4 ноября какой праздник классный час

Cкачать: Классный час "4 ноября- День народного единства"

Конспект
классного часа «4 ноября — День народного единства».

Автор: Медведева Галина
Александровна- учитель русского языка и литературы

Форма
проведения:
устный
журнал с элементами беседы.

Цель : Дать представление о празднике- 4 ноября,
раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала
государственности, завершение смуты на Руси.

Задачи:

Образовательные:

Ø Пояснить
смысл и значение нового государственного праздника, введённого в Российской
Федерации;

Ø Закрепить знания
о Смутном времени 1612 года на Руси.

Развивающие:

Ø Развивать
чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории
Российского государства;

Ø Развивать
дикцию, артистические способности детей.

Воспитательные: 

Ø Воспитывать
чувство гордости и уважения к защитникам государства;

Ø Формировать ответственность за судьбу Родины.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение,
раздаточный материал (карточки),  портреты К.Минина и Д.Пожарского, 

фото
Казанского собора на Красной площади в Москве.

Подготовительная
работа:
заранее раздается учащимся материал для
выступлений.

Ход
классного часа:

I. Актуализация знаний учащихся о
государственных праздниках.
Учитель:  Сегодня мы с вами на классном часе поговорим
об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с
ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю
вам поработать в группах. Вам будут предложены карточки с названиями
государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и
названия.

12 декабря

День Победы

12 июня

День народного
единства

4 ноября

День
независимости России

23 февраля

Международный
женский день

9 мая

День конституции

1 мая

Новый год 

1 января

Праздник Весны и
Труда 

8 марта

День защитника
Отечества

7 января

Рождество
Христово

 (Проверка –
группы  называют  по очереди дату и соответствующий праздник, зарабатывают
баллы)

II. Определение темы классного часа.

Учитель:  Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся
наша страна? (День народного единства). Кто из вас знает, что символизирует
этот праздник? (предположения учащихся).

III. Постановка целей.

Учитель: Попробуйте самостоятельно определить цель
нашего классного часа.  (Ответы учащихся)

 (Слайд1)  

Учитель: Сегодня мы поговорим о
государственном празднике России – Дне Народного Единства .

— К чему
призывает нас этот праздник?
(Праздник призван напомнить о том, что мы
россияне– единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

— В чем состоит
суть дня народного единства?  (
День народного
единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества,
упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о
людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения
обществу).

— Для чего нам
нужно единство? (
Для того, чтобы строить
Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет
крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности).

IV.
Слово учителя.

 (Слайд
2)

Учитель
         -16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла поправки в Федеральный закон
«О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение
нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение
государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4
ноября. В настоящее время 7 ноября отмечается
День воинской славы России
— День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в
ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической
революции (1941).
(Слайд 3)

В пояснительной
записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного
ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом
взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав
образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе».
Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича
день Казанской иконы Божией Матери
(22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме
того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина,
которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».
        Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция
отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины
Кузьмы Минина прервалась.
        Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый
праздник, а возвращение к старой традиции.

V.
Выступления учащихся

(Слайд
4)

Ученик:

Ушли в историю
года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

(Слайд
5)

Учитель:

 — Родина и
единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена
хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать
кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до
самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой
трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

(Слайд
6)

— А теперь
перенесемся на 400 лет назад в начало 17 век!!!

 (Слайд
7)

Рассказ
ученика:

— После смерти
царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший
умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим,
Дмитрием, — неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного
случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто
стал царём вместо Дмитрия:

(Слайд8)

Годунов Борис
Фёдорович! Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал.
Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай,
голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

(Слайд9)

И началось в
Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

  Неожиданно
в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием,
чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско —
отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок
в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода
польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора
убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

(Слайд10)

 В Москве
воцарился Самозванец. Этот Самозванец — он остался в истории Лжедмитрием I —
государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они
его и убили, заменив на другого — ничтожного, который тоже назвал себя
царевичем Дмитрием.

(Слайд11)

 Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец
Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском
разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

 (Слайд12)

 А
потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава.
Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в
Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

(
Слайд13)

Рассказ
ученика:

»
Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось  —
Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва. Тогда и наступил конец
терпению народа.

(Слайд14)

 Рязанец Прокопий
Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и
бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

(Слайд15)

 И пошли к
патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ
послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ
выступать против захватчиков.

(
Слайд16)

Ополчение Ляпунова
было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его
предводитель — Прокопий Ляпунов — погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел
все русские города.

(Слайд17)

Услышали его и в
Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё
своё богатство и обратился с призывом к жителям города. Собрали жители Нижнего
Новгорода большое войско.

(Слайд
18)

Во главе его стал
князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по
дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

(Слайд19)

 Ополчение Минина
и Пожарского остановилось и  в городе Ярославль для пополнения перед походом на
Москву.
А в Москве поляки снова потребовали от
патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» — «Да будет
над ними милость Божья и наше благословление! — ответил Гермоген. — Изменники
же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».

 Так и случилось! Вся
Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.
Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея
жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Учитель

— А сейчас мы с
вами представим себя русскими воинами.

Физкультминутка.

 Дружно встали.
Раз! Два! Три!

Мы теперь –
богатыри!

Мы ладонь к глазам
приставим,

Ноги крепкие
расставим.

Поворачиваясь
вправо,

Оглядимся
величаво;

И  налево надо
тоже

Поглядеть из-под 
ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим
ноги.

Точно в танце  —
руки в боки.

Наклонились влево,
вправо.

Получается на
славу!

(
Слайд20)

Рассказ
ученика:

—  Два
месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством
вступил в город. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года
вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и
Пожарским взяло Китай-город.

(Слайд21)

Когда настали
мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей
наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади —
в самом сердце России. А еще такой памятник (абсолютная копия) установлен в
Нижнем Новгороде.

(Слайд22)

 Поистине
национальным героем того сурового  времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от
польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде
переломить исход войны.

(Слайд23)

 Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного
русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

(Слайд24)

 Сына патриарха Филарета  — Фёдора Никитича Романова.

 (Слайд25)

  Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села
Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались
сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их,
но погиб при этом сам.
  Доказательством реальности подвига
Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину
(зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

(Слайд26)

 Ивану Сусанину и его подвигу посвящены
произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И.
Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»),
дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса»,
картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». 

Учитель:

— Скажите,  как
россияне отблагодарили  героев ополчения? ( Поставили памятник)

— Даже те, кто не
бывал в Москве, знают этот памятник.

(Слайд
27)

  Рассказ
ученика:


Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его
планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано
ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество
своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку
приурочить к 200-летию памятных событий.

(Слайд28)

 Сбор
средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808
году выиграл конкурс лучший проект памятника. Начавшаяся Отечественная война
1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы.
Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на
волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос
завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения.

(Слайд
29)

 Скульптор
изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю
Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска.
Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что
символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.

 Памятник был
отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был
завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за
проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.

И вот в 1818 году состоялось торжественное
открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в
Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте
памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину
благодарная Россия. 1818 год»
. В 1930 году было решено переместить
скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по
настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия
Блаженного.

(Слайд 30)

Интересно, что на
памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух
сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное
изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом —
нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем
барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение
своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Учитель:

— Вы помните,
ребята, что 4 ноября празднуется как
день Казанской иконы Божией Матери
? (Да)

(Слайд31)

Рассказ
ученика:

— Казанский
собор
,
освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах
XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за
помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками. Деревянный
Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского,
который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где
она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде
(деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими
Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

(Слайд32)

Рассказ
ученика:

— Чтимая икона
была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда
о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую
Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее
чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику
Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она
относится к иконам Одигитрия — Путеводительница, и действительно, многим нашим
соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой
Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В
1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших
французское нашествие, В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой
отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона
Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой
иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток,
чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

VI.
Викторина.

Учитель:

— Сейчас мы с вами
проверим,  как вы усвоили полученную на классном часе информацию, проведем
небольшую викторину.  (Работа в группах, зарабатывают баллы)

(Слайд
33)

ВОПРОСЫ
ВИКТОРИНЫ:

1.
Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

2.
Кто возглавил первое ополчение 1611 года?

Прокопий Петрович Ляпунов

3.
Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю)
1612 года?

Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4.
Как звали национального героя того времени?

Иван Осипович Сусанин.

5.
Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и
Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.

Ярославль

6.
Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинским вором»?

Лжедмитрия II

7.
В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства
построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией
Матери. О каком Храме идёт речь?

Казанский собор на Красной площади в Москве.

8.
С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?

С воцарением Михаила Романова.

9.
В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы
Пресвятой Богородицы 4 ноября?

в 1649 г.

10.
Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?

День народного единства.

VII.
Подведение итогов.

(Слайд43)

Учитель:

— День
освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это
не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это
праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в
правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и
помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Почти 4 столетия
назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой
Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так
называемому Смутному времени.

Ополчение Минина и
Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда
судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой.  

         (Слайд
44)

 Народ скидывался
на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в
столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились,
Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать
за землю, и они победили. Тогда объединились все
сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
 Этот
день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской
истории не было.

(Слайд45)

Читает  ученик:

В День единства
будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
(Слайд46)
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
(Слайд47)
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

VIII.
Рефлексия.

Учитель:

— Итак, давайте же
подведём итог нашей беседы. Сегодня мы должны были ответить на вопрос «Что
такое 4 ноября для России?»,  и каждый ответит на вопрос «Что для меня 4
ноября?»

(Слайд48)

Что
такое 4 Ноября?
  

4
ноября

– это день единства всех российских народов,
а не повод для нацистских настроений  
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности,
которая когда-либо ей грозила 
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не
просто замена 7 ноября  
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей .

IX. Подсчет
баллов, награждение.

X.
Заключение.

(Слайд49)

Учитель:

Люблю тебя, моя
Россия,

 За ясный свет
твоих очей,

 За ум, за подвиги
святые,

 За голос звонкий,
как ручей.

 Но я пою и славлю
ныне

 Не твой
ромашковый покой,

 Я славлю Русь как
героиню,

 Как землю
гордости людской.

(Слайд50)

—  Запомните это чувство единения и
удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих
славных предков.

   Всего вам
доброго!

Классный час «День народного единства» 

в 4 – в классе

Подготовила и провела :

учитель начальных классов

Горбунова Ольга Михайловна

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Ученица читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, 
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель.

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Слайды 7-8

— Родина и единство… Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

— Как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства»?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.)

— Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 — 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

— Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

— Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 — 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади — в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленные ученики  читают стихотворение

1)Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

2)Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

3)И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

4)Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

— Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

— Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

— Кто возглавил русское войско? (ответ)

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

— Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

— Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

— Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

(У детей на партах карточки со словами)

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)

Слайд 24 -25

— Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА — дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

(ВЫСТУПАЮТ ДЕТИ, каждый говорит свою фразу))

4 ноября – это день единства всех российских народов;

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.

IV. Творческий проект

Учитель:

— Какое ещё название имеет этот праздник?

— В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела?(ответ)

— Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

— А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. «Чистый город» (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. «Поможем детям» (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. «Спешите делать добрые дела» (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

— Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение стихотворения учащимися

ПРИЗЫВНАЯ

  1. В День единства будем рядом,
    Будем вместе навсегда,
    Все народности России
    В дальних селах, городах!
  2. Вместе жить, работать, строить,
    Сеять хлеб, растить детей,
    Созидать, любить и спорить,
    Охранять покой людей,
  3. Предков чтить, дела их помнить,
    Войн, конфликтов избегать,
    Чтобы счастьем жизнь наполнить,
    Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

Конспект классного часа «4 ноября — День народного единства».

Цель: дать представление о празднике 4 ноября, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа. любовь к Родине интереса к историческому прошлому и настоящему России.

Задачи: формировать у детей чувство гражданственности и патриотизма, ответственность за судьбу Родины, интерес к истории Российского государства; воспитывать гордость за Родину и уважение к защитникам государства.

Форма проведения: устный журнал с элементами беседы.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, раздаточный материал (карточки). 

Ход классного часа:

Эпиграф

Родина наша! Гордимся по праву 
Неповторимым величьем твоим! 
Память о прошлом, всемирную славу, 
Предков наследие мы сохраним! 

Л. Разумова 

Учитель:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

(Клип «С чего начинается Родина»)

Вы знаете о том, что Россия – самая большая страна во всем мире. От Европы до Азии она занимает огромную территорию. Именно поэтому в нашей стране живет так много народов, которые имеют свои обычаи, традиции и культуру, праздники, но объединяет их одно — это любовь к родине, ее прошлому и настоящему.

Сегодня мы с вами собрались поговорить об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать вместе. Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами.

Соотнесите даты и названия. Слайд 2

12 декабря

День Победы

12 июня

День Конституции

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

1 мая

День народного единства

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

(4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства.)

-Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

(предположения учащихся)

-Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года.

К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа.

-Более полно о празднике – Дне народного единства вы узнаете сегодня на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует). Для этого нам необходимо совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое.

У праздника День народного единства очень древняя история.

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

— Итак, давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

Так что же произошло в 1612 году? (Просмотр учебного видеофильма «Минин и Пожарский»)

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили своих героев. Вот в честь этого события и празднуется День народного единства. 4 ноября, день освобождения Москвы многонациональным ополчением Минина и Пожарского от иноземных захватччиков, с 2005 г. отмечается как государственный праздник – День народного единства.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди, как один вставали на защиту своей страны.

Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

-Давайте теперь, ребята, прочитаем пословицы про родину. Начало пословицы на доске, а конец у вас. Для этого нам надо соединить обе части.

  1. Кто за Родину горой, тот истинный герой.

  2. Нет земли краше, чем страна наша.

  3. Человек без родины — что соловей без песни.

  4. Родная земля и в горсти мила.

  5. Береги Родину как зеницу ока.

  6. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

  7. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

  8. Если народ един, он непобедим.

  9. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

  10. Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.

Бегут года, шагают десятилетия, медленно текут столетия, и каждое из них выдвигает новых героев. Но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть и людей, жизнью своей поправшие время и оставшиеся в веках. К таким относятся и незабвенные спасители Отечества – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Заключительная песня «У моей России»

Цель урока:

  1. Познакомить школьников с основным содержанием праздника 4 ноября – Днем народного единства.
  2. Рассказать школьникам о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
  3. Развивать мышление, речь, словарный запас школьника.

Оборудование: мультимедиа-проектор.

План урока:

  1. Вступление.
  2. Раскрытие содержания праздника.
  3. Икона Казанской Божьей матери.
  4. Рассказ о Родине.
  5. Символы государства.

Ход урока

I. Вход под музыку.

(Слайд – виды Москвы)

II. Вступление.

(Презентация)

Вед: Начинаем классный час, посвященный Дню народного единства. Послушайте стихотворение «День Народного единства».

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Вед: Чему посвящено это стихотворение?

– Родина и Единство… Как вы понимаете эти слова?

III. Беседа о праздниках.

– В чем смысл сегодняшнего праздника? (в единстве, единении народа – сила России)

– Какие праздники вы знаете? (слайд гос. праздники)

Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Ск. лет мы его празднуем? (5)

IV. Раскрытие содержания праздника.

Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века. (слайд – виды Москвы 17 в.)

– Кого вы здесь видите? Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой.

– Как вы понимаете, что такое Смута? (все смешалось, ничего не понять)

– Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (правительство, армия, законы)

– Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

– Прочитаем отрывок из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин». (Дети читают отрывок по ролям)

(слайд– картина К. Маковского «Минин на Нижегородской площади»)

(Приложение 1)

Вед: Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно?

– Кто призвал простой народ встать на защиту Родины и собрать для этого деньги?

– Кого поставили во главе ополчения?

– Перед вами портреты К. Минина и Д. Пожарского (слайды)

– Давайте познакомимся с этими героями. (Рассказы учащихся)

1) Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Умер он в 1616 г. Прах Минина покоится в Нижегородском Преображенском соборе. В 1818 г. воздвигнут памятник в Москве, а в 1826 г. в Нижнем Новгороде.

2) Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Д.М.Пожарский жил долго, но не играл важной роли, как можно было бы ожидать. Он не был ни особенно близким к государству советником, ни главным военачальником. Ему не поручали особенно важных государственных дел. Служба его ограничилась второстепенными поручениями. Он погребен в Суздальском Спасо-Ефимовском монастыре.

3) Так и случилось! (показ слайдов сражения)

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России (слайд-памятник Минину и Пожарскому)

Вед: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

V. Праздник иконы Казанской Божьей матери.

Вед: 4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Может кто-то знает, что это за праздник? (рассказы учеников)

Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади. (Слайд)

История иконы.

В 1579 году большая часть Казани была уничтожена пожаром. Одним из погорельцев был Даниил Онучин. После пожара его дочери явилась во сне богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ. Мать рассказала о чудесном явлении митрополиту.

Огромная толпа народа направилась к дому Онучиных. Начались раскопки. Был найден святой образ необычайной красоты.

На месте обретения чудотворной иконы в Казани был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Оригинал иконы хранится более 300 лет в Казанском монастыре.

Вед: Что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

VI. Беседа о Родине.

– Послушайте стихотворение Н. Рубцова.

Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои лесса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Вед.: О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

– За что автор любит свою Родину?

– Русский народ издавна передавал свою любовь к Родине в пословицах и поговорках.

– Какие вы знаете пословицы о Родине?

– Посмотрите на экран. Задание: соберите пословицы. (слайд)

  • Родина – мать, Родине служить.
  • Жить – , умей за неё постоять.
  • Человек без Родины, там и пригодится.
  • Где кто родится, что соловей без песни.

Вывод: Для того, чтобы вечно жило творчество русского народа, необходимо беречь наше русское государство, нашу Россию.

– Русский народ любил еще один жанр народного творчества. Это загадки. Послушайте их. (слайд – загадки о цветах флага)

  • Снежинки так прекрасны и легки,
    Как совершенны у ромашки лепестки,
    Как на доске строка, написанная мелом,
    Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

  • Спокойны и чисты рек русских воды
    Прозрачны и светлы, как вечер зимний
    И благородны и просторны неба своды
    Художник их раскрасил в … (синий)

  • Россия много войн пережила
    И наши деды умирали не напрасно
    И верность Родине их к славе привела
    Под Знаменем Победы ярко…(красным)

– Что у вас получилось? (флаг)

VII. Беседа о государственных символах.

Учитель: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге – (рассказ детей)

  • Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
  • Синий цвет – это небо, благородство, духовность, вера, говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
  • Красный цвет – отвага, героизм, огонь, означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

Вед.: Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

– Чем является флаг для нашего государства? (символом)

– Какие государственные символы вы еще знаете? (герб, гимн)

Рассмотрим рисунок Государственного герба России (герб в переводе с немецкого – наследие, наследство).

– Послушайте рассказ ученика. (слайд герба)

1 Ученик: В современной России в качестве герба с изменениями принято изображение времен Александра II. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Над орлом – три короны (две малые и одна большая). В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди, на красном щите, всадник, поражающий копьем дракона.

2 Ученик: Двуглавый орел является символом единения народов России; его короны – символы союза республик, краев и областей. Скипетр и держава означают силу и мощь единого государства. Всадник на щите – олицетворение побеждающего добра, готовности народа защищать страну от врагов.

3 Ученик: У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году.

4 Ученик: Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец , поражающий копьём дракона.

Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Сейчас ребята расскажут вам о гимне.

Гимн в переводе с греческого – торжественная хвалебная песня, или похвала, исполняемая в особых случаях.

Гимн страны! Он исполняется в особо торжественных случаях: при встречах и проводах глав государств, при проведении парадов, больших государственных праздников. Все присутствующие при этом встают, а военные отдают честь.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из Государственного гимна Российской Федерации. Запомните, что гимн государства все слушают стоя. (слайд – приложение 2)

– Послушайте стихи о сегодняшнем празднике.

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯВ День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку: (слайд)

Главное — вместе!
Главное — дружно!
Главное — с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Классный час « День народного единства»

Цель: формирование у детей представления о празднике «День народного единства» и его значимости для нашей страны.

Задачи:

— обобщить и систематизировать знания детей о России, истории нашего государства, празднике «Дне народного единства»;

— сформировать уважительное отношение к народам проживающим в России.

-Воспитывать чувство патриотизма ,гордость за наше государство.

— закрепить знание пословиц, поговорок, стихотворений о Родине;

Библиография: В.Степанов «Стихи и сказки»

Н.Кончаловская»Наша древняя столица»

В. Орлов «Сборник стихов»

Сборник пословиц и поговорок

Ход классного часа:

1.Орг.момент.

2.Вводная часть.

Ребята послушайте стихотворение В.Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина- Россия

У нас у всех одна!

Как вы думаете,о чём пойдёт речь на нашем классном часе?(ответы детей)

Мы сегодня будем говорить о празднике « День народного единства»

Этот праздник один из молодых праздников в России.Отмечается с 2005 года.

3. Основная часть

Отмечается 4 ноября.Этот праздник связан с далёкими событиями 17 –го века,когда в 1612 году Москва была освобождена от польских интервентов.

Послушайте стихотворение Н. Кончаловской « Не забудет наш народ,доблесть наших воевод»

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того,что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом,днём

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому

— благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела,

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Поделись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Именно 4 ноября,под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского была освобождена Москва от польской армии.Первым в освобождённый город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.На Руси верили что именно она помогла защитить Московское государство от польского нашествия.

В России есть несколько памятников Минину и Пожарскому: в Москве,Нижнем Новгороде,В Эрмитаже есть каминные часы в виде миниатюры памятника.

В 2005 году президент России подписал указ о новом государственном празднике « День народного единства.Этот праздник не только светский,но и межрелигиозный.Его отмечают все жители нашей страны и представители разных религий.

В этот торжественный день проходят концерты,демонстрации,благотворительные акции.Также в этот день обязательно устраивается правительственный приём в Большом Кремлёвском зале,на котором награждаются люди,внёсшие большой вклад в развитие и процветание России.

Сейчас в России День народного единства становится всё более популярней,так как этот праздник символизирует не победу,а сплочение народа,благодаря которому и произошла большая победа.На территории России проживает около 195 народов и народностей с различными религиозными взглядами и мы должны помнить и понимать что только вместе мы можем преодолевать трудности.

4.Заключительная часть.

А теперь давайте составим пословицы и поговорки о единстве(пословицы и поговорки разрезаны на две части,дано начало,дети ищут окончание пословиц и поговорок).

Друг за друга стой-выиграешь бой.

Один и камень не подвинишь,а миром и город передвинишь.

Один в поле не воин.

Если народ един-он непобедим.

Наше занятие я закончу строчками известного стихотворения В. Орлова:

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка,небо голубое

Это всё моё родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я !

Классный час. Тема: «Минин и Пожарский –

спасители Отечества».

Цели:

— формировать чувство гражданственности и патриотизма;

— формировать ответственность за судьбу Родины;

— дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;

— расширять кругозор учащихся;

— развивать умение делать выводы, обобщать;

— воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

4ноября в нашей стране отмечается праздник — День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков.

Сегодня мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Итак, обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь- Борис Годунов. Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно умер и Лжедмитрий нечестным путем был венчан на царство, потом назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.

Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин. Родился он в городе Балахна,семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород , сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его?

Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении. К нижегородцам вскоре примкнули и другие города. В июле 1612 г. Ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. С ней оно и двинулось на Москву. Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву : «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину.  Организатор ополчения Козьма Минин похоронен в Нижегородском кремле. Его прах покоится в Михайлово-Архангельском соборе.

— Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Люди поставили им памятник.

Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде — в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу. В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год». 

Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.

Давайте посмотрим на этот памятник.

Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству.

В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение поэта Владимира Крючкова и подумаем, о чем оно.

Роса состоит из росинок,
Из капелек пара — туман,
Песок — из мельчайших песчинок
Россия — из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки —
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва
Опорой единственной нашей
Всегда остается Москва.
Земля и вода — неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги — нет половинок
И если волна- то волна,
И нету полуросинок
Вот так и Россия одна!
(В. Крючков)

1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль

  1. В какой день мы празднуем день народного единства?

А. 10 сентября.

Б. 4 ноября.

В. 31 июля.

Г. 1 января

3. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в наше время в память ополчения?

А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль

4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери
Г. Икона Тихвинской Божьей Матери

Классный
час

«4
ноября – День воинской славы России. День народного единства»

http://www.saroblnews.ru/files/pages/52651/1446615526general_pages_i52651_rossiyane_otmechaut_den_narodnogo_edinstva.jpg

Цель: Дать
представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня
сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.

Образовательная
цель:
 формировать
знания учащихся по истории России;

Воспитательная
цель: воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство
патриотизма, ответственности за судьбу своей страны; сплочение нлассного
коллектива.

Развивающая: развивать
умение анализировать исторические факты сопоставлять, делать выводы;
формировать навыки самоконтроля..

Оборудование:   компьютер, проектор, презентация «День
народного единства», музыкальное оформление.

Форма: классный
час с использованием интерактивных технологий.

Ход
классного часа:

Классный
руководитель:

Сегодня
наш классный час я хотела бы посвятить ещё достаточно молодому  в современной
России празднику. Он отмечается с 2005 года, но исторические события, которым
он посвящён, датируются 1612 годом. О каком празднике пойдёт сегодня речь на
нашем классном часе?(слайд 3)

Ответы
гимназистов на вопрос:

Классный
руководитель:

Да,
вы правы, 4 ноября вся Россия отметила День народного единства.

А
какие исторические события легли в основу Дня народного единства?(слайд 4)

Ответы
гимназистов на поставленный вопрос:

Классный
руководитель:
Спасибо
за ваши ответы, а теперь дадим слово нашим ведущим. 

Ведущий
1:
(Слайд
5)

4 ноября 
Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.

Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.

И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила 
Ведь эта сила  наш народ!

(Н. Меркушова )

 Ведущий
2:
(Слайд 6)

День народного единства в России – это
государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была
выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически
День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в
1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно
4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством
нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало
Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную
капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со
священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили
на

Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского
нашествия.

Ведущий 3: (Слайд
7)

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь
Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства
возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился
только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы
деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября
– это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник
отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Ведущий 4: (Слайд 8)

            В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы
русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году
подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного
праздника, Дня народного единства. А сама идея  
 сделать праздничным день 4ноября как День
народного единства
 была
высказана 
Межрелигиозным
советом России
 в
сентябре 
2004 года.

Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной
политике
 и, таким образом,
приобрела статус думской инициативы.

Ведущий 1: (Слайд
9)

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить
празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам,
как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение,
превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому
миру», — заявил Патриарх Алексий.

 Поэтому День народного единства является
не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители
страны и представители разных религий и конфессий.

Ведущий 2: (
Слайд 10)

Было бы ошибкой считать, что День народного
единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября,
в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия,
благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается
торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором
награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки,
праздничные гуляния и концерты.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/Monument_to_Minin_and_Pozharsky_-_pedestal_01_by_shakko.jpg/1920px-Monument_to_Minin_and_Pozharsky_-_pedestal_01_by_shakko.jpg

Победа народного ополчения над поляками.

Горельеф с памятника Минину и Пожарскому

Ведущий
3:   Единство навсегда 
(Слайд
11)

Ушли
в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
(Н. Майданик)

Классный
руководитель:
(Слайд
12)

Как
мы видим, праздник тесно связан с историей становления России, как государства.
Поэтому он близок россиянам и становится с каждым годом всё популярнее в
России. Гордость за свою Родину всегда была тем чувством, которое соединяет
народы в едином государстве, делает государство сильнее и крепче. Сейчас наши
ведущие расскажут нам историю празднования Дня народного единства в современной
России.

Ведущий
4:    
2005 год  (Слайд 13)

Центром празднования стал Нижний
Новгород
. Там состоялось открытие памятника Кузьме
Минину
 и Дмитрию
Пожарскому
. В открытии участвовал Патриарх
Алексий II
.

Также праздник активно отмечался в Москве (где прошло два крестных
хода
 и «Русский
марш
»; президент страны возложил
цветы к московскому 
памятнику Кузьме
Минину
 и Дмитрию
Пожарскому
), Самаре, Волгограде, Владимире, Костроме,Петрозаводске, Санкт-Петербурге и других городах.

(Слайд 14) Повсеместно прошли крестные
ходы
, кое-где с участием глав
администраций.

Было успешно проведено несколько благотворительных
акций, которые в общем можно охарактеризовать словами одного из региональных
лидеров: «Мы воспринимаем этот день как праздник добра и любви, заботы о
ближних, поддержки нуждающихся». Например, в 
Туле состоялся районный фестиваль творчества детей с
ограниченными возможностями; в
Калуге угощали ветеранов и детей-сирот продукцией местной
кондитерской фабрики.

Ведущий 1: 2007 год (Слайд 15)

Происходит популяризация праздника. Владимир
Хотиненко
 снял исторический
фильм «
1612». Только в одной Москве было проведено 39
мероприятий. 
Владимир
Путин
 традиционно возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому и традиционно вручил на приёме в Кремле медали имени Пушкина «За сохранение российского духовного наследия» и
«популяризацию русского языка».

(Слайд 16) В Нижегородском
Кремле
 устроили показательную схватку «ополченцев» с
«захватчиками», а в Санкт-Петербурге — тематическую квест-игру «Схватка»
под названием «Минин и Пожарский вступили в Схватку с врагом».

Ведущий 2: 2008 год (Слайд 17)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Dmitry_Medvedev_4_November_2008-2.jpg/250px-Dmitry_Medvedev_4_November_2008-2.jpg 

По всей стране проходят праздничные гулянья. Дмитрий
Медведев
 возложил цветы к
памятнику 
Минину и Пожарскому и организовал торжественный приём в Большом
Кремлёвском дворце. На площади Революции прошёл семитысячный митинг,
посвящённый Дню народного единства. Активисты движения «Наши» призвали провести
день «под одеялом» — 10 тыс. молодых людей собрались на 
Васильевском
спуске
, чтобы сшить из тысяч лоскутов
так называемое «Одеяло мира». Прошёл бесплатный рок-фестиваль «Призыв»,
направленный на борьбу с негативными проявлениями в молодёжной среде, отказ от
наркотиков.

Ведущий 3:  2014год (Слайд 18)

Праздник отмечали во всех 85 регионах. И
впервые в новых субъектах Федерации: Республике Крым и Севастополе. Самые
масштабные торжества — в Москве. По центру столицы прошёл многотысячный марш
единства, 75 тысяч человек из всех регионов страны. А на Красной площади глава
государства возложил цветы к памятнику освободителям Москвы.

(Слайд 19) В День народного единства
грандиозное шествие в центре Москвы традиция новая. Более привычный ритуал
праздника — возложение цветов к памятнику земскому старосте Кузьме Минину и
князю Дмитрию Пожарскому. Память освободителей Москвы от польских интервентов
одним из первых почтил Владимир Путин вместе с главами религиозных конфессий и
молодёжных организаций. Четыре века назад народное ополчение, уверены историки,
положило не только конец Смутному времени, но и начало российской
государственности.

Ведущий 4: (Слайд 20)

На торжественном приёме в Кремле Владимир
Путин остановился у картины «Избавление от смуты». Позже в своём
выступлении Президент подчеркнул: летопись тех событий — трагическое назидание
потомкам.

(Слайд 21) «Боль за страну, за
междоусобную вражду, за безвольную власть, за предательство родины объединило
тогда людей разных национальностей и вероисповеданий. С тех пор прошло более
четырех веков, драматические события того времени остаются вечным историческим
уроком для нас, назиданием для всех поколений, правилом для нас, правилом
беречь, свято беречь и защищать свои национальные интересы, напоминанием о том,
что их забвение может подвести к пропасти распада, гибели страны, что ее
суверенитет имеет такую же фундаментальную ценность, как свобода и
демократия», — отметил Владимир Путин.

Ведущий 1:  2015год  (Слайд 22)

Митинги, шествия, концерты прошли в
регионах под общим лозунгом: «Мы едины». Центром торжеств стала
Москва, где на центральные улицы вышли  по данным полиции 85 тысяч человек.

Несмотря на затянувшееся небо, толпы людей
со всех прилегающих улиц стекались на Тверскую. Чтобы отсюда, от самого сердца
Москвы, широкой колонной начать шествие в этот день, особый для всей страны.

Ведущий 2: (Слайд 23)

Тысячи людей шли в колонне по Тверской
улице. Взрослые и дети, люди разных профессий, москвичи, жители Подмосковья и
других регионов России собрались здесь, чтобы встретить День народного единства
всем вместе.
Идею акции «Все вместе», возможно,
лучше всего проиллюстрирует то, что и лидеры парламентских фракций, и делегаты
от общественных организаций, и представители разных религиозных конфессий —
люди, умеющие и любящие поспорить, шли в общей колонне единым строем.

Ведущий 3: (Слайд 24)

Владимир Путин выступил на открытии новой выставки в Манеже «Православная
Русь. Моя история. От великих потрясений до великой победы» в День народного
единства. В ходе своей речи он напомнил о сплоченности народа в минуты
опасности, а также подчеркнул важность знания отечественной истории.

(Слайд 25) Путин также
напомнил, что в этом году праздновалось 70-летие победы
в войне с фашистами
. «В этом году мы отметили большой общенациональный
юбилей, 70-летие Великой Победы. Она стала событием огромного исторического и
нравственного значения, предметом безусловной гордости, уважения, символом
героизма. Это наша история. Мы должны ее знать, уважать без всяких изъятий и
умолчаний», – заключил президент.

 Ведущий 4: (Слайд 26)

 В городе воинской славы Севастополе
моряки Черноморского флота вместе с ветеранами возложили цветы к вечному огню.
Всего через центр города прошли 20 тысяч человек: моряки и летчики, военные и
гражданские, люди разных национальностей, но одной страны.



Смотрите оригинал материала на
http://www.1tv.ru/news/social/2955



Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/socia

Звучит песня: (Слайд 27)
Ой, да ты Россия! 

Классный руководитель: (Слайд 28)

Сейчас в России День народного единства
становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и
настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет
людей и делает их единым народом.

Классный
руководитель:
(Слайд 29)

Вот и
подошёл к концу наш классный час. Наверняка вы почерпнули для себя что-то
новое, над чем-то он заставил вас задуматься. Давайте сейчас выскажем своё
впечатление об этом.

Высказывания и мысли ребят:

Ведущий 2:  День народного единства (Слайд 30)

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.

Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

(Н. Майданик)

Классный
руководитель:
Спасибо за внимание! (Слайд 31)


Источники:

1.http://www.1tv.ru/news/social/271123

2.
Википедия. День народного единства.

 3. http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/den-narodnogo-edinstva.html

4.
http://www.zanimatika.narod.ru/RF_4_noyabrya.htm#День народного единства.

5. http://www.1tv.ru/news/social/295521

Проект классного часа
выполнила воспитатель и классный руководитель 10-А класса ГБОУ РК «КГИДОД» —
Сечень Татьяна Германовна. 2015 год.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 мая латвия праздник
  • 4 мая красочный девичий праздник ляльник
  • 4 лапы тц праздник тушинская
  • 4 июня праздник день святой троицы
  • 4 июня день государственных символов республики казахстан сценарий