Учебно-методический
материал
В
помощь руководителю
фольклорного
коллектива
Остапцова Татьяна Николаевна
преподаватель фольклорных дисциплин
МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»
Понятие «традиция»,
исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально
traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное
действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо
предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция»,
также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не
смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия
и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники,
которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их
происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной
жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим
багажом.
Осенние
традиционные праздники
С приходом осени на
Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного
времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный
сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на
свадьбе народ веселился и справлял обряды.
Первое сентября на Руси
называли бабьим летом. В некоторых местах бабье
лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот
день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской
губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.
В селах с этого дня
начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с
хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и
угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить.
Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:
Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!
По окончании хоровода, женщины приносили
кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и
тараканов.
На Руси в Семенов
день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд
совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.
Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои
соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки
сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во
избежание будущих болезней.
Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла
Рождество Богородицы (8/21 сентября)
Народное название двунадесятого
праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой
Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий,
облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек
на выданье.
Семенов день (1/14 сентября)
Народное название дня памяти
преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого
столпничеством (IV-V века). На Руси его называли «летопроводцем» и на
протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в
России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день
совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Воздвижение (14/27 сентября)
Народное название великого двунадесятого
праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного
в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В
этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Покров Богородицы (1/14 октября)
Народное название церковного праздника
Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в
Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с
завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли.
Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные
гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на
зимние промыслы.
Параскева (20 марта/ 2 апреля
(Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8
августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27
октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28
октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народное название дней памяти святых
Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных
славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня
недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах,
покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению.
Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле,
скоту и воде, была заступницей торговли.
Кузьминки (1/14 ноября)
Праздник «Кузьминки» по народному
календарю — первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых
Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали
Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь
кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не
брали.
Еще было прозвище «кашники», потому что
из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами,
лечили людей и скот «во славу Божию».
В этот день отмечали курьи именины. Этот
старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за
Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и
после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор
и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».
В ответ боярыня отдаривала крестьянок
лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их
кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли
эти куры, считались целебными.
В России день Кузьмы и Демьяна считался
девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались
справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам — собирали продукты к
ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она
считалась за хозяйку в доме.
Краткая характеристика событийности праздников (языческий и
православный смысл праздников)
Рождество Богородицы
(Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка
богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день,
Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) — народное
название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви —
Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который
отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии,
Матери Господа Бога Иисуса Христа.
Сведения о празднике Рождества
Богородицы восходят к IV — V вв. Первое указание на этот праздник, согласно
палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь
Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл
и блаж. Августин. В VI — IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св.
Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом
Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом
Константинопольским.
День Рождества Богородицы отмечается
торжественным молебном; пением величания на утрени: «Величаем Тя,
Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество
Твое». Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы
носят название «Богородичны», они входят в состав всех ежедневных
служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь
Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.
В народе Богородица почиталась особо.
Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ
Иисуса Христа. С одной стороны, «вознесенная в мир божественный», с
другой — она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и
заступающейся за них.
Богородица считалась покровительницей
рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается
иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов
«Богородица» и «роды». Поэтому к Богородице были направлены
просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей
Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле
Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на
матерщину: она оскорбляет трех матерей человека — Богородицу, Мать-сыру землю и
родную мать.
В русской народной традиции образ
Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа
Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с
рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.
В особой чести была Богородица и у
девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.
В фольклорной традиции Богородица —
любимый персонаж духовных стихов — эпических песен на религиозные сюжеты,
которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у
ворот монастырских церквей.
По северорусским легендам, Богородица на
Пасху «ходит по земле». С Богородицей связываются и легенды о птицах
и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о
Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его
в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а
нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и
животными.
К Рождеству Богородицы или к Аспосову
дню приурочивались Осенины — вторая встреча осени — Осены (первая происходила в
Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и
выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой
встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а
молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу
собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенины
справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование
Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день
предпразднества — 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).
Воздвижение
(Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) —
народное название великого двунадесятого праздника православной церкви
Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27
сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою
равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.
Особенностью службы этого праздника
являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем
вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для
поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника
совершается 21 сентября / 4 октября.
В народном сказании, приуроченном ко дню
Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о
нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина»,
который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О
нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка,
положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на
Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили
апостолы.
Так как крест представляет собой символ
страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть
на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-середа, постная
еда»; «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов
воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина — тот все свои молитвы
убивает».
В летописях этот день именовался
«Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались
крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились
молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае.
Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так
Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты
на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни
(обыденки) и небольшие церкви — по обещанию, в честь праздника.
В народных представлениях Воздвижение связано
с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и
объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки,
приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье
последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье
— хлеб с поля двинулся».
К Воздвижению завершалось бабье лето,
происходила третья встреча осени: «Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая
галочка с собой за море уносит» (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы:
«Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки — мужику не
беда»; «На Воздвиженье зима с бела — гнезда снимается, к русскому мужику в
гости собирается, — сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу,
серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому
говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье
задвинет зипун, подвинет шубу».
В Воздвижение не начинали важных дел,
так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и
бесполезным.
К Воздвижению заканчивалась уборка
овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали
рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли
капустным праздником: «На Воздвиженье — чей-чей праздничек, а у капусты поболе
всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту:
Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по
вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На
Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца».
С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих
вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами»,
«капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в
городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из
дома в дом с песнями — рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с
закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест –
«капустниц».
Покров Богородицы (Покров
день) — народное название богородичного праздника православной церкви
— Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который
отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском
храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование
византийского императора Льва VI Мудрого.
На Руси праздник был установлен при
князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в
этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой
честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.
В народном осмыслении церковный праздник
Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ
создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень
отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей — пророком, пославшим на
них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с
человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их,
развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.
Покров Богородицы приобретает
символическое значение и видится сказочной пеленой Девы — Солнца, которая
олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и
прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.
Для крестьянина Покров день — один из
самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с
завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.
Пограничное положение праздника Покрова
Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли
погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность,
сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода
на Покров — такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся
соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров
упадет чисто — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме»; «Отлет журавлей на
Покров — на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то
осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то
осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот
день: «Покров — первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда
зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен — 6(19) и 9 (22)
ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето — Сретенье
(Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».
Около Покрова выпадал первый снег,
покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался
со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом
покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро
таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и
установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в
Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и
Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути
шесть недель» (Пинежье).
Но не только со снежным покровом
соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой
Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым
покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы
считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке
голову покроет»; «Если на Покров ветрено — будет большой спрос на невест»; «Если
на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на
Покров — счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку
платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».
Девушки особенно верили в силу праздника
Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти
суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для
совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали
пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники —
положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба,
при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу
насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была
молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через
которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни
в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда
раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную
силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и
положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень
полюбит ее.
После праздника Покрова Богородицы
молодежные гулянья переносились с улицы — в избу («Покров — конец хороводам,
начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки,
а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по
очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье
пришло — засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».
Покров был днем, по которому считали
срок наймов и сделок — обычно рабочих нанимали на год — от Покрова до Покрова;
в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на
следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От
Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив
сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно,
если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.
К Покрову заканчивалась уборка хлеба —
увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка
овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров
собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались
Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди
до Покрова: весь долг выплачу».
Кузьминки (Кузьмодемьянки)
— девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти
Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.
В этот день девушка-невеста становилась
хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом,
подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже — в течение трех дней)
девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего
заранее снимали избу, собирали по деревне продукты — картофель, масло, яйца,
крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша,
варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за
несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между
собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в
определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со
скоромным маслом, а в конце — блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).
После угощения начинались игры молодежи,
среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу»,
играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица
моя, с горы выброшу на улицу тебя…» — парень с девушкой кружились в разные
стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).
Кузьминская вечеринка могла продолжаться
всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» —
воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами
не осуждались); после чего веселье возобновлялось.
Девичий праздник, отмечаемый в день
Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят
смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в
народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая
прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок — свадебные обрядовые блюда:
куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как
покровителей брака и «свадебных кузнецов».
Цель:
n
Знакомство
с традиционными осенними праздниками русского народа, их историей, обычаями и обрядами.
Задачи:
n
Воспитание
уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных
традиций.
n
Приобщение
к истокам русской народной культуры; осознание духовного богатства русского
народа.
Источники:
https://www.echosevera.ru/data/images/fotos/6e/03/0000036e.jpg
https://www.kazedu.kz/referat/162006
http://na-rusi.cprasdnicom.ru/?p=1285
http://www.hnh.ru/travel/maiden_kuzminki
Осенние праздники
Проводы лета начинались с Семенова
дня — с 1 (14) сентября. Обычай встречать
осень был широко распространен в России.
По времени он совпадал с бабьим летом.
В середине сентября праздновались
Осенины.Рано утром женщины
выходили на берег реки или пруда,
встречали матушку Осенину с круглым
овсяным хлебом.
Замечательной традицией у русского
народа были так называемые «капустки»,
или «капустницы», когда после сбора
капусты хозяева приглашали людей в
гости. Соседи приходили в дом,
поздравляли хозяев с хорошим урожаем,
затем с особыми, приуроченными к этому
событию песнями рубили капусту, солили
ее. Совместная работа всегда шла
успешнее, радостнее, была удачливой.
По окончании работы устраивалась общая
трапеза, для которой заранее варилось
пиво и пеклись пироги с капустой. Во
время этой трапезы женщины обещали
всегда помогать друг другу и быть вместе
и в горе, и в радости.
Так труд и быт, будни и праздники тесно
переплетались друг с другом, способствуя
сплочению людей, их единению.
Среди осенних земледельческих праздников
следует отметить начало жатвы —
зажинки, и ее окончание
— дожинки.
Зажинки и дожинки — важнейшие
земледельческие праздники. Многие
исследователи русского быта повествуют
о том, как они проводились на Руси.
«Выходили поутру зажинщики и зажиншицы
на свои загоны, — пишет в своем труде
А.А. Коринфский, — зацветала-пестрилась
нива мужицкими рубахами да платками
бабьими,… песни зажнивные перекликались
от межи до межи. На каждом загоне шла
впереди всех прочих сама хозяйка с
хлебом-солью да со свечой.
Первый сжатый сноп — «зажиночный» —
звался «снопом-именинником» и ставился
особь от других; ввечеру брала его
зажинщица, шла с ним впереди своих
домашних, вносила в избу и ставила
именинника в красный угол хаты. Стоял
этот сноп — до самых дожинок… На дожинки
по деревням устраивали «мирскую
складчину», … пекли пирог из новой
муки… и праздновали окончание жатвы,
сопровождая особыми, 1 приуроченными
к тому, обрядами. Жницы обходили все
дожатые поля и собирали оставшиеся
не срезанными колосья. Из последних
свивался венок, переплетавшийся полевыми
цветами. Этот венок одевали на голову
молодой красивой девушке, и затем все
шли с песнями к деревне. По дороге толпа
увеличивалась встречными крестьянами.
Впереди всех шел мальчик с последним
снопом в руках».
Обычно дожинки приходятся на период
празднования трех Спасов. К этому
времени оканчивается жатва ржи. Хозяева,
окончившие жатву, несли последний сноп
в церковь, где и освящали его. Такими
окропленными святой водой зернами
засевали озимые поля.
Последний сжатый сноп, украшенный
лентами, лоскутами, цветами, также
ставился под образа, где он стоял до
самого Покрова. По преданию, сноп обладал
магической силой, сулил благополучие,
оберегая от голода. В день Покрова его
торжественно выносили во двор и с
особыми заклинаниями скармливали
домашним животным, чтобы не болели.
Закормленная таким образом скотина
считалась подготовленной к долгой
и суровой зиме. С этого дня ее уже не
выгоняли на выпас, так как наступали
холода.
К другим обрядам окончания жатвы
относится обычай оставлять на полосе
несколько несжатых колосьев, которые
завязывали узлом («заламывали бороду»).
Затем их прижимали к земле со словами:
«Илье на бороду, чтобы святой угодник
не оставил нас на будущий год без
урожая».
Своего рода рубежным между осенью и
зимой был праздник Покров
Пресвятой Богородицы,который
отмечался 1 (14) октября. «На Покров
до обеда — осень, после обеда — зима»,
— говорилось в народе.
Покров —один из особо почитаемых
православными верующими религиозных
праздников. В старинных церковных
книгах есть рассказ о чудесном явлении
Богородицы, которое произошло 1 октября
910 г. В них подробно и красочно
описывается, как перед концом всенощного
богослужения, в четвертом часу утра,
местный юродивый по имени Андрей увидел,
что над головами молящихся стоит в
воздухе Божья Матерь в сопровождении
свиты ангелов и святых. Она простерла
над прихожанами белое покрывало и
молилась о спасении всего мира, об
избавлении людей от голода, потопа,
огня, меча и нашествия врагов. Когда
богослужение кончилось, юродивый
Андрей рассказал людям о своем видении,
и разнеслась весть о чуде. В честь этого
чудесного явления русская церковь и
установила специальный праздник —
Покров Пресвятой Богородицы.
Богородица дева Мария, мать богочеловека
Иисуса Христа, по христианскому учению,
сыграла важную роль в спасении мира.
По народным представлениям, Богородица
была покровительницей земледельцев.
Именно к ней обращался с молитвой
об урожае русский человек. Именно от
нее ждал он помощи в тяжелом
крестьянском труде. Сам образ земной
женщины Марии, родившей божественного
сына и пожертвовавшей им ради
спасения людей, был близок и понятен
верующим, особенно женщинам. Именно
к Богородице обращались они со своими
бедами, заботами, чаяниями.
Праздничная церковная служба в день
Покрова построена так, чтобы убедить
верующих в милости и заступничестве
Богородицы, в ее способности защитить
людей от бед и утешить их в горе.
Богослужение в праздник Покрова
посвящено раскрытию ее образа как
всесильной покровительницы этого
мира и как духовного лица, объединяющего
вокруг себя небесные и земные силы.
Ко времени празднования Покрова
заканчивались осенние полевые
работы, и крестьяне торжественно
отмечали эти события. Народный праздник
урожая слился с христианским.
С праздником Покрова связано очень
много поверий, уходящих своими корнями
в далекую старину. Познакомимся с
некоторыми из них. «Придет Покров, девке
голову покроет», — говорят старики, а
девушки, в свою очередь, втайне молятся:
«Батюшка Покров, покрой землю снегом,
а мен молодую фатой!» или «Покров,
Пресвятая Богородица, покрой мою бедную
головку жемчужным кокошником!». Весь
день праздника девушки проводят в своем
кругу, устраивая вскладчину веселый
пир в простодушной уверенности, что
«если Покров весело проведешь, дружка
милого найдешь».
Таким образом, мы рассмотрели основные
календарные праздники, зимние, весенние,
летние и осенние, в проведении которых
отразился характер русского народа,
его верования, обычаи и традиции. На
протяжении веков они, безусловно,
претерпевали некоторые изменения,
связанные с определенными историческими
событиями, сменой эпох. Но главные
смыслы и значения этих праздников до
сих пор важны для нашего народа.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Многие творческие люди воспевали эту чудесную пору. Ведь где можно ещё увидеть такое разнообразие красок, как не осенью? Первый месяц сентябрь называют ласковым, потому, что погода почти не изменилась, напоминает лето. Октябрь всегда огорчает нас дождями, многих окутывает печаль и тоска. Не нужно расстраиваться, ведь погода готовится к продолжительному отдыху. Ноябрь окончательно обнажает последние деревья. В это время погода становится холодной и сырой, вместе с дождём может лететь первый снег. Но в эту нерадостную погоду мы хотим подбодрить вас календарём всевозможных осенних праздников.
Осень открывается таким светлым праздником, как день знаний – 1 сентября, День г. Москвы и День работников нефтяной и газовой промышленности.
9 сентября – Международный день красоты. Начиная с 1995 года, во всех странах и городах, люди любуются всем красивым и прекрасным. Именно в этот день организуются конкурсы красоты.
13 сентября – День программиста. Этот праздник отмечают в 256 день года. Это число было выбрано не случайно. Ведь с помощью восьмиразрядного байта можно выразить 256 разных значений.
15 сентября – День работников лесной промышленности.
16 сентября – Всемирный день защиты озонового слоя. Озоновый шар защищает нашу землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения. Многие учёные работают в этом направлении.
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
30 сентября – День Всемирной сети Интернет.
Октябрь открывает перед нами свои ворота праздниками: Международным днём музыки, Всемирным вегетарианским днём, Днём сухопутных войск Российской Федерации и Днём пожилых людей.
6 октября – Международный день учителя.
7 октября – Международный день врача. Не смотря на то, что врач – одна из самых древних профессий. Больше 500 работников медицинской сферы работают в разных горячих точках мира. Впервые все тяготы этого призвания почувствовал на себе сам Гиппократ. Это очень ответственная и важная профессия.
13 октября – День работника сельского хозяйства. С 1999 года по указу Президента РФ в этот день поздравляют не только работников сельского хозяйства и перерабатывающей продукции, но и тех, кто трудится и благодаря им на наших столах есть все продукты питания.
14 октября – Покрова Пресвятой Богородицы.
Хэллоуин празднуют 31 октября. Это самый «молодой» праздник, возник недавно. Отмечают его 31 октября, на кануне Дня Всех Святых. До недавних пор этот праздник отмечали только в англоязычных странах. Но теперь хэллоуинская атрибутика стремительным темпом ворвалась и в другие страны.
Ноябрьские праздники начинаются с 1 ноября – Дня Всех Святых. Этот день всегда считали мистическим. Думали, что в этот день волшебные сущности приходят в человеческий мир, а люди могут побывать в другом мире. Считается, что в этот день души усопших возвращаются в свои дома и требуют угощения.
2 октября – Международный день мужчин. В этот день организаторы торжеств пытаются привлечь внимание общественности к гендерной дискриминации и неравенству мужчин и женщин, а также рассказывают о позитивном влиянии мужчин на воспитание детей.
4 ноября – праздник иконы Казанской Божьей Матери.
7 ноября – День согласия и примирения. После того, как распался СССР, общественность разделилась на противников и адептов этого события. Во избежание всяческих неурядиц и конфликтов между людьми в 1996 году Президент России решил переименовать годовщину Великой Октябрьской революции на День согласия и примирения. До 2005 года этот день был выходным, но позже выходным сделали 4 ноября – День народного единства.
С 2005 года 7 ноября перестало быть выходным – вместо него выходным «назначили» 4 ноября, День народного единства.
В этот день впервые на прилавках наших магазинов появился компьютер.
10 ноября – День милиции, а также Всемирный день молодёжи.
17 ноября – Международный день студента. 28 октября 1939 года в оккупированной немцами Чехословакии студенты пражских университетов вышли на празднование рождения Чехословацкого государства. Их демонстрация была разогнана, но при этом был убит студент Ян Оплетал. На его похоронах студенты опять пытались устроить протест, но много было арестовано и заключено в лагерях, некоторых казнили. Через два года в Лондоне прошла встреча всех студентов, которые боролись с нацизмом. Было решено отмечать эту болезненную дату, как День студента, в честь всех погибших студентов.
20 ноября – Всемирный день ребёнка. История утверждения этого праздника начинается с 1954 года. Посвящен он мировому братству и взаимопониманию детей.
Надеемся, что наш маленький календарь пригодится вам и, открыв его когда-нибудь, вы узнаете для себя что-то новое. Пускай в эту не очень приятную и вдохновляющую пору этот календарь станет для вас лучиком света в ненастный день. Посмотрите, возможно, завтра вас ждёт профессиональный праздник.
Автор: Жанна Ш. (специально для Calorizator.ru)
Копирование данной статьи целиком или частично запрещено.
Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы
Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.
В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.
Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).
В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном — летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.
Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» — углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.
Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.
Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.
Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.
Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.
Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.
В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.
День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.
Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.
Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.
Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.
Источник
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»
Галина Пантюхова
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа»
Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка»
«Осенние традиции и обычаи русского народа»
(с использованием ИКТ)
Подготовили и провели: Логинова Т. В. — учитель — логопед,
воспитатели: Пантюхова Г. Н., Булкина О. В.
МДОУ – детский сад компенсирующего вида № 23 г. о. Жуковский
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Коммуникация».
Цель: способствовать развитию гармонизации детско-родительских отношений.
Программные задачи.
— познакомить детей и родителей с традициями и обычаями русского народа;
— дать представление о русской народной игрушке, народном фольклоре;
— расширять представление о русской народной культуре.
— развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.
— воспитывать интерес к истории своего народа и народному творчеству.
— снятие психоэмоционального напряжения;
— создание условий, способствующих формированию у детей и взрослых здорового образа жизни.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с бытом и культурой русского народа,
просмотр презентаций «Как трудились на Руси», «Профессии на селе»,
разучивание народных игр и хороводов.
Оборудование: USB — носитель с презентациями «Осенние традиции и обычаи русского народа», «Профессии на селе вчера и сегодня», «световой куб» с динамической подсветкой, атрибуты для игр: две «лошадки», два ориентира, сапожок, кусочки ткани – 15х15 см., нитки, магнитофон, записи русских народных мелодий «Сени», «Частушки», угощение для детей и взрослых.
Ход мероприятия.
I.Организационный момент.
Детей и родителей встречают взрослые, одетые в русские народные костюмы и приглашают в зал, оформлен под «русскую народную избу».
II.Основная часть.
Учитель – логопед. — Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашем вечернем клубе «Секреты волшебного сундучка».
Сегодня мы приглашаем вас войти в мир красоты осенней природы, в мир теплоты и доброты русских народных традиций и обычаев.
Презентация «Осенние традиции и обычаи русского народа».
— Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни. Некоторые из них мы забываем либо совсем не знаем, другие продолжают существовать.
Красоту осени воспели в своих произведениях многие поэты и писатели. В любом времени года есть свои прелести, Осень – это «в багрец и золото одетые леса», а над ними убаюкивающий их лазоревый купол неба, это «пурпурный блеск огня и злата».
Немного развлечений было в деревне осенью – после сбора урожая опустели поля и огороды, только ветер завывает под хмурым непогожим небом. На улицу лишний раз выходить не хочется. Но жизнь в деревне не замирала.
У осени есть три сына – это осенние месяцы.
СЕНТЯБРЬ. Русский народ этот месяц называл «хмурень», «ревун», «златоцвет». Сентябрь — ревун от завывающего звука рева осенних ветров и зверей. В сентябре русский народ отмечал праздник ОСЕНИНЫ — встреча осени.
14 сентября на Руси начинали отмечать Осенины. Люди благодарили матушку-землю за богатый урожай.
Осенины встречают у воды. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим, а также кормили им домашний скот.
В праздник люди веселились, пекли большие пироги, желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден. Отмечали этот праздник осенними хороводами.
Хоровод – самый древний из танцев русского народа. Он имел огромное значение. Танец этот отражал три эпохи в году: весну, лето, осень.
21 сентября – Вторые Осенины. В этот же день праздновали Рождение Пресвятой Богородицы.
23 сентября – Петр и Павел Рябинники. В этот день собирали рябину для компота, кваса. Окна украшали рябиновыми гроздьями, считалось, что они уберегут дом от всякой нечисти.
Третьи Осенины — 27 сентября. По-другому этот день называли змеиным праздником. По поверьям, все птицы и змеи в этот день переселялись в другую страну. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.
С осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с гармошкой и угощением, исполнялись игровые песни.
Осень – это не только пора сбора урожая, но и пора охоты. Охотники выезжают в поле на зайца русака и лисицу. Охота проходила очень шумно, весело, была уделом людей сильных.
ОКТЯБРЬ называли «листопадник», «грязник», «позимник» или «свадебник».
После сбора урожая с 27 сентября (Воздвиженье) начинали снимать, рубить, солить капусту. Начинались «капустники», которые длились две недели. Это были вечерние посиделки, или беседки молодежи, на которых девушки рубили и квасили капусту, а парни помогали им, развлекали шутками и игрой на гармошке. В этот день девушки щеголяли обновами, наряжались. На рубку капусты приглашали соседей, родственников. Приходя в дом, поздравляли хозяев с капусткой как с праздником.
НОЯБРЬ – «листогной», «полузимник». В ноябре зима с осенью борются.
14 ноября – Кузьминки – встреча зимы. Кузьма – покровитель ремесел: кузнецкого искусства, женского рукоделия. С этого дня женщины принимались за зимнюю пряжу и обращались к святым, прося помощи. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником.
Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры.
Куклы сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.
Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
Куклы-обереги имели особое значение и делали их исключительно своими руками, при этом применяли только природные материалы. Они призваны защищать человека. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала.
Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Такая игрушка выполняла важную роль – развивала воображение ребенка, приобщала его к традициям и культуре своего народа.
Воспитатель: — Я хочу пригласить вас в нашу избу и по традиции русского народа зажечь в ней новый огонь.
Родители с детьми проходят в «избу» и садятся. Частично выключается свет.
Упражнение «Ассоциации».
С помощью дистанционного пульта постепенно включается световой куб разным цветом. На каждый цвет дети и родители придумывают ассоциацию: красный – закат; синий – тучка; зеленый – трава; желтый – солнце; белый – ветер.
Воспитатель останавливает движение подсветки куба на определенном цвете. Участники игры называют выбранную ранее ассоциацию на этот цвет.
Воспитатель: Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение и название.
Сейчас мы поиграем в игру и сравним, как назывались одни и те же профессии тогда и сейчас.
Игра «Угадай профессию».
Воспитатель задает по очереди вопросы родителям и детям.
(слайд 18) — Вопрос родителям. Как называли в старину сельских жителей, которые занимались земледелием? (Крестьяне).
Вопрос детям. А сейчас? (Фермеры).
(слайд 19) — Как называли профессию человека, который пахал землю? (Пахарь). А как сейчас называется эта профессия? (Тракторист).
(слайд 20) — Как называли человека, который жал в поле хлеб? (Жнец).
А как называется он сейчас? (Комбайнер).
(слайд 21) — Как называли профессию человека, который перевозил грузы? (Извозчик). А сейчас? (Водитель).
(слайд 22) — Как называли человека, который продавал разные товары? (Коробейник). А как называется он сейчас? (Продавец).
(слайд 23) — Как называли профессию человека, который лечил людей? (Знахарь). А сейчас? (Врач).
Воспитатель: — Русский народ издавна славился не только уникальной и крайне интересной культурой, но и увлекательными играми, как для детей, так и для взрослых.
Дети на Руси обожали игру в «лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». В нее можно играть как детям, так и взрослым.
Русская народная игра «Лошадка»
Родители и дети делятся на две команды. Первым игрокам даются «лошадки». Нужно на «лошадке» проскакать к ориентиру, вернутся обратно, и передать «лошадку» следующему игроку. Игра считается законченной тогда, когда все игроки проскачут на «лошадке».
Воспитатель: — На Руси издавна почитали сокола. Его образ присутствовал во многих сказках и былинах. Это символ красоты и удали, смелости и честности.
Русская народная игра «Сокол»
«Сокол» — выбранный ребенок или взрослый, «летит» внутри круга противоходом, в руках сапожок.
Дети идут хороводом по кругу и поют под русскую народную мелодию «Частушки»:
Как за синею горой,
Летел сокол молодой,
И на батюшкин порог
Уронил свой сапожок!
После этих слов сокол роняет сапожок между двумя игроками и говорит: Саша, Коля, вы летите,
Сапожок мне принесите!
Раз, два, три — лети!
Выбранные соколом игроки бегут в разных направлениях по кругу. Кто первый прибежит и возьмет сапожок, становится соколом.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: — А сейчас я хочу пригласить вас в нашу мастерскую. Осенними вечерами крестьяне рукодельничали: пряли, ткали, шили одежду, делали игрушки своим детям.
Сегодня мы с вами будем делать игрушку «птицу счастья» из кусочка ткани и ниток (показывает образец). Это игрушка-оберег. Для оберега ткань положено рвать, а не отрезать. У вас на столах уже лежат заготовки.
(слайд 24) Игрушка – оберег «Птица счастья».
1. Тканевый квадрат складываем по диагонали пополам.
2. Сначала отвернуть один угол, получившегося треугольника, к середине, потом второй.
3. Потом ещё раз сложить боковые уголки к середине.
4. Затем получившуюся фигуру сложить пополам внутрь сгибами.
5. Перевязав нитью уголок, формируем клюв птички.
6. Расправить фигурку и, положив внутрь кусочек наполнителя, сформировать головку, перевязать нитью.
7. Затем положить ещё наполнитель и сформировать тело, расправив в стороны крылышки, и перевязать нитью.
8. Перевязать в виде креста спинку птички, обмотав каждое крылышко.
9. Подсунуть петельку из нитки под крестик, отрезать лишнюю нитку, продеть кончик нитки в петельку и затянуть.
— Наша птичка готова. Так из небольшого и невзрачного лоскутка ткани получилась игрушка. Такую симпатичную птичку можно подарить кому-нибудь или подвесить у себя дома над столом или под люстрой.
Дети совместно с родителями выполняют работу.
III. Заключительная часть.
— По старинным обычаям принято угощать гостей, и мы последуем этим традициям. (Детей и взрослых угощают вкусной выпечкой).
Источник