«Я не сразу сообразил, что произошло». Что — союзное слово, так как в предложении является подлежащим. Придаточная часть — изъяснительная, так как отвечает на вопрос дополнения.
Я не знаю, что подарить тебе на день рождения.
Что — союзное словосоюз, так как в предложении является / не является подлежащимчленом предложениядополнением.
Придаточная часть — определительнаяизъяснительная, так как отвечает на вопрос определениядополнения.
Он обрадовался, увидев, что буря не разрушила их старый дом.
Что — союзсоюзное слово, так как в предложении является / не является подлежащимдополнениемчленом предложения.
Придаточная часть — изъяснительнаяопределительная, так как отвечает на вопрос
Приложения:
Ответы
Ответ:
1) «Я не сразу сообразил, что произошло».
Что — союзное слово, так как в предложении является подлежащим. Придаточная часть — изъяснительная, так как отвечает на вопрос — о чём? — дополнение.
2) Я не знаю, что подарить тебе на день рождения.
Что — союзное слово, так как в предложении является дополнением.
Придаточная часть — изъяснительная, так как отвечает на вопрос — что? чего?
3) Он обрадовался, увидев, что буря не разрушила их старый дом.
Что — союз, так как не является членом предложения.
Придаточная часть — изъяснительная, так как отвечает на вопрос — что?
Интересные вопросы
Какая часть речи слово «что»
Как различать союзы и местоимения. Какая часть речи слово «что»? Мы с ним играли в теннис.
Какая часть речи слово «что»?
Слово «что» — это самостоятельная часть речи местоимение. В зависимости от контекста слово «что» — это служебная часть речи союз или частица.
Выясним, какая часть речи слово «что» в русском языке, определив его общее значение, грамматические и синтаксические признаки. Совокупность этих признаков является основополагающей для отнесения рассматриваемой лексемы к определенному лексико-грамматическому классу слов, который в русской морфологии называется частью речи.
«Что?» — это вопросительное местоимение
Интересующее нас слово говорящий употребляет в речи при постановке вопроса о предмете, явлении или каком-то событии.
Слово «что» конкретно не обозначает предмет разговора, а только указывает на него. Этой способностью указывать на предмет, признак или количество обладает самостоятельная часть речи русского языка — местоимение.
В зависимости от того, на что указывает каждое из местоимений (предмет, признак, количество) и слово какой части речи оно замещает в предложении, различают
- (ты, он, мы, некто); (свой, наш, такой); (сколько, столько).
Рассматриваемая лексема указывает на предмет и отвечает на вопрос: что? Чтобы избежать повтора одного и того же слова в речи, это местоимение замещает имя существительное, являясь подлежащим или дополнением в предложении. С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
У слов этой части речи грамматическая категория разряда является постоянным грамматическим признаком.
В предложении, которое произносится с вопросительной интонацией, слово «что» является вопросительным местоимением.
Это местоимение не имеет грамматических категорий рода и числа, а только изменяется по падежам:
- и.п.что?
- р.п. нет чего?
- д.п. отдам чему?
- в.п. видим что?
- т.п. следим за чем?
- п.п. напишу о чём?
Это слово может принадлежать к другому семантическому разряду — относительным местоимениям.
Слово «что» — относительное местоимение
В сложноподчиненном предложении слово «что» может выступать в роли союзного слова. Оно используется как связующий элемент между главным и придаточным предложением, причем сохраняет все грамматические признаки своей части речи. Тогда это относительное местоимение, которое в отличие от союза, слова служебной части речи, является членом предложения и к нему можно задать синтаксический вопрос.
Весь вечер я думал, что скажу на собрании.
Относительное местоимение, выполняющее роль союзного слова, является второстепенным членом придаточного предложения — дополнением.
Всё еще стоял тот предвечерний зной, что бывает в южных городах в конце лета.
И в этом предложении слово «что» — относительное местоимение, союзное слово, его можно заменить на местоимение «который» или на существительное «зной». В предложении оно является подлежащим.
Примеры предложений
Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
Слово «что» — союз
Слово «что» — это подчинительный союз в сложноподчиненном предложении. Его следует отличать от относительного местоимения, союзного слова. Для этого применим нехитрый прием: просто опустим его, удалим из предложения. Союзное предложение превратится в бессоюзное. При этом смысл предложения не пострадает. Союзное слово «что» (относительное местоимение) опустить нельзя без ущерба для смысла предложения, на него падает логическое ударение, и оно является членом предложения в отличие от союза «что».
Окна вымыты чисто, что при свете солнца кажутся зеркальными.
Окна вымыты чисто: при свете солнца кажутся зеркальными.
Исследуемое слово является сравнительным союзом, который употребляется как в простых, так и сложноподчиненных предложениях со сравнительной придаточной частью. В такой роли служебное слово «что» является синонимичным сравнительным союзам «как», «будто», словно».
Жизнь моего деда что старая легенда. — Жизнь моего деда как старая легенда.
Под его чуткими пальцами скрипка напевно звучала, что (словно) звонкий ручей на дне ущелья.
Примеры
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна (И.А. Крылов)
Нам тогда верилось, что жизнь бесконечна.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Ветлы у реки, что юные красавицы, распустили свои ветки.
Деревья в инее что сказочные феи в прозрачных накидках.
Его резкие слова были что искры, жгущие немилосердно.
«Что» — это частица
В контексте рассматриваемое слово может быть частицей. В таком случае оно не является членом предложения, к нему и от него невозможно задать синтаксический вопрос. Как и все частицы, слово «что» привносит в смысл предложения дополнительные оттенки разных чувств, например, недоумения:
Неужели у вас каждый день такой?
Прием синонимичной замены помог понять, что в этом контексте анализируемое слово является служебной частью речи — частицей.
Союз или союзное слово как различать?
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Как отличать союзы от союзных слов?
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений.
Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа:
местоимения-существительные (кто, что) ;
местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, кой, чей) ;
местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем) ;
местоименное числительное (сколько) .
Указательные слова находятся в главном предложении (бывают не всегда!) . Это указательные местоимения и наречия тот, такой, столько, там, туда, тогда и др. , которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Некрасов) ; Там, где растут розы, растут и шипы (пословица) .
Основная проблема при анализе сложноподчинённого предложения — трудности в разграничении союзов и союзных слов.
Чтобы отличить союз от союзного слова, нужно средство связи частей сложноподчинённого предложения проверить по следующим признакам.
Союзы
Союзные слова
1. Не являются членами предложения: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что — союз, не является членом предложения) .
1. Являются членами придаточного предложения: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что — подлежащее) .
2. Часто (но не всегда! ) союз можно изъять из придаточного предложения, ср. : Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. — Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово — член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.
3. На союз не может падать логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение: Я знаю, что он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же, именно.
4. После союзного слова можно поставить частицы же, именно, ср. : Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоименным наречием.
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием, ср. : Я знаю, что он будет делать завтра. — Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. — Я знаю: там он был вчера.
Необходимо помнить, что не каждый из этих приемов в отдельности может помочь распознаванию союза и союзного слова. Ни один из признаков не является универсальным, т. к. опирается лишь на внешнее выражение существенных внутренних различий. Используя названные критерии в совокупности или в различных сочетаниях, можно научиться определять, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.
Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее:
1) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Когда является союзом
— в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) ;
— в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь) .
Когда является союзным словом
— в придаточном времени, если в главной части есть указательное слово тогда (Отец мой скончался тогда, когда мне был шестнадцатый год) ;
— в придаточном изъяснительном (Я знаю, когда он вернётся) ;
Чем отличаются союзы от союзных слов
При устном общении для точного и полного выражения мыслей простого высказывания, состоящего из одной грамматической связки, бывает недостаточно. Возникает необходимость такие разрозненные высказывания соединять в сложное предложение. Использованные при этом союзы или союзные слова помогают понять, как одно высказывание в смысловом плане соотносится с другим. Указать признаки предмета, обозначить причинно-следственную связь действий или явлений, указать на условия, место, время, цель действия можно при помощи сложноподчинённого предложения. Передать эти значения и соединить основное с зависимыми от него предложениями помогают служебные речевые единицы: союзы и союзные слова. Этим обусловлено их сходство.
Союзы
Союз – это служебная часть речи, находящая применение в случаях:
- При образовании высказываний с рядом слов, отвечающих на один и тот же вопрос.
- При соединении отдельных простых высказываний в сложное.
- Для образования сложных высказываний, состоящих из нескольких простых, находящихся в смысловой зависимости, где союз показывает их смысловое единство.
Союзы бывают сочинительными и подчинительными, простыми и составными.
Сочинительные союзы употребляются при однородных словах, объединяют простые высказывания в сложное (сложносочинённое). Они указывают на последовательность действий, фактов, их чередование, возможность только одного действия или явления, исключая другие.
Подчинительные союзы и союзные слова применяются тоже как средство связи при создании сложного высказывания из простых предложений. Но в сложноподчинённом предложении одно простое высказывание всегда находится в смысловой зависимости от других, и употреблённые для их связи союзы помогают определить характер этого подчинения. Такие союзы выражают следующие значения:
- Время.
- Место.
- Причина.
- Цель.
- Условие.
- Сравнение.
- Противоречие одного действия другому.
- Следствие произошедшего.
- Предмет обсуждаемого в ведущем высказывании.
Союзы не проявляют себя как члены предложения, они лишь связующий элемент между его частями. Их невозможно подменить знаменательными словами. Состоящие из одного слова называются простыми, из нескольких — составными.
Союзные слова
Союзными словами считаются относительные местоимения или наречия. Эти местоименные знаменательные речевые единицы применяются в качестве связующего элемента в сложноподчинённом предложении. Кроме этого, они проявляют признаки различных членов придаточной части сложного высказывания (главных или второстепенных), поскольку союзное слово – самостоятельная часть речи. В высказывании оно легко заменяется местоимением или наречием.
Союз и союзное слово: отличительные особенности
Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания. Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом.
Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:
- Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
- При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
- При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
- Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
- Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».
Уметь различать союзы и союзные слова является важным для выразительности речи, ведь при произношении важно суметь правильно интонационно, при помощи логического ударения, выделить речевую единицу, являющуюся смысловым центром сказанного.
источники:
https://russkiiyazyk.ru/kakaya-chast-rechi/slovo-chto.html
https://vsengin.ru/vse-stati/soyuz-ili-soyuznoe-slovo-kak-razlichat.html
Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, ( ) — придаточная.
Пример:
[Она не сводила глаз с дороги], (что ведёт через рощу) (И. Гончаров).
Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.
Независимая часть СПП — главная. Она называется главной частью.
Пример:
[Лицо его казалось бы совсем молодым], (если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щёки и шею) (И. Ильф и Е. Петров).
Зависимая часть СПП — подчинённая. Она называется придаточной частью.
Пример:
[И вдруг вы остановитесь], (потому что вас остановит перед собой этот лесной цветок) (В. Солоухин).
В СПП может быть несколько придаточных предложений.
Пример:
[Я поспешно бросился к нему и вижу], 1(что он возится с моей удочкой), 2(на которую взяла большая рыба) (По С. Аксакову).
Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после неё или в середине главной части.
Пример:
(Когда зацветает черёмуха), [на улице становится холодно].
[Я был рад тому], (что он пришёл).
[Изба, (которая стояла на опушке), обветшала].
Подчинительные союзы и союзные слова
Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части.
Пример:
[И все, (кто были в башенке), сошлись взглянуть на небо, полное сиянья] (Н. Заболоцкий).
Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменательные части речи) являются членами предложения.
Пример:
[Андрей сказал], (что завтра будет контрольная по математике). Что — союз связывает придаточную часть с главной, но сам не является членом придаточной части. [На яблоне, (которую мы посадили прошлой весной), созрели яблоки]. Союзное слово которую связывает придаточную часть со словом на яблоне в главной и является дополнением в придаточной части.
Как отличить союз от союзного слова
Подчинительный союз |
Союзное слово |
Можно опустить или заменить союзом-синонимом. Пример: «Мы не могли выйти из дома, так как (потому что) шёл проливной дождь». (=) «Мы не могли выйти из дома: шёл проливной дождь» |
Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом или полнозначным словом, в том числе — из главной части. Пример: «Комната, в которой он находился, была очень маленькой» (в которой (=) в комнате) |
Запомни союзы: чтобы, пока, как только, если, пока, так как, потому что, ибо, ежели, так что, хотя, будто, словно, несмотря на то что… | Запомни союзные слова: который, какой, кто, что, чей, где, куда, откуда |
Слова что, как, когда могут быть подчинительными союзами и союзными словами.
Пример:
«Макар заметил, что на улице стало темнее». Что — союз, так как его можно опустить. «Макар заметил: на улице стало темнее». Ср.: «Мы знаем, что подарим тебе на день рождения». Что — союзное слово, так как его нельзя опустить и можно заменить словами книгу, ручку и др., является дополнением.
В главной части СПП могут быть указательные слова тот, такой, так, там, потому и др., которые, как и союзы, союзные слова, служат для связи частей СПП.
Указательное слово:
1. выделяется логическим ударением;
2. является членом предложения главной части;
3. помогает определить вид придаточной части;
4. выражено чаще всего указательным местоимением.
Пример:
[Не делай сегодня того], (о чём пожалеешь завтра).
Придаточная часть отвечает на тот же вопрос, что и указательное слово, находящееся в главной части.
При устном общении для точного и полного выражения мыслей простого высказывания, состоящего из одной грамматической связки, бывает недостаточно. Возникает необходимость такие разрозненные высказывания соединять в сложное предложение. Использованные при этом союзы или союзные слова помогают понять, как одно высказывание в смысловом плане соотносится с другим. Указать признаки предмета, обозначить причинно-следственную связь действий или явлений, указать на условия, место, время, цель действия можно при помощи сложноподчинённого предложения. Передать эти значения и соединить основное с зависимыми от него предложениями помогают служебные речевые единицы: союзы и союзные слова. Этим обусловлено их сходство.
Союзы
Союз – это служебная часть речи, находящая применение в случаях:
- При образовании высказываний с рядом слов, отвечающих на один и тот же вопрос.
- При соединении отдельных простых высказываний в сложное.
- Для образования сложных высказываний, состоящих из нескольких простых, находящихся в смысловой зависимости, где союз показывает их смысловое единство.
Союзы бывают сочинительными и подчинительными, простыми и составными.
Сочинительные союзы употребляются при однородных словах, объединяют простые высказывания в сложное (сложносочинённое). Они указывают на последовательность действий, фактов, их чередование, возможность только одного действия или явления, исключая другие.
В связи с этим они разделены на три группы: соединительные, разделительные и противительные. В сложносочинённом предложении каждое из простых высказываний в смысловом отношении будет самостоятельной единицей, не зависящей от других высказываний. Их легко можно разбить на простые предложения, поставив в конце завершающий пунктуационный знак.
Подчинительные союзы и союзные слова применяются тоже как средство связи при создании сложного высказывания из простых предложений. Но в сложноподчинённом предложении одно простое высказывание всегда находится в смысловой зависимости от других, и употреблённые для их связи союзы помогают определить характер этого подчинения. Такие союзы выражают следующие значения:
- Время.
- Место.
- Причина.
- Цель.
- Условие.
- Сравнение.
- Противоречие одного действия другому.
- Следствие произошедшего.
- Предмет обсуждаемого в ведущем высказывании.
Союзы не проявляют себя как члены предложения, они лишь связующий элемент между его частями. Их невозможно подменить знаменательными словами. Состоящие из одного слова называются простыми, из нескольких — составными.
Союзные слова
Союзными словами считаются относительные местоимения или наречия. Эти местоименные знаменательные речевые единицы применяются в качестве связующего элемента в сложноподчинённом предложении. Кроме этого, они проявляют признаки различных членов придаточной части сложного высказывания (главных или второстепенных), поскольку союзное слово – самостоятельная часть речи. В высказывании оно легко заменяется местоимением или наречием.
Союз и союзное слово: отличительные особенности
Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания. Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом.
Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:
- Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
- При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
- При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
- Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
- Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».
Уметь различать союзы и союзные слова является важным для выразительности речи, ведь при произношении важно суметь правильно интонационно, при помощи логического ударения, выделить речевую единицу, являющуюся смысловым центром сказанного.
1.
СОЮЗЫ И
СОЮЗНЫЕ СЛОВА
9 КЛАСС
2.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Старик знал, что утром с гор задует
борей.
Я знаю, что ты подаришь маме на день
рождения.
3.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Старик знал, (что?)
задует борей.
что утром с гор
Я знаю, (что?) что ты подаришь маме на
день рождения.
4.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Старик знал, что утром с гор задует борей.
Старик знал: утром с гор задует борей.
Я знаю, что ты подаришь маме на день
рождения.
Я знаю, что именно ты подаришь маме на
день рождения.
Что ты подаришь маме на день рождения?
5.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Никто не знал, когда он появился в нашем
городе.
Когда закончится метель, можно будет
пойти погулять.
6.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Никто не знал (чего?), когда он появился
в нашем городе.
Когда закончится метель, (когда?) можно
будет пойти погулять.
7.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
Когда закончится метель, можно будет пойти
погулять.
Закончится метель – можно будет пойти погулять.
Никто не знал, когда он появился в нашем городе.
Никто не знал, когда именно он появился в нашем
городе.
Когда он появился в нашем городе?
8.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
И вдруг я увидел, как к медвежонку
подходит огромная медведица – его мать!
Я понял, как выполнять это упражнение.
9.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
И вдруг я увидел, как к медвежонку
подходит огромная медведица – его мать!
Я понял, как выполнять это упражнение.
10.
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА
И вдруг я увидел, как к медвежонку
подходит огромная медведица – его мать!
И вдруг я увидел: к медвежонку подходит
огромная медведица – его мать!
Я понял, как выполнять это упражнение.
Я понял, как именно выполнять это
упражнение.
Как выполнять это упражнение?
11.
Как различить союзы и союзные слова в СПП?
12.
Совет 1. Расчлените!
Чтобы узнать, союз или союзное
слово…
Союзное слово – член
предложения. Союз – нет.
Я увидел, как мальчик разбил
окно.
Союз, не член предложения.
Я не знаю, как мне поступить.
СПП
Союзное слово, обстоятельство.
13.
Совет 2. Уберите!
Чтобы узнать, союз или союзное
слово…
Пошёл
вон!
Союз можно удалить из
предложения.
Я думаю, что маме нужно подарить
книгу.
Союз, можно удалить.
Я решаю, что подарить маме.
Союзное слово, нельзя удалить.
14.
Совет 3. Ударьте!
Чтобы узнать, союз или союзное
слово…
На союзное слово может
падать логическое ударение.
Я услышал, как ты зовёшь меня.
Союз, ударение на него не
падает.
Ответь мне, как ты там очутился?!
Союзное слово, логическое
ударение.
15.
Совет 4. Замените!
Чтобы узнать, союз или союзное
слово…
Я тоже союзное
слово. Я займу
твоё место.
Союзное слово можно заменить
другим союзным словом.
Он увидел, что на столе стоят
розы.
= ???, союз
Он увидел розы, что стояли на
столе.
Ладно.
= которые, союзное слово
16.
Совет 5. Добавьте!
Чтобы узнать, союз или союзное
слово…
После союзного слова можно
поставить «же» и «именно».
Я радуюсь, когда у моих друзей
всё в порядке.
Нельзя подставить же или
именно, союз.
Фу.
Я спросил, когда ты закончишь
задание.
Можно подставить же и именно,
союзное слово.
17.
Союзы и союзные слова
Подчинительные
союзы
Союзные слова
Подчинительные
союзы и союзные
слова
Чтобы
Кто
Что
С тем чтобы
Какой
Как
Если, если бы
Который
Когда
Пока, пока не
Чей
С тех пор как
Где
Хотя
Куда
Несмотря на то, что
Откуда
Так как
Почему
Потому что
Зачем
Будто, как будто
Сколько
Словно
Насколько
Так что
18.
СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО?
1. Сообщение, что пришло последним, было самым
важным.
2. Сообщение о том, что произошло на острове,
потрясло всех.
3. Что написано пером, то не вырубишь топором.
5. Мысль, что мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что пора экзаменов приближается, не
давала мне покоя.
7. Мысль, что ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что скоро приезжает брат, обрадовало
всех домашних.
19.
СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО?
1. Мы увидели, как на горизонте показалась
белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как крепится
деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как пчелы и другие
насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как он
выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как много зависит от
правильного распределения времени.
20.
Проверочная работа
1. Я уже точно знал что он не придет.
2. Немного погодя я отправился узнать когда
придет следующий поезд.
3. Мы не заметили как пришло время уезжать.
4. Всегда грустно когда приходится расставаться
с близкими.
5. Мы хотели узнать как работает редактор.
6. Я хотел узнать что она так увлеченно читает.