21 февраля 2022 г. президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой Народной Республики и Луганской народной республики, а 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции в связи с ситуацией в Донбассе. Ее начало привело к значительному росту вводимых санкционных мер. Ограничения в отношении России вводят, помимо прочих, США, ЕС, Великобритания, Япония, Швейцария, Австралия и Канада. По мнению экспертов, опрошенных X-Compliance, Россия ускоренными темпами идет по пути Ирана, в отношении которого годами вводились существенные ограничения.
Денис Примаков: «Те меры, которые уже принимаются, они уже фатальны, но скорее здесь что европейцы, что американцы за enforcement взялись: они отслеживают обход санкций, они отслеживают то, как применяются ограничения… Ну и посмотрим, какая практика соблюдения санкций будет. Конечно, еще в арсенале, может быть, есть какие–то ресурсы, которые могут оставаться для введения новых ограничений, но они пока не будут это делать. Я думаю, Евросоюз пока ограничится шестым пакетом санкций… Нужно будет время для того, чтобы его применить».
Иван Тимофеев: «У США и ЕС остались инструменты в проводимой санкционной политики в отношении России. Могут расширяться списки заблокированных лиц. Сейчас это в основном финансовый сектор, но могут и энергетические компании и другие российские компании, важные для экономики, подвергнуться ограничениям. Может расширяться список лиц чиновников, бизнесменов. Могут расширяться списки экспортного контроля, могут убираться какие–то исключения, которые сейчас действуют… Широта применения санкций и их количество могут нарастать, а количество будет превращаться в качество».
Следует ожидать дальнейшего ужесточения санкций и усиления контроля за их соблюдением. Возврат к ситуации до начала специальной военной операции возможен только в случае разрядки геополитической обстановки. Процесс отмены санкционных ограничений может столкнуться с рядом бюрократических барьеров и политических позиций ряда стран, что неминуемо затянет его на длительное время.
Обзор X-Compliance
21 февраля 2022 г. президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой Народной Республики и Луганской народной республики, а 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции в связи с ситуацией в Донбассе. Ее начало привело к значительному росту вводимых санкционных мер. Ограничения в отношении России вводят, помимо прочих, США, ЕС, Великобритания, Япония, Швейцария, Австралия и Канада. По мнению экспертов, опрошенных X-Compliance, Россия ускоренными темпами идет по пути Ирана, в отношении которого годами вводились существенные ограничения.
Соревнования в жесткости
В день начала спецоперации сразу несколько высокопоставленных европейских и американских чиновников высказались за ужесточение санкций. Одним из первых был премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, который заявил о «необходимости немедленно реагировать на агрессию России в отношении Украины». «Европа и свободный мир должны остановить Путина», — отмечал он.
Одновременно с этим главы МИД стран Балтии предложили «максимально резко осудить это всем международным сообществом, ввести в отношении России максимально жесткие санкции, в том числе исключить Россию из системы SWIFT, политически изолировать Россию».
При этом по словам главы МИД ФРГ Анналены Бербок, в ЕС, НАТО и G7 готовились к возможному конфликту в Украине. В рамках этих объединений они были готовы координироваться не только друг с другом, но и с украинцами.
Пообещали ввести «строжайшие из возможных санкций» и в Великобритании. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон во время разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем также заявил, что западный мир должен стремиться изолировать российское руководство «политически и экономически».
В свою очередь премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо отметил, что действия ЕС будут «направлены на ослабление военно-промышленного комплекса России». Приоритетной целью для антироссийских санкций он назвал российские банки и государственные предприятия, которые необходимо изолировать от международных денежных рынков.
«Помимо банков и предприятий, в санкционный список следует добавить представителей политической и экономической элит», — заявил тогда премьер-министр. По его мнению, санкции также должны быть сосредоточены «на технологиях, в которых Россия нуждается для функционирования ее экономики и обеспечения военной деятельности».
Широкий арсенал мер
В санкционные списки начали попадать высокопоставленные российские политики и крупные бизнесмены. Еще в конце февраля сразу несколько государств ввели санкции против президента РФ Владимира Путина и главы МИД РФ Сергея Лаврова. «Мы выступили одним фронтом с нашими международными союзниками и партнерами, чтобы гарантировать, что Россия заплатит серьезную экономическую и дипломатическую цену за дальнейшее вторжение в Украину», — отмечала тогда глава Минфина США Джаннет Йеллен.
Она добавила, что США и их партнеры «будут продолжать вводить ограничительные меры против “российских элит”».
В это же время ЕС и США договорились исключить из SWIFT российские банки, попавшие под санкции. «Все российские банки, которые уже попали под санкции международного сообщества, а при необходимости и другие российские банки будут исключены из международной платежной системы SWIFT. Таким образом, эти институты должны быть отрезаны от международных финансовых потоков, что ограничит их глобальную деятельность», — заявил в конце февраля представитель германского правительства Штеффен Хебештрайт.
Позже от SWIFT были отключены сразу несколько российских кредитных организаций, включая ВТБ, ВЭБ.РФ, Совкомбанк, Новикомбанк, «Открытие» и банк «Россия». Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен в начале мая также заявила, что в рамках очередного пакета санкций ЕС от международной платежной системы будет отключена крупнейшая финансовая организация в РФ — Сбербанк, а также два других крупных банка.
Помимо этого, ЕС принял решение о замораживании активов Центрального банка РФ. «Запрещаются операции, связанные с управлением резервами, а также активами Центрального банка России, в том числе операции с любым юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по поручению Центрального банка России», — отмечали в ЕС.
Кандидат юридических наук и специалист по комплаенсу Денис Примаков считает уместным сравнение Ирана и России в плоскости вводимых ограничений. «Есть определенные сходства — да, но то, как это оформляется, то, с какой интенсивностью (вводятся санкции — ред.), конечно, отличается от того, что было в Иране… То, что там в течение 10 лет в отношении Ирана проводилось, здесь это гораздо быстрее проводилось», — заявил он X-Compliance, добавив, что в случае с Россией можно говорить о более «глубоких» санкциях.
По его словам, сценарий введения ограничений в отношении обеих стран примерно одинаковый, но с некоторыми условностями. «Сценарий (введения санкций — ред.) примерно похожий, но здесь есть определенные отличия. Вот, например, от SWIFT отключали только Национальный банк Ирана, но не другие банки. Visa и Mastercard, конечно, тоже ушли оттуда, но это вот если (говорить — ред.) о сходствах», — пояснил Примаков.
С этим согласен и программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев. «Сходства, конечно, есть по нескольким параметрам. Во-первых, Иран крупный поставщик нефти и газа на мировые рынки… Для него, прежде всего, нефтяные доходы по своей значимости сопоставимы с той значимостью, которую они имеют для России. Конечно, это разные экономики с разной структурой, но тем не менее. Это первое. Второе сходство в том, что в отношении Ирана и теперь в отношении России действует очень широкий набор ограничительных мер, уже очень плотная нормативно-правовая база», — отметил он.
«В американской исследовательской практике появился даже термин “паутина законов” в отношении Ирана. “Паутина” почему? Потому что их количество уже настолько большим стало, что администрации (США — ред.) уже довольно сложно маневрировать в отмене или смягчении этих ограничительных мер. Похожая ситуация сейчас формируется в отношении России. Развернуть эту махину санционную, даже если произойдут какие–то изменения политические, будет очень–очень сложно», — добавил Тимофеев.
По его словам, сходство Ирана и России заключается и в большом количестве физических и юридических лиц заблокированных. «Причем в российском случае, по данным того же X-Compliance, уже больше, чем в Иране, — отмечает он. — Сходство в том, что действуют широкие нормы экспортного контроля в отношении Ирана. Сейчас такая же широта, где–то даже превосходящая иранский случай, действует и в отношении России».
Однако, по его словам, есть и существенные различия. «Первое различие — это причины вводимых мер. В отношении Ирана — это ракетно-ядерная программа. Да, там есть вопрос прав человека, там есть вопрос демократии… В случае России речь идет о вооруженном конфликте. Разница в том, что договариваться о ядерной программе в чем-то проще, чем по вооруженному конфликту. Просто в силу того, что число параметров, которые подлежат обсуждению, меньше, чем число параметров, связанных с вооруженным конфликтом», — отметил Тимофеев.
Ключевой задачей вводимых импортных и экспортных ограничений стало снижение военного потенциала России. В частности, Канада ввела «запрет на экспорт определенных товаров и технологий в Россию, чтобы подорвать и ослабить возможности российских военных».
Вместе с тем Австралия ввела эмбарго на поставки в Россию глинозема и бокситов, чтобы ограничить возможности российских производителей алюминия, который является одной из важных составных частей российского экспорта.
В США приняли решение ввести меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа. Там отметили, что переработка нефти является ключевым источником поступлений средств для развития вооруженных сил России. Аналогичные меры ввели и власти Швейцарии, запретив поставки в Россию товаров двойного значения, для сферы обороны и безопасности, а также на экспорт в РФ товаров для нефтяной, авиационной и космической отрасли.
При этом, до последнего времени у ЕС существовала возможность продавать оружие России по контрактам, заключенным до эмбарго, которое начало действовать после присоединения Крыма к России. ЕС ввел его в июле 2014 года. Это исключение подвергалось критике рядом стран ЕС с начала российской операции на Украине. В рамках пятого санкционного пакета против РФ ЕС отменил это исключение.
Наконец, некоторые юрисдикции запретили экспорт в Россию предметов роскоши. В частности, Япония ввела эмбарго на экспорт автомобилей класса «люкс», ювелирных изделий и произведений искусства. Аналогичный запрет действует и в ЕС.
Туманные перспективы
США намерены и далее вводить новые санкционные ограничения в отношении РФ, отметил глава Госдепартамента США Энтони Блинкен. По его словам, Штаты продолжат «санкционное давление в отношении России так долго, сколько потребуется».
Введение эмбарго на поставки углеводородов — уже фактически принятое решение, но не все страны могут к нему присоединиться, считает Денис Примаков. «(Власти ЕС — ред.) могут ввести определенные исключения для стран, например, для Венгрии. Болгария кстати сумела переустроиться, потому что она теперь будет закупать (энергоносители — ред.) в США», — отметил он.
В случае с Венгрией вопрос лежит скорее в политической плоскости, считает Примаков. «(Премьер-министр Венгрии) Виктор Орбан друг (президента РФ — ред.) Владимира Путина. Именно поэтому он торпедирует… шестой пакет санкций (ЕС — ред.)», — заявил он.
«Введение эмбарго (на поставку углеводородов — ред.) представляется реальным. Другое дело что, по понятным причинам, ряд стран добиваются для себя каких–то исключений, поблажек или компенсаций, потому что подобные меры приведут к высокому экономическому ущербу, особенно для Венгрии, для Словакии, которые зависят от российской нефти в высокой степени… Но сам курс на эмбарго неизменен, он будет продвигаться активно Брюсселем», — соглашается Иван Тимофеев.
По его мнению, запрет на поставки нефти появится в шестом пакете санкций ЕС, но с определенными оговорками и исключениями.
«Те меры, которые уже принимаются, они уже фатальны, но скорее здесь что европейцы, что американцы за enforcement взялись: они отслеживают обход санкций, они отслеживают то, как применяются (ограничения — ред.) … Ну и посмотрим, какая практика (соблюдения санкций — ред.) будет. Конечно, еще в арсенале, может быть, есть какие–то ресурсы, которые могут оставаться для введения (новых ограничений — ред.), но они пока не будут это делать. Я думаю, пока ограничится шестым пакетом (санкций — ред.) Евросоюз… Здесь нужно будет время для того, чтобы его применить», — заявил Денис Примаков.
Программный директор РСМД Иван Тимофеев, однако, считает, что у США и ЕС остались инструменты в проводимой санкционной политики в отношении России. «Могут расширяться списки заблокированных лиц. Сейчас это в основном финансовый сектор, но могут и энергетические компании (подвергнуться ограничениям — ред.) и другие российские компании, важные для экономики. Может расширяться список лиц чиновников, бизнесменов. Могут расширяться списки экспортного контроля, могут убираться какие–то исключения, которые сейчас действуют… Широта применения (санкций — ред.) и их количество могут нарастать, а количество будет в качество превращаться», — отмечает он.
По словам Дениса Примакова, если в ближайшее время геополитическая ситуация изменится в лучшую сторону, ЕС постарается «отыграть все, что связано с запретом на экспорт углеводородов». «Европейцы от этого тоже страдают от цены на газ возросшей и на нефтяные продукты… Вторым или третьим этапом уже банки пойдут. (Выдадут — ред.) разрешение на банковскую деятельность или общую лицензию могут предоставить банкам, но все равно, конечно, урон будет оставаться, потому что токсичность до сих пор есть», — заявил он. При этом он добавил, что если напряженность в отношениях продолжится, то вернуться России на рынок энергоносителей ЕС будет сложнее.
«В случае США и ЕС (санкции — ред.), конечно, можно отменить. Хотя в США это будет сделать сложнее, потому что часть санкций уже закреплена в законодательстве. Пресловутую Поправку Джексона — Вэника если вспомнить, то сколько копий было сломано, хотя и отношения (с Россией — ред.) уже были хорошие… Сейчас это все вернуть назад будет очень сложно. — отмечает программный директор РСМД Иван Тимофеев — В ЕС решения принимаются консенсусно, наверняка будут страны, которые будут против (отмены ограничений — ред.) выступать. То есть сложно это будет все отменять и отматывать назад, даже частично».
Таким образом, следует ожидать дальнейшего ужесточения санкций и усиления контроля за их соблюдением. Возврат к ситуации до начала специальной военной операции возможен только в случае разрядки геополитической обстановки. Процесс отмены санкционных ограничений может столкнуться с рядом бюрократических барьеров и политических позиций ряда стран, что неминуемо затянет его на длительное время.
Впервые опубликовано в сетевом издании «Х-Compliance».
Статистика X-Compliance
Количество российских фигурантов (2588) 11 основных санкционных списков иностранных государств (1), примерно в 1,8 раза превышает число иранских (1469). За ними следует Китай с 966 фигурантами.
Графика «Х-Compliance».
Доля российских лиц составляет 17% от общего фигурантов санкционных списков. Число российских фигурантов западных санкционных списков с 22 февраля 2022 г. увеличилось более чем вдвое.
Графика «Х-Compliance».
Среди инициаторов введения санкций в отношении российских лиц после 21 февраля в числе лидеров США (в рамках списков BIS (USA и OFAC (USA)), Великобритания (в рамках списков HM Treasury (UK) и UK Sanctions List) а также Евросоюз (The Restrictive measures (sanctions) in force (EU) и The EU Air Safety List (EU)).
Графика «Х-Compliance».
В число отраслей с наибольшим числом компаний, включенных в санкционные списки, входят научные исследования и разработки, финансовые услуги, оптовая торговля.
Графика «Х-Compliance».
При этом в СМИ, по данным SCAN, в контексте санкций чаще всего упоминаются нефтегазовая промышленность, банки, транспорт.
Графика «Х-Compliance».
После 21 февраля существенно выросло число российских компаний под санкционным риском по «Правилу 50%».
Графика «Х-Compliance».
В рамках ответных мер МИД РФ с 22 февраля включил в списки 1619 физических лиц из 6 стран.
Графика «Х-Compliance».
Помимо этого, Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 утвержден перечень из 31 юридического лица из 15 стран.
Графика «Х-Compliance».
1. Санкционные списки США, ЕС, Великобритании, Швейцарии, Польши, Канады, Японии и Австралии: OFAC (USA), BIS (USA), The Restrictive measures (sanctions) in force (EU), The EU Air Safety List (EU), UK sanctions list, HM Treasury (UK), SECO (Switzerland), List of persons and entities subject to sanctions (Poland), DFATD (Canada), Japanese finance ministry sanctions (Japan) и DFAT (Australia)
мнения
Иранский сценарий и эффект бумеранга
В последнее время опять оживились разговоры о том, что будет, если Россию в рамках новых санкций отключат от системы SWIFT, и о том, грозит ли в этом случае России так называемый иранский сценарий.
Говоря об этом, надо понимать, что то, что принято называть «иранским сценарием», — это не только отключение от SWIFT. С Ираном были одновременно использованы два сильнейших рычага.
Первый — полное отключение от мировой финансовой системы, не только от SWIFT, но и замораживание авуаров Центрального банка Ирана. Фактически Иран в один миг лишился всех иностранных финансовых активов — нельзя было совершать операции через иностранные банки, если не говорить о каких-то точечных схемах. Второй рычаг — эмбарго на нефтяной экспорт.
В результате Иран оказался в ситуации, всем хорошо известной, — 40 % инфляция в год, резкое — за один год — на 20 % с лишним падение доходов граждан. Это был настолько мощный удар по экономике, что Иран вынужден был пойти на переговоры и принял условия Обамы в обмен на снятие эмбарго и разморозку авуаров Центробанка.
Возможен ли такой сценарий в России? Если смотреть с чисто экономической точки зрения, роль российской экономики в мировой финансовой системе очень велика, и, например, объемы нефтяного экспорта России — это далеко не объемы Ирана. Россия поставляет 10 млн баррелей нефти в сутки, и если убрать эти 10 млн баррелей с рынка, то цены на нефть сразу взлетят. Удар по рынку будет очень сильный, и это мощный сдерживающий экономический фактор. То же самое с отключением от SWIFT. Это грозит серьезным ущербом для всей мировой финансовой системы, так как есть довольно большая разница между ролью иранской и российской финансовых систем в мировой экономике. Только этих двух факторов достаточно для гарантий того, чтобы этого не произошло.
SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication)
Международная организация со штаб-квартирой в Бельгии, контролирующая крупнейшую межбанковскую систему обмена информацией. Используется финансовыми организациями разных стран для перевода друг другу платежей.
SWIFT пользуются почти 11 000 организаций из более чем 200 стран. Россия входит в первую пятерку крупнейших пользователей SWIFT.
В России в 2015 году была создана альтернативная SWIFT-система передачи финансовых сообщений — СПФС. К ней подключены 400 российских банков и менее 10 иностранных — в основном банки стран ЕАЭС.
С некоторых пор обсуждается создание китайско-российской альтернативы SWIFT на базе российской СПФС и китайской системы расчетных и клиринговых услуг CIPS.
прочитать весь текст
Если рассматривать иранский сценарий чисто умозрительно, то для российской экономики, у которой экспорт-импорт составляет больше 30 % ВВП, это может стать большим ударом и совершенно точно вызовет аналогичные последствия. Падение доходов, рост инфляции и так далее — все цифры будут сопоставимыми с Ираном.
Так называемый «план Б» по созданию «внутреннего свифта», который дает возможность проводить расчеты в долларах внутри страны, ни на что существенно не повлияет, так как речь пойдет о сильнейшем сокращении внешней торговли.
От этого нельзя защититься, есть только один способ — ни с кем не торговать, ничего не вывозить, все оставлять внутри страны, и самим это потреблять. Но повторюсь, я не вижу иранский сценарий для России реалистичным, потому что эффект бумеранга скажется на всей мировой экономике.
Вообще, если говорить о санкционной политике в отношении России, то с приходом нового президента Соединенные Штаты уже фактически сформулировали новый подход к внешней политике в отношении России:
-
Не оказывать демонстративно сильного давления на Россию с точки зрения санкций. Это легко проследить по тому, какие санкции были приняты уже во время правления Байдена — все они носят чисто символический характер и построены таким образом, что никакого реального вреда российской экономике не наносят.
-
Полная технологическая изоляция — ограничение доступа России к любым цифровым и информационным технологиям под предлогом того, что они могут быть использованы в военной отрасли.
Такая стратегия позволяет при отсутствии явной конфронтации мягко, шаг за шагом, отрезать Россию от технологий, что в долгосрочном плане приведет к технологическому отставанию, снижению финансирования и в итоге нанесет России долгосрочный экономический ущерб. На мой взгляд, эта стратегия куда более выигрышна в долгосрочном противостоянии, чем тактические маневры с оружием у границ, которые уже давно никого не впечатляют.
Как экономист я считаю, что для таких крайних мер, как отключение от SWIFT или введение нефтяного эмбарго, должен быть гораздо более высокий градус конфронтации, чем мы видим сейчас. Поэтому в моем представлении иранский сценарий в России сейчас невозможен.
Схема финансовых отношений Ирана с внешним миром после отключения от SWIFT
Схема |
Основные партнеры
|
Особенности |
Бартер (деньги не участвуют в схемах)
|
Китай и Индия |
Самый распространенный вид обмена — нефть в обмен на промышленную продукцию и продовольствие. Сюда же входит недавнее громкое «Соглашение на $400 мдрд» за 25 лет. Нефть в обмен на инвестиции Китая в экономику Ирана и поставки китайской продукции |
Прямые расчеты в национальных валютах
|
Китай и Индия: получение юаней и рупий |
В дальнейшем покупка за юани и рупии товаров в Индии и Китае |
Средневековая система Hawala
|
Страны Ближнего Востока, Азии и Северной Африки |
Финансовая эрзац-система взаимозачетов и услуг, основанная на доверии и взаимозачетах. Разовые сделки могут доходить до полумиллиона долларов |
Банки-партнеры и обменные дома в соседних странах
|
ОАЭ и Турция |
Используется для расчетов с внешним миром. Отличается высокими комиссиями партнеров. Оплата и покупка продукции в третьих странах |
Наличные |
Соседние страны: Турция, ОАЭ, Пакистан |
Используются трансграничные курьеры, например паромная переправа между Ираном и дубайским эмиратом Шарджа |
Подписывайтесь на нас:
Еще по теме
Как Иран живёт под санкциями 40 лет. Иран — это будущее России с 2022 года?
обратим внимание на Иран в связи с санкциями 2022 года в отношении России.
Иран — основной партнер России на Ближнем Востоке и один из основных поставщиков углеводородов в мире, уже много лет находится под санкциями в конфронтации с США.
Финансовые операции в долларах запрещены.
Крайне высок уровень религиозности и влияния духовенства. Свобода слова и самовыражения ограничена.
СМИ находятся под контролем государства, популярные соцсети в большинстве своем запрещены.
многие стремятся эмигрировать в Европу и США, а западная культура пробивается через стену цензуры.
Санкции против Ирана начали вводить еще в 1950-х.
Иран национализировал принадлежавшую Соединенному Королевству «Англо-иранскую нефтяную компанию».
В ответ Великобритания и присоединившиеся к ней США объявили бойкот иранской нефти.
Новое правительство Ирана в 1954 году подписало соглашение с Международным нефтяным консорциумом.
МНК получил в свои руки права на добычу углеводородов в стране. 50% чистой прибыли оставляли Ирану.
Остальное делилось в соответствии с долями членов МНК.
Порядка 40% этой доли получала бывшая АИНК, переименованная в British Petroleum, 14% — англо-голландская Royal Dutch Shell,
35% шло пяти американским компаниям,
6% — французской Total.
Срок действия соглашения истекал в конце 1979 года.
В январе этого года шахский режим был свергнут Исламской революцией.
в страну вернулся популярный религиозный деятель и оппозиционер, аятолла Рухолла Хомейни.
В 1979 году Иран объявили исламской республикой.
сторонники Хомейни захватили посольство США в Тегеране, требуя выдачи бывшего шаха и разморозки счетов страны с 20 млрд долларов в американских банках.
Это стало поводом начать против непокорного Ирана второй виток санкций.
На почти 30 лет США разорвали всяческие контакты с Ираном, запретив товарообмен, в том числе через третьи страны, а также межбанковские операции.
Хоть какого-то смягчения режима противостояния удалось достичь в 2015 году, когда была заключена «ядерная сделка».
Иран согласился ограничить свою ядерную программу и допустить на ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.
Однако уже в феврале 2017 года администрация Дональда Трампа объявила о новых санкциях в отношении Ирана.
Иран в ответ прекратил все собственные операции в долларах и перешел на расчеты в евро.
Что происходит, если отдельно взятая страна проводит без малого три десятка лет под санкциями?
Так, парк местных иранских авиакомпаний изрядно изношен. Покупать запчасти на американские Boeing и европейские Airbus из-за санкций проблематично, изготовить самостоятельно — тоже.
В результате даже сами иранцы ради собственной безопасности предпочитают летать зарубежными перевозчиками.
Также на иранских дорогах практически невозможно встретить автомобили американского или британского производства.
Преобладают Renault (прежде всего «Logan»), Peugeot, турецкие Tofas. Пореже встречаются японские Toyota «Lexus» и «китайцы».
Помимо санкций, сильно на ситуацию влияет принятый в Иране протекционистский налоговый режим.
«машина иранского производства, подобная Renault „Logan“ обойдется в 10 тыс. долларов, если ввозить такую же, из-за границы, то будет 25 тыс. долларов».
Как тут не вспомнишь о судьбе АвтоВАЗа, который уже на две трети передан все тем же французам.
Но, отсталым Иран назвать никак нельзя.
Внешне страна похожа на Турцию с поправкой на более ортодоксальную форму ислама.
Вопреки стереотипам, за 30 лет санкций Иран не превратился в нищенствующую страну.
В стране развитая сеть асфальтированных дорог и газификация, топливом обеспечены даже самые отдаленные поселки.
средняя зарплата эквивалентна $1000.
в России около $600. А по нынешнему курсу и вообще около 400.
Установленный государством минимальный размер оплаты труда в Иране составляет около $230; в России около $150.
следствие хорошей покупательной способности — стремительное развитие торговых центров.
Основной поставщик товаров народного потребления в Иран — Юго-Восточная Азия, прежде всего Китай, которому американские санкции — только лишняя возможность для заработка.
Российские компании в Иране с каждым годом также наращивают свое присутствие:
«Аэрофлот» и «Росатом», «Росвооружение», «Газпром», «Татнефть», «Yandex», сервис такси «Максим».
«Максим», кстати, уже пострадал из-за этого, попав под санкции.
Компания Apple потребовала удалить из магазина приложений AppStore приложение для заказа такси «Максим» из-за того, что они решились зайти на иранский рынок, блокируемый американцами.
Американские товары, по-прежнему попадают на иранский рынок. Пользователи продукции Apple на иранских улицах не такая уж и редкость.
В ресторанах подают Coca-Cola местного разлива.
Правда, особо не заморачиваясь проблемами с правообладателями марки.
За счет чего так неплохо живет Иран, если в 2012 году он в ответ на санкции отказался поставлять нефть США, самому крупнейшему ее потребителю в мире?
теперь Китай — основной потребитель иранских углеводородов. Остальное уходит через «черные рынки».
Глядя на в целом дееспособную экономику Ирана, десятилетиями живущего под американскими санкциями, можно поверить в тезис о том, что многополярность в современном мире возможна.
Куда больше проблем в Иране с соблюдением прав и свобод человека.
Свобода слова, кажется, вообще не про эту страну.
в 2018 году по стране прокатились протесты, вызванные приличной инфляцией.
курс риала к доллару вместо 38 тыс. к 1 упал до 60 тыс. к 1 и потом силовым методом был заморожен на уровне 42 тыс. к 1 и подорожанием продуктов питания.
при въезде в страну необходимо с паспортом регистрировать номер своего мобильного телефона.
В противном случае его сигнал примерно через сутки заглушат.
В Иране работает своя кибер-полиция — FATA.
В подходах этой организации к обеспечению информационной безопасности в стране можно найти много общего с принципами работы российских спецслужб и Роскомнадзора.
Например, в Иране есть что-то вроде своего «пакета Яровой» — всем телекоммуникационным компаниями настоятельно рекомендуется хранить серверы с базами данных на территории Ирана.
Причем эта информация должна быть доступна для FATA.
С государственным оператором связи Ирана, партнерские отношения развивает отечественный «Ростелеком».
Оператор выполняет и миссию охранительного рода.
Не менее тщательно иранские спецслужбы отслеживают всю информацию, которая публикуется о стране за рубежом.
В первую очередь интересуются высказываниями о политическом устройстве и религии.
установлен практически тотальный контроль над информационным пространством, а
бсолютное большинство иранцев стараются вообще избегать любых критических высказываний о ситуации в стране.
В Иране не работает Viber, Facebook, Twitter, ВКонтакте, почти ничего не работает..
Работает, пожалуй, только Telegram и Instagram, где сидит большинство людей в Иране.
И все используют VPN.
Даже у иранских лидеров есть страницы на запрещенных платформах, у президента Ирана Хасана Рухани — и у того есть.
Viber в Иране власти ассоциируют со враждебным Израилем, Facebook — со враждебными США.
«ВКонтакте» в этом списке оказался со времен противостояния основателя этой сети Павла Дурова с российскими спецслужбами.
иранские власти запретили сотрудникам госучреждений использовать иностранные мессенджеры.
И прежде всего Telegram.
Это при том, что в Иране сервисом пользовались до запрета 40 млн человек.
Местные соцсети хоть и существуют, например, Surush, но такой популярностью не пользуются.
есть даже шутка, что, если ты сидишь на иранской платформе, то твои сообщения увидят только четыре человека, включая тебя самого.
По вешнему виду Surush, довольно похож на Telegram.
иранская киберполиция через подставные аккаунты пытается отслеживать информацию о том, что люди говорят или делают в запрещенных на территории страны сетях.
«Недавно была акция. Полиция задержала 50 человек, которые без хиджаба опубликовали свои фото.
Но, «это просто для телевидения», потому что большинство иранок спокойно публикуют в соцсетях на закрытых страничках «для своих» фото и в куда более откровенном виде.
Встретить, на иранской улице женщину без хиджаба невозможно.
Это «харам», то, что запрещено.
Даже иностранкам сразу по приезде в Иран рекомендуют накидывать на голову платок.
В 2017 году в Тегеране осудили на два года тюрьмы иранку, намеренно снявшую хиджаб на улице.
Если это произойдет не намеренно, то наказание будет попроще.
На первый раз штраф, за повторный случай 60 ударов палками.
раньше в аэропорту и иностранок не пропускали через пограничный пост — заставляли смывать косметику.
В тегеранском метро есть отдельные вагоны для мужчин и женщин, даже семейные пары на время поездки в подземке вынуждены расставаться.
на частный автотранспорт правила раздельного проезда не распространяются.
Большая проблема для Ирана — падение рождаемости, что тут считают следствием позднего вступления в брак, а также распространение гомосексуализма, наркомании и СПИДа.
«В среднем люди в Иране создают семью в 35 лет.
Перед тем как завести жену, надо построить дом и скопить выкуп.
Алкоголь — это харам, но почти у каждого дома стоит самогонный аппарат, все делают „тутовку“ (вино из тутовника).
Курить женщине нельзя, но дома многие курят.
Любовники, любовницы — все есть. Жизнь кипит.
Под хиджабом одежда по последней моде.
Сейчас модно стало горбинку на носике убрать, губки сделать, грудь многие делают. Как в Европе.
Медицина тут, кстати, вообще на высшем уровне по всем вопросам».
тут говорят: если ты встретил на улице самую красивую девушку на самой дорогой машине, то это обязательно жена муллы».
Вероятно, если бы не Исламская революция 1979 года, то Иран был бы сейчас светской высокоразвитой страной.
Возникает два вопроса:
неужели цена свободы и независимости государства — это несвобода собственных граждан при несменяемости руководства?
Второй вопрос к сторонникам санкций:
неужели вы не понимаете, что все ваши ограничения ведут только к ожесточению?
Снимите санкции, сотрите эти нарисованные кем-то границы, вступите в диалог, ведь так куда проще располагать к себе людей
Небольшая историческая справка:
Экономические санкции против Ирана — связаны с разрабатываемыми в Иране ракетной и ядерной программами.
Британский бойкот на иранские нефтепродукты начала 1950-х годов.
В связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство Черчилля совместно с американским руководством приняло решение свергнуть инициатора национализации.
В 1979 году в Иране произошла Исламская революция.
группа радикально настроенных студентов захватила американское посольство в Тегеране, при этом 52 дипломата попали в плен.
США заморозив все иранские авуары и золотые запасы в своих банках.
Санкции включили в себя полный запрет гражданам и компаниям США вести бизнес в Иране или участвовать в совместных предприятиях с иранскими компаниями, в том числе в нефте-газовой отрасли.
Американское правительство также подвергло санкциям предприятия других стран, которые нарушают условия американского эмбарго.
После вторжения иракской армии в Иран в 1980 году правительство США усилило санкции против Ирана.
Введённые в 1984 году санкции предусматривали запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов Ирану, всем странам — на продажу оружия и всякую помощь Ирану.
В 1987 году был полностью запрещён всякий товарообмен между США и Ираном.
В этом же году иранские и американские корабли впервые сошлись в боевом столкновении.
1995 — США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а Россия заморозила поставки Ирану военной техники.
В 1995 году впервые были введены послабления в санкции:
указом Клинтона было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.
В 1996 году Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, в котором помимо прочего было указано, что любая компания, инвестировавшая в нефтяную энергетику Ирана более 20 миллионов долларов будет также подвержена санкциям.
В 2005 году правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана на территории Ирана.
В ответ на это администрация Буша ввела целый ряд новых санкций:
главным образом, против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.
В 2012 году правительство Ирана прекратило, в ответ на санкции западных стран, продажу нефти США и Великобритании, а с начала 2013 году — и Евросоюзу.
В 2015 годe состоялась «ядерная сделка», заключённая между Ираном и шестёркой международных посредников.
После того, как Иран пошёл на уступки по ядерной программе, власти США в 2016 году объявили об освобождении от санкций некоторых физических лиц, предприятий, самолётов и судов (в их числе нефтяные танкеры).
В 2017 году, было объявлено о новых санкциях США против Ирана.
Израиль (Моссад) считает, что Иран не отказался от своих ядерных амбиций после «ядерной сделки» и «только усиливает» региональную экспансию.
что отмена международных санкций привела к заключению Ираном контрактов с иностранными партнёрами, дала импульс развития его экономике и обеспечила ему приток валютных ресурсов.
В 2018 году администрация Трампа восстановила санкции против Ирана.
Первый блок ограничительных мер США против Ирана коснулись автомобильного сектора, торговли золотом и другими металлами.
Вводя новые санкции, США пока вывели из-под их действия несколько стран-покупателей иранской нефти:
Китай, Индию, Южную Корею, Японию, Тайвань, Италию и Турцию.
Иран был отключён от международной межбанковской системы SWIFT.
В 2019 году Германия, Франция и Великобритания дали старт работе инструмента взаиморасчётов с Ираном, призванного сохранить торгово-экономические отношения с этой страной и не допустить попадания европейских компаний под антииранские санкции США;
инструмент обхода американских санкций получил название INSTEX
(Instrument in Support of Trade Exchanges,
«Инструмент поддержки в торговых операциях»).
В 2019 новый пакет мер коснулся, прежде всего, Центробанка Ирана и на строительный сектор Ирана.
под запрет подпали поставки Тегерану ряда материалов (металлов, угля и промышленного оборудования, материалы, которые могут использоваться для военного назначения: стальных труб, определенных видов стали и металлов, входящих в состав припоя).
Часть экспертов утверждает, что несмотря на наложенные ограничения, Иран продолжал покупать оружие у Северной Кореи.
Такая деятельность могла вестись с восьмидесятых годов.
В страну по их версии поставлялись баллистические ракеты и подводные лодки из КНДР.
конфликт между Саудовской Аравией, крупнейшим производителем нефти среди стран – членов ОПЕК, и Ираном, занимающим третье место, – это борьба за доминирование на карте Ближнего Востока.
Она идет в форме столкновения религий, идеологий, национальных интересов и стремления к первенству.
Нефть является неотъемлемой частью этого конфликта.
Презрение, с которым Иран и Саудовская Аравия относятся друг к другу, едва скрыто.
Сунниты и шииты считают друг друга еретиками.
Нефтяное богатство сделало Иран показательным примером «ресурсного проклятия» – оно привело страну к безудержной инфляции, растущим как грибы трущобам, беспорядочным и непродуктивным расходам, распространенной повсеместно коррупции.
Обзор книги “ПрОклятые экономики” под видео.
Иранская революция глубже втянула Соединенные Штаты в Ближний Восток, оказала влияние на формирование американской внешней политики по сегодняшний день и имела глубокие последствия для всего региона в целом.
Ядерная сделка с Ираном стала большим потрясением для арабских производителей нефти.
Соглашение означало, что ограниченная до этого санкциями иранская нефти вернется на мировой рынок.
Арабские государства из зоны Персидского залива были очень встревожены, когда президент Обама заявил, что благодаря ядерной сделке Иран сможет стать «очень успешной региональной державой».
Более того, Иран должен был получить доступ к десяткам миллиардов долларов доходов от нефти, сосредоточенных на эскроу-счетах.
Это обеспечивало его дополнительными ресурсами, которые он мог использовать, чтобы занять доминирующие позиции на Ближнем Востоке.
Единственными странами – членами ОПЕК, которые имели возможность сократить добычу, чтобы подстегнуть рынок, были Саудовская Аравия, Абу-Даби и Кувейт.
Но крупнейшим выгодополучателем от высоких цен был Иран, а помощь Ирану – это последнее, чего любая из них хотела бы.