Важнейшим методом
в создании сценария культурно-досуговой
программы является монтаж
всего материала. Монтаж — единственный
родовой метод культурно-досуговой
деятельности, который позволяет
скомпоновать выступления реальных лиц,
цитаты из документов, отрывки из
произведений художественной литературы,
кинофильмов, музыкальные фрагменты и
другие элементы.
Монтаж называют
художественным, поскольку он позволяет
из огромного количества материала
отобрать и добиться «сочетания
элементов в целое», подчиненного
идее, без которой не может быть программы.
Творческое использование методики
художественного монтажа при наличии
замысла включает совокупность действий,
имеющих определенный стимул. Стимул —
это побудительная причина действия.
Материалом для художественного монтажа
могут служить газетные статьи, философские
трактаты, медицинская книга, художественная
проза, стихи, связанные общей темой и
идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют
создавать спроецированное действие,
адекватно отвечающее той идеальной
структуре, которая могла быть рассчитана
разумом. Калейдоскопическое, порой
резко контрастное чередование различных
действий создает ассоциативный ряд,
который должен быть воспринят зрителями.
Отбор действий, вызывающих ассоциации,
обусловлен предыдущим опытом, принимаемым
за образец, ассоциации зрителя следуют
за мыслью сценариста.
Раскрывая принципы
художественного монтажа, следует
помнить, что именно резкие грани, резкие
ритмические различия подводят к богатству
красок и соединяют в новое, цельное
произведение, где грани каждого элемента
несут свое эмоциональное содержание,
работают на общую задачу.
Один из наиболее
распространенных приемов художественного
монтажа — контрастность.
Он основан на сближении, столкновении
противоположных, резко не схожих между
собой явлений и элементов сценария.
Применение этого приема позволяет ярче
выявить конфликт как основу драматургии.
В отличие от
драматического произведения в сценарии
культурно-досуговой программы сюжет
ослаблен, в нем нет драматических
столкновений характеров. В самом деле,
в праздничной программе в силу ее
специфики — документальности — вряд ли
стоит вывести на сцену антиподов,
нарушителей дисциплины или бюрократов.
Тогда как в театральной пьесе драматургу
это удается изобразить через художественные
образы. Однако это не означает, что в
праздничном представлении не должно
быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт
проявляется в столкновении противоположных
явлений и элементов сценария, сочетании
и построении эпизодов программы,
отражающих в своем единстве моменты
истории и сегодняшнего дня.
Другим широко
используемым приемом монтажа является
параллельный,
когда эпизоды действий, различных по
своему идейному содержанию, монтируют
один за другим. Иначе говоря, в ткань
одного эпизода включается другой,
противоположный ему. После такой вставки
мысль первого эпизода продолжает
развиваться. Этим приемом достигается
параллельное действие.
Например, в
театрализованном вечере «Этих дней
не смолкнет слава», посвященном
Празднику Победы, были два ведущих. Один
из них ведет рассказ, который иллюстрируется
эпизодами участия людей в героической
эпопее на фронтах Великой Отечественной
войны, другой ведущий рассказывает,
как работали в это время те, кто остался
в тылу. Параллельный монтаж позволил
ярко показать, как наш народ в едином
порыве, в общем титаническом усилии,
разделяя горе и радость, ковал победу.
Представляет
интерес и сочетание приема
параллельного действия
с
приемом
одновременности действия,
когда действие идет в разных местах
сцены, на нескольких частях сценической
площадки одновременно. Этот способ
применяется при включении в действие
зрительного зала, когда к спору на сцене
между участниками представления
подключаются зрители.
Сценарий праздничных
массовых культурно-досуговых программ
обязательно предусматривает способы
активизации
посетителей
учреждений культуры. Необходимо, чтобы
они чувствовали себя не зрителями, а
соучастниками программы. Для этого
используют различные сценарные ходы и
решения. Это могут быть вопросы, обращенные
к залу, коллективное исполнение песен,
разбрасывание в зале листовок, выход
актеров в зрительный зал и т.д.
В качестве приема,
активизирующего аудиторию культурно-досуговых
программ, специалисты используют и так
называемую подсадку. Прием заключается
в следующем: в зрительном зале находятся
несколько активистов или участников
художественной самодеятельности,
которые задают ведущим заранее
подготовленные вопросы, вступают с ними
в спор, побуждая зрителей высказать
свое мнение о вопросах, затрагиваемых
в программе.
В переходный период
реформирования общества все более
популярными становятся циклы вечеров
«Мое и наше», на которых поднимаются
важные вопросы, волнующие людей: отношение
человека к труду, материальные и
энергетические ресурсы и т.д. Это могут
быть вечера «Слово об общественном
и личном», » Человек и вещи», «Быть
или казаться». На заключительном
вечере «Давайте посчитаем» можно
сопоставить положение семьи нового
класса бизнесменов, предпринимателей
и семьи простого человека, обратить
внимание на правильную организацию
семейного бюджета.
Содержание этих
культурно-досуговых программ может
быть тесно связано с конституционными
правами и обязанностями граждан в виде
дискуссий, откровенной полемики.
Активизировать аудиторию помогут
участники художественной самодеятельности,
исполняющие роль «подсадки».
Возможен и другой
путь активизации аудитории в виде
“переклички”, которая с успехом
применяется на вечерах-встречах
«Уральские вечерницы», во Дворце
культуры Челябинского тракторного
завода. При подготовке этой программы
помещение большого зала Дворца культуры
превращалось в празднично убранную
сельскую хату. Хозяйка и ее дочь в
нарядных русских костюмах приветствовали
гостей. Помощники хозяйки, девчата и
парни, участники художественной
самодеятельности, встречали гостей
песней, рассаживали их за столы, подавали
самовар, вареники. Делается это споро,
с шутками. Один из них хвалит хозяйскую
дочку и в шутку предлагает сосватать
ее за лучшего производственника. Это
дает повод для спора, в каком коллективе
парни лучше. Сравниваются показатели
работы, дается характеристика «рыночникам».
Перекличка проходит живо, без официальных
речей. Лучшим производственникам
вручаются премии и подарки. В разгар
праздника из бутафорской печи под свист
и вой неожиданно вылетает Черт, который
ищет среди гостей своих собутыльников,
лентяев, дебоширов. Он называет их
фамилии и говорит, что он с ними
познакомился в вытрезвителе, в отделении
милиции, у магазина. Черта прогоняют, а
«вечерница» с пением и танцами
продолжается. Выступают и гости.
Организуются конкурсы на лучшее
исполнение пляски, песни. Так, можно,
максимально активизируя собравшихся,
сочетать торжество с отдыхом.
В праздничных
представлениях применяется также и
прием реминисценции (воспоминания).
Авторы сценариев культурно- досуговых
программ заимствовали этот прием из
арсенала выразительных средств
кинематографа. Он состоит в том, что
исполнение определенного эпизода
прерывается другим эпизодом, повествующим
о событиях прошлого. Это позволяет
удачно связать настоящее с историей.
Прием реминисценции может повторяться
в сценарии несколько раз, но чрезмерное
увлечение им снижает зрительское
восприятие.
Каждый эпизод
сценария культурно-досуговой программы
представляет собой относительно
самостоятельный компонент, он не просто
один из кирпичиков здания культурно-досуговой
программы, как считают многие, не только
законченная часть сценария, он участвует
и в решении общей темы, помогает в
раскрытии идеи.
Необходимо также
постараться, чтобы каждый эпизод был
воспринят аудиторией с интересом, так
как основой большинства эпизодов
является отражение общеизвестных
исторических событий. Важно каждый раз
находить новые факты, помогать посетителям
узнавать то, чего они не знали. Поиск
ракурса отражения того или иного явления
действительности — трудное дело. И
все-таки надо смелее экспериментировать,
иначе автору сценария культурно-досуговой
программы не уйти от штампов и стереотипного
подхода к освещению действительности.
Как отмечалось,
для того, чтобы обеспечить интересный
и целенаправленный монтаж эпизодов,
хорошо бы придумать драматургический
ход (иногда его называют сюжетным ходом),
который логически свяжет все эпизоды.
В качестве примера
можно привести программу «Мы Вас
помним», которая проходит у «костра».
Здесь выступают с воспоминаниями
ветераны, молодежь, звучат песни их
молодости и т.д. Этот ход позволяет
широко использовать прием реминисценции,
вплетать в воспоминания исполнение
художественных произведений,
кинофрагментов.
Сюжетным ходом
может стать и песня. Так, на праздничном
вечере «Былые походы» драматургическим
ходом и лейтмотивом может стать «Песня
былых походов» 3. Компанейца на слова
А. Жарова, связывающая эпизоды этого
представления в единый рассказ об
истории нашего государства. Драматургический
ход подчиняет себе и содержание каждого
эпизода. Без него даже при самом богатом
фактологическом материале и наличии
великолепных концертных номеров само
представление и его эпизоды будут лишены
логической связи.
Важным элементом
эпизодов и всего действия культурно-досуговой
программы является введение ритуальных
действий — вручение различных наград,
что, как правило, становится кульминацией
праздничных вечеров и самих торжеств.
Порой специалисты
в погоне за эмоциональным эффектом
включают в сценарий возложение цветов
к бутафорскому обелиску, зажигают
бутафорский Вечный огонь. Если в
драматическом спектакле, полном
условностей, подобные ритуалы правомерны,
то в культурно-досуговой программе,
основанной на правде документа и факте
жизни, такие ритуальные действия выглядят
кощунственно. Зачастую в культурно-досуговой
программе к ритуалу чествования лучших
людей подходят как к повседневному,
обычному. Им вручают вымпелы, награды,
и каждому непременный подарок — концертный
номер. Это затягивает действие, рассеивает
внимание зрителей.
Существует еще
немало трудностей в композиционном
построении сценария культурно-досуговых
программ. Наиболее распространенная
из них — введение после кульминации
эпизодов, которые, по мысли авторов,
уточняют, разъясняют зрителю то, что
было. Но при этом забывают, что сценарий
программы предусматривает стремительное
развитие действия, всякого рода
затягивание его мешает зрителю
воспринимать происходящее. Приводит к
определенному однообразию последовательное
развитие действия культурно-досуговой
программы в строго хронологическом
порядке исторических событий. Поэтому
следует чаще использовать такой прием
композиционного решения, как ретроспектива
— показ исторических событий через
призму сегодняшнего дня.
Очень часто даже
в театрализованном праздничном
представлении выступают с длинными
речами об общеизвестном, к тому же читая
их по бумажке. Такой выход на сцену
бывает часто не подготовлен предыдущими
эпизодами сценария. Рекомендуется
заранее обговаривать с выступающими и
заносить в виде тезисов в сценарий
содержание выступления, с тем чтобы
были и логический переход от предыдущего
эпизода к выступлению, и связь выступления
с последующим эпизодом.
При написании
сценария культурно-досуговой программы
нужно знать реальные возможности
воплощения драматургического замысла.
Сценарий надо создавать не для
усредненного, а для конкретного учреждения
культуры с учетом его материально-технических
и финансовых возможностей.
В деятельности
учреждений культуры в роли сценариста
и режиссера представления выступает
одно лицо. Работа постановщика- режиссера
культурно-досуговой программы не менее
сложна, чем написание литературного
сценария. Автор сценария одновременно
с определением литературного замысла
как бы осуществляет возможности его
сценического воплощения как режиссер.
Вопросы
для самопроверки:
1. Что такое
художественный монтаж сценария?
2. Какие бывают
приемы художественного монтажа?
Рекомендуемая
литература:
1. Гагин В.Н.
Выразительные средства клубной работы.
— М.,1983.
2. Генкин Д.М.,
Соломоник А.Г. Художественная пропаганда
в клубе. -М., 1977.
3. Генкин Д.М.,
Конович А.А. Сценарное мастерство
культпросветработника. — М.: Сов. Россия,
1984.
4. Маршак М.И.
Клубный сценарий. — М., 1975.
5. Туманов И.М.
Режиссура массового праздника и
театрализованного концерта. — Л., 1974.
6. Марков О.И.
Сценарно-режиссерские основы
художественно-педагогической деятельности
клуба. — М.: Просвещение, 1988.
7. Жарков А.Д. Клуб
в дни всенародных праздников. — М.:
Профиздат, 1983.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Монтаж — основной творческий метод сценариста и режиссёра. Виды монтажа.
20.05.2020
Основным инструментом, который находится в распоряжении режиссера при написания сценария, является художественный монтаж. Монтаж (от фр. подборка, сборка) — соединение в одно целое (по тематическому или сюжетному принципу) самостоятельных литературных произведений либо отрывков из них, а также кинокадров, фотоснимков, эстрадных номеров.
Монтаж сценария называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться “сочетания элементов в целое”, подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул – это побудительная причина действия.
Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом.
Раскрывая принципы художественного монтажа сценария, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.
Теоретики и практики режиссуры кино и театрализованных представлений находят следующие приёмы монтажа: последовательный, параллельный, метод контраста, тематический или лейтмотивный, интеллектуальный, ассоциативный, психологический.
Последовательным монтажом называют способ изложения содержания, при котором действия фильма, передачи или представления продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и самый распространённый. Его используют при съёмке игровых фильмов, документальных передач или учебных программ; при постановке театрализованных представлений, например, посвящённых 9ому мая или юбилейных праздников. Эпизоды, при таком виде монтажа, монтируются во временной хронологической последовательности, подчёркивая целостность темы, достоверность фактов и событий.
Параллельным или одновременным монтажом называют приём поочерёдного показа двух или более событий, происходящих одновременно, но в разных местах, или в одном месте, но в разное время. В современных театрализованных представлениях действие часто происходит одновременно на сценической площадке и на экране, или на нескольких экранах сразу, или в разных частях сцены и зрительного зала и т.д. В структуре театрализованных массовых представлений этот приём является важнейшим.
Контрастность – приём монтажа, который основан на сближении противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения, придающий ощущение жизненности и правдивости.
В сценарии театрализованного представления можно сопоставлять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды части номеров, как бы заставляя зрителей беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия одним усиливая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.
Лейтмотив – один из основных монтажных приёмов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованных представлений, тематических концертов, литературно-музыкальных композиций.
Лейтмотивом в театрализованном представлении может быть не только музыкальная тема, но и действие, видеокадры, повторяющийся звуковой ряд. В искусстве кинематографии – это может быть, например, многократный повтор одной темы, сюжета или кадра.
Интеллектуальный монтаж, чаще всего использующийся в кинематографе и являющийся отображением мыслей, воспоминаний, снов, устремлений, человека. В фильмах используется наплыв кадров, полупрозрачное изображение на подложке, выделение изображения черно-белым цветом или сепией, замедление кадров, имитация старой хроники и др. В режиссуре же театрализованных представлений, мечты, мысли можно показать с помощью особого света на сцене, музыкального сопровождения либо видеоряда.
Ассоциативный монтаж – наиболее творчески значимый в режиссуре театрализованных представлений вид монтажа. По выражению В.Яхонтова – «Монтаж взрыва». Это образная обработка художественного материала, когда события в эпизод, сталкиваясь между собой, рождают через вызванную у зрителей ассоциацию новый художественный образ.
Ассоциация – острое авторское оружие. Наиболее интересный сценический образ рождается с помощью ассоциаций не поверхностных, а глубоко индивидуальных и неповторимых. Богатство ассоциативных связей рождает интересные, неожиданные метафоры. Гиперболы, аллегории, символы. Использование этих средств иносказания помогает режиссёру поэтически осмыслить реальный жизненный материал и создать на его основе образный строй сценического действия.
Следует так же выделить ещё один вид монтажа – Психологический монтаж. Такой вид монтажа очень часто используется в рекламных роликах, для воздействие на подсознание покупателя. Например — эффект 25-ого кадра. А так же различные виды вирусной рекламы, рекламных акций, политические акции. Последние, часто используют театрализованное представление, как инструмент агитации населения, подкупа и навязывания своей программы, либо выборного лица путём непрерывного повтора представления, речи, лозунгов. Таким образом происходит навязывание и возбуждение положительных ассоциаций у населения.
Материал подготовила режиссер массовых представлений Фазлыева Юлия Николаевна
30.03.2020
Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
Методическая разработка на тему:
Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала.
Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться «сочетания элементов в целое», подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул — это побудительная причина действия. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.
Оценить
897
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Автозаводского района»
Методическая разработка на тему:
Художественный монтаж сценария культурно-досуговой программы
Общие сведения
Важнейшим методом в создании сценария культурно-досуговой программы является монтаж всего материала.
Монтаж — единственный родовой метод культурно-досуговой деятельности, который позволяет скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.
Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться «сочетания элементов в целое», подчиненного идее, без которой не может быть программы. Творческое использование методики художественного монтажа при наличии замысла включает совокупность действий, имеющих определенный стимул. Стимул — это побудительная причина действия. Материалом для художественного монтажа могут служить газетные статьи, философские трактаты, медицинская книга, художественная проза, стихи, связанные общей темой и идеей. Они, как в калейдоскопе, позволяют создавать спроецированное действие, адекватно отвечающее той идеальной структуре, которая могла быть рассчитана разумом. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Отбор действий, вызывающих ассоциации, обусловлен предыдущим опытом, принимаемым за образец, ассоциации зрителя следуют за мыслью сценариста.
Раскрывая принципы художественного монтажа, следует помнить, что именно резкие грани, резкие ритмические различия подводят к богатству красок и соединяют в новое, цельное произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу.
Приемы художественного монтажа
Один из наиболее распространенных приемов художественного монтажа — контрастность. Он основан на сближении, столкновении противоположных, резко не схожих между собой явлений и элементов сценария. Применение этого приема позволяет ярче выявить конфликт как основу драматургии.
В отличие от драматического произведения в сценарии культурно-досуговой программы сюжет ослаблен, в нем нет драматических столкновений характеров. В самом деле, в праздничной программе в силу ее специфики — документальности — вряд ли стоит вывести на сцену антиподов, нарушителей дисциплины или бюрократов. Тогда как в театральной пьесе драматургу это удается изобразить через художественные образы. Однако это не означает, что в праздничном представлении не должно быть конфликтных ситуаций. Здесь конфликт проявляется в столкновении противоположных явлений и элементов сценария, сочетании и построении эпизодов программы, отражающих в своем единстве моменты истории и сегодняшнего дня.
Другим широко используемым приемом монтажа является параллельный, когда эпизоды действий, различных по своему идейному содержанию, монтируют один за другим. Иначе говоря, в ткань одного эпизода включается другой, противоположный ему. После такой вставки мысль первого эпизода продолжает развиваться. Этим приемом достигается параллельное действие.
Например, в театрализованном вечере «Этих дней не смолкнет слава», посвященном Празднику Победы, были два ведущих. Один из них ведет рассказ, который иллюстрируется эпизодами участия людей в героической эпопее на фронтах Великой Отечественной войны, другой ведущий рассказывает, как работали в это время те, кто остался в тылу. Параллельный монтаж позволил ярко показать, как наш народ в едином порыве, в общем титаническом усилии, разделяя горе и радость, ковал победу.
Представляет интерес и сочетание приема параллельного действия с приемом одновременности действия, когда действие идет в разных местах сцены, на нескольких частях сценической площадки одновременно. Этот способ применяется при включении в действие зрительного зала, когда к спору на сцене между участниками представления подключаются зрители.
Активизация посетителей
Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Необходимо, чтобы они чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д.
В качестве приема, активизирующего аудиторию культурно-досуговых программ, специалисты используют и так называемую подсадку. Прием заключается в следующем: в зрительном зале находятся несколько активистов или участников художественной самодеятельности, которые задают ведущим заранее подготовленные вопросы, вступают с ними в спор, побуждая зрителей высказать свое мнение о вопросах, затрагиваемых в программе.
В переходный период реформирования общества все более популярными становятся циклы вечеров «Мое и наше», на которых поднимаются важные вопросы, волнующие людей: отношение человека к труду, материальные и энергетические ресурсы и т.д. Это могут быть вечера «Слово об общественном и личном», «Человек и вещи», «Быть или казаться». На заключительном вечере «Давайте посчитаем» можно сопоставить положение семьи нового класса бизнесменов, предпринимателей и семьи простого человека, обратить внимание на правильную организацию семейного бюджета.
Содержание этих культурно-досуговых программ может быть тесно связано с конституционными правами и обязанностями граждан в виде дискуссий, откровенной полемики. Активизировать аудиторию помогут участники художественной самодеятельности, исполняющие роль «подсадки».
Возможен и другой путь активизации аудитории в виде «переклички«, которая с успехом применяется на вечерах-встречах «Уральские вечерницы» во Дворце культуры Челябинского тракторного завода. При подготовке этой программы помещение большого зала Дворца культуры превращалось в празднично убранную сельскую хату. Хозяйка и ее дочь в нарядных русских костюмах приветствовали гостей. Помощники хозяйки, девчата и парни, участники художественной самодеятельности, встречали гостей песней, рассаживали их за столы, подавали самовар, вареники. Делается это споро, с шутками. Один из них хвалит хозяйскую дочку и в шутку предлагает сосватать ее за лучшего производственника. Это дает повод для спора, в каком коллективе парни лучше. Сравниваются показатели работы, дается характеристика «рыночникам». Перекличка проходит живо, без официальных речей.
Лучшим вручаются премии и подарки. В разгар праздника из бутафорской печи под свист и вой неожиданно вылетает Черт, который ищет среди гостей своих собутыльников, лентяев, дебоширов. Он называет их фамилии и говорит, что он с ними познакомился в вытрезвителе, в отделении милиции, у магазина. Черта прогоняют, а «вечерница» с пением и танцами продолжается. Выступают и гости. Организуются конкурсы на лучшее исполнение пляски, песни. Так, можно, максимально активизируя собравшихся, сочетать торжество с отдыхом. Важным моментом в художественном монтаже сценария культурно-досуговой программы является лейтмотив (напоминание). Нередко лейтмотив становится стержнем всей композиции.
В праздничных представлениях применяется также и прием реминисценции (воспоминания). Авторы сценариев культурно-досуговых программ заимствовали этот прием из арсенала выразительных средств кинематографа. Он состоит в том, что исполнение определенного эпизода прерывается другим эпизодом, повествующим о событиях прошлого. Это позволяет удачно связать настоящее с историей. Прием реминисценции может повторяться в сценарии несколько раз, но чрезмерное увлечение им снижает зрительское восприятие.
Каждый эпизод сценария культурно-досуговой программы представляет собой относительно самостоятельный компонент, он не просто один из кирпичиков здания культурно-досуговой программы, как считают многие, не только законченная часть сценария, он участвует и в решении общей темы, помогает в раскрытии идеи.
Необходимо также постараться, чтобы каждый эпизод был воспринят аудиторией с интересом, так как основой большинства эпизодов является отражение общеизвестных исторических событий. Важно каждый раз находить новые факты, помогать посетителям узнавать то, чего они не знали. Поиск ракурса отражения того или иного явления действительности — трудное дело. И все-таки надо смелее экспериментировать, иначе автору сценария культурно-досуговой программы не уйти от штампов и стереотипного подхода к освещению действительности.
Как отмечалось, для того, чтобы обеспечить интересный и целенаправленный монтаж эпизодов, хорошо бы придумать драматургический ход (иногда его называют сюжетным ходом), который логически свяжет
все эпизоды.
В качестве примера можно привести программу «Мы вас помним», которая проходит у «костра». Здесь выступают с воспоминаниями ветераны, молодежь, звучат песни их молодости и т.д. Этот ход позволяет широко использовать прием реминисценции, вплетать в воспоминания исполнение художественных произведений, кинофрагментов.
Сюжетным ходом может стать и песня. Так, на праздничном вечере «Былые походы» драматургическим ходом и лейтмотивом может стать «Песня былых походов» 3. Компанейца на слова А. Жарова, связывающая эпизоды этого представления в единый рассказ об истории нашего государства. Драматургический ход подчиняет себе и содержание каждого эпизода. Без него даже при самом богатом фактологическом материале и наличии великолепных концертных номеров само представление и его эпизоды будут лишены логической связи.
Важным элементом эпизодов и всего действия культурно-досуговой программы является введение ритуальных действий — вручение различных наград, что, как правило, становится кульминацией праздничных вечеров и самих торжеств.
Порой специалисты в погоне за эмоциональным эффектом включают в сценарий возложение цветов к бутафорскому обелиску, зажигают бутафорский Вечный огонь. Если в драматическом спектакле, полном условностей, подобные ритуалы правомерны, то в культурно-досуговой программе, основанной на правде документа и факте жизни, такие ритуальные действия выглядят кощунственно. Зачастую в культурно-досуговой программе к ритуалу чествования лучших людей подходят как к повседневному, обычному. Им вручают вымпелы, награды, и каждому непременный подарок — концертный номер. Это затягивает действие, рассеивает внимание зрителей.
Существует еще немало трудностей в композиционном построении сценария культурно-досуговых программ. Наиболее распространенная из них — введение после кульминации эпизодов, которые, по мысли авторов, уточняют, разъясняют зрителю то, что было. Но при этом забывают, что сценарий программы предусматривает стремительное развитие действия, всякого рода затягивание его мешает зрителю воспринимать происходящее. Приводит к определенному однообразию последовательное развитие действия культурно-досуговой программы в строго хронологическом порядке исторических событий. Поэтому следует чаще использовать такой прием композиционного решения, как ретроспектива — показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.
Вывод
Очень часто даже в театрализованном праздничном представлении выступают с длинными речами о общеизвестном, к тому же читая их по бумажке. Такой выход на сцену бывает часто не подготовлен предыдущими эпизодами сценария. Рекомендуется заранее обговаривать с выступающими и заносить в виде тезисов в сценарий содержание выступления, с тем чтобы были и логический переход от предыдущего эпизода к выступлению, и связь выступления с последующим эпизодом.
При написании сценария культурно-досуговой программы нужно знать реальные возможности воплощения драматургического замысла. Сценарий надо создавать не для усредненного, а для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.
В деятельности учреждений в роли сценариста и режиссера представления выступает одно лицо. Работа постановщика-режиссера культурно-досуговой программы не менее сложна, чем написание литературного сценария. Автор сценария одновременно с определением литературного замысла как бы осуществляет возможности его сценического воплощения как режиссер.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/403365-hudozhestvennyj-montazh-scenarija-kulturno-do
Также вас может заинтересовать
- Образовательная программа «Зажги свою звезду»
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: «Развитие творческих способностей обучающихся в объединении «Бисероплетение»»
- Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Воспитательный час «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
- Занятие-основная организационная форма работы с детьми
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Федорова Нина Ивановна
Волгоградский институт искусств и культуры
студентка кафедры режиссуры
Аннотация
Рассматриваются виды и специфические особенности монтажа в театрализованных представлениях и праздниках.
Библиографическая ссылка на статью:
Федорова Н.И. Понятие о монтаже, как о способе создания театрализованного представления или праздника // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/07/84068 (дата обращения: 23.01.2023).
Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств, давая им общность ощущения времени, эпохи и задач, поставленных временем.
В 20-е годы в молодом советском искусстве возникло новое понятие – «монтаж».
Само слово «монтаж» тоже было новым определением, пришедшим в искусство из современной техники.
Первым провозвестником современной монтажной структуры в театре стала «Мистерия-буфф», определившая новый путь создания современного театрального действа – монтажный. В данном случае идёт разговор о художественной целостности, рождаемой множеством разнородных элементов, крепко соединенных монтажной структурой.
Сведение этих элементов воедино в театральном искусстве волновало умы тысячелетия назад. Ещё Аристотель обратил внимание на синтетический вид искусства, где сливаются различные компоненты. Через века Аристотелю словно вторит Роден, неустанно ищущий синтез всех искусств. Он утверждает, что «живопись, скульптура, литература, музыка гораздо ближе друг к другу, чем обычно думают. Они выражают все чувства человеческой души перед природой».
Можно утверждать, что ростки монтажного соединения разнородных компонентов берут начало в народных площадных увеселениях – и в спектаклях шекспировского театра, и в карнавальном блеске Commedia dell’ arte, и в массовых мистериальных действах, в скоморошьих представлениях, в спектаклях массового агиттеатра и т.д. здесь налицо народные истоки будущего «монтажа» аттракционов.
Естественно, каждая эпоха по-своему осваивала проблемы монтажного соединения в различных видах искусства. В 20-е годы 20 века путь монтажной методики нащупывался на разных этапах во взаимосвязи законов расчленения, соединения, сцепки, совмещения. Так осмысливался новый метод, получивший глубинную значимость. Благодаря логически оправданному сопоставлению разноязычного и разноречивого.
Искусство, построенное по методу монтажа, верно и точно отображало жизнь. Противоположные явления, резко и неожиданно сопоставленные, давали новый смысл.
С. Эйзенштейн на примере отрывков из «Руслана и Людмилы» и «Полтавы» доказывал, что еще Пушкин писал монтажно (вспомним название одной из глав эйзенштейновского исследования «Монтаж» – «Пушкин-монтажер»).
Существование монтажного метода он находил и в поэзии У. Уитмена (на примере «Песни о топоре»), у Ги де Мопассана, у А. Н. Островского и даже в литературных опусах Леонардо да Винчи.
Использование приема монтажа мы находим в произведениях Н.В.Гоголя. вспомним «Мертвые души», эпизод отъезда Чичикова из города N. А также у Л.Н.Толстого, Маяковского и т.д.
Действенность монтажного метода присутствует и в других видах искусств, например, архитектура, живопись, изобразительное искусство и т.д.
Итак, монтаж – это волевое выделение смысла, заложенного в произведении. Поэтому метод монтажа находится в прямой связи с гражданской позицией автора, его идейно-художественными устремлениями.
Монтаж драматургичен в своей основе и конфликтен.
Искусство монтажа в том, что его первый этап – расчленение на самостоятельные элементы – подводит нас к части второй – соединению этих частей, рождающему качественно новое целое. В этом – диалектичность монтажа.
Монтаж – искусство расчленения, слом непрерывного действия, поиск нового драматургического принципа прерванного, рожденного монтажной структурой действия.
В монтажной конструкции произведение дробится как бы на множество кристаллов, где каждый, являясь составной частью целого, подчинен единой воле художника, единой мысли, идущей сквозным действием через все самостоятельно существующие, законченные эпизоды-номера, объединенные ритмически-смысловым, стремительным движением к конечной цели – сверхзадаче данного произведения.
Творческий метод организации отдельных драматургических элементов относительно друг друга, а также художественного и документального материалов внутри драматургического модуля (сценарного элемента) есть монтаж во времени и пространстве. Именно монтаж создает единое художественно целое, коим является сценарий театрализованного представления. (С.К.Борисов)
Монтаж – сборка, соединение. Подбор и соединение отдельных художественных частей чего-либо (на основе их сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе. Метод монтажа стал одним из главных в практике театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и на зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. (Шилов)
Основой искусства монтажа является искусство соединять отдельные куски так, чтобы зритель получил впечатление целого, непрерывного, продолжающегося действия. Монтаж обладает способностью трансформировать точку зрения, композиционные функции, выполнять перестановку эпизодов и блоков сценария, например: перемещение развязки на место завязки. Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя произведения искусства как «заготовки». Но взаимоотношение выразительных средств не сводиться в сценарии к простому сложению. Их синтез дает новое эстетическое качество. В драматургии театрализованных представлений используется такое средство монтажа как столкновение, являющееся главным драматургическим правилом построения сценария. В сценарии театрализованного представления «формы жизни» и «формы искусства» должны быть выстроены в ряд, в котором между ними бы возникали определенные взаимоотношения. Создать идейно-драматургическую основу целого из разных по содержанию материалов возможно тогда, когда добьешься их смыслового единства.
А чтобы выстроить единый пластический образ – спектакль – значит создать конструкцию, где каждый самостоятельно существующий действенный элемент находится в полном соответствии и взаимодействии с другими элементами и, следовательно, с динамической конструкцией в целом, определяющей место и функцию каждого элемента в отдельности.
«Монтаж эпизодов», «монтаж номеров», т.е. принцип прерванного действия, придал современному концертному представлению (эстрадному спектаклю, массовому действу) качества, которые способствуют эмоциональному воздействию на зрителя, дают возможность глубокому раскрытию темы.
Режиссер – драматург, пользуясь монтажным методом, применяя «монтаж номеров», «монтаж эпизодов», « монтаж аттракционов» т.е. три формы «сборки» спектакля массового действа или эстрадного спектакля, конструирует из разноязычного и разножанрового материала логически стройное музыкально-сценическое произведение.
Режиссеру-драматургу необходимо создать из огромного материала – политического, общественного, событийного, художественного – стройную композицию, с выявлением внутренней архитектоникой, точно и логично построенную. Режиссер соединяет разрозненные куски при помощи смыслового «хода», не только сопоставляющего эти куски, но и связывающего их в единое целое.
Поэтому монтажная структура спектакля – это не просто эмоциональное соединение игровых кусков; в основе этой структуры лежит идейно-смысловое начало, определяющее ход и направление «сборки».
В массовом действе и эстрадном представлении необходимо не искать плавности, а наоборот, идти на резкое обострение действия. Режиссер-драматург должен не сглаживать видовое и жанровое противоборство, не затушать различие компонентов, сведенных воедино в монтажной структуре а, напротив, обнажить их, заострять, сталкивать в контрастном сопоставлении.
Существуют основные виды монтажа:
1. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого.
2. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие.
3. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды («неразделимо», но «неслиянно»).
4. Ассоциативный. Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциативных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты.
5. Иллюстративный монтаж – есть художественное изображение, которое в его содержательной части повторяет изображение документальное.
Функции монтажа:
1.Анализ, синтез и конфликт фактов жизни и фактов искусства
2.Средство воплощения сюжета
3.Средство выражающее авторскую позицию
4.Драматургический метод организации материала
5.Средство художественной выразительности.
6.Формы организации зрительского восприятия
7.Различная организация эпизодов
8.Способ изменения жанра.
Приёмы монтажа.
Приемы монтажа не могут быть оторваны от конфликтной системы сценария, да и специфику самого конфликта можно рассматривать только через эти приемы.
Контрастность – сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и номера, и части эпизодов. Монтаж по контрасту – один из самых сильных и наиболее распространенных приемов подлинно конфликтного отражения противоречивой действительности в тп. Чаще всего конфликт выступает в сценарии как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов и номеров, создающих в целый органический сплав. Именно органический сплав форм и художественно-выразительных средств отражает важные, существенные моменты развивающейся, меняющейся действительности.
Параллелизм – параллельно развиваются два сюжета, две линии, две судьбы, как будто внешне не связанные, но имеющие внутренний контакт.
Одновременность – действие одновременно происходит на нескольких площадках.
Лейтмотив (напоминание) – подчёркивание основной мысли (музыкой, голосом, светом, мизансценой). Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принимают участие все средства художественной выразительности.
Последовательность – один из основных монтажных приемов и одновременно одна из особенностей драматургии театрализованного представления. Этот монтажный прием предполагает формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, природно-обусловлено, логически-поступательно.
Мы назвали и охарактеризовали лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практически их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет предела, как нет, и не может быть предела творческим поискам и открытиям.
Библиографический список
- Горюнова, И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова.- СПб.: Композитор, 2009.- 208 с.: 24 л. ил.- (ЭБС «Лань»).
- Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, т.3. 1989.
- Чечётин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений [Электронный ресурс]: учебник / А.И.Чечётин.- 2-е изд., стер.- СПб.: Лань, 2013.- 288 с.- (Учебники для вузов. Специальная литература).- (ЭБС «Лань).
- Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992.
- Эйзенштейн Сергей. Режиссура. Избр. произв. В 6 т. М.: Искусство. 1966. Т.4.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Федорова Нина Ивановна»