6 февраля праздник ксении блаженной

В день памяти Ксении Петербургской к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа. Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни...

День памяти Ксении Петербуржской принято отмечать 6 февраля. Что же происходит в этот день на Смоленском кладбище? Поговорим об этом в нашей статье!

День памяти Ксении Петербуржской

6 февраля — праздник блаженной Ксении Петербургской.

Икона «Ксеньюшки Блаженной», как называют эту любимую в народе святую, сегодня есть в каждом храме нашего города, да и по всей стране. В день ее памяти к часовне на Смоленском кладбище стекается множество народа: от полунищих путников до богато одетых дам, от глубоких стариков до юных студентов, от иноков до почти неверующих.

Люди несут цветы и, несмотря на морозы, стоят в длинной-длинной очереди. У них свои отношения с Ксеньюшкой, очень личные, которые выразить можно, лишь прислонившись лбом к холодной стене часовни… А было время, когда посещение ее могилки запрещалось: на кладбище был установлен милицейский пост, а саму часовню обнесли забором…

День памяти Ксении Петербуржской

Часовня… для хозяйственных нужд?

Почитание Ксении Блаженной началось при ее жизни и усилилось после кончины. В 1830-е над могилой на Смоленском кладбище устроили простую деревянную часовню, больше напоминавшую сарай. По инициативе тогдашнего настоятеля протоиерея Алексия Сперанского в 1902 году была возведена каменная часовня в русском стиле. В годы войны Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной были закрыты, но люди все равно приходили и молились здесь. По многочисленным просьбам верующих храм и часовня были открыты в 1947 году. Часовню за неделю, а храм за месяц удалось привести в пригодное для богослужений состояние. Но в годы хрущевских гонений часовню вновь закрыли, объяснив это «нездоровой» обстановкой, создаваемой «кликушескими» элементами, а также аварийным состоянием здания. Прошения об ее открытии поступали в течение 20 лет, но оставались без ответа. В начале 1980-х дело сдвинулось: в 1982 году Ленгорисполком принял решение о передаче часовни церковной общине.

В 1987 году в праздник Смоленской иконы Божией Матери часовня была освящена. Уполномоченный по делам религии пытался помешать крестному ходу вокруг часовни: во время чина освящения к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию подходили люди и передавали требование уполномоченного не идти крестным ходом, но он отвечал: «Когда я служу, мне никто не может помешать». И крестный ход был совершен.

Протоиерей Виктор Московский был назначен настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери 1 сентября 1987 года. «Храм был в запущенном состоянии, часовню Ксении Блаженной отремонтировали, но совершать панихиды по ней уполномоченный запрещал. Использовать часовню можно было лишь как помещение для хозяйственных нужд, там находился склад инвентаря, — вспоминает отец Виктор. — Людей-то не обманешь, они шли в часовню и слезно просили совершать там молитву. Я вынужден был обратиться к митрополиту Алексию (впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II) с просьбами верующих благословить совершать молитву в часовне. Он мне посоветовал от имени верующих людей, не боясь, настойчиво добиваться права на молитву, обращаясь во все инстанции. Конечно, владыка Алексий во всем поддерживал меня и помогал. Но только весной 1988 года мы наконец получили негласное разрешение на совершение треб в часовне».

В 1988 году произошло событие, которое еще несколько лет назад невозможно было представить: блаженную Ксению причислили к лику святых. В канун канонизации было разрешено совершать по ней панихиды. «Но, совершая панихиды, мы все равно относились к ней, как к святой, — говорит отец Виктор. — Чувствовали ее помощь во всем, ее молитву».

Митрополит Алексий всячески содействовал канонизации Ксении Блаженной. Приезжая из Синода, он каждый раз говорил настоятелю, что дело сдвинулось на 60%, потом на 80%, потом уже на 98%… Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. «Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем», — вспоминает отец Виктор.

Настоятель Смоленского храма протоиерей Виктор Московский

Протоиерей Виктор Московский слышал про Ксению Блаженную еще в детстве: «Когда прислуживал в храме, видел, что многие записки об упокоении начинались с имен Иоанна Кронштадтского и Ксении Блаженной». Тогда он еще не знал, кто это такая, узнал позже, учась в семинарии. Но в советское время никто представить не мог, что в нашей стране канонизируют новых святых: «Даже и во сне нам не снилось, что будут открываться закрытые храмы, строиться новые; подвижники веры и благочестия будут прославляться в лике святых. В наше-то время храмы закрывались. Сейчас я смотрю вокруг и удивляюсь: воистину Господь творит чудеса! И народ Божий помогает Церкви, и власти, и благотворители».Рядом даже в мелочах

В праздник Ксении Блаженной на Смоленское кладбище приезжают и приходят пешком паломники из самых разных мест нашей страны и ближнего зарубежья. Народу с каждым годом все больше и больше: в прошлом году очередь была до 17-й линии, а часовню закрыли только в полночь. «У нас пока, к сожалению, нет возможности принимать паломников, — говорит отец Виктор. — Здание для гостиницы требует ремонта. К тому же оно очень небольшое, — а паломников тысячи! Кто-то останавливается в Иоанновском монастыре, там есть гостиница, кто-то — у знакомых. А кому совсем негде ночевать, тех мы оставляем в храме, а на следующий день они помогают в уборке. Так и выходим из положения. Паломники из других городов могут быть спокойны: на улице никто не останется».

Нина Фролова, свечница в часовне, рассказывает: «Людям, которые приходят на праздник, я бы памятник ставила. Ведь по пять, по шесть часов стоят только для того, чтобы приложиться. Так долго не потому, что мы чего-то не учитываем (стараемся не задерживать: один батюшка помазывает, а другой молебны служит), просто народу так много. Столько любви надо людям, столько терпения! Но, наверное, за то, что они выстояли, они от Ксении милость и получают». Нина Анатольевна трудится бок о бок с матушкой Ксенией уже 21-й год: «Это великая Божия милость. Ксения помогает, подставляет плечо, даже в мелочах она рядышком с вами». За это время по молитвам Ксении Блаженной совершилось немало чудес. «Только-только открыли часовню, к гробнице подвезли мальчика в инвалидной коляске, батюшка помазал его маслом. Я сама видела, как он из коляски встал. Нет, он не пошел — да и не мог, наверное, пойти, ножки-то слабые, — но встал и стоял. А еще был такой случай. Знакомая одной нашей прихожанки живет за границей. У нее обнаружили рак желудка, предстояла сложная операция. Она не просила Ксению ее исцелить, она просила: „Помоги!“ Мы заказали 40 молебнов, но не успели все отслужить, как она позвонила и сказала, что ее выписали из клиники: диагноз не подтвердился. Мы заказали еще 40 молебнов, теперь уже благодарственных… Многим матушка Ксения деток дает, моей сестре вот внучку подарила. В семье ее сына девять лет не было детей, и сестра часто ходила к Ксении молиться за сына. А неверующая невестка относилась к этому скептически. И вот на девятый год у них родилась дочь. Невестка после этого уверовала и свекровь свою благодарила».

К блаженной Ксении приходят все

Сегодня — гуляющий, завтра — верующий

В часовне блаженной Ксении Петербургской молебны и панихиды служат постоянно с открытия до закрытия. Часто не только по запискам, но и по письмам, приходящим издалека: «Мы получаем очень много писем с просьбами помолиться о болящих или пьющих родственниках, солдатах-срочниках, особенно о тех, кто служит в „горячих точках“, — рассказывает отец Виктор. — Часто просят у Ксеньюшки помощи, если в семье неладно или когда ищут достойного спутника жизни. Бывает, просят прислать маслица. Мы опускаем лепесток розы в елей, освященный на могиле Ксеньюшки, и в письме высылаем. Они потом этот лепесточек полагают в сосуд с маслом. Получаем мы и благодарственные письма. Часто пишут: „Какие вы счастливые, что имеете такую святыню!“ Пишут, что молятся за нас. Я говорю своей братии: „Благодарите Бога, что все мы здесь, нас знает и о нас молится весь мир“».

В годы, когда часовня была закрыта, люди писали записки со своими просьбами к Ксении Блаженной. Сейчас и храм, и часовня открыты, можно подать записку за здравие или за упокой, помолиться за богослужением. Но люди по-прежнему оставляют записки у стен часовни: пришлось даже поставить для этого специальный ящик. Содержание этих записок часто бывает курьезным: «Я однажды видел записку мальчика: „Ксения Блаженная, убеди мою маму, чтобы купила мне велосипед!“ — вспоминает отец Виктор. — Не только дети, но и взрослые такое пишут! Поговорить бы с теми, кто оставляет эти записки, объяснить, что это не волшебство какое-то, но они со священниками в контакт не вступают».

В городе бытует поверье, если пара собирается пожениться, надо три раза обойти вокруг часовни, чтобы брак был прочным. «Это смешно, конечно, — говорит отец Виктор. — Можно попросить Ксению, чтобы брак был прочным, но надо приходить с верой, с молитвой, а не с магической цифрой „три“ в голове. Ведь можно и десять раз вокруг часовни обойти, а толку не будет. По вере вашей да будет вам…»

Нина Фролова считает, что 20 лет назад, когда часовня только открылась, у людей было больше сердечной веры: «Бабушки, которые прошли десятилетия безбожия, как молились!.. А сейчас людей больше стало, а искренне верующих — меньше. Стоит очередь в часовню, начинаешь просить, чтобы пропустили вперед тех, кто с маленькими детьми, куда там! Бывает, чуть не до драки дело доходит!.. Приезжие, как правило, приходят с благоговением, я больше говорю про местных, гуляющих. Хотя… сегодня пришел гуляющий, завтра, не исключено, Ксения так его поразит, что станет верующим!..»

Фото: Юрий Костыгов и Станислав Марченко

Журнал «Вода живая». Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. № 2, 2010 год. Автор: Татьяна Кириллина


Вы прочитали статью День памяти Ксении Петербуржской — 6 февраля. Читайте также:

Святая блаженная Ксения: утешающая всех, кто ее просит

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской mp3

Чудеса святой блаженной Ксении

Житие святой Ксении Петербургской

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Любимая верующим народом при жизни и по кончине – уже более 300 лет, святая Ксения собирает на дни своей памяти тысячи людей в храмах по всей России. Как же появились эти даты? 

Содержание страницы

  • Три праздника блаженной Ксении
    • 6 февраля – именины 
    • 6 июня – прославление
    • В Соборе Санкт-Петербургских святых 
    • Известен ли день рождения святой? 
  • Как почтить память святой в эти дни 
  • Кто празднует дни Ангела в день памяти блж. Ксении 
    • Похожие статьи

Три праздника блаженной Ксении

Дни памяти Ксении

Блж. Ксения Петербургская

Обычно празднование святому происходит на годовщину преставления, на обретение, перенесение мощей. Некоторым святым, как особо чтимым (например, св. Иоанну Предтече) Церковь совершает особые службы также на день рождения в земную жизнь. 

Однако, судьбы угодников Божиих различны. Многих из них не слишком любили при жизни, а потому памятные даты людей не интересовали. Иные, как иноки, сами не стремились к известности. Так случилось с блаженной Ксенией. 

Жители Петербурга многие годы считали вдову певчего придворного хора Андрея Петрова странной, даже сумасшедшей. Когда святая взяла на себя подвиг «ругаться миру» под личиной мнимого безумия, ее родственники требовали от начальства забрать у Ксении, как явно сумасшедшей, имущество, не позволить вдовице раздать бедным деньги, вещи, даже – отдать дом. Когда же она, надев мундир покойного супруга, стала неприкаянно бродить по улицам, от нее вовсе отвернулись родные, знакомые, друзья. 

Прошли долгие годы, прежде, чем горожане осознали: под мнимым сумасшествием, странностями – великая святость. Стали записывать ее чудеса, пророчества, обращаться за советом, как к великой старице. Слава такая для подвижника – много тяжелее гонений. Ведь это – искушение гордыни и тщеславия. Еще более «странно» начала вести себя блаженная, еще меньше о себе рассказывать. 

Когда же Ксения закончила земную дорогу, оказалось, что никто не помнит даже точного года ее рождения. Год кончины со временем тоже позабылся. А уж день – тем паче. Когда же народное почитание святой перешло в церковную канонизацию, дни памяти пришлось устанавливать так, как делается со святыми, о которых не сохранилось подробных данных. 

6 февраля – именины 

Удивительно, как судьба человека иной раз похожа на жизненный путь его небесного покровителя. Будущую святую окрестили с именем подвижницы V в.  прп. Ксении Милаской.

В миру ее звали Евсевией, имя же Ксении она взяла сама. Не желая вступать в брак, девушка с двумя служанками покинула отчий дом, так, что многие десятилетия родные не имели о ней известий. Евсевия удалилась в город Миласс. Здесь она основала женскую обитель. Там же подвижница назвалась новым именем. 

 

Прошли годы, святая прославилась добродетельной жизнью, неустанной помощью страждущим. А когда она скончалась, над ее обителью многие видели венец и крест – зримое воздаяние ей за подвиги. 

С тех пор множество девочек при Крещении получали имя Ксении. Петербургская же святая в чем-то повторила путь святой странницы, бывшей Евсевии. Возможно, ее дорога оказалась даже тяжелее, ведь блаженная не покидала родного города, но здесь, среди не понимающих ее людей, со смирением терпела холод, зной, насмешки, укоры, и так стяжала святость. 

6 июня – прославление

 

Несколько столетий к скромной могилке на Смоленском кладбище Петербурга шли люди. Несли «матушке Ксении» свою боль, как умели, просили помощи. Бесконечно оставляли записки – сначала у оградки, затем – у часовни, где покоятся ее мощи, пусть там даже размещалась скульптурная мастерская. Существует устойчивое предание: работа ее не шла, бюсты коммунистических вождей постоянно разбивались. 

Множились рассказы о чудесах святой, но причислить праведницу, да еще столь почитаемую, к лику святых в условиях гонений – было чревато репрессиями властей. Сделать это удалось только в июне 1988 года.

Канонизацию приурочили к 1000-летию Крещения Руси. Как сказал после прославления святой преподаватель Петербургской Духовной Академии, игумен Венедикт (Кантор), «снова, после 16-ти столетий, в лике празднуемых святых Православной Церкви появляется имя юродивой Христа ради»; до Ксении канонизирована только блаж. Исидора (IV в.).

Ксения также стала: 

  • первой святой женой, прославленной Русской Церковью более чем за 300 лет; 
  • первой святой из числа жителей Петербурга за всю историю города (с 1703 г.). 

В Соборе Санкт-Петербургских святых 

День памяти святых «града Петрова» считается переходящим, он отмечается в третье воскресенье после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы). Праздник установлен с 2000 г. Ныне среди угодников Божиих почитается множество подвизавшихся в этих местах задолго до основания будущей столицы России, связанных с жизнью города на Неве за все время его 300-летнего существования. Среди них и Ксения Блаженная. 

Известен ли день рождения святой? 

Письма Ксении Петербургской

Блж. Ксения Петербургская

Многим верующим, для которых Ксения давно стала родной и духовно близкой, хотелось бы знать о ней побольше. Но почти не сохранилось сведений о ее рождении, воспитании, семье. Даже год рождения определяется от 1719 до 1730. А о дне рождения не известно ничего. 

Как почтить память святой в эти дни 

Теснейшее общение с почитаемым святым дают молитвенное обращение к нему, участие в Таинствах. Поэтому лучше всего отмечать день памяти блаженной: 

  • горячей молитвой к ней; 
  • добрыми делами; 
  • по возможности – Причастием Святых Христовых Таин. 

Кто празднует дни Ангела в день памяти блж. Ксении 

Хотя имя «Ксения» появилось благодаря святой Евсевии не столько как имя, сколько как наименование ею себя как «чужой миру», странницы, впоследствии им называют множество девочек. В церковном календаре – кроме Ксений Миласской и Петербургской еще несколько святых с этим именем: 

  • княгиня Тверская, в монашестве Мария, жившая (XIV в.); это местночтимая угодница Божия; 
  • две преподобномученицы, Ксения Петрухина и Ксения Черлина-Браиловская (обе убиты в 1937 г.); 
  • новомученица Ксения Радунь (расстреляна в 1942 г.). 

Благочестивая традиция советует православным при наличии нескольких одноименных им святых выбирать того, чей день памяти ближе ко дню рождения. Но нет никакого запрета из всех Ксений выбрать ту, к которой больше тянется душа, для молитвенного общения. 

Мы знаем об угодниках Божиих столько, сколько благословляет Господь. Не зная точных дат жизни, мы, однако, знаем: они с нами. Такой были и остается Ксения Петербургская. 

Наталья Сазонова.

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

Свя­тая бла­жен­ная Ксе­ния ро­ди­лась меж­ду 1719 и 1731 го­да­ми. О ро­ди­те­лях свя­той, ее дет­ских и от­ро­че­ских го­дах ни­че­го не из­вест­но. Из­вест­но только, что от­ца бла­жен­ной зва­ли Гри­го­ри­ем.

По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия Ксе­ния Гри­го­рьев­на со­че­та­лась бра­ком с при­двор­ным пев­чим, пол­ков­ни­ком Ан­дре­ем Фе­одо­ро­ви­чем Пет­ро­вым, и жи­ла с су­пру­гом в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Но не­дол­го су­дил Гос­подь мо­ло­дой че­те ид­ти вме­сте по жиз­нен­но­му пу­ти: Ан­дрей Фе­одо­ро­вич вне­зап­но скон­чал­ся, оста­вив су­пру­гу вдо­вою на два­дцать ше­стом го­ду ее жиз­ни.

Это тра­ги­че­ское со­бытие из­ме­ни­ло жизнь мо­ло­дой жен­щи­ны. Она бы­ла глу­бо­ко по­тря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти по­ка­я­ние. Ксе­ния ре­ши­ла, что по­дви­гом жиз­ни она вы­мо­лит у Бо­га про­ще­ние пре­гре­ше­ний ра­ба Бо­жи­его Ан­дрея.

В день по­хо­рон му­жа Ксе­ния Гри­го­рьев­на на­де­ла его одеж­ду и всем, об­ра­щав­шим­ся к ней с со­бо­лез­но­ва­ни­я­ми, го­во­ри­ла, что умер не Ан­дрей Фе­до­ро­вич, а умер­ла его су­пру­га Ксе­ния Гри­го­рьев­на. С это­го мо­мен­та она действи­тель­но умер­ла для ми­ра, при­няв на се­бя тя­же­лей­ший по­двиг – по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди.

Она сра­зу как бы за­бы­ла все зем­ное, че­ло­ве­че­ское, все ра­до­сти и уте­хи, и вслед­ствие это­го мно­гим ка­за­лась как бы су­масшед­шей, ли­шив­шей­ся рас­суд­ка. Так на нее ста­ли смот­реть да­же ее род­ные и зна­ко­мые, и осо­бен­но по­сле то­го, как Ксе­ния раз­да­ла ре­ши­тель­но все свое иму­ще­ство бед­ным, а дом по­да­ри­ла сво­ей хо­ро­шей зна­ко­мой, Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой. Род­ные Ксе­нии, по­ла­гав­шие, что мо­ло­дая вдо­ва ли­ши­лась рас­суд­ка из-за сва­лив­ше­го­ся на ее пле­чи го­ря, по­да­ли да­же и про­ше­ние на­чальству умер­ше­го Ан­дрея Фе­одо­ро­ви­ча, про­ся не поз­во­лять Ксе­нии в безум­стве раз­да­вать свое иму­ще­ство. На­чальство умер­ше­го Пет­ро­ва вызва­ло Ксе­нию к се­бе, но по­сле раз­го­во­ра с ней впол­не убе­ди­лось, что Ксе­ния со­вер­шен­но здо­ро­ва, а по­то­му име­ет пра­во рас­по­ря­дить­ся сво­им иму­ще­ством, как ей угод­но.

Осво­бо­див­шись от всех зем­ных по­пе­че­ний, свя­тая Ксе­ния шла тя­же­лым пу­тем юрод­ства Хри­ста ра­ди. Об­ла­чив­шись в ко­стюм му­жа, то есть на­дев на се­бя его бе­лье, каф­тан, кам­зол, она все так же уве­ря­ла лю­дей, что Ан­дрей Фе­одо­ро­вич жив, а умер­ла его су­пру­га Ксе­ния. Она ни­ко­г­да не от­кли­ка­лась, ес­ли ее на­зы­ва­ли Ксе­ни­ей Гри­го­рьев­ной, но все­гда охот­но от­зы­ва­лась, ес­ли ее на­зы­ва­ли Ан­дре­ем Фе­одо­ро­ви­чем.

Ка­ко­го-ли­бо опре­де­лен­но­го ме­сто­жи­тельства Ксе­ния не име­ла. Боль­шей ча­стью она це­лый день бро­ди­ла по Пе­тер­бург­ской сто­ро­не и по пре­иму­ще­ству в райо­не при­хо­да церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Мат­фия (ны­не – ули­ца Боль­шая Пуш­кар­ская, дом 35), где в то вре­мя жи­ли в ма­леньких де­ре­вян­ных до­ми­ках не­бо­га­тые лю­ди. Стран­ный ко­стюм бед­ной, ед­ва обу­той жен­щи­ны, не имев­шей ме­ста, где гла­ву при­к­ло­нить, ее ино­ска­за­тель­ные раз­го­во­ры, ее пол­ная кро­тость, не­зло­бие да­ва­ли не­ред­ко злым лю­дям и осо­бен­но улич­ным маль­чиш­кам по­вод и сме­лость глу­мить­ся над бла­жен­ной. Бла­жен­ная же все эти по­но­ше­ния сно­си­ла без­ро­пот­но. Лишь од­на­жды, ко­г­да Ксе­ния уже ста­ла по­чи­тать­ся за угод­ни­цу Бо­жию, жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны ви­де­ли ее в силь­ном гне­ве. Из­де­ва­тельства маль­чи­шек в тот раз пре­вы­си­ли вся­кое че­ло­ве­че­ское тер­пе­ние, они ру­га­лись, бро­са­ли в нее кам­ня­ми и гря­зью. С тех пор мест­ные жи­те­ли по­ло­жи­ли пре­дел ее улич­но­му пре­сле­до­ва­нию.

Ма­ло-по­ма­лу к стран­но­стям бла­жен­ной при­вык­ли. Ко­г­да ко­стюм Ан­дрея Фе­до­ро­ви­ча ис­тлел и рас­пал­ся, свя­тая об­ла­чи­лась в лох­мо­тья. Ей ста­ли пред­ла­гать теп­лую одеж­ду и день­ги, но Ксе­ния ни за что не со­гла­ша­лась про­ме­нять лох­мо­тья и всю свою жизнь про­хо­ди­ла в крас­ной коф­точ­ке и зе­ле­ной юб­ке или на­обо­рот – зе­ле­ной коф­точ­ке и крас­ной юб­ке. Ве­ро­ят­но, в па­мять о цве­тах фор­мен­ной одеж­ды му­жа. Ми­ло­сты­ню она так­же не при­ни­ма­ла, а бра­ла лишь от доб­рых лю­дей «ца­ря на ко­не» (ко­пейки с изоб­ра­же­ни­ем всад­ни­ка[1]) и тот­час же от­да­ва­ла это­го «ца­ря на ко­не» та­ким же бед­ня­кам, как и са­ма она.

Бро­дя це­лы­ми дня­ми по ули­цам Пе­тер­бур­га, Ксе­ния из­ред­ка за­хо­ди­ла к сво­им зна­ко­мым, обе­да­ла у них, бе­се­до­ва­ла, а за­тем сно­ва от­прав­ля­лась стран­ство­вать. Где она про­во­ди­ла но­чи, дол­гое вре­мя оста­ва­лось не­из­вест­ным. Этим за­ин­те­ре­со­ва­лись не только жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны, но и мест­ная по­ли­ция, для ко­то­рой ме­сто­пре­бы­ва­ние бла­жен­ной по но­чам ка­за­лось да­же по­до­зри­тель­ным. Ре­ше­но бы­ло раз­узнать, где про­во­дит но­чи эта стран­ная жен­щи­на и чем она за­ни­ма­ет­ся. Ока­за­лось, что Ксе­ния, не­смот­ря ни на ка­кое вре­мя го­да и по­го­ду, ухо­ди­ла на ночь в по­ле и здесь в ко­ле­но­пре­кло­нен­ной мо­лит­ве про­ста­и­ва­ла до са­мо­го рас­све­та, по­пе­ре­мен­но де­лая зем­ные по­кло­ны на все че­ты­ре сто­ро­ны.

В 1786-1790 го­дах под ру­ко­вод­ством свя­щен­ни­ка Ге­ор­гия Пет­ро­ва и по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Алек­сея Ива­но­ва на Смо­лен­ском клад­би­ще в Санкт-Пе­тер­бур­ге бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная Смо­лен­ская цер­ковь. Ра­бо­чие, тру­див­ши­е­ся на стро­и­тельстве хра­ма, за­ме­ча­ли стран­ные ве­щи. За вре­мя их от­сут­ствия, но­ча­ми, кто-то но­сил кир­пи­чи на ле­са стро­я­щей­ся церк­ви. На­ко­нец они ре­ши­ли раз­узнать, кто мог быть этот да­ро­вой не­у­то­ми­мый ра­бот­ник, каж­дую ночь тас­ка­ю­щий для них кир­пич. Ока­за­лось, что это бы­ла ра­ба Бо­жия бла­жен­ная Ксе­ния.

За ве­ли­кие ее по­дви­ги и тер­пе­ние Гос­подь еще при жиз­ни про­сла­вил свою из­бран­ни­цу. Ра­ба Бо­жия Ксе­ния спо­до­би­лась да­ра про­зре­ния сер­дец и бу­ду­ще­го. Она пред­рек­ла кон­чи­ну им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (1762) и мо­ло­до­го им­пе­ра­то­ра Ио­ан­на Ан­то­но­ви­ча (1764), по­мог­ла од­ной де­ви­це из­бе­жать бра­ка с бег­лым ка­торж­ни­ком, вы­да­вав­шим се­бя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка.

Уча лю­дей прав­ди­во­сти, бла­жен­ная Ксе­ния не­ред­ко от­кры­ва­ла и тай­ны тех лиц, ко­го она на­ве­ща­ла. Куп­чи­хе Кра­пив­ни­ной пред­ска­за­ла кон­чи­ну при­кро­вен­но, го­во­ря: «Зе­ле­на кра­пи­ва, но ско­ро увя­нет», а од­ной бед­ной де­ви­це – за­му­же­ство.

Од­на­жды она ска­за­ла сво­ей ста­рой зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой, той са­мой, ко­то­рой по­да­ри­ла дом, что­бы та не­мед­лен­но шла на Смо­лен­ское клад­би­ще: «Вот ты тут си­дишь да чул­ки што­па­ешь, а не зна­ешь, что те­бе Бог сы­на по­слал!» Па­рас­ке­ва в не­до­у­ме­нии по­шла в сто­ро­ну клад­би­ща и вдруг уви­де­ла тол­пу на­ро­да. Ока­за­лось, что эки­паж за­да­вил на­смерть бе­ре­мен­ную жен­щи­ну, ко­то­рая успе­ла пе­ред кон­чи­ной раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни маль­чи­ком. Па­рас­ке­ва взя­ла его се­бе, и так как не мог­ла ни­где отыс­кать от­ца мла­ден­ца, усы­но­ви­ла его. Вос­пи­тан­ный ею при­ем­ный сын по­чи­тал ее как мать и в ста­ро­сти бе­рег по­кой Па­рас­ке­вы, ко­то­рая бла­го­да­ри­ла бла­жен­ную за ве­ли­кую ра­дость.

Жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны за­ме­ча­ли, что ес­ли бла­жен­ная возь­мет на ру­ки боль­ное ди­тя или бла­го­сло­вит его, оно не­пре­мен­но выздо­ро­ве­ет. Ес­ли возь­мет ка­кую-ни­будь ме­лочь из лав­ки куп­ца – тор­гов­ля бу­дет успеш­ной. Ес­ли она зай­дет в дом, то в до­ме бу­дут ца­рить мир и со­гла­сие.

Бла­жен­ная Ксе­ния нес­ла по­двиг доб­ро­воль­но­го безу­мия 45 лет и скон­ча­лась око­ло 1803 го­да. Те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но на Смо­лен­ском клад­би­ще. И мно­го зна­ме­ний ми­ло­сти Бо­жи­ей на­ча­ло со­вер­шать­ся у ее гро­ба. По со­вер­ше­нии па­ни­хи­ды над ее мо­гил­кой ст­раж­ду­щие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния, в се­мьях во­дво­рял­ся на­ру­шен­ный мир, нуж­да­ю­щи­е­ся по­лу­ча­ли им не­об­хо­ди­мое.

Лю­ди, по­чи­тав­шие бла­жен­ную Ксе­нию, раз­би­ра­ли зем­лю с ее мо­гиль­но­го хол­ма, так что холм на­сы­па­ли не­сколько раз. Поз­же на ме­сте хол­ма бы­ла по­ло­же­на ка­мен­ная пли­та, ко­то­рую так­же раз­би­ра­ли по ка­муш­кам. В тре­тьей чет­вер­ти XIX ве­ка на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на ма­ленькая ча­сов­ня, а в 1902 го­ду по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Алек­санд­ра Все­сла­ви­на бы­ла воз­ве­де­на боль­шая ка­мен­ная ча­сов­ня. В со­вет­ские го­ды ча­сов­ню за­кры­ли, но ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми без­бож­ни­ков не­воз­мож­но бы­ло за­глу­шить в на­ро­де па­мять о бла­жен­ной и ве­ру в ее мо­лит­вен­ное пред­ста­тельство пред пре­сто­лом Бо­жи­им.

Дру­гое па­мят­ное ме­сто, свя­зан­ное со свя­той Ксе­ни­ей, на­хо­дит­ся на Пет­ро­град­ской сто­ро­не – это ули­ца Лах­тин­ская, где Ксе­ния жи­ла с су­пру­гом. Дом их на­хо­дил­ся ли­бо в на­ча­ле ули­цы, впо­след­ствии на­зван­ной по име­ни ее му­жа – «Ан­дрея Пет­ро­ва» (с 1877 го­да – Лах­тин­ская), то есть око­ло Боль­шо­го про­спек­та, ли­бо меж­ду до­ма­ми 15 и 19 по Лах­тин­ской ули­це (в 2019 го­ду здесь был воз­ве­ден храм свя­той Ксе­нии Пе­тер­бург­ской).

По­сле мно­го­лет­не­го на­род­но­го по­чи­та­ния бла­жен­ная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых 6 июня 1988 го­да на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. А еще ра­нее – 24 сен­тяб­ря 1978 – Ксе­ния Пе­тер­бург­ская бы­ла ка­но­ни­зи­ро­ва­на Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью За­гра­ни­цей. Хра­мы во имя свя­той Ксе­нии на­хо­дят­ся во мно­гих стра­нах ми­ра, а изоб­ра­же­ние ее мож­но уви­деть да­же на но­во­зе­ланд­ских мо­не­тах.

При­ме­ча­ние

[1] Мно­гие ду­ма­ют, что всад­ник с ко­пьем, изоб­ра­жен­ный на авер­се ста­рин­ных рус­ских мо­нет, это Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец, по­ра­жа­ю­щий змея. Но это не так. Тра­ди­ция че­ка­нить во­ору­жен­но­го всад­ни­ка укре­пи­лась на Ру­си еще в пе­ри­од прав­ле­ния Ива­на III, ко­то­рый из­ве­стен тем, что смог объеди­нить раз­роз­нен­ные рус­ские кня­же­ства в еди­ное го­су­дар­ство. В этот пе­ри­од се­реб­ря­ная мо­не­та ста­но­вит­ся об­ще­рус­ской, об­ре­та­ет ле­ген­ду «Го­су­дарь всея Ру­си», ука­зы­вая на вла­ды­че­ство мос­ков­ско­го кня­зя над осталь­ны­ми. Имен­но об­раз кня­зя и во­пло­ща­ет во­ин-вла­сти­тель с мо­нет­ки. Бла­го­да­ря ко­пью в ру­ке во­и­на в рус­ском язы­ке и по­яви­лось сло­во «ко­пейка».

См. также:

  • Святая блаженная Ксения Петербургская В.Н. Лялин
  • Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая мон. Таисия (Карцова)
  • Блаженная Ксения Петербургская

Приблизительное время чтения: 11 мин.


print

Два с лишним столетия назад, когда Россией правили императоры и императрицы, а столицей был Санкт-Петербург, на его улицах появилась необычная женщина. Всё в ней было странно: поведение, речь, одежда и даже имя. Она отчего-то называла себя… Андреем Фёдоровичем! Но еще удивительнее было то, что люди не шарахались от неё, а наоборот, подходили к ней, задавали вопросы о своей жизни, о будущем, просили о помощи. И она помогала, подсказывала, предупреждала.

Много историй сохранилось об этой женщине…

Неожиданная встреча

По улице Санкт-Петербурга шла дама — небедная, хорошо одетая, прямо барыня. Вдруг перед ней встала странная женщина — высокая, худая, в зелёной кофте и потрёпанной красной юбке, из-под белой косынки выбиваются седые волосы, рваные башмаки на босу ногу. Встала и протянула даме руку.

В первый момент дама испугалась незнакомки, но потом сообразила: это же просто нищенка, милостыню просит! Полезла в кошелёк: «Сейчас, милая, сейчас дам…» — но незнакомка покачала головой: нет, дескать, не то. Смотрит барыня, а у бродяжки у самой в ладони — монета! То есть это она даме денежку хочет дать.

Но — зачем?

— Возьми пятак! — тихо сказала необычная незнакомка чуть хрипловатым голосом. — Тут царь на коне… Потухнет…

Сказала и так быстро ушла, словно растворилась в воздухе.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Дама растерянно разглядывала медную монету. Какой «царь»? Что «потухнет»? Пожала плечами: «Должно быть, сумасшедшая…» Сжала пятачок в руке, двинулась дальше.

Дом той барыни стоял через два квартала. Хороший дом, большой. Вот сейчас придёт она домой, усядется на диванах, велит сделать себе кофию и, наконец, отдохнёт от жары…

Но — что это? Женщина вдруг почувствовала запах дыма. Услышала крики… Завернула за угол — батюшки! Пожар! Дом её полыхал, из окон вырывалось пламя. Люди в военной форме удерживали толпу зевак, пожарные качали насосом воду, но было понятно, что потушить тут уже вряд ли что-нибудь получится.

Женщина закричала, кинулась, путаясь в платье, к дому. Но, не добежав нескольких шагов, вдруг встала как вкопанная. Что происходит? Только что дом был весь охвачен огнём, и внезапно… пожар словно «выключили»! Нет больше языков пламени! Лишь тонкие струйки дыма поднимаются от крыши.

Толпа разом смолкла и замерла. Военные, пожарные — все смотрели на дом, не веря глазам.

К даме тихонько придвинулся дворник:

— Барыня, видел, к вам Ксеньюшка подходила. Чего сказала?..

Женщина медленно разжала кулак и посмотрела на монету: «Возьми пятак! Тут царь на коне… Потухнет…»

Она поняла, что предсказание сбылось. И узнала, что та странная незнакомка с монетой была блаженная Ксения, которую в Петербурге тогда уже многие знали.

Что за «царь на коне»?

На мелких монетах в те времена был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Этого святого блаженная Ксения и называла «царём на коне». Сама она милостыню никогда не просила — ей давали, а она монетку брала и тут же её какому-нибудь нуждающемуся вручала.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Давали блаженной и тёплую одежду, беспокоясь о том, что бродяжка живёт на улице, мокнет под дождём, терпит ветра и морозы. Только она не брала, отказывалась. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. А на ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком.

Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам!» Но большинство петербуржцев блаженную не только не трогали, а любили и всеми способами зазывали к себе.

Нищая, которая приносит удачу

Кто же была эта женщина? Сегодня мы знаем её как Ксению Петербургскую. А в восемнадцатом веке она числилась по документам как Ксения Григорьевна Петрова.

Перенесёмся на два с лишним века в прошлое и понаблюдаем за блаженной Ксенией…

Вот она идёт по берегу канала. Выходит на торговую площадь. Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром…

Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка! Ксеньюшка!» Бросился к ней. За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми!» «Моё попробуй!..»

Тут же — извозчики: «Ксеньюшка!.. Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу!»

А вот и лавочники — двери нараспашку: «В мою лавку милости прошу, Андрей Фёдорович! Мой товар посмотри!..» «И ко мне пожалуй!..»

Седая женщина в косынке спокойно берёт с одного из лотков пирожок. Надкусывает. Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева… Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает… Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел.

А Ксения опять на улицу выходит. К ней подходят две мамочки с младенцами на руках. Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и… тот сразу затихает! Блаженная что-то шепчет ему на ушко, гладит по голове и возвращает матери: «Ничего, милая, Андрей Фёдорович плохого не сделает. Теперь поправится…» Счастливая мама утирает слёзы.

Что это? Что происходит? Почему такое внимание к странной бедной женщине? Просто все в Петербурге знают, что Ксения, как ангел хранитель, приносит удачу, успех и счастье. Торговцы давно заметили: у кого Ксеньюшка с лотка что-нибудь возьмёт, тот вмиг распродаст весь свой товар. К кому в лавку зайдёт, у того весь день от покупателей не будет отбоя. Извозчики смекнули: у кого Ксения проедет в коляске, к тому потом пассажиры в очередь встанут и деньги рекой потекут. И мамы с радостью своих детей к блаженной несут: посидит малыш у нее на руках, будет здоровым, все хвори от него уйдут.

Но почему Ксению называют мужским именем Андрей Фёдорович? Чтобы это узнать, придётся перенестись с торговой площади Петербурга восемнадцатого века ещё лет на тридцать назад…

Андрей Фёдорович

Дом полковника Андрея Фёдоровича Петрова стоял на Петербургской стороне — тогдашней окраине Санкт-Петербурга. Жил Петров со своей супругой Ксенией небедно, получал приличное жалование, хозяйство у них было крепкое — куры, козы, свои экипажи…

Андрей Фёдорович пел на церковных службах во дворцах, был певчим придворного хора. Иногда его слушала даже сама императрица Елизавета.

В семье у Петровых царили любовь и согласие. Несколько лет Андрей и Ксения прожили душа в душу.

И вдруг — беда! Андрей Фёдорович внезапно умирает. Ксении на тот момент было всего двадцать шесть лет. Смерть мужа — огромное горе для неё, но ещё страшнее для Ксении то, что Андрей Фёдорович перед смертью не успел ни исповедаться, ни причаститься.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Христиане знают: даже если ты всю жизнь ходил на исповедь, всё равно перед встречей с Господом очень важно ещё раз попросить у Него прощения за свои грехи, чтобы душа предстала перед Богом чистой и ей открыт был путь в Царствие Небесное. Поэтому все верующие стремятся перед кончиной исповедовать свои грехи и причаститься. Супруг Ксении этого не сделал, и молодая женщина не знала, как быть: а вдруг душа мужа не найдет себе покоя?

За одну ночь молодая женщина совсем поседела. Несколько дней после кончины мужа Ксения не спала, не ела, просто сидела на стуле. А потом она приняла решение: она спасёт того, кого так сильно любит. Она сама станет Андреем Фёдоровичем! Сама исповедает его грехи перед Господом и от его имени будет творить добрые дела!

Ксения остригла волосы, надела на себя форму супруга — красно-зёленый военный мундир, — и в таком виде пошла на похороны.

Люди, которые шли за гробом Андрея Петрова, ничего не понимали: почему в толпе идет женщина в мужской одежде? Шептались: «Никак Ксения Григорьевна помешалась…»

Кто-то не выдержал, окликнул вдову:

— Как же ты теперь, матушка?

Женщина обернулась:

— Что вы тревожите ее? Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище. А я, грешный Андрей Фёдорович, весь тут.

С тех пор как похоронили мужа, Ксения требовала называть себя только Андреем Фёдоровичем. Она отказалась от себя, от всего, что ей принадлежало, даже от своего имени ради спасения души супруга.

Дом свой новый Ксения отдала Прасковье Антоновой — вдове, которая раньше снимала у них с мужем комнаты. Попросила её только пускать в дом нищих и бездомных на ночлег. Раздала Ксения и деньги, и имущество. Осталась ни с чем.

Родня мужа заволновалась, что дом и состояние покойного Андрея Фёдоровича разбазариваются. Назначили даже специальную комиссию, чтобы признать, что молодая вдова помешалась с горя. Комиссия с Ксенией Григорьевной поговорила и… убедилась, что она совершенно нормальная!

Да, вдова Андрея Петрова не сошла с ума, как считали многие. Просто она перестала быть госпожой Ксенией Петровой, а стала юродивой.

Кто такие юродивые?

Юродивые, которых еще называют блаженными, — это люди, которые вдруг начинают вести себя необычно. Они отказываются от всего, что имеют, терпят невзгоды и поругания, нарушают все правила, говорят правду — в том числе и неприятную — в лицо всем, включая царей. За это их могут ругать, презирать, даже бить, но юродивые на это внимания не обращают. Они живут другой жизнью. Иногда — хуже нищих. Носят лохмотья, ходят босые, мёрзнут и голодают, кто-то надевает на себя тяжёлые вериги — железные цепи и пояса… Их часто принимают за сумасшедших, но они совсем не сумасшедшие.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Ведь как человек сходит с ума? От болезни или от тяжелого горя, потрясения он вдруг перестает понимать, что с ним происходит, не может контролировать, что делает и говорит. У юродивых всё совершенно по-другому. Они свободно, добровольно выбирают свой путь. Если в действиях и словах настоящих сумасшедших нет никакого смысла, то в том, что делают юродивые — в каждом их слове, в каждом поступке, — всегда есть смысл. Юродивые молятся за всех людей, даже самых грешных, спасаются сами и спасают других. Непривычным языком и поступками юродивый доносит до всех, кто его окружает, кто к нему приходит, что-то очень важное. И оно обязательно связано с верой в Бога. Ведь юродивых не зря называют ещё «юродивые ради Христа». Всё, что они делают, направлено на то, чтобы послужить Богу и ближнему.

Способов служения Богу много: кто-то уходит отшельником в пустыню, живёт в пещере или в землянке, молится в дупле или на камне, кто-то выполняет послушания в монастыре или прислуживает в церкви. А кого-то Господь избирает и призывает на особый, очень тяжёлый, подходящий лишь избранным путь юродства. Идти по нему можно только с благословения Божия.

Как блаженная вдове сына подарила

Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. И в холод, и в жару, и осенью, и зимой, и в дождь, и в снег её видели в одной и той же красно-зеленой одежде. Она предсказывала встречным важные события, кого-то удивляла, кого-то утешала, и, конечно, постоянно помогала людям.

Как-то заглянула Ксеньюшка в свой бывший дом — тот самый, который вдове Прасковье после смерти мужа подарила. А там — Прасковья, сидит, шьёт. Блаженная знала, что не было у вдовы семьи, замуж заново не собиралась, а вот от того, что не имела детей, она очень страдала.

И вот заходит к ней Ксения и — прямо с порога:

— Ты тут сидишь, чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына посылает! Иди скорее на Смоленское кладбище!

«Как так?» — удивилась про себя Прасковья, но враз засобиралась и побежала, куда Ксения сказала: знала, блаженная просто так слова не скажет.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

А у кладбища — толпа! Извозчик пьяный ехал в повозке, с лошадьми своими не справился, сбил женщину. А та несчастная как раз беременная была… Прасковья сквозь толпу пробилась… И вот уже выходит, а на руках у ней… завёрнутый в платок ребёнок! Женщина, оказывается, родила сына, а сама, к сожалению, скончалась. Отца полиция не нашла, а малыша забрала и усыновила Прасковья. Так и вышло, что опять права была блаженная: подарил Господь ребёнка бездетной женщине.

Ксения исцеляла от тяжёлых болезней, помогала получить новое жильё тем, кто много лет о нем мечтал, по её молитвам оправдывали людей в несправедливом суде, она чудесным образом знакомила одиноких людей, которым без её помощи никогда бы и не встретиться и не пожениться… Ещё при её жизни слух о необыкновенной юродивой, помощнице всем страждущим, разошёлся далеко за пределы Санкт-Петербурга.

Где ночует блаженная?

В какой-то момент Ксенией заинтересовалась питерская полиция. Вроде бы безобидная нищенка, а всё-таки народ-то за ней ходит… Надо бы проследить, выяснить, чем она живёт, а то как бы чего противозаконного не вышло… Где, например, она ночует?

Проследили. Выяснили. Оказалось, ночью Ксения уходила за город и прямо в поле молилась, стоя на коленях. До самого рассвета! Как она выдерживала холод, снег, ветер — непонятно.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

А вот что ещё выяснилось. Возле Смоленского кладбища в то время строился каменный храм. Как-то утром рабочие приходят — что такое? На самый верх церкви кто-то натаскал целую гору кирпича! И в следующие дни повторилось то же самое… Оказалось, что блаженная Ксения, слабая на вид, худая, пожилая женщина, и есть тот неутомимый работник, который каждую ночь по досочкам, по ступенькам поднимает наверх тяжёлые кирпичи для каменщиков!

Чудеса не заканчиваются

Скончалась блаженная Ксения в конце XVIII века. О том, как прошли её последние дни, сведений почти не сохранилось. Но мы точно знаем, что до самого конца Ксения трудилась для людей, для Бога, несла свое необычное служение.

Сразу после смерти Ксении к её могиле на Смоленское кладбище стали стекаться люди, просить помощи. Чудеса, связанные с её именем, продолжались — помощь по молитвам к блаженной приходила к самым разным людям и почитание её возрастало с каждым годом.

Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Ксения Петербургская — одна из самых любимых святых не только в России, но и во всем православном мире. 6 февраля, в день памяти блаженной, принято навещать больных, особенно усердно помогать старикам и нищим, утешать страждущих в память о том, с какой верой и милостью сама Ксения служила людям.

Рисунки Ксении Вязовой


В православном календаре есть две даты, два особо почитаемых дня, связанных с святой блаженной Ксенией Петербургской. Ее день отмечается дважды в год: 6 февраля и 6 июня. В народе эти дни памяти почитаемой русской святой называют «зимняя Ксения Петербургская» и «летняя Ксения Петербургская».

Дни празднования памяти Ксении Петербургской были установлены на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году — решением Поместного Собора блаженная Ксения Петербургская была прославлена в лике святых

«Освященный собор Русской Православной Церкви, изучив жития, чудеса, труды и подвиги… подвижников благочестия, живших в разное время русской церковной истории, выносит свое решение о их канонизации. Итак, в полном убеждении об истинности и достоверности чудес, по молитвам этих подвижников совершающихся, отмечая всевозможные виды их христианской добродетели, высокой духовной жизни и церковного служения, собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия: … 6. Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII — нач. XIX в.), бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни и на протяжении всего XIX и XX века скорой помощницей и чудотворицей.

Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище Ленинграда была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству».

Поместный Собор повелел честные останки блаженной Ксении, покоящиеся в часовне на Смоленском кладбище, посчитать святыми мощами, память ее праздновать 6 февраля (24 января по старому стилю).

С тех пор 6 февраля отмечается как день памяти, именины, день ангела матушки Ксении, крещенной в честь преподобной Ксении Миласской (Римской). Второй день — 6 июня, как день прославления, канонизации Ксении Петербургской*.

Оба дня памяти святой блаженной Ксении Петербургской — и 6 февраля, и 6 июня — особые церковные праздники, дни особой молитвы, в которой участвуют тысячи верующих, специально приезжающих в часовню Ксении Петербургской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге со всего православного мира.

В дни памяти Ксении Петербургской часовня работает по особому расписанию: открывается в шесть утра и закрывается около десяти часов вечера, чтобы все паломники и прихожане успели приложиться к гробнице. Ожидание бывает долгим, и это время можно использовать для исторической экскурсии по Смоленскому кладбищу с гидом из Паломнического центра, созданного при церкви Смоленской иконы Божией Матери в 2021 году. Кроме того, на территории прихода есть «Смоленская» трапезная и Дом паломника «У блаженной Ксении».

*Вопреки расхожему мнению, эти даты не связаны с днем рождения и днем кончины Ксении Петербургской. В какой конкретно день родилась и отошла ко Господу Ксения Петербургская, неизвестно. Житие Ксении Петербургской сохранило только примерные даты ее земного пути: год рождения — 1732-й и начало 1800-х, когда в возрасте 71 года почила матушка Ксения.

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине 18 столетия между 1719 и 1730 годами от благочестивых и благородных родителей. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но недолго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей лишившейся рассудка… Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. Потом она совсем перестала откликаться, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Ксения не имела какого-либо определенного местожительства. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.

Постепенно к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.

Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба.

После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.

Фото: РИА Новости / Олег Макаров, Алексей Даничев; azbyka.ru; www.globallookpress.com / Artur Cupak, Franz Waldhaeusl;

Православные христиане отмечают день блаженной Ксении Петербургской. А в народе 6 февраля прозвали Аксиньиным днем. Считается, что эта дата делит зиму пополам.

Что нужно просить у Ксении Петербургской:

Ксения родилась в первой половине XVIII века в период между 1719-м и 1730-м в религиозной дворянской семье. По достижении совершеннолетия вышла замуж за придворного певчего Андрея Петрова. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Девушку потрясло, что супруг скончался без покаяния. Прощение за грехи мужа она решила вымолить сама. С тех пор Ксения стала юродивой. Она пожертвовала дом и наследство мужа знакомым, облачилась в его одежды, отзывалась только на имя покойного и говорила, что он жив, а Ксения умерла.

Блаженная скиталась по улицам, отказывалась от милостыни, заходила на обед к знакомым, но не соглашалась на ночлег. По ночам в любое время года она молилась в поле до рассвета. Также ночью Ксения носила кирпичи для строящегося храма на Смоленском кладбище. По преданию, святая дарила мудрые наставления и благополучие просящим у нее помощи. Считалось, что Ксения предсказала смерть императрицы Елизаветы Петровны.

Так Ксения прожила 45 лет. Ее похоронили на Смоленском кладбище. Там же соорудили каменную часовню — поныне одну из главных святынь Петербурга. Паломники со всей России и других стран стараются попасть в Северную столицу к могиле Ксении Петербургской и часовне на Смоленском кладбище. Святую почитают как покровительницу семейного очага. Считается, что 6 февраля у нее можно попросить помощи в замужестве, деторождении и даровании лада в семье. Также, согласно поверью, святая помогает вылечиться от тяжелых недугов, защитить от зависти и обмана.

Что можно делать 6 февраля:

Верующим, которые собираются посетить могилу Ксении Блаженной, советуют за три дня до дня памяти святой не грешить и не пить алкоголь. В часовню можно взять с собой записку с просьбой к юродивой.

Говорят, в этот день нужно совершить добрый поступок: навестить больных, помочь нуждающимся, дать добрый совет.

Что нельзя делать 6 февраля:

На Руси с этого периода для крестьян начинались самые трудные дни, когда запасы подходили к концу, а до первого хлеба (озимых) оставалось еще долго. Предки верили, что садиться первым за стол в этот вечер — к скорой смерти. Поэтому 6 февраля старались не ужинать. В редких случаях ужинали старики, чтобы дети и внуки не преставились раньше.

  • Пожилым людям не дозволялось в этот день шить, вязать, стричь ногти, волосы.
  • Нельзя застилать постель.
  • Запрещается злиться, ругаться и обижать других. Это может повлечь за собой крупные неприятности.
  • Нельзя в этот день ставить квас — к неурожайному году.

Приметы 6 февраля:

В народе этот день еще называют Аксиньей-полухлебницей или Аксиньей-полузимницей. Считается, что в северных регионах именно с 6 февраля идет «перелом» зимы. В старину говорили: «Какая Аксинья — такая и весна».

  • Какая погода в этот день, такой будет и вся весна.
  • Если в этот день будет метель, то весна придет поздно.
  • Вьюга на 6 февраля — к неурожаю и пасмурной весенней погоде.
  • Хорошая и солнечная погода — к ранней и теплой весне.
  • Облака редкие и высокие — к скорому теплу.

Ранее 5-tv.ru назвал приметы, привлекающие богатство и удачу в дом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 6 ноября праздник церковный дмитриевская суббота
  • 6 ноября праздник церковный всех скорбящих радость открытки
  • 6 ноября праздник церковный 2021 родительская суббота
  • 6 ноября праздник православный всех скорбящих радость поздравления
  • 6 ноября праздник православный всех скорбящих открытки