Частушечный батл сценарий

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста«Батл частушечников». Дошкольное образование, Мероприятия, Дошкольникам, Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Батл частушечников»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Батл частушечников»

Ведущая: мы рады всех приветствовать на нашем веселом, задорном «Батле частушечников». Частушка — маленькая, задорная, коротенькая веселая песенка. Придумали ее и начали петь давным-давно. Зародилась она в деревне, соберутся крестьяне вместе на работу идти пешком в поле и частушку с собой берут. Поработают, устанут, возвращаются с поля и частушка с ними. Ни одного праздника не обходилось без частушки! В каждом доме она приживалась, пели и любили ее все старики, девицы красавицы и дети тоже. Даже такие маленькие как дети младшей группы исполняли частушки. Давайте их позовем!

В исполнении детей младшей группы «Частушки»

Раньше частушки чаще пели, чем сейчас, стали немножко забывать. Чтобы это не произошло мы собрались здесь чтобы доказать что частушка не умерла, она была есть и будет всегда с нами! Она нам нужна красивая, задорная, завлекательная. И сегодня у нас «Батл частушечников». Батл – это соревнование. Кто больше знает частушек тот и победит! Посмотрите дети это крестьянская изба. Печь стоит. Да здесь бабушка живет Надежда Алексеевна.

Здравствуйте Надежда Алексеевна!

Бабушка: Здравствуйте! А чего это вы здесь собрались?

Ведущая: у нас сегодня «Батл частушечников». Хотите в нем поучаствовать?

Бабушка: конечно! Я много знаю частушек!

Ведущая: ну тогда начинаем! Внимание! Внимание! Сегодня здесь и только сейчас «Батл частушечников». Дорогие ребята сегодня у нас соревнование будут проходить между вами и бабушкой. Кто больше знает частушек тот и победит!

Ведущая: итак начинаем! Кто частушек много знает, тому скучно не бывает! 1 раунд: начинает бабушка потом дети.

Бабушка: Ох! повеселили вы меня! Давайте вместе с вами спляшем!

(свободная пляска)

Ведущая: 2 раунд: начинают дети, продолжает бабушка.

Ведущая: дружно смеялись, дружно и в круг вставайте!

(хоровод «На горе то калина»)

Ведущая: 3 раунд: начинает бабушка, подхватывают дети!

Ведущая: отлично! Как много мы знаем частушек!

Бабушка: Я вам испекла бублики румяные, душистые, ароматные! Ох, наверно горячи! (раздача бубликов, звучит русская народная мелодия).

Ведущая: на этом наш «Батл частушечников» заканчивается! Победила дружба

7

Конспект мероприятия «Фольклорный баттл »

Автор – составитель:

Башмакова Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербургское автономное стационарное учреждение социального обслуживания «ПНИ № 10» имени В.Г. Горденчука

Цель: закрепить знания, умения и навыки о традиционных жанрах музыкального фольклора и устного народного творчества.

Задачи:

1.Образовательные:

— формировать умения практического применения полученных знаний при проведении мероприятий;

— формировать навыки пения, пения с движением (хороводы, плясовые песни, народные игры);

— формировать навыки актерского и сценического мастерства.

2. Развивающие:

— развивать память, внимание и работоспособность;

— расширять кругозор и словарный запас;

— развивать эмоциональную сферу;

— развивать координацию, пластику движений, общую физическую выносливость;

— предоставить участникам возможность в соревновательной форме развить и продемонстрировать свои творческие способности.

3.Воспитательные:

создать условия для социализации, самоактуализации и развития коммуникативных качеств;

— развивать групповую сплоченность, навыки позитивного социального поведения;

— сформировать положительную установку у взаимодействующих сторон

(педагоги-обучающиеся) на совместную работу;

— воспитывать любовь к родной культуре, желание поддерживать и сохранять народные традиции;

— воспитывать нравственные качества личности (уважение, сопереживание за общее дело).

Материально-техническое обеспечение.

Технические средства обучения:

— компьютер (ноутбук);

— микрофоны;

— микшерский пульт.

Шумовыемузыкальные инструменты:

— ложки, трещотки, бубны, треугольники.

Предметы традиционного народного быта:

— рушники, салфетки, прялка, самовар, сундук, половики и т. д.

Предварительная работа:

Разучивание русских народных игр «Плетень» и «Трифон».

Разучивание представлений команд.

Разучивание и повторение русских народных песен, плясок, частушек.

Разучивание фольклорных композиций на шумовых народных инструментах.

Ход мероприятия

Ведущая:

Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы будем проводить баттл между двумя командами. Баттл в переводе означает «бой», у нас же бой будет музыкально-фольклорный. Вы сможете померяться своими силами, показать свои творческие способности, знание русских народных песен, плясок, игр, частушек, умение работать в своем коллективе и совместно с педагогами.

А определять сильнейшего будет компетентное жюри — поприветствуем его аплодисментами. Предлагаю командам придумать название своей команды.

Итак, представляю команды: команда коллектива «Истоки» — это обучающиеся по программе «Музыкальный фольклор», (участники команды встают). Ваше представление:

Победа! Победа! Победа!

Нам только победа нужна.

Мы знаем, ее мы добьемся,

Команда «Истоков» сильна.

Представляю вторую команду «Истоки-2» — педагогический состав (участники команды встают). Ваше приветствие:

«Истоки — 2» вперед, вперед!

Покажем высший класс!

Будем петь, шутить, плясать,

И, конечно, побеждать!

Ведущая:

Начнем наш баттл с разминки на знание простейших русских народных творческих жанров – загадок. Один вопрос одной команде, следующий другой и т.д. Отгадываем загадки, отвечать можно хором, чем дружнее, тем лучше.

В избе – изба, на избе – труба,

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет.

(Печь)

Стоит бычок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пушок,

Одна рука и та на спине.

(Чайник)

То толстеет, то худеет

На весь дом голосит,

Всю деревню веселит. (Гармошка).

Ведущая:

Разминка прошла успешно, все с ней справились.

Ведущая:

Перед началом баттла проведем жеребьевку для того, чтобы знать, какая команда будет выступать первой. Предоставим возможность нашим педагогам первыми пройти жеребьевку.

Проведение жеребьевки.

Ведущая:

В результате жеребьевки первыми в течение всего баттла будет выступать коллектив педагогов «Истоки-2»

Первая номинация вокально — танцевальный жанр. Здесь нужно показать не только свои вокальные данные, но и свои умения в народной хореографии.

Очередность выступления будет соответственно жеребьевке, далее в сценарии идет порядок выступления предварительный.

Прошу команду «Истоки-2» назвать песню, которую вы исполните в номинации вокально — танцевальный жанр (ответ представителя команды).

В исполнении коллектива «Истоки-2» вы увидите и услышите русскую народную песню «Прялица».

Звучит русская народная песня «Прялица».

Хором коллектив «Истоки — 2»:

Старинных песен много знаем,

Поём их всюду год за годом,

Ведь в них живёт, не угасая

Бессмертная душа народа.

Какая песня прозвучит в исполнении коллектива «Истоки»? (ответ представителя команды).

Звучит русская народная песня «Четыре двора».

Ведущая:

Жюри внимательно и справедливо оценивают исполнение коллективов.

Участник команды «Истоки-2»:

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Играют, играют, всех потешают

Вы догадались, что мы переходим к следующей номинации – умение играть на русских народных шумовых инструментах: ложках, трещотках, бубнах.

Итак, «Истоки-2», что вы будете исполнять? (ответ представителя команды).

Исполняется русская народная песня «Калинка» с игрой на шумовых музыкальных инструментах.

Ведущая:

Прошу команду «Истоки», ваш номер?

Участник команды «Истоки-2»:

Э-ге-гей! Честной народ!

Выглянь из своих ворот!

Погляди сюда скорей

И увидишь ложкарей!

Все, конечно, догадались, что будет исполнена музыкально-фольклорная композиция «Ложкари» на тему русских народных песен.

Звучит музыкально-фольклорная композиция «Ложкари» на тему русских народных песен

Ведущая:

Наше жюри внимательно просмотрело выступление команд и по достоинству оценило.

Вернемся к устному народному творчеству – пословицам и поговоркам, так же как и в загадках отвечать будем по очереди. Я начну пословицу, а вы дружно, хором продолжайте.

1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.

2.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.

3.Повторенье — …/мать ученья/.

4. Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда)

5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

6.Делу – время, …/ потехе – час/.

Молодцы, продемонстрировали хорошее знание устного народного творчества, но продолжите еще одну пословицу все вместе.

Кончил дело – (гуляй смело).

Поэтому переходим к самой веселой номинации –игровой, игра называется «Плетень».

Игра «Плетень»

Каждая команда делится на две шеренги и встают друг напротив друга, сплетая руки в плетень (показ). Первыми идут навстречу друг другу команда «Истоки-2» со словами:

Сеяли девушки яровой хмель.

С теми же словами обратно.

Затем «Истоки»:

Сеяли, садили приговаривали

С теми же словами обратно.

«Истоки-2»

Расти хмель по тычинке в день

С теми же словами обратно.

«Истоки»

Без тебя хмелинушко не водится

С теми же словами обратно.

Звучит музыка, по ее окончании нужно собраться в свою шеренгу — «плетень», кто быстрее это сделает.

Ведущая:

Следующая игра называется «Трифон».

Обе команды встают в большой круг, берутся за руки. В центре находятся 2 водящих из одной и второй команды. Выбираем водящих.

Идем по кругу со словами:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга все смотрели.

Разом сделали вот так, как?

По окончании каждая команда повторяет движения своеговодящего. А жюри внимательно будет смотреть, какая команда лучше повторяет.

Исполняются частушки «День и ночь»

Ведущая:

Вы, конечно, догадались, что следующая номинация – частушечная.

Есть такая присказка у русского народа: «Без частушек прожить можно, но чего-то не живут».

Ведущая:

Сейчас в исполнении команд прозвучат русские народные частушки, первыми начинают «Истоки-2», продолжают «Истоки» и т.д.

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей, чтобы стало веселей.

Исполняются «Частушки»

Ведущая:

Наш баттл подошел к концу, прошу жюри приступить к работе и оценить выступление участников команд. А пока жюри работает, мы для вас исполним русскую народную песню «Возле речки».

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную, песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная плясовая песня «Возле речки»

Слово жюри

Все участники баттла хором:

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Тосненский наш край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Ведущая:

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Говорим мы: «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

Захотела провести праздник, посвящённый частушки — поискала готового ни где не нашла, сама сочинила — может кому пигодиться!
СЦЕНАРИЙ
«Звонкая чудо – частушка!»
фольклорный праздник русской частушки
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов;
• развивать вокально-хоровые навыки учащихся;
• воспитывать любовь к народному искусству

Звучит аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят Девушки
ГОЛОС.
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком.
Говорит одна девица….
Далее звучит фонограмма из сказки, после того как автор в сказке скажет: «третья молвила сестрица»….
ДЕВУШКА 1.
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
ГОЛОС.
Дверь тихонько отворилась….
Звучит фонограмма скрип двери, затем фонограмма весёлой, звонкой музыке
Входят парни и баянист
ПАРЕНЬ.
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Девушки 1, 2 подходят к парню и поют
ДЕВУШКА 2,3. (поют)
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день!

ДЕВУШКА 1.
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!

(поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.

ПАРЕНЬ 1. (поёт)
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далёко унесло.

ДЕВУШКА 2. (поёт)
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.

ПАРЕНЬ 2. (поёт)
Шёл я лесом, сенокосам,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос.
Ну какой там сенокос!
Парни и девушки садятся на лавку, звучит музыка, выходят Ведущие 1, 2. Слова Ведущих сопровождается фонограммой и слайдами.
ВЕДУЩИЙ 1.
Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ 2.
Загадочнее и удивительнее в народной поэзии, чем она, пожалуй, ничего и не найти!
Цветастая, точная, краткая, хлёсткая, нежная или грубовато-задорная, она стоит особняком в фольклорной традиции. Она непредсказуема и неожиданна, как летний дождь при солнце, быстра и решительна, как вихрь.
ВЕДУЩИЙ 1.
Чтобы спеть частушку, не нужно учиться в консерватории, но если в сердце у тебя пустота, то как бы ты ни старался – ничего не выйдет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушки живы! Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.
ВЕДУЩИЙ 1.
Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей.
Музыка усиливается, Ведущие уходят, пританцовывая с возгласами выходит хор русской песни «Россияночка», Девушки и парни уходят, остаётся только баянист
№1 — «Снова кнопочки баянные»
ГОЛОС.
Русская частушка – хороша!
От неё поёт душа!

№2 — «У Егорки дом на горке»
Под звуки баяна хор уходит со сцены, появляются Ведущие
ВЕДУЩИЙ 1.
Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине 19 века, но быстро вошли в народную жизнь.
ВЕДУЩИЙ 2.
В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски»…
ВЕДУЩИЙ 1.
«Матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка»…

ВЕДУЩИЙ 2.
Они сопровождались плясками и танцами. Исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходят девчонки
№3 Частушки в исполнении девчонок
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Обычно частушачная программа состоит как бы из двух частей – обязательной и произвольной. В первой непременно споют о двух цветочках, голубом да аленьком, о злосчастной сопернице, которой не помогут все её ухищрения, о легкомысленном дроле и его залётке – вертихвостке, о незадачливых друзьях – приятелях, проворонивших вверенный им дизель, о неприступной с виду, но весьма легкомысленной обольстительнице – куме, о тёще, которая с немалым риском для своего здоровья пекла зятю знаменитые блинищи.
ВЕДУЩИЙ 2.
Время от времени частушечный поток перемежается не менее лихим припевом, подхватываемым всей частной компанией, чем-нибудь вроде: (напевает)
Эх, сад – виноград,
Зелённая роща.
Эх, кто ж виноват –
Жена или тёща?
ВЕДУЩИЙ 1.
Ну а в произвольной части можно услышать частушки о чём угодно, ибо содержание их ничем и никем не ограничено. Более того, как только в дело вмешивается цензура – как бы она себя не проявила, — частушкам погибель, они сникают, сереют, сходят на нет.
ВЕДУЩИЙ 2.
Трудно назвать тему, которая была бы неподвластна самодеятельным певцам. В четырёх строках исполнителю удаётся вместить целую жизнь, а то и судьбу своего народа.

ВЕДУЩИЙ 1.
Заглавным настроением остаётся в частушках оптимизм, вера во все побеждающие силы жизни, силы народа. О чём бы ни пели самодеятельные артисты – главной темой, конечно же, будет любовь…
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№4 «Топится в огороде баня» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Жизнь не останавливается: любили, ненавидели, страдали…
Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть.
ВЕДУЩИЙ 2.
Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.
Война. Похоронки – вдовьи слёзы… Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят, выходит хор русской песни «Россияночка»
№5 «Балалайка-балалаечка»
ГОЛОС.
Мы частушки вам поём,
Хорошо ли плохо ли…
Только просим вас о том
Чтоб вы звонче хлопали!

№6 «Играй гармошка, тулочка»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1

ВЕДУЩИЙ 1.
Среди частушек выделяются «нескладухи», цель которых позабавить слушателей нарочитой нелепостью ситуации. В «нескладухах» широко используется приём ярмарочного фольклора – в них нарушены ритмика и рифма.
Звучит наигрыш баяна, Ведущий уходит
№7 «Частушки-нескладушки»
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2

ВЕДУЩИЙ 1.
За что любимы частушки? Что помогает им закрепиться в памяти и переходит из поколение в поколение?
ВЕДУЩИЙ 2.
Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так в горе.
ВЕДУЩИЙ 1.
Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту…
ВЕДУЩИЙ 2.
Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: (поёт)
«Ой, ты белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь»
ВЕДУЩИЙ 1.
Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые.
Но у всех частушек есть одна общая черта – их сочинил народ.
ВЕДУЩИЙ 2.
Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт! Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№8 Мобильные частушки
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Да, действительно гвоздём и любимым коньком частушки являются взаимные отношения «милки» и «милёночка».
ВЕДУЩИЙ 2.
Да, замечательна – частушка! Порой, записанная на бумаге, она кажется «неправильным» стихотворением, но стоит прочитать её с учётом живого исполнения, пропеть на определённый мотив – и строчки «заиграют»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Но бывает и наоборот: сочинят стихи – всё в них есть: рифма, и ритм, и размер соблюдён, но нельзя их спеть, так как перегружены они сложными словами, терминами или словами иностранного происхождения.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ну, например?
ВЕДУЩИЙ 1. (поёт)
Доллар, биржа, иностранцы.
Рынок, бизнес, конкурент.
Маклер, брокер, дивиденды –
Всё кипит, а жизни нет!
ВЕДУЩИЙ 2.
И как вывод, высказывание поэтессы из Татьяны Смертиной: «и не стихи, и не песни – а бисер, слёзы, промельк огня….»
ВЕДУЩИЙ 1.
А хорошая частушка, как ни поверни, смех — словно солнце на воде….
ВЕДУЩИЙ 2.
И то верно! У танцевальных частушек есть традиционные зачины: «Светит месяц», «Цыганочка», «Семёновна»…
ВЕДУЩИЙ 1.
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№9 «Семёновна» – в исполнении Ткаченко Л.
Звучит музыка, выходят Ведущие 1,2
ВЕДУЩИЙ 1.
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
ВЕДУЩИЙ 2.
И эти свойства частушки помогут ей и дальше идти через века и судьбы.
ВЕДУЩИЙ 1.
А кто-нибудь из вас, сидящих в зале, готов исполнить частушку на нашей сцене? Что ж, просим!
Зрители исполняют частушки
ВЕДУЩИЙ 1.
Хорошо, что есть частушка!
И пока она жива – жив и народ. Мордуют его, обманывают, грабят, а он сердечный, не унывает, работает и поёт, поёт и работает.
ВЕДУЩИЙ 2.
Стоек русский человек! «Раньше хуже, беднее жили, а пели больше, чаще» — как сказала мне подруга «раньше у нас кишки пустые были, вот мы пели, чтобы ветром их надуть»
И всё таки искренне верую: народное слово, блещущее в частушках всеми красками радуги, — бессмертно! Как бессмертны радости и страдания людские. Как бессмертна Россия!
Звучит наигрыш баяна, Ведущие уходят
№10 «Ох, уж эти мужик.» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»

ГОЛОС.
Ставьте ушки на макушки – продолжаем петь частушки!

№11 «Хор старушек» — в исполнении хора русской песни «Россияночка»
Баян продолжает играть (или звучит музыка), выходят Ведущие 1,2, хор стоит пританцовывает

ВЕДУЩИЙ 1.
Прощай частушка! А вернее, до скорого свидания. Потому что пока в народе живёт острая потребность в таком вот непосредственном, импровизационным творческом самовыражении, тебя не погубить, не заглушить привязчивыми руладами популярных мелодий, не раздавить идеологическим прессом, не вытеснить заимствованными на Западе оглушающими ритмами рок – певцов.
ВЕДУЩИЙ 2.
Ты ценна сама по себе, ибо помогаешь нашему народу ярче осознать свою самоценность, свою самобытность в многообразном сообществе народов.
Музыка становится громче, выходят девушки и парни звучат фонограммы частушек

ДЕВУШКИ.
Мы вам пели как умели,
Как могли, плясали,
Попляшите гости сами,
Если не устали!

Мы концерт наш завершаем
Хорошо ли плохо ли,
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!

хор уходит со сцены, пританцовывая уходят со сцены девушки и парни…

МБОУ
«Котлубанская СШ»

Конкурсная
программа по музыке для обучающихся 3-4 классов

«Эстафета
частушечников»

                                                                
Учитель музыки:

                                                
                                      Зотова Татьяна Валерьевна

п.Котлубань,
2016 год

Цель: дать
обучающимся представление о частушке.

Подготовка:
заранее с группами ребят подготовлено исполнение частушек разной тематики.
Перед каждым выступлением ребят учитель делает небольшое вступление.

Ход программы:

Учитель.
Сегодняшняя программа, ребята, посвящена частушке. Кто скажет, что такое
частушка? Частушка — это короткая, исполняющаяся в быстром темпе песенка,
состоящая, как правило, из четырех строчек, отличающаяся четкостью ритма и
имеющая обязательный комический эффект. Сегодня частушка является одним из
самых популярных жанров русского народного творчества. По всей России народ
распевает частушки. В разных местах их называют по-разному: «припевки»,
«собирушки», «коротушки». Интересно, что у других народов частушка почти не
встречается.

Хочется
отметить, что частушки всегда предельно личные, как будто в них поется о себе и
для себя или для самых близких людей. Популярность частушек вызвана тем, что
они быстрее, чем другие жанры, откликаются на события. Не успело что-то,
обращающее на себя внимание, произойти, а народ уже сочинил и распевает на эту
тему частушки.

Тематика
частушек разнообразна, и вы в этом сегодня убедитесь. Наша эстафета частушечников
познакомит вас с частушками для детей.

Самыми
распространенными среди детей являются частушки на школьную тему. Наверняка
многие из вас сами когда-то пели или даже сочиняли подобные произведения.
Например, такие:

Подружка
моя,

Как
тебе не стыдно?

На
уроке булку ела.

Думаешь,
не видно?

Подружка
моя,

Я ее
не ела,

Раз
пятнадцать откусила –

Больше
не хотела.

— Кто
еще может вспомнить подобные частушки?

А
теперь в исполнении группы девочек 3 класса послушайте несколько частушек на
школьную тему.

Школьные
частушки

Мы
частушки запоем,

Запоем
мы звонко.

Затыкайте
ваши уши,

Лопнут
перепонки.

Как-то
раз учитель Свете

Объяснял,
что знанье — свет.

Света
спать легла при свете,

Утром
встала — знаний нет.

Очень
просто жить Сереже,

Он
всегда и всюду

Говорит
одно и то же:


Больше я не буду!

Женя
ранец долго тряс,

Чтоб
найти тетрадки.

Но
тетрадки каждый раз

С ним
играли в прятки.

Опоздания
причину

Вася
мигом сочинит:

То
попал он под лавину,

То
нашел метеорит.

Горе
горькое у Вани,

Просто
елки-палки:

Из
дыры в его кармане

Выпали
шпаргалки.

У
Валеры нет терпенья,

Он
урок недоучил

И за
полстихотворенья

Полчетверки
получил.

Раньше
Катя запросто

Помогала
классу.

Стала
Катя старостой –

Отдает
приказы.

Начал
важничать Вадим,

Ходит
с видом гордым,

Словно
стал не звеньевым,

А
английским лордом.

Мы
пропели вам частушки.

Вы
скажите от души:

Хороши
наши частушки,

И мы
тоже хороши!

Учитель.
Спасибо огромное, нашим исполнительницам. А мы продолжаем нашу эстафету. Посмотрев
по телевизору один очень интересный мультфильм, вся страна стала распевать
частушки Бабок- ёжек. Ю. Энтин, автор текста этих частушек, считает, что Баба-
яга — это вовсе не мрачная лесная старуха с костяной ногой и длинным носом, а
очень даже веселая бабулька, остроумная хохотушка, можно сказать, поэт-сатирик,
самородок. И все-то она замечает, и все-то может смешно прокомментировать.

Давайте
в исполнении следующей группы ребят из 3 класса  послушаем ставшие знаменитыми
«Частушки Бабок-ёжек».

Шла
лесною стороной,

Увязался
черт за мной.

Думала
— мужчина,

Что за
чертовщина?

Я была
навеселе

И
летала на метле.

Хоть
сама не верю я

В эти
суеверия.

Снова
я иду домой,

Снова
черт идет за мной.

Плюнула
на плешь ему

И
послала к Лешему.

Самый
вредный из людей –

Это
сказочник-злодей,

Вот уж
врун искусный,

Жаль,
что он невкусный!

Учитель. Иногда
человека сравнивают с животным. Это называется «фразеологическим оборотом».
Помогите мне по картинкам составить такие обороты, то есть расставить
недостающие слова — названия животных:

колючий,
как …

трусливый,
как …

голодный,
как …

хитрый,
как …

здоровый,
как …

болтливый,
как …

надутый,
как …

упрямый,
как …

грязный,
как …

изворотливый,
как …

Ответы: еж,
заяц, волк, лиса, бык, сорока, индюк, свинья, осел, уж.

— Я
попросила вас выполнить это задание, чтобы подвести к следующей теме. Сейчас
ребята споют нам «Звериные частушки» Ю. Энтина.

Дал
Медведь поэту в лоб,

И поэт
на землю — хлоп!

А
пускай не пишет впредь:

«Неуклюжий,
как медведь».

Покорили
весь народ

Пес,
Петух, Осел и Кот.

Им
везде открыты двери.

Музыканты
— просто звери!

Ёлки-палки,
лес густой,

Ходит
Ёжик холостой.

Нет
печальней участи –

Все
из-за колючести.

Валерьянки
выпил Кот

И всю
ночь будил народ.

Он
уселся на суку

И
кричал «кукареку!»

Вон
корова пролетела

Прямо в
теплые края.

Ну а
мне какое дело?

Ведь
корова не моя!

Ой,
Лягушки, не шучу:

Я во
Францию лечу.

Знаю
от подружек –

Любят
там Лягушек!

Факт
чудесный налицо –

Учит
Курицу Яйцо.

Времена
такие –

Яйца-то
крутые!

Повстречала
я Ужа

И
сказала: «Здрасьте-ка!»

Уж в
ответ как зашипит.

Нет
страшней ужастика!

Под
землею Крот-слепец

Строит
мышкам глазки…

Тут
частушечкам конец

И
начало сказки!

Учитель. Ребята,
вы все, конечно же, любите сказки. А хорошо ли вы знаете героев сказок? Сейчас
проверим вашу эрудицию.

— Имя
девочки, вступившей в борьбу со Снежной королевой. (Герда.)


Продавец пиявок из сказки о приключениях Буратино. (Дуремар.)


Самый ушастый сказочный герой, любитель апельсинов. (Чебурашка.)

— Кто
призывал со всеми жить дружно? (Кот Леопольд.)

— Мальчик-луковка.
(Чиполлино.)

— Имя
царя из сказки А. Пушкина о золотом петушке. (Дадон.)


Самый чистоплотный герой из сказки К. И. Чуковского. (Мойдодыр.)


Ленивый, косолапый увалень. (Медведь.)


Поросенок, который не хотел обманывать детей. (Фунтик.)

— Мальчик,
который путешествовал с дикими гусями. (Нильс.)


Рыжая и хитрая «сестричка». (Лиса.)


Мальчик, которого даже родители звали «дядей». (Дядя Федор.)


Подруга Маугли, пантера. (Багира.)

Учитель. А
сейчас девочки 4 класса  исполнят свой номер.

Сказочные
частушки

Стоит
дуб на горе,

Распустил
коренья.

Ко мне
Карлсон прилетал –

Требовал
варенья!

Карабасу-Барабасу

Новых
кукол накуплю,

Потому
что прямо с детства

Я
продюсеров люблю!

На
ковре на самолете

Я с
Хоттабычем лечу.

Тем,
кто вылез из бутылки,

Не
такое по плечу!

У меня
подружка есть,

Звать
ее Лариской.

С ней
дружу, как Шапокляк

Со
своею крыской.

Ой,
Иванушка-Ванек

Был
непьющий паренек.

Милым
был ребеночком,

Выпил
— стал козленочком!

В
холодильнике сижу

День и
ночь прилежно я:

Обещалася
прийти

Королева
снежная!

У
Емели — чудо-печь,

Куда
хочет может бечь…

Только
надо постараться

Одно
место не обжечь!

Кот
Базилио с Лисой

Любят
глупых мальчиков.

Нынче
банк открыли свой –

Приглашают
вкладчиков!

Ю.
Энтин

Учитель.
Ребята, наверняка вы слышали такие выражения, как «авгиевы конюшни»,
«аргонавты», «двенадцать подвигов Геракла», «нить Ариадны», «троянский конь»,
«ахиллесова пята» и многие другие. Эти выражения пришли к нам из
древнегреческих мифов. Мифы — предания, своеобразные сказки о богах, героях, об
удивительных существах. Сложены они древними греками около двух-трех тысяч лет
назад, когда люди еще не научились объяснять различные явления природы. В
страхе слыша раскатистые звуки грома, греки представляли себе огромное,
могучее, но все же похожее на человека существо, которое свирепствует где-то за
облаками. Видя ежедневный восход и закат солнца, люди также начинали
представлять его человекоподобным существом, богом, разъезжающим по небу на
колеснице.

Изображая
своих богов и героев, древние греки воплощали в них как самые лучшие, так и
самые худшие стороны человеческой натуры. Перед нами встают примеры
благородного мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы, нежной любви. Но в
мифах мы также находим и другие примеры: жалкой трусости, омерзительной
жадности, коварства и вероломства.

Из
мифов мы узнаем, что древние люди, страдая и радуясь, мечтали стать могучими и
справедливыми, стремились побеждать врагов, жить в ладу с суровой природой.
Мифы и нас учат любить свою родину, ненавидеть предателей, быть честными и
отважными.

Сейчас
вы услышите «Мифические частушки». Если какие-то выражения будут вам не
понятны, мы разберем их вместе.

Раскрасавчик
Аполлон,

Уведи
меня в полон!

Жить
желаю на Олимпе

Среди
мраморных колонн!

Я
Нарцисса обожаю,

Вся измучилась
любя.

А
Нарцисс какой-то странный –

Обожает
сам себя!

У
медузы у Горгоны

Небывалая
краса –

На
голове у ней змеюки

Заменяют
волоса!

Надоела
нам война,

Длинная,
Троянская.

Выручай,
троянский конь,

Хитрость
партизанская!

Аж до
неба, аж до тучи

Поднялися
бычьи кучи.

Но
Геракл так могуч…

Раз,
два, три — и нету куч!

Мне
прислали приглашение

К
Минотавру на съеденье!

В
лабиринт явилася,

Здесь
и заблудилася!

Вот
безрукая Венера

В
совершенной наготе.

Ну
зачем Венере руки

При
такой-то красоте?!

Подведение
итогов:
 На этом эстафета частушечников заканчивается. Всем большое
спасибо за прекрасное исполнение.

Рефлексия.
Ваши впечатления? Что нового узнали сегодня? Какое у вас настроение?

Награждение
частушечников.

Душа-частушка
картинка парень с гармонью и девушка

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2): Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2): Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1): Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА: Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2): Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я — актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1): Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача — вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2): Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 11 031

05.04.2015

«Праздник частушки» сценарий конкурсной программы

Долгая Елена Геннадьевна

учитель музыки, зам директора по ВР

«Праздник частушки» — конкурсная программа для 4 — 5 классов.
Цель:
• знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.
Задачи:
• обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;
• воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
• научиться исполнять частушки.
Учащиеся получают задания (домашнее задание), основной материал программы готовится заранее.

Оценить




2647

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

( для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна.

Цель:

знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

научиться исполнять частушки.

Оборудование:

музыкальный инструмент

костюмы

музыкальный центр

оформление

Ход программы:

Ведущий:

Частушки — это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же «частушка» употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь — музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка — самый распространенный жанр народного творчества.

Представление команд.

команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» — частушке.

«Весельчаки».

— Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

— А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

— Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

— Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

— Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

— На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

— Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

— На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

— Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

— Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

— А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

— Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

— Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

— Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

«Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки ( время).

Частушки — это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь — музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

«Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

— Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

— Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

— Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

— ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

— В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

— Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

— Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» — ответила мне ты.

«Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

— Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

— Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

— В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

— Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

— В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

— Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

— Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

— У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

— Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

— Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет — страницы:

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/121564-prazdnik-chastushki-scenarij-konkursnoj-progr

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников в процессе исполнения частушек и игры на ложках.

Задачи:

— вызывать у детей желание знакомиться с народным творчеством (потешки, частушки и др.);

— развивать художественно – творческую деятельность через ознакомление с традициями, играми и песнями;

— привлекать родителей воспитанников для игры на музыкальных инструментах;

— воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Предварительная работа: Знакомство с частушкой как с фольклорным жанром народного творчества, характерными признаками частушки. Слушание и анализ содержания частушек. Разучивание ритмических мелодий, ритмоблоков и способов игры на ложках.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен.

Команда детей, от каждой группы, под русскую народную музыку проходит в музыкальный зал на свои места. Зрители — дети и взрослые, жюри проходят в импровизированный зрительный зал. Начинают праздник две Матрёшки-ведущие, которые исполняют танец, по окончании танца начинают КВН.

Матрёшка 1: Здравствуйте, народ честной!

Веселья и хорошего настроения всем желаю!

В детском саду наш праздник открывается,

Потому что певуны здесь лучшие собираются.

Матрёшка 2: Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Мы Матрёшки румяные, очень ладные,

Щечки красные, глазки ясные!

Матрёшка 1: Слушай матрёшка, как тебя зовут?

Матрёшка 2: Алёнушка. А тебя?

Матрёшка 1: Матрёнушка.

Матрёшка 2: Много праздников мы отмечаем

Все танцуем, играем.

И вот опять родной, уютный зал

На праздник всех друзей собрал!

Матрёшка 1: А собрались мы для проведения необычного музыкального конкурса КВН «Ложкари-частушечники». У нас команды есть веселые, да жюри справедливое.

Матрёшка 2: Конкурс наш весёлый

Сегодня намечается.

А за столиком жюри

Давно нас дожидается

Представляю я жюри. (представление жюри).

Матрёшка 1: Эй, подруженьки – подружки, веселушки – хохотушки,

Эй, ребята – молодцы, озорные удальцы!

Выходи в народ, «Представление команд» нас ждёт!

Матрёшка 2: Первая команда «__________», (выступление команды)

Матрёшка 1: Вторая команда «__________», (выступление команды)

(Первый конкурс «Представление команд». Команды-участницы представляют себя. На представление отводится по 3 минуты)

Матрёшка 1: Справедливое жюри, покажите нам оценки команд.

(Жюри показывает оценки команд)

Матрёшка 2: Молодцы, да девицы, а вы знаете, что такое частушка?

Дети: Это частые, коротенькие песенки.

Матрёшка 2: Молодцы, знаете! А зародились они больше ста лет тому назад. И пели в частушках обо всем, о чем люди думали, чем жили, про то и пели.

Матрёшка 1: А у меня есть полный мешок частушек, сейчас я покажу (выносит пустой мешок)

Матрёшка 2: А где частушки?

Матрёшка 1: пустились наутек… по свету разбежались…ведь недаром в разных местах России народ их называет по-разному: частушки-быструшки, частушки-вертушки, частушки-коротушки, частушки частые, значит быстрые.

Матрёшка 2: Как теперь быть?

Матрёшка 1: Не беспокойся, раскрывай мешок, Алёнушка. Ребята у нас быстрые, по улицам бежали частушки догнали и в детском саду их задержали. По одной их будут запевать и на волю выпускать. А ты не зевай, в мешок их скорее собирай.

Матрёшка 2: Эй, мальчишки и девчушки.

Запевайте – ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

(Второй конкурс «Частушечный батл». Команды по очереди поют частушки. Кто веселее, звонче споёт, сыграет на ложках и станцует.)

Матрёшка 1: Справедливое жюри, покажите нам оценки команд.

(Жюри показывает оценки команд)

Матрёшка 2: Деревянные подружки, звонко бьются друг о дружку.

Расписные как матрешки. Угадали? Это …. (ложки)

Матрёшка 1: Ай да, ложки – хороши!

Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду.

Маме, папе, деду!

Матрёшка 2: Ложки разные бывают

И на них, порой, играют.

Отбивают ритм такой

Сразу в пляс пойдёт любой!

Матрёшка 1: Вы же время не теряйте

И на ложках нам сыграйте.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.

Матрёшка 1: Начинаем конкурс «Весёлые ложкари».

(Третий конкурс «Весёлые ложкари». Команды одновременно играют на ложках. Кто сыграет слаженно, веселее, эмоциональней.)

Матрёшка 2: Справедливое жюри, покажите нам оценки команд.

(Жюри показывает оценки команд)

Матрёшка 1: Концерты наших ложкарей

Вызывают радость, гордость у людей.

Матрёшка 2: Раздайся, народ!

Сейчас семья играть и петь идёт!

(Четвертый конкурс «Народная музыка в семье». Группы поддержки (семейные ансамбли) команды выходит в центр музыкального зала и по очереди исполняют своё домашнее задание.)

Матрёшка 1: Справедливое жюри, покажите нам оценки команд.

(Жюри показывает оценки команд)

Матрёшка 2: Все команды хороши — Просто загляденье!

Становитесь-ка, родные, Все для награжденья!

Славно мы повеселились, но всему есть свой черед

А итоги КВНа, жюри сейчас нам подведёт.

(Слово для награждения предоставляется жюри. Награждение команд.)

Матрёшка 1: Время быстро пролетело.

Жаль, нам, честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям!

(Праздник окончен. Дети под музыку уходят из зала)

Интернет ресурсы:

  1. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/zadornaia_chastushka_stsenarii_muzykalnogo_konkursa_chastushek_dlia_detei_sredne.
  2. https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9uc3BvcnRhbC5ydS9kZXRza2l5LXNhZC9zY2VuYXJpaS1wcmF6ZG5pa292LzIwMTgvMDQvMjIvc3RzZW5hcml5LXByYXpkbmlrYS1kZXJldnlhbm5veS1sb3poa2k%3D

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цюй юань праздник
  • Цитаты про праздник короткие
  • Часто заказывают на праздник башня слов
  • Цытович праздник побежденных
  • Цитаты про праздник каждый день