Какой бог у баптистов?
Баптисты разделяют ортодоксальные положения христианской веры, включая единство Бога; Троицу (Бога Отца, Сына и Святого Духа); необходимость в спасении для человека; благодать; Церковь; Царство Божье; Второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд.
Чем Баптисты отличаются от протестантов?
Баптисты являются протестантами и вышли из англикан . протестанты опираются на библию , «пять только»(реформационные) или на философов-основателей своей церкви/деноминации/секты . католики опираются на библию , священное предание и на свои соборы .
В чем разница между баптистами и пятидесятниками?
Так в чём же разница между баптистами и пятидесятниками? Баптисты не подчёркивают роль Святого Духа и его даров, пятидесятники, в отличие от них, делают акцент на Святом Духе и его дарах. … А пятидесятники считают, что они сами могут иметь прямой контакт с Богом и Святым Духом.
Сколько христиан баптистов в России?
71991 чел. Росси́йский сою́з ева́нгельских христиа́н-бапти́стов (РСЕХБ) — централизованная религиозная организация, объединяющая поместные церкви (местные общины) евангельских христиан-баптистов на территории Российской Федерации.
Что такое хапун у баптистов?
У баптистов нет «дня хапуна», они не завешивают окон во время богослужения для этого. Библия называет это грехом, блудом. Баптисты против греха. Хлысты (самоназвание «люди Божии») — одна из ранних и наиболее распространенных форм русского сектантства, возникшая в середине XVII в.
Сколько всего баптистов в мире?
По собственным данным МСЦ ЕХБ, это объединение включает 2 964 церкви и группы верующих, состоящих из около 68 тысяч членов Церкви по всему миру.
Кто основал баптизм?
Джон Смит
Сколько баптистов?
БАПТИ́ЗМ (более 80 млн. чел., 2004; бo льшая часть проживает в США). Основа вероучения баптистов – «Семь основных принципов веры», которые были приняты на 1-м Всемирном конгрессе баптистов в 1905.
Что это за вера евангелисты?
Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики, тж. евангельские верующие) — ряд протестантских конфессий, получивших обобщенное название от стремления буквального исполнения Евангелия и в целом Библии, которая рассматривается как основной источник вероучения.
Что такое секта пятидесятников?
Общие сведения Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX века в США. … Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется говорением на иных языках (Деян. 2:4, Деян.
Какие праздники у пятидесятников?
Это праздники, «на которые имеются указания в Священном Писании»: Рождество Христово, Крещение Господнее, Сретение, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, Благовещение, Страстной четверг, Светлое Христово Воскресение — Пасха, Вознесение, Троица — Сошествие Святого Духа, Преображение Господнее.
Чем отличается православие от пятидесятников?
Основное отличие от пятидесятников, это говорение на иных языках, и немного в служении, но «служения различны, а Господь один и тот же», что для протестантов, православных и католиков. … Пятидесятники называют себя «Христиане веры Евангельской» и это устоявшееся общепринятое название.
Почему пятидесятники так называются?
Название «пятидесятники» объясняется их особым вниманием к событию, произошедшему, согласно библейской истории, на пятидесятый день после воскресенья Христа: на апостолов снизошел в этот день Святой Дух, и они заговорили на неведомых им языках.
Чем пятидесятники отличаются от харизматов?
у харизматов на хлебопреломление допускаются почти все, а у пятидесятников только члены общины(повторно крещёные). У пятидесятников нет женского священства, а у харизматов оно есть.
Кто такие пятидесятники в России?
Пятидесятничество в России представляют три основных объединения христиан веры евангельской пятидесятников: Российская церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ), Объединённая церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) и Российский объединённый союз христиан веры евангельской (РОСХВЕ), также отдельные независимые …
Кто такие пятидесятники харизматы?
Особенности вероисповедания). В России сами «харизматы» обычно называют себя христианами веры евангельской (пятидесятники). В некоторых регионах для того, чтобы не путать пятидесятников (ХВЕ) и «харизматов», последние называют себя христианами евангельской веры (ХЕВ).
Сколько православных людей в мире?
Православие — во всём мире православие исповедуют примерно 200 миллионов человек. При этом лишь малая часть православных верующих проживает за пределами России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Македонии, Сербии, Черногории, Греции и Кипра.
Сколько пятидесятников в Украине?
По данным, публикуемым сайтом УЦХВЕ на 2017 год количество общин составляет 1633, в которых насчитывается более 113 тыс. членов церкви. Церковь ХВЕ Украины относится к группе пятидесятников двух благословений.
Сколько католиков в Украине?
Католицизм на Украине — Католическая церковь на Украине — часть всемирной Католической церкви. Число католиков на Украине оценивается в 4-5 миллионов человек.
Кто главный в протестантской церкви?
В богословском смысле главой этой Церкви полагается Иисус Христос. Схожая система принята (или была принята) в иных протестантских монархиях Европы, причём на континенте глава государства объявлялся не только распоряжающимся имуществом церкви и обязанным финансировать церковь правителем, но главой церкви.
Кто управляет Православной Церковью?
Священный синод, согласно действующему Уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя — патриарха (или местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
Кто Бог у протестантов?
Христиане, включая протестантов, верят в триединого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Догмат занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой их вероучения.
Чем протестантизм отличается от других направлений христианства?
Основные отличия протестантства от других направлений христианства Протестантизм считается одним из основных направлений христианства, при этом не считаясь ортодоксальной религией. В протестантской церкви нет общего главы, в то время как у католиков есть Папа Римский. … А в протестантской церкви признаётся лишь Библия.
Как появился протестантизм?
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству.
Ответы
Жанна Наменгенова
че за праздник такой непонятный, когда че-то плохо лежит, у советских людей этот праздник в любой день наступить может…
Жанна Наменгенова
Выкинула ванну чугунную, в подъезд выставили, даже с 4 этажа спустить не успели — уже ноги выросли, видно праздник у кого-то настал, теперь знаю как называется :)))
Жанна Наменгенова
ну как же, это Вы про хапун рассказали… Значит предполагали, или не советский человек?
Viks Elf
летом есть один день, когда Бог ничего не видит и баптисты собираются на берегах рек и озер а там… кто кого поймал.
Жанна Наменгенова
Второй раз один и тот же вопрос , сначала хапуном занимаются, а потом празднуют, празднуют как только могут…
Жанна Наменгенова
ну вот, значит, собственно, они празднуют празднуют, а на завтра глядь — опять хапун какой-нить подвернулся. Так и спиться можно…:)
EZ
Evelain Z
я о таком первый раз слышу. а он какой этот хапун?
Paul
деньги на него собирают и в одно лицо справляют
Ол
Ольга
не знаю. это белорусский вроде праздник?
Как Волосняк, Хапун, Кадук и другие белорусские версии грехов человеческих отмечали на Березине день рождения Болотника
На прошлой неделе в Березинском заповеднике провели колоритный фестиваль «Мифы на болоте», куда пришла практически вся белорусская нечисть, чтобы поздравить одного из главных духов леса, Болотника, и открыть первую в стране мифологическую тропу. О том, как это было, в фоторепортаже Holiday.by.
Признаемся, когда мы приехали на открытие фестиваля и увидели на одной сцене Деда Мороза, человека с голыми лодыжками, белорусский вариант Ходора и девочек в белых одеждах с такими же белыми лицами, надежды на хорошее времяпрепровождение практически не осталось.
Буквально через пять минут наша команда пожалела о дурных мыслях, ибо начала знакомиться с персонажами. Первым в объектив Holiday.by попал дух Хапун.
Хапун – герой, олицетворяющий человеческий грех «все тащить к себе домой». Наши предки верили, что хапун живет в лесу и выходит из своего дома только ночью. Причем всегда с двумя большими мешками – чтобы при случае обязательно что-то туда положить. Ну, теперь вы понимаете, чем грешили белорусы, выливая из Burger King пепси.
Пока Хапун играл с детьми в «кто сильнее ударит мешком», мы познакомились с самым могущественным духом белорусского леса, Кадуком:
Holiday.by: А вы всегда такой безэмоциональный?
Кадук: Я проста вельмі стары…
Вообще, Кадук очень редко появлялся перед людьми в человеческом образе, чаще он показывался огромным «то ли медведем, то ли львом» и издавал дикие звуки, которые разносились по всей округе. Чем он занимался? По сути, Кадук – это белорусский Зевс. Он управлял всеми духами, которые жили в белорусском лесу.
Отойдем от темы белорусской нечисти, и расскажем немного про фестиваль. Несмотря на холод и небольшой дождь, на празднике собралось довольно много гостей. Радовало, что никто из них не скучал. Конечно, спасибо за это мифам. У каждого из них была своя локация: Кадук играл с детьми в белорусский дартс, русалки обвивали гостей ленточками и заставляли их целоваться друг с другом, Завея предсказывала будущее – в общем, веселили, как могли.
Конечно, гулянье началось только после того, как герои поздравили виновника торжества, Болотника, с днем рождения. Мы тоже уважили старика, а он в благодарность рассказал нам свою историю: «На протяжении многих столетий между людьми и болотниками шла война. Человек не очень хорошо относился к природе: вырубал леса, осушал болота. А что значит для меня, старика, осушить болото? Это же верная гибель. Как французы говорили: «Полная Березина!». Ох, я раньше любил порезвиться: то мужичка с конем в болотце закину, то молодца с молодкой заблужу».
«После появлением заповедника все поменялось. Я перешел на официальное положение. Мне избушку построили, мобилку подарили, в секонде приодели немножко, так что теперь я в болото кидаю только браконьеров и тех, кто плохо относится к природе. Знаете, подобных много. С появлением такого понятия, как торговля, люди начали активно эксплуатировать природу. Уже сейчас многие специалисты говорят: «Точка невозврата – позади». Поэтому мне хочется донести до всех всю прелесть леса, болота и объяснить всем, что обижать природу – нехорошо».
Практически все герои на празднике были отрицательными: кто-то людей в болоте топит, кто-то в ледышку превращает. Но у каждого на то была своя причина.
Например, Кикимора, жена Болотника, приносила вред только тем, кто лесу боль причинял: «Усё ў запаведніку павінна ляжаць на сваіх месцах. Я гляджу за тым, каб галінкі не чапалі, гузы не выносілі, пільняў не будавалі ў лесе».
А вот железная белорусская баба просто ела красивых мальчиков и не обязательно только тех, кто плохо себя вел.
На улице становилось все прохладнее, даже мифы в теплых шубах начали подмерзать, холодно не было, пожалуй, только Волосняку – один из самых полюбившихся нам персонажей.
Еще одним незамерзающим героем оказался Зюзя. Наши предки верили, что этот маленький, невысокий дед, приходит зимой, обязательно босиком, стучит своей буловой об углы домов и тем самым приносит морозы.
Но, так как не всем было тепло, как Зюзе, было решено разжечь большой костер и утроить игры с гостями.
А зазывала на это действо всех красивая девушка-Зазовка:
«Я жыву ў лесе і кожны дзень хлопцаў да сябе завабліваю. Вось такая небяспечная дзяўчынка. Спачатку яны ў багну трапляюць, ну, а пасля да мяне. Ведаеце, жаночаму сэрцу вельмі не хапае рамантыкі».
Очередная опасная леди фестиваля – Трасца. Это мифологическое существо, которое олицетворяло собой болезни и даже смерть: «Я – адна з самых страшных беларускіх пачвар. Калі чалавек камусьці не жадаў дабра, то казаў, каб цябе Трасца забрала».
Мы уже и не надеялись встретить на болоте доброго белорусского духа и тут она, Гаевка: «Я дапамагаю лясным жыхарам, за лесам прыглядаю і людзей зусім не чапаю».
Еще одним важным событием на празднике стало открытие первой в стране мифологической тропы – путь в заповеднике, где на каждом шагу можно встретить лесных духов, русалок и других мифов.
Место для создания тропы выбиралось не случайно: дорожку удалось проложить и через болото, молодой березняк, рвы, густой лес – практически через все возможные пейзажи заповедника.
Мы ходили по тропе днем, а вам советуем заказать в заповеднике ночную экскурсию: все инсталляции в темноте светятся, так что впечатление от такого ночного леса у вас точно останутся надолго.
К сожалению, попасть на тропу в этом году уже не получится: много дел, а сотрудников на все не хватает.
Следите за новостями и планируйте путешествие в сказочную страну уже в первых месяцах 2017 года.
Как добраться до Березинского заповедника:
Каждые 2-3 часа из Минска и Витебска ходит маршрутка по направлению Домжерицы
На личном авто. Из Минска вам нужно выехать на трассу М3 и все время ехать прямо до указателя «Березинский заповедник». Дорога займет примерно 1,5-2 часа.
«Дзякуй» начальнику эколого-туристического отдела Алексею Римше и его сотрудникам за креатив и упорство в стремлении сделать заповедник действительно интересным и необычным местом Беларуси.
Источник
Хапун
Пока искал описание, наткнулся на такое, очень повеселило).
Хапун — в белорусском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких детей и евреев независимо от возраста.
Возможно Хапун пришел из Германской мифологии).
Славянская мифология и сказки
137 постов 2.2K подписчиков
Правила сообщества
1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.
2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.
3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.
4. Уважайте себя и окружающих.
Вот уже не думала, что когда-нибудь настанет звёздный час этой книженции)))
Искать концы было бесполезно. Детей затем в жесткой манере растили в военного толка интернатах, многие погибали во время этой «науки», мало кто мог вспомнить, как его звали дома, и где был тот дом, откуда его пяти-семи летним вырвали. Такая вот рекрутчина с детства и до смерти.
евреев независимо от возраста
Источник
Баптисты — что за вера? Баптисты — секта
Приверженцев одной из ветвей протестантской церкви называют баптистами. Название это происходит от слова baptize, что переводится с греческого как «окунать», «крестить, погружая в воду». Согласно данному учению, принять крещение нужно не в младенчестве, а в сознательном возрасте путем погружения в освященную воду. Одним словом, баптист — это христианин, который сознательно принимает свою веру. Он верит, что спасение человека заключается в беззаветной вере в Христа.
Церковь евангельских христиан-баптистов. История возникновения
Общины приверженцев баптизма стали формироваться в начале семнадцатого века в Голландии, однако их основателями были не нидерландцы, а английские конгрегационалисты, которые были вынуждены бежать на материк, чтобы избежать преследования англиканской церкви. И вот, во втором десятилетии 17-го века, а именно в 1611 году, было сформулировано новое христианское учение для англичан, которые волей судьбы проживали в столице Нидерландов — Амстердаме. Через год и в Англии была создана церковь баптистов. Тогда же возникла первая община, исповедующая эту веру. Позже, в 1639 году, и в Северной Америке появились первые баптисты. Секта эта получила широкое распространение в Новом Свете, особенно в США. С каждым годом число ее приверженцев росло с неимоверной быстротой. С течением времени евангелисты-баптисты также распространились по всему миру: в страны Азии и Европы, Африки и Австралии, ну, и обеих Америк. Кстати, в период гражданской войны в Америке большинство чернокожих рабов приняли данную веру и стали ее ярыми последователями.
Распространение баптизма в России
До 70-х годов 19-го века в России практически не знали, кто такие баптисты. Что за вера объединяет людей, которые именуют себя таким образом? Первая община приверженцев этой веры появились в Санкт-Петербурге, ее члены называли себя евангельскими христианами. Сюда баптизм попал из Германии вместе с иностранными мастерами, архитекторами и учеными, приглашенными русскими царями Алексеем Михайловичем и Петром Алексеевичем. Наибольшее распространение это течение нашло в Таврической, Херсонской, Киевской, Екатеринославской губерниях. Позже оно дошло и до Кубани и Закавказья.
Первым баптистом в России был Никита Исаевич Воронин. Он принял крещение в 1867 году. Баптизм и евангелизм очень близки друг к другу, однако они тем не менее считаются двумя отдельными направлениями в протестантизме, и в 1905 году в Северной столице их приверженцы создали Союз евангелистов и Союз баптистов. В первые годы власти Советов отношение к любым религиозным течениям стало предвзятым, и баптистам пришлось уйти в подполье. Однако в годы Отечественной войны как баптисты, так и евангелисты опять активизировались и объединились, создав Союз Евангельских христиан-баптистов СССР. К ним же после войны присоединилась секта пятидесятников.
Идеи баптизма
Главным устремлением в жизни для приверженцев этой веры является служение Христу. Церковь баптистов учит, что надо жить в гармонии с миром, но быть не от мира сего, то есть подчиняться земным законам, но сердцем почитать только Иисуса Христа. В основе баптизма, возникшего как радикально-протестантское буржуазное течение, лежит принцип индивидуализма. Баптисты считают, что спасение человека зависит только от самой личности, и что церковь не может быть посредником между ним и Богом. Единственным истинным источником веры является Евангелие — Священное писание, только в нем можно найти ответы на все вопросы и, выполняя все заповеди, все правила, заключенные в этой священной книге, можно спасти свою душу. В этом уверен каждый баптист. Это для него неоспоримая истина. Все они не признают церковного таинства и праздников, не верят в чудодейственную силу икон.
Крещение в баптизме
Приверженцы этой веры проходят через обряд крещения не в младенчестве, а в сознательном возрасте, поскольку баптист — это верующий, который полностью осознает, для чего ему нужно крещение, и относится к этому как к духовному возрождению. Для того чтобы стать членом общины и принять крещение, кандидатам нужно пройти испытательный срок. Позже они проходят через покаяние на молитвенном собрании. Процесс крещения включает окунание в воду, затем идет обряд хлебопреломления.
Эти два ритуала символизируют веру в духовное единение со Спасителем. В отличие от православной и католической церквей, которые считают крещение таинством, то есть средством спасения, для баптистов этот шаг демонстрирует убеждённость в правоте своих религиозных взглядов. Только после того как человек полностью осознает всю глубину веры, только тогда он будет иметь право пройти через обряд крещения и стать одним из членов баптистской общины. Духовный лидер совершает этот обряд, помогая своему подопечному окунуться в воду, только после того как он смог пройти через все испытания и убедить членов общины в незыблимости своей веры.
Установки баптизма
Согласно этому учению, греховность мира за пределами общины неизбежна. Поэтому они ратуют за неукоснительное соблюдение норм морали. Евангельский христианин-баптист должен полностью отказаться от употребления алкогольных напитков, использования ругательств и проклятий и т. д. Поощряются взаимоподдержка, скромность и отзывчивость. Все члены общины должны заботиться друг о друге, оказывать помощь нуждающимся. Одной из главных обязанностей каждого из баптистов является обращение инакомыслящих в их веру.
Баптистское вероучение
В 1905 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный съезд христиан-баптистов. На нем основой вероучения был утвержден Символ Апостольской Веры. Были также приняты следующие принципы:
1. Приверженцами Церкви могут быть только люди, прошедшие через крещение, то есть евангельский христианин-баптист — это духовно возрожденная личность.
2. Библия — это единственная истина, в ней можно найти ответы на любые вопросы, это непогрешимый и незыблемый авторитет как в делах веры, так и в практической жизни.
3. Вселенская (невидимая) церковь едина для всех протестантов.
4. Знание о Крещении и Вечерня Господня преподаются только крещеным, то есть возрожденным людям.
5. Поместные общины в практических и духовных вопросах независимы.
6. Все члены поместной общины равноправны. Это значит, что даже рядовой баптист — это член общины, который имеет такие же права, как проповедник или духовный лидер. Кстати, ранние баптисты были против церковной иерархии, однако сегодня они сами создают что-то наподобие рангов внутри своей церкви.
7. Для всех — как верующих, так и неверующих — существует свобода совести.
8. Церковь и государство должны быть отделены друг от друга.
Проповеди баптистов
Члены евангелистских общин несколько раз в неделю собираются для того, чтобы послушать проповедь на ту или иную тему. Вот некоторые из них:
Слушая проповедь, приверженцы веры пытаются найти ответы на мучавшие их вопросы. Проповедь может читать каждый, однако только после специальной подготовки, получения достаточных знаний и навыков, для того чтобы публично выступить перед большим отрядом единоверцев. Главное богослужение у баптистов проводится еженедельно, в воскресный день. Иногда община встречается и в будние дни, для того чтобы молиться, изучать и обсуждать информацию, найденную в Библии. Богослужение проходит в несколько этапов: проповедь, пение, инструментальная музыка, чтение поэм и стихотворений на духовную тематику, а также пересказ библейских рассказов.
Праздники баптистов
Последователи этого церковного течения или секты, как принято его называть в нашей стране, имеют свой особый календарь праздников. Их свято чтит каждый баптист. Это перечень, который состоит как из общехристианских праздников, так и из присущих только этой церкви торжественных дней. Ниже приведен их полный список.
Знаменитые во всем мире баптисты
Последователями этого религиозного течения, которое нашло распространение в более чем 100 странах мира, причем не только в христианских, но и мусульманских, и даже буддистских, также являются знаменитые на весь мир писатели, поэты, общественные деятели и др.
Например, баптистами были английский писатель Джон Буньян (Баньян), который является автором книги «Путешествие Пилигрима»; великий английский поэт, правозащитник, общественный деятель Джон Мильтон; Даниэль Дефо — автор одного из самых знаменитых произведений мировой литературы — приключенческого романа «Робинзон Крузо»; лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг, который был ярым борцом за права чернокожих рабов в Соединенных Штатах. Кроме этого, баптистами были крупные бизнесмены братья Рокфеллеры.
Источник
Не ходите девки к баптистам 2
Была ли то семья, для меня сейчас вопрос. Если бы была, то не развалилась бы сейчас.
Ну и последняя причина
Через 4 дня в Нарткале, я покаялась.
На собрании я услышала еще раз «Подожди!», как-будто кто-то сзади сказал. Было страшно, но я отмахнулась и пошла покаялась. Там нужно стать на колени, закрыть глаза и вобщем попросить прощения за грехи, не называя каждый, при всех на собрании. За каждый грех потом каются в присутствии одного служителя- исповедника (начальника). После этого дома я спокойно уснула. Больше ничего сверхъестественного я не слышала, не ощущала, только собственные чувства.
Потом мне стало интересно, что написано в библии и я продолжила ходить, хотя никакого прощения, спасения сначала не чувствовала. Считается, что человек становится совершенно другим, сразу после покаяния, отказывается от греха, от неприличого внешнего вида. Ничего подобного у меня сразу не было. Мои брюки куда-то мать заныкала. Она же пихала меня под бок, «Рассказывай стихи на собрании». Такое обращение, как баптистам нужно было, у меня возникло через пару месяцев. Никто бы меня не смог заставить ходить, если бы не одно но. Мне нужно было общение. Нормального общения я вообще никогда в жизни не имела. Ауешные отцовские маты и скандалы остальных в семье, общением не назовешь. Так я постепенно втянулась.
В будущем я буду подробнее обо всем этом рассказывать. Расскажу и как я ушла от баптистов.
Так что не ходите девки к баптистам. Продолжение следует.
Источник
Bestiary.us
Быстрый переход
Хапун
В белорусском, польском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких непослушных детей, либо евреев независимо от возраста. Сам термин «Хапун» представляет собой искаженное название иудейского праздника Йом Кипур (Судный день), сблизившееся с глаголом «зхапіць», «хопити» — «схватить» (Хапун ухопить), поскольку, согласно белорусским, украинским и польским поверьям, в день Йом Кипура злой дух Хапун хватает одного еврея или еврейку и уносит их с собой (1203: с.304; 1237: с.470).
Согласно распространенному поверью, ежегодно в судную ночь черти уносят одного еврея или еврейку, чтобы в вихре отнести в болото, утопить или замучить до смерти. Глухой ночью поднимается буря, гаснет свет, а когда опять зажигают свечи — выясняется что одного еврея уже нет. Этот факт принимают смиренно, так как знают, что это дело рук чертей (1025: с.496).
«Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унес Хапун, явившийся в виде солдата.»
Орест Сомов «Сказки о кладах», 1830 (1198)
Асабліва ўсіх зацікавіла вестка пра слабодскага Янкеля. Усе яго добра зналі як здаровага, крэпкага чалавека, а тут Донька кажаць, што ў страшную ноч яго «хапун» хапіў і ўтапіў у рэчцы, дзе брат яго Шмэрка і найшоў. Стыдаючыся і баючыся выдаць гэту вялікую тайну хрысціянам, Шмэрка схаваў брата ў хляве і толькі праз месяц пусціў чуткі, што брат, быццам, сваёй смерцю памёр.
Усе слухаўшыя шчыра верылі ў гэта здарэнне, як верылі ў тое, што кажны год у Страшную ноч каго-нібудзь з жыдоў задушваець хапун.
Лявон Гвозд «Праклёнышы», 1913 (1197: с.192)
Особенно всех заинтересовало известие о слободском Янкеле. Все его хорошо знали как здорового, крепкого человека, а тут Донька говорит, что в страшную ночь его «хапун» схватил и утопил в речке, где брат его Шмерка и нашел. Стыдясь и боясь выдать эту большую тайну христианам, Шмерка спрятал брата в хлеву и только через месяц пустил слух, что брат, будто, своей смертью умер.
Все слушавшие искренне верили в это происшествие, как верили в то, что каждый год в Страшную ночь кого-нибудь из евреев душит хапун.
Леон Гвозд «Пракленашы», 1913 (1197: с.192)
Подобный мотив отразился также в записанной А.Сержпутовским сказке, в которой евреи пригласили на молитву парубка, а тот оказался колдуном. Спасти схваченого хапуном еврея может христианин (в одной такой легенде снимал бедолагу с верхушки дерева). В Гомельском Полесьи (юго-восток Беларуси) ночь с грозой и громом, когда «хозяйничает Xапун», носит название Рябиновой (1025: с.496).
В Калинковичском районе Гомельской области Беларуси зафиксировано единственное известие про использование слова «хапун» не в качестве наименования демонологического персонажа, а как название самого судного дня (Йом-Киппур):
«Иврейский празник хапун, кагды гусы летят. В тот дэн ани (яўреі) моляца, плачат, крычат» (1025: с.496).
Со временем из легенды, переосмысливающей непонятный для славян иудейский праздник, Хапун был перенесен в формулы устрашения детей. По ряду свойств Хапун сближается с водяным духом или утопленником: он сидит в воде и зовет туда людей. На формирование этого мотива повлиял, вероятно, обряд моления над водой, входящий в структуру Йом Кипур (1237: с.470).
Хапун ухопить табе. И понясэ ужэ. Хапун зўали, это колысь як еврэи над водой молилиса, таки у йих буў празник хапун, а як ужэ идуть до хаты и танцують, радуюцца, шо не схопиў хапун их. Йин, кауть, хўатае. Это той хапун, которы крычить на озере: «Сюда, сюда». Это та самая нечыста сила.
Записала О.В.Санникова в селе Нобель Заречненского района Ровенской области
в 1980 году от Ходневич Анны Карповны, 1905 г.р. (1237: с.492)
Согласно упоминанию хапуна с Вилейщины (северо-запад Беларуси), его представляли небольшеньким скрюченным дедком с длинной седой бородой, которым пугали маленьких непослушных детей:
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Маленьких детей нередко страшили Хапуном. Хапун — небольшой, скрюченный старичок с длинной седою бородою и с огромным мешком — больше, чем он сам. Хапун летает по воздуху, присматриваясь, где какой ребенок не слушается старших, капризничает. Тогда как подстережет, чтобы ребенок этот отошел подальше от дома, хватает его и сажает в свой мешок. И уж если посадит ребенка в мешок и завяжет его, то тут уж кричи не кричи — никто не услышит. А если бы вдруг кто и услышал, то Хапуна уже и след простыл, ведь носится он очень быстро. Увидеть Хапуна заранее, чтобы спрятаться или убежать от него, тоже невозможно, ведь он невидим, и показывается тогда, как развяжет мешок, а делает он это только у себя дома.
— Не иди далеко от дома — Хапун схватит, посадит в мешок и понесет за темный лес. А за темным лесом — болото, посреди болота — старый вывернутый пень, под ним — нора. Там и живет Хапун. Он носит в свою нору непослушных детей, всячески над ними издевается, даже сечёт крапивой. И никто уже этих детей не найдет: ни мама, ни папа, ведь никакой человек еще никогда не доходил до жилища Хапуна. И ни один ребенок не убежит от Хапуна. А когда эти дети вырастают, то и сами становятся Хапунами. И девочки тоже. У них вырастает длинная седая борода по колено.
Такое предостережение обычно сдерживало даже очень непоседливых и дурашливых детей.
Записал А.У.Лукша, Вилейский район Минской области (449: с.642)
According to Belarusian and Ukrainian folklore, Hapun (literally «catcher») is a mythical being that kidnaps naughty children and Jews regardless of age.
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Hapun is depicted as a small crooked old man who has a long gray beard and a huge bag. Hapun flies in the air and looks for cry-babies who are naughty. He waits for such a child to leave his farmyard to catch him or her and put them into his bag. Nobody will hear the baby crying in the Hapun’s tied bag. It is impossible to see Hapun in order to hide or escape from him because he stays invisible till he unties his bag. He does this only at home.
Hapun lives behind the dark forest in the middle of the swamp where there is a burrow under a snag. There he brings naughty children whom he torments in different ways and even whips with nettles. Nobody has ever reached the Hapun’s dwelling and no child has managed to escape from this demon. When those children (both boys and girls) grow up they also become Hapuns with a gray knee-length beard.
Collected by A.U.Luksha in Vileyka District of Minsk Region of Belarus (762: p.166)
Паводле беларускага і, мабыць таксама, украінскага фальклёру, міфічная істота, якая па розных аповедах выкрадае маленькіх непаслухмяных дзяцей, альбо яўрэяў незалежна ад узросту. Сам тэрмін «Хапун» уяўляе сабой скажоную назву Юдэйскага свята Йом Кіпур (Судны дзень), што зблізілася з дзеясловам «зхапіць», «хопити» (Хапун ухопіць), паколькі, згодна з беларускімі, украінскімі і польскімі павер’ямі, у дзень Йом Кіпура злы дух хапун хапае аднаго габрэя або габрэйку і ўносіць іх з сабой (1203: с.304; 1237: с.470).
Згодна з уяўленнямі, штогод у судную ноч чорт хапае з яўрэйскага мястэчка яўрэя або яўрэйку, каб у віхры аднесці ў балота ці якую іншую пустку ці закатаваць да смерці. У глухую поўнач уздымаецца бура, гасне святло, калі свечкі зноў запальваюць, то выяўляецца, што аднаго яўрэя ўжо няма. Такі факт прымаюць смірэнна, бо ведаюць, што гэта ўчынак чорта (1025: с.496).
«Лейка, не нашед своего мужа в шинке и не докликавшись его по двору, всплеснула руками, взвыла и закричала, что его унес Хапун, явившийся в виде солдата.»
Орест Сомов «Сказки о кладах», 1830 (1198)
Асабліва ўсіх зацікавіла вестка пра слабодскага Янкеля. Усе яго добра зналі як здаровага, крэпкага чалавека, а тут Донька кажаць, што ў страшную ноч яго «хапун» хапіў і ўтапіў у рэчцы, дзе брат яго Шмэрка і найшоў. Стыдаючыся і баючыся выдаць гэту вялікую тайну хрысціянам, Шмэрка схаваў брата ў хляве і толькі праз месяц пусціў чуткі, што брат, быццам, сваёй смерцю памёр.
Усе слухаўшыя шчыра верылі ў гэта здарэнне, як верылі ў тое, што кажны год у Страшную ноч каго-нібудзь з жыдоў задушваець хапун.
Лявон Гвозд «Праклёнышы», 1913 (1197: с.192)
Гэты матыў адбіўся і ў запісанай А.Сержпутоўскім казцы, калі яўрэі запрасілі на сваю малітву парубка, але той аказаўся сам ведзьмаком. Выратаваць схопленага яўрэя таксама можа хрысціянін — у адной з легендаў ён здымае небараку з верхавіны дрэва. У Гомельскім Палессі ноч з бурай і громам, калі уладарыць Xапун, носіць часам назву Рабінавай (1025: с.496).
У Калінкавіцкім раёне зафіксаваная адзінкавая звестка пра выкарыстанне слова «хапун» не ў якасці наймення дэманалагічнага персанажа, але як пра назву самога суднага дня (Ём Кіпур):
«Иврейский празник хапун, кагды гусы летят. В тот дэн ани (яўреі) моляца, плачат, крычат» (1025: с.496).
З цягам часу з легенды пра незразумелае для славян іудзейскае свята, Хапун быў перанесены ў формулу застрашвання дзяцей. Па шэрагу уласцівасцяў ён збліжаецца з вадзяным духам або тапельцам: ён сядзіць у вадзе і кліча туды людзей. На фарміраванне гэтага матыву паўплываў, верагодна, абрад маленьня над вадой, які ўваходзіць у структуру Йом Кіпур (1237: с.470).
Хапун ухопить табе. И понясэ ужэ. Хапун зўали, это колысь як еврэи над водой молилиса, таки у йих буў празник хапун, а як ужэ идуть до хаты и танцують, радуюцца, шо не схопиў хапун их. Йин, кауть, хўатае. Это той хапун, которы крычить на озере: «Сюда, сюда». Это та самая нечыста сила.
Запісала О.В.Саннікава ў сяле Нобель Зарэчненскага раёна Ровенскай вобласці
ў 1980 годзе ад Хадневіч Анны Карпаўны, 1905 г.н. (1237: с.492)
Гэтаксама адзіная звестка паходзіць з Вілейшчыны, дзе хапун паўстае міфічнай істотай, якой страшылі маленькіх дзяцей:
Маленькіх дзяцей нярэдка страшылі Хапуном. Хапун — невялічанькі, скурчаны дзядок з доўгай сівою барадою і з вельмі вялікаю торбаю — большай, чым ён сам. Хапун лётае па ветры, прыглядаючыся, дзе якое дзіця не слухаецца старэйшых, капрызіць. Тады некалі падпільнуе, каб дзіця гэтае адышлося далей ад дому, хапае яго і саджае ў сваю торбу. Як толькі пасадзіць дзіця ў торбу і завяжа яе, то тут ужо крычы не крычы — ніхто не пачуе. А каб раптам хто і пачуў, то Хапуна ўжо і след прастыне, бо носіцца ён вельмі хутка. Убачыць Хапуна папярэдне, каб схавацца ці ўцячы ад яго, таксама немагчыма, бо ён нябачны, і паказваецца тады, як развяжа торбу. А торбу ён развязвае толькі ў сябе дома.
— Не ідзі далека ад дому — Хапун ухопіць, пасадзіць у торбу і панясе за цёмны лес. А за цёмным лесам — балота, пасярод балота — стары корч, пад тым карчом — нара. Там і жыве Хапун. Ён носіць у сваю нару непаслухмяных дзяцей, усяляк з іх здзекуецца, нават б’е іх крапівою. I ніхто ўжо гэтых дзяцей не знойдзе: ні мама, ні тата, бо ніякі чалавек яшчэ ніколі не даходзіў да жытла Хапуна. I ніводнае дзіця не ўцячэ ад Хапуна. А як ужо гэтыя дзеці вырастаюць, то робяцца Хапунамі. I дзяўчаткі таксама робяцца. У іх вырастае доўгая сівая барада па калена.
Такая перасцярога звычайна стрымлівала нават вельмі непаседлівых і дураслівых дзяцей.
Запісаў А.У.Лукша, Вілейскі раён Мінскай вобласці (449: с.642)
Według wierzeń narodowych Białorusi i Ukrainy, Chapun — mityczny stwór, który porwał niegrzecznych dzieci, a także żydów niezależnie od wieku.
Latający stwór w postaci starego dziadka o bardzo długiej brodzie dzierżącego na plecach wielki wór. Demon unosił się on nad ziemią obserwując uważnie dokazujące dzieci. Skupiał się na tych niegrzecznych, czekając aż oddalą się od domu. Podlatywał wtedy do nich bezszelestnie, chwytał i wrzucał do worka. Następnie zanosił ofiary do swej ponurej siedziby mieszczącej się na bagnach w najmroczniejszym zakątku lasu. Tam nieszczęsne dzieci były męczone i chłostane pokrzywami. Nie opuszczały swego więzienia i dorastała tam z czasem samemu zmieniając się w Chapuna.
Источник
Старая ирландская пословица гласит: «Если Вы два раза наступили на одни и те же грабли, то, завидя их в третий раз, обойдете это место стороной». Действительно, в большинстве случаев опыт учит, мы обращаемся к прошлому, к своим воспоминаниям и прожитым эмоциям, стараемся не повторять некогда совершенных ошибок. Так было и со мной. Признаюсь, я не любила ходить в театр на комедии, предпочитая трагедии, трагифарсы, драмы. Так уж сложилось, что, всем сердцем любя театр, я бываю в нем редким гостем, и мои встречи с комедиями не увенчались успехом: какие-то из них вовсе не понравились, какие-то были восприняты как хорошее времяпрепровождение, но не оставили в сердце некого следа, не заставили мыслить и сопереживать героям. Поэтому при выборе спектакля я намеренно избегала этого жанра.
Но так было ровно до сегодняшнего дня. Сегодня я поверила в то, что из каждого правила бывают исключения. По воли судьбы мы попали на открытие 87-ого театрального сезона и премьеру спектакля «Хапун», который заставил меня посмотреть на жанр комедии совершенно по-иному.
«Про Хапуна, я думаю, и вы слыхали…», — такую фразу, обращенную к собеседнику, произносит один из героев пьесы. Фактически с нее и начинается повествование. Но это не просто рассказ о событиях, это разноплановая история, пронизанная народным колоритом и фантастикой, будто взятой из «Вечеров на Хуторе близ Диканьки» Гоголя, это смесь выдуманного, которое можно увидеть разве что в кошмарном сне, и реального, с его ежедневными заботами и философскими вопросами, на которые пытается найти ответ уже не одно поколение.
Спектакль «Хапун» поставлен режиссером Евгением Зиминым по одноименной комедии в двух действиях Виктора Ольшанского. Зимин приехал в Южно-Сахалинск из Санкт-Петербурга, он является преподавателем актерского мастерства в Петербургском государственном университете, его работы с успехом ставятся не только в северной столице, но и в Москве, Екатеринбурге, Твери. Но с пьесой Ольшанского режиссер столкнулся в первый раз.
На самом деле Ольшанский создал свою комедию на основе повести В.Г. Короленко «Судный день» («Иом-Кипур»). Повесть эта весьма необычна. Она, на мой взгляд, является одним из ярких произведений автора. Интернационалист и по крови, и по мировоззрению, Короленко был непримирим к разным формам национализма и к преследованиям по национальному признаку. На протяжении всего его творческого пути звучит так называемый «еврейский вопрос». Короленко считал, что слишком сильны были сословные предрассудки, что каждого человека необходимо оценивать не по уровню материального достатка, положению в обществе или национальности, а по личным качествам и совершенным поступкам. Повесть была впервые напечатана в 1891 году, но с этого момента, вплоть до превращения ее в пьесу и вывода на сцену, не потеряла своей актуальности.
Действие, происходившее сегодня на сцене, не просто интересно, злободневно и в то же время необычно, оно приковывает к себе внимание уже с первых минут. Да что уж греха таить, внимание зрителя было привлечено уже за несколько минут для начала действа: вместо привычных театральных звонков раздавались звуки дудки или некоего похожего духового инструмента. А выключить телефоны призывали украинские народные напевы, специально сочиненные к этому дню.
Легенда, на основе которой выстроен сюжет пьесы, гласит, что через десять дней после еврейского нового года, который празднуется раннею осенью, наступает у евреев праздник Иом-Кипур. Местное христианское население называет этот день «судным днем». Ведь существует поверье, что в этот день еврейский черт Хапун уносит из синагоги одного еврея.
Перед зрителем разворачиваются события с сильным украинским колоритом и юмором в духе Николая Васильевича Гоголя. В этот раз Хапун явился в украинскую деревеньку Каменку и забрал с собой шинкаря Янкеля, которого ругали частенько местные жители: и людей спаивает, и до денег жаден, и во всем выгоду для себя найти хочет. Но как только Хапун унес Янкеля, его шинком завладел мельник-украинец. В итоге, оказалось, что он намного хуже Янкеля: и жаден, и мошенничает, и бедняков обижает. Постепенно симпатии простых людей в пользу Янкеля растут пропорционально тому, как становится все более нечеловечным в погоне за наживой мельник.
В пьесе подчеркнуто, что у простых людей есть чувство справедливости, и оно перевешивает любые национальные предубеждения. В итоге оказалось, что жадный еврей оказался лучше православного хохла. И Хапун, заключивший с Янкелем сделку о том, что если он найдет доказательства, что Филиппка хуже Янкеля, то отпустит его, забирает с собой взамен Филиппа. Гуманность, доброта и взаимопонимание никак не зависят от того, к какой национальности принадлежит человек: они либо есть, либо их нет.
На фоне этой истории духовной деградации молодого человека под весом обрушившихся на него денег проводится несколько сюжетных линий, каждая из которых достойна отдельного внимания.
Главная из них — любовная. Филипп, будучи еще подсыпкой на мельнице, был влюблен в Галю (актриса Ирина Звягинцева), молодую девушку, жительницу этой же деревни. Он обещал на ней жениться, ведь все в ней хорошо было: и красива, и смекалиста, и характер боевой имеет. Но вот была она дочерью вдовы, а значит приданного не имела, могла похвастать лишь маленькой полуразвалившейся хатой, в которой жила вместе с матерью. Пока тот был подсыпкой, он воспринимал ее положение, как обычную жизненную ситуацию, главным для него были те чувства, что зародились в сердце.
Но вот дядя Филиппа утонул, и его мельница, в которой парень и был подсыпкой, всецело достается ему по наследству. Теперь-то мельнику, а значит первому человеку на деревне, негоже жениться на вдовьей дочке. Ему следует выбрать другую: и внешне некрасивую, и глупую, умеющую лишь лузгать семечки, но зато богатую. Ведь ее деньги помогли бы содержать мельницу, и такой брак считался бы престижным. Вот и мается душа героя: не может он сделать выбор. И за это он наказан. Фактически желая выбрать любовь, но тушуясь до последнего, он поставлен в обстоятельства, в которых его возлюбленная и ее мать узнают о его тайных мыслях о деньгах, но никак ни о любви и желании свататься. Герой теряет расположение Гали, а значит, теряет даримое ею искреннее чувство любви, доверия, тепла и ласки. Теряет он и расположение Прыси, матери Гали, которая готова плевать ему в лицо, а ведь когда-то относилась к нему, как к родному сыну.
Драматический результат совершенного выбора – одиночество Гали, которая не смотря ни на что продолжает любить Филиппа, которой не нужен никто, кроме него. Но гордость не позволяет ей приблизиться к нему и заговорить. Молчит она до последнего, позволяя крикнуть о своей любви лишь в след Хапуну, уносящему ее Филиппа. Слова преданной Гали «Оставь, это мое!» спасли в последнюю минуту Филиппа.
Эта сюжетная линия блестяще передана через внутренние монологи главного героя, во время которых две потенциальные невесты, между которыми ему нужно сделать выбор, всегда появлялись на сцене. Здесь отдельное спасибо нужно сказать хореографу, который внес понимание естественной молодости, легкости Гали и некой неповоротливости и некой искусственности богатой невесты. Сложность выбора и драматизм ситуации лучше понимаются и благодаря прекрасному юмору, десятку фраз, которые смело можно считать крылатыми, над которыми смеялся весь зал.
Любовная линии дополнена и историей жены еврея-шинкаря, прозванной Янкелихой. Она — символ веры и преданности. Поняв, что мужа унес Хапун, она настолько убита горем, что сходит с ума. Но при этом до последнего продолжает верить в возвращение любимого и ждет его день ото дня, ее любящее сердце верит, что супруг жив. Янкелихе не нужно ничего: ни денег, ни власти, которая перешла к ней в случае смерти мужа, ей нужен лишь сам Янкель.
Интересен образ дяди-утопленника (актер Андрей Кузин). Он появляется перед Филиппом в те моменты, когда тот готов совершить грех: предать, обидеть, наказать. Этот герой не сказал в течение всей пьесы ни слова, но всячески старался обратить на себя внимание племянника, предостеречь его от страшного.
Нельзя не сказать о Харько — отставном солдате, который ныне работает в шинке помощником. В этом герое смешалась выдержка солдата и умение приспосабливаться согласно сложившейся ситуации. Он готов считать хозяином любого, и будет ему предан, и будет работать на износ, ведь ему необходимо как-то жить, а служа всю жизнь солдатом, он не сумел завести семью и создать свой дом. Он умеет служить, и он служит, сперва как солдат, теперь как слуга.
Герой, лишь появление которого на сцене уже вызывало улыбку на лице – работник Гаврило (актер Илья Романов), который любит всех девушек деревни и считает своим достижением и наградой очередной синяк, полученный во время попытки пролезть в дом одной из них ночью. Его шепелявая речь, походка, мысли – все в нем абсолютно комично.
Комичен образ и Янкеля (актер Владимир Байдалов). Он яркий и запоминающийся. Он двойствен: хотя и разбавлял горилку водой, завышал на нее цену, спаивал людей, он в итоге воспринимается как положительный герой. Ведь пить горилку он никого не заставлял, а лишь продавал желанный людьми товар. Он давал в долг без процентов, тогда как занявший его место Филипп пытался нажиться именно через проценты, которые могли загнать любого в гроб. Янкель – верный муж и любящий отец, он всегда помнит и жене и детях. И первое, о чем он мыслит, вновь оказавшись на земле, увидеть своих подросших деток.
Конечно же, главное внимание сосредоточено на образе Хапуна (актер Виктор Крахмалев) . Его облик неповторим: он настоящий еврейский черт со снимающимися крыльями, которые он старательно снимает и складывает во время каждого своего пребывания, хвостом и аллергией, проявляющейся в виде чиха на упоминание Господа Бога. Отдельное спасибо хочется сказать актеру, игравшему Хапуна: его говор, каждое движение, шаг, взгляд – все было проникнуто хитростью и лукавством. Лучшего Хапуна и не придумаешь!
Все актеры буквально проживали все описываемое на сцене, всецело отдаваясь действию. Мне интересно, сколько воды было истрачено во время спектакля? Ведь воды в нем много. Это и вода из ведра, которой окатывает два раза Филиппа Прыся, и вода, что льется на колеса мельницы, это и разбитые бутылки и вылившаяся из них жидкость. А уж сколько горилки выпили герои на сцене!
Декорации в спектакле подчинены украинской тематике, но ни они, ни костюмы героев не относят зрителя к какой-то конкретной местности. На сцене некая деревня, являющаяся собирательным местом. Намек на то, что подобные герои могут быть встречены в любой другой деревне. Все декорации движимы, на заднем фоне работал экран, который передавал то изображение реки, то лунной ночи, то множества колес водяной мельницы.
«Хапун» — спектакль о чудесах, о людской глупости и душевной мудрости, о таланте любить и верить. Это история о метаморфозах человека, которые способны сотворить деньги. В спектакле большое место занимают народная музыка, танцы, народный юмор – все это подарило зрителю настоящий праздник театра.
С новым спектаклем, любимый театр, с новым 87-ым театральным сезоном!
Фото Сергея Красноухова.
|
Раба Божия Людмила более десяти лет состояла в баптистской и пятидесятнической протестантских сектах. Рассказывать о своем непростом пути к истине Православия она сначала не хотела, но довод о том, что это интервью может уберечь кого-то от сектантских сетей, убедил ее ответить на наши вопросы. – Людмила, расскажите, пожалуйста, о себе. Как относились к вере в Вашей семье, было ли у Вас в детстве какое-нибудь религиозное воспитание? – В моем роду папин отец, мой дедушка, был глубоко верующим православным христианином. Он родился неподалеку от Дивеева, потом переехал на Алтай. Они с бабушкой даже не вступили в колхоз по религиозным убеждениям, и дома у них стояли иконы… Но папа не унаследовал веру родителей, говорил иногда: «Думаю, Бог – это солнце, оно светит, все растет» и т. п. Однако по его спокойному характеру и кроткому нраву всегда чувствовалось, что он происходил из православной семьи. Мамы же была мусульманкой и полной его противоположностью – воинственной женщиной, фанатично преданной исламу. До конца своих дней она раскаивалась, что вышла замуж за иноверца, и жили они с отцом не очень мирно. Когда я попала в секту и у меня появилась Библия, мама стала со мной часто ругаться. А позже, узнав о том, что я приняла Православие, она буквально кинулась на меня с ножом: «Ты весь наш род до четырнадцатого колена загнала в ад!» В шесть лет со мной произошел памятный случай. Мы с детьми играли возле школы, а рядом на лавочке сидела бабушка с Библией в руках. Из всех нас она почему-то подозвала к себе именно меня и рассказала о Боге. Я прибежала домой радостная и поделилась с родителями своим «открытием»: «Бог есть!» Но папа на это строго сказал: «Еще раз заговоришь о Боге – убью». Наверное, еще страх был перед коммунистической властью… – Как получилось, что Вы попали в секту, что Вас к этому подтолкнуло? – Это были лихие 90-е:рухнул «железный занавес», в Россию с Запада хлынуло множество сектантских проповедников – веруйте, как хотите! А тут еще «перестройка»: на заводах работы нет, зарплаты не выплачивают. Все разрушили, все наши жизненные принципы; как жить, для чего – непонятно. Кстати, в те годы в секты в основном попали образованные люди, интеллигенция: руководители, медики, инженеры, работники культуры. Их общественное положение, статус, не позволяли им жить плохо, а хорошо в то время они жить не могли, не вписались в новую жизнь. И вот в это время в училище, где я работала, стали приезжать с проповедью баптисты. А у меня тогда еще в семье были неурядицы, сын попал в дурную компанию. Все это тяготило душу, и, почувствовав участие этих людей, их внимание, я расплакалась. Это как беседа с психологом: расскажешь ему о проблемах и уже легче. А людям тогда было очень тяжело. И мы начали ходить на их встречи и других звать: «Пойдемте, там настоящие верующие люди!» Для нас было удивительно, что они посвятили себя проповеди Евангелия, оставив свои семьи, работу. – Расскажите, пожалуйста, подробнее о баптистах. Каково иерархическое устройство этой секты, какие обряды там совершаются, что представляют собой их «богослужения», чем занимаются сектанты и т. д. – Иерархическим вопросом я особо не интересовалась, но знаю, что в областном центре у них была как бы «церковь»-матерь, где все собирались, а к нам они приезжали раз в неделю с проповедью. Потом построили «церковь» и в нашем городке, назначили «пресвитера» и купили ему квартиру. Позже секта раздробилась на различные толки из-за несогласий в вероучительных вопросах и «пресвитеров» стало больше. Друг с другом мы все общались, но каждый обращался к своему «пастырю». «Богослужение» проходило так: мы сидели, слушали чтение Библии и «проповеди», рассуждали, высказывали свои мнения о слове Божием. Все это, конечно, развивало у нас тщеславие и гордыню. Таинств как таковых в баптистской секте не существует, кроме неких подобий Крещения и Причастия. Исповедь же совершалась таким образом: когда кто-то хотел покаяться, он выходил на середину собрания, вслух называл свои грехи, а «пастырь» в это время сидел и молился. Причем «исповедоваться» могли все одновременно, перечисляя грехи кто про себя, кто вслух. Учение о посте в секте тоже извращенное, многодневные посты не соблюдаются. Когда у кого-то из нас были какие-то проблемы и он просил о помощи, вся община устанавливала однодневный пост и каждый усиленно молился за нуждающегося своими словами. «Крещение» совершалось в озере, однократным погружением. Помню, во время моего «крещения» облака разошлись, солнце ярко засияло. Мне тогда казалось, что это знак, подтверждающий истинность и благодатность баптистской веры. Но это была бесовская прелесть. Проповедники сначала внушали нам, что баптисты – это не секта. Потом начали проводить беседы на богословские темы: критиковали Православие, говорили против почитания Креста, икон, святых, против церковно-славянского языка в Православной Церкви – мол, они молятся и сами не понимают, о чем просят. Сейчас в нашей Церкви обсуждают возможность перевода богослужения на «понятный» русский язык. Но это недопустимо – это влияние протестантизма, «того поля ягода». Когда я пришла в православный храм и услышала церковно-славянское пение, сразу почувствовала: вот оно, мое, родное; и пока всю Псалтирь на церковно-славянском языке не прочла, не получила душевного облегчения. Против Креста и икон баптисты приводят слова апостола Павла: «Бог не нуждается в деяниях рук человеческих» (см.: Деян. 17, 24–25. – Здесь и далее примеч. ред.). Они говорят: «Зачем православные осеняют себя крестным знамением, носят крест? Вот, они выходят из своих храмов и продолжают пить, курить, блудить – потому что у них вера не настоящая». И такими лукавыми доводами убеждают несведущих. Святых они вообще не признают. Божию Матерь называют «просто хорошей женщиной», «одной из лучших». Еще находясь в секте, я как-то заговорила с одной сестрой о Богородице: «Вот, мы читаем в Евангелии: у Бога нет мертвых, все живы (см.: Мф. 22, 32). Значит, мертвые – живые! Значит, святые – живы! А почему мы не можем их просить и молиться им? Почему я не могу попросить Божию Матерь помолиться обо мне и о моих детях? Я же могу тебя попросить, а почему Ее нет? Она жива, Бог сказал!» Но она мне ответила: «Люда, давай мы с тобой не будем это обсуждать (чувствовала же справедливость моих слов!) – у братьев спросим, что они скажут по этому вопросу». В секте культивируется послушание «от» и «до», безпрекословное. – В каком духовном состоянии Вы пребывали, приняв баптизм? Отражалось ли членство в секте на Вашей семейной и общественной жизни, отношениях с окружающими людьми? – Попав в секту, первое время я чувствовала восторг, эйфорию. Иногда от слов проповедника наступало такое разгорячение. Не знаю, владели ли они какими-то методиками воздействия на людей, но речь их действительно была необычная, с понижениями и повышениями голоса, различными интонациями… Дома я практически не появлялась, все бегала, общалась с людьми: мы помогали семьям наркоманов, алкоголиков. Разговаривать у баптистов принято очень ласково: «Давай, моя родная, садись, я тортик испекла. Ну, как твои дела. » Помощь оказывалась и материальная. Например, сняла неблагополучная семья жилье, так баптисты им и квартиру, и подъезд отремонтировали, чтобы все было в порядке… И это многих, конечно, подкупает. – А замечали ли Вы в учении баптистов еще что-то, кроме непочитания святых, что казалось Вам непонятным, ошибочным? – Думаю, за меня кто-то молился из моих почивших православных предков и поэтому у меня возник вопрос: почему в Православии – одно учение, а в баптизме – другое, почему мы, верующие во Христа, разделены? Я стала взывать к Богу: «Господи, Ты умер за нас, а мы все разделились. Кто же из нас прав? А может, мы все правы? Почему тогда веры наши так различаются? Так же не должно быть, значит, кто-то в чем-то ошибается. Помоги мне понять, где же истина!» Я так сильно скорбела из-за этих сомнений, плакала, что даже пришлось уйти на больничный. Вскоре в баптизме меня стал смущать еще один момент – панибратское отношение к Богу: «Ты меня кровью омыл, искупил, я уже спасен». Нам часто говорили на собраниях: «Поднимите руку: вы святые или нет?» Почти все поднимали, а я не могла. Ведь понимаю, что живу далеко не свято, как я могу сказать, что я – святая? – «Вы понимаете, что вы кровью омыты?! Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и Свои Богу (Еф. 2, 19)!» А я опять не понимала: да, Бог свят, но я-то с грехами, а ничто нечистое в Царство Божие не войдет (см.: Откр. 21, 27). Так я стала видеть расхождение учения баптистов со словом Божиим. – И тогда Вы решили принять Православие? – Нет, еще несколько лет я блуждала по сектам. У меня начались страхования: я боялась выходить из дома, заходить в него, оставаться одна, особенно ночью, подобное я уже переживала в детстве и юности. Затем появились страшное уныние, апатия ко всему, безразличие к близким по секте людям. Они подойдут ко мне узнать, как дела, попытаться помочь, а я говорю: «У меня – тьма, ничего не могу с собой поделать, чувствую, что-то здесь не то». Они мне: «Ну, поговори с пресвитером». А у нас с ним отношения стали напряженными. Но все же я к нему обратилась с одним вопросом: «На меня нападают бесы. Я молюсь – долго, усердно, ночами не сплю, но они уходят, только когда я их крещу. Почему так происходит?» «Пресвитер» на это ответил: «Ты заражена ересью – православным духом, тебя мучает православный дух!» Но я-то уже на опыте познала, как враги боятся Креста. (Потом, после принятия Православия, однажды ко мне домой пришли сектанты, а я просто показала им свой Крест, и они отшатнулись и убежали!). У меня была иконочка Божией Матери – «Владимирская», в отрывном православном календаре. Я с ней разговаривала, молилась, как могла. Думаю, что именно Матерь Божия меня вывела из секты. Но, когда сектанты узнали об иконе, заставили сжечь календарь. Еще я читала книгу о преподобном Серафиме Саровском и как-то сказала своему «пастырю»: «Какой великий святой был преподобный Серафим!» А он посоветовал мне уничтожить и эту книгу: «Вот она тебе и мешает быть по-настоящему верующей. Поэтому тебя грызут сомнения и ты мучаешься». Но я ее не сожгла. А Владимирскую сожгла. Но потом, перебирая бумаги, нашла у себя другую Владимирскую, уже журнального размера, и подумала: «А она растет, и я не могу ее уничтожить!» И когда пришла в православный храм, первое, что увидела – именно эту икону! Так Господь меня вел к истинной вере, постепенно изводя из сектантской тьмы. Но и враг не хотел отпускать из своих сетей: как-то я встретила подругу, ушедшую в другую секту – к пятидесятникам. Они молятся «языками» – это такая нечленораздельная речь, тарабарщина, а по сути – беснование. Но внешняя жизнь пятидесятников, как правило, очень благочестива. Я перешла в эту секту, но и там меня не оставляли сомнения. Однажды во время собрания, когда «проповедник» плохо о ком-то отозвался, я внутренне возмутилась: «Почему же ты осуждаешь? Вы же святые все, вам нельзя!» В Православии мы не говорим, что мы святые. Мы видим, что духовно больны, и с помощью Церкви, ее Таинств, должны постепенно исцеляться. А в сектах внушают, что мы уже святые, но при этом осуждают ближних, развивают в людях гордыню и превозношение над ближними, дух фарисейства. Еще я читала в Евангелии от Иоанна: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). А у баптистов и пятидесятников Таинства Причастия нет. Они пекут хлеб, приносят на собрание, наливают в чашу вино, «пресвитеры» ломают хлеб и говорят: «Давайте вкусим это в воспоминание Тайной Вечери». В Евангелии в одном месте есть это слово – «в воспоминание», но в других местах ясно указывается, что это должны быть истинные Плоть и Кровь. «Иоанна Богослова забыли что ли?!» – недоумевала я. – «Нет, – говорят, – это подразумевается». – «Но тогда мы не можем быть с Господом. Мы сидим и поминки по Нему справляем!» И вот, когда я была в последний раз на собрании пятидесятников, все эти противоречия не выходили у меня из головы и я взмолилась: «Господи, покажи мне путь спасения!» Пришла домой, достала Библию, и как будто сами собой стали открываться страницы, где мне указывалась истинность Православной веры. Наутро я позвонила одной своей подруге-сектантке: «Пошли в православный храм, мы – в ереси». Это был будничный день, но мы застали батюшку. Начали беседовать, потом пришел второй священник. Мы проговорили, наверное, часов шесть подряд, до самой ночи. Они рассказывали нам о Православной вере, а мы со всем соглашались: «Да, правильно», «да, об этом же вот тут написано», – мы же слово Божие знали, но теперь эти знания как бы полноценно и правильно раскрывались. – И Вы крестились в Православной Церкви? – Да. Но я сомневалась: надо ли мне принимать Крещение «во второй раз», может, меня нужно только миром помазать? Ведь мы же, вроде, «крестились», и облака расходились, и солнце сияло… Но батюшка объяснил мне, что мы крестимся в Тело Иисуса Христа, а Тело есть Церковь, а Церковь истинная только одна – Православная. И я приняла Святое Крещение. И муж мой, тоже некрещеный, на удивление сам захотел креститься в Православной Церкви, хотя ранее я уговаривала его стать баптистом, но он никак не соглашался. А в Церковь сам пошел, начал воцерковляться, стал православным христианином. – Что изменилось в Вашей жизни после того, как Вы ушли из сект и приняли Православную веру? – У меня радость несказанная была, я упивалась Православием, каноны, акафисты стала читать, Псалтирь… Но тут же началась и духовная брань – то, что не ведомо сектантам. Не стало былого рвения, я не могла уже, как раньше, с легкостью помогать многим людям. Сейчас каждый шаг дается с трудом, но я понимаю: Православие – узкий путь, заповеданный Господом. – А сколько лет в общей сложности Вы пробыли в сектах? – Крестились мы в 2002 году, а до этого 11–12 лет я там потеряла… Я рыдала, осознавая это, но, видно, мне нужно было все поле перерыть, чтобы найти жемчужину, как говорится в Евангелии (см.: Мф. 13, 44–46). Счастлив тот, кто сразу пришел в Православную Церковь, им жемчужина сразу дается! Поэтому когда я вижу, что многие православные не ценят сокровища истинной веры, очень огорчаюсь. Секта – диавольская ловушка, пребывание в ней не проходит безследно. Дух прелести, сомнения, уныния, как правило, еще долго борет бывших сектантов. Но есть и положительный момент – об этом мне сказал один батюшка высокой духовной жизни: искренне покаявшиеся сектанты становятся более ревностными православными христианами. Они стараются точно придерживаться церковных правил, всех постановлений, преданий. Сейчас ведь много отступлений происходит в церковной жизни. Среди православных распространяется заблуждение, что все веры благодатны и угодны Богу: «Прямо уж, в других верах что ли не спасаются?!» Мне это невыносимо слышать. Одна женщина, будучи сектанткой, говорила: «Но мы же тоже христиане, тоже по Евангелию живем, просто пути разные». – «Нет, – говорю, – пропасть! Между нами пропасть! Как небо и земля отличаются учения, нет там вообще ничего общего!» Потом она согласилась, что действительно различия велики. Но еще можно понять, когда так говорят сектанты, еретики, но когда православные… В последнее время я часто совершаю паломничества в монастыри, где церковные устои соблюдаются более строго. Теперь мне стало понятно, зачем существует монашество, подвижничество, что это удобнейший путь к Богу. Раньше я считала это издевательством над собой и ближними. А ведь кто-то берет на себя такой крест, еще и радуется, и скорбит за прожитый без искушений день… – Как, по Вашему мнению, православные верующие могут противостоять засилью всевозможных сект в нашей стране? – В первую очередь своей жизнью. Мы должны в себе самих иметь Евангельский дух, быть его носителями. Но мне кажется, Православие в крови у нашего народа, душа сама к нему тянется… – Последний вопрос: что бы Вы хотели пожелать читателям нашей газеты и всем православным христианам? – Не попадать в секты! Спасаться и быть настоящими православными христианами. Но это легко сказать и так непросто исполнить. Источник статьи: http://www.sobor2008-narod.ru/608-ne-popadite-v-sekty-rasskaz-byvshey-baptistki.html ➤ Adblock |
Хапун — у беларускай міфалогіі істота, якой на Вілейшчыне пужалі дзяйцей.
Апісанне[правіць | правіць зыходнік]
Старэнькі, невялічкі дзядок, з доўгай барадой і торбаю. Ён летаў над зямлёю і хапаў непаслухмяных дзяцей, асабліва тых, што не слухалі бацькоў ці адыходзілі далёка ад дому. Хапун саджаў дзіця ў торбу. Дзіцячы крык з той завязанай торбы ніхто не мог пачуць, і Хапуна ніхто не мог дагнаць, бо лётаў ён вельмі хутка. Прычым дзіця не магло нават схавацца і ўцячы, бо Хапун нябачны, і пабачыць яго можна было толькі тады, калі ён развяжа торбу. А рабіў ён гэта толькі ў сваім жытле. Жыў Хапун за змрочнай пушчай, пасярод балота, у нары пад карчом. Там даводзілася жыць і дзецям, якіх ён скраў. Істота дрэнна да іх ставілася, нават секла крапівою. Ніводны чалавек не даходзіў да Хапунова жытла, ніводнаму дзіцяці не ўдавалася ўцячы. Калі тыя дзеці вырасталі, яны робіліся такімі ж хапунамі, у іх вырастала доўгая барада па калена.
Гл. таксама[правіць | правіць зыходнік]
- Жалезны чалавек
Спасылкі[правіць | правіць зыходнік]
- Хапун, «Родныя вобразы»(недаступная спасылка)