Хестер Шел, режиссер, преподаватель актерского мастерства и автор книги «Все о кастинге: Гид для режиссеров», рассказала ScriptMag о том, зачем сценаристам проводить читки своих сценариев с профессиональными актерами, где лучше этим заниматься и как организовывать подобные мероприятия.
Поздравляю! Ваш первый драфт готов. Прогуляйтесь, возвращайтесь и начните переписывать. Вы знаете, что делать… А знаете ли?
СЛАЙД: Месяц спустя
Теперь готов второй драфт.
СЛАЙД: Спустя еще месяц
Вы застряли
А думали ли вы устроить читку? Организация читки с квалифицированными людьми поможет вам разобраться со следующим драфтом. Она поможет вам чувствовать себя увереннее, отсылая свой сценарий профессионалам.
Давайте изучим, что же такое читка, где ее проводить и где найти актеров.
Читки бывают нескольких видов
Формальная читка
Когда мы начинаем новый проект, сериал или полнометражный фильм, мы собираем членов команды и актеров, чтобы прочесть сценарий, прежде чем приступать к производству. Этот сценарий уже одобрен, настолько завершен, насколько это возможно, профинансирован и собрал прекрасный кастинг. Поздравляем, вы присутствуете на читке, и даже смогли отстоять свое место в титрах. И вам заплатили. Сейчас речь не о вас. Ваш проект запустили. Пишите другой.
Неформальная читка
Актеры собираются вокруг стола и вслух читают ваш сценарий. Вам нужны выразительно читающие актеры с хорошими инстинктами, не переигрывающие, не перетягивающие одеяло на себя. Если только вы не задумали фарс.
Неформальная читка — это естественная часть писательского процесса, которая дает вам определенное представление о том, что у вас выходит. Не стоит бояться ее. Читка может прорваться сквозь вашу оборону, чтобы вы смогли поделиться своей работой в процессе. Позвольте остальным чуть подрезать строчки и высечь из них нечто свое. Все-таки, это коллективное творчество, а сценарий — всего лишь схема производства. Это не кино. Это сценарий. Поэтому в ваших же интересах начинать отпускать его уже в процессе и учиться слушать, что говорят другие.
Не имеет никакого смысла ждать месяц, пока вы напишете пятый драфт, который все равно не сработает. Потом вы будете чувствовать себя ужасно и думать, насколько он плох. Это запускает творческий ступор. Не стоит. Вытащите сценарий у себя из головы. Читка может избавить вас от страданий.
Во время читки вы должны сфокусироваться на словах: как реплики и описания действий можно сократить? Какие сцены убрать или передвинуть? Читка должна обращать внимание на язык и выбор слов, а не на актерские интерпретации персонажей. Попросите, чтобы они читали свои реплики как можно проще. Прислушивайтесь к их действиям, эмоциям, переходам и сменам ритма. Запомните: то, как актер читает определенную строчку (тон, громкость, ритм, вербальные действия) всегда меняется. Если у истории мощная основа, ее мир и действия персонажей говорят сами за себя. Неформальная читка — это не то же самое, что репетиция на ногах со сценарием. Не приглашайте зрителей. Читка создана не для этого. Оставьте это для инсценировок, которыми вы будете привлекать инвесторов, когда у вас на руках будет отшлифованный финальный драфт.
Инсценировка
Слегка отрепетированная читка, обычно вместе с режиссером, для публики. Здесь могут присутствовать потенциальные инвесторы или простые зрители.
В помещении могут быть стулья, пюпитры, а актеры могут носить с собой свои копии сценария. Иногда они входят и выходят. Для некоторых инсценировок организовывают световые эффекты или проекции сторибордов или фото локаций. Актеры могут знать текст, но все равно носить с собой сценарии, чтобы напомнить зрителям, что это всего лишь читка, а не полноценная пьеса.
К инсценировке стоит прибегать, когда у вас есть финальный драфт и вы уверены, что в нем уже не будет особых изменений. Он готов попасть на рынок или запустить препродакшн. Пригласите ваших зрителей остаться после, вам будет полезно услышать их отзывы. Будьте готовы предоставить им копию сценария.
Теперь, когда мы знаем, что это, давайте поговорим, зачем это нужно и как это сделать
Вы читали свой сценарий раз за разом, и в вашей голове все звучит прекрасно. Зачем же устраивать читку? Вам нужно услышать текст вне вашей головы, в исполнении другого голоса. Услышать, когда описания действия становятся многословными и мешают диалогу. Услышать, когда диалоги мешают действиям. Если мы что-то видим, это не обязательно описывать словами. Прислушайтесь к арке сюжета. Прислушайтесь к арке персонажа, а особенно — к ритму и выбору слов. Отделите персонажа от интерпретации. Наберите достаточно актеров, чтобы самому не читать одну из ролей, и записывайте замечания.
Когда?
Проводите читку, когда вам кажется, что у вас на руках мощный третий или четвертый драфт, где в каждой сцене есть значение, все служит сюжету и расставлено в нужном порядке. Настала пора найти скрытые дыры, отполировать диалоги, чтобы все панчлайны были выразительными.
Где найти актеров?
Актеры обожают читки. Всегда начинайте со знакомых людей, с которыми вы уже работали раньше. Если у вас мало знакомых в профессиональной среде, обратитесь к сообществу. Есть множество способов это сделать: например, социальные сети. Опубликуйте анонс на Facebook в местных группах, посвященных фильмам и актерам. Проверьте свои контакты и попросите друзей-режиссеров прийти и почитать. Отошлите письма в местные театры. Дайте каждому несколько ролей. Если у вас есть бюджет, небольшая компенсация будет кстати. В противном случае, можете пообещать печеньки. Будьте предельно ясны: участие в читке не гарантирует роль в кино, там не будет режиссера или продюсера, и все это исключительно для сценариста.
Поскольку речь идет о неформальной читке, не сильно переживайте, если кто-то из актеров не подходит по возрасту или полу. Это не кастинг. Если вы не можете найти семидесятилетнюю женщину на роль бабушки, пусть ее прочитает кто-то другой.
Где?
Многие будут чувствовать себя некомфортно, приходя к кому-то домой, если только они уже не знакомы. Наверняка у вас есть несколько друзей в индустрии, которые будут рады прийти, посидеть с вами за столом и помочь. Но так бывает не всегда, поэтому неплохо бы позаботиться о нейтральном месте.
Проверьте, есть ли пространство в местной библиотеке или коворкингах. Изучите все правила. Бронируйте места заранее. Трех-четырех часов будет достаточно: два часа на читку полнометражного фильма, час или больше — на дискуссию. Учтите время на знакомство. Ожидайте оживленное обсуждение, поскольку у актеров могут быть замечательные предложения. Каждый хочет быть услышанным. Чтобы не сильно углубляться в изменения одной строчки, используйте таймер или песочные часы. Это поможет подогнать особо нерасторопных актеров.
Дальнейшее обсуждение
Чтобы начать обсуждение, попробуйте использовать «Неожиданные перерывы». Каждый раз, когда вы доходите до последней страницы или человек, который читает описания действий, говорит: «Затемнение», — попросите всех кратко высказать свои впечатления и прислушивайтесь к этим инстинктивным ответам. Сделайте перерыв. Наполните стаканы напитками и погрузитесь в комментарии. Спросите у собравшихся, что работает. Напишите это или же используйте диктофон для комментариев. Переходите к разделу «Что не сработало». Готовьтесь к самым разнообразным вариантам ответов. Каждый отвечает по-своему, поэтому не стоит переживать о комментариях, с которыми вы не согласны. Просто поблагодарите человека и запомните то, что наиболее актуально для вас. Ищите точки пересечения комментариев: что справедливо для всех, какие мнения совпадают. Если всем не нравится концовка, значит, ее, скорее всего, нужно переработать. Если никому не нравится злодей, это хорошо.
Делайте пометки, где нужно усилить диалоги, действия и описания сцен, следите за опечатками и пунктуацией. Обратите внимание, где в действиях не хватает запятой.
Очень просто забыть бессмысленный комментарий или тот, с которым вы не согласны. Вы сами поймете, какие предложения лучше всего подходят для вас. Реагируйте нейтрально и не защищайте текст. Говорите как можно меньше. Просто слушайте. Не оправдывайтесь. Если вы говорите больше всех, вы не слушаете.
Отлично. После всех изменений вам, скорее всего, понадобиться еще одна читка, или вы можете отправить сценарий в профессиональный сервис анализа сценария.
Мы с моим соавтором устраивали личные читки по видеочату (мы с ней живем в разных концах страны). Технологии — ваш союзник.
Мы внесли много изменений, нашли множество дыр и готовы использовать один из сценарных сервисов. Этого мы смогли добиться к четвертому драфту.
Читка сценария
Наконец вам покажется, что дальше ничего улучшить в вашем сценарии вы уже не сможете. Именно в этот момент вам нужен кто-то (приятель или два) в качестве беспристрастного наблюдателя, еще несколько человек для исполнения всех центральных ролей в вашем сценарии, кто-то на роли второстепенных персонажей и кто-то для чтения описаний. Если вам сложно найти добровольцев-актеров или студентов, обратитесь к друзьям или профессиональным службам, перечисленным в главе 9.
Вручите исполнителям экземпляры (не давайте текст аудитории, вам нужно, чтобы она слушала его, а не читала). Включите звукозаписывающее устройство, и пусть актеры читают. С этого момента вам надлежит держать рот на замке. Вы не можете быть режиссером в этом упражнении. Вам нужно увидеть, что представляет собой ваша рукопись сама по себе, когда у вас нет возможности разговаривать с ее читателями и «объяснять» им, что они упустили.
Когда они закончат, прежде всего, узнайте мнение аудитории. Была ли история захватывающей? Насколько диалоги понятны, интересны, правдоподобны? Было ли смешно? (Хороший способ проверки: если ваши друзья смеялись во время читки, значит, было смешно. Если они не смеялись, но сказали, что было смешно, это просто любезность.)
После этого спросите исполнителей, что они думают о сценарии и что, по их мнению, можно в нем улучшить.
Наконец, если актеры настроены доброжелательно, попросите их отложить сценарий в сторону и, с учетом всего, что они узнали о героях и истории, сымпровизировать какую-нибудь сцену, которая вас больше всего беспокоит.
Получив комментарии и предложения от всех участников читки и имея запись на вашем аудиоустройстве, отправляйтесь домой и с учетом всего услышанного дорабатывайте и шлифуйте ваш сценарий.
Сцена в кино. Мысль вторая. Актёры
Перед вами вторая часть большой статьи о постановке сцены. Сцена в кино, как нетрудно догадаться, состоит не только из драматургии — в таком случае её следовало бы оставить на бумаге, а не переносить на экран. В моем субъективном рейтинге вторым по значимости процессом после разбора драматургии является работа с актёром. Об этом в сегодняшней мысли о постановке.
Я уже говорил о моём отношении к актёрам в статье «Общее дело». Кинорежиссёр всегда предъявляет товар зрителю лицом. Актёр и есть то самое лицо. Именно он с экрана донесёт до человека эмоцию, взволнует его или же наоборот, заставит заподозрить обман. Артист словно глашатай ваших мыслей и чувств. Поэтому относиться халатно к работе с актёром — преступление перед лицом собственного фильма.
Безусловно, существует некоторое количество постановщиков, полагающих, что актёр, выражаясь словами Микеланджело Антониони «всего лишь элемент изображения, причём далеко не всегда самый главный». Может быть найдётся читатель, согласный с этим подходом — что ж, повторюсь, правильного рецепта не существует. Мне ближе идея о тесной работе с артистами.
Итак, во время пре-продакшена мы провели кастинг, утвердили актёров на роли во всей истории. Что дальше?
Как всегда, сколько людей, столько и путей. Расскажу, пожалуй, о собственном подходе к работе с актёром, а вы для себя решайте сами. Я снова, вооружившись карандашом и своим экземпляром сценария, начинаю расписывать мотивации для каждого героя.
Чего добивается герой вообще во всей истории? Ответ на этот вопрос даёт нам понимание общую линию поведения этого человека. Затем я выясняю, чего хочет персонаж уже в каждой отдельной сцене. Возникнет ясность с конкретными действиями героя внутри эпизода.
Приведу абстрактный, но очень простой, наглядный пример. Парень и девушка сидят в ресторане. Парень пришёл сюда для того, чтобы красивым жестом сделать ей предложение — кольцо у него уже в кармане. А девушка, наоборот, хочет как можно более мягко сообщить молодому человеку, что им нужно расстаться. От этого совершенно логичным образом станет протекать вся сцена в кино. Порой внутренние мотивации персонажей становятся по-настоящему неожиданными и сложными. Главное, не намудрить, и чтобы в основе мотиваций лежал здравый смысл.
Когда прояснились мотивации, я выписываю отдельно основные черты характера персонажа а также что-то вроде его эмоционального кода. То есть, например, «Иван. Основная черта — лень». Или «Ольга. Основная черта — педантичность». Лично мне таким образом удобнее определить эмоциональный тип существования персонажа в кадре.
Впрочем, в определённой степени изложенные выше действия — это примерная подготовка материала. Настоящая работа начинается уже в живом общении с актёром. И тут очень большое значение я придаю читке.
Что такое читка?
Само по себе мероприятие бесхитростное. Режиссёр вместе с актёрами собирается где-нибудь на несколько часов (желательно в уютном месте) с целой кипой распечатанных сценариев. Естественно, с карандашами (куда же без них!) и кофе-чаем. И все вместе спокойно читают каждую сцену по ролям.
Как только прочли — тут же обсудили, разобрались, что же там внутри происходит. Каждый высказал свое мнение, попробовали расставить акценты, прочитали снова. И так, в обсуждениях, иногда очень горячих, каждый доходит до понимания, как нужно делать эпизод. Нередко предварительные наработки режиссёра полностью перечёркиваются результатами такого общения, потому как коллективной работой рождается нечто более живое.
Этого ни в коем случае не стоит бояться — лишь хвататься и радостно использовать. Правда, нельзя в то же время поддаваться на откровенное давление и уходить от собственной концепции, сверхзадачи. Стоит также отметить, что читка – это не полноценная репетиция, это всего лишь набросок контура будущей сцены.
Специально для читателей я смонтировал небольшое видео, состоящее из фрагментов читки с актёрами Игорем Клычковым и Романом Дадаевым при подготовке короткометражного фильма «Серые дни» и кусочков тех же сцен, получившихся уже на этапе съемок.
Лично я очень люблю читки. Жаль, в силу обстоятельств в бесплатном кино практически никогда не бывает достаточно времени на них.
Та же история и с репетициями. Счастье, если у вас и ваших актёров появляется возможность как следует порепетировать. Чем лучше отрепетирована сцена — тем легче и быстрее идёт сама съемка. Мне не везло практически никогда. Поэтому я вынужден был минут за 20-30 до начала съёмки уже на площадке проходить сцену. Это, собственно, приводило к тому, что репетиция плавно перетекала в непосредственно съёмку.
На площадке с актёрами важно развести мизансцену — их физические действия и перемещения по объекту, приближение или удаление от камеры и т. д. Но герой не может просто ходить или стоять — любые его движения должны быть наполнены внутренним развитием. В противном случае получится самый ужасный российский сериал.
В силу ограниченности формата я не могу по-настоящему подробно коснуться актёрских систем, но думаю, что в разделе профессиональной литературы можно будет позже поговорить о Константине Станиславском и Михаиле Чехове. Предварительно очень рекомендую ознакомиться с их трудами. Потому что если режиссёр не поработает с актёрами, то больше с ними некому работать.
Тем не менее, читатель, особенно никогда не работавший с профессиональными артистами, может справедливо вознегодовать — «А что если в мою картину не удастся позвать профессиональных актёров?!». Резонный вопрос. Я тоже первые несколько фильмов снимал с друзьями и знакомыми. И там, конечно, своя специфика.
В то время, как профессионал идёт от знаний и опыта, любитель может оперировать лишь инстинктом, ощущением. Поэтому здесь основную работу нужно провести еще на кастинге. Обратить внимание на психофизику человека (характер движений, мимики), голос, взгляд, и, самое главное, отношение к объективу камеры — еще до съемок постарайтесь много фиксировать его на видео, чтобы понять, естественно ли он ведёт себя в кадре.
Ну и пожалуй, надо особый упор делать на типажность. Кстати, в работе с непрофессионалами тоже есть свои плюсы: если удалось добиться точного попадания, то в роли появится неповторимая правда, а также у них, как правило гораздо свободнее график, чем у артистов. Рекомендую посмотреть два фильма Андрея Кончаловского: «История Аси Клячиной» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в которых практически все исполнители — обычные деревенские люди, и при этом это художественные кинокартины.
Думаю, стоит обозначить некоторые выводы. Чтобы сцена в кино с актёрской точки зрения получилась, следует:
- Точно обозначить мотивации персонажей и их характеры
- Провести читки и/или репетиции
- Проработать поведение актёра в кадре, разобрать сцену по физическому и внутреннему действию
Я очень сильно упрощаю. Реальность, конечно же, гораздо сложнее. И любой, кто сталкивается с реальным кинопроизводственным процессом сразу же поймёт, насколько многогранна работа с актёром.
Но я стараюсь нарисовать что-то вроде примерной карты местности, чтобы уже, отталкиваясь от неё, можно было самостоятельно исследовать и путешествовать по удивительной стране под названием «сцена в кино».
Об авторе: Влад Дикарев
Независимый режиссёр и сценарист.
Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте и Telegram
Как в Петрозаводске можно попасть в театр, не заходя в театр? Могут ли открытые читки пьес считаться полноправным жанром современного театрального искусства? Кому они нужны?
В Петрозаводске набирает обороты свободный и демократичный вид театрального искусства — публичная читка. Актеры из разных театров города собираются вместе, чтобы читать на публику пьесы современных драматургов. Читают в самых разных местах. Иногда читка превращается в хороший камерный спектакль.
Олег Липовецкий:
«Что такое читка пьесы? Читка готовится режиссёром и профессиональными актёрами. Читка — это своеобразный спектакль. Нет декораций и костюмов, но есть ваше воображение. Нет мизансцен, но есть актёры, которые создают характеры персонажей. Есть текст, который оживает в речи артистов, есть мысль, которую стремится донести в своём разборе режиссёр. И есть Вы — уникальный зритель, который может высказать своё мнение в обсуждении, которое обязательно состоится после читки».
«Лавочники»
В Доме актера открылась «Лавка драматурга». Полное название проекта звучит так — LAV.КА драматург.OFF. Каждый месяц актеры собирают зрителей, чтобы представлять им пьесы и самих драматургов. В конце действия проходит обсуждение услышанного и увиденного.
В конце сентября здесь прошел спектакль-читка пьесы Евгения Бабушкина «Конечность». Драматург, специально приехавший на читку из Москвы, стал один из участников действия. В игровом пространстве для него была поставлена лавка, и зрители по лицу автора пьесы могли следить за тем, насколько точно актеры передают замысел творца.
Пилотный запуск «Лавки» оказался вполне удачным. И пьеса оказалась очень хорошей, и актеры точно попали в ее тональность. Организовал эту читку артист Театра драмы «Творческая мастерская» Юрий Максимов. В спектакле приняли участие Дмитрий Максимов из «ТМ» и актеры Театра кукол: Влад Тимонин, Марина Збуржинская и Наталья Васильева.
Юрий Максимов,
актер, драматург, режиссер, создатель «Лавки драматурга»:
— История с пьесой «Конечность», которую мы прочитали для зрителей, — своего рода продолжение нашей, отдельной от государственного театра, работы. Правда, до сих пор актеры читали пьесы, написанные мной. Иногда читки у нас могли перерасти в спектакли-читки. Так случилось, например, с «Дорин Палмер». С этой работой мы собираемся поехать в декабре на фестиваль «Рождественский парад».
Сейчас мы представляем произведения молодых авторов, которые хотели бы принять участие в нашем проекте. Эти люди живут в разных городах и пишут в разных жанрах. Мы выбираем то, что нам интересно, разбираем материал, подбираем минимальный реквизит. В партнерстве с актерами выступает Сергей Шеляговский, который отвечает за свет и музыку.
«Лавка драматурга» для нас — проба пера, возможность регулярно пробовать новое. Мы читаем и играем, можно так сказать, для собственного удовлетворения. Иногда необходимо быть независимым от выбора, который делает театр, и действовать самостоятельно. Потом мы даем авторам шанс быть услышанным. Это очень важно.
Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «LAV.КА драматург.OFF.» социальной сети.
«Нетошники»
Арт-пространство Agriculture club в помещении кинотеатра «Калевала» каждый месяц предоставляет место для проекта «НЕ ТО» («Ночное единение театра и общества»). Встречи поздние, начинаются почти в полночь. Публика этому только рада. Интригу встреч творческая команда формулирует так: «Почему эта пьеса не будет поставлена в театре в ближайшее время? Есть ряд причин… Если не догадываетесь о них, то придите и посмотрите сами».
Дебютом проекта стала читка пьесы Валерия Шергина «Концлагеристы». В ней приняли участие актеры Театра драмы «Творческая мастерская» Александр Галиев и Виктория Федорова, актеры Театра кукол Влад Тимонин и Олег Романов, а также Евгений Терских, Олег Липовецкий и Леонид Прокофьев.
Олег Липовецкий,
актер, режиссер, автор проекта «НЕ ТО»:
— Определённых временных рамок у нашего проекта нет. Он будет существовать столько, сколько позволят воля организаторов, предлагаемые обстоятельства времени и запрос от зрителя. Читка как театральная форма продвижения пьесы пришла в Петрозаводск четыре года назад вместе с конкурсом «Ремарка». «Ремарка», теперь признанная одним из лучших русскоязычных драматических конкурсов, была вынуждена покинуть Карелию из-за отсутствия желания сотрудничать у драматических театров Петрозаводска.
Мы делаем этот проект ночью и вне театрального пространства, чтобы не зависеть от расписания и репертуаров государственных театральных учреждений. Ночной формат привлекает молодёжь, а субботняя ночь в нашем сознании уже давно маркирована под время развлечений. Пусть это будет интеллектуальное развлечение — это же здорово! Плюс есть некий флёр причастности к тайне искусства и избранности. Мы проверили этот формат, и он отлично работает. Первая читка пьесы «Концлагеристы» прошла при абсолютном аншлаге.
Театральное искусство постоянно развивается, как и любое другое. При сплавах различных направлений в искусстве происходят очень интересные вещи. Читки пьес давно уже заняли свою нишу на театральном пространстве России. Чем объяснить их популярность? Во-первых, мне кажется, в наше время, когда человекам пытаются всё разжевать и вложить в рот, говорят, куда смотреть, что покупать, как поступать, людям просто нравится, что за них ничего не решают и позволяют работать их уму и душе. Во-вторых, артисты получают возможность попробовать себя в чём — то новом, недоступном для них в репертуарном театре, поработать в другой команде. Это отличный профессиональный тренинг. И, конечно, огромную роль играет незатратность этого жанра. На мой взгляд, да, это уже теперь отдельный театральный жанр со своими законами и выразительными средствами.
Ещё, наверное, в век массового искусства и производства, когда люди устали от того, что их превращают в безликую массу, зрителю важно, чтобы разговаривали именно с ним. На его языке. Я говорю о точном адресе спектакля. Театр — это разговор по душам, а не по телевизору. А дальше — у разного зрителя — разные запросы. И задача театра не только соответствовать этим запросам, но и создавать их. Работать со зрителем, растить и воспитывать его. И делать это можно только всем вместе. Это не сделать в рамках одного, даже очень хорошего, театра никогда.
Расписание ближайших читок и информацию о них можно узнавать в группе «НЕ ТО. Ночная читка» социальной сети.
https://eb.utuoy/6Gj_2-jNNdo
На прошлой неделе в офисе Good Story Media прошли читки сценария второго сезона сериала «Иванько». В одном из кабинетов собрались практически все актеры, занятые в главных и второстепенных ролях. Зачем вообще нужны читки и в чем их отличие от репетиций рассказывает автор сценария и креативный продюсер проекта Ксения Воронина, а дополнила ее объяснение исполнительница роли Вали Иванько — актриса Лина Миримская.
Ксения Воронина:
Читка — это чтение сценария по ролям. Мне лично очень важно, чтобы еще до начала съемок, сценарий зазвучал голосами его персонажей.
Это полезно и для самих актеров. Есть герои, которые вообще не пересекаются на протяжении всего проекта друг с другом, у них нет совместных сцен, а читка дает возможность всем почувствовать «ткань» проекта, ее ритм. Плюс читка помогает в спокойной обстановке разобрать сцены, проговорить возникающие вопросы, чтобы не тратить на это время на съемочной площадке.
Мы снимаем серии не по порядку, а сценами. Например, сегодня смена для трех актеров на одном объекте, снимаем сцены из первой, пятой и десятой серий. А на читке читаем всю серию подряд, что дает полное понимание, как началась история и чем она закончилась.
Что касается непосредственно проекта «Иванько», то с момента окончания съемок первого сезона прошло несколько лет, мы все давно не виделись, актеры снимаются в разных проектах, играют в театрах и им вдвойне необходимо это погружение, чтобы вспомнить своего персонажа, его манеры, акценты, то есть определенным образом настроиться.
По итогам читки, в сценарий могут вноситься изменения. Например, какая-то фраза не ложится актеру, и он что-то может сам предложить. Я всегда это приветствую. Кроме этого, на слух становится понятнее, где, например, фраза слишком длинная или еще какие-то нюансы.
Но читка и репетиция — это разные вещи. Читаем сидя, в процессе активно обсуждаем, а репетиция происходит на ногах, с действиями и чаще в декорациях. У нас репетиции чаще всего происходит уже на съемочной площадке, непосредственно перед сценой для того, чтобы актеру были понятны все его действия — откуда вышел, куда вошел, где встал и т. д.
Лина Миримская:
Я считаю, что читка сценария очень важна. Довольно сложно одному читать за всех персонажей, представлять все это правильным образом. Когда же все собираются на читке, текст буквально оживает, наполняется интонациями, и даже то, что казалось не очень понятным или не смешным, когда читает уже конкретный актер может приобретать совсем иной посыл.
-
Опубликовано: 11 сентября 2015
Текст Алексея Крижевского и Антона Хитрова
Драматург, режиссер и куратор фестиваля «Любимовка» — о том, как слушать новые пьесы.
Зачем театру жанр читки — и что в этой форме представления может быть интересно простому зрителю? В разгар одного из главных смотров новых пьес — фестиваля «Любимовка» — ТеатрALL обратился с этим вопросом к драматургу Вячеславу Дурненкову, со-куратору смотра Анне Банасюкевич и режиссерам Дмитрию Волкострелову и Руслану Маликову.
Каждый год в начале сентября множество людей оккупирует Театр.doc, где проходит драматургический фестиваль «Любимовка». Взрывы хохота — от особенно удачных реплик и диалогов — чередуются с горячими обсуждениями достоинств, недостатков и перспектив пьесы, только что прочитанной актерами с листа. Каждый день фестиваль представляет 4-5 новых названий. В этом году читки на фестивале, среди прочих, ставят преподаватель Школы-студии МХТ Юрий Квятковский, режиссер Кирилл Вытоптов и актер Мастерской Брусникина Василий Михайлов, а среди артистов-исполнителей можно увидеть вполне звездных Анну Чиповскую и Дарью Екамасову. В разговоре с ТеатрALL драматург Вячеслав Дурненков назвал читку первым элементом таинства рождения нового спектакля, куратор Анна Банасюкевич вспомнила театральные хиты, в которых чтение с листа стало важным и сильным приемом, а режиссеры Руслан Маликов и Дмитрий Волкострелов дали несколько советов своим будущим коллегам.
Цели режиссера и актера в спектакле и в читке — в чем разница?
Вячеслав Дурненков, драматург, сценарист:
Цель у обоих одна — донести текст. Звучит довольно просто, но это только на словах. От актера и режиссера это требует определенного смирения — нужно отказаться от интепретации, отказаться от серьезных игровых и постановочных решений. Для драматурга самое важное — услышать, как те персонажи, которых он писал на бумаге, разговаривают на сцене, увидеть, как его пьеса «входит в голос». Для молодых драматургов это зачастую оборачивается шоком — ему до сих пор казалось, что его герои разговаривают натурально и естественно, а на читке он может увидеть, что все совсем не так. Я, кстати, пару раз садился серьезно редактировать и менять в своих пьесах после того, как слышал их на «Любимовке»…Режиссер Руслан Маликов: Существуют разные читки для разных задач — например, когда артисты готовятся к постановке — это одно, когда на киносъемочной площадке читают сценарий — другое, фестивальная читка — третье, читки-эскизы — четвертое. Но все их объединяет одно — надо не глушить текст, не трактовать его.
Дмитрий Волкострелов, режиссер:
Режиссеру в читке важно сделать две вещи: подобрать правильных артистов и использовать не более одного приема. Прием может быть любой — например, прошептать всю пьесу…Или, например, максимально ее расчленить.
Анна Банасюкевич, театральный критик, арт-директор «Любимовки»:
Читка, в любом случае, интерпретация — но только здесь средства для нее ограничены — по сути, выбор актеров и разбор текста, и все. Понятно, что текст все равно пропущен через индивидуальность режиссера и актера. По моему опыту, лучшие читки — когда интерпретация дана в деликатном, что ли, ключе, в намеках. По сути даже не интерпретация, а понимание.
Решаются ли в читке творческие задачи? Или это «техническая» работа?
Слышать текст и дать его услышать остальным — вполне творческая задача.
Читка ничуть не менее уважаемый вид работы, чем постановка спектакля. Режиссеру нужно иметь бережное отношение к тексту, искренне его любить — и при этом соблюдать дистанцию, оставлять воздух для будущей постановки. Представить пьесу — это уже большая работа, это уже театр. И в этом смысле «Любимовка» не должна прибедняться — она настоящий театральный фестиваль. И даже театральная фабрика.
- Главная
- Статьи
08 октября 2021
Даниил Кабалин: «Читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра»
Читка — внезапно популярный жанр среди красноярских театралов. Сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. Что такое читка? Почему она интересна зрителю и зачем там режиссёр, разбираемся с актёром, драматургом и режиссёром Даниилом Кабалиным.
Читка. Что это за жанр и почему он может быть интересен зрителю?
Читка — это прочтение пьесы по ролям, но действия разворачиваются вне физической области, а в воображении у зрителя. Это такой театр в голове. На самом деле многим не нравится ходить на готовые спектакли, и они выбирают именно читку, потому что именно в ней есть простор для личной фантазии. То есть зритель сам может представить персонажей, представить локацию и так далее.
Я считаю, что спектакль, это уже готовая форма, где режиссёр, сценарист, актёр уже говорят зрителю что воспринимать, каким образом и показывают, как это все выглядит. И в такой форме остается мало места для полёта воображения и свободы восприятия.
Если это чтение по ролям, зачем тогда нужен режиссёр в читке?
Режиссёр в любом случае — будь то театр, кино, читка или концерт — даёт своё направление произведению и своё видение. То есть он говорит: ребята, движемся вот туда, через 3 километра поворот направо, и мы движемся к нему. Но в отличие от кино, театр очень гибкое искусство. И поэтому иногда режиссёр говорит, в какую точку точно нужно прийти, но как актёры придут к этой точке, режиссёру и самому интересно на это посмотреть.
Читка — это ещё более свободная штука, но всё равно есть режиссёрское направление. И если артисты, музыка начинают выбиваться из одного маршрута, задача режиссёра — вернуть это всё в исходное.
При этом мне кажется, режиссёр ни в коем случае не контролирует весь этот процесс. Он направляет. Ведь один и тот же текст можно прочесть совершенно по-разному. Например в читке «Святой Фри», актриса увидела в своём персонаже боль и страдания и решила, что эту роль и этот текст можно показать через страдания. Но я как режиссёр сказал нет: страдания мы конечно оставляем, но этот человек должен быть тем, кто уже разобрался в себе, разобрался с этим переживанием и пытается донести до своего сына, что в принципе всё нормально и можно уже отпустить эту ситуацию.
Какие приёмы используются в читке в плане иллюстраций?
Это определённо музыка, какие-то элементы реквизита. Читки бывают разные. Минимально — это текст, актёры и зрители. Но бывают читки, когда актёры вообще не отрываются от текста, но при этом они внутри себя совершает психологическое действие. В этом случае его тоже прописывает режиссёр, а также прорабатывает отношения между персонажами, реакции друг на друга. А чтобы добавить атмосферу, появляется музыка, световое решение, реквизиты.
Можно ввести и метафорические предметы, но это опять же если нужно. Можно дать субтитры, поясняющие картинки, потому что чаще всего некоторые вещи на слух воспринимаются сложно, например, места действий, если пьеса нелинейная и запутанная.
Давай разберем твои решения как режиссера на примере пары читок. Начнем с читки «Пол — лава, Маша…»
Очень показательная пьеса, потому что там всегда есть прыжки во времени, и время пьесе не линейно, и это очень сложно воспринимать зрителю: то Маше 24, то 30, то это прошлое, то настоящее. Как облегчить восприятие зрителя в этом случае? Самый простой вариант — дать субтитры проектором за актёрами, где каждый раз появляется возраст и обозначается время действия.
В этой пьесе я также вывел имена героев на проекторе, и было важно их расположение в каждой сцене относительно друг друга, это отражало их взаимоотношения в конкретной сцене. Если в сцене сближение — имена стоят рядом, если один персонаж доминирует над другим, то текстом это также было отражено: один просто стоял выше другого и так далее. Так получились микроподсказки для зрителя о том как воспринимать эту сцену.
Звук. Решение со звуком, как правило, уже прописано в пьесе. И режиссёр, как мне кажется, не должен совсем вдаваться в самодеятельность и что-то придумывать, если этого в пьесе даже нет. На мой взгляд главная задача режиссёра читки — донести до зрителя текст пьесы до зрителя в том виде, в котором её увидел и написал автор. И режиссёру нужно не переборщить со своим отношением и личным восприятием этого текста. Даже нежелательны сокращения текста. А когда ты делаешь спектакль, там уже можно не просто сократить текст, а даже вовсе отказаться от него. В спектакле ты можешь менять сцены местами, вставлять другие тексты, а именно в читке нужно донести целостность.
В читке «Пол — лава, Маша…» используется звук собачьей игрушки-пищалки. Эту же пищалку я решил оставить во время постельных сцен. Ведь этот звук может имитировать как сопровождающиеся вздохи, либо скрип мебели и вообще задаёт такой эмоциональный тон. Хотя изначально этот звук был прописан в тексте пьесы, когда персонажи искали собаку. Я подумал, почему бы не продолжить использовать этот звук, и получилось очень смешно.
Особенно удачно, когда предмет используется не по назначению в театре. То есть мы сначала видим, что в руках есть вот эти пищащие курицы, и мы не понимаем, зачем они, а потом оказывается, они имитируют секс. Очень интересно, когда разные предметы порождают разные ассоциации. По сути, это только звук, но он дает поле для фантазии зрителя и позволяет по-другому смотреть на обычный предмет.
Читка «Номер 15», что там?
В этой пьесе очень много мелких персонажей с буквально одной репликой. Поэтому мы посадили трех актёров (и одного главного), то есть сразу вывели всех на сцену и дали им картонные таблички. Так действие разворачивается в троллейбусе номер 15, где раньше вешали на стекло картонные таблички с названием маршрутов, я подумал, что их же можно повесить и на людей, навешать, так сказать, ярлыки. Так появились «гость» (гости из дальнего зарубежья), «бабка», «лучшая подруга» и другие типичные пассажиры троллейбуса.
Так как эта пьеса частично написана в троллейбусе, я решил, что музыкой в этой читке станет объявление остановок, поэтому я в зашел в троллейбус номер 15 с диктофоном и подписал звуки, которые по итогу стали музыкальным сопровождением читки.
Сейчас мы наблюдаем такое явление, когда сразу три театра сначала поставили читку, а потом решили из читок сделать спектакль. В том числе ваша читка «Распад» тоже вот-вот станет спектаклем. Расскажи, чего ждать?
В каком-то смысле, в этой истории читка — это проверка материала. Когда сам текст пьесы цепляет артистов, цепляет режиссёра, важно понять, сможет ли он также зацепить зрителя. И если он цепляет, то можно ещё углубиться в прочтении и сделать спектакль, что мы сейчас и делаем с пьесой «Распад».
И это будет не одно и то же. Это не просто добавятся костюмы, декорации, может измениться абсолютно всё! Потому что как я сказал, читка и спектакль — это не полуфабрикат и готовая работа, это два разных жанра.
Сама пьеса очень травматичная, сложная. Она про отношения молодой пары, которые теряют ребёнка. Девушка убивается горем, парень подсаживается на феназепам. В эту историю режиссёр предложил мне и Полине как актёрам и супругам внести свой фидбэк по ходу читки. В итоге травмирующая пьеса превратилась в психологическое исцеление как для пары, так и для зрителя. И такое прочтение дает понимание, что можно жить дальше. То есть режиссёр предложил нам останавливаться в тот момент, когда мы чувствуем, что это история про нас и давать комментарии: так ли это было в нашей жизни? И если так, то почему. И это очень актуально для нас как для актёров, потому что мы уже 11 лет в браке, и пьеса написана настолько жизненно, что каждый сможет узнать себя.
Бонус
Если вы пропустили читку, рекомендуем посмотреть «Распад» в исполнении Полины и Даниила Кабалиных.
Фото: Руслан Максимов и Александр Паниотов/Культура24