3.2. Подготовка сценария
Одним из распространенных видов ЭОР являются компьютерные обучающие программы, типичными представителями которых являются тренажеры и лабораторные практикумы. Существенной особенностью таких ЭОР является их программная реализация и наличие сценария действий такой программы. Известно, что под сценарием (scripts) понимается некоторая предопределенная последовательность команд, способных выполнятся в автоматическом режиме (т. е. без участия пользователя). Такая реализация ЭОР существенно отличается от ЭОР, предназначенных для изучения теоретического материала. В последнем, у обучающегося есть возможность самостоятельно определять последовательность своих действий, руководствуясь только своими желаниями и потребностями по порядку работы с материалом ЭОР.
Сценарий электронного учебника — это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. При подготовке сценария часто привлекают психолога и дизайнера. После подготовки сценария материал передается программистам для реализации на компьютере.
В общем случае сценарий представляет собой два взаимосвязанных руководства по реализации конкретного проекта:
- педагогический сценарий;
- технологический сценарий.
Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса или практической работы, о структуре материала, предоставляемого обучаемому, порядку и условиям выдачи информации на экран монитора. Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательной цели и содержания конкретной учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить программу учебной дисциплины, четко определить порядок ее изучения, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения мультимедиа курса.
Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала в зависимости от образовательного уровня учащихся и успешности или неуспешности их действий на каждом этапе работы с ЭОР.
Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Подобранная автором первичная учебная информация, предоставленная в электронном виде, при подготовке ЭОР должна быть скомпонована в соответствии с идеями автора в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, обучаемый имел возможность сам выбирать темп и в определенных пределах последовательность изучения материала, а, с другой стороны, чтобы процесс обучения оставался управляемым. Этот этап — построение детального технологического сценария курса — является наиболее ответственным, т.к. именно он позволяет найти оптимальное соединение педагогических задач и наиболее целесообразных для них технологических решений.
Технологический сценарий — это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации, с учетом технологических средств используемых для создания такого ЭОР. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс — визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня. В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, а также указать:
- какие компоненты мультимедиа курса будут разработаны для наиболее эффективного обучения;
- характер доступа к ним;
- авторские пожелания по дизайну;
- ключевые слова и средства навигации по материалу;
- необходимые мультимедиа приложения.
Разработчик в составлении технологического сценария обеспечивает качественное решение педагогических задач, соединение в едином мультимедиа курсе педагогических и информационных образовательных технологий.
Приступая к созданию технологического сценария мультимедиа ЭОР следует учитывать, что в мультимедиа ЭОР вся учебная информация, благодаря гипертекстам, распределяется на нескольких содержательных уровнях. Смысловые отношения между уровнями могут быть выстроены различными способами.
Наиболее распространенный способ структурирования линейного учебного текста при переводе его на гипертекстовую основу предполагает размещение на 1-ом уровне — основной информации, на 2-ом уровне — дополнительной информации, содержащей разъяснения и дополнения, на 3-ем уровне — иллюстративного материала, на 4-ом уровне — справочного материала (при этом 4-ый уровень может отсутствовать, а справочный материал, быть переведен в структуру ЭОР отдельным элементом).
Более эффективным представляется такой способ структурирования линейного учебного текста, который ориентирован на различные способы учебно-познавательной деятельности. В этом случае 1-ый уровень можно определить как иллюстративно- описательный, 2-ой уровень — репродуктивный, 3-ий уровень — творческий.
Единицей представления материала является кадр, который может содержать несколько гиперссылок, дополнен графикой, анимацией и другими мультимедиа приложениями. Информация, размещенная на одном кадре, должна быть цельной и представлять собой некоторый завершенный смысл. Исходя из смысловой ценности кадра следует определять его внутреннюю структуру, ограничивать количество гиперссылок 2- го и 3-го уровней. Несколько кадров, составляющих 1-ый модуль (раздел) курса, организуются по принципу линейного текста с помощью специальных навигационных кнопок. Такой материал можно листать подобно страницам книги. Наиболее эффективным является создание максимально подробной структуры курса, что дает возможность разместить материал каждого раздела на отдельном кадре. Однако на практике подобное структурирование учебного материала практически невозможно.
Созданию покадровой структуры способствует преобразование линейного текста в схемы, таблицы, графики, диаграммы, состоящие из гиперактивных элементов.
При покадровом структурировании линейного учебного текста следует учитывать эргономические требования, позволяющие повысить эффективность учебной деятельности. Эти требования касаются всего объема информации, пространственных характеристик, оптимальных условий восприятия электронного текста.
Требования к общей визуальной среде на экране монитора определяются необходимостью создания благоприятной визуальной среды. Степень ее комфортности определяется цветовыми характеристиками, пространственным размещением информации на экране монитора. Эргономические требования способствуют усилению эффективности обучения, активизации процессов восприятия информации и должны обязательно учитываться преподавателем при подготовке текстов для электронных учебников.
Необходимость включения в ЭОР статических иллюстраций связана, прежде всего, с их методической ценностью. Использование наглядных материалов в процессе обучения способствует повышению уровня восприятия, формированию устойчивых ассоциативных зрительных образов, развитию творческих способностей обучаемых. При подборе иллюстративного материала важно соблюдать стилевое единство видеоряда (особенно если используются материалы из разнородных источников) и избегать раздражающей пестроты. Не менее важно обеспечить и высокое качество иллюстраций. Компьютерные технологии обработки изображений позволяют существенно улучшить качество исходного материала.
Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо учебную информацию представлять в различных формах. Этому способствует использование разнообразных мультимедиа приложений. Мультимедиа — это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Использование в ЭОР мультимедиа средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории. Специфику электронного учебника определяют нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе учащимся траектории обучения.
Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. Если текст и статическая графика — традиционные средства представления учебной информации, имеющие многовековую историю, то опыт использования мультимедиа исчисляется годами, что усложняет для преподавателя подготовку материалов к электронному изданию.
Технология создания электронных учебников такого типа достаточно трудоемка и включает следующие этапы.
- Определение целей и задач разработки.
- Разработка структуры и содержания электронного учебника.
- Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
- Программирование и отладка программы.
- Апробация.
- Корректировка содержания и программной реализации по результатам апробации.
Из данного перечня видно, что в отличие от рассматриваемых выше ЭОР, здесь требуется участие профессиональных программистов и гораздо сложнее использование типовых шаблонов, наличие широкого набора которых является одним из существенных преимуществ инструментальных систем. Такие ЭОР можно рассматривать как сложный
механизм, узлами которого являются отдельные блоки учебной информации, а связи между блоками определяют возможные учебные траектории. Схематическое представление материала в виде дерева облегчает его кодирование и затем его изучение обучающимися. Как уже отмечалось выше, в сценарии реализуется взгляд автора на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы. Авторское представление о курсе отражает и пользовательский интерфейс — визуальное представление материала и организацию доступа к информации разного уровня. В результате кодирования педагогического сценария, т.е. объединения предметного материала и пользовательского интерфейса с помощью соответствующего средства программирования, порождаются соответствующие программные модули, с которыми и предстоит работать обучаемому.
Сейчас стандартом «де-факто» стала технология воспроизведения ЭОР через браузер, когда материал представляется в виде HTML-страниц. Чтобы такая страница была интерактивной (могла взаимодействовать с пользователем) и динамичной, необходимо использовать так называемые скрипты или, иначе говоря, сценарии, которые являются составной частью технологического сценария.
Например, если требуется чтобы при щелчке кнопкой мыши на картинке последняя изменила свой вид, для этого необходимо написать скрипт, который выполнит все, что нужно. То есть сценарии описывают поведение элементов HTML-документа и их взаимодействие с пользователем (например, реакцию на щелчок кнопки мыши, изменение содержания страницы в зависимости от действий пользователя).
Стандартным языком для скриптов является JavaScript. Однако разные браузеры воспринимают различные версии этого языка по разному. JavaScript от фирмы Microsoft наиболее близок к стандарту и называется JScript. Браузер Microsoft Internet Explorer поддерживает не только JScript, но и еще один язык скриптов — Visual Basic Script (VBScript). Другие браузеры VBScript не воспринимают.
Чтобы эффективно использовать скриптовый язык для создания сценариев (скриптов), необходимо знать так называемую объектную модель HTML-документа, который при загрузке в браузер транслируется в некоторое внутреннее представление в соответствии с объектной моделью. Каждый элемент HTML-документа (заголовок, картинка, кнопка и т. п.) представляется соответствующим объектом. Специфика объектов определяется их свойствами. С появлением HTML 4.0 и интерпретирующих его браузеров (например, Internet Explorer версии 4.0 и старше) объектная модель была опубликована, т. е. были описаны объекты, их свойства и соответствие элементам HTML— документа. Средством манипулирования объектами стал язык JavaScript. На нем можно писать программы, называемые сценариями (скриптами), и вставлять сценарии в HTML— код, обрамляя тэгами <SCRIPT> и </SCRIPT>. Отметим, что техническая реализация – только средство, а какие действия должен выполнить скрипт должен сформулировать разработчик технологического сценария.
Сценарий электронного учебника (тренажера, практикума) – это покадровое распределение содержания материалов учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Программные структуры разного уровня – это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Процессуальная часть включает в себя все, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.
После разработки сценария определяются типы носителей, на которых будет размещаться курс: компакт-диски, DVD-диски, съемные Flash носители и т.д.. При этом следует учитывать и возможности потенциальных потребителей: каким техническим и программным обеспечением они располагают. Затем определяется набор технологий и инструментальных средств, необходимых для создания курса.
ЭОР на основе программной реализации (КТ и практикумы), как правило, имеют ряд особенностей несвойственных ЭОР других типов. К основным таким особенностям следует отнести наличие модуля регистрации обучаемого и модуля протоколирования его действий в процессе работы с ЭОР.
1
2
Основные этапы создания ЭОР 1. Проектирование педагогического сценария. 2. Разработка технологического сценария. 3. Разработка программного кода. 4. Компоновка материалов в единый программный комплекс. 5. Подготовка документации по курсу. 6. Тестирование и отладка ЭОР.
3
Проектирование педагогического сценария Планирование педагогического сценария. Подготовка рабочей программы курса. Создание электронного текста. Подготовка методических рекомендаций для изучения курса.
4
Педагогический сценарий Педагогический сценарий – это целенаправленная, личностно- ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов.
5
Подготовка рабочей программы Структура рабочей программы: общие сведения о дисциплине; цели и задачи изучения дисциплины; принципы построения рабочей программы; информация об авторе; модульное содержание дисциплины; описание содержания;список литературы.
6
Варианты учебных модулей Учебный блок может включать: И-модуль + П-модуль + К-модуль И-модуль – теоретический материал; П-модуль – лабораторный эксперимент, задачи, тренажеры, практикумы; К-модуль – тесты, проектные работы. !!! На каждом уровне может быть задан разный уровень сложности.
7
Разработка технологического сценария 1. Структурирование электронного текста. 2. Подготовка мультимедиа приложений. 3. Подготовка тестирующего комплекса. 4. Разработка технологических решений.
8
Технологический сценарий Технологический сценарий – это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария.
9
Особенности создания ЭУМК В процессе разработки ЭУМК необходимо обратить внимание на следующее: особенности преподавания гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин, особенности представления формализуемых и неформализуемых текстов в электронном виде, индивидуальные авторские решения методических проблем, возникающих в процессе работы с компьютером.
10
Компоненты УМК программа курса, учебное пособие, справочник, тренажерный комплекс, задачник, лабораторный практикум, тестирующая система, печатные материалы, аудио и видео приложения.
11
Структурирование электронного текста Расположение информации на кадре 1 уровень 2 уровень 3 уровень основная информация дополнение уточнение
12
Структурирование электронного текста 1. Требования к оформлению текста кегль; серифный шрифт для оформления заголовков; сан-серифный для основного текста и примечаний.
13
Структурирование электронного текста 2. Цветовые характеристики постоянство; контрастность; соответствие; равномерность; оптимальность.
14
Структурирование электронного текста 3. Пространственное размещение соответствие форм; логическое ударение; последовательность изучения материала; восприятие.
15
Подготовка мультимедиа приложений видеолекция; аудиоприложение; анимация; иллюстрации.
16
Подготовка тренажерного комплекса Для подготовки тренажерного комплекса необходимо: список вопросов и заданий; формулировки содержательных комментариев; формулировки методических комментариев; формулировки необходимых технических комментариев.
17
Подготовка тестирующего комплекса Типы тестовых заданий: тесты единственного выбора; тесты множественного выбора; тесты на восстановление соответствия; тесты на восстановление последовательности; тесты открытого типа.
18
Разработка программного кода Программный код – компьютерная программа, написанная на определенном языке программирования. 1. Visual Basic2. Flash 3. HTML
19
Компоновка материалов в единый комплекс Процесс соединения всех материалов по курсу, представленных в электронной форме, с помощью инструментальных средств программирования.
20
Компоновка материалов в единый комплекс При осуществлении данного этапа также важно обеспечить максимальное участие автора, которое возможно в трех вариантах: в качестве консультанта; компоновка кадров; совмещение в одном лице автора и программиста.
21
Подготовка документации по курсу Представление аннотации; Представление выходных сведений; Представление путеводителя по курсу (описание навигации).
22
Тестирование и отладка ЭОР альфа-тестирование разработчики специалисты бета-тестирование реальные пользователи
23
Тестирование ЭОР Критерии: композиционные решения; иллюстрации; текст и шрифт; использование заимствований; заложенные возможности развития; навигация.
24
Основные выводы Структуру ЭОР составляют несколько компонентов. ЭОР удовлетворяет психолого- педагогическим, эргономическим требованиям. Использование мультимедиа средств и гипертекстовых технологий позволяют представить теоретический материал в разнообразном виде.
25
Основные выводы Индивидуализация учебного процесса путем самостоятельного выбора образовательной траектории. ЭОР сочетают принципы изучения теории с практическими заданиями. Тестирующие программы ЭОР. Работа с ЭОР развивает различные умения.
16 мая 2019
Разработка электронного курса от А до Я: сценарий
Зачем нужен сценарий курса, как он создается и как правильно его проверять
Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.
Контролирует качество сценариев всех курсов компании, лично разрабатывает сценарии.
Руководитель отдела педагогического дизайна
Руководитель отдела разработки проектов
Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.
Прототип одного из слайдов курса
Может показаться, что подготовка и согласование сценария — пустая трата времени и можно сразу на основе материалов начинать собирать курс с готовыми дизайном и интерактивом. Но на самом деле без сценария сделать качественный курс не получится. В этой статье мы:
- Разберем, какое место занимает сценарий в e-learning.
- Расскажем, как разрабатывается сценарий.
- Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.
Зачем нужен сценарий курса
Главная задача сценария — разработка структуры курса и проектирование пользовательского опыта. Кроме того, сценарий преследует еще три цели:
- Показывает заказчику, как будет выглядеть курс. Даже если заказчик не сталкивался с электронными курсами и e-learning в целом, сценарий поможет ему представить, как будет работать готовый продукт.
Это прототипа слайда с упражнением
А так выглядит слайд уже в готовом курсе
- Позволяет заметить и устранить ошибки до дизайна и разработки. Если утверждать голый неструктурированный текст, легко пропустить ошибки и логические несостыковки. Сценарий помогает наглядно оценить логику будущего курса и исправить недочеты с меньшими финансовыми и временными издержками на той стадии, когда еще не начались сложные работы по дизайну и проектированию.
- Служит техническим заданием для дизайнеров и разработчиков. В презентации кроме текста электронного курса также находятся: примеры и описание иллюстраций для дизайнеров, указания по логике дизайна страниц, задачи по созданию определенных механик и работе анимации.
Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика
Подготовка и согласование сценария требуют много времени и внимания, но в итоге задают темп всему проекту. Они помогают определить дальнейшие сроки и не растягивать их, а также не тратить в будущем ресурсы на дополнительные согласования и переработки.
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц
Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.
Кто работает над сценарием
Со стороны провайдера над интерактивным курсом работают:
- Педагогический дизайнер — основной автор сценария, специалист в e-learning. Он создает концепцию и определяет стиль подачи, продумывает элементы сторителлинга, разрабатывает структуру и формирует логику повествования, выбирает методический подход.
- Менеджер проекта — связующее звено между заказчиком и педагогическим дизайнером. Руководит производством курса, занимается организацией и контролем качества, выстраивает коммуникацию в команде и общение с клиентом. Держит в фокусе потребности клиента и следит, чтобы затраты не выходили за рамки запланированных. Обеспечивает наличие времени и нужных материалов для разработки.
- Старший педагогический дизайнер — первым проверяет сценарий после его создания.
- Корректор — исправляет опечатки и грамматические ошибки.
- Дизайнер — подключается на этапе сценария, если возникают вопросы по дальнейшей реализации, а также для создания визуальной концепции, стиля курса.
В разработке сценария электронного курса со стороны заказчика участвуют:
- Менеджер проекта — отвечает за наличие необходимых материалов, обеспечивает связь с экспертом и получение от него информации. Контролирует, чтобы все согласования проходили в срок. Именно через него идет общение провайдера с заказчиком и экспертами.
- Эксперт — собирает и передает материалы, проверяет факты и логику сценария.
- Согласующее лицо (заказчик) — следит, чтобы курс соответствовал поставленным бизнес-задачам. Только после его утверждения сценарий уходит в разработку.
Стоит добавить, что иногда менеджер и заказчик — это одно лицо. Или менеджер может выступать в качестве эксперта. Если курс охватывает множество специализаций, то экспертов может быть двое и более. К примеру, курс Дельтакредит: один большой курс состоял из 20 курсов, и, разумеется, специалист по андеррайтингу и по заключению сделок — это разные люди.
Руководитель отдела разработки проектов
Важно, чтобы эксперт не просто передал материалы, а был на связи на протяжении всей разработки сценария. LEVEL — специалисты в электронном обучении, но не эксперты в производстве напитков, ювелирных украшений или выплавке металлов. Поэтому даже если эксперт заказчика передал хорошо подготовленный материал, педагогическому дизайнеру все равно могут понадобиться уточнения и разъяснения узкоспециализированных моментов.
Бывает, что эксперт передал не весь нужный материал — что-то забыл или посчитал слишком очевидным. Это становится заметно только при структурировании информации на этапе написания сценария, поэтому в любой момент педагогическому дизайнеру могут понадобиться новые материалы. Задача менеджера со стороны заказчика — не только передать материалы от эксперта, но и предоставлять информацию в случае необходимости. А после написания сценария ー все проверить и согласовать.
В проектировании курсов мы стараемся удержать баланс между «трудно» и «интересно». Если курс будет слишком интересным и увлекательным, но не вызовет трудностей, пользователь не получит должного учебного опыта, а просто весело проведет время. Если же курс будет слишком трудным и неинтересным, то пользователь, скорее всего, бросит занятия и тоже ничему не научится.
Руководитель отдела педагогического дизайна
Что нужно подготовить для написания сценария электронного курса
Чтобы педагогический дизайнер начал писать сценарий, менеджеру со стороны клиента нужно:
- Четко сформулировать цель и задачи обучения и озвучить их до начала работ.
- Предварительно собрать под эту задачу материалы — теорию и практические ситуации для упражнений. Подробнее о сборе материала мы писали в отдельной статье.
- Если есть особенные требования к стилистике повествования или визуальной составляющей, к интерактиву ー рассказать о них. К примеру, обозначить, что в компании принят формальный язык общения, обращаются на «вы», или все, наоборот, общаются демократично. Есть ли в компании дресс-код, какой уровень компьютерной грамотности у целевой аудитории, насколько уместен юмор и уместен ли.
Чем качественнее будут материалы, тем более быстро и гладко пойдет разработка электронного курса.
Заказчик хочет научить сотрудников банка правилам противопожарной безопасности. Он заполняет бриф и отправляет его менеджеру проекта
Из этих ответов менеджер узнает о текущем обучении, причинах выбора нового формата и целях
Нам важно понять, какие материалы используются для обучения, какие существуют технические и организационные ограничения
Теперь провайдер начнет собирать из этих материалов сценарий
Чтобы получить бриф, скачайте его по ссылке ниже:
Как разрабатывается сценарий интерактивного курса
До разработки сценария проводится подготовительный этап — менеджер проводит с клиентом ознакомительную встречу, задает вопросы по брифу, выявляет ожидания и основные требования к интерактивному курсу. А также помогает клиенту понять, что такое e-learning и как будет выглядеть наша совместная работа. Потом заказчик собирает недостающие материалы, озвучивает пожелания по оформлению и стилистике, и начинается стремительный запуск проекта: работа над сценарием. Ниже мы рассмотрим его этапы.
1. Изучение. Педагогический дизайнер внимательно изучает предоставленный заказчиком контент, вникает в информацию и структурирует ее. На этом этапе могут потребоваться уточнения от эксперта, чтобы восполнить пробелы в материале.
2. Разработка матрицы. В документе Excel составляется таблица со структурой курса. В матрице весь контент поделен на блоки, прописана логика курса, основные упражнения и интерактивы: слайды, ролики, тренажеры, демонстрации и т. п. Если в интерактивном курсе будут использованы персонажи и сторителлинг, они также прописываются в матрице.
Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов
- Проверяется соотношение теории и практики для соблюдения баланса.
- Учитывается динамика курса, чтобы чередовались действия с разным уровнем активности и вовлеченности пользователя.
- Продумываются элементы геймификации, если их нужно будет добавить в курс.
Здесь же педагогический дизайнер с менеджером оптимизируют материал под запланированное заказчиком время курса и выделенный бюджет. Матрицу проверяет старший педагогический дизайнер на соответствие стандартам e-learning.
3. Согласование матрицы. Таблица со структурой отправляется менеджеру со стороны клиента, чтобы он согласовал ее у эксперта и заказчика. Эксперт подтверждает, что материал выстроен правильно, все необходимые темы учтены и присутствуют в необходимом объеме, а упражнения отрабатывают нужные навыки. Матрица правится до двух раз, пока не примет финальный вид.
4. Разработка сценария электронного курса. По матрице педагогический дизайнер начинает писать курс с учетом стандартов e-learning — перерабатывать присланный заказчиком контент, разрабатывать упражнения, описывать иллюстрации и интерактив. Все это он делает, основываясь на принципах педагогического дизайна. Иногда на этом этапе к разработке подключают дизайнера и разработчика.
Педагогический дизайнер держит в фокусе внимания потребности будущего пользователя курса. Поэтому он грамотно планирует когнитивную нагрузку, учитывает пользовательский опыт, чтобы ученику было комфортно заниматься.
Разработка сценария — это один из самых творческих, интересных и объемных этапов в разработке курса. Здесь придумываются форматы подачи, метафоры, прорабатываются характеры персонажей и пр. Часто на этом этапе у нас могут быть мозговые штурмы среди педагогических дизайнеров, иногда с привлечением менеджера и других участников команды разработки.
Руководитель отдела педагогического дизайна
5. Внутренняя проверка. Когда разработка сценария электронного курса завершена, старший педагогический дизайнер обеспечивает «взгляд со стороны» — проверяет, чтобы все было логично, согласовано и понятно, а курс выполнял поставленные учебные цели, вносит рекомендации по улучшению курса. Менеджер проекта смотрит и вычитывает сценарий на предмет качества повествования, сторителлинга, полноты технических заданий, а также на предмет того, чтобы курс соответствовал целям и стандартам клиента. После этого корректор вычитывает сценарий, исправляет опечатки и нормализует грамматику, проверяет структуру, вносит при необходимости рекомендации по улучшению смыслового контента. После отработки комментариев коллег методологом и проверки качества последней версии менеджером и корректором сценарий считается готовым со стороны LEVEL.
6. Утверждение у заказчика. Сценарий высылается менеджеру со стороны клиента, при необходимости вносятся последние правки. После утверждения сценарий уходит последовательно к дизайнерам и разработчикам для окончательного превращения в интерактивный курс. Эксперт от заказчика еще привлекается, но только для утверждения сложных технических иллюстраций.
Разбор слайда в мобильном курсе для магазина «Перекресток»
Слайд с упражнением в курсе про систему нагревания табака
Если электронный курс очень большой и сложный, последовательность этапов разработки нарушается — сценарий создается и согласовывается по частям, согласованные части сразу уходят в разработку. Такой подход позволяет выпустить готовый курс быстрее: пока пишется сценарий ко второй части, первая уже готова — отрисована и сверстана. Это, как и любая срочность без потери в качестве, повышает стоимость разработки курса, поэтому подходит только для дорогих проектов.
С новыми клиентами, не знакомыми с e-learning, LEVEL практикует утверждение «пилотного эпизода» сценария. Мы разрабатываем часть сценария, например, небольшой тематический блок на десять слайдов, и отдаем клиенту на согласование. Так он понимает, как вообще выглядит сценарий и в каком формате будет итоговый интерактивный курс.
Пилотный слайд из курса о пожарно-технической безопасности
Другой слайд из этого же курса с главным героем
Если клиент постоянный и знаком с e-learning, а материала немного, сценарий электронного курса передается заказчику целиком. Менеджер со стороны клиента предоставляет все комментарии, а затем согласовывает.
Как оценить качество сценария
Большой опыт разработки электронных курсов позволил нам составить удобный чек-лист ключевых критериев для проверки сценария. Он поможет разобраться, на что нужно обратить внимание при проверке. Вы можете ознакомиться с его содержанием, скачав по ссылке:
Если заказчик и эксперт — это разные люди, заказчику все равно необходимо проверить сценарий. Если эксперт проверяет на каждом слайде именно теорию и практику, то менеджеру со стороны клиента и заказчику нужно посмотреть сценарий в целом и убедиться, что:
- Сценарий сконструирован под потребности целевой аудитории.
- Решается поставленная в самом начале бизнес-задача: сценарий учит тому, что нужно.
- Формат обучения является подходящим — используются реалистичные персонажи и примеры, которые соответствует реальному положению дел.
- Личность и характер персонажей будут близки и понятны учащимся.
- Общая стилистика электронного курса соответствует имиджу компании.
Важно, чтобы все согласующие лица просмотрели сценарий внимательно и вовремя — только так получится уложиться в установленные сроки.
Чего лучше не делать при проверке сценария
LEVEL — эксперты в области e-learning. Мы разбираемся в том, что такое педагогический дизайн, как правильно подать информацию и адаптировать текст для учеников.
Всем участникам проекта необходимо прислушиваться к методическим решениям педагогического дизайнера. Нормально сомневаться, давать комментарии, задавать вопросы, если что-то непонятно. Всегда приветствуется как конструктивная критика, так и комплименты. Чего не стоит делать, так это категорично настаивать на коррекции не по рациональным причинам, а по субъективным, потому что «это не нравится, мне так хочется». Так мы вместе сможем сделать качественный курс для пользователя.
Руководитель отдела разработки проектов
При проверке на предмет качества заказчику нежелательно:
- Пытаться изменить саму структуру подачи информации, если в сценарии не нарушена логика.
- Предлагать решения, не помогающие облегчить обучение, например отрисовку сложной интерактивной картинки или дополнительную геймификацию. Это может отвлечь от обучения.
- Пытаться добавить в текст интерактивного курса очень сложную документацию. Ее можно предложить в качестве дополнительного материала, но внутри курса она может помешать.
- Настаивать на дословном добавлении в курс какой-нибудь книги или серии лекций. Педагогический дизайнер специально перерабатывает информацию так, чтобы она была максимально понятной и доступной, и книжный формат для e-learning не подходит.
- Просить обязательно добавлять в интерактивный курс уже готовые материалы — видеоролики, презентации, вебинары, если им там не место. Это часто нарушает логику повествования и отвлекает от основной задачи. Материалы нужно просто передать педагогическому дизайнеру — а он выберет, что именно включить в курс.
- Намеренно усложнять текст, добавлять сложные термины и обороты. Или наоборот, требовать дословно воспроизводить тяжело читаемую документацию. Правила качественного электронного курса таковы, что интерактивный курс должен учитывать интересы пользователей и делать курс интересным и понятным.
Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям и рекомендациям заказчика, вносим в курс то, что действительно пойдет на пользу обучения. Если же замечания не улучшат курс — объясняем, почему не можем сделать так, аргументируя все с точки зрения принципов педагогического дизайна.
Сценарий — это основа интерактивного курса. Именно от совместной работы заказчика и провайдера на этом этапе зависит, решит ли разработка электронного курса поставленную изначально бизнес-задачу, будет ли курс интересен ученикам и полезен для вашей компании.
Как вы работаете с провайдером на этапе создания сценария? Расскажите в комментариях о своем опыте.
Авторы: Елена Шпрингер, КАРИНА ОВАНЕСЯН, Алена Майорова20 ноября 2020 добавили новые примеры прототипов слайдов
Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.
Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru
Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.