4 ноября праздник националистов

Как получилось, что 4 ноября стало праздником националистов?

Сергей Марков

директор Института политических исследований

43

Дуэль

Дмитрий Дёмушкин

лидер запрещенного в России националистического движения «Русские»

28

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе…» Так пишут об этом дне во всех учебниках истории России. В 2005 году по инициативе Госдумы 4 ноября официально стало государственным праздником: Днем народного единства. В этом же году, 4 ноября, русские националисты провели первую крупную акцию: «Русский марш», собравший несколько тысяч человек и несколько наиболее крупных националистических организаций России. День народного единства и «Русский марш» сосуществуют уже на протяжении одиннадцати лет. Так какой же праздник отмечает Россия 4 ноября? Diletant. media поговорил с экспертами

Вопросы:

1

Что сейчас значит 4 ноября для большинства россиян: День народного единства или праздник националистов?

Сергей Марков

Это праздник борьбы концептов. Он первоначально был пустой. У 4 ноября есть несколько потенциальных праздников: день народного единства, и религиозный праздник — день Казанской божьей матери, и день военной доблести, можно праздновать и как праздник объединения общества и власти, поскольку представитель общества, князь Минин и представитель власти Пожарский выступили сообща. Власть, создав праздник, не озаботилась его содержанием. Никто не сформулировал, о каком единстве идет речь. Это пустое место начало заполняться противоборствующими концептами. Один из них — что это праздник русского национализма, силы русского духа. Но он оказался дискредитирован беспорядками, а так же тем, что националисты встали на сторону киевской хунты.

Дмитрий Дёмушкин

Идею этому празднику так толком и не придумали, он был придуман в противовес коммунистам и седьмому ноября. С первого дня существования дня народного единства, с 2005 года, националисты проводят 4 ноября «Русский марш», и, наверное, вот этим запомнился этот день россиянам, а не чем-то еще. Власти пытаются проводить 4 ноября свои акции, но это получается серо, буднично и убого.

5
поддержать

8

2

Почему националисты выбрали для проведения «Русского марша» именно 4 ноября, когда официально празднуется День народного единства?

Сергей Марков

Националисты пытаются разные праздники праздновать, но этот оказался для них удобным, потому что это, во первых, праздник славы русского оружия, а во-вторых, выходной, и кроме того, он пустой.

Дмитрий Дёмушкин

Националисты давно искали свой день, мы давно думали, что нам нужен какой-то свой отдельный праздник, когда мы можем собирать все наши силы. Когда началось в администрации президента обсуждение Дня народного единства, мы со своей стороны сделали все, чтобы убедить через посредников людей, что это очень хорошая инициатива. И когда власть эту инициативу приняла, у нее не было общей концепции, и они предложили все создать Европейскому союзу молодежи, который в свою очередь понимая, что у него нет ни людей, ни сил, пытался договориться с националистами, чтобы мы за вознаграждение несли его знамена и сделали никому не нужное патриотическое шествие. Мы в свою очередь поступили иначе: праздник украли, знамена не понесли и вывели тогда тысячи националистов на улицы, устроив в центре Москвы вот такой парад национализма. Когда власть ужаснулась и поняла, что это не то, что они хотели, Европейский союз от этого праздника сразу открестился. Потом власть пыталась препятствовать проведению нашего марша, но запретить его уже не смогли.

10
поддержать

5

3

Есть ли у дня народного единства реальный исторический подтекст?

Сергей Марков

Говорят, что это выдумка, только те люди, которые проявляют свою враждебность к российской государственности. Это либо просто люди, которые ненавидят Россию, и которым тошно праздновать один из величайших праздников становления русской государственности, либо дотошные люди, которые не понимают, что история гармонично существует на нескольких этажах, один из которых — история как мифология народа.

Дмитрий Дёмушкин

Нет. 1612 год абсолютно далек от нашей современности и уже не актуален. Кроме того, освобождение от поляков Мининым и Пожарским сейчас будет ассоциироваться скорее с Навальным и Болотной площадью. Скорее националисты и Навальный сейчас новые Минин и Пожарский, которые свергали законную власть и освобождали Москву от поляков. То есть это такой день смуты на самом деле с точки зрения современной власти. День, когда, как бы мы сейчас сказали, рухнул Конституционный строй.

9
поддержать

6

4

Почему власти допускают проведение националистических акций каждое 4 ноября

Сергей Марков

Власть проводит в отношение русских националистов противоречивую позицию. С одной стороны власть считает русских националистов своими главными врагами. У националистов есть потенциал популярности, они могут снизу захватить власть, поэтому власть их боится и подавляет. А с другой стороны, она не может их полностью запретить, поскольку эта идеология очень популярна. С третьей стороны, власть заинтересована в патриотизме для противостояния Западу, и с этой точки зрения она вынуждена использовать русских националистов. Кто эти люди, воюющие на Донбассе? А в Крыму? Туда идут только русские националисты и коммунисты. Приходится с ними взаимодействовать.

Дмитрий Дёмушкин

Власть не допускает, она пробовала запрещать наши марши. В 2008 году эти попытки завершились массовым побоищем на Арбате, который закончился массовыми задержаниями. Но ничего больше сделать власть не смогла.

11
поддержать

4

5

Может ли измениться повестка и смысл этого дня в ближайшем будущем?

Сергей Марков

Абсолютно неизбежно. Рано или поздно это пустое место будет заполнено либо само собой, либо власть в конечном итоге сама возьмется за эту работу. Свято место пусто не бывает.

Дмитрий Дёмушкин

Будут пытаться, но скорее всего не смогут.

8
поддержать

5

Русский национализм – новый мощный тренд в общественной жизни России, вырвавшийся в последние годы из маргинальной среды и на глазах становящийся весьма популярным и даже респектабельным. К идеологии «России – русскую власть!» сегодня обращаются все — власти, «системная» и «несистемная» оппозиция, «рассерженные горожане», представители подавляющего большинства политических течений, культурные деятели и простые обыватели.

День единства националистов

В этом году ежегодный «наци-парад» 4 ноября под названием «Русский марш» прошел в рекордном числе российских городов и явно затмил по резонансу в прессе организуемые властями и ставшие пресными «народные празднования» в честь официального Дня народного единства. «Альтернативного» же межнационального «Русского марша», который проводило в 2011 году в Москве прокремлевское молодежное движение «Наши», в этом году не было.

Напомним, что относительно новый национальный (государственный) праздник 4 ноября, носящий название «День народного единства», ведет свою историю с 2005 года, когда власти в России отменили выходной день в старорежимный праздник 7 ноября. С тех пор коммунисты и другие левые политические движения отдельно от всех отмечают свой День Великой Октябрьской социалистической революции, а введенный 1996 году День согласия и примирения фактически отменен и никак не отмечается.

С 2005 года выходной день для праздника перенесен на 4 ноября. В этот же день уже восьмой год подряд организации русских националистов – Национально-патриотический фронт «Память», Движение против нелегальной миграции (ДПНИ), Национально-державная пария России, движение «Национал-патриоты России», Русский Общенациональный союз (РОНС), Русское общественное движение (РОД), движение «Русские» и другие – проводят в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов России массовые шествия под названием «Русский марш».

Кроме этих легальных организаций, в «наци-параде» все эти годы принимали активное участие и многочисленные подпольные и полуподпольные группы национал-социалистов, бритоголовых (скинхедов), а также боевики из националистических групп «белого сопротивления», ведущие на улицах российских городов свою «РаХоВу» (англ. racial holy war – «расовая священная война»). Эта самая RHW выплескивается, как правило, в охоту на «расовых врагов», в групповые избиения и убийства азиатов и африканцев, драки и перестрелки с кавказской молодежью.

В последние 2-3 года «белые партизаны» говорят о том, что они наконец-то «развеяли миф о непобедимости» кавказцев. Кроме того, уже имели место поджоги и забрасывание бутылками с зажигательной смесью региональных офисов «Единой России» и отделений полиции и военкоматов. Что свидетельствует о том, что «русские наци» перестали видеть своего главного врага в таджикских дворниках и якутских шахматистах. Напомним, что в российских тюрьмах сегодня сидят сотни энэсов (национал-социалистов), которых их соратники на воле требуют признать «политзаключенными».

Национализм нынче в моде

На фоне опасной для власти радикализации движения русских националистов, в политической сфере происходят резкие изменения в отношении значительной части российского общества к «правым». Налицо массовое увлечение русской молодежи идеями национализма. Среди людей среднего и старшего возраста, которых раньше отпугивал от националистов ярлык «фашистов», появляется все большее число открыто сочувствующих. Бывшие маргиналы-националисты сегодня превращаются в респектабельных политиков, а представители политической элиты уже не могут без ущерба для популярности обойтись без публичных актов в «защиту русских».

Среди политиков хорошим тоном стали заявления в националистическом духе, произнесение которых еще некоторое время назад считалось неприличным. Владимир Жириновский с его «либерально-демократической» партией уже явно не тянет на главного выразителя интересов русских.

За русский электорат идет нешуточная борьба между всеми сколько-нибудь заметными политическими организациями. Русский вопрос сегодня один из главных на повестке дня и у представителей власти, начиная с президента, пишущего в своих «программных» статьях о «государственно-образующей роли» русского народа, и заканчивая коммунистами и «болотной» оппозицией. Даже далекий от российских проблем новоиспеченный политик-олигарх Михаил Прохоров не обошел стороной забавный для него новый тренд, вытащив откуда-то старый лозунг Жириновского о ликвидации национальных республик в России.

Но по-настоящему новое слово в политике – это появление буржуазного движения русских «национал-демократов» с их «европейскими ценностями», «европейским лицом», политическим гламуром и либеральной риторикой. Последние с презрением отвергают традиционные «водку, лапти и гармошки», а также пролетарские «бомбы и булыжники».

На прошедших три недели назад выборах в Координационный совет оппозиции националисты, как и левые с либералами, составили свою курию кандидатов (по отдельной квоте) и торжественно вошли в состав главных модераторов «болотных» акций. Членами Координационного совета стали видные национал-демократы Константин Крылов, получивший статус политзаключенного Данила Константинов, Владимир Тор (Кралин) и другие. Если еще год назад националисты считали успехом получить право выступить на многотысячных митингах протеста «рассерженных горожан», сегодня они уже сами будут решать (вместе с либералами и «красными» Сергея Удальцова), кому давать слово на будущих митингах.

Нацдемы и «Русский марш»

Главными организаторами «Русского марша»-2012 выступили участники митингов на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Это лидеры образованной в марте этого года Национально-демократической партии Константин Крылов, Владимир Тор (Кралин), лидеры этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин и Александр Белов (Поткин), зампред партии «Российский общенародный союз» (РОНС) Иван Миронов. На первом же заседании недавно избранного Координационного совета оппозиции Константин Крылов пригласил своих «друзей-врагов» по Болотной площади из числа либералов и левых принять участие (отдельными колоннами) в «Русском марше», обещающем стать самым массовым за последние годы.

По словам организаторов «Русского марша», праздник 4 ноября де-факто превратился в «День националиста». В этом году наци-парад прошел в 54 крупных российских городах. Этими акциями было охвачено 65 % субъектов России. В большинстве городов шествия были согласованы с местными властями, где-то состоятся несанкционированные акции. Например, в Нижнем Новгороде 4 ноября власти разогнали «Гражданский марш», в котором, кроме националистов, участвовали оппозиционные движения либерального толка.

Ближайший к Бурятии город, где прошел согласованный с властями «Русский марш», – это Иркутск. В столице Приангарья главным организатором акции, которая пройдет под лозунгами «России – русскую власть!», «Иркутск – русский город!», «Свободу русским политзаключенным!» выступил авторитетный националист, бывший депутат Госдумы и ректор Иркутского филиала РГТЭУ Николай Курьянович, известный тем, что в свое время инициировал составление скандального «списка врагов русского народа».

«Русский вопрос» в Улан-Удэ

В столице Бурятии «Русский марш» не проводился. Немногочисленные объединения радикальных националистов никакой публичной деятельности здесь не ведут. С начала 2008 года, когда скандально известная судья Советского суда Ирина Левандовская вынесла свой первый приговор по «экстремистской» 282-й статье УК, дав год условно наци-скинхеду Сергею Рябову, о ns/white power в Улан-Удэ больше не слышно.

Самой острой гранью «русского вопроса» в Улан-Удэ является строительство памятника «землепроходцам» – русским казакам Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву, построившем в устье Уды зимовье, ставшее впоследствии основанием Удинской крепости-острога, от которого, в свою очередь, ведет официальную историю город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ).

За месяц до Дня народного единства (или «Русского марша»?), 4 октября 2012 года, на заседании Координационного совета русских общественных организаций города – представителей Забайкальского казачества, Русского культурного центра, «Русской общины», общественного фонда по развитию культуры старообрядцев Улан-Удэ – было принято решение о строительстве «монументальной архитектурно-скульптурной композиции», посвященной основателям Верхнеудинска–Улан-Удэ.

Сегодня это движение за строительство памятника готовится к регистрации. В дальнейшем местные русские патриоты хотят создать фонд сбора денежных средств для строительства монумента, ход которого будет освещаться в специальной газете. На помощь мэрии Улан-Удэ, которая еще в прошлом году без всяких видимых результатов провела конкурс на лучший эскиз памятника, общественники уже не надеются.

– Мы сделаем это в любом случае, с ними или без них, – заявил «Новой Бурятии» Василий Устинов, председатель координационного совета движения общественности за строительство памятника русским казакам в Улан-Удэ. – А если будут вставлять палки в колеса, мы будем вынуждены поменять власть в городе путем проведения своих людей как в мэры, так и в горсовет!

Таким образом, «мирное дело» строительства в Улан-Удэ памятника русским казакам переходит от мэрии в руки русской общественности. На местных интернет-форумах сегодня развернулось бурное обсуждение этого проекта. Будущий памятник там уже назвали «Мемориалом вражды народов».

7 ноября 2005 года

Wikinews-logo-ru.svg

До сих пор Кремль готовился к отражению «оранжевой революции», проходящей под демократическими лозунгами. Однако «оранжевые» идеи неинтересны большинству россиян, а вот националистические идеи гораздо более популярны в России.

День народного единства, введенный вместо годовщины большевистской революции, преподнес сюрприз придумавшим его властям. В то время как большинство россиян так и не разобрались, что они празднуют, ультраправые использовали праздник для легализации лозунга «Россия — для русских».

Первое празднование Дня народного единства закончилось громким скандалом — его главным событием стал марш праворадикальных организаций. В то время как большинство россиян, судя по опросам социологов, так и не уяснило себе смысл праздника, радикалы превратили его в праздник «освобождения от польско-литовских захватчиков» и провели шествие под националистическими лозунгами. Главным организатором марша выступил Евразийский союз молодежи, созданный по инициативе противника «оранжевых» революций Александра Дугина.

Однако столь громкой акция евразийцев стала по причине того, что к ней присоединились радикальные националистические организации вроде Движения против нелегальной иммиграции, Славянского союза и национально-патриотического фронта «Память». Именно благодаря их участию и их лозунгам праздничный марш ультраправых, посвященный Дню народного единства, больше напоминал шествия германских нацистов 1933 года. Эта акция, судя по всему, напугала всех — и власть, и демократов.

— [#3 Власти умолчали о митинге националистов]
— [#1 Кто участвовал в марше ультраправых]
— [#2 Как власти обращались с националистической оппозицией сто лет назад]
— [#4 Tagesspiegel: россиянам не по душе новый праздник]

Празднование 4 Ноября в Москве заставило припомнить историю. Так же как и в 1905 году, на столичные улицы вышли толпы националистов. Как и век назад они требовали удалить из правящего класса чужеродных бюрократов и освободить Россию из-под ига инородцев. Официальной реакции властей почти не последовало. Лишь глава Мосгордумы Владимир Платонов пообещал «разобраться» с руководителями акции.

Напомним, около 2 тысяч человек прошли шествием от Чистых прудов до Славянской площади, где состоялся митинг. Марш шёл под лозунгами «Это наша земля!», «Россия принадлежит нам!», «Русские идут!». Как ранее сообщалось, акция радикальных националистических организаций «Правый марш», прошедшая в пятницу в Москве, сопровождалась попытками провокаций со стороны их «идейных противников».

Во время следования колонн, в которых, по данным милиции, насчитывалось не менее 2000 человек, на Покровском бульваре активисты молодёжного движения «Оборона» и «Гражданского фронта» закидали участников шествия презервативами, наполненными водой. Кроме того, в районе Яузского бульвара неизвестные закидали колонну петардами и дымовыми шашками.

Как сообщалось, сотрудникам милиции удалось не допустить каких-либо столкновений, и шествие продолжилось. Милиция практически никак не реагировала на беспорядки. Бойцы ОМОНа пытались задержать метателей презервативов, но им удалось скрыться. Создавалось впечатление, что правоохранительные органы с удовольствием «охраняли беспорядки», хотя как сообщили в столичном ГУВД, в праздничные дни вся московская милиция должна была нести службу в усиленном режиме. Около 2 тыс. сотрудников милиции обеспечивали правопорядок в центре Москвы 4 ноября.

Кроме того, сюжеты о «Правом марше» не стали показывать по федеральному телевидению. Между тем, за то, что делали в этот день националисты, нацболы получили бы не меньше пяти лет тюрьмы.

Непонятно, почему власти так вяло реагировали на выступления правых. Скорее всего, в коридорах власти пытаются оценить факт появления ещё одной (наряду с левой КПРФ, «Родиной» и демократической от «Яблока» и СПС) оппозиции себе, реальные возможности который неизвестны. Вряд ли в Кремле рассчитывали, что первое празднования Дня народного единства превратится в праздник правых радикалов.

Как заявил «Коммерсанту» руководитель Центра изучения проблем ксенофобии и экстремизма Эмиль Паин, сейчас в стране невероятно велик уровень поддержки идеи «Россия — для русских». По его сведениям, этот уровень держится на 51-53% и «не снижается с начала 2000-х годов». При этом убежденных националистов, по словам Паина, всего 8-10%, их «не удовлетворяет путинская вертикаль власти — они хотят более жесткого имперского государства».

По мнению Паина, это связано с тем, что общество благодаря усилиям нынешней власти проникнуто страхом: «Внешние враги хотят оторвать куски пожирнее от нашей территории, а внутри страны враги — террористы, оппозиция, олигархи, бизнесмены, пресса». «Правый марш», по оценке Эмиля Паина, показывает, что «президентская администрация вырастила в пробирке Франкенштейна, который уже вышел из-под контроля и может потребовать себе всей власти».

Кстати, правозащитники требовали запрета «правого марша». Лозунги организаторов митинга вызвали серьёзные опасения и отвращение. Но вспомним, пишет интернет-издание ej.ru, как советские СМИ осуждали власти ФРГ за разрешение демонстраций пожилых бывших эсэсовцев и молодых праворадикалов.

Однако если сегодня запретить шествие ультраправых на том основании, что они крайне несимпатичные люди, то завтра появится желание предпринять аналогичные действия в отношении митинга коммунистов. Послезавтра та же участь постигнет радикальных либералов. Важно только с кого-то начать — особенно в условиях слабой и несовершенной демократии. Пройдет совсем немного времени, и у москвичей останется возможность манифестировать только два раза в году по большим праздникам на Красной площади.

Федеральные телеканалы митинг националистов не показали

Реакцией властей на «праздничное» событие стало глухое молчание, которое хранили 4 ноября практически все общефедеральные телеканалы. Телезрители федеральных телеканалов о марше ультраправых вообще не узнали: 4 ноября ни «Первый», ни «Россия», ни НТВ не показали в своем эфире репортажи с националистического митинга в центре Москвы.

На вопрос к руководителям информационных служб трех главных каналов страны, почему они не стали давать сюжеты об этом событии, все ответили примерно в одном духе. Ответ заместителя гендиректора канала «Россия», руководителя программы «Вести» Андрея Быстрицкого был лаконичен: «Это наша позиция». Руководитель дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов сказал: «Во-первых, масштаб мероприятия совершенно не отвечает требованиям и уровню общенациональных новостей. К тому же мы не собираемся предоставлять в эфире трибуну для ксенофобских и расистских идей». А главный редактор информационной службы НТВ Татьяна Миткова подчеркнула, что канал «в выпуске в 13:00 упомянул об этом событии, показал «картинку», фрагмент стычки участников митинга с милицией». А отсутствие отдельного репортажа в вечерних выпусках Миткова объяснила тем, что «в этот день было много других более важных и существенных событий».

Не исключено, что сюжет о «Правом марше» не стали давать, чтобы не портить благостные праздничные сюжеты, к примеру, о «добрых делах», которые в тот день творили активисты «Наших». Однако, по информации «Коммерсанта», решение, как освещать мероприятие националистов на федеральных каналах, менялось неоднократно. В конце концов, из Кремля поступил запрет на освещение этой темы и на «Первом», и на «России», и на НТВ.

Единственным исключением стал сетевой канал Ren-TV, который сам решил поставить подробный репортаж с митинга националистов в выпуске новостей 4 ноября в 19:30. Заместитель главного редактора службы информации Ren-TV Сергей Таранов пояснил, что на канале лишь не стали показывать националистические лозунги митингующих, поскольку это противоречит закону о СМИ, о чём и было сказано в эфире, а отдельные слова в синхронах митингующих «забивали» специальными «пиками», поскольку они «носили радикальный, противозаконный характер».

Демократы в своих оценках шествия вполне решительны и обвиняют в происшедшем непосредственно власти. Например, лидер «Яблока» Григорий Явлинский назвал московскую акцию «прямым следствием политики стимулирования насилия в стране, которая проводится не первый год, политики ксенофобии, политики национализма». Более того, Явлинский не сомневается, что «власть продемонстрировала свои боевые отряды».

Секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин считает, что официальная политика, провозглашающая через популярных телеведущих или через «Наших» идею, что Россию окружают враги воспринята националистами как сигнал «к поиску внутренних врагов».

Кто участвовал в марше ультраправых

Движение против нелегальной иммиграции создано 10 июля 2002 года. В 2003 году поддерживало выдвижение кандидатом в мэры Москвы и президенты России владельца «Гробовой конторы братьев Стерлиговых» Германа Стерлигова. 20 февраля 2004 года пыталось провести на Лубянской площади античеченский митинг, который был разогнан.

Евразийский союз молодежи основан 26 февраля 2005 года по инициативе Евразийского движения Александра Дугина. Провел ряд акций против «оранжевых властей» на Украине и в Молдавии. 26 июня 2005 года члены союза сорвали акцию в поддержку экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в Москве.

Национально-державная партия России создана в феврале 2002 года. В 2003 году Минюст отменил её регистрацию из-за отсутствия необходимого числа региональных организаций, неофициально — из-за «экстремистских» высказываний лидеров партии, среди которых был экс-министр печати Борис Миронов, сейчас находящийся в розыске за разжигание межнациональной розни. Его сын Иван Миронов также разыскивается правоохранительными органами по подозрению в причастности к покушению на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса.

Национально-патриотический фронт «Память» основан в начале 1980-х годов как историко-литературное общество Дмитрием Васильевым (умер в 2003 году). Первую акцию провел в 1987 году на Красной площади с требованием прекратить преследования «патриотов» со стороны КГБ.

Русское национальное патриотическое движение «Воскресение» — ярославская молодёжная праворадикальная организация численностью до 40 человек. 16 октября 2005 года провело в Ростове Великом митинг против строительства рядом с территорией Ростовского кремля.

Национал-социалистическое движение «Славянский союз» основано в 1999 году. В июне 2005 года члены движения взломали сайт Московской Хельсинкской группы и оставили на нем пропагандистский баннер со свастикой.

Как власти обращались с националистической оппозицией сто лет назад

Опасаясь всплеска революционной активности левых, побаиваясь либералов и не слишком доверяя неорганизованным патриотам, власти начали создавать свои патриотические дружины. В идеологии этих новых санкционированных патриотов причудливо переплетались требования вернуться к патриархальной допетровской Руси, освободить страну из-под власти чужаков, придать господствующее положение православной церкви, а поверх всего прочего — сохранить действующую власть.

Сто лет назад правительство тоже не обращало внимания на проповедь руководителей Русской монархической партии и Союза русского народа — Владимира Грингмута, Александра Дубровина, Николая Маркова и Владимира Пуришкевича, припоминает историю газета «Ведомости». Националисты называли себя «черной сотней» по аналогии с «черными слободами» и купеческими сотнями, которые в XVI-ХVII веках несли на себе все налоговые тяготы — в отличие от «белых», пользовавшихся покровительством высшего боярства. В начале ХХ века русский народ, говорили националисты, тоже был чёрной сотней, а инородцы умышленно тормозили инициативу русского предпринимательского сословия и полностью оградили царя от народа.

Власть поддерживала деятельность чёрной сотни и административным ресурсом, и финансовыми средствами. Националистам тайно выделялись оружие и деньги, а их листовки печатались в правительственных типографиях. В ответ на возмущение либералов градоначальник Одессы Нейгарт, при котором случился чудовищный погром 1905 года, заявил: «Вы же сами просили свободы шествий и собраний».

После настойчивых требований общественности Нейгарта предали суду, а суд не нашёл признаков преступления в его действиях. Вскоре его назначили нижегородским губернатором. Не понесли серьёзного наказания участники покушения на экс-премьера Сергея Витте и лидера кадетов Павла Милюкова. Из 1860 «истинных патриотов», преданных суду за преступления, совершенные в 1905-1906 годах, более 1700 были помилованы сенатом или царем. В 1907 году правительство способствовало созданию фракции националистов в Думе во главе с Пуришкевичем и Марковым.

Защитники монархии не раз публично дискредитировали двор и правительство. Например, Владимир Пуришкевич бросил с думской трибуны стакан в Павла Милюкова, а Николай Марков обзывал депутата Осипа Пергамента «жидюгой» и обещал «оторвать ему голову». Правые радикалы чем дальше, тем больше требовали у правительства новых и новых денежных ассигнований, шантажируя их тем, что в противном случае большинство в Думе получит оппозиция.

В частности, накануне парламентских выборов 1912 года Николай Марков потребовал у премьера и министра финансов Коковцова миллион рублей на избирательную кампанию. Получив отказ, Марков обвинил премьера в казнокрадстве. Наконец, после неудач русской армии в Первой мировой войне, видя, что власть слабеет, многие крайние националисты, в том числе и Пуришкевич, присоединились к либеральной оппозиции и требовали расследовать деятельность высших сановников и членов царской семьи. Разрабатывались даже планы свержения царя. А один из правых монархистов, Василий Шульгин, принял в феврале 1917 года акт отречения Николая II.

Tagesspiegel: россиянам не по душе новый праздник

До сих пор в числе российских государственных праздников было и 7 ноября, день Октябрьской революции, хотя исторический повод многими уже давно позабыт. Но в конце 2004 года по инициативе Кремля Дума упразднила революционный праздник, дав взамен народу новый праздник — 4 ноября. Народ этому не рад, пишет Tagesspiegel. Название праздника, День национального единства, мало что говорит народным массам. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

До последнего дня повод для празднования был большинству неизвестен, тем более что он отстоит от нас почти на 400 лет. Если верить официальной историографии, поляки и литовцы, которые, воспользовавшись Смутой, захватили Московское княжество, 4 ноября 1612 года были изгнаны жителями столицы из Кремля. Некоторые считают эту героическую повесть надуманной, другие утверждают, что агрессоры были изгнаны из Москвы как раз 7 ноября, в день, ставший позднее известным как день социалистической революции, который Путин, как отметил лидер КПРФ Геннадий Зюганов, хочет вычеркнуть из «коллективной памяти».

Критики постоянно проводят параллели между советской эрой и империей Путина. Но, несмотря на мелодию старого советского гимна, который теперь сопровождается новым великорусским текстом, Кремль хочет избавиться хотя бы от символики красных комиссаров и консолидировать глубоко расколотое общество на базе ультраконсервативных ценностей времен царской империи, пишет немецкая газета.

Правые силы отметили юбилей в пятницу на свой манер: маршем памяти против «оккупации» сегодняшней России инородцами. В провинции, в первую очередь на Северном Кавказе и других регионах с компактным проживанием нерусских народов, которые не всегда добровольно оказывались в составе империи, злорадно говорят о голе в собственные ворота и от всего сердца желают нелюбимым русским, чтобы их проучили польские паны.

Источники[править]

Комментарии[править]

Викиновости и Wikimedia Foundation не несут ответственности за любые материалы и точки зрения, находящиеся на странице и в разделе комментариев.

Мнения

Пожалуйста, прочтите правила общения и оформления реплик на портале Викиновости

Если вы хотите сообщить о проблеме в статье (например, фактическая ошибка и т. д.), пожалуйста, используйте обычную страницу обсуждения.

Комментарии на этой странице могут не соответствовать политике нейтральной точки зрения, однако, пожалуйста, придерживайтесь темы и попытайтесь избежать брани, оскорбительных или подстрекательных комментариев. Попробуйте написать такие комментарии, которые заставят задуматься, будут проницательными или спорными. Цивилизованная дискуссия и вежливый спор делают страницу комментариев дружелюбным местом. Пожалуйста, подумайте об этом.

Несколько советов по оформлению реплик:

  • Новые темы начинайте, пожалуйста, снизу.
  • Используйте символ звёздочки «*» в начале строки для начала новой темы. Далее пишите свой текст.
  • Для ответа в начале строки укажите на одну звёздочку больше, чем в предыдущей реплике.
  • Пожалуйста, подписывайте все свои сообщения, используя четыре тильды (~~~~). При предварительном просмотре и сохранении они будут автоматически заменены на ваше имя и дату.

Обращаем ваше внимание, что комментарии не предназначены для размещения ссылок на внешние ресурсы не по теме статьи, которые могут быть удалены или скрыты любым участником. Тем не менее, на странице комментариев вы можете сообщить о статьях в СМИ, которые ссылаются на эту заметку, а также о её обсуждении на сторонних ресурсах.

Добавить комментарий

наци щас в тренде
в мск по утверждению организаторов прошел самый массовый с 2005 года русский марш
демушкин грит было 20 тыщ) шли без балаклав
в уу тишина

русмарш1  русмарш2

здесь текст о дне националиста на ньюбуре http://newbur.ru/articles/11125

«День народного единства» или «День националиста»?

Русский национализм – новый мощный тренд в общественной жизни России, вырвавшийся в последние годы из маргинальной среды и на глазах становящийся весьма популярным и даже респектабельным.  К идеологии «России – русскую власть!» сегодня обращаются все — власти, «системная» и «несистемная» оппозиция, «рассерженные горожане», представители подавляющего большинства политических течений, культурные деятели и простые обыватели.

День единства националистов

В 2012 году ежегодный «наци-парад» 4 ноября под названием «Русский марш» пройдет в рекордном числе российских городов и грозит затмить по численности организуемые властями и ставшие пресными «народные празднования» в честь официального «Дня народного единства».

Напомним, что относительно новый национальный (государственный) праздник 4-го ноября, носящий название «День народного единства», ведет свою историю с 2005 года, когда власти в России отменили выходной день в старорежимный праздник 7-го ноября. С тех пор коммунисты и другие левые политические движения отдельно от всех отмечают свой «День Великой Октябрьской социалистической революции», а введенный 1996 году «День согласия и примирения» фактически отменен и никак не отмечается.

С 2005 года выходной день для праздника перенесен на 4 ноября. В этот же день уже восьмой год подряд организации русских националистов, — Национально-патриотический фронт «Память», Движение против нелегальной миграции (ДПНИ), Национально-державная пария России, движение «Национал-патриоты России», Русский Общенациональный союз (РОНС), Русское общественное движение (РОД), движение «Русские» и другие, — проводят в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов России массовые шествия под названием «Русский марш».

Кроме этих легальных организаций в «наци-параде» все эти годы принимали активное участие и многочисленные подпольные и полуподпольные группы национал-социалистов, бритоголовых (скинхедов), а также боевики из националистических групп «белого сопротивления», ведущие на улицах российских городов свою «РаХоВу» (англ. racial holy war – «расовая священная война»). Эта самая RHW выплескивается, как правило, в охоту на «расовых врагов», в групповые избиения и убийства азиатов и африканцев, драки и перестрелки с кавказской молодежью.

В последние два-три года «белые партизаны» говорят о том, что они наконец-то «развеяли миф о непобедимости» кавказцев. Кроме того, уже имели место поджоги и забрасывание бутылками с зажигательной смесью региональных офисов «Единой России» и отделений полиции и военкоматов. Что свидетельствует о том, что «русские наци» перестали видеть своего главного врага в таджикских дворниках и якутских шахматистах. Напомним, что в российских тюрьмах сегодня сидят сотни энэсов (национал-социалистов), которых их соратники на воле требуют признать «политзаключенными».

Национализм нынче в моде

На фоне опасной для власти радикализации движения русских националистов, в политической сфере происходят резкие изменения в отношении значительной части российского общества к «правым». Налицо массовое увлечение русской молодежи идеями национализма. Среди людей среднего и старшего возраста, которых раньше отпугивал от националистов ярлык «фашистов», появляется все большее число открыто сочувствующих. Бывшие маргиналы-националисты сегодня превращаются в респектабельных политиков, а представители политической элиты уже не могут без ущерба для популярности обойтись без публичных актов в «защиту русских».

Среди политиков хорошим тоном стали заявления в националистическом духе, произнесение которых еще некоторое время назад считалось неприличным. Владимир Жириновский с его «либерально-демократической» партией уже явно не тянет на главного выразителя интересов «бедных русских».

За русский электорат идет нешуточная борьба между всеми сколько-нибудь заметными политическими организациями. «Русский вопрос» — сегодня один из главных на повестке дня и у представителей власти, начиная с президента, пишущего в своих «программных» статьях о «государственно-образующей роли» русского народа, и заканчивая коммунистами и «болотной» оппозицией. Даже далекий от российских проблем новоиспеченный политик-олигарх Михаил Прохоров не обошел стороной забавный для него новый тренд, вытащив откуда-то старый лозунг Жириновского о ликвидации национальных республик в России.

Но по-настоящему новое слово в политике – это появление буржуазного движения русских «национал-демократов» с их «европейскими ценностями», «европейским лицом», политическим гламуром и либеральной риторикой. Последние с презрением отвергают традиционные «водку, лапти и гармошки», а также пролетарские «бомбы и булыжники».

На прошедших две недели назад выборах в Координационный совет оппозиции националисты, как и левые с либералами, составили свою курию кандидатов (по отдельной квоте), и торжественно вошли в состав главных модераторов «болотных» акций. Членами Координационного совета стали видные национал-демократы Константин Крылов, получивший статус политзаключенного Данила Константинов, Владимир Тор (Кралин) и другие. Если еще год назад националисты считали успехом получить право выступить на многотысячных митингах протеста «рассерженных горожан», то сегодня они уже сами будут решать (вместе с либералами и «красными» Сергея Удальцова), кому давать слово на будущих митингах.

Нацдемы и «Русский марш»

Главными организаторами «Русского марша»-2012 сегодня являются участники митингов на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Это лидеры образованной в марте этого года Национально-демократической партии Константин Крылов, Владимир Тор (Кралин), лидеры этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин и Александр Белов (Поткин), зампредседателя партии «Российский общенародный союз» (РОС) Иван Миронов. На первом заседании только что избранного Координационного совета оппозиции Константин Крылов пригласил своих «друзей-врагов» по Болотной площади из числа либералов и левых принять участие (отдельными колоннами) в «Русском марше», обещающем стать самым массовым за последние годы.

По словам организаторов «Русского марша», праздник 4-е ноября сегодня де-факто превратился в «День националиста». В этом году «наци-парад» пройдет в 54 крупных российских городах. Этими акциями будет охвачено 65 % субъектов Российской Федерации. В большинстве городов шествия согласованы с местными властями, где-то состоятся несанкционированные акции.

Ближайший к Бурятии город, где пройдет согласованный с властями «Русский марш», — Иркутск. В столице Приангарья главным организатором акции, которая пройдет под лозунгами «Остановим колонизацию Сибири!», «Русские против диктатуры!», «России – русскую власть!», выступит авторитетный националист, бывший депутат Госдумы и ректор Иркутского филиала РГТЭУ Николай Курьянович, известный тем, что в свое инициировал составление скандального «списка врагов русского народа».

«Русский вопрос» в Улан-Удэ

В столице Бурятии проведения «Русского марша» не намечалось, однако не исключены скрытые выступления националистов в виде нанесения уличных граффити и расклеивания листовок. Немногочисленные объединения радикальных националистов никакой публичной деятельности здесь не ведут. С начала 2008 года, когда скандально известная судья Советского суда Ирина Левандовская вынесла свой первый приговор по «экстремистской» 282-й статье УК, дав год условно наци-скинхеду Сергею Рябову, о ns/white power в Улан-Удэ больше не слышно.

Самой острой гранью «русского вопроса» в Улан-Удэ является строительство памятника «землепроходцам»  — русским казакам Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву, построившем в устье Уды зимовье, ставшее впоследствии основанием Удинской крепости-острога, от которого в свою очередь ведет официальную историю город Верхнеудинск (ныне Улан – Удэ).

За месяц до «Дня народного единства» (или «Русского марша»?), 4 октября 2012 года, на заседании Координационного совета русских общественных организаций города, – представителей Забайкальского казачества, Русского культурного центра, «Русской общины», общественного фонда по развитию культуры старообрядцев Улан-Удэ, — было принято решение о строительстве «монументальной архитектурно-скульптурной композиции», посвященной основателям Верхнеудинска — Улан-Удэ.

По информации председателя Координационного Совета Василия Устинова, сейчас это движение за строительство памятника готовится к регистрации. В дальнейшем местные «русские патриоты» хотят создать фонд сбора денежных средств для строительства монумента, ход которого будет освещаться в специальной газете. На помощь мэрии Улан-Удэ, которая еще в прошлом году без всяких видимых результатов провела конкурс на лучший эскиз памятника, общественники уже не надеются.

— Мы сделаем это в любом случае, с ними или без них, – заявил «Новой Бурятии» председатель координационного совета Василий Устинов. – А если будут вставлять палки в колеса, мы будем вынуждены поменять власть в городе путем проведения своих людей, как в мэры, так и в горсовет!

Таким образом, «мирное дело» строительства в Улан-Удэ памятника русским казакам сегодня переходит от мэрии в руки русской общественности, занятой пока только проблемами развития своей культуры.

Сергей Басаев

Лишняя пара выходных в начале ноября никому не помешает, особенно в России. Но в остальном новый праздник, учрежденный почти десять лет назад, так и не стал значимым для россиян. Его приняли как свой лишь организаторы «Русских маршей»

На прошлой неделе Фонд общественного мнения объявил о результатах опроса об отношении людей к Дню народного единства. По данным социологов, 63% опрошенных относятся к празднику «положительно», считают его нужным, причем число таких одобряющих заметно выросло с 2005 года, когда праздник был установлен. Тогда, в ноябре 2005 года его назвали «нужным» 45% опрошенных. Таким образом, за десять лет существования праздника мы наблюдаем не особенно внушительный, но заметный рост поддержки: 18% россиян поменяли свое мнение.

 
Вообще говоря, лишняя пара выходных на стыке октября с ноябрем – там, где в советском календаре расположилась годовщина Октябрьской революции, на современном Западе царит Хэллоуин, а в традиционных обществах имел место какой-нибудь буйный карнавал или день поминовения мертвых, – нужна. Потому, что это время смены сезонов, когда красок и солнечного света становится намного меньше, и яркое пятно в этот момент необходимо. Потому, что если говорить о городской современной жизни, накопленный летом запас энергии и сил к этому моменту уже иссякает, а до новогодних каникул еще надо дожить, и без передышки это проблематично. Потому, что удобно, когда последняя треть года разбита на пару отрезков поменьше – «до» и «после» праздников. Это помогает планированию дел, общие для всей страны выходные дают идеальное время для мини-отпуска и так далее.

 
В этом отрезке календаря действительно нужны общенациональные выходные, желательно с каким-нибудь общим смыслом. Другое дело, справляется ли произвольно назначенный «сверху» праздник со своим назначением. На это не похоже.

 
День 4 ноября был предназначен подменить собой дату, реально значимую для живущих в стране людей: 7 ноября. И у поклонников советской власти, и у ее противников день годовщины большевистского переворота вызывал в тот момент яркие и порой острые чувства. Речь и о тех, кто праздновал или продолжает праздновать в этот день основание государства, в котором прожил большую часть жизни; и о тех, кто собирался (или продолжает собираться) за столом, чтобы оплакать свою ностальгию по советской жизни; и о тех, для кого этот день является днем скорби и памяти жертв режима. Изрядная часть жителей России придавали, а многие и до сих пор придают и этому событию, и его дате серьезное значение в своей жизни.

 
4 ноября же – праздник насквозь искусственный. Он посвящен событию, которое в непосредственной народной памяти не занимает особенно большого места в силу давности, запутанности сюжета, слабого (по сравнению с войной 1812 года, не говоря уже о Великой Отечественной) присутствия в культурном поле. Что примерно знает о событии 4 ноября 1612 года рядовой россиянин? Центральная власть развалилась, и, наверное, это как-то связано с Иваном Грозным и его опричниной, а затем с беспорядками и голодом. Самозванцы, новый голод, поляки – и тут народ взял дело в свои руки, граждане, наплевав на продажные и слабые власти, самоорганизовались на низовом уровне, пришли в Москву и прогнали поляков (собственно 4 ноября), после чего началась династия Романовых. И присутствовал где-то в этом сюжете Иван Сусанин, который завел поляков в болото.

 
К исторической реальности вся эта картинка имеет отношение весьма опосредованное: историки спорят и о датировке события, и о его смысле, и буквально о каждом аспекте исторического сюжета. Но это не так уж важно. В таком сюжете каждый мог бы найти себе что-то по душе – кому трехсотлетняя династия Романовых, а кому народ, берущий решение судеб страны в свои руки.

 
Но в реальности новый праздник – именно в силу практически полной индифферентности к этой истории большинства – пришелся по душе почти исключительно радикальным националистам. В первый же год его существования в Москве 4 ноября прошел первый «Русский марш» – первое согласованное с властями и массовое выступление националистического движения, фактический смотр сил. С тех пор традиция «Русских маршей» и других мероприятий того же толка привела к тому, что радикальные русские националисты уверенно считают эту дату своим днем. С одной стороны, нет ничего ужасного в существовании некоего «дня националиста»: раз есть движение, у него неизбежно будут свои даты, и уж лучше пусть празднуют день взятия народным ополчением Кремля, чем день рождения Гитлера. Но почему, в таком случае, он должен быть национальным праздником? А просто потому, что выходные «навесили» на никому особо не интересное число.     

 
За десять лет у 4 ноября не появилось ни традиции празднования, ни собственной символики – ничего похожего на гвоздики и ленточки, мимозы и звезды, салюты, снежинки, связанные с другими общенациональными праздниками. Картинки к празднику в интернете выдержаны в цветах национального флага плюс силуэт памятника Минину и Пожарскому, вот и все. Не появилось обычая собираться за семейным столом или выходить на улицы. В том же опросе ФОМа показано, что лишь у одного из трех опрошенных получилось хотя бы приблизительно воспроизвести название праздника («Какое-то единение»; «День национального единства»; «День единения народов России»; «день объединения людей»; «пародия единства»).

 
Действительную ценность для граждан самого понятия единства, кстати говоря, этот результат демонстрирует как нельзя лучше. По опросу Левада-Центра, отмечать день 4 ноября намерены были 18% опрошенных. Цифра наверняка завышенная, так как по политически нагруженным вопросам граждане имеют тенденцию давать «ожидаемые» ответы, демонстрирующие лояльность («ФОМовские» 63% одобряющих в этом плане тоже имеет смысл принимать с дисконтом); в 2013 году в опросе ФОМа намерение справлять 4 ноября выразили всего 9% опрошенных. И 18% празднующих – это ненамного больше, чем число признавшихся, что до сих пор празднуют 7 ноября – день и не выходной, и отчасти партийный, и не поощряемый сверху – 12%. 

 
Сравним это с тем, как празднуют самые важные, по мнению респондентов, даты. Печь блины на Масленицу собирались в 2014 году 63% опрошенных (а ведь это праздник не общий, религиозный), дарить подарки на 8 марта – не меньше, чем трое из четырех (данные представлены таким образом, что сложно сказать точнее). Что уж говорить о праздновании Нового года (95%) и единственного реального общенационального «патриотического» праздника 9 мая (70%). Даже на 1 апреля подшутить над кем-нибудь планировали 60%.

 
Это настоящие действия, что-то, что происходит в реальной частной жизни людей, что-то, что они делают в ознаменование даты, а не абстрактное признание «нужности». Да просто поставьте мысленный эксперимент: мыслимо ли провести опрос, нужно ли празднование 9 мая? Или еще проще. 3 ноября трудно было заметить праздничную толчею у прилавков магазинов, характерную для кануна большого праздника даже в самые экономически неблагополучные времена. Покупатели рассматривали заметно подопустевшие полки, традиционных для праздничного стола продуктов, деликатесов и спиртного покупали не так уж и много, специальных праздничных сувениров выставить поближе к кассам никому даже не пришло в голову. Ничего похожего на преддверие хоть сколько-нибудь интересного людям праздника. Но очень нужный в промозглые осенние времена лишний выходной.

4 ноября политики и партии отметили новый праздник — День народного единства. Отмечали как могли и чем могли: от шествий по столичным улицам до народных гуляний и добрых дел. Однако главным событием оказался марш ультранационалистов по Москве, почему-то разрешенный городскими властями. Лозунги, которые использовали националисты, показали, насколько современной России далеко до национального единства.

«Россия, нация, порядок!»

Несколько тысяч националистов 4 ноября прошли «правым маршем» по центру Москвы под лозунгом «Россия против оккупантов». Акция была санкционирована столичными властями. В мероприятии участвовало не меньше десятка ультраправых организаций. Официально организаторами шествия были Евразийский союз молодежи (ЕСМ) и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). По версии члена центрального совета ДПНИ Алексея Михайлова, оккупанты — это «массовая неконтролируемая миграция, люди, которые приезжают на нас наживаться». А для ЕСМ это те, «кто готовит тенденции, которые могут привести к распаду государства».

Согласно заявке, шествие проводилось «по случаю праздника Дня народного единства», который приурочен «к событиям 1612 года и окончанию великой Cмуты». Координатор ДПНИ Александр Белов уверял, что призывов к межнациональной розни не будет, и гарантировал, что ни один иностранец не пострадает. Готовящиеся к выходу участники шествия растянулись от памятника Грибоедову едва ли не до середины бульвара. По оценке начальника службы безопасности ДПНИ Ивана Лебедева, численность марша примерно 3000 человек, при этом около 2,5 тысячи шли под флагами ДПНИ. Алексей Михайлов рассказал «Известиям», что к колонне присоединились представители организаций с запрещенной собственной символикой. Оценки численности участников марша не совпадали: ГУВД говорило о двух тысячах, националистические сайты — о пяти, а депутат от ЛДПР Николай Курьянович — и вовсе о 10 тысячах.

О дисциплине в рядах своих соратников организаторы марша заботились: люди с мегафонами курсировали вдоль выстроенных в колонны участников акции, настойчиво предупреждали о возможных провокациях. Иван Лебедев рассказал «Известиям», что среди демонстрантов находятся сто сотрудников службы безопасности ДПНИ, которые вместе с милицией будут обеспечивать порядок.

Наконец под барабанную дробь колонны «Правого марша» двинулись по Бульварному кольцу к Солянке — «евразийцы» в авангарде, за ними колонна ДПНИ. «Нация превыше всего!», «Россия, нация, порядок!», «Русские, вперед!» — скандировали сотни глоток. «Я не слышу вас! — надрывался в мегафон координатор ДПНИ Александр Белов. «Слава России!» — ревела толпа. Но потом набор лозунгов расширился. «А ну-ка, давай-ка, уе…вай отсюда! — дружно выкрикивали демонстранты. — Россия — для русских, Москва — для москвичей!» Часть марширующих стала выбрасывать вперед руки, раздались отдельные выкрики: «Sieg heil!» После митинга корреспондент «Известий» напомнил Белову, что организаторы обещали воздержаться от экстремистских лозунгов. «Их и не было, — ответил тот. — А криков «sieg heil» я не слышал».

Демонстранты продолжали без устали скандировать нецензурно-негостеприимный лозунг. «Давайте потолерантнее что-нибудь», — засмеялся Белов. Вдруг в толпе раздался одинокий возглас: «Бей жидов!» «Тише!» — зашипели на смутьяна окружающие.

На Покровском бульваре наконец случился первый из ожидаемых организаторами инцидент. Несколько десятков активистов движения «Оборона» и антифашистов развернули плакат «Фашизм не пройдет» и кинули в демонстрантов наполненный водой презерватив, «чтобы фашисты не размножались».

Второй инцидент произошел на Яузском бульваре. Неизвестные кинули в колонны несколько дымовых шашек и петард. Позже организация «Авангард красной молодежи» заявила, что это были ее сторонники.

Мероприятие закончилось митингом на Славянской площади. Пока туда подтягивались основные силы, инициативу временно перехватил ЕСМ, и приятный женский голос стал вещать о необходимости «ввести строгую антиамериканскую гигиену». На самом митинге выступили идеологи шествия публицист Егор Холмогоров, редактор журнала «Русский спецназ» Константин Крылов, депутат Госдумы от ЛДПР Николай Курьянович, лидер ЕСМ Валерий Коровин. А потом Александр Белов спросил у участников шествия, хотели бы они, чтобы 4 ноября праздновалось каждый год: «Кто «за», прошу поднять правую руку». Лес вытянутых вперед рук поднялся над площадью — на этот раз совершенно легально.

— Фашизм — понятие очень относительное, — считает сотрудник пресс-службы префектуры ЦАО Михаил Беркович. — Заявка на митинг 4 ноября была подана Евразийским союзом молодежи, а к экстремистским эта организация не относится. Все документы были поданы вовремя и с соблюдением правил. В заявке обычно указываются основные лозунги: экстремистских лозунгов среди указанных заявителем не было. Наше дело — соблюдение закона, а отказать этой организации в митинге по закону мы не могли.

В Питере — свои националисты

В Санкт-Петербурге национал-патриоты провели санкционированный митинг (участвовало около 200 человек). Организаторы — движение «Народное ополчение» и Национально-консервативная партия России. Мероприятие началось вполне «невинно» — с молитвы иконе Казанской Божьей Матери. Молодые участники митинга с характерными короткими стрижками здоровались друг с другом не менее характерными жестами, вскидывая правую руку вверх и выкрикивая: «Слава России!», у большинства были на рукавах повязки с символикой РНЕ. Вчера в Петербурге прошла акция антифашистов — «Марш против ненависти», в ней участвовало приблизительно 2000 человек.

«Накормили 689 бездомных животных»

Первые лица государства отмечали 4 ноября в своем кругу: в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялся торжественный прием. Президент озвучил смысл праздника: «Четыре века назад победил курс на укрепление государства, и началось духовное становление России как великой суверенной державы».

«Единая Россия» постаралась отметить праздник по всей стране гуляньями, шествиями и концертами. Так, питерские «медведи» устроили для горожан гулянья в Александровском парке и гала-концерт в Ледовом дворце. Специально для концерта ЕР собрала в одном месте хор имени Пятницкого, ансамбль корякского танца «Мэнго», балет «Кострома» и Калмыцкий театр песни и танца.

ЛДПР традиционно провела праздник в Сокольниках, представив жителям своих кандидатов в Мосгордуму. В этом году либерал-демократы добавили к нему митинг на Пушкинской площади. Там около 3 тысяч сторонников Жириновского ели армейскую кашу с тушенкой, в то время как лидер партии говорил о парижских событиях и нелегальной миграции: «Не нужны в Москве жители стран СНГ, тем более необразованные и наглые, для которых наши законы — не указ».

«Наши», сделавшие 4 ноября «днем добрых дел», совершили 15 тысяч дел вместо обещанных 3 тысяч. «Активисты движения убрали 855 дворов, скверов и парков, отремонтировали 972 подъезда, покрасили 1213 заборов и скамеек, накормили 689 бездомных животных, подарили 984 цветка и накормили горячим обедом одного сотрудника ГИБДД», — сообщили в молодежном движении.

Патриарх побывал на родине Дня народного единства

День народного единства в Нижнем Новгороде прошел с меньшим размахом, чем ожидалось, — не приехали все первые лица. На центральное событие Дня народного единства в Нижнем Новгороде — торжественное открытие копии памятника Минину и Пожарскому перед храмом Иоанна Предтечи — собралось около 2-3 тысяч человек (лишь вечерний поп-концерт и салют собрали в центре города 60 тысяч нижегородцев). Основные мероприятия развернулись вокруг главы Русской православной церкви патриарха Алексия II, а сам праздник из Дня народного единства превратился в праздник иконы Казанской Божьей Матери — День народного единства.

Михаил Виноградов, Наталья Коныгина, Полина Киселева, Елена Роткевич


Mila_60:
Не знаю, как вы, но я не ощущаю никакого народного единства. А что за единство, напиться, что ли в этот день и почувствовать в этом единство со всеми выпившими? А по какому поводу пить прикажете? Что ты русский человек? Может еще выйти на марш? Какай-то бред, и попахивает национализмом высшей степени. Одно название чего стоит — «Русский марш». Страшно становится от таких маршей. Россия многонациональная страна и вот появились какие-то наши, русские марши. И сколько народу вышло на улицы — молодых людей, теперь вот девушек туда много присоединилось. Явно попахивает фашизмом.

«Русский марш» проводится во многих городах России, начиная с 4 ноября 2005 года, когда эта дата, собственно, и стала праздником — Днем народного единства. Организаторами марша, как правило, выступают националистические движения, в первую очередь, Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). По тем заметкам, что оставляют в своих дневниках блогеры из разных регионов, можно составить общую картину того, как проходил этот день. Мозаика получается не очень красивая.

@совет АНТИФА:
В Екатеринбурге собственно «Русских маршей» не проводилось, поскольку городские власти не согласовывали маршрут проведения шествия. В 2007 и 2008 году екатеринбургские националисты провели подобное мероприятие, но 9 декабря, в «День героев отечества». В этом году на праздничный день у представителей националистических движений запланирован некий «народный сход». Акция заранее провальная, а деньгу собирали… Вот так «соратнички» кидалово делают. Напомню для новичков, что вся эта шайка-банда имеет откровенно гитлерюгендовский цвет с четкой бандитской характеристикой, и о патриотизме в этой среде речь если и может идти, то только в качестве прикрытия себя благородной аурой…

Vigris: Погода сильно помешала, но пришло очень много людей, никак не менее 6-7 тысяч человек. Что явно бросалось в глаза, многие пришли семьями, с детьми, подростки с родителями. И Митя Коловрат выступил потрясающе. К сожалению, аппаратура не позволила исполнить мои любимые «Кровь патриотов» и «Расовую верность», зато прозвучали «Дмитрий Донской» и апофеозом стала «Честь и кровь», ее пели хором все собравшиеся, несколько пугливо поджавшихся омоновцев в сторонке явно пытались запомнить слова. Русский марш теперь, отменить нельзя.

«Русский марш», между тем, по мнению многих блогеров, — это лишь следствие, а причина — отсутствие у российской власти внятной политики и плана действий. Эксперименты с праздниками, как можно понять, прочитав записи в сетевых дневниках, людям непонятны, и результат их далеко не так положителен, как это хотят представить власти.

Pokeristt:
Однако, как это бывает с поспешно принятыми решениями, День народного единства — праздник, не прижившийся в народе. Опрос, проведенный за несколько дней до этого, показал — большинство  граждан, либо не знали о том, что это за праздник, либо высказывали свое критическое мнение о тех, кто его придумал. И это не удивительно, ведь и дата выбрана сомнительная — накануне отмененного праздника 7 ноября, и повод достаточно спорный. Разумеется, государство должно предоставить обществу народную идею, которая бы сплотила людей, устремляя их в некое, пусть и абстрактное, «светлое будущее». В современной России, к сожалению, такой «единой идеи» — нет. Люди говорят, что для них этот день просто еще один выходной или повод выпить, а в «народное единство» между крайне бедными и сверхбогатыми гражданами не многие верят.

Продолжая эту логику, легко прийти к выводу, что и «Русский марш» есть не что иное, как порождение невнятной политики властей.

Wasek:
Сдается мне, правящий режим уже сам не знает, куда девать это самое несчастное 4 ноября. Проект, который казался ему столь умным и удачным, несет больше проблем, нежели пользы. Эти непонятные названия: День согласия и примирения, День народного единства — многие до сих пор не знают точно, как он называется. Тут еще националисты увидели в празднике не единение, а победу русских над иноземцами (что, ведь, правда, ближе к истине!) — и родился Русский марш. От которого с 3-го на 4-го ноября теперь не спится всем милиционерам России. Один раз даже меня забрали, хотя, вот честное пионерское, я никогда в русском марше не участвовал и не планировал! Но у страха правящего режима глаза ооочень велики.

Вот только неясно: подчинил ли своего создателя случайно рожденный монстр или родитель взял его под свой контроль. Мнения на этот счет у блогеров можно прочитать разные, но логика тех, кто считает, что власть умело манипулирует настроениями народа, выглядит убедительной.

Aigulkl:
Власти Москвы дают добро на такие национал-шовинистические шествия. Очевидно, что русские националисты поддерживаются правительством России. А если подобным же образом начнут проводить шествия с лозунгами «Чечня — для чеченцев», «Татарстан — для татар», чем же это закончится? Если же в Татарстане подобно тому, как было в Москве, татарские общественно-политические организации будут выдвигать лозунги «Татарской земле — татарский порядок», «Нет церквям в Татарстане», то все поголовно попадут в камеры по 282 статье.

Такие вот двойные стандарты. Да, и праздника, по сути, тоже 4 ноября — два. Один справляют националисты, другой организуют прокремлевские молодежные движения, которые по-своему трактуют название праздника.

Grolfognir: В этом году еще и «Нашисты»-хунвейбины в Москве отличились: пронесли по улице плакаты с портретами своих политических противников и потоптали их потом ноженьками в праведном гневе. Вот такое примирение и согласие! Вот такое народное единство! Ура-патриоты в этом плане еще жестче.

Нынешний «праздник» показал, что единства взглядов нет не только у принципиально разных групп, но и внутри одной группы, которую можно было бы назвать ультраправыми, если бы в России их признавали политической силой. Блогеры приводят выдержки из интервью одного из ярких представителей националистического движения Андрея Савельева, и его комментарии наглядно иллюстрируют раскол.

Albert_nik:
Андрей Савельев: «Я не вижу у «Русского марша» серьезной перспективы. Я не против «Русского марша», просто я не вижу для себя там места. Во-первых, группа организаторов замкнулась в секту, и уже довольно давно это состояние поддерживается. Во-вторых, марш не является общерусским мероприятием, не демонстрирует готовности включения в этот процесс других русских организаций помимо тех, кто сейчас примкнул к оргкомитету. В-третьих, это мероприятие протестное, а не праздничное. В-четвертых, те лозунги, с которыми выступает оргкомитет «Русского марша», не привлекают к нему значительного внимания, а публика приходит самая разношерстная, аномальное количество которой, например, в прошлом году, было связано с лозунгами, имеющими не общенациональное, а лишь локальное значение. Я за «Русский марш», но в том формате, который существует сегодня, он меня не устраивает».

Впрочем, это даже неплохо, что националисты никак не могут договориться между собой, и единственный день в году, когда они могут пройти в одной колонне — это 4 ноября. Однако, несмотря на раскол и слабость позиций русских националистов, от года к году день 4 ноября из красного дня календаря все больше становится коричневым… И от этого немного страшно становится.

Andris_ptr:
Это и есть «особый путь». Если не большевизм, то фашизм. Если не фашизм, то религиозное мракобесие. Невелико разнообразие у «особых путей».

День народного единства — российский государственный праздник учрежденный в 2005 году, как бы в  память о подвиге воинов народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взявших Китай-город, освободив Москву от польских интервентов 4 ноября 1612 г.

Однако, как это бывает с поспешно принятыми решениями — не прижившийся в народе. Опрос проведенный нами за несколько дней до этого, показал  — большинство  граждан, либо не знали о том, что это за праздник, либо  высказывали свое критическое мнение о тех кто его придумал.  И это не удивительно, ведь и дата выбрана сомнительная — накануне отмененного праздника 7 ноября, и повод достаточно спорный. Разумеется государство должно предоставить обществу народную идею, которая бы сплотила людей, устремляя их в некое, пусть и абстрактное «светлое будущее». В современной России, к сожалению, такой «единой идеи» — нет. Люди говорят что для них этот день просто еще один выходной или  повод выпить, а  в «народное единство» между крайне бедными и сверх богатыми гражданами, не многие верят.

Благодаря Межрелигиозному совету России и думскому комитету по труду и социальной политике,  а также партии Единая Россия, использовать данный повод для того чтобы  давить на естественные человеческие слабости появился у представителей чиновничества, духовенства и у националистических организаций страны.

Первые часто просто выслуживаются перед вышестоящим руководством и представителями духовенства, помогая православизации общества и смешивая идею народного единства с днем Казанской иконы божией матери, устраивая на официальных празднованиях молебны с участием представителей православного культа, националистически настроенных граждан.

4.11.2010 года в Сергиевом Посаде этот день отметился официально и несанкционированно.  У недавно установленного рядом с Белым прудом памятника защитникам Троице-Сергиевой Лавры, в 12:00 мэр и его свита, состоящая из чиновников, молодых прокремлевских «экологов», местных казаков-националистов и представителей православной церкви, отстояли церемонию открытия «Дня народного единства», состоящей из собственно самого молебна и приветственной речи ведущих, которые повествовали о истории праздника, склоняя чашу весов «народного единства» в пользу русского народа и всячески превозносили главного городского чиновника.

Второй митинг в это же время собирался несколькими националистическими организациями на Советской площади у здания администрации, и по словам его организаторов так и не санкционированный с администрацией муниципалитета. Городские власти в очередной раз попытались помешать своим оппонентам свободно проявить свою гражданскую позицию и не согласовали место проведение данного областного шествия с митингом, дав в ответ на уведомление организаторов, необоснованное предложение по смене места мероприятия. Если бы не безграмотность городских чиновников, которые допустили несколько ошибок в своем ответе демонстрантам, у правоохранительных органов мог бы появится формальный повод для запрета шествия (местная полиция в последнее время лояльно относится к митингующим по разным поводам гражданам по вполне объективным причинам — малочисленности собирающихся не вызывающей опасений у режима), но с нарушением указанных в ФЗ №54 сроков, предложение в котором одну из улиц с окраины города чиновники написали не правильно, было получено и не принято к рассмотрению.



12:23 группа из 20-ти очень молодых людей отправилась с центральной площади города в сторону памятника Сергию Радонежскому к стенам лавры на Красногорскую площадь, скандируя незамысловатые лозунги националистического толка — «Свобода. Нация. Прогресс», «героям свободу», «мы русские — мы сила».  Дойдя до конечного пункта шествия в сопровождении представителей местного отдела «Э», уголовного розыска и рядовых сотрудников милиции, одетых как в форменные мундиры, так и в гражданскую одежду, демонстранты под общим взором журналистов и федеральной службы безопасности, отстояли молча несколько минут у монумента основателя города и отправились в обратный путь.

Далее молодых националистов остановили вежливые сотрудники милиции и грамотно изложили свою точку зрения, а именно — демонстрантам идти куда либо организованной колонной с флагами нельзя, т.к. в уведомлении поданном заранее не был прописан таковой маршрут. Демонстранты согласились с доводами органов правопорядка, которые и в этот раз проявили максимальную сознательность,  убрав немногочисленные атрибуты акции, двумя группами направились в сторону официального митинга, мимо которого несколько минут назад и проходили по пути следования своего маршрута. То ли от проснувшейся внутри них некоего осознания того, что носители одной идеологии в «день народного единства» должны митинговать вместе, то ли от дискомфорта вызванного своей немногочисленностью, молодые люди стремительно шли к националистическому духовенству с казачеством, пригретых властью, но увы…   К разочарованию молодежи, их старшие товарищи — официальные демонстранты уже разошлись.

С большой уверенностью можно сказать, что никакого народного единства в России нет и с нынешней политикой государства — очевидно не будет. На примере маленького провинциального Загорска (Сергиева Посада) видно, как даже среди аналогично мыслящих граждан имеющих схожие убеждения нет согласия. И дело наверное не в том, что одни одного поколения, а другие другого (молодежь и старики), а в том что государственные праздники, как увы и вся наша повседневная жизнь — слишком политизированны, что в условиях политической нестабильности лишь разъединяет, но не народ, а силы, которые пытаются его представлять (пример: Первомай 2010, когда КПРФ не согласилась участвовать в митинге солидарности трудящихся вместе с ОКС «Гражданская солидарность»). Хочется верить в то, что народное самосознание будет увеличиваться, и люди научатся лучше отличать искренность, от политиканства.

Информационный отдел

ОКС «Гражданская солидарность»

P.S. Проведённый «русский марш» в нашем городе подвигнул некоторых его участников к агитации за повышение митинговой активности и развязывание уличного террора против иностранных рабочих в городе Хотьково.

======================

Обсуждение «русского марша» 2010 в Загорске на форуме РКС

Русский Марш 4 ноября 2010 в Сергиевом Посаде (общеобластной) — группа ВКонтакте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября праздник название концерта
  • 4 ноября праздник название выставки
  • 4 ноября праздник на дворцовой площади
  • 4 ноября праздник музеи
  • 4 ноября праздник митинг