6 ноября праздник церковный 2021 родительская суббота

Как правильно встретить и провести этот день?

Дмитриевская родительская суббота в этом году отмечается 6 ноября. Поминальный день традиционно предшествует памяти святого великомученика Димитрия Солунского. В этот день во всех храмах проходят панихиды, где тысячи верующих вспоминают ушедших родных. Рассказываем, как правильно провести поминальную субботу.

История родительской субботы

В церковном календаре насчитывается 8 поминальных суббот — в эти дни совершаются массовые панихиды, Церковь призывает верующих объединятся в молитве за усопших. Однако поминать своих умерших родных и друзей можно почти круглый год в домашней молитве. Делается это в утренней молитве.

Традиция Дмитриевской поминальной субботы возникла на Руси в XIV веке. Тогда князь Дмитрий Донской, чьим святым покровителем был Димитрий Солунский, повелел ежегодно поминать погибших в Куликовской битве воинов. Впервые панихиду провели в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского — там с высшим духовенством и приближенными молился и великий князь.

С веками память о павших за Отечество воинов стерлась в народном сознании. Но культура поминания умерших перед днем святого Солунского сохранилась, превратившись в один из родительских дней. Теперь в этот день поминают не только воинов, но и всех умерших христиан.

Неспроста именно суббота стала поминальным днем. Здесь есть отсылка к событиям, которые произошли на земле две тысячи лет назад. В среду принято вспоминать предательство Иуды и чтить святой Крест Господен. В четверг — апостолов, в пятницу — страдания Христа. В субботу почитаются все святые, а в церковных песнопениях вспоминаются утопшие. Причем, об умерших молятся, как о живых — смерть в церковном учении это не завершение жизни души. А любое воскресенье — это малая Пасха, торжество жизни над смертью.

Что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу?

В родительскую субботу храмы совершают панихиды, но прийти в церковь можно заранее, в пятницу верующие готовят записки с именами почивших. Имена пишут в родительном падеже (кого?) разборчивым почерком.

На службу православные берут пожертвования в виде круп, хлеба, печенья, фруктов, масла (мясо и крепкий алкоголь никогда не приносят в храм). Продукты оставляют в храме на специальном столике, после чего работники раздают их нуждающимся. Можно отдельно угощать не только нищих, но и всех знакомых и просить помянуть усопшего в молитве. Согласно церковному учению, умершим не нужны богатые памятники на могилах или признания их заслуг. Живым важнее молиться о них, просить Господа простить покойному его грехи и поселить в Царстве Небесном. Ведь сам умерший уже не может совершить доброе дело или помолиться о собственном спасении.

Сражение на Калке – последний бой отважного князя Мстислава Удатного, деда Александра Ярославича..

Важно, что в родительскую субботу не принято плохо говорить о покойных. Нельзя плакать и тосковать по усопшим. В тоже время запрещено участвовать в развлекательных мероприятиях, петь и танцевать. Под запретом алкогольные напитки.

Традицию устраивать поминальные трапезы у могил Церковь не приветствует. На кладбище возможно провести заупокойную литию, а поминки с едой устроить дома, пригласив близких.

Можно ли поминать некрещеных и самоубийц?

Вопреки распространенному мнению, молиться о самоубийцах и некрещеных можно, и даже нужно. Молитву можно произносить дома, вспоминать усопших в храме. Однако подавать записки на проскомидию с именем некрещеного нельзя — если в земной жизни человек не принадлежал Церкви, то после смерти насильно привязать его невозможно.

Что касается самоубийц, то за них тоже не принято подавать поминальные записки. Они совершили страшный грех, отказались от подарка Божиего в виде земной жизни, восстали против Господа. Однако исключением может стать тот факт, что человек страдал психическим заболеванием. Таких усопших могут и отпеть в храме, и разрешить общецерковное поминовение — решение принимает правящий архиерей.

Молитва об усопших в Дмитриевскую субботу

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: роди́телей мои́х, сро́дников, благоде́телей (имена), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Святой никогда не выделялся из своей паствы.


На сегодня эта публикация уже заработала 80,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Краткое содержание:

  1. Какой церковный праздник 6 ноября и что нельзя делать
  2. Дмитриевская родительская суббота
  3. День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
  4. Традиции и обычаи 6 ноября
  5. Что нельзя делать 6 ноября
  6. Обсуждение

Какой церковный праздник 6 ноября. Что можно делать, а что нельзя. Димитриевская родительская суббота

Сегодня православные чествуют икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также поминают всех усопших в Димитриевскую родительскую субботу.

Какой церковный праздник 6 ноября и что нельзя делать

В субботу, 6 ноября, христиане отмечают день поминовения всех умерших и называют этот день Димитриевская родительская суббота. Также церковь почитает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

С именинами поздравляют обладателей имен Афанасий, Алексей, Георгий, Иван, Петр, Ираклий, Николай и Виктория.

Дмитриевская родительская суббота

День поминания усопших был установлен князем Дмитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского.

Димитриевский родительский день изначально отмечался как день памяти погибших за веру.

Димитриевский родительский день изначально отмечался как день памяти погибших за веру.

История праздника начинается в 1380 году. Дмитрий Донской, одержав победу над Мамаем, посетил Троице-Сергиеву обитель. Князь совершил поминовение православных воинов, что погибли в Куликовской битве, и предложил Церкви проводить поминания ежегодно в субботу перед 26 октября, в день памяти святого Димитрия Солунского.

С годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. Верующие молятся в этот день об упокоении душ родителей.

День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее исцелилась сестра патриарха Иова, Евфимия, которая страдала неизлечимой болезнью.

Однажды она долго и усердно призывала на помощь Спасителя и Божию Матерь. После молитвы девушка услышала голос: «Евфимия! В храме Преображения есть образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе с этим образом священника и помолись: и ты получишь исцеление от своей болезни».

Евфимия принесла эту икону к себе в дом и получила исцеление. Это чудо совершилось 24 октября по старому календарю, поэтому день иконы установлен на 6 ноября по новому календарю.

Традиции и обычаи 6 ноября

Девушки сегодня собирались вместе с парнями и брали вышивку. Молодые люди присматривались друг к другу, а затем выбирали себе пару.

Также сегодня гадали на суженого. Для этого нужно взять книгу, открыть ее на любой странице и с закрытыми глазами ткнуть пальцем в центр, посмотреть, на какую букву указал палец. С этой буквы и начинается имя будущего жениха.

  • Сверчок начал петь – к смерти.
  • Если разбилась тарелка – к потере в семье.
  • Если разбилось зеркало – к несчастью.
  • Если упали в яму, то жизнь будет счастливой.
  • Если по пятам ходит белая собака, то не будет проблем с деньгами.
  • Если солнце свет сильнее обычного, то зима будет мягкой.
  • Если летают аисты – к теплой погоде.
  • Если выпал первый снег, то зима будет снежной, но не холодной.
  • Если вороны собрались в стаи — к снегопаду.

Что нельзя делать 6 ноября

  • Нельзя принимать подарки от противоположного пола.
  • Не стоит гадать при помощи зеркала, так как это призовет нечисть.
  • Нельзя ссориться, ругаться и сквернословить, чтобы не отвернуть от себя удачу.

Источник

Фото © ТАСС / Александр Демьянчук

По церковному календарю Большую Родительскую субботу отметят православные верующие 6 ноября 2021 года. Этот день берет начало в 1380 году от князя Дмитрия Донского. Изначально в этот день было принято поминать погибших на войне, но с годами все изменилось и теперь в этот день молятся за души всех усопших. Бытует мнение, что в этот день душам умерших можно приходить на землю, поэтому нужно придерживаться всех традиций и запретов, чтобы их не рассердить. В 2021 году поминальная суббота состоится 6 ноября.

История появления Дмитриевской родительской субботы

Родительскими субботами испокон веков на Руси называли дни поминовения, во время них верующие вспоминают о близких людях, которых уже нет рядом. Считается, что молитва близкого человека помогает избежать мучений в загробном мире. В календаре церковных праздников есть 7 подобных событий.

Дмитриевская родительская суббота — это также один из дней поминовения, во время которых в первую очередь вспоминают о погибших защитниках родины. Это не случайно, и у традиции есть истоки, которые уходят вглубь веков, и связаны с историей Руси.

Установлена Дмитриевская Родительская суббота была князем Дмитрием Донским в память об убиенных на Куликовом поле 100 тысяч воинов. Эта битва вошла в историю как одна из наиболее кровавых, но в то же время имеющих важное значение для страны — был дан отпор татаро-монгольским войскам, которые разоряли Русь. Со временем в этот день начали поминать не только воинов, но и умерших родственниках.

Название Дмитриевская суббота этот день получил по причине того, что принято отмечать этот день субботу, предшествующую дню поминовения святому Дмитрию Солунскому. Дата празднования поэтому не является фиксированной, и в 2021 году она выпадает на 6 ноября.

Основные традиции Дмитриевской родительской субботы

Православные отмечают Дмитриевскую родительскую субботу 6 ноября 2021 года

Фото © Pixabay

В родительскую субботу обязательно следует помолиться об умершем человеке. Следует посетить храм, и оставить записочку с именем человека, которого следует упомянуть в молитве. Также в храмах в этот день оставляют подаяние на помин. Как правило, это сезонные фрукты и овощи, и иные постные продукты.

В Дмитриевскую родительскую субботу на Руси кладбище не посещали, но вся семья собиралась на поминальный обед. На стол при этом обязательно ставили также и приборы для тех людей, которых уже нет рядом, а в тарелки накладывали немного еды. Обязательно при этом готовили кутью, блины и пироги.

Предпочтение стоит отдать постным блюдам. Не следует поминать усопших алкоголем. Церковь это не одобряет. Единственное, что позволительно, это бокал красного вина.

В родительскую субботу за стол принято усаживать также нежданно зашедшего человека, раздавать сладости детям, а также устраивать обеды для обездоленных и нищих. Об умерших в дни поминовения запрещено говорить плохо. Принято вспоминать приятные события из прошлого, связанные с ними. А плакать и причитать в этот день запрещается. Это считается большим грехом.

Что нельзя делать в Большую родительскую субботу?

Православные отмечают Дмитриевскую родительскую субботу 6 ноября 2021 года

© ФОТО: ИД «ВОЛГОГРАДСКАЯ ПРАВДА»

В поминальные дни нельзя критиковать и плохо говорить о покойных. Стоит вспоминать лишь хорошие вещи, иначе их души могут рассердиться. Не стоит ставить на поминальный стол алкогольные напитки, смеяться и петь песни, поскольку так делать не принято и души усопших близких могут разозлиться за такое поведение.

Если умерший близкий ушел из жизни не естественной смертью и при жизни не верил в Бога, то родственники не смогут помолиться за него в церкви и поставить свечи за упокой души. В данном случае, можно только прочитать молитвы за него дома.

Что можно делать в Большую родительскую субботу?

Еще на Руси этот день считался своеобразным переходом от осени к зиме, ведь именно с этого периода можно было ощутить появление сильных морозов. В основном, люди старались сделать все дела по хозяйству до наступления праздника Покрова, который приходится на 14 октября. Однако по каким-то причинам некоторые люди не успевали все завершить, поэтому старались все доделать и подготовить до наступления последней в году родительской субботы.

В этот день обязательно нужно сходить в церковь, чтобы побывать на панихиде. После этого принято накрывать поминальную трапезу, причем с теми блюдами, которые были любимыми у родственников при их жизни. Однако основным блюдом, которое должно стоять на каждом столе, являются пироги с различными начинками. В старину считалось, что это поможет порадовать умерших близких.

Каждая хозяйка накануне праздника должна убрать все с обеденного стола и положить новую скатерть. В родительскую субботу в обязательном порядке необходимо поставить еще одну чистую тарелку со всеми принадлежностями. Родственники, сидящие за столом, складывали в эту тарелку по ложке своей еды. Полученное блюдо не убирали на ночь, а оставляли на столе, чтобы умершие могли покушать вместе со своей семьей.

В Дмитриевскую родительскую субботу нужно сходить на кладбище, чтобы убрать могилки. Кроме того, в этот день полагается раздавать милостыню бедным людям.

Народные приметы в Дмитриевскую родительскую субботу

Православные отмечают Дмитриевскую родительскую субботу 6 ноября 2021 года

© ФОТО: ИД «ВОЛГОГРАДСКАЯ ПРАВДА» / КИРИЛЛ БРАГА

Крестьяне в Дмитриевскую родительскую субботу обычно наводили порядки на подворье, так как работать в этот день не запрещается. Нельзя запрещается купание, стирка, и иные дела, связанные с водой. Существует поверье, в этот день вода на души умерших родственников льётся.

С былые времена этот день считался переходным периодом от осени к зиме. К окружающему люди присматривались, и предсказывали, что можно ожидать от погоды в краткосрочном и долгосрочном прогнозе

  • Если на деревьях утром лежит иней, то значит зима будет суровой и снежной.
  • Если низкий туман стелется к зиме, то зима будет мягкой и теплой.
  • Если белка по дереву бегает вверх и вниз — значит, тепло ещё постоит.
  • Если в дупло прячется — мороз на подходе.
  • Снегири на рябину прилетели — сильные холода грядут.

В этот день и на следующий чаще всего стоит пасмурная погода, идёт дождь или мокрый снег. В народе говорили, что природа оплакивает, ушедших в мир иной людей.

Поста
нет.

Глас
2-й

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).

Мч. Аре́фы и с ним 4299 мучеников (523); прп. Зоси́мы (Верховского) (1833).

Прпп. Аре́фы (XII), Сисо́я (XIII), и Фео́фила (XII–XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах; блж. Елезво́я, царя Ефиопского (ок. 553–555); мц. Синклитики́и Негранской и двух дщерей ее (VI); свт. Афана́сия I Константинопольского, патриарха (ок. 1315); исп. Гео́ргия (Карслидиса) (1959).

Сщмчч. Лавре́нтия (Князева), епископа Балахнинского, Алекси́я Порфирьева, пресвитера и мч. Алекси́я Нейдгардта (1918); исп. Аре́фы (Митренина), иеромонаха (1932); сщмчч. Иоа́нна Смирнова и Николая Никольского, пресвитеров (1937); сщмч. Петра Богородского, пресвитера (1938).

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний./ Не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.


Перевод:

К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

Днесь пресве́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ име́я чудотво́рную ико́ну Влады́чицы на́шея Богоро́дицы:/ та бо, ве́рным явля́ющи чудеса́,/ низпосыла́ет да́ры целе́бныя./ Сего́ ра́ди и мы с ве́рою припа́дающе мо́лимся,/ и на Тоя́ пречи́стый о́браз взира́юще,/ я́ко и́стинную Са́мую зрим Влады́чицу на́шу Присноде́ву Богоро́дицу,/ и уми́льно глаго́лем:/ воззри́, Ма́ти Бо́жия, о́ком ми́лости,/ простри́ к нам ру́це Твои́ пречи́стыя,/ я́коже на ико́не Твое́й сие́ зри́тся,/ и пода́ждь всем скорбя́щим ра́дость,/ больны́м от всех неду́гов исцеле́ние и от бед избавле́ние,// я́ко Ты еси́ ско́рая Предста́тельница о душа́х на́ших.


Перевод:

Сегодня пресветло радуется славнейший город Москва, имеющий чудотворную икону Владычицы нашей Богородицы, ибо она, являя верующим чудеса, ниспосылает целебные дары. Потому и мы с верой коленопреклоненно молимся и, на Ее пречистый образ взирая, как живую видим Саму Владычицу нашу Деву Богородицу, и смиренно взываем: «Взгляни, Матерь Божия, взглядом милости, протяни к нам руки Твои пречистые так, как это изображено на Твоей иконе, и подай всем скорбящим радость, больным от всех болезней излечение и от бед избавление, так как Ты быстрая Ходатаица о душах наших».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8

Ко исто́чнику приснотеку́щему милосе́рдия, Пречи́стей Де́ве Богоро́дице,/ притеце́м, лю́дие вси, свяще́нницы же и и́ноцы,/ му́жие, и же́ны, и ча́да, здра́вии и боля́щии,/ в покая́нии вопию́ще и уми́льно глаго́люще:/ Влады́чице, помози́ гре́шным рабо́м Твои́м,/ яви́ я́ко Блага́я сла́ву Твою́,/ при́сно потщи́ся умилосе́рдитися на ны,/ испроси́ти очище́ние душ и теле́с на́ших/ от Исто́чника жи́зни на́шея, Бо́га,// Его́же родила́ еси́, еди́на Благослове́нная.


Перевод:

К текущему всегда источнику милосердия, Пречистой Деве Богородице, обратимся люди все, священники и монахи, мужчины, женщины и дети, здоровые и больные, в покаянии взывая и смиренно говоря: «Владычица, помоги грешным рабам Твоим, как Благая яви славу Твою, будь всегда милосердной к нам и испроси очищение душ и тел наших у Источника жизни нашей, Бога, Которого родила Ты, единственная Благословенная».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице,/ си́лы Твоя́ глаго́лати недосто́йнии:/ а́ще бо Ты не бы предстоя́ла моля́щи,/ кто бы нас изба́вил от толи́ких бед;/ кто же бы сохрани́л доны́не свобо́дны;/ не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́:// Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых.


Перевод:

Не прекратим никогда, мы, недостойные, возвещать о могуществе Твоем, Богородица, ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, кто бы нас избавил от стольких бед, кто бы сохранил нас доныне свободными? Не отступим, Владычица, от Тебя, ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице./ Ты нам помози́:/ на Тебе́ наде́емся и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.


Перевод:

Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належ́ащия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на и Бо́га на́шего. Ами́нь.

Молитва 2-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Влады́чице Богоро́дице! При́зри ми́лостивным Твои́м о́ком на нас, предстоя́щих пред свято́ю ико́ною Твое́ю и со умиле́нием моля́щихся Тебе́; воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя, просвети́ ум наш, омраче́нный страстьми́, и уврачу́й я́звы душ и теле́с на́ших. Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Влады́чице. Ты ве́си вся не́мощи и согреше́ния на́ша, к Тебе́ прибега́ем и вопие́м: не оста́ви нас Твое́ю Небе́сною по́мощию, но предста́ни нам при́сно и Твои́м неизрече́нным милосе́рдием и щедро́тами спаси́ и поми́луй нас, погиба́ющих. Да́руй нам исправле́ние грехо́вныя жи́зни на́шея и изба́ви нас от скорбе́й, бед и боле́зней, от внеза́пныя сме́рти, а́да и ве́чныя му́ки. Ты бо, Цари́це и Влады́чице, ско́рая Помо́щница и Засту́пница еси́ всем притека́ющим к Тебе́ и кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся. Пода́ждь у́бо нам, Преблага́я и Всенепоро́чная Де́во, христиа́нский коне́ц жития́ на́шего ми́рен и непосты́ден и сподо́би нас Твои́м хода́тайством всели́тися в Оби́телях Небе́сных, иде́же непреста́нный глас пра́зднующих ра́достию сла́вит Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

О, Влады́чице Преблагослове́нная, Защи́тнице ро́да христиа́нскаго, прибе́жище и спасе́ние прибега́ющих к Тебе́! Вем, вои́стинну вем, я́ко зело́ согреши́х и прогне́вах, Преми́лостивая Госпоже́, рожде́ннаго пло́тию от Тебе́ Сы́на Бо́жия. Но и́мам мно́гия о́бразы пре́жде мене́ прогне́вавших Его́ милосе́рдие: мытари́, блудни́цы и про́чия гре́шники, и́мже даде́ся проще́ние грехо́в их покая́ния ра́ди и испове́дания. Ты́я у́бо о́бразы поми́лованных очесе́м гре́шныя души́ моея́ представля́я и на толи́кое Бо́жие милосе́рдие, о́ныя прие́мшее, взира́я, дерзну́х и аз гре́шный прибе́гну с покая́нием ко Твоему́ благосе́рдию. О, Всеми́лостивая Влады́чице! Пода́ждь ми ру́ку по́мощи и испроси́ у Сы́на Твоего́ и Бо́га ма́терними и святе́йшими Твои́ми моли́твами тя́жким мои́м грехо́м проще́ние. Ве́рую и испове́дую, я́ко Той, Его́же родила́ еси́, Сын Тво́й есть вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га жива́го, Судия́ живы́х и ме́ртвых, воздая́й коему́ждо по дело́м его́; ве́рую же па́ки и испове́дую Тебе́ бы́ти и́стинную Богоро́дицу, милосе́рдия исто́чник, утеше́ние пла́чущих, взыска́ние поги́бших, си́льную и непрестаю́щую к Бо́гу хода́таицу, зело́ лю́бящую род христиа́нский, и спору́чницу покая́ния; вои́стинну бо несть нам ины́я по́мощи и покро́ва, ра́зве Тебе́, Госпоже́ Преми́лостивая, и никто́же, упова́я на Тя, постыде́ся когда́, и Тобо́ю умоля́я Бо́га, никто́же оста́влен бысть. Того́ ра́ди и аз Твою́ неисче́тную бла́гость молю́: отве́рзи две́ри милосе́рдия Твоего́ мне заблу́ждшему и па́дшему в тиме́ние глубины́, не возгнуша́йся мене́ скве́рнаго, не пре́зри гре́шнаго моле́ния моего́, не оста́ви мене́ окая́ннаго, я́ко в поги́бель зло́бный враг похи́тити мя и́щет, но умоли́ о мне рожде́ннаго от Тебе́ милосе́рдаго Сы́на Твоего́ и Бо́га, да прости́т вели́кия моя́ грехи́ и изба́вит мя от па́губы моея́, я́ко да и аз, со все́ми получи́вшими проще́ние, воспою́ и просла́влю безме́рное милосе́рдие Бо́жие и Твое́ непосты́дное о мне заступле́ние в жи́зни сей и в несконча́емом ве́це. Ами́нь.

Молитва 4-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

Цари́це моя́ преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рым и стра́нным Предста́тельнице! Скорбя́щим Ра́досте, оби́димым Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь: помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы ни благи́я Уте́шительницы то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 5-я Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость»

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший; вонми́ гла́су моле́ния моего́, вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдная Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго; поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́дшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́, Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мученику Арефе Негранскому и иже с ним

Тропарь мученику Арефе Негранскому и иже с ним, глас 1

Му́жествовавше во Христе́ проти́ву безбо́жнаго царя́,/ му́ченицы святи́и,/ и того́ неве́рие иуде́йское во Христа́ обличи́вше,/ прия́ша мук томле́ние и глава́м усече́ние;/ тем восхвали́ша тя А́нгели,/ и ве́рных ро́ди тя прославля́ют, Аре́фо,/ и пострада́вших с тобо́ю,// я́ко моля́щихся при́сно о душа́х на́ших.


Перевод:

Сражались во Христе против безбожного царя, мученики святые, и его иудейское неверие во Христа осудив, вы претерпели мучения и отсечение голов, потому восхвалили вас ангелы, и поколения верующих прославляют тебя, Арефа, и пострадавших с тобой, как молящихся всегда о душах наших.

Кондак мученику Арефе Негранскому и иже с ним, глас 4

Весе́лия хода́тай нам наста́/ светоно́сный днесь страстоте́рпец пра́здник,// его́же соверша́юще, сла́вим в Вы́шних Су́щаго Го́спода.


Перевод:

Сегодня наступил ходатай нашей радости, светоносный праздник мучеников, его же совершая, прославляем на Небесах Сущего Господа.

Величание мученику Арефе Негранскому и иже с ним

Велича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и, Аре́фо со пострада́вшими с тобо́ю, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли е́сте.

Преподобному Зосиме (Верховскому)

Тропарь преподобному Зосиме (Верховскому), глас 8

Любо́вию Христо́вою уязви́лся еси́, преподо́бне, вся́ кра́сная ми́ра отри́нув, по́двигом безмо́лвия подвиза́вся, доброде́тели Боже́ственныя стяжа́л еси́; прему́дрости Бо́жия прича́стниче, о́тче на́ш Зоси́мо, моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Де́ву Богоро́дицу спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Зосиме (Верховскому), глас 6

Избра́нниче Бо́жий и ста́рче прему́дрый, наста́вниче на́ш Зоси́мо, от ю́ности по́стническою стезе́ю ше́дый, во оде́жду кро́тости и терпе́ния обле́клся еси́, те́мже да́р Свята́го Ду́ха улучи́в, мно́гие ду́ши Христу́ уневе́стил еси́. Ны́не в со́нме преподо́бных на Небесе́х лику́еши, моля́ся непреста́нно о чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему

Тропарь преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2

Бога́тство твое́ душе́вное погуби́ти хотя́ враг,/ помрачи́л тя бя́ше бога́тством тле́нным испе́рва,/ но всех спаса́яй Госпо́дь/ бога́тство ги́бнущее окра́сти попусти́,/ душе́вное же невре́дно соблю́д,/ Небе́сных сокро́вищ насле́дника тя показа́, Аре́фо,// тем тя чтим и ублажа́ем.


Перевод:

Богатство твое душевное враг хотел погубить и сначала помрачил тебя богатством тленным, но спасающий всех Господь попустил кражу земного богатства, душевное же сохранил невредимым, явив тебя наследником Небесных сокровищ, Арефа, потому тебя почитаем и прославляем.

Кондак преподобному Арефе, затворнику Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2

И́ова терпеливоду́шнаго ревну́я благодаре́нию,/окраде́ний тле́ннаго своего́ име́ния претерпе́л еси́ благода́рне, преподо́бне Аре́фо,/ тем с ним обре́т нетле́нное име́ние на Небеси́,// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.


Перевод:

Иова терпеливого подражая благодарению, ты с благодарностью перенес кражу тленного своего имущества, преподобный Арефа, потому обрел вместе с Иовом нетленное богатство на Небесах, моли Христа Бога обо всех нас.

Блаженному Елезвою, царю Ефиопскому

Тропарь блаженному Елезвою, царю Ефиопскому, глас 4

И́же Боже́ственным раче́нием подви́гся/ на отмще́ние проли́тыя кро́ви пра́ведных,/ я́ко Дави́д от Самуи́ла,/ ты же от Зино́на преди́внаго,/ проро́чески я́же сбы́тися тебе́ предре́кша,/ е́же обеща́нием к нему́,/ и того́ благослове́нием побе́ды на враги́ и одоле́ния показа́вшу,/ отню́ду же со отложе́нием ца́рства/ по́стных селе́ний горы́ жизнь соверши́, Елезво́е царю́,/ моли́ Небе́снаго Царя́ Христа́// спасти́ ду́ши на́ша.


Перевод:

Любовь к Богу сподвигла тебя на отмщение пролитой крови праведников, как Давид от Самуила, так и ты получил пророчество от знаменитого Зинона, который предказал то, что должно сбыться, и по его благословению и данному ему обету ты одержал победу над врагами, после чего, оставив царствование, ты ушел в монастырь и провел жизнь в постничестве, царь Елезвой, моли Небесного Царя Христа о спасении душ наших.

Кондак блаженному Елезвою, царю Ефиопскому, глас 4

Высоту́ земна́го ца́рства, и венца́ вене́ц све́тлости,/ и багряни́цу отло́жшаго любве́ ра́ди Царя́ Христа́,/ от Него́же на Небесе́х сла́вно венча́на, Елезво́я царя́ му́драго,/ и́же тле́нным ца́рством и мимоходя́щим, Ца́рство Ве́чное изме́ншаго,/ в пе́ниих пе́сненных восхва́лим,// моли́твенника о ми́ре вели́ка.


Перевод:

Высоту земного царства, и славу короны, и мантию отвергнувшего ради любви к Царю Христу, от Него же на Небесах славой увенчанного, Елезвоя, царя мудрого, который тленное и временное царство обменял на Царство Вечное, в молитвенных песнопениях прославим, великого молитвенника о мире.

Святителю Афанасию, патриарху Цареградскому

Тропарь святителю Афанасию, патриарху Цареградскому, глас 1

Чистоты́ жития́ све́том стра́стное те́рние попали́л еси́/ и тече́нием слез безпло́дную зе́млю напои́л еси́,/ многопло́дну ни́ву душе́вную соде́лав,/ Афана́сие треблаже́нне,/ свети́ло Царюгра́ду, Патриа́рхом удобре́ние,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Светом чистоты жизни ты сжег терния страстей и потоками слез напоил бесплодную землю, сделав душевную ниву многоплодной, Афанасий преблаженный, светило Константинополя, патриархов украшение, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Афанасию, патриарху Цареградскому, глас 2

В све́тлую свяще́ния оде́жду оде́явся,/ мы́сленно в Небе́сныя ра́достно дости́гл еси́ Ца́рства./ Тем восприя́ша тя селе́ния пра́ведных,/ иде́же есть неизглаго́ланно весе́лие,/ и слова́, и всех святы́х ли́цы,/ святи́телю Афана́сие,// моли́ непреста́нно о всех нас.


Перевод:

В светлую одежду священства облачившись, ты с радостью духовно достиг Небесного Царства. Потому тебя приняли в жилище праведников, где неизреченное торжество, и молитвенные песнословия, и всех святых собрание, святитель Афанасий, моли непрестанно обо всех нас.

Священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому

Тропарь священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому, глас 4

Святи́тельства благода́тию украше́нный, ни на еди́н же де́нь оста́вите па́ству свою́ восхоте́л еси́, ю́же вручи́ тебе́ Пастыренача́льник Христо́с, Ему́же до у́з темни́чных и сме́рти, взе́м кре́ст, после́довал еси́, венце́м му́ченическим на небесе́х венча́лся еси́, священному́чениче Лавре́нтие о́тче на́ш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.


Перевод:

Святительства благодатью украшенный, ни на один день не захотел ты оставить паству твою, которую вручил тебе Пастыреначальник Христос, за Ним даже до тюремного заключения и смерти, взяв крест, последовал ты, венцом мученическим на небесах увенчался, священномученик Лаврентий отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому, глас 3

В годи́ну тру́дную и ско́рбную кре́ст сво́й не оставля́я нес, его́же вручи́ тебе́ Пастыренача́льник Христо́с, Ему́же до темни́цы и сме́рти после́довал еси́, венце́м му́ченическим на небесе́х венча́лся еси́, Священному́чениче Лавре́нтие о́тче на́ш, моли́ся Пресвято́й Тро́ице па́ству Нижегородскую в правове́рии соблюсти́ и оби́тель твою́ Пече́рскую сохрани́ти да́же до сконча́ния ве́ка.


Перевод:

Во времена трудные и скорбные крест свой, не оставляя, нес, который вручил тебе Пастыреначальник Христос, за Ним даже до тюремного заключения и смерти последовал ты, венцом мученическим увенчавшись на Небесах, священномученик Лаврентий, отче наш, молись Пресвятой Троице паству Нижегородскую в Православии сберечь и обитель твою Печерскую сохранить до самого конца времен.

Молитва священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому

Му́чениче святы́й, епи́скопе Лавре́нтие! Мо́лим тя́ мы́, недосто́йнии ча́да твои́, на гре́шней и многострада́льней земле́ Росси́йской пребыва́ющия, на ко́ей и ты́ страда́ния и муче́ния претерпе́л еси́ ра́ди Христа́ Бо́га на́шего! Спаси́ души́ на́ша, утверди́ души́ на́ша во спаси́тельных дела́х. Моли́ Го́спода Бо́га на́шего удали́ти от на́с искуше́ния ми́ра сего́ гре́шнаго, моли́ Его́ дарова́ти на́м си́лы и обстоя́ния для исполне́ния за́поведей Его́ и повеле́ний! Мо́лим тя́, святы́й му́чениче Лавре́нтие, по́мощи во спасе́нии ду́ш и теле́с на́ших, сро́дников на́ших и все́х христиа́н Росси́йских.

Величание священномученику Лаврентию (Князеву), епископу Балахинскому

Велича́ем, велича́ем Тя́, священному́чениче о́тче Лавре́нтие, и чти́м святу́ю па́мять Твою́, Ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

В субботу, всем святым

Тропарь в субботу, всем святым, глас 2

Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.


Перевод:

Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!

Кондак в субботу, всем святым, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.


Перевод:

Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

В субботу, за умерших

Тропарь в субботу, за умерших, глас 2

Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.


Перевод:

Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.

Кондак в субботу, за умерших, глас 8

Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.


Перевод:

Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.4:23–31; Ин.5:24–30)

«И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:29). Вот чем все кончится! Как реки текут каждая в свое море, так течение жизней наших приспеет, наконец, каждое в место по характеру своему. И те, которые воскреснут в жизнь, будут на суде, но суд только запечатлеет их оправдание и определение на жизнь; тогда как другие воскреснут только за тем, чтобы выслушать осуждение на вечную смерть. 

Жизнь и смерть их характеризуются теперь еще, оттого что одни делают живые дела, а другие – дела мертвые и мертвящие. Живые дела те – которые совершаются по заповедям с радостью духа, во славу Божию; мертвящие дела те – которые совершаются в противность заповедям, с богозабвением, в угоду себе и страстям своим. Мертвые дела – все, которые, хоть по форме не противны заповедям, но делаются без всякой мысли о Боге и вечном спасении по каким-либо видам себялюбия. Бог – жизнь; то только и живо, в чем есть часть Его. И вот у кого только мертвые и мертвящие дела, тот прямо идет и в последний день изыдет на осуждение смерти; а у кого дела все живые, тот идет и в последний день изыдет на получение вечной жизни.

Развернуть

Притча дня

Один философ дал епископу Евагрию три золотых и взял с него расписку, что получит в будущей жизни их от Господа. Расписку заповедал своим детям положить ему в гроб, и дети исполнили его завещание. На третий день философ является во сне к епископу и говорит: «Иди возьми свою расписку, я все сполна получил от Господа по ней». Тогда епископ спросил его детей о расписке, и, действительно, после открытия гроба нашли расписку его собственной рукой подписанную: «Благодарю тебя, Епископ Евагрий, с большей прибылью я получил все от Господа».
Эти же слова подтверждает и Евангелие: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:20-21).

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Аудиокниги и фильмы

Основы православия

Тема 310.  Могут ли святые отцы расходиться во мнениях?

Святые отцы, разумеется, согласны в догматических вопросах, которые составляют существо православной веры. Это то, что называется consensus patrum – «согласие отцов». Однако по другим вопросам – даже по частным вопросам, хотя и касающимся вероучения, но не открытым нам обстоятельно свыше, – святые отцы могли высказывать различные мнения, и нас не должно это смущать. Само собою ясно, что речь идёт о таких мнениях, которые соответствуют одному из критериев: критерию допустимости (состоит в непротиворечии Священному Писанию и Священному Преданию) или критерию истинности (выражается в соответствии Священному Писанию и Священному Преданию).

«Автоматическое письмо» – когда некий дух просто водит рукой человека, совершенно отодвинув его личность, – это оккультная, а не православная практика. Святой Дух мягко направляет человека к истине, сохраняя за ним свободу его мысли и творчества. Поэтому отцы, прославленные Церковью, вполне могли иметь разные мнения по некоторым вопросам.

Практические советы

Как провести воскресный день, не нарушая 4-ю заповедь Декалога?

Каждый Воскресный день для православного христианина – это самый главный день седмицы! День покоя означает не день бездеятельности, а покой от суеты, внутренний покой, сосредоточенность на Боге. Иногда считают, что исполнение этой заповеди исчерпывается участием в воскресной Литургии, но это узкая трактовка.  Излишне широкая трактовка, когда считают, что после Литургии нужно мелочно избегать любой деятельности, даже помыть за собой посуду считают невозможным.

Для каждого христианина, сообразно его духовному возрасту, может быть свой порядок проведения воскресного дня. После Литургии и Святого Причащения полезно читать Евангелие, духовную литературу; посетить тех, кто нуждается в нашем внимании и поддержке; провести время в душеспасительном общении. 

Случайный тест

Последняя в 2021 году родительская суббота наступит 6 ноября. Она названа Дмитриевской, потому как отмечается накануне дня памяти великомученика Дмитрия Солунского. Это будет особенный день, когда поминают усопших христиан: тех, которые погибли во время сражений, родителей, близких людей. Ранее в Дмитриевскую родительскую субботу чтили память только воинов, но с годами стали поминать абсолютно всех верующих.

  • Как правильно помянуть усопших в храме в Дмитриевскую субботу 6 ноября 2021 года
  • Правила поминания усопших на кладбище и дома в Дмитриевскую субботу 6 ноября 2021 года
  • Молитвы Дмитриевской родительской субботы 6 ноября 2021 года

В поминальные дни традиции, как правильно чтить усопших, не меняются. Необходимо должным образом вести себя в храме, дома и на кладбище. Каждый может обратиться за помощью к священнику, узнать, как нужно помянуть близкого человека, что принести в храм, какую молитву читать.

Как правильно помянуть усопших в храме в Дмитриевскую субботу 6 ноября 2021 года

Усопших христиан поминают в субботу, потому как именно в этот день Тело Иисуса Христа физически пребывало в гробу. Вечером в пятницу необходимо пойти в храм, оставить записку с именами умерших, чтобы священник упомянул из во время заупокойной литургии. В этот же день можно принести панихиду. Пищу оставляют на специальном столике: потом она будет роздана беднякам, сиротам.

Священники рекомендуют в родительскую субботу обязательно приходить в храм, а не на кладбище. Душам умерших нужна молитва живых родственников.

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире», — рассказал архимандрит Кирилл.

Накануне Дмитриевской субботы в православных храмах прихожане собираются на великую панихиду. Заупокойную службу и общую панихиду проводят утром следующего дня. И только после этого идут на кладбище, чтобы привести в порядок могилку, поставить зажженную свечу, помолиться.

Правила поминания усопших на кладбище и дома в Дмитриевскую субботу 6 ноября 2021 года

В Дмитриевскую субботу, как и любой другой поминальный день, на кладбище не несут пищу, не оставляют ее на могилках. Также не приносят алкоголь, и, тем более, не выливают его на могилку, не оставляют у надгробия. Все это языческие традиции, кощунство. С собой можно взять церковные свечи, молитвенник. У надгробия можно поставить зажженную свечу, помолиться, вспомнить что-то хорошее про усопшего. Запрещено рыдать и скорбеть.

Поминальную трапезу организовывают дома. Зовут родственников, чтобы помянуть усопших. Традиционные блюда на столе:

— кутья. Ритуальное угощение, главное в этот день;

— пирожки;

— пироги;

— лепешки;

— коржики;

— блины.

Можно готовить различную выпечку, мясо, салаты. Алкоголь не приветствуется – его лучше заменить на кисель, узвар, молоко.

Молитвы Дмитриевской родительской субботы 6 ноября 2021 года

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 6 ноября какой праздник родительская суббота
  • 6 ноября какой праздник всемирный день мужчин
  • 6 мая праздник иверской иконы божией матери
  • 6 мая праздник егорий
  • 6 мая праздник день святого георгия победоносца