4 ноября праздник что значит этот праздник

Рассказываем всё, что важно знать об одном из главных национальных праздников

Реставрацию памятника Минину и Пожарскому в Москве завершили к празднику

Поделиться

4 ноября в России ежегодно отмечается День народного единства. Праздник был учрежден в 2004 году, но до сих пор не все знают, что именно отмечается в этот день.

Что произошло 4 ноября и почему это важная дата для нашей страны? Мы собрали несколько фактов об истории Дня народного единства.

Что произошло в этот день?

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. Тем самым был положен конец Смутному времени — периоду в истории России от смерти Ивана Грозного до того, как престол занял Михаил Федорович Романов — первый из царской династии.

В период смуты Россия переживала тяжелый кризис: государство практически распалось, а борьбу за трон, кроме истинных наследников, вели самозванцы, которые довели страну до состояния гражданской войны, а позже втянули ее в русско-польскую войну. День освобождения от польских захватчиков, когда народное ополчение взяло штурмом Китай-город, и празднуется каждый год 4 ноября.

Свое название День народного единства получил благодаря тому, что история народного ополчения — это яркий пример того, на что способны россияне, объединившиеся для общей цели.

Наряду с российским флагом символом Дня народного единства стали образы Минина и Пожарского. Их роль в освобождении Москвы нельзя недооценить.

Нижегородский земский староста Кузьма Минин создал народное ополчение, призвав москвичей дать отпор врагу. На его зов собралось огромное по тем временам войско — более 10 тысяч человек. Воеводой был избран новгородский князь Дмитрий Пожарский, а Минин стал его помощником и казначеем.

В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. С 2020 года памятник реставрировали, и сейчас, наконец, его снова можно увидеть.

Фото: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU

Поделиться

В 1613 году царь Михаил Федорович постановил праздновать 4 ноября День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником — в этот день также чествуют икону Казанской Божией матери.

В советские годы 4 ноября не отмечалось и не было выходным. Праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1996 году праздник переименовали в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Госдума поддержала инициативу. Этот день стал выходным вместо 7 ноября, который получил статус памятной даты.

4 ноября в России отмечается День народного единства. Об истории праздника и его значении рассказал историк, обозреватель «Известий» Роман Солдатов.

В этот день в 1612 году народное ополчение, состоящее из людей разного происхождения, под предводительством князя Кузьмы Минина и земского старосты Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Это историческое событие привело к восхождению на русский престол династии Романовых.

«Для того чтобы понять его ценность, необходимо знать, в каком состоянии Россия пребывала в конце XVI — начале XVII века. Этот период традиционно называют Смутным временем. Амбициозные планы Ивана IV Грозного во внешней политике нанесли ущерб внутренней. Ливанская война, несмотря на определенные успехи, привела к сокращению количества населения, а усугубила ситуацию эпидемия чумы», — рассказал Солдатов.

Кроме того, желание Ивана Грозного укрепить свою власть привело к укоренению крепостного строя, что вызвало недовольство среди крестьян, отмечает он. После смерти Ивана Грозного начался династический кризис, который привел к польской интервенции.

«Уникальность битвы за Москву 1612 года состоит в том, что, несмотря на все разногласия и тяжелый экономический и социальный кризис, люди разных сословий объединились для того, чтобы освободить свою страну. Это важный праздник, который служит напоминанием о том, что в любые времена главным орудием против внешних угроз являются люди, сплоченные единой целью. И в нынешних условиях единство нашего многонационального, многоконфессионального народа — это единственный способ пережить смутные времена», — заключил Солдатов.

1 ноября ведущий метеоролог Гидрометцентра Марина Макарова рассказала о погоде в Центральной России в ноябрьские праздники. Так, ожидается переменная облачность, температура воздуха ночью составит от 0 до –5 градусов, днем — от 0 до +5 градусов. 6 ноября появится вероятность небольших осадков. Ветер будет слабым в течение всех праздничных дней.

В этот же день пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что Владимир Путин 4 ноября будет находиться в Москве. Он возложит цветы к открывшемуся после реставрации памятнику Минину и Пожарскому. Он добавил, что в его программе будет еще ряд пунктов, которые будут в русле Дня народного единства. Вторая половина дня главы государства будет посвящена рабочим встречам и совещаниям.

Ранее эксперт по трудовому праву Татьяна Нечаева напомнила о длинных выходных в начале ноября. По ее словам, государственный праздник — День народного единства — выпадает на пятницу, 4 ноября. Поскольку в производственном календаре он отмечен как выходной, то работать россияне будут по 3 ноября, а отдыхать — с 4 по 6 ноября.

На Красной площади 5–7 ноября организуют интерактивный музей, посвященный истории обороны Москвы. Посетители смогут увидеть кинохронику, услышать стихи и песни военных лет, посмотреть театрализованные представления, в том числе изображающие проводы ополченцев. Также там будет представлена военная техника.

В 2021 году День народ­но­го един­ства в Рос­сии отме­тят уже в 16‑й раз. Несмот­ря на это в боль­шей части напи­сан­ных о нём, начи­ная с 2005 года, и серьёз­ных, и не очень тек­стов, зву­чат одни и те же вопро­сы — что озна­ча­ет «новый» празд­ник, для чего он нужен, что луч­ше делать 4 нояб­ря: сидеть за сто­лом, а может быть участ­во­вать в митин­гах? VATNIKSTAN поста­рал­ся собрать точ­ки зре­ния на любой вкус. Итак, День народ­но­го един­ства 4 нояб­ря суще­ству­ет, пото­му что…


Так сложилось исторически

Про то, что такое Смут­ное вре­мя, боль­шин­ство, хотя бы при­мер­но, пом­нит со шко­лы. Для тех, кто под­за­был, в 2007 году «при госу­дар­ствен­ной финан­со­вой под­держ­ке феде­раль­но­го агент­ства по куль­ту­ре и кине­ма­то­гра­фии РФ» сня­ли про­све­ти­тель­ский экшн «1612» с Андре­ем Федор­цо­вым (Вася Рогов из «Убой­ной силы») в роли Мини­на и Миха­и­лом Поре­чен­ко­вым в роли Пожарского.

Режис­сёр Вале­рий Хоти­нен­ко очень поста­рал­ся сде­лать фильм нескуч­ным: доба­вил выду­ман­ных роман­ти­че­ских геро­ев, любов­ную линию и музы­ку одно­го из луч­ших кино­ком­по­зи­то­ров Алек­сея Рыб­ни­ко­ва. Основ­ная зада­ча, кото­рая, судя по все­му, сто­я­ла перед созда­те­ля­ми — пока­зать, что в сму­ту все были раз­об­ще­ны, и пото­му было пло­хо, но потом все объ­еди­ни­лись, про­гна­ли вра­гов и ста­ло хоро­шо, а заод­но раз­влечь зри­те­ля нулевых.

Но поче­му имен­но 4 нояб­ря? В пояс­ни­тель­ной запис­ке к про­ек­ту зако­на, кото­рый про­воз­гла­сил при­ше­ствие в кален­дарь новой важ­ной даты, говорилось:

«4 нояб­ря 1612 г. Вои­ны народ­но­го опол­че­ния под пред­во­ди­тель­ством Кузь­мы Мини­на и Дмит­рия Пожар­ско­го штур­мом взя­ли Китай-город, осво­бо­див Моск­ву от поль­ских интер­вен­тов, про­де­мон­стри­ро­вав обра­зец геро­из­ма и спло­чён­но­сти все­го наро­да вне зави­си­мо­сти от про­ис­хож­де­ния, веро­ис­по­ве­да­ния и поло­же­ния в обществе».

Не все, одна­ко, согла­си­лись с пред­ло­жен­ны­ми дово­да­ми. К при­ме­ру, исто­рик Вла­ди­слав Наза­ров в напи­сан­ной по горя­чим сле­дам ста­тье «Что будут празд­но­вать в Рос­сии 4 нояб­ря 2005» года, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Оте­че­ствен­ные запис­ки» (№ 5, 2004) при­вёл мно­же­ство аргу­мен­тов про­тив и в кон­це посетовал:

«…зако­но­да­те­ли поста­ви­ли нас в труд­ное поло­же­ние. Как без натя­жек и вра­нья объ­яс­нить школь­ни­кам, сту­ден­там, всем, кто нерав­но­ду­шен к рос­сий­ской исто­рии, что же за акт народ­но­го еди­не­ния свер­шил­ся в 1612 году <…> и поче­му после „окон­ча­ния Сму­ты“ рус­ские люди еще целых шесть лет про­дол­жа­ли сра­жать­ся друг с дру­гом и вое­вать с захватчиками?»

Не ста­нем слиш­ком углуб­лять­ся в суще­ству­ю­щие вокруг 4 нояб­ря ост­рые исто­ри­че­ские дис­кус­сии. Так или ина­че, если неяв­ной целью пре­вра­ще­ния это­го, преж­де фор­маль­но обыч­но­го дня в крас­ный было под­хлест­нуть инте­рес к исто­рии Рос­сии нача­ла XVII века, затея вполне удалась.


Мы привыкли что-то праздновать в это время

Ещё в 1649 году царь Алек­сей Михай­ло­вич при­ду­мал отме­чать день Казан­ской ико­ны Божьей мате­ри осе­нью — 22 октяб­ря по ста­ро­му и 4 нояб­ря по ново­му сти­лю, а не толь­ко летом, как рань­ше. С одной сто­ро­ны, пото­му что имен­но с этой ико­ной в Китай-город, как счи­та­ет­ся, вошёл Пожар­ский. С дру­гой, пото­му что в 1648 году, 22 октяб­ря (4 нояб­ря) у царя родил­ся пер­вый сын — царе­вич Дмит­рий Алексеевич.

С при­хо­дом совет­ской вла­сти празд­ник в честь ико­ны был упразд­нён, но почти сра­зу появил­ся новый — что инте­рес­но, с раз­ни­цей все­го три дня. Поста­нов­ле­ние Пре­зи­ди­у­ма ЦИК СССР от 26 октяб­ря 1927 «О празд­нич­ных днях, посвя­щён­ных годов­щине октябрь­ский рево­лю­ции, и об осо­бых днях отды­ха» стро­го гласило:

«Годов­щи­на Октябрь­ской рево­лю­ции еже­год­но, начи­ная с 1927 года, празд­ну­ет­ся в тече­ние двух дней — 7 и 8 нояб­ря. Про­из­вод­ство работ в эти празд­нич­ные дни вос­пре­ща­ет­ся на всей тер­ри­то­рии Сою­за ССР»

«Вос­пре­ще­ние работ» — то, к чему при­вык­нуть лег­ко, а отка­зать­ся труд­но. Поэто­му после рас­па­да СССР граж­дане уже без идео­ло­ги­че­ской нагруз­ки про­дол­жа­ли отды­хать 7 нояб­ря в тече­ние 14 лет. Не все заме­ти­ли, что в 1996 году фор­маль­ный повод сме­нил­ся на «День согла­сия и при­ми­ре­ния». Выход­ной есть выходной.

А когда в 2005 году «согла­сие» заме­ни­ли на «един­ство», мно­гие вос­при­ня­ли это как оче­ред­ной идео­ло­ги­че­ский при­ём, в дей­стви­тель­но­сти направ­лен­ный на то, что­бы в нояб­ре про­дол­жал оста­вать­ся денёк, кото­рый мож­но про­ве­сти на своё усмот­ре­ние. По резуль­та­там опро­са, кото­рый осе­нью 2020 года устро­ил фонд «Обще­ствен­ное мне­ние», боль­шая часть насе­ле­ния стра­ны (71%) отно­сит­ся к Дню народ­но­го един­ства не как к празд­ни­ку, а про­сто сво­бод­но­му дню.


Можно собраться компанией единомышленников

Судя по пуб­ли­ка­ции в одном из ста­рей­ших оте­че­ствен­ных онлайн-изда­ний «Newsru.com» от 4 нояб­ря 2005 года, пер­вый в исто­рии День народ­но­го един­ства озна­ме­но­вал­ся ком­му­ни­ка­ци­ей широ­ких масс, чему актив­но спо­соб­ство­ва­ли носи­те­ли самых раз­но­об­раз­ных поли­ти­че­ских соображений.

Так «Еди­ная Рос­сия» про­ве­ла митин­ги, шествия, кон­цер­ты и спор­тив­ные меро­при­я­тия. ЛДПР тоже митин­го­ва­ли, а заод­но под­кор­ми­ли сво­их сто­рон­ни­ков — на митин­ге тру­ди­лись поход­ные кух­ни, пред­ла­гая всем жела­ю­щим кашу с тушёнкой.
Пред­ста­ви­те­ли наци­о­нал-боль­ше­виз­ма пред­по­чли пошу­меть: в ком­па­нии удар­ных инстру­мен­тов и гром­ких лозун­гов про­шлись по Москве мар­шем. «News.ru» инфор­ми­ро­ва­ли:

Участ­ни­ки мар­ша про­шли под бара­бан­ный бой, скан­ди­руя: «Сла­ва импе­рии!» и «Рус­ский, вста­вай». В руках у них фла­ги и пла­ка­ты с над­пи­ся­ми: «Рус­ские идут» и «Рус­ские, вперёд!»

Отдель­ные граж­дане пери­о­ди­че­ски «при­вет­ство­ва­ли» шествие дымо­вы­ми шаш­ка­ми, петар­да­ми и напол­нен­ны­ми водой пре­зер­ва­ти­ва­ми. Сооб­ща­ли и о задер­жан­ных, кото­рых, прав­да, как пишут, было немно­го — все­го пара человек.

Таким обра­зом, в целом всё про­шло мир­но, и народ­ные гуля­ния на 4 нояб­ря ста­ли тра­ди­ци­ей. А любая тра­ди­ция тре­бу­ет осмыс­ле­ния — в том чис­ле сред­ства­ми коме­дии и мас­со­вой культуры.

В 2008 году коман­да КВН исто­ри­че­ско­го факуль­те­та Яро­слав­ско­го Госу­дар­ствен­но­го Уни­вер­си­те­та «DasISTfak‘t» пока­за­ла в фина­ле Рязан­ской лиги скетч о кон­цер­те ко Дню народ­но­го един­ства. По сюже­ту орга­ни­за­тор кон­цер­та про­сит Нико­лая Рас­тор­гу­е­ва после выступ­ле­ния ска­зать что-нибудь о люб­ви к Рос­сии. Лидер «Любэ» отка­зы­ва­ет­ся, моти­ви­руя это тем, что ауди­то­рия его не услышит:

«Там вся пло­щадь — „Наши“, „Моло­дая гвар­дия“, „Мест­ные“. Им же напле­вать, что я ска­жу. Они сто­ят, фла­га­ми машут, гла­за стек­лян­ные, семе­на им кинь — они кле­вать будут».

Даль­ше Рас­тор­гу­ев бесе­ду­ет с участ­ни­цей митин­га — школь­ни­цей, кото­рая не ходит на учё­бу, пото­му что митин­ги каж­дый день, зато любит Рос­сию. Артист возмущается:

«Устро­и­ли из нор­маль­но­го Дня народ­но­го един­ства какой-то непо­нят­ный псев­до­пат­ри­о­тич­ный шабаш».

Видео сцен­ки при­об­ре­ло опре­де­лён­ную попу­ляр­ность в сети. Мно­гие обра­ти­ли вни­ма­ние, что, когда в 2009 году «DasISTfak‘t» пока­за­ли этот же скетч на Пер­вом кана­ле в рам­ках Пре­мьер-лиги КВН, он стал суще­ствен­но коро­че. В част­но­сти, исчез­ли назва­ния моло­дёж­ных орга­ни­за­ций (теперь про­сто «груп­па под­рост­ков») и упо­ми­на­ние само­го Дня народ­но­го единства.

Конеч­но, необя­за­тель­но участ­во­вать в народ­ных гуля­ни­ях и кон­цер­тах — мож­но про­ве­сти вре­мя дома, за празд­нич­ным сто­лом. В выпус­ке от 6 нояб­ря 2010 года попу­ляр­ной в нуле­вые пуб­ли­ци­сти­че­ско-юмо­ри­сти­че­ской про­грам­мы «Про­жек­тор­пе­ри­схи­л­тон» это попро­бо­ва­ли сде­лать её веду­щие и при­гла­шён­ные гости.

Застоль­ная бесе­да ожи­да­е­мо све­лась тому, как надо отме­чать празд­ник. И, так­же ожи­да­е­мо, к чему-то кон­струк­тив­но­му прий­ти не уда­лось — в луч­шем слу­чае полу­ча­лось об этом пошу­тить, в худ­шем про­ис­хо­ди­ло зашу­чи­ва­ние темы и посте­пен­ный уход от неё в весе­лье ради весе­лья — всё тот же выход­ной ради выходного:

— Надо дарить что-то, что бы объ­еди­ня­ло людей…

— Клей, наруч­ни­ки? Скотч можно. <…>

— Нас может объ­еди­нить любовь друг к другу…

— И баня. <…>

— Оче­редь, напри­мер, объ­еди­ня­ет людей.

— А оче­редь в баню?

— А оче­редь в баню — это вооб­ще вершина.

Сего­дня этот выпуск кажет­ся инте­рес­ным слеп­ком вре­ме­ни, собрав­шим неко­то­рые его важ­ные при­ме­ты. Полу­ча­ет­ся, уже в 2010 году вопрос «как отме­чать День народ­но­го един­ства?» был чем-то вро­де рито­ри­че­ско­го застоль­но­го софиз­ма, кото­рый обя­за­тель­но озву­чить, но подо­брать к нему уни­вер­саль­ный ответ — и невоз­мож­но и, в общем-то, не очень нужно.


Надо помнить историю, а единение — это важно

В 2015 году, во вре­мя выступ­ле­ния на фору­ме «Сооб­ще­ство», Вла­ди­мир Путин поде­лил­ся с собрав­ши­ми­ся, что, когда празд­ник толь­ко появил­ся, он тоже не пони­мал, зачем он нужен. Но потом осо­знал — для того, напри­мер, что­бы оста­но­вить­ся и подумать:

«…мно­гие в нашей стране, когда этот празд­ник вос­со­зда­ва­ли, и я в том чис­ле, тогда думал: „Это ещё что такое, это зачем? Что у нас, празд­ни­ков мало, что ли?“ <…> Теперь я отчёт­ли­во осо­знаю и пре­крас­но пони­маю, что такой празд­ник нам нужен. Пото­му что очень важ­но <…> оста­но­вить­ся раз в году, вспом­нить, что и когда с нами было, что и когда с нами про­ис­хо­ди­ло, что свя­за­но с наши­ми побе­да­ми и три­ум­фа­ми, а что с пора­же­ни­я­ми и трагедиями».

Раз­ви­вая свою мысль, Путин под­вёл к тому, что, чем боль­ше еди­не­ния, тем боль­ше побед, и что в осно­ве всех дея­ний долж­на лежать любовь к Родине. Таким обра­зом пре­зи­дент соста­вил фор­му­лу успе­ха: зна­ние исто­рии + един­ство + пат­ри­о­тизм = хоро­шо для Рос­сии. Понят­но, что, если хотя бы одно сла­га­е­мое убрать — урав­не­ние не полу­чит­ся. И есте­ствен­но, что внед­ре­ние этих сла­га­е­мых в мас­сы луч­ше все­го начи­нать с молодёжи.

Ко Дню народ­но­го един­ства 2016 года про­грам­ма «Вечер­ний Ургант» под­го­то­ви­ла экс­пе­ри­мент — спро­си­ли у школь­ни­ков об исто­рии празд­ни­ка. Отве­ты пред­ска­зу­е­мо вышли экстравагантными.

— Что это такое за праздник?

— Это когда все горо­да Рос­сии объ­еди­ни­лись и отво­е­ва­ли зем­лю от польцев.

— Горо­да­ми кто-то руко­во­дил? Были герои это­го праздника?

— Были. Михал­ков. И ещё какой-то… По-мое­му, Саша.

— Они участ­во­ва­ли в войне, что­бы спа­сти Моск­ву от африканцев.

— А в каком году афри­кан­цы напа­да­ли на Москву?

— В 2005 году.

Ниче­го уди­ви­тель­но­го в том, что млад­шие школь­ни­ки не могут тол­ком рас­ска­зать о Сму­те — ведь её изу­ча­ют в сред­ней шко­ле. Судя по все­му, дело было так: ребя­там дали инфор­ма­цию, они её зазуб­ри­ли и пере­ска­зы­ва­ют на каме­ру. Но даты и фак­ты для детей не напол­не­ны содер­жа­ни­ем — они не осмыс­ле­ны, а зауче­ны, как тарабарщина.

Полу­ча­ет­ся, пре­сло­ву­тое «моло­дёжь не зна­ет исто­рию» — это не сама про­бле­ма, а след­ствие того, что с дет­ства научи­ли зуб­рить, а не раз­мыш­лять. Не имея пред­став­ле­ния о том, кто такие поля­ки, лег­ко пре­вра­тить их в афри­кан­цев — какая раз­ни­ца, глав­ное, что не наши, а чужа­ки из-за границы.

Даль­ше — про единство:

— Что ска­за­ли Минин и Пожар­ский, что­бы объ­еди­нить всех?

— Граж­дане стра­ны, на нас напа­ли поля­ки, давай­те все объ­еди­ним­ся и созда­дим боль­шой полк, — на ходу импро­ви­зи­ру­ет маль­чу­ган нечто, напо­ми­на­ю­щее объ­яв­ле­ние на вокзале.

Каков вопрос — таков ответ. Разу­ме­ет­ся, без при­зы­вов не обой­тись, но сам по себе лозунг «надо быть еди­ным наро­дом» ниче­го не несёт. Что зна­чит надо? А как это­го добить­ся? Вряд ли веду­щий сам смог бы здесь отве­тить луч­ше ребён­ка. Начи­нать нуж­но не с того, что­бы запом­нить набор слов «объ­еди­ни­лись и побе­ди­ли», а с раз­мыш­ле­ний о том, что такое един­ство и как его достичь.

В общем, сто­ит поча­ще вспо­ми­нать хоро­ший совет пре­зи­ден­та про оста­но­вить­ся и поду­мать. Инфор­ма­ция без её осмыс­ле­ния не поз­во­ля­ет моз­гу её при­ме­нять. А зна­чит — не име­ет значения.


Можно делать необычные заявления и наряжаться патриотично

День народ­но­го един­ства 2018 года герон­то­лог Игнат Пен­кин выбрал для того, что­бы встре­тить­ся с жур­на­ли­ста­ми и при­звать к еди­не­нию для отка­за от пен­си­он­ных накоплений:

«Я как учё­ный-герон­то­лог ответ­ствен­но заяв­ляю: пен­сия для наро­да не нуж­на. Более того, она опас­на и вред­на. Для чело­ве­ка, кото­рый при­вык к дея­тель­но­сти пен­сия явля­ет­ся насто­я­щим стрес­сом. Он начи­на­ет болеть, дегра­ди­ро­вать, его жизнь ста­но­вит­ся коро­че. Поэто­му сего­дня, в День народ­но­го един­ства, я пред­ла­гаю всем нам объ­еди­нить­ся и отка­зать­ся от пен­сии раз и навсе­гда, что­бы жить дол­го и счастливо».

Прав­да, Игнат Пен­кин — не насто­я­щий учё­ный, а пер­со­наж эпи­зо­да «День народ­но­го един­ства» из сери­а­ла «След». Тем не менее, исполь­зо­вать празд­нич­ный день для того, что­бы тебя услы­ша­ли — хоро­шая идея. Но нуж­но быть гото­вым к ответ­ствен­но­сти за свои сло­ва: сра­зу после скан­даль­но­го выступ­ле­ния Пен­ки­на в поли­цию позво­нил ано­ним и сооб­щил, что герон­то­лог будет убит.

Види­мо, без­опас­нее не гово­рить, а петь, заод­но одев­шись по-празд­нич­но­му. В том же 2018 году орга­ни­за­ция «Пат­ри­от­ки РФ» выпу­сти­ла ко Дню народ­но­го един­ства музы­каль­ный клип. В нём три девуш­ки в обле­га­ю­щих пла­тьях — белом, синем и крас­ном — гуля­ют по Москве, водят хоро­во­ды с про­хо­жи­ми и соби­ра­ют их на Крас­ной пло­ща­ди, застав­ляя под­пе­вать пат­ри­о­ти­че­ской песне:

«Вме­сте мы раз­ви­ва­ем­ся, вме­сте мы под­ни­ма­ем­ся, вме­сте мы прав­да, вме­сте мы сила, вме­сте мы семья. Вме­сте нам не страш­ны вра­ги, вме­сте нас Бог убе­ре­ги, наше един­ство — гор­дость Рос­сии, вме­сте ты и я».

В интер­вью «Огонь­ку» (№ 18 от 18 апре­ля 2016 года) «Пат­ри­от­ки» рас­ска­за­ли о сво­их боль­ших пла­нах на медиа, в част­но­сти, о реа­ли­ти-шоу «Пере­до­вой отряд пат­ри­о­ток», и пона­де­я­лись, что ско­ро их позо­вут на Пер­вый канал. Пока ждут.


Он подходит, чтобы баюкать малышей

Уди­ви­тель­но, но День народ­но­го един­ства настоль­ко уни­вер­саль­ный празд­ник, что даже помо­га­ет поско­рее уснуть. По край­ней мере, так реши­ли созда­те­ли про­грам­мы «Спо­кой­ной ночи, малы­ши», в 2015 году сде­лав выпуск, посвя­щён­ный 4 нояб­ря. Мишут­ка и Кар­ку­ша бод­ро шпа­рят, под­гля­ды­вая в учеб­ник, не забы­вая ком­мен­ти­ро­вать про­чи­тан­ное эмо­ци­о­наль­ны­ми вздохами:

— Вста­вай, Колом­на, вста­вай, Костро­ма, вста­вай, Яро­славль. Я, Кузь­ма Минин, житель Ниж­не­го Нов­го­ро­да, при­зы­ваю вас, горо­да рус­ские, встать на защи­ту Роди­ны сво­ей всем миром. Ооооо!

— А тебя, вое­во­да Дмит­рий Пожар­ский, про­сим: встань во гла­ве вой­ска народ­но­го, защи­ти Москву.

— Во, как написано!

— Дааааа!

Неза­мет­но к зве­руш­кам под­кра­ды­ва­ет­ся певец Дмит­рий Мали­ков и про­дол­жа­ет рас­сказ, но уже по памя­ти. «Вы это зна­е­те?» — удив­ля­ет­ся Мишут­ка. «Конеч­но, нуж­но же знать свою исто­рию» — как ни в чём не быва­ло объ­яс­ня­ет Маликов.

Сле­ду­ю­щие пару минут ухо­дят на то, что­бы обсу­дить памят­ник Мини­ну и Пожар­ско­му, день­ги на кото­рый соби­ра­ли «всем миром». Затем мульт­фильм, поче­му-то «Фик­си­ки — серия о том, как писать сек­рет­ные пись­ма неви­ди­мы­ми чер­ни­ла­ми. Может быть, наме­ка­ли на то, что народ­ное един­ство — это тоже такая вещь, о кото­рой чужим нель­зя рас­ска­зы­вать, а толь­ко своим?


Жизнь без праздничной пустоты не нужна

О сакраль­ной роли празд­ни­ков как тако­вых напи­са­но и ска­за­но нема­ло. В ста­тье «Празд­ник» из энцик­ло­пе­дии «Мифы наро­дов мира» изда­тель­ства «Совет­ская энцик­ло­пе­дия» фило­лог Вик­тор Топо­ров отме­ча­ет важ­ность пусто­ты, «порож­не­сти» (отсю­да и сло­во «празд­ник») дней, не заня­тых дела­ми. Чело­век погру­жа­ет­ся в состо­я­ние, «когда вре­мя оста­нав­ли­ва­ет­ся, когда его нет» — здесь вновь мож­но вспом­нить пре­зи­дент­ский наказ делать оста­нов­ки для размышлений.

Широ­ко извест­на разо­шед­ша­я­ся на мемы цита­та Его­ра Лето­ва о празд­ни­ках из интер­вью после кон­цер­та груп­пы «Граж­дан­ская Обо­ро­на» в клу­бе «Б1» 26 мая 2007 года. По сооб­ра­же­ни­ям офи­ци­аль­ной мора­ли мы не можем при­кре­пить здесь ссыл­ку на видео, зато можем при­ве­сти рас­ши­рен­ный вари­ант цита­ты, «запи­кав» опас­ные места квад­рат­ны­ми скобками:

«…ради чего люди идут на смерть, поче­му они пры­га­ют с пара­шю­том, поче­му они идут в наём­ные сол­да­ты, в экс­тре­маль­ные точ­ки едут и так далее. Ради опре­де­лён­но­го празд­ни­ка. Ради празд­ни­ка с боль­шой бук­вы, экс­тре­маль­но-экзи­стен­ци­аль­но­го како­го-то, мисти­че­ско­го празд­ни­ка. Пото­му что, если празд­ни­ка нет, эта жизнь [нафиг] не нужна».

Сто­ит ли при­чис­лять День народ­но­го един­ства к обла­сти экзи­стен­ци­аль­но­го — вопрос откры­тый. Но даже если нель­зя, но хочет­ся, в ваших силах про­ве­сти 4 нояб­ря в инте­ре­су­ю­щем вас духе. В кон­це кон­цов, если день в кален­да­ре есть, надо же что-нибудь с ним делать.


Читай­те так­же «Судь­бы пер­во­го поко­ле­ния пост­со­вет­ских пре­зи­ден­тов».

Поделиться

4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Несмотря на то, что эту дату объявили праздничным и выходным днем еще в 2005 году, не все понимают ее значение для истории и граждан. Знать суть праздника очень важно, ведь именно он связывает различные эпохи российского государства между собой – от Смутного времени, когда судьба страны висела на волоске, до наших дней. 

В 2022 году День народного единства выпадает на пятницу. Этот день будет выходным, а предшествующий ему четверг, 3 ноября, – сокращенным рабочим днем.

Таким образом, россияне будут отдыхать с пятницы по воскресенье – с 4 по 6 ноября. Всего же в ноябре предстоит 21 рабочий и девять выходных дней.

Что произошло 4 ноября

Объявить 4 ноября Днем народного единства предложил Межрелигиозный совет России в сентябре 2004 года. Идею поддержал Комитет по труду и социальной политики Государственной Думы РФ, а также Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его словам, праздник должен напоминать о том, как сотни лет назад жители России перешагнули через взаимные распри, одолели общего врага и помогли установить мир. И действительно: под знаменами освободителей объединились все сословия страны. В многотысячное войско вступали русские, марийцы, чуваши, коми и представители других народов из пределов российского государства.

Почему этот день важен исторически

Интересы Руси и Польши сталкивались в Восточной Европе естественным образом. Державы соседствовали друг с другом на обширных территориях, а их войска регулярно пересекали пограничные линии. Поляки были живо заинтересованы в подчинении русских и распространении католичества на восток. Такой шанс представился под занавес XVI века.

После смерти в 1598 году последнего царя из Рюриковичей – Федора I Ивановича – престол занял боярин Борис Годунов. Большинство знати не признало его прав на трон, колебался и народ. Нестойким положением в Москве воспользовались самозванцы, друг за другом выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия – брата Федора I и естественного наследника. Первые «Лжедмитрии» нуждались в крепкой опоре, которую предоставила Речь Посполитая. В 1609-м король Сигизмунд III вторгся в пределы России и оккупировал огромные территории. Власть оказалась в руках бояр (Семибоярщина), чей совет присягнул сыну Сигизмунда, королевичу Владиславу. Москву наводнили поляки. Ответом на чужеземное вмешательство и варварское поведение оккупантов стало народное ополчение.

Кто такие Минин и Пожарский

В 1613 году царь Михаил Федорович Романов учредил День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году его сын – царь Алексей Михайлович – объявил эту дату церковно-государственным праздником. По его распоряжению День Казанской иконы Божией Матери начали отмечать не только летом, но и 22 октября (юлианский календарь). Празднование в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году сохраняется до наших дней. 4 ноября появилось с переходом на грегорианский календарь.

Советы попытались забыть религиозное торжество, имеющее отношение к «старой» истории. Его место занял День Октябрьской революции 7 ноября. В 1996 году 7 ноября переименовали в День примирения и согласия. Через восемь лет праздник был отменен в пользу Дня народного единства – самой важной даты последнего месяца осени.

Мероприятия в Москве на День народного единства в 2022 году

В 2022 году фестиваль, посвященный Дню народного единства, проходит в Москве со 2 по 4 ноября. Программу можно увидеть на Площади Революции, Манежной площади, Школьной улице, Площади Славы, Профсоюзной улице, Ореховом бульваре, Матвеевской улице, Бульваре Дмитрия Донского. Вход на любую площадку фестиваля бесплатный. Москвичи и гости столицы смогут посетить различные мастер-классы, посвященные кухням различных регионов России, посмотреть театрализованные представления, выставки, ледовый спектакль, цирковое шоу, концерты, посетить экскурсии и поучаствовать в играх. 

Кроме того, с 4 по 6 ноября на ВДНХ пройдет патриотический фестиваль «День народного единства», а также «Дни регионов Дальнего Востока в Москве – 2022», где посетителям расскажут о туристических, гастрономических, культурных и экономических программах.

Традиционная акция «Ночь искусств» состоится 4 ноября и будет посвящена Году культурного наследия народов России. В учреждениях культуры пройдет более 200 кинопоказов, концертов и театральных постановок, большинство из них бесплатные.

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

https://ria.ru/20221104/prazdnik-1828595472.html

День народного единства в России

День народного единства в России — РИА Новости, 04.11.2022

День народного единства в России

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в… РИА Новости, 04.11.2022

2022-11-04T04:07

2022-11-04T04:07

2022-11-04T04:07

справки

день народного единства в россии

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757553479_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_751786c5ff8cef8f241c960a330c7718.jpg

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 29 декабря 2004 года (после внесения изменений от 21 июля 2005 года закон стал наименоваться «О днях воинской славы и памятных датах России»). Новый государственный праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России, впервые отметили 4 ноября 2005 года. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Он назван эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Страну поразили повсеместные грабежи, разбой, воровство и повальное пьянство. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Ермоген (Гермоген) призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому объявили принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Сам Минин отдал на нужды ополчения не только все свои сбережения, но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. По предложению Кузьмы Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более десять тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы. С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания. Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В феврале 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета, двоюродного брата царя Ивана Грозного), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святую икону, бывшую в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесли в новоустроенный храм, где она хранилась почти 300 лет. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю). В День народного единства по всей территории России проводятся акции, шествия и праздничные мероприятия. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/03/1757553479_0:0:1773:1330_1920x0_80_0_0_53f8e7cb03c7385d11e9761ca1e3688a.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, день народного единства в россии, россия

Справки, День народного единства в России, Россия

День народного единства — государственный праздник, который ежегодно отмечается в России 4 ноября. Он был учрежден Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» от 29 декабря 2004 года (после внесения изменений от 21 июля 2005 года закон стал наименоваться «О днях воинской славы и памятных датах России»).

Новый государственный праздник, установленный по инициативе Межрелигиозного совета России, впервые отметили 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы (Козьмы) Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых. Он назван эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.

Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Страну поразили повсеместные грабежи, разбой, воровство и повальное пьянство.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого Московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Ермоген (Гермоген) призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.

Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.

Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве в марте 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин, обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому объявили принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. Сам Минин отдал на нужды ополчения не только все свои сбережения, но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены.

По предложению Кузьмы Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Он не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более десять тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора.

В феврале 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета, двоюродного брата царя Ивана Грозного), первого русского царя из династии Романовых.

Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святую икону, бывшую в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесли в новоустроенный храм, где она хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года.

В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

В День народного единства по всей территории России проводятся акции, шествия и праздничные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

С ноябрьскими праздниками у многих из нас в голове сплошная путаница. Что вполне объяснимо: десятилетиями народ ходил на парады 7 ноября. Потом День Октябрьской революции сделали просто памятной датой и переименовали в День примирения и согласия. А потом в России ввели еще один праздник — День народного единства. Он отмечается 4 ноября, в 2023 году считается нерабочим днем, и именно о нем пойдет речь ниже.

Что мы отмечаем в День народного единства 2023

Попытки сделать этот день праздничным предпринимались еще в 1649 году. Почти пятьсот лет назад! Тогда царь Алексей Михайлович объявил 22 октября (4 ноября по новому стилю) — День Казанской иконы Божией Матери — государственным праздником. В народе жила уверенность, что победа в 1612 году (о ней расскажем ниже) была одержана именно благодаря этой иконе.

Однако после революции 1917 года традиция отмечать праздник пресеклась.

И только в декабре 2004 года Госдума приняла поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства. Государственный выходной день с 7-го ноября перенесли на 4-е.

История праздника День народного единства

Все началось со смутных лет начала XVII века. После смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Но потомков он не оставил, и династия Рюриковичей прервалась.

Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Федора. В народе стали поговаривать, что он, может быть, вовсе и не умер… С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.

На русском престоле началась настоящая чехарда. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики.

Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал народ встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. В стране возникло ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Им удалось собрать войско невиданных размеров, в состав которого входили представители всех сословий и народностей, проживавших на территории России (то самое народное единство, которое мы отмечаем 4 ноября).

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери ополченцы 22 октября взяли штурмом Китай-город и изгнали поляков из Москвы. После этого Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России.

Традиции и мероприятия в День народного единства

В 2005 году в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому. Эта скульптурная группа является уменьшенной копией такого же памятника, что расположен и на Красной площади в Москве. С тех пор все основные мероприятия в День народного единства проходят у двух этих памятников.

Кроме того, во многих городах России в этот день проводятся праздничные концерты, представления, благотворительные акции, спортивные мероприятия, шествия и митинги, организованные различными политическими партиями и общественными движениями.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября праздник значение праздника
  • 4 ноября праздник зачем отмечают
  • 4 ноября праздник запрет на продажу алкоголя
  • 4 ноября праздник древних славян
  • 4 ноября праздник детям коротко