Что такое праздник сумбуля

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

СУМБУЛЯ, у башкир и татар праздник осеннего равноденствия (22–25 сентября). Проводился после окончания основных полевых работ. С. – название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры и татары до введения юлианского календаря. Праздник проводили в тёплые безветренные дни Бабьего лета, когда в воздухе начинали летать паутины, их накручивали на пальцы и гадали на судьбу, имена женихов, клали под подушку для “вещих снов” и др. Женщины накануне С. собирали продукты для общей трапезы, пекли блины, каравай из нового урожая. Считалось, что проведение С. помогает умилостивить силы природы, духов предков. Из колосьев делали сноп, поджигали его и несли на вилах по улице, произнося благопожелания с просьбой о благоприятной погоде, хорошем урожае, благополучии и изобилии, читали специальную молитву, проводили игры народные, пляски и др. Обязательным было посещение пожилых женщин и получение их благословения. В ходе праздника из числа девушек выбирали красавицу Сумбулю, она предсказывала, какой будет зима. Например, ей задавали вопрос: “Топор или шило?” (“Балтамы, безме?”), если она отвечала “топор”, то предвещалась холодная зима, если “шило” – тёплая. Девочкам, родившимся в это время, давали имя Сумбуль (Сумбуля, Сюмбель, Сюмбеля).

Р.А. Султангареева

Сценарий
открытого мероприятия

Праздник урожая — Сумбуля.

Цель: формирование знаний детей о традиционном
празднике башкирского народа «Сумбуля».

Задачи: образовательные:
ознакомление  детей с традиционным праздником башкир «Сумбуля»;

Воспитательные: воспитание
чувства уважения, любви и гордости за традиции предков.

Развивающие: развитие
коммуникативных качеств и опыта взаимодействия в группе, коллективе,
способности понимать и принимать других людей;


Развитие творческих и актёрских способностей обучающихся.

Оборудование: ноутбук, записи
фонограмм, колосья ржи, пшеницы, овса, овощи и фрукты (тыква, яблоки, морковь,
репа), напитки буза, кумыс, венок из колосьев злаковых, башкирские костюмы,
плакаты «Праздник урожая- Сумбуля», «Не тот урожай- что в поле, а тот – что в
амбаре», «В землю крошки, а из земли лепёшки»; дерево, ленточки и лоскутки,
паласы.

Ход праздника

 (На сцену выбегают девочки. У них в руках осенние
плоды, колосья. Сцена украшена как осенняя солнечная поляна.)

(Слова Л.
Некрасов
, музыка З. Левина «Что
нам осень принесет ?
»)
Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед.

Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!

Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!


девочка : Сумбуля, Сумбуля, кто знает, что за праздник Сумбуля?


девочка: Это праздник урожая,


девочка : Вот спелая тыква,


девочка : Вот пшеница и рожь,


девочка : Вот большая репка,


девочка     : Вот выросла морковь,


девочка : Приготовили кумыс,


девочка : Сделали мы и бузу,


девочка : Чтобы праздник был веселым,


девочка : Повеселимся на лугу.

(Входят нарядно одетые бабушка и тётушка.)

Бабушка: Здравствуйте, дети! С праздником
вас веселым! Сегодня солнечный день бабьего лета, как раз для праздника Сумбуля.

Девушки: Спасибо за поздравление. Проходите,
будьте с нами!

девочка : Давайте изберем ведущую. Чтоб
она была и красива, и пригожа, и веселиться умела, была и певуньей, и
плясуньей…

девочка : Чтоб знала и народные приметы,
и пословицы, и поговорки.

девочка : И рукодельницей — мастерицей слыла.

Все: Да, да, именно так.

Бабушка: Ну-ка, девушки, покажите-ка мне ваши
рукоделия. Кто из вас самая искусная?

(Девочки показывают ей свои работы: шитье, вышивки,
вязанье.)

Бабушка: Ого-го, современные дети. Все умеют.
Смотри-ка, какие прекрасные вышивки.

Тётушка: Мы теперь видим, что у вас руки
золотые … А сейчас, милые вы мои, покажите свое искусство — спляшите нам. (Включают
вальс Рима Хасанова «Итэнгэ томан» и девочки танцуют.)

Бабушка: Молодцы, афарин, девушки. И танцуете вы
прекрасно.

Тётушка: А теперь давайте посмотрим, кто больше
всех загадок об осени знает, та и будет ведущей. Кто смелее, начинай!

девочка: Сытно ест да слезы льет ручьем,

                        
Да мальчишек гонит в дом

девочка: Сама вечно слезы льет,

                       
А всех кормит зиму напролет

3я  девочка:    И сыта, и нет забот,

   
                        А вот слезы льет и льет

4-я девочка: Солнце скрыл один листочек-

                      
Стало на земле, как ночью

1-я девочка:
На горке сношек целый круг,

                     
Сыплют талеры из рук

3-я девочка: Скатертью белой

 
                   Землю одела

1-я девочка: Триста шестьдесят пять скворцов,

                      
Пятьдесят две шишки,

                      
Двенадцать лебедей, один журавль

                      
Отгадайте, что это такое?                                                                                                                           
5девочка: Несу я
урожаи,
                        Поля вновь засеваю,
                       Птиц к югу отправляю,
                      Деревья раздеваю,
                      Но не касаюсь сосен и елочек.
                      Я — … 

Все: осень!

Тётушка: Ну что, девочки, кто оказался и
пригожей, и умницей, и искусной рукодельницей, и танцовщицей лучше всех?

Все: Марьям, Марьям

Тётушка: Верно, она. Поздравляем тебя, Марьям, ты
стала Красавицей Осенью-девушкой Сумбуля
.

(На голову девушки бабушка кладет венок из колосьев
пшеницы, ржи и овса, на уши — сережки из рябины и калины, а на руки — браслет.)

Бабушка: Вот какая красавица наша девушка-
Сумбуля.

Сумбуля: (выходит в центр сцены) Девочки,
давайте-ка, расскажем стихотворения об осени. Вы, бабушка и тётушка, присядьте,
отдохните.

Стих Мусы Ялиля «Коз етте»

Кин
болондарза,

Урман
– кырзарза

Агастар,
голдар

Кибеп
hулынылар.

Уйhыу 
ерзарза,

Й
ы л г а, кулдарза.

Козго
h алкындан

H ы у з ар
тундылар.

Кондор
h ы у ы н д
ы,

Шишмалар
тынды,

Беззе
калдырып

Коштар
за китте.

(звучит
фоновая мелодия Л. Степанова «Журавлиная песнь»)

Стих Р. Гарипова «Последний раз курлыча на рассвете!»

Точками-соринками-

Журавлиный
клин;

А
по серединке

Желтых
луговин

Вьются
серебринки

Поздних
паутин.

День
ли укорочен,

Я ли умудрен,

Только
жалко очень,

Что
этим сентябрем

Я не позолочен,

А
посеребрен.

Сумбуля: Давайте, ребята, мы споем с вами
песню об осени.

Слова: С. Насауленко,
Музыка: С. Насауленко

Осень Наступила

Осень,
осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет и потемнело,
Дождик начинается.

Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Сумбуля: Давайте, девочки, вспомним
народные приметы осени. (Подсаживаются к бабушкам)

Тётушка: Начнем. Если в сентябре снег покажется,
то это к чему?

Девушки: (Отвечают) То сорок
дней будет стоять погожая погода. Бабушка-сказительница: Если в начале октября
выпадет снег, то это к чему? Дети: То сорок дней он будет лежать.

Бабушка: Если во время нарождения молодого
месяца подует ветер, то это к чему?

Девушки: То он будет дуть до конца месяца.

Тётушка: Если дрова в печке горят со свистом, то
это к чему?

Девушки: Жди мороза.

Бабушка: Если дрова в печке горят с треском,
то это к чему?

Девушки: Это к теплу.

Тётушка: Если октябрь не покроет снегом, то это к
чему?

Девушки: То раньше января снега не жди.

Бабушка: Если осень долгая, то это к чему?

Девушки: Зима будет долгой.

Тётушка: Если воробьи низко летают, то это
к-чему?

Девушки: Осень будет короткой.

Бабушка: Ай да молодцы! Вы всё знаете.

(Входит молодуха)

1-я сноха: Вот, бабушка, тетушка, девушки,
испекся хлеб нового урожая. (Вносит на блюде свежеиспеченный каравай хлеба и
вручает бабушке)

(Ф. Губайдуллина «Хлеб»)

Вот
этот хлеб,

Бери
его двумя руками,

Если
хоть крошка упадёт,

С
уважением подберём сами.

Каждая
крупинка

Дороже
золота,

Сок
земли,

Пламя
от солнца.

Труд
отца,

Матери
сила

В
хлебе том,

Каждую
крошку

Дороже
золота

Мы
вносим в дом.

Хлеб
– сокровище, его уважай.

Вместе:
добро пожаловать,

Новый
урожай!

Бабушка: я знаю песню о Юаса. Это хлебные лепёшки.

Девочки: спой, бабушка, пожалуйста.

Песня «Юаса» (народная) в
исполнении бабушки

Тётушка: Какие вы молодцы, как много песен
знаете. А знаете песню о празднике Сумбуля? Спойте, пожалуйста.

(слова припева Ф. Губайдуллиной, музыка на мотив песни
«
Осень
милая, шурши»)

1.Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой

Припев: Сумбуля ,
Сумбуля,

Пахнет свежим хлебом.

И с дождливым небом,

Осень к нам пришла.

Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!

2.

Вот
рябины кусты,

Как
рубины цветом,

Журавлей
шумный клин


Осени приметы.

Зарумянились
вмиг

Яблоки,
калина.

Разноцветным
ковром

Убрана
долина.

Припев: Сумбуля , Сумбуля,

Пахнет свежим хлебом.

И с дождливым небом,

Осень к нам пришла.

Сомболя,
Сомболя-

Козго
матур байрам.

Унышка
hокланып,

Калабыз
хайран.

Сумбуля: Девушки, давайте поиграем в игру
«Наза»
(Игра «Ручеек»),

(Дети играют в ручеек, исполняя башкирскую народную
песню «Наза».)

1.     Девочка
та Наза, Наза

           
Выронила ягоды.

           
Кто играл в игру по Назу,

Этой
не забыть игры.

Припев:

Наза, Наза,

Девочка –красавица,

Всё –то может и умеет,

Наза всем нам нравится.

2.     У
хорошей нашей Назы

Руки просто золото.

В поле выйдет,
поле сразу

Будет всё прополото

Стоя
на месте, дети покачивают сцепленными руками.

Подняв
сцепленные руки кверху, образуют ворота и приплясывают (тройной притоп на
месте), водящий, двигаясь под воротиками переменным шагом, выбирает себе пару
и встаёт за последней парой. Ребёнок, оставшийся без пары, становится водящим,
и движения повторяются на новый куплет песни.

Бабушка: Попробовали и свежий каравай, попили и напитка, давайте
теперь дарить друг другу подарки.

Тётушка: Сосед соседу всегда рад,

Сосед
соседу друг и брат,

«Добро
пожаловать!» — говорю,

Соседу
подарки дарю.

(Дает бабушке подарок.)

Бабушка: Вот, подруженька моя,

Носочки
связала я,

Подарить
тебе разреши,

И
на здоровье носи!

(Дарит подарок.)

Сумбуля (дарит бабушке шаль.)

Вот,
бабушка, вам дарим шаль,

От
души, нам ее не жаль,

Ну-ка,
ну-ка, попляши,

Каблучками
постучи,

На
здоровье ты носи!

Сумбуля: Давайте все участники праздника в
знак благодарности с добрыми пожеланиями, завяжем на деревья лоскутки,
ленточки,


девочка : Пусть здоровья нам желает.


девочка : Благополучия желает.


девочка : Удачно перезимует скот.


девочка : Пусть мирным будет год.


девочка : С белой шубой,


девочка : Морозной стужей,


девочка : Уже у порога стоит зима,


девочка : Пусть счастья принесет она!

Ведушая- Сумбуля: До свидания,
лебеди,

До
свидания журавли,

Зима,
приходи веселей,

Сыпь
снегами, не жалей!

(Бабушка и тётушка читают молитву.)

Иллала!
Сказали, прошла зима,

Со
слезами пришла весна,

Душе
радость, телу здоровье

Наше
лето принесло,

Принесло
и уже ушло.

 Со
смехом, счастьем осень настала,

 Жеребеночка
вырастила в коня,

 Бедного
сделала богатым,

И
страну, и меня, и тебя,

Осень
накормила,

Каждому
по труду

Урожай
раздарила.

Мы
довольны, Тенгри,

Пусть
он нас не оставляет,

И
здоровья всем желает!

Аминь!

Литература:

Ж.
«Учитель Башкортостана» № 102009г

Башкирское
народное творчество, том1,

Губайдуллина
Ф.Х. Край родной, тебя пою!

Праздник Сумбуля отметят 19 сентября в 13.00 в Тюмени в Центре татарской культуры.

Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.

Сумбуля ассоциировали с образом златовласой девушки, и первый связанный сноп, посвящая ей, оставляли на поле, рассказала корреспонденту «Вслух.ру» ведущий специалист Центра татарской культуры Зульфима Минибаева. Красивая и трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника, вокруг нее проводили игры, пели, плясали.

Поскольку Сумбуля — месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением были символизирующие достаток бавырсаки. Это сладкое блюдо представляет собой обжаренные во фритюре кусочки теста из муки и яиц, которые потом поливаются сиропом. Среди тюменцев бытуют такие его разновидности: косык-бавырсак (мелкий, как кедровый орех), кэпэц-бавырсак (в форме тюбетейки), уйма-бавырсак (в виде мелких квадратиков), кыекца-бавырсак (в форме ромба) и другие.

В Центре татарской культуры в среду устраивают театрализованную игру-представление с участием татарских творческих коллективов. Ребятишкам из начальной школы (приглашены около 60 человек) предстоит отыскать похищенную Кикиморой красавицу. Им предложат поучаствовать в конкурсе песен и загадок и в игровой форме познакомят с историей праздника.

«Наше мероприятие направлено на сохранение народных традиций», — отмечает Минибаева.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в 

Vk.

Слайд 1

ПРОЕКТ « Сумбуля – праздник урожая» Подготовила: музыкальный руководитель Максутова Э.Ф. 2017 г.

Слайд 2

« В каком народе живёшь, такого обычая и держишься ». Пословица . Актуальность . В наш век современных технологий, развитие промышленностей — уходит в прошлое родные традиции и обычаи. Дети не видят их в повседневной жизни и в связи с этим мы решили создать не просто проект на осеннюю тему, а опираясь на региональный компонент. Мы, молодое поколение, должны приобщаться к национальной культуре, т.к. наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи,которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Республики Башкортостан, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой, например, башкирские национальные обычаи. И один из обычаев башкирского народа – это праздник урожая — Сумбуля . Осенняя пора славится не только своей красотой, но и щедрым и богатым урожаем. Поэтому прихода осени с нетерпением ждут все и дети, и взрослые. В нашем детском саду мы проводим осенние праздникиСумбуля . История этого праздника уходит корнями далеко в прошлое… Издавна люди встречали Сумбулю , хвалились своим богатым урожаем, пели песни, плясали и радовались щедрым дарам осени. Тема данной работы « Сумбуля – праздник урожая». Обращение к духовным ценностям башкирской культуры достаточно актуально в современном обществе. Создание нашего проекта представляется актуальной задачей, она направлена на сохранение традиции башкирского народа.

Слайд 3

Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный . Продолжительность проекта: 2 недели (16октября – 31октября). Участники проекта: дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников . Цель проекта : расширить и систематизировать знания детей о Сумбуле , об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Слайд 4

Задачи проекта : Углубить представления об изменениях в природе осенью; Расширить представления о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период; Привлечь внимание к окружающим природным объектам; Приобщать детей к народным традициям и обычаям башкирского народа. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; Обогащать словарный запас и активизировать речь детей. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой; Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между участниками проекта.

Слайд 5

Межпредметные связи: продуктивная, познавательная, игровая виды деятельности . Продукт проектной деятельности: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», созданная руками детей и их родителей. Форма проведения презентации проекта: выставка работ из природного материала «Осенний Вернисаж», утренник « Сумбуля — праздник урожая». Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ноутбук, экран, проектор, презентации, фонотека

Слайд 6

Модель трех вопросов Что мы знаем о Сумбуле ? Что мы хотим узнать о Сумбуле? Как узнать об этом? Сумбуля – золотая Осень (Альбина) Сумбуля – Королева Осени ( Эльвина ) Она красивая ( Рина ) День урожая (Руслана) Она приходит на праздник ( С.Ильназ ) Она яркая ( З.Никита ) Она добрая (Руслан) Почему она так называется? (Руслан) Как переводится с башкирского языка? ( Рина ) Что такое Сумбуля ? ( Эльвина ) Хотим побольше узнать о Сумбуле (Ваня) Красивая она или нет? ( Айзиля ) Как ее узнать? ( К.Искандер ) Как она выглядит? ( Г.Данияр ) Спросить у мамы ( Айзиля ) Посмотреть по телевизору (Кирилл Я.) Спросить у музыкального руководителя (Искандер К.) Увидеть в музыкальном зале на празднике (Альбина) Спросить у папы ( Наргиза ) Спросить у воспитателей ( Т.Алмаз )

Слайд 7

Образовательные области Виды деятельности Социально-коммуникативная (игровая) Дидактические игры: «Признаки Осени», «Что лишнее?»; «Запасы зверей» ,«Хлопай в ладоши», Игра на внимание: «Съедобное — несъедобное»; Речевое (к оммуникативная) Беседы: «Кто такаяСумбуля ?»; Беседы об осени, ее признаках и явлениях; НОД «Ах, какая Осень!»; Дидактическая игра: «Назови ласково», «Доскажи словечко»; «Парные картинки»,«Какой сок?», «С какого дерева лист?», «Две корзинки», «Целое и часть», «Осенние приметы»,«Чудесный мешочек», « Улетают – не улетают »; Физическое развитие (двигательная) Подвижные игры: «Юрта», « Собери листочки», «Собери урожай»;«Овощи и фрукты»,«Вершки и корешки»,«Белкины запасы», «Найди пару»; Пальчиковая гимнастика: «1,2,3,4,5 –будем листики считать», «Осень»; Познавательное (познавательно-исследовательская) Просмотр презентаций: «Подарки Осени», «Осень – золотая пора» ; Мультимедийная дидактическая игра: «Что нам осень подарила?», Художественно-эстетическое (продуктивная) Выставка работ из природного материала: «Осенний Вернисаж» Утренник: « Сумбуля – праздник урожая» Песни: «Ах какая Осень!» Автор — З. Роот , «Осень милая шурши» Музыка — М. Еремеева , Слова — С. Еремеев, Урожайная.Автор — А. Филиппенко; Танцы: с листочками «Осень пришла», с зонтиками. Системная паутинка

Слайд 8

Ожидаемый результат: для детей: пополнение кругозора детей знаниями о Сумбуле , об осени; формирование интереса к созданию работ из природного материала; повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей; развитие творческих способностей детей ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) для педагогов : повышение компетентности педагогов в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) . для родителей : приобщение родителей к музыкальной культуре и региональному компоненту; повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ; гармонизация детско – родительских отношений, проявление интереса к проектной деятельности ; укрепление взаимосвязей между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги)

Слайд 9

Выводы: В качестве диагностики, мы выбрали модель 3-х вопросов. По его результатам видно, что дети мало знают о Сумбуле . Если сравнить модель 3-х вопросов и мыслительную карту, то видно, что дети узнали многое о Сумбуле в ходе проекта. Дети с родителями творчески подошли к работе, сблизились. Наглядным отражением нашего проекта стала мыслительная карта, выполненная руками детей.

Слайд 11

Мыслительная карта.

Слайд 12

Заключение: Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий (в частности ИКТ-технология, технология составления мыслительных карт, технология здоровьесбережения ) в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворялись потребности дошкольников в общении со взрослыми, в познании ими мира, желании принимать участие в совместной деятельности, узнавать больше о культуре и традициях своего народа. В ходе реализации проекта у детей: — углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, -вырос интерес к башкирской народной культуре — расширился и активизировался словарный запас, -развивались творческие способности, у родителей: — появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки. у педагогов: — повысился интерес в вопросах регионального компонента в воспитании дошкольников; — укрепилась взаимосвязь между всеми участниками проекта (дети, родители, педагоги) .

Слайд 13

Фотоприложение .

Слайд 15

Выставка из природного материала «Осенний Вернисаж!»

Слайд 18

Мы создали благодарность за участие в выставке: «Осенний Вернисаж!», и провели награждение на утреннике.

Слайд 20

Литература : ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Издание 3-е переработанное и дополненное . Соломенникова , О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и метод, ре­ комендации / О. А. Соломенникова . — М.: Мозаика-Синтез, 2005 . Ссылки на интернет-ресурсы : http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/% D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4.html http://www.xn——6kccbwybdaa5d6a1a8df1e.xn-- p1ai/bashkirskie-obyichai-i-traditsii http:// fb.ru/article/286745/obyichai-i-traditsii-bashkir-natsionalnyiy-kostyum-svadebnyie-pogrebalno-pominalnyie-obryadyi-semeynyie-traditsii http:// teremok25.ru/news/detail.php?ID=472 http://yanbibl.ru/? p=2703 http:// fb.ru/article/275343/natsionalnyiy-bashkirskie-prazdniki-istoriya-opisanie-i-traditsii http:// stud24.ru/culture/bashkirskie-prazdniki/175340-510682-page2.html http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-bashkirskogo-narodnogo-prazdnika-sumbulja-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html

МКУ Управление культуры
МР Хайбуллинский район

«Культура начинается с тебя»

Главная

» 2018 » Сентябрь » 25 » Праздник «Сумбуля»


Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались башкиры до того, как был введен юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса.

Поскольку Сумбуля – месяц сбора урожая, в каждом доме готовились разные блюда. Обязательным угощением был символизирующий достаток — чак-чак.

23 сентября в Хайбуллинском районе состоялся этот прекрасный праздник осеннего урожая, на который жители деревни Комсомольск пригласили жителей деревни Валитово.

В подготовке и организации с особым задором и вдохновением приняли участие работники сельского клуба, библиотеки, женсовет и активы села.

На месте проведения праздника была организована выставка изделий местных мастериц и поделок из осеннего урожая.
Как и полагается гостеприимному хозяину, с утра шли подготовки к встрече гостей: установлены казаны, кипели самовары.
В назначенный час на праздник изображая выезд на осенние полевые работы, прибыли гости на тракторе. Встречали гостей хозяева символом достатка – чак-чаком.

Открыл мероприятие выступление вокала девушек с песней «Ураҡсы ҡыҙ», и танец «Колоски». Далее на празднике выбрали хозяйку праздника, а выбирали ее со схожестью с осенним месяцем – девочку со светлыми волосами.
После традиционного приветствия “Сумбули” и хоровода всех присутствующих пригласили за богатый стол который ломился от изобилия всевозможных угощений.

Затем были проведены веселые игры, где участвовали все и взрослые и дети. По окончании мероприятия каждый участник был награжден памятным призом.

Праздник прошел на высоком уровне и прошел на “Ура!”. Огромную благодарность выражаем всем организаторам и участникам.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Просмотров: 1024 |

| Рейтинг: 0.0/0

(16+) Праздник «Сумбуля»

9  сентября  в   Ильтугановской модельной сельской библиотеки  совместно с  сельским клубом ичленами клуба «Яблонька»прошел  красивый праздник осени «Сумбуля».  Сумбуля — это название месяца зодиакального календаря, которым пользовались татары до того, как Петр Первый ввел юлианский календарь. Он приходился на конец августа — сентября и праздновался после окончания основных работ на селе. Его еще называли праздник колоса .Это отличное время, чтобы собраться в теплом кругу друзей  после завершения всех уборочных осенних работ, накопившихся дел, приготовиться к зиме. Наши предки считали  что «Сумбуля» настоящий праздник, который дарит людям природа. Бабушки и  дедушки с удовольствием поздравляли друг друга с последними теплыми деньками, зазывали в дом и угощали разными лакомствами. Ведущая вечера пригласила в зал символ праздника изобилия — Сумбулю.  Ее украшал венок из осенних листьев, бусы из ягод рябины, платье было декорировано  осенними листьями.Каждая из участников   продемонстрировала свой урожай,  расхваливала и  передавала  его Сумбуле. Все это действо сопровождалась стихами.

Затем Сумбуля организовала конкурс загадок и пословиц. На празднике прозвучали  песни, стихи об осени. В завершении вечера гости праздника попрощались с Сумбуля до следующего года.

Была организована выставка         членами клуба «Яблонька». На выставке — просмотре «Сумбуля — праздник осени» представлены самые разнообразные изделия из овощей и фруктов  заготовок . Самые интересные экземпляры овощей и фруктов — крупная морковь, необычного вида и формы капуста кольраби, мелкие, но удивительно сладкие и красные арбузы, тыква, яблоки разных сортов, цветы и многое другое, выращенные своими руками на огородах. Это семья Кабировых, Юсуповых, Кильдияровых  и другие семьи.

 Мероприятие прошло в теплой душевной атмосфере.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое сценарий пьесы
  • Что такое праздник на английском языке
  • Что такое праздник страстная пятница
  • Что такое сценарии вов
  • Что такое сценарий проекта