Традиционные праздники
Традиционные праздники – этнокультурные обряды, определяющиеся солнечно-лунным циклом – календарём, и потому их ещё называют праздниками народного календаря.
Этимология праздника, идущего из глубины веков предзнаменования (пра- знамения), аналогична понятию праязыка и пращура – предка предков (прадед, прародитель). «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединение с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий», – заключает русский этнограф И.М. Снегирёв [1].
Происхождение праздников
Происхождение праздников обыкновенно связывают с первобытным обществом, полагая, что уже тогда отмечали как событие возвращение охотников с добычей, рождение и смерть, завершение стихийного бедствия (урагана, пожара, землетрясения, наводнения). Однако вызывает сомнение то обстоятельство, что исследователи отмечают лишь спонтанность таких празднований, их случайный характер, и потому изучение обрядов сводится к выявлению способов снятия негативных эмоций [2].
С таким подходом можно согласиться лишь отчасти, поскольку всё перечисленное повторяется снова и снова, следовательно, уповать на внезапность праздников совершенно бессмысленно: мы ожидаем охотников, ожидаем рождение и в какой-то мере смерть (во всяком случае, помним о ней), и предвидим завершение стихийного бедствия. Мало того, мы стремимся воспроизводить ритуалы идентично тому, как это было в прошлый раз, и в любом отклонении от исполнения нам суеверно видится недобрый знак дурного предзнаменования. Так родилась традиция, смысл которой в ограждении нас от всего случайного, несущего сумятицу в наши ожидания, ожидания добра, чего-то хорошего.
Охота, смерть сородичей природные катаклизмы неразрывно связаны со сменой времён года. Умение учитывать природные ритмы служит выживанию и устойчивой вариативности пищевого рациона во имя сохранения потомства. Отсюда и даты праздников тождественны солнечно-лунному циклу, который сейчас повсеместно называется «календарь».
Возможно, особая роль праздников внутри биоритмов планеты и стала тем самым толчком преобразований Природы, которые мы называем «культура». Во всяком случае, русский философ М.М. Бахтин именно так и утверждает: «празднество (всякое) – это важная первичная форма человеческой культуры»[3].
Универсум обрядов и праздников
Английский этнолог Фрейзер отмечает единую природу и единство предназначений обрядов и постулирует природное происхождение обрядов и праздников, что делает их культурное пространство универсальным для всех народов; на протяжении времен формируются лишь внешние этнокультурные различия [4].
Определение «народный»
Традиционные праздники зачастую называют народными или праздниками народного календаря. Однако в декларируемой народности большинства праздников мы вынуждены усомниться – известность широкой публике большинства из них осталась в прошлом или, как вариант, в силу каких-то причин ещё не состоялась в настоящем. Всё дело в том, что определение «народный» равнозначно оценочной категории «популярный» и является наивысшей формой признания праздника, артиста, автомобиля, вида спорта и т.п. В этой связи титул «народный» символизирует высокий общественный интерес, следовательно, его необоснованное употребление в качестве эпитета к какому-либо традиционному, религиозному и государственному празднику вызывает диссонанс в нашем восприятии.
Определение «традиционный»
Государственные и религиозные праздники (равно как и любые массовые мероприятия) зачастую называют традиционными, когда берут во внимание лишь регулярный характер их проведения. Разумеется, такое обиходно-бытовое определение традиционного никак не соотносится с традиционной культурой. Таков феномен естественной консервации традиционных праздников: не может любой праздник стать традиционным в культурном измерении, для этого он должен быть изначально укоренён в этнокультурной обрядовой традиции.
Праздники могут становиться
народными и государственными
В смене статусов праздников наблюдаются метаморфозы смены культурной парадигмы, когда государственными становятся традиционные и религиозные праздники, или когда религиозные праздники поглощают традиционные и государственные.
Стремление общества повысить роль отдельных праздников превращает их в хронотоп, функция которого заключается в публичной демонстрации связи времён, гармонизации прошлого в настоящем.
Автор статьи: Кыласов А.В.
Литература:
1. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837). – М.: Кучково поле; Специализированный детско-юношеский центр спортивных единоборств, 2011. – С. 5.
2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура / А.Ф. Еремеев. Часть 2. – Саранск: «Издательство мордовского универстита», 1997. – С. 87.
3. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М., 1965. – С. 11.
4. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М.: Академический проект, 2012.
Праздники народные
- Праздники народные
- – так называются П. тогда, когда они, совпадая или же не совпадая с церковными П. и неприсутственными днями, основаны на поверьях и обычаях, свойственных простому народу. В современной русской деревне на первом месте П. в честь того святого, которому посвящена деревенская часовня или приходская церковь. Этот П. продолжается дня три, начинается обыкновенно с молебна. Из числа церковных П. народ чествует такие, которые церковь скорее считает второстепенными. Таковы, напр., Юрьев день, или великий Егорий (23 апреля), великий Николин день (9 мая), Иванов день, или Ивана Купала, 24 июня, Петров день, 29 июня, Ильин день, 20 июля. П. зимнего и летнего солнцеворота приурочиваются у современных народов зимою к Рождественским святкам и Васильеву дню (Новый Год), летом – к Иванову дню. Зимою есть обычай колядования, летом – зажигание огней и прыганье через костры. П. в честь весеннего обновления природы совпадают с Пасхой, Троицыным днем, Духовым днем, весенними Егорьем и Николой.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. — Спб.: Изд-во П. П. Сойкина.
.
1913.
Смотреть что такое «Праздники народные» в других словарях:
-
Праздники ветхозаветные — священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во первых, в свободе и покое от трудов и работ; во вторых, в торжественных жертвоприношениях, свойственных празднику; в третьих, в некоторых… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Народные приметы о погоде — Народные приметы о погоде сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды[1]. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое.… … Википедия
-
Праздники народов мира в день летнего солнцестояния — Дважды в год на Земле происходит астрономическое событие, называемое солнцестоянием. Это такой момент в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день или самая короткая ночь. С 21 июня ‑ дня летнего солнцестояния ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров
-
Праздники Турции — В Турции на государственном уровне отмечаются восемь праздников, они были установлены Актом № 2429 от 19 марта 1981 года. Кроме того, широко отмечаются общемусульманские даты и многочисленные народные празднования. Государственные праздники Дата… … Википедия
-
Праздники Молдавии — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Содержание 1 Общенациональные 2 Локальные 3 Примечания … Википедия
-
Праздники России — Празднование Дня России в Санкт Петербурге Праздники и памятные дни России официально установленные в России … Википедия
-
Праздники Ирана — В Иране отмечаются праздники по трём разным календарям: иранскому солнечному для событий республиканского значения, исламскому лунному для религиозных праздников, обычному григорианскому для международных дат вроде 1 мая. Праздники по солнечному… … Википедия
-
Праздники Молдовы — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия
-
Праздники Республики Молдова — В этой статье представлен список праздников Молдавии. Дата Название Молдавское название Официальный Примечания 1 января Новый год Anul Nou да Традиционно празднование Нового года происходит в кругу семьи или близких друзей. На центральной площади … Википедия
-
Праздники Таиланда — В Таиланде отмечаются следующие праздники: День Русское название Местное название Примечания 1 января Новый Год Ван Кхын Пи Май (วันขึ้นปีใหม่) Февраль Макха Буча จัดงานวันมาฆบูชา Буддийский праздник, отмечается по тайскому лунному календарю 17… … Википедия
Народные праздники
В празднике
воплощены общечеловеческие ценности,
нравственный опыт народа, его мировоззрение,
понимание труда, морали, человеческих
,: отношений, его верования, история
и поэзия. Значение народных ,
праздников необычайно велико: они являют
собой корни отечественной —;
культуры.
Из них выросли литература и искусство,
наполнившие жизнь народа духовным
содержанием.
Народные праздники
необычайно живучи и популярны. Рассматривая
вопрос о природе праздника, М.М. Бахтин
отметил: «Праздник — первичная неуничтожимая
категория человеческой культуры. Он
может оскудеть и даже выродиться, но не
может исчезнуть совсем».1
1 Бахтин м.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура в средневековье и Ренесанса. М., 1990.
по
Народный праздник
— это проявление всех форм культуры
коллектива, начиная от норм поведения,
кончая демонстрацией нарядов.
Корни большинства
народных праздников уходят во времена
язычества. Несмотря на тысячелетние
усилия православной церкви по их
искоренению, многие из языческих обрядов
и ритуалов сохранились в народных
праздниках и до наших дней, часто в форме
игры и порой неся уже совершенно другую
смысловую нагрузку. Часть языческих
обрядов церковь умело приспособила к
некоторым церковным праздникам, а
отдельные народные праздники стали
частью или продолжением праздников
церковных.
Главным организующим
началом любого народного праздника
является обряд, традиционно или по
установившемуся обычаю присущий именно
данному празднику и выражающий его
специфику.
Обряд — это
определённая церемония, символизирующая
основное содержание чувствуемого
события. Сопровождение обряда различными
символами и ритуальными действиями
призвана придать празднику торжественность
и создать определённое магическое
воздействие на окружающих, побудить их
к сопереживанию, ощущению сопричастности
к отмечаемому событию.
Обрядовая символика
народных праздников весьма разнообразна
-это травы, цветы, колосья, ветви деревьев,
числа, сверхъестественные существа и
т. д.
Велика роль обряда
как носителя коллективной памяти,
фиксирующий познавательный, нравственный
и эстетический опыт и способствующий
социализации личности. Все участники
обряда, воспроизводя зафиксированные
в традиции социально-значимые формы
поведения через обрядовые нормы,
направляют, в соответствии с ними, своё
индивидуальное творчество и проявление
чувств. Тем самым осуществляется
невольное морально-эстетическое
воспитание личности.
О воспитательном
значении праздника писал Платон.
Праздники, по его мнению, установлены
богами из сострадания к тяжёлому
человеческому труду, и взамен передышки
от этих «трудов», чтобы можно было
исправить недостатки воспитания на
празднествах с помощью богов. Воспитание
же он понимал как «верное направленные
удовольствия и страдания».1
Аналогичную мысль
по этому поводу высказывает и В. Вересаев:
«Обряд… даёт людям готовые,
художественно-закреплённые русла для
проявления теснящихся в душе чувств, —
с другой же стороны организует сами эти
чувства, направляет, просветляет и
углубляет их».2
Народный календарь
на Руси складывался из взаимодействия,
слияния двух обрядово-праздничных
систем — языческой и христианской.
1
Платон. Сочинения. Том 3. М., 1972г.
2
Вересаев В. К художественному оформлению
обряда //
Красная новь,
1926. №1.
171
Иногда это слияние
было поверхностным (Святки, Масленица);
иногда -сущностным (Троица). Но в любом
случае народная языческая вера, несмотря
на тщательные попытки её искоренения,
продолжила жить и живёт по сей день в
народных праздниках и обрядах. Так,
любимые народом зимние праздники —
Святки и Масленица — представляют собой
странную смесь стихий: суеверные
языческие обычаи и христианские
воспоминания о рождестве Спасителя
Мира. К первым относятся гадания, ряжанье,
игры, ко вторым — славление (хождение
детей по домам с вертепом, звездою),
сжигание соломенного чучела (олицетворение
Масленицы). Один из самых ярких праздников
лета — Иванов день (Купала), впадающий в
христианский праздник Рождества Иоанна
Предтечи. Главные обряды здесь: очищение
водное и огненное, песни и пляски,
гадания. То же сплетение христианских
и языческих элементов наблюдается и в
других народных праздниках (Троица,
Пасха, Юрьев день
и др.).
На Руси существовало
большое количество народных праздников.
Подход к их классификации у разных
авторов различен. И.М. Снегирев подразделяет
народные праздники на летние, зимние,
весенние и осенние. Весенние праздники
— Красная горка, Радуница, Юрьев день и
др. Летние праздники — Семик, Ярило,
Купала и Купальница, Русалии и др. К
осенним — Обжинки, Бабье лето, Осенины
и др. Зимние праздники -Коляда (Святки),
Васильев Вечер, Масленица и др.
Кроме этих
праздников, в течение года были братчины,
посиделки, гостёвки и др., на которые
«всем миром» готовилось угощенье и
варилось
пиво.
Известный
исследователь народного народного быта
А. Терещенко классифицировал народные
праздники так: христианские, простонародные
обряды, семейно-бытовые и земледельческие.
М.М. Громыко условно
разделяет народные праздники на:
календарные, трудовые, храмовые, семейные.
Многие праздники
и обряды совпадают с земледельческими
природными циклами, и это не случайно,
ведь крестьянский быт прочно зависел
от природы.
На протяжении
веков народные праздники претерпевали
некоторые изменения, связанные с
определёнными историческими событиями,
сменой эпох и т. д. Но в них запечатлены
образ жизни русского человека, его
верования и чаяния. Но неизменна была
потребность людей в радостные дни
собираться вместе, чтобы с помощью
определённых условно-символических
действий ознаменовать то или иное
событие.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
17.04.2015132.33 Кб461.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сущность и особенность народных праздников и обрядов
Содержание
Введение
Глава I. Сущность и особенность народных праздников и обрядов
1. 1. История возникновения народных традиций
1. 2. Классификация народных праздников и обрядов
1. 3. Народный праздник как педагогическая система
Глава II. Практическая часть. Социологический опрос детей и подростков
в учебных заведениях г. Орла и г. Трубчевска на тему
«Народные традиции – что это?»
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в начальных классах надо приобщать к народной культуре, ведь именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.
В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Объектом исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России.
Предметом исследования является деятельность педагогов образовательных учреждений по регулированию процесса развития и формирование у детей и подростков любви к народным традициям России.
Задачи
— Изучить историю возникновения народных традиций, классификацию праздников и обрядов
— Рассмотреть праздник как педагогическую систему
— Изучить психолого-педагогическую характеристику детей и подростков.
Глава I Сущность и особенность народных
праздников и обрядов
1. 1 История возникновения народных традиций.
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.
Фольклор не мог возникнуть на пустом месте. Он выделился из единой культуры первобытного общества в результате распада ее синкретизма и в связи с разделением труда.
К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры.
Этнограф и фольклорист К. В. Чистяков отмечает, что «традиция — сеть (система) связей настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».
Традиционная празднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
Прекрасной основой для изучения истории материальной культуры русского народа, его образа и быта, нравственных ценностей являются источники представленные в музее Российского Этнографического музея Санкт – Петербург.
Музей знакомит посетителей с крестьянскими праздниками, семейными торжествами и обрядами, а также некоторыми верованиями русского народа.
Время повернуть назад и возродить к жизни естественные формы празднично-обрядовой культуры невозможно ибо «…любые попытки возрождения народной культуры, народных традиций без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как собственного национального самоощущения».
Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам развлечений, обрядам, праздникам, народным промыслам и ремеслам можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта – всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д. К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад».
1. 2. Классификация праздников и обрядов
В старом крестьянском быту (ровно как и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В соответствии с этим появились два основных вида обрядов:
— Календарно-земледельческого круга;
— Социальные или семейно-бытовые
Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности.
Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в ор, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной.
(в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.
Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.
Святки – зимний праздник ,длящийся две недели от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).
Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения — «страстными вечерами».
Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника «Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в этот день зима с летом встречаются.
Воистину народным праздником считается масленица. Ее празднование связано с лунным календарем. Оно начинается за восемь недель до первого весеннего полнолуния и приходится на конец февраля начала марта. Длится целую неделю и традиционно связано с проводами зимы и встречей весны.
Праздником весны считается день весеннего равноденствия – 22 марта по новому стилю – «Сороки», вторая встреча весны,. Сорок птиц прилетает. Крестьяне считали, что приход весны можно устроить ускорив выполнив определенные обрядовые действия. Сегодня мы можем довольствоваться лишь записями «заклинаний весны, особыми песнями – закличками (веснянками) да выпечкой из теста фигурок птиц: «жаворонушков», «птюшек», куликов», «жайворонков», «жаворонушек», «голушек», «сорок». Вечером ребятишки съедали «жаворонков», а остатки бросали в реку, отдавали скотине,либо зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут благополучие. Здесь же «играли» особые песни прибаутки.
Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе. Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из глубины веков. Прежде всего это обычай дарить яйца, который существовал у язычников задолго до Рождества Христово. Длился праздник всю Святую неделю вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник , который приходится на начало пробуждение всех животворящих сил природы. В этот день было принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен, направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза, хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца или Егорьев день, покровитель скота.
Естественно с течением времени многие праздники видоизменялись.
Обряды рождения и детства , роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии близких людей.
Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «Прятки», «салки», «Волк и гуси»,и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте.
Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни.
1. 3. Народный праздник как педагогическая система
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности на которой можно построить эффективную воспитательную систему.
Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение и молодежь.
Современная система массовых народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.
Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.
Анализ опыта организации и проведение народных праздников по всей России позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы.
— принцип всеобщности
— принцип использования активности и самодеятельности людей
— принцип дифференцированного подхода к участникам.
Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.
В каждом празднике, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.
Важнейшим элементом воспитательной системы народного праздника являются средства театрализации, позволяющие обеспечить единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на его участников, породить атмосферу торжественности, эстетического творчества.
Праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.
Функции народных праздников:
— развивающая
— информационно-просветительная
— культурно-творческая
— рекреативно-оздоровительная.
Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции массовых праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.
Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.
Глава 2. Практическая часть. Социологический опрос детей и
подростков в учебных заведениях «Народные традиции – что это?»
(на примере учебных заведений г. Орла и г. Трубчевска)
В период прохождения педагогической практики в городе, обучаясь в трубчевском педагогическом колледже, мною был проведен социологический опрос путем анкетирования среди младших школьников и старшего школьного возраста на тему «Народные традиции – что это?».
Результаты показали. Дети начальных классов не знают «Что такое народные традиции?», не знают ни народные праздники, ни обряды, лишь 20% это знают благодаря своим бабушкам и дедушкам.» В средних и старших классах ситуация чуть-чуть лучше, но на вопрос: «Какие народные праздники, обряды вы знаете?» отвечали с затруднением. Отсюда следует сделать вывод: «Чтобы воспитать истинно русского гражданина своей родины нужно начинать с малого – с изучения традиций, праздников и обрядов, сложившихся у нас в России еще до рождества Христова. Дети любили свою родину, ценили, уважали своих близких и родных. Сейчас с каждым годом каждое новое поколение ожесточается, забывает свои истоки. СМИ перестало нести воспитательную, образовательную функцию. Нужно исправлять сложившуюся ситуацию. С ранних лет, с дошкольного возраста надо вкладывать в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды». Ведь роль народных традиций в формировании и развитии будущей личности очень огромная. «Будущее России – в подрастающем поколении».
Заключение
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т. е. все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре.
Список литературы
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. – М., 1994. Т. 3.
2. Аникин В. П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1969.
3. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.
4. Бакланова Т. Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 1994.
5. Баллер Э. А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969.
6. Браглей Ю. В. Этнос и этнография. – М., 1973.
7. Бакланова Т. Н. Народная художественная культура. – М., 1995. – С. 5.
8. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 1995.
9. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 1971.
10. Василенко В. М. «Русское прикладное искусство». – М., 1977.
11. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.
12. Зенцовский И. И. Методика календарных песен. – М., 1975.
13. Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 1839.
14. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.
15. Связующая нить. Праздники, обряды, традиции. – М.: Московский рабочий, 1984.
16. Тульцева Л. А. современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.
17. Щуров В. М. Песня. Традиции. Память. – М., 1987.
18. Щуров В. М. региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.
19. Щеглов Е. Не здесь ли зарождаются национальные проблемы? – М. Дет. лит, 2001.
ВАЖНО!
Порядок жизни крестьянина-земледельца определялся сменой времён года, а также сменой земледельческих работ в годовом круге жизни. Особое место отводилось праздникам.
Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряжённого труда и как бы переносились в мир радости и мечты. Каждый праздник отмечался особым образом.
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, проводились святочные обряды, которые сопровождали зимние Святки и Новый год. Они включали в себя колядование, ряжение, гадание.
Масленичные обряды — это катание на лошадях, традиционные игры и затеи, хождение в гости, проводы Масленицы. Каждый день Масленицы имел своё название, и за каждым закреплялись определённые действия.
Семь недель спустя после Пасхи праздновали зелёные святки.
Народный праздник — это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, мечте, в высоких помыслах. Праздник — это народное творчество в действии. Праздник — это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы.
Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению.
Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
6 – 19 января
СВЯТКИ
Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения.
В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее.
С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами.
В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.
____________________________________________________
7 января
РОЖДЕСТВО
Рождество Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:
· Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.
· Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.
· Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.
Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.
· Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.
Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.
____________________________________________________
19 января
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК
Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.
____________________________________________________
Февраль, в течение недели перед Великим постом
МАСЛЕНИЦА
Масленица — прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе. Начинается эта неделя с воскресенья, называемого «мясное заговенье». Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.
Катание на санях и санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.
____________________________________________________
Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта
ПАСХА
Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.
Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.
Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.
Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.
Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.
____________________________________________________
Первое воскресенье после Пасхи
КРАСНАЯ ГОРКА
У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания: перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято угощаться блюдами с яичницей.
В это время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета для молодоженов.
____________________________________________________
В ночь с 6 на 7 июля
ИВАН КУПАЛА
До изменения летоисчисления праздник совпадал с днями летнего солнцестояния, максимальным расцветом природы, победой света над тьмой. Например, в странах Балтии этот праздник (Лиго) празднуется по старому стилю 23-24 июня.
С возникновением христианства этот день посвящен также Иоанну Крестителю. Поэтому этот праздник по обоим традициям посвящен воде.
Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни обливают водой всех прохожих и односельчан.
К вечеру молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки из полевых трав и цветов.
Колодцы по традиции чистили от ила и грязи. В некоторых деревнях было принято кататься по ржи. Хорошей приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.
По народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём. Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.
____________________________________________________
8 июля
ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ
Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.
Символ чистой любви в России — цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой — образы Петра и Февронии.
По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.
В день Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8 июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.
____________________________________________________
2 августа
ИЛЬИН ДЕНЬ
Праздник посвящен пророку Илье. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.
Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это начало подготовки полей к посадке озимых культур.
Перун – покровитель воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.
Вечером у костра мужчины пьют пиво и квас, из блюд предпочитается говядина, баранина и творог.
Начиная с этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской, на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»
____________________________________________________
14 августа
МЕДОВЫЙ СПАС
Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить в церкви. На медовый спас нельзя есть мясо и рыбу. Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.
В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга.
В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду.
С этого дня начинается сбор первого урожая.
____________________________________________________
19 августа
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС
Праздник первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.
Яблоки утром освящаются в церкви. Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание.
Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме.
____________________________________________________
14 сентября
СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ
Старый славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях.
Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.
Традиция хоронить мух – древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц.
Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму.
Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.
____________________________________________________
14 октября
ПОКРОВ ДЕНЬ
Этот праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.
В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета.
Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.
В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.
И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.
____________________________________________________
31 декабря
НОВЫЙ ГОД
Обычай отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с новогодней елкой на в 1799 году.
Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому перед встречей Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями, попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги, исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли и пообещать себе стать лучше в следующем году.
Новогодние подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы, обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, — самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года.
Делитесь своими приметами и обычаями на наших страницах:
https://vk.com/villageeco
https://www.facebook.com/villageeconesterovih/
https://www.instagram.com/nesterov_ecoferma/
Традиционная празднично-обрядовая культура народа представляет его многовековой концентрированный опыт, совокупность традиций, обрядов, обычаев и суеверий. Все по мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает: «Традиция сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры».
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней: часть таких обрядов религия умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением религиозных праздников.
Объединение этих двух традиций произошло так естественно, что столетиями быт народа развивался, но устоявшемуся поколениями циклу: рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с ними сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая.
В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: во-первых, обряды календарно-земледельческого круга и во-вторых, социальные или семейно-бытовые обряды.
Первый вид обрядов возник на почве (в прямом и переносном смыслах слова) земледельческого быта. Однако их тематика шире: они делили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды (растительности, животных) в масштабах года и в рамках годичной повторяемости.
Поэтому в календарной обрядности встречается взаимное переплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид обрядов связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни: рождение, вступление в брак, смерть. Это и способствовало появлению трех форм обрядности родильной, свадебной и похоронной. Обряды же календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.
Праздник как средство восстановления и памятование значимого для общности события являются ключевым средством складывания и воспроизводства общности. Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм и принятие норм этих отношений. Часто бывает, что народные праздники превращают в музейный и специфически фольклорный экспонат, к которому можно отнестись как к экзотике, вызывающей просто интерес.
Интересно
Важно не превратить их в сувенирные формы культуры: ведь народные праздники есть историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей. В праздниках происходит осознание того, что отличает нас от всех других народов, задается самобытность и ответственность за то, что можем только мы и никто больше.
Еще одной характерной чертой народных праздников является связь их с природным циклом, что было важно при переходе от одного типа трудовой деятельности к другой. У народных праздников содержание сверхиндивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне вовнутрь».
Необходимо отметить, что каждый казахский народный праздник играет информационно-познавательную функцию. Это знакомство детей с обрядами и ритуалами, сопровождающий праздник (ритуал угощения национальными лечебными напитками, знакомство с песенным творчеством, танцевально-хороводными играми, знакомство с национальными играми состязаниями).
Национальный праздник это кладезь назидательного устно-поэтического жанра (песни, песенные заветы, мудрые изречения на самые разные случаи жизни, частушки). Поговорки и пословицы один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков сообщал свой социально-исторический опыт.
Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представления о воспитании молодого поколения. Пословицы и поговорки о дружбе, согласии, взаимоуважении присутствуют у всех народов без исключения: Язык дружбы не нуждается в переводе.
Дружба народов светит, как солнце. Если дружба велика, будет Родина крепка. Дружба людей гору сокровищ создает. Дружно за мир стоять — войне не бывать. Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена. Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.
Поляк да венгр два брата, хоть за ножик, хоть за чарку. Вражда разоряет города, сжигает деревни. Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.
Если народ един он непобедим. Если бы не дружба, то люди бы пропали. Ташкент разрушила природа, а поставила на ноги — дружба. Одна пчела немного мёду натаскает. Дружба и братство лучше богатства. Дружба народов — сильнее бури, ярче солнца. Когда поет узбек, ему подпевает таджик. Когда играет таджик, танцует узбек.
Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица) Один друг лучше ста священников. (французская пословица) Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен. (русская пословица).
Друг тот, кто заставляет плакать, а враг тот, кто смешит. (персидская пословица). Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. (русская пословица). Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица). Дерево держится корнями, а человек друзьями (русская пословица). Нет друга ищи, а нашел береги. (русская пословица) В согласном стаде волк не страшен (русская пословица) В тесноте, да не в обиде. (русская пословица).
Друг в лицо смотрит, а враг вослед. (узбекская пословица) Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь. (русская пословица). Одинокое дерево ветер легче валит. (даргинская пословица) Сколько бы ни враждовали, нужно и для мира оставить лазейку. (армянская пословица). Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит (казахская пословица). Единство народа все беды отводит (казахская пословица) Легка ноша поднятая сообща. (казахская пословица).
Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет. (казахская пословица). С копейки собирается рубль, с единства начинается дружба. (казахская пословица). Сообща принятое решение – самое мудрое решение. (казахская пословица).
Без единства ни в одном деле толку нет (казахская пословица). Народные праздники богаты играми, которые устраиваются именно для молодежи. Это игры на ловкость, выносливость, силу, смекалку. В каждом народе всегда уважают сильных и смелых людей, к ним относятся с почтением и уважением.
Праздник – это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод веселиться, а сама история и культура народа с его богатыми традициями. Это живой механизм передачи культурных традиций к современности.
Национальный праздник это воспитательный опыт, обобщенный и закрепленный в разнообразных формах устного народного творчества, в обычаях, обрядах накопленного народом на протяжении всей многовековой истории. Он отражает совокупность моральных норм, правил, взаимоотношений.
Национальный праздник играет большую роль в жизни не только взрослого, но и ребенка, выполняя познавательно-созидательную и коммуникативно интегративную функции. Национальный праздник помогает познать историю, культуру страны, развить у подрастающего поколения художественный вкус, любовь к природе.
Участие учеников в оформлении праздника, изготовлении специальной утвари, костюмов, создании танцев, заучивании стихов, песен все это способствует воспитанию детей в духе национальных традиций. Участвуя и получая знания о национальных праздниках ученики все больше узнают о национальных играх, состязаниях, о их отличительных чертах от национальных игр других народов.
Слушая поистине богатую красивую речь на казахском, русском и других языках через стихи, поговорки, пословицы, песни, слов назидания, благословения младший школьник познает красоту культуры разных народов.
Главная цель национального праздника вырастить и воспитать подрастающее поколение честным, трудолюбивым, преданным и верным народу, готовым постоять за его честь и свободу, продолжить лучшие его традиции.
Знакомство будущих педагогов с народными праздниками обогащает представление о традициях, обычаях культуре того или иного народа. Помогает понять и принять культуру, выработанную народом на протяжении веков.