По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ
В этом году исполняется 10 лет с момента подписания в Мурманске 15 сентября 2010 года «Договора между Российской Федерации и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане ». Инициатором его ускоренной разработки, подписания и ратификации Федеральным Собранием выступил президент России Дмитрий Медведев.
Об отношении к этому договору депутатов, сенаторов, общественности, специалистов и ученых говорит тот факт, что за его ратификацию в Государственной думе голосовала только одна фракция – «Единая Россия», или 69% от общего числа депутатов. Это весьма низкий показатель для такой международной договоренности, имеющей не только экономическое, но и геополитическое значение для России. В то время, как в Стортинге, парламенте Норвегии, за договор проголосовали все 100% парламентариев, включая оппозиционные партии.
Накануне десятилетнего юбиления ИА Реалист обратилось за комментарием к академику МАНЭБ, члену научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ Вячеславу Зиланову — к известному практику и исследователю российско-норвежских отношений, который специализируется на морских ресурсах Арктики, включая Баренцево море и Северный Ледовитый океан. Будучи заместителем министра рыбного хозяйства СССР, а потом и заместителем председателя Государственного комитета РФ по рыболовству, профессор Зиланов в советское время участвовал в переговорном процессе по разграничению морских пространств между Россией и Норвегией. По этой теме ученый опубликовал в 2012 — 2013 гг. книги «Баренцевоморская ошибка президента» и «Россия теряет Арктику?». Последняя заинтересовала норвежцев и вышла в сокращенном варианте на норвежском языке в 2018 году под названием Mister Russland Arktis?, что в переводе означает «Теряет ли Россия Арктику?». Вот что думает Вячеслав Зиланов о российско-норвежском договоре и его последствиях:
«Переговоры между СССР и Королевством Норвегия по разграничению континентального шельфа и 200-мильных экономических зон шли около 30 лет и на момент развала Советского Союза договоренности, устраивающей обе стороны, не было достигнуто. Связано это было с тем, что норвежская сторона заявила о своей первоначально запросной позиции осуществить разграничение по так называемой «серединной линии». В случае принятия советской стороной этого предложения она теряла около 175 тыс. кв. км континентального шельфа и водных пространств, находящихся намного восточнее границы Полярных владений СССР от 1926 года.
Именно разграничение по границе Полярных владений и предлагала советская сторона норвежцам на переговорах в то время, считая, что такой подход будет вполне отвечать критерию «справедливости», учитывать значению в экономике СССР Баренцева моря, протяженности ее береговой линии в этом море и целому ряду других обстоятельств, которые соответствовали международным нормам.
Норвежцы понимали, что их запросная позиция – разграничиться по «серединной» линии — не проходит и в кулуарах переговоров не раз предлагали пойти на раздел образовавшегося «спорного района в 175 тыс. кв. км» между сторонами в соотношении 50:50. Но и это предложение было отвергнуто советской стороной, поскольку оно разрушало границу Полярных владений СССР от 1926 года. Дополнительно еще и отдавало под юрисдикцию Норвегии весь морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, который имеет большое значение для российского рыболовства. Вот на этих диаметрально противоположных позициях и завершился советский период по переговорам с норвежцами по разграничению в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. При этом советским руководством еще и учитывалось, что Норвегия — активный член НАТО.
С уверенностью можно предположить, что в случае сохранения СССР его позиция о разграничении только по границе Полярных владений 1926 года оставалась бы основополагающей и не подлежащей пересмотру.
Новая капиталистическая Россия первое десятилетие своего существования, хотя и вела «закрытые-зондажные» переговоры с норвежской стороной по возможному нахождению компромиссного варианта разграничения континентального шельфа и 200 мильных исключительных экономических зон в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, но придерживаясь прежней советской позиции — разграничение с учетом границы Полярных владений. В этой связи не было достигнуто какого-либо прогресса по разграничению в период, когда президентами России были Борис Ельцин, а затем и Владимир Путин. Вместе с тем в период их президентства шла усиленная «работа» группы проправительственных дипломатов, ученых и политических обозревателей по формированию общественного мнения о том, что граница Полярных владений СССР от 1926 года — рудимент советской эпохи, и он якобы не соответствует ряду положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Замечу, что последнее, мягко говоря, выдумки. Тем не менее, эта околонаучная пропаганда была, по моим наблюдениям, воспринята кремлевскими властными структурами и теми кругами, которые решились преподнести ее, как великое юридическое открытие, позволяющее президенту России выйти с компромиссным предложением к норвежцам и одним махом, забыв о границе Полярных владений от 1926 года, разделить «спорный» район в соотношении 50:50. Но ведь это то самое кулуарное норвежское предложение советского периода, которое было Советами же и отвергнуто! Видимо, в Кремле в периоды первых двух сроков президента Путина не решались пойти на такой проигрышный, как в политическом, так и военно-экономическом отношениях, вариант. И правильно делали, что не пошли на него. Но все течет и меняется.
С приходом в Кремль в 2008 году президента Медведева переговорный процесс с Норвегией по разграничению морских пространств начал убыстряться и неожиданно, даже для самих норвежцев, был буквально за один год решен по их варианту, предложенному ими еще в советский период. Свершилось!
Так называемый «спорный район», который и изобрели сами же норвежцы, разделен в соотношении 50:50. Граница Полярных владений России от 1926 года в Баренцевом море в результате заключенного договора 2010 года разрушена. Россия потеряла еще и более 80 тыс. кв. км континентального шельфы и водной акватории, что по площади составляет почти 2 территории Московской области.
На отошедших к норвежцам районах, по данным ученых и практиков, имеются реальные перспективы обнаружения запасов газа и нефти. О значении этих районов для рыболовства Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелии известно со времен поморов, и именно эти районы постоянно используются прибрежным рыболовством все послевоенные годы. Велико значение этих районов и для военно-морского флота России. Знал ли обо всем этом Медведев? А если и знал, то чем он руководствовался, принимая не отвечающее национальным интересам России решение?
Сам Медведев на итоговой пресс-конференции отметил, «что подписание договора, переговоры по которому начались ещё в 1970 году, позитивно повлияет на укрепление международной и региональной безопасности, на углубление взаимодействия арктических стран». Далее он особо подчеркнул, видимо, предвидя неизбежную критику своего «детища», что: «Договор… отражает баланс интересов по всем чувствительным сферам сотрудничества. Прежде всего, это энергетика, потому что неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, разграничении морских пространств, конечно, не давали возможности заниматься крупными энергетическими проектами».
А как на практике обстоят дела спустя 10 лет с момента подписания договора? По всем заявленным Медведевым положениям — полный провал. Нет никакого «укрепления международной и региональной безопасности», не говоря уже об «углублении взаимодействия арктических стран». Военно-морской флот, входящий в НАТО и прежде всего корабли США, Великобритании и Норвегии, все чаще стали появляться в морских районах, отошедших по договору 2010 года к Норвегии.
О «крупных энергетических проектах» забыли сразу со вступлением в силу договора. Например, о Штокмановском месторожденим, которое предполагалось осваивать совместно с норвежцами, уже и не вспоминают. Российские рыболовные суда продолжают незаконно инспектироваться, задерживаются, арестовываются в открытом морском районе к западу от линии разграничения по договору 2010 года. На предложения норвежской стороне со стороны министра иностранных дел Сергея Лаврова провести переговоры по устранению возникающих проблем последовал жесткий отказ, что противоречит не только дипломатическим нормам, но и добрососедским отношениям единственных прибрежных баренцевоморских государств. По всем основным направлениям сотрудничества между Россией и Норвегией после заключения договора 2010 года последовал откат ко временам холодной войны. Арктическая политика России, которая была заложена во время президентства Медведева, и сердцевиной которой стал договор 2010 года, по моему мнению, потерпела полный крах. Чтобы вывести ее на траекторию сотрудничества потребуются годы».
Комментарий редакции: Десять лет назад было много разговоров о «перезагрузке» отношений между Россией и «мировым сообществом». Фактически официальная пропаганда внушала людям мысль, что ради «развития инноваций», «минимизации последствий кризиса», «поддержания демократического климата» надо чуть ли не кинуться в распростёртые объятия «мировому сообществу», не стесняясь даже идти на стратегические уступки. Передача в 2010 году российских территорий Норвегии прямо укладывается в русло подобной политики. А то, что это стратегическая потеря для России, для её экономики, на это верхи не обратили внимания. Правда, команда Дмитрия Медведева вкупе с либеральными псевдооппозиционерами полагали, что в ответ на угодничество перед Западом к России мировые «демократии» якобы изменят отношения. Хотя подобные уступки международный капитал воспринимает как проявление слабости и начинает наносить удары по уязвимым местам. Чем ответили «глобалисты» на подстилочную внешнюю политику Дмитрия Медведева? Попытка инспирирования «цветного переворота» в России в 2011 — 2012 гг., усиление экспансии Запада на постсоветском пространстве, принятие «списка Магнитского» и введение иных антироссийских санкций, инспирирование бойни на Донбассе, — так «мировое сообщество» «отблагодарило» Россию. К сожалению, до сих пор некоторые призывают полностью встать на ту же гибельную стезю. Однако события показали, что её воплощение в жизнь может обернуться масштабной геополитической катастрофой.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
СССР 30 лет не шёл на уговоры Норвегии. А Медведев пришёл, взял и отдал.
Теперь норвежцы не пропускают продукты для русских шахтёров на Шпицбергене. Это видимо, в «благодарность».
К великому сожалению не оказалось тогда рядом настоящего патриота Милославского, чтобы одёрнуть Дмитрия Анатольевича: « Да ты что,***, ***, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!» (с).
А ведь территория около 80 тысяч квадратных километров, отданная Медведевым, побольше Кемской волости будет.
Вспомнить этот постыдный эпизод нашей истории заставил отказ Норвегии пропустить через свою территорию груз для россиян, живущих в поселке Баренцбург на Шпицбергене.
Рискнули бы они это сделать в отношении Советского Союза, думается, спрашивать бессмысленно. Даже в голову бы не пришло.
А с нынешней Россией получается можно
А можно так с нынешней Россией поступать, потому что 30 лет наша «элита», в том числе та, которая сегодня оперативно «перекрасилась» и «переобулась», с вожделением и любовью смотрела на Запад в желании быть принятой в нём, даже ценой российских территорий.
Чтобы было понятно, грузы в российские посёлки на Шпицбергене доставлялись единственным путём: через норвежский КПП «Стурскуг».
Наши как обычно подали заявку на пропуск груза, но Норвегия вопреки здравому смыслу и гуманитарной точке зрения (людям на острове нужны продукты питания и средства первой необходимости), отказала в пропуске груза.
Сейчас положение поселенцев Шпицбергена не менее тревожное, чем в Калининграде, ограничение на транзит в который наложила Литва.
«Конкретная заявка на получение разрешения на перевозку была отклонена 15 июня 2022 года», – сообщил на днях норвежский телеканал NRK, ссылаясь на свой МИД.
На момент публикации этого материала вопрос не был разрешён, ни дипломатическим, ни каким либо другим путём.
Надо заметить, что, несмотря на соглашения о совместной хозяйственной деятельности на архипелаге и в районе Шпицбергена, зафиксированные договором в 1920 году, Норвегия регулярно ставит под сомнение законное право России, создаёт препятствия нашим рыбакам, запрещает использовать вертолеты.
А неподобающе себя вести Норвегия начала как раз после того, как с помощью Дмитрия Медведева победила в давнем споре по Полярным территориям.
Переговоры между Норвегией и СССР по поводу разграничения континентального шельфа и 200-мильных экономических зон на кулуарном уровне начались в начале 1960 годов. В 1970 годах они перешли в официальную плоскость.
Норвегия требовала передать ей права на 175 тысяч квадратных километров акватории Баренцева моря, так называемых Полярных владений, принадлежавших СССР, установленных в 1926 году.
Важно отметить, что норвежцы в этом случае получали под свою юрисдикцию весь морской район возле Шпицбергена.
СССР не поддался на уговоры не очень дружественного соседа, поскольку не только преследовал свои национальные интересы, но учитывал и то, что Норвегия была членом НАТО.
Всё решилось в новой капиталистической России. Переговорный процесс был вновь запущен.
За основу был принят норвежский, но не первоначальный, а компромиссный вариант разграничения морских пространств, который обсуждался, то так и не был принят при СССР.
Суть компромиссного варианта заключалась в разделе тех самых 175 тысяч квадратных километров пополам, т.е. в пропорции пятьдесят на пятьдесят.
Инициатором ускоренной разработки нового договора, его подписания и ратификации Федеральным Собранием, выступил президент России Дмитрий Медведев, который пришёл в Кремль в 2008 году.
Уже в 2010 году, 15 сентября, Дмитрий Медведев и Йенс Столтенберг – на тот момент премьер-министр Норвегии, подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Граница Полярных владений России от 1926 года в Баренцевом море в результате заключенного договора года фактически была разрушена.
В недрах отошедших к норвежцам районов, по данным ученых, могут находиться запасы углеводородов (нефти и газа) порядка 300 миллионов кубометров или в нефтяном эквиваленте – 1,9 миллиардов баррелей.
Сегодня желая сгладить острые углы у всплывающей проблемы, рождённой, разумеется, не единолично Медведевым, а всей правящей «элитой», раздаются голоса, что Россия ничего не проиграла, мол, норвежцы бурили там скважины, но ничего не нашли.
Только «не нашли», не равно «ничего нет», а советским учёным можно верить на сто процентов.
Про стратегическое значение для России её Полярных владений и говорить не стоит – оно колоссально.
Не зря же коллективный Запад оспаривает наши права на всех международных площадках, каких только можно.
В общем, подарок Столтенбергу наш Дмитрий Медведев сделал знатный, чего уж тут скажешь.
Ситуация с запретом на провоз продуктов питания русским шахтёрам на Шпицберген – это первый болезненный тычок «с севера» нашей «элите», последующие могут быть гораздо серьёзнее.
Кстати, как вы знаете, норвежец Йенс Столтенберг, бывший визави нашего Дмитрия Медведева, сегодня занимает пост генерального секретаря НАТО.
Наверняка он хорошо помнит то время, когда Медведев принёс ему «на блюдечке с голубой каёмочкой» кусочек России. Неудивительно, что и он, и НАТО, мечтают о продолжении банкета.
В связи со всем этим, странной и малоприятной выглядит реакция наших официальных властей.
Генеральный консул России на Шпицбергене, Сергей Гущев, сказал, что пока у них всё нормально, но Москва все равно будет просить разрешить поставки товаров в гуманитарных целях.
Использованное дипломатом слово «просить» умиляет, честное слово.
Может быть, Дмитрий Анатольевич в своём Телеграм что-нибудь заковыристое выдаст. Пока молчит. Может стыдно? Вряд ли.
29.06.2022 г. РОСГОД
Статью можно обсудить на ДЗЕН
Узнавайте первыми о новых статьях ВКонтакте
Подписывайтесь на канал @rosgod_ru в Telegram
Совет Федерации одобрил документ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». Что интересно, ратификация прошла, можно сказать, под грифом «секретно». Впервые за последние годы об этом не сообщили центральные СМИ.
Сегодня 60% ВСЕГО российского улова в Баренцевом море добывается в районах, которые новый договор отдает под юрисдикцию Норвегии.
Но и это не все. Ратификация Россией нынешнего договора означает отказ от правовой позиции, которую наша страна отстаивала несколько десятков лет. Это наша очередная территориальная уступка вслед за передачей США части шельфа Берингова моря, а Китаю — спорных островов на Амуре. Про «подарочек» Китаю, думаю, все помнят было это совсем недавно. А вот не грех напомнить про уступку США, когда Россия подарила американцам 46 тыс. квадратных километров российского шельфа. А вместе с ними — нефтяные скважины, территориальные воды, дававшие 200 тыс. тонн минтая в год , при этом российская экономическая зона сократилась до 150 миль (при этом американская разрослась до 250 миль).
Эксперты предрекают, что ратификация договора спровоцирует активизацию держав, которые имеют территориальные претензии к нашей стране.
Но и на этом уступки не кончились! При заключении нового договора Россия отступила на восток от границ своих полярных владений России, которые нанесены практически на все иностранные географические и навигационные карты.
И еще. Ратификация этого договора означает отказ от прав, которые Россия имеет, как участник Парижского договора по Шпицбергену. Речь идёт об акватории площадью около 240 тысяч квадратных километров, что в четыре раза больше площади наших потерь в спорном районе.
Нельзя забывать и о том, что заключение этого договора – еще один шаг в расширении НАТО. Военные эксперты считают, что расширение закрепленных за Норвегией морских пространств может серьезно увеличить возможности НАТО по слежению за подводными лодками нашего Северного флота.
Об отношении к этому договору депутатов, сенаторов, общественности, специалистов и ученых говорит тот факт, что за его ратификацию в Государственной думе голосовала только одна фракция – «Единая Россия», или 69% от общего числа депутатов. Это весьма низкий показатель для такой международной договоренности, имеющей не только экономическое, но и геополитическое значение для России. В то время, как в Стортинге, парламенте Норвегии, за договор проголосовали все 100% парламентариев, включая оппозиционные партии.
Накануне десятилетнего юбиления ИА Реалист обратилось за комментарием к академику МАНЭБ, члену научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ Вячеславу Зиланову – к известному практику и исследователю российско-норвежских отношений, который специализируется на морских ресурсах Арктики, включая Баренцево море и Северный Ледовитый океан. Будучи заместителем министра рыбного хозяйства СССР, а потом и заместителем председателя Государственного комитета РФ по рыболовству, профессор Зиланов в советское время участвовал в переговорном процессе по разграничению морских пространств между Россией и Норвегией. По этой теме ученый опубликовал в 2012 – 2013 гг. книги «Баренцевоморская ошибка президента» и «Россия теряет Арктику?». Последняя заинтересовала норвежцев и вышла в сокращенном варианте на норвежском языке в 2018 году под названием Mister Russland Arktis?, что в переводе означает «Теряет ли Россия Арктику?». Вот что думает Вячеслав Зиланов о российско-норвежском договоре и его последствиях:
«Переговоры между СССР и Королевством Норвегия по разграничению континентального шельфа и 200-мильных экономических зон шли около 30 лет и на момент развала Советского Союза договоренности, устраивающей обе стороны, не было достигнуто. Связано это было с тем, что норвежская сторона заявила о своей первоначально запросной позиции осуществить разграничение по так называемой «серединной линии». В случае принятия советской стороной этого предложения она теряла около 175 тыс. кв. км континентального шельфа и водных пространств, находящихся намного восточнее границы Полярных владений СССР от 1926 года.
Именно разграничение по границе Полярных владений и предлагала советская сторона норвежцам на переговорах в то время, считая, что такой подход будет вполне отвечать критерию «справедливости», учитывать значению в экономике СССР Баренцева моря, протяженности ее береговой линии в этом море и целому ряду других обстоятельств, которые соответствовали международным нормам.
Норвежцы понимали, что их запросная позиция – разграничиться по «серединной» линии – не проходит и в кулуарах переговоров не раз предлагали пойти на раздел образовавшегося «спорного района в 175 тыс. кв. км» между сторонами в соотношении 50:50. Но и это предложение было отвергнуто советской стороной, поскольку оно разрушало границу Полярных владений СССР от 1926 года. Дополнительно еще и отдавало под юрисдикцию Норвегии весь морской район, подпадающий под действие Договора о Шпицбергене 1920 года, который имеет большое значение для российского рыболовства. Вот на этих диаметрально противоположных позициях и завершился советский период по переговорам с норвежцами по разграничению в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. При этом советским руководством еще и учитывалось, что Норвегия – активный член НАТО.
С уверенностью можно предположить, что в случае сохранения СССР его позиция о разграничении только по границе Полярных владений 1926 года оставалась бы основополагающей и не подлежащей пересмотру.
Новая капиталистическая Россия первое десятилетие своего существования, хотя и вела «закрытые-зондажные» переговоры с норвежской стороной по возможному нахождению компромиссного варианта разграничения континентального шельфа и 200 мильных исключительных экономических зон в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, но придерживаясь прежней советской позиции – разграничение с учетом границы Полярных владений. В этой связи не было достигнуто какого-либо прогресса по разграничению в период, когда президентами России были Борис Ельцин, а затем и Владимир Путин. Вместе с тем в период их президентства шла усиленная «работа» группы проправительственных дипломатов, ученых и политических обозревателей по формированию общественного мнения о том, что граница Полярных владений СССР от 1926 года – рудимент советской эпохи, и он якобы не соответствует ряду положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Замечу, что последнее, мягко говоря, выдумки. Тем не менее, эта околонаучная пропаганда была, по моим наблюдениям, воспринята кремлевскими властными структурами и теми кругами, которые решились преподнести ее, как великое юридическое открытие, позволяющее президенту России выйти с компромиссным предложением к норвежцам и одним махом, забыв о границе Полярных владений от 1926 года, разделить «спорный» район в соотношении 50:50. Но ведь это то самое кулуарное норвежское предложение советского периода, которое было Советами же и отвергнуто! Видимо, в Кремле в периоды первых двух сроков президента Путина не решались пойти на такой проигрышный, как в политическом, так и военно-экономическом отношениях, вариант. И правильно делали, что не пошли на него. Но все течет и меняется.
С приходом в Кремль в 2008 году президента Медведева переговорный процесс с Норвегией по разграничению морских пространств начал убыстряться и неожиданно, даже для самих норвежцев, был буквально за один год решен по их варианту, предложенному ими еще в советский период. Свершилось!
Так называемый «спорный район», который и изобрели сами же норвежцы, разделен в соотношении 50:50. Граница Полярных владений России от 1926 года в Баренцевом море в результате заключенного договора 2010 года разрушена. Россия потеряла еще и более 80 тыс. кв. км континентального шельфы и водной акватории, что по площади составляет почти 2 территории Московской области.
На отошедших к норвежцам районах, по данным ученых и практиков, имеются реальные перспективы обнаружения запасов газа и нефти. О значении этих районов для рыболовства Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелии известно со времен поморов, и именно эти районы постоянно используются прибрежным рыболовством все послевоенные годы. Велико значение этих районов и для военно-морского флота России. Знал ли обо всем этом Медведев? А если и знал, то чем он руководствовался, принимая не отвечающее национальным интересам России решение?
Сам Медведев на итоговой пресс-конференции отметил, «что подписание договора, переговоры по которому начались ещё в 1970 году, позитивно повлияет на укрепление международной и региональной безопасности, на углубление взаимодействия арктических стран». Далее он особо подчеркнул, видимо, предвидя неизбежную критику своего «детища», что: «Договор… отражает баланс интересов по всем чувствительным сферам сотрудничества. Прежде всего, это энергетика, потому что неурегулированность вопросов о территориальном размежевании, разграничении морских пространств, конечно, не давали возможности заниматься крупными энергетическими проектами».
А как на практике обстоят дела спустя 10 лет с момента подписания договора? По всем заявленным Медведевым положениям – полный провал. Нет никакого «укрепления международной и региональной безопасности», не говоря уже об «углублении взаимодействия арктических стран». Военно-морской флот, входящий в НАТО и прежде всего корабли США, Великобритании и Норвегии, все чаще стали появляться в морских районах, отошедших по договору 2010 года к Норвегии.
О «крупных энергетических проектах» забыли сразу со вступлением в силу договора. Например, о Штокмановском месторожденим, которое предполагалось осваивать совместно с норвежцами, уже и не вспоминают. Российские рыболовные суда продолжают незаконно инспектироваться, задерживаются, арестовываются в открытом морском районе к западу от линии разграничения по договору 2010 года. На предложения норвежской стороне со стороны министра иностранных дел Сергея Лаврова провести переговоры по устранению возникающих проблем последовал жесткий отказ, что противоречит не только дипломатическим нормам, но и добрососедским отношениям единственных прибрежных баренцевоморских государств. По всем основным направлениям сотрудничества между Россией и Норвегией после заключения договора 2010 года последовал откат ко временам холодной войны. Арктическая политика России, которая была заложена во время президентства Медведева, и сердцевиной которой стал договор 2010 года, по моему мнению, потерпела полный крах. Чтобы вывести ее на траекторию сотрудничества потребуются годы».
По договору с Норвегией от 2010 года Россия потеряла около 80 тысяч километров своей территории. Такой вывод следует из книги бывшего заместителя министра рыбного хозяйства СССР Вячеслава Зиланова «Баренцевоморская ошибка президента» (издана в РФ в 2012 году), норвежский перевод которой вышел в свет на днях. Согласно источнику, информацию об издании книги Зиланова в Норвегии поместил на своей странице в facebook заместитель министра по морскому праву в МИДе Норвегии с 1976 по 1979 годы Арне Трехолт.
Фото: deita.ru
Дата : 18.06.2019 / Андрей Андреев / Комментариев: 0
В своей книге Зиланов подвергает сильной критике договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года. Он считает, что договор не отвечает российским интересам и подрывает будущие позиции России в Арктике. Зиланов утверждает, что интересы рыбной индустрии в России не были учтены в случае с Договором о разграничении. В своём письме российскому правительству он характеризует его как «договор Шеварднадзе — Бейкер».
Как следует из книги, одним ранним утром в 1990 году Зиланову, бывшему в должности заместителя министра рыбного хозяйства, без какой-либо предшествующей информации представили договор о Баренцевом море, из-за которого российские рыбаки лишались своих богатейших промысловых районов с существенными потерями для промысла и страны. Договор о разграничении с Норвегией нёс в себе потери для России. По подсчётам Зиланова и его экспертов по рыболовству, в случае потери традиционного российского промысла в западной части Баренцева моря и в районе Шпицбергена, которые после вступления в силу Договора о разграничении подпадают под норвежскую юрисдикцию, прямые потери составят 300 тыс. тонн рыбы в год.
Вячеслав Зиланов задаётся вопросом, в чём причина того, что российские дипломаты так спешили с Договором о разграничении на последней фазе переговоров. Он подчёркивает, что временное соглашение между Норвегией и Россией о рыболовной юрисдикции в прилегающих водах в Баренцевом море (январь 1978-го) и договоренности о смежном участке — серых зонах — функционировали на протяжении 33 лет. Договорённости о серых зонах способствовали стабильности в районах промысла и помогли избежать излишней конфронтации со стороны рыбаков России, Норвегии и третьих стран.
Дмитрию Медведеву в Норвегии устроили королевский прием
«Почему сейчас появилась спешка с окончательным договором о разделительной линии? Зиланов предлагает ответ. Можно ли пожертвовать интересами российских рыбаков ради ответных услуг норвежской стороны в помощи с технологиями по добыче нефти, которые считались важными для освоения российского баренцевоморского континентального шельфа?». Норвежское участие в гигантском Штокманском месторождении было на повестке дня и у Statoil, и у Norsk Hydro. Начало этим переговорам было положено десять лет назад.
«Мог ли окончательный договор о линии разграничения стать для России интересной ответной услугой со стороны Норвегии и дать возможность доступа к норвежским технологиям по добыче нефти и капиталу?» — задается вопросом автор книги.
Вячеслав Зиланов рассказал о мотивах, побудивших его опубликовать свой труд: «Решения, принятые российским руководством по согласию с норвежским предложением по линии разграничения морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, а это было в начале 2010 года, когда президентом России был Дмитрий Медведев, оказалось неожиданным и поспешным как для рыбаков Северного бассейна, так и для широкой общественности. Не было никаких экономических или политических предпосылок принимать такое поспешное и не просчитанное как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане решения… Подписав договор о разграничении на норвежских условиях, Россия не только потеряла около 80 тысяч кв. км, но и поставила под угрозу российское рыболовство в западных районах Баренцева моря и, в частности, в морском районе, подпадающем под действие Договора о Шпицбергене 1920 года. По существу, вся западная часть, которая наиболее продуктивна с точки зрения рыболовства, оказалась по договору о разграничении от 15 сентября 2010 года под норвежской юрисдикцией. Именно поэтому рыбаки удостоили Медведева звания „президента полубаренцевоморского“».
ВНИМАНИЕ! При копировании материала активная ссылка на статью сайта SKNEWS.RU обязательна!
18 июня 2019, 13:40
Источник: Eadaily
Автор: Андрей Андреев
Просмотров: 4925
Ссылки по теме
В Интернете вызвала шум статья Алексея Смирнова в «Новых Известиях», озаглавленная «Царский подарок». В ней рассказывается о том, что нефтяной директорат Норвегии на днях опубликовал итоги исследований дна территории в Баренцевом море — той самой, которая была передана норвежцам Кремлём в 2010 году (стало быть, при президенте Медведеве). Исследователи подтвердили: на шельфе имеют место быть запасы нефти и газа — причём огромные. Одной только нефти там, по оценкам, 1,9 млрд. баррелей. Если взять калькулятор и кое-что перемножить, то полезных ископаемых там может набраться на 30 млрд. евро.
Анонимные сетевые критики целой толпой набросились на Дм. Медведева: мол, оказывается, не только интересы России в Ливии предал, но ещё и кусок российской территории оттяпал — да и отдал скандинавским буржуинам, лишь бы те отвязались со своими территориальными спорами. «Кемска волост! Я, я!» Нате вам «Кемску волост».
Другие комментаторы, тоже всё больше под «никами», стали кричать: мол, одна отдала Аляску, другой отдал шельф, скоро всю страну ворогам раздадут! Не раздадут только то, что уже украли олигархи.
Примерно таков ход мыслей сетевой российской публики.
И ход мыслей этот неправильный.
Во-первых, не «она» отдала Аляску, а он. Не Екатерина, а Александр. Который Второй. Инициатором продажи был великий князь Константин Николаевич. Договор между Россией и Соединёнными Штатами был подписан 30 марта 1867 года. Аляска была продана за 7,2 млн. долл. и передана США 18 октября 1867 года. Цена, разумеется, крайне низкая, но речь не о том.
Во-вторых, если и была ошибка российского президента, то не стоит её преувеличивать — делать из мухи слона, чем занимаются как иные жители Сети, так и газетчики.
Заместитель директора Российского энергетического агентства Леонид Григорьев всё популярно объяснил.
Когда Россия отдавала эту территорию, то уже было известно, что там находится нефть. Не надо забывать, что соглашение, подписанное двумя государствами в 2010 году, содержит пункт, согласно которому месторождение, пересекающее границу двух государств, разрабатывается совместно.
Есть и ещё одна особенность — экономического характера. Для российской стороны, напоминает товарищ Григорьев, вопрос о рентабельности добычи нефти на шельфе в арктических широтах имеет весьма важное значение. Вероятно, российские партнёры могут подключиться к проекту в качестве соинвесторов, а разрабатывать шельф самостоятельно наши компании «теоретически могут, но это дорого и сложно».
По мнению специалиста, в этой ситуации нет ничего такого, что требовало бы внимания со стороны российской прессы. Сенсация не просматривается. «У нас есть ещё десять тысяч миль побережья. И там ещё навалом всего», — заметил эксперт.
Другое дело — Норвегия. У неё возможностей добывать нефть в экстремальных условиях больше. Да и нужда в такой добыче — довольно острая. Не удивительно поэтому, что в Осло минерально-сырьевому «подарку» обрадовались. К тому же запасы углеводородов в стране подходят к концу.
Радоваться «царскому подарку» норвежцы начали ещё в том самом 2010-м году.
«Сорокалетний конфликт наконец-то разрешился. Мы достигли важнейшего внешнеполитического соглашения за последние годы», — заявил премьер-министр Норвегии Енс Столтенберг, подписывая с Дмитрием Медведевым договор о разделе спорной морской территории площадью около 176 тысяч квадратных километров.
Алексей Смирнов, автор статьи в «Новых Известиях», напоминает историю вопроса. Советский Союз, а затем Российская Федерация долгое время требовали «разрезать» зону по срединной линии, привязанной к меридиану, шедшему к Северному полюсу. Норвегия же требовала раздела по секторному принципу, отталкиваясь от побережья Шпицбергена. В 2010-м году спор был разрешён делением пополам.
Сегодня норвежцы ликуют. «Северная Норвегия станет новой нефтяной провинцией страны. Подъём ждет всю нашу экономику», — так отозвался по поводу подтверждённых гигантских запасов минерального сырья на шельфе министр нефти и энергетики Норвегии Ула Буртен Муэ.
Но, какими бы ни оказались в действительности запасы нефти и газа, часть подземных нефтяных резервуаров может пересекать границу, заходя на российскую территорию. Осваивать месторождения двум странам — так или иначе — придётся вместе, как и прописано в соглашении. Поэтому те 1,9 млрд. баррелей, они же примерно 300 млн. кубометров, никак не могут достаться исключительно Норвегии.
И заголовки типа «Почти 2 миллиарда баррелей нефти, найденные на шельфе Баренцева моря, уступили Норвегии Владимир Путин и Дмитрий Медведев» («Собеседник»), как представляется, не соответствуют действительности.
Разумеется, норвежцы к добыче нефти готовятся.
На сайте «Нефтегаз.ру» указывается, что зона поделена почти пополам, однако норвежская сторона получила более «эффективную» территорию, омываемую Гольфстримом. Почему — более «эффективную»? Там разработка месторождений существенно дешевле, считают аналитики, потому что меньше глубина и расстояние до берега — меньше. К тому же море там не замерзает. Отсюда коммерческая привлекательность месторождений у норвежцев окажется выше.
По данным 2-летнего исследования нефтяного директората Норвегии (NPD), выполненного способом сейсмического зондирования у морской границы на юго-востоке Баренцева моря на площади 44 тыс. кв. км (т. е. не вся площадь была обследована, а примерно 40%), существует вероятность открытия месторождений газа в палеозойских бассейнах и более молодых верхних толщах на севере в районе расположенной на юге Свальбардской плиты платформы Бьярмеланда и свода Федынского на востоке (частично расположенного в российской части бывшей спорной норвежско-российской зоны), и нефтегазовых месторождений в бассейнах Нордкаппа и Тидлибанка и на Финмаркской платформе.
27 февраля Министерство обороны Норвегии утвердило сделку по продаже бывшей базы подлодок НАТО группе «TrikoAS», объединяющей «OdfjellDrilling», «PSWRigService» и ещё нескольких частных инвесторов, собирающихся нынче организовать там нефтесервисный центр. Помимо этого, существует и проект строительства нефтяного терминала в Киркенесе: компания «Norterminal» ещё в декабре 2012 г. подписала договор о долгосрочной аренде примерно 100 га у берега моря в районе киркенесского аэропорта.
Всё это — лишь одна сторона вопроса.
«Норвегия взяла курс на добычу углеводородов, в том числе и в Баренцевом море — на месте бывшей «серой зоны». Но наше общее море имеет уникальные запасы трески, которые просто необходимо сохранить, — говорят в Комитете по природопользованию и рыбному хозяйству думы Мурманской области.
Поэтому природоохранные организации и рыбаки «подарку» не обрадовались, пишет А. Смирнов. Предстоящая добыча минерального сырья в сложных условиях может привести к загрязнению или даже катастрофе. Значительный разлив нефти может повредить биоресурсам.
Против нефтяников и газовиков в Баренцевом море настроены представители норвежских отраслей рыбного промысла и рыборазведения. Эти отрасли — одни из ведущих экспортных отраслей страны. Нефть и газ когда-нибудь закончатся, так что Баренцево море следует использовать исключительно как «рыбный садок». Запасы одной только трески здесь превышают все известные мировые ресурсы. Однако босс NPD Бенте Нюланд убеждает рыбаков и экологов: разведка и нефтедобыча будут вестись безвредным способом. Каждый шаг нефтегазовых компаний будет контролироваться всеми заинтересованными инстанциями.
Российское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) направило письмо в Министерство иностранных дел РФ, выразив озабоченность заявленными Норвегией проектами по нефтедобыче.
«Военное обозрение» будет отслеживать ситуацию с деятельностью норвежцев на бывшей спорной территории.