8 ноября день сибири история праздника

Сибирь словно ждала Ермака. Ведь еще в 1555 году послы князей - братьев Едигера и Бекбулата, из татарского рода Тайбугинов, просили Иоанна IV принять Сибирь «под свою руку».

«Под руку свою»

Сибирь словно ждала Ермака. Ведь еще в 1555 году послы князей — братьев Едигера и Бекбулата, из татарского рода Тайбугинов, просили Иоанна IV принять Сибирь «под свою руку».

26 октября (по новому стилю 8 ноября) православная Церковь отмечает День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, с древних времен почитаемого на Руси покровителя воинов. Согласно летописям, Ермаку и его товарищам перед решающей битвой на Чувашском мысу было видение этого христианского святого, что обещало поддержку свыше и победу в богоугодном деле.

Расширение границ России изменило ее политический статус, способствовало обогащению экономической, духовной и культурной жизни России. Обширные плодородные земли, населенные ценным пушным зверем леса, могучие сибирские реки, несметные запасы полезных ископаемых стали достоянием всего Российского государства.

Послание императора

История свидетельствует, что в 1881 году император Александр III обратился с торжественным посланием к жителям Сибири в честь 300-летия вхождения ее в состав российского государства. Он пожелал сибирскому краю процветания и отметил выдающееся значение этой земли. В крупных городах России, в Москве и Петербурге, 26 октября 1881 года прошли праздничные мероприятия. Так Россия впервые отметила День Сибири.

С того времени крестные ходы и благодарственные молебны, посвященные памяти Ермака и его дружины, научные и просветительские мероприятия, общественные обеды, губернаторские приемы и балы, ярмарки и народные гулянья стали проводиться ежегодно. Специально к празднику выпускались газеты и журналы. Отмечался День Сибири в России вплоть до 1919 года.

Место для подвига

Сибирь дала православному миру таких святых как Василий Мангазейский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Симеон Верхотурский, Герман Аляскинский, Филофей Лещинский и Миcаил Абалакский.

Любовь к матушке-Сибири, благородное желание послужить ей, были присущи многим сибирякам. Сибирские купцы (Текутьев, Щеголевы, Кузнецовы, Переплётчиков, Баландина, Кытмановы и др.) проявляли свою любовь к родной земле щедрой благотворительностью, представители интеллигенции — истинные подвижники — были неизменными радетелями расцвета этого края.

Освоение месторождений нефти и газа, добыча и переработка полезных ископаемых — величайший трудовой подвиг нашего народа.

В краю непроходимых болот, дикой тайги, приполярной тундры, вечной мерзлоты проложены линии электропередач, автомобильные и железные дороги, выстроены красивые современные города.

Главное богатство края

И в наше время одним из главных богатств Сибири остаются люди, стремящиеся потрудиться во имя прославления и процветания родного края. Благодаря горячим душам и трудам таких сибиряков, в начале нашего века возобновилась традиция празднования Дня Сибири. Уже не первый год отмечают этот праздник города Красноярск, Иркутск, Чита и Тюмень. Именно в День Сибири представители разных национальностей собираются вместе, чтобы поблагодарить Бога за то, что довелось родиться, жить и трудиться в щедром краю, прославить землю сибирскую.

Празднование Дня Сибири позволяет глубже осознать, что мы едины, мы можем и будем жить дружно, воспитывая у своих детей уважение и доброжелательность к землякам, соседям.

Исследователи сибирского края отмечают свободолюбие, ярко выраженную привязанность к родной стороне и чувство собственного достоинства жителей этой гостеприимной земли. Добропорядочность, душевность, отзывчивость, любовь к Отечеству — вот те качества, которые сроднили русский народ с коренными народами Сибири, помогли общими силами отстоять Родину в период Великой Отечественной войны, помогают сегодня жить в мире и взаимопонимании.

Возрожденный праздник

В Тюмени возобновилась традиция отмечать этот замечательный праздник с 2011 года. Большой вклад в это благое начинание внесли известные общественные деятели города Николай Константинович Фролов — заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН и АЭН, председатель Фонда имени Ермака Тимофеевича и секретарь Фонда Любовь Петровна Кузнецова (к сожалению, сегодня с нами их нет).

Ежегодно к празднику объявляется конкурс детского рисунка на тему «Тебя, Сибирь, мои обнимут длани».

«Иллюстрация исторического сюжета», «Я и Ермак», «Братской жизни народов посвящается», «Мирное и дружное управление братьев Едигера и Бекбулата», «Игрушки и игры Ермака» — вот только некоторые номинации конкурса.

«Конкурсанты показали удивительные образцы творчества, которые свидетельствуют о любви к Родине, восхищении подвигами своих предков. Детские рисунки подтверждают: среди нас живут добрые люди, и сегодняшний день нашего Отечества — это, прежде всего, преемственность поколений в добром деле…» Эти слова принадлежат членам жюри и организаторам конкурса.

В конкурсе принимают участие воспитанники детских садов, общеобразовательных, воскресных и художественных школ, домов творчества Тюмени и области.

К знаменательному дню организуются выставки рисунков, которые прислали ребята на конкурс, выпускаются журналы и газеты о Ермаке, карманные календари и значки с изображением легендарного атамана.

Праздничные мероприятия обычно проходят в больших концертных залах Тюмени. Церемонию награждения участников конкурса предваряет большой концерт национальных (ненецких, татарских, хантыйских, башкирских, чувашских, цыганских и др.) творческих коллективов, а также выступление детских ансамблей. Участники конкурса получают грамоты, благодарности, дипломы и подарки. Награждаются также педагоги, народные коллективы и их руководители.

(Материал подготовила  Елена Русанова)

…Год 1881. Российская империя бурлит: от рук народовольцев пал император Александр II. По свидетельствам современников, «вся Россия содрогнулась от ужаса и горя при вести о мученической кончине царя-освободителя».

На престол вступает Александр III, который сразу же отходит от прежнего либерального курса своего родителя.

Издан знаменитый «Манифест о незыблемости самодержавия». Несмотря на заступничество писателя Льва Толстого, философа Владимира Соловьева и других представителей либеральной общественности, народовольцы-заговорщики осуждены и публично казнены. Обновлен кабинет министров. Резко меняется курс внешней политики. К Российской империи присоединены туркменские земли. В Малороссии антиеврейские выступления достигают таких масштабов, что на усмирение высланы регулярные войска.

И вот в это непростое время сибирская общественность просит императора учредить государственный праздник — День Сибири — в честь 300-летия присоединения ее к Российской империи.

Пикантность данной ситуации придает то, что среди горячо ратующих за появление такого праздника — Николай Ядринцев и Григорий Потанин, основатели и идеологи движения сибирского областничества, возникшего еще в 60-х гг. XIX в. в среде петербургского студенчества, к которому в то время принадлежали Ядринцев и Потанин. Представители движения считали Сибирь колонией России, а сибиряков — отдельной нацией. Кроме того, областники требовали предоставления Сибири автономии, за что при отце Александра III подвергались гонениям и арестам. Те же Ядринцев и Потанин, внесшие огромный вклад в исследование Сибири, обрели свободу как раз незадолго до описываемых событий.

Казалось бы, дело ясное — крамола налицо и ни о каком Дне Сибири не может идти и речи. Однако государь рассудил иначе: он не только милостиво разрешил учреждение праздника, но и обратился к сибирякам с посланием, в котором подчеркнул огромное значение, которое Сибирь имеет для России.

«Надеюсь, — писал тогда государь, — что со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».

Вот что пишет об этом Михаил Щукин в книге «Встречь Солнцу»: «26 октября все того же — юбилейного! — 1881 года в Москве и Петербурге по инициативе живущих там сибиряков и по разрешению Министерства внутренних дел состоялись празднования, посвященные юбилейной дате.

Вот как проходили торжества в петербургской гостинице “Демут”: “…собралось более двухсот человек, в числе которых было много профессоров, докторов, генералов, студентов и дам. На судне, убранном растениями, левая сторона которых была из елей и сосен, покрытых снегом, спускался электрический фонарь в виде солнца, освещая золотой венок на спущенной занавеси с надписью: “26 октября 1581—1881 года”. Под звуки марша в половине шестого присутствовавшие заняли места и обед начался с сибирских пельменей. Первый тост был провозглашен бывшим председателем Сибирского отделения Географического общества генерал-адъютантом Софиано за здоровье Государя Императора. Затем Б. А. Милютин произнес речь, сказав, что двенадцать поколений в 300-летний период в Сибири одно за другим внесли в сибирскую жизнь свои заслуги и недостатки. Оратор заметил, что нельзя не помянуть добром людей, потрудившихся над преуспеянием Сибири».

Праздник велено было отмечать «широко и щедро» 26 октября (8 ноября), поскольку именно в этот день в 1582 г. (а согласно некоторым источникам — в 1581 г.) отряд казаков атамана Ермака занял столицу Сибирского ханства город Кашлык (иначе — Ибер, Искер, Сибер, Сибир, Сибирь). Историческая достоверность этой даты вызывает сомнения, поскольку летописцы конца XVI — начала XVII вв. во многом ориентировались на рассказы еще живых казаков, и даты оставались весьма приблизительными: календарей в степи не было.

И все же почему Александр III не усмотрел крамолы в учреждении «сомнительного» праздника, попахивающего сепаратизмом? Здесь надо понять, что же представляла собой Сибирь конца XIX в.

Сибирь кандальная

За те 300 лет, что прошли с похода Ермака за Урал, изменения в Сибири происходили медленно и мучительно, ведь изначально по бескрайним просторам было раскидано лишь немногочисленное коренное население, а русских за Уралом практически не было. Но российская длань неторопливо и осторожно накрывала Сибирь: от Урала до современного Красноярска протянулась цепь острогов, городов-крепостей. Эти колышки, вбитые в огромное тело сибирского края, служили единственной опорой и защитой немногочисленным крестьянам-поселенцам, которые перебирались в новую страну из европейской части России.

Житье в Сибири было опасное: нередки были конфликты с коренными народами, недовольными произволом московских воевод, утратой своих охотничьих и земельных угодий, действиями русских поселенцев, которые безжалостно вырубали вековые леса, — и тогда свистели стрелы, звенел металл, горели русские деревни, остроги, монастыри. Естественно, ответ со стороны сибирских воевод чаще всего следовал жесткий, что тоже не добавляло приязни во взаимоотношения коренных и пришлых. Хотя, надо отметить, воеводам напрямую предписывалось обходиться с коренным населением, перешедшим под руку Москвы, «ласково, а не неволей и жесточью».

Хватало и лихого разбойного люда, поскольку с конца XVII в. на каторжные работы в Сибирь стали ссылать уголовных и политических преступников. С каторги бежали поодиночке и группами, благо дело было не очень хитрое: качество охранной и конвойной службы в те времена оставляло желать лучшего.

Бежать-то бежали, но куда идти потом? Пробираться назад за Урал? Опасно, слишком велика вероятность, что поймают, как следует выпорют и вернут все на те же рудники… Потому и оставались беглецы в Сибири, сбивались в удалые ватаги, промышлявшие лихими делами, доставляя много хлопот воеводам и мирным поселенцам. Справедливости ради стоит отметить, что не только злодеи укоренялись на новых землях — многие ссыльные и каторжные, честно отбыв срок, тоже находили в Сибири новую родину.

Кстати, сама «великая кандальная дорога», протянувшаяся через всю Сибирь и известная как Сибирский (Московский, Восточный) тракт, немало способствовала освоению края. Вдоль дороги как грибы вырастали так называемые «трактовые поселения», жители коих были обязаны содержать тракт в порядке, а также иметь наготове лошадей для правительственных и почтовых курьеров. Впрочем, селились в таких поселениях часто из-под палки, поскольку нередки были случаи, когда вместо сбежавшего каторжанина этапная команда хватала первого попавшегося крестьянина, обряжала в арестантскую робу и гнала по этапу вместе с остальными бедолагами.

Несмотря на наличие «великого кандального тракта», Сибирь долгое время была совершенно оторвана от европейской части России. Путь из сибирской глубинки до Москвы занимал несколько месяцев, да и отправиться в дорогу можно было не во всякое время года. Например, передвигающиеся пешком кандальные этапы добирались до места назначения около двух лет. В самой же европейской России долгое время не рассматривали Сибирь как полноценную часть империи: не делались вложения в инфраструктуру, не принималось управленческих решений, которые способствовали бы развитию огромного дикого края. Сибирь рассматривалась как место, удобное для ссылки, а также как богатый источник пушнины, золота, ценной в то время соли — и всё.

Из Москвы Сибирь виделась другой планетой. Измотанные кандальные этапы на границе Пермской и Тобольской губерний встречал столб с лаконичной надписью: «Сибирь». Для каторжников это было огромным душевным потрясением. Люди прощались с Россией. По свидетельствам современников, вой и плач на этом российском Рубиконе стоял такой, что можно было подумать, что наступил Страшный суд. Сколько слез здесь было пролито, сколько колен преклонено — сказать сложно, хотя по разным оценкам за все время существования «великой кандальной дороги» по ней прошло от миллиона до полутора миллионов человек.

Словом, неудивительно, что в таких условиях и при таком отношении российских властей Сибирь в конце XIX в. во многом оставалась мрачным, диким, неизведанным и малолюдным краем. Так, в 1840 г. в огромных Томской и Тобольской губерниях проживало лишь около 1 300 000 человек, из которых почти 70 000 — ссыльные.

Вот как это описывал Константин Станюкович в рассказе «В далекие края» (1886 г.): «Через сутки с небольшим, ранним утром, пароход подходил к Тобольску, единственному сколько-нибудь населенному городу на всем громадном расстоянии между Тюменью и Томском. За Тобольском вскоре начинается безлюдный, пустынный приобский край, теряющийся в тундрах Ледовитого океана; деревни и юрты будут попадаться все реже, а два попутные городка, Сургут и Нарым, брошенные в этой неприветной и мрачной пустыне, — захолустные сибирские дыры, называемые городами единственно потому, что в них живут исправники».

А уже знакомый нам основоположник сибирского областничества Григорий Потанин писал в 1885 г.: «Действительно, приведение Сибири в одно целое с Европейскою Россиею установлением единства в системе управления обеими этими русскими территориями  — это первое, что необходимо для того, чтобы сделать Сибирь не только окончательно русскою страною, но и органическою частью государственного нашего организма».

Понимал это еще в 1881 г. и Александр III, получивший в народе имя Миротворец. Именно поэтому он не только не препятствовал учреждению Дня Сибири, но и всячески поддерживал инициативу.

Учреждение Дня Сибири, в котором немалую роль сыграла активность сибирских общественников, стало сигналом о том, что в европейской России о сибирском крае помнят, понимают его огромное значение для империи и будут способствовать развитию его и приобщению к благам цивилизации. Неудивительно, что известие об учреждении праздника вызвало самую горячую радость сибиряков.

Словами и обещаниями император не ограничился — именно в его царствование в 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которая впоследствии накрепко связала Сибирь и Дальний Восток с европейской частью страны.

Как праздновали

Традициями новый праздник оброс достаточно быстро. Прежде всего, повсеместно было принято вспоминать отцов-основателей: в сибирских городах и поселках служились торжественные молебны в честь Ермака, а также других воевод и атаманов, которые стали строителями сибирских острогов, а население выходило на крестные ходы, отдавая таким образом дань памяти покорителям Сибири.

Светская часть празднования Дня Сибири была куда более насыщенной: так, например, у сибирских губернаторов считалось правилом хорошего тона приурочить ко Дню Сибири торжественный прием или бал. В те времена большое количество людей — в основном это были знатные и зажиточные сибиряки — на торжественный прием могло собраться только в губернаторских резиденциях. Но не только в губернских центрах в День Сибири собирались представители интеллигенции и именитые сибиряки — в остальных городах и поселках устраивались тематические собрания, на которых обсуждали общие сибирские проблемы и пути их решения, обменивались мнениями, рассуждали о роли Сибири в истории страны. В театрах и образовательных учреждениях к празднику были приурочены спектакли, концерты, выходили в свет специальные выпуски печатных изданий. От благотворителей и меценатов к главному сибирскому празднику ждали крупных пожертвований и, как правило, не обманывались в своих ожиданиях.

Примечательно, что обе российские столицы также не стояли в стороне от Дня Сибири: сибирские землячества и в Санкт-Петербурге и Москве были достаточно велики, поэтому они устраивали торжественные приемы и собрания, привнося дух сибирского праздника в европейскую часть империи.

Дата 26 октября (8 ноября), на которую приходилось празднование Дня Сибири, была очень удачной — завершена страда, урожай в закромах, а значит, можно подводить итоги финансового и сельскохозяйственного года, подсчитывать дары щедрой сибирской природы. И, конечно, за дары эти благодарить — вот почему праздник иногда называли еще Днем благодарения Сибири. Ломились столы в крестьянских и городских домах от сибирских кушаний — гуляли весело и с задором, непременно обменивались визитами. Почти как Масленица — только осенью.

Многие историки и исследователи склонны говорить о преемственности и очевидных параллелях между упраздненным большевиками Днем Сибири и советскими Днями урожая — ведь нельзя же отобрать что-то, не дав ничего взамен. Тем более, как и предусмотрел мудрый государь Александр III, праздник пришелся сибирякам по душе и отмечали его не по разнарядке сверху, а от всего сердца. День Сибири пробуждал в людях как национальное самосознание, так и чувство единения и общности с другими жителями Российской империи — и в этом было великое объединяющее его значение.

Забыть и вспомнить

В последний раз, по свидетельствам современников, День Сибири отметили в 1918 г., да и то скорее неофициально. Грозное эхо революции уже докатилось до сибирского края, разгоралась Гражданская война…

Да и был ли шанс у Дня Сибири на выживание? Конечно же, нет, и в первую очередь — из-за даты: начиная с 1918 г. большевики в течение двух дней 7 и 8 ноября (а после — только 7-го числа) торжественно отмечали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Это был главный идеологический праздник Советской России, у него не должно было быть никаких конкурентов. И День Сибири был упразднен.

Но время не стоит на месте. И вот — 1991 год: вслед за Российской империей вновь рушится огромное государство — империя советская. Одна за другой провозглашают независимость бывшие союзные республики, назревает вооруженный конфликт в Чечне, слышны первые выстрелы в Приднестровье, неспокойно в Татарстане и на Кавказе.

Тогда, в условиях очередной «эпидемии сепаратизма», в Новосибирске и ряде других сибирских городов звучат предложения о возрождении Дня Сибири. Эта инициатива вызвала благосклонное расположение руководителей некоторых сибирских регионов, но совсем не понравилась в Москве, куда каждый день приходили тревожные вести со всех окраин бывшей советской империи. Увы, руководство новой России на тот момент не проявило политическую мудрость, достойную Александра III Миротворца. Предложения о возобновлении празднования Дня Сибири поддержки не встретили.

Не стоит забывать и о том, что для многих людей, выросших в СССР, этот праздник в шаговой календарной доступности от 7 ноября был неприемлем, а поскольку проблем и без того хватало, страсти решили не нагнетать.

Казалось бы, День Сибири окончательно канул в Лету, однако в 2000-х гг. традиция его проведения сама собой возрождается в целом ряде сибирских городов: Тюмень, Новосибирск, Омск, Барнаул… Из года в год проходят культурные фестивали и собрания, посвященные празднику. Люди вспоминают полузабытые традиции предков, готовят особые сибирские блюда, рассуждают об общесибирской пассионарности и единстве мультикультурного этноса сибирского края.

Начиная со второго десятилетия XXI в. вновь и вновь поднимается вопрос о придании Дню Сибири статуса если не общегосударственного праздника, то по крайней мере — памятной даты в государственном календаре. Как и в конце XIX в., за возрождение Дня Сибири в первую очередь горячо ратуют общественники. Услышат ли их?

Законодательство предполагает, что памятные даты в государственном календаре с недавнего времени может утверждать Правительство РФ. Однако для того, чтобы выступить с такой инициативой, нужны веские основания.

Инициативу эту может выдвинуть Совет Федерации, Государственная Дума или любое общероссийское общественное объединение. Или, например, Российская академия наук. Далее инициативу должно одобрить профильное министерство Правительства. И только потом памятная дата может быть утверждена официально.

Сложный путь? Да. Но не для тех, кто хочет идти.

Я верю, что Сибирь и люди, которые живут в этом прекрасном краю, заслуживают собственного праздника. Именно Сибирь — тот самый узел, что скрепляет воедино европейскую часть страны и Дальний Восток. Здесь сосредоточены неизмеримые богатства, которые и в будущем только увеличат мощь нашего государства.

А значит, День Сибири — праздник, который должен быть!

День Сибири Сибирь – не просто неотъемлемая часть России, а своего рода один из её символов (Фото: muha04, по лицензии depositphotos.com)

Среди многих ассоциативных представлений о России за рубежом одной из доминантных ассоциаций является Сибирь. Это слово манит и пугает одновременно. Для большинства же русских и россиян Сибирь – не просто неотъемлемая часть России, а своего рода один из её символов, место средоточия природной и ресурсной силы, духовной крепости.

Поэтому не удивительно, что существует и праздник, посвященный этому региону. Он отмечается ежегодно 8 ноября во многих сибирских городах и носит название День Сибири.

Своими истоками праздник уходит в конец 19 столетия, когда в 1881 году император Александр III обратился с посланием к жителям Сибири, подчёркивая великое значение этой земли в судьбе России, и пожелал её народу процветания. В 1882 году отмечалось 300-летие присоединения Сибири. Тот исторический момент дал толчок формированию традиции отмечать дату 8 ноября (26 октября – по старому стилю).

Во многих городах этого необъятного края устраивались праздничные мероприятия: ярмарки и гуляния. Традиция постепенно была забыта после Гражданской войны, однако в последние годы она активно возрождается. В таких городах, как Тобольск, Тюмень, Томск, Красноярск, Енисейск, Новосибирск, Иркутск и многих других ежегодно 8 ноября в память об исторической дате, связанной с присоединением Сибири к Московскому государству устраиваются праздничные фестивали, конкурсы, концерты, спортивные соревнования и другие мероприятия.

Несмотря на то, что до сих пор ведутся споры об этимологии слова «Сибирь», в ходе которых одними учёными выдвигаются, а другими оспариваются теории происхождения этого названия, дата 26 октября 1582 года – исторический факт, связанный с тем, что казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства – город Кашлык (Искер).

Сам поход атамана Ермака начался в 1581 году и проходил в трудных природных условиях. Передвижение осуществлялось преимущественно по рекам. На пути отряда неоднократно вставали войска хана Кучума, происходили сражения, казакам приходилось выдерживать осады, силы их постепенно сокращались, а подкрепления шли долго.

Впоследствии уже после гибели самого Ермака закрепление территорий Сибирского ханства за Московским государством будет осуществляться именно через строительство крепостей по берегам рек в ключевых местах и оставлением в крепостях постоянных гарнизонов. Так на карте России появились славные имена городов Тюмень, Тобольск, Берёзов, Томск, Сургут и др. Присоединение Сибири Ермаком было только начато. Этот процесс растянулся на долгие годы, что было закономерным, учитывая удалённость территорий Зауралья от Москвы, отсутствие дорог, малонаселённость территорий, сопротивление отдельных местных ханов и т.д.

Тем не менее, именно поход Ермака положил начало формированию современного политико-географического облика России, превратившейся с присоединением Сибири в огромное государство, раскинувшееся в Европейской и Азиатской частях материка. Россия приросла не просто территориями. Сибирь стала настоящим кладезем полезных ископаемых, пушного промысла.

В настоящее время эта территория – важнейший источник минерально-сырьевой базы, энергетических ресурсов страны. И, конечно же, одним из важнейших богатств Сибири являются её жители. Недаром словом «сибиряк» подчёркивались лучшие качества людей, родившихся и выросших на этой земле.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Инфографика – постер «8 ноября — День Сибири»

Кандидат исторических наук доцент Гуманитарного института СФУ Борис Андюсев выступил с инициативой возродить общесибирский региональный праздник «День Сибири». Каковы истоки праздника, как отмечали День Сибири наши предки и как возобновление традиции отразится на социокультурной ситуации в регионе, читайте в новом блоге учёного СФУ.

Обращение к нашим истокам можно считать началом позитивного сдвига в сторону восстановления старых сибирских традиций, в том числе и обращения к традиционным праздникам. Ещё в октябре 1997 года в одноимённой публикации в газете «Красноярский рабочий» мною был поднят вопрос о восстановлении празднования Дня Сибири. Учитывая современную специфику согласования позиции представителей коренных сибирских этносов, представителей множественных современных культур и народов, проживающих здесь, мною было предложено назвать этот общерегиональный праздник «Днём благодарения Сибири». Действительно, Сибирь заслуживает нашей всеобщей благодарности за её природные богатства, за уникальные социокультурные модели реализованной гражданственности и толерантности.

Первое празднование Дня Сибири в России

В последних числах октября 1881 года в год празднования 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, Россия впервые отмечала День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581 г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881 году, в дальнейшем послужил мощным катализатором размышлений о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени: необходимость прекращения ссылки в Сибирь преступных элементов, открытие сибирского университета, развитие сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли.

С этого года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось всеобщее празднование ежегодного Дня Сибири. Отмечен этот праздник в «Сибирском народном календаре в этнографическом отношении», вышедшем в 1913 году. Её автор Алексей Алексеевич Макаренко, находившийся в ссылке в глубинных селениях на Ангаре без тени сомнения, отнёс День Сибири 26 октября, наряду с Днём Иннокентия Иркутского, к двум «Выдающимся сибирским праздникам».

Как отмечали День Сибири наши предки

К этому времени после дня Покрова Святой Богородицы заканчивались страдные осенние работы, но ещё была передышка перед вывозом хлебных снопов из пашенных стогов-кладей. Выпадал первый снег, начиналась первая полоса морозов и массовый забой скота на подворьях крестьян. Поэтому, вполне естественно, день Сибири довольно скоро стал совмещаться с «гулянками» по итогам земледельческого года. Старожилы ставили в церквях поминальные свечи в память предков, а затем собирались у старшего «по-родству», «по-суседству» и «товаричеству». Столы ломились от даров сибирской земли и традиционных блюд старожилов. Сибирский стол обязательно включал рыбный пирог и пельмени, саламат и гречишные блины, горошницу и запечённого в тесте поросёнка, шаньги и черёмуховый пирог, чай «затуран» и кедровые орехи. Так День Сибири олицетворял собой праздник благодарения краю за все «излишества и удобства», за сытую благодатную жизнь. В крупных городах, прежде всего в губернских центрах, зарождается традиция губернаторских приёмов и балов, банкетов для именитых людей города и губернии.

Широкая сибирская душа и возрождение традиций

«26 октября 1581 г. Ермак, отпев молебен, торжественно вступил в Искер или город Сибирь…» — так, выражаясь словами Николая Михайловича Карамзина, начинается история сибирского края в составе России. По новому стилю день 26 октября приходится на 8 ноября.

Этнографы и публицисты, описывая своеобразие развития культуры сибирских крестьян и горожан, особенности в хозяйственной жизни, быте, традициях и обычаях, фольклоре и говоре, отмечали повышенную самооценку, развитое чувство собственного достоинства, свободолюбие, привязанность к своему краю.

Подвижническая работа представителей местной интеллигенции способствовала открытию первого в Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих музеев. Любовь к своему краю, стремление помочь ей в той или иной форме, были присущи многим сибирякам, в том числе и купцам-предпринимателям. Достаточно масштабно проявили себя в деле благотворительности купцы Щеголевы, Кузнецовы, Гадаловы, Кытмановы, Переплётчиков, Баландина и многие другие. Прогрессивные представители российского общества восторженно приветствовали изменения в сибирском крае. Большинство из нововведений, в отличие от общероссийских, инициировались не «сверху», а «снизу», общественными инициативами самих сибиряков.

Ещё раз вспомним завет сибирской интеллигенции XIX века: для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной».

Святой великомученик Димитрий Солунский

Как отметила начальник Отдела гуманитарных исследований Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук, канд. ист. наук Анна Татарникова, за учреждение названного праздника неуклонно ратовали главные идеологи сибирского областничества Николай Ядринцев и Григорий Потанин, обращавшие внимание на значимость этого огромного региона для процветания всей России.

В крупных городах империи, в Москве и Петербурге 26 октября 1881 года (по старому стилю) прошли праздничные мероприятия. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: в Тобольске и Томске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске были организованы просветительские мероприятия, общественные обеды, губернаторские приемы и балы, ярмарки и народные гулянья.

День Сибири праздновался именно 26 октября (8 ноября) потому что, согласно бытующему мнению, в этот день в 1581 году отряд казаков атамана Ермака занял столицу сибирского ханства — город Кашлык (Искер, Сибирь). Хотя современные историки считают, что «сибирское взятие» произошло несколько позднее — в 1582 году.

Общесибирский праздник был приурочен к христианскому дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского — Димитриеву дню. В Погодинском летописце читаем: «Прииде же Ермак с товарищи во град Сибирь в лето 7089 октября в 26 день, на память святого великомученика Христова Дмитрия Селунскаго». Вскоре после этих событий Димитрий Солунский, считавшийся покровителем воинов-казаков, был признан покровителем всей Сибири.

По словам Анны Татарниковой, отмечали День Сибири в России вплоть до 1919 года. После окончательного установления советской власти праздник был отменен. Взамен ему в молодой Советской России появился новый праздник — 7 ноября, годовщина Октябрьской революции.

Однако, начиная с 1991 года идея возрождения традиции празднования Дня Сибири стала звучать всё чаще. И тем не менее никаких официальных решений на уровне Федерации до сих пор не принято.

В августе 2021 года депутат Государственной Думы РФ Олег Смолин (КПРФ) внес предложение об ежегодном праздновании в России 8 ноября Дня Сибири. Депутат обращает внимание на передовую роль Сибири в экономике страны, где, по его словам, добывается 85 % природного газа страны, 60 % нефти, 75 % угля, выплавляется 75 % алюминия. «Здесь находятся многие научные и культурные центры России. Особо необходимо отметить вклад сибиряков в историю России, прежде всего в Победу СССР в Великой Отечественной войне, в том числе в победу под Москвой», — заявил Олег Смолин, уточнив, что День Сибири должен отмечаться повсеместно во всей стране.

Его мнение поддерживают ученые ТКНС УрО РАН. «Сегодня Сибирь является неотъемлемой частью России, территорией межэтнического взаимодействия и диалога культур народов, населяющих ее, и потому вправе рассчитывать на возрождение государственного праздника в свою честь», — сказала кандидат исторических наук Анна Татарникова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 8 наурыз мерекесіне арнал?ан сценарий ойындар
  • 8 наурыз мерекесіне арнал?ан сценарий балаба?шада ересектер тобы
  • 8 наурыз аналар мерекесіне арнал?ан сценарий
  • 8 июля праздник славян какой
  • 8 июля праздник поздравления своими словами