Значение словосочетания «атмосфера праздника»
Значение словосочетания не найдено.
Значение слова «атмосфера»
-
АТМОСФЕ́РА, -ы, ж. 1. Газообразная оболочка Земли и некоторых других планет. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова АТМОСФЕРА
Значение слова «праздник»
-
ПРА́ЗДНИК, -а, м. 1. День торжества в честь или в память какого-л. выдающегося события. Революционные праздники. Праздник Октября. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРАЗДНИК
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: архаика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к словосочетанию «атмосфера праздника»
Синонимы к словосочетанию «атмосфера праздника»
Предложения со словосочетанием «атмосфера праздника»
- Уже не первое столетие этот волшебный напиток создаёт атмосферу праздника.
- Кафе переполнено, и, хотя сейчас не время фиесты, в нём царит атмосфера праздника и беззаботного веселья.
- Но и в этом случае постарайтесь сделать атмосферу праздника торжественной, а сам день – незабываемым.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «атмосфера праздника»
- Но им, незаметно для самого себя, овладело очарование той атмосферы всеобщей легкой влюбленности, которая всегда широко разливается на свадебных праздниках.
- Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такою силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера.
- На праздниках, когда вся эта веселая, задорная молодежь собиралась в громадном рудневском доме, вместе с нею надолго водворялась атмосфера какой-то общей наивной, поэтической и шаловливой влюбленности.
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «атмосфера»
- земная атмосфера
особая атмосфера
напряжённая атмосфера - атмосфера праздника
атмосфера планеты
атмосфера земли - в верхних слоях атмосферы
за пределы атмосферы
создание атмосферы - атмосфера накалялась
атмосфера изменилась
атмосфера сгустилась - создать атмосферу
войти в атмосферу
проходить через атмосферу - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «праздник»
- большой праздник
настоящий праздник
новогодние праздники - праздник рождества
праздник пасхи
праздник урожая - по случаю праздника
день праздника
в честь праздника - праздник закончился
праздник продолжался
праздник кончился - устроить праздник
поздравить с праздником
отметить праздник - (полная таблица сочетаемости)
Какой бывает «атмосфера праздника»
Понятия, связанные со словосочетанием «атмосфера праздника»
-
Рождественский базар — неотъемлемый атрибут предрождественского периода в городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Венгрии и других европейских государств. Изначально рождественские базары устраивались с наступлением холодов для того, чтобы горожане могли закупить необходимые товары на зиму. Со временем зимние базары стали обязательным рождественским обычаем и распространились в других странах. Рождественские базары работают до Рождества, а в саму рождественскую ночь они нередко закрыты.
-
Народные гулянья (гулянка) — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.
-
Пиккуйоулу (фин. pikkujoulu или pikkujoulut, букв. «маленькое рождество») — традиционный, не приуроченный к конкретной дате финский праздник, проводящийся в преддверии Рождества в кругу коллег, однокурсников, сослуживцев, друзей. Обычно это весёлая вечеринка, проходящая в дружеской неформальной атмосфере и в этом смысле достаточно чётко противопоставленная собственно Рождеству, отмечаемому в Финляндии в очень узком семейном кругу в форме мирной семейной трапезы с посещением церкви, кладбища и сауны…
-
Масленичные песни — песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника.
-
Венецианцы очень любят праздники. Исторически каждый праздник, привязанный к какому-нибудь историческому событию город отмечал на улицах.
Подробнее: Список венецианских праздников
- (все понятия)
Афоризмы русских писателей со словом «атмосфера»
- Да, женщины — все! <…> Они иногда явный, иногда скрытый мотив всякого человеческого дела; их присутствие, веяние, так сказать, женской атмосферы, дает цвет и плод жизни. Мы, мужчины, только орудие, рабочая сила, на нас лежит всякая черная работа…словом, мы — материя, женщины — дух…
- Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они стоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Матасова Анастасия Михайловна1, Ляшенко Наталия Викторовна2
1Волгоградский государственный институт искусств и культуры, студент кафедры режиссуры
2Волгоградский государственный институт искусств и культуры, старший преподаватель кафедры режиссуры
Аннотация
Рассматриваются понятия «творческой» и «сценической» атмосферы как сложного комплекса создания праздничной среды в режиссуре театрализованных представлений и праздников. Определяются специфические особенности и основные компоненты формирования атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников.
Matasova Anastasiya Mikhailovna1, Lyashenko Nataliya Viktorovna2
1Volgograd State Institute of Art and Culture, student at the department of directing
2Volgograd State Institute of Art and Culture, senior lecturer at the department of directing
Abstract
Concepts of the «creative» and «scenic» atmosphere as difficult complex of creation of the festive environment in direction of the dramatized representations and holidays are considered. Specific features and the main components of formation of the atmosphere in direction of the dramatized representations and holidays are defined.
Библиографическая ссылка на статью:
Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722 (дата обращения: 24.01.2023).
Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники). Само понятие атмосферы было рассмотрено многими исследователями в области режиссуры.
Так, М. А. Чехов в своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения [11].
Исследование А. Д. Попова показывает, что «через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет…». Вместе с тем, надо понимать, что в жизни каждому сопутствует своя атмосфера, и она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, так называемая «борьба атмосфер»- где люди носители различных атмосфер, где наша личная атмосфера может подчиняться общественной и т.д.[7].
А.Я. Зися в отношении атмосферы утверждает, что «художническое видение объекта как живого многогранного целого создаёт плотную атмосферу произведения искусства, сопротивляющуюся тому анатомированию, которое может иметь место в теории»[4].
А Э.Золя, художественно осмысливая понятие атмосферы, замечал, что она «неопределима, но определяема. Мы всегда её чувствуем, ощущаем… Интересный как будто бы спектакль (книга, фильм, картина, музыкальное произведение), но чего-то не хватает. Это отсутствие чего-то важного, это раздражающая нас пустота спектакля сводит на нет все усилия актёров, режиссёра, художника, композитора. То, что отсутствует, мы называем по-разному: воздухом спектакля, его особенным излучением, обаянием».
Многие практики в области режиссуры утверждают, что нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера[8,9]. Другие элементы театрально-зрелищного искусства можно определить и проверить на площадке с той или другой степенью точности. А атмосфера создается постепенно и складывается из множества элементов, заданных автором или сочиненных режиссером. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. В ней должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.
Каждое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра продукта труда режиссера. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит и единый стиль произведения. Таким образом, атмосфера – это одно из главных направлений в замысле режиссера и создается с общим постановочным решением.
Вместе с тем, формирование атмосферы – это сложный динамический процесс, лежащий на плечах режиссера, целью которого является создание единого, гармонически целостного художественного произведения, на создание которого, обычно, направлены не только все выразительные средства режиссуры, но и усилия всего творческого коллектива. Таким образом, атмосфера – объемный показатель, детерминирующий в себе атмосферу внутреннюю – «творческую» (настрой исполнителей, творческого коллектива в целом) и атмосферу внешнюю – сценическую (выразительные средства режиссуры – декоративно-художественное оформление, музыка, свет, звук, видео, электронные и цифровые постановочные технологии и т.д.).
Вопросом формирования внутренней, так называемой «творческой» атмосферы занимались в свое время М.Чехов, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, Г.Товстоногов, А. Попов и многие другие корифеи в области режиссуры.
Творческая атмосфера — это один из могучих факторов в искусстве, и создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель — создать ее может только коллектив. Разрушить ее, к сожалению, может любой человек[1].
Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота[2].
Вместе с тем, весь сложный творческий процесс создания актером образа — это не только репетиция с руководителем и труппой. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы надпроизведением.
Атмосфера относится к чувственной сфере, как и искусство. Но это не значит, что если спектакль или представление насыщено индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Отдельные актёры с их чувствами – не более как часть целого. Они должны быть объединены и гармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.
По-настоящему хорошее произведение искусства может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хорошее произведение, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций. В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды [3].
Формирование творческой атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников основывается на этих же базисах. И процесс этот может быть реализован только в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники – чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном действе и т.д.
Вместе с тем, внутренний настрой исполнителя рождается:
— В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.
— Его увлеченностью исполняемым номером.
— Доверительным, верным общением со зрительным залом.
— Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.
Выражается же внутренняя творческая атмосфера в режиссуре театрализованных представлений и праздников через темпоритм номера, эпизода, блока; психофизическое самочувствие исполнителей, их поведение на сцене; темпоритме, в котором идет действие[12,13].
Что касается внешней «сценической» атмосферы, то она являлась и является коренным, природным, неотъемлемым свойством и качеством русского театра переживания. Это самый заразительный, эмоциональный и духовно активный, сущностный компонент действия, так такового, реализующий его художественный смысл. Её поиск и подробное, живое построение, должны стать одной из главных задач постановщика с первых же дней репетиций.
Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. Атмосфера не только порождается основными событиями – она является одновременно и причиной и следствием этих событий.
Так, А.Д. Попов, утверждал, что верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в сценическом действии – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника…ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения [7].
Формирование сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников, в отличие от режиссуры театра, процесс не мене сложный и многоступенчатый. Сценическая атмосфера в данной предметной области создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами.
Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего представления, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п.[6].
Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается массовое действие, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы.
Процесс создания верной сценической атмосферы — это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п.[5]. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то верно найденная атмосфера и точно решенные выразительные средства режиссуры являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и других участников режиссерско-постановочной группы. Каждый из них, через ощущение личной причастности, вносит свой вклад в практическое осуществление массового действа. И именно в результате их совместной работы рождается зримый образ массового действа.
Образ — это результат и идеальная форма отражения режиссерского замысла. А сама образность – изобразительность, яркость, наделенность образами. Необходимо отметить, что найденный режиссером образ, не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика образа состоит в том, что он определяется конкретным событием, с которым связана и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.
Различают символическую образность, историческую образность и персонифицированную образность.
Символическая образность – совокупность художественных образов символического значения. Она используется для выражения идеи массового действа:
— как принцип построения (найдя образ, адекватный идее, режиссер выявляет действенный ход построения всего представления – ход-прием);
— как движущая сила (символ становится сюжетным стержнем всего представления);
— для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.
Символическая образность предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.
Историческая образность -это живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.
Персонифицированная образность дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.
Вместе с тем, создание сценической атмосферы – это путь не только к целостному образу сценического действия, но и его стилевому единству, коррелирующее с режиссерским замыслом представления и детерминирующее в себе всю палитру выразительных средств режиссуры.
Основными диффинициями отражения спектра выразительных средств режиссуры, с помощью которых создается сценическая атмосфера в театрализованном представлении и празднике являются:
1) Декоративно-художественное оформление (сценография).
Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу представления. Ведь декорационное решение, соответствующее определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.
2)Музыкальное оформление.
Музыкально-шумовое оформление создает на сцене точную атмосферу того или другого исторического времени, вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. Основными приемами использования музыки в театрализованном представлении и массовом празднике можно считать:
— Лейтмотив всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.
— Как характеристика действующего лица (определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его личной музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.
— Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.
— Как заставка, как связка между номерами, эпизодами, блоками.
Важное место в создании сценической атмосферы занимают звуки и шумы. Верно прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.) несет в себе действенно-эмоциональный заряд и придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.
3) Световое оформление.
При работе над световым решением режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю и служить выявлению содержания номера, эпизода в театрализованном представлении и празднике.
Однако, режиссер театрализованных представлений и праздников обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, декорационное оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем[10]. Главной задачей режиссёра театрализованных представлений является создание праздничного поля энергетической среды – наполнить пустое пространство, создать атмосферу, в которой будет всё жить: все, что создаёт атмосферу (декорации, музыка, свет и т.д.) и всё что создано атмосферой (целостный образ представления, люди).
Таким образом, верное внутреннее настроение исполнителей (творческая атмосфера), внешняя сценическая обстановка (сценическая атмосфера) и непременное, обязательное их слияние являются основой создания замысла, решения и воплощения театрализованного представления и массового праздника.
Библиографический список
- Бармак А.А. Художественная атмосфера спектакля: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1978. 28 с.;
- Бойкова И.И. Художественная атмосфера и действие спектакля: Дисс. . канд. искусствоведения: СПб., 1998. 169 с.;
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие для ин-тов культуры, театр, и культ.-просвет. училищ / Б.Е. Захава. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 320 с.;
- Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.;
- Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.;
- Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с;
- Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -292 с.;
- Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990.;
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.;
- Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.;
- Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. — 271 с.;
- Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988 56 с.;
- Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992. – 25, 65 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Матасова Анастасия Михайловна»
кое социальное расстояние, на которое человек согласился допустить представителя той или иной национальности.
Исследование Богардуса повлекло за собой целый ряд работ, в результате которых были созданы различные шкалы измерения установок.
В 20-е гг. XX в. американский психолог Генри Флойд Олпорт обобщил опыт социально-психологического экспериментирования и разработал общую методологию группового эксперимента.
Ранние исследования Олпорта были посвящены исследованию влияния группы на личность, исследованию феномена «социальной фасилитации». Он пытался уточнить такие абстрактные понятия, как «групповой разум», в которых к понятию группы применял атрибуты личности. Его исследования в этой области помогли избежать многих ошибок. Большая часть идей этого периода была опубликована Олпортом в книге «Социальная психология» (1924). Олпорт пытался использовать фрейдовскую модель конфликта, выражая ее в терминах бихевиоризма, а также некоторые психоаналитические механизмы применительно к решению социальных проблем. Эта работа была первой концептуальной интеграцией двух различных подходов. В «Социальной психологии» Ол-
порт описывает также собственные, ставшие классическими, исследования по групповому влиянию, что привело к превращению групповых экспериментов в норму социальной психологии. Он впервые исследовал такие феномены, как «социальное развитие и спад, доминирующие рефлексы и привычки, круговое и линейное социальное поведение, содействующие и взаимодействующие группы и отношения подчинения» и др.
Таким образом, в начале XX в. (первой его четверти) в истории американской социальной психологии были сделаны значительные достижения. В США появились первые научные труды, посвященные проблемам именно социальной психологии. Выявилось положительное значение в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению. Благодаря экспериментальному подходу, работам Г.Ф. Олпорта социальная психология в США окончательно утвердилась как самостоятельная научная дисциплина.
1 Социальная фасилитация (от англ. facilitate — облегчать, содействовать) — стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность других.
Библиографический список
1. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2003.
2. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. — М.: Издательство НОРМА, 2001.
3. Cooley, C.H. Human Nature and the Social Order, N.Y., 1964. — [Электронный ресурс]
/ http://www.brocku.ca/MeadProject/Cooley/Cooley_1902/Cooley_l902toc.html.
4. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. — М.: Академия, 1996. — [Электронный ресурс] / М.Г. Ярошевский // http://psylib.org.ua/books/yaros01/index.htm.
5. Triplett, Norman. The dynamogenic factors in pacemaking and competition / American Journal of Psychology, 9, 507-533 — [Электронный ресурс] / Norman Triplett // http://psychclassics.yorku.ca/Triplett/
6. Панина, Н.В. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании //Социологический журнал. — 2004. — № 3-4 [Электронный ресурс] // http://www.socjournal.ru/article/648.
7. Bogardus, E.S. Measuring social distance // Journal of Applied Sociology. — 1925. — Vol. 9. — [Электронный ресурс]
// http://www.brocku.ca/MeadProject/Bogardus/Bogardus_1925c.html.
8. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН, 1999.
Статья поступила в редакцию 21.11.09
УДК 394.2:155.4
Н.М. Андрейчук, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: altgaki@gmail.com
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ПРАЗДНИКА — ОТ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ К НАУЧНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ
В работе раскрывается необходимость и проблемы исследования известного, но малоизученного феномена социально-психологической атмосферы массового праздника, описан первый опыт её изучения в контактной аудитории клуба, представлен пример регуляции атмосферы массового праздника в практике социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: сакральная природа праздника, сложная палитра характеристик атмосферы праздника, социально-психологическая атмосфера праздника как научное понятие, социально-психологическая атмосфера праздника в контактной аудитории, возможность и необходимость диагностирования и регулирования атмосферы массового праздника, регуляция и манипуляция, идея праздника и его атмосфера.
Таинственное явление — праздник. Каждый человек знаком с ним, каждый может рассказать о нём. Праздники пронизывают всю жизнь человека, жизнь общества, жизнь поколений. Организацией праздничной жизни занята целая индустрия. Явление праздника всесторонне изучают. Однако до сих пор не существует более или менее единого цельного определения понятия «праздник». Толкований существует много. В понятийных словарях слово «праздник» обычно определяют как особый день торжества и радости. В науке же определения самые разные. Праздником называют первичную форму человеческой культуры, в которой люди проявляют своё мировоззрение, стремящееся к обновлению через карнавализа-цию жизни (М.М. Бахтин) [1, с. 13-15], коммуникацией по поводу свободы (А.И. Мазаев) [2, с. 12], считают воссозданием исторического сакрального времени, концентрированием национальной этничности и солидарности (Л. Абрамян) [Цит.:3, с. 33-38], утверждением связанных с единением, порядком, космосом ценностей (Н.А. Хренов) [4, с. 113], воз-
вращением к времени детства, восстановлением цельности народа и человека, гармонии между людьми и природой, памятью человечества, интенсивным общением людей друг с другом в радости, «вершинные» состояния души человека, путь к принятию своей причастности роду и племени — семье и этносу (М.И. Воловикова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова) [3, с. 31-32, 42, 68, 137], кульминационным пунктом жизни общества, праздничным антрактом и временем вселенского смешения, когда отменяется мировой порядок (Р. Кайуа) [5, с. 242] и т.д. Каждое новое определение сущности праздника не входит в конфликт с предшествующими толкованиями, а углубляет и расширяет их. Все исследователи сходятся в том, что «праздник», это «не будни», это нечто, что поднимает человека над буднями и объединяет его с другими людьми потоком обновлённых возвышенных чувств. И во всех серьёзных исследованиях говорится о сакральной природе праздника, которая до сих пор не раскрыла своих тайн. «И сербы, и болгары, и древние греки понимали праздник как путь при-
общения человека к единству мирозданья» [3, с. 32]. «Празднество — священное время, согласно законам» [6, с. 433] — такое определение находим в словаре Платона.
В данной статье мы хотим остановиться на одном из самых часто употребляемых понятий, относящегося к этой сфере человеческой деятельности — атмосфере праздника. Такое словосочетание встречается едва ли не во всех печатных трудах, посвящённых теме праздника. Атмосферу праздника оценивают, характеризуют, признают её значение и необходимость её формирования. Вместе с тем, это словосочетание воспринимается лишь как образное выражение и употребляется оно чаще как прилагательное, для выразительной характеристики того или иного праздника. Иногда, слово «атмосфера» заменяется «родственными понятиями» — «дух», «настрой», «ритм». Через призму этих и других «родственных определений» и характеристик, их множественности и особенностей лежит путь к исследованию заданной темы.
Употребление словесных характеристик эмоциональночувственного содержания массовых праздников бесконечно в своём многообразии, но, по сути, все эти многочисленные характеристики являются вариантами или отражают оттенки одного и того же понятия — социально-психологической атмосферы праздника. Слово «атмосфера» органично вписывается как определяющее слово в характеристики, данные праздникам известными исследователями. Например, Р. Кайуа, не употребляя слово «атмосфера», описывает именно это явление: «Праздник означает массовое участие возбуждённого, шумного народа. Такие большие скопления чрезвычайно благоприятствуют возникновению и заразительному распространению душевной экзальтации, которая растрачивается в криках и жестах и заставляет людей бесконтрольно отдаваться на волю самых безотчётных импульсов». Автор отмечает, что для праздника характерна разнузданность, что даже в скорбном празднике есть зачатки эксцесса и кутежа (здесь и далее выделено Н.А.) [5, с. 218-219]. Добавьте к выделенным словам слово «атмосфера», и оно будет на своём месте.
Органично произойдёт замена слов и у Й. Хёйзинги, выделяющего тон поведения праздника, который может быть радостным или серьёзным [7, с. 35-36], т.е. заменим слово «тон» словом «атмосфера». Описаниям праздничных ритмов посвятили свою психологическую книгу М.И. Волови-кова, С.В. Тихомирова, А.М. Борисова [3]. Однако порой возникает желание при её прочтении воспринимать это словосочетание «праздничные ритмы» как синоним социально-психологической атмосферы. Несомненно, что когда авторы пишут о седьмичном недельном круге, о традициях двунадесятых праздников и Великих днях православия, то явно раскрывается тема ритмизации праздничной жизни. Когда же речь идёт о том, «что у каждого праздника свой ритм и свой оттенок», что «ритмы Пасхи похожи на внезапный прорыв ликующей радости из мира иного», о «громогласной открытости миру в радости», о «звоне на всю Ивановскую», о том, что ритм рождественского праздника другой — «широкий, торжественный», «ритм могучего вселенского торжества» [3, с. 1517], на наш взгляд стоит говорить уже не о ритме, а об атмосфере праздника. Или, например, когда авторы описывают процесс, когда «человек как бы исключался из привычных ритмов и, идеале, полностью погружался, в частности, в ритмы церковные, где совершаются события мира иного, «горнего», существующие всегда, то есть в вечности» [3, с. 13]. К тому же сами авторы утверждают, что «праздничные ритмы -это прежде всего ритмы разных оттенков радости» [3, с. 53], но ведь не один ритм не передаст всех оттенков сложной палитры этого чувства. Сами авторы считают, что наиболее точное значение праздника можно выразить, в частности, на английском языке как «праздничное настроение» (holiday spirit), что, как мы увидим позже, точнее соотносится с социально-психологическим понятием атмосферы.
Большинство исследователей и практиков сферы праздничной культуры впрямую используют понятие «атмосфера», но при этом никак не формулируя его. О «воодушевляющей
атмосфере праздника» и «атмосфере праздничного творчества» пишет видный деятель-практик сферы праздничной культуры Б.Н. Глан [8, с. 133, 148]. Г.Н. Бояджиев, ведя речь о карнавале, пишет: «Возникала особая атмосфера»[9, с. 60]. В современном учебном пособии, посвящённом драматургии и режиссуре зрелища, мы читаем: «выразительным средством режиссера является культурно-психологическая атмосфера», «атмосфера жизни массового зрелища», «создание атмосферы радости, ликования, счастья»[10, с. 116, 132133]. Об атмосфере праздничности, которая объединяет участников многофункционального социально-культурного явления (т. е. праздника) пишет в своём исследовании А. В. Соколов [11, с. 102-103]. Н.А. Хренов сетует на то, что «в описаниях аграрных праздников не принимается во внимание их эмоциональная атмосфера» [4, с. 132]. Активно использует это понятие в своей работе, посвящённой творчеству Франсуа Рабле и народной культуре Средневековья и ренессанса, М.М. Бахтин: «карнавальная атмосфера» [1, с. 9, 241], «народнопраздничная атмосфера» [1, с. 255], «фантастичность и утопический радикализм создаваемых в праздничной атмосфере образов» [1, с. 103], «бытовые площадные жанры подготавливают атмосферу для собственно народно-праздничных форм» [1, с. 216], «встаёт вопрос о специфической атмосфере праздничной площади» [1, с. 177]. О карнавальной атмосфере равенства, вольности и фамильярности писал Гёте [Цит.: 1, с. 280].
В науке понятие «социально-психологическая атмосфера» (СПА) существует достаточно давно и обозначает весьма определённые характеристики. В 70е — 80-е годы прошедшего века это понятие стало употребляться рядом с понятием «социально-психологический климат» (СПК), которому, собственно говоря, и были посвящены многочисленные исследования, в частности, социально-психологическому климату коллектива. Определений СПК на ту пору существовало более ста, но все они более или менее сходились в понимании этого явления как преобладающего относительно устойчивого психического (эмоционального) настроя, в котором соединяются настроения, душевные переживания, волнения людей, проявляющиеся в их отношении друг к другу, к совместной деятельности, к окружающим событиям. Понятие социально-психологической атмосферы отличается от климата высокой степенью подвижности и характеризует не устойчивые черты психического (эмоционального) настроя людей, а ситуативные его перемены, то есть СПА более изменчива, вариабельна, неуловима. Безусловно, что психический настрой празднующей общности характеризуется понятием с относительной устойчивостью этого настроя — социально-психологической атмосферой.
В сфере праздничной культуры феномен социально-психологической атмосферы изучался лишь применительно к аудитории клуба [12]. Социально-психологическая атмосфера клубной аудитории в указанном исследовании рассматривалась как доминирующий психический настрой членов данной аудитории, в центре которого оказывается не столь та или иная их предметная деятельность, сколько их коммуникативная активность, направленная на самосознание чувства принадлежности к клубной общности, на развитие их взаимного внимания и интереса друг к другу, на утверждение образа самого себя в ходе публичного общения. То есть в контактной аудитории клуба в ходе праздника на первый план выходит личностно-опосредованная мотивация взаимоотношений и коммуникативной деятельности. Поэтому регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории должна быть нацелена на формирование у её членов чувства «Мы» как совокупности неповторимых индивидуальностей, на стимулирование доброжелательного интереса человека к человеку, на удовлетворение исконной человеческой потребности -в публичном внимании, в публичном признании, в публичном самовыражении. Методика этой регуляции построена на приёмах индивидуализации массового воздействия.
У социально-психологической атмосферы массового праздника в широком понимании и социально-психологической атмосферы праздника в аудитории, безусловно, есть общие черты, но всё же эти понятия отличны и не только по масштабу и пространственным условиям. Анализ содержательной сути социально-психологической атмосферы массового праздника (СПАМП) вне конкретики аудитории, места и времени действия предполагает более глубокий анализ природы праздничных потребностей не только человека, но и общества в целом. Сразу возникают вопросы:
• существуют ли возможности диагностирования и регулирования СПАМП вне условий тесно контактирующей аудитории?
• в чём заключаются существенные отличия атмосферы праздников религиозных, народных, гражданских, агитационно-пропагандистских, развлекательных и т.д.?
• стоит ли СПАМП вообще регулировать или же корректировать, поскольку праздник это область свободы?
Вопросы требуют отдельного и подробного рассмотрения. Остановимся несколько подробнее на последнем из поставленных нами вопросов. На наш взгляд, регулировать социально-психологическую атмосферу массовых праздников можно и нужно, в частности, в рамках социально-культурной деятельности. В тезисном варианте мы можем обозначить некоторые аргументы в пользу необходимости этой регуляции. Во-первых, речь идёт об «организованных» празднествах, перед которыми стоят конкретные психолого-педагогиче-ские задачи. Во-вторых, у многих «новых» праздников российского календаря не сформированы традиции, которые бы влияли на создание соответствующей атмосферы. Слово «новые» взято в кавычки, поскольку, например, и День народного единства (4 ноября) и День Петра и Февронии (8 июля) имеют многовековые дореволюционные традиции впоследствии забытые. В-третьих, существует реальная задача удовлетворения праздничных ожиданий общества, которые возможно наиболее полно реализовать, оптимизируя социально-психологическую атмосферу праздника. Но возможно самым главным аргументом в пользу регуляции СПАМП является то, что массовые праздники никогда не существовали, несмотря на свою саморегулирующую природу, вне той или иной корректировки (писанными или неписанными законами; лидерами назначенными или же лидерами, выдвинутыми самой празднующей общностью). Важно отличать понятия «регуляции» и «манипуляции». Об этом отличии подробно пишет Б. Д. Пары-гин, имея в виду регуляцию СПК коллектива. В частности, он отмечает, что манипуляция — это такое воздействие, которое рассчитано на достижение эффекта в интересах манипуляторов, а регуляция — определённый способ преднамеренного воздействия, предполагающего наличие социально-психологических предпосылок готовности к такому действию. Такая регуляция «приводит к изменению содержания и структуры СПК в желательном и предвидимом направлении, отражающем объективную тенденцию социального развития коллектива» [13, с. 516-517]. Таким образом, регуляция СПАМП вызвана необходимостью приведения в наиболее полное соответствие праздничных ожиданий людей с непосредственной реальностью данного праздника.
Для формирования такой СПАМП в которой бы наиболее полно реализовались праздничные потребности и ожидания участников празднества первоочередное значение имеет содержательная сторона этого празднества, его смысл. В основе любого подлинного праздника лежит мировоззрение, нечто возвышенное и осмысленное, что тонко ощущают даже маленькие дети. Символический, духовный смысл, в частности, исконных народных праздников «ныне большинству понятен слабо. Есть, скорее, эмоционально-душевное предчувствие большого смысла, находящегося в прежних праздниках. Обычно это предчувствие связано с детским опытом» [3, с. 54]. «Налицо не развлекательные, а жизнестроительные, регулятивные функции праздничной жизни, универсальные для всей традиционной культуры» [4, с. 113.]. «Праздник всегда несёт систему ценностей, каждый раз заново утверждает
её, а иногда и обновляет. Праздничная культура становится средством распространения ценностных ориентаций эпохи, оказывает влияние на мировоззрение, а мировоззрение, в свою очередь формирует не только отдельные стороны культурного процесса, но и культуру в целом. Любой праздник в известной мере является отражением культурной ориентации общества» [14, с. 186]. Из трёх основных видов потребностей свойственных человеку — витальных, социальных и идеальных, именно идеальные (духовные), прежде всего, реализует праздник.
СПАМП тем ярче, чем эмоционально определённее чувствуется объединяющая идея, лежащая в основе празднования. Неслучайно, в социальной психологии СПА называют ещё и духовной атмосферой. Эта идея может быть ясно осознанной, чувственно осязаемой или неосознанной, но она должна быть. Традиционные праздники априори несут в себе идею, но чтобы эта идея была жизнеспособна породить непосредственную сегодняшнюю атмосферу праздника, она должна быть «оживлена» творчеством, объединяющим «вчера» и «сегодня», и «завтра», объединяющим предков и потомков — не «вообще», а в максимальной конкретике. Идея должна быть ясной и открытой. Идея — это выразительное средство праздника, и это выразительное средство нужно экономить. Известный драматург В.Розов подчёркивал, что идея в художественном произведении как соль, много соли — плохой повар. Эта мысль крайне важна в сценарно-режиссёрской организации праздника в рамках социально-культурной деятельности. Чёткое формулирование идеи праздника и выстраивание согласно этой конкретизированной идеи всей программы праздника — путь к единению участников праздника в эмоциональном психическом настрое, приподнимающим их над буднями и формирующим их позитивно-возвышенное духовное отношение к ценностям общества, к себе как членам этого общества и к жизни в целом. Идея праздника, как правило, связана с осмыслением какой-либо победы. Победы, понимаемой и в узком, и в широком, и во вселенском масштабах. Ведь все праздники чаще всего связаны с преодолением — победили, построили, вырастили, родили, выучились, вылечились, изобрели, сделали открытие, помирились, добились руки и сердца, полетели в космос! В религиозных -победа Духа, Гармонии мира, Любви, Вечной Жизни. В народных праздниках тоже победы — победа жизни над хаосом, победа над страхом смерти, победа над увековеченной, господствующей правдой.
На кафедре режиссуры Алтайской государственной академии культуры и искусств накоплен большой опыт сценарнорежиссёрского творчества, с помощью которого можно ярко проиллюстрировать теоретические выкладки данной статьи. Очень важно заметить, что для наиболее полной реализации праздничных ожиданий социума необходимо формировать атмосферу максимальной личной сопричастности к событию, к преодолению, к победе. В частности, очень ярко эта необходимость проявляется в праздновании майского Дня Победы, особенно в нынешнее время, когда участников Великой Отечественной войны осталось в живых совсем немного. Так в селе Зеркалы Алтайского края ушли из жизни все непосредственные участники военных действий. Сценаристу-ре-жиссёру (студентка И. Барматкова) удалось сформировать атмосферу личной сопричастности жителей села к Победе над фашизмом с помощью следующего творческого решения программы праздника. Студентка выяснила места военных действий, где воевал каждый из односельчан вернувшийся и не вернувшийся с войны. Эта «география войны» для маленького села оказалась неожиданно огромной. Деды, прадеды и прапрадеды зеркальцев защищали Москву и Сталинград, сражались на Курской дуге и в украинских степях, освобождали Румынию и Польшу…. Всякий раз, когда называлось каждое из имён воевавших земляков, загорался огонёк на карте Евразии — месте военных боёв и звучала соответствующая указанному географическому месту музыкальная тема — песня о Мамаевом кургане, песня о Москве, украинские, польские, белорусские, венгерские, болгарские песни, мелодии, пляски. Идея праздника была очевидна — маленькое село, затерявшееся в
алтайских степях, защищало всю страну, всю, по сути, планету. Защищали люди, чьи потомки находились в зале, объединённые чувством эмоциональной сплочённости, гордости и боли, родословной связью с Великой Победой. Праздник своей непосредственно ощутимой атмосферой сопричастности объединил всех сидящих в зале не только друг с другом, но и с непрерывным временем жизни — предков, живущих, потомков. Последующий опрос зрителей-участников показал, что их эмоционально-чувственное отношение, выражающее общий психический настрой аудитории (сохранившийся, что ценно, после праздничной акции) к прошедшему празднику, отража-
ло разные аспекты его конкретной целенаправленно сформулированной идеи. Данный пример демонстрирует лишь одно из направлений многочисленных путей возможной регуляции СПАМП, но это направление, на наш взгляд, доминантное.
Феномен социально-психологической атмосферы массового праздника многогранен и реален. Его изучение с позиций социально-культурной деятельности позволит открыть новые пути для решения социально-педагогических задач, удовлетворяя насущные исконные духовные потребности человека, не манипулируя ими, а поднимая на более высокий уровень идеалов.
Библиографический список
1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Художественная литература, 1990.
2. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление. — М.: Наука, 1978.
3. Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека / М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова, А.М. Борисова. — М.: ПЕР СЭ, 2003.
4. Хренов, Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. — СПб: Алетея, 2005.
5. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. — М.: ОГИ, 2003.
6. Платон. Диалоги / пер. с древнегреч.; сост., ред. и авт. всупит. статьи А.Ф. Лосев; авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во «Мысль», 2000.
7. Хейзинга, И. Homo Iudens. — М.: Изд-во Прогресс, Прогресс-академия, 1992.
8. Глан, Б.Н. Праздник всегда с нами. — М.: СТД, 1988.
9. Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. — М.: Искусство,1973.
10. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
11. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. — СПб.: СПбГУП, 2003.
12. Андрейчук, Н.М. Регуляция социально-психологической атмосферы клубной аудитории: дисс … канд. пед. наук. — Л., 1990.
13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП,1999.
14. Лихачёва, О.О. Российский праздник в истории Петербурга первой четверти XIX века: дис. … канд. культурологии. — СПб., 1997.
Статья поступила в редакцию 13.11.09
УДК 370.12 : 374.2
В.И. Десятов, канд. пед. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: ustlama@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
В статье на основе методологии гуманитарных наук впервые ставится актуальная проблема социально-культурной коммуникации в педагогическом аспекте, раскрывается потенциал данной коммуникации в сфере связей с общественностью, отличающихся глубоким теоретическим обоснованием, технологизацией и универсальной практикой.
Ключевые слова: социально-культурная коммуникация, педагогика социально-культурной деятельности, связи с общественностью.
Задачи данной статьи предполагают определить место коммуникации в педагогическом процессе социально-культурной деятельности и теоретически обосновать коммуникативный потенциал связей с общественностью, являющихся частью технологического комплекса данной деятельности.
В авторитетном исследовании по социально-культурной деятельности дается ее следующее определение: «В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [1, с. 49]. Автор первого учебника для магистров по специальности «Социально-культурная деятельность» уточняет, что в сфере педагогического влияния оказывается не только отдельный человек, но и вся система социального взаимодействия во всем многообразии ее проявлений [2, с. 295].
В этих исследованиях впервые в понятии социальнокультурной деятельности паритетно представлены элементы этой интегративной категории «социальное» и «культурное». В связи с этим открывается специфика педагогики социальнокультурной коммуникации, которая не сводится к общепедагогическому диалогу учителя и ученика в контексте локальных социальных общностей (учебный класс и т.п.).
Ключевой для нашей темы в приведенных определениях является понятие «взаимодействие». В контексте социальнокультурного процесса данное явление есть взаимодействие
между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. Коммуникация социокультурная выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирование ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта [3, с. 194].
Специфической сферой социокультурной коммуникации выступает массовая коммуникация, которая может быть определена как культурная область, состоящая из открытых, упорядоченных процессов социально-значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регулированию [3, с. 186]. В теории коммуникативного действия, разработанной Ю. Хабермасом, отмечается, что коммуникативное действие является мегатипом всех типов социальных действий [3, с. 185], равно, добавим, для их целостных совокупностей — социальных деятельностей. Далее требуется выявление специфики социально-культурной коммуникации в в педагогике социально-культурной деятельности.
В рамках постановки проблемы нашей темы мы ограничимся предварительными философско-методологическими констатациями. Тем более, что универсальные категории «социальное» (социум), «культурное» (культура) не позволяют категорию «деятельность» в названии «социально-культурная деятельность» понимать в ее особенном, а не всеобщем значе-
28 ноября 2022
Праздники
Лайфхаки от психолога: как создать атмосферу праздника в своём доме, или весело-весело встретим Новый год
Предлагаем несколько практических советов от психолога Городского психолого-педагогического центра Ольги Манукян как создать позитивное новогоднее настроение, а последующие выходные и зимние каникулы наполнить положительными эмоциями.
«Новогодние праздники и Рождество — это повод для радости и поэтому нам просто необходимо создать праздничную атмосферу в доме, независимо одиноки вы, или же ваш дом наполнен детьми и родственниками. Дайте себе уникальную возможность погрузиться в сказочную атмосферу новогоднего праздника, ведь ничто не влияет так сильно на празднование Нового года, как настроение и очень важно суметь создать и сохранить его. Помните: «чудеса делаются своими руками», — уверена Ольга Манукян.
Чистота и уют
В первую очередь в доме нужно навести порядок. Во многих странах существует традиция: накануне нового года всё старое и ненужное убирать из своей жизни. Сделайте уборку в доме, избавьтесь от вещей, которыми не пользовались весь год, предметов, которые не вызывают у вас положительных эмоций, не отзываются в вашем сердце хорошими воспоминаниями. Увидите, как освободится место для новых приятных вещей!
Доска благодарности
Наполняйте свои мысли хорошими воспоминаниями, окружите себя предметами, которые вызывают у вас только добрые чувства. Чаще вспоминайте радостные моменты, ведь счастливое и благодарное сердце — это основа эмоционального здоровья. Помните, что каждый новый год несёт нам надежду на самое лучшее: новые планы, новые возможности, новые знакомства. Вспомните, что хорошего с вами происходило за весь этот год, Возьмите цветные карандаши, ручки, фломастеры или даже краски, запишите эти моменты на белом ватмане и повесьте на видном месте и читайте с благодарностью и позитивом.
Новогодний декор
Есть тысяча и один способ украсить свой дом. Декорировать комнаты к праздникам — это способ создать уютное пространство, атмосферу праздника для двух событий Нового года и Рождества! Сделайте украшения своими руками. Это намного лучше, чем готовые материалы, ведь это целый ритуал — создать новогодний декор для своего дома своими же руками. Это может стать увлекательным занятием для всей семьи. Незабываемые впечатления, хорошее настроение будут вам обеспечены надолго. Нарядно и креативно выглядят украшения на стене, например, настенная ёлка, сделанная своими руками из ёлочных украшений или из подручных средств: просто расположите яркие предметы конусом, и это станет вашей новогодней креативной елью. Старый добрый способ, знакомый всем с детских лет — вырезать снежинки, украсить ими окна, если есть возможность, можно приклеить к серебряным нитям новогодней мишуры и закрепить на потолке.
И вот она нарядная
Креативные ели — это прекрасная задумка, но живая новогодняя ёлка — это классика! И взрослые, и дети любят Рождественскую ель, запах хвои дома, яркие игрушки. И конечно же, дети с радостью принимают участие в её украшении. Это отличное занятие для всей семьи. Можно нарисовать дизайн украшения ёлки на бумаге, а затем всем вместе воплотить. Придумайте сюжет, создайте необычные украшения своими руками. Реализуйте самые смелые творческие фантазии!
Например, сделайте из вашей ёлки «семейный альбом»: вместе с шарами и гирляндами повесьте на ёлку фотографии всех членов вашей семьи, а также бабушек, дедушек, тётушек, дядюшек, кузин, всех родных и близких, чьи фотографии у вас есть. Хорошо если вы сможете обработать их в компьютерной программе в едином стиле, например, в винтажном, а затем распечатать на принтере в едином размере и повесить на ёлку. Важно, чтобы изображения лиц на фото были с улыбками.
Если у вас нет желания устраивать семейный альбом, создайте «вкусную» новогоднюю красавицу в экостиле. Экостиль стал очень популярным направлением оформления интерьера, поэтому идея оформить дом или квартиру в экостиле станет не только модным, но и оригинальным способом создать праздничное настроение на все новогодние праздники. Поставьте живую ель, «испеките» ёлочные игрушки — печенье, имбирные пряники. Делать их очень интересно. По форме это могут быть шары, ёлки, месяцы или любые другие фигуры. На живой ели хорошо смотрится даже печенье, которое ничем не украшено. Но если у вас есть желание воспользоваться глазурью, вы можете нарисовать узоры, надписи или смайлики. Вместе с печеньем на ель можно повесить конфеты, маленькие шоколадки, высушенные дольки апельсинов.
Ароматы Нового года
С какими запахами у нас ассоциируется Новый год? Конечно это запах мандаринов, хвои, имбиря, шоколада, ванили и корицы. Ешьте любимые мандаринки, апельсины. Если вы не хотите украшать свою ель вкусностями, испеките имбирное печенье с ванилью или корицей и положите на стол рядом с мандаринами. Запахи обязательно наполнят ваш дом уютом, создадут атмосферу новогоднего периода. Сварите какао или горячий шоколад. Ароматом кофе можно заполнить квартиру таким образом: положите кофе в зёрнах на сковороду и немного обжарьте затем пройдитесь с горячими зернами по квартире, можно добавить ванильный сахар. Если вы пока не хотите покупать живую ель, чтобы в доме пахло еще и хвоей, то можно использовать розмарин — это отличный аромаспособ создать новогоднее настроение. Попробуйте его в сочетании с лимоном в чае. Для наполнения дома хвойными и цитрусовыми и другими ароматами можно использовать аромалампу.
Музыкальное наслаждение
Не забывайте о музыке, ведь это очень важная часть новогодней праздничной атмосферы. Музыка — прекрасный способ настроиться на положительный лад, убрать напряжение, избавиться от разных мыслей, которые мешают праздничному настрою. У каждого из нас есть любимый новогодний репертуар, и пусть Рождественская музыка сопровождает вас на протяжении всего декабря, ведь это один из базовых «якорей», создающих праздничное настроение.
Новогоднее меню
Начните готовиться к празднику заранее. Это, правда, очень важно. Подумайте о том, что будете вместе готовить. Узнайте у каждого члена семьи его заветное желание: что «вкусненького» или необычного они хотели бы увидеть на праздничном столе. Уже даже само обсуждение блюд сблизит вас и создаст ощущение того, что очень скоро Новый год. А еще, как вариант, можно устроить гастрономический баттл с дегустациями, соревнованиями и даже призами для лучшего шеф-повара вашей семьи. Пусть победит любовь!
И чтобы закрепить знания, проверьте по нашему чек-листу, все ли у вас готово к Новому году:
- Чистота и уют: в первую очередь, в доме нужно навести порядок!
- Создайте доску благодарности: вспомните и запишите все, за что вы благодарите уходящий год
- Новогодний декор — есть тысяча и один способ украсить свой дом!
- Семейный альбом на ёлке или вкусные украшения? Решать вам! Проявите фантазию для главного новогоднего атрибута!
- Как насчет новогодней ароматерапии: чем будет пахнуть ваш зимний праздник
- Рождественская музыка — «якорь», создающий праздничное настроение
- Узнайте у каждого члена семьи, что бы вкусного он хотел бы на новогоднем столе, и устройте гастрономический «баттл»
Теги
Праздники Советы психологов
Декор интерьера
Как создать праздничную атмосферу: лайфхаки профи
До Нового года осталось меньше месяца – пора украшать дом к празднику. А чтобы вам было проще, мы собрали простые и неизбитые решения для праздничного оформления дома, которыми пользуются дизайнеры
Правильный декор, эффектная сервировка и, конечно же, роскошная елка – слагаемые идеальной новогодней вечеринки, которые сделают праздник красивым и запоминающимся. Делимся секретами профи и объясняем, как быстро и красиво украсить дом к Новому году, а еще неплохо сэкономить на декоре.
1. Выбираем и украшаем елку
Порой одного новогоднего дерева вполне достаточно, чтобы создать в доме праздничную атмосферу. Рассказываем, как выбрать елку, куда ее лучше поставить и почему слишком много декора – скорее минус, чем плюс.
- Выбирайте елку по аромату. Если вам важен аромат дерева, обратите внимание на сербскую елку и пихту Фрейзера – оба варианта очень пышные и имеют сильный еловый аромат.
- Найдите елку с целыми и пышными веточками. Важно учитывать качество иголок, их цвет и присутствие на веточках. Попробуйте немного потрясти дерево и посмотреть, как сильно оно осыпается.
- Сделайте елку пышнее. Если ваше новогоднее дерево не отличается объемом, положите у его основания зеленую гирлянду из мишуры. Так елка будет казаться пышнее.
- Не жалейте воды для елки. В первые 1–2 недели нужно доливать воду 3–4 раза в день, а если у вас жарко – еще чаще. Можно еще насыпать в воду сахар как питательное вещество.
- Не ставьте елку рядом с батареей. Очень важно правильно выбрать место для елки – ни в коем случае нельзя ставить дерево рядом с батареями и обогревателями. Идеальным для него будет прохладное место.
- Придумайте елку. Если места для объемной елки нет, ее можно перенести на стену – нарисовать, составить ее силуэт из мелких предметов или прикрепить к стене несколько еловых веточек, украшенных игрушками и мишурой.
- Поставьте маленькую елочку. В крайнем случае можно обойтись мини-версией привычной елки – маленькой и в горшочке. Не забудьте про декор: несколько шаров и гирлянды будет вполне достаточно.
- Не переусердствуйте с декором. Несколько оригинальных елочных игрушек будут смотреться гораздо эффектнее, чем обилие разноцветной мишуры. Важно, чтобы все игрушки были в одной цветовой гамме.
- Наряжайте елку снизу вверх. Начните с гирлянды, затем повесьте главные елочные игрушки, которые задают тон декору елки, и только потом – все остальное.
- Украсьте елку семейными фото. Такой оригинальный декор никого не оставит равнодушным. А можно пойти дальше и пустить в ход старые новогодние открытки: ностальгия в Новый год будет очень уместна.
2. Внимание к деталям: аксессуары и текстиль
Переходим к декору интерьера: здесь тоже есть свои правила и нюансы. Рассказываем, как украсить квартиру к празднику, чтобы она была не хуже картинки из Pinterest.
- Выберите основной цвет декора. Например, белый актуален для скандинавского стиля. Красный поможет украсить дом в традиционном ключе. А синий легко сочетать с другими цветами.
- Правила сервировки стола. Декор новогоднего стола должен продолжать цветовую гамму: если вы выбрали серебряный цвет за основной, то и на новогоднем столе следует сделать серебряные акценты.
- Сделайте ставку на текстиль. Красивые скатерть и салфетки придают ужину особую атмосферу. Выбрать подходящую по размеру скатерть совсем несложно: ширина скатерти – это ширина стола плюс 50–60 сантиметров. Так же и с длиной.
- Украсьте новогодний стол. Праздничный стол предполагает наличие новогодних деталей и акцентов. Такими акцентами могут быть звезды, конфетти и еловые веточки.
- Не забудьте про важные мелочи. Салфетки профи тоже советуют украсить – шишками, атласными лентами в цвет скатерти или металлическими кольцами – ваш выбор ничем не ограничен.
- Принесите в дом еловые веточки. Их можно просто поставить в объемные вазы или даже обычные банки, а еще устелить ими подставку для свечей или просто украсить окно.
- Сделайте рождественский венок. Беспроигрышный вариант – самодельный венок, висящий у входа в дом по европейской традиции. Венок можно украсить глиттером, фруктами, ягодами или даже семейными фотографиями.
- Повесьте новогодний постер. Это может быть что угодно: изображение нарядной елки или красочный зимний пейзаж. А еще пустую стену можно украсить блестящим полотном из фольги – получится отличный фон для новогодних селфи.
- Сделайте украшение из обычной ветки. Покрасьте ее серебряной краской из баллончика и прикрепите к люстре или карнизу. Теперь повесьте на ветку елочные игрушки – эффект будет впечатляющим.
3. Придумываем световой сценарий
Освещение играет важную роль в декоре интерьера, тем более когда речь идет о новогоднем сценарии. Праздничная атмосфера – дело цветов и ярких акцентов. Поэтому свечи и гирлянды – важные атрибуты новогоднего декора.
- Декорируйте дом гирляндами. Это простой и быстрый способ внести в интерьер праздничную ноту. Вешать гирлянды можно где угодно: на окнах, дверных проемах, вдоль зеркала или изголовья кровати.
- Сэкономьте на декоре. Гирлянду можно сделать своими руками из фольги или мерцающей бумаги. Свисающие с потолка или карниза гирлянды-нити красиво переливаются и вызывают ассоциации со снегопадом.
- Украсьте дом свечами. Свечи создают теплую атмосферу, а еще придают ощущение таинственности и волшебства. С помощью клея и материалов для шитья – бусинок, лент и пуговиц – можно придать свечам нарядный вид.
- Продлите жизнь свечам. Чтобы свечи горели дольше и не погасли до наступления утра, поставьте их в морозильник за день до праздника.
- Создайте новогоднюю композицию. Например, из светодиодных свечей, еловых веток или живых цветов. Такие украшения не только будут красивыми, но и не испачкают скатерть воском.
- Сделайте крутые подсвечники. Из бутылок можно сделать оригинальные новогодние подсвечники. Вам нужно только украсить бутылки – покрасить блестящей краской или оклеить фольгой.
4. Не забываем о безопасности
По статистике, в новогодние праздники для работников экстренных служб наступает горячая пора. А все из-за невнимательности и несоблюдения элементарных мер безопасности. Рассказываем о самых частых новогодних неприятностях и способах их избежать.
- Проверьте исправность электропроводок. А еще убедитесь, что пожарная сигнализация работает.
- Откажитесь от подделок. Покупайте только сертифицированные гирлянды, бенгальские огни и пиротехнику.
- Никогда не используйте пиротехнику внутри квартиры. В том числе с балкона или окна. Зажигать бенгальские огни в квартире тоже запрещено.
- Не перегружайте розетки. Не используйте больше трех гирлянд сразу – могут не выдержать пробки.
- Будьте внимательны. Не оставляйте включенные гирлянды и другие электроприборы без присмотра.
- Не курите в помещении. И всегда до конца тушите сигареты и спички.
- Не оставляйте детей наедине с елкой. Они могут опрокинуть на себя дерево, подавиться мишурой, порезаться, повредить провода и получить удар током. А еще не забудьте закрыть окна и балконные двери.
- Позаботьтесь о домашних любимцах. Животных тоже не стоит оставлять без присмотра: в худшем случае они могут пораниться или обжечься, в лучшем – сломать дорогую вам игрушку. Поэтому фарфоровые статуэтки лучше вешать на самый верх елки.
Праздничная атмосфера в доме: как создать?
Не для всех взрослых Новый год — это праздник чудес. Но у большинства из нас в доме растут дети, которые ещё не понимают, что в жизни они могут столкнуться с немалым количеством трудностей. Родители для детей должны быть не только воспитателями и учителями. Мы также являемся для них волшебниками- создателями всего чудесного, что создает атмосферу праздника, наполняет его радостью, любовью, теплом и ожиданием чего-то магического. Для этого мы каждый год с детьми пишем для Деда мороза письма с пожеланиями к будущему подарку, прячем их в морозилку или кидаем в ближайший почтовый ящик, и стараясь быть незамеченными, с трепетом покупаем эти самые подарки. Ну чем мы не волшебники!? Однако выбор и покупка подарков является только лишь одной составляющей для создания праздничной атмосферы.
Волшебные огоньки!
Ничто так создает праздничной атмосферы в доме как мерцание ярких огоньков. И даже такой привычный атрибут как ёлка выглядит тоскливо. Окна, украшенные гирляндами в виде штор/занавеса превратятся в волшебный праздничный портал. Из гирлянды-нити на стене можно смастерить елку, и она ничуть не жухе будет настоящей. Зато какая экономия места и возможность пофантазировать. Также гирлянды могут выступать в качестве декоративных ночников. Особенно эта задумка будет по душе деткам, которые боятся спать одни в темноте.
Волшебники под елкой по всему дому!
Дед мороз оживает в новогоднюю ночь, а пока его помощники снеговичок, маленькие гномики и мишка тихонечко суетятся, помогая главному символу праздника собрать в мешок для всех детишек желанные подарки. Новый год — это сказка. Наполните свой дом сказочной атмосферой.
Красавица ёлка
Сказочные помощники
За нарядным столом застолье будет радостным и приятным даже с самыми скромными угощениями.
Декоративные наволочки для подушек станут мягким продолжением праздничной темы в гостинной или спальне.
Выберите размер
Мы не смогли добавить товар в корзину
Сервер временно недоступен. Пожалуйста, попробуйте позже
-
Как украсить дом к Новому году?
-
У вашей семьи нет новогодних традиций? Поскорее читай и бери на заметку
-
Кто под вашей елкой? Дед Морозы Бренда Christmas Mood?
-
Новогодние гномы – классическое украшение для праздничного интерьера
-
Ночник «Радуга» от Night Echelon добавит красок новогодней обстановке дома
-
Новогоднее украшение стола и декор квартиры
-
НОВОГОДНЯЯ СЕРВИРОВКА
-
Идеи для новогодних домашних фотографий с детьми.
-
Как готовить интерьер дома к новому году
-
Топ 10 фильмов для создания новогоднего настроения
-
Гирлянда хвойная создаст атмосферу праздника в вашем доме
-
Праздник к нам приходит, какой он – идеальный новогодний свитер
-
Новогодняя посуда, набор тарелок ручной работы! С Любовью, из Турции.
-
Праздник к нам приходит! Как создать новогоднее настроение в декоре дома?
-
Украшение дома к Новогодним праздникам
-
Секреты профессионалов: как папе стать Дедом Морозом? Станьте волшебником в домашних условиях.
-
1,2,3 Елочка гори!
-
Что подарить на Новый год в год КРОЛИКА, если НЕ кролика?
-
Топ-5 лучших украшений для Нового года
-
4 подарка на Новый год, которые дети сохранят на всю жизнь!
-
Рождественский вертеп — что это такое и зачем он в доме?
-
Впусти в дом сказку! Как создать волшебное новогоднее настроение?
-
Создайте Новогоднее настроение
-
Рождественский венок – стильное украшение для Нового года
-
Мишура новогодняя
-
Новогодний декор
-
Детские наклейки для украшения новогоднего праздника
-
Лучшие Ёлки
-
Создаем новогоднюю «атмоСФЕРУ праздника»
-
Как красиво упаковать новогодние подарки для семьи и друзей
-
Новогодний декор – как создать чудесное праздничное настроение
-
Идеи новогодних подарков для близких
-
Украшаем кухню к Новому году: советы и лайфхаки
-
Дом, где живет новогоднее счастье!
-
Рождественские олени
-
Новогодние подарки: полезные мелочи для дома
-
Все тайны Нового года
-
Как для ребенка превратить Новогоднюю ночь в сказку?
-
60+ способов украсить дом к Новому году
-
ТОП-5 новогодних наклеек
-
Новогодние костюмы кролика и кота своими руками
-
Экологичные новогодние игрушки для семейного творчества
-
Елка на Новый год 2023: как украсить интерьер, если мало места в комнате
-
Нет новогоднего настроения? Исправим!
-
Зайцы в интерьере – актуальный декор для украшения комнаты
-
Новогодние подарки детям 2023
-
Вы достойны самого лучшего: домашняя одежда Mia Cara
-
Какое постельное белье дарить на Новый год? Правила и лайфхаки
-
Набор для создания браслетов, который изменит ваш стиль — новый товар от Stylish Art.
-
Символ 2023 года кролик
-
Как превратить детскую комнату в сказку – лучший декор на Новый год
-
Новогодние игрушки из дерева
-
Всё в дом: подарки для уюта и комфорта
-
Лучшие детские книги для новогодних праздников
-
ЭКО-Новогодние украшения
-
Идеи новогоднего декора в 2023 году
-
Встречаем Новый год на даче: все для уютного зимнего праздника
-
Стильные идеи для новогоднего торжества
-
10 лучших сказочных фильмов для новогодних каникул.
-
Новогодние спартаковские игрушки
-
Расскажи Снегурочка где была?
-
30+ необычных подарков на Новый год
-
Создаем японскую атмосферу в новогоднюю ночь
-
Готовимся к новогоднему уюту
-
САМ СЕБЕ ВОЛШЕБНИК
-
Как я выбирала елку на ВБ.
-
Покормите птиц зимой! Выбираем кормушку
-
Необычный цветочный подарок на Новый Год
-
Новогодние декоративные наволочки из льняной ткани
-
Придумали за вас: наборы для всех и каждого на Новый год
-
60+ новогодних подарков до 1000 рублей
-
ЕЛОЧКА — КОМПЛИМЕНТ
-
Новогодний свитер — атмосфера праздника!
-
Новый год: праздник и уютный дом!
-
7 расслабляющих занятий для новогодних каникул
-
Как украсить дом снаружи
-
Мягкая игрушка с конфетами, символ года
-
Что подарить?
-
Домашние тапочки. Как все начиналось?
-
Новогодние семейные образы на разные случаи
-
Рождественская сказка с VESHALKA.
-
5 идей подарков на Новый год от Night Echelon, которые понравятся каждому
-
Как сэкономить на покупке свитера. Превращаем одну вещь в 5 стильных образов на все случаи жизни
-
Что подарить на Новый Год?
-
Новогодние подарки от Miа Cara на любой бюджет
-
Данная статья содержит информацию, не предназначенную для просмотра лицам не достигшим возраста 18 лет
-
Подборка подарков на Новый Год 2023
-
Шапки для малышей от 0 до года
-
Лучшие подарки на Новый год
-
Новогодние светящиеся Ёлочные игрушки
-
7 идей зимнего отдыха с детьми
-
Список лучших бюджетных подарков на Новый год 2023
-
Собираем новогодний наряд из того, что уже есть в гардеробе: миссия — составить WoW-образ и не разориться
-
Новогодние пижамы в качестве подарка
-
Украсить за 60 секунд: новогодний декор и подарки для самых быстрых
-
Новогодние товары для питомцев от компании PerseiLine
-
Календари на магните-2023: удобно, информативно, красиво!
-
Волшебная атмосфера Нового года.
Как создать атмосферу праздника
Праздник — это не только застолье и подарки, но и отличное настроение, позитивное общение и волшебная атмосфера. Ощущение праздника приходит вместе с атрибутами, которые создают непередаваемую атмосферу.
Инструкция
Придумайте стиль вечеринки. Общий дух способствует сплочению людей и добавляет элемент игры и озорства. Возьмите необычную тему и объявите ее всем участникам. Пока они будут готовиться, продумывать свой образ и костюмы, атмосфера праздника уже будет с ними.
Определите формат празднования. Решите, где и в какое время соберутся гости. Какое выбрать помещение для празднования, зависит от количества людей. Небольшим кругом близких и родных людей можно собраться дома, большой семьей можно встретиться на даче или в загородном доме. Для корпоративной вечеринки можно забронировать кафе или снять в аренду небольшой ресторанчик.
Создайте фон для празднества. Вызвать детский восторг от праздника поможет украшение интерьера. Убранство должно символизировать повод торжества и настраивать на веселье и заводной кураж. Можно использовать такие украшения, как воздушные шары, цветы, свечи, мишуру, китайские фонарики и даже экзотические тропические бабочки.
Приготовьте подарки. Упакованные в яркую цветную или золотистую бумагу подарки вызовут любопытство у ваших домочадцев или коллег. Подарки создадут интригу и помогут создать праздничную атмосферу.
Распишите сценарий торжества. Проработайте каждую деталь, чтобы во время всего праздника одно событие плавно переходило в следующее. Непродуманный нюанс может вызвать заминку и огорчение гостя. Такие мелочи могут подпортить праздничную атмосферу.
Используйте музыку для создания праздничной атмосферы. Без музыкального сопровождения не обходится ни одно торжество. У каждого праздника есть свои особые песни или инструментальные композиции. Включайте их и подпевайте. На праздник, проходящий в большом помещении, можно пригласить музыкантов.
При создании атмосферы праздника важна каждая мелочь, ведь именно от таких мелочей и деталей зависит, насколько успешно пройдет праздник, какое настроение будет у гостей.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Праздничный ужин за час: как создать атмосферу праздника и не утомиться
В современном мире, где вечно не хватает времени, тратить на подготовку к празднику часы, которые можно посвятить близким — по меньшей мере неэффективно. Попробуем отказаться от лишних хлопот с помощью советов эксперта — Валентины Красникова, мамы 17 детей и специалиста по женскому тайм-менеджменту
19 декабря 2022
Подумайте, что для вас символизирует новогоднее торжество. Это больше еда или атмосфера? Если в приоритете — праздничный стол, готовьтесь к многодневным хлопотам. Холодец, оливье, селедка под шубой и прочие традиционные блюда сами себя не приготовят. А потому — потребуют внимания, начиная с похода по магазинам и заканчивая готовкой. Если такой сценарий вас не устраивает, можно попробовать не усложнять ситуацию с кулинарными шедеврами.
Итак, что делать, чтобы вкусный и красивый праздничный стол не отнимал много времени?
Сложные блюда на паузе
Да, новогодние праздники ассоциируются с обильными угощениями — оливье, селедкой под шубой, «мимозой» и холодцом. Мы готовим эти блюда целый день, а потом съедаем за пару часов. Кажется, это тот случай, когда результат не стоит усилий. Может, пришло время отказаться от шаблонов?
Помощь — под рукой
Используйте домашних помощников — и речь даже не о близких. Выбирайте рецепты, которые не требуют постоянного внимания. Например, запекание в фольге, томление в мультиварке, гриль. Замариновав основу на ночь, вы быстро приготовите главное блюдо на следующий день.
Альтернатива салатам
Салаты — настоящие «пожиратели времени». Варка, чистка овощей, нарезка их мелкими кубиками, сборка, украшение… Попробуйте изменить традициями и вместо салатных блюд поставить на стол легкие закуски — канапе, тарталетки, брускетты. Акцент на закуски — это простая нарезка, быстрая сборка, разнообразие ярких вкусов и оригинальная подача.
С заботой о здоровье
Не хотите просыпаться первого января отекшими от обильных соленых и жирных угощений? Продумайте сбалансированное меню, без тяжелых салатов и бутербродов. Например, скомпонуйте его так:
-
Одно горячее, одна закуска, один салат, один десерт
-
Три закуски, одно горячее, один десерт
-
Одно горячее, две закуски, один салат, один десерт
При любом из раскладов у вас будет время на нарезку закусок и один простой салат, пока горячее запекается в духовке или мультиварке.
Варианты горячих блюд
-
Запеченая утка с яблоками
-
Запеченый окорок в медово-горчичном соусе
-
Запеченая рыба (сибас, форель, палтус)
-
Пряная буженина
Варианты закусок
-
Канапе из овощей, фруктов и сыра
-
Рыбные и мясные нарезки
-
Брускетты с паштетом и сыром
-
Запеченые овощи
-
Крекеры или чипсы с соусами и паштетами
Варианты салатов
-
Салат с копченой курицей, консервированными ананасами и грецкими орехами
-
Салат с кальмаром и вареным яйцом
-
Салат с языком и солеными огурцами
-
Греческий салат
-
Салат с семгой и авокадо
Варианты десертов
-
Пряные печеные яблоки с шариком мороженого
-
Свежие ягоды со взбитыми сливками
-
Быстрый тирамису с готовым бисквитом
-
Торт «муравейник» из печенья
Облегченное меню
Поскольку Новый год — это ночной праздник, когда застолье начинается в 20:00-21:00, а заканчивается за полночь, имеет смысл сделать стол простым и относительно полезным, а не жирным и тяжелым. Так, свинину можно заменить индейкой и рыбой, а кремовые торты — фруктовыми десертами. Ну а «майонезные» салаты — канапе.
Если же в семье чтут традиции и хотят видеть на столе «шубу» или оливье, можно пойти на компромисс — приготовить одно новогоднее блюдо, но сэкономить время на других процессах. Его лучше использовать для украшения пространства и создания той самой, незабываемой атмосферы, в которой, наконец, можно расслабиться.