В белорусском народном календаре есть особенный праздник — Багач. Его принято называть праздником урожая, когда заканчивается жатва и каждый хозяин может оценить — с чем он будет зимовать.
Багач — что отмечаем?
В Беларуси за осенним народным праздником закрепилось имя Багач. Но в других славянских странах его называли совершенно по-разному — Луков день, Пасекин день, Малая Пречистенка и другие.
В православном календаре есть свой аналог Багача — Рождество Пресвятой Богородицы. И это не совпадение, ведь праздник урожая это и день почитания зрелой женщины-матери, берегини и хранительницы очага.
Православные христиане торжественно встречают Рождество Богородицы 21 сентября, Багач также отмечается в конце сентября, после окончания полевых работ и сбора последнего колоса.
У славян есть еще один праздник, связанный со сбором урожая — это “Дажынкi”. С 1996 года в Беларуси его отмечают на государственном уровне и чествуют хлеборобов. Почти в каждом районе и области проходят свои “Дажынкi” различного уровня пышности и представительности.
Традиции Багача
Багач — древний сакральный праздник, восходящий ко временам язычества. Он связан с силами Земли и Матери-Природы. Потому во второй половине осени, когда поля и сады пустеют, можно немного отдохнуть и поблагодарить природу за полученный урожай.
В разных регионах Беларуси праздник урожая Багач имеет свои традиции, но можно выделить и что-то общее.
В деревнях было принято гадать на колосках и узнавать про будущий урожай, “разглядывать” жениха и даже “видеть” количество детей в браке.
Связанный сноп колосьев — это вообще один из символов праздника. Его принято было ставить в “красном” углу, рядом с иконами и хранить до следующего урожая.
В этот день было принято сидеть в доме с огнем. В горнице зажигали свечу и ставили ее в миску с зерном или просто проводили вечер при лучине и читали молитву. Считалось, что огонь обладает очистительной силой и заряжает энергией жизни.
Особое значение при праздновании Багача имел культ матери. В этот день деревенские женщины водили хороводы, дарили подарки бабкам-повитухам, ходили в гости к старшим родственницам. Почитались недавно родившие женщины, им приносили свежий горячий хлеб и молоко.
Также ходили в гости к новобрачным, “учить их уму-разуму”. Молодым мужу и жене нужно было внимательно слушать наставления свекрови или тещи и благодарить их за науку.
Интересный факт. В Беларуси несколько лет назад была выпущена памятная монета, посвященная народному празднику “Багач”. На ней изображена обрядовая миска с зерном и зажженной свечой. Миска помещена на фоне поля и национального белорусского орнамента и рушника.
На Багача посещали кладбища, наводили там чистоту и приносили плоды нового урожая — хлеб, яблоки или мед.
Вечером было принято устраивать застолье. Иногда его проводили вскладчину и делили еду на всех — не деля и на богатых и бедных.
Багач сегодня
Сейчас традиции народного праздника возрождаются во время проведения народного праздника в “Дудутках” и в Музее архитектуры и быта в Озерце.
Гостям рассказывают и показывают, как проходил Багач в белорусских деревнях — это и сбор урожая, и вождение хороводов и благодарственная молитва.
В программе праздника есть мастер-классы и обрядовые игры. Гости могут увидеть, как плести пояса из соломы или бересты, сплетать колосья в снопы и даже научиться ткать или работать с гончарным кругом.
Осенний праздник урожая устраивают в местных домах культуры — со сцены поют обрядовые песни, рассказывают о традициях и устраивают чаепития.
Народный праздник живет, пока о нем помнят и продолжают чтить.
На 21 сентября приходится один из главных христианских праздников — Рождество Божией Матери. В народе этот день получил название Богач. В разных регионах страны его называют по-своему: Богатырь, Вторая Спажа, Вторая, Малая, Меньшая Пречистая, Зельная, Второй святок, Спожка. Этот праздник заканчивает цикл сбора урожая.
Праздновали его так. Готовили богач — лубок с рожью, в середину которого ставили свечу. Жито приносили жители всей деревни. В дом, где находился богач, приглашали священника. После богослужения лубок с рожью и зажженной свечой в сопровождении всех жителей обносили по деревне. Затем участники шли к следующему дому, в который на целый год помещали богач. Очевидна магическая направленность обряда на сохранение благосостояния, урожайности, семейного счастья.
Богач в системе календаря выделяется как праздник, максимально приближенный к Воздвиженским солнечным торжествам. Зажженная свеча как прообраз Солнца, источник света соотносит обряд с празднованием осеннего равноденствия. Объединение свечи и зерна как символа благополучия наглядно демонстрировало представление о Солнце — покровителе земледелия.
Праздничный день не только подытоживал сделанное, но и настраивал на дальнейшие работы: «Богач — берись за рогач (соху. — Прим. авт.), иди под овес пахать», «Пришел богач — бросай рогач, бери севеньку, сей мало-помалу».
На Витебщине в этот день женщины ходили по полям льна и приговаривали: «Пусть будет лен таким долгим, сколько мы прошли». В западных регионах на Богач убивали животное, а хозяина, который жалел зарезать барана, предостерегали, что «того барана волк порвет».
Завершает неделю Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник православная церковь отмечает 27 сентября. Верующие вспоминают, как в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Примечали, что солнце в этот день на рассвете «гуляе», «прыгае», «дзвiжацца», как на Купалье и Рождество. Наши предки считали, что «Узвiжанне — дзень «закрывання» зямлi на зiму».
По легенде, в это время проходит сбор всех змей, ужей и ящериц. Перед тем как уйти в свои норы, они напоследок греются на солнышке, шипят-разговаривают, общаются между собой. Во главе змеиного шествия следует Царь-змей, а следом за ним — «незлiчоныя паўзуны».
На Узвiжанне халат з плеч, а кажух на плечы. Узвiжанне з поля збiрае. На Узвiжання пару гадзюкi й вужакi хаваюцца ў нару.
Интересно, что у нас еще до недавнего времени были камни, именуемые в народе «вужынымi» и «змеевымi». Вообще, отношение к камню как к живому существу характерно для белорусов. Например, «Змееў камень» возле деревни Гоголевка Чашникского района имеет такую историю. По поверьям, под ним в пещере жил когда-то Змей. Он мог разговаривать и иногда превращался в человека. Змей этот был хорошим портным и однажды влюбился в красавицу из соседней деревни, за что был наказан самим Перуном — погиб от удара молнии.
Под «Вужовым камнем», что на Полоччине, огненный Змей прятал свои несметные сокровища. По преданиям, вблизи Островца некогда находился «Вужовы камень», под которым жил «цмок» по имени Вяль. Он мог передвигать камень, забирал в ближайших селениях «свойскую жывёлу» и «шкодзiў».
В фольклоре восточных славян, народов Балтии есть сюжет о том, как сам Перун прячется под камнями, но всегда преследует своего противника Змея, чтобы уничтожить его. Заметим, что довольно часто в сказках Змей может выступать не только как апологет зла, но и как волшебный помощник героя.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Праздник урожая — один из четырёх важнейших дней колеса года, приуроченный к дням осеннего равноденствия — самого крупного осеннего праздника. Это праздник рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени. На Руси день осеннего солнцестояния считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.
Для древних славян наступал Новый год, или Новолетие. Ночь начинала двигаться не «куриными шажками»,а «лошадиными прыжками». Славяне праздновали целую неделю. Поклонялись духам, справляли праздник урожая, гадали. Пекли много пирогов. Первый каравай выпекали из зёрен первого сжатого снопа. Его ели всей деревней. Второй каравай отправляли в костёр — угощение предкам.
Проводили множество гаданий и ритуалов. Одним из основных ритуалов был ритуал общения с духами предков. А ещё на равноденствие хоронили мух. Считалось, когда насекомое засыпает, осень окончательно прогоняет лето. С мухами хоронили всё отжившее, плохое.
По народному календарю, в день осеннего равноденствия, осень переходит во вторую стадию — золотую осень. Эта красивая, бравшая за живое классиков пера и кисти пора продлится до 14 октября.
Обязательно делаем магических куколок — Зерновушку и Богача. Кукла Богач (мужичок) делается в пару Зерновушке на благополучие в семье.
С виду Богач — простой мешочек, а на деле верный помощник. При создание Богача думали о своём роде, предках с любовью и благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась чёткая задача, например, прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и т.д.
У Богача в мешочке зерно — основа благополучия и богатства. Как правило, куколку заполняют ячменём или пшеницей. Это означает круг жизни.
Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено, Богач становится незаметным, «невидимым». Если дома есть пара, Богач и Зерновушка, то их всегда ставят рядом, так как идут они рука об руку по жизни вместе, оберегая семью, дом, урожаи.
Это был замечательный праздник.
Было очень приятно провести время с интересными людьми, сделать что-то своими руками… прикоснуться к чему-то удивительному и магическому, быть частью круга *кстати, очень интересный факт, нас было 12 человек, вот давно замечала, что это непростая цифра*!
Спасибо всем и мирозданию в особенности.
Справа парочка, сделанная мной, теперь они живут с нами и, надеюсь, будут помогать!
Праздник Богач на Осеннее Равноденствие.
Совсем скоро у нас наступает замечательный день.
Замечательный праздник в Нашей Славянской Традиции — Осеннее Равноденствие.
С ним связано огромное количество Обрядов. Действий.
Ну и самое главное это праздник. Праздник Богач.
Праздник Богач на Осеннее Равноденствие.
То есть, праздник урожая, как знают его многие.
Для кого-то это новый год. И это тоже неплохо, и это тоже правильно.
Потому что именно этот день завершает трудовой год крестьянина.
Собран урожай. Посчитан он уже. Это знаете…
Этот праздник идет как выдох. Выдох крестьянина работающего на земле.
Этим праздником он завершает свою страду, летнюю.
Что такое Праздник Богач?
Самое простое, как я уже говорил — это праздник урожая.
Праздник богатого стола.
Праздник, завершающий трудовой цикл.
Что на нем происходит?
А на нем происходят чествование того, что подарила нам Матушка Сыра Земля.
То, чем напитал наш Отец Солнце.
Это праздник, который начинает целый цикл Обрядов.
Кроме праздник урожая в эти дни, подчеркиваю друзья, в эти дни…
Это не один день!
Это был целый цикл обрядов и действий.
Например:
В эти же дни проходило Имянаречение. В эти же дни игрались свадьбы.
Вот я, например, буду проводить Славянский Обряд Венчания в эти несколько дней.
Плюс ко всему, с этим праздником, осенним равноденствием и праздником Богач связаны еще одни обряды.
И в первую очередь, они связаны с Древом Рябина.
Почему это так?
А потому что именно в эти дни наливается плодами это Древо.
И оно имело очень большое значение в Славянской Традиции.
Как Обережная, так и любовное.
А я уже говорил, что именно осенью игрались свадьбы.
Поэтому, если вам интересна Славянская Традиция.
Если вам интересны Обряды на Осеннее Равноденствие.
И конкретно Древо Рябина…
Какие Боги почитались в этот день?
Как с ними взаимодействовали?
Приходите на открытую встречу в Школе Рун Славянских Богов.
Которая пройдет 22 сентября.
Начало вебинара в 20:00 по Москве. Вход свободный.
Кнопка под этим видео.
Приходите, будет интересно.
21.09.2021
В белорусском народном календаре Багач – особенный праздник.
В православном календаре есть свой аналог Багача – Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое 21 сентября. Другие названия праздника: Малая Пречистая, Оспожинки, Осенины.
И это не простое совпадение, ведь праздник урожая – это и день почитания женщины-матери, берегини и хранительницы очага.
Как древний сакральный праздник, Багач восходит ко временам язычества и связан с силами Земли и Матери-Природы. Когда поля и сады пустеют, можно сделать передышку и поблагодарить природу за полученный урожай.
Один из символов праздника – сноп колосьев. Его ставили в «красном» углу, рядом с иконами и хранили до следующего урожая. Служили молебен «За новы ураджай i Божую шчодрасць да людзей».
В горнице зажигали свечу, ставя ее в миску с зерном – принято было читать молитву с огнем. Считалось, что огонь обладает очистительной силой и заряжает энергией жизни. Миска с рожью со свечкой посередине так и называлась, багач.
Особое значение при праздновании Багача имел культ матери. Женщины водили хороводы, дарили подарки бабкам-повитухам и ходили в гости к старшим родственницам.
В деревнях было принято гадать на колосках на будущий урожай, жениха и даже количество детей в браке.
А 22 сентября известен как День осеннего равноденствия. День равноденствия почти у всех народов всегда был связан с мистикой и различными магическими ритуалами, призванными задобрить высшие силы. Кельты называли его Мабон. Многие исследователи считают и знаменитый Октоберфест дальним родственником Мабона.
Что же нужно делать в этот день?
Хвастайтесь своими достижениями. В этот день древние славяне допускали даже похвалу своим детям. В остальное время опасались сглаза.
Попрощайтесь со всем тем, что должно уйти. Время уходить. Ведь мы не оплакиваем ботву, которая остается в поле после собранно урожая! Она перегниет и даст пищу новой жизни. Прощайтесь! И пусть будущий год предстанет перед вами полем, готовым к посевам и новым росткам.
Угощайте и дарите подарки. Угощая, радостно и с удовольствием принимайте похвалу. Дарите безвозмездно, а принимайте с благодарностью.
Украсьте дом осенними листьями, поздними цветами и последними плодами.
Кто любит ритуалы, зажгите свечу цвета урожая (желтую, золотистую, красную, коричневую). Или свечи всех этих цветов. И долго смотрите на горящее пламя этих свечей. И вы будете удивлены тем, как просто, легко и незатейливо можно создать праздник в обычный осенний день!
На Осенины готовят жилье к зиме, заменяют летний текстиль зимним, проверяют запасы в кладовых, делают последние заготовки.
Равноденствие – повод подвести итоги того, что было достигнуто за год на всех планах бытия. В этом дне заключена собственная магия. Многие ритуалы связаны с урожаем и сохранением плодородия. Например, в старину женщины дергали в огороде морковь и сразу же прикладывали ее к низу живота, прося у Богов для себя плодородия.
Пища в праздник равноденствия должна быть соответствующая. Это плоды нового урожая: различные осенние овощи, особенно кукуруза, фрукты, яблоки, фасоль, кабачки и тыква. Дома пекут кукурузный хлеб и готовят блюда из фасоли. Во многих европейских странах по сей день живы старинные традиции праздника. Например, в воскресенье после ближайшего к осеннему равноденствию полнолуния проводят Фестиваль благодарности за урожай.
Сейчас праздник окрашен христианской символикой – прихожане украшают церкви плодами урожая из своих огородов и ферм, собирают средства на благотворительность. Вечерами фермеры проводят ужин для всех работников, поздравляя всех с урожаем и выражая благодарность за него.
У славян в осеннее равноденствие по традиции готовили пироги с разной начинкой, украшали дома рябиной, которая была призвана охранять жилище от темных сил с приходом зимы. Рябиной же и защищались от нечисти, обводя круг вокруг себя или своей постели перед сном. В Осенины гасили старый огонь в доме и зажигали новый, меняли текстиль в домах на зимний, чистили и наполняли погреба.
Традиционно День осеннего равноденствия отмечают в Беларуси в конце сентября. Чем примечателен народный праздник и где проведут обряды в этом году?
В День осеннего равноденствия Солнце, двигаясь по эклиптике (траектория его видимого годичного движения по большому кругу небесной сферы), переходит из северного полушария небесной сферы в южное. В результате в Северном полушарии планеты наступает астрономическая осень.
Раньше астрономическая осень соответствовала осени вокруг: убранным полям, сжатым нивам, золоту листы. Ещё к этому времени были полными закрома с хлебом. Поэтому этимология названия народного праздника вполне соответствовала состоянию хозяйства в это время. «Богач» – одно из пожеланий у белорусов, которое звучит как заговор: «Будзь багаты, як восень!».
Какие традиции существовали на «Богач»?
В деревнях существовал обычай, по которому от каждого члена семьи приносили по горстке ржи, обмолоченной с первого снопа на «Зажынках». Рожь складывали в общий короб (лубку), который весь год хранился в одном из деревенских домов. В доме, где находился «Богач», священник служил молебен «За новы ураджай i Божую шчодрасць да людзей». Потом совершался обход вокруг деревни и стада с коробом, в центре которого в зерно была вставлена зажжённая свеча.
Обход у многих народов считался магическим – обходя, как бы очерчивали круг, который должен был защитить от бед, болезней, напастей, нечисти и злых сил. И кроме всего, люди верили в действенность совершённого, а вера давала психологическую и физическую силу.
После обхода шли к дому, в котором весь следующий год должен был храниться короб с рожью. Считалось, что «Богач» должен приносить всей общине, а особенно хозяину, в чьей хате он находится, благополучие, достаток и здоровье. В этом доме проводилось обрядовое застолье.
Где можно посетить народный обряд?
В этом году День осеннего равноденствия отметят 18 сентября в Озерце, 25 сентября в Дудутках и 26 сентября в Дукорском маёнтке.
В музеях расскажут о традициях и истории праздника, проведут мастер-классы и народный обряд, в котором сможет поучаствовать каждый желающий.