Что такое интерактивный сценарий

1. ВведениеИнтерактивные спектакли-игры – это совместная арт-терапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выст

1. Введение

Интерактивные спектакли-игры – это совместная арт-терапевтическая творческая работа педагогов и воспитанников, где взрослый (педагог) для ребёнка (воспитанника) в большей степени выступает в качестве друга, партнёра, чем некой высшей властью контролирующей все процессы.

Опыт такой созидательной деятельности для многих наших детей нов и необычен. Он приобретается через преодоление многих препятствий, трудностей, стереотипов, вызванных как особенностями психо-эмоционального развития ребёнка, так и сложившимися поведенческими стереотипами из его повседневной жизни. Педагогическая задача – дать ребёнку возможность почувствовать в себе силы для преодоления трудностей, мгновенно ориентироваться в не стандартных обстоятельствах, а иногда и принимать спонтанные решения, чтобы он мог почувствовать себя активным участником и строителем своего собственного микромира. Роли для детей могут выбираться из индивидуальных потребностей ребёнка и его собственного желания, зачастую самим им выбранным персонажем. В связи с этим важно найти такую форму самовыражения для ребёнка, которая удовлетворяла бы его потребность во внимании и имела бы социально значимую и одобряемую окраску.

Необходимо распределять роли так, чтобы ребёнок имел возможность поиграть в паре со взрослым. Этот взрослый взаимодействует с ребёнком, как с партнёром, сотоварищем.

Подобная совместная деятельность:

  • во-первых, даёт ему чувство уверенности (он может опереться на взрослого в сложных ситуациях, когда он забыл текст, растерялся);
  • во-вторых, взрослый выступает для ребёнка в роли, как образец, пример каких-либо взаимоотношений и ситуаций;

Публичность выступления, аплодисменты, костюмы, музыка, декорации и подарки в конце спектаклей позволяют ребёнку испытать чувство радости, успеха, достижения цели, возрастает уверенность в себе, своих силах, возможностях. То есть, ребёнок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности, а значит, формировать позитивную самооценку.

Интерактивные спектакли-игры это интеграция различных психотерапевтических, общеобразовательных и театральных техник использующихся педагогами как в работе по социальной реабилитации с воспитанниками различных детских учреждений. В разработке таких спектаклей используются принципы игровой терапии, сказкотерапии, базовые занятия программ школьного и дошкольного обучения, театральная деятельность.

2. Основные направления работы в интерактивных спектаклях-играх:

Существует довольно известное высказывание Зигмунда Фрейда, в котором любовь и работа признаются залогом психологического благополучия человека. В последние годы все большее количество специалистов в области психического здоровья указывает на еще одну составляющую человеческого счастья – игру. 

Интерактивность — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Общие задачи интерактивных игр:
— помочь ощутить единение с другими, свою целостность с окружающими;
— вселить в детей надежду (надежда дает взрослым и детям внутреннюю силу, целеустремленность);
— показать детям, что значит – уважение (уважение к ребенку проявляется напрямую, непосредственно в связи с его поведением. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его опрашивают и внимательно выслушивают его рассуждения);
— учить ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность (научить различать эмоции и мышление, фантазию и истину; привить социальные ценности, свободно фантазировать);
— принимать решения самостоятельно и в группе (выработать навык обсуждения и анализа разных вариантов решения);
— учить детей сочувствию (можем достичь этого – пробудив интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Учить ставить себя на их место, понимать и чувствовать их внутренний мир; уважать чувства других людей);
— помочь расцвету личности ребенка (нельзя допускать, что бы ребенок ориентировался только на наши требования. Мы должны ему помочь принять его собственные желания и цели);
— развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим (побуждать детей давать обратную связь воспитателям и своим сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее живое общение);
— помочь справляться детям со своими страхами и стрессом (предоставить возможность говорить о неприятных вещах, внимательно выслушивать);
— показать, что можно избегать насилия (т.е. помочь выразить свои чувства без агрессии и конфликтов, научить контролировать свой гнев, проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме);
— достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями (уменьшить элемент соревновательности);
— достичь внутренней гармонии и уравновешенности;
— развивать чувство юмора (уметь видеть в сложных ситуациях комическое, иногда позволить себе просто смеяться и «почудить»);
— развивать сильные стороны своего характера (чем раньше мы начнем развивать навыки сопереживания другим, брать на себя ответственность за свои поступки, тем лучше дети проявят себя в сложных, неоднозначных ситуациях).

Игра – это деятельность, которая доставляет нам удовольствие и радость, поднимает настроение и делает восприятие жизни более ярким. Игра расширяет наши навыки самовыражения и знание о себе, способствует чувству самоактуализации и самоэффективности. Игра снижает стресс и чувство скуки, объединяет нас с другими людьми, стимулирует творческое мышление и исследовательскую деятельность, регулирует наши эмоции и поднимает самооценку. 
Вдобавок, игра позволяет нам потренироваться в использовании навыков и ролей, необходимых для выживания в этом мире. Игра также является необходимым условием для обучения и развития. 

Игровая терапия строится на том естественном способе познания себя и других, который есть у детей. Посредством игровой терапии дети учатся выражать свои чувства, изменять поведение, искать решения проблем, и овладевают множеством способов позитивного взаимодействия с другими людьми. 
Игра создает безопасную психологическую дистанцию по отношению к той или иной детской проблеме и позволяет выразить мысли и чувства соответствующим возрасту способом. Игровые терапевты используют терапевтическую силу игры для профилактики и разрешения психологических затруднений клиента и обеспечения его оптимального роста и развития». Психологи используют игровую терапию с целью помощи детям в выражении того, что их беспокоит, поскольку им трудно выразить это словесно. 

 Когда у детей обнаруживается нарушение в эмоциональной сфере или недостаток социальных навыков, терапевты посредством игры могут помочь детям научиться более адаптивному поведению. Отношения взаимной симпатии, которые возникают между терапевтом и ребенком во время игрового занятия, являются условием приобретения опыта, необходимого для позитивных изменений. Игровая терапия в некоторых случаях используется и для познавательного развития детей, хотя в данном случае ее корректнее относить к развивающему обучению и коррекции в игровой форме, чем к психотерапии. 

  Несмотря на то, что все могут получить пользу от игровой терапии, она в большей степени подходит детям от 3 до 12 лет. 
Игровые техники также используются при работе с подростками и взрослыми. А в последние годы игротерапевтическое вмешательство также стало применяться в работе с детьми младенческого и раннего возраста. 

  Игровая терапия реализуется в качестве основного метода в центрах медико-социально-психологической помощи, детских садах и школах, психологических и развивающих центрах, больницах. Игровая терапия может использоваться как ведущий или сопутствующий метод психологической работы при различных психологических состояниях и расстройствах. Например, агрессия, депрессия, возрастные кризисы, расстройства поведения. Исследование подтверждает эффективность игровой терапии детей, переживающих широкий спектр социальных, эмоциональных, поведенческих и учебных затруднений, в том числе проблем, связанных с жизненными стрессами (развод родителей, смерть близких, переезд, госпитализация, хроническая болезнь, сексуальное или физическое насилие, природные катастрофы). 
Интерактивные спектакли-игры помогают детям приобрести новые навыки общения и в связи с этим уверенность в своих способностях. 

Сказкотерапия— пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники. Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению). Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.).

Отсюда следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса. Однако здесь дело обстоит не так просто. Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет.

Как правило, дети еще плохо владеют некоторыми психическими процессами. Они отвлекаются на предложенных им занятиях, некоторые воспитанники отличаются излишней тревожностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать воспитательскую работу с привлечением театральных средств.

Игра в подобных спектаклях способствует развитию творческих и речевых способностей детей. Театрализация воспитательского реабилитационного процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия впоследствии переходят в процесс рождения спектакля.

Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. в спектаклях-играх можно использовать следующие виды театральной деятельности:

 — музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

 — художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

 — театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры, спектакли).

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно проявлять свою личность.

Педагог ведущий спектакль – это «актер», ведь он сам становится участником пьесы, беря на себя по необходимости ту или иную роль. Он вместе со своим подопечным активно участвует в создании «игровой реальности».

Какие задачи могут быть решены с помощью таких спектаклей?

Это практически все проблемы, связанные с речью, негативными поведенческими шаблонами, травмирующими семейными и социальными ситуациями, и т.п. Это могут быть также и более глубокие проблемы, связанные с самоопределением личности, ее интеграцией, стремлением к творческому самовыражению.

Ограничения:

Сложность заключается в том, что в идеале педагог проводящий такой спектакль должен быть мастером движения, речи, режиссуры и психотерапии.

Применимость техник, как видим, очень широка. Но применение их в практической работе требует широкого спектра умений от «ведущего» — специалиста: ему необходимо быть «смежником» очень широкого профиля — от режиссера до психотерапевта.

Что происходит с участниками в процессе работы?

При работе в игре-сказке у участников возникает состояние «потока», высокой концентрации и одновременно расслабленности. Появляется ощущение перехода на более высокий уровень энергетики, полета, свободы, счастья. Переживание этого состояния помогает раскрыть свой творческий потенциал.

В результате систематического участия в таких мероприятиях клиенты способны разрешить даже очень сложные психологические проблемы.

3. Рекомендации для создания интерактивного спектакля-игры:

Театрально-игровая деятельность, должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Игры объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их полноценным спектаклем.

Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители, а декорации и костюмы создаются из простых подручных материалов. Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, воображение). Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров.

Постановочные спектакли со включением зала разработаны с целью показать плюсы коллективного труда, а так же раздвинуть рамки привычного мышления ребёнка. 

Спектакли-игры способствуют:

• Развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

 • Снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.

 • Развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитию мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Рекомендации для создания интерактивного спектакля-игры:

  • Сказки или сценарий должен подходить возрасту участников процесса.
  • Если детский коллектив вам уже знаком, то без труда можно подобрать историю для постановки, либо любимую в данный момент детским коллективом, либо с тематикой соответствующей индивидуальным проблемам воспитанников.
  • Материал для выполнения декораций и реквизита берётся элементарный, простой, удобный в дальнейшем для хранения и дальнейшего использования (картон, поролон).
  • В связи с повышенной активностью юных актёров набор игр должен быть разнообразным:
  • подвижные и дидактические

4. Сценарии праздников

Спектакль-игра: «В гостях у сказки».

 Цель:

  • Закрепление знаний по окружающему миру и развития речи. Воспитание коллективного труда.

Задачи:

  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на театральное действие и желание участвовать в нем.
  • Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры, ориентироваться в пространстве.

 Материально-техническое обеспечение (оборудование):

— предварительная работа: слушание и разучивание русских народных сказок и отгадывание загадок

— декорации для игр по станциям (стол и скамейки в русском стиле, интерьер старинной русской избы, напольное покрытие «трава»)

— декорации (картонные грядки и дерево)

— реквизит (корзины, бумажные фрукты и овощи)

Ход мероприятия:

В зале расставлены стулья для зрителей вдоль стены.

Дети входят в зал с воспитателем. Для ребят ход спектакля будет сюрпризом.

Ведущий:

— Здравствуйте, ребята.

—  Сегодня мы с вами отправимся в гости. В гости не простые, а сказочные.

—  Расскажите нам, ребята, на чём же можно нам добраться, если наши сказки живут далеко-далеко в деревне?

(Ребята перечисляют транспорт и животных, на которых можно добраться: машина, поезд, самолёт, лошадь)

— Правильно, молодцы.

— Ну, а раз мы с вами готовы, то давайте-ка отправимся скорее в путешествие.

—  И сначала поедем мы с вами на поезде:

Дети встают друг за другом.

— Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!»

— Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!»

Ведущий вместе с детьми едет «паровозиком» к первой станции, сказка «Колобок».

Ведущий:

— Ой, как здесь красиво.

— Как хорошо в сказочной деревне.

— Только куда же мы приехали? К кому в гости?

— Давайте узнаем: (загадывает загадку)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.                                                                                                         

Что за сказка? …. (Колобок)

Ведущий:

— Только что-то не видно Колобка…

—  А-а, наверное, его просто ещё не испекли.

—  Ребята, давайте поможем испечь бабушке с дедушкой Колобок.

— Сначала нужно, конечно же, нарубить дров (рубим воображаемые дрова).

—  А теперь разжечь огонь в печи.

— Ну-ка, все дружно (дуем, раздуваем огонь).

— А теперь давайте встанем в круг, возьмём большую кастрюлю (воображаемую) и замесим дружно тесто.

— Что же нам нужно для теста? (играем с воображением)

—  Итак, разбиваем в кастрюлю яйца: «чпок-шлёп»,

 затем засыпаем муку, немножко соли, перемешиваем большой ложкой, а теперь месим его руками, вынимаем из кастрюли и лепим Колобок.

— Передаём его по кругу, чтобы каждый сделал его красивым, круглым.

— Теперь ставим его в печь и ждём (смотрим на часы, то на одной руке, то на другой).

— Ах, что за запах дивный пошёл.

— Скорее, ребята, нужно доставать Колобка из печи.

— Какие же мы с вами молодцы, помогли бабушке и дедушке.

— Ну, а пока Колобок остывает, мы отправимся в следующую сказку.

— А поедем теперь мы в неё на машине, потому что наша следующая сказка живёт в соседней деревне.

— Как шумит мотор у машины, ребята? (дети подражают звуку работающего мотора).

— А какой у неё сигнал? (дети показывают)

Ведущий вместе с детьми движется по залу к новой декорации.

Ведущий:

— Вот мы и приехали с вами в другую сказку, только что же это за сказка? (загадывает загадку).

— «Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое…»                                                                                     

— Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает …(курочка Ряба).

Ведущий:

— Все мы знаем, что у курочки бывают детки.

— Кто же это такие? Правильно, это цыплята.

—  Давайте поиграем с вами в игру, ребята? (рассказывает правила игры).

— Я буду курочка (надевает маску).

— Посмотрите, у меня клюв, я им клюю зернышки вот так. На голове у меня маленький гребешок. А еще у меня есть перышки, крылья и хвостик. Я живу в курятнике.

— Очень люблю искать в травке зернышки и червячков.

— А вот на этой стороне живет хитрая лиса, (маленький обруч на полу) это её нора.

— Все остальное место – двор.

— Лиса сидит в норе, а цыплята ходят и бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. — По сигналу «Лиса!» цыплята убегают, прячутся у курочки под её крыльями, а лиса старается схватить и утащить осторожно, слегка касаясь цыпленка, не успевшего подбежать к курочке.

— Пойманного цыпленка лиса уводит в свою нору.

—  Если лиса поймает цыплёнка, игра заканчивается (второй ведущий играет роль лисы).

Затем педагог побуждает детей войти в образ цыпленка.

Ведущий:

— Детки, мне некому искать зернышки и червячков. Все мои детки – цыплятки выросли.

— Кто хочет стать моим цыпленком?

— Как цыплята поют свою песенку «ПИ – ПИ».

—  Цыплята, а где у вас лапки и клюв? А крылышки?

— Вот как много у меня цыплят. 

Воспитатель поет песенку «Вышла курочка гулять»;

Вышла курочка гулять.                     Воспитатель гуляет с детьми

Свежей травки пощипать.                   по залу.

А за ней ребятки

Желтые цыплятки.

Ко – ко, ко – ко – ко

Не ходите далеко.                              Грозят пальцем друг другу.

Лапками гребите

Зернышки ищите.                              Перебирают пальцами по полу.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,                             Гладят себя по животу.

Выпили водицы

Полное корытце.                                  «Пьют» воду из ладошек.

Ведущий или ребенок, выбранный на роль лисы, выходит из обруча (норы) и тихонько подкрадывается к цыплятам. Но курочка замечает лису и зовет цыпляток к себе. Дети разбегаются и прячутся за курицу. Если лисе удается поймать ребенка, он выбывает из игры. Игру можно повторить 2-3 раза.

Ведущий:

— Ах, какие же вы ловкие, ребята.

— Ну, а нам пора отправляться в третью сказку, а поедем мы с вами туда на лошадках.

—  Как цокает лошадка? (ребята показывают).

Дети импровизируют скачки на лошади.

— Так, куда же мы попали? (загадывает загадку)

— Бабушка за дедушку. Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)

Ведущий:

— Правильно, это сказка «Репка».

— Только где же это мы?

—  Наверное, это огород, где растут овощи и фрукты.

—  Смотрите, ребята, это же грядки, только какие-то странные.

—  Да и на деревьях какой-то беспорядок.

—  Разве огурцы растут на деревьях, а груши на грядках?

—  Надо разобраться, расставить всё на свои места.

— Давайте разделимся на две команды. Одна команда собирает овощи в свою корзинку, а вторая фрукты (дети вместе с ведущими собирают овощи и фрукты в отдельные корзинки).

— А теперь давайте расставим всё на свои места. Овощи в грядки, а фрукты на дерево.

Дети выполняют действия.

Ведущий:

— Молодцы!

— Вот только нам пора возвращаться.

— Сказки немножко устали и идут отдыхать.

—  А мы с вами отправляемся обратно.

—  Давайте-ка вспомним, на чём мы ехали сюда?

— Сначала на лошадке:

— «До свидания, сказка «Репка».

— Теперь на машине:

— «До свидания сказка «Курочка Ряба»,

— И наконец, на поезде:

— «До свидания, сказка «Колобок».

—  Ну, что, ребята, понравилось вам наше путешествие?

— Какие же вы все дружные и ловкие.

— Ждём от вас рисунков про наше путешествие.

Конец.

Постановочный интерактивный спектакль-игра «Мойдодыр»

По мотивам сказки К.И. Маршака

Цель:

  • Закрепление знаний по окружающему миру и развития речи. Воспитание коллективного труда.

Задачи:

  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на театральное действие и желание участвовать в нем.
  • Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила игры, ориентироваться в пространстве.

 Материально-техническое обеспечение (оборудование):

— предварительная работа: разучивание текста сказки

— костюмы были выполнены из поролона (костюм Мойдодыра, Крокодила и армии умывальников)

— основной реквизит был выполнен так же из поролона (мыло, щётки), мяч

Ход мероприятия:

Ведущий стоит спиной к зрительному залу по середине сцены.  Действие начинается с игры «Тише едешь — дальше будешь». Ведущий имеет право повернуться к зрителю в любое время, а участники должны замереть. Актёры спектакля уже знаю правила игр и помогают быстро сориентироваться зрителям желающим включиться в процесс. Темп спектакля и прочтения текста задают ведущие, а участники подхватывают и продолжают текст на протяжении всего спектакля, в некоторых местах солируя.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Ребята подошли к ведущему. Начинается игра «Тай-тай налетай».

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Ведущий выходит вперёди показывает детям разные движения, которые ребята должны тут же повторить.

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Ребята берутся за руки и играют в хоровод, который с каждым шагом набирает скорость вращения.

Боже, боже,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Игра «Горячий мяч», мяч кидают произвольно в круге.

Утюги

за сапогами,

Сапоги

за пирогами,

Пироги

за утюгами,

Кочерга

за кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Выходит второй ведущий переодетый в костюм Мойдодыра с мячом, в котором и остаётся до конца спектакля. Участники становятся на сторону Мойдодыра, а первый ведущий занимает роль Грязнули.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

Продолжается игра «Горячий мяч», перебрасывание мяча друг дружке на скорость между командой Мойдодыра и Грязнули.

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

После озвучания животного дети и ведущие показывают пластически зверят.

Рано утром на рассвете —

Умываются мышата, — показали мышат

И котята, и утята,показали сначала котят, а затем утят

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

Игрязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Мойдодыр выстраивает свою команду в ряд и предлагает им наказать Грязнулю.

Я — Великий Умывальник, —

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз — оркестр

И вскричал: «Кара-барас!»

Дети моют Грязнулю щётками.

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Игра «Змейка» Ведущий игры — Грязнуля.

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Выходит третий ведущий в костюме Крокодила, дети выполняют функцию тела Крокодила, встав сзади ведущего цепочкой. Повторяют его движения.

Вдруг навстречу мой хороший, —

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Тело Крокодила рассыпается и дети повторяют движения Грязнули, который показывает, как он бежит домой от Крокодила.

Как пустился я по улице

бежать,

Прибежал я к умывальнику

опять.

Дети моют Грязнулю щётками.

Мылом, мылом

Мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки — яяя

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:

Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться —

По утрам и вечерам,

А нечистым — хором

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Игра «Ладошки». Дети делятся произвольно на пары, по принципу кто оказался рядом.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Игра «Каравай».

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, —

Выходят на поклон.

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

Конец.

5.    Заключение  

Спектакли-сюрпризы привносят некий праздник в жизнь ребёнка, что снимает тревожность, раскрывает творческие способности, выявляет талантливые стороны юной личности.

Сам формат театрализации может вызвать сопротивление, но обычно эмоциональная насыщенность процесса столь высока, что очень скоро сопротивление участников исчезает, уступая место удовольствию и творчеству.

Интерактивный игр-спектакль будет хорош и для проведения как любого праздника по календарному плану учреждения, так и для усвоения любого учебного материала, так же, для итогового контрольного занятия по закреплению пройденного с воспитанниками материала.

В начале этого года в екатеринбургском Ельцин-центре поставили спектакль «Книга ходов и прохождений» об эпохе 90-х. В центре сюжета – отношения двенадцатилетнего Вовчана с отцом в окружении игровых консолей SEGA и Playstation, безденежья и бандитов. Приставка так захватывает подростка, что всё происходящее вокруг превращается в эту 16-ти битную простую игру.

Автор пьесы — выпускник ВГИКа и сценарист Movika Дамир Ханифуллин. В IT-компании он создаёт сценарии для интерактивных фильмов и других видеопроектов. Сценарист интерактивного видео – новое направление в киноиндустрии, так что Дамира можно считать первопроходцем. Мы расспросили его о специфике профессии и о будущем интерактивного кино.

– Чем написание сценария для интерактивного видео отличается от работы над более привычными кинопродуктами?

– Интерактивный сценарий — это история с несколькими вариантами финала. Автору нужно не просто написать историю от начала до конца, но и продумать альтернативные варианты. Всегда держим в голове вопрос «А что, если…». А если герой не победит в финале, в нашем случае история не закончится, мы увидим финал, в котором герой проигрывает. Или всё может быть наоборот. Добавим сюда всевозможные интерактивы, разные линии сюжета. Получится, что сценаристу нужно написать не один сценарий, а несколько – в рамках одного сюжета. Этим и отличается интерактивный сценарий от линейного.

– Как проходит твой рабочий день?

– Штурмим идеи для проектов, потом сажусь за реализацию — написание синопсиса, затем составление всех интерактивов и веток, потом уже написание сценария. Уже есть несколько готовых проектов, которые ещё не опубликованы. Последние штрихи. В ближайшие месяцы выпустим.

– Работа с интерактивным видео – чем это круто для самих сценаристов? Советуешь ли другим сценаристам присматриваться к этой сфере?

– Написание интерактивных сценариев здорово прокачивает сценарное мастерство, ведь задача многократно усложняется. Однако это учит мыслить нестандартно и продумывать историю на несколько ходов вперед и использовать несколько решений для сюжета.

Так выглядит инструмент для сборки интерактивных фильмов Movika изнутри

– Почему ты решил работать в Movika? Чем тебя привлекло интерактивное видео?

– Захотелось поработать с креативными и талантливыми людьми. Интерактивное кино — это неизведанная тропа. Хотелось ее исследовать.

– Какие глобальные цели себе ставишь в этом направлении?

– Хочется создать полнометражный жанровый интерактивный фильм. Кажется, в России такого пока нет. Не знаю, что из этого выйдет. Это интерактивный триллер с социальным уклоном. Он завязан на ситуации, когда мы видим, что на улице кто-то в беде, вопрос в том вмешаемся ли мы в это или пройдём мимо. Например, двое мужчин выясняют отношения, дерутся.

Вполне может быть так, что для прохожего (если он попытается разрешить этот конфликт) это может обернуться проблемами, а так он бы мог спокойно проигнорировать эту ситуацию. А если он проигнорирует, то не исключено, что эта драка окончится очень печально. Так вот в этом интерактивном фильме вопрос такого выбора ключевой.

Афиша к спектаклю Дамира Ханифуллина «Книга ходов и прохождений»

– Какие в целом сейчас тренды в кинематографе, к чему всё идёт?

– Тренды меняются как перчатки, зафиксировать какой-то конкретный сложно. Однозначно отмечу, что стриминговые сервисы выходят на первый план. Делается ставка на сериалы. И эти расчеты себя оправдывают. Даже в России за последний год на платформах появились отличные проекты.

– Веришь в то, что интерактивное видео может полностью заменить линейное?

– Когда появилось кино, театру предсказывали скорую «смерть». Но сегодня эти два искусства живут рука об руку. Думаю, то же самое будет с линейным и интерактивными кино — это направления, которые будут работать на зрителя.

Сегодня со словом «театр» ассоциаций в десяток раз больше, чем всего 5-7 лет назад: это и интерактивные спектакли, и иммерсивное шоу, испектакли-квесты, и персональный experience.

Этот тренд, в основном, известен жителям Москвы и Петербурга, где можно найти интерактивные представления на любой вкус. Что же такое интерактивные спектакли?

Современный интерактивный театр стирает границы между зрительным залом и сценой, потому что зрители сами становятся участниками действия и даже могут повлиять на сюжет. Особенность интерактивных спектаклей в том, что режиссеры создают не только определенный художественный мир с заданным сценарием, но и адаптируют его под свободу действий и перемещений, которым обладает зритель.

В классической театральной постановке ключевым героем является актер как источник эмоций зрителя. В интерактивных же спектаклях именно взаимодействие с публикой становится главной причиной получения индивидуального опыта каждого участника представления – личных смыслов и впечатлений человека, в зависимости от того, как сложилась для него постановка.

Чаще всего такие спектакли обладают возрастной маркировкой 12+, хотя многие зрители признают, что постановки рассчитаны на более взрослый контингент – некоторые рассуждения на тему политики и религии будут сложны для юных зрителей.

Что делать, если Вы уже вдохновились идеей необычного времяпровождения, но Вашему малышу нет еще и пяти?

Идти в камерный Интерактивный БэбиТеатр! Представления для самых маленьких воплотили в себе идеи нового искусства с эффектом полного погружения в сюжет, но сделали местом действия – волшебную сказку, а интерактивные включения – веселыми и полезными играми для маленьких деток.

Детские интерактивные спектакли представляют собой чередование легкой для восприятия, доброй истории о жителях флоры и фауны с позитивным и полезным посылом, и увлекательных активностей, разработанных с учетом возраста юных зрителей. Они способствуют формированию самых важных навыков: логического мышления, восприятия, моторики, координации и др.

Еще одной особенностью является камерная обстановка. Чтобы ребятам было легко освоиться и раскрепоститься, все проходит в небольшом уютном зале, в компании до 15-20 малышей, а сидеть (как и лежать или ползать) можно прямо на полу – на мягких пледах и подушках рядом с мамой и папой.

Актерский состав владеет навыками тактичного взаимодействия с детишками, поэтому знает, как наладить контакт даже с самыми стеснительными ребятками и мягко вовлечь их в интерактивы. В штате Бэби-театра есть также профессиональные фотографы, которые присутствуют на каждом спектакле, чтобы поймать все эмоции малышей на память о необычном опыте.

Яркие фотографии

Яркие фотографии, как и сувениры по мотивам спектакля, все зрители получают абсолютно бесплатно.

Интерактивные спектакли – это необычный и интересный опыт не только для деток, но и для взрослых. Возможность побыть не просто наблюдателем, но и полноценным участником игр, танцев и интересных заданий, станет для малышей запоминающимся и приятным первым знакомством с миром искусства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое майские праздники
  • Что такое интеграционный сценарий
  • Что такое мабон праздник
  • Что такое инновационный сценарий развития транспортной системы россии
  • Что такое народное единство праздник