Что такое экспликация сценария

Что такое экспликация? Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»). 

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1О чем история вашего фильма? 

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).

2В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее).

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

4Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины: 

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран); 
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов); 
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций. 

7Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда МаркинаФотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверяться с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма. 

Примеры режиссерских экспликаций:

  • Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.
  • Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда» (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».
  • В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Пример операторской экспликацииПример операторской экспликации

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме НиколаяЭскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации, которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.  

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»


Обложка: NeONBRAND

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»).

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма? 

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в «Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее).

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмы Гаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

экспликация

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины:

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран);
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем»Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов);
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций.

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

экспликация

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма.

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2»Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда» (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает свою операторскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

экспликация

Пример операторской экспликации

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

экспликация

Эскиз Андрея Панкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — гостинная в доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации, которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.

экспликация

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперёд!»

Оригинал

  • Что такое экспликация. Определения.

Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях.(Википедия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

  • Форма.

Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».

  • Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
  • Отдельное слово про обьем. Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.

Помните, что главное в экспликации – это ваше видение. Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.

  • Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.

(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг). Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.

11

Режиссерская экспликация

ЭКСПЛИКАЦИЯ— происходит от латинского
«еxplicatio» − «развертывание» или
«разъяснение».

Экспликация фильма— изложение
режиссерского замысла произведения,
пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ
экспликация: что? ради чего? как
?

Режиссерская экспликация– письменный
документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной
форме описывает свое художественное и
организационное видение фильма. Требуется
продюсером до заключения договора.
Продюсеру необходимо, чтобы его
представление о будущем фильме совпадало
с режиссерским видением.
Можно
придерживаться примерно следующего
плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность
фильма.  
2. Главный и дополнительные
конфликты. Их развитие.
(Все второстепенные конфликты подчинены
Главному и постоянно усиливают интригу.)3.
Персонажи и трактовка образов-характеров.

4. Характеристика эпохи.

5. Выбор мест съёмки и
характер декораций в павильоне.
6. Бытовая
характеристика фильма (вещи, одежда,
обстановка, реквизит).
7. Выбор актёров, характер
будущих проб.
8. Разъяснение
творческих средств и приёмов творческому
составу съёмочной группы: оператору,
художнику, композитору, звукооператору,
монтажеру)

9. Общая композиция картины (драматическое
построение, темп, ритм, мизансцена, план,
кадр, ракурс).

10. Принцип монтажа.

11. Художественно
— производственные задания членам группы
для успешной реализации сценария

• В
чем идея?
• Что играем? (Драматическое
Действие)

Персонаж
1

Персонаж
2

Персонаж
3

• По
каждой сцене

Главное
в сцене:

Три
акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

• Поэтому
мы будем снимать это следующим небанальным
образом…
• Поэтому выберем такие-то
съемочные объекты и сделаем в них
такое…
• Поэтому единственное
монтажное решение такое-то…
• А
съемочный процесс я организую так…

А трудности процесса преодолею этак

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма. Форма n 2 (приказ минкультуры рф от 30.04.2010 n 253 (ред. От 28.07.2010))

Приложение
к
Порядку
и критериям отбора
организаций
кинематографии —
получателей
субсидий на производство
и
прокат национальных фильмов
Форма N
2
РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ
кинопроекта
производства национального
фильма
_____________________________________________
(название
фильма)
(Изложение режиссером-постановщиком
(режиссером) фильма своего видения
сценария
(синопсиса/заявки), его концепция
содержания будущей картины и
соображения
о тех способах, которыми он предполагает
добиться желаемого
творческого
результата)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Режиссер
фильма __________________

примеры
режиссерских экспликаций

Соседние файлы в папке Богун материалы

  • #

    13.02.201539.94 Кб178Книга2режиссерский сценарий образец.xls

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    13.02.2015135.17 Кб153ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ КПП Охота v3.xls

  • #
  • #
  • #

(c)Евгений Белов
http://tvkinoradio.ru

Краткая инструкция по составлению режиссерской экспликации с советами и наглядными примерами

Что такое экспликация?

Чаще всего под экспликацией понимается изложение режиссером своего видения сценария, синопсиса или заявки, его концепции содержания будущей картины и представление тех способов, при помощи которых он предполагает добиться желаемого творческого результата. На основании этого документа продюсеры, организаторы питчингов, инвесторы, руководители студий решают, насколько адекватно режиссер представляет себе реализацию будущего фильма и совпадает ли их общее видение картины. С другой стороны, экспликация помогает режиссеру наладить диалог со съемочной группой и донести до нее свой замысел. Собственно, экспликация и есть расшифровка режиссерского замысла. Причем ее создание — не только удел режиссера. Существуют также и операторские, изобразительные (от художника-постановщика) и звуковые (от звукорежиссера и композитора) экспликации. Этот документ создается в самом начале подготовительного периода, когда режиссер придумывает кино у себя в голове (как говорил Рене Клер: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять»). 

Формат экспликации

Как правило, все экспликации пишутся в свободной форме, однако есть определенный список пунктов, которые желательно отразить в итоговом тексте.

1. О чем история вашего фильма? 

Это самый важный вопрос, который можно разбить на несколько составляющих: основная идея, как будет развиваться действие, что является движущей историей, в чем драматургия картины, какова ее сверхзадача, в чем заключается основной конфликт. По сути это и есть ключевое описание вашего замысла (об оценке замысла своего фильма хорошо рассказывает Андрей Тарковский в«Уроках режиссуры»).

2. В каком жанре снимается фильм?

Фантастическая трагикомедия, сентиментальный детектив, докудрама или привычный ромком — очень часто жанр имеет определяющую роль в решении продюсера взяться за вашу работу.

3. Где происходит действие фильма?

Необходимо как можно полно описать предполагаемые съемочные объекты. Например, у вас заявлено футбольное поле — какое оно? Это большое поле с зеленым газоном, новенькими воротами и свежевыкрашенными заграждениями, или заросший стадион с поломанными трибунами? А может это вообще пыльный пустырь с вычерченной на земле разметкой и двумя палками вместо ворот? Если это улица, то какая она: оживленная или пустая, освещенная либо это темный тупик? То же самое касается и интерьеров, нужно четко представлять, что будет работать на вашу историю, а чего лучше избегать. Вплоть до понимания того, какого цвета будут обои в комнате главного героя, сколько окон, какой свет и что за мебель стоит у него дома. Не лишним будет указать время действия фильма — день или ночь, зима или лето, а также какие-то специфические погодные условия (проливной дождь, ясное солнце, закат и так далее)

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

Материалы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Дом Владимира, Натура

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

Эскиз Алены Шкермонтовой к фильму «Возвращение» Андрея Звягинцева

4. Каков стиль вашего фильма?

Назовите фильмы-референсы, которые совпадают по духу с вашей картиной и приведите несколько кадров для примера. На что будет похоже ваше будущее творение: на идеальные по композиции и наивные по духу картины Уэса Андерсона, на кислотные по картинке и откровенные по содержанию фильмыГаспара Ноэ или же псевдодокументальные и ироничные работы Ульриха Зайдля? Может, вы вообще ориентируетесь на картины известных художников? С каким настроением выйдет зритель после просмотра вашего фильма (например, с ощущением счастья или со светлой грустью)?

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

Из экспликации к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — картина Эдварда Хоппера «Комната в отеле», 1931 г.

5. Изобразительное решение вашего фильма (пересекается с прошлым пунктом)

Опишите атмосферу картины: 

  • цветовое решение (холодная или теплая гамма, ч/б или цветная, естественный или кислотный цвет и так далее;
  • тип камеры (DSLR, Red, Alexa или вообще GoPro, какая будет оптика);
  • движение камеры (ручная, штатив, стедикам, рельсы или кран); 
  • работа со светом (абсолютно естественное освещение, как в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, или съемка в лаборатории в свете люминесцентных ламп);
  • особенности кадрирования и композиции (идеально выстроенная картинка или намеренное нарушение со смещением объектов); 
  • особенности монтажа (внутрикадровый, рванный или параллельный, характер переходов).

Не лишним будет описать, во что будут одеты ваши герои. Особенно если их одежда влияет на общее цветовое восприятие картины. Здесь также можно указать операторов и художников-постановщиков, которых вы хотели бы пригласить к себе на съемки.

6. Звуковое оформление и музыкальное решение

Как вы планируете работать со звуком на площадке и на постпродакшне? Будут ли какие-то специальные звуковые эффекты? Какую музыку вы хотели бы использовать: приведите имена исполнителей и название композиций. 

7. Актерский состав

Опишите типажи, характеры ваших героев, покажите их взаимосвязь и конфликты. Приведите dream-cast ваших актеров — кого из известных или знакомых актеров вы видите в качестве исполнителей этих ролей. Прикрепите несколько изображений разных актеров на одну и ту же роль.

Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина
Фотопробы к фильму «Елена» Андрея Звягинцева — Надежда Маркина

Объем экспликации

Какого-то фиксированного объема страниц у экспликаций нет, всё зависит от условий. На каких-то конкурсах или питчингах могу потребовать уместить всё на одной-двух страницах, а кому-то и 5-10 листов окажется мало. На одном из своих мастер-классов Никита Михалков рассказывал, что его экспликации обычно в три раза больше по объему, чем сценарий, так как он подробно описывает всё, что хотел бы получить по ходу съемок. Главная задача экспликации, по его мнению, в том, чтобы постоянно обращаться к ней, сверятся с планом, если что-то идет не так. Проверять, будет ли работать сцена в новых условиях (например, вместо солнца у вас идет дождь) и не противоречит ли это общей концепции фильма. 

Примеры режиссерских экспликаций:

Режиссерская экспликация 17 сцены из фильма «Утомленные солнцем 2» Никиты Михалкова.

Режиссерская экспликация новеллы «Купидон первого разряда» (реж. Сергей Буров), вошедшей в альманах Disney «Счастье — это…».

В качестве отдельного бонуса — режиссерская экспликация так и не поставленной оперы «Валькирия» Ларса фон Триера.

 

Другие виды экспликаций

Как говорилось в самом начале статьи, существуют и другие разновидности экспликаций, разработкой которых занимаются остальные члены съемочной группы. Как правило, они пересекаются с режиссерской экспликацией. Так, например, оператор-постановщик на основе раскадровки делает своюоператорскую экспликацию, в которой он в литературной и схематической форме описывает изобразительное решение фильма (тональность, колористическое решение, тип съемки, ракурс, смена планов, освещение, композиция). Особенно это важно, если в фильме планируются визуальные эффекты, еще на этапе превизуализации тестируется оборудование и оптика, измеряется расстояние, фоны и размеры объектов. Подробнее о создании операторской экспликации, работе с драматургией света и цветовых решениях можно прочитать в книге «Профессия — оператор» (М.М. Волынец, 2008).

Пример операторской экспликации
Пример операторской экспликации

Художник-постановщик создает свою изобразительную экспликацию, сопровождая ее эскизами костюмов, декораций и так далее. Он должен передать в своей экспликации композицию всего произведения, взаимосвязь между объектами и эпизодами, показать логику их развития. Задача художника в том, чтобы подчеркнуть драматургию сцен, раскрыть их художественный смысл и добиться стилевого соответствия. Подробнее об этом можно прочитать в книге Л.Б. Клюевой «Проблемы стиля в экранных искусствах».

Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая
Эскиз Андрея Понкратова к фильму «Левиафан» Андрея Звягинцева — Гостиная в Доме Николая

Звукорежиссер и композитор могут предоставить для режиссера свои звуковые экспликации, которые так же, как и операторские, создаются на основе раскадровки и отдельных сцен. Звукорежиссер уточняет для звукооператора характер шумовых объектов, которые нужно зафиксировать, в каких именно кадрах они должны прозвучать и где должны быть записаны (или же взяты из фонотеки). Композитор в своей экспликации указывает место и время звучания аудиокомпозиции, ее характер и состав оркестра.

Звуковая экспликация к фильму «Время, вперед!» Михаила Швейцера.  

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Звуковая экспликация к фильму «Время вперед»

Средний:

Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голосов)

раскадГБ
ПОУ «Воронежское    областное   училище   культуры им. А.С. Суворина»

Никишина
Н.В.

Сценарно
– режиссерская

экспликация.

Методические
указания

для
студентов, обучающихся по специальности

51.02.01
«Народное художественное творчество»

(по
видам: фото – и видео творчество)

г.
Бобров

Сценарно
— режиссерская экспликация
– это письменный
документ, в котором описывается художественное и организационное видение
фильма.

Экспликация – от латинского
слова explicatio – развертывание, разъяснение, объяснение.

Сценарно-режиссерская разработка (экспликация) – это
весьма трудный, но очень необходимый вид творческой работы, которая
предшествует съемкам фильма и, сделав которую, автор демонстрирует свое видение
и свою готовность успешно создать аудиовизуальное произведение.

Структура режиссерской экспликации

1)    Литературный
сценарий.

Литературный анализ
сценария.

·       
Обоснование выбора, актуальность.

·       
Биография автора (для литературных
произведений).

·       
Идейно-тематический анализ (определение
темы, идеи, сверхзадачи и сквозного действия, жанра, адресность).

·       
Изобразительно-выразительные средства.

·       
Композиционное построение (экспозиция,
завязка, кульминация, развязка, финал).

·       
Анализ действующих лиц.

2)    Режиссерский
сценарий.

3)    Приложение

1.     Литературный
сценарий.

Литературный сценарий
— документ, который является самостоятельным законченным литературным
произведением, в котором в свободной форме, в своеобразной индивидуальности
автора подробно во всех элементах излагается сюжет будущего произведения и
детализируется развитие фабулы.

В
литературный сценарий входит описание мест и содержание событий, описание
характеристики персонажей, авторский и закадровый текст, диалоги и монологи,
место и время действия и т.д. Как любое литературное произведение, сценарий
должен отличаться по стилистическим и языковым особенностям, авторскому
подходу, лексике, соответствовать принципам драматургии.

Особенностью
литературного сценария является изначальное посценное разбиение действия, то
есть дробное построение. Каждый фрагмент должен быть закончен, либо связан с
другим логической драматической связью. Литературный сценарий содержит в себе
как фактический материал, так и образный, то есть видение автора, на основании
которого впоследствии будет строиться визуальный ряд. Пример. (См. приложение)

Литературный анализ сценария

Обоснование и Актуальность
означает, в какой степени выбранная студентом тема значима, востребована и
интересна для других. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Биография автора  (если
съемка по литературным произведениям – стих, проза и т.д.) — описание жизни
автора.

Идейно-тематический анализ.

Тема — основная проблема. Тема —
фундамент, на котором строится все здание режиссуры.

Слово тема произошло от греческого thema — то, что
положено в основу. Чтобы определить тему нужно ответить на вопрос – О чем будет
фильм? или Что будет изображено?

Идея. Мысли
автора по разрешению поставленной в произведении проблемы называются идеей.

Идея
(от греческого idea — представление) — это воплощенная в произведении
искусства, эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая авторскую
концепцию мира и человека.  Чтобы определить правильно идею, нужно ответить на
вопрос – Что автор хотел сказать этим произведением?

Сверхзадача и сквозное действие. Сверхзадача
(хотение), сквозное действие (стремление).

Сверхзадача – главная идейная
задача, ради которой создается. Это то, что хочется сказать зрителю фильмом. Сквозное
действие
— это то, что мы делаем для реализации сверхзадачи.

Конфликт.

Драматическое столкновение основных противоборствующих
сил, в ходе которого раскрывается тема и утверждается идея, называется конфликтом.

Конфликт (от лат. confliotus
— столкновение, разногласие, спор) прямое или опосредованное отражение
искусством жизненных противоречий. В конфликте противостоят друг другу
персонажи, взгляды на мир или различные позиции в определенной ситуации.

Жанр.

Жанр (от французского genre
— род, вид). Трагедия, комедия, документальный фильм и т.д.

Адресность – Определение
и уточнение адресата фильма, категории зрителей – обязательное условие
подготовки сценария.  Детской, молодежной, научная аудитория и т.д.

Изобразительно-выразительные средства фильма.

Описание
используемых изобразительно-выразительных средств в фильме – средний план,
крупный план, общий план, музыка, шум, цвет, свет и т.д. Описание используемых
иносказательных выразительных средств – символ, троп, образ, аллегория,
инверсия, гипербола, метафора и т.д.

Композиционное построение.

Экспозиция
– первое знакомство с местом действия, действующими лицами. Изложение отношений
персонажей фильма между собой и обстановка непосредственно перед развертыванием
конфликта. В экспозиции зритель должен узнать кто есть кто, как герои относятся
друг к другу, обстановку и ситуацию, которая может привести к конфликту.

Завязка
– первое столкновение героев, позиций, которое раскрывает противоречия между
ними. Точка, момент начала конфликтного действия.

Развитие
действия
– цепь событий, развитие конфликта.
Развитие действия – самый большой элемент. В нём происходит подготовка
кульминации, в нем дается ряд усиливающих конфликтных моментов, которые могут
представлять собой удары или контрудары, а также появление новой информации и
новых героев – должно происходить развитие конфликтной ситуации

Кульминация
– точка, момент наивысшего напряжения конфликта.

Развязка
– заключительное развитие; действие, следующее сразу за кульминацией

Финал
– заключительная точка фильма, конечное положение главной идеи.

·       
Открытый финал – когда конфликтное
действие не исчерпано финалом.

·       
Закрытый – когда исчерпано.

Анализ действующих
лиц.
Описание действующих лиц : Фамилия, имя,
возраст, национальность, тип темперамента и т.д.

2.     Режиссерский
сценарий.

Режиссерский сценарий
– название говорит само за себя. Это литературный сценарий, переработанный
режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно
держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма
вещи, создается этот документ.

ХРН

Раскадровка

Действие

План

Объект

Звук/

диалог

Время
и место съемки

Прим.


— номер кадра

ХРН
– хронометраж, время длительности кадра.

Раскадровка
– это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при
создании фильма.

Действие
– сюда переписывается текст  из своего литературного сценария. То есть, что
происходит в кадре.

Объект
– объект съемки.

План
– Дальний, Общий, Средний, Крупный, план – деталь.

Дальний
план
– это все что угодно на большом
пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное,
стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что
зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм
фильма, замедляя его.

Общий
план
– человек помещается в полный рост и ещё
остается место.

Средний
план
– начинается от плана «по колено», так
называемого «американского плана», придуманного именно там, чтобы показать
вещь, которую герой несет (если несет) в руке (пистолет, например) и далее
планы «по линию бедёр» и «по пояс». Хоть человека и много в кадре, все-таки
остается пространство.

Крупный
план
– пространства в кадре нет, там один
большой герой.

План-деталь
– палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр.

Звук
/ диалог
  — описываются диалоги и звук.

Время
и место съемки
– указывается время года (зима,
весна, лето, осень), где была съемка (город, село и т.д.), что изображено.

Например:
старая церковь, г. Бобров, зима.

Реквизит/Примечания.
Пишутся  любые замечания. Всё, что имеет значение.

3.     
Приложение.
Диск с видеофильмом; диск с  музыкой к видеофильму;

Приложение

Литературный
сценарий.

Например.

Поздний вечер. На улице темно. Общий план: проезжая
часть, автобусная остановка. По улице идут люди. К остановке подъезжает
автобус, останавливается и отъезжает. Автобус на одну секунду приближается и
снова удаляется. Автобус приближается, у него загораются фары. На этом фоне
появляется надпись: «Скажи наркотикам НЕТ».

Следующий план. Молодые люди на вечеринке (в кафе или
на дискотеке), в группах по нескольку человек. Они общаются между, собой чем-то
обмениваются. Звучит медленная мелодия. Голос молодого человека за кадром:
«Достало меня все. Родители грузят каждый день, с девчонкой своей
разругался. Они говорят, что все это мелочи, так сказать, нужно хапнуть героина
и все будет ОК».

Улица. Ночь. Тротуар и половина проезжей части.
Несколько молодых людей спиной к нам удаляются в глубь кадра. Загораются фары
автобуса, медленно гаснут. На их фоне появляется надпись: «Скажи
наркотикам НЕТ».

Парень в невменяемом состоянии. Чьи-то руки держат его
за плечи, сажают на стул. Парень вырывается. Мимо проходит человек в белом
халате (этот кадр повторятся 2 раза). Звучит вступление из песни
«Полчаса» группы «Тату» (длится до конца ролика).

Улица. Два врача везут каталку в больницу. На каталке
лежит человек, накрытый простыней (черно-белая съемка).

Автобус (вид спереди). У него зажигаются фары и
медленно гаснут. Появляется надпись: «Скажи наркотикам НЕТ».

Литературный анализ сценария.

1.     Обоснование
выбора темы и ее актуальность.

Проблема
наркомании очень актуальна для России. Как показывает статистика, наркоманом
потенциально может стать каждый (в то время как, например, к алкоголизму 15%
населения предрасположены изначально). На этом фоне наркомания среди молодежи и
особенно подростков выглядит ужасающе. Исследователи исходя из
распространенности юношеской наркотизации, полагают особую уязвимость
подросткового возраста по отношению к наркомании. Достаточными объяснениями
наркотизации в этом жизненном периоде считаются обособление от взрослых,
агрессивность к обществу, воспринимаемому как враждебное, солидарность с
возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта и даже
познавательные интеллектуальные побуждения подростков. И конечно, подростки не
представляют себе всех последствий приема наркотиков. Они не собираются
становиться наркоманами. Но проблема заключается в том, что наркотизация не
ограничивается первым приемом наркотика, а продолжается. А при отсутствии
строгого контроля за производством и потреблением наркотических веществ в
обществе, и существовании так называемого черного рынка наркотики становятся
легкодоступными и привлекательными для многих подростков.

2.      Тема.

Тема
ролика — проблема наркомании среди молодежи. Губительные, страшные последствия
применения наркотиков, непоправимый вред здоровью, искалеченные судьбы,
сломанные жизни наркоманов, их близких и родных людей. Наркомания — это
болезнь. Болезнь не конкретного человека, а целого общества, одиночество,
непонимание, проблемы в семье и личной жизни толкают молодежь на обманчивый 
путь, который «обещает» разрешить все проблемы. Но день за днем
наркоманы все глубже увязают в этой болезни, а связанные  с ней проблемы
усугубляются: следует потеря семьи, работы,  исключение из учебного заведения;
нарушение закона, ВИЧ, гепатиты, личностная и социальная деградация. По сути
дела, к таким последствиям приводит непонимание человеком опасности приема
наркотиков, хотя все знают, что наркотики — это плохо, что они ломают жизнь,
что от них можно умереть.

3.      Идея.

Наркотики
— это зло. Молодые люди, сами не желая того,  становятся наркоманами. Они сами
тяжело страдают и причинают страдания бесчисленному множеству других людей.
Наркомания наносит вред не только больному, но и обществу в целом. Заболевший
исключается из созидательной деятельности, так как становится физическим и
психическим инвалидом и его интересы сосредоточены на одном — как достать
следующую порцию наркотического вещества. Наступающее снижение психических
функций и ситуация социального конфликта, в которой оказывается наркоман
(необходимость лжи, противозаконного добывания наркотика), ведут к глубокой
нравственной деградации личности заболевшего и преступному поведению. С
наркоманией необходимо бороться обществу в целом и каждому человеку в
отдельности.

4.      Адресность.

Проблема
наркомании очень остро стоит среди молодежи. Именно поэтому целевая аудитория
моего ролика — молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, учащиеся школ, лицеев,
среднетехнических учреждений, вузов и т.д. Именно эта аудитория наиболее
подвержена вредному, а подчас и губительному влиянию наркотиков. Молодежь
должна знать, что эйфория, появляющаяся после приема наркотика, быстро
проходит, и наступают тяжелые последствия. Широкая распространенность
наркотических веществ их доступность толкает молодежь на обманчивый путь, сойти
с которого очень нелегко. Именно поэтому государство, учебные заведения, СМИ
должны проводить специальные акции, чтобы оградить молодежь от вредного влияния
наркотиков.

5.      Жанр.

Тематика
ролика сама определяет его жанр — это трагедия. Трагедия конкретного человека и
трагедия социума. Из-за наркотиков ломаются человеческие судьбы, гибнут люди.
Наркомания среди молодежи часто возникает как результат
«экспериментирования», неразумного любопытства. И это страшно. Как
страшны последствия приема наркотиков. На физиологическом уровне это
расстройства деятельности многих органов и систем организма, на психологическом
уровне это глубокая деградация личности, на социальном — преступное поведение.
В моем ролике показан парень, чья жизнь разрушена наркотиками. Можно сказать,
что его больше нет с нами. Он ушел из жизни, как уходят сотни его сверстников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что швабрин предлагал гриневу подарить маше
  • Что такое экологические праздники
  • Что швабрин посоветовал подарить маше
  • Что такое эко праздник
  • Что читать на новогодние праздники