Что такое план сценарий презентации

Этапы создания убедительного текста и типовой шаблон структуры

Как написать сценарий презентации?

Последнее обновление: 31 октября 2019
Время чтения: 5 минут

Зачем писать сценарий к презентации? Это вам кино что ли?

Хорошая презентация, как и любой фильм, начинается на бумаге или в текстовом редакторе. В основе — работа со смыслом, и Пауэрпойнт здесь только помешает. Мозг генерирует идеи в хаотичном порядке. Если выгрузить поток мыслей сразу в слайдовый конструктор, получатся перегруженные информацией слайды, путаная логика и головная боль для зрителя.

А на бумаге или в текстовом редакторе проще думать. Вы не ограничиваетесь пространством слайда, набрасываете идеи в том порядке и количестве, в котором они приходят. Структурируете результат и оставляете только суть.

Прочитайте нашу статью об алгоритме создания презентации, чтобы понять, какое место в процессе занимает сценарий. Спойлер: это фундамент вашего рассказа. Если основа прочная, то мысль донести удастся. Если нет — презентация получится ни о чём, каким бы классным ни был дизайн.

Работа со сценарием проходит в три этапа:
1. Составьте структуру — логику вашего рассказа.
2. Пропишите тезисный план — идеи по каждому блоку.
3. Подберите аргументы — доказательства ваших идей.

Я не знаю, с чего начать презентацию. Есть типовой шаблон структуры?

Как и в фильмах, в сценариях презентаций есть введение, основная часть и заключение. Вместо кульминации — проблематика презентации. Типовая структура поэтапно отвечает на вопросы, всплывающие в голове зрителя по ходу рассказа:

1. Введение: заручитесь вниманием и доверием зрителя. Заявите тему. Представьтесь, кто вы такой и почему вас стоит слушать в этом вопросе. Дайте краткое содержание презентации и тайминг.

2. Проблематика: погрузите в ситуацию и объясните, почему проблема стоит внимания в картине мира аудитории. Расскажите, почему так произошло и что будет, если проблему не решить — катастрофа, конечно. А если решить, то большой куш.

3. Решение: дайте логику рассуждения и опции. Сравните варианты, сформулируйте ваше решение. Приведите аргументы, почему решение хорошее. Обоснуйте аругменты доказательствами — экспертным мнением, статистикой, фактами, историями.

4. Заключение: резюмируйте то, о чём говорили. Подведите итог, сформулируйте дальнейшие шаги, чтобы реализовать решение. Призовите аудиторию сделать первый шаг.

Структуру можно оформить любым способом: заметки, стикеры, интеллект-карты. Когда есть каркас истории, можно приступать к тезисному плану.

Тезисный план — это ещё что такое?

Набор ключевых мыслей презентации. Суть, которая понятна даже без слайдов. Сформулируйте в формате заголовков главные идеи по каждому блоку: введению — проблематике — решению — заключению. Только не пишите «Резюме» или «О компании», добавьте в заголовок пользы, чтобы презентация читалась по шапкам даже без основного текста.

Что не так с заголовками типа «О компании»? Все так делают.

Есть два типа заголовков: назывные и смысловые. Заголовки типа «О компании», «Обзор рынка», «Прогноз» — назывные. Они не сообщают зрителю ценность и лишь в общих чертах задают тему слайда. Остаётся только догадываться, какую мысль хотел донести автор, продираясь через текст и путаные графики.

Настоящая задача заголовка не создать интригу, а отразить суть слайда, чтобы аудитория поняла главную идею, даже не читая основной текст. Позаботьтесь о зрителе, напишите смысловые заголовки. Вместо «Способ применения лекарства» — «Пейте 2 раза в день после еды». Тогда можно не переживать, что аудитория упустит важные детали, или сделает выводы, в которых вы не заинтересованы.

У меня есть структура и набор тезисов. Что дальше?

Подберите к своим идеям аргументацию, которая сделают её убедительной. Выстройте перед зрителем логичную цепочку рассуждений — от общего к частному.

У вас есть тезис. Например: заниматься спортом полезно. Подберите к тезису аргументы: регулярные занятия укрепляют иммунитет и улучшают сон. Обоснуйте аргументы рациональными доказательствами — статистикой и фактами. Или эмоциональными — примерами и кейсами. Допустим, так: исследования центра по изучению сна показывают, что люди, занимающееся спортом, спят крепче в 2 раза и высыпаются.

Забудьте пока о нём. Он не поможет написать внятный сценарий, подобрать аргументы для зрителя, объяснить идеи просто и убедительно. Лучшие помощники: ручка и блокнот или текстовый редактор. Смотрите подборку полезных инструментов для написания сценария на do.esprezo.

Прочитайте другие ответы на популярные вопросы о презентациях и выступлениях

Кстати, а вы кто такие, чтобы меня учить?

ask.esprezo.ru — проект презентационного агентства и образовательной компании esprezo. В карточках мы делимся своей экспертизой, чтобы презентаций, которые понимают, стало больше.

Создаём презентации, готовим спикеров
к выступлениям и учим тому, что практикуем.

Презентации и выступления для крупных и быстро-растущих компаний.

По презентациям, выступлениям и письменным коммуникациям.

2,1 млн уникальных
пользователей

Посмотрели наши бесплатные
образовательные материалы.

«Trello»

Если вы привыкли к линейному мышлению, а творческие и рисованные техники вам не подходят, попробуйте сервис Trello. Ну, а если вы любите чек-листы и обожаете (как я) вычеркивать сделанное, то этот метод точно ля вас. К тому же вы убьете нескольких зайцев сразу. Итак, метод простой: в нем мы двигаемся по каскадному принципу. Создаем доску, называем ее как тему выступления. Далее создаем карточки. Создайте себе 5 карточек: первая — это вступление, вторая, третья, четвертая — середина, пятая — заключение. Открывайте карточку и придумайте ей название. Представьте, что вы пишете статью. У нее есть заглавие и есть подзаголовки. Название каждой карточки — это подзаголовок для какого-то отрезка вашего рассказа. Далее, внутри карточки создавайте чек-лист, в который выгружайте все приходящие на ум мысли для данного отрезка. Если нужно, вы сможете поменять местами какие-то пункты. То же самое проделайте с основной частью: пропишите подтемы на трех карточках, а внутри них создайте чек-листы с деталями, цифрами, фактами, то есть всем, что нужно отразить в презентации. Удобство метода в том, что помимо приятного и простого интерфейса вы можете прикреплять файлы, делать метки, ставить напоминания. И все это уже оцифровано и сохранено в памяти.

Основу
любой хорошей презентации, конечно же,
составляет хоро­ший сценарий. Именно
он образует своеобразный каркас, на
кото­ром строится все представление
материала, — чем удачней сценарий, тем
эффективнее будет презентация. Но прежде
чем приступать к созданию сценария,
нужно решить, какой аудитории адресована
данная презентация, какую информацию
вы хотите представить, а также определиться
со способами ее представления и
распростране­ния. Ответив на
перечисленные вопросы, вы должны
разработать схему сценария и детально
ее проработать. И только после этого
можно приступать к созданию собственно
сценария.
Важно
предусмотреть на этапе планирования
возможность после каждого крупного
этапа разработки пересматривать
презентацию с учетом того, как она была
воспринята аудиторией (т.е. реализовать
обратную связь). Таким образом, процесс
создания сценария презентации включает
три основных этапа: вопросы, схема,
обсуждение.

Вопросы
заключаются
в установлении цели, задач и необходимых
средств презентации. Ниже приведены
два примерных списка вопросов для двух
различных категорий клиентов — агентов
по продажам и инженеров-специалистов.

Аудитория
— агенты по продажам

Характеристика
аудитории.

Дополнительные сведения о предпо­лагаемой
аудитории.

Степень
подготовленности аудитории: насколько
хорошо разбираются в технике агенты по
продажам, которым адре­сована данная
презентация. Чем можно заинтересовать
слушателей? Какую пользу может принести
информация, содержащаяся в презентации?

Численность
аудитории.

На какое количество слушателей рассчи­тана
презентация: на одного человека или на
большую группу?

Цель
презентации.

Какой эффект должна, по мнению заказчика
иметь данная презентация? Какую цель
вообще ставит перед собой ваш заказчик?
Какое влияние должна оказать данная
презентация на работу агентов по
продажам? Где и как, по мнению заказчика,
агенты должны использо­вать информацию,
представленную в презентации?

Информация
о конкурентах.

Информация о фирмах — производителях
конкурирующей продукции и о выпускаемых
ими товарах. Каковы преимущества
представляемых изделий перед их рыночными
аналогами? Какие свойства продукции
данной фирмы должны обеспечить ей успех
на рынке? Цена. Функциональные возможности.
Степень популярности торговой марки
фирмы. Информация о совместимости и
преемственности различ­ных моделей
выпускаемых устройств. Сведения о
системе послепродажного сопровождения
про­дукции.

Характеристики
товара.

Информация о назначении предлагаемо­го
изделия, правилах его эксплуатации и
свойствах.

Выгодность
товара.
Какие
выгоды может получить потребитель от
покупки предлагаемого товара.

Характеристика
потребителя.

Что можно сказать о типичных потребителях
предлагаемой продукции: Являются ли
они производителями продукции? Собираются
ли они использовать данный товар для
научных исследований? Какой из факторов
для них важнее — цена или высокий уровень
производительности, который обеспечивает
предлагаемая продукция? Какие модели
или товары уже используют в своей
производственной деятельности ваши
потребители? Пользуются ли они услугами
вашей фирмы в настоящее время или
являются потенциальными клиентами?

Области
применения предлагаемой продукции.

Предполагаемые области применения
данного товара или услуги. Список
областей применения.

Наличие
товара.

Сведения о наличии товара. Дата поступления
товара в продажу.

Совместимость.
Информация о совместимости данного
изделия с другими изделиями этой фирмы.

Информация
по заказам.

Включает следующие пункты: Номера
партий. Цена. Процедура заказа. Сроки
выполнения.

Поддержка
и сопровождение.

Информация об имеющихся средствах
поддержки и сопровождения товара в
процессе его эксплуатации.

Аудитория
— инженеры-специалисты

Характеристика
аудитории.

Информация о специализации инже­неров,
для которых предназначена презентация,
и о степени подробности изложения
материала. Уточните, должна ли пре­зентация
носить обзорный характер или же ваш
заказчик хотел бы получить полный курс
обучения для своих сотрудников.

Численность
аудитории.

На какое количество слушателей рассчи­тана
презентация: на одного человека или на
большую группу?

Цель
презентации.

Какие цели ставит перед собой заказчик?
Какое влияние на работу инженеров должна
оказать данная презентация?

Сопутствующая
техническая информация.

Сделайте набросок блок-схемы или схемы
работы изделия. Изображение этой схемы,
равно как и других чертежей, вы можете
включить в свою презентацию.

Основное
содержание презентации.

Попросите заказчика дать обзор технических
характеристик изделия, чтобы получить
пред­ставление об изделии. Узнайте,
на что еще следует обратить внимание,
какие свойства товара, по мнению
производителя, являются важными и о
каких следует упомянуть особо. В таких
презентациях можно широко использовать
копии спецификаций, руководств и другую
относящуюся к делу техническую
документацию.

Краткая
информация о потребителях.

Как инженеры должны использовать ваш
продукт? Каким образом они могут встроить
его в свои системы? Как можно применять
данный продукт?

Средства
поддержки.

Перечень средств, предназначенных для
того, чтобы помочь инженеру использовать
продукт с большей эффективностью.

Обучающие
курсы и другие средства поддержки.

Какие имеются курсы обучения по работе
с данным продуктом и другие средства
поддержки: Документация. Обучающие
курсы. Техническая поддержка.

Схема
является необходимым этапом при
разработке презентации. Схема должна
отражать подробную структуру будущей
презентации и соответствовать требованиям
заказчика. Полезно создать такую схему
в виде последовательности кадров, т.е.
так называемую «раскадровку».
Костяк вашей схемы должен состоять из
трех основных блоков:

Начало.

  • Презентацию,
    адресованную торговым агентам,
    рекоменду­ется начинать с краткого
    информационного сообщения о товаре.
    Не забудьте упомянуть о прибыли, которую
    можно получить от его реализации.
    Сделайте краткий обзор основ­ной
    части презентации.

Основная
часть.
Должна
включать описание предлагаемой про­дукции
и предложения по стратегии продаж.

  • Основная
    часть презентации должна быть посвящена
    опи­санию назначения и свойств товара,
    а также вопросам его эксплуатации.
    Можно дать рекомендации о том, как лучше
    представить информацию о товаре
    потенциальному покупа­телю, на какие
    преимущества предлагаемых образцов
    товара по сравнению с существующими
    аналогами следует обра­щать особое
    внимание, какие категории потребителей
    являются наиболее перспективными,
    какой выигрыш получат покупатели от
    приобретения данного товара и т.д.
    Следует коснуться и вопросов, связанных
    с оформлением сделок.

Заключительная
часть.

  • В
    завершение можно еще раз кратко
    остановиться на свой­ствах предлагаемой
    продукции и предполагаемой прибыли от
    ее реализации, коснуться вопросов
    послепродажного со­провождения
    товара, а затем перейти к демонстрации
    заклю­чительных слайдов.

  • Заключительные
    слайды — краткое резюме всей презентации.
    За ними обычно идет слайд с «призывом
    к действию», т.е. предложение заняться
    реализацией предла­га­е­мых
    изделий или услуг. В завершение можно
    дать общий обзор деятельности ком­пании
    и продукции, которую она производит.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Пишем сценарий презентации, который убедит зрителя совершить целевое действие. Перед этим нужно понять, в чем вы хотите убедить зрителя (читайте предыдущую статью).

Эта статья ответит на такие вопросы:

  • Для чего вообще нужен сценарий презентации?
  • В чем суть принципа пирамиды Минто для создания презентаций?
  • Как структурировать мысли, когда вы создаете презентацию проекта?
  • Как из пирамиды Минто создать сценарий презентации?

Почему не стоит начинать презентацию сразу с PowerPoint?

С чего вы начинаете создание презентации? Самый частый ответ: «Открываю PowerPoint и начинаю вставлять текст на слайды».

Такой способ хорош, когда вы не рассчитываете на значимый результат, не ограничены временем выступления и можете сориентироваться, что рассказывать в любой ситуации.

В других случаях начинать нужно не с PowerPoint, а со структуры. Она делает презентацию лаконичной, но емкой. С ней вы избавитесь от второстепенных деталей и четко донесете вашу главную мысль, не потратив много времени.

Ваша главная трудность с презентациями?

Как уложиться в тайминг выступления

Как все красиво оформить

Как не волноваться на выступлении

Что-то другое

Показать результаты

Переголосовать

Проголосовать

Как навести порядок в мыслях?

Именно это нужно, чтобы говорить лаконично, но емко.

В книге «Принцип пирамиды Минто» Барбары Минто описан понятный и эффективный способ доносить идеи в беседе, сообщениях, по электронной почте или на слайдах. Кстати, краткое содержание книги можно прочитать здесь. Вот как использовать его в презентациях.

Вершина пирамиды — это главная мысль презентации. Та самая идея, которая даст вам результат.

Все остальные «кирпичики» пирамиды — это второстепенные мысли. Они раскрывают, доказывают, объясняют и описывают главную мысль. Вершину пирамиды с остальными «кирпичиками» связывают открытые вопросы.

Уровней в пирамиде может быть несколько.

Кстати, пирамиду Минто удобно строить в Miro

Давайте посмотрим на примере, как создать структуру презентации по пирамиде Минто.

Как построить структуру презентации проекта? Разбираем на примере

Шаг 1. Сформулируйте идею

Например, мы хотим открыть пончиковую с уникальным рецептом пончиков. Для этого мы ищем 1 миллион рублей от инвестора.

Тогда наша главная мысль: «инвестируйте 1 млн рублей в пончиковую». Это идея, которую мы хотим донести.

Всегда начинаем строить пирамиду Минто с главной мысли презентации

Шаг 2. Задавайте вопросы и достраивайте пирамиду

Теперь представляем себя на месте инвестора и начинаем задавать вопросы к главной мысли, как бы от его лица. В этом помогают реальные встречи с инвесторами: просто записывайте все, что они спрашивают.

Представим, что мы получили 3 вопроса:

  • как вы докажете, что на пончики есть спрос?
  • что вообще за пончики такие?
  • что я получу за свой миллион инвестиций?
Чтобы построить нижний уровень, задавайте вопросы

Ответим на вопросы и получим первый уровень пирамиды:

  • мы провели своё исследование и выяснили, что спрос есть
  • у нас есть секретный рецепт вкуснейших пончиков
  • вы получите дивиденды 10% от прибыли
Кратко сформулируйте ответы на вопросы — это следующий уровень пирамиды

Теперь задаем вопросы к этим фразам и получаем ответы на них.

Шаг 3. Остановитесь, когда детализации достаточно

Пока вы задаете вопросы, пирамида «растет» вниз. Когда нужно перестать их задавать? Когда вы понимаете, что информации уже достаточно для вашего зрителя. Обычно у меня получается пирамида с главной мыслью и 2 уровнями под ней.

На этом этапе у вас появляется цельная структура презентации, в которой все блоки подчиняются одной задаче — доказать справедливость вашей главной мысли. В нашем примере — доказать, что стоит инвестировать в пончиковую 🙂

На изображении ниже скриншот, как может выглядеть пирамида Минто для презентации проекта.

Когда я работаю с клиентами, до главной мысли мы еще прописываем контекст: существующую проблему, которую нужно решить

Структура построена. Что дальше?

Пирамида должна стать сценарием презентации. Сделать это можно вот как.

Каждый «кирпичик» превращаете в слайд презентации. 1 «кирпичик» = 1 слайд. Возможно, некоторые сольются или разделятся.

При этом мысль «кирпичика» должна стать заголовком слайда. Таким образом в презентации появятся смысловые заголовки, например:

  • «Результаты опроса 100 студентов, часто питающихся фастфудом»
  • «Секретный ингредиент — рецепт пончиков из 19 века»
  • «Инвестор заработает на дивидендах 10% от прибыли».

В результате у вас есть прописанный сценарий презентации. В нем нет «воды» и не нужных зрителю деталей. Подбирайте информацию для слайдов и оформляйте!

Вы пишете сценарий презентации или придумываете его, когда оформляете слайды? Расскажите в комментариях :)


1


Подготовка к созданию презентации 1. Продумать сценарий презентации. 2. Создать образец (Вкладка ВИД – ОБРАЗЕЦ – ОБРАЗЕЦ СЛАЙДОВ). 3. Образец сохранить. Это обеспечивает единообразие в презентации.


2


Слайд 1 1 слайд. Заголовок ( в первом окошечке): 1. Размер шрифта – от 32 и выше (максимально 44 – 48). 2. Шрифт должен быть простой и ясно распознаваемый (лучшие для презентаций – Book Antiqua, Constantia, Georgia, Times New Roman). N.B. В заголовке ТОЧКА не ставится! Создатель презентации (второе окошечко): располагается в правом нижнем углу слайда 1. Указывается ФИО, кем и где работает автор. Дата создания презентации (третье окошечко): необязательно. Внизу в центре слайда


3


Слайд 1 (образец) Любовная лирика А.С. Пушкина Презентация выполнена учителем русского языка и литературы школы 54 г. Москвы Петровой Мариной Ивановной.


4


Стиль презентации Стиль решает всё! Неграмотно подобранный фон, неудобный для глаза шрифт может снизить интерес к информации до минимума. 1. Фон должен соответствовать теме презентации. Презентация, посвященная дуэли и гибели Пушкина, выполненная в ярких зеленых тонах, — нонсенс. 2. Нормальный фон – спокойные, сдержанные холодные тона, допустимы и теплые цвета, но, в таком случае, надо особо подбирать цвет шрифта – черный воспринимается хуже. Никакой анимации! 3. Фоны-картинки имеют ряд недостатков: – они мешают воспринимать основной текст – «тяжелы» по весу, что мешает нормальному открытию презентации (избежать этого можно, осветлив, размыв и облегчив такой фон в специальных программах).


5


Стиль презентации В презентации должно использоваться не более трех гармонирующих друг с другом цвета (и фон, и шрифт). Подобрать их правильно помогают таблицы безопасных цветов: Помогает в этом и программа ColorPicker, быстрая и легкая в использовании. Она дает коды нужных цветов, которые нужно просто подставить при выборе цвета.


6


Стиль презентации Колоссальную помощь в подборе благородного, «интеллигентного» фона оказывают библиотеки фонов: — это лучший ресурс (бесплатный)! Здесь есть фоны на любой вкус, есть возможность из всей коллекции выбрать подходящие по цвету, чтобы не листать все. (огромная коллекция) (здесь люди дарят свои работы, но надо долго искать, чтобы найти нужное)


7


Стиль презентации Цвет текста должен быть резко контрастен по отношению к фону. Гиперссылки Цвет их легко меняется. Делать это лучше всего, когда презентация уже готова, фоны и цвет шрифтов выбраны. Тогда можно изменить и гиперссылку. гиперссылку. Для этого ее надо выделить, открыть вкладку «Дизайн слайда», опуститься в самый низ вкладки, открыть «Изменить цветовые схемы», открыть вкладку «Специальная», затем «Акцент с гиперссылкой» и «Изменить цвет». гиперссылка


8


Текст презентации Текст в его полноценном виде на слайде должен представляться крайне редко, когда этого никак не избежать. Предпочтительнее короткие фразы, несущие в себе основной смысл (существительное – глагол), вводные слова, наречия, прилагательные – только в случае необходимости. Лучше представлять информацию в виде таблиц, схем, списков. Например:


9


СИНТ. РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ВРЕМЯ ВОЗВРАТН. ВИД ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО ГЛАГОЛА ВОПРО С Р.Ч.П. ПРИЧАСТИЕ


10


Использование картинок, иллюстраций 1. Иллюстрации, картинки нужно располагать так, чтобы сопровождающий текст находился под картинкой. 2. Изображение на картинке всегда должно «смотреть» на слайд, а не в другую сторону. 3. Если на слайде два изображения, они не должны «отворачиваться» друг от друга (как исключение случай, где это «отворачивание» оправдано ситуацией, например: Пушкин – Дантес). 4. Картинка ни в коем случае не должна иметь размытый вид, быть непропорционально растянутой. 5. Например:Например


11


увеличиваю результат размытая, плохо распознаваемая картинка


12


Портрет А.С. Пушкина работы Соколова


13


Использование картинок, иллюстраций Картинки, иллюстрации должны соответствовать эпохе!


14


Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальный, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке Оставит мертвый след, подобный Узору надписи надгробной На непонятном языке. Что в нем? Забытое давно В волненьях новых и мятежных, Твоей душе не даст оно Воспоминаний чистых, нежных. Но в день печали, в тишине, Произнеси его тоскуя; Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я… Вариантов подбора цвета шрифта множество – восприятие текста меняется!


15


Один слайд – один факт!


16


Анимация Анимация – вещь очень коварная. Ее излишнее использование часто приводит к тому, что слушатели начинают следить за сменой эффектов, упуская то, что сообщает выступающий на слайде и устно. Случается, что на разных компьютерах эти эффекты просто перестают работать. Использовать анимацию надо очень дозировано, помня о том, что не она главная в показываемой работе. Смена слайда должна происходить только по щелчку мышки – точно просчитать время на объяснение содержания слайда невозможно. ПОГОНЯ ЗА ВНЕШНИМИ ЭФФЕКТАМИ


17


Звуковое сопровождение Звуковые эффекты, коллекции шумов можно найти в Интернете, хотя часто они платные. Для литераторов могу посоветовать вот эти ресурсы (Огромная коллекция поэзии в авторском исполнении): Звуковое сопровождение лучше не выкладывать как на слайд: очень часто звук на других компьютерах не воспроизводится. Надо звуковой файл вкладывать в папку для всего подготовленного материала и запускать звук самостоятельно в необходимый момент выступления.


18


Оформление слайда 1.На слайде для учащихся нет смысла писать «Тема урока». 2.План (ход) урока часто уместен (необходим).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое плавание осириса мистерия миф праздник ритуал похорон
  • Что такое питчинг сценариев
  • Что такое пилот сценария
  • Что такое пестрый праздник
  • Что такое пессимистичный сценарий