4 ноября какой праздник старинный

4 ноября 2022 — приметы о погоде, животных и событиях, что нельзя делать и что можно делать, церковные праздники, какой православный праздник в России, Казанская, праздник Казанской иконы Божией Матери. Можно ли убираться, ходить на кладбище, крестить ребёнка, жениться, работать, мыться, гадать.

4 ноября 2022 года проходит народный праздник Казанская и церковный праздник Казанской иконы Божией Матери. Что нельзя делать, народные приметы, все праздники 04.11.2022. Что можно делать сегодня согласно народным и церковным традициям, какой православный праздник в России, обычаи, обряды, поверья и запреты. Можно ли убираться, ходить на кладбище, крестить ребёнка, жениться, работать, мыться, гадать.

  1. 4 ноября 2022 года что нельзя делать
  2. Народные приметы на 4 ноября 2022 года
  3. 4 ноября 2022 года что можно делать
  4. Какой православный праздник сегодня 4 ноября по церковному календарю
  5. Какой праздник 4 ноября 2022 года
  6. Праздник Казанской иконы Божией Матери в 2022 году

4 ноября 2022 года что нельзя делать

Нельзя отправляться в путь — плохая примета, в дороге будут препятствия. Считается, что такое представление родилось из приметы, что сегодня может резко поменяться погода, и уже после обеда начнётся настоящая зима, с морозом, снегом, гололёдом.

4 ноября

Нельзя работать по дому — убираться, заниматься ремонтом, стирать, рукодельничать.

Не стоит начинать новых дел и проектов, приступать к чему-то новому, что вы давно планировали. Начатое в такой день может не осуществиться.

Нельзя ругаться, задумывать недоброе, продумывать план мести или греховных поступков, делать что-то предосудительное — зло вернётся к человеку, задуманное не удастся, жизнь станет тяжёлая.

Народные приметы на 4 ноября 2022 года

  • Дождь — к скорому наступлению зимы.
  • Продолжительный южный ветер — к снегу.
  • Туман утром — к оттепели.
  • Ясный день — к похолоданию.
  • Сухой день — год окажется неурожайным.
  • Вечером петух кукарекает раньше времени — к перемене погоды.

4 ноября 2022 года что можно делать

Народный праздник называется Казанская, так как в Православной церкви проходит празднование одной из самых почитаемых в России икон — чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

На Руси данный праздник считался рубежом между двумя сезонами, после которого начинались по-зимнему сильные морозы. Бытовала даже поговорка, согласно которой, в этот день до обеда идёт дождь, а после обеда — снег.

Традиционным было и застолье, на которое собирались как члены семьи, так и гости. Специально для этого пекли пироги, блины и другие блюда.

Также было принято проветривать погреб и окуривать его дымом сушёного можжевельника — чтобы припасы долго хранились и ничто с ними не случилось.

Девушки, которые мечтали побыстрее встретить суженого, выйти замуж и завести свою семью, молились перед иконой Казанской Божией Матери. Также иконе молятся о даровании здоровья детям и членам семьи, защите дома от пожара, семейном благополучии, помощи в тяжёлые времена, удачном разрешении серьёзных проблем в работе или быту, помощи в духовном прозрении, от вражеских нашествий и врагов.

В старину работодатели рассчитывались за работу со своими подчинёнными или наёмными работниками.

Принято было свататься. Тот, кто на Казанскую признаётся в своих чувствах, предложит руку и сердце, не пожалеет о своём поступке.

Если мужчина отправлялся на работу, то дома его встречали накрытым столом с пирогами, блинами и другими яствами.

  1. Можно ли убираться? Заниматься уборкой не рекомендуется.
  2. Можно ли ходить на кладбище? По народным поверьям, кладбище сегодня нельзя посещать девушкам и женщинам., чтобы не навлечь на себя беду.
  3. Можно ли крестить ребёнка? Крестить ребёнка разрешается. Однако нужно уточнить, смогут ли в выбранный вами день в той или иной церкви провести таинство крещения, что может быть невозможно из-за праздничных мероприятий или по другим причинам.
  4. Можно ли жениться? Казанская считается одним из лучших дней в году для проведения свадьбы. Заключить сегодня брак — союз будет крепким и долгим.
  5. Можно ли работать? Работа разрешается, кроме тяжёлой деятельности и начала чего-то нового.
  6. Можно ли мыться? Мытья, ходить в баню или сауну не запрещается.
  7. Можно ли сегодня гадать? Гадания в большие и особенные церковные праздники всё же лучше не осуществлять, как и другие обряды и ритуалы, которые не относятся к православной вере.

Образы, которые приходят во сне в ночь на 4 ноября, могут показать вашу готовность к переменам, испытаниям и препятствиям. Таким образом вы можете определить свои слабые стороны, и у вас будет время, чтобы над ними поработать.

Рождённые в этот день стремятся быть ценными членами общества, семьи, рабочего или дружеского коллектива. Богаты внутреннее, обладают большим обаянием, могут занимать доминирующее положение в той или иной сфере жизни.

Удачные числа: 74, 87, 31, 83, 60

Счастливый цвет: Морская волна, Чёрный

Благоприятные часы: 01:00-13:00

Кому повезёт сегодня: ♐ Стрелец, ♋ Рак, ♓ Рыбы

Оценка дня:

Какой православный праздник сегодня 4 ноября по церковному календарю

Празднование Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Андрониковской иконы Божьей Матери.

Празднование Якобштадтской иконы Божией Матери.

Обретение мощей епископа Белгородского священномученика Никодима Кононова.

Русская православная церковь чтит память святых: епископа Иерапольского равноапостольного Аверкия чудотворца, семи отроков иже во Ефесе Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина Ексакустодиана и Иоанна, архиепископа Угличского священномученика Серафима Самойловича и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева и преподобномучеников Германа Полянского и Мины Шелаева, священномученика Николая Богословского, Николая Ушакова и преподобномученика Григория Воробьёва, мучеников епископа Адрианопольского Александра, Ираклия воина и жён Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии.

Какой праздник 4 ноября 2022 года

Какие праздники проходят в России и мире 04.11.2022. Государственные, календарные, необычные, знаменательные события из истории, кто родился из знаменитостей.

  • День народного единства России.
  • Казанская (народно-христианский праздник).
  • День освобождения Москвы от польских интервентов (1612 год).
  • День рождения кассового аппарата (1879 год).
  • День царя Тутанхамона (в 1922 году Хоуард Картер обнаружил гробницу фараона Тутанхамона в Египте).
  • День государственности Удмуртской Республики.
  • В 1493 году экспедиция Христофора Колумба открыла остров Гваделупа.

В этот день родились исторические деятели и знаменитости: итальянский живописец Гвидо Рени (1575-1642), советский рок-музыкант Игорь Тальков (1956-1991), российский певец Сергей Трофимов (1966), американский актёр Мэттью Макконахи (1969).

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Праздник Казанской иконы Божией Матери в 2022 году

4 ноября проходит празднование Казанской иконы Божией Матери. Праздник в честь данной иконы отмечается дважды в год. 21 июля — явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Второй праздник совпадает с Днём народного единства в России, и не просто так.

Ноябрьский праздник в честь иконы установлен в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. Народным ополчением, во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, с Казанской иконой был взят Китай-город.

Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/day/2023-11-4/

А также в этот день

Здесь перечислены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение
для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова.

  • Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

  • Годовщина интронизации Гарегина II, Католикоса всех Армян

  • Дни гигантского омлета в США

Народный календарь

  • Казанская

    Дата по старому стилю: 22 октября. В этот день кланяются чудотворной Казанской иконе Божией Матери — одной из самых чтимых в Русской православной церкви. Согласно преданию, после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне явилась во сне Богородица, велевшая откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась, а на месте явления иконы был впоследствии построен Бого…

Именины

  • Александр

    Александр

    «Защитник людей»

  • Анна

    Анна

    «Благодать», «милость божья», «миловидная»

  • Василий

    Василий

    «Царский», «царственный»

  • Владимир

    Владимир

    «Владеющий миром»

  • Герман

    Герман

    «Истинный», «родной», «близкий»

  • Григорий

    Григорий

    «Бодрствующий», «не спящий»

  • Денис

    Денис

    «Посвященный богу Дионису»

  • Елизавета

    Елизавета

    «Божья клятва», «почитающая Бога»

  • Захар

    Захар

    «Бог вспомнил», «память Господня»

  • Иван

    Иван

    «Яхве (Бог) смилостивился, помиловал», «Благодать Божия»

  • Ираклий

    Ираклий

    «Прославленный богиней Герой»

  • Константин

    Константин

    «Стойкий», «постоянный»

  • Максим

    Максим

    «Величайший»

  • Максимилиан

    Максимилиан

    «Величайший», «посланник Божий»

  • Николай

    Николай

    «Победитель народов»

  • Федор

    Федор

    «Божий дар», «дарованный Богом»

Хроника Знаменательные события в истории

  • День рождения кассового аппарата – запатентована первая модель

    1879

  • В Лондоне открылась первая электрическая линия метрополитена

    1890

  • Обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте

    1922

  • В Москве на Красной площади открыт восстановленный Казанский собор

    1993

  • В Иркутске состоялось торжественное открытие памятника адмиралу Колчаку

    2004

Персоны

  • Гвидо Рени (Автопортрет, около 1602–1603, Частное собрание, Лондон, )

    1575

    1575  — 1642 Гвидо Рени
    итальянский живописец, представитель болонского академизма

  • Репродукция акварельного портрета Осипа Бове (Неизвестный художник, 20-ые годы 19 века, Государственный музей А.С. Пушкина, )

    1784

    1784  — 1834 Осип Бове
    русский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года

  • Поль Деларош (Автопортрет, 1838, )

    1797

  • Феликс Мендельсон (Портрет работы Вильгельма Гензеля, 1847, Городской музей Дюссельдорфа, www.hetorgel.nl, )

    1809

    1809  — 1847 Феликс Мендельсон
    немецкий композитор, известный как автор Свадебного марша

  • Нино Чавчавадзе (Портрет работы Э.Ф. Дессена, 19 век, )

    1812

    1812  — 1857 Нино Чавчавадзе
    грузинская княжна, жена русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова

  • Петр Бартенев (Рисовал П.Ф. Борель, гравировал И.И. Матюшин, Всемирная иллюстрация: журнал, 1882,  )

    1829

    1829  — 1912 Петр Бартенев
    русский историк, издатель, библиограф, литературовед

  • Юджин Филд (Фото: Wikimedia Commons, 1885, )

    1850

  • Павел Семенович Рыбалко (Портрет на конверте СССР, 1984, )

    1894

    1894  — 1948 Павел Рыбалко
    советский военачальник, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза

  • Ицхак Рабин (Фото: Wikimedia Commons / Yaakov Saar, по лицензии CC BY-SA 3.0)

    1922

    1922  — 1995 Ицхак Рабин
    израильский политический деятель, премьер-министр Израиля, Нобелевский лауреат

  • Дидье Рацирака (Фото: Wikimedia Commons)

    1936

    1936  — 2021 Дидье Рацирака
    мадагаскарский государственный деятель, президент Мадагаскара (1976-1993, 1997-2002)

  • Майкл Крайтон (Фото: kinopoisk.ru)

    1942

    1942  — 2008 Майкл Крайтон
    американский писатель-фантаст, сценарист и кинорежиссёр

  • Игорь Тальков (Кадр из фильма «За последней чертой», 1991)

    1956

    1956  — 1991 Игорь Тальков
    советский рок-музыкант, певец, автор песен, киноактер

  • 1 ноября
  • 2 ноября
  • 3 ноября
  • 4 ноября
  • 5 ноября
  • 6 ноября
  • 7 ноября

Это самый молодой и самый старый государственный праздник России — парадокс, о котором мы редко задумываемся. В этом году День народного единства отмечается в пятнадцатый раз. Но впервые этот праздник был учрежден ровно 370 лет назад — указом царя Алексея Михайловича. «Известия» вспоминают об истории Дня народного единства.

Что же произошло в этот день? У многих сегодня весьма смутные представления о смысле праздника. Понятно, что речь идет о борьбе за независимость России, о победе над польскими интервентами в 1612 году, об освобождении Москвы. Не забыты главные герои этой исторической драмы — князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин и патриарх Гермоген, их идейный лидер, скончавшийся в польских застенках в феврале 1612 года.

минин пожарский памятник москва

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Автор цитаты

«Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!» — писал о них Виссарион Белинский.

Иногда можно встретить формулировку: «4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов». Это не вполне точно. Освобождение Белокаменной затянулось на несколько дней. Польский гарнизон, засевший в Кремле, капитулировал лишь спустя сутки. Впрочем, события 400-летней давности обросли легендами. И главная отправная точка праздника — День чудотворной Казанской иконы, который церковь по новому стилю отмечает именно 4 ноября.

История Казанской иконы

Изложим события в соответствии с церковной традицией. Обретение иконы связывают с событиями 1579 года. Казань пострадала от невиданного пожара. Дочери купца Онучина, чья усадьба сгорела дотла, во сне явилась Пречистая и открыла, что под руинами их дома скрывается ее чудотворный образ, глубоко зарытый в землю. Сон повторился трижды. После таких знамений икону стали искать и, по законам жанра, нашли. На пепелище, на месте явления иконы, построили монастырь, первой монахиней которого стала та самая купеческая дочь Матрона. С тех пор праздник явления Казанской иконы Божией Матери отмечается 8 (21) июля.

У этого летнего праздника, несомненно, тоже имелось политическое значение. Казань к тому времени совсем недавно стала русской и православной. Крупный город, важный форпост царства… Появление чудотворной иконы закрепляло этот город в «русском мире». Список иконы послали самому царю Ивану Грозному.

икона казанская казань церковь священник

Крестный ход в честь 440-летия со дня явления Казанской иконы Богородицы в Казани, 21 июля 2019 года

Фото: ТАСС/Егор Алеев

А потом, во время интервенции, в своих патриотических воззваниях патриарх Гермоген, придававший особое значение Казанской иконе, призывал сражаться «за Пречистой дом, и за чудотворцев, и за веру». Центром сопротивления стал Троице-Сергиев монастырь, выдержавший многомесячную осаду. Там ухаживали за ранеными, оттуда во все крупные русские города шли грамоты архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, призывавшие к борьбе «за Русь и за веру». Да и Романовы своим возвышением во многом обязаны будущему патриарху Филарету (по рождению — боярину Федору Никитичу Романову). В те годы он пребывал в польском плену, но в борьбе за московский престол фаворитом стал его сын — мало чем примечательный юноша Михаил. Его избрали на царство во многом из уважения к отцу — выдающемуся царедворцу и церковному деятелю, который прошел огонь, воду и медные трубы. В годы смуты он вел себя не безукоризненно: метался, шел на сближение с «тушинским вором», искал компромиссов с поляками. Но все-таки, будучи архиереем, остался одним из самых уважаемых политиков страны. А царь Алексей Михайлович гордился тем, что его родным дедом был предстоятель церкви. Этот факт повышал престиж власти в государстве, объявленном Третьим Римом.

Смиренный победитель

Список Казанской иконы имелся и у князя Дмитрия Пожарского. С ней войска подошли к стенам захваченной Москвы. Подвиг Пожарского в 1612–1613 гг. поражает не столько воинской доблестью, сколько смирением. Князь был военным вождем второго — победного — народного ополчения. Его вклад в освобождение Москвы от поляков, литовцев и их приспешников оказался решающим — и это признавали даже недруги.

Но после триумфальной победы он отстранился от борьбы за власть, хотя его имя звучало в длинном перечне претендентов на престол. Изначально Пожарский не поддерживал кандидатуру юного Михаила Романова, но впоследствии служил ему верно, занимая важные, но вовсе не «диктаторские» посты. Да и к чрезмерному богатству не стремился. Эти качества добавили блеска к посмертной славе князя. И первый скульптурный памятник Москвы, как известно, воспевает именно Пожарского и Минина.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Все победы русского воинства в 1612 году связывали с мистической помощью Пречистой. Именно Пожарский предложил ежегодно отмечать 22 октября (разумеется, по старому стилю) День московского явления Казанской, помогавшей русским воинам одолеть врага и освободить столицу. Именно Пожарский — через несколько лет после победы — построил на Красной площади первый деревянный храм во имя Казанской иконы. Построил в память о своей великой победе. Там хранился тот самый список иконы, который, как верили ополченцы, принес им победу в 1612-м. Через несколько лет на месте деревянной церкви воздвигли каменный собор, который своей праздничной архитектурой напоминал о тех временах, когда после побед над поляками на Красной площади на молитву собиралась вся Москва.

Мечта о единстве

Первые Романовы не жалели времени на паломнические путешествия по Руси. Привечали монастырские обители, расположенные в окрестностях Белокаменной, и дальние святыни — на Соловках и в окрестностях Вологды. Но, конечно, не стоит думать, что на богомолье они забывали обо всем, кроме молитвы. Там обсуждались государственные дела, там выдвигались на первый план или попадали в опалу бояре и воеводы. Царский церемониал почти сливался с церковным. И церковным праздникам самодержцы старались придать патриотический оттенок.

Царь Алексей Михайлович понимал, что династии необходима героическая легенда, и обратился ко временам юности своего отца, когда в Белокаменной шли бои. Поводом к учреждению нового церковного — а по сути и в большей степени государственного — праздника стало рождение у царя первенца, сына, нареченного Димитрием. К тому времени Романовы правили уже около 36 лет. Алексей прочно сидел на троне, все считали его законным, «природным» царем. В память об освобождении Москвы и о воцарении первого Романова Алексей Михайлович повелел «во всех городах по вся годы» отмечать праздник Казанской иконы 22 октября. В этот день в 1612 году ополченцы князя Дмитрия Пожарского разбили поляков в решающем сражении за Китай-город и начали переговоры о капитуляции с гарнизоном, засевшим в Кремле.

Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» на сцене Государственного академического Большого театра России, 1999 год

Опера Михаила Глинки «Иван Сусанин» на сцене Государственного академического Большого театра России, 1999 год

Фото: ТАСС/Александр Косинец

В начале XIX века сюжет одоления смуты считался государствообразующим. А смысл этого праздника и тогда был в торжестве династии Романовых, в победе и возрождении Государства Российского. Символично, что в числе спасителей страны в этом сюжете отмечены представители разных слоев общества. И титулованная аристократия, и купечество, и казаки, и крестьяне… Знаковым стал подвиг Ивана Сусанина. И неслучайно первая классическая русская опера посвящена именно ему. Про такие истории говорят: «Если бы этого сюжета не было — его следовало бы придумать». Мужик, крестьянин, спасающий будущего царя и гибнущий во имя монархической идеи, — что может быть символичнее? Насколько достоверна эта история — неизвестно. Крестьянин села Домнина Иван Сусанин спрятал Михаила Романова на своем дворе, не выдал его полякам, искавшим юного боярина, которого уже прочили в цари московские. Вряд ли он всерьез представлял, что спасает будущего самодержца и основателя великой династии. Но схоронил его в собственном дворе и увел польско-литовский отряд подальше от Ипатьевского монастыря, за что, по-видимому, и был убит.

О Минине, Пожарском и Гермогене тоже слагались стихи, поэмы, создавались театральные зрелища. Скажем, Нестор Кукольник в 1840 году написал драму «Рука Всевышнего Отечество спасла», в прологе которой Минин молился:

Автор цитаты

«Я весь горю спасти святую Русь,

От нечестивого избавить ляха…»

Эта пьеса стала художественной иллюстрацией к знаменитой «триаде» министра народного просвещения Сергея Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Молитва дает силу гражданам — и они защищают Отечество и обретают царя. На одном из премьерных представлений пьесы в Александринском театре побывал Николай I. Драма произвела на него благоприятное впечатление: император изволил аплодировать, после чего автор был приглашен в Зимний дворец. Для Николая Павловича, как и для всех Романовых, сюжет первоначального воцарения династии был основой мировоззрения.

Но к тому времени открытый, демонстративный патриотизм уже не вызывал сочувствия ни в аристократических, ни в литературных кругах. Кукольник не снискал успеха среди интеллигенции: просвещенной публике хотелось чего-то более дерзновенного… Высокопарные слова о миссии правящей династии набили оскомину, в моду вошло вольнодумство. Так постепенно патриотический заряд ноябрьского праздника в Российской империи сошел на нет. Его попытались возродить по случаю 300-летия дома Романовых. Учитывая, что за семь лет до этого Россию потрясли революционные события 1905 года, власть попыталась взять реванш у радикалов, всколыхнув воспоминания о героических месяцах преодоления смуты, когда, по официальной версии, ничто не разделяло барина и мужика… Единство! Об этой грани праздника вспомнили в начале ХХI века, когда Россия преодолела новую смуту и нуждалась в исторических маяках.

Праздник выученных уроков

Для нас важны дни побед и великих свершений, но этот день — еще и праздник выученных уроков русской истории, единственный в своем роде. В нашей летописи есть несколько ключевых эпизодов, поразительно схожих по фабуле. Смута, нестроения, ослабление государства, бессмысленное кровопролитие — и, наконец, созревает объединяющая идея. Народная воля сливается с волей полководца или монарха — и возникает крепкий сплав. Государство возрождается и даже становится сильнее.

В России в наше время многие — быть может, как никогда — интересуются историей. Конечно, в большей степени легендами, чем академическими исследованиями, но это вполне естественно. В прошлом мы находим опору для сегодняшнего и завтрашнего дня.

гермоген патриарх москва кремль памятник

Памятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В последние годы неподалеку от Красной площади — в Александровском саду — появился и памятник патриарху Гермогену — знак того, что сюжет преодоления смуты стал особенно актуален для России в начале XXI века. Аналогий не избежать. В 1990-е мы пережили свое смутное время, и вышли из него не без потерь, но и с осознанием исторических уроков. Стало ясно, насколько это тяжелый процесс — возрождение после кризиса. Мы стали чуть лучше понимать героев, которые вытянули эту ношу в начале XVII века.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»

Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику

Поделиться

4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.

Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.

В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.

Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.

Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.

Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Поделиться

В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.

Инициативу учредить 4 ноября День народного единства выдвинул в сентябре 2004 года Межрелигиозный Совет России Её поддержали патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, а потом и партия «Единая Росси» в лице Валерия Николаевича Богомолова, тогдашнего заместителя руководителя думской фракции.

А что, собственно, мы празднуем?

Валерий Богомолов говорил в интервью РИА «Новости», что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

Святейший выразился не менее точно: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В пояснении к проекту закона написано: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

А ещё 4 ноября Русская Православная церковь отмечает день Казанской иконы во имя Божьей Матери.

К сожалению, если с Казанской Богоматерью всё понятно, то три вышеприведённых высказывания, включая официальную формулировку, страдают некоторыми неточностями.

Давайте разбираться.

Откуда что взялось. Начало.

Чтобы избавиться от польских интервентов, надо было их сперва к нам как-то заполучить. А заполучили мы этот сомнительный бонус в годы Смутного времени.

Смута – это далеко не только поляки. С поляками, а точнее, с Речью Посполитой (это важная оговорка, запомним её), Русь/Московия/Россия «бодалась» давно – за право стать главной русской державой, то есть собственно Россией – и, в общем, на равных. Поляки, точнее, и поляки тоже (да и вообще их тогда «литвой» по-русски звали, если уж на то пошло) были нормальным «партнёром по политическому процессу» и большой проблемы сами по себе не представляли. Настоящей Большой Проблемой они стали из-за огромного комплекса внутренних противоречий внутри самого Московского царства: от экономики до политики и климатических сдвигов.

Началось всё с того, что малолетний сын Ивана IV Грозного Дмитрий Иоаннович, погиб в Угличе. История сия, произошедшая 15 (25) мая 1591 года, по сей день остаётся крайне мутной. Факт в том, что восьмилетний царевич умер, породив двадцать два года чудовищного нестроения в стране.

В 1598 году скончался старший наследник Грозного – царь Фёдор Иоаннович. Детей мужеского пола после него не осталось, что положило конец семивековой династии Рюриковичей по прямой линии.

Царский трон занял могущественный временщик Борис Годунов. Не являясь Рюриковичем, он принялся активно упрочивать собственное положение массовыми политическими репрессиями, что не добавило «мира божия» в стране.

А.К. Толстой в шутку писал:

Борис же, царский шурин, Не в шутку был умён, Брюнет, лицом недурен, И сел на царский трон. При нём пошло всё гладко, Не стало прежних зол, Чуть-чуть было порядка В земле он не завёл.

Однако порядка Годунов действительно завести не смог. До порядка было куда дальше, чем в последние годы царствования Ивана Грозного. Усугубилось положение по причине, от человеческой воли не зависящей: «вулканическая зима» 1601 года, вызванная извержением перуанского Уайнапутина, породила Великий голод, длившийся три года.

В состоянии крайней политической нестабильности голод был фактором крайнего риска. Ничего удивительного, что в Речи Посполитой объявился Самозванец, выдававший себя за чудом выжившего царевича Дмитрия.

Польские магнаты Юрий Мнишек, Адам и Казимир Вишневецкие, Лев Сапега обеспечили поддержку самозванца королём Сигизмундом III. Началась «частная» война, окончившаяся свержением и смертью Годунова и воцарением Лжедмитрия, чьё имя стало синонимом гражданской войны на многие века. Правление Самозванца лишь усугубило внутренние противоречия в стране. Наёмники и покровители из Речи Посполитой стали дополнительным фактором дестабилизации, преследуя в чужом государстве собственные корыстные интересы.

В итоге народ не выдержал. В 1606 году Лжедмитрия убили, а новый царь Василий Шуйский (тоже «немного Рюрикович»), сослал большинство его польских «друзей» в ссылки и заточения.

Но ничего не закончилось.

Откуда что взялось. Продолжение

В 1607 году объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Вокруг него собрались вполне значительные силы. Ему удалось взять под контроль большую часть страны и осадить Москву, встав лагерем в Тушине. «Тушинский вор» оказался для народа ещё страшнее первого издания Лжедмитрия. Тяжесть реквизиций, прямые грабежи и бесчинства тушинцев обрушились на истерзанное государство.

Точкой сопротивления стал Новгород, где собирались войска М.В. Скопина-Шуйского. Собственно северные дворяне и бояре, стрельцы, а также все недовольные политикой «Тушинского вора», стекались под его знамёна. Весомой гирей на весах оказался корпус Якоба Делагарди – шведские солдаты, переданные Скопину-Шуйскому по договору с королём Карлом IX Вазой.

Блестящие победы русско-шведского войска крайне обеспокоили Сигизмунда III – врага Швеции. Он решился на прямую интервенцию, вторгся на территорию России, взяв в блокаду Смоленск – давнее яблоко раздора между Москвой и Польшей (точнее, Речью Посполитой). Лжедмитрий II сбежал в Калугу, и в стране образовались три точки политического фокуса: Смоленск с Сигизмундом III, Москва с Василием Шуйским, Калуга с тушинцами.

Однако великий военачальник Скопин-Шуйский умер, наёмники Делагарди взбунтовались из-за невыплаты жалования, и корпус польского гетмана Станислава Жолкевского разбил правительственную армию 24 июня 1610 года при Клушино. Результаты были плачевные. Остатки разбитого войска устремились к Москве, где началось восстание. Василий IV Шуйский был свергнут. На столицу пошли воска тушинцев из Калуги и Речи Посполитой – из Можайска.

Последним удалось занять Москву под предлогом обороны столицы от Самозванца. Началось вынужденное сближение России и Речи Посполитой, что оказалось поводом для разрыва русско-шведского договора. Недавний союзник Делагарди захватил Новгород. В Москве же номинальная власть боярской думы фактически была узурпирована ставленником Речи Посполитой Александром Корвином-Гонсевским.

Сигизмунд III, осаждая неприступный Смоленск, вёл переговоры о принятии в Москве своего сына – Владислава. В августе 1610 года было достигнуто соглашение: королевич Владислав становится русским царём при условии принятия православия. Польско-литовские войска должны покинуть пределы страны, восстановив территориальный статус-кво. Однако Сигизмунд фактически саботировал договор, намереваясь взять всю полноту власти в разваливающемся государстве.

Развязка

Реакция оказалась неизбежной. Значительная часть страны, осознав угрозу прямого завоевания, отказалась подчиняться «прелживому договору». В Рязани и Пронске поднялась волна восстания под руководством Прокопия Ляпунова, вылившееся в Первое Ополчение, которое блокировало интервентов в Москве.

Однако ни финансовых, ни военных средств, ни подлинного авторитета вожди ополчения не имели. Более того, не было между ними и внутреннего единства. Поставить точку в военном противостоянии они не могли, ограничившись пассивным «сидением» под Москвой. Летом 1611 года после беспрецедентно долгой осады пал Смоленск. В рядах Первого ополчения началось брожение – его ряды покинул Иван Заруцкий.

К осени 1611 года в Нижнем Новгороде Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали Второе ополчение – на совсем иных основаниях. Понимая всю важность экономического базиса и политического единства, в первую очередь они стабилизировали собственную финансовую систему, административный аппарат, систему налогообложения, ведя при этом активную пропаганду.

Заняв Ярославль, Ополчение инициировало создание Совета всея земли – временного правительства своего времени. Летом 1612 года Второе ополчение набрало такую мощь, что смогло выступить на Москву. 20 августа ополченцы перехватили корпус гетмана Яна Ходевича, который двигался на помощь польско-литовскому гарнизону с припасами и снаряжением.

Последовало невероятно напряжённое сражение, длившееся с 22 до 24 августа (по старому стилю – это важно). Корпус Ходкевича был наголову разгромлен соединёнными силами Первого и Второго ополчений. В военных действиях наступил перелом. Сигизмунд III не имел возможностей активно оперировать в глубине русской территории. Гарнизон интервентов в Москве был обречён.

Начались затяжные переговоры, перемежавшиеся стычками разной степени интенсивности. После одной из таких вылазок войска ополченцев смогли ворваться внутрь обвода стен Китай города. Польско-литовский контингент отступил в Кремль. 22 октября по старому стилю часть Москвы оказалась в руках освободителей. 26 октября «кремлёвские сидельцы» подписали договор о капитуляции.

Ну а в 1613 году Земский собор выбрал первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича.

Такова канва событий, известная всем со школьной скамьи.

И что же?

А вот что.

Хронология как она есть

26 января 1918 года случился известный Декрет Совета Народных Комиссаров «о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Попросту говоря, мы перешли на новый григорианский стиль. И теперь даже вполне образованные люди регулярно путаются в датах.

Напомним пунктирно хронологию тех событий, о которых сейчас идёт речь – заодно переведя их в новый стиль.

24 июля (3 августа по новому стилю) – передовые силы Второго Ополчения выходят к Москве.

20 (30) августа – главные силы князя Пожарского у Москвы.

22-24 августа (1-3 сентября) – сражение и победа над корпусом Ходкевича.

22 октября (1 ноября) – захват Китай-города.

26 октября (5 ноября) – договор о капитуляции польско-литовского гарнизона Кремля.

27 октября (6 ноября) – выход гарнизона.

1 (11) ноября – вступление земской армии в Кремль.

На этой шкале хронологии выделяются две ключевые точки. Первая: 24 августа (3 сентября) – разгром корпуса Ходкевича, без которого вся остальная история могла повернуться несколько иначе. Штурм мощнейший укреплений Москвы, который обороняет сытый и обеспеченный боеприпасом гарнизон, Второму ополчению мог оказаться не по зубам. Вторая точка: 1 (11) ноября – вступление в Кремль, сердце земли Русской, где находится все Приказы, царские регалии, Успенский собор – главный собор страны.

Захват Китай-города при всём уважении к доблести земского войска – это промежуточный эпизод. В самом деле, мы же не празднуем День Победы 25 апреля, когда 6-й гвардейский мехкорпус соединился с 328-й дивизией на реке Хафель, замкнув кольцо блокады вокруг гитлеровского Берлина? Мы не празднуем его даже 2 мая, когда сдался Рейхстаг. Мы отчего-то празднуем его 9 мая, в день вступления в силу акта о безоговорочной капитуляции Германии.

Так отчего захват подступов к Кремлю при том, что сам Кремль оставался в руках врага, является какой-то особо знаковой датой?

Кстати, как легко убедиться, дата вычислена с элементарной арифметической ошибкой: Китай-город пал не 4, а 1 ноября. Почему? А потому что при пересчёте чисел старого стиля в новый для датировки событий XVII столетия надо прибавлять 10 дней. В XVIII веке разница составляет 11, в XIX – 12, а в XX – 13 дней. Эта нехитрая формула общеизвестна и не является секретом.

Что же происходило 4 ноября? Ровным счётом ничего. Читайте любые источники: русские, польские – любые. Жирным курсивом: 4 ноября, т.е., 25 октября по Юлианскому календарю, в Москве не случилось ничего значимого.

Ну, разве что на следующий день, 5 ноября (по новому стилю), гарнизон интервентов в Кремле подписал капитуляцию. Но фактическое воплощение эта капитуляция обрела 11 ноября (по тому же новому стилю), когда Кремль был занят нашими войсками.

Так почему и откуда взялась такая странная и неочевидная дата – 4 ноября?

Всё просто: это современный праздник иконы Божьей Матери Казанской – именно 4 ноября Русская Православная церковь его празднует. И учреждён он был 29 сентября 1649 года окружной грамотой  царя Алексея Михайловича как день повсеместного почитания Казанской иконы.

Князя Дмитрия Пожарского сопровождала Казанская икона Богоматери в его триумфальном походе на Москву. Через одиннадцать лет после взятия столицы он рассказал об обете, якобы данном 22 октября 1612 года: посвятить Богородице новый храм в Москве, если его предприятие окончится успехом. И в 1636 году храм был построен и освящён. А 22 октября 1648 года у юного царя Алексея Михайловича родился первенец – Дмитрий, что однозначно было воспринято за особый знак благорасположения Богородицы, явленной в чудотворной иконе Казанской. Поэтому, государь с полным основанием повелел учредить второй праздничный день в честь Казанской иконы (первый – день обретения её в 1579 году).

Легко видеть, что само событие является чисто религиозным, не имеющим отношения к политической истории. Легко видеть, что даже это, чисто религиозное событие датировано в новом стиле с ошибкой: Русская православная церковь живёт по юлианскому календарю, автоматически прибавляя к нему 13 дней для вычисления дат в прошлом. Но для Церкви такая датировка имеет внутреннее значение и логику.

Отсюда – и арифметическая ошибка в датировке светского государственного праздника.

Чем всё не закончилось

Но как же обстоят дела с внутренним наполнением праздника?

Ведь это важно – важнее каких-то там мелких смещений датировки.

И даже важнее того, что в конкретный день 4 ноября мы празднуем Событие, Которого Не Было. В конце концов, празднуем же ровно с тем же отсутствием формальных оснований День защитника Отечества 23 февраля – и ничего, всем понятный смысл аннулирует бюрократические неловкости.

Итак, взятие Китай-города или Кремля, в какой бы день оно ни случилось, – оно несёт в себе официально приписанное празднику содержание? Давайте смотреть, что нам говорит про это наука история.

Первое. Досадно, но ни сам факт сбора Второго ополчения, ни даже его блестящая победа под Москвой не означали не только межэтнического единения страны, но и даже собственно великорусского единения перед лицом интервентов. Объективный интерес народа (всех народов России) в консолидации и национальном освобождении – да, его отражало именно прогрессивное движение Минина и Пожарского.

Но! Между наличием объективных интересов и их всеобщим осознанием лежит пропасть!

Давайте поглядим на «единение», которое на деле царило в стране в тяжелейшие месяцы 1611-1612 годов.

Казань и Астрахань Второе ополчение не поддержали. В войске Пожарского было не более двадцати татарских служилых мурз. Всё нижнее Поволжье освободительной борьбы не поддержало. Рязанская земля приняла раскольника Первого ополчения Ивана Мартыновича Заруцкого. Более того, Заруцкий отказался признавать даже решение Земского собора 1613 года, что результирвалось мощнейшим восстанием, которое удалось подавить только в 1614 году. Служилые люди из оккупированного шведами Новгорода вовсе не стремились массово примкнуть к земской армии, хотя имели для этого все возможности – граница интервентами никак не контролировалась.

Второе. Собственно Смута в 1612 году не закончилась. Ни 4 ноября, ни 5 ноября, ни даже в 1613 году, после восстановления царского престола. Россия продолжала тяжелейшую войну со Швецией и Речью Посполитой. Только крайне невыгодный Столбовской мир 1617 года устранил угрозу с Севера (заодно лишив Россию выхода к Балтийским волнам  на целый век). Деулинское перемирие 1618 года прекратило войну с Польшей (оставив в лапах интервентов Смоленск).

Третье. Опять про национальности и их единение. Мы обычно принимаем крайне упрощённую формулу «польские захватчики». Но это перенесение крайне враждебных отношений Польши и России в будущие времена на куда более ранний период. В числе интервентов выходцев из Польши было не так много. Думаю, не ошибусь, сказав, что меньшинство.

Если с наёмниками из Германии, Франции, Чехии вопросов не возникает – это были обычные «псы войны», хищники, сражавшиеся за деньги и ради грабежа (чем и занимались). Но нельзя забывать о тех людях, которые являлись выходцами из земель Великого княжества Литовского. Многие из них принадлежали к русскому этносу и даже были православными.

Ноябрьская перекличка

Так что теперь – ничего сегодня вообще не праздновать?

Нет, это глупо.

Во-первых, глупо отказываться от выходного.

Во-вторых, содержание в этом празднике на самом деле есть. Особенно – если рассматривать его в паре с другим праздником, расположившемся в календаре по соседству.

Тем более, что совершенно очевидно: при учреждении праздника 4 ноября явно имелась в виду и соседняя дата.

Эта дата – 7 ноября, День Октябрьской революции. Праздник, поначалу, при Ельцине ещё, кустарно переименованный в «день примирения и согласия», а в 2004-м – просто заменённый Днём народного единства. И понятно, что мыслилось 4 ноября как идеологическая альтернатива. Чтобы, значит, искоренить заразу Красного Октября из нашей истории навсегда. Ради такого дела – кто ж будет заморачиваться с точностью датировок и обоснований? Главное – чтоб «вместо» и примерно в те дни, в которые народ привык к шествиям и застольям. Авось не заметят.

Да, действительно, содержание 4 ноября от такой «приблизительности» до сих пор остаётся не понятым широкими народными массами. Да и актуальное содержание 7 ноября, между нами говоря – тоже.

И таки да — глубинное историко-культурное значение день 4 ноября действительно имеет. Причём гораздо более глубокое, чем просто «изгнание интервентов из Москвы». Но это более глубинное значение государственные начальники и рядовые граждане ни в жисть не смогут объяснить друг другу, пока сами себе его не объяснят.

…На самом деле мудрая и ироничная русская история опять посмеялась над своими переписчиками-ниспровергателями. Две ноябрьских даты (то есть октябрьских, если по старому стилю) она не зря разместила настолько рядышком. Ну вот буквально пальцем показывает.

Оба этих ноябрьских дня — есть контрапункты двух русских Смут. Да, ни освобождение Кремля в 1612-м, ни низложение «белого» Временного правительства в 1917-м Смуту не исчерпали. Но и ополченцы Минина и Пожарского, и красногвардейцы Ленина сделали в эти дни одно и то же важное дело: привели в исполнение приговор русской истории в отношении самого источника Смуты.

Причём, по странному совпадению, источник Смуты всё время кроется не в «роковом стечении обстоятельств», не в «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» и не в «коварных происках заграничных недругов», а в банальном и логичном предательстве политического класса. Банальном — потому что не впервой, логичном — потому что никакого другого политического алгоритма, кроме национального предательства, тяга к клановой выгоде и «общечеловеческим ценностям» не предполагает, будь то «семибоярщина» XVII века, будь то национальная олигархия на пару с аристократией и генералитетом ХХ века.

А из национального предательства политического класса со всей неизбежностью следует демонтаж российского государства, Смута, национальная катастрофа. В этом пейзаже русское общество чувствует себя крайне неуютно — и приводит приговор в исполнение любыми подручными средствами.

Это первый актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

Между этими ноябрями есть и пара важных различий.

После ноября 1612-го выход из Смуты выдался мирным и исчерпался демократическим, не побоимся этого слова, учреждением новой монархии — то есть легитимной государственной власти (хотя и не сразу). После ноября 1917-го Смута продолжила сопротивление, и выход из неё вылился в кровавую Гражданскую войну.

Лидерами ноября 1612-го были, по современной терминологии, ярко выраженные государственнические, национально-ориентированные силы. А вот лидеры Октября 1917-го придерживались, скажем так, прямо противоположной политической идеологии, официально декларируя своей целью окончательное разрушение русского государства — и с этой точки зрения большевики, строго говоря, мало чем отличались от низвергнутых ими же противников.

И? В какой степени русскую историю интересовали намерения действующих лиц?

А ни в какой.

В конечном итоге и ополченцы Минина и Пожарского, и большевики Ленина оба раза спасли на краю (а то и за краем) пропасти и впоследствии восстановили русское государство краше прежнего — независимо от каких бы то ни было первоначальных намерений и деклараций. Россия первых Романовых методично собрала русские земли и вышла на имперскую орбиту. А порождённая большевиками и обогащённая инновационными социальными моделями Красная империя выдвинулась в мировые лидеры и до сих пор остаётся вершиной нашей цивилизации.

То есть — до следующего взлёта.

Потому что такова воля русской истории — воля к живучести, самоценности и суверенитету российской цивилизации и её государства, воля к исполнению исторической миссии, на них возложенной. И против этой воли не попрёшь.

И это второй актуальный урок одного ноября, разнесённого по времени на 300 лет.

4 ноября в России отметят сразу два праздника. Первый – государственный, День народного единства, второй — православный, день иконы Казанской Божьей Матери.

История праздника

Фото День Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября: что обязательно сделать верующим в это день 2

Казанская икона Божьей матери – одна из самых почитаемых и популярных в России. С ней связаны сразу несколько исторических событий.

Обретение иконы произошло в 1579 году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы. В обгоревшей Казани после пожара девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась девочке во сне. Икона лежала на пепелище, при этом была не тронута огнем.

Вторая дата, посвященная иконе Казанской Богоматери – 4 ноября. Этот день называют еще Казанская Осенняя. Церковь установила праздник в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году.

Перед решающим штурмом, ополчение во главе с полководцами Мининым и Пожарским всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно этой иконе верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября.

Традиции праздника

Фото День Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября: что обязательно сделать верующим в это день 3

Казанской Богоматери принято молиться об избавлении от болезней, о помощи в учебе и работе, а также о женском счастье. Образ Богоматери дарят молодоженам, а также преподносят на венчание и крещение. По народным приметам, семья, созданная в этот день, будет счастливой.

Отмечать праздник лучше всего с молитвой. Можно прийти на службу в храм, или помолиться в кругу семьи дома. Ранняя литургия в храмах 4 ноября, как правило, начинается в 7:00, поздняя — в 10:00 и вечернее богослужение в 17:00.

Поста 4 ноября нет, поэтому есть можно любые, в том числе мясные и молочные продукты. В праздник принято приглашать гостей и накрывать для них щедрый стол.

Запреты праздника

Фото День Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября: что обязательно сделать верующим в это день 4

Традиционно, большой православный праздник накладывает определенные ограничения и изменения в привычный распорядок дня.

В этот день запрещено ругаться, плести интриги, обижать людей. Не стоит заниматься тяжелой физической работой и рукоделием, если возможно, труд нужно перенести на другой день, а на праздник — сходить в церковь и навестить родных.

Кроме того, в древние времена считалось, что на Казанскую Осеннюю нельзя собираться в путешествие, иначе возвращение домой окажется очень долгим и сложным.

Ранее Сиб.фм писал о том, почему нельзя часто поминать усопших. Напомним, какие православные молитвы самые сильные, а также рассказываем, как правильно креститься в православном храме.

Читайте также: В России начнут штрафовать хозяев, которые не убирают за своими питомцами. Штрафы грозят хозяевам, которые выбрасывают собак на улицу.

4 ноября в России отмечается сразу два праздника. Первый — государственный, День народного единства, второй — православный, день иконы Казанской Божьей Матери.

Праздник Казанской иконы верующие отмечают дважды в год: 21 июля — в память о явлении иконы в 1579 году и 4 ноября — это праздник в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году.

История праздника

Казанская икона Богоматери – одна из самых почитаемых и популярных в России. С ней связаны сразу несколько исторических событий.

Обретение иконы произошло в 1579-м году, во время большого пожара в Казани, когда до тла выгорали целые кварталы.

В обгоревшей Казани после пожара девятилетняя христианка Матрона нашла не тронутый огнем лик. Предание гласит, что точное место, где лежала святыня, ей указала сама Богородица, которая явилась девочке во сне. Икона лежала на пепелище, при этом была не тронута огнем.

Вторая дата, посвященная иконе Казанской Богоматери — 4 ноября. Этот день называют еще Казанская Осенняя. Церковь установила праздник в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м году.

Перед решающим штурмом, ополчение во главе с полководцами Мининым и Пожарским всю ночь молилось перед найденным в Казани образом. Именно этой иконе верующие приписывают помощь русскому войску, вошедшему в столицу 4 ноября.

Что нужно делать в праздник

Казанской Богоматери принято молиться об избавлении от болезней, о помощи в учебе и работе, а также о женском счастье. Образ Богоматери дарят молодоженам, а также преподносят на венчание и крещение. По народным приметам, семья, созданная в этот день, будет счастливой.

Отмечать праздник лучше всего с молитвой. Можно прийти на службу в храм, или помолиться в кругу семьи дома.

Ранняя литургия в храмах 4 ноября, как правило, начинается в 7 утра, поздняя — в 10:00 и вечернее богослужение в 17:00.

Об ограничениях на посещение храмов в связи с коронавирусом в ноябре 2021 регионы пока не заявляли, так что прихожане смогут свободно прийти в церковь, но соблюдать дистанцию и надеть маски.

Поста 4 ноября нет, поэтому есть можно любые, в том числе мясные и молочные продукты. В праздник принято приглашать гостей и накрывать для них щедрый стол.

Что нельзя делать в праздник

Традиционно, большой православный праздник накладывает определенные ограничения и изменения в привычный распорядок дня.

В этот день запрещено ругаться, плести интриги, обижать людей. Не стоит заниматься тяжелой физической работой и рукоделием, если возможно, труд нужно перенести на другой день, а на праздник — сходить в церковь и навестить родных.

Кроме того, в древние времена считалось, что на Казанскую Осеннюю нельзя собираться в путешествие, иначе возвращение домой окажется очень долгим и сложным.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября вместо какого праздника
  • 4 ноября какой праздник почему выходной
  • 4 ноября какой праздник отдыхаем или нет
  • 4 ноября какой праздник оплата
  • 4 ноября какой праздник описание