия отмечает 4 ноября День народного единства. Ну как отмечает — это государственный праздник, официальный выходной, которым все с удовольствием пользуются. Однако большинство россиян при этом затрудняются правильно его назвать. Пару лет назад нашумел опрос ВЦИОМ, согласно которому лишь 32% респондентов точно обозначили название «День народного единства». Поэтому напомним об истории и смысле праздника.

Привычный советским гражданам праздник 7 ноября — годовщины Октябрьской революции — по понятным причинам стал на актуальным. Автор этих строк до сих пор, кстати, примеряет срок выпадения снега на «революционную» дату, памятуя, как, когда выходили на демонстрацию с искусственными гвоздиками, в воздухе кружился первый снежок.

Но лишать выходного россиян было нежелательно, поэтому в 1996 году власти решили придумать ему другое название. Президент Борис Ельцин подписал указ об установлении Дня согласия и примирения «различных слоев российского общества». До сих пор часть народу, кстати, считает, что нынешний праздник так и называется. А зря.

Новые политические реалии потребовали и нового праздника. О демократических и отчасти даже христианских категориях примирения и согласия речь уже не шла.

В 2004 году группа депутатов Госдумы — а именно единороссы Олег Еремеев и Валерии Богомолов, а также лидер ЛДПР Владимир Жириновский, внесли в Госдуму поправки к Трудовому кодексу. Согласно им, привычное, хоть и переименованное, 7 ноября отменялось и назначался новый праздник 4 ноября.

Вот что писала тогда наш парламентский корреспондент Марина Озерова.

«В подкрепление своей позиции авторы законопроект ссылаются на обнародованное в сентябре заявление Межрелигиозного совета России, который просил не отмечать как выходной «день трагического разделения России» — 7 ноября, и предложил взамен 4 ноября — день освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Теперь у нас терроризм на пороге, «нам объявлена война», говорит президент, и надо сплотиться всем, как в 1612 году…

Думская молва упрямо указывает на Администрацию Президента как источник интересной инициативы. Мол, и религиозным деятелям дату 4 ноября оттуда подсказали, и депутатам «добро» на перекройку календаря дали».

Говорят, на самом деле идею о переносе и переименовании праздника подал тогдашний помощник президента Путина Владислав Сурков — с целью усиления скреп фактически бесплатным способом и нивелировки совсем не близкого Кремлю понятия «революция».

Приведем еще один любопытный отрывок из статьи нашей коллеги 2004 года. Она опросила депутатов Госдумы на предмет их отношения к новшеству. Цитируем.

«Дмитрий Рогозин, лидер «Родины»: «Я не считаю этот закон насущным и актуальным. Это не то, чего ждут от нас избиратели. Изменений календаря мы им не обещали.

Оксана Дмитриева, независимый депутат: «В логике авторам закона не откажешь. Ведь, отменив выборы губернаторов народом, власть фактически возвращает нас к опыту 1612 года. А потом надо выбрать один раз президента, как в 1613 году избрали царем Михаила Романова и положили начало династии, и на 300 лет освободиться от тяжелой обязанности кого-то выбирать».

Как бы то ни было, закон приняли, и с 2005 года Россия отмечает 4 ноября День народного единства, политическая практика проведения которого не совсем соответствует названию — в этот день, например, националисты устраивают Русские марши.

Если же говорить о том, что конкретно случилось 4 ноября 1612 года, то считается, будто в этот день ополчение Минина и Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от поляков. Штурм Китай-города был 22 октября по старому стилю, однако часть историков углубляются в нюансы исчисления разницы между старым юлианским и новым григорианским календарем и утверждают, что 4 ноября — дата не точная. Еще одно мнение: гораздо более важным событием Смутного времени был не штурм Китай-города, а уход гарнизона литовцев и поляков из Кремля 26 октября. Сама Смута между тем закончилась лишь несколько лет спустя.

Очевидно, решающую роль в выборе даты для празднования Дня народного единства сыграло то, что 4 ноября — праздник иконы Казанской Божьей Матери, которая, как указано в летописях, помогала ополчению в 1612 году.

Какую роль на самом деле играет День народного единства в «идеологической» жизни россиян, продемонстрировал вчерашний опрос Фонда «Общественное мнение». 50% опрошенных назвали этот праздник «не важным, не значимым», 34% — «важным, значимым», 10% — просто «дополнительным выходным».

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

День народного единства: отношение к празднику

Нужен ли праздник День народного единства? И важен ли он для россиян?

03 Ноября 2021

63% россиян считают: правильно, что для празднования Дня народного единства была выбрана годовщина освобождения Москвы от польско-литовских войск народным ополчением под руководством Минина и Пожарского. 11% считают выбор этого события неправильным. В целом нужным праздник считают 67%, ненужным – 23% участников опроса.

скачать данные

В 2004 г. вопрос задавлся о Дне примирения и согласия.

материалы

По мнению 80% участников общероссийского опроса, советская эпоха – скорее хорошее время в истории страны. В обратном уверены 5% наших сограждан. Чем люди старше, тем лучше они отзываются об СССР, но и среди молодых положительные оценки безоговорочно преобладают

Самые распространенные чувства и эмоции, связанные со словом «Россия» (для ответа предлагалась карточка с возможностью выбрать не больше трех позиций), – гордость (этот ответ выбрали 59% опрошенных), надежда (37%), безопасность (25%), спокойствие (20%) и тревога (17%)

По мнению 62% россиян, Михаил Горбачёв оказал значительное влияние на ход мировой истории; среди людей с высшим образованием этой точки зрения придерживаются 70%. Оценивают его влияние на миропорядок как незначительное 20% опрошенных

По мнению 81% опрошенных, Пётр Первый принёс России больше пользы, чем вреда. 3% считают, что вреда было больше

68% россиян утверждают, что в массовых мероприятиях к Дню Победы, проходивших в их населённом пункте, участвовало много людей, 7% говорят, что в их городе или селе такие мероприятия были немноголюдными. 34% участников опроса сообщили, что сами участвовали в праздничных мероприятиях

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 декабря какой православный праздник введение во храм пресвятой богородицы
  • 4 декабря день казачки история праздника
  • 4 декабря божественный праздник 2021
  • 4 годовщина свадьбы поздравления что подарить
  • 4 года свадьбы какая годовщина что подарить жене