СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).
Р.А. Султангареева
Сценарий
открытого мероприятия
Праздник урожая — Сумбуля.
Цель: формирование знаний детей о традиционном
празднике башкирского народа «Сумбуля».
Задачи: образовательные:
ознакомление детей с традиционным праздником башкир «Сумбуля»;
Воспитательные: воспитание
чувства уважения, любви и гордости за традиции предков.
Развивающие: развитие
коммуникативных качеств и опыта взаимодействия в группе, коллективе,
способности понимать и принимать других людей;
—
Развитие творческих и актёрских способностей обучающихся.
Оборудование: ноутбук, записи
фонограмм, колосья ржи, пшеницы, овса, овощи и фрукты (тыква, яблоки, морковь,
репа), напитки буза, кумыс, венок из колосьев злаковых, башкирские костюмы,
плакаты «Праздник урожая- Сумбуля», «Не тот урожай- что в поле, а тот – что в
амбаре», «В землю крошки, а из земли лепёшки»; дерево, ленточки и лоскутки,
паласы.
Ход праздника
(На сцену выбегают девочки. У них в руках осенние
плоды, колосья. Сцена украшена как осенняя солнечная поляна.)
(Слова Л.
Некрасов, музыка З. Левина «Что
нам осень принесет ?»)
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
1я
девочка : Сумбуля, Сумбуля, кто знает, что за праздник Сумбуля?
2я
девочка: Это праздник урожая,
3я
девочка : Вот спелая тыква,
4я
девочка : Вот пшеница и рожь,
5я
девочка : Вот большая репка,
1я
девочка : Вот выросла морковь,
2я
девочка : Приготовили кумыс,
3я
девочка : Сделали мы и бузу,
4я
девочка : Чтобы праздник был веселым,
5я
девочка : Повеселимся на лугу.
(Входят нарядно одетые бабушка и тётушка.)
Бабушка: Здравствуйте, дети! С праздником
вас веселым! Сегодня солнечный день бабьего лета, как раз для праздника Сумбуля.
Девушки: Спасибо за поздравление. Проходите,
будьте с нами!
1я девочка : Давайте изберем ведущую. Чтоб
она была и красива, и пригожа, и веселиться умела, была и певуньей, и
плясуньей…
2я девочка : Чтоб знала и народные приметы,
и пословицы, и поговорки.
3я девочка : И рукодельницей — мастерицей слыла.
Все: Да, да, именно так.
Бабушка: Ну-ка, девушки, покажите-ка мне ваши
рукоделия. Кто из вас самая искусная?
(Девочки показывают ей свои работы: шитье, вышивки,
вязанье.)
Бабушка: Ого-го, современные дети. Все умеют.
Смотри-ка, какие прекрасные вышивки.
Тётушка: Мы теперь видим, что у вас руки
золотые … А сейчас, милые вы мои, покажите свое искусство — спляшите нам. (Включают
вальс Рима Хасанова «Итэнгэ томан» и девочки танцуют.)
Бабушка: Молодцы, афарин, девушки. И танцуете вы
прекрасно.
Тётушка: А теперь давайте посмотрим, кто больше
всех загадок об осени знает, та и будет ведущей. Кто смелее, начинай!
1я девочка: Сытно ест да слезы льет ручьем,
Да мальчишек гонит в дом
2я девочка: Сама вечно слезы льет,
А всех кормит зиму напролет
3я девочка: И сыта, и нет забот,
А вот слезы льет и льет
4-я девочка: Солнце скрыл один листочек-
Стало на земле, как ночью
1-я девочка:
На горке сношек целый круг,
Сыплют талеры из рук
3-я девочка: Скатертью белой
Землю одела
1-я девочка: Триста шестьдесят пять скворцов,
Пятьдесят две шишки,
Двенадцать лебедей, один журавль
Отгадайте, что это такое? 5-я девочка: Несу я
урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
Все: осень!
Тётушка: Ну что, девочки, кто оказался и
пригожей, и умницей, и искусной рукодельницей, и танцовщицей лучше всех?
Все: Марьям, Марьям
Тётушка: Верно, она. Поздравляем тебя, Марьям, ты
стала Красавицей Осенью-девушкой Сумбуля.
(На голову девушки бабушка кладет венок из колосьев
пшеницы, ржи и овса, на уши — сережки из рябины и калины, а на руки — браслет.)
Бабушка: Вот какая красавица наша девушка-
Сумбуля.
Сумбуля: (выходит в центр сцены) Девочки,
давайте-ка, расскажем стихотворения об осени. Вы, бабушка и тётушка, присядьте,
отдохните.
Стих Мусы Ялиля «Коз етте»
Кин
болондарза,
Урман
– кырзарза
Агастар,
голдар
Кибеп
hулынылар.
Уйhыу
ерзарза,
Й
ы л г а, кулдарза.
Козго
h алкындан
H ы у з ар
тундылар.
Кондор
h ы у ы н д
ы,
Шишмалар
тынды,
Беззе
калдырып
Коштар
за китте.
(звучит
фоновая мелодия Л. Степанова «Журавлиная песнь»)
Стих Р. Гарипова «Последний раз курлыча на рассвете!»
Точками-соринками-
Журавлиный
клин;
А
по серединке
Желтых
луговин
Вьются
серебринки
Поздних
паутин.
День
ли укорочен,
Я ли умудрен,
Только
жалко очень,
Что
этим сентябрем
Я не позолочен,
А
посеребрен.
Сумбуля: Давайте, ребята, мы споем с вами
песню об осени.
Слова: С. Насауленко,
Музыка: С. Насауленко
Осень Наступила
Осень,
осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.
Сумбуля: Давайте, девочки, вспомним
народные приметы осени. (Подсаживаются к бабушкам)
Тётушка: Начнем. Если в сентябре снег покажется,
то это к чему?
Девушки: (Отвечают) То сорок
дней будет стоять погожая погода. Бабушка-сказительница: Если в начале октября
выпадет снег, то это к чему? Дети: То сорок дней он будет лежать.
Бабушка: Если во время нарождения молодого
месяца подует ветер, то это к чему?
Девушки: То он будет дуть до конца месяца.
Тётушка: Если дрова в печке горят со свистом, то
это к чему?
Девушки: Жди мороза.
Бабушка: Если дрова в печке горят с треском,
то это к чему?
Девушки: Это к теплу.
Тётушка: Если октябрь не покроет снегом, то это к
чему?
Девушки: То раньше января снега не жди.
Бабушка: Если осень долгая, то это к чему?
Девушки: Зима будет долгой.
Тётушка: Если воробьи низко летают, то это
к-чему?
Девушки: Осень будет короткой.
Бабушка: Ай да молодцы! Вы всё знаете.
(Входит молодуха)
1-я сноха: Вот, бабушка, тетушка, девушки,
испекся хлеб нового урожая. (Вносит на блюде свежеиспеченный каравай хлеба и
вручает бабушке)
(Ф. Губайдуллина «Хлеб»)
Вот
этот хлеб,
Бери
его двумя руками,
Если
хоть крошка упадёт,
С
уважением подберём сами.
Каждая
крупинка
Дороже
золота,
Сок
земли,
Пламя
от солнца.
Труд
отца,
Матери
сила
В
хлебе том,
Каждую
крошку
Дороже
золота
Мы
вносим в дом.
Хлеб
– сокровище, его уважай.
Вместе:
добро пожаловать,
Новый
урожай!
Бабушка: я знаю песню о Юаса. Это хлебные лепёшки.
Девочки: спой, бабушка, пожалуйста.
Песня «Юаса» (народная) в
исполнении бабушки
Тётушка: Какие вы молодцы, как много песен
знаете. А знаете песню о празднике Сумбуля? Спойте, пожалуйста.
(слова припева Ф. Губайдуллиной, музыка на мотив песни
«Осень
милая, шурши»)
1.Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой
Припев: Сумбуля ,
Сумбуля,
Пахнет свежим хлебом.
И с дождливым небом,
Осень к нам пришла.
Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!
2.
Вот
рябины кусты,
Как
рубины цветом,
Журавлей
шумный клин
—
Осени приметы.
Зарумянились
вмиг
Яблоки,
калина.
Разноцветным
ковром
Убрана
долина.
Припев: Сумбуля , Сумбуля,
Пахнет свежим хлебом.
И с дождливым небом,
Осень к нам пришла.
Сомболя,
Сомболя-
Козго
матур байрам.
Унышка
hокланып,
Калабыз
хайран.
Сумбуля: Девушки, давайте поиграем в игру
«Наза» (Игра «Ручеек»),
(Дети играют в ручеек, исполняя башкирскую народную
песню «Наза».)
1. Девочка Этой Припев: Наза, Наза, Девочка –красавица, Всё –то может и умеет, Наза всем нам нравится. 2. У Руки просто золото. В поле выйдет, Будет всё прополото |
Стоя Подняв |
Бабушка: Попробовали и свежий каравай, попили и напитка, давайте
теперь дарить друг другу подарки.
Тётушка: Сосед соседу всегда рад,
Сосед
соседу друг и брат,
«Добро
пожаловать!» — говорю,
Соседу
подарки дарю.
(Дает бабушке подарок.)
Бабушка: Вот, подруженька моя,
Носочки
связала я,
Подарить
тебе разреши,
И
на здоровье носи!
(Дарит подарок.)
Сумбуля (дарит бабушке шаль.)
Вот,
бабушка, вам дарим шаль,
От
души, нам ее не жаль,
Ну-ка,
ну-ка, попляши,
Каблучками
постучи,
На
здоровье ты носи!
Сумбуля: Давайте все участники праздника в
знак благодарности с добрыми пожеланиями, завяжем на деревья лоскутки,
ленточки,
4я
девочка : Пусть здоровья нам желает.
2я
девочка : Благополучия желает.
3я
девочка : Удачно перезимует скот.
4я
девочка : Пусть мирным будет год.
5я
девочка : С белой шубой,
1я
девочка : Морозной стужей,
2я
девочка : Уже у порога стоит зима,
3я
девочка : Пусть счастья принесет она!
Ведушая- Сумбуля: До свидания,
лебеди,
До
свидания журавли,
Зима,
приходи веселей,
Сыпь
снегами, не жалей!
(Бабушка и тётушка читают молитву.)
Иллала!
Сказали, прошла зима,
Со
слезами пришла весна,
Душе
радость, телу здоровье
Наше
лето принесло,
Принесло
и уже ушло.
Со
смехом, счастьем осень настала,
Жеребеночка
вырастила в коня,
Бедного
сделала богатым,
И
страну, и меня, и тебя,
Осень
накормила,
Каждому
по труду
Урожай
раздарила.
Мы
довольны, Тенгри,
Пусть
он нас не оставляет,
И
здоровья всем желает!
Аминь!
Литература:
Ж.
«Учитель Башкортостана» № 102009г
Башкирское
народное творчество, том1,
Губайдуллина
Ф.Х. Край родной, тебя пою!
Праздник Сумбуля отметят 19 сентября в 13.00 в Тюмени в Центре татарской культуры.
Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.
Сумбуля ассоциировали с образом златовласой девушки, и первый связанный сноп, посвящая ей, оставляли на поле, рассказала корреспонденту «Вслух.ру» ведущий специалист Центра татарской культуры Зульфима Минибаева. Красивая и трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника, вокруг нее проводили игры, пели, плясали.
Поскольку Сумбуля — месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением были символизирующие достаток бавырсаки. Это сладкое блюдо представляет собой обжаренные во фритюре кусочки теста из муки и яиц, которые потом поливаются сиропом. Среди тюменцев бытуют такие его разновидности: косык-бавырсак (мелкий, как кедровый орех), кэпэц-бавырсак (в форме тюбетейки), уйма-бавырсак (в виде мелких квадратиков), кыекца-бавырсак (в форме ромба) и другие.
В Центре татарской культуры в среду устраивают театрализованную игру-представление с участием татарских творческих коллективов. Ребятишкам из начальной школы (приглашены около 60 человек) предстоит отыскать похищенную Кикиморой красавицу. Им предложат поучаствовать в конкурсе песен и загадок и в игровой форме познакомят с историей праздника.
«Наше мероприятие направлено на сохранение народных традиций», — отмечает Минибаева.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в
Vk.
Слайд 1
ПРОЕКТ « Сумбуля – праздник урожая» Подготовила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. 2017 г.
Слайд 2
« В каком народе живёшь, такого обычая и держишься ». Пословица . Актуальность . В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи,которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, башкирские национальные обычаи. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая — Сумбуля . Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду мы проводим осенние праздникиСумбуля . История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое… Издавна люди встречали Сумбулю , хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. Тема данной работы « Сумбуля – праздник урожая». Обращение к духовным ценностям башкирской культуры достаточно актуально в современном обществе. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на сохранение традиции башкирского народа.
Слайд 3
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный . Продолжительность проекта: 2 недели (16октября – 31октября). Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников . Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о Сумбуле , об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Слайд 4
Задачи проекта : Углубить представления об изменениях в природе осенью; Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; Привлечь внимание к окружающим природным объектам; Приобщать детей к народным традициям и обычаям башкирского народа. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.
Слайд 5
Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности . Продукт проектной деятельности: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», созданная руками детей и их родителей. Форма проведения презентации проекта: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», утренник « Сумбуля — праздник урожая». Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, фонотека
Слайд 6
Модель трех вопросов Что мы знаем о Сумбуле ? Что мы хотим узнать о Сумбуле? Как узнать об этом? Сумбуля – золотая Осень (Альбина) Сумбуля – Королева Осени ( Эльвина ) Она красивая ( Рина ) День урожая (Руслана) Она приходит на праздник ( С.Ильназ ) Она яркая ( З.Никита ) Она добрая (Руслан) Почему она так называется? (Руслан) Как переводится с башкирского языка? ( Рина ) Что такое Сумбуля ? ( Эльвина ) Хотим побольше узнать о Сумбуле (Ваня) Красивая она или нет? ( Айзиля ) Как ее узнать? ( К.Искандер ) Как она выглядит? ( Г.Данияр ) Спросить у мамы ( Айзиля ) Посмотреть по телевизору (Кирилл Я.) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале на празднике (Альбина) Спросить у папы ( Наргиза ) Спросить у воспитателей ( Т.Алмаз )
Слайд 7
Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) Дидактические игры: «Признаки Осени», «Что лишнее?»; «Запасы зверей» ,«Хлопай в ладоши», Игра на внимание: «Съедобное — несъедобное»; Речевое (к оммуникативная) Беседы: «Кто такаяСумбуля ?»; Беседы об осени, ее признаках и явлениях; НОД «Ах, какая Осень!»; Дидактическая игра: «Назови ласково», «Доскажи словечко»; «Парные картинки»,«Какой сок?», «С какого дерева лист?», «Две корзинки», «Целое и часть», «Осенние приметы»,«Чудесный мешочек», « Улетают – не улетают »; Физическое развитие (двигательная) Подвижные игры: «Юрта», « Собери листочки», «Собери урожай»;«Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,«Белкины запасы», «Найди пару»; Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 –будем листики считать», «Осень»; Познавательное (познавательно-исследовательская) Просмотр презентаций: «Подарки Осени», «Осень – золотая пора» ; Мультимедийная дидактическая игра: «Что нам осень подарила?», Художественно-эстетическое (продуктивная) Выставка работ из природного материала: «Осенний Вернисаж» Утренник: « Сумбуля – праздник урожая» Песни: «Ах какая Осень!» Автор — З. Роот , «Осень милая шурши» Музыка — М. Еремеева , Слова — С. Еремеев, Урожайная.Автор — А. Филиппенко; Танцы: с листочками «Осень пришла», с зонтиками. Системная паутинка
Слайд 8
Ожидаемый результат: для детей: пополнение кругозора детей знаниями о Сумбуле , об осени; формирование интереса к созданию работ из природного материала; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей; развитие творческих способностей детей ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) для педагогов : повышение компетентности педагогов в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) . для родителей : приобщение родителей к музыкальной культуре и региональному компоненту; повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ; гармонизация детско – родительских отношений, проявление интереса к проектной деятельности ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)
Слайд 9
Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети мало знают о Сумбуле . Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, что дети узнали многое о Сумбуле в ходе проекта. Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились. Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.
Слайд 11
Мыслительная карта.
Слайд 12
Заключение: Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий (в частности ИКТ-технология, технология составления мыслительных карт, технология здоровьесбережения ) в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании ими мира, желании принимать участие в совместной деятельности, узнавать больше о культуре и традициях своего народа. В ходе реализации проекта у детей: — углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, -вырос интерес к башкирской народной культуре — расширился и активизировался словарный запас, -развивались творческие способности, у родителей: — появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки. у педагогов: — повысился интерес в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; — укрепилась взаимосвязь между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) .
Слайд 13
Фотоприложение .
Слайд 15
Выставка из природного материала «Осенний Вернисаж!»
Слайд 18
Мы создали благодарность за участие в выставке: «Осенний Вернисаж!», и провели награждение на утреннике.
Слайд 20
Литература : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Издание 3-е переработанное и дополненное . Соломенникова , О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре комендации / О. А. Соломенникова . — М.: Мозаика-Синтез, 2005 . Ссылки на интернет-ресурсы : http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn-- p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii http:// fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii http:// teremok25.ru/news/detail.php?ID=472 http://yanbibl.ru/? p=2703 http:// fb.ru/article/275343/natsionalnyiy-bashkirskie-prazdniki-istoriya-opisanie-i-traditsii http:// stud24.ru/culture/bashkirskie-prazdniki/175340-510682-page2.html http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-bashkirskogo-narodnogo-prazdnika-sumbulja-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html
МКУ Управление культуры
МР Хайбуллинский район
«Культура начинается с тебя»
» 2018 » Сентябрь » 25 » Праздник «Сумбуля»
Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры до того, как был введен юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.
Поскольку Сумбуля – месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением был символизирующий достаток — чак-чак. 23 сентября в Хайбуллинском районе состоялся этот прекрасный праздник осеннего урожая, на который жители деревни Комсомольск пригласили жителей деревни Валитово. В подготовке и организации с особым задором и вдохновением приняли участие работники сельского клуба, библиотеки, женсовет и активы села. На месте проведения праздника была организована выставка изделий местных мастериц и поделок из осеннего урожая. Открыл мероприятие выступление вокала девушек с песней «Ураҡсы ҡыҙ», и танец «Колоски». Далее на празднике выбрали хозяйку праздника, а выбирали ее со схожестью с осенним месяцем – девочку со светлыми волосами. Затем были проведены веселые игры, где участвовали все и взрослые и дети. По окончании мероприятия каждый участник был награжден памятным призом. Праздник прошел на высоком уровне и прошел на “Ура!”. Огромную благодарность выражаем всем организаторам и участникам. |
Просмотров: 1024 | | Рейтинг: 0.0/0 |
(16+) Праздник «Сумбуля»
9 сентября в Ильтугановской модельной сельской библиотеки совместно с сельским клубом ичленами клуба «Яблонька»прошел красивый праздник осени «Сумбуля». Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса .Это отличное время, чтобы собраться в теплом кругу друзей после завершения всех уборочных осенних работ, накопившихся дел, приготовиться к зиме. Наши предки считали что «Сумбуля» настоящий праздник, который дарит людям природа. Бабушки и дедушки с удовольствием поздравляли друг друга с последними теплыми деньками, зазывали в дом и угощали разными лакомствами. Ведущая вечера пригласила в зал символ праздника изобилия — Сумбулю. Ее украшал венок из осенних листьев, бусы из ягод рябины, платье было декорировано осенними листьями.Каждая из участников продемонстрировала свой урожай, расхваливала и передавала его Сумбуле. Все это действо сопровождалась стихами.
Затем Сумбуля организовала конкурс загадок и пословиц. На празднике прозвучали песни, стихи об осени. В завершении вечера гости праздника попрощались с Сумбуля до следующего года.
Была организована выставка членами клуба «Яблонька». На выставке — просмотре «Сумбуля — праздник осени» представлены самые разнообразные изделия из овощей и фруктов заготовок . Самые интересные экземпляры овощей и фруктов — крупная морковь, необычного вида и формы капуста кольраби, мелкие, но удивительно сладкие и красные арбузы, тыква, яблоки разных сортов, цветы и многое другое, выращенные своими руками на огородах. Это семья Кабировых, Юсуповых, Кильдияровых и другие семьи.
Мероприятие прошло в теплой душевной атмосфере.