900 дней мужества блокада ленинграда сценарий

 Цели мероприятия:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство пат

«900 дней блокады»

Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда.

                                                           «Запомни, этот город – Ленинград,

                                                                     Запомни, эти люди – ленинградцы!»

Цели:

-воспитать духовную культуру учащихся;

— воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;          

-воспитать чувство патриотизма;

-привить чувство гордости, желание пережить сердцем то, что пережили их сверстники в годы войны;

-донести до ребят мысль о связи поколений, о том, что мы один народ, что история у нас общая;

-дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;

Оборудование:  книжная выставка: “Говорит Ленинград”. На столе – блокадный хлеб – 125 граммов        

 Цитата:

Был дом – ни света, ни воды.

Был хлеб – довесочек беды.

Была одна судьба на всех.

Мы растеряли светлый смех.

Мы умирали…

Город жил – исполнен малых наших сил.

Ход мероприятия:

Ведущий: Войну мы вспоминаем не затем

                  Чтоб лишний раз Победой похвалиться

                  Мы просто повторяем вся и всем.

                  Подобное не может повториться.

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу которой мы празднуем вновь и вновь.

— Ранней осенью 41-ого в городе разорвались первые снаряды.

— Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались гитлеровцами лицом к лицу.

— Их противниками были смерть и ее союзники: голод, жажда, холод, тьма… блокада.                  

1-ый: Я помню ту осень и стужу

          Во мраке бугры баррикад

          И отблеск пожарища в лужах.

          И грозный, как ночь, Петроград!

Ведущий: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Фашистские войска понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной документации немецкого военно-морского штаба от 22 июня 1941 года.

     «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

     Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорной город. Началась блокада.

3-ий: Враг силой не мог нас осилить,

          Нас голодом хочет он взять,

          Отнять Ленинград у России,

          И в плен ленинградцев забрать.

4-ый: Да, мы не скроем – в эти дни

          Мы ели клей, потом ремни,

          Но, съев похлебку из ремня,

          Вставал к станку упрямый мастер,

          Чтобы точить орудий части,

          Необходимые войне.

          Но он точил, пока рука

          Могла производить движенья.

          А если падал у станка –

          Как падает солдат в сраженье

5-ый: А там, меж сугробов горбатых,

          Где трудно и взрослым шагать,

          На саночках узких ребята

          Везут свою мертвую мать…

Ведущий: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки. 

6-ый: Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

          И высятся пустые этажи,

          Но мы умеем жить, хотим и будем,

          Мы отстояли это право – жить

          Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

          И этот город тем непобедим,

          Что мы за чечевичную похлебку

          Достоинство свое не продадим

          Есть передышка – мы передохнем,

          Нет передышки – снова будем драться

          За город, пожираемый огнем

          За милый мир, за все, что было в нем,

          За милый мир, за все, что будет в нем,

          За город наш, испытанный огнем,

          За право называться ЛЕНИНГРАДЦЕМ!

Ведущий: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой  мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

7-ый: Девочка руки протянула, уснула.

          А оказалось – умерла…

          Никто не проронил ни слова,

          Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

          Учитель выдавил, что снова

          Уроки после похорон…

Ведущий: Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…» Город не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

     Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. 

     900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

     22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

(слайд №26)

8-ой: «Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

          «Дорогой жизни» многих к многим.

          Еще не знают на земле

          Страшней и радостней дороги.

Ведущий: Больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, — водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

9-ый: О, да, иначе не могли

          Ни те бойцы, ни те шоферы,

          Когда грузовики вели

          По озеру в голодный город.

          Холодный ровный свет луны,

          Снега сияют исступленно,

          И со стеклянной вышины,

          Врагу отчетливо видны

          Внизу идущие колонны.

10-ый: И было все на том году

            Машина задняя осела

            Шофер вскочил, шофер на льду.

            Ну, так и есть, мотор заело.

            Ремонт на пять минут – пустяк,

            Поломка эта не угроза,

            Да рук не разомкнуть никак:

            Их на руле свело морозом.

            Чуть разогнешь – опять сведет.

11-ый: Стоять? А хлеб? Других дождаться?

            А хлеб – две тонны?

            Он спасет 16000 ленинградцев.

            И вот в бензине руки он смочил,

            Поджег их от мотора,

            И быстро двинулся ремонт

            В пылающих руках шофера.

12-ый: Вперед! Как ноют волдыри,

            Примерзли к варежкам ладони.

            Но он доставит хлеб,

            Пригонит к хлебопекарне до зари.

            Шестнадцать тысяч матерей

            Пайки получат на заре.

            Сто двадцать пять блокадных грамм

            С огнем и кровью пополам.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

     Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы.

     22 декабря 1941 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

13-ый: Кто в город не пустил врага,

            Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

            Тому, как высший орден, дорога

             Медаль «За оборону Ленинграда»

Ведущий: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

14-ый: Такого дня не видел Ленинград!

             Нет, радости подобной не бывало…

             Казалось, что все небо грохотало,

             Приветствуя великое начало

             Весны, уже не знающей преград.

             Гремел неумолкаемо салют

             Из боевых прославленных орудий,

             Смеялись, пели, обнимались люди…

Ведущий: Прошло 66 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах

(звучит песня «Ты же выжил солдат»)

     Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.     Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

15- ый: Ленинградец душой и родом,

             Болен я сорок первым годом.

             Пискаревка во мне живет.

             Здесь лежит половина города

             И не знает, что дождь идет…

16-ый: Мы чашу горя выпили до дна.

            Но враг не взял нас никаким измором,

            И жизнью смерть была побеждена

            И победили человек и город!

17-ый: Неугасима память поколений

            И память тех, кого так свято чтим,

            Давайте, люди, встанем на мгновенье

            И в скорби постоим и помолчим.

 (минута молчания)

Ведущий: — Люди,

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

О тех, кто уже никогда не споет,

Помните!

Детям  своим расскажите о них, чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Но тех. Кто уже не придет никогда,

Заклинаю:

Помните!

(Звучит «Гимн городу – герою Ленинграду», муз.Г.Свиридова)

Классный час  «900 дней мужества»

(посвященный Дню
снятия блокады Ленинграда)

Подготовила: Бондаренко  Наталья 
Валерьевна  преподаватель информатики ГПБОУ
«Профессионально-педагогический колледж им.М.М.Меджидова» г.Избербаш

Классные час посвященный Дню воинской славы России (27 января 1944
г. — день снятия блокады города Ленинграда). Сценарий включает в себя
информационный блок и беседу об истоках героизма защитников Ленинграда, о
духовном подвиге народа.

Цели
и задачи:

·                    
воспитание
чувства гордости и любви к своей Родине;

·                    
привитие
уважения к героическому прошлому своего народа и чувства гордости за
героическое прошлое.

·                    
расширить
представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде
Ленинграда;

·                    
формировать
положительную оценку духовного подвига советского народа, показать
деструктивный характер попыток извратить историю войны, принизить значение
Победы;

·                    
воспитывать
благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям
старшего поколения;

·                    
пробуждать
сочувствие к людям, перенесшим трагедию блокады; побуждать к критическому
осмыслению различных трактовок военных событий, воспитывать чувство
патриотизма, гражданственности.

Оборудование: мультимедийный
проектор, колонки, плакаты по данной тематике.

Слайд 1. 27 января – День воинской славы
России. В 2016 году исполняется 72 года со Дня полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады.

 22 июня 1941 года Фашистская Германия, во
главе с Адольфом Гитлером, напала на нашу страну. Нацисты намеревались
захватить СССР всего за 3-4 месяца.

Слайд 2. Видеофрагмент 1 «Ленинград.
Блокада»  
(время 1мин.30сек)

Ведущий1: Слайд 3.  ( мелодия):   Блокада Ленинграда – самая
трагическая страница в истории Второй Мировой войны. 

Слайд 4. Для уничтожения города
гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных
дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Два миллиона
887 тысяч гражданского населения (включая 400 тысяч детей) оказались в кольце
окружения.

Слайд 5. Видео
(начало-2)

Слайд 6. Зима 1941 года была на редкость
суровой, замерз водопровод, за водой стали ходить на Неву. В городе постепенно
иссякали запасы топлива. 

Ведущий2: Слайд 7. (фон-3 зима видео) Центральное отопление не работало.
Квартиры обогревали буржуйками. На дрова для них разбирали все, что можно, не
хватало электроэнергии, встал транспорт. Запасы продовольствия таяли с каждым
днём.

         10 сентября 1941 года в ходе
бомбежки сгорели деревянные склады, где  хранился недельный запас
продовольствия. В окруженный город доставляли продукты и топливо самолетами и
через Ладожское озеро. Но этого было недостаточно.  Вскоре начался голод.

Слайд 8.

Она несла в худой руке 
Кусочек сахара блокадный, 
А ты был в близком далеке, 
А рядом — отзвук канонадный. 
Чуть меньше тысячи шагов 
Идти до госпиталя было, 
Но каждый шаг, как сто веков. 
И с каждым — сила уходила. 
Казалось, лёгкое пальто 
Потяжелело «дестикратно». 
И на весь мир не знал никто 
Дойдёт ли женщина… обратно.

Слайд 9. Видео  голод.

Ведущий1:  Слайд10. Продовольственные карточки вели
еще до блокады. Нормы по ним приходилось постоянно урезать. Устоявшейся
блокадной нормой стали 250 граммов в сутки для рабочих и 125 для остальных.

Слайд 11. Фон 4 видео хлеб. Больше полагалось только бойцам до
500 граммов в сутки. К декабрю 1941 года начались массовые смерти от голода.
Люди падали и умирали прямо на улицах, дома, на работе, в очередях за хлебом. Только за два месяца, — январь и
февраль 1942г., — 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода.

Слайд 12. Карточки
видео.

Слайд 13. Поздней осенью 1941 года Ладога
замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной,
оборвалась.

Ведущийй2: Слайд 14. Фон 5 дорога видео.
17 ноября
двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой
«Дороге жизни» был проведён первый конный обоз, через день — первая
автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За
это время было перевезено 361 тысяча тонн различных грузов, в том числе 262,5
тысяч тонн продовольствия.

Люди на «Дороге жизни» работали в
необычайно сложных условиях.
(выключить звук)Слайд 15. 

Слайд
16.
 Фон стих дорога видео 6.

Всё начиналось в 41-м:
Три
месяца, как шла война,

Страна
жила единым нервом,

Беда
была на всех одна.

        
Тогда
кольцом германской стали

         И
был закован Ленинград…

         Почти
два года продержались

         Те,
кто не отступил назад…

И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём,
и ночью шёл обстрел.

На
клумбах не цветы, картошка-

росла: Защитник есть хотел.И
только Ладога спасала,

Когда
стояли холода.

Тогда
«Дорогой жизни» звала

Её
народная молва.
По льду
машин шли караваны,

Чтоб
иногда уйти под лёд.

Ее
бомбили беспрестанно,

Но день
за днём, из года в год
везли
туда — еду, снаряды,

Обратно
— раненых, детей.

Прощальные
кипели взгляды

У не
умерших матерей…
И всё
же — не ломались люди,

И всё
же — побеждали смерть.

Они
надеялись и ждали.

Они
свой город не отдали.

Слайд
17.
 

Ведущий 1:
Многим
известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой.
Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В своей записной книжке
Таня сделала девять коротких трагических записей:

Ученик: (музыка )

Слайд
18.
  Фон 6  Таня  Савичева видео.

 «Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»;

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»;

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»;

« Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»;

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»;

« Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года»;

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Слайд
19.
 

Ведущий 2: Сама Таня умерла от истощения уже в
эвакуации.

В осаждённом городе продолжали
работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.

Слайд
20.
  В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой
холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…

Слайд 21-22. 
Дети шатались
от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось –
прямо в классе.
 

Слайд
23.
  Фон дети блокадного Ленинграда
видео
(Звук приглушить)

Слайд 24. Видеофрагмент 2 «Детям блокадного
Ленинграда»

Ведущий 1: Слайд25. Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие
люди перестанут защищать город и сдадут его.
Слайд26. Фон-8 заводы видео. (Звук
приглушить)
Но
город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны
оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900
героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых
орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

На защиту родного города поднялись все его
жители. В городе построили 35 км баррикад, 4170 дотов.

Ведущий2: Слайд 27. Когда фашисты поняли, что Ленинград им не
взять, авиа налёты и артобстрелы усилились. За время блокады фашисты обрушили
на город 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч
зажигательных бомб.

Слайд 28. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль
«За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из
них 15249 детей.

Медаль за оборону Ленинграда —
Не просто наша память о войне.
Металл ее откован в дни блокады,
И закален в невиданном огне.
Время слово сказать о солдатской медали,
Ту медаль в сорок третьем на фронте вручали.
Поздравлял награжденных комбат,
И темнел за спиной Ленинград.
Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.

Слайд 29. Видеофрагмент 3   «Медаль за оборону Ленинграда»

Ведущий1: Слайд 30. В честь выигранного сражения над
Невой прогремели 24 залпа салюта.

Такого
дня не видел Ленинград!

Нет,
радости подобной не бывало…

Казалось,
что всё небо грохотало,

Приветствуя
великое начало

Весны,
уже не знающей преград.

Слайд 31.     Гремел неумолкаемо салют

Из
боевых прославленных орудий.

Смеялись,
пели, обнимались люди…

Ведущий2: Слайд 32  Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из
самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял
или родственника, или друзей…

Слайд 33. Ученик со свечой. 

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Слайд 34. Объявляется Минута молчания.
Зажжены свечи. Метроном.

Ведущий1: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней — 900 блокадных дней и
ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Слайд 35. За мужество и героизм, проявленные
жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён
орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Слайд 36. (музыка
)

 Ведущий2: Ни один город мира за всю
историю войны не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград. За время
блокады в Ленинграде погибло более миллиона человек. Десятки тысяч умерли во
время эвакуации.

При входе на Пискаревское
кладбище, где захоронены почти 5 тысяч человек, стоит камень, на котором
высечены слова: 
(музыка обрывается).

Слайд 37. «Ни Камню скорби,
ни Камню славы не заменить погибшего солдата.
Да
будет вечной о героях память!»

Слайд 38. ВИДЕО 
ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ )

 Слайд 39.Ученики :

1.Опять война, опять
блокада…

    А может, нам о них
забыть?

2. Я слышу иногда: «Не надо, не надо
раны бередить.

   Ведь это верно, что
достали мы от рассказов о войне.

   И о блокаде пролистали
стихов достаточно вполне».

3. И может показаться: правы и
убедительны слова.

   Но даже, если это
правда, такая правда – не права.

4. Я не напрасно беспокоюсь,

   Чтоб не забылась та
война.

   Ведь эта память – наша
совесть.

   Она, как сила, нам
нужна!

Ведущий. Чтоб снова на земной планете

                   Не
повторилось той зимы,

                   Нам
нужно, чтобы наши дети

                   Об
этом помнили, как мы!

Слайд 40.  Ведущий2:  ПЕСНЯ «ПУСТЬ БУДЕТ МИР ПРЕКРАСЕН»

Слайд 41.  Ведущий: Наш долг –
быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни . Желаем всем
добра и мира. Наш вечер подошел к концу. Благодарим за внимание!

Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда.

«900 Блокадных Дней» (с презентацией)

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.

Задачи:

1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим

историческим событиям.

3.  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий

нашей страны.

Вед: Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых —

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Вед: На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли.

Вед: Страна цвела. Но враг из-за угла,

Свершил налёт, пошёл на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

Вед: 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, использовать их труд на строительство и нужды великой Германии.

Вед: Одной из главных целей Гитлера – было захватить город Ленинград. Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград — её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на город, с целью стереть его с лица земли.

Вед: Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. Фашистские войска несли большие потери и вскоре перешли к обороне. Гитлер уготовил ужасную участь городу. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено было блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха, сравнять его с землёй.

Вед: Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши. Начался отчёт блокадных дней и ночей.

Стихотворение «За Ленинград» читает ________________________________

За Ленинград (А. Прокофьев 1941г)

С утра не замолкает канонада,

Так день за днём, так много, много дней

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки —

Свидетельства бессилия врага.

Горели Пушкин, Невская Дубровка,

Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,

А враг, поживой жадною гоним,

Всё наседал, смертельно ненавидя

Всё русское, всё, связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба

Все поднялись и отстояли свет.

И Ладога, и дальняя Онега

Услышали стоярусное: «Нет!»

Нет, не сдадим мы город русской славы

И от земли до неба оградим,

Своих садов и парков величавых,

Своих святынь врагам не отдадим!

Не отдадим мы дел, вознесших — Смольный,

Лугов, какими город окружен,

Не отдадим волны Невы раздольной,

Не предадим детей своих и жен!

Не отдадим бездушной злобной силе

Обычаи народа, свет его

И преградим пути ей в глубь России,

К бессмертию народа моего!

Не отдадим им молний наших росчерк,

Гнездовья туч, озёр великий стан,

Не отдадим берёзовые рощи,

Которые увидел Левитан!

Не отдадим грядущий День Победы,

Сиянье солнца, отблески зари,

Не предадим могил отцов и дедов,

Курганов, где лежат богатыри!

Не отдадим полей бескрайних, синих,

Где побеждали мы и победим,

Не отдадим прекрасную Россию,

Не отдадим! Не отдадим!

Вед: С 8 сентября 1941года по 27 января 1944 года город Ленинград находился в блокаде. В осажденном городе от бомбёжек, болезней, голода и холода погибло около 1 млн. ленинградцев. Самая распространенная болезнь в то время была дистрофия, т.е. нарушение питания, кровоснабжения, доставки питательных веществ в организм.

Вед: С осени 1941 года начался голод.  Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. В состав блокадного хлеба входили: мука ржаная, жмых, соевая мука, отруби, целлюлоза, обойная пыль, солод.  Добавляли в тесто различные ингредиенты  органического происхождения, например, опилки из древесины.  Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Вед: Смерть входила во все дома. Многие знают печальную историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города вела дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда. Она была сильно больна, её лечили, но спасти не смогли.

Стихотворение «Дневник Тани Савичевой» читает _____________________________

Дневник Тани Савичевой (Сергей Смирнов)

На берегу Невы, в музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца — до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это — всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, —
Время возвышает образ Тани,
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки. 
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове — ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста, ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе…

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.

Это — боль, которая клубится.
Это — сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстояния
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит про наши времена!

Вед: В первый год тяжёлой блокадной зимы работало около 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе. Стихотворение «В школе» читает _______________________________

В школе. (Юрий Воронов)
Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось: умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли. 
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – после похорон.

Вед: В таких суровых испытаниях город не только жил, но и давал фронту танки, самолеты, минометы, пулеметы, снаряды и мины. На заводах и фабриках у станков стояли женщины, мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Вед: 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землёй, не занятой врагом. Эту дорогу назвали — ДОРОГА ЖИЗНИ. По ней под непрерывными бомбёжками врага двигались колонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Вед: В январе 1943 года блокада города была прорвана, и по отбитому у врага коридору шириной всего 8-11км началось бесперебойное снабжение Ленинграда продовольствием, сырьём для промышленных предприятий, вооружением для его защитников. Но впереди был ещё целый год до полного снятия блокады.

Вед: Кто в город не пустил врага,

Кто в смертной схватке одолел блокаду,-

Тому, как высший орден, дорога

Медаль «За оборону Ленинграда»

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Около полутора миллиона военнослужащих и мирных жителей получили эту награду, из них-15.249 детей. Стихотворение «Моя медаль» читает _______________________

Моя медаль (О. Берггольц)
…Осада длится, тяжкая осада, 
Невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
Сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
Я здесь жила и всё могла снести:
Медаль «За оборону Ленинграда»
Со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
Я до тебя тогда коснусь руками,
Медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
Чтоб стать ещё упрямей и сильней…
Взывай же чаще к памяти моей, 
Медаль «За оборону Ленинграда».
…Война ещё идёт, ещё – осада.
И, как оружье новое в войне,
Сегодня Родина вручила мне
Медаль «За оборону Ленинграда».

Вед: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – День снятия блокады Ленинграда, который упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года в восемь часов вечера над освобождённым Ленинградом прогремел праздничный салют. Салют городу — герою!

Вед: За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Вед: Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Вед: Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось…

Вед: Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут.

Вед: В этом году исполняется 70 лет со дня снятия блокады. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершённый ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах.

Вед: Священное место для каждого ленинградца – Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Вед: Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискарёвка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет…

Вед: Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Вед: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)

Вед: Минута молчания – в ней не 60 секунд.  В ней  — 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.

Вед: За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями города во время блокады, Ленинград  получил  звание — ГОРОД ГЕРОЙ,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Стихотворение «Опять война» читает __________________________________

«Опять война…» (Юрий Воронов).

Опять война, опять блокада. А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы и убедительны слова,

Но даже, если это правда, такая правда — не права!

Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети б этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна!

Вед: Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы, ведь память жива!

Вед: Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!

Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!

900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА

Сценарий классного часа, посвященного блокадному Ленинграду.

Цель: знакомство с историей блокады Ленинграда;

 развитие познавательного интереса учащихся, воспитание патриотизма как глубокого чувства любви к родине, готовности служить ей, укреплять и защищать её, поддержка преемственности поколений, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны.

(Слайд №1)

/Звучит аудиозапись Седьмой симфонии Д.Шостаковича/ 

На фоне музыки  

Стоит над Невой город

Большой и красивый

город-герой, город- солдат

город-труженик.

У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград,  Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде, о блокадном Ленинграде. 

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 

Годы идут, но прошлого не уносят: герои тех лет и сегодня с нами. Обратимся же к ним и вместе с ними проживем, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы. 

Видео

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить как биологическое, географическое, историческое понятие.

Перед командующим группой армий «Север» фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,- цинично пророчествовал он.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

30 августа 1941 года железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К тому времени там находилось свыше 2,5 млн. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны.

8 сентября 1942 года для ленинградцев наступил один из самых черных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Враг рассчитывал на то, что голод сломит воинов – защитников Ленинграда. Почти 900 дней (С 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города. По льду Ладожского озера была проложена трасса.

И 13 ноября 1941 года, когда лед наконец стал, по ней отправился спешно собранный коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок в пути провалилась под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Затем автоколонны из полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни».

 Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.

(показывает кусочки хлеба): Именно так выглядел этот тяжелый, сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом. Притуплялся разум, терялась воля к сопротивлению, исчезало чувство опасности.

В нас голод убивает страх.

Но он же

Убивает силы

На Пискаревских пустырях

Все шире

Братские могилы.

Вымирали целыми семьями, целыми кварталами. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях было найдено около 13 тысяч трупов – «подснежников», так их тогда называли.

Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – 53 тысячи, в марте – 90 тысяч. Люди замерзали на улицах, площадях, в парадных, угасали в постелях, сидя на стульях.

В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. И люди, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали маленький кусочек хлеба по 5-10 граммов. А ведь для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет тут же есть, но этого не случалось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее.

Город переживал трагические дни. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии. Вышли из строя водопровод и паровое отопление. Не работал городской транспорт. Топливо по ценности приравнивалось к хлебу.

Город казался черным. Черные сугробы на перекрестках, узкие тропинки вдоль домов. Снежные шапки на трамваях и троллейбусах. Тишина, глухая, беспробудная.

 Но город жил. 12 августа 1942 года в большом зале филармонии, как и в довоенные времена, не было ни одного свободного места. Оркестр играл мощно и слаженно, слушатели напряжены и взволнованны. Исполняется  Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная почти до конца в осажденном городе. Она посвящена Ленинграду и ленинградцам. 

(Звучит аудиозапись отрывка Седьмой симфонии Д. Шостаковича).

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. 

Уходящие из жизни ленинградцы превозмогали себя; умирая, они сохранили крепость и чистоту духа. Обратимся к жизненным примерам. Дмитрий Сергеевич Иванов заведовал большой секцией риса, у него были целые пуды риса. Его нашли мертвым за своим рабочим столом. Ему даже не пришло в голову взять хотя бы горсть белого спасительного зерна. 

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. Всего было выпущено и отремонтировано около 1500 танков, тысячи боевых и морских орудий, много боевых кораблей, 120 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов и около 10 миллиардов снарядов и мин.

Город не только выдержал осаду, но и победил врага. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была прорвана. Над заснеженной Невой гремели залпы победоносного салюта. К этому времени в Ленинграде оставалось 560 тысяч человек: несмотря на варварские бомбардировки, жестокий голод и холод и другие ужасы многомесячной блокады, ничто не смогло сломить волю и стойкость его жителей.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.

В честь героических защитников Ленинграда установлены монументы, обелиски, мемориальные доски. На Невском проспекте оставлены надписи: «Граждане, при артиллерийском обстреле эта сторона улицы более опасна». Подобные надписи сохранены ленинградцами как символ бессмертного подвига защитников города. Здесь всегда лежат живые цветы. Нам, современным поколениям, надо знать не только о тех, кто воевал, Но и о тех, кто выстоял, о людях, не имевших оружия, которые своей стойкостью могли что-то сказать миру.

В память о трагических днях блокадного Ленинграда возведен архитектурно- художественный ансамбль «Дорога жизни». Составляющими этого ансамбля являются: комбинации «Разорванное кольцо», «Цветок жизни» и «Катюша».

«Разорванное кольцо» расположено на самом берегу Ладожского озера, у Вагановского спуска. Рядом с памятником – закладной камень из красного гранита с надписью «Здесь начиналась «Дорога жизни» в период блокады Ленинграда». Центральное сооружение памятника – выполненная в современной манере разомкнутая арка – зрительно создает напряженный, немного трагичный и в то же время триумфальный образ, ассоциирующийся с поднятием шлагбаума, разведенным мостом и радугой, нависшей над озером. На бетонной площадке под аркой навечно «вмерзшие» следы протектора колес автомашины напоминают о тех тружениках-грузовиках, которые везли хлеб ленинградцам. На площадке установлены два железобетонных шара, имитирующих прожекторы. Установлена также железобетонная стела, ансамбль дополняет 85-миллиметровое зенитное орудие. 

На третьем километре бывшей «Дороги жизни», у поселка Ковалево, стоит памятник «Цветок жизни». В центре композиции – наклонная лента с надписью: «Во имя жизни и против войны, детям – юным героям Ленинграда 1941-1944 гг.».

Белый каменный цветок на 10-метровом стебле возвышается над гранитными валунами. В лепестках вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». Березовая «аллея Дружбы» связывает «Цветок жизни» с насыпным холмом, где установлены листки дневника Тани Савичевой – ленинградской школьницы, пережившей все трудности блокадной зимы  1941-1942 годов.

В блокадном Ленинграде вымирали целые семьи. Об этом свидетельствует дневник Тани Савичевой, которой было 11 лет, когда она осталась одна, но у нее хватило сил и мужества вести его. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо. 

Словно кричит за страницей страница:

Вновь не должно это все повториться!

      Давайте прочтем его:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов дня 1941 года.

Бабушка – 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер – 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер – 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. 

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь — картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в нее  несколько фотографий, писем, свой дневник и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза.

Она училась в нашей школе,

Была такая же, как все,

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох, промчалось по земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы ты была подлинней.

В ту ночь только Таня с измученной мамой 

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

В своем дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой 

Она «умерла» написать не смогла.

А после, как крик, вся душа нараспашку, 

Что умерли все, что осталась одна, 

А там за стеной надрывалась сирена,

Шел 42-й, бесновалась война.

Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы. На Нюрнбергском процессе этот дневник был в ряду обвинительных документов фашизму.

Долгое время судьба Тани Савичевой после ее эвакуации из Ленинграда была неизвестна.

В августе 1942 года Таню Савичеву вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую область. В селе красный бор создали детский дом. Там дети постепенно окрепли, набрались сил. Только Таня Савичева не поправилась. За жизнь девочки боролись тогда всеми доступными средствами. Но здоровье Тани было настолько подорвано, что спасти ее не удалось. Она умерла 1 июня 1944 года.

В музее возле фотографии Тани всегда лежать живые цветы. Чьи-то руки кладут их сюда, приносят и летом и в морозные месяцы долгой зимы. Судьба этой обычной семьи стала олицетворением трагедии ленинградцев.

За стойкость и героизм 900-дневной блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены «За оборону Ленинграда»

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Будем же любить Родину так, как это делали они.

Чтоб снова 

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она

Как сила нам нужна….

Желаю всем добра и мирного неба над головой. Спасибо всем, наш урок окончен.

Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • обогащать знания детей о героическом прошлом города;
  • формировать чувство гордости за защитников Отечества;
  • знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
  • формировать чувство патриотизма;
  • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Оборудование и материалы (оформление зала): музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «900 дней мужества», красные напольные гвоздики, портреты композиторов С.Рахманинова и Д.Шостаковича, книга памяти « макет вечного огня.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по теме;
  • прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет;
  • слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;
  • показ иллюстраций о Ленинграде.

Музыкальный материал: «Ленинградская симфония №7» Д.Д.Шостаковича, «Концерт №2» С.Рахманинова, «Ленинградские мальчишки» музыка И.Шварца, слова В.Корастылева, звучание метронома. Видеофрагменты и иллюстрации для презентации можно подобрать самим.

Слайд 1

Ведущий: Ребята, сегодня мы обратимся к трагическим дням в истории нашей Родины. В эти дни с экранов наших телевизоров мы слышим такие слова БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД, ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Вот сегодня мне и хочется поговорить об этом страшном времени для всех людей нашей страны.

Ленинград! Как много в этом слове. Сразу столько воспоминаний. Кольцо блокады вокруг города, но город не сдавался.

Наступили 900 тяжелых и голодных дней.

Слайд 2

Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.

Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Вместо чая — заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (голос в записи)

Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.

Ведущий 2: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала — всего 125 гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.

Я — хлеб. У меня есть душа.

Я — хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Слайд 3

Ведущий 1:< В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. С водой нужно было подниматься в гору, радовало одно, была зима и вода сразу же замерзала. Воду возили на санках, в бидонах.

Ведущий 2: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку. В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…

Ведущий 1: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие и все что требовалось городу. Из города по этой дороге вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».

Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.

Ребенок:

И только Ладога спасала,

Когда стояли холода.

Тогда «Дорогой жизни» звала

Её народная молва.

Ведущий 2: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну. Война — это плохо, страшно, потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.

Ведущий 1: О войне с фашистами художники создали много картин, писатели и поэты написали рассказы и стихи. Об этом событии есть художественные и документальные фильмы, в театрах поставлены спектакли. Многие композиторы в своем творчестве обращаются к теме войны. И вот Дмитрий Шостакович, один из них.

Слайд 4

Музыкальный руководитель: Музыка о которой сегодня пойдет речь — 7 симфония Дмитрия Шостаковича.

А рассказать об этом произведении я хочу вот почему.

Музыка — это великая сила. В блокадном Ленинграде, окруженном фашистами, музыка помогла голодающим людям ВЫЖИТЬ. Не пасть ДУХОМ, настии в себе силы на борьбу и победить.

Когда в 1941 году фашисты захватили многие города нашей страны и близко подошли к Москве и Ленинграду, Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде.

Начало войны было самым тяжелым временем для жителей этого города — люди голодали, болели, не было тепла, воды, света. Город был окружен фашистами. Взят в кольцо БЛОКАДЫ.

Д.Д.Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного ополчения. Он на ровне со всеми рыл окопы, работал в пожарной команде, нес дежурство на крыше КОНСЕРВАТОРИИ. И в тоже время давал концерты в филармонии.

Он говорил: «Моим оружием была музыка» Композитор видел, как фашисты обстреливают город, видел, как русские люди сражаются. Ему хотелось передать свои переживания в музыкальном произведении, показать героическое противостояние врагу

Слайд 5

В самом начале войны он начал работу над 7 симфонией.

Фашисты обещали занять Ленинград быстро — 9 августа 1941 года. Они думали, что жители умрут от холода и голода. Но через год в умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором прозвучало новое произведение Д.Д.Шостаковича — 7 симфония.

Он посвятил её несломленным ленинградцам и городу Ленинграду, назвал её «Ленинградская симфония». Чтобы этот концерт состоялся, артиллеристы вели непрерывающийся огонь по врагам. Концертный зал бал переполнен, по радио транслировали этот концерт.

Композитор и музыканты и все население Ленинграда хотели показать фашистам, что они живы и будут жить, что они борются и работают.

Ленинградская симфония подарила оставшимся жителям города НАДЕЖДУ на ЖИЗНЬ.

Симфония — это сложное очень большое произведение. Мы сегодня послушаем только отрывок из этой симфонии, в котором очень ярко звучит тема нападения, НАШЕСТВИЕ ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.

Слайд 6

«Можно себе представить тихое, ясное летнее утро, и вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагающих ног. На нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков, самолетов. Как будто страшно чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все пространство, крушило все, что стояло у него на пути. Так композитор показал образ фашисткого нашествия. Этот образ словно разбухал и обрушивался на слушателе, вырастая до гигантских размеров.

Просмотр видеофрагмента. 7 симфония — «Эпизод нашествия»

Музыкальный руководитель: После прослушивания симфонии люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков, чтобы защищать своих родных и близких, чтобы разгромить и прогнать фашистов.

В этом году 9 августа в городе Ленинграде на стрелке Васильевского острова к 80-летию написания симфонии, прозвучала «Ленинградская» симфония Шостаковича.

Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

Видеофрагмент о детях блокадного Ленинграда на песню «Ленинградские мальчишки»

Слайд 8

Ведущий 1: Предлагаю всем встать и почтить минутой молчания память о всех, кто погиб в те тяжелые времена.

Минута молчания под звук Ленинградского метронома.

Слайд 9.

Ведущий 1: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.

Дети рисуют восковыми мелками салют на заготовленной ленте, где изображен город. Его главные символы (разводные мосты, Адмиралтейство, Расстральная колонна….).

Коллективная работа детей. Дети рисуют салют под музыку С.Рахманинова «Концерт №2»

Ведущий 1:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут, —

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада,

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ведущий 2:

Ели маленький кусок ржаного хлеба,

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

— Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Музыкальный руководитель:

От усталости шатаясь, ленинградцы

Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»

И сквозь слёзы начинали обниматься, —

Всё! Закончилась блокадная пора!

Есть салют у нас весной, — на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды,

Тот салют…. в голодно-белом январе…

Дети делают общую фотографию в зале на память о мероприятии.

Классный час

проведённый в 5 «А» классе КГОБУ «Лесозаводской КШИ»

Тема: «900 ДНЕЙ- БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом. 

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
3.Приобщить учащихся к истории Отечества;

Оборудование:

экспозиция фотографий и продуктов блокадного Ленинграда, мультимедийная презентация, документальный фильм «Савичевы».

Ход классного часа:

1. Вводная беседа

— Сегодня наш классный час посвящен одному из городов нашей страны- Санкт-Петербургу.Санкт-Петербург, или раньше его называли Ленинград — один из красивейших городов мира. (слайд 1,2).

Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.

-Ребята, как вы считаете, почему на классном часе речь пойдет об этом

удивительном городе?

Санкт-Петербург-это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

2. Основная часть

-Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без

предупреждения напали на нашу Родину (слайд 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

-Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград .(слайд 4)

-Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города (слайд 5). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей (слайд 5).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, (слайд 6) отрезав Ленинград от всей страны.

— Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада — окружение города со всех сторон (слайд).

-Это была блокада длинной в 900 дней и ночей. В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. На защиту родного города поднялись все её жители. В городе построили 35 км. баррикад, 4170 дотов.

-Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. В среднем на каждый день блокады приходилось 300 разрывов и бомб. Месяцами, день за днём, фашистские батареи стреляли по городу залпами с интервалом в 5—10 мин. Днем они обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.(слайд 7)

-Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

Больше всего людей терзал голод. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег (слайд 8).

-Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба .Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Слайд .

-Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера (слайд 9).

  От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года, когда толщина льда на Ладожском озере достигла всего 13см, по ледовой трассе к Ленинграду по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.По этой дороге В Ленинград везли продукты, медикаменты, снаряды. А из города вывозили обессилевших женщин, детей, раненых. ( Слайд 16) Люди на этой дороге работали в необычайно сложных условиях. Машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали

«Дорогой жизни».

— Наступил декабрь. Стужа была лютая. На улицах, во дворах образовались сугробы. Дома оставались без света, без воды, без отопления. Слайд 24-27.  

Замёрзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесённым снегом улицам. слайд.

Смерть входила во все дома. Многие жители не перенесли этой зимы. Главной причиной смертности была дистрофия, т. е. голодное истощение. (слайд)

Мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Смерть настигала людей везде.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн. человек.

— В осаждённом Ленинграде работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды. Многие ленинградские дети учились. Они учились, несмотря ни на что. Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды и идти приходилось преодолевая снежные заносы.

    В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели и мел выскальзывал из пальцев. Слайд.  Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Слайд.  Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось – и прямо в классе.

-Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Многим известна печальная история 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

На Васильевском острове дружно жила большая семья Савичевых — 8 человек: взрослые и дети. Работали, учились, ходили в кино, читали книги… и всё это было счастье. Но вот грянула война.

В  своей  записной книжке Таня сделала девять коротких трагических записей:

( Слайд 14 )

 «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». 
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Умерли все». «Осталась одна Таня». 

-В этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Город не сдавался, продолжали работать заводы. Ленинград в течение всей войны оставался центром по производству оружия. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин. ( Слайд )

Уходили на фронт новые бойцы, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. (слайд)

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. (слайд) Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд)

-Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Враги надеялись, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся. Недаром 30 января 1942 г. Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу. 

-И только 27 января 1944 года (слайд 10), враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели. Пришла долгожданная победа!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…(слайд)

27 января 1944 над Невой прогремел салют: 24 залпа из 324 орудий в честь полного освобождения города.

Каждый год в канун Дня Победы петербуржцы приходят на Пискаревское кладбище почтить светлую память защитников Ленинграда.(слайд) Пискаревское мемориальное кладбище – один из символов Санкт-Петербурга, память о подвиге ленинградцев, выдержавших 900-дневную блокаду в годы Великой Отечественной войны. Это кладбище стало основным местом захоронения погибших жителей и защитников города.

В новом столетии в мемориальном комплексе появилась новая памятная плита «Блокадная парта» (слайд), созданная в память о школьных учителях, работавших в блокадном Ленинграде, и детях, которые продолжали ходить на уроки, несмотря на голод и лишения.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни»(слайд 12, 13).

— Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома, слайд 18).

3. Просмотр документального фильма «Савичевы».

-А сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о семье Савичевых проживавших в блокадном Ленинграде, чтобы более полно могли прочувствовать всю тягость войны.

4. Заключение.

-Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

-Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей, которую должен помнить каждый. И беречь, и хранить то, что имеем сегодня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 9 февраля праздник гражданской авиации
  • 9 февраля какой праздник стоматолога
  • 9 сценариев любви эволюция жж
  • 9 сентября праздники таджикистан
  • 9 октября религиозный праздник 2020 какой