Что такое канва сценария

Театрализованное игровое представление какой сценарий праздника можно написать В предлагаемом варианте сценарной конструкции упор дела­ется, главным

Театрализованное игровое представление какой сценарий праздника можно написать

Девушка

В предлагаемом варианте сценарной конструкции упор дела­ется, главным образом, на приеме «провокации», как основном двигателе действия.

Игра и зрелище — два вида развлечений, различие между ко­торыми очевидно не только для специалиста, но и для самого неискушенного участника.

  1. В первом случае вы лицо действующее — поете, танцуете, лезете на столб за сапогами и предаетесь другим ребячествам.
  2. Во втором — только наблюдаете за другими, бурно сопереживаете им или остаетесь холодными, но не делаете ника­ких попыток как-то повлиять на их существование.

Игровое теат­рализованое представление сталкивает игру и зрелище.

Зритель получает возможность напрямую участвовать в действии, оказывать влияние на происходящее на сцене.

Однако то, что должно происходить «играючи», составляет большую головную боль для сценаристов.

Как включить зрителей в действо, происходящее на сценической площадке, как вовлечь их в представление — согласно канве сценария’?

Как сделать так, чтобы самодеятельность зрителей не разрушала, а развивала сю­жет в рамках, задуманных автором?

Попробуем создать канву сценария.

Канва сценария

В данном случае это – «кощеи», «василисы», «иванушки», но могут быть и «бармалеи», «айболиты», «старики-хоттабычи» или «колобки», «шапок­ляки», «гномы» и т.п.

Итак, на сцене появляется нехороший Кощей Бессмертный, который заявляет, что никакого праздника детям не будет, по­скольку он украл волшебный ларец Василисы Прекрасной.

Исходное событие (кража ларца), происшедшее до начала представления, является таким образом провокацией, направленной на то, чтобы дети приняли сторону Василисы и в дальнейшем оказали ей помощь.

Сообщить о первом узелке сюжета и устроить пер­вую провокацию не обязательно должен сам Кощей. Мы можем узнать это и от Василисы и от какого-нибудь пробегающего зверька. Еще лучше, если исходное событие случится на глазах у зрителей, причем, в игровой форме. Например, если до начала представления «добрый и озорной» Кощей устроит в фойе состя­зание на ловкость и смекалку, в результате которого дети помо­гут ему умыкнуть ларец — они ведь ещё не знают правды, не могут предположить, к каким последствиям приведет их игра. В этом случае провокация Кощея будет иметь очень сильные последст­вия, так как дети становятся соучастниками «преступления», хотя и невольными.

В обоих вариантах формируется отношение к Кощею и соз­даются предпосылки для сплочения той силы, которая будет про­тивостоять злым и недобрым персонажам. Кощей, оказавшись в оппозиции к зрителям, вынужден строить свои действия на про­вокационных игровых приемах, позволяющих ему обманывать и дурачить публику, и тем самым втягивать её в противостояние себе. Эту особенность существования Кощея надо учитывать сценаристу и актеру, воплощающему образ.

Сценарист может использовать тут любые сценические приемы, от дразнилки до обидных шуток и куплетов в адрес зрителей и Василисы. Уме­стен также и традиционный «злодейский» монолог, в котором раскрываются коварные замыслы и задаются «обманные загадки», которые должны доказать, что дети «глуповаты» и «несооб­разительны». Главное, чтобы Кощей добился у детей желания выступить против него. Вот тут, как бы в азарте, он может «про­говориться» о том, при каких условиях его можно победить. Эта оговорка провоцирует последующие действия зрителей. Подоб­ные провокации облегчают работу сценаристу. Например, он «проговаривается», что стоит только Василисе прикоснуться до «вон того дерева», как к ней тут же вернется ларец.

Дети, естест­венно, передадут эту информацию Василисе Конечно, Василиса эту помощь примет, до дерева дотронется и превратится… в Бабу-ягу, например: это второй обман Кощея (новая «провокация»)!

Основное событие: Василиса, которая могла помочь – больше не помощница!

Таким образом, интрига обостряется: теперь детям надо и спасать Василису и возвращать ларец.

Чувство вины, которое испытывают дети, активизирует их «антикощейские» действия. Дети будут вынуждены искать пути спасения Василисы, способы спасения и героев, способных по­мочь в этом. Положим, выбор падает на Иванушку. Каким дол­жен быть этот герой? Если сценарист сделает его супергероем, то дальнейшее драматургическое развитие не состоится. Иванушка легко победит Кощея, а значит, и незачем было затевать сказку. Победу, трудную и заслуженную, должны одержать дети, и пер­вую победу они должны одержать над Иванушкой. Ведь Ива­нушке, в лучших традициях русских сказок, ничего не хочется делать, ничего не надо да и вообще лень. Не исключено, что он и побаивается Кощея. Вот и придется детям сплачиваться, соеди­нять свою волю и энергию, чтобы убедить Иванушку, подвигнуть на борьбу и помочь ему.

Итак, мы подошли к центральному событию: у зрителей соз­дан максимальный настрой на победу, есть герой, готовый бро­сить вызов Кощею.

Задача сценариста — подвести это «войско» к победе. Что может помочь детям-зрителям одолеть противника?

Первое: излишняя самоуверенность Кощея.

Второе: знание «болевых» точек врага.

Например, азартность Кощея, которая по­могла ему выиграть ларец в начале представления в фойе, теперь может оказать ему плохую услугу.

Нужно ли вовлекать детей в игровую борьбу с Кощеем? Без­условно! Конечно, самый простой путь — запрограммировать схватку, где Иванушка победит противника. Но тогда надо тут же заканчивать представление и распускать зрителей по домам, так как ничего оно детям уже дать не сможет Педагогическая цен­ность такого представления будет близка к нулю. Гораздо лучше дать детям шанс самим исправить ошибки, которые они сделали в начале. Тогда дети узнают вкус победы, а одно только это доро­гого стоит.

К тому же мы сохраняем интригу борьбы. Кощей сильный соперник, он может победить, если дети будут плохо «воевать», не проявят воли, упорства, смекалки. Конечно же, раз у нас игровое представление, то борьба в нем должна быть на ос­нове игр, конкурсов, забав, потех. Задачи этой игровой борьбы самые разные: отвлечь Кощея (или его сподвижников) от охраны ларца, спровоцировать Кощея на действия, в результате которых будет расколдована Василиса, другие задачи, продиктованные фабулой.

В поисках форм этой борьбы сценаристу должны по­мочь его эрудиция, в том числе знание игр, конкурсов, «прико­лов», розыгрышей и т.д., его фантазия (умение придумать новые формы игр и видоизменять старые), другие профессиональные навыки, например, умение переносить признаки, присущие од­ному предмету или явлению, на другие, лежащие в иной плоско­сти наших представлений и т.д.

Кощей, безусловно, включится в эту борьбу и увлечется ею Понятно, что исполнитель роли должен владеть всем арсеналом массовика — затейника, шоумена, организатора. Иванушка будет одолевать злодея с помощью детей, а Кощею будут помогать его приспешники и слуги.

Финальное событие — спасение Василисы — должно произойти в результате самой трудной и напряженной игровой борьбы.

Хорошая пьеса не та, которая заканчивается с последней точкой автора, а та, которая продолжает развиваться в сознании зрителей, уже давно покинувших зрительный зал. Ради того, что­бы это случилось, «безмолвствует» народ у Пушкина, застывают в немой сцене чиновники в «Ревизоре» Николая Гоголя.

Но у нас сценарий игрового представления для детей. Когда спасена Васи­лиса и возвращен ларец, должен состояться праздник – главное событие.

Ведь свои­ми действиями против злых сил дети этот праздник заслужили.

Тут сценарист вправе предложить самые разнообразные вариан­ты: веселый концерт, сказочную дискотеку, мультфильмы или еще что-то очень интересное.

Приведенная выше система игровых принципов – не  для теоретического исследования, а для практического использования.

Приведенные в данной работе игровые принципы – не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. И именно в этом единство такого явления, как Игра.

Именно вокруг народных, светлых праздников, как вокруг костров, и собираются наши Боги и наши Предки (что, впрочем, — одно и то же) и греются нашими Чувствами, и нашей Радостью, грустят под наши Песни, любуются нашими Плясками, переживают когда мы состязаемся.

И, поэтому, выходя к людям, Вы – Мастера Хорошего Настроения – обязаны знать законы и приемы создания и созидания Праздника, и применять их на деле…

Post Views: 1 853

Организация и проведение корпоративного Нового года

Формы
проведения праздника могут быть
следующими:

  • спортивный
    праздник;

  • банкет;

  • фуршет;

  • праздник-концерт;

  • праздник
    на природе;

  • стилизованная
    вечеринка;

  • бал-маскарад
    и др.

Спортивный
праздник
 –
это чаще всего выездное мероприятие,
проводимое на территории спортклуба,
пансионата и т. д. Такая форма праздника
идеально подходит для быстро развивающейся
компании с молодым и амбициозным
коллективом. Сотрудники таких компаний,
как правило, всегда готовы к соперничеству,
будь то соревнование за заключение
самого удачного контракта или стрельба
из лука.

Банкет 
традиционная и наиболее любимая всеми
форма проведения праздника. Для проведения
банкета обычно снимается кафе, ресторан,
банкетный зал и т. д., приглашаются
танцевальные и музыкальные коллективы.
Это не самая “подвижная” форма праздника,
но зато, пожалуй, самая универсальная.

Фуршет –
по форме близок к банкету, но более
демократичен: дает сотрудникам возможность
общаться не только с соседями за столом,
но и со всеми присутствующими. Меньше
официальности, больше мобильности –
вот главные отличия фуршета от банкета.

Праздник-концерт
(капустник
) –
подходит для дружного творческого
коллектива, где люди способны посмеяться
над собой. Обычно такой праздник готовят
самостоятельно в каждом отделе втайне
от других, команды заранее разрабатывают
сценарии и репетируют, а потом все
объединяются в общем концерте (капустнике).

Стилизованная
вечеринка
 –
веселое, запоминающееся, необычное
мероприятие, требующее длительной и
основательной подготовки. Организовать
его труднее, чем, скажем, банкет, но эти
усилия не будут напрасными.

Бал-маскарад
– идеальный вариант для празднования
Нового года. Маски, яркие костюмы, музыка
– все это поспособствует созданию
яркого, запоминающегося события.

Разработка
сценария также непростой, но самый
творческий этап подготовки любого
праздника. Все сценарии условно можно
поделить на несколько видов:

  • сценарий-канва;

  • сценарий-путешествие;

  • театральный
    сценарий;

  • мини-сценарий
    (почти не требует репетиций, подходит
    для небольших компаний) и др.

Напомним,
что сценарий разрабатывается исходя
из уже заранее определенной формы
мероприятия.

Так,
сценарий-путешествие
отлично подходит для праздника на
природе, но совершенно неприемлем для
банкета, а театральный сценарий не
годится для спортивного праздника.

Сценарий-канва –
самый удобный вид сценариев. Заранее
прописывается не весь сценарий дословно,
а лишь основные его этапы: приветствие,
конкурсы, танцевальные блоки и т. д.

Сценарий-путешествие подходит
только для выездов на природу, где есть
возможность перемещаться на довольно
большие расстояния. Как правило, для
такого сценария придумывается легенда
(обычно это поиски клада или “пропавших”
людей), на основе которой и строится
весь праздник. Коллектив разбивается
на отряды, и задача каждой команды –
быстрее других преодолеть все препятствия
и пройти заданный маршрут.

Театральный
сценарий
 очень
интересен, но требует большой работы.
Он должен быть расписан по ролям,
просчитан по времени с учетом реплик и
передвижения исполнителей по сцене.

Мини-сценарий может
стать решением для небольших коллективов.
Он включает в себя пару конкурсов,
несколько заранее придуманных актуальных
тостов, может быть, какое-то подготовленное
поздравление. Далее праздник проходит
в свободном режиме.

Сценарий
новогоднего праздника

Приведем
пример сценария-канвы, который при
небольших доработках может быть
использован как внутри отдела, так и на
общем корпоративном мероприятии.

Перед
началом всем участникам праздника можно
раздать карточки (открытки, приглашения)
с номерами, которые впоследствии будут
участвовать в беспроигрышной лотерее.

Кроме
того, в зале, где проходит праздник,
можно развесить листы ватмана, на которых
каждый присутствующий может написать
новогодние пожелания и поздравления
кому-либо из коллег или в адрес компании.

Ведущий
приглашает всех за стол и произносит
тост за уходящий год. После небольшой
(5–7 минут) паузы ведущий предлагает
присутствующим назвать 18 прилагательных,
ассоциирующихся с Новым годом. Все
ответы он записывает, потом достает
огромную открытку и объявляет, что
только что все гости наконец-то закон
чили письмо-приглашение Деду Морозу. И
если что-то в этом письме оказалось не
так, то никто не виноват – творчество-то
коллективное… Затем ведущий зачитывает
заранее приготовленный текст-заготовку
письма Деду Морозу с вписанными в нее
прилагательными, которые назвали
присутствующие.

Новогоднее
чтение мыслей”

Укрась
елочку Дружеский обмен Новогодняя
гирлянда
Ласковая
внучка” “Рукодельница”

Танцуй,
пока молода” Церемония награждения
Как подготовиться к Новому году в школе

Начинать
готовиться к новогодним праздникам в
школе лучше за месяц-полтора. Тогда Вам
хватит времени не только на сочинение
сценария иподготовку
карнавальных костюмов
, но и на
репетиции. Ведь так важно, чтобы ничто
не испортило новогоднее
настроение.
Актив
Начните с
того, что сформируйте актив, который
поможет Вам в подготовке и проведения
новогоднего праздника. Важно только,
чтобы все было четко спланировано, и
каждый знал свой участок работы и
все, что от него требуется.
В актив
должны входить:
— организаторы (для
создания сценария, подготовки игр и
конкурсов),
— музыканты (для музыкального
сопровождения)
— танцоры
— чтецы,

художники (для оформления)
— мастера
на все руки (те, кто умеет шить, столярничать
и т.д.).

Сценарий
Следующим
этапом организации
Нового года
 станет написание
сценария проведения праздника, сценария
в наиболее широком смысле этого слова.
А это значит, что в сценарии необходимо
описать все до мелочей:
— как будет
оформлена елка, школа и ее двор,
— как
произойдет открытие карнавала,
— кто
отвечает за подготовку карнавальных
костюмов
— какие будут проходить игры
и аттракционы,
— кого и за что будут
награждать,
— где и какие призы можно
взять,
— какая и в каком случае должна
звучать музыка и т.д.

19.
Специфика организации детских праздников
.

Термин
«праздник» (от греческого слова
«Еориз») часто употребляется для
характеристики эмоциональных состояний
(праздник чувств, эмоций, души, сердца).
С праздником ассоциируется чувство
приятного, радостного.

Детский
праздник — важная часть жизни ребенка,
это радостное событие, которое позволяет
расслабиться, встряхнуться, забыться,
а порой и просто отдохнуть от будней.
Праздники духовно обогащают ребенка,
расширяют его знания об окружающем
мире, помогают восстанавливать старые
и добрые традиции, объединяют и побуждают
к творчеству.

Занимаясь
его подготовкой, педагоги, воспитатели,
родители должны в первую очередь
ориентироваться на интересы каждого
конкретного ребенка и группы детей, для
которых и готовится этот праздник. И
главный критерий подбора материала
здесь — зрелищность, яркость и веселость.
Все это в массовом проявлении. Праздник
развивает детей, готовит их к творческой,
продуктивной деятельности, помогает
решать многие специфические задачи
воспитания. Впечатления раннего детства
часто остаются в памяти на всю жизнь. .

Виды
и формы детских праздников

Детский
праздник — один из самых ярких моментов
в жизни ребенка. Праздники открывают
детям простор для творчества, рождают
в душе ребенка светлые чувства, благородные
порывы, воспитывают умение жить в
коллективе, духовно обогащают ум и
сердце.

Массовой
практике присуще большое разнообразие
форм проведения детских праздников,
количество которых постоянно растет.
Из них наиболее распространены: фестивали,
театрализованные представления,
тематические дни и недели, праздничные
обряды и ритуалы, спектакли, презентации,
балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы,
олимпиады, юбилеи, КВН, утренники,
линейки, вечера, концерты и др. Все они,
как правило, составляют неотъемлемую
часть культурно-досуговой деятельности
в работе с детьми. Важная роль в реализации
культурно-досуговой деятельности
принадлежит учреждениям дополнительного
образования детей.

Можно
выделить следующие виды праздников, в
которых возможно участие детей:


церковные праздники, главными из которых
являются Рождество и Пасха и др.;


календарно-обрядовые праздники — Новый
год, Масленица (проводы зимы), праздник
Ивана Купалы, праздник урожая;


профессионально-трудовые праздники
(день учителя и т.д.);


гражданско-личностные праздники, или
семейные (свадьба, день рождения, юбилей
и т.д.)


спортивные праздники;


праздники для детей;


мемориальные праздники, связанные с
жизнью и творчеством великих русских
поэтов и писателей, художников и
композиторов;


юбилейные праздники городов (День
города), областей и республик.

Идея,
сущность и эффективность праздника

Участники
праздника — взрослые и дети. По оценке
специалистов взрослые участники
праздника, и дети, выполняя несложные
творческие задания, исполняя элементы
ритуально-игровых праздничных действий
совместно (в режиме сотрудничества)
удовлетворяют потребности в общении,
разумной интимности, субординационных
отношениях.

Итак,
игры на празднике (обязательный атрибут
праздничного веселья) — активное средство
самовоспитания детей и удовлетворения
потребности в деятельности. Вовлеченные
в праздник дети, проявляют выдумку;
находят в новом старое, в старом новое;
хорошо выполняют чужой замысел, но и
умеют обновить идею.

Художественное
содержание праздников воплощается в
музыке, в песне, стихах. В народных
сказках, пословицах и поговорках
заложены, с одной стороны, нравственные
заповеди, с другой — разнообразные
советы, наставления, т.е. правила поведения
в будни и праздники.

Почти
у каждого календарного праздника — своя
тема, отражающая историю народа, страны,
мира. Художественно-педагогическая
значимость и событийность праздника
характеризуются достаточно определенными,
близкими детям и взрослым общими
признаками, такими как:


абсолютная добровольность участия и
согласие со всеми обязательными и
условными правилами досуговой деятельности
того или иного праздника;


свободный выбор детьми разнообразных
сюжетов, ролей, положений, поведения
праздничного действия;


наличие в праздниках глубинных народных
традиций, вбирающих в себя весь спектр
обычаев, ритуалов, церемониалов, символов
и атрибутов принципиального характера,
отработанных социальным временем
развлечений и художественных актов,
жанров самодеятельного искусства,
состязаний, фольклора.

Для
детей традиционно проводятся следующие
праздники:

·
Праздник
осени. Проводится обычно в октябре
месяце. Это праздник прощания с летом.

·
Новый Год. Детей традиционно посещает
Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят
хоровод вокруг нарядной елки. Дети
показывают Деду Морозу свои танцы,
песни, читают стихи. Новый Год — самый
веселый праздник для всех.

·
Восьмое Марта. Дети поздравляют своих
мам, бабушек, учителей и воспитателей
с праздником. Праздники можно условно
разделить на два типа:

Тип

Название
праздника

Цели

КАЛЕНДАРНЫЕ

Восьмое
Марта

воспитание
чувства уважения и благодарности к
маме и близким женщинам

Новый
Год

формирование
у детей отношения к празднику как к
чудесному, радостному событию; развитие
эмоциональности детей

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Праздник
осени

воспитание
умения видеть прекрасное в природе и
окружающей среде

До
свиданья, детский сад

формирование
положительной мотивации к будущему
обучению в школе; воспитание чувства
благодарности к учителям и воспитателям
детского сада; развитие эмоциональности

Поэтому
одни праздники посвящены незабываемым
историческим вехам, другие — аграрным
ожиданиям и достижениям, третьи —
счастливым семейным датам и т. д., но все
они — проявления безутешных коллективных
переживаний и несдерживаемой творческой
фантазии народа

Детские
народные праздники — комплексная
синтетическая деятельность,

которая
является активной деятельностью в сфере
культурного наполнения

свободного
времени детей, иначе говоря, в сфере
досуга. В традиционных

типах
культур детские праздники — это праздники
взрослых, где детям не

запрещается
присутствовать и участвовать, иногда
быть главными

персонажами
ритуального действия. Детские праздники
— не пустое

времяпрепровождение
для детей, это составная часть их
образовательной

культурно
— просветительской программы.

20. Специфика организации вечеров
любительского творчества.
В
393 культурно-досуговых учреждениях
Новгородской области работают  2435
 
коллективов  самодеятельного
художественного творчества:

        
342
 вокально-хоровых коллектива

        
329
 хореографических коллективов

        
321
 театральный коллектив

        
76
 фольклорных коллективов

        
14
 инструментальных коллектива

        
126
коллективов изобразительного искусства

        
503
коллектива народных промыслов и ремесел

Хореографическое
творчество

         Жанр
наиболее развит в Старорусском (38),
Новгородском (32), Окуловском (25), Боровичском
(27), Валдайском (21) муниципальных районах
области  и Великом Новгороде (109);

Театральное
творчество

Театральный
жанр успешно развивается в Старорусском
(43), Хвойнинском (30), Боровичском (28),
Крестецком (26) муниципальных районах
области;

Вокально-хоровое
творчество

Успешно
развивается в
Старорусском (62), Боровичском (39), Холмском
(35), Новгородском (33), Крестецком (25),
Пестовском (23) муниципальных районах
области;

Фольклор

Наибольшее
количество фольклорных коллективов
работает в Боровичском (17), Мошенском
(9), Старорусском (5), Любытинском  (5),
Новгородском (4) муниципальных районах
области;

Инструментальное
творчество

В
настоящее время только 8 муниципальных
районов развивают этот жанр: Новгородский
(4), Боровичский (1), Старорусский (1),
Валдайский (1) муниципальные районы,
Великий Новгород (2) – оркестры и ансамбли
русских народных инструментов;

Шимский
(2), Старорусский (1), Окуловский (1),
Хвойнинский (1) – духовые оркестры.

         В
целях развития и популяризации
самодеятельного художественного
творчества в области ежегодно проводятся
международные, всероссийские и областные
фестивали, конкурсы, смотры:


  Международный фестиваль народного
искусства и ремесел «Садко»,


Российская детская фольклорная ассамблея,


открытый Всероссийский фестиваль-конкурс
детского и юношеского творчества
«Золотая ладья»,


областной конкурс исполнителей эстрадной
песни  «Волховские зори»,


детско-юношеский конкурс исполнителей
 эстрадной песни «Музыкальная радуга»,


областной фестиваль хореографического
искусства,


фестиваль кукольных театров,


областной фестиваль «Театральная
осень»,


фольклорные праздники в музее деревянного
зодчества «Витославлицы»,


ярмарки народных промыслов и ремесел.

          
Самодеятельные
коллективы области принимают активное
участие в этих творческих мероприятиях.
Ежегодно в городах ближнего и дальнего
зарубежья проходят фестивали, конкурсы,
смотры, Дельфийские игры,  участниками 
которых являются самодеятельные
коллективы муниципальных районов
области и Великого Новгорода. Творческие
коллективы, участвующие в мероприятиях
столь высокого уровня, подтверждают
свое мастерство, постоянно получают
звания дипломантов, лауреатов.

Проведение
праздников на работе – неотъемлемая
часть любой корпоративной культуры.
Главная цель подобных мероприятий –
сплочение коллектива. В нашей стране
самым любимым праздником без преувеличения
можно назвать Новый год. В отличие от
дней рождений, юбилеев и других торжеств,
этот праздник общий для всех: его ждут,
к нему заранее готовятся, покупая подарки
и продумывая каждую мелочь. Новый год
несет с собой ощущение чуда, ожидание
перемен, кроме того, именно в это время
принято подводить итоги и строить новые
планы. Эта дата – 1 января – зачастую
становится точкой отсчета, некой вехой
в жизни не только компании, но и каждого
человека, работающего в ней. Вот почему
очень важно отпраздновать это событие
не только торжественно и официально,
но и весело, дружно – так, чтобы новый
год действительно начался удачно.

Некоторые
вопросы организации праздника

Начинать
готовиться к празднику следует не за
неделю, а как минимум за месяц-полтора
до предполагаемой даты мероприятия.
В плане подготовки праздника обязательно
должны быть отражены следующие пункты:

  • создание
    оргкомитета;

  • определение
    формы проведения праздника;

  • уточнение
    места проведения;

  • разработка
    сценария;

  • выбор
    ведущего;

  • подготовка
    музыкального оформления;

  • подбор
    реквизита и подарков (если они
    предусмотрены);

  • оформление
    помещения.

Помните,
что при организации праздника не бывает
“мелочей”. Любой недочет может испортить
вечер, и наоборот: маленькая, но удачная
находка добавит очарования и внесет
разнообразие в любое корпоративное
мероприятие.

Я часто выступаю. Думаю, что у меня в копилке несколько сотен формальных публичных выступлений. И мне регулярно говорят, что я делаю это хорошо. Попутно получаю массу вопросов о том, как готовиться и как научиться выступать.

Решил поделиться канвой подготовки, которую использую сам и шлифую несколько лет, предварительно приведя ее
в божеский вид. 

Ниже подробнее о том, как ей пользоваться.

Для начала сохраните себе шаблон канвы

Она есть в трех форматах:

Google Doc

Notion

PDF

Заполняем канву

Я рекомендую начинать подготовку минимум за неделю, если это не сложное выступление и за несколько недель,
если выступление важное и ответственное.

Не буду скрывать, сам я часто готовлюсь в последние сутки. Результат, как правило, получается соответствующий.

Канва состоит из нескольких разделов.

Мероприятие

В этом блоке вписываем мета-данные мероприятия: название, повод, адрес (если в офлайне), дату и время.

Не забываем расспросить организаторов про технические параметры: тайминг, нужна ли презентация, какого формата файл, какого формата слайды (чаще всего 16:9, но бывает и экзотика), будут ли флипчарт и маркеры и т.п.

Аудитория

За годы публичных перфомансов, как своих, так и тех, где я был слушателем, я понял, что самые крутые выступления получаются, если спикер подумал об аудитории и о том, зачем ей его слушать. Поэтому я всегда начинаю подготовку
с фокуса на слушателях.

Кто эти люди? Сколько им лет? Чем они занимаются? Насколько они продвинуты в теме? Осознанно или они идут
на вас, или это просто часть программы? Не стесняйтесь и расспросите организаторов об этом как можно подробнее.

В моем опыте было пару эпизодов, когда я не интересовался аудиторией, и выступления оказались просто провальными.

Никогда не забуду, как я поехал в Австрию выступать перед студентами, а в итоге в зале оказались одни профессора (для студентов лекция была опциональна, и почти никто не пришел), и выглядело это все так, будто школьник пытается учить учителей. Хотелось провалиться под землю.

Убеждения аудитории

Что аудитория уже знает о предмете выступления? Какие есть распространенные мифы и предубеждения? Может быть, в воздухе висит актуальный вопрос, связанный с вашей темой, или недавно произошло что-то важное, и люди хотят услышать ваше мнение?

Например, вас пригласили выступить на тему инвестиций для чайников, а на днях произошел обвал или, наоборот, беспрецедентный скачок акций Эппла или Теслы. Наверняка, люди слышали об этом и хотят, чтобы вы уделили внимание случившемуся. Расскажите об этом, это интересно. 

В чем ценность вашего выступления для этих людей? Зачем им ваше выступление? Какова цель их прихода?

Поинтересуйтесь у организаторов: они часто могут дать ответы на эти вопросы и порекомендовать какие-то подтемы, которые будут особенно актуальны для аудитории.

А теперь представьте, с чем зрители покинут зал. Как изменятся их убеждения? Это полезно делать на этапе подготовки — так вы сможете лучше понять, о чем пойдет речь в материале.

Например, до вашей лекции люди думали, что круто инвестировать в акции, ведь можно разбогатеть
на технологических гигантах. Но с тем, что они узнали от вас, они понимают, что не будучи профессиональным инвестором лучше вкладывать деньги в фонды и облигации, а не в отдельные бумаги.

Цели

Чего бы лично вы хотели для себя от выступления? Чего бы вы хотели для своей компании (неважно, работаете ли вы
в ней по найму, или она принадлежит вам)?

Завести новые знакомства? Поддержать свой имидж эксперта? Найти работу? Найти партнера по бизнесу? Нанять человека в команду? Привлечь инвестиции? Познакомиться с конкретным важным для вас человеком, который будет
в зале?

Не нужно стесняться: подумайте, какую пользу вы хотите извлечь для себя? Особенно если выступление не подразумевает гонорара (в моем случае это 95% выступлений).

Это поможет при подготовке: например, в конце вы можете сказать, что ищете в команду специалиста, или в ходе выступления уделить чуть больше внимания успехам вашей компании, чтобы заинтересовать инвесторов.

Темы и тезисы

После ответов на вопросы выше можно приступать к структурированию выступления.

Обычно я начинаю с того, что фиксирую 2-5 потенциальных тем (заголовков) для выступления. Часто бывает, что тема известна заранее, тогда можно переходить к тезисам.

Далее рядом набрасываю список тезисов, которые непременно хочу раскрыть. Необязательно к какой-то конкретной теме. Часто бывает, что одни и те же тезисы подходят сразу к нескольким темам.

После того, как передо мной разложены возможные темы и тезисы, я продолжаю что-то дописывать и вычеркивать,
и, примерно через 15-30 минут, внутренне определяюсь с тем, на какую тему буду выступать и что хочу рассказать людям.

Важно при этом постоянно обращаться к ответам на вопросы о целях выступления, которые к тому моменту уже записаны у вас. Главное — не потерять связь между запросами аудитории, вашими целями, темой и тезисами.

На выходе у вас должны остаться тема и основные мысли к выступлению. Если время позволяет, дайте им отлежаться сутки и на следующий день еще раз проверьте. Иногда может захотеться что-то изменить.

После этого тему и тезисы можно отправить организаторам.

Нарратив

Это мой любимый прием, который позволяет проверить логику повествования. Часто бывает, что даже уже в готовом материале она сильно нарушена, что заметно ухудшает восприятие. Лучше позаботиться об этом заранее.

Суть упражнения в том, чтобы накидать 2-3 абзаца текста, где вы передаете логику повествования. Например, вот так.

Представьте, что вы рассказываете свой дипломный проект на курсе по продакт-менеджменту. Это пример из моего поста, где я писал про данный прием.

Тогда нарратив выступления может выглядеть так:

Мне достался существующий продукт ХХХХ. Самое узкое место – удержание пользователей. В чем причина низкого удержания ХХХХ? Проанализировала поведение пользователей. Возникла гипотеза о проблеме с режимом тренировок.

Проблема подтвердилась отзывами пользователей в Google Play и App Store. Другая гипотеза: большинство регистраций приходится на нулевой уровень, так как ХХХХ позиционирует себя для начинающих. И, скорее всего, ХХХХ сложен для новичков и не вовлекает их.

Опросила зарегистрированных пользователей. Гипотеза подтвердилась. Какая ситуация на рынке? Эксперты видят основной драйвер роста в работе с мотивацией учеников. Пообщалась с пользователями за пределами ХХХХ и проверила гипотезы. Сделала вот такие прототипы фичей для повышения мотивации и формирования привычки. Получила позитивную обратную связь, а именно вот такую.

Слайды (опционально) или текст

Приступаем к созданию контента. Неважно, слайды это или текст. Ниже алгоритм, по которому я обычно готовлю материал (на примере слайдов). Этот этап занимает у меня от двух до пятнадцати часов, разнесенных на несколько дней, в зависимости от сложности выступления.

  1. Первый проход. Делаем пустую канву: по одному слайду на каждый тезис, тему; только заголовки и ничего больше
  2. Второй проход. Наносим основные мысли на слайды
  3. Третий проход. Компонуем презентацию, добавляем примеры, задачи, вопросы в зал
  4. Четвертый проход. Приводим в порядок шрифты, добавляем анимацию, сохраняем и отправляем организаторам

Репетиции

Если меня спросить, какой самый главный совет я дам для улучшения выступлений — это однозначно репетиции. Они дают +100500 к качеству.

Во время предварительных прогонов вы всегда замечаете кучу недочетов в слайдах, логике. Приходит куча идей:
что добавить, что убрать, какую шутку или картинку ввернуть.

Я рекомендую делать несколько прогонов. Достаточно трёх.

  1. Прогоняем вслух, самостоятельно. Обращаем внимание на связность логики и мыслей, помечаем, что добавить/убрать
  2. прогон перед друзьями/коллегами. Цель: проверить, укладываемся ли в тайминг; получить фидбек от слушателей. Если неудобно перед живыми людьми, можете записать себя на видео и посмотреть самостоятельно;
  3. самостоятельная финальная репетиция. Цель: расставить акценты в повествовании, добавить последние штрихи.

Готово

Поздравляю! У вас есть материал, и вы готовы его показывать. Далее дело непосредственно за выступлением. О том, как подготовиться к дню Х, я расскажу отдельно, и здесь появится ссылка.

Успехов вам!

P.S. Я буду рад вашей обратной связи по использованию этой канвы. Поделитесь со мной вашим опытом.

Содержание

  • Что такое Канва в тексте?
  • Что такое впадать в канву?
  • Что из себя представляет канва?
  • Что можно сделать в канве?
  • Что такое сюжетная канва?
  • Сколько стоит 1 метр канвы?
  • Чем отличается канва от натуральной кожи?
  • Как изменить формат в канве?

Канва — перен. основа событий, происшествий (книжн.). Канва — имя различных древнеиндийских царевичей, основателей династий и авторов.

Что такое Канва в тексте?

канва́ — ы, ж. 1. Редкая сетчатая, обычно накрахмаленная хлопчатобумажная (иногда льняная) ткань, служащая основой при вышивании крестом.

Что такое впадать в канву?

Основа событий, происшествий (книжн.).

Что из себя представляет канва?

canevas) — сетчатая хлопчатобумажная (иногда льняная) ткань. … Применяется как основа или трафарет при вышивании, иногда как прокладочный материал в одежде. Для вышивки в основном используется канва Аида, реже канва равномерного переплетения и неравномерного.

Что можно сделать в канве?

Это Canva — онлайн-редактор для работы с изображениями.

«Канва» не умеет работать со слоями и цветами, как «Фотошоп», но вполне пригодна для того, чтобы сверстать графику для поста в соцсетях, открытку, визитку, постер, флаер, плакат и даже обложку для электронной книги.

Что такое сюжетная канва?

Фабула — сюжетная канва литературного произведения, включающая только фактическое содержание повествования. Фабула — это те события книги, действия персонажей, а также случайности, которые двигают сюжет, формируют конфликт и способствуют развитию характеров героев.

Сколько стоит 1 метр канвы?

Цена дана за 1 см канвы при ширине 150 см. 100% хлопок,ширина 150 см, 5,5 клеток на 1 см Цена за 1 метр — 420 руб.

Чем отличается канва от натуральной кожи?

В основе канвы лежат натуральные льняные и хлопчатобумажные волокна, то есть ответ на вопрос «канва это кожа или нет» однозначный «нет».

Как изменить формат в канве?

Выберите новый формат для своих изображений, просто нажав одну из кнопок, что расположены в нижней части окна. Затем нажмите кнопку Старт — и ваши отредактированные или преобразованные изображения будут готовы всего за несколько секунд!

Интересные материалы:

Как открыть счет в Приват банке?
Как открыть счет в сбербанке через интернет?
Как открыть счет в Сбербанке физическому лицу?
Как открыть счет в Сбербанке не выходя из дома?
Как открыть счёт в Тинькофф?
Как открыть счет в золотой короне?
Как открыть сейф с Крутилкой?
Как открыть шорт в Сбербанк инвестор?
Как открыть склад Вайлдберриз?
Как открыть скрытые фото в галерее?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое гонконгский сценарий
  • Что символическое можно подарить на новоселье
  • Что такое календарный праздник
  • Что такое годовой праздник
  • Что символизирует яблочный спас или праздник преображения господня