4 ноября смутное время значение праздника

Праздник учредили в 2005 году, с этого момента он является официальным выходным. Однако многие россияне до сих пор не знают, что именно отмечают 4 ноября

День народного единства отмечается в России 4 ноября.
Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным
выходным, до сих пор не знают, что празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и
казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы.
Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который
мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран
Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и
дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила
Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился
к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для
этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он
сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

картина «Минин и Пожарский»

Фото: Михаил Скотти. Картина «Минин и Пожарский»

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского,
который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин
стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и
ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое
ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако
еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции
правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические
шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя
переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя
Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов,
однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод,
народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила
внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I,
выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова
Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя
убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий
заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский
король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского
государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать
день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и
России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была
прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного
ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Фото: собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Diego Delso / CC BY-SA 4.0

Однако праздник был церковный, после распада Российской
империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день
Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали
в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил
сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства.
Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе
— дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и
выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину
Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в
истории страны монументом народным героям. Также на Красной площади стоит собор
Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших
столицу от поляков.

30.10.2012 17:58

Примерное время чтения: 10 минут

2535

Большинству жителей России история Смутного времени в общих чертах так или иначе известна, и нет смысла пересказывать написанное в учебниках. Однако события этого периода не так однозначны. В этой статье мы попытаемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы по данной проблематике, отделив мифотворчество от реальности.

Итак, каковы же истоки праздника? 26 октября 1612 года (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона польских интервентов под влиянием сил Второго народного ополчения капитулировало, выпустив из Кремля московских бояр. Но тогда почему мы отмечаем праздник 4 ноября, а не 5? Дело в том, что в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери — 22 октября (4 ноября по григорианскому календарю) — был объявлен государственным праздником (князь Пожарский в тот день вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери). Этот праздник отмечался в России в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. То есть современным правительством было решено совместить светский и религиозный праздники воедино.

Системный кризис власти и голод

Смута, или лихолетье, чему положил начало системный кризис власти. Вообще зарождение российских смут, как правило, возникает в горниле власти, что характерно для любого периода. Например, пресечение династии в истории монархической России зачастую выливалось в большие народные беды, хотя подобные явления в других странах обходятся без особых потрясений. Чем же мы особенны? Дело в том, что в России начала XVI века восторжествовала концепция теократического абсолютизма, цезарепапизма. Это привело в целом к чрезмерной сакрализации царской власти, легализовав, в частности, маниакальное самоуправство и террор Ивана IV Грозного. Следствием этого и стал пресловутый династический кризис. Другими словами, кандидаты на престол не из «корня помазанника Божьего», то есть не из рода Ивана IV, в глазах народа были не правомочны. Что и открыло дорогу новому для России явлению — самозванству.

Имелись и другие причины. Три года (1601-1603) были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям, причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. Разразился страшный голод, жертвами которого стали до полумиллиона человек. В хлебные спекуляции пустились едва ли не все земельные собственники, включая духовенство. Приказной люд, открыв по указу Бориса Годунова (фактически правящего после смерти Грозного, в том числе за спиной болезненного наследника Федора Иоанновича) для бесплатной раздачи хлеба царские житницы, превратил их в источник бессовестной наживы. Таким образом, эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос…

Все историки согласны с тем, что в появлении самозванца Лжедмитрия I главная роль принадлежала московскому боярству. Кстати, в связи с появлением слухов о самозванце началась опала, постигшая бояр, — сначала Бельского, а затем и Захарьевых-Юрьевых (Романовых). Эти подозрения не были беспочвенными. Так, согласно «розыску» царя Василия Шуйского, Юрий Отрепьев — будущий Лжедмитрий находился в услужении у бояр Романовых.

Приоткрывая завесы тайн

Чтобы ответить на этот вопрос, выясним, какие на сей счет существуют источники. Итак, первый русский историк Василий Никитич Татищев при написании глав, касающихся Смутного времени, в своей «Истории Российской» (изд. 1768-69 гг.), по мнению современных исследователей, использовал лишь «Сказание Авраамия Палицына». Не существует никаких других русских источников для того периода, которые излагали бы хоть сколько-нибудь отличную точку зрения и сообщали новые факты. «Сказание» явно ставит своей целью преподнести династию Романовых в наилучшем виде. Патриарх Филарет целенаправленно изображается как бескомпромиссный борец с польско-литовскими оккупантами. Однако существуют серьезные противоречия: оценка событий делается в благоприятном для Романовых ключе, но сами-то события показывают несколько иную ситуацию. Судите сами: современные историки сообщают, что Ростовский митрополит Филарет (отец будущего самодержца) «как только отряды Лжедмитрия II подошли к Ростову, вместе с воеводой Третьяком Сеитовым организовали оборону города и даже вылазку против поляков, возглавляемых Сапегой». А как Филарет Романов стал митрополитом Ростовским? А вот как: Ростовским митрополитом его сделал Лжедмитрий I. Объясняется это тем, что Филарет был в опале при Борисе Годунове.

Далее Ростовский митрополит встал на борьбу с польским ставленником — Лжедмитрием ІІ. Правда, несколько неудачно. «Силы были неравными, ростовчане потерпели поражение. Филарета повезли на расправу к тушинскому вору». Выходит, у Лжедмитрия ІІ были все основания рассчитаться с Филаретом. Расправа, впрочем, была оригинальнейшей: Лжедмитрий ІІ объявил митрополита Филарета теперь уже Патриархом Московским и всея Руси… Что же касается Михаила, то он действительно был в Кремле во время его осады со своим дядюшкой боярином Иваном Никитичем по прозвищу Каша. Этот человек известен также тем, что вместе с другими московскими боярами в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года впустил иноземцев в Москву и возглавил процесс приведения москвичей к присяге польскому королевичу Владиславу. Вместе с ним и поляками сидел в осажденном Кремле будущий царь — Михаил. Подчеркнем: это был подросток. Поэтому вменять ему что-то в вину некорректно в силу его возраста.

Кроме польского королевича, существовали и другие претенденты на престол.

Отделившийся в это время (по воле оказавшегося там шведского гарнизона) Господин Великий Новгород отправлял делегацию, приглашая на престол Российского государства шведского королевича. Любопытна мотивация челобитчиков: они указывали на Рюрика как на исторический прообраз приглашения шведского кронпринца на русский престол. Также известно, что велись переговоры о кандидатуре из самого именитого императорского дома Европы — Габсбургов.

Поистине народное ополчение

Вообще-то, во главе ополчения стояли три человека, а не два, как принято считать. Памятник на Красной площади должны были бы украшать три фигуры, а не две. Так как активным участником тех событий был еще один человек князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой.

Во Втором ополчении Минина и Пожарского были русские, татары, мордва, чуваши. Поляки тоже там были — ротмистр Хмелевский со своими сотнями перешел на сторону ополчения и боролся с интервентами. И здесь есть нюанс: большинство иноземцев, находившихся в столице, были немецкими наемниками. Кстати, для людей XVII века слово «литовец» было гораздо понятней, чем «поляк»; «поляк» это уже наслоение XVIII — XIX веков.

Россия, образно говоря, в тот момент была недалека от учреждения народного представительства, с которого могло бы начаться развитие демократических институтов. Имеются в виду переговоры противников Василия Шуйского во главе с Михаилом Салтыковым с делегацией короля Сигизмунда и договор, подписанный ими 4 февраля 1610 года. Согласно документу Земскому собору придавался статус Учредительного собрания. Известный историк В.О. Ключевский оценил этот договор как «закон о конституционной монархии». 17 августа того же года бояре подписали другой договор, где этих положений уже не было. Удивительно, впрочем, другое: как после долгого ордынского и самодержавного владычества, после террора Грозного, искоренявшего любое проявление самодеятельности и инициативы, в низах не исчезла мысль о соучастии в управлении страной. Страна была спасена простыми людьми, что сумели объединиться, изыскать средства, создать правительство и войско, пресечь распри. Правда, эта дремавшая до сих пор народная сила, сделав дело, скоро и безропотно отошла в сторону, довольствуясь поддержкой новой власти. Почему так случилось — вопрос другой, и ответ на него следует искать в особенностях массового сознания.

Почему на престол не избрали Рюриковичей?

Разберемся прежде в том, кем были предшественники Михаила Федоровича Романова с точки зрения генеалогии. Борис Федорович Годунов не имел к Рюриковичам никакого отношения, и его попадание на трон, как там ситуацию не рассматривай, — политическая интрига. А вот Василий Иванович Шуйский был природный Рюрикович и, судя по всему, едва ли не единственный прямой представитель потомков Рюрика. Однако это, как известно, не избавило страну от Смуты. Были, конечно, и другие Рюриковичи. Однако при существующем на тот момент политическом раскладе нужна была фигура компромиссная, коей являлся Михаил Федорович Романов, дальний родственник Ивана IV, не запятнанный предательством.

В Троице-Сергиевом монастыре (что выдержал длительную осаду) игуменом в это время был архимандрит Дионисий. Под его руководством монахи рассылали грамоты, призывая народ подниматься на борьбу с захватчиками. Такие же грамоты рассылал и патриарх Гермоген. Между прочим, он прежде приводил москвичей к присяге польскому королевичу Владиславу, но после известия о том, что претендент на престол не собирается переходить в православие, патриарх изменил свою позицию. Вследствие этого был арестован и умер в заточении. Однако одна грамота патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина-Сухорукова…

История гражданского сознания

После изгнания интервентов при правительстве Михаила Романова Минин получил чин думного дворянина, но вскоре умер (1616 г.). Пожарский еще почти тридцать лет честно служил русскому государству, участвовал в сражениях и походах, но первенствующей роли уже больше никогда не играл и высоких постов не занимал…

В центре Москвы на Красной площади стоит известный каждому памятник работы Ивана Петровича Мартоса, сооруженный в 1818 году на народные средства. На постаменте высечена надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Памятник вновь и вновь напоминает нам о грозных событиях 1611 — 1612 гг., о великом подвиге народа, поднявшегося в едином порыве против врагов и отстоявшего свою независимость.

Для нас с вами история Смутного времени — это прежде всего история о том, как власть имущие страну предали, подвергнув опустошению. А народ, граждане ее спасли и сохранили. Это история о гражданском сознании, великой ответственности и любви к Отечеству. А еще о том, что политика перестает быть делом злодейств и подлости только тогда, когда в ней начинают участвовать граждане.

Смотрите также:

  • Такие разные Деды Морозы: кто приносит подарки детям разных стран →
  • День Рождения Деда Мороза. Что дарят волшебному старику в России? →
  • Санкции на морозы. В Оренбург все же придет зимняя погода →

Также вам может быть интересно

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. 

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День народного единства России Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Фото: andriano_cz, по лицензии depositphotos.com)

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября, начиная с 2005 года. Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Надо сказать, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником в России. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

В этот день по всей стране проходят праздничные гуляния, концерты, представления и спортивные мероприятия. В преддверии праздника организуются различные просветительские и культурно-образовательные акции. В российских городах политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и благотворительные акции. Главные мероприятия, посвященные Дню народного единства, проходят в сердце праздника — Нижнем Новгороде, и на Красной площади в Москве.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «4 ноября — День народного единства России»

4 ноября – памятная дата отечественной истории. В этот день 406 лет назад, 24 октября 1612 года (по старому стилю), русское ополчение под предводительством нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского после штурма Китай-города вынудило польских интервентов, запершихся в Московском кремле, сдаться.

Поворотная точка в истории

Россия встречала XVII век в тяжелое для нее время. Война с Речью Посполитой шла неудачно, стихийные бедствия и неурожаи влекли за собой голод и обнищание крестьян, кризис безвластия (или, лучше сказать, бескомпромиссной и кровавой борьбы за власть) затронул все слои российского общества. Не зря этот период в нашей истории получил название «Смутное время». Воспользовавшись ситуацией, польские интервенты смогли нанести тяжелый удар нашей стране.

Больше десяти лет не утихали войны и конфликты внутри страны при участии иностранных захватчиков и при постоянных татарских набегах на русские земли. Только собравшееся в Нижнем Новгороде знаменитое Второе народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогло положить конец польской интервенции. Это был действительно поворотный момент в отечественной истории. Ополчение носило всенародный характер, в его состав входили представители всех сословий, существовавших тогда в России. В честь победы и освобождения Москвы был заложен храм Казанской иконы Божией Матери.

День народного единства

Первый день народного единства

После освобождения Москвы был созван Земский собор для избрания нового царя. В нем принимали участие и крестьяне, и дворяне, и представители всех возможных сословий. Съехались представители всех городов России. Многие историки характеризуют Земский собор 1613 года как поистине всенародное и примиряющее всех жителей страны событие. 7 февраля 1613 года (по старому стилю) царем был избран Михаил Федорович Романов, основавший новую царскую династию России. Его указом день 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал праздником иконы Казанской Божией Матери и отмечался как день избавления России и Москвы от поляков в 1612 году вплоть до Октябрьской революции.

День народного единства

Мы едины!

В советский период по объективным причинам празднование дня 4 ноября прекратилось. В 2005 году по инициативе Государственной Думы ФС РФ прошли праздничные мероприятия в честь Дня народного единства. Такое название получил возрожденный праздник, призванный напомнить гражданам России о великих подвигах их предков. 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому, точно повторяющий памятник на Красной площади Москвы, открытый в 1818 году. Мимо этого памятника 7 ноября 1941 года проходили воины Красной армии, защищавшие Москву. Примером Минина и Пожарского вдохновлялись советские солдаты, шедшие на защиту столицы.

С каждым годом праздничные мероприятия приобретают все больший размах. Под эгидой Российского военно-исторического общества к 4 ноября 2016 года был открыт памятник великому князю Киевскому Владимиру на Боровицкой площади в Москве. На церемонии открытия присутствовал Президент России Владимир Путин и другие первые лица государства. А напротив памятника, на фасаде одного из зданий на Боровицкой площади, располагается большое настенное граффити, посвященное героям Второго народного ополчения Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, созданное РВИО. Проводятся встречи, митинги и другие официальные праздничные мероприятия, которые носят не политический, а исключительно общественный и социальный характер.

День народного единства

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков отмечает: «Я думаю, что с каждым годом День народного единства становится все более важным, значимым праздником для россиян. Почему это происходит? Во-первых, все больше людей проникаются у нас сознанием того, что государственность, государственная власть, сильное государство, государство, которое заботится о своих гражданах, чрезвычайно необходимо. Смута, которая была у нас в начале XVII века, фактически разрушила все основы государства и государственности, кинула страну на край пропасти. На повестке дня стояло даже не просто выживание государства, а выживание народа. Народные силы, народное единство, национальное единство позволили тогда избежать катастрофы и привести страну в конце концов в русло развития».

Память о том, как весь народ России смог объединиться, чтобы спасти Родину, отстоять свою свободу и независимость, должна существовать. 4 ноября мы отмечаем веру в то, что мы остаемся единым народом, который сможет преодолеть любые трудности и, объединившись, пройти любые испытания!

День народного единства

https://sputnik-ossetia.ru/20221103/den-narodnogo-edinstva-2022-istoriya-i-znachenie-prazdnika-19754114.html

День народного единства 2022: история и значение праздника

День народного единства 2022: история и значение праздника

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября. 03.11.2022, Sputnik Южная Осетия

2022-11-03T20:18+0300

2022-11-03T20:18+0300

2022-11-03T20:18+0300

справки

этот день в истории

россия

общество

праздники

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/0b/03/19754263_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_63b2950394c428275eed2c001bc5c774.jpg

Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.История Дня народного единства День народного единства относится к церковно-государственным праздникам. Несмотря на то, что официально он был установлен только в 2004 году, корни этого памятного дня уходят в позднее средневековье.Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры, и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин.С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.Именно этой решающей для Руси дате и посвящен День народного единства, который сквозь века напоминает о том, что любой враг бессилен перед силой и единством народа. И только в 2004 году Госдума обновила закон «о победных днях России» новым праздником — Днем народного единства.Как отмечают День народного единстваНачало ноября для работающих и учащихся россиян получается удачное – по случаю Дня народного единства, который выпадает на конец недели, жители России смогут отдохнуть три дня подряд – 4, 5 и 6 ноября. Времени достаточно, чтобы подзарядиться к началу рабочей недели и даже совершить небольшую поездку.В День народного единства в разных городах страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия, концерты, благотворительные акции, народные гуляния, спортивные мероприятия и так далее.Значение Дня народного единстваНекоторые исследователи настаивают, что в современной России не полностью понимают смысл праздника. Для многих — это просто очередной красный день в календаре. Однако мало кто догадывается, что история Дня народного единства позволяет ставить его в один ряд с 9 Мая. Ведь тогда, в 1612 году, страна находилась в таком же хаосе и смертельной опасности, угрожавшей самому существованию страны.И в очередной раз, общими усилиями и благодаря невероятному патриотизму и народному единству, враг был уничтожен. Сегодня, в стремительно меняющемся мире, раздираемом войнами и глобальным терроризмом, как никогда важно вспоминать о важности и силе единства народа перед лицом общенациональной угрозы.

россия

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2022

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_OS

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/0b/03/19754263_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_6058716a98b37377564e277ab184c32b.jpg

Sputnik Южная Осетия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

справки, этот день в истории, россия, общество, праздники

справки, этот день в истории, россия, общество, праздники

Подписаться на

НовостиTelegram

День воинской славы России — День народного единства отмечается ежегодно 4 ноября.

Этот государственный праздник установлен в честь важного события в российской истории — освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери.

История Дня народного единства

День народного единства относится к церковно-государственным праздникам. Несмотря на то, что официально он был установлен только в 2004 году, корни этого памятного дня уходят в позднее средневековье.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени на Руси — периода со смерти царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русский престол взошел первый из династии Романовых.

Смутное время — эпоха глубокого кризиса Московского государства, когда единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для страны время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Родины, своей веры, и изгнать польских захватчиков. Русские люди подхватили призыв, и вскоре началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы. Народное ополчение возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона стала предметом особого почитания.

Именно этой решающей для Руси дате и посвящен День народного единства, который сквозь века напоминает о том, что любой враг бессилен перед силой и единством народа. И только в 2004 году Госдума обновила закон «о победных днях России» новым праздником — Днем народного единства.

Как отмечают День народного единства

Начало ноября для работающих и учащихся россиян получается удачное – по случаю Дня народного единства, который выпадает на конец недели, жители России смогут отдохнуть три дня подряд – 4, 5 и 6 ноября. Времени достаточно, чтобы подзарядиться к началу рабочей недели и даже совершить небольшую поездку.

В День народного единства в разных городах страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия, концерты, благотворительные акции, народные гуляния, спортивные мероприятия и так далее.

Значение Дня народного единства

Некоторые исследователи настаивают, что в современной России не полностью понимают смысл праздника. Для многих — это просто очередной красный день в календаре. Однако мало кто догадывается, что история Дня народного единства позволяет ставить его в один ряд с 9 Мая. Ведь тогда, в 1612 году, страна находилась в таком же хаосе и смертельной опасности, угрожавшей самому существованию страны.

И в очередной раз, общими усилиями и благодаря невероятному патриотизму и народному единству, враг был уничтожен. Сегодня, в стремительно меняющемся мире, раздираемом войнами и глобальным терроризмом, как никогда важно вспоминать о важности и силе единства народа перед лицом общенациональной угрозы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября праздник изначально
  • 4 ноября религия праздник религия
  • 4 ноября религиозный праздник открытки
  • 4 ноября про праздник кратко
  • 4 ноября праздник справка