4 ноября фальшивый праздник

4 ноября, в соответствии с официальным календарём, в России отмечается День народного единства. Поводом для этого праздника, по сути, так и не ставшего праздником, стал весьма сомнительный исторически...

4 ноября, в соответствии с официальным календарём, в России отмечается День народного единства. Поводом для этого праздника, по сути, так и не ставшего праздником, стал весьма сомнительный исторический факт. Считается, что в этот день в 1612 году воины Второго народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Взяли — и остановились перед стенами Кремля, в котором всё ещё сидели интервенты: поляки и литовцы. Надо ли пояснять, что в те годы именно крепость, детинец — Кремль — считалась основой города и символом государственной власти?

Подмена даты

Постараемся разобраться в хитросплетениях давней войны, которую А.С. Пушкин назвал «спором славян между собою».

Во-первых, взятие китайгородских укреплений не было решающим событием той кампании. Гораздо более важным мы вправе считать победное сражение русских ополченцев с войском гетмана Ходкевича в августе 1612 года. Именно после того разгрома самых боеспособных польских сил разгром московского гарнизона интервентов был предрешён. Всё зависело только от запасов еды и оружия у тех, кто заперся за стенами Китай-города и Кремля. Вот когда нужно вспоминать о русской боевой славе, о подвигах Минина и Пожарского — в августе.

Или — если вспоминать всё-таки ноябрь — день капитуляции интервентов, когда они покинули Кремль и Москву, а русские ополченцы во главе с Пожарским триумфально вошли в кремлёвские ворота. Эти знаменательные события произошли 5—7 ноября по новому стилю. А 11 (1 по старому стилю) ноября победу отпраздновали торжественным крестным ходом из Успенского собора.

В царские времена окончание Смуты связывали с избранием нового царя — Михаила Романова — через полгода после этих событий, 21 февраля 1613 года. А до этого Москве и Руси пришлось пережить ещё несколько неспокойных и кровопролитных месяцев…

А с 4 ноября депутаты-«единороссы» и жириновцы, голосовавшие за новый праздник в декабре 2004 года, вообще внесли в исторический календарь форменную путаницу. Дело в том, что 4 ноября 1612 года по старому стилю в Москве вообще было затишье. Русские воины отбили одну незначительную атаку интервентов — и всё. А как же взятие Китай-города? Оно было, но случилось на несколько дней раньше: 22 октября по старому стилю, или 1 ноября — по новому. Вот когда можно говорить об освобождении Китай-города. Не разобравшись в соотнесении Юлианского и Григорианского календарей, депутаты и разработчики праздника в 2004 году просто пошли на подмену исторической даты.

Впрочем, в летописи рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Описание августовского сражения с Ходкевичем изложено на 71 строке, а капитуляция поляков и вступление русского воинства в Кремль — на 17. Чувствуете разницу? Аргумент в пользу мифического 4 ноября один: этот день близок к 7 ноября, но в то же время не совпадает с ним. Остальное — натяжка и демагогия, в которой идеологи и журналисты, близкие к нынешней власти, давно побили все рекорды. Одновременно с учреждением нового праздника в декабре 2004 года был официально упразднён другой красный день календаря — 7 ноября.

В этом и была главная задача «реформаторов» нашего исторического календаря. Им было необходимо уничтожить праздник, связанный с освобождением труда, с первой в мире пролетарской революцией, которая была ярчайшим прорывом к справедливому обществу — без эксплуататоров и «владельцев заводов, газет, пароходов». Как далеки их интересы от истинных интересов страны…

Таким образом, считать 4 ноября неким «днём окончания Смутного времени» нельзя. Этот день не ознаменован никакими победами, никакими памятными политическими решениями. Говорить об обратном — просто историческая безграмотность.

В СССР, конечно, никто таких ошибок не совершал и фальшивых праздников не отмечали. Но подвиг русских ополченцев не принижали, не забывали о нём. На параде 7 ноября 1941 года Иосиф Сталин с трибуны Мавзолея сказал бойцам, уходившим защищать Москву: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!»

Увы, в последние годы эту историческую фразу всё чаще цитируют в обрезанном виде, без упоминания Ленина… В учебниках истории убедительно говорилось о всенародной победе над польскими интервентами. Мы отдавали должное честности и мужеству князя Пожарского и патриотизму гражданина Минина. В советские времена, ещё до Великой Отечественной, Всеволод Пудовкин создал замечательный фильм «Минин и Пожарский» — фильм, проникнутый искренним народным патриотизмом. Этот фильм остаётся непревзойдённым в своём жанре, и мы до сих пор представляем этих героев именно такими, какими представили их артисты Борис Ливанов и Александр Ханов.

Иллюзорное единство

Праздник называется красиво: День народного единства. Но разве может стать по-настоящему народным праздник, который замышляли исключительно «в пику» Дню Великого Октября? Он таковым и не стал, как и другой праздник, учреждённый в последние годы, — 12 июня, пресловутый «день России».

Само понятие «народное единство» для нашего «дикого капитализма», да и для любого капиталистического общества — фикция чистой воды. Мы видим, что сегодня и в США, и в Европе, и на осколках великого Советского Союза постоянно провоцируются межнациональные и межрелигиозные конфликты, о которых и помыслить нельзя было в советские времена, в особенности — до разрушительной горбачёвской «перестройки». Эти конфликты выгодны правящей, в особенности финансовой, элите — и поэтому конца им не будет. Как выгоден им и чудовищный контраст между «успешным» меньшинством — хозяевами жизни — и бесправным большинством. А ведь это большинство — лучшие люди страны. Рабочие, инженеры, хлеборобы, учителя, врачи, учёные… Ощущают ли эти люди единство с миллиардерами, захватившими народное богатство, которое создавалось десятилетиями?

И вот прошло 15 лет после первого официального празднования 4 ноября — Дня народного единства. За это время обанкротился не только «наш капитализм», основанный на нефтегазовых сверхдоходах кучки олигархов и чиновников. Обанкротился и праздник.

Не знаю ни одной семьи, в которой его бы отмечали, в которой в этот день поднимались бы тосты за народ, за Россию. Всё это — фикция, фальшь, которую можно увидеть только на телеэкране, как в кривом зеркале. Этот праздник демонстрирует острейший разлад между государством и народом. Когда ценности первых лиц государства так резко отличаются от ценностей народного большинства — это чревато опасными последствиями.

Даже сегодня если у России и остались союзники в мире, то это люди, полюбившие Советский Союз, восхищавшиеся ленинским прорывом, стихами Владимира Маяковского, прозрениями Максима Горького. Это люди, которые осознают величие подвига Красной Армии в борьбе с «коричневой чумой» — от первой битвы с фашизмом, которая состоялась в Испании, до взятия Берлина, разгрома японской Квантунской армии и освобождения Китая.

Нельзя не вспомнить и преодоление послевоенной разрухи, и покорение космоса… Вот когда народ действительно был единым. Вот когда не было обездоленных. Вот за что в мире до сих пор уважают Россию, а не за художества последнего тридцатилетия. Нынешняя власть упорно старается не замечать этого. Не потому ли российская дипломатия в последние годы по существу оказалась в положении цугцванга, когда любой шаг приносит потери.

Не перечеркнуть революцию

К революции у нас сегодня на государственном уровне относятся по-страусиному. Прячут голову в песок, стараясь не увидеть её мощи, её великих последствий и для нашей страны, и для всего мира. Как вирус, вбрасывается в общество совершенно необоснованная идея: «Любая революция есть зло, допустим только эволюционный путь развития». Какое невежество! Да если бы не революции в науке — мы не получили бы ни антибиотиков, ни полётов в космос, ни тех же исполинских нефтепроводов, по которым российское сырьё идёт в Европу. Эволюционным путём этих достижений пришлось бы ждать ещё лет двести.

Эта логика применима и для общественной, и для государственной жизни. Каждый историк помнит, с чего начинается классическая «История Рима» Тита Ливия. С революции! Со свержения царского режима и утверждения республики. И никакая не эволюция, а именно революционный порыв превратил Рим в величайшую державу древности.

А нашему народу Октябрь 1917 года принёс свет электростанций и свет просвещения, ликвидацию безграмотности и сословных привилегий, развитие науки и искусства. Чтобы познать все грани этой великой исторической вехи — необходимы века! И от такого праздника наше государство отказалось… Государство, но не народ.

«Перевоспитать» историческое прошлое не удастся. Фальшь «дня народного единства» очевидна не только для профессиональных историков. Она видна всем. И для большинства из нас 4 ноября — вовсе никакой не праздник, а преддверие Великого Октября. Такова логика истории. И её невозможно изменить никакими директивами.

День народного единства отмечается в России 4 ноября.
Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным
выходным, до сих пор не знают, что празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и
казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы.
Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который
мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран
Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и
дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила
Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился
к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для
этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он
сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

картина «Минин и Пожарский»

Фото: Михаил Скотти. Картина «Минин и Пожарский»

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского,
который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин
стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и
ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое
ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако
еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции
правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические
шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя
переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя
Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов,
однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод,
народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила
внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I,
выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова
Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя
убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий
заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский
король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского
государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать
день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и
России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была
прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного
ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Фото: собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Diego Delso / CC BY-SA 4.0

Однако праздник был церковный, после распада Российской
империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день
Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали
в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил
сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства.
Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе
— дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и
выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину
Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в
истории страны монументом народным героям. Также на Красной площади стоит собор
Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших
столицу от поляков.

4 ноября Россия отмечает День народного единства — праздник, посвященный освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 году. Де-факто его миссия — нейтрализация 7 ноября, «красного дня» торжеств Октябрьской революции 1917 года. О подоплеке и особенностях праздника рассказывает депутат Госдумы от КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.

— Как и все новоделы, праздник не понятный: он не имеет реального отношения ни к истории, ни к победам нашей страны. Дата 4 ноября приурочена к Дню Казанской иконы Божией Матери — и это любимый народом праздник.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым взяли штурмом Китай-город и изгнали из Москвы польских захватчиков. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания и освящала монархическую идею. Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен церковно-государственным праздником в России. Но сейчас-то какая монархическая идея?!

И что такое День народного единства в нынешнем конкретном смысле? Сама дата к истории не имеет отношения, потому что Москву освободили от польских интервентов и «Семибоярщины» 7 ноября. Поэтому если делать кальку, то

Подлинный День народного единства — 7 ноября! Потому что и Москву, на самом деле, освободили от польских интервентов и «Семибоярщины» именно 7 ноября! Кстати, до 2005 года единороссы и власть предержащие 7 ноября исправно ходили и возлагали цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Москве, а коммунисты торжественно отмечали День Великой Октябрьской социалистической революции. Все проходило мирно, дружно, торжественно. Потом демиург современной демократии господин Сурков решил развести эти два праздника.

«СП»: — Нынешний праздник увязывают с окончанием Смутного времени на Руси в 1613 году. Параллели напрашиваются?

— Это у нас сейчас новое Смутное время — что бы нам не говорили про эпоху стабильности и здорового консерватизма. В 1991-м произошел государственный переворот, в результате которого Россия оказалась отброшенной от содержательного проекта современного развития. А нынешняя власть, устроившись внутри золотого миллиарда, пытается искать свою нишу выживания. На деле, мы видим обанкротивший капиталистический проект.

«СП»: — В свое время народ был особенно недоволен тем, что 7 ноября стало рабочим днем…

— Да, 63% россиян выразили недовольство отменой 7 ноября как праздничного дня. И социология показывает, что и сегодня довольно значительная часть общества поддерживает идею возвращения 7 ноября статус полноценного праздника. Думаю, эти настроения будут только нарастать — по мере увеличения социального неравенства и роста требований установить власть от народа.

«СП»: — Официоз часто говорит, что праздник 4 ноября «сплотил народы». Так и хочется уточнить: если и сплотил, то в неприятии, в отторжении этого праздника. Вы согласны?

— Народы сплотила советская власть, продолжая традиции «Совета всея земли» 1612 года, который стал прообразом Советов, возникших в 1917 году. Сплочение было против эксплуататоров и тех, кто в своих интересах поддерживал зарубежных интервентов.

Сегодня за единение народов выступает КПРФ — хотя бы для того, чтобы избавиться от диктата капиталистов. Когда человек человеку «друг, товарищ и брат» — это позволяет буржуазный эгоцентричный мусор оставить на свалке истории.

Не может быть народного единства между грабителями и ограбленными. 4 ноября — это День фейкового, ложного единства, самый искусственный праздник в стране. Какое народное единство может быть у класса трудящихся и у тех, кто их эксплуатирует, так называемым классом эффективных собственников?! Несмотря на любые басни о скрепах, мы должны понимать: чем сильнее будут усугубляться противоречия между владельцами средств производства и эксплуатируемыми массами, тем сильнее в обществе, на самых разных уровнях, будут вспыхивать очаги недовольства со стороны трудящихся.

«СП»: — Что бы Вы сказали тем, кто празднует 4 ноября?

— Праздник, дарованный властью, и есть само олицетворение этой власти. Пройдет ее время, завершатся и фейковые торжества.


3


243

русское войско освободило лишь один из районов средневековой столицы, причем пусть и достаточно значительный, но жили там преимущественно купцы. Ну и еще там были самые крупные рынки. Иными словами день 4 ноября отмечать как освобождение в пору только нынешним торгашам, включая олигархов, празднуя свободу, полученную своими прапраколлегами. (С)
День народного единства или правда о Великой лжи | ЛИГА-ПРЕСС.РУ — Межрегиональная Лига журналистов
http://www.liga-press.ru/comments/1225818904/

«»поляки в нашей Смуте – последняя спица в колеснице. Поляков позвали и призвали в Москву сами же русские, провозгласив польского королевича Владислава русским царем.
Но вначале была “смута”. И затеяли ее бояре, поставив государство на грань полного уничтожения. Противоборствующих лагерей было несколько. Многие бояре за эти десять лет “смутного времени” не раз переходили из лагеря в лагерь, по мере обстоятельств. Их в народе называли – «переметная сума». И все эти годы гуляли по стране казачьи бандитские армии атаманов Хлопка, Илейки Муромца, Ивана Болотникова, Ивана Заруцкого, Баловня — и Русь утонула в крови, пожарах, разрухе.

 «выбранный символ Дня народного единства — русский колокольчик. Многие ли в курсе, что такой вообще имеет место быть? А он есть. Выбран как логотип и материал для раздачи празднующим массам в этот день… вроде георгиевской ленты. И хоть раз вам его подарили? Видимо, самим неловко»(C)
 

https://www.mk.ru/social/2018/11/03/den-narodnogo-…otorogo-net-pora-otmenyat.html


3


243

День народного единства – самый фальшивый и политически лукавый праздник в нашей стране. Его история – это история политических пороков постсоветской России.

Сначала попытались как-то переименовать День Октябрьской революции в день согласия и примирения, причём сохранить халявный выходной день, чтобы не обозлить народ. Но к тому времени реформы уже показали чудовищные результаты, шок был общенациональным, началась ностальгия по совку. Общество не примирилось и не согласилось, потому что участниками этого примирения и согласия выступали новые власти, с которыми людям не хотелось ни мириться, ни соглашаться. Крах реформ 1990-х не позволил провести столь необходимую реально дебольшевизацию.

Убедившись, что согласия и примирения с современниками не достичь, а халявный выходной отнимать у народа нельзя, бросились судорожно искать «скрепы» в истории: ухватились, как за соломинку кто за День иконы Казанской Божией матери, кто за ополчение Минина и Пожарского. Смысл ополчения авторы нового «праздника» как не понимали, так и не поняли, а он был прост: народу не понравились политические интриги в Кремле, да ещё с западным участием, элита была, как обычно, расколота, народ, как всегда, бедствовал, люди возроптали, собрались с вилами и выгнали из Кремля всех прошеных и непрошеных. Де факто и де юре – восстали против действующей власти.

Но тень Минина и Пожарского вкупе с ликом Казанской Божией матери никак не облагородили другие (ныне живущие) [рож…] лица, потому как реальный смысл новой «праздничной» задумки был прост и циничен: это должно было быть единство честных людей с жуликами, единство чистых людей с моральными уродами, единство обкраденных с ворами, единство бесправных с теми, у кого все права, по сути – единство жертвы с насильником. Потому все эти кадрили с [де]монстрациями всё больше похожи на тоскливые совковые ноябрьские шествия: ложь, насилие и лицемерие были сутью советской власти, ложь, насилие и лицемерие являются сутью власти нынешней.

Ноябрьские праздники в любом их виде – мёртвый глухой день, его невозможно оживить и одухотворить, сделать народным, потому что государственные праздники живут только тогда, когда рождаются из радости и восторга народа, пришедших из слёз, крови и пота – то есть из души, из подлинной общественной силы. День Октябрьского переворота, к слову, возник именно так, но чума Гражданской войны быстро сделала его праздником бесов.

Посмотрите на лица официальных поздравителей сегодняшнего дня, послушайте их речи и спросите себя: это и есть мой народ? Эти люди – лицо моего народа? С ними я должен быть един? 

Аминь.

Лев Шлосберг

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 4 ноября праздник иконы казанской божьей матери какие молитвы читать
  • 4 ноября суть праздника дня народного единства
  • 4 ноября сочинение про праздник
  • 4 ноября смутное время значение праздника
  • 4 ноября праздник иконы казанской божьей матери история праздника