8 сентября день грамотности сценарий

Викторина посвященная Международному дню грамотности.

Сценарий мероприятия «День грамотности»

для детей 11 лет и старше

Дата проведения: Согласно графику работы объединений

Действующие лица: Ведущая-Соломатина Зоя Александровна

Материал: Приложение № 1

Время: 15-20 минут

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Совсем недавно в нашей стране отмечался праздник, может вы знаете о каком празднике идет речь? (Ответы детей)

Ведущий: 8 сентября в нашей стране отмечается Международный день грамотности. Знаете ли вы что это за праздник? (Ответы детей)

Ведущий: Как вы считаете, что же такое грамотность? Какого человека можно назвать грамотным? (Умение читать и правильно писать)

Ведущий: Вся наша жизнь связана с языком. Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Без знания языка невозможно заниматься наукой, общаться, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать: учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание, учить родной язык.

Ведущий: Скажите, а какой у нас с вами родной язык? (Русский)

Ведущий: Верно! Сегодня вам предстоит выяснить кто из вас самый грамотный, начитанный, кто ответственно в школе учит русский язык!

Ведущий: Итак, предлагаю вам вытянуть жетоны! У всех есть жетоны? Тогда сейчас мы с вами разделимся на команды по цвету жетонов, которые вы выбрали!

Ведущий: Ребята, которые вытянули жетон красного цвета, пересаживаются (левый или правый ряд), ребята у которых жетоны желтого цвета, приглашаю вас пересесть на (левый или правый ряд). И так у нас есть команда «Знатоков» -красные жетоны и команда «Грамотеев» желтые жетоны.

Ведущий: Сегодня мы с вами проведем викторину, которая покажет уровень вашей грамотности! Ваша задача выполнять задания правильно и активно отвечать на все вопросы, за правильно выполненные задания, команда получает баллы в виде жетонов. А в конце викторины мы подведем итоги, какая из команд оказалась самая грамотная! Если при выполнении задания одна из команд затрудняется ответить, вторая команда может назвать правильный ответ.

Готовы? Ну что, удачи ребята!

1 конкурс: «Знатоки русского языка»

У каждой команды на столе лежат пронумерованные конверты, открываем конверт №1 и по очереди участники команд вытаскивают номер вопроса, который задаст вам ведущий, если команда не ответила на вопрос, он переходит противоположной команде! У каждой команды 5 попыток, т.е. 5 вопросов. После каждого вопроса каждой команде дается 30 секунд на раздумье.

Вопросы:

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько гласных букв? (10)
  3. Как делятся слова? (На слоги)
  4. Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
  5. Назовите родоначальников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
  6. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  7. Какую букву нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал – пинал)
  8. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
  9. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
  10.  Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
  11.  Как называется часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)
  12.  Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол)
  13. Как по количеству гласных можно узнать количество слогов? (Сколько гласных, столько и слогов)

Ведущий: Ну что, мы с вами разогрелись, теперь предстоит выполнить следующее задание.

2 конкурс «Слоги потерялись»

Ведущий: У каждой команды на столе лежит конверт, ваша задача, из предложенных слогов составить и записать слова:

Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма

Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма

Ответ: (лимон, мама, море, няня, луна, номер)

Ведущий: Отлично ребята, но не стоит расслабляться, впереди следующее задание!

3 конкурс «Весёлая грамматика»

Ведущий: Вам предложен текст в котором буквы перепутались. Ваша задача, восстановить текст и прочитать о чем в нем говориться.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

Ответ:

ЛЕТО.

 Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.  

Ведущий: Отлично ребята, ловко справились с заданиями викторины! Давайте же подведем итоги, какая команда оказалась самой грамотной?

Ведущий: В сегодняшней викторине, посвященной дню грамотности побеждает команда (название команды). Поздравляем вас ребята!

Ведущий: Команда (название команды) занимает второе место в викторина посвященной дню грамотности!

Ведущий: Вы все большие молодцы, быстро и точно справились со всеми заданиями и показали свою грамотность!

Ведущий: Так что же такое грамотность? Почему так важно быть грамотным человеком? Ответы детей (Знать родной язык, правильно писать и говорить, уметь читать)

Ведущий: Какого числа отмечается день грамотности? Ответы детей (8 сентября)

Ведущий: Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, ведь освоить русский язык – трудное дело. И главное ребята, не бойтесь трудностей на пути к знаниям.

Ведущий: На этом наша викторина подходит к концу, но мы обязательно с вами еще встретимся! До свидания!

Приложение № 1

1 конкурс: «Знатоки русского языка»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

3 конкурс «Весёлая грамматика»

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

Ответ:

ЛЕТО.

 Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.  

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 5 — 11 классов

на тему:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

учитель русского языка и литературы

Казанова Александра Алексеевна

2021 год

Цель мероприятия: — Знакомство детей с праздником « Международный день грамотности»

Задачи:
— познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.

Ход мероприятия:

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого — грамотно писать.


Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют«полуграмотными».

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим «Международный день грамотности в нашей школе».

Ведущий 1 — Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

(Ответы детей)

Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

— Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Сегоднявы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан — поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ– 1 балл)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Сколько согласных букв? (21)

— Сколько гласных букв? (10)

— Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)

— Как называется часть речи, обозначающая предмет?  (существительное)

— Как называется часть речи, обозначающая признак предмета?  (прилагательное)

— Первый звук в слове Яблоко? (й)

— Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

— Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

— Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

2 конкурс «Составьте слово»

Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово:

автомобиль, тормоз (ав-тор);

колос, рота, ваза (ко-ро-ва);

молоко, нерест, таракан (мо-не-та);

кора, лото, боксер (ко-ло-бок);

баран, рана, банщик (ба-ра-бан).

3 конкурс «Кто больше?»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная …  (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я … (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? … (коньки)

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки … (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц … (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? … (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной … (медведь)

5 конкурс «Фразеологизмы»

Объясните, что означают фразеологические обороты:

кожа да кости (худой);

хоть кровь из носу (обязательно);

рукой подать (близко);

дырявая память (забывчивый);

на всех парусах (быстро);

перемывать косточки (обсуждать);

6 конкурс «Отгадай ребусы»

7 конкурс «Исправь ошибку»

Одна неправильно написанная буква может изменить смысл сказанного. Напишите слова правильно:

На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.

Сияет море перед нами. Летают майки над волнами.

Жучка будку не доела: неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Мы собираем васильки, на головах у нас щенки.

На глазах у детворы крысу красят маляры.

8 конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. …

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек». 

Анна Эмилия Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем   маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

9Конкурс «Блиц – опрос»

1.Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.

2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.

3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.

4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.

4. Какое растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.

5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.

6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.

4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.    

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

“Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Спасибо за внимание!

Мероприятие «8 сентября — Международный день грамотности»

Цель. Познакомить учащихся с историей праздника .

Прививать желание быть грамотным.

Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Ход классного часа.

Воспитатель. Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

( Через книги, телевизор, компьютер).

Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре.

8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

История возникновения праздника

Ученик 1. В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Ученик 2. Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

Каждый год в этот день проводят международные конференции на разнообразные темы («Грамотность обеспечивает развитие» (2006 год), «Грамотность и здоровье» (2007 год) и т.д.).

И День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

3 ученик

Традиции Дня грамотности

8 сентября в школах России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка.

Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

Интересные факты о грамотности

1. В мире только в 19 странах степень грамотности у женщин выше по сравнению с мужчинами. А из 143 государств в 41 стране вероятность быть безграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.

2. Неграмотность процветает не только в бедных, но и, как указывает организация ЮНЕСКО, в более богатых странах, таких как Египет,  Бразилия, Китай.

3. В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования.

4. Всероссийская перепись населения, показала, что в России на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование.

Никогда не стоит забывать о собственной грамотности, всегда необходимо ее повышать.

Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться.

Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Быть грамотным – быть престижным.

Давайте стараться не делать ошибок!
Давайте себя и других уважать,
Чтоб не были правила нами забыты,
 Учитесь на совесть и только на «5»!
С ошибкой писать — тратить время другого!
Себя вы насмешкой не дайте травить.
Писать без ошибок — основа основы!
Давайте же будем язык свой любить

Ведущий 1 Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Ведущий 2 — Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Ведущий 1 — Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.

Ведущий 2 — Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Ведущий 1 — Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

(Ответы детей)

Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

Ведущий 1 — Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется

« Добавь букву». 

Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ– глаз; порт – спорт; банк – банка.

Ведущий 1 – Следующий конкурс

«Замени первую букву».

(Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово).
бочка – дочка – ночка – почка – точка — кочка
речка — печка
Рейка – лейка

Майка – зайка – гайка – лайка

Игровые упражнения:

1 — «Скажи одним словом»

Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами — …(щука). 
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)2

— военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)

— ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

— очень смешной фильм. (комедия)

— «Скажи по другому»

Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.

Конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. …

А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

«Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек». 

Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем   маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

Игра «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал … (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, … (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная … (картошка)

4. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки … (коса)

5. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется … (медведь)

6. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? … (мышка)

7. Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (труда).

Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?

Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать, 
Не надо к бабушке идти: 
— Прочти, пожалуйста! Прочти! 
Не надо умолять сестрицу: 
— Ну, почитай еще страницу! 
Не надо звать. 
Не надо ждать. 
А можно взять 
И почитать! 
                        В. Берестов

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. Среди вас нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «грамотность»
  • Вызвать желание быть грамотным человеком.
  • Развивать чувство грамотности
  • Воспитание уважения и любви к книге, как залога грамотного читателя.

План классного часа:

Название станции

Задания

Загадай-ка

Загадки, пословицы

 Я это знаю!

Словарные слова.

Грамотей

Мини-сочинение (работа в группе)
«Что такое быть грамотным сегодня?»

Моя летняя библиотека

Оформить плакат — лист (А4) «Моя любимая книга» (из прочитанного за лето) (подготовка дома) в классе дети  книжку-раскладушку и презентуют её.

«Тетрадка в порядке»

 Группа представляет критерии оценки тетрадей, оценивает тетрадки (5 штук), потом выбирает победителя.

Интерактивная игра

1) тур (200 лет А.К.Толстой)
2) тур (135 лет Жидкову)
3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов
4) тур (120 лет Е.Щварцу)

1. Оргмомент

Звучит музыка, ребята рассаживаются по командам. (слайд 1,2)

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ

(Слова М. Пляцковского, Музыка В. Шаинского)

Буквы разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе….

Тема нашей встречи: 8 сентября —  Международный день грамотности. 

В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности.

Учитель читает стихотворение (слайд 3)

СЛОВО ПРО СЛОВО 

Автор: Ю. Энтин 

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

— Действительно, без чтения книг, грамотным и умным стать не получится. Попробуйте объяснить высказывания великих людей. (слайд 4).

Библиотека — это открытый стол идей, за который приглашается каждый… (А.И. Герцен) (слайд 4)

Все трудное — легким в учении станет, коль будешь с хорошею книгою дружен. (Н. Хистроу) (слайд 5)

Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души. (Цицерон) (слайд 6)

— Вам сегодня предстоит выяснить кто самый грамотный, начитанный, воспитанный. Каждой команде предстоит пройди испытания и в результате поумнеть, узнать что-то новое. За каждый правильный ответ — 1 балл. Домашнее задание 5 баллов. В конце нашей встречи мы подведём итоги.

Итак, всем удачи, в добрый путь!

2. Основная часть

1 тур. Загадай-ка. (загадки и пословицы о грамотности).

слайд 7 (картинка с гиперссылкой на задание).

Загадки:

Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)

На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)

У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

Сама мала, а ума придала.  (Книга)
Поселились мудрецы

В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книга)

Белая бумага с фирменным штрихом.
Новгородец с нею исстари знаком. (Береста)

По этой площади гуляют —
Свои следочки оставляют. (Бумага)
Земля кругла и велика, необозрима,
На мне же плоская она, вся различима. (карта)

Царство книги — это зданье,
Дом познанья, дом друзей,
Благородное собранье
Мировых учителей. (Библиотека)

Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают. (Грамота)

Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про все рассказала. (Газета)

Еду по грядкам,
Рву без счету,
А все цело. (Чтение)

Адрес кроссворда: https://learningapps.org/watch?v=psjiijbv317

Пословицы: собери пословицу и объясни её значение.

слайд 8 (картинка с гиперссылкой на задание).

  1. Азбука к мудрости ступенька.
  2. Без наук как без рук.
  3. Выбирай книгу, как выбираешь друга.
  4. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  5. Для ученья нет старости.
  6. За книгой умом двигай.
  7. Золото добывают из земли, а знания из книг.
  8. Испокон века книга растит человека.
  9. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  10. Книга не пряник, а к себе манит.
  11. С книгами знаться – ума набраться.
  12. Учить – ум точить.
  13. Хлеб питает тело, а книга разум.
  14. Хорошая книга – лучший друг.
  15. Хорошая книга ярче звездочки светит.
  16. Мир освещается солнцем, а мир знаньем.
  17. Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
  18. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  19. Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.
  20. С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Адрес задания: https://learningapps.org/watch?v=psyb23a0a17

2 тур. Я это знаю! (проверка знаний словарных слов).

1) слайд 9 (картинка с гиперссылкой на задания).

1 текст:

М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p7or8da2a17

2 текст:

Мы любим свой кла__. В кла__е чисто. Д_журный открыл окно. Зазвенел звонок. Уч_тель вошёл в кла__. Уч_ники встали. Начался урок письма.

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=prgtciim217

2) мини-сочинение (работа в группе) «Что такое быть грамотным сегодня?»

3 тур. Моя летняя библиотека.

Домашнее задание.

слайд 10.

Задание: Оформить плакат — лист (А4) «Моя любимая книга» (из прочитанного за лето) (подготовка дома).

Группе даётся 5-10 минут для презентации книжки-раскладушки.

Учащиеся могут сделать электронную презентацию (как домашнее задание).

4 тур. Тетрадка в порядке.

слайд 11

В этой тетрадке…
Все в полном порядке…
Ни клякс, ни помарок
Не видно в тетрадке,
И в ней не найти
Неверный ответ,
И как не верти,
Ошибок в ней нет.
И никакой
Тут нет
Загадки:
Всегда все в порядке,
Все в полном порядке
В никем не исписанной,
Чистой
Тетрадке…
(М. Кудинов)

Группам  представляется составить критерии оценки тетрадей, после учащиеся оценивают тетрадки (5 штук), потом выбирают победителя или победителей по номинациям: «Самый аккуратный», «Самый грамотный/ Грамотей», «Чистюля» и т.д.

Примерные критерии оценки тетрадей:

  1. Аккуратность
  2. Чистота
  3. Грамотность

5 тур. Интерактивная игра.

слайд 12

1) тур (200 лет А.К.Толстой) слайд 13

  1. У отца был мальчик странный,
    Необычный — деревянный.
    Но любил папаша сына.
    Что за странный
    Человечек деревянный
    На земле и под водой
    Ищет ключик золотой?
    Всюду нос сует он длинный.
    Кто же это?.. (Буратино)
  2. По мотивам какой сказки была написана повесть-сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино»?
    «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». 
  3. Кто автор этой повести-сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Алексей Толстой)
  4. В каком году была написана повесть — сказка? (В 1936 году)
  5. В какой газете были напечатаны первые страницы сказки? (В «Пионерской правде»)
  6. Чем нос Буратино отличался от носа Пиноккио?
    (Нос Пиноккио удлинялся только тогда, когда он врёт)
  7. Как полено, из которого получился Буратино, попало к папе Карло?
    (Ему его подарил е столяр Джузеппе по прозванию «Сизый нос»)
  8. Из чего сделал одежду папа Карло для Буратино? (Курточку из коричневой бумаги, ярко-зеленые штанишки, туфли из старого голенища, шапочку из старого носка)
  9. Сколько сольдо получил Буратино за «Азбуку»? (4 сольдо)
  10. Как называлась пьеса в театре Карабаса Барабаса?
    («Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника»)
  11. В качестве чего хотел использовать Карабас Барабас Буратино?
    (В качестве дров)
  12. После чего Карабас отпустил Буратино?
    (Когда Буратино рассказал, где находится нарисованный очаг)
  13. Как звали мошенников, которые отобрали деньги у Буратино?
    (Лиса Алиса и кот Базилио)
  14. Кого пригласила Мальвина лечить Буратино? (Знахарей Богомола, Жабу и Сову)
  15. Как назывался театр, в котором стал выступать Буратино и его друзья?
    («Молния»)

2) тур (135 лет Жидкову) слайд 28

Вопросы викторины распечатать, можно представить в виде ромашки. Учащиеся тянут лепесток и отвечают.

Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?

1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца, как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка, им он может порезать ноги лошади и человеку).

3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 (29) мая 1892 — 20 февраля 1975) (слайд 29 с гиперссылкой)

Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)

Познавательная игра «Правда или вымысел?»

Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.

1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет — это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)

Адрес задания: https://learningapps.org/display?v=p0cjjkcyc17

4) тур (120 лет Е.Щварцу) Знакомство с писателем.

слайд 30

О писателе: https://www.youtube.com/watch?v=7c0ikYOGGQI

Сказка: https://www.youtube.com/watch?v=ThSUYvqqxHw

3. Рефлексия

Продолжите фразу: «Чтобы быть грамотным нужно….»

4. Подведение итогов. Награждение.

Молодцы, я думаю вы с пользой провели этот час, итак, наши победители….

Список литературы.

1. Пословицы http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/primeti/poslovitsi_i_pogovorki_k_mejdunarodnomu_dnyu_gramotnosti.html

2. Загадки: http://www.proza.ru/2012/02/14/728

3. Викторина http://kladraz.ru/blogs/vera-valerevna-ljapina/viktorina-s-otvetami-po-povesti-skazke-a-tolstogo-zolotoi-klyuchik-ili-priklyuchenija-buratino-dlja-2-klasa.html

4. «Страницы книг расскажут о природе»: работа с произведениями писателей-юбиляров 2017 года (К.Г.Паустовский, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Б.С.Житков, И.С.Соколов – Микитов, Ю.Я.Яковлев) Методические рекомендации. http://odb-45.ru/data/im08.pdf

5. https://www.youtube.com/watch?v=lIIyscJrbSQ Е.Щварц.

 Кузьменок Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми

образовательными потребностями г. Смоленска»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР,

ПОСВЯЩЁННЫЙ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ГРАМОТНОСТИ,

«БЫТЬ ГРАМОТНЫМ – БЫТЬ УСПЕШНЫМ»

ДЛЯ 5 – 7 КЛАССОВ

Аннотация: предлагаемый сценарий внеклассного мероприятия направлен на создание условий для речевого общения глухих и слабослышащих обучающихся в процессе практической деятельности, а также условий для развития их познавательной активности. Форма проведения мероприятия способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся с ОВЗ. Задания для турнира подобраны таким образом, чтобы они способствовали повышению уровня осмысления лексических и грамматических единиц.

Цель мероприятия: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём распространения грамотности, способствовать пониманию значения данного праздника.

Задачи:

1.Углубить и расширить знания обучающихся по русскому языку.

2.Развивать познавательный интерес обучающихся.

3.Создать условия для повышения мотивации к изучению русского языка.

4.Повысить уровень осмысления лексических и грамматических единиц.

5.Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.

6.Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.

7.Воспитывать любовь и уважение к родному языку, развивать стремление к повышению собственной грамотности.

Оборудование:

магнитная доска, экран, проектор, презентация Power Point, карточки с разрезными пословицами, распечатанные задания для конкурсов 3, 4, 5,6.

Ход мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвящённом Международному дню распространения грамотности, который отмечается ежегодно 8 сентября.

Все вы изучаете русский язык и другие предметы, стараетесь больше читать, грамотно писать, пополнять свои знания. Скажите, а что же такое грамотность и какого человека мы называем грамотным?

(Ответы обучающихся)

Верно. Грамотность — это владение человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Раньше грамотным считали человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В настоящее время понятие «грамотный» означает не только способность писать согласно нормам грамматики и правописания, но и уметь составлять тексты и анализировать прочитанное, обладать знаниями в какой-либо области.

Нам с вами трудно представить, что есть люди, которые не умеют читать и писать. Однако в современном мире таких людей немало: более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Каждый пятый житель Земли старше 15 лет не умеет читать и писать. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Особенно остро стоит проблема неграмотности в тех странах, где ведутся войны, часто возникают гражданские беспорядки, а также в странах «третьего мира».

С целью распространения и повышения грамотности среди населения Земли в 1966 году ЮНЕСКО был объявлен всемирный праздник ― Международный день грамотности (8 сентября).

Мы отмечаем этот день для того, чтобы привлечь внимание людей к борьбе с неграмотностью и объединить усилия различных международных организаций по распространению образования во всем мире.

В этот день в разных странах мира здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей (деятелей культуры, спортсменов, актёров и т.д.), читающих книги, газеты и журналы.

В России в День грамотности проводится акция «Тотальный диктант», в которой может принять участие любой желающий, чтобы проверить свой уровень грамотности. На улицах, около библиотек активисты распространяют листовки с описанием элементарных правил русского языка, раздают бесплатно книги и брошюры. В школах и других учебных заведениях проводятся викторины, олимпиады, конкурсы не только по русскому языку, но и по другим предметам, ведь грамотность — это не только умение правильно писать и читать, но и целый набор знаний из разных научных областей, который помогает человеку добиваться успеха в жизни.

В нашей школе тоже сложилась традиция проводить мероприятия, посвященные Дню распространения грамотности. Предлагаю вам принять участие в лингвистическом турнире «Быть грамотным – быть успешным».

2. Обучающимся предлагается создать 2 команды и придумать для них названия. Состав команд должен быть таким, чтобы в каждой было поровну разновозрастных обучающихся.

Представляется жюри, которое состоит из обучающихся старших классов и учителей.

1 конкурс – «Какая буква заблудилась?»

Задание зачитывается ведущим и выводится на экран (презентация Power Point). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

День рождения у Светы –

Мы варили ей конфеты.

                           (дарили)

Любили мальчики мечтать –

Матрасами хотели стать!

                           (матросами)

Учитель в школе вёл урок –

В руках учителя – мешок.

                           (мелок)

Видишь, вилки за кустом,

Убегай, зайчонок, в дом!

                            (волки)

В понедельник в магазине

Папа брил большую дыню.

                            (брал)

Предупредила мама строго:

«Когтей у этой рыбы много».

                            (костей)

Скоро расцветут пионы –

Видел я на них батоны.

                            (бутоны)

Чтоб не опоздать на тренировку,

Полежать нам надо, слышишь, Вовка!

                            (побежать)

2 конкурс – «Собери пословицу»

Командам раздаются карточки двух цветов. Необходимо составить пословицы о грамотности и знаниях из двух частей (из карточек двух цветов). Задание выполняется командами на магнитных досках. За каждую правильно составленную пословицу команда получает 1 балл.

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.

3 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Задание распечатано для каждой команды. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы. 

                                А. Курляндский

(2 буквы Ы)

4 конкурс – «Говорите правильно!»

Задание распечатано для каждой команды. Необходимо выбрать слова, в которых правильно расставлены ударения, обвести эти слова в овал.

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

5 конкурс – «Лесенка из слов»

Как известно, у образованного человека богатый словарный запас. Проверить ваш словарный запас поможет следующий конкурс. Командам предлагается вспомнить и написать как можно больше слов на одну букву. (Задание распечатано для каждой команды). 

6 конкурс – «Исправь ошибки».

В письме неграмотного ученика допущено много ошибок. Ребятам предлагается побыть в роли учителей и исправить все ошибки. Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл.

Здраствуй, Оля!

Пишу тебе письмо из диревни. Я сдесь правожу время очень хорошо. Погода стоит прикрастная! Каждый день мы с подрушкой ходим на речьку загарать и купатся.

По вечирам мы любим поседеть на берегу с удочькой.

Преезжай и ты к нам по скорей!

7 конкурс – «Открытка другу»

Командам предлагается подписать открытку другу, поздравить его с началом каникул. В этом задании оценивается правильность и оригинальность составленного текста-поздравления. Задание оценивается в 2 балла.

После выполнения задания команды зачитывают составленные поздравления, представляют подписанные открытки жюри.

3. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов, объявление победителей.

4. Рефлексия. Заключительное слово учителя.

— Ребята! Вам понравился наш турнир? Какое настроение, какие эмоции у вас возникли в ходе мероприятия? Поднимите карточку с тем «смайликом», который наиболее точно передаёт ваши эмоции и настроение.

— Все вы сегодня отлично справились с заданиями и убедились в том, что знания очень важны в жизни человека, что быть грамотным – значит быть успешным.

Источники

  1. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс / Т.Г. Рик // М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
  2. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс / Сост. Н.Ф. Штейнле // Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.
  3. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки. Словарик школьника / О.Д. Ушакова // СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 96 с.
  4. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Выпуск 2 / И.Ю. Синицына // М.: Баллас, 2016. – 32 с.
  5. https://klchas.znanio.ru/klassnyi-chas/7/ (дата обращения 07.09.2021)
  6. https://b1.cooksy.ru/articles/pravilo-v-suffikse-prilagatelnogo-posle-ts/(дата обращения 13.07.2022)

Какая буква заблудилась?
PPTX / 26.87 Мб

8 сентября 2022 года отмечается Международный день распространения грамотности, установленный по инициативе ЮНЕСКО.

К нему приурочены выставки, лекции, конференции, круглые столы, встречи с писателями, издателями и журналистами, выступления различных творческих коллективов.

В библиотеках проводятся Дни грамотности, в школах проходят викторины, олимпиады по русскому языку и другие мероприятия.

Предлагаем программу праздника на Международный день грамотности, который можно провести в школе или старших группах детского сада.

Сценарий на Международный день грамотности 8 сентября

Оформите кабинет, разместив на стенах плакаты:

  • «Грамоте учиться всегда пригодится»,
  • «Без грамоты, как в потемках»,
  • «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать»,
  • «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь»,
  • «Грамотными не рождаются, грамотными становятся».

Мероприятие на Международный день грамотности в начальной школе может начаться с выступления ведущих:
– Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, какой праздник мы сегодня отмечаем? Он называется Международный день грамотности. Вся наша жизнь связана с языком.

– Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык!

А на празднике по случаю Дня грамотности в детском саду могут прозвучать стихи:
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Затем по сценарию мероприятия к Международному дню грамотности прозвучит песня «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка Шаинского):
– Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
(и т. д.).

На школьном празднике в честь Международного дня грамотности ведущие расскажут ребятам о том, как важно быть грамотными.

– Знаете ли вы, что около 860 миллионов взрослых людей во всем мире остаются неграмотными? В странах Африки (таких как Бенин, Гаити, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия и др.) половина взрослых людей неграмотны.

– В таком большом государстве, как Индия, не умеют читать и писать 37% взрослого населения. Свыше 100 миллионов детей во всем мире не имеют возможности посещать школу.

– В России большинство людей владеют грамотой. Но в последнее время в газетах и журналах все чаще встречаются безграмотные объявления, люди отправляют друг другу сообщения с помощью различных гаджетов с ошибками.

По сценарию проведения Дня грамотности в детском саду дети могут прочесть стихи:
– Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

– Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотепы,
Что нет Айболита, и нет дяди Степы.

– Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Короткие сценки на День грамотности для детей

После этого по сценарию праздника к Международному дню грамотности будет разыграна небольшая сценка с участием Незнайки и Знайки.

В зале появляются эти сказочные персонажи. Незнайка возмущается:
– Как это меня нет? Вот же я! Ребята, вы меня видите?
Дети отвечают.

-А откуда вы обо мне узнали?
Ребята говорят, что видели мультфильмы о Незнайке.

Знайка:
– Прежде, чем были сняты эти мультфильмы, было написано несколько книг о Незнайке и других веселых человечках. А сочинил их писатель Николай Носов.

Незнайка:
– Вы сегодня отмечаете День грамотности, поэтому я к вам и пришел. Я – самый грамотный человек на свете! Я не только читать и писать умею, но даже стихи сочиняю. Я очень способный, я даже знаю, что такое рифма.

Детское мероприятие на День грамотности продолжит диалог этих сказочных героев.

Знайка:
– И что же такое рифма?
Незнайка:
– Это когда два слова оканчиваются одинаково.

– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селедка.
– Какая же это рифма: палка – селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
– Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.
– Понял, понял!

– Тогда придумай рифму на слово «пакля».
– Шмакля.
– Какая шмакля? Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая?
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – говорит Незнайка.

Знайка:
– Нет, это никуда не годится. И какой же ты грамотный? Ведь ты пишешь с ошибками, не соблюдая правила русского языка.

На школьном празднике к Международному дню грамотности ведущие приведут смешные фразы из сочинений:

  • Младшая сестра носила на голове платок, старшая – ботинки.
  • У Тараса Бульбы было два сына: один Остап, другой Бендер.
  • Люди в парке посадили деревья и скамейки.
  • Навстречу шел отец. Девочка и собачка радостно залаяли.
  • Еж, жаба и ласточки помогают садовнику поедать насекомых.

Детские конкурсы на Международный день грамотности

По сценарию празднования Дня грамотности в детском саду или начальной школе можно организовать и провести для ребят различные веселые конкурсы.

Например, такое мероприятие может включать игру «Доскажи словечко».

Знайка:
-Теперь, ребята, вы знаете, что такое рифма. Мы с Незнайкой будем читать стихи, а вы должны сказать, на какое слово они заканчиваются.

(Незнайка при этом будет давать детям неправильные подсказки).

– Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш).

– По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки … (коса).

– В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

– Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … (картошка).

– В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? … (мышка).

– Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от… (труда).

Ведущие:
– Чтобы быть грамотными, нужно много читать. Давайте посмотрим, читаете ли вы книги и знаете ли сказки.

В этом конкурсе на детском празднике ко Дню грамотности ребятам нужно будет ответить на вопросы викторины.

Знайка и Незнайка предложат детям сказать, отрывки из каких сказок они прочтут:
– Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

– Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..
(«О мертвой царевне и семи богатырях»).

– Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой.
(«Серая Шейка»).

– Сивка-Бурка, вещая каурка!
Встань передо мной,
Как лист перед травой!
(«Сивка-Бурка»).

В завершение мероприятия приуроченного ко Международному дню грамотности для школьников можно провести небольшой диктант или веселые конкурсы по русскому языку.

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна

Организация: МБОУ «Чижовская средняя школа»

Населенный пункт: Смоленская область, Рославльский р-н, Чижовка-2

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Учитель

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata — чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

День грамотности — лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник—проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не «покладу», а просто «положу».

При этом что-либо «кладут», не «ложут».

Запомни это, я тебя прошу!

Сегодня грамотность — залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо «снега» — «снек».

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, я думаю, что класс –это и есть команда.

За правильные ответы вы получаете баллы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

1 тур «Разминка» (за каждый правильный ответ 1 балл)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил —

И другое слово.

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Имя существительное (1 команда)

Газ – глаз;

Имя прилагательное (2 команда)

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Грамотным быть –

Хорошо,

А неграмотным –

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.

Слайд 9

Проверка:

2 тур «Аз, Буки, Веди»

Вы получаете группу из 6 однокоренных слов, которые нужно расставить в алфавитном порядке. За каждое правильно поставленное слово команда получает 1 балл до первой ошибки в цепочке. Команда, которая закончит выполнение задания первой, получит дополнительный балл за скорость, при условии, что все слова будут расставлены верно. Максимальное Кол-во баллов 7

Телефон, телефонизация, телефонизированный, телефонизировать, телефонистка, телефонограмма

тур «Ударь меня, если сможешь»

Надо верно расставить ударения. Каждое правильно поставленное ударение приносит команде 1 балл, максимальное количество баллов – 9.

([шАрфы, баловАться, кровоточИть] [завИдно, мастерскИ, включИшь] [дОверху, обеспЕчение, плЕсневеть]

тур «Лепота»

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)
2. Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело – гуляй смело. Делу время – потехе час.)

3. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Телефонограмма, телефонизация, телефонизированный, телефон, телефонизированный, телефонизировать, телефонистка.

шарфы, баловаться, кровоточить, завидно, мастерски, включишь, доверху, обеспечение, плесневеть

Приложения:

  1. file0.docx.. 28,7 КБ

Опубликовано: 26.10.2022

Внеклассное мероприятие по письму и развитию речи

для учащихся 5-9 классов

«Международный день грамотности»

Цель: ознакомление  с историей возникновения праздника, воспитание стремление  повысить грамотность  у учащихся.                                                   Задачи: развивать навык осознанного грамотного письма;

обсудить с учениками вопросы: почему нужно быть грамотным, какие преимущества у грамотного человека и как повысить свою грамотность.

подвести детей к выводу, что уметь грамотно выражать свои мысли нужно для того, чтобы правильно, понимать друг друга;

развивать речь через работу при разборе речевых ошибок;

развивать память, внимание, умение работать в коллективе.

Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского
языка является не праздным занятием от
нечего делать, но насущной необходимостью»
Александр Иванович Куприн

Ход мероприятия

— Сегодня мы вспомним, как велик и могуч наш язык!

Как прекрасно звучание грамотной речи, приятна она человеческому слуху.

Как легко читать красиво сложенный текст.

С днем грамотности, с днем чистого слога!

— 8 сентября отмечают Международный день грамотности. Слайд 1

— Международный день грамотности был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Слайд 2

— Количество грамотных людей в мире – около четырех миллиардов. Слайд 3

Более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными. Это больше относится к женщинам в тех странах, где не развиты права женщин. Это могут быть и взрослые, и дети из очень бедных семей, если образование в стране платное. Слайд 4

Более 100 миллионов детей не ходят в школу.

— Быть грамотным необходимо в нашем веке!

— А что же такое грамотность?

Гра́мотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Слайд 7

— Какого человека можно назвать грамотным? Грамотным называют человека, умеющего писать на каком-либо языке.

— Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

— Почему важно быть грамотным? (ответы детей) Слайд 9

— 1) У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования.

— 2) Грамотные люди обладают лучшими возможностями, быстрее приспосабливаются к новым обстоятельствам, легче решают возникающие проблемы.

— 3) Грамотность иногда может спасти нашу жизнь.

— 4) Многие люди умеют читать. Но прочитав текст, они не поняли смысл прочитанного. Просмотрев фильм, не увидели в нём авторской мысли. Так вот безграмотному человеку нужно разжевывать не только кашу.

-5) Грамотность — это и правильно поставленные знаки препинания, например, от запятой в фразе «Казнить нельзя помиловать» может зависеть жизнь человека.

-6) Неумение изложить собственные мысли — удел неграмотного человека. (Работа над речевыми ошибками сочинений) Слайд 11

В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

Кактус упал на кота и взвыл от боли.

Глаза вратаря, как и ноги, бегали за мечом.

Из-за тучи выглянул луч солнца и огрел кукушонка

На поле раздавались стоны раненых и мёртвых.

У нас в лесу зимой не осталось ни одной певчей птицы, кроме вороны.

— Всё, о чём мы говорили происходит в наше время. Что же было раньше? Учились дети в школах? По каким книгам? Какими буквами были написаны книги тех лет? Слайд 12

Дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь.

— Вот как пишет поэтесса Н. Кончаловская:

И в старину учились дети – 

 Их учил церковный дьяк, —

 Приходили на рассвете

 И твердили буквы так:

 А да Б – как Аз да Буки,

 В – как Веди, Г – Глаголы. Слайд 13

— Алфавит назывался глаголица и кириллица.

— Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил
И другое слово.

— Предлагаем поиграть. В слове нужно заменить одну букву, чтобы получилось новое слово. Например, том, сом, ком. Слайд 15

— Из букв слова «грамотность» нужно составить как можно больше слов.

Компьютер составил 278 слов. Слайд 18

О грамотности сложено много пословиц. Вот некоторые из них. Объясните смысл этих пословиц. Слайд 19

Учить – ум точить.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть

Грамота — не болезнь, годы не уносит.

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Для ученья нет старости.

— В России ежегодно проводится Тотальный диктант. В один определённый день и час желающие люди пишут один и тот же текст род диктовку. Их работы проверяют и определяют количество грамотных людей. А самых грамотных награждают.

— настало время поздравить и наградить грамотно пишущих детей. Их мы определяли по количеству «5» в тетрадях по письму прошлого учебного года.

Приглашаем:

Напутствие

В международный день грамотности Слайд 20
Учитесь, пожалуйста, друзья!
Читайте книги, словари,
Неграмотными быть обидно, нельзя!

Знать, где «о» писать, где «а»,
Точку где поставить,
Это нужно знать всегда,
Каждого заставить!
И не надо тут юлить:
«Пишем, как умеем!»
В жизни каждый должен быть
Просто грамотеем.

В письме электронном, а также обычном Слайд 21
Делать ошибки совсем неприлично.
Чтоб каждый мог помнить о правиле сём,
В мире День грамотности учреждён!

С грамотности Днём, друзья,
Вас хотим поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.

Время может быть настало
Непонятных вам идей,
Предлагаем объединиться
В группу грамотных людей. Слайд 22

— С праздником вас, грамотеи! Слайд 23

3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 8 октября праздник церковный сергий радонежский
  • 8 октября праздник сергия радонежского открытки
  • 7 ноября праздник посвященный
  • 7 ноября праздник плакаты ссср
  • 7 ноября праздник плакат