Что раскрывает праздник

Тест по ИЗО: Народные праздники (Неменская 4 класс). Пройти тест онлайн (игра-викторина). Все вопросы с ответами. Можно скачать игру-викторину бесплатно в формате PDF.

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Какое время года провожали праздником?

Зиму

Весну

Лето

2. 

Что обставлялось как праздник?

Дождь

Сенокос

Гроза

3. 

Что умеет народ, который может хорошо работать?

Ходить на руках

Торговать

Веселиться

4. 

Когда устраивались карусели и потешные балаганчики?

Во время ярмарок

После дождя

В первый день осени

5. 

Что проявляется в обрядах?

Душа народа

Народная печаль

Человеческая жадность

6. 

Что крестьяне надевали на праздник?

Рубахи в пол и красные пояса

Разноцветные колпаки

Традиционные праздничные костюмы

7. 

Что раскрывает праздник?

Алчность людей

Скрытый талант

Мечту народа о прекрасной жизни

8. 

Что выражает народный костюм?

Желание превосходства

Связь с природой

Бедность народа

9. 

Что остаётся неизменным?

Веселье и специальная вкусная еда

Праздничные костюмы

Люди

10. 

Что составляет необычайность праздника?

Люди

Погода

Традиции

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Оставьте ваш комментарий

Министерство
культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский
Университет культуры и искусств

Кафедра
режиссуры театрализованных представлений
и праздников

Реферат
по курсу теории праздничной культуры
на тему:

Социальная
значимость массового праздника

Выполнила
студентка группы 23 142

Протуренко
А.А.

Проверил
Орлов О. Л.

Санкт-Петербург

2012
г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………..3

  2. О
    понятии праздника……………………………………………………………..4

  3. О
    социальном значении праздника………………………………………………7

  4. Заключение………………………………………………………………………13

  5. Примечания………………………………………………………………………14

  6. Список
    использованной литературы…………………………………………..15

Введение

Основополагающей
формой массового общения является
праздник. Праздник – это всеобщая
радость и изгнание скуки бытия.

Социальная
значимость праздника очень велика, ибо
праздник – неотъемлемая составляющая
человеческого группового взаимодействия.
Человек нуждался не только в единении,
в солидарности, в круговороте
стрессово-экстремального бытия, он, как
в воздухе, нуждался в хорошем оптимистическом
настроении. Праздник изгонял стрессы
и скуку, люди тосковали без эмоциональной
подпитки друг друга.

Праздник
воздействует на чувства человека через
художественные образы, вызывает у него
яркие переживания, способствует
формированию разнообразных чувств.

Массовые праздники сопровождают
нас с самой зари человечества и до
сегодняшних дней, приобретая разные
формы, видоизменяясь, но не теряя, суть
и значение для культурного воспитания
граждан.

Значимость массовых праздников
связана также и с тем, что они объединяют
как форма досуга все возрастные категории,
и самую разную по социальному статусу
аудиторию социально-культурной
деятельности.

Наша
литература о празднике представлена
разнообразными книгами. Из неё можно
почерпнуть всевозможные сведения о
празднествах. Однако полных и содержательных
ответов на такие серьёзные вопросы,
как: сущность праздника вообще, социальная
значимость, место и роль в развитии
культуры и искусства, его связи с другими
сторонами общественной жизни и т.п., –
она пока не даёт. Но я всё же постараюсь
на основе прочитанных мною книг рассказать
в своей работе о социальном значении
массового праздника.

О
понятии праздника

Праздники существуют во всех обществах
и культурах, начиная с глубокой древности,
когда с их помощью отмечались события
космического цикла, и кончая современностью.
Они являются необходимым условием
социального существования и специфическим
выражением человека, обладающего – в
отличие от животных – уникальной
способностью праздновать, т.е. включать
в свою жизнь радости других людей и опыт
культуры предшествующих поколений.

Праздники – наиболее древний и постоянно
воспроизводимый элемент культуры,
который в отдельные периоды истории
способен переживать упадок, но не может
исчезнуть совсем. С его утратой общество
лишилось бы, по-видимому, одного из
существенных компонентов своей
человечности, во-первых, и необходимого
для своего нормального бытия источника,
во-вторых. Ведь этот элемент культуры
призван организовывать и эстетически
оформлять свободное время. Праздники
всегда были и остаются до сих пор важным
средством формирования и утверждения
общности, способствует социализации
человека.

На заре человечества
праздники выступали в качестве одного
из факторов зарождения и развития
художественной культуры и ориентированного
на неё эстетического сознания. Позднее
они постоянно вбирают в себя опыт
искусства, по-своему используют его
средства, а иногда объединяют различные
виды художественной культуры в сложном
синтезе.

Как показал анализ
историографии, исследователи по-разному
обосновывают причины возникновения
праздников как культурного явления.
Многие придерживаются упрощённого
подхода к анализу культурологических
аспектов праздников, считая, что праздники
как явление культуры явились следствием
стремления людей к отдыху после
напряжённых трудовых будней, своеобразной
защитой от физической и моральной
усталости. С этим утверждением можно
согласиться лишь частично.

Истинной причиной возникновения
праздников как элемента общечеловеческой
культуры является результат накопления
людьми, человечеством в целом культурного
опыта, объективно нуждающегося в
качественно иных, чем обыденная жизнь,
проявлениях.

Если рассматривать
праздники как своеобразное проявление
накопления людьми культурного опыта,
следует отметить, что этот опыт –
многообразен. Необходимо комплексное
исследование бытового, производственного,
религиозного, нравственного, национального,
интернационального, эмоционального,
географического опыта как продукта
человеческой культуры.

Соглашаясь
с другими культурологами, считающими,
что праздничная культура людей – это
защитная реакция на тяжесть труда,
следует подчеркнуть, что этот аргумент
не является единственным. Однако в
последнее время он начинает играть всё
большую роль. Это обусловлено
повышением интенсивности труда, его
интеллектуальной и физической
напряжённостью в последние годы. Как
результат стремительно растёт количество
стрессовых ситуаций; усталость, повышенный
износ человеческого организма становятся
одними из наиболее распространённых
«болезней». В силу объективных причин
несоизмеримо возросла интенсивность
общественной жизни; резко возрос
информационный поток, опережающий
биологические возможности человека.
Человек как биосоциальное существо
развивается медленней, чем создаваемые
им же технологии жизнедеятельности.
Это обусловливает сознательное и
бессознательное стремление людей к
биосоциальной защите, одно из ярких
проявлений которой находит своё отражение
в праздничной культуре.

Фактором,
стимулирующим развитие праздничной
культуры, является не только её духовная
сторона, но – в современных условиях –
её прагматическая сторона, выражающаяся
в коммерческих подходах к проведению
праздников. Для значительной части
современного общества праздник – это
возможность не только отдохнуть,
повеселиться, пообщаться с приятными
людьми, не только возможность сменить
остановку, восстановить силы после
трудовых будней. Это ещё и возможность
зарабатывания капитала, это бизнес,
который осуществляется тем успешнее,
чем чаще и шире будут праздноваться те
или иные события.

Важной тенденцией
современной праздничной культуры
является тенденция глобализации
праздников. Если в обозримом культурном
прошлом людей в основе праздников лежало
непосредственное «живое» общение
индивидуальностей, социальных групп,
то в современных условиях ситуация
качественно изменилась. На качество
взаимоотношений людей, в том числе и в
рамках праздничной культуры, влияет
изменение характера отношений. На смену
непосредственному общению всё больше
приходили иные формы общения – почтовые,
телеграфные, телефонные, общения
посредством радио, телевидения, факсов,
интернета. Причём виртуальное общение
в последние годы приобретает всё большее
значение и влияние на взаимоотношения
людей, в том числе и в сфере праздничной
культуры.

На качественные
изменения в сфере праздничной культуры
влияет многообразие различных факторов.
Среди них развивающаяся тенденция
открытости общества, моральное,
виртуальное и фактическое стирание
границ между государствами, «прозрачность»
границ в широком смысле.

На
изменение современной праздничной
культуры заметное влияние оказывает
качественно новое восприятие людьми
окружающего мира, отличное от прежней
реакции людей на внешние раздражители.
Это порождает проявление новых эмоций,
новые формы проявления этих эмоций, что
выражается в создании наряду с прежней
системой культурных ценностей –
элементов новой культуры. А это в свою
очередь порождает и новые праздники,
новые формы праздничных действ.

Само собой разумеется, эти и другие
наблюдения, многократно зафиксированные
в научной литературе, ещё ничего не
говорят о сущности праздников, не
объясняют и не исчерпывают всего того,
что относится к их социальной значимости,
месту и роли их в развитии культуры, а
также в жизни людей – общественной и
личной, в прошлом и настоящем, при разных
социальных системах, в разных общественных
слоях. Они лишь могут служить основанием
для постановки общих вопросов праздника
как социально-эстетического феномена.
Одним из таких вопросов является само
понятие праздника как такового.

«Праздник есть антитеза будней с их
трудом и заботами. Это проявление особой,
празднично-свободной жизни, отличной
от жизни будничной, каждодневной. Такое
толкование праздника является
традиционным».

Таким
образом, слово «праздник» означает
определенный период времени, когда не
занимаются делами. Оно характеризует
такое свободное время, когда что-то
отмечают, к примеру, определенное
событие, которое необходимо выделить
из потока других событий. Последнее
достигается в праздничном обряде или
ритуале, т. е. в определенном символическом
действии, которое художественно-выразительно
обставлено, и к тому же всегда сопряжено
с чем-то необычайно радостным или
торжественным.

Праздник
нуждается в определенной душевной или
психологической настроенности, он же
усиливает ее, причем значение этой
настроенности сводится к тому, чтобы
осуществить в структуре сознания некие
превращения, невозможные в обыденные,
занятые трудом дни. С давних пор и до
нашего времени с понятием праздника
связывается не просто свободное от
работы время, не просто отдых, а свободное
время в значении важного социально-культурного
акта, созидающего общечеловеческие
ценности. Ими являются: положительная
оценка свободы, праздничности, веселья
и т. п., которые предстают благодаря
празднику не как исключительные
состояния, а как равноправная и существенно
необходимая доля всего хода жизни.

Праздник соединяет людей узами общности,
порождает чувство свободы и коллективности.
На празднике люди, более чем где-либо,
ощущают конкретно, чувственно своё
материальное единство и общность,
открыто демонстрируют себя и в таком
же качестве видят других. С этой именно
стороны праздник доступен личному опыту
всех людей, ибо нет таких, кто не пережил
бы хоть один раз в своей жизни дня, часа
или минуты состояния праздничности, а
пережив, не связывал бы с ним представления
о свободной и по-своему счастливой
жизни.

О социальном значении праздника

Обращение
к исследованию феномена праздника
сегодня весьма актуально, поскольку
праздник является важнейшей составляющей
социума 21 века. Праздник сегодня
понимается как коммуникационная
технология, как приём консолидации
различных сообществ и способ трансляции
различных социальных и коммерческих
идей. Праздник, как коммуникационная
технология служит созданию и увеличению
символического капитала компаний,
брендов, персон. Эстетические законы
создания праздника сегодня используются
как осознанный инструментарий воздействия
на человека с целью его приобщения к
идеям и ценностям той или иной корпорации,
сообщества. В современную эпоху создание
праздников становится отраслью
профессиональной деятельности,
проявляются специалисты, event-менеджеры
и event-агентства, которые предлагают
широкий ассортимент «праздничных»
услуг (от англ. Event – событие, мероприятие).

Праздник является уникальным феноменом
культуры. Исторические основания
праздника уходят в древнейшие эпохи.
Праздник имеет различные социальные
функции, к которым относятся, прежде
всего, формирование общности, мировоззрения,
нравственных ориентиров, эстетических
предпочтений. Праздник – одна из наиболее
распространённых форм хранения и
трансляции социально значимого опыта.
Праздник, являясь формой эстетической
и художественной деятельности, включённой
непосредственно в ткань социально-культурной
реальности, отражает картину мира и
модель социума, в котором он существует.

Праздник
публичен и демонстративен, потому что
он репрезентирует социально значимую
идею или утверждает новый социальный
статус. Праздник создаёт и поддерживает
ощущение общности, участвовать в нём –
значит стать частью целого, обрести
свою идентичность. Способствует этому
и церемониал праздника, в котором слово,
музыка, движение, свет и цвет, художественно
воплощающие идею, создают особую
атмосферу.

Праздник
публично постулирует какую-либо
социальную идею. Средствами праздника
новая социальная идея обретает свою
легитимность. Праздник – это своего
рода массовое публичное признание новой
идеи. Участники, пришедшие на праздник,
уже самим актом участия, действием того,
что они пришли и, следовательно, разделили
этот праздник, как бы выражают признание
идеи. История неоднократно фиксирует
этот феномен. Смена исторических эпох
и политических систем сопровождается
сменой социальной мифологии, символики,
зачастую сменой летоисчисления
(календаря) и также сменой праздничного
календаря. Можно назвать это своеобразным
созданием «нового» социально-исторического
времени и нового социального пространства
со всей его символикой и атрибутикой.

Распространение
и возрастающая популярность массового
праздника связаны с его своеобразием,
которое в первую очередь состоит в том,
что он в любом практическом проявлении
всегда имеет глубокие социально-психологические
корни, полностью исключает элементы
случайности при постановке. Массовый
праздник не может быть намечен и проведен
тогда, когда этого хочет лишь тот или
иной организатор, то или иное учреждение.
Он проводится только тогда, когда в
широкой массе людей существует потребность
именно в этом, а не в другом праздничном
действе, когда налицо стремление или
готовность к нему, т. е. назрела определенная
праздничная ситуация.

А.В.
Луначарский1
видел в любом празднике несколько важных
компонентов и среди них в первую очередь
выделял порыв масс и замысел руководителей.
Главным условием успешного проведения
массового праздника, по его мнению,
является такая его организация, при
которой естественный порыв масс, с одной
стороны, и полный энтузиазма, искренний
замысел руководителей – с другой,
сливались между собой. Естественный
порыв масс, о котором говорил Луначарский,
или праздничную ситуацию невозможно
увидеть и правильно использовать без
глубокого понимания сущности праздника.

«Праздник
– это особое, многостороннее общественное
явление, отражающее жизнь каждого
человека и общества в целом».

Уже
по его распространенности среди всех
без исключения народов мира можно судить
о той непреходящей ценности, которую
имеют праздники для человека и общества.
Глубокие же корни праздников, уходящие
в эпоху «детства» человечества,
свидетельствуют о том, что они выступают
как одна из древнейших, первичных форм
человеческой культуры. Являясь
органической составной частью социальной
жизни общества, праздник в то же время
соизмеряет с нею жизнедеятельность
каждого человека, выступает как средоточие
свободной жизнедеятельности масс,
обеспечивающее по отношению к отдельно
взятой личности функцию разрядки, снятия
эмоциональной напряженности.

Такое
своеобразие праздника превращает
отданное ему свободное время человека
в ценность культуры, имеющую ярко
выраженный личностный характер, делает
это свободное время истинным богатством
в системе других ценностей человеческого
существования.

«Социальная
сущность праздника, в первую очередь,
проявляется в том, что он представляет
собой тип социального действия людей,
объединяющий их идейно, утверждающий
мировоззрение данного общества, его
политические, нравственные и эстетические
идеалы».

Праздник
является продолжением жизни общества,
его будней, только другими средствами,
в других формах. В самой природе человека
заложена необходимость гармоничного
сочетания будней и праздников, потребность
подытожить тот или иной этап своей
деятельности, услышать оценку своего
вклада в решение той или иной общественной
задачи. Чем значительнее социальный
прогресс, интенсивнее ритм жизни и
напряженнее трудовая деятельность, тем
более необходимой становится праздничная
разрядка.

Связь
праздника с повседневными трудовыми
буднями осуществляется через праздничное
осмысление труда, через создание
атмосферы праздника будней.

Убедительным
примером создания такой праздничной
атмосферы являются многочисленные
трудовые праздники советского общества,
дающие людям возможность осмыслить
свой повседневный труд, посмотреть на
него иными глазами, ощутить в нём высокое
стремление.

В
Советское время повсеместно возникали
и входили в традицию праздники посвящения
в специальность, первый заработной
платы, слёты победителей социалистического
соревнования, состязания и трудовые
юбилеи.

Таким
образом, можно рассматривать праздник
как особый вид социально-культурного
действия народных масс в часы досуга.
Он представляет в то же время момент
отдыха, переключения, эмоциональной
разрядки.

Сочетание
различных форм самовыражения масс с
восприятием зрелища выражает сущность
праздника. Массовый праздник как особый
вид социально-культурной жизни людей
предполагает множество типов такого
действа, в числе которых наиболее
значительными представляются торжество,
зрелище, обряд, ритуал и карнавал.

Преобладание
того или иного типа социально-культурного
действия людей в общем объеме массового
праздника накладывает отпечаток на
весь этот праздник и формирует его.

Если
сравнивать праздник с представлением,
то можно сделать определенный вывод.
«Понятие «праздник» — более широкое,
чем преставление. Праздник всегда
отличается широким, активным и творческим
участием массы – поэтому он и называется
массовым. Он рассредоточен на обширной
территории, не предусматривает локальной
сценической площадки и по существу не
имеет границ».

«Праздничность,
или праздничное настроение, есть
конкретный отклик каждого человека на
праздничное событие. Праздничность,
или праздничное настроение, как особое
состояние человека воплощает в себе
потребности, вызванные праздником».

Каковы
же эти социальные потребности, рождающие
праздничный настрой у людей? Прежде
всего, это потребность к всеобщему
ощущению, стремление к единой цели.
Праздник всегда связан с переломными,
этапными моментами в жизни природы,
общества, человека. Именно эти моменты,
выраженные в конкретных формах
определенных праздников, и создают
специфическую праздничность. Чем
значительнее то или иное событие, лежащее
в основе праздника, тем сильнее потребность
у человека ощутить свою причастность
к нему, выразить свое отношение, соединить
свои чувства с чувствами других людей.

«Ощущение
личной причастности к событию, к
отмечающей это событие общности есть
стержень праздничности, побудительный
стимул к действию вместе со всеми, с
массой.

Это ощущение, в свою очередь,
рождает у человека потребность в широком
социальном общении, которое основано
на причастности к празднику и представляет
собой вид праздничного действия.
Потребность в таком широком общении –
другая важная черта праздничности как
особого состояния человека».

Праздничность
характеризуется особым общественным
настроением, настроением торжества,
радости, оптимизма, которое вызывается
коллективными эмоциями, возникающими
в праздничном общении.

Общественное
настроение является важнейшим фактором,
побуждающим людей к деятельности,
накладывающим отпечаток на поведение
значительных слоев общества.

Основными
чертами, создающими праздничность как
особое состояние человека под воздействием
конкретного праздника являются:


ощущение личной причастности;


стремление к широкому общению;


особый эмоциональный настрой, вызванный
общественным настроением.

«Благодаря
особой силе эмоционально-психологического
воздействия на человека празднество,
неоднократно повторяясь, перерастает
в традицию, способствующую формированию
духовного и морального облика человека,
воздействующую на социально-экономические,
политические, правовые, нравственные,
эстетические и другие отношения между
людьми».

Входя
в народный быт, новые праздники
подхватывают и все лучшее, созвучное
нам из прежних устоявшихся традиций и
отбрасывают все консервативное и
реакционное в них.

Праздничная
ситуация является социально-психологической
основой массового праздника, и в то же
время ее поиски являются конкретным
педагогическим требованием к его
организации.

Понятие
праздничной ситуации дает возможность
поставить вопрос о классификации
праздников. Одним из первых предложил
свою классификацию еще в 19 в.И. М.
Снегирев2.
Он делил праздники на подвижные и
неподвижные, т. е. имеющие или не имеющие
точной даты, исключительные, т. е.
связанные с особым событием, сельские
и городские, отечественные и заимствованные.

Существуют
различные варианты классификаций
праздников, рассмотрение которых дает
возможность проследить развитие идей
в этом направлении.

Наиболее
распространенная в 20 в. система
классификации исходит из распределения
праздника по временам года, сезонам,
календарю. Этот принцип чрезвычайно
узок, ограничен, так как оставляет вне
классификации многие праздники и, кроме
того, носит местный характер. Широкое
распространение получило также деление
праздников на религиозные и нерелигиозные.
В этом случае за принцип классификации
принимается отношение праздника и
религии, подчеркивается его первоначально
религиозное, мистическое происхождение
и последующее разделение на две линии.

Исследователь
В. И. Брудный3,
показывая неправомочность такого
деления, справедливо утверждает, что
такое деление ошибочно, так как оно не
соответствует материалистической,
трудовой теории происхождения праздника.

Наконец,
очень часто праздники классифицируются
по аналогии с театральными жанрами. В
этом случае за основу классификации
принимаются либо сценарно-режиссерские
формы его реального воплощения (массовое
представление, театрализованный митинг,
карнавальное шествие, мемориальный
спектакль и т. д.), либо площадка действия
(площадь, пак, улица, стадион, клуб).

К
такой классификации праздника склонны
многие искусствоведы, сценаристы,
режиссеры. Но эта классификация также
несовершенна, ибо праздник всегда
представляет собой комплекс разнообразных
действий и не может уложиться в прокрустово
ложе одной зрелищной формы, одной
площадки действия. А. В. Луначарский
говорил, например, о необходимости
сочетания праздника на открытом воздухе
и в закрытом помещении, взаимодополняющих
и продолжающих друг друга.

Праздник
вообще – такое сложное, многостороннее
явление, что, очевидно, единой всесторонней
классификации его для всех времен и
народов создать невозможно.

В
этом случае более приемлемым может быть
принцип классификации праздников по
типу различной ситуации, так как она
складывается из нескольких характеристик,
определяется комплексом основных черт
массового праздника.

Наиболее
существенные из них – общественная
значимость и масштабность праздничного
события – становятся главными при
классификации праздников. Однако, важно
отметить, что масштабность праздничного
события сама по себе еще не создает
общественную значимость, так же как не
создает праздничной ситуации.

Необходимо
рассматривать общественную значимость,
или масштабность в комплексе, по крайней
мере, с еще одной существенной стороной
праздничной ситуации – потребностью
в широком социальном общении, которая
определяет границы празднующей
общности.

Масштаб
празднуемого события и празднующей
общности в комплексе дают наиболее
универсальный принцип, ключ к классификации
праздника.

Пользуясь
этим принципом, можно выделить три
основные группы праздников в нашей
стране:

1)
Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным,
большим событиям.

Это,
прежде всего, великие праздничные даты
нашей страны, имеющие всемирно-историческое
значение, эпохальные события истории
и наших дней, переломные моменты в
природе. Социальная общность, празднующая
такое событие, по существу – безгранична
– это все россияне, все человечество.

Всеобщий
праздник складывается из ряда конкретных
праздничных действий отдельных социальных
групп: рабочих, интеллигенции, молодежи,
различных коллективов, движимых единым
порывом.

2)
Локальные, вызываемые событием, имеющим
значение для определенной празднующей
общности.

Это
самый подвижный, многообразный слой
праздников. К этой группе относятся и
праздники отдельных наций, и праздники
различных категорий трудящихся, и
праздники отдельных возрастных групп,
и праздники по профессиям, и праздничные
даты отдельных российских городов, сел,
трудовых коллективов, учебных заведений,
и многие другие – в каждом конкретном
случае масштаб события определяет
масштаб празднующей общности.

3)
Личностные, вызываемые событием, имеющем
значение для отдельной личности, семьи,
группы людей.

Вообще,
«границы праздников чрезвычайно
подвижны, так любая празднующая общность
становится ярким, праздничным зрелищем
для остальной массы людей, вызывает у
неё сходные эмоции и приобщает к
празднику».

Организаторам
праздников всегда нужно обращать
внимание на это обстоятельство, учитывая,
что оно таит в себе большие потенциальные
воспитательные возможности.

Роль праздников в жизни людей Фото: pixabay.com

Красные дни календаря имеют очень важное значение для общества, т.к. они формируют его культурные традиции. Торжественные мероприятия в честь праздников объединяют людей и дарят массу разнообразных эмоций. Они позволяют отвлечься от серых и мрачных будней, снять психологическое напряжение и физическую усталость. Семейные праздники дают человеку ощущение единства с близкими людьми и помогают достичь эмоционального равновесия. У детей остаются от них яркие и радостные воспоминания, которые в будущем помогают противостоять сложностям взрослой жизни.

Торжества бывают официальными и нет, забавными и полными скорби, если в этот день вспоминают печальные события и трагически ушедших из жизни людей. Но по большому счету неважно, какой сегодня праздник. Ведь главное – это его магическая атмосфера, которая дарит необычайный душевный подъем, силы на осуществление задуманного и веру в лучшее.

Религиозные торжества и православные праздники позволяют нам раскрыть свои лучшие душевные качества – веру в добро, сострадание и любовь к ближнему. Они восстанавливают внутреннюю гармонию и равновесие, напоминают о значимых событиях и приближают верующих людей к Богу. В торжественный день, учрежденный в честь той или иной профессии, принято чествовать людей труда, работающих на благо общества. Государственные праздники направлены на сплочение народа. Их отмечают для демонстрации единства нации, гордости за свою Родину и предков.

Праздники в истории человечества

Торжества и связанные с ними ритуалы имели для наших предков сакральное значение. Древние люди с их помощью налаживали отношения с природой и ее духами, а принося жертву богам, могли рассчитывать на их милостивое отношение и помощь. Каждое действие было сакрализировано – охота, земледелие, рыболовство, война… Перед их началом и по окончании производился ритуал по системе «событие – танец – жертвоприношение – совместная трапеза». Многие из этих обрядов входят и в современные праздничные мероприятия.

Древнегреческие мистерии легли в основу религиозных торжеств, как и древнеримские карнавалы – демонстраций и фестивальных шествий. Праздники существовали и в каменном веке, и в Средневековье. Подтверждением этому выступают обрядовые традиции племен, живущих по законам первобытнообщинного строя в джунглях Амазонки или лесах Африки. Исследователи Средних веков утверждают, что около 200 дней в году даже в это мрачное время были праздничными. Торжества отмечали во все времена, как в мирное время, так и в военные годы. И этому есть объяснение: красные дни календаря помогают отвлечься от повседневных забот, погрузиться в приятные хлопоты, связанные с организацией мероприятий.

Философ Карл Гюстав Юнг в начале ХХ в. утверждал, что праздники, как и другие важные для людей понятия, хранятся в их коллективном бессознательном в виде архетипов. Они определяют восприятие жизни и поведение людей, заставляя их переживать и реагировать на события определенным образом. К архетипам относятся такие понятия, как жизнь и смерть, мать и отец, мудрец и бог. Праздник в понимании Юнга автоматически вызывает в подсознании человека надежду на лучшее и ожидание чуда, заставляя действовать по определимому ритуалу.

Торжественные мероприятия, как правило, бывают приурочены к одному из трех важных этапов события или дела:

  • началу;
  • середине;
  • завершению.
  • Культурные традиции у всех народов мира разнятся, но, тем не менее, имеют массу общих моментов. К праздникам, связанным с началом чего-то важного, относятся Новый год, День рождения, новоселье, свадьба, Рождество. Торжественными датами, которые ассоциируются с движением к цели, являются поступление в вуз, получение очередного воинского звания, повышение в должности. Празднование завершения дела часто связано со сбором урожая, окончанием школы, победой в войне, объявлением независимости страны.

    Чудо, ожиданием которого сопровождается большая часть торжеств, рождает новые проекты и замыслы, союзы и отношения. Праздник – это не только праздно, не в трудах, проведенное время. Ему часто предшествует подготовка (покупка подарков, приготовления угощений, создания карнавальных костюмов и пр.) – достаточно энергозатратный этап. Но все труды с лихвой окупает необычный душевный подъем, ощущение бодрости и радости, которые дарит праздничный день.

    Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Праздники для каждого человека имеют большое значение, но особенно они важны для малышей, которые ждут их с большим нетерпением и самой искренней радостью. В дошкольном возрасте закладываются основы всего будущего развития. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Это важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и вхождения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это дети получают благодаря праздникам, которые являются для них настоящим чудом, в котором они сами принимают непосредственное участие. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника. Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить Праздники… » — писал К. Д. Ушинский.

    Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая в себе различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о мире и людях. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание — важнейшая составляющая в процессе воспитания и развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, и даже влияет на физическое развитие.

    Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений, развивает детский организм, улучшает координацию движений. Праздник — это также прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Таким образом, праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют детей и взрослых, побуждают к творчеству.

    Занимаясь подготовкой праздников, взрослые должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка или группы детей, для которых готовится тот или иной праздник. И главный критерий подбора материала здесь — зрелищность, яркость и веселость. В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Раскрытию идеи праздника служат песни, стихи, музыка, танцы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника должна быть донесена до каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши от 2 до 4.5 — 5 лет способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т.д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

    Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение — все это повышает восприимчивость. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И взрослому предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления для каждого. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует.

    Роль семейных праздников в жизни ребенка

    В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её традициями, обрядами, позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Через участие в празднествах человек приобщается к духовной культуре народа, ощущает свою причастность к ней. Мир доброты, красоты и гармонии открывается перед человеком через праздники. Все праздники проходят через семью, входят в каждый дом.

    Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития ребенка. Ребенку необходимо счастливое детство, без него человек не сможет научиться полноценно любить, будет страдать и его эмоциональное развитие в целом. Без преувеличения можно сказать, от того каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.

    День рождения

    Среди всех семейных праздников самым важным для каждого члена семьи должен быть День рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи.

    Празднование Дня рождения готовится заранее, и принимать участие в нем, по возможности должен каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: чем младше ребенок, тем ярче должен быть праздник. Этот день полон сюрпризов и неожиданностей. Хорошо, если есть возможность запечатлеть этот день, чтобы позже образовалась целая серия разновозрастных фотографий. Все полученные открытки тоже надо постараться сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за изменениями характера ребенка, его увлечениями. Желательно чтобы поздравления были в стихах, а также относилось именно к этому человеку. Стихи лучше сочинять самим, даже если они будут не такие совершенные, они запомнятся лучше.

    В семьях, где ребенок растет в окружении братьев и сестер есть замечательная возможность использовать коллективную творческую деятельность, которая объединяет детей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности — сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать аппликацию и придумать многое другое.

    Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. Взрослые должны продумать преподнесение подарка. Ребенку будет приятно увидеть свой подарок сразу после пробуждения, ря­дом со своей кроваткой. В семье ребенка с днем рождения могут поздравлять не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки. Например, девочку могут поздравить куклы, у каждой куклы может быть свой подарок. Для мальчика в День рожденья, подарки могут быть привезены на всех его машинках, где на каждой могут лежать его новые вещи. Подарки могут ожидать ребенка повсюду: под подушкой, под тарелкой, в корзине с игрушками, на его книжной полке.

    Подарки, сделанные своими руками, или подарки со значением вруча­ются лично. Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже весь этот маленький архив передать детям или внукам. Воспитательное значение играет также то, что в семье нет разделения на «плохие» и «хорошие» подарки. Хранится все, что можно сохранить.

    Важные элементы праздника — оформление комнаты для создания праздничного настроения. В оформлении может принимать участие и именинник. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды, на которых отдельными буквами написано имя виновника торжества или «Поздравляем». Приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, нарисованную подкрашенной зубной пастой, а над потолком шарики. Можно оформить кресло или стул именинника, задрапировав тканью.

    Заранее необходимо продумать меню. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за уже сервированным столом. Все блюда украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать индивидуальные хорошо оформленные тарелочки. Именинный торт ждут все. Торт обязательно украшается свечками. Этот ритуал, тушение свечей и загадывание желания, увлекателен для всех.

    Во время торжества проводятся различные игры. Можно провести конкурс на лучший комплимент. Детям также нравится участие в лотереях. Для этого пригодятся различные мелкие предметы (нитки, иголки, ручки, карандаши и т. д.). В лотерее пожеланий пожелания пишутся на отдельных бумажках, скручиваются, опускаются в шапку. Затем каждый выбирает себе бумажку. Пожелания шуточные вызывают всеобщее веселье.

    Интересно проведение игры «Что бы это значило?». На отдельных листах бумаги приклеивается фотография (можно именинника, или кого-нибудь из гостей), на которой запечатлена смешная, нетипичная ситуация. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает, передает другому, таким образом готовится несколько фотографий. Все подписи читаются потом вслух, и самые остроумные награждаются сувенирами. Сюрпризами могут быть интересные пожелания, написанные на сердечках, их преподносят имениннику или всем гостям. Гости могут получить в подарок розочки с именинного торта, сделанные из теста, соответствующие возрасту именинника. Исполнение любимых песен в сопровождении фортепьяно или караоке тоже доставит всем большое удовольствие. Можно еще сочинить песню на знакомую мелодию, в которой отражается жизнь именинника.

    Празднование семейных событий

    В семье дети участвуют в праздновании Дней рождений родителей. Родителям всегда приятно получать в свой День рождения подарки, сделанные ребенком: фотоальбомы, открытки, рисунки, аппликации, фотоколлажи и т.д.

    Празднование Дня свадьбы родителей — это празднование Дня рожде­ния семьи. Содержание праздника может включать в себя конкурсы, посвященные «молодоженам» или интервью, когда мама и папа откровенно отвечают на разные вопросы. Родители тем самым поддерживают родственные связи и воспитывают у детей чувство ответственности и гордости к своему роду. Знакомство со своей родословной дает много нового и полезного: самым важным является то, что у детей появляется чувство причастности к семье и Родине в целом. Благодаря рассказам бабушек и дедушек можно узнать родословную нескольких поколений, составить генеалогическое дерево своей семьи.

    Вообще, в праздник можно превратить любое семейное событие, любое даже небольшое путешествие. Например, весной хорошо организовать выезд в лес за подснежниками. Это всегда большая радость видеть пробуждение природы, мощную силу зеленых росточков, которые тянутся к солнцу. Встречи с природой – это поход в мир красоты и гармонии, и это всегда праздник. Не только цветок, но и любое очень красивое место можно «запечатлеть» в памяти. Через много лет при воспоминании об этом перед глазами будет являться картина этого места и воспоминание о празднике.

    В нашем развивающем центре «Летиция» преподаватели и администрация уделяют особое внимание эстетическому воспитанию детей и организации различных праздников: «Прощание с осенью», «Встреча зимы», «Новый год», «Рождество», «Проводы зимы», «Масленица», «День защитника Отечества», «Встреча весны», «Международный женский день восьмое марта», «Пасха», «День Победы», «Международный день защиты детей» и другие. По желанию родителей имеется возможность организовать праздничное поздравление ребенка с днем рождения в группе сверстников. Как праздники проходят и открытые уроки перед Новым годом и в конце учебного года, на которых дети не только показывают родителям, чему они успели научиться за прошедшее время, но и играют, участвуют в разных конкурсах и соревнованиях, получают призы, и такие события, безусловно, остаются в памяти детей, как праздники.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что пьют мусульмане на праздники
  • Что символизирует праздник вознесения господня
  • Что пьют мусульмане на праздниках
  • Что проще продать или подарить автомобиль
  • Что простое подарить подруге на день рождения