Занятие с детьми 5-7 лет «Что такое искусство?»
Программные задачи:
- Дать понятия воспитанникам о том, что такое искусство?
- Закрепить название видов искусства (живопись, музыка, поэзия);
- Расширить знания воспитанников о жанрах живописи: пейзаж, натюрморт;
- Развивать у воспитанников эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Методические приемы:
Объяснение, рассказ, вопросы, слушание музыки, рассматривание иллюстрации;
Предварительная работа:
рассматривание репродукций, иллюстраций, слушание музыки композиторов, чтение стихотворений.
Оборудование:
Картина Васнецова В.М. «Аленушка», иллюстрации к стихотворениям Есенина С.А., Г.А.Фета музыка композиторов Чайковского П.И. , Кабалевского Д.Б., Свиридова Г.В. , музыка для физминутки.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
Ввести в активный словарь слова: пейзаж, натюрморт.
Ход занятия:
— Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства. Скажите, как вы понимаете слово «искусство»? Что относится к искусству? Правильно, картины, музыка, стихи, красивые вещи, сделанные мастерами украшения, деревянные и глиняные поделки — все это искусство. Скажите, дети, а кто пишет картины? Правильно, художник. А чем говорит художник? Да художник говорит красками.
— Назовите, каких художников вы знаете? (дополняю ответы детей). (Саврасов, Левитан, Васнецов, Шишкин). Эти и многие другие художники создали замечательные картины произведения искусств, которые радуют, и будут радовать людей. А кто знает художника курянина? Правильно, это Герой Социалистического труда Д. и. Дейнека. В честь его названа улица в г. Курске и картинная галерея.
— Скажите, а кто создает музыку? Правильно, композиторы.
— Назовите композиторов, которых вы знаете? Ответы детей: Чайковский, Кабалевский, Глинка (дополняю ответы детей). А кто знает имя нашего курского композитора? Правильно, Г. Свиридов. Прослушивание отрывка произведения «Время Вперед».
— Скажите, а чем говорит поэт?- Правильно, стихами. Сейчас мы перенесемся с вами в мир поэзии. Давайте послушаем стихи нашего курского поэта читаю стихи Фета:
«Чудная картина,
Как ты мне мила
Белая равнина,
Полная луна…..»
— и предлагаю рассмотреть иллюстрацию — к этому стихотворению.
Спрашиваю детей, какую картину они нарисовали себе, прослушав это стихотворение. Ответы детей. Обращаю внимание на построение ответов.
— Предлагаю вспомнить и прочесть стихи о зиме.
Читают стихотворение Есенина «Белая береза».
— Предлагаю назвать слова — определения, которыми поэт называет березу (белая, серебристая, пушистая). Беседую по содержанию, дополняю и поощряю ответы детей. Предлагаю внимательно прослушать стихотворение Сурикова «Детство», и представить себе те игры и забавы, о которых говорится в стихотворении. А сейчас дети мы перенесемся с вами в мир красок. мы с вами же говорили, что картины создают художники. Скажите, как называется здание, где хранятся картины. Вот здесь мы сделали маленький уголок картинной галереи. Вы видите здесь уже знакомые вам картины и новые.
— Посмотрите внимательно и скажите, как называются эти две картины? Правильно пейзаж. Почему они так называются? Что здесь изобразил художник? (природу). Правильно, те картины, где изображена природа, называется пейзаж.
(Показываю две другие картины и спрашиваю), как их можно назвать? Натюрморт. Уточняю, картины, где художник изображает овощи, фрукты называются натюрморт. Предлагаю повторить это слово.
— А сейчас, дети, мы поговорим о знакомой вам картине. Показываю картину и предлагаю назвать её автора и название картины. Правильно, это картина Васнецова «Аленушка». Спрашиваю, на какую сказку похожа эта картина? В каком тоне нарисована эта картина? Краски, какого цвета здесь ЩJе6бладают? Почему художник выбрал для этой картины темные краски? Правильно, природа будто печалится и страдает вместе с Аленушкой. (Рассказываю детям краткую историю создания картины). Предлагаю посмотреть еще одну картину Шишкина «На берегy реки». (Спрашиваю), как можно назвать эту картину? Пейзаж. Какие краски и оттенки использовал художник? Ответы детей (яркие, сочные, светлые).
— А сейчас мы с вами перенесемся в мир танца.
Физминутка. Под музыку «Танец утят».
— А сейчас ребята мы послушаем другую музыку. Произведение Н. и. Чайковского «На тройке». Дети, какая картина предстала перед вами, послушав это произведение? (бегущая тройка, звон колокольчиков). .
— А сейчас мы послушаем еще одно произведение: «Вальс» Кабалевского.
Скажите, что можно делать под эту музыку? (ответы детей). Какой характер у этой музыки? Ребята, вам понравилась это музыкальное произведение?
В заключении подведу итог занятия. Предложу вспомнить, чем занимались на занятии, еще раз спрошу, что же они понимают под словом «искусство». Скажу: «Запомните, дети, все то, что прекрасно — это и есть искусство».
Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.
Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.
Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.
Что такое сценарий и почему он так важен?
Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.
Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.
Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.
Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:
- Стандартный сценарий подается продюсерам или студии, и если они заинтересованы, то разрабатывается и пишется с их участием. Иногда к известному сценаристу обращаются с просьбой написать сценарий.
- Специальный сценарий пишется писателем заранее в надежде, что он будет выбран и в конечном итоге куплен продюсером или студией.
- Адаптированный сценарий производится из чего-то, что уже существует в другой форме, такой как книга, пьеса, телешоу, предыдущий фильм или даже реальная история. Существует так много бесчисленных примеров адаптированных сценариев, но, вероятно, наиболее распространенными являются самые продаваемые книги. Если художественная книга становится бестселлером, это почти гарантия, что она будет адаптирована для фильма.
Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.
Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).
К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt. Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени. Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство. К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания. Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.
Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле
Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».
Представьте, было бы крайне скучно, если бы мистер Оранжевый в первом акте «Бешеных псов» прямо сказал мистеру Белому: «Послушайте, я полицейский. Спасибо, что спасли мне жизнь, и мне очень жаль, но, пожалуйста, не позволяйте им убить меня». Вместо этого его диалоги никогда не показывают, чего он хочет, но сценарист дает зрителям ключи на протяжении всего фильма.
Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.
Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.
Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»
Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип. Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя. Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».
Помните: действие говорит громче слов
«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.
Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.
Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.
Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.
Конфликт – это все
Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.
Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.
Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».
Вспомогательные персонажи являются поддерживающими
Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.
Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».
Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.
Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально
Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.
Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.
В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова. Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре. Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.
Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни. Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой. Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.
Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».
Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.
Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.
И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:
- Сид Филд «Киносценарий: основы написания».
- Майкл Хейг «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят».
- Джон Труби «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария».
- Александр Митта «Кино между адом и раем».
- Дэвид Троттьер «Библия сценариста».
Желаем вам успехов!
Конспект занятия «Беседы об искусстве»
в старшей группе на тему «Мои родители и Я»
на основе произведений русских художников
И.Е. Репина «Портрет матери» и
В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем»
Выполнила:
Абдуллина И.В.,
Аннотация.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субьективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…
При реализации данного конспекта и организации образовательного процесса мы будем опираться на креативный и веселый урок рисования. Проект «Художественная мастерская» Карлы Сонхайм – художника и ведущей креативных мастер-классов, известной своими новаторскими проектами и техниками, предлагает оригинальную идею и технику «Пипеточные лица», которая помогает развить творческий и индивидуальный стиль. А также, предлагает изучить графическую технику с помощью эксперимента и игры. (Карла Сонхайм. Художественная мастерская: графика. – СПб.: Питер, 2015. – с.44-45).
-
Цели занятия:
-
формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать интерес к истории своей семьи;
-
помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи;
-
учить рисовать женский портрет;
-
развитие художественного вкуса, творческой самостоятельности.
-
Задачи:
Образовательные задачи:
-
Продолжать знакомство детей с видами и жанрами изобразительного искусства;
Коррекционно — развивающие задачи:
-
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
-
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти;
-
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-
Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы).
-
Возраст воспитанников (группа): 5-6 лет (старшая группа).
-
Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи; интересуется изобразительной деятельностью (рисование членов своей семьи), выражает положительные эмоции при просматривании репродукций картин русских художников.
-
Зрительный ряд: Репродукции картин И.Е. Репина «Портрет матери» и В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем».
-
Музыкальный ряд: «Песенка мамонтенка»
-
Литературный ряд: загадки, пословицы и поговорки о семье.
-
Дополнительное оборудование:
Акварельная бумага, черные акриловые чернила, пипетки по количеству детей, рулон туалетной белой бумаги; семейные фотографии (фотографии мам); опорные рисунки для показа этапов работы; подобранные загадки.
-
Вид деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, игровая.
-
Методы и приемы:
-
создание интереса;
-
художественное слово (загадки);
-
игровые упражнения;
-
фронтальный показ;
-
демонстрация;
-
вопросы;
-
поощрение;
-
использование музыки;
-
беседа;
-
художественное слово;
-
физкультминутка;
-
рисование.
-
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».
-
Предварительная работа:
Беседы воспитателя с детьми на темы: «Моя семья», «Семейные будни», «Семейные праздники» и т.д. Разучивание стихотворений. Заучивание имени, отчества, профессии родителей. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи. Составление «генеалогического древа», начиная с бабушки и дедушки. Рассматривание фотоальбома «Моя семья». Чтение художественных произведений о маме.
-
Этапы занятия:
1 этап. Организационный.
(Звучит «Песенка Мамонтенка»).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто же придет сейчас к нам в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно Мамонтенок.
(В группу входит Мамонтенок).
2 этап. Мотивационно-проблемный.
Задача педагога:
Адаптировать детей к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством воспитателя.
Вступительная беседа.
Мамонтенок: Здравствуйте дорогие ребята, я пришел к вам в гости. Отгадайте, пожалуйста, мои загадки:
Кто не в шутку, а в серьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь, конечно…..(папа)
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы храма,
Не ругая нас с братишкой.
Кто же это? Наша….(мама)
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…(дед)
Воспитатель:
А еще есть такие слова:
есть дочь и …(сын),
есть братья и …(сестры).
(Продолжают дети)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья).
Мамонтенок: Правильно. Вы угадали это семья. А я потерял свою маму и очень хочу ее найти:
Очень трудно самому
Жить на свете одному
Вместе с мамой жить и папой
Хочется всегда ребята.
3 этап. Деятельностный (основной).
Задача педагога:
Организовать деятельность воспитанников, направленную на решение проблемной ситуации.
Беседа «Моя семья».
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети:
Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра — это близкие люди, которые живут вместе.
Воспитатель:
Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди — мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети по очереди их произносят).
(Пословицы и поговорки о семье в приложении 1).
Беседа по картинам.
(Презентация с репродукциями картин).
Воспитатель приглашает детей посмотреть презентацию с репродукциями картин. Не называя картины, предлагает внимательно рассмотреть их и задает им вопросы, связанные с сюжетом картин.
(Описание репродукций картин в приложении 2).
Вопросы к детям:
-
Прислушайтесь к себе, вам нравятся эти картины?
-
Кого вы видите на картинах?
-
Что вы видите еще на картинах, перечислите предметы, изображенные на переднем плане, на дальнем?
-
А эти женщина и девушка, они какие, какие у них характеры, настроение?
-
Подумайте, почему художники использовали такие цвета на картинах, какие приемы еще применяли художники (свет, композиция – расположение предметов)?
(Воспитатель подводит детей к выводу о том, что на портретах обычно представлен один человек. На портрете человек изображается узнаваемым – таким, какой он есть на самом деле.)
Физкультминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Самостоятельная деятельность детей (рисование портрета мамы).
Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет своей мамы.
Воспитатель:
Давайте попробуем нарисовать портрет мамы, используя одну пипетку и туалетную бумагу.
Но сначала мы посмотрим последовательность рисования лица человека.
(Инструкция по выполнению работы в приложении 3).
Дети рисуют портреты мам; выделяют характерные черты внешности.
Во время рисования звучит песня «Что такое семья?» (муз. и сл. Е. Гомоновой).
Мамонтенок:
Ребята мне очень понравилось у вас в гостях. А теперь мне нужно идти, ведь мне надо скорее найти свою маму. До свидания ребята!
Воспитатель и Дети:
До свидания мамонтенок! Мы желаем тебе скорее найти свою маму!
4 этап. Контрольный (заключительный).
Задачи педагога:
Организовать деятельность обучающихся, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т.е. реально последовательным выполненным операциям.
Организовать оценку воспитанником результата своей деятельности.
Воспитатель организует выставку портретов мам, оформленных самодельными рамочками (заготовленными заранее). Дети дополняют портреты по своему желанию красивыми аксессуарами, подготовленными на занятии по конструированию (сережки, бусы, заколки),
Воспитатель: Завершить нашу встречу хочу стихотворением
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-
Продукт деятельности: портреты мам.
-
Список литературы:
-
Карла Сонхайм. Художественная мастерская: графика. – СПб.: Питер, 2015. – с.44-45.
-
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
-
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – 2-е изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – с.463-465.
Приложения
к плану-конспекту
занятия
Приложение 1
Пословицы и поговорки о семье
Вся семья вместе – душа на месте.
Золото, серебро не стареет, отец, мать цены не имеют.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Согласие да лад – в семье клад.
В хорошей семье – хорошие дети растут.
В семье согласно, так дело идет прекрасно.
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
При солнышки – тепло, при матушки – добро.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Нет родителей – нет покровителей.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Дети родителям не судьи.
Добрые дети – дому венец, а злые – конец.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Приложение 2
Описание репродукции картины
И.Е. Репина «Портрет матери»
Портрет матери — Илья Ефимович Репин. 1867. Холст, масло. 62,5х50
Выставлена в музее: Национальная галерея (Прага)
На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.
Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением. Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами. Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем — волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И.Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Описание репродукции картины В.А. Серова
«Девушка, освещенная солнцем»
Год написания картины: 1888.
Размеры картины: 89,5 x 71 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: портрет.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Моделью для этой искренней и нежной картины Валентин Серов выбрал свою двоюродную сестру — Марию Симонович. Ее наивные детские черты лица покорили художника и побудили написать ее портрет.
В качестве декораций к портрету художник выбрал бурную зелень в усадьбе Домотканово. Насыщенность цветов передает тепло летнего дня, ароматов большого сада, игру солнечного света. И в тени раскидистых деревьев, видимо, устав от жары, присела отдохнуть на скамейку.
Яркий солнечный свет, проникая сквозь густую листву, заставляет девушку облокотиться на дерево, стараясь укрыться от солнца.
Эта картина заслужила множество восторженных откликов. Несмотря на присущие картине признаки импрессионизма, сам художник отрицал связь картины с этим художественным направлением. Эта картина стала одной из самых любимых для Валентина Серова.
Приложение 3
Инструкция по выполнению работы
Наполните пипетку и осторожно капните чернилами на бумагу.
Рисуйте только основное: форму лица, волосы, глаза, нос, рот, шею.
Быстро возьмите кусок туалетной бумаги и положите поверх вашего рисунка. Чернила пропитают ее и начнут растекаться внизу.
Резко снимите туалетную бумагу и отложите в сторону. Дайте эскизу высохнуть.
После того как чернила высохнут вы сможете вернуться к рисункам.
Далее можно раскрасить портреты цветными карандашами, восковыми мелками и т.д.
Городское мероприятие разработано в рамках декадника предметной области «Искусство».
Представлен сценарий Квест-игры “В мире искусства”.
Цель расширить знания и интерес учащихся об изобразительном искусстве и музыки, а также оживить процесс приобщения к миру прекрасного.
Задачи
• развитие знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроках изобразительного искусства на практике
• развитие коммуникативных способностей воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в команде
• формирование навыков коллективного сотрудничества.
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
Сценарий
городского мероприятия Квест-игры «В мире искусства»,
в рамках декадника по изобразительному искусству, музыке и МХК.
Белкова Е.А. – учитель
изобразительного искусства
Вступительное слово
Ведущий
— Добрый день, уважаемые учителя, ребята-участники нашей квест-игры
«В мире искусства», это игра для любознательных, смелых и творческих людей, я рада приветствовать Вас!
И эту игру мы начнем с загадок, чтобы Вы имели преставление
о тематике нашего городского мероприятия, проводимого в рамках декадника по изобразительному искусству, музыке и МХК.
Загадки (отгадываем, все вместе, отвечаем хором)
Натянутый холст, краски, треножник –
Пишет картину …художник
Стоит за кульманом чертёжник.
А перед чем стоит художник?
Мольберт
В руках держу огромный дом,
Где живут рисунки.
И каждый знает этот дом,
Он называется …альбом
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, горы, море, пляж.
Что же это? …карандаш
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш
Резинка
Нарисую я все сказки,
Мне помогут в этом …краски
Хоть поскрипывает мастер,
Всё раскрасит нам … фломастер
И собаку, и павлина
Слепим мы из … пластилина
В раме волны, бригантина –
На стене висит… картина
Картину ею обрамляют,
Внутрь фотографии вставляют.
Да и оконный переплёт
На сей ответ вас наведет.
Рама
Ход игры
И так, в нашей игре принимают участие ребята 6 классов школы №1, школы №7, школы №8, школы №9, школы №10. Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами.
Ведущий озвучивает правила игры.
Игра проводится в 6 туров. Каждый тур оценивается баллами. Выигрывает та команда, которая заработает больше баллов по итогам всех конкурсов.
Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает руку и говорит, кто отвечает. Отвечает первой та команда, которая раньше подняла руку.
Если ответ неточен или неверен, то право ответа передается другой команде и дается время, оставшееся до минуты, на обдумывание.
Обратите внимание, сегодня у нас есть строгое, компетентное жюри, которое будет оценивать ответы команд. Представление членов жюри.
1 тур. Конкурс капитанов (название, девиз, приветствие) (5 баллов за представление)
– Ребята, вы все – участники игры-соревнования, у нас есть 5 команд по четыре человека. Выберите своего капитана команды, придумайте название вашей команды и девиз, а также приветствие соперникам.
Капитан команды каждой школы представляет себя, все вместе говорят название и девиз (все 5 команд)
2 тур. Викторина «Знатоки искусства» (1 балл за каждый правильный ответ)
Демонстрация презентации
Слайд 4-5
Американская музыкальная конференция 1977 года определила этот музыкальный инструмент как «плохой деревянный духовой инструмент, на котором никто не умеет играть хорошо». Гобой
Слайд 6-7
Кому была посвящена «Героическая симфония» Людвига ван Бетховена?
Известно, что впоследствии, после одного события в жизни этого человека, Бетховен снял посвящение.
Когда Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен снял посвящение.
Слайд 8-9
У древнегреческого бога войны Ареса было четыре коня: Блеск, Ужас, Пламя и …
Назовите имя четвертого коня. Шум
Слайд 10-11
В традиционной китайской живописи существуют жанры «шань-шуй» («горы-воды») и «хуа-няо» («цветы-…»). Что еще изображается на картинах этого жанра? Цветы-птицы
Слайд 12-13
В мире шоу-бизнеса выражение «Золотой диск» означает, что копий диска продано на миллион долларов, а что означает «Платиновый диск»?Что продано миллион копий диска.
Слайд 14-15
Пинакотека («пинак»- картина) – это собрание картин.
А что такое глиптотека? Глиптотека — это собрание скульптур. (глиптос – вырезанный).
Слайд 16-17
На какую часть картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи потратил почти 12 лет творчества? Почти 12 лет художник писал улыбку (губы).
Слайд 18-19
Перед вами одна из самых знаменитых картин Рафаэля Санти. Вспомните ее название. Может вам помогут следующий факт: на картине изображены 6 человек.
«Сикстинская мадонна» («сикст» – 6)
Слайд 20-21
Импрессионизм получил свое название по картине Клода Моне.
Как называется эта картина? «Впечатление. Восход солнца».
Слайд 22-23
Какой цветок был самым любимым у нидерландского художника Винсента Ван Гога?
Он не раз писал эти скромные цветы. Они имели для него особое значение: желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется «идеей, символизирующей признательность и благодарность».«Подсолнухи»
Слайд 24-25
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему.
Назовите эту картину Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Слайд 26-27
В какой стране изобрели караоке?
По одной из версий, владелец бара нанял певца, а тот заболел. От отчаяния он предложил спеть любому желающему из посетителей. Те так разошлись, что бар проработал всю ночь.
Караоке придумали в Японии в 70-x годах 20 века. Караоке это японское слово.
Кара означает пустой и Оке — оркестр.
Слайд 28-29
Какие музыкальные инструменты появились раньше других? Ученые считают, что в их основу был положен звук, производившийся одним из видов оружия.
О каком инструменте идет речь? Струнные музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. В основу их был положен звук, производившийся охотничьим луком при спуске тетивы. Этот звук дал начало арфе.
Слайд 30
Соедините название картины с автором:
«Утро стрелецкой казни» — В. Суриков
«Опять двойка» — Ф. Решетников
«Иван Грозный» — В. Васнецов
«Последний день Помпеи» — К. Брюллов
«Грачи прилетели» — А. Саврасов
«Джоконда» — Леонардо да Винчи
«Бурлаки на волге» — И. Репин
«Сватовство майора» — П. Федотов
«Девятый вал» — И. Айвазовский
Слайд 31
Сгруппируйте понятия:
Виды изобразительного искусства:
художественная фотография,
живопись,
ДПИ,
скульптура,
графика
Жанры изобразительного искусства:
пейзаж,
натюрморт,
анимализм
бытовая картина
историческое полотно
портрет
интерьер
Слайд 32
Какие народные промыслы представлены?
Гжель;
Хохлома;
Городец;
Дымка;
Жостово;
Палех
3 тур. «Эрудит»
Каждой команде участников выдается Тест «Виды и жанры искусства» (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Один из видов изобразительного искусства, изображение в котором создается с помощью цвета и красок –
а) графика;
б) фотоискусство;
в) живопись;
г) гравюра.
2. Главное выразительное средство этого вида изобразительного искусства – объемная форма.
а) архитектура;
б) скульптура;
в) гравюра.
3. Произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом, тушью, углём.
а) графика;
б) гравюра;
в) живопись;
г) иллюстрация.
4. Один из жанров изобразительного искусства, посвящённый изображению предметов обихода, снеди, цветов и пр.
а) батальный.
б) анималистический;
в) натюрморт;
5. Жанр, связанный с изображением животных в графике, скульптуре, живописи:
а) анималистический;
б) мифологический;
в) исторический.
6. Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа:
а) портрет;
б) пейзаж;
в) натюрморт.
7.Жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетом из повседневной жизни человека.
а) исторический;
б) батальный;
в) бытовой;
г) мифологический.
8. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое назначение
в быту, с декоративной образностью.
а) музыкальное искусство;
б) ДПИ – декоративно-прикладное искусство;
в) театральное;
г) кино.
9. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – человек.
а) натюрморт;
б) пейзаж;
в) портрет;
г) анимализм.
10. Художник, изображающий в своих произведениях море.
а) портретист;
б) баталист;
в) анималист;
г) маринист.
Ответы на конкурс «Эрудит» (за каждый правильный ответ 1 балл)
1. в) живопись;
2. б) скульптура;
3. а) графика;
4. в) натюрморт;
5. а) анималистический;
6. б) пейзаж;
7. в) бытовой;
8. б) ДПИ – декоративно-прикладное искусство;
9. в) портрет;
10. г) маринист
Затем участники свои тесты отдают членам жюри
4 тур. «Угадай музыкальный инструмент» (1 балл за каждый правильный ответ)
Для команд участников звучат отрывки из музыкальных произведений, надо отгадать какой музыкальный инструмент прозвучал
5 тур. «Дорисуй и укрась матрешку» (5 баллов)
– А сейчас, ребята, мы с Вами побываем в роли мастеров декоративно-прикладного искусства и выполним эскиз росписной матрешки.
Каждая команда получает задание на листе формата А3 с нарисованной половиной матрешки, которую надо украсить росписью известного русского народного промысла (Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Гжель, Ивановская).
Ребята все вместе выполняют задание творческой работы, используя акварельные краски и кисти. Затем свои задания (лист А3) отдают членам жюри
6 тур. «Анаграммы» (1 балл за каждый правильный ответ)
Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах и наборах букв так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства.
ЗАМОК – мазок
НАНОМЕТР – орнамент
СТАПЕЛЬ – пастель
КАРКАС – краска
МОЛЬБА – альбом
РТРЮТАМОН – натюрморт
ХИДНКОЖУ – художник
ЕРПТОТЕ – портрет
ВОСЬЖИПИ – живопись
ЗУМЫАК – музыка
Ведущий
–Теперь дадим время членам жюри на подведение итогов нашей игры.
А пока уважаемое жюри работает, мы посмотрим видеоролик и окунемся в «Волшебный мир искусства».
Демонстрация видеоролика с песней. Припев поем все вместе.
– Слово предоставляется жюри.
Награждение команд грамотами и призами.
– Давайте поаплодируем победителям.
– Итак, работая в команде, каждый знал, что от него зависит общий успех. Вы с пользой провели время.
Наша квест-игра «В мире искусства» окончена.
А теперь, давайте все вместе сфотографируемся, сделаем фото на память о нашем мероприятии.
Ведущий
.– Всем спасибо, всего доброго!
До свидания!