- Схема: Церковные праздники
- Церковные праздники 2023
- Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
- Праздники Рождественского цикла
- Тропари двунадесятых праздников
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
***
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
†Рождество Христово | 7 января |
†Богоявление, или Крещение Господне | 19 января |
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) | 7 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
***
Великие недвунадесятые праздники:
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
***
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Рубрика: Uncategorized
Престольный праздник — что это в Православии
Особый день для каждого храма
В Православный Календарь включено множество праздничных дней, которые отмечаются всеми верующими. Однако в каждом храме, помимо общецерковных праздников, особым торжественным богослужением отмечается престольный праздник. Что это такое? Почему этот день не имеет единой даты для всех церквей? Какой смысл имеет данный праздник? Как он отмечается?
Богослужебный год
Множество русских народных обычаев и традиций непосредственно связаны с церковными праздниками. Как сказано в русской поговорке: «У Бога всякий день — праздник». Действительно, православный календарь имеет множество памятных праздничных дней. Но что такое праздники для христианина? Кто их устанавливает и для чего они нужны?
Для удовлетворения своих насущных потребностей человек должен трудиться. Согласно 4-й заповеди Божьего закона (Книга Исход, 20:9-10) на это Господь определил 6 дней в неделю. Седьмой же день — это день, посвященный Богу, молитве, богослужению, творению добрых дел. Этимология слова «праздник» как раз буквально и означает «день, не занятый делами, свободный от работы». Это установление Божие, на время отстраниться от житейских трудов и забот, чтобы всецело посвятить свое время Создателю. В ветхозаветные времена таким днем была суббота. Для христиан этим статусом обладает воскресный день.
Однако помимо седьмого праздничного дня недели еще в ветхозаветный период существовали и другие праздничные дни: Ветхозаветная Пасха, Предположение, Праздник Кущей и другие иудейские праздники. После Крестной Смерти Спасителя на протяжении нескольких веков Церковь постепенно устанавливала новые праздники, имеющие для христиан духовный смысл. Со временем христианские праздники были упорядочены, приобрели духовный смысл (воспоминание, обрядовое воспроизведение сущности празднуемого события).
Церковные праздники
В настоящее время в Православной Церкви на протяжении всего календарного года ежедневно вспоминаются те или иные исторические события Священного Писания и Церкви. Каждый день совершается память святых угодников Божиих. Это также православные праздники. По Уставу, все церковные праздники делятся на три группы: великие, средние и малые. В список великих праздников входят праздник Воскресения Христова, двунадесятые (12 значимых после Пасхи праздников) и недвунадесятые (Русская Православная Церковь отмечает их 5) праздники. К средним праздникам относятся дни памяти особо почитаемых угодников Божиих. А малые праздники являются днями поминовения общехристианские святых.
Также круг церковных богослужений различает неподвижные (на определенную дату) и подвижные (имеющие прямую зависимость от дня Пасхи) праздники.
В Православии праздники могут быть многодневными и однодневными. Многодневные праздники состоят из подготовительного торжества (предпразднства), непосредственно праздника, продолжения (попразднства) и отдания праздника. Длительность многодневных праздников указывает на важность отмечаемого события.
Праздники также подразделяют на общецерковные и местные. Общие праздники с одинаковой торжественностью совершаются во всех церквях. В местные же праздники торжественное богослужение проходит только в определенных приходах тем или иным образом связанным с воспоминаемым событием или личностью.
Что такое престольный праздник?
Именно к местным праздникам относится престольный праздник. Что это за торжество? Уже само название говорит о том, что оно отмечается в день памяти святого угодника или церковного события, в честь которого построен храм и освящен престол. Престол в церкви занимает центральное место в алтаре. Это четырехугольный стол, на котором происходит великое Таинство Церкви пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя.
Также престольный праздник называется ещё и храмовым, поскольку свое название храм получает от главного престола. Если церковь многопридельная, то есть имеет более одного престола в память различных событий и святых, тогда престольных праздников будет несколько.
В богослужебном аспекте для каждой церкви ее престольный праздник отмечается с такой же торжественностью, как и двунадесятые праздники. Хотя по особенностям богослужения его относят к среднему празднику.
«У каждого человека есть памятные дни его жизни – день ангела, день рождения, есть какие-то события, которые особо близки сердцу. И мы стараемся в этот день собрать своих родных и близких, чтобы пообщавшись с ними, взаимно утешившись, прославить Бога. Так и в жизни прихода есть памятные дни. Престольный праздник – это главный праздник храма» (епископ Покровский и Новоузенский Пахомий Брусков).
Традиции празднования
Зародилась традиция празднования престольного праздника ещё в раннехристианские времена. После Крещения Руси эта традиция распространилась и на наших землях. Это было связано со строительством церквей. Новопостроенные церкви приобретали покровителя — святого, в честь которого освещался главный престол в храме. Традиция торжественно отмечать престольный праздник сохранилась и до наших дней.
По устоявшейся русской традиции, на торжества по случаю престольного праздника собираются не только прихожане прихода, но и съезжаются гости с других церквей. Накануне праздника храм обильно украшают цветами. Для совершения богослужения зачастую приезжают священники из других приходов. Праздник может посетить правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа.
В этот день после праздничного богослужения обычно устраивается крестный ход. После завершения богослужения церковный хор поет «многолетие» — пожелание многих лет всем прихожанам и гостям. По обычаю, в конце совершается общая трапеза в пределах бюджета прихода. Это может быть и общее застолье, а может просто раздача угощения (булочек, пирожков, компота).
В некоторых приходах сохранилась традиция проводить ярмарки.
Престольный праздник: духовный смысл
Что значит престольный праздник для храма? Какой духовный смысл он несет?
Собираясь на праздничное богослужение в престольный день, все прихожане храма и его гости совершают общую совместную молитву. Именно она является ключевым событием праздника. Общая молитва, возносимая от всех собравшихся вместе верующих прихожан, определяет само бытие Церкви — молитвенное предстояние перед Богом. А Сам Спаситель, как Глава Церкви, невидимо для человеческих глаз присутствует в Церковном собрании.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея,18:19-20).
Совместная молитва и трапеза на престольном празднике способствуют единению прихожан.
«Совместные трапезы после литургии, так как и любые другие полезные приходские мероприятия, организовывать нужно и полезно, поскольку совместное времяпрепровождение способствует единению общины» (протоиерей Сергей Успенский).
Каждый из нас наверняка в своей жизни хоть раз слышал словосочетание «престольный праздник». Слово «праздник» нам понятно. А вот слово «престольный» как-то не очень. Что оно означает? Попробуем разобраться.
Престольный праздник — что это значит?
Все православные храмы строились либо в воспоминание какого-нибудь значимого евангельского события, либо в честь почитаемого святого. Например, Преображенский храм был построен в воспоминание Преображения Господня, Никольский храм – в честь св. Николая Чудотворца.
Устройство храма
Но откуда пошло слово «престольный» и что оно означает? Для того чтобы это понять, нужно знать устройство храма. Любой православный храм делится на три части:
- Алтарная часть.
- Средняя часть храма.
- Притвор.
Алтарь – это главная часть храма. Входить в него могут только священнослужители (епископ, священник и диакон) и некоторые церковнослужители (пономари). В алтаре находится главный православный атрибут – св. Престол, т. е. святое место, где восседает Сам Христос. На св. Престоле совершается великое таинство Евхаристии, а в Дарохранительнице находятся св. Дары Христовы.
Известно, что св. Престол – это главный предмет церковной утвари. Именно поэтому главный храмовый праздник называется престольным. Итак, продолжаем разбираться далее.
Престольный праздник — что это значит? Узнать об этом можно по храмовой иконе. Обычно она располагается в правом нижнем углу иконостаса. Чаще всего ее можно увидеть на клиросе, где поют певчие. Иногда храмовая икона может находиться в кивоте – в красивой большой рамке с подставкой. Известно, что престольными праздниками в августе могут быть день Преображения или Успения.
Обычаи и традиции в храмовый день
Храмовый или престольный день – особый день в году, когда весь церковный приход и прихожане других храмов собираются на праздничную литургию для совместной молитвы. В храме поминается особочтимое событие или особопочитаемый святой. Например, это может быть день памяти святого Пантелеймона. Поэтому к нему готовятся очень тщательно и заблаговременно: убирают церковь и прилегающую территорию. Иногда престольный праздник посещает правящий архиерей.
После литургии совершается молебен с крестным ходом. Все священнослужители, церковнослужители, прихожане и гости обходят храм трижды с хоругвями и иконами. При этом священник обычно окропляет верующих святой водой. В конце богослужения поется «многолетие», т. е. пожелание всем присутствующим долгих лет жизни с Богом. По старому доброму русскому обычаю после молитвословий всех присутствующих приглашают на трапезу (угощение).
Классификация православных праздников
Кроме храмового праздника св. Церковь предписывает совершать богослужения в великие, средние и малые праздники. В церковном календаре нет ни одного дня, когда бы не вспоминалось какое-либо событие или святой. Христианские праздники, отраженные в месяцеслове, можно разделить на группы по следующим критериям:
- Важность событий (великие, средние, малые).
- Время празднования (подвижные и неподвижные).
- Место (общие, храмовые).
- Тип (Господские, Богородичные, Святых).
Давайте поговорим подробнее о каждой группе.
Классификация по важности
По значимости христианские праздники делятся на:
- Великие (Пасха, двунадесятые и великие).
- Средние.
- Малые.
Великие или большие праздники.
Пасха или светлое Христово Воскресение – это главнейшее христианское событие, когда Христос Своею смертью победил смерть духовную, открыл врата рая, дал возможность всем нам быть соучастниками вечного блаженства.
Двунадесятые (от числа 12) – это 12 больших православных праздников в христианском календаре, которые отражают самые главные события из жизни Христа или Божией Матери.
- Рождество Пресвятой Богородицы. В этот святой день была рождена Мария, которой было предначертано свыше стать Матерью Бога.
- Крестовоздвижение. Воздвижение или поднимание св. Еленой и Св. Константином Креста Господня для поклонения и исцеления верующих в Него. Св. Крест они нашли спустя несколько веков после Христова Воскресения.
- Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вспоминается день посвящения Праведными Иоакимом и Анной своей трехлетней дочери Марии Богу. Жила Дева Мария при храме до 12-летнего возраста.
- Рождество Христово. Вспоминается рождение Младенца Христа в Вифлееме, а также появление новой звезды на небосклоне, поклонение пастухов и волхвов.
- Крещение или Богоявления Господне. Торжественно вспоминается принятие святого крещения Господом от рук Иоанна Крестителя. Событие было настолько великим, что произошло явление св. Троицы.
- Сретение Господне. Симеон Богоприимец дождался пришествия в мир Спасителя и встретился с Ним в храме.
- Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день через архангела Гавриила Бог оповестил Деву Марию о великой миссии – стать Матерью Бога.
- Вход Господень во Иерусалим или Вербное воскресенье. Оно празднуется за неделю до Пасхи и говорит о событии, когда Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим. Все собравшиеся приветствовали Его криками «Осанна, благословен грядый во имя Господне», постилали перед ним свои одежды и ветки вайи (пальмовые ветви). У нас не произрастают пальмы, поэтому верующие приносят в храмы украшенные ветки вербы. Отсюда название праздника.
- Вознесение Господне. В этот день Господь вознесся на небо, но обещал послать ученикам Утешителя — Духа Святого. Следующее Христово пришествие будет страшным: Он придет судить живых и мертвых.
- Троица или Пятидесятница. В этот великий день, когда Святой Дух сошел на апостолов, произошло зарождение христианской Церкви. С этого момента ученики Христовы стали безбоязненно проповедовать о Христе по всему миру.
- Преображение Господне. На г. Фаворе Христос показал Своим ученикам Свою Божественную сущность. Он преобразился, т. е. поменялся на глазах у изумленных апостолов. Его одежды стали белоснежными, от Божественного Лица исходил яркий свет, а Сам Он стоял на облаке и разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Ильей. Бог Отец в очередной раз подтвердил Божество Иисуса Христа.
- Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный день, когда вспоминается блаженная кончина или сон Богородицы. Сам Христос вместе с сонмом ангелов забрал Ее святую душу в райские обители. Впоследствии Господь забрал также и тело Богородицы, поэтому Ее могилы на земле нет.
К великим праздникам относятся еще несколько важных событий из жизни Господа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла.
Классификация по времени
В зависимости от Пасхи праздничные дни бывают подвижными и неподвижными или переходящими и непереходящими.
Неподвижные или непереходящие – это праздники, которые ежегодно празднуются в один и тот же день.
Подвижные или переходящие – это праздничные дни, которые каждый год празднуются в разное время и зависят от дня Пасхи.
Классификация по месту
Храмовый, престольный праздник — что это значит? Церковный календарь особо выделяет престольные или храмовые праздники, дни особочтимых икон Богородицы или святых угодников. Они празднуются с особой торжественностью и пышностью.
Общие праздники — это события, которые вспоминаются всей Церковью, независимо от страны, города и величины храма.
Классификация по типу
Весь годовой церковный круг в христианском календаре делится на три части по следующему типу:
- Господские. Посвящены важнейшим событиям из жизни Христа.
- Богородичные. Говорят о важных моментах жизни Матери Божией.
- В честь святых и бесплотных сил. К этой группе относятся святые Ангелы, архангелы и все воинство небесное, которое стоит у Престола Божия. Также Святая Церковь поминает всех прославленных святых, которые свой жизнью показали горячую любовь к Богу и пример для подражания. Например, 9 августа — день памяти святого Пантелеймона. В этой группе есть дни наших небесных покровителей, чьи имена мы носим, – дни Ангела.
Поведем итоги. Престольный праздник, что это значит? Это одно из празднеств в годовом церковном круге, в честь которого построен или освящен храм. Поэтому оно называется также храмовым праздником.
Каждый христианин обязан знать и почитать православные праздники.
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Что означает выражение «Престольный праздник»? Услышала, как батюшка сказал, что «для этого села день святого Николая-угодника» является престольным праздником. Что, для каждого села — свой престольный праздник?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Престольный праздник — это праздник того святого, в честь которого освящен храм.
Сам престол — это самая главная часть храма, специальный стол, на котором совершается Евхаристия — главное Таинство Православной Церкви (см. о престоле специальный материал). Когда устраивается храм, престол освящается в честь определенного святого, и праздник этого святого — это и есть престольный праздник, то есть праздник Престола. Если храм освятили в честь святителя Николая, значит, будет в его честь, если в память о какой-либо иконе Божией Матери, то в ее честь и так далее.
К самому селу престольный праздник прямого отношения не имеет. Но, так как храм — это центр жизни для православных поселений, то и главный праздник храма естественно становится главным праздником для тех, кто живет рядом с ним и, скорее всего, принимал участие в постройке, росписях и обустройстве храма.
Соответственно, для каждого храма и тех, кто в этот храм ходит, престольный праздник будет свой. Если в селе два храма или в одном храме два Престола (а такое тоже бывает), то и престольных праздников будет два.
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Загрузка…
Престольный праздник. Водосвятие. Первая четверть XX в.
Престо́льный (хра́мовый) пра́здник — праздник в память святого или события, которому посвящён сельский храм или его приделы[1]. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями деревни или церковного прихода (рус. храмовый, часовенный, придельный, приходской, съезжий, гулёвый праздник, престол; укр. празник, храм; болг., макед. селска служба/слава, църквена слава, черковна служба; серб. сеоска слава; славон. prostem dani). У русских старообрядцев престольными праздниками считались важнейшие даты христианского календаря или дни памяти святых, в которые освящались молельные дома.
Престольный праздник наряду с Пасхой считался одним из главных годовых праздников и отмечался во всех деревнях прихода. Если праздник отмечался несколькими деревнями, — то организовывался он обычно по очереди каждой деревней. На селе в складчину варилось пиво и готовился общий стол. В этот день любому гостю были рады — старались накормить и напоить от души. Обычно родственники и друзья ходили друг к другу в гости. Иногда престольные праздники отмечались не один день.
В больших приходах Вологодской, Костромской, Новгородской губ., а также в Сибири престольный праздник могли длиться одну-две недели, в течение которых праздник по установленной очереди «переходил» из одной деревни в другую. Каждое селение принимало гостей в «свой» день[2].
К престольным праздникам часто приурочивались ярмарки.
Примечания
- ↑ Престольный праздник — статья из Cловаря церковных терминов
- ↑ Белова, 2009, с. 240-241
Литература
- Белова О. В. Праздник престольный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 240-241. — ISBN 978-5-7133-1312-8.
Ссылки
- Храмовые праздники // Энциклопедия «Русская цивилизация»
- Престольные праздники вчера и сегодня
- Престольные праздники // Современная энциклопедия
И. М. Прянишников. Общий жертвенный котёл в престольный праздник. Начало 1890-х
Престольный праздник – день, в который почитается память святого, или события, в честь которого освящен Престол церкви. Престолом называют четырехугольный стол в центре алтаря – главной части православного храма, отделенного от основного пространства иконостасом.
Престол знаменует собой место присутствия Бога. Именно на Престоле совершается величайшее Таинство Церкви – пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В храме может быть несколько алтарей и, соответственно, Престолов, освященных в честь разных праздников и во имя разных святых – дни их чествования и являются престольными праздниками.
Престольный праздник может называться также храмовым или приходским. Этот день на Руси издавна было принято отмечать с особой торжественностью. После богослужения устраивались крестные ходы. Во многих селах в каждый дом заносили икону, посвященную празднику. К престольным торжествам нередко приурочивали ярмарки, прихожане устраивали совместные трапезы. Подобные традиции существуют и поныне.
Антон Чехов. Отрывок из рассказа «Драма на охоте»
На другой день, в шестом часу утра, я, весело насвистывая и сбивая тростью головки цветов, шел пешком в Тенёво, где в этот день был престольный праздник.