Запад готовит все новые и новые провокации против России, умышленно нагнетая обстановку как на ее рубежах, так и на Ближнем Востоке. Прямо сейчас реализуется хитроумный сценарий развязывания новой войны в Приднестровье. Пока что власти Молдавии обсуждают на Украине и на Западе вывод российских войск из Приднестровья, делают громкие заявления в прессе, требуют от России покинуть регион, который они считают своим. Но не исключена и вполне зримая, фактическая провокация, которая позволит перейти от слов к делу, разом накалить ситуацию, создав еще один очаг напряженности для России. Американская внешнеполитическая стратегия едина и неизменна уже много лет – дестабилизировать ситуацию везде, где только можно, создавая хаос в том числе и в целом ряде регионов постсоветского пространства.
У жителей Приднестровья альтернативы нет. Их единственный гарант безопасности – Россия. Приднестровье добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР. 60% жителей региона составляют русские и украинцы. В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии решить проблему силовым путем, Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. По мнению экспертов, если бы не вмешательство России в 1992 году, большинство жителей Приднестровья были бы попросту уничтожены или стали беженцами.
Известный итальянский журналист и политолог Джульетто Кьеза, анализируя действия западных стран на Украине и в Приднестровье, заявил: «всё уже опробовано и прорепетировано. Ждут подходящего момента для подходящего сценария – и его активируют». Действительно, сценарий везде отрабатывается приблизительно один и тот же. Но есть нюансы. Например, готовившаяся несколько месяцев провокация со сбитым над Сирией российским самолетом стала неким отклонением от плана, игрой ва-банк. Но своей цели аналитики Госдепа добились. Россия вступила в экономическое противостояние с Турцией, находясь и так в весьма сложных геополитических условиях – режима санкций и частичной изоляции. Что же касается Приднестровья, то здесь в ход пойдут, скорее всего, те же схемы, что и в Южной Осетии в 2008 году. Российским военным угрожает неожиданное нападение, причем, с двух сторон, после чего Молдавия пойдет в наступление. Со стороны Украины президент Порошенко уже пообещал всяческую поддержку, в том числе и военную.
4 декабря Порошенко сообщил, что Украина сосредоточила военные группировки на границе с Крымом и Приднестровьем. По мнению ряда военных экспертов, этих войск недостаточно, чтобы противостоять силам Приднестровья, но в случае удара с двух направлений у приднестровской армии и «голубых касок» из России мало шансов отбиться.
В тот же день исполняющий обязанности главы МИД Приднестровья Виталий Игнатьев заявил, что Молдавия и Украина пытаются заблокировать Приднестровье и разрушить миротворческий формат на Днестре с участием России.
9 декабря президент Украины Петр Порошенко принял в Киеве нового посла Молдавии на Украине Руслана Болбочана (обычно новые назначения случаются, когда готовятся большие события). Порошенко обсудил с Болбочаном вопрос вывода российских миротворцев из Приднестровья. «Обсуждались отдельные аспекты приднестровского урегулирования и роль Украины и Молдавии в обеспечении региональной безопасности», – говорится в сообщении на сайте президента Украины.
О том, что в Приднестровье скоро начнутся масштабные боевые действия, помимо скопления украинских войск на границе, говорят и другие очевидные сигналы.
В октябре премьер-министр Молдавии Валериу Стрелец, выступая на Генассамблее ООН, обратился к мировому сообществу: «Мы в очередной раз заявляем свою твердую позицию в отношении настоятельного требования о выводе российских войск и вооружений с территории Республики Молдова». Россию пытаются представить не миротворцем и гарантом безопасности, а в очередной раз «страной-агрессором», как ее окрестили на Украине.
11 декабря министр обороны Молдавии Анатолий Шалару также призвал Россию вывести войска из Приднестровья. Он заявил: «С учетом напряженной обстановки в регионе Россия должна уважать нейтральный статус Молдавии, способствовать стабилизации ситуации и решению приднестровской проблемы исключительно мирными, политическими средствами»</a>. По словам Шалару, войска находятся «на территории Молдавии» незаконно.
В Молдавии, кроме того, запрещено вещание российских новостных телеканалов. Поданный недавно в суд иск о том, что решение властей незаконно, был отклонен. Обычно людям оставляют только госканалы, когда граждан надо убедить в какой-то одной точке зрения – начинается массированное промывание мозгов.
Власти Молдавии также не пустили на недавние выборы в Приднестровье российских наблюдателей, тем самым продемонстрировав враждебное отношение к России.
А 13 декабря президент Молдовы Николай Тимофти потребовал от России вывода войск с территории Приднестровья. Выступая в Ашхабаде на международной конференции «Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития», он подчеркнул важность начала процесса вывода. Российских миротворцев Тимофти предлагает заменить на гражданскую миссию ООН с международным мандатом. Забыв уточнить, что в Приднестровье никто этого не хочет, надеясь только на Россию.
Европа пока что относится к этим заявлениям сдержанно. Хотя они валятся, как снежный ком. Пунктуальных европейцев, привыкших считать деньги, крайне раздражает коррупция на Украине и в Молдавии, носящая тотальный характер. После того, как из банковской системы Молдавии таинственным образом растворился 1 млрд евро (никто так и не смог внятно ответить, куда он делся), финансовую помощь Молдавии прекратили. В конце сентября МВФ запретил Румынии одалживать властям Кишинева 150 млн евро. По мнению чиновников Фонда, это пустое растрачивание средств, деньги пойдут коррупционерам, а молдавские власти так же будут воспринимать Европу в качестве дойной коровы.И тем не менее, вовсе не Евросоюз принимает решения и дестабилизирует обстановку, американские кукловоды готовятся нанести очередной удар. Но, по мнению уже упомянутого выше итальянского политолога Джульетто Кьеза, российские власти готовы к такому развитию событий. Но готовы ли они к экономической и вполне реальной войне по такому числу намеченных Западом направлений, которые все продолжают и продолжают множиться?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Многие украинские политики стали рассматривать «замораживание» конфликта по приднестровским сценарию как лучшую альтернативу по сравнению с восстановлением полномасштабных боевых действий или решением проблемы путем предоставления особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей. Но заморозить конфликт в Донбассе на определенное время будет непросто.
Евгений Ярошенко, эксперт Международного центра перспективных исследований, специально для «Апострофа»2 марта 2017 года исполнилось 25 лет с момента начала вооруженного конфликта в Приднестровье. Хотя боевые действия между войсками Молдовы и вооруженными формированиями самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) завершились после подписания перемирия в июле 1992 года, конфликт уже четверть века находится в «замороженном» состоянии из-за нерешенности статуса региона. С тех пор Молдова потеряла контроль над этим регионом, однако ПМР не было признано ни одним государством мира.
Под «замороженным» конфликтом понимается такая ситуация, при которой отсутствуют активные боевые действия между враждующими сторонами без политического решения конфликта. Кроме приднестровского конфликта, примерами «замороженных» конфликтов могут быть нынешние ситуации в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Крыму, Косово и на Кипре.
После подписания Минских соглашений, которые способствовали деэскалации конфликта в Донбассе, многие украинские политики и эксперты стали рассматривать «замораживание» конфликта по «приднестровским сценарию» как лучшую альтернативу по сравнению с восстановлением полномасштабных боевых действий или решением проблемы путем предоставления особого статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
В связи с этим возникает потребность прежде всего проанализировать возможности и риски вследствие замораживания конфликта.
Безусловно, главным преимуществом «замораживания» конфликта является возможность избежать худших последствий, связанных с продолжением боевых действий: потери среди военнослужащих, гражданского населения, вынужденно перемещенные лица, материальный ущерб и разрушения.
Кроме того, замороженный конфликт позволяет государству, на территории которого происходит этот конфликт, в ближайшей перспективе сэкономить ресурсы, потраченные на содержание неконтролируемых районов. В конце концов, такое положение вещей позволит сосредоточиться на решении внутренних проблем, построении конкурентоспособной экономики, создании боеспособной армии, подготовке собственного плана мирного урегулирования и тому подобное. Фактическая потеря контроля над сепаратистскими районами не помешала Грузии (более успешно) и Молдове (менее успешно) провести важные реформы на пути европейской интеграции.
В то же время «замораживание» конфликта не снимает ряд объективных вызовов, которые стоят перед этим государством.
Во-первых, «замороженные» конфликты являются эффективным инструментом давления со стороны внешних игроков. Например, конфликты в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье остаются самым действенным рычагом влияния России на Грузию и Молдову, который периодически проявляется в форме военных провокаций или политического шантажа.
Во-вторых, неурегулированность конфликта отдаляет неконтролируемые территории и затрудняет их реинтеграцию. За 25 последних лет в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе выросло целое поколение, идентичность которого обычно не ассоциируется с Грузией, Молдовой или Азербайджаном.
В-третьих, «замороженные» конфликты служат благоприятным центром для контрабанды товаров, оружия, наркотиков и для возникновения других угроз. Эти явления становятся выгодным бизнесом для обеих сторон конфликта, если линия фронта остается неизменной длительное время. Так, контрабанда в Донбассе не требует дополнительного объяснения после начала блокады со стороны общественных активистов.
В-четвертых, нерешенные конфликты могут провоцировать острые общественные и политические противоречия вокруг путей урегулирования — от силового сценария к отделению сепаратистских образований. Подобная ситуация до боли знакома каждому гражданину Украины, которому не безразличен мир и будущее нашего государства.
Другой вопрос — насколько возможно «замораживание» конфликта в Донбассе? Уникальность войны в Донбассе делает менее реалистичным повторение «приднестровского» сценария на Востоке Украины.
В отличие от приднестровского конфликта, ситуация в Донбассе является более интернационализированным конфликтом. Санкции США и ЕС против России связаны именно с конфликтом на Востоке. Как следствие, «замораживание» пока не отвечает интересам России, поскольку сохранятся санкции Запада. В свою очередь, нерешенность украинского кризиса мешает многим международным игрокам развивать сотрудничество с Россией.
Кроме того, если в других «замороженных» конфликтах линия разграничения соответствует географическим, административным или этническим границам, то в Донбассе эта линия сформировалась в результате боевых действий, «по-живому» разорвала этот регион. Соответственно, заморозить этот конфликт будет непросто в практической плоскости, поскольку множество семей имеют родственников, которые оказались по разные стороны линии разграничения. Кроме того, в Донбассе до сих пор действует единая производственная цепочка.
Таким образом, Украине непросто заморозить конфликт в Донбассе на определенное время. В этой связи Украине необходимо разработать свой комплексный план урегулирования с учетом уникальности конфликта в Донбассе.
Евгений Ярошенко, эксперт Международного центра перспективных исследований, специально для «Апострофа»
Сценарии для Приднестровья. Что удерживает от размораживания конфликта
30.08.2022 16:14
(Мск) , Тирасполь
Просмотров: 3279
Приднестровье является уязвимой территорией, где все еще возможны масштабные военные провокации на фоне боевых действий на Украине. Однако существует ряд факторов, которые удерживают от размораживания конфликта в этом регионе.
Об этом говорили российские, молдавские и приднестровские эксперты в ходе круглого стола, проведенного порталом RuBaltic, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube, Facebook и Viber.
Участники дискуссии обратили внимание на очередное письмо главы Приднестровья Вадима Красносельского президенту Молдовы Майе Санду с призывом начать переговоры на высшем уровне, избежать эскалации напряженности.
Директор Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников назвал письмо «предгрозовым», поскольку действия Молдовы, по его мнению, указывают на прямую подготовку к конфронтации с РФ.
«В РМ у власти находятся люди, которые защищают интересы одного из внешних игроков – США. Это письмо – наверное, последняя попытка о чем-то договориться… Санду – единственный из президентов РМ, который саботирует процесс переговоров, обсуждать что-то без американцев, которые являются участниками переговорного формата «5+2», она не хочет. США, на мой взгляд, не заинтересованы в сохранении стабильности в регионе, держат возможность эскалации на Днестре как козырную карту, которую можно бросить в любой момент», – говорит эксперт.
Разбалансировке ситуации, по его мнению, препятствуют российские миротворцы, которые 30 лет успешно несут службу на берегах Днестра.
«Это удивительный пример психологического господства русского оружия. Здесь квартируют чуть больше тысячи российских солдат и офицеров, из них процентов девяносто – приднестровцы с российскими паспортами. ОГРВ лишена тут наступательного тяжелого вооружения, это всего три мотострелковых батальона, которые выполняют миротворческую миссию и охрану складов с вооружением. С точки зрения военной силы этот контингент вроде бы ничтожен, но он действует под флагом РФ. Когда великая держава гарантирует мир, она отвечает и военным могуществом, и международным авторитетом», – сказал Игорь Шорников, назвав миротворческую операцию «аналогом ядерного зонтика над Приднестровьем».
Эксперт говорит, что, несмотря на то, что Молдову подводят к конфронтации с Россией, «молдаване не те люди, которые хотят воевать с русскими, и даже румыны не хотели бы этого».
«Из-за океана этого может быть не видно, тут расчеты американских стратегов могут не оправдаться. Если США добиваются втягивания Молдовы в войну, то они могут получить другой результат: Россия потратит минимум ресурсов, чтобы Молдову из этой игры вывести», – заявил директор ИСПИРР.
Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов, рассуждая о вероятности военного размораживания конфликта с учетом нынешних реалий, говорит, что такой сценарий возможен, и «серия инцидентов в Приднестровье в апреле – мае, каких не было 30 лет, это продемонстрировала».
В то же время эксперт призывает «подходить к ситуации в ПМР не только через призму Украины».
«Когда случился в 2014 году Крым, Донбасс, потом Специальная военная операция, мы стали рассматривать Приднестровье как аппендикс к украинскому кризису, который может быть дополнительным фронтом в рамках СВО. При этом у приднестровского вопроса есть и своя собственная логика, свое звучание. Сохраняется непосредственный диалог между Кишиневом и Тирасполем: все-таки ключи там. Именно об этом говорит обращение Красносельского к Санду. Даже у Санду после весенних инцидентов в Тирасполе формулировки аккуратные были.
О том, что по худшему сценарию дело не пойдет, говорит и то, что наряду с Приднестровьем есть Гагаузия, которая уже дала реакцию на события на Украине. Еще момент: несмотря на зачистку политического поля Молдовы, которую делает команда Санду, политический класс РМ не хочет разморозки ситуации. Он не до конца зацементирован. Есть, таким образом, сдерживающие механизмы», – говорит Сергей Маркедонов.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, политолог Дмитрий Офицеров-Бельский констатирует, что тенденция к искусственному размораживанию конфликтов на постсоветском пространстве есть, и в случае с Приднестровьем не нужно отметать такую возможность: например, одним из негативных сценариев может стать принуждение Тирасполя к реинтеграции путем блокирования экономики.
При этом, говорит эксперт, серьезно недооценивается уровень взаимосвязи Кишинева и Тирасполя.
«Они как два сообщающихся сосуда. В Молдавии есть фактически две столицы, два правительства. И так было всегда. Посмотрите – футбольные победы тираспольского «Шерифа» Молдавия искренне празднует – это на уровне менталитета. Есть и экономическое взаимодействие, устойчивые экономические схемы, дающие выгоды молдавским политикам и т.д.», – отметил он.
Молдавский политолог Александр Кориненко, говоря об отношениях Кишинева и Тирасполя, выразил уверенность, что Майя Санду была бы рада не замечать Приднестровье на карте и не сядет за стол переговоров с его руководителем, поскольку «там не живут ее избиратели».
«Любые шаги навстречу Приднестровью – политический проигрыш для нее. Если Санду и будет решать что-то с Тирасполем, то только по негласным каналам», – считает он.
Эксперты рассмотрели различные варианты развития событий с Приднестровьем и Молдовой в свете СВО.
«Если российская армия выйдет на эти рубежи, Приднестровью надо будет реинтегрироваться, создавать с РМ общее государство. Когда в Молдову вольются 500 тысяч пророссийских избирателей, не будет у Молдовы другой дороги, как дружить с Москвой», – полагает Александр Кориненко.
Политолог Сергей Манастырлы, в свою очередь, предположил, что если Россия достаточно продвинется и займет украинские порты, то «Молдове нужно будет придумать для своих граждан ответ на вопрос о том, почему на новых российских территориях все стоит дешевле, и бензин в 2,5 – 3 раза дешевле, чем у нас».
«Именно социальный фактор может повлиять на дальнейшее развитие событий в Республике Молдова», – подчеркнул он.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Метки: Приднестровье, Санду, СВО
Все новости за сегодня
Подпишитесь на рассылку новостей ПолитНавигатора на электронную почту
- Все новости
- Россия
- Украина
- Белоруссия
- Крым
- Донбасс
- Балканы
- Приднестровье
- Молдова
- Евразия
- Кавказ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Январь | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 |
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.
Пока международные эксперты размышляют о том, что военные события на Украине и последовавшие за этим попытки экономически изолировать Россию стали катализатором разрушения прежнего мирового порядка и формировании нового, на постсоветском пространстве постепенно начинают размораживаться замороженные конфликты.
Азербайджан, при негласном согласии Турции, попытался решить свои задачи в Карабахе, нарушив линию соприкосновения в зоне ответственности российской миротворческой миссии. Но тут свое веское слово сказал Иран, имеющий границы со всеми (в том числе и теневыми) сторонами карабахского конфликта. Тегеран предупредил, что любое военное вторжение в Армению столкнется с реакцией вооруженных сил Ирана – Исламская республика не потерпит изменения границ соседних стран.
А руководство Южной Осетии начало консультации с Москвой по вопросам вхождения этой непризнанной республики в состав Российской Федерации. После 10 апреля здесь собираются провести референдум о присоединении Южной Осетии к России. И хотя официальный Тбилиси заявил, что это “недопустимо, пока территория Грузии оккупирована Россией” и “такой референдум, если и состоится, не будет иметь юридической силы”, кто помешает РФ в условиях военного времени и тотальных санкций со стороны Запада присоединить к себе еще одну территорию “на основе волеизъявления народа”?
Противостояние ведущих держав мира недалеко от границ Республики Молдова может затронуть и нашу страну, разморозив, или в той или иной мере разрешив приднестровский конфликт. Молдавские и зарубежные эксперты за месяц ведения военных действий уже выдали целый ряд сценариев, как при нынешнем противостоянии России и Украины может быть решен приднестровский вопрос. Об этом ниже. А пока интересная статистика.
Опрос общественного мнения, проведенный компанией iData с 12 по 23 марта, показал, что треть граждан правобережной Молдовы готовы расстаться с Приднестровьем. Если раньше в среднем уровень поддержки признания Левобережного региона колебался в пределах 22-23%, а в феврале 2022 года составлял 22,7%, то за последний месяц число сторонников “цивилизованного развода” с непризнанной ПМР возросло до 31,8%. Вероятнее всего это связано с подачей Молдовой заявки на вступление в Европейский союз, а также военными событиями в соседней Украине.
“Если Украина продержится”: принуждение к реинтеграции
После Стамбульского раунда переговоров, когда Москва заявила о частичном отводе войск на киевском и черниговском направлении, пошли разговоры о военных провалах России, о том, что российские войска выдохлись – они не имеют резервов, продовольствия и возможности оперативно их пополнить (если верить украинской прессе, на взятом в плен российском подполковнике даже было нижнее белье ВСУ), что Путин недооценил сплоченность и решимость Запада и переоценил способность своих вооруженных сил одержать быструю победу. И вообще – Путин не владеет реальной информацией, главе Кремля своё же собственное окружение врёт о провалах военной кампании.
Правда, очень скоро тональность высказываний изменилась. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в четверг, 31 марта, комментируя заявления Москвы о “кардинальном снижении интенсивности боевых действий” на киевском и черниговском направлениях, заявил, что по данным разведки, российские подразделения не отводятся, а перемещаются на новые позиции. Россия пытается перегруппировать их, усилить и перевооружить для наступления на Донбассе. “В то же время Россия продолжает оказывать давление на Киев и другие города. Так что мы ожидаем новых наступательных операций”, — отметил генсек НАТО, которого цитирует BBC News.
Но, допустим, коллективный Запад додавит, Украина продержится, и российская армия, увязнув в восточных регионах Украины, так в итоге и не выйдет в Одесскую область на границу с Республикой Молдова, чего в первые дни войны опасались многие молдавские политики и комментаторы. В этом случае возможны два варианта развития событий в вопросе приднестровского урегулирования. Либо ничего не изменится и сохранится нынешний статус-кво. Либо Кишинев, пользуясь временной слабостью России, пытается “принудить” Приднестровье к реинтеграции. Желательно на своих условиях. А для этого, прежде всего, потребуется экономически надавить на Левобережье — с одной стороны, максимально усилив блокаду со стороны Украины, с другой, подключив экономическое давление Евросоюза.
В части получения доходов Приднестровье сильно зависит от внешней торговли. Более 35% экспортных поставок из ПМР приходятся на страны Европейского союза. Главными потребителями приднестровских товаров в ЕС являются Румыния, Польша, Италия, Болгария и Венгрия, а основными статьями экспорта – металлургическая продукция, продовольственные товары и электроэнергия.
Приднестровье, как и правобережная Молдова, находится в зоне свободной торговли с Евросоюзом. И Кишинев в рамках операции по “принуждению к реинтеграции” может попытаться убедить Брюссель ввести определенные ограничения в торговых отношениях с Приднестровским регионом. А тот в условиях жесткого противостояния с Россией начинает демонстративно давить на “российский анклав на Днестре”.
Конечно, возвращение Приднестровья в конституционное пространство Республики Молдова будет стоить немалых сумм. И Западу придётся взять эти расходы на себя. Впрочем, некоторые молдавские эксперты уже нашли источник финансирования – замороженные Западом 300 млрд. долларов золотовалютных резервов России. Как заявил политический аналитик Игорь Боцан, “если будет найдено правильное решение, тогда возвращение Приднестровья в конституционное пространство будет стоить, и эти деньги могут прийти из того состояния Российской Федерации, которое было заморожено”. Правда, тут Молдове придётся становиться в очередь за Украиной, которая уже давно заявила, что рассчитывает на заблокированный в Европе золотовалютный резерв России в качестве репарации.
Силовой вариант: второй фронт в Приднестровье
Неделю назад Украина на официальном уровне призвала Республику Молдова фактически открыть второй фронт и разобраться с Приднестровьем. Как заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны соседней страны Алексей Данилов, Украине очень бы помогло, если бы сегодня Молдова и Грузия начали предпринимать активные шаги по возвращению своих территорий, которые оккупировала Россия.
Киев уже не первый раз пытается спровоцировать Кишинев на военную конфронтацию с Москвой. Но до этого он это делал или через журналистов и пропагандистов (призывы Дмитрия Гордона в эфире Jurnal TV “занять Приднестровье, пока мы отвлекаем большое количество российских войск”). Или запуская в информационное пространство фейковые новости, которые официальный Кишинев раз за разом был вынужден опровергать (сообщения о том, что восемь ракет, выпущенных российскими войсками 6 марта по аэропорту в Виннице, прилетели из Приднестровья, а также утверждения депутата Верховной Рады Гончаренко, что в Молдове 9 марта будет введено военное положение).
Или кулуарно. Во всяком случае, как утверждал украинский телеграм-канал “Резидент” со ссылкой на свои источники в Офисе президента Украины, в администрации Владимира Зеленского якобы предлагали “лидеру Молдовы Майе Санду решить приднестровский вопрос. “Мы готовы ввести туда войска, после чего передать контроль полицейской миссии Кишинева. Президент Молдовы отказалась от такого сценария, Санду не хочет давать России повод для возможной операции против ее страны”, — писал тг-канал.
Так что силовой вариант решения приднестровского вопроса является одним из наиболее нереальных сценариев. При всей своей поддержке Киева, нынешнее молдавское руководство не готово к повторению братоубийственной войны 1992 года.
Но провокации идут: в Приднестровье чуть ли не каждый день поступают сообщения о заминированных зданиях. Сначала учебных заведений, потом крупных торговых центров “Люкс” и “Элит” в Рыбнице, а 31 марта прошла волна сообщений о минировании десятка медицинских учреждений региона (тираспольского Медицинского центра “ТираМед”, поликлиник, станций скорой помощи, больниц Бендер, Тирасполя, Рыбницы). И по мере продвижения российских войск на юг, если оно состоится, такие провокации и попытки втянуть Молдову в военный конфликт будут только нарастать.
“Разблокирование” Приднестровья: Россия занимает юг Украины
На прошлой неделе в ежедневной американской деловой газете The Wall Street Journal вышла статья под заголовком “Россия, не сумевшая одержать досрочную победу на Украине, переходит к “плану Б”.
В ней говорится, что президент России Владимир Путин скорректировал свою тактику по поводу военных действий на Украине: он якобы больше не ставит цель “взять Киев в течение нескольких дней и заменить власть президента Украины Владимира Зеленского пророссийским режимом”. Вместо этого российский президент, по мнению американского издания, которое “разделяют высокопоставленные чиновники в администрации Байдена”, хочет заставить Киев принять претензии России на южные и восточные территории Украины.
Конечно, вряд ли Владимир Путин делился с журналистами американской газеты или высокопоставленными чиновниками из администрации Джо Байдена своими планами на Украину, но, как говорят эксперты, если главной целью своей спецоперации в Кремле объявили демилитаризацию и денацификацию Украины, то без выхода российской армии в южные регионы Украины не обойтись. Тем более, что буквально накануне начала военной спецоперации российский президент в своем видеообращении к народу заявил об опасности для России военной базы НАТО в Очакове.
“Построенный американцами центр морских операций в Очакове позволяет обеспечивать действия кораблей НАТО, включая применения ими высокоточного оружия против российского Черноморского флота и нашей инфраструктуры на всем черноморском побережье”, — сказал он.
Поэтому не исключено, что после решения боевых задач на Донбассе российские войска начнут продвижение на юг Украины. Экс-глава израильской спецслужбы “Натив” Яков Кедми, который часто появляется на экранах российских телевизоров со своими комментариями, считает, что часть Украины так или иначе присоединится к России: “Это будет вся Новороссия, вся промышленная русская Украина”.
До 20-х годов прошлого века Новороссией называли часть Российской империи, в которую входили территории нынешних Харьковской, Луганской, Донецкой, Одесской, Херсонской и Николаевской областей Украины. С начала событий на Донбассе в 2014 году слово “Новороссия” начало часто появляться в лексиконе президента России Владимира Путина.
Если российские войска действительно займут южные области Украины, в частности, Одесскую область, то сценарии развития событий для Молдовы могут быть разными.
Сценарий №1 – Москва еще раз подтверждает, что признает суверенитет и территориальную целостность Молдовы и у нее нет намерения признавать независимость Приднестровья. Тем не менее, у России появляется серьезный рычаг давления на Кишинев. Некоторые эксперты, например, считают, что при таком развитии событий РФ будет добиваться не только международно признанного нейтралитета Украины, но и Республики Молдова.
“Разблокирование Приднестровья неизбежно отрезвит Кишинев и будет способствовать расширению нейтралитета в регионе, внеблокового статуса его государств, усмирит амбиции Румынии и стоящего за ней НАТО в отношении Молдовы”, — заявил агентству Regnum член экспертного совета комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Александр Савельев.
Сценарий №2 – Россия по примеру ЛНР и ДНР признает независимость Приднестровской Молдавской Республики, направляет туда свои войска и укрепляет находящийся в Левобережье военный контингент. Республика Молдова окончательно теряет Приднестровье. Тогда, при благополучном развитии событий, ориентированную на Запад правобережную Молдову берет под свое крыло Брюссель. Или Бухарест. Может быть, РМ предоставляется статус страны-кандидата, ЕС продолжает помогать финансами, а по Днестру проходит новый “железный занавес”. Но нельзя исключать и варианта, что “разблокирование” Приднестровья приведет к активизации гагаузской автономии и севера страны, традиционно тяготеющих к России, и тогда будущее Республики Молдова может оказаться под вопросом.
Владислав Бордеяну
(Окончание читайте 06.04.2022)
«Соборная» Украина
На вариант сохранения Новороссии и Донбасса в составе Украины, конечно же, будут настаивать и в Киеве, и на Западе (даже вынеся за скобки вопрос Крыма). В рамках этого сценария можно спорить о том, сохранится ли унитарная Украина или же Донбассу будет предоставлена определенная автономия. Большинство западных экспертов, ничтоже сумняшеся, утверждают, что Кремль удовлетворится автономным статусом Донбасса или федеративным устройством Украины, которое защитит права русского населения Новороссии и станет своего рода предохранителем от вступления Украины в НАТО.
Вот и два высших руководителя Германии вслух заговорили о «разумной федерализации Украины». Причем Меркель, учтя тот факт, что в среде киевской «богемы» слово «федерализация» стало ругательным, предложила говорить о «децентрализации по немецкому образцу» (как будто бы следование образцу Федеративной Республики Германия не является федерализацией!). Порошенко в своей программе тоже что-то там вяло пообещал по поводу «самоуправления регионов» и «защиты русского языка», хотя так и не пояснил, как это осуществить на практике.
Это же является и главной «ахиллесовой пятой» всех экспертов, предлагающих подобный вариант решения конфликта. Во-первых, они не говорят о том, как теперь убедить дончан и луганчан в том, что они должны жить в государстве, бомбившем их на протяжении нескольких месяцев, и по-прежнему считать его своим. Во-вторых, никто из них не задумывается над тем, какие гарантии может дать Киев или Запад жителям Новороссии в случае их согласия на данный вариант.
Мы же видим, что все меморандумы, обещания, договоры, соглашения нарушаются нынешней киевской властью чуть ли не сразу после их провозглашения, кто бы ни выступал их гарантом (достаточно вспомнить, как февральские соглашения с Януковичем были растоптаны буквально на следующий день). Соответственно, можно предположить, что все эти «гарантии», которые получит Донбасс, будут нарушены моментально после того, как ополченцы разоружатся.
При любом варианте сохранения единой Украины, какую бы автономию ни получила Новороссия, в этих регионах будут располагаться «федеральные» войска, «федеральные» силовые структуры, «федеральные» правоохранительные органы, в которые нынче официально включены боевики-неонацисты из «Правого сектора». Уж можно представить, какое «правосудие» те начнут осуществлять в «автономных» регионах! И никакая Меркель, как мы понимаем, даже не пикнет, когда в русскоязычных областях начнутся (а точнее, продолжатся) настоящие этнические чистки.
Надо понимать также, что у полуразрушенного Донбасса не будет фактически никаких шансов на восстановление своей экономики в рамках «соборной» Украины. За все годы незалежности Украина фактически ничего не построила в этих регионах. А уж после той волны ненависти к Донбассу и дончанам, которая поднята в Киеве, не будет строить и впредь.
К примеру, небезызвестный «радикал-меньшевик» Ляшко уже заявил, что после «освобождения» надо оставить города региона в руинах – в назидание потомкам. На что при таком подходе может рассчитывать номинально или даже фактически автономный Донбасс, который вынужден будет направлять налоги на содержание Киева, а не на восстановление своей инфраструктуры?
Ну, и самое главное. Достаточно смоделировать данный сценарий, чтобы понять, что он совершенно не учитывает интересов России. Какой ей смысл в том, что ее включат в число подписантов и «гарантов» будущей новороссийской автономии или нейтралитета Украины? Спустя пяток-другой лет над ней будут посмеиваться точно так же, как посмеивались над ельцинской Россией, когда, вопреки всем договоренностям, началось стремительное расширение НАТО на восток.
Любые договоренности не перечеркнут той волны русофобии, которую подняли евромайдан и нынешние киевские «элиты». На границах с Россией появится не просто недружественное, а враждебное государство. Причем чем больше будет у него экономического потенциала, тем больше угроз для российской безопасности оно будет создавать. Донецкая и Луганская область – это примерно 25% экспортных и 20% производственных мощностей Украины (само собой, эти данные относятся к довоенному периоду). Какой же смысл России соглашаться на сохранение мощи государства, которое откровенно устами своих высших деятелей грозит самому существованию России и ее территориальной целостности (не забываем об обещании министра обороны Украины провести украинский военный парад в Севастополе)?
Те, кто в России призывают отмахнуться от проблем Новороссии, оставив ее на съедение украинским неонацистам, не понимают, что, переварив Донбасс, завершив этнические чистки, начатые 2 мая в Одессе, правосеки, уже укрепившиеся, закаленные в боях, получившие бронетехнику и финансирование, обязательно начнут диверсии в Крыму, а затем и в остальной части России (они, собственно, и не скрывают своих конечных целей). И какие договоренности с Украиной, где подобные люди уже официально включены в карательную систему, может заключить Москва? Каким образом «автономный» статус Донбасса защитит Россию от террористической угрозы, связанной с усилением такого государства-соседа?
Лично я не вижу механизма соблюдения подобных «гарантий» ни Донбассу, ни России в случае сохранения «единой» Украины. Во всяком случае, ни один из многочисленных экспертов, предлагавших подобный сценарий, этот механизм даже контурно не обрисовал.
Боснийский сценарий
Некоторые обозреватели все чаще стали писать о возможности сохранения формально «единой» Украины с наличием де-факто самостоятельного Донбасса. Эту мысль, в частности, высказал на страницах газеты «The Daily Telegraph» известный британский дипломат Чарльз Крофорд, в свое время сыгравший свою роль в выработке модели управления Боснией и Герцеговиной.
В статье с характерным названием «Украинцы – лузеры в игре труса» британец пишет: «Соглашение, которое, по всей видимости, удовлетворит Россию, сводится к босниизации Украины… Украинская территориальная целостность сохраняется на бумаге, но некоторые регионы получают что-то вроде автономии, предоставленной Республике Сербской, некоего сербского тела внутри Боснии и Герцеговины. Эти области могут быть объединены в российское экономическое и политическое пространство — как Москва решит, — посредством их Кремль также получил бы возможность накладывать эффективное вето на стратегический выбор, сделанный в Киеве: Украина не может вступать в НАТО или более тесно сближаться с Европейским союзом, если эта опция не будет закрыта даже в теоретическом плане. Такой исход мог бы выглядеть привлекательным для многих европейских столиц, если прагматически исходить из того, что это наилучший из доступных ныне вариантов».
Автор этих слов признает, что такой вариант может быть воспринят болезненно киевскими элитами. И он уже так и воспринимается – один из активных организаторов евромайдана Виталий Портников уже поспешил опубликовать колонку «Путинская западня», предостерегая от боснийского сценария (самое смешное, что в качестве отрицательного примера записной «евроинтегратор» приводит именно Боснию, находящуюся под официальным управлением Евросоюза, а в качестве положительного – сохранившую независимость Сербию).
Думаю, в случае успешного наступления новороссийских ополченцев Запад в итоге будет склоняться как раз к этому варианту как к меньшему из зол. Под давлением Запада на него может в конце концов пойти и Киев, если осознает, что это – единственный способ сохранить данную территорию хотя бы в формально едином государстве (само собой, при этом надеясь в будущем отменить реальную автономию Донбасса).
Что это может дать Новороссии? Она может тем самым реально обеспечить себе гораздо большую самостоятельность и возможность защиты языковых прав. Но при этом также вряд ли сможет рассчитывать на скорое восстановление края из руин.
При таком раскладе Россия действительно на определенное время получит больший контроль над Украиной, но не решит для себя проблемы безопасности собственных границ, сопряженных с де-факто автономной Новороссией.
Приднестровский сценарий
Речь идет о фактической самостоятельности ДНР и ЛНР при отсутствии официального признания этой независимости со стороны и Киева, и Запада, и России. По сути, это сведется лишь к замораживанию конфликта с высокой вероятностью его повторения (как это было в 2008 году в Южной Осетии).
Этим сценарием киевские эксперты любили пугать дончан на этапе зародыша конфликта, когда еще не рвались бомбы. Теперь-то напугать «тяжелой судьбой Приднестровья» Донбасс довольно сложно – многие предпочли бы такую судьбу войне и разрухе.
В конце концов, такой сценарий можно назвать и не Приднестровским, а, скажем, Тайваньским! Умудряется же вот уже несколько десятилетий существовать и процветать де-факто государство, юридически признанное лишь островками Океании. Вопрос тут в фактическом признании и сотрудничестве как с Россией, так и в будущем – со слегка успокоившейся Украиной, которая, как и нынешняя Молдова, решит, что лучше выстраивать ровные отношения с отколовшимся регионом в надежде когда-то заманить его обратно.
Проблема будет заключаться в том, что при соответствующей блокаде со стороны ЕС практически все предприятия Новороссии потеряют экспортный рынок, что может встретить активное сопротивление местных олигархов, а в перспективе может привести к упадку металлургической и машиностроительной отраслей непризнанной республики (республик?). Правда, при должной кооперации с Россией эту проблему можно ослабить (не решить полностью), перенаправив часть продукции данных предприятий на постсоветское пространство и в развивающиеся страны Азии и Африки.
При таком раскладе Россия прочно закрепит эту территорию в зоне своего влияния, защитит местное население от этнических чисток и сможет лавировать во взаимоотношениях с Европой и Украиной угрозой возможного официального признания Новороссии. В конце концов, если слабой, дефрагментированной ельцинской России хватило сил для того, чтобы обеспечить такой исход в Приднестровье, то сейчас гораздо более сильная РФ может это сделать с меньшими проблемами. Правда, тогда данный сценарий обеспечивался силами 14-й армии, легально находившейся на территории ПМР. Сейчас официальный ввод такого контингента при развитии Приднестровского сценария не представляется реальным.
Абхазский сценарий
Проблема ввода российских миротворцев решается путем официального признания Москвой Новороссии по сценарию Абхазии и Южной Осетии 2008 года. Опять-таки если кому-то не нравятся аналогии с Кавказом, можно такой сценарий назвать Кипрским. В конце концов, Северному Кипру вполне хватило признания со стороны только одной Турции. И это не мешало Кипру вступать в Евросоюз, а Турции – оставаться кандидатом в члены ЕС и активным членом НАТО.
При таком развитии событий конфликт опять-таки замораживается, Новороссия получает больше гарантий безопасности в случае появления какого-нибудь «украинского Саакашвили». А Россия получает полный контроль над регионом и массу головной боли во взаимоотношениях с Западом (она, правда, будет не намного большей, чем от воссоединения с Крымом).
Граждане Новороссии при обоих подобных сценариях вынуждены будут получать гражданство сопредельных государств и при перемещении через границу иметь проблемы, свойственные всем непризнанным или «недопризнанным» государствам. Но как мы видим по примеру того же Приднестровья или Северного Кипра, такие проблемы с годами решаются.
Чехословацкий сценарий
Сценарий полюбовного развода Украины и Новороссии по примеру развода Чехословакии нельзя сбрасывать со счетов. По сути с того самого времени, как начался евромайдан, западные аналитики довольно часто обсуждали этот сценарий и даже призывали к нему.
Бывший президент Чехии Вацлав Клаус предлагал даже свои посреднические услуги для осуществления этого плана. Но Киев гневно отверг их. Разве это кажется умным теперь, после такого количества крови, которую пролила и Украина, и Новороссия?
Еще в феврале американский публицист Дэвид Микснер, бывший советник Билла Клинтона, написал статью под заголовком «Разделите Украину сейчас, пока еще не слишком поздно». Он, как и некоторые иные аналитики, призывал к мирному разделу Украины, пока не погибли тысячи жителей. Многим это предостережение показалось излишне апокалиптическим. Хотя сейчас мы видим, что вариант мирного развода, возможно, избавил бы от крови массы мирных жителей и бессмысленных разрушений.
Конечно, аналогия с разводом Чехословакии тут хромает (поскольку мирного развода уже не получилось). Ну, можно назвать тогда этот сценарий хорватским или суданским, если хотите – примеров, когда мировое сообщество при всеобщем согласии соглашалось на раздел государства, погрязшего в гражданской войне, было достаточно за последние десятилетия.
При таком сценарии Новороссия, конечно же, все равно не обойдется без России, но, используя свой мощный промышленный потенциал, могла бы быстрее восстановиться из пепла и нормально сотрудничать со всеми соседями, выполняя одновременно роль своеобразного буфера между Россией и недружественной Украиной.
Еще несколько недель назад киевский бомонд с пылом отверг бы подобный сценарий как «пораженческий» и «антиукраинский» (разве что писатель Юрий Андрухович еще до донецко-украинской войны ради эпатажа допускал отделение Донбасса). Когда же донецкие ополченцы начали массированное контрнаступление, открыв второй фронт под Мариуполем, в Киеве в результате панических настроений все чаще стали звучать голоса с призывом отказаться от Донбасса, дабы избежать больших жертв.
Любимый в киевской среде «американский» политолог Александр Мотыль даже нашел формулу, при которой сдачу Донбасса можно было бы представить как… победу Украины. В журнале «Foreign Affairs» он написал статью с характерным названием «Путинская западня» (похоже, они с Портниковым сговорились), в которой заявил о «хитром» ходе: мол, отдадим разрушенный украинцами Донбасс Путину – тот его не переварит и разорится! А Украина в это время начнет свою «историю успеха» в рамках Евросоюза! Понятно, что формула придумана исключительно для того, чтобы оправдать поражение. Но сам факт того, что эти формулы уже генерируются в среде украинских экспертов, показателен! Это значит, что вариант развода «при согласии всех сторон» может и должен рассматриваться.
Крымский сценарий
Сценарий присоединения Новороссии к Российской Федерации по примеру Крыма, конечно, был бы воспринят многими жителями этого региона «на ура». При таком сценарии для исстрадавшегося Донбасса снималась бы масса проблем, связанных с управлением региона, его скорейшим восстановлением, безопасностью, налаживанием нормальной жизнедеятельности. Мало того, проблем с реинтеграцией Донбасса было бы меньше, чем с Крымом, отделенным от «материковой» России морем.
При этом мы понимаем, что ни Запад, ни Украина не пойдут на признание и этой «аннексии». А это значит, что у России появятся дополнительные проблемы – как во взаимоотношениях с Западом, так и с финансированием разрушенного региона.
Потому такой сценарий кажется маловероятным. Хотя согласитесь, еще в начале этого года мало кто мог поверить в то, что уже весной Крым станет составной частью России. Нынешние стремительно развивающиеся события демонстрируют, что ничего невозможного нет.
В любом случае, такой сценарий нельзя сбрасывать со счетов – Россия всегда может держать его в уме для усиления своих позиций при торгах и с Европой, и с все той же враждебной Украиной.
Что делать?
Разобрав все эти сценарии, можно теперь отвечать и на вопрос «Что делать России?» Какой из этих вариантов должна поддержать Москва? Ответ во многом зависит от адекватности действий Киева и Запада. Как мы понимаем, еще в декабре самой оптимальной из возможно достижимых целей Москве представлялась федерализация Украины с возможно большей автономией Крыма и Новороссии. На построение более тесных интеграционных связей России с этими регионами Украины ушло бы не одно десятилетие.
Но любая революция, гражданская война и анархия в государстве, которое принято называть «failed state» (а думаю, теперь даже мои украинские коллеги не обидятся на подобное определение, как они делали еще год назад), дают возможность соседям для гораздо более сильного маневра. Сейчас Россия может требовать плебисцита по самоопределению регионов Украины не только на Донбассе, но и в пределах всей Новороссии. Сомневаюсь, что в условиях нынешней войны и разрухи на Украине вообще возможны честные выборы и референдумы, но тем не менее такую опцию нельзя сбрасывать со счетов.
Россия и Запад могут выбирать между приведенными выше сценариями, торгуясь и усиливая свои позиции, которые будут напрямую зависеть от военных успехов новороссийского ополчения. Чем сильнее будут успехи – тем больше смогут выторговать сами новороссы. При этом Москва может сдерживать Запад от более агрессивных действий «угрозой» повторения крымского сценария.
Говоря о судьбе Новороссии нельзя забывать об угрозе появления на границе с Россией абсолютно враждебного государства под названием Украина. Западные аналитики постоянно используют этот аргумент для того, чтобы убедить Москву в необходимости сохранения Донбасса в составе Украины: мол, без Крыма и Донбасса то, что останется от украинского государства, будет иметь четко выраженную антироссийскую линию поведения и неуклонно будет сближаться с Европой и НАТО вопреки России.
Тут надо учесть, что подобное сближение, как мы видели, шло все эти годы и при наличии в составе Украины означенных регионов. И уж конечно же, Запад в любом случае приложит максимум энергии, чтобы усилить этот вектор после окончания донецко-украинской войны.
России при любом из сценариев взаимоотношений с Новороссией надо будет выстраивать совершенно новую политику в отношении Киева с целью погашения или хотя притупления антироссийских настроений в украинском обществе. Но это – тема отдельного разговора. Не менее важная для России, чем определение судьбы Новороссии.
Владимир Корнилов, специально для портала «Антифашист»
Для меня, как и многих моих товарищей, был бы желателен 7-й сценарий, но я его не буду описывать, чтобы не устраивать флуд в данной теме
https://ria.ru/20220426/pridnestrove-1785520668.html
В Госдуме заявили о «внешнем сценарии» эскалации в Приднестровье
В Госдуме заявили о «внешнем сценарии» эскалации в Приднестровье — РИА Новости, 26.04.2022
В Госдуме заявили о «внешнем сценарии» эскалации в Приднестровье
Высокая разведывательная активность стран Запада и НАТО в Приднестровье, наблюдавшаяся в регионе на протяжении полугода, указывает, что эскалация, которую мы… РИА Новости, 26.04.2022
2022-04-26T14:09
2022-04-26T14:09
2022-04-26T14:10
в мире
молдавия
приднестровская молдавская республика
нато
россия
госдума рф
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1a/1785552921_0:0:2850:1603_1920x0_80_0_0_0d647de4808ce6ba32e56fd5a483910e.jpg
МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Высокая разведывательная активность стран Запада и НАТО в Приднестровье, наблюдавшаяся в регионе на протяжении полугода, указывает, что эскалация, которую мы видим сегодня, может иметь «внешний сценарий», заявил РИА Новости замглавы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров.Накануне, по предварительным данным МВД непризнанной Приднестровской Молдавской республики, в здание министерства госбезопасности ПМР в Тирасполе несколько раз выстрелили из ручного противотанкового гранатомета. В ведомстве уточнили, что в здании выбиты окна на верхних этажах, прилегающая территория оцеплена сотрудниками милиции. В результате взрывов никто не пострадал. Во вторник МВД сообщило о двух взрывах в поселке Маяк Григориопольского района, в результате выведены из строя две самые мощные антенны радиоцентра, транслировавшие российское радио. В соцсетях появились сообщения, что после взрывов самолеты стали избегать воздушное пространство Молдавии.»Не хотелось бы гадать, что было бы и неправильно, но все те действия, которые заранее проводились со стороны определенных стран, говорят, что это внешняя история», — подчеркнул политик, назвав происходящее в регионе эскалацией и серьезной провокацией.Среди таких действий в регионе за прошедшие полгода парламентарий отметил разведывательную активность «с использованием, в том числе, представителей ОБСЕ, которые неоднократно находились в зоне безопасности». Как указал Туров, «была зафиксирована информация о работе представителей стран НАТО со стороны Молдовы, фиксировалась работа беспилотной авиации Украины в целях разведки».Депутат отметил, что на «внешний сценарий» также указывают и ранние высказывания представителей американского истеблишмента, представителей других западных стран и альянса НАТО, «говоривших о решение приднестровского вопроса».»Здесь отдельная наша обеспокоенность, что там находится группа наших миротворцев, которая на протяжении 30 лет выполняет задачи по поддержанию мира и урегулированию конфликта. Кроме того, более 200 тысяч граждан, проживающих в ПМР, являются россиянами. Это вызывает дополнительную озабоченность», — резюмировал он.Ранее Служба информации и безопасности Молдавии призвала граждан к спокойствию, отметила, что следит за ситуацией в Приднестровье, и попросила всех соблюдать ответственность и проверять информацию.
https://ria.ru/20220426/pridnestrove-1785496637.html
https://ria.ru/20220426/pridnestrove-1785478446.html
https://ria.ru/20220426/operatsiya-1785456117.html
молдавия
приднестровская молдавская республика
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/04/1a/1785552921_151:69:2790:2048_1920x0_80_0_0_dab0e66508639d5c25402acac96c0d75.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в мире, молдавия, приднестровская молдавская республика, нато, россия, госдума рф
В мире, Молдавия, Приднестровская Молдавская Республика, НАТО, Россия, Госдума РФ
14:09 26.04.2022 (обновлено: 14:10 26.04.2022)
В Госдуме заявили о «внешнем сценарии» эскалации в Приднестровье
Депутат Туров: активность НАТО в Приднестровье может говорить о внешнем сценарии эскалации
МОСКВА, 26 апр — РИА Новости. Высокая разведывательная активность стран Запада и НАТО в Приднестровье, наблюдавшаяся в регионе на протяжении полугода, указывает, что эскалация, которую мы видим сегодня, может иметь «внешний сценарий», заявил РИА Новости замглавы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артем Туров.
Накануне, по предварительным данным МВД непризнанной Приднестровской Молдавской республики, в здание министерства госбезопасности ПМР в Тирасполе несколько раз выстрелили из ручного противотанкового гранатомета. В ведомстве уточнили, что в здании выбиты окна на верхних этажах, прилегающая территория оцеплена сотрудниками милиции. В результате взрывов никто не пострадал. Во вторник МВД сообщило о двух взрывах в поселке Маяк Григориопольского района, в результате выведены из строя две самые мощные антенны радиоцентра, транслировавшие российское радио. В соцсетях появились сообщения, что после взрывов самолеты стали избегать воздушное пространство Молдавии.
«Не хотелось бы гадать, что было бы и неправильно, но все те действия, которые заранее проводились со стороны определенных стран, говорят, что это внешняя история», — подчеркнул политик, назвав происходящее в регионе эскалацией и серьезной провокацией.
Среди таких действий в регионе за прошедшие полгода парламентарий отметил разведывательную активность «с использованием, в том числе, представителей ОБСЕ, которые неоднократно находились в зоне безопасности». Как указал Туров, «была зафиксирована информация о работе представителей стран НАТО со стороны Молдовы, фиксировалась работа беспилотной авиации Украины в целях разведки».
Депутат отметил, что на «внешний сценарий» также указывают и ранние высказывания представителей американского истеблишмента, представителей других западных стран и альянса НАТО, «говоривших о решение приднестровского вопроса».
«Здесь отдельная наша обеспокоенность, что там находится группа наших миротворцев, которая на протяжении 30 лет выполняет задачи по поддержанию мира и урегулированию конфликта. Кроме того, более 200 тысяч граждан, проживающих в ПМР, являются россиянами. Это вызывает дополнительную озабоченность», — резюмировал он.
Ранее Служба информации и безопасности Молдавии призвала граждан к спокойствию, отметила, что следит за ситуацией в Приднестровье, и попросила всех соблюдать ответственность и проверять информацию.
США разыгрывают с Россией классический гамбит. В данном случае жертвуют бывшей Украиной. Учитывая что война гибридная, то и жертва гибридная.
Сначала пожертвовали Крымом. Затем в зону влияния отдали Донбасс — ДНР и ЛНР. Каждая взятая жертва приводит к дисбалансу управленческой системы в РФ. И к монетарным потерям — а так как экономические элиты РФ продолжают рассуждать в монетарной логике, то такие потери кажутся для них смертельными.
Конечная цель такой партии: превратить всю Украину в кровавое неофеодальное пространство, где идёт война всех против всех.
Схема, по которой намерены развивать украинский кризис сегодня, реализуется на Ближнем Востоке в формате ИГИЛа. Все эти добровольческие и олигархические батальоны — это зародыш евроИГИЛа, вооружённые группы обозлённых людей с расистскими взглядами.
Превращение остатков модернистской УССР в неофеодально-постмодернистский евроИГИЛ разворачивается на наших глазах. Этот процесс может занять от 3 до 5 лет. Всё будет зависеть от того, как РФ будет разыгрывать этот гамбит — брать жертву, отказываться либо пытаться разыграть контргамбит.
Приднестровская пешка, которая может выйти в ферзи
В рамках общей партии по жертвованию кровоточащей и насыщенной оружием бывшей Украины на наших глазах разыгрывается комбинация с Приднестровьем. Российские эксперты, СМИ и политики в последние две недели сильно возбудились по поводу ПМР. Федеральные каналы даже начали главу ПМР показывать.
Хотя кризис этот развивался давно. Мы с вами давно следили за повесткой в Бессарабии, Молдавии и Приднестровье — потому что рассматривать кризис в ПМР в отрыве от украино-молдавской повестки значит проявлять близорукость.
Молдова, как и бывшая Украина, попала под внешнее управление в ходе реализации политики «Восточного партнёрства». Ещё в ноябре прошлого года было понятно: после того, как власть и в Киеве, и в Кишинёве стала управляться из единого центра, а экономика попала в системную зависимость от рынка ЕС, — удушение Приднестровья неизбежно. Вопрос лишь в том, в какой форме будет осуществляться блокада и уничтожение союзной России государственности на узкой полоске земли вдоль Днестра.
Назначение Михаила Саакашвили на пост губернатора Одесской области всего лишь перевело план по уничтожению Приднестровья в стадию реализации. Поэтому сегодня уже не имеет смысла обсуждать намерения руками Киева и Кишинёва ликвидировать ПМР. Стоит разбираться в конкретных моделях войны против ПМР и роли России в этой войне.
Вопрос жизни и смерти Порошенко
Киеву, который проигрывает гражданское противостояние в Донбассе, остро необходима победоносная война.
Патриотический угар, который удалось накачать после утраты Крыма и Донбасса, потихоньку сходит на нет. Среди социально незащищённых слоёв населения наступает постепенное отрезвление. Наёмные работники крупных городов стремительно пополняют ряды безработных. Мелкая буржуазия потихоньку разоряется и тратит накопления, средний капитал массово эмигрирует в РФ, ЕС, США, Канаду и на островные офшоры. Крупный капитал уже давно находится там, действуя в Киеве руками своих менеджеров.
Пётр Порошенко на сегодня является единственным украинским олигархом, которому некуда деваться с бывшей Украины. Пост президента, с одной стороны, дал ему возможность войти в пятёрку украинской олигархии. С другой стороны, бывшая Украина стала парламентско-президентским государством, поэтому полномочия президента сильно ограничены.
При этом все потери и проигрыши в войне так или иначе связывают персонально с ним. Фактически Пётр Порошенко постоянно балансирует между внутриэлитарным заговором с дворцовым переворотом и голодными бунтами.
Для того чтобы подавлять протестные настроения в массах, надо опираться на сильные и эффективные силовые структуры — МВД и армию. С момента начала АТО в Донбассе каждый гражданин понял, что в случае бунта будут стрелять из танков и бомбить города. И неважно, где ты живёшь. Лучше помалкивать.
Конечно, силовики (армия и МВД) представляют из себя такую же коррумпированную и неэффективную систему, как и всё государство на бывшей Украине. Однако других нет, и опереться Порошенко больше не на кого. А чтобы опереться на армию и шовинистическое меньшинство в обществе, нужна победа. Украинские военные и так связали себя с Порошенко общим преступлением, когда согласились бомбить мирные города.
Итак, Порошенко нужна победа. Вопрос любой, даже самой маленькой военной победы сегодня для него вопрос жизни и смерти.
Поэтому будет продолжение войны и в Донбассе, и в других регионах.
А единственная республика, по сравнению с которой бывшая Украина обладает более мощной экономикой и армией, это Приднестровье. 500-тысячное Приднестровье против 35 миллионной бывшей Украины — это слишком неравные силы.
Кейс «Сербска Краина»
Методы, которыми США работают со своими лимитрофами, не меняются столетиями. Эти методы зародились ещё во время завоевания Северной Америки и очистки континента от индейского населения.
Все государства за пределами США воспринимаются как индейские племена. Управляемость достигается за счёт целевого подкупа и коррумпирования элит и стравливанию соседних племён между собой. Параллельно с этим проходит экспансия торгово-финансового капитала, который скупает наиболее привлекательные активы. Как у индейцев племени Канарсис за пару ножей, топоров и побрякушек стоимостью 60 гульденов купили остров Манхэттен, так сегодня украинское племя за бесценок отдаёт свои порты, земли и остатки суверенитета. После того, как лимитроф решается на войну со своими соседями, начинается стадия реализации проекта.
Протестантское мышление, которым руководствуются внешние управляющие, — это прецедентное мышление. Наши бледнолицые братья будут пытаться реализовать одну и ту же стратегию до тех пор, пока она не даст сбой. Так один за другим разворачивались майданы в Грузии, на Украине, в Киргизии, в Молдове — похожие друг на друга, как близнецы.
В политической науке и прикладных политтехнологиях в США принято руководствоваться «кейсами» — набором готовых решений, которые применимы при прочих схожих условиях.
Возможная ликвидация Приднестровья наиболее полно соответствует кейсу «Сербска Краина». Небольшое непризнанное государство было уничтожено Хорватией и Боснией в кратчайшие сроки — при воздержании Белграда от прямой военной поддержки Краины и практическом отсутствии границы между Сербией и непризнанной республикой.
Собственно, реализация кейса «Сербска Краина» в Приднестровье приводит к необходимому результату для США.
В случае если Россия решается на прямое военное вмешательство — будут свидетельства нарушения суверенитета Украины, и тогда Москву точно отключат от «свифта», начнут арестовывать собственность корпораций, попавших под санкции, и шантажировать членов семей российской элиты, живущих за рубежом. Экономическими методами будет стимулироваться недовольство действиями власти среди буржуазии, торгового и финансового капитала.
В случае же военного невмешательства — и, следовательно, уничтожения ПМР — резко возрастёт недовольство в лагере «патриотов» в среде силовиков, военных, промышленного капитала, мелкой провинциальной буржуазии. В широких массах недовольных тоже будет достаточно — испытавших идеологический оргазм во время «Крымнаш» и копящих ненависть к врагу, глядя на убийства мирных граждан на Донбассе.
Выбор России
От действий России в приднестровском кризисе будет зависеть очень многое. В том числе и судьба самой России. Потому что каждый прецедент, подобный крымскому, донбасскому, приднестровскому и другим, будет серьёзным стрессом для государства в самой РФ.
Правитель, который намерен властвовать, опираясь на народные массы, не может позволить себе массовое разочарование. Поэтому если стоит выбор, какими симпатиями жертвовать в условиях мировой войны: элитариев или народных масс, — то ответ очевиден. Только опора на широкие народные массы позволяла суверенным правителям России провести модернизацию государства, обновить управленческий аппарат, выдвинуть новые кадры и обозначить верные цели — цели, которые будут понятны, в свою очередь, народным массам.
Приднестровский узел придётся разрубить методом Александра Македонского. Потому что каждый новый узелок будет означать консервацию политической системы и, как следствие, финансовые издержки. Потому что торгово-клептократическая модель чиновного аппарата уже не работает. И первый год санкций, который обернулся финансовыми потерями, а не наращиванием собственного производства, показывает, что с нынешними хозяйственно-экономическими элитами России слишком уязвима.
Ко всему прочему, государственность в Приднестровье носит глубоко символичный характер. В отличие от России, Белоруссии, Казахстана и других постсоветских осколков, в ПМР государство прямо произрастает из СССР. Приднестровье — это последний осколок Союза, который сохранил серп, молот и звезду в государственном гербе. Никто больше не рискнул так подчеркнуть свою преемственность имперскому проекту СССР.
Серп и молот со своих гербов стыдливо убрали все национал-демократические режимы в начале 90-х. А восстановить никто не рискнул, ибо с каждым годом рабочих и крестьян становилось всё меньше и меньше. Не будешь же ты на герб рисовать калькулятор и бланк с печатью? Ведь «передовым классом» постсоветского общества стали барыги и чинуши, а не рабочие и крестьяне.
Поэтому на чисто символическом уровне для США уничтожение ПМР — это дело окончательной исторической победы над СССР. Для РФ же, которая провозгласила себя преемницей Союза, удержание ПМР — вопрос исторического престижа и заявка на реванш.
Однако политический символизм краха Приднестровья, который может обернуться недовольством народных масс и расколом в элитах, является результатом сугубо организационных решений. Которые заключены в кейсе «Сербска Краина» и шаг за шагом внедряются.
И они уже вошли в стадию реализации, для чего и был назначен Саакашвили.
***
Как и любой другой кейс, оптимальная стратегия в Приднестровье должна быть разобрана на предмет первостепенных угроз для Приднестровья и, соответственно, России. Инструментальный и проектный анализ проблемных зон, точек конфликта и мотиваций игроков — в продолжении.