Что такое локальные праздники

Актуальность исследования: фольклорная традиционная культура является культурой народной, тесно связанной с коллективом, жизнь которого регулируется характерными для него социально-бытовыми нормами, и, поскольку, любой этнический коллектив занимает определённое исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна и локальна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении. То есть фольклор как локальная художественная культура способна функционировать и развиваться только в случае, если она является составной частью коллектива, ограниченного в пространственном плане.

Актуальность исследования: фольклорная традиционная культура является культурой народной, тесно связанной с коллективом, жизнь которого регулируется характерными для него социально-бытовыми нормами, и, поскольку, любой этнический коллектив занимает определённое исторически сложившееся пространство, обладающее своими географическими, природными и иными характеристиками, то его традиционная культура региональна и локальна как в историко-социальном, так и в пространственном отношении. То есть фольклор как локальная художественная культура способна функционировать и развиваться только в случае, если она является составной частью коллектива, ограниченного в пространственном плане.

Отечественной фольклористикой накоплена большая информационная база по локальным очагам фольклорной культуры. Все собирательские работы, в сущности своей, направлены на выявление таких очагов, наиболее широкую фиксацию местных факторов и сбор данных об их живом функционировании. Однако каждая из подобных работ несёт за собой абстрагированный характер, предоставляя материалы, относящиеся к отдельной местности, без анализа и систематизирования информации — рассмотрения полученных данных в контексте общих, более крупных понятий, таких как регион или область. Это приводит к неполному изучению информации, так как ограничение в пространстве подразумевает под собой не только узкие понятия (деревня, село, пригородный район, город), но и широкие (область, регион).

Исходя из данных выводов, мы выявляем надобность в более глубоком изучении особенностей локальных праздников и обрядов с их систематизированием в рамках более широких понятий с целью простимулировать дальнейшее развитие фольклористики, научной и собирательной деятельности в сфере фольклора.

Проблемы исследования: явление локальности входит в число одних из важнейших характеристик фольклора (народного творчества), но существует крайне мало литературных и практических работ, нацеленных на выявление особенностей малых культур российских регионов.

Противоречия исследования: народное творчество, как явление, характеризуется понятием «синкретизм», что подразумевает под собой абсолютную взаимосвязь и слияние всех художественно-выразительных элементов (танец, песня, костюм, украшения, мимика, жестикуляция и т.д.), из которых состоит тот или иной народный праздник или обряд. Именно синкретизм создаёт противоречие между стремлением к индивидуальности народного творчества каждого региона и заимствованием традиций одних регионов другими, приводящим к становлению локальной народной культуры общенародной.

Объект исследования: локальные праздники и обряды.

Предмет исследования: выявить особенности локальных праздников и обрядов.

Цель: изучить и выявить особенности локальных праздников и обрядов.

Задачи:

  1. Изучить календарные праздники и обряды южных, западных и северных регионов России.
  2. Выявить и проанализировать особенности праздников и обрядов в южных, западных и северных регионах России.
  3. Проанализировать праздники и обряды Вятской губернии.
  4. Выявить общие музыкальные особенности вятской народно-певческой традиции.
  5. Провести историческое исследование традиционных праздников Вятской губернии.

Гипотеза: если мы изучим сущность локальных праздников и, в частности, бытование локальных праздников и обрядов Вятской губернии, мы можем выявить и обосновать особенности бытования этого жанра в этом регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования: составлена на основе историко-музыковедческих взглядов А.Ф. Камаева и Т.Ю. Камаевой и исследованиях Д.К. Зеленина.

Методы исследования: синтез и анализ специальной литературы, обобщение, музыкально-теоретический анализ.

Теоретическая значимость исследования: обобщен текстовый материал, ссылающийся на особенности локальных праздников и обрядов южных, западных, северных регионов и, в частности, Вятской губернии.

Практическая значимость исследования: результаты исследования нашей работы могут быть использованы в процессе обучения дисциплинам «Народное творчество» и «Народное поэтическое слово».

Структура работы: работа состоит из введения, первой главы, состоящей из трёх параграфов, второй главы, состоящей из двух параграфов, заключения и списка литературы.

В ходе исследования мы изучили основные локальные особенности западного, южного и северного регионов. Было выявлено, что для западных (Брянская, Смоленская, частично Псковская и Тверская области) традиций характерно влияние белорусской и украинской культур, яркая подача звука и специфические возгласы, отточенные ритмические формулы, зависимость музыкальной ритмики от ритмики стиха, преобладание многоголосия гетерофонного типа, а также наиболее полное сохранение жанров календарного календаря.

Южная традиция характеризуется разделением на две более узкие традиции: казачью донскую, или просто казачью, (Волгоградская и Ростовская области) и курско-белгородскую (Курская и Белгородская области). Для казачьих традиций характерная большая роль воинских и эпических песен, обилие плясовых хороводов, праздничный характер свадебного обряда. Для курско-белгородской — также большое влияние воинских песен, но ещё хорошая сохранность земледельческого фольклора. Среди календарных встречаются песни, сохранившие стилевые признаки раннего, общеславянского типа. Характерны сильное звучание, активный ритм.

Народная культура Севера (Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская и Кировская области, прилегающие районы Мурманской, Псковской, Ярославской, Костромской, Нижегородской областей, русские сёла Карелии и Республики Коми) представляет собой сплав двух традиций, специфика которого обусловлена сложным и неравномерным характером освоения Севера русскими. Таким образом северная традиция делится на северную и северо-западную. Северо-западная традиция охватывает земли, исторически связанные с распространением культуры Новгорода и Пскова, а северная — земли, население которых пришло из Северо-Восточной Руси. Между ними нет чёткой границы, на локальном уровне традиции нередко сосуществуют чересполосно.

Весь регион отличается развитостью эпических жанров и плачей, своеобразием колядок («виноградий»), развёрнутым свадебным обрядом, многообразием лирических песен с развитым многоголосием, величавыми хороводами, обилием шуточных песен-скоморошин, старинными пастушьими наигрышами и игрой на гуслях. Календарные обряды с полным годовым песенным циклом сохранились лишь в районах Псковской области, граничащих с западным регионом.

Относительно севера был также произведён анализ локальных свадебных традиций Водлозерья как наиболее изученный местный фольклор.

Следующей нашей задачей было провести исследование, в ходе которого мы выявили музыкальные особенности вятской народно-певческой традиции, а также описали историческое происхождение вятских праздников Свистопляски и Троецыплятница.

В заключение можно сказать, что развитие региональных/локальных традиций шло не из одной точки или одного корня, не пучкообразно, а в виде множества параллельных и пересекавшихся цепочек.

Любая местная фольклорная культура, какими бы узкими пределами ни ограничивалось её функционирование, представляет нечто самостоятельное и самоценное, заслуживающее специального, если угодно, монографического рассмотрения, и к ней нет оснований относиться как к некоей периферии. Но, с другой стороны, фольклорную культуру региона, зоны, очага можно понять лишь на фоне культуры других регионов, зон, очагов, и задача исследователя — найти релевантный материал.

Исходя из данных выводов, мы выявляем надобность в более глубоком изучении особенностей локальных праздников и обрядов с их систематизированием в рамках более широких понятий с целью простимулировать дальнейшее развитие фольклористики, научной и собирательной деятельности в сфере фольклора.

В ходе нашего исследования были решены задачи: изучены календарные праздники и обряды южных, западных и северных регионов России, выявлены и проанализированы особенности локальных праздников и обрядов в южных, западных и северных регионах России, были выявлены локальные праздники и обряды Вятской губернии, а также проведён анализ музыкальных особенностей праздников и обрядов Вятской губернии и проведено исследование традиционных праздников Вятской губернии. В процессе исследования мы пользовались методами синтеза и анализа специальной литературы, обобщением, музыкально-теоретический анализом.

В результате достигнута цель изучения и выявления особенности локальных праздников и обрядов, а также доказана гипотеза: если мы изучим сущность локальных праздников и, в частности, бытование локальных праздников и обрядов Вятской губернии, мы можем выявить и обосновать особенности бытования данного жанра в этом регионе.

Список использованных источников

  1. Б.Н. Путилов, Региональное/локальное начало в фольклоре [Электронный ресурс] — Режим доступа — https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/084/main5.htm (дата обращения — 13.10.2018)
  2. В.П. Кузнецова, Свадебный обряд на Водлозере [Текст] // Национальный парк «Водлозерский»: Природное разнообразие и культурное наследие. — Петрозаводск, 2001. — с.275.
  3. Д.К. Зеленин, Избранные труды: Статьи по духовной культуре. 1901-1913. [Текст] — М, 1994.

Оригинал работы: Изучение локальных праздников и обрядов регионов России

Праздник –
многообразное, сложное социальное
явление, в связи с чем необходимо его
изучение в различных аспектах (
философском, социологическом,
педагогическом, этнографическом,
искусствоведческом и др.), это позволяет
говорить о возможности существования
различных оснований для его классификации.
Праздник вообще – такое сложное,
многостороннее явление, что очевидно,
единой, всесторонней классификации его
для всех времен и народов создать
невозможно, так же сложность классификации
состоит в том, что одни и те же праздники
можно включить как в одну группу, так и
в другую. Сделать исчерпывающую
классификацию праздников практически
не возможно.
Одним из первых классификацию
массовых праздников еще в 19 веке предложил
Снегирев И.М. Он делил праздники на
подвижные,
и неподвижные
(имеющие или
не имеющие точной даты ), исключительные,
т.е связанные с особым событием, сельские
и городские
,
отечественные
и заимствованные.
Эта классификация не имеет методологической
основы, однако отражает самые первые
шаги науки о празднике, содержит в себе
истоки многих, более поздних
классификаций.
Польский философ
Жигульский К. в своей работе «Праздник
и культура», предложил несколько
принципов классификации праздников.
Во
– первых он делил праздники на периодически
отмечаемые и непериодические, обусловленные
моментом.
Классическим примером
периодического праздника, весьма часто
наблюдаемого у первобытных обществ,
является праздник, связанный с культом
луны, отмечаемый в начале двух ее фаз –
новолуние и полнолуния. Там, где каждое
новолуние и полнолуние считается
праздником, а календарь, как правило,
основан на лунном месяце, периодичность
праздника зачастую рассматривается
празднующей группой как естественная
периодичность, обусловленная характером
окружающего мира, высшей механикой
космоса. Установление даты праздника,
в основе которого лежит историческое
событие, например победа народа в войне,
так же придает ему ритм, превращает его
в периодически отмечаемый праздник,
торжественную годовщину. К такому типу
праздника относиться 9 мая – Праздник
Победы российского народа в Великой
Отечественной войне. Подобные примеры
можно привести из календарей других
стран, где празднуются, скажем 14 июля –
дата взятия Бастилии во время Великой
французской революции 1789 г.
Классификация
праздника строится по религиозным и
безрелигиозным,
личностным и групповым, массовым,
семейным и общественным основаниям
.
В качестве одного из принципов
классификации можно взять общечеловеческий
и классовый характер праздника, тогда
к одному типу следует отнести праздники
связанные с природой, временами года,
с сельскохозяйственными и городскими
профессиями, семейно – личностные,
физкультурно – спортивные, а так же
празднование юбилеев деятелей искусства,
культуры, науки, миротворческого
характера, фестивали, форумы, дни культуры
и т.д. В другую группу нужно включить
праздники политические, партийные,
общественные»1.
Наиболее распространенная
в 20 веке система классификации исходит
из распределения праздника по временам
года, сезонам, календарю. Этот принцип
чрезвычайно узок, ограничен, так как
носит местный характер. Широкое
распространение получило также деление
праздников на религиозные и нерелигиозные.
В этом случае за принцип классификации
принимается отношение праздника и
религии, подчеркивается его первоначально
религиозное, мистическое направление
и последующее разделение на две линии,
что совершенно не приемлемо.
Исследователь
Брудный В.И., показывая неправомочность
такого деления, справедливо утверждает,
что такое деление ошибочно, так как оно
не соответствует материалистической,
трудовой теории происхождения
праздника.
Интересно то, что очень
часто праздники классифицируют по
аналогии с театральными жанрами. В этом
случае за основу классификации принимаются
либо сценарно – режиссерские формы его
реального воплощения (массовое
представление, театрализованный митинг,
карнавальное шествие и т.д.) либо площадка
действия (площадь, парк, улица, стадион,
клуб).
К такой классификации склонны
многие сценаристы, искусствоведы,
режиссеры. Но эта классификация так же
не совершенна, ибо праздник всегда
представляет собой комплекс разнообразных
действий.
По мнению болгарского
исследователя Мизова Н. нужно разделять
две линии праздников.
Первая линия
исходя из основных сфер общественной
жизни, включает в себя политические,
культурные, бытовые, религиозные
праздники.
Вторая линия, идущая от
личности и общественных групп, включает
в себя личные, семейные, племенные,
народно – национальные, классово –
партийные, международные праздники.
Но
и эта классификация не совершенна, ибо
она «разрывает» общественную жизнь и
конкретные социальные общности людей.

Один из принципов
классификации массовых праздников, это
классификация по типу праздничной
ситуации, так как она складывается из
нескольких характеристик, определяется
комплексом основных черт массового
праздника.
Как пишет Генкин в своей
работе «Массовые праздники»,
«Наиболее
существенные из них – общественная
значимость и масштабность праздничного
события – становятся главными при
классификации праздников. Однако,
масштабность праздничного события сама
по себе еще не создает общественную
значимость, так же как не создает и
праздничной ситуации.
Необходимо
рассматривать общественную значимость,
или масштабность, в комплексе, по крайней
мере с еще одной существенной стороной
праздничной ситуации – потребностью
в широком социальном общении, которая
определяет границы празднующей
общности.
Масштаб празднуемого события
и празднующей общности в комплексе дают
нам наиболее универсальный принцип
классификации праздника.
Пользуясь
этим принципом, можно определить три
основные группы праздников в нашей
стране.
Первая группа, это всеобщие
праздники, отвечающие наиболее масштабным,
большим событиям.
Это прежде всего,
великие праздничные даты нашей страны,
имеющие всемирно – историческое
значение, эпохальные события истории
и наших дней, переломные моменты в
природе. Социальная общность, празднующая
такое событие, по существу безгранична
– это весь российский народ, все
человечество.
Всеобщий праздник
складывается из ряда конкретных
праздничных действий отдельных социальных
групп: рабочих, интеллигенции, молодежи,
этнографических и территориальных
общностей, различных коллективов,
движимых единым порывом.
Вторая группа
– локальные праздники, вызываемые
событием, имеющим значение для определенной
празднующей общности.
Это самый
подвижный, многообразный слой праздников.
Сюда относятся и праздники по профессиям,
и праздники отдельных возрастных групп,
и праздничные даты отдельных российских
городов и сел, трудовых коллективов,
учебных заведений, и многие другие – в
каждом конкретном случае масштаб события
определяет масштаб празднуемой
общности.
К третьей группе праздников
относятся: личностные, вызываемые
событием, имеющим значение для отдельной
личности, семьи, группы людей.
Личностный
праздник очень часто выступает в форме
обряда, требующего обязательной
персонификации.
Приведенные три вида
праздников, «…не дают исчерпывающей
классификации, а являются лишь ключом
к ней»1. Внутри каждого вида возможно
огромное количество градаций, в частности
по содержанию и по типу общности.
Кроме
того, границы праздников чрезвычайно
подвижны, так любая празднующая общность
становиться ярким, праздничным зрелищем
для остальной массы людей, вызывает у
нее сходные эмоции и приобщает к
празднику.
Казимир Жигульский, исходя
из того, что один критерий ситуацию не
спасёт, говорит о необходимости
составления целой системы критериев,
и что сама система, по его мнению, на
этапе становления.

Сам Казимир
Жигульский в качестве критерия предлагает
взять время и подразделяет на
разновидности:
1) Первой из которых
является ритм. Здесь он производит
разделение на периодические и
непериодические праздники.
Периодические
праздники бытуют в границах цикла, а
непериодические в основе имеют разовое
событие.
Среди периодичных праздников
он выделяет праздники с естественной
периодичностью, т.е. бытование праздников,
обусловленных характером окружающего
мира или высшей механикой космоса; и
праздники установленные и санкционированные
государством, церковью либо другими
институтами.
Относительно праздников,
в основе которых лежит разовое событие
– они либо остаются на некоторое время,
либо исчезают вовсе.
2) Второй
разновидностью Жигульский называет
изменение движения общества. Сюда
относится летоисчисление, новые и старые
календари. В связи с такими изменениями
появляются новые праздники.
3) третим
пунктом он позиционирует сроки, которые
в свою очередь делятся на постоянные(устойчивые
во времени, такие как Новый год, Рождество)
и непостоянные(например Масленица).
4)
Четвёртым пунктом выступает пространственная
масштабность праздника и здесь его
мысли совпадают с мнением Генкина, при
этом речь идёт о связи праздника с
конкретной территорией и делит праздники
на местные, региональные, общенациональные,
государственные, международные.
Вторым
критерием Жигульский выделяет
Ценность(изменяется время, изменяются
ценности, таким образом существует
прямая зависимость ценности от
времени)
Здесь он подразделяет праздники
на светские и религиозные. В этом вопросе
показателен спор двух культурологов
Мирчилиаде, что ценность со временем
сходит на нет, и Эмиля Дюргейма, что
только трансформация в светскость, в
торжество способна сохранить ценность
праздника во времени.

Сейчас мы
различаем:
— государственные праздники,
такие как День России, отмечаемый 12
июня.
— религиозные – рождество
Христово
— народные- Масленица

корпоративные- юбилей компании

личностные, например день рождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Массовые праздники

      Тема праздника актуальна для всех, ведь мы любим праздновать, отмечать большие и маленькие события, дарить и получать подарки. Какие бывают праздники? У кого-то каждый день праздник, мой сосед не отмечает государственные праздники, встречаются и те, кто не отмечает даже свой день рождения.
Для тех, кому интересна эта тема, процитирую несколько компетентных источников. Единой классификации не существует. Ни одна классификация праздничных ситуаций не будет совершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.

     Обратимся к книге Генкина  Д.М. «Массовые праздники» (Москва, 1975 г.), которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Автор утверждает, что «можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

    Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа – локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней».  Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.

На это обстоятельство организаторам праздников всегда нужно обращать внимание учитывая, что оно таит в себе большие потенциальные воспитательные возможности».

Классификация массовых праздников
В продолжение этой темы предлагаю ещё одну классификацию, которую дал Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник: сущность, история, современность». С его точки зрения: «Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно-личностные, физкультурно-спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные».
Надеюсь, что теперь для вас найдёт больше поводов для радостного общения в связи с  возникновением праздничных ситуаций.

Комментируем в Фейсбук

Комментарии

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое литературный сценарий
  • Что такое змеиный праздник
  • Что такое sfx сценария
  • Что такое литературный праздник
  • Что такое здравствуйте сценарий