9 мая 1945 церковный праздник

Православный Церковный календарь за 9 Мая 1945 года - Седмица 1-я по Пасхе. Светлая седмица - сплошная. День поминовения усопших воинов. Список всех церковных праздников и событий отмечаемых сегодня.

Светлая седмица – сплошная. Среда Светлой седмицы

Богослужения

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Священномученику Василию, епископу Амасийскому

Кондак священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4

Царе́во повеле́ние преоби́дев,/ Ца́рство Небе́сное получи́л еси́, Васи́лие,/ в не́мже лику́я,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́,// священному́чениче.


Перевод:

Презрев повеление царя ты получил Небесное Царство, Василий, в нем же торжествуя, вспоминай нас, почитающих память твою, священномученик.

Святителю Стефану, епископу Великопермскому

Тропарь святителю Стефану, епископу Великопермскому, глас 4

Боже́ственным жела́нием/ от ю́наго во́зраста, Стефа́не прему́дре, разже́гся,/ яре́м Христо́в взял еси́/ и люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́,/ Боже́ственное се́мя в них се́яв,/ ева́нгельски духо́вне породи́л еси́./ Те́мже пресла́вную твою́ па́мять почита́юще, мо́лим тя:/ моли́, Его́же пропове́дал еси́,// да спасе́т ду́ши на́ша.


Перевод:

Устремлением к Богу с юного возраста, Стефан премудрый, ты воспламенился, поднял иго Христово (Мф.11:30) и людей, чьи сердца издавна заросли сорной травой неверия, посеяв в них Божественное семя, ты евангельски духовно породил. Потому, почитая твою преславную память, молим тебя: моли, Кого ты проповедал, о спасении наших душ.

Кондак святителю Стефану, епископу Великопермскому, глас 8

Самозва́нен не и́щущим тебе́, святи́телю, обре́лся еси́,/ лю́ди, от и́дольския ле́сти свободи́в, ко Христо́ве ве́ре приве́л еси́/ и волхва́ пансо́тника посрами́л еси́,/ те́мже и пе́рвый епи́скоп и учи́тель Пе́рми был еси́./ Сего́ ра́ди духо́вная твоя́ ча́да,/ я́ко тобо́ю изба́вльшеся от и́дол, благода́рная тебе́ возопие́м:// ра́дуйся, Стефа́не, учи́телю прему́дрый.


Перевод:

По своему призванию, к людям не желавшим тебя, святитель, ты явился и, освободив от идольского обольщения, привел ко Христовой вере и главного языческого жреца ты посрамил, потому и стал первым епископом и учителем Перми. Поэтому духовные твои дети, как избавившиеся благодаря тебе от идолов, вознесем тебе благодарственные молитвы: «Радуйся, Стефан, учитель премудрый».

Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому

О, Богоосвяще́нный и равноапо́стольный Стефа́не, но́вый Богове́дения пропове́дниче и просвети́телю Креще́нием святы́м великопе́рмских во идолопокло́нстве живу́щих люде́й, ко и́стинному Ева́нгельскому све́ту путеводи́телю, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, Ду́ха Свята́го сосу́де избра́нный, Христоподража́тельный в Небе́сный Сио́н наста́вниче и руководи́телю, о́браз благонра́вия всем благоче́стно жи́ти жела́ющим, благоиску́сный мы́сленнаго корабля́, чрез мо́ре ми́ра сего́ к Небе́сному приста́нищу пла́вающаго, прави́телю, ди́вный во иера́рсех, уве́нчанный Боже́ственною благода́тию, всеросси́йский свети́льниче, вели́кий чудотво́рче и моли́твенниче те́плый! К тебе́ во умиле́нии души́ и сокруше́нии се́рдца моего́, аз окая́нный и гре́шный благонаде́жно притека́ю и вопию́, прося́ смире́нно по́мощи твоея́ и те́плаго ко Преблаго́му Бо́гу хода́тайства, да твои́ми богоприя́тными моли́твами испро́сиши ми от Него́ человеколю́бную ми́лость, оставле́ние мно́гих мои́х согреше́ний, души́ и телеси́ здра́вие со спасе́нием; и, я́ко Благ и Человеколю́бец, да благоволи́т безбе́дно в ми́ре сем ходи́ти ми до сконча́ния живота́ моего́, во вре́мя же разлуче́ния моего́ от жи́зни сея́ дух мой в покая́нии и ми́ре А́нгелом Свои́м святы́м ми́лостивно прия́ти, и да даст ми ми́мо мра́чных и злокова́рных и лю́тых духо́в де́монских на возду́се проити́ невозбра́нно и к Нему́ непосты́дно предста́ти поклони́тися, и безсме́ртныя и блаже́нныя жи́зни сподо́битися со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Молитва 2-я святителю Стефану, епископу Великопермскому

О, равноапо́стольный святи́телю Христо́в Стефа́не! К тебе́ мы, окая́ннии, благонаде́жно притека́ем и пред святы́м твои́м о́бразом вопие́м, прося́ще по́мощи твоея́ и к Бо́гу хода́тайства, да твои́ми моли́твами испро́сиши нам, раба́м Бо́жиим (имена), от Него́ ми́лость: оставле́ние мно́гих на́ших согреше́ний, душа́м и телесе́м здра́вие со спасе́нием; да благоволи́т же Госпо́дь твои́ми моли́твами безбе́дно в ми́ре сем ходи́ти нам до сконча́ния жития́ на́шего, во вре́мя же разлуче́ния на́шего от жи́зни сея́ дух наш А́нгелы Свои́ми в покая́нии и ми́ре ми́лостивно да прии́мет, я́ко да от мра́чных и злокова́рных и лю́тых духо́в де́монских на возду́се проше́дше невозбра́нно, к Нему́ непосты́дно предста́нем и поклони́мся, и безсме́ртныя и блаже́нныя жи́зни сподо́бимся, со все́ми святы́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Перевод:

(имена)

Преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому

Тропарь преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому, глас 1

Поще́нием, моли́твами и благода́тию Боже́ственною просвети́вся,/ земны́я концы́ све́тло озаря́еши благоче́стно,/ чуде́с благода́ть от Бо́га прие́м,/ исцеля́еши неду́ги, ду́хи же лука́выя от челове́ков отгоня́еши,/ и́же с ве́рою притека́ют к ра́це моще́й твои́х святы́х,/ преподо́бне о́тче наш Иоанни́кие./ Сла́ва Да́вшему ти благода́ть,/ сла́ва Укрепи́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.


Перевод:

Пощением, молитвой и благодатью Божественной просветившись, ты ярко озаряешь концы земли, с благоговением приняв благодать чудотворений от Бога, исцеляешь болезни, духов же бесовских отгоняешь от людей, прибегающих с верой к раке с твоими святыми мощами, преподобный отче наш Иоанникий. Слава Давшему тебе благодать, слава Укрепившему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления.

Кондак преподобному Иоанникию Девиченскому, Сербскому, глас 8

От ю́ности, Богому́дре, возлюби́в а́нгельское житие́,/ вся кра́сная оста́вил еси́,/ за́йде бо, я́коже звезда́ от ми́ра,/ восте́к к разу́мному и пра́ведному со́лнцу, Христу/ от Него́ же прие́мь благода́ть исцеле́ния,/ разли́чныя неду́ги врачу́еши притека́ющих к свяще́нней ра́це твое́й./ Те́мже и мы, соверша́юще любо́вию всечестну́ю твою́ па́мять, вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Иоанни́кие.


Перевод:

С юности, Богомудрый, возлюбив ангельскую жизнь, все земные блага ты оставил, взошел как звезда от мира, поднялся к духовному и праведному солнцу, Христу, от Него же принял благодать исцеления, излечиваешь различные болезни прибегающих к священной раке твоей. Потому и мы, празднуя с любовью почитаемую всеми память твою, взываем к тебе: «Радуйся, отче Иоанникий».

В среду, св. Кресту

Тропарь в среду, св. Кресту, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.


Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Кондак в среду, св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.


Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Показать все

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Деян.2:22–36; Ин.1:35–51)

Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, коль скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующий же не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. 

Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий – будто теперь ночь.

Развернуть

Притча дня

Один монах так объяснял, что такое молитва:
– Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 129.  Четвёртая заповедь Нового ЗаветаБлаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

В Библии правда Божия – верность Бога Своим обещаниям (обетованиям), Своим словам, а правда для людей – верность крещальным обетам.

Правда, Истина – это одно из имён, и, соответственно, качеств Бога. Правда Божия, как верность Бога Своим обещаниям о победе над силами зла, была в полной мере  явлена Боговоплощением.  Церковная гимнография поэтому именует Христа Солнцем Правды.  Нет многих истин, Истина предельно конкретна и единственна – Истиной является Сам Бог – «Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6).

Под правдой Божией также понимают Божественную справедливость. В течение нашей земной жизни Господь милосердно ожидает нашего покаяния и направляет нас к нему, невзирая на тяжесть наших грехов, по окончании же нашей земной жизни нас ждёт Суд Божий, т.е. Его правда.

В нравственном понимании алчущие и жаждущие правды – это совестливые. Жажда правды свидетельствует о живой совести.

От слова правда происходят термины праведник и праведный. Праведники – исполняющие заповеди Божьи. А праведные – это и праведники, и тип святости (подвижники, которые, достигли святости, живя в браке, например, св. праведный Иоанн Кронштадтский).

Что значит насытятся? Здесь разумеется насыщение духовное, состоящее во внутреннем, душевном мире, в спокойствии совести.

Практические советы

Как сохранить в себе эту великопостную и одновременно пасхальную радость? Как в повседневной суете не растерять то, что удалось приобрести в этот период времени? Вопрос непростой. Получив после завершения поста разрешение на многое, как бы не уподобиться ветхозаветному Исаву, продавшему свое первородство за миску чечевичной похлебки, не предать небесное ради земного, вечное – ради временного. Если нам удастся сохранить в своем сердце главное из достигнутого за великопостные дни, значит, мы одержим еще одну немаловажную духовную победу, значит, сделаем еще один шаг к нашему внутреннему воскресению из мертвых. Очень важно после поста не возвратиться к себе прежнему; не перечеркнуть достигнутого обильным столом. Следует бережно хранить в себе тягу к Причащению Святых Христовых Таин, обязательно причащаться во время Светлой седмицы и как можно чаще бывать в храме.

прот. Алексий Уминский

Как обрести внимание на молитве, не рассеиваться?

См. Внимание в молитве.

Случайный тест

8 мая

10 мая

30 ноября по старому стилю

 


Священномученика Василия, епископа Амасийского

День памяти


Святителя Стефана, епископа Пермского (Великопермского)

День памяти


Преподобного Иоанникия Девиченского

День памяти


Праведной Глафиры девы

День памяти


Поминовение усопших воинов

День поминовения усопших


Пасхальная (Светлая)

Сплошная седмица

<Пред

След>

Май 1945

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

30

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

2

3

Общая информация

Постный день: Разрешена рыба
Неделя:
Пасхальная (Светлая)

Вам может быть интересно

  • Православные праздники сегодня

  • Православный календарь на Январь 2023

  • Праздники сегодня

  • Луна сегодня

  • Лунный календарь огородника 2023

Интересные параллели.

Пасха в 1945 году пришлась на 6 мая по новому стилю. День великомученика Георгия Победоносца – великого покровителя воинов. Победоносец и Победа. Мне кажется, очень символично. И сам День Победы пришелся на Светлую Седмицу, когда народ Божий празднует Воскресение Христово.

В этом году почти также. Разница в четыре дня.

Да, конечно две практически антихристианские империи – коммунистическая и нацистская. Да, конечно, много вопросов. На которые и сегодня нет ответов. И миллионы смертей…Но в памяти того дня и той войны есть что-то глубинное, корневое для многих народов. Пример мужества, пример героизма, пример веры. Ведь именно из-за войны тысячи людей вернулись в лоно Православной Церкви, и давление коммунистической власти ослабло. Церковь, слава Богу, получила возможность развиваться.

Вспоминается кадр из старой черно-белой советской хроники. Возложение цветов к мемориалу погибшим в той страшной войне. Отец подходит с маленьким сыном (лет пять, наверное, ему) к памятнику. У обоих в руках гвоздики. Папа держит ребенка за руку. Перед мемориалом он снимает с его головы берет. Они молча стоят некоторое время, возлагают цветы и уходят.

Это традиция. Это воспитание в правильной традиции. Отдать дань тем, кто пожертвовал жизнью, чтобы жил ты.

Мне также вспоминаются кадры из старых советских хроник в День Победы. Люди радуются, радуются, действительно со слезами на глазах. В этом есть что-то действительно похожее на пасхальную радость: через Голгофу — к Воскресению Христову. И в глазах этих людей, переживших войну, — глубокая радость и глубокая печаль. Печаль за погибших, которых было очень много. В каждой почти семье был траур. А сколько без вести пропавших? Сколько мучений в сердце от вопроса «жив или мертв?». И радость от того, что все это закончилось: сожженные деревни, до фундамента разрушенные города, многотысячное бегство на восток, потеря дома. Все это закончилось. Дом снова есть.

Поэтому в этом дне есть что-то глубинное, корневое, правильное.  И эту традицию нельзя терять. Она, мне кажется, очень полезна для грядущих поколений. Как когда-то было написано в одном учебнике по истории: следующая война начнется тогда, когда грядущее поколение забудет о прошлой войне.

И нельзя рубить топором по корню. Дерево может засохнуть. Но, наоборот, правильную фундаментальную традицию нужно растить и лелеять, взращивать в сердцах детей. И она тогда принесет добрый плод, который будет основан на страхе Божием и на любви и уважении к своим предкам, которые подарили тебе жизнь. Точно так же, как ты бережно, хрустально-хрупко, трепетно, с горячей нежностью в сердце должен передавать эту жизнь дальше. Ты должен НАУЧИТЬСЯ с Божьей помощью передавать эту жизнь дальше.

Поэтому нельзя забывать о концлагерях и мужестве, о смертях и самопожертвовании, о взрыве Успенского собора Киево-Печерской Лавры и о том, что День Победы связан с днем памяти великомученика Георгия Победоносца и припал на Пасху.

Божий Промысл и зло обращает в добро.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иерей Андрей Чиженко

Церковные даты совпавшие с событиями Великой Отечественной войны. Военные священнослужители. ФОТО

НЕСЛУЧАЙНЫЕ ДАТЫ
– 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;
– 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;
– 12 июля 1943 в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;
– на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;
– Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днем победы!»;
– Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.


Записи на схожие темы

Великая экономика Великой Отечественной войны. ФОТО

Победу Прямой ущерб, нанесенный Великой Отечественной войной экономике СССР, равнялся почти в начале Великой Отечественной войны не только использовать данные мощности для военного производства, и новаторство, не могли не дать результатов. 1943 год стал

Пасхальный колокольный звон-
И служба в церкви на пригорке.
Солдат в потертой гимнастерке
Идет с войны в свой отчий дом.

Зашел в церквушку — Божий крест,
Поставил свечи у иконки.
За тех, кто были в похоронках,
Кто защищал Москву и Брест.

Всех вспомнил — мертвых и живых.
Тех, кто за Родину сражался.
Тех, кто так ждал — и не дождался,
Своих друзей прифронтовых.

Всплакнул неслышно — и слеза
Скупая по щеке катилась.
Тут все грехи ему простились
За боль, что нес через года.

«Пасха 9 мая 1945 года» http://stihidl.ru

В 1945 году главный православный праздник — Пасха — был в день Георгия Победоносца 6 мая и непосредственно предшествовал дню Победы. Георгий Победоносец — воин-святой, победитель дракона, представляющего зло. Германская капитуляция была подписана ровно в середине Светлой седмицы Пасхи полководцем также с именем Георгий (Жуков).

В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой.»

СЛОВО В ДЕНЬ ПОБЕДЫ 9 МАЯ 1945 ГОДА

…Слава и благодарение Богу!

Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, — мир на землях многих…

…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.

Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, — дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, — и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, — ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.

Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.

Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, — тяжелый, но созидательный.

Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый — герой войны; наших дорогих и священных памятников, — всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.

С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, — мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.

Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.

Да пройдет небеса.

Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.

Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.

Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.

«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…» (Канон службы Похвалы Божией Матери).

Аминь.

АЛЕКСИЙ (I),
Патриарх Московский и всея Руси
Москва, 9 мая 1945 г.

«Журнал Московской Патриархии, 1945, № 5

      http://www.pravoslavie.ru/archiv/9_may.htm

Просмотры (733)

Пасха в 1945 году пришлась на 6 мая по новому стилю. День великомученика Георгия Победоносца – великого покровителя воинов. Победоносец и Победа. Мне кажется, очень символично. И сам День Победы пришелся на Светлую Седмицу, когда народ Божий празднует Воскресение Христово.

В этом году почти также. Разница в четыре дня.

Да, конечно две практически антихристианские империи – коммунистическая и нацистская. Да, конечно, много вопросов. На которые и сегодня нет ответов. И миллионы смертей…Но в памяти того дня и той войны есть что-то глубинное, корневое для многих народов. Пример мужества, пример героизма, пример веры. Ведь именно из-за войны тысячи людей вернулись в лоно Православной Церкви, и давление коммунистической власти ослабло. Церковь, слава Богу, получила возможность развиваться.

Вспоминается кадр из старой черно-белой советской хроники. Возложение цветов к мемориалу погибшим в той страшной войне. Отец подходит с маленьким сыном (лет пять, наверное, ему) к памятнику. У обоих в руках гвоздики. Папа держит ребенка за руку. Перед мемориалом он снимает с его головы берет. Они молча стоят некоторое время, возлагают цветы и уходят.

Это традиция. Это воспитание в правильной традиции. Отдать дань тем, кто пожертвовал жизнью, чтобы жил ты.

Мне также вспоминаются кадры из старых советских хроник в День Победы. Люди радуются, радуются, действительно со слезами на глазах. В этом есть что-то действительно похожее на пасхальную радость: через Голгофу — к Воскресению Христову. И в глазах этих людей, переживших войну, — глубокая радость и глубокая печаль. Печаль за погибших, которых было очень много. В каждой почти семье был траур. А сколько без вести пропавших? Сколько мучений в сердце от вопроса «жив или мертв?». И радость от того, что все это закончилось: сожженные деревни, до фундамента разрушенные города, многотысячное бегство на восток, потеря дома. Все это закончилось. Дом снова есть.

Поэтому в этом дне есть что-то глубинное, корневое, правильное. И эту традицию нельзя терять. Она, мне кажется, очень полезна для грядущих поколений. Как когда-то было написано в одном учебнике по истории: следующая война начнется тогда, когда грядущее поколение забудет о прошлой войне.

И нельзя рубить топором по корню. Дерево может засохнуть. Но, наоборот, правильную фундаментальную традицию нужно растить и лелеять, взращивать в сердцах детей. И она тогда принесет добрый плод, который будет основан на страхе Божием и на любви и уважении к своим предкам, которые подарили тебе жизнь. Точно так же, как ты бережно, хрустально-хрупко, трепетно, с горячей нежностью в сердце должен передавать эту жизнь дальше. Ты должен НАУЧИТЬСЯ с Божьей помощью передавать эту жизнь дальше.

Поэтому нельзя забывать о концлагерях и мужестве, о смертях и самопожертвовании, о взрыве Успенского собора Киево-Печерской Лавры и о том, что День Победы связан с днем памяти великомученика Георгия Победоносца и припал на Пасху.

Божий Промысл и зло обращает в добро.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (56) раз

Заказать требы

Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка… подробнее

Два самых больших, самых искренних праздника, которые россияне отмечают весной, – Пасха и День Победы. В этом году их разделяет три недели. А вот в 1945-м они почти совпали: Христово воскресение по православному календарю пришлось тогда на 6 мая.

Пасха военного времени… — их было четыре. В 1942 году – 5 апреля, в 1943-м – 25 апреля, в 1944-м – 16 апреля и в 1945-м – 6 мая.

Наступившая из-за разгоревшейся тяжелейшей войны «религиозная оттепель» в Стране Советов дала результаты, о которых еще совсем недавно верующие в СССР и мечтать не могли. Например, в каждую пасхальную ночь специальным распоряжением «сверху» в городах и поселках отменялся строго установленный комендантский час, чтобы люди могли побывать на праздничной службе.

Так удивительно сложились обстоятельства, что в победном для нашей страны году два важнейших военно-политических события оказались фактически «привязаны» по времени к двум важнейшим церковным праздникам.

Чуть более, чем через сутки после наступившей православной Пасхи, в ночь на 7 мая 1945 года представителями Верховного главнокомандования вермахта был подписан в Реймсе первоначальный акт о капитуляции. Еще двое суток спустя – в ночь на 9 мая, в пригороде Берлина состоялось окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.  

А семь недель спустя, 24 июня в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. И это случилось на пятидесятый день после Пасхи, когда отмечается двунадесятый православный праздник Троицы.

Как же встречали верующие ту «предпобедную» Пасху? Некоторые интересные факты и подробности нашлись в архивных документах и воспоминаниях очевидцев.

Из служебной записки, направленной 25 апреля 1945 года под грифом «Совершенно секретно» И. В. Сталину:

«Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полагает целесообразным, по примеру 1942-1943 и 1944 гг., допустить ночную пасхальную службу в церквах Москвы и других городах, объявленных на осадном и военном положении, и, в связи с этим, разрешить беспрепятственное хождение по городу в ночь с 5 на 6 мая сего года…»

Вождь в итоге согласился. На исходе 3 мая, то есть за двое суток до праздника, в Кремля дали «добро» на проведение ночной пасхальной службы. Более того, на многих предприятиях, в организациях и учреждениях были объявлены нерабочими не только сам воскресный день 6 мая, но и предшествующая ему страстная суббота 5 мая (а ведь страна-то еще жила в условиях тотальной мобилизации сил для ведения военной кампании!). По распоряжению властей на хлебозаводах и в пекарнях был оперативно налажен выпуск куличей, которые, поступив в продажу, пользовались большим стросом в Москве и других городах. 

Верующим, собравшимся в храмах в связи с наступлением главного христианского праздника, зачитывали послание патриарха Алексия I:

«Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…»

По данным, собранным для итогового отчета по линии НКВД, в общей сложности для проведения пасхальных богослужений в стране было открыто около 10000 храмов. По самым скромным подсчетам их посетили в ночь с 5 на 6 мая более 5 миллионов человек.

Но кроме этих десяти тысяч богослужений было и еще одно – уникальное. Оно происходило в недавно освобожденном концлагере Дахау.

Подробности сохранились в воспоминаниях бывшего фашистского узника Глеба Александровича Рара – известного впоследствии церковного и общественного деятеля русской эмиграции.

Судя по его рассказу, записанному в 1998 году, в Дахау — один из самых больших концентрационных лагерей, созданных ведомством Гиммлера, Глеб Александрович попал за несколько дней до Победы, 27 апреля, – в составе последней партии заключенных, отправленных сюда из другого страшного лагеря, Бухенвальда. Переезд сопровождался массовой гибелью узников, – люди умирали от тифа, от крайнего истощения, многие обессилевшие были застрелены охраной… Из эшелона в 5000 человек в Дахау живыми попали только 1300.

Их подневольное пребывание здесь за колючей проволокой оказалось совсем не долгим. Уже вечером 29 апреля лагерь Дахау освободили американские солдаты. К тому времени в бараках оставалось в живых около 32,5 тысяч заключенных.

Сразу же вывезти их в другое, более приспособленное для нормального существования место не получалось. Однако американцы постарались обеспечить этим измученным людям хоть мало-мальски сносные условия. В числе прочего освободители установили в бараках радиоприемники, реквизированные у состоятельных немецких семей из соседннего городка Дахау. Так бывшие заключенные смогли узнавать самые последние – радостные, новости: Гитлер покончил жизнь самоубийством, Красная Армия взяла Берлин, войска вермахта в других районах страны массово сдаются в плен…

«Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы, — вспоминал Глеб Рар. — Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе. 

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой…»

Далее Глеб Александрович вспомнил, как удалось выйти из ситуации с облачением церковнослужителей. Заключенные сшили необходимые для совершения службы епитрахили священников и орари дьяконов из длинных полотенец, взятых в больнице при концлагере. Посередине на них прикрепили там же, в больнице, найденные нашивки с красными медицинскими крестами, заменив ими кресты православные, которые должны присутствовать на церковном облачении.

«В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) — который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников, — читаем в воспоминаниях Рара. — Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие от Иоанна — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве — сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя (этот эпизод описан в ЕвангелииА. Д.), один из бывших заключенных, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего богослужения…»

Уже в постсоветское время, в первой половине 1990-х, стараниями военнослужащих нашей Западной группы войск в Германии при активной поддержке Глеба Александровича Рара и других русских эмигрантов была построена в Дахау православная часовня Воскресения Христова. Позади престола в ней размещена необычная, неканоническая икона: изображены два ангела, отворяющие ворота концлагеря Дахау, и Иисус Христос, который выводит узников на свободу. Во время каждой литургии, проводимой в этой часовне-памятнике, обязательно поминаются священнослужители, участвовавшие в том уникальном богослужении в Дахау на Пасху 1945 года.

March 15 2013, 15:01

Category:

  • История
  • Cancel

Уже неоднократно я встречал восторженные восклицания людей, симпатизирующих сталинизму, по поводу близкого совпадения Дня Победы, Пасхи и дня памяти Георгия Победоносца в 1945 году. Это близкое соседство истолковывается чуть ли не как благословение Сталину и Георгию Жукову. Вот и сегодня уважаемый главный редактор РНЛ пытается примирить Государя и Сталина, Новомучеников и палача, Христа и главного богоборца планеты.

В 1945 году Пасха выпала на 7 мая, а день памяти Великомученика Георгия Победоносца отмечается 6 мая. Удивительна сама постановка вопроса. Неужели Великомученик Георгий, пострадавший от гонителей христианства, может каким-то образом благословлять Сталина? Я понимаю, что мы чаще вспоминаем св. Георгия Победоносца верхом на коне, поражающим змея, но надо же помнить, что перед этим было его мученичество. Но более того, его мученичество было прямо перед лицом царя Диоклетиана по церковному преданию. И именно гонитель Диоклетиан казнил мученика. И именно Диоклетиан был до Сталина самым большим гонителем христианства. Но Сталин намного превзошел его. Таким образом Георгий Победоносец как раз свидетельствует и напоминает нам про обличение крупнейших гонителей Церкви. Он благословляет это обличение.

И все забывают, что именно в 1945 году праздник Георгия Победоносца, этот своего рода православный День Победы выпал на Великую Субботу. А ведь Великая Суббота — это день молчания, день скорби и день покоя. Это день мертвых, день всех погибших в войне, день забытых, замерзших, расстрелянных по обе стороны фронта. А еще это день, когда Спаситель был душой Своей во аде, проповедуя сущим в темнице.

Поэтому день Георгия Победоносца 1945 года — это день проповеди Спасителя во аде, в темнице. Не удивительно ли указание на страну нашу, покрытую сетью концлагерей?

Еще иногда вспоминается в разных публикациях, что Парад Победы 24 июня 1945 года был на Троицу. В этом видят чуть ли не мистическое благословение торжеству свыше. Но, дорогие братья и сестры, ведь день Троицы в народе всегда ассоциируется с днем памяти всех усопших. А в годы закрытых храмов он именно так и воспринимался народом. И накануне Троицы мы отмечаем Троицкую родительскую субботу, когда поминаем всех усопших и погибших в том числе. Поэтому Сталин, сам того не зная, обличил себя, указав на громадное число жертв войны по его собственной вине. И может быть под действием этого груза Сталин впал в этот день в тяжелое уныние и заявил, что он хочет уйти. Об этом имеется достаточное количество исторических свидетельств. Окружение Сталина сразу изобрело звание Генераллиссимуса и через три дня после парада вручило это звание самому кровопролитному полководцу в истории планеты Земля. Никто и никогда до и после Сталина не терял такого количества солдат, как Сталин. Но мундир надел. До сих пор историки не знают точно почему в день Парада Победы Сталин впал в такое сильное уныние. Моя версия в том, что он узнал действительное соотношение потерь Германии и СССР. И явилось это уныние не только в день Парада Победы, но и в день поминовения всех усопших. А это знаменательно.

И небо в этот день разразилось небывалым дождем. Весь парад промок до нитки. А ведь сильнейший ливень — это был плач по умершим и погибшим. По тем, кого главный безбожник вселенной даже не вспомнил и даже не захоронил. Господь показал этим, что Победа была завоевана погибшими, забытыми и и незахороненными, а не врагом Христа, натянувшим на себя мундир богобоязненного Суворова. Господь лил на советских полководцев потоки воды, когда они вместо поминания погибших воклицали бесконечные здравицы Сталину. Пройдет немного времени и они низвергнут его и растопчут.

Победа 1945 (фрагмент). Художник: П. Кривоногов. 1949
Победа 1945 (фрагмент). Художник: П. Кривоногов. 1949

    

Пасха — праздник Исхода, праздник Освобождения и
Победы. Знаменательным стало то, что Пасха 1945 года
пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется день
великомученика Георгия Победоносца. Церковью святой
воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих
защититель, немощствующих врач, царей поборниче».
Имя Георгий с греческого значит «земледелец».
И подобно святому Георгию, миллионы
мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны,
шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и
борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли,
что те победные весенние дни были преисполнены
христианской символики? Ведь заканчивалась крупнейшая и
кровопролитнейшая в мировой истории война — война,
для нашей страны начавшаяся в день Всех
святых, в земле Российской просиявших (22 июня 1941
г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она
завершалась такой победой, которой мир еще не видал.
Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной
Победы…

Моабитская тюрьма
Моабитская тюрьма

    

Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого
Поста. В Лазареву
субботу 28 апреля была взята известная своими пытками
берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали
противников режима, постепенно и методично превращая их в
живые трупы. Теперь склеп стал пуст… Тюрьма и весь
одноименный район Берлина получили название в честь
библейской земли Моав, жители которой пытались
воспрепятствовать Народу Божьему достичь Обетованной
земли. Моавитский царь обращался к прорицателю Валааму:
«Прокляни мне народ сей, ибо он сильней меня: может
быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его
из земли». Но Бог сказал Валааму: «Не
проклинай народа сего, ибо он благословен». Валаам
благословил израилитян, предсказав: «Восходит звезда
от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава
и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением,
Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу
свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся
от города» (Числа. 22:6, 12; 24:17-19). …В этот
день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в
праздник Входа Господня в
Иерусалим, приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на
разных фронтах началась капитуляция немецких войск,
занимавших оборону против союзников.

Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года
Генерал Йодль подписывает капитуляцию Германии в Реймсе 7 мая 1945 года

    

30 апреля настал Великий
понедельник, когда бесплодной смоковнице было сказано
«Да не будет же впредь от тебя плода вовек»
— и она тотчас иссохла (Мф. 21:19). В тот день
покончил с
собой Адольф Гитлер. Но бои продолжались еще два дня,
и тишина в Берлине настала лишь к Великому
четвергу. К этому времени в целом завершились
столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая
сдача в плен. Победоносные войска выходили на линию
соприкосновения с союзниками. Предпасхальным вечером 5 мая
начальник штаба союзников У.Б. Смит передал немецкому
представителю Фридебургу требование генерала Эйзенхауэра о
повсеместной капитуляции как на западе, так и на востоке.

Освобоженные заключенные концлагеря Дахау
Освобоженные заключенные концлагеря Дахау

    

6 мая наступила православная
Пасха. В освобожденном за неделю до того концлагере
Дахау пасхальное богослужение по памяти совершали
греческие и сербские священники, надевшие самодельные
облачения на свои полосатые робы… Тем временем
немецкое командование начало переговоры о полной
капитуляции. В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт
был подписан. Через двое суток по требованию советского
командования он был продублирован в Берлине с участием
официального представителя СССР маршала Георгия Жукова.

Г.К. Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии
Г.К. Жуков во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии

    

День Победы праздновался 9 мая в Светлую среду, в день
памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся.
Первым из них был пророк Моисей, узревший на Синае
Неопалимую купину и получивший откровение о грядущем
освобождении своего народа. Откровение о Победе, Исходе, о
Пасхе.

Салют Победы в Москве
Салют Победы в Москве

    

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 9 мая 1945 года какой праздник
  • 9 мамыр туралы сценарий
  • 8 октября есть божественный праздник
  • 8 октября день чего праздники
  • 8 нче март сценарий татарча