4 ноября праздник смутное время

Праздник учредили в 2005 году, с этого момента он является официальным выходным. Однако многие россияне до сих пор не знают, что именно отмечают 4 ноября

День народного единства отмечается в России 4 ноября.
Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным
выходным, до сих пор не знают, что празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и
казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы.
Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который
мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран
Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и
дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила
Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился
к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для
этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он
сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

картина «Минин и Пожарский»

Фото: Михаил Скотти. Картина «Минин и Пожарский»

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского,
который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин
стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и
ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое
ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако
еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции
правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические
шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя
переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя
Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов,
однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод,
народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила
внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I,
выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова
Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя
убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий
заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский
король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского
государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать
день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и
России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была
прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного
ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Фото: собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Diego Delso / CC BY-SA 4.0

Однако праздник был церковный, после распада Российской
империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день
Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали
в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил
сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства.
Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе
— дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и
выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину
Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в
истории страны монументом народным героям. Также на Красной площади стоит собор
Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших
столицу от поляков.

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

4 ноября в России отметили День народного единства. Этот праздник приурочен к русской победе, которая была одержана 410 лет назад.

В 2004 году Госдума утвердила следующее описание памятной даты: 4 ноября 1612 года народное ополчение во главе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских захватчиков. В связи с этим День народного единства определялся как «конец Смутного времени, окончание междоусобиц и гражданского конфликта, восстановление независимой российской государственности». 

Стоит обратить внимание на то, как это событие трактуется в школьных пособиях. В учебном пособии «История России. 7 класс» (под редакцией В. Мединского, 2021 год) сказано, что в тот период на Руси «разразился глубокий кризис, названный современниками Смутой». Кризис был вызван тем, что в 1598 году умер сын Ивана Грозного Федор Иванович. Смерть этого бездетного царя, в результате чего была прервана династия Рюриковичей, что привело к гражданской войне. В дальнейшем к этому добавилась еще и польско-шведская интервенция. Конец Смуте положило избрание нового царя Михаила Захарьина-Юрьева, которое последовало за освобождением Москвы ополчением Минина и Пожарского. Потомки нового царя Михаила вошли в историю под фамилией Романовы.

Как видим, и в описании Дня народного единства, которое утвердила Госдума, и в школьном пособии по истории акцент делается на том, что в начале XVII века произошла гражданская война. Смута – это распря, междоусобица. Интервенция Речи Посполитой и Швеции представляется следствием гражданской войны, ее отдельным эпизодом.

Теперь обратимся к документально подтвержденным фактам.

В 1557 году Польша, Литва и немецкий Ливонский орден заключили союз, целью которого являлось завоевание Русского царства. Такие действия трех государств против России стали причиной Ливонской войны, названной так по названию Ливонского ордена. Военные действия, в ходе которых на стороне немцев и поляков выступали еще и шведы, продолжались до 1595 года. Русское царство выстояло. И тогда европейцы решили изменить тактику.

Формально Ливонская война не была завершена, т.к. по ее итогам было подписано не мирное соглашение, а перемирие. В 1604 году войска Речи Посполитой нарушили это перемирие. Поляки вторглись на территорию Русского царства. Поскольку Речь Посполитая находилась в военном союзе со Священной Римской империей, эту агрессию поддержали германские и венгерские контингенты. С севера на Русское царство двинулись еще и войска Швеции.

Данное событие, которое считается началом Смуты, т.е. гражданской войны, в действительности были настоящей внешней агрессией. Фактически – продолжением Ливонской войны.

Другое дело, что в этот раз Запад действовал более изощренным способом. Агрессор скрыл свои цели по колонизации русского государства. Он задекларировал намерение «освободить» Москву от «деспотии», посадить на трон псевдо-потомка Ивана Грозного, провести «европеизацию» России. Благодаря этим обещаниям агрессорам удалось переманить на свою сторону часть бояр, которые стремилась к союзу с Европой. Это действительно внесло определенный раскол внутри русского общества. 

В 1610 году соединенные польско-немецко-венгерские войска заняли Москву. Северные регионы России оккупировали шведы. Англия попыталась установить над русскими землями свой протекторат.

Тогда против захватчиков поднялся весь народ. Объединились все слои общества, за исключением бояр-предателей. Народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским, Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Трубецким разгромило захватчиков.

22 октября 1612 года русские ополченцы штурмом взяли Китай-город в Москве. 26 октября 1612 года капитулировал польско-немецко-венгерский гарнизон Кремля. На следующий день в Кремль торжественно вошли русские ополченцы. Москва была полностью освобождена. 22, 26 и 27 октября 1612 года по юлианскому календарю – это, соответственно, 1, 5 и 6 ноября по григорианскому календарю.  

Со времен Ивана Грозного царей на Руси избирал Земский собор, представлявший все слои общества. В 1613 году Земский собор собрался, чтобы избрать нового правителя. В список кандидатур были внесены имена вождей народного ополчения Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого. Однако в момент голосования Земский собор окружили казаки, которые заставили участников собрания «проголосовать» за Михаила Захарьина-Юрьева. Этот представитель будущей династии Романовых не входил в официальный список претендентов на трон. Он не имел право претендовать на престол.

Его род запятнал себя тесным сотрудничеством с польско-немецко-венгерскими оккупантами. Кроме того, согласно правилам, установленным Иваном Грозным, право претендовать на престол имели только те боярские династии, которые имели русское происхождение. Род Захарьиных-Юрьевых имел иностранное происхождение. 

В Бархатной книге, составленной в 1687 году, предки боярского рода Захарьиных-Юрьевых указаны как выходцы «из Немец». Бархатная книга – это официальная родословная книга наиболее знатных фамилий, созданная по приказу царя.

Захватив власть, Романовы ликвидировали Земский собор. Тем самым отменили принцип выборности царей. Оставалось идеологически обосновать захват власти. В эпоху Петра I и Екатерины II официальной идеологией Российской империи стала концепция, которая вошла в историю под названием «Романовский миф». Суть этого «мифа» в том, что у русского народа якобы отсутствовало государственное начало. Именно поэтому ему нужны самодержавные правители из иностранцев. В ином случае начиналась «смута», т.е. междоусобица, вражда. Согласно этой концепции, скандинав Рюрик создал российское государство, а потомок немцев Михаил Захарьин-Юрьев положил конец Смуте и восстановил государственность. 

Подобное представление о событиях начала XVII века, как о Смуте, сохранилось до сих пор. Но такой подход нивелирует подвиг нашего народа. Со времен Ливонской войны он боролся с агрессией Запада и, благодаря своему единению, отстоял независимость. Русский народ не постигла судьба многих народов, порабощенных или уничтоженных европейскими колонизаторами. 

День народного единства (4 ноября) отмечается в России с 2005 года. Что на самом деле означает этот праздник и какие исторические события легли в его основу, RT рассказал доктор исторических наук Адриан Селин.

После смерти сыновей Ивана Грозного — последних представителей династии Рюриковичей — в Московском государстве наступил кризис. На трон претендовали самозванцы, поддерживаемые поляками. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за царевича Дмитрия, который умер в младенчестве в 1591 году. Началось Смутное время, длившееся с 1598 по 1613 год. В некоторых городах появлялись народные ополчения. Одним из них стало народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное осенью 1611 года. К осени 1612 года их войска окрепли и готовы были дать отпор польским интервентам, захватившим Москву.

— Расскажите, что именно произошло 4 ноября 1612 года?

— 22 октября 1612 года (по старому стилю) отряды объединенного ополчения ворвались в Китай-город. Согласно Авраамию Палицыну (писатель и историк. — RT), в ту ночь архиепископу Арсению Элассонскому явился Сергий Радонежский, предрекший падение Китай-города. В созданном в конце 1620-х годов тексте «Нового летописца», который лёг в основу школьных курсов по эпохе Смуты, это чудо связывается с уже находившейся у ополчения копией иконы Казанской Божией Матери. Через некоторое время, в 1649 году, стали отмечать праздник в честь «очищения» Москвы. Однако источники тех лет ничего не говорят о том, что эта дата была значима для современников. Гораздо более важным событием был уход остатков польско-литовского гарнизона из Кремля, который состоялся через четыре дня — 26 октября (5 ноября по новому стилю). В 2005 году, когда 4 ноября сделали государственным праздником, произошла ошибка. В основе этого события лежали две даты — нынешнее празднование Русской православной церковью дня иконы Казанской Божией Матери и некоей даты 1612 года. Если быть более точным, то при пересчёте дат XVI—XVII веков на григорианский календарь мы должны прибавить к юлианской дате 10 дней. Получается, 22 октября 1612 года приходится на 1 ноября, а не на 4-е, так как мы прибавляем 10 дней, а не 13, как это сделали основатели праздника. 22 октября 1612 года был взят Китай-город. Насколько в тот день действия ополченцев были связаны с иконой Казанской Божией Матери — большой вопрос. Версия, что освобождение Кремля (а Китай-город был частью Кремля) от врагов связано с праздником иконы Казанской Божией Матери, принадлежит летописцу, причём отражена в позднейшей редакции его текста. Речь идёт о письменном памятнике, созданном в 1620—1630-е годы, — «Новом летописце». Именно из него мы узнаём, что взятие Китай-города 22 октября было приурочено к созданию копии иконы Казанской Божией Матери. Более того, событие 22 октября ничем примечательным с точки зрения дальнейших боевых действий не отмечалось. Более важная дата 26 октября — окончательная сдача вражеского гарнизона, охранявшего Кремль, то есть 5 ноября по новому стилю. Религиозный характер дню 22 октября был придан позднее.

— Есть ли всё же какая-то связь между иконой Казанской Божией Матери и победой над поляками?

— Если говорить о событиях Смуты, то связи нет никакой. Роль воздействия иконы на действия ополчения и празднование её дня появились позже, при царе Алексее Михайловиче. В одном из немногих источников, которые сохранились у нас про события Смуты — в «Новом летописце», — сказано, что в 1611 году в лагерь первого ополчения из Казани неким протопопом был привезён список чудотворного образа иконы Казанской Божией Матери, и икону стали почитать особо, и вместе с ней ополчение пошло под Москву. После освобождения Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский будто бы установил икону в церкви Введения Богородицы. Текст, в котором рассказывается о роли иконы в деятельности второго ополчения при взятии Кремля, написан в любом случае после событий 1612 года (видимо, во второй половине 1620-х годов). У нас нет достоверных источников, рассказывающих о том, что происходило с иконой 22 октября 1612 года, и о её роли в деятельности второго ополчения. Поэтому большой вопрос, что мы празднуем в этот день.

— Можно ли считать, что 4 ноября 1612 года период Смутного времени в России завершился?

— Нет. Как вооружённое противостояние в Московском царстве Смута не закончилась осенью 1612 года. Окончательной датой завершения Смуты нельзя также считать избрание на царство царя Михаила Фёдоровича 21 февраля 1613 года или его приезд в конце весны 1613 года в Москву из Костромы. Не закончилась Смута и в 1617 году с подписанием Столбовского мира со Швецией. Скорее всего, Смута завершается в конце 1618 — начале 1619 года, когда происходит внутреннее умиротворение и успокоение державы. Правительство царя Михаила Фёдоровича становится единственным и авторитетным политическим центром для всех частей Московского государства. Современная историческая наука считает окончанием Смуты две даты: Деулинское перемирие с Речью Посполитой в ноябре 1618 года, после которого закончились боевые действия, или же май 1619 года, когда наречённый патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся в Москву из плена, из Речи Посполитой.

— Как бы вы объяснили человеку, далёкому от исторической науки, основную причину наступления Смутного времени?

— Причины Смуты лежат в XVI столетии. На протяжении нескольких десятков лет царь Иван Грозный создавал государство из крайне разрозненных частей, которое к концу его правления было ослабленным. Террористическая политика Ивана Грозного по отношению ко всем слоям населения привела к социальной катастрофе, к неравномерному развитию отдельных частей страны. Помимо этого, последовавшие в первые годы после его смерти шаги по закрепощению крестьян и одновременно по высвобождению вооружённых групп населения, сконцентрировавшихся на южной границе, привели к катастрофическим последствиям (в первом случае речь идёт о запрете крестьянского вывоза примерно с конца 1580-х; во втором — когда разрешили в 1601-м хозяевам выгонять холопов (реакция на голод. — RT).При этом важно понимать, что причины Смуты следует искать не только во внутреннем кризисе Московского государства, но и в процессах, которые происходили тогда по всей Европе. Неуклонный рост военных технологий, в том числе пороховая революция, стали причиной увеличения военных расходов. Появилось слишком много профессиональных военных, которые не работали на земле, а умели только воевать. Это происходило во время Смуты в Московском государстве, во время Потопа в Речи Посполитой, в какой-то степени — во время украинской Руины. Более конкретно события Смуты (равно как и сходные, подчас не менее острые кризисы в других частях Европы) были связаны с низким качеством государства в России, в частности созданного при Иване Грозном. Ополчения были в какой-то степени ответом на все эти вызовы.

— Можно ли сказать, что без Минина и Пожарского не удалось бы выгнать поляков из Москвы?

— Несомненно — с военной точки зрения. Объединение Нижегородского и Подмосковного ополчений после нескольких месяцев скрытого, а иногда и открытого противостояния обеспечили захват Кремля и изгнание (и частичное уничтожение) польско-литовского гарнизона осенью 1612 года. Стоит также отметить, что к осени 1612 года находившиеся в Москве поляки и литвины были обессилены. К ним не поступал провиант, войска теряли мощь. Весной — летом 1612 года для значительной части страны собравшийся в Ярославле Совет Всея Земли был легитимным органом власти. А Минин и Пожарский стали моральным авторитетом для войск и мирного населения.

— А кем были Минин и Пожарский?

— Известно, что Кузьма Минин ведал хозяйственной частью нижегородского и ярославского ополчений. Он был представителем нижегородского посада (торгового сословия), одним из старост, который осенью 1611 года силой собрал средства для создания народного ополчения. Видимо, благодаря деятельности Минина ополчение хорошо финансировалось. Дмитрий Пожарский был из захудалого рода князей, потомков Ярослава Всеволодовича, Стародубских-Ряполовских. Он не относился к высокой знати, скорее, был представителем средней категории служилого люда. В 1610 году князь, рискуя жизнью, сумел противостоять попытке тушинцев (сторонников Лжедмитрия II) захватить Зарайский кремль, а весной 1611 года принимал участие в боях с польско-литовскими войсками в Москве.

— Ополчение было разношёрстным по составу: в нём были представители разных национальностей и конфессий. Можете рассказать об этом подробнее?

— Это было действительно так. В Московском великом княжестве, позднее — царстве, жили представители различных конфессий. На службе у московских великих князей с XV века состояли татары. В течение XVI века численность групп татар (казанских, астраханских, отчасти ногайских, иногда крымских, позднее — сибирских) на службе у московских государей постоянно возрастала. Примерно с середины XVI века начался крайне медленный процесс слияния татарских элит с другими подвластными московскому царю элитами, их переход в православие, однако число татар-мусульман на государевой службе было чрезвычайно большим. Соответственно, и в годы Смуты татары-мусульмане встречались во всех противоборствующих лагерях, в том числе и в ополчениях. Были в ополчении и немцы, преимущественно протестанты. Но в то же время и в составе изгнанного из Кремля польско-литовского гарнизона находились представители всех христианских конфессий, а возможно, и мусульмане.

— Каковы главные последствия Смуты для государства, на ваш взгляд?

— С моей точки зрения, было два самых тяжёлых последствия Смуты. Прежде всего, это отказ государства от диалога с обществом, от обратной связи. То есть государство перестало считаться с мнением людей. Всё жёстче становился государственный контроль над отдельными частями страны, местными обществами. Разрушались механизмы влияния местных властей на принимаемые исключительно в Москве политические решения. Также среди последствий я бы назвал отказ от механизмов диалога элит с монархом. Величайшим достижением политики в годы Смуты следует считать практику договоров с монархами, возникавшую путем широкого диалога с элитами. Что касается территориальных последствий, то они не были самым тяжёлым ударом для российского государства.

— А сколько времени ушло у страны на восстановление после Смуты?

— Если речь идёт о территориальных последствиях, то по Ништадтскому миру 1721 года Российская империя вернула себе Карелию и Ингерманландию. В 1654 году в результате Государева похода был завоёван Смоленск. С точки зрения возвращения к идеям народного представительства, то есть установления обратной связи государства с обществом, это произошло в середине XVIII века, а то и ближе к эпохе либеральных реформ второй половины XIX века.

Эдуард Эпштейн

4 ноября в России отмечают День народного единства. Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года — тогда народное ополчение освободило Москву от польских интервентов. Это одно из ключевых событий Смутного времени, периода с 1598-го по 1613-й. В Смуту происходила борьба бояр за власть, шли войны с соседними государствами. Кто оказал большое влияние на будущее России, рассказывает 5-tv.ru.

Кузьма Минин

Нижегородский купец Кузьма Минин — тот, чье имя чаще всего связывают с освободительным движением 1612 года. В 1610-м он боролся с приспешниками Лжедмитрия II. Через год, избранный земским старостой, Минин вошел в число участников народного ополчения против польских войск. Он рассчитывал средства служилых людей. Неудачный опыт Первого ополчения позволил Минину понять, что жалеть денег не стоит — поэтому он придумал взимать с новгородцев треть имущества на создание освободительного движения. В 1612-м Кузьма Минин возглавил Второе Земское ополчение вместе с князем Пожарским. Нижегородцы, а позже и жители соседних городов присоединились к движению. Достаточно высокое жалование привлекало солдат из соседних стран, — поэтому на Москву Минин двинулся с внушительной армией.

Картина «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам». Автор: Кившенко А. Фото: Global Look Press / Russian Look

В боях за Москву отряд Минина разгромил литовские войска у Крымского двора и обратил в бегство воинов противника Яна Ходкевича. Отступление Ходкевича помогло добраться до поляков и в октябре заставить их покинуть Москву. Минин вместе с Пожарским и Трубецким стал национальным героем и фактически руководил Россией до собрания Земского собора.

Дмитрий Пожарский

Князь Дмитрий Пожарский состоял на службе задолго до событий 1612 года. Он примкнул к Первому ополчению и защищал Москву во всеобщем восстании. Когда Москву сожгли дотла, Пожарский отразил атаку интервентов и прогнал наступающих врагов. Он был тяжело ранен в стихийном сражении с поляками и был вынужден оставить Москву. В октябре 1611-го оправившийся Пожарский находился в селе Юрине. Нижегородцы прислали ему делегацию — Пожарский узнал, что народ выбрал его военачальником движения. Так он возглавил Второе народное ополчение вместе с Мининым.

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Фото: Global Look Press / Vasilii Smirnov

В июне 1612-го Пожарский вместе с Трубецким выступили против Ходкевича и отразили атаку польского войска. К концу восстания Пожарский участвовал в операциях по взятию Кремля и осаждению Китай-города. После восстания Пожарский вместе с Трубецким участвовали в выборах нового царя. Когда на престол взошел Михаил Романов, Пожарского назначили ведущим полководцем.

Дмитрий Трубецкой

Боярин Трубецкой участвовал в двух ополчениях против польских войск и семибоярщины. После раскола Первого ополчения Трубецкой поддерживал идею патриарха Гермогена продолжить борьбу с интервентами и держал в осаде врагов в Кремле. С приходом нижегородцев и других участников Второго ополчения наконец удалось освободить Москву и победить польские войска. Историки спорили, участвовал ли Трубецкой лично в процессе захвата врагов в Кремле. Его участие в ополчении не так активно обсуждалось десятки лет назад, но позже специалисты назвали его героем наравне с Мининым и Пожарским.

После восстания Трубецкой стал одним из глав Земского правительства и оставался там до восшествия на престол Михаила Федоровича. Трубецкому даровали титул «Спасителя Отечества».

Патриарх Гермоген

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген — не самый популярный персонаж Смутного времени. Но он сыграл огромную роль в формировании Первого и Второго народного ополчений. После прихода к власти польского интервента Владислава IV патриарх Гермоген рассылал призывы к восстанию по селам и городам в 1610 году. В то время он находился в заключении. Гермоген вдохновлял жителей присоединиться к ополчению. Они выступали против царя Владислава IV родом из Польши.

Патриарх Гермоген. Фото: Global Look Press / Vadim Nekrasov

В 1611-м москвичи подняли восстание. В ответ поляки подожгли город. Чтобы не сгореть заживо, интервенты укрылись в Кремле. Это не спасло их: русские осадили укрытие. Узнав о деятельности патриарха Гермогена, поляки заключили его под стражу в Чудов монастырь. Отступать было некуда, поэтому поляки потребовали от Гермогена прекратить восстания и отозвать ополченцев. Гермогену угрожали смертной казнью, но в ответ он лишь отвечал, что благословит ополчение отойти, если поляки сами уйдут из Московского государства. Гермоген успел обратиться к русским лишь с одним посланием — в нем он благословил ополчение. До освобождения Москвы Гермоген не дожил: он умер в феврале 1612-го от голода.

Царь Михаил Федорович

В эпоху Смуты Михаил Федорович Романов укрывался от польско-литовских войск в Костроме. После восстания за ним прибыли представители Земского собора, чтобы объявить избранного 16-летнего Михаила Романова царем. Сторонники Михаила Романова утверждали, что он, будучи родственником Ивана IV Грозного, происходит из царского рода. Они были уверены, что Бог даровал Михаила Романова русским после правления самозванцев. Кроме того, Михаил Федорович еще был молод, а значит, его решениями легче было управлять. Так Михаил Романов положил начало династии Романовых на престоле. По историческим данным, Михаил Федорович не правил самостоятельно до 1619-го в силу молодости и неопытности. Вступив на престол, он едва умел читать. За него правила мать, пока в страну не вернулся освободившийся из плена патриарх Филарет — отец избранного царя.

Царь Михаил Федорович. Фото: Global Look Press / Viktor Kornushin

Михаил Федорович положил конец русско-шведской войне. Он подписал мирный договор со Швецией и тем самым вернул принадлежащие ранее территории — Новгород, Ладогу и Порхов (Псковская область). Взамен Россия уступила Швеции выход к Балтийскому морю. Договоренности сохранялись до начала Северной войны в XVIII веке. Большую часть правления царь Михаил занимался восстановлением хозяйства и торговли после тяжелого для жителей страны Смутного времени.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября празднуется государственный праздник
  • 4 ноября праздник юнармия
  • 4 ноября праздник символика
  • 4 ноября праздник символ
  • 4 ноября праздник санкт петербург салют