Рассматривается понятие бизнес-сценария в TOGAF, целью которого является фиксация обоснования, описывающего текущую ситуацию, веские и убедительные причины к действиям.
NOTE
Материал находится в процессе корректировки!
Содержание
26.1. Введение
26.2. Полезность бизнес-сценариев
26.3. Создание бизнес-сценария
26.3.1. Полный процесс
26.3.2. Сбор
26.3.3. Анализ
26.3.4. Обзор
26.4. Содержание бизнес-сценария
26.5. Вклады в бизнес-сценарии
26.6. Бизнес-сценарии и TOGAF ADM
26.7. Рекомендации по разработке бизнес-сценариев
26.7.1. Общие рекомендации
26.7.2. Вопросы, требующие ответов для каждой области
26.8. Рекомендации по документированию бизнес-сценария
26.8.1. Текстовая документация
26.8.2. Модели бизнес-сценариев
26.9. Рекомендации для целей и стремлений
26.9.1. Важность целей
26.9.2. Важность SMART(умных) стремлений (Objectives)
26.9.3. Категории целей (Goals) и стремлений (Objectives)
26.10. Резюме
26.1. Введение
Ключевой фактор успешности практики управления Корпоративной Архитектурой – это степень, c которой
она взаимоувязана с бизнес-требованиями, демонстрируя поддержку и предоставляя возможности
организации достигать своих бизнес-целей.
Бизнес-сценарии – это важная техника, которая может использоваться на
различных стадиях работы над Корпоративной Архитектурой, преимущественно в фазах
Архитектурное Видение и Бизнес-Архитектура, а также, если требуется, и в других
фазах чтобы определить характеристики архитектуры исходя непосредственно из высокоуровневых требований бизнеса.
Эти техники используются, чтобы помочь выявить и понять потребности бизнеса и, таким образом, получить из
них бизнес-требования на которые наравлена разработка архитектуры.
Бизнес-сценарий описывает:
-
Бизнес-процесс, приложение или набор приложений, которые допускаются
архитектурой -
Бизнес-среду и технологии
-
Людей и вычислительные компоненты (называемые «акторами»),
которые являются участниками сценария (выполняют его) -
Желаемый результат надлежащего исполнения
Хороший бизнес-сценарий является репрезентативным для заслуживающей внимания
бизнес-потребности или проблемы, дает возможность поставщикам понять
важнось разрабатываемого решения для организации.
Хороший бизнес-сценарий также отвечает характеристикам «SMART». Он:
-
Конкретный (Specific), определяющий потребности, которые должны
быть реализованы в бизнесе -
Измеримый (Measurable), определяющий ясные показатели успеха
-
Достижимый (Actionable):
-
Ясно сегментирует проблему
-
Обеспечивает фундамент для определения элементов и планирования
решения
-
-
Реалистичный (Realistic), в котором проблема может быть решена в
границах физической реализуемости, времени и финансовых ограниченний -
Ограниченный во времени (Time-bound), который ясно
формулирует когда истекает возможность для реализации решения
Раздел 26.9. Рекомендации для целей и стремлений предоставляют детализированные примеры стремлений, которые можно рассмотреть.
Идея состоит в том, чтобы, помимо формулировок Ваших стремлений, эти стремления были определены как SMART
26.2. Полезность бизнес-сценариев
Бизнес-сценарий – это, по сути, законченное описание
бизнес-проблемы в терминах бизнеса и архитектуры, которое дает
возможность рассматривать взаимозависымые индивидуальные требования
в контексте всей проблемы. Без такого законченного описания, служащего
контекстом:
-
Существует риск сформировать архитектуру, основанную на неполном
наборе требований, которые не предоставляют полноценного описания проблемы
что может дезориентировать архитектурную работу. -
Неясна важность решения бизнес-проблемы.
-
Неясна значимость потенциальных решений.
Кроме этого, так как техника требует вовлечения руководства от бизнеса и других заинтересованных сторон на ранних стадиях
архитектурного проекта, он играет важную роль в привлечении этих ключевых
экспертов к разработке полноценного проекта и его конечного продукта –
Корпоративной Архитектуры.
Дополнительная полезность бизнес-сценариев лежит в области связи с
поставщиками. Многие архитектуры в настоящее время реализуются с
максимальным использованием готовых программных решений, имеющихся в
продаже (COTS), часто от разных продавцов, ведущих свою деятельность на открытом рынке.
Использование бизнес-сценариев от клиента может быть важным подспорьем
IT-поставщикам в поставке соответствующих потребностям решений. Продавцы должны
гарантировать, что компоненты их решения добавляют ценность к открытым
решениям и являются рыночными. Бизнес-сценарии обеспечивают язык, с
помощью которого продавцы могут связывать проблемы клиента и технические
решения. Помимо создания очевидно необходимого «что и почему», они
позволяют продавцам решать проблемы оптимально, используя открытые
стандарты и усиливая навыки друг друга.
26.3. Создание бизнес-сценария
26.3.1. Полный процесс
Создание бизнес-сценария включает следующие действия, как
проиллюстрировано на рисунке 26-1:
-
Идентификация, документирование и ранжирование проблемы, управляющей
сценарием -
Идентификация бизнес- и технической среды сценария и
документирование ее в моделях сценария -
Идентификация и документирование стремлений (желаемых результатов
успешного решения проблем); достижение «SMART» -
Идентификация субъектов-людей (участников) и их места в
бизнес-модели -
Идентификация субъектов-компьютеризированных систем (вычислительных элементов) и их
места в технологической модели -
Идентификация и документирование ролей, ответственностей и измеримых
критериев успеха субъекта; документирование необходимых сценариев
субъекта и результатов обработки ситуации -
Проверка соответствия цели и уточнение (только в случае
необходимости)
Рисунок 26‑1. Создание бизнес-сценария
Обычно, бизнес-сценарий разрабатывается итеративно в фазах
сбора, анализа и фиксации информации в сценарии.
В каждой фазе последовательно улучшается каждая из областей. Шаг
уточнения состоит в принятии решения, считать ли, что сценарий завершен
и должен перейти на следующую фазу, или необходимо ли дальнейшее
усовершенствование. Это решение принимается на основе оценки, пригодно
ли текущее состояние бизнес-сценария для обозначения основного
направления требований в архитектурном процессе.
Три фазы разработки бизнес-сценария представлены на рисунке 26-2 и
описаны подробно ниже.
Рисунок 26‑2. Фазы разработки бизнес-сценария
26.3.2. Сбор
В фазе Сбор накапливается информация относительно каждой из областей,
показанных на рисунке 26-1. Если процедуры и практики сбора информации
уже отработаны в организации, например, сбор информации для
стратегического планирования, они должны использоваться при проведении
семинара по обсуждению бизнес-сценария или вместо такого семинара.
В этой фазе могут использоваться множество техник, такие, как
исследование информации, качественный анализ, количественный анализ,
опросы, запросы информации и т.д. До любых очных семинаров (см. ниже)
должно быть собрано и предварительно обработано «офлайн» как можно
большее количество информации. Например, запрос на предоставление информации может
включать запрос имеющихся стратегических и операционных планов. Такие
документы обычно предоставляют хорошие возможности проникновения в суть,
но информация, которую они содержат, требует существенной
предварительной обработки. Информация может использоваться для генерации
предварительного рабочего документа бизнес-сценария до семинара, если
возможно. Это увеличит понимание и уверенность архитектора и ценность
семинара для всех его участников.
Очень полезный способ сбора информации состоит в проведении семинара по
бизнес-сценарию, когда консультант, работающий над бизнес-сценарием обсуждает с небольшой
группой представителей бизнеса множество вопросов для выявления информации,
связанной с проблемой, разрешаемой сценарием. Участники семинара должны
быть тщательно отобраны из высококвалифицированных бизнес- и технических
специалистов организации. Важно привлечь людей, которые могут
предоставлять информацию открыто и честно. Там, где рабочий документ
бизнес-сценария уже существует, например, в результате предварительной
обработки информации, семинар может использоваться, чтобы рассмотреть
состояние рабочего документа-описания бизнес-сценария.
Иногда необходимо проводить несколько семинаров. В некоторых случаях это
делают, чтобы отделить сбор информации о бизнесе от сбора информации о
технической стороне дела. В других случаях – чтобы получить больше
информации от большего количества людей.
Собирая информацию, архитектор может значительно усилить
бизнес-сценарий, вставляя «реальные примеры», то есть, тематические
исследования, к которым может иметь отношение читатель. Приводя реальные
примеры, важно поддержать уровень анонимности участвующих сторон, чтобы
избежать обвинений в некомпетентности.
26.3.3. Анализ
В фазе Анализ фактически выполняется большая реальная работа по описанию архитектуры
бизнеса. Именно здесь собранная, обработанная и задокументированная
информация используется для создания модели, представляющей эту
информацию, обычно, визуально.
Консультант работающий над бизнес-сценарием использует знания и опыт, полученные в
прошлом, и опыт разработки моделей, необходимый для визуального представления
полученной информации. Отметьте, что созданные модели и документация
не обязательно дословно воспроизводят интервью, а скорее фильтруют и
преобразуют их согласно реальным потребностям.
В фазе Анализ важно поддержать связи между основными элементами
бизнес-сценария. Одна из технологий, которая помогает поддерживать такие
связи состоит в создании матриц, которые используются, чтобы связать
бизнес-процессы с каждым из следующих элементов:
-
Заинтересованные лица
-
Субъекты-люди
-
Субъекты-компьютеризированные системы
-
Проблемы
-
Стремления
Таким образом, бизнес-процесс становится центральным узлом, имеющим
большое значение, так как в большинстве случаев целью является улучшение
бизнес-процесса.
26.3.4. Обзор
В фазе Обзор результаты возвращаются спонсорам проекта, чтобы
гарантировать, что существует общее понимание полного объема проблемы и
потенциальной глубины технического воздействия.
Рекомендуется провести необходимое число семинаров или встреч для
обсуждения бизнес-сценария со спонсорами и другими заинтересованными
лицами. Встречи должны быть открытыми и интерактивными. В программы
встреч рекомендуется включать упражнения, чтобы протестировать уровни
понимания и интереса участников, а также собственные предположения и
результаты архитектора.
Эта фаза чрезвычайно важна, т.к. отсутствие одинаковых ожиданий во
многих случаях является первопричиной неудач проектов.
26.4. Содержание бизнес-сценария
Документация бизнес-сценария должна содержать все важные подробности о
сценарии. Она должна фиксировать последовательности критических шагов и
взаимодействий между субъектами в зависимости от ситуации. Она должна
декларировать всю необходимую информацию обо всех субъектах, в
частности: ответственности субъектов; ключевые предварительные условия,
которые должны быть обеспечены до выполнения системных функциональных
возможностей; технические требования к сервисам для обеспечения
приемлемого качества.
Есть два основных типа информационного наполнения: графика (модели) и
текстовое описание.
-
Модели бизнес-сценария фиксируют представления бизнеса и технологии
в графической форме, чтобы помочь пониманию. В частности, они
связывают субъекты и взаимодействия и указывают отправные точки для
подтверждения определенных требований. -
Текстовое описание бизнес-сценария фиксирует детали в текстовой форме.
Типичное содержание бизнес-сценария представлено ниже.
СОДЕРЖАНИЕ | |||
---|---|---|---|
ПРЕДИСЛОВИЕ | |||
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РУКОВОДСТВА | |||
ДОРОЖНАЯ КАРТА ДОКУМЕНТА | |||
БИЗНЕС-СЦЕНАРИЙ | |||
ОБЗОР БИЗНЕС-СЦЕНАРИЯ | |||
ПРЕДПОСЫЛКИ СЦЕНАРИЯ | |||
НАЗНАЧЕНИЕ СЦЕНАРИЯ | |||
ОПРЕДЕЛЕНИЯ/ОПИСАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ | |||
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДЫ И ПРОЦЕССОВ | |||
ДЕЛОВАЯ СРЕДА | |||
Клиентура | |||
ОПИСАНИЯ ПРОЦЕССОВ | |||
Процесс «a» | |||
и т.д. | |||
ТЕХНИЧЕСКАЯ СРЕДА | |||
Техническая среда «a» | |||
и т.д. | |||
АКТОРЫ, ИХ РОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ | |||
АКТОРЫ-КОМПЬЮТЕРИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РОЛИ | |||
СВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ И ПРОЦЕССОВ | |||
АКТОРЫ-ЛЮДИ И ИХ РОЛИ | |||
СВЯЗЬ ЛЮДЕЙ И ПРОЦЕССОВ | |||
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТОКА | |||
ПРИНЦИПЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ | |||
Принципы IT | |||
Ограничения | |||
ТРЕБОВАНИЯ | |||
АНАЛИЗ БИЗНЕС-СЦЕНАРИЯ | |||
СВОДКА ПРОБЛЕМ | |||
Проблемы (Issues) | |||
Стремления (Objectives) | |||
РЕЗЮМЕ | |||
ПРИЛОЖЕНИЯ | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ A: БИЗНЕС-СЦЕНАРИИ – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ B-n: ЗАМЕТКИ C СЕМИНАРА ПО БИЗНЕС-СЦЕНАРИЮ |
26.5. Вклады в бизнес-сценарий
Важно понять, что в создании бизнес-сценария участвует не только
архитектор. Как упомянуто ранее, в эту деятельность вовлечены
управляющие сферой деятельности и другие заинтересованные лица
предприятия, которые гарантируют точное определение бизнес-целей. Кроме
того, в зависимости от отношений, сложившихся с поставщиками IT решений,
последние могут быть вовлечены, чтобы гарантировать, что роли
технических решений также точно зафиксированы, и гарантировать связи с
поставщиками.
Как правило, вовлеченность руководства от бизнеса является самой активной на
ранних стадиях, когда исследуются и фиксируются бизнес-проблемы, а
вовлеченность архитектора увеличивается в более поздних стадиях, когда
описываются архитектурные решения. Точно так же, если поставщики
вовлечены в процесс создания бизнес-сценария, вовлеченность стороны
клиента (управление бизнесом плюс корпоративные архитекторы) является
самой большой в ранних стадиях, в то время как участие поставщиков
возрастает в более поздних стадиях, когда исследуется и фиксируется роль
определенных технических решений. Эти утверждения проиллюстрированы на
рисунке 26-3.
Рисунок 26‑3. Относительные вклады в бизнес-сценарий
Поставщик архитектуры IT может помочь предприятию-заказчику
интегрировать продукты других продавцов в корпоративный ландшафт. Эта
помощь, наиболее вероятно, будет оказана в середине временного графика
на рисунке 26-3.
26.6. Бизнес-сценарии и TOGAF ADM
Наиболее заметно бизнес-сценарии фигурируют в начальной фазе Метода
Разработки Архитектуры (Architecture Development Method / ADM), фазе Архитектурного Видения, когда они
используются для определения соответствующих бизнес-требований и
выстраивании согласованности с руководством от бизнеса и другими заинтересованными
сторонами.
Однако, бизнес-требования используются во всех фазах цикла ADM, как это
показано на рисунке 26-4.
Рисунок 26‑4. Значимость требований во всех фазах ADM
Поскольку бизнес-требования важны во всех фазах цикла ADM, у техники
бизнес-сценариев есть важная роль в TOGAF ADM: гарантировать, что
бизнес-требования укомплектованы и корректны.
26.7. Рекомендации по разработке бизнес-сценариев
26.7.1. Общие рекомендации
Заинтересованные стороны (например, руководители бизнес-подразделений, конечные
пользователи) расскажут Вам, чего они хотят, но как архитектор Вы все равно
должны иметь понимание бизнеса, таким образом, Вы должны знать самых
важных акторов в системе. Если заинтересованные стороны не знают, что они
хотят:
-
Выделите время, понаблюдайте и запишите как они работают сегодня
-
Структурируйте информацию таким способом, чтобы ее можно было
использовать позднее -
Выясните критические бизнес-правила у специалистов по проблемной
области -
Сосредоточьтесь на том, какие потребности должны быть реализованы и
как это должно быть достигнуто
Это усилие обеспечит построение цепочки причинно-следственных связей от
бизнес-требований до технических решений. Работа окупится позже, если
быть прилежным в начале.
26.7.2. Вопросы, требующие ответов для каждой области
Семинары и встречи по сбору информации о бизнес-сценарии (см. п. 26.3.2.
Сбор) призваны структурировать ее в соответствующих представлениях.
Естественно, не может существовать стандартного, пригодного для всех
ситуаций набора вопросов, ответы на которые заведомо удовлетворят
потребности разработчика сценария. Ниже представлены ряд рекомендаций,
которые могут помочь консультантам бизнес-сценария в формулировании
вопросов.
Идентификация, документирование и ранжирование проблем
Проблема описывается как формулировка того, какие потребности (шаги
процесса) должны быть реализованы, а не то, как это делать (с
применением технологий).
Если проблема слишком специфична или задает вопрос «как»:
-
Поднимите красный флаг
-
Задайте вопрос: «Почему Вы должны следовать этим путем?»
Если проблема слишком неопределенна или неприменима на практике:
-
Поднимите красный флаг
-
Задайте вопрос: «Что Вы получите или будете в состоянии
делать, если эта проблема будет решена?»
Задайте вопросы, которые помогают идентифицировать, где и когда
существует проблема:
-
Где Вы испытываете эту специфическую проблему? В каком
бизнес-процессе? -
Когда Вы сталкиваетесь с этой проблемой? В начала процесса, в
середине или в конце?
Задайте вопросы, которые помогают идентифицировать затраты на решение проблемы:
-
Вы оценивали затраты, связанные с этой проблемой? Если оценивали,
каковы они? -
Имеет ли проблема скрытые затраты? Если да, каковы они?
-
Покрывают ли затраты на решение этой проблемы какие-то другие затраты? Если да,
что и сколько? -
Связаны ли проблема с низким качеством или неэффективностью в организации?
Идентификация бизнес- и технологической среды
Вопросы, касающиеся бизнес-среды:
-
Какие ключевые процессы страдают от проблем? Какие главные шаги
должны быть предприняты? -
Расположение/масштаб внутренних департаментов бизнеса?
-
Расположение/масштаб внешних бизнес-партнеров?
-
Какие определенные бизнес-правила и регулирующие положения имеют
отношение к ситуации?
Вопросы, касающиеся текущей технологической среды:
-
Какие технологические компоненты уже предусмотрены для разрешения
этой проблемы? -
Есть ли какие-либо технологические ограничения?
-
Применяются ли какие-либо технологические принципы?
Идентификация и документирование стремлений
В достаточной ли мере каждое утверждение »что» поддерживается разъяснением
»почему»? Если нет, попросите измеримое объяснение в следующих
областях:
-
Возврат от инвестиций
-
Масштабируемость
-
Потребности в производительности
-
Соответствие стандартам
-
Простые в использовании метрики
Идентификация акторов-людей и их места в бизнес-модели
Актор представляет что-либо, что взаимодействует с системой или в
пределах системы. Это может быть человек, машина или компьютерная
программа. Акторы инициируют действия с системой, например:
-
Пользователь компьютера с компьютером
-
Пользователь телефона с телефоном
-
Расчетчик зарплаты с системой расчета зарплаты
-
Подписчик интернета с веб-браузером
Актор представляет роль, которую играет пользователь; пользователь –
это кто-то играющий роль при использовании системы (например, Джон
(пользователь) является диспетчером (актор)). Каждый актор использует
систему по-разному (иначе, они должны быть тем же самым актором).
Спросите о людях, которые будут включены в процессы, с различных точек
зрения, таких как:
-
Разработчик
-
Ремонтник
-
Оператор
-
Администратор
-
Пользователь
Идентификация компьютерных акторов и их места в технологической модели
Спросите о компьютерных компонентах, которые, вероятно, могут быть
включены, снова с различных точек зрения. Что они должны делать?
Документирование ролей, ответственностей, метрик успеха, необходимых сценариев
При определении роли, задайте такие вопросы:
-
Какие основные задачи актора?
-
Должен ли актор читать/писать/изменить информацию?
-
Должен ли актор сообщать системе о внешних изменениях?
-
Хочет ли актор быть информированным о неожиданных изменениях?
Проверка пригодности для назначения и совершенствование в случае необходимости
Имеется ли достаточная информация для идентификации, кто/как может
выполнить требование? Если нет, требуется более глубокое исследование.
Есть ли описание того, когда и как часто должно выполняться требование?
Если нет, нужно спросить о регламенте синхронизации.
26.8. Рекомендации по документированию бизнес-сценария
26.8.1. Текстовая документация
Эффективная документация бизнес-сценария требует баланса между
гарантированной доступностью детальной информации и препятствованием
сокрытию основных результатов за множеством деталей и подавлению
читателя. С этой целью, документ бизнес-сценарий должен содержать
основные результаты непосредственно в документе и детальные данные в
приложениях.
В приложениях:
-
Подробно зафиксируйте все важные данные о бизнес-сценарии:
-
Описание и объяснение ситуации
-
Все измерения
-
Все роли акторов и вложенные измерения
-
Все необходимые сервисы
-
-
Зафиксируйте критические шаги между акторами, которые разрешают
ситуацию, и упорядочите взаимодействия -
Представьте релевантную информацию обо всех акторах:
-
Разделение ответственности среди акторов
-
Список предусловий, которые должны быть выполнены до надлежащего
функционирования системы -
Технические требования для сервиса должны иметь приемлемое
качество
-
В основной части бизнес-сценария:
- Обобщите все соответствующие данные, детально представленные в
приложениях
26.8.2. Модели бизнес-сценариев
-
Нужно помнить цель использования модели:
-
Зафиксировать представления бизнеса и технологии в графической
форме -
Помочь в понимании
-
Дать отправную точку для подтверждения требования
-
Связать акторов и взаимодействия
-
-
Диаграммы должны быть ясными и чёткими:
-
Нельзя помещать слишком много на одну диаграмму
-
Более простые диаграммы проще понять
-
-
Число диаграмм для простой навигации:
- Поддерживайте каталог диаграмм, чтобы избежать дублирования
26.9. Рекомендации для целей и стремлений
26.9.1. Важность целей
Одним из первых шагов в разработке архитектуры является определение
полноценных целей и стремлений для разработки. Стремления должны вытекать из
бизнес-целей организации и способов, которыми IT предполагает
способствовать удовлетворению этих целей.
Каждая организация ведет себя по-разному в этом отношении. Некоторые
рассматривают IT как движущую силу для развития предприятия. Другие,
видят IT только в роли поддержки, просто автоматизирующим
бизнес-процессы, которые уже существуют. Существенно то, что
архитектурные стремления должны быть очень тесно связаны с
бизнес-целями и стремлениями организации.
26.9.2. Важность SMART (умных) стремлений
Мало того, что цели должны быть заявлены в общих чертах. К ним должны
быть присоединены определенные меры, чтобы сделать их SMART, как показано выше.
Затраченные усилия обеспечат большую ясность для спонсоров цикла
развития архитектуры. Они станут намного более окупаемыми, если предлагаемые решения на каждом шаге цикла будут больше соответствовать управленческим целям. Различным
заинтересованным лицам в организации, а также поставщикам и
консультантам весьма полезно иметь ясные критерии для измерения
пригодности для достижения цели. Затем, можно использовать ADM для
оценки конкретных решений на предмет достижимости критериев, и, таким
образом, подтвердить их обоснованность.
Перечисленные ниже цели были адаптированы относительно предыдущих версий
TOGAF. Они сгруппированы в категории целей, каждая со списком возможных
целей. Каждая из этих целей должна быть определена как SMART с
наборами мер и метрик для задачи. Однако, так как каждая фактическая
работа будет специфичной для конкретного проекта архитектуры, невозможно
обеспечить список универсальных «SMART» стремлений, которые будут
касаться любого проекта.
Вместо этого, мы представляем здесь некоторый пример стремлений SMART.
Пример создания «SMART» стремлений
Под общей целью, озаглавленной «Повысить производительность
пользователей» есть стремление обеспечить «Непротиворечивый
пользовательский интерфейс», и это стремление описано следующим
образом:
«Непротиворечивый пользовательский интерфейс гарантирует, что все
доступные для пользователя функции и сервисы будут появляться и вести
себя cхожим и предсказуемым образом независимо от приложения или сайта.
Это приведет к лучшей эффективности и меньшему количеству
пользовательских ошибок, что в свою очередь приведет к более низким
затратам на исправление.»
Чтобы сделать это стремление «SMART», мы должны ответить на вопросы,
является ли это стремление определенным, измеримым, понятным,
реалистичным и ограниченным во времени, и затем переформулировать
стремление, если потребуется.
Далее зафиксирован анализ этих критериев для заданного стремления:
-
Конкретное: Стремление обеспечить «непротиворечивый
пользовательский интерфейс гарантирует, что все доступные для
пользователя функции и сервисы будут появляться и вести себя
схожим предсказуемым образом независимо от приложения или сайта»
является довольно конкретным. Однако, последствия этого,
перечисленные во втором предложении, могли бы быть более
конкретными… -
Измеримое: Как указано выше, стремление является измеримым, но
могло бы быть более конкретным. Второе предложение может быть
исправлено, например: «Это приведет к увеличению
пользовательской эффективности на 10 % и уменьшению пользовательских
ошибок ввода заказов на 20 %, что, в свою очередь, приведет к
снижению затрат на ввод и корректировки на 5 %.» -
Понятное: Стремление действительно кажется понятным. Ясно, что
должна быть предоставлена последовательность пользовательских экранов,
и это требование может быть обработано тем, кто отвечает
за поставку пользовательского интерфейса на устройства. -
Реалистичное: Стремление обеспечить «непротиворечивый
пользовательский интерфейс гарантирует, что все доступные для
пользователя функции и сервисы будут появляться и вести себя
схожим и предсказуемым образом независимо от приложения или сайта»
не может быть реалистичным. Появление у сотрудников мобильных устройств
может поставить вопрос о расширении области действия формулировки стремления на эти
устройства и об обвинении разработчиков основного направления в
незаконном отсутствии соответствующего решения, а также в препятствовании
использованию новых технологий. Формулировку стремления можно еще
раз уточнить: «непротиворечивый пользовательский интерфейс через
устройства пользовательского ввода, которые обеспечивают
подобные функциональные возможности и гарантируют…» и т.д. -
Ограниченное во времени: Стремление, как оно сформулировано, не
ограничено во времени. Чтобы оно стало ограниченным во времени, в
стремлении можно указать: «К концу 3-го квартала обеспечить
непротиворечивый…».
Итоговое SMART стремление больше походит на следующее (помните, что
это всего-лишь пример):
«К концу 3-го квартала обеспечить непротиворечивый пользовательский
интерфейс через устройства пользовательского ввода, обеспечивающие
подобные функциональные возможности, который гарантирует всем
пользователям, использующим эти устройства, что все доступные для
пользователя функции и сервисы будут появляться и вести себя подобным,
предсказуемым образом независимо от приложения или сайта. Это приведет к
увеличению пользовательской эффективности на 10 % и уменьшению
пользовательских ошибок ввода заказов на 20 %, что, в свою очередь,
приведет к снижению затрат на ввод на 5 %.»
26.9.3. Категории целей и стремлений
Хотя у каждой организации будет свой собственный набор целей, некоторые
примеры могут помочь в разработке списка, определенного для организации.
Цели, представленные ниже, были адаптированы относительно предыдущих
версий TOGAF. Они являются категориями целей, каждая со списком
возможных стремлений.
Каждое из стремлений, приведенных ниже, должно быть сделано SMART
(включать определенные меры и метрики для соответствующих задач, как это
показано в примере выше). Однако, так как каждая фактическая работа
будет специфичной для конкретного проекта архитектуры, невозможно
обеспечить список универсальных SMART стремлений, которые будут
касаться любого проекта.
Цель: Улучшить производительность бизнес-процесса
Улучшение бизнес-процесса может быть достигнуто через реализацию
следующих стремлений:
-
Увеличенная производительность процесса
-
Непротиворечивое качество результата
-
Предсказуемые производственные издержки
-
Увеличенное повторное использование существующих процессов
-
Сокращенное время передающей бизнес-информации от одного процесса до
другого процесса
Цель: Уменьшить затраты
Улучшение затрат может быть достигнуто через реализацию следующих
стремлений:
-
Более низкие уровни избыточности и дублирования активов всюду по
предприятию -
Уменьшенная зависимость от внешних поставщиков услуг IT по
интеграции и настройке -
Более низкие затраты на обслуживание
Цель: Улучшить бизнес-операции
-
Улучшение бизнес-операций может быть достигнуто через реализацию
следующих стремлений: -
Увеличенный бюджет, доступный для новых бизнес-функций
-
Уменьшенные затраты на ведение бизнеса
-
Уменьшенное время выхода на рынок для продуктов или услуг
-
Улучшенное качество услуг клиентам
-
Улучшенное качество бизнес-информации
Цель: Улучшить эффективность управления
Улучшение эффективности управления может быть достигнуто через
реализацию следующих стремлений:
-
Увеличенная гибкость бизнеса
-
Более короткое время на принятие решений
-
Более высокое качество решений
Цель: Снизить риски
Снижение рисков может быть достигнуто через реализацию следующих
стремлений:
-
Простота реализации новых процессов
-
Уменьшенные ошибки ввода в бизнес-процессы через сложные и
неисправные системы -
Уменьшенная реальная угроза безопасности (включая опасности,
вызывающие потерю жизни)
Цель: Улучшить эффективность организации IT
Улучшение эффективности IT-организации может быть достигнуто через
реализацию следующих стремлений:
-
Увеличенный выпуск новых проектов
-
Уменьшенное время для выпуска новых проектов
-
Уменьшенные затраты на выпуск новых проектов
-
Уменьшенное время прерывания обслуживания при выпуске новых проектов
-
Общая разработка: приложения, характерные для нескольких сфер
бизнеса, будут разработаны или приобретены однажды и многократно
использованы, а не разработаны отдельно каждой сферой бизнеса. -
Открытая системная среда: будет создана основанная на стандартах
общая среда эксплуатации (операционная среда), которая обеспечит взаимно однозначное
соответствие новых стандартов, технологий и приложений в масштабе
всей организации. Эта основанная на стандартах среда обеспечит базу
для разработки совместно используемых приложений и облегчит повторное использование
программного обеспечения. -
Используемые продукты: в максимально возможной степени должны
использоваться аппаратно-независимые, стандартные элементы, чтобы
сократить зависимость от сделанных на заказ разработок и затраты на
разработку и техническое обслуживание. -
Повторное использование программного обеспечения: для тех
приложений, которые должны быть сделаны на заказ, разработка
переносимых приложений сократит количество разрабатываемого
программного обеспечения и увеличит номенклатуру программного
обеспечения, подходящего для повторного использования. -
Совместно используемые ресурсы: ресурсы обработки данных (аппаратные
средства, программное обеспечение и данные) будут совместно
использоваться всеми пользователями, требующих предоставления этих ресурсов как сериса.
Совместно используемые ресурсы будут эксплуатироваться с учетом соображений
безопасности и операционных характеристик.
Цель: Увеличить производительность пользователей
Увеличение производительности пользователей может быть достигнуто через
реализацию следующих стремлений:
-
Непротиворечивый пользовательский интерфейс: непротиворечивый
пользовательский интерфейс гарантирует, что все доступные для
пользователя функции и сервисы будут появляться и вести себя
схожм предсказуемым образом независимо от приложения или сайта.
Это приведет к лучшей эффективности и меньшему количеству
пользовательских ошибок, которые в свою очередь приведут к более
низким затратам на исправление. -
Интегрированные приложения: приложения, доступные для пользователя,
будут вести себя в различных пользовательских средах логически
непротиворечивым образом, что приведет к тем же преимуществам, что и
непротиворечивый пользовательский интерфейс. -
Совместное использование данных: базы данных организации будут
общедоступными в границах требований безопасности и операционных
требований, что приведет к увеличению комфортности доступа к
необходимым данным.
Цель: Улучшить мобильность и масштабируемость
Улучшение мобильности и масштабируемости приложений может быть
достигнуто через реализацию следующих стремлений:
-
Мобильность: приложения, которые придерживаются стандартов открытых
систем, будут переносимыми, что обеспечит увеличение свободы
перемещений между неоднородными вычислительными платформами.
Переносимые приложения могут позволить сайтам обновлять свои
платформы, поскольку технологические улучшения происходят с
минимальным воздействием на операции. -
Масштабируемость: приложения, которые соответствуют модели, будут
конфигурируемы, обеспечивая работу на полном спектре требуемых
платформ.
Цель: Улучшить функциональную совместимость
Улучшение функциональной совместимости может быть достигнуто через
реализацию следующих стремлений:
-
Общая инфраструктура: архитектура должна поддерживать инфраструктуру
коммуникаций и вычислений, базирующуюся на открытости и прозрачности
систем включая, но не ограничиваясь операционными системами,
управлением базами данных, обменом данными, сетевыми службами,
сетевым управлением и пользовательскими интерфейсами. -
Стандартизация: приложения, реализованные на стандартных платформах,
предоставят и будут в состоянии использовать единый набор сервисов,
что улучшает возможности для функциональной совместимости.
Цель: Увеличить независимость от поставщика
Увеличение независимости от поставщика может быть достигнуто через
реализацию следующих стремлений:
-
Взаимозаменяемые компоненты: будет выбрано только то аппаратное и
программное обеспечение, которое имеет базирующиеся на стандартах
интерфейсы, так, чтобы минимизировать сбои в пользовательских средах при обновлениях или внедрении новых продуктов. -
Непатентованные спецификации: возможности будут определены в
терминах непатентованных спецификаций, которые поддерживают полную и
открытую конкуренцию и доступны любому поставщику для использования
в разработке коммерческих продуктов.
Цель: Сократить затраты жизненного цикла
Затраты жизненного цикла могут быть сокращены через большинство
стремлений, обсужденных выше. Кроме того, следующие стремления
непосредственно касаются сокращения затрат жизненного цикла:
-
Уменьшенное дублирование: замена изолированных систем и островков
автоматизации связанных открытыми системами приведет к сокращению
числа пересекающейся функциональности, дублирования данных и
ненужной статической неопределенности, т.к. открытые системы могут
совместно использовать данные и другие ресурсы. -
Сокращенные затраты поддержки программного обеспечения: сокращение
количества и разнообразия программного обеспечения, используемого в
организации, приведет к сокращению затрат на поддержку программного
обеспечения. Использование стандартного массового ПО приведет к
дальнейшему сокращению затрат, так как поставщики такого
программного обеспечения распределяют свои затраты на техническое
обслуживание продукта через намного большую пользовательскую базу. -
Инкрементальная замена: общие интерфейсы к совместно используемым
компонентам инфраструктуры учитывают поэтапную замену или обновление
с минимальными операционными издержками. -
Сокращенные затраты на обучение: общие системы и непротиворечивые
человеческо-машинные интерфейсы (Human Computer Interfaces –
HCI) обеспечивают сокращение затрат на обучение.
Цель: Улучшить защищенность
Защищенность информации в организации может быть улучшена через
реализацию следующих стремлений:
-
Непротиворечивая защита интерфейсов приложений: непротиворечивая
защита интерфейсов и процедур обеспечит меньшее количество ошибок
при разработке приложений и увеличит мобильность приложений. Не все
приложения будут нуждаться в одинаковых средствах защиты, но любые
используемые решения будут непротиворечивыми. -
Непротиворечивая защита пользовательских интерфейсов: стандартный
пользовательский интерфейс со средствами защиты приведет к сокращению
времени обучения при переходе от одной системы к другой. -
Независимость защиты: развертывание приложения может использовать
политику информационной безопасности и механизмы, соответствующие определенной
среде, если существует хорошее иерархическое представление архитектуры. -
25%-ое сокращение запросов в службу поддержки, касающихся вопросов
безопасности. -
20%-ое сокращение «ложных положительных сигналов», обнаруженных в
сети (ложный положительный сигнал является событием, которое
проявляется как событие информационной безопасности, но фактически является ложным).
Цель: Улучшить управляемость
Улучшение управления может быть достигнуто через реализацию следующих
стремлений:
-
Непротиворечивый интерфейс управления: непротиворечивая практика
управления и процедуры облегчат управление всеми приложениями и их
базовыми структурами поддержки. Непротиворечивый интерфейс может
упростить нагрузку управления и привести к увеличению
пользовательской эффективности. -
Сокращенные затраты на операции администрирования и технической
поддержки: затраты на операции администрирования и технической
поддержки могут быть сокращены при доступности улучшенных продуктов
управления и стандартизации объектов управления.
26.10. Резюме
Бизнес-сценарии помогают справиться с одной из самых общих проблем,
стоящих перед исполнительными программами IT: установка соответствия IT
и бизнеса.
Успех любого значительного IT-проекта измеряется степенью, в которой он
взаимоувязан с бизнес-требованиями, поддерживает и дает возможность
предприятию достигать своих бизнес-целей. Бизнес-сценарии – это важная
техника, которая может использоваться на различных стадиях описания
Корпоративной Архитектуры или любого другого важного IT-проекта для
получения характеристик архитектуры непосредственно из высокоуровневых
требований бизнеса. Бизнес-сценарии используются, чтобы помочь
выявить и понять бизнес-потребности и, таким образом, определить
бизнес-требования к разработке архитектуры, и, в конечном счете, к IT.
Однако, важно помнить, что бизнес-сценарии – это только инструмент, а
не цель. Они являются частью и дополнением большого процесса разработки
архитектуры. Архитектор должен использовать их, но не теряться в них.
Ключевым должен остаться фокус — не упустить «сползание
возможности», и обращаться к самым важным проблемам, решение которых имеет
тенденцию возвращать самую большую ценность.
Владимир Репин
Член ABPMP Russia
Доцент
Консультант по управлению
Бизнес-тренер
Кандидат технических наук
В статье Владимира Репина рассмотрена методика формирования модели сквозного процесса масштаба компании в среде Business Studio. Приводится пример модели в нотации IDEF0. Рассматриваются сценарии выполнения сквозного процесса. Представленная методика может быть использована при работе с любым программным продуктом, предназначенным для проектирования архитектуры бизнес-процессов организации.
Введение
С точки зрения повышения эффективности бизнеса важно уметь строить и использовать для оптимизации модель сквозного процесса масштаба компании.
В качестве примера я выбрал процесс «Разработка нового изделия: от идеи до постановки на производство» и создал его модель в Business Studio.
Обращаю внимание, что у меня не было цели создавать модель «идеального» процесса с претензией на «лучшую практику». Цель построения модели — показать возможности методологии моделирования сквозных процессов масштаба компании в среде Business Studio.
Модель сквозного процесса в нотации IDEF0
На рис. 1 представлена контекстная модель этого процесса. Видно, что стрелки приходят «ниоткуда» и уходят в «никуда». Понятно, что у сквозного процесса есть внутренние поставщики и потребители (процессы). Но на контекстной диаграмме Business Studio, увы, нельзя показать междиаграммные ссылки на другие процессы модели (техническое ограничение). С этим придется мириться. С другой стороны, в данном случае важно разработать модель отдельного сквозного процесса, а не всей компании.
Рис. 1. Диаграмма процесса «Разработка нового продукта». Контекст.
Сквозной процесс строится из кусков — функциональных процессов подразделений разного уровня. Предполагается, что, перед тем, как начать строить модель сквозного процесса, вы четко понимаете структуру процессов (функций), выполняемых в подразделениях. Более того, желательно иметь все эти процессы в виде иерархического справочника в Business Studio (только реестр, диаграммы можно сгенерировать, но они будут без связей).
На модели А0 сквозного процесса можно использовать блоки (процессы), которых нет в функциональной модели (реестрах функциональных процессов подразделений). Почему так?
Дело в том, что видение сквозного процесса масштаба компании, его структуры является предметом для обсуждения и согласования топ-менеджеров, например, в рамках проведения Процессного комитета (создание которого рекомендует BPM CBOK).
Другими словами, группировка процессных категорий на диаграмме А0 сквозного процесса (см. рис. 2) может отличатся от существующих структурных подразделений компании. Это две большие разницы.
Рассмотрим диаграмму процесса «Разработка нового продукта» (рис. 2). Видно, что рассматриваемый сквозной процесс является весьма масштабным. Он состоит из блоков (процессных категорий), которые сами по себе являются сложными.
Рис. 2. Диаграмма процесса «Разработка нового продукта».
Очевидно, что процесс такого уровня сложности невозможно представить в виде какой-то одной цепочки операций (Work Flow — поток работ, в нотации eEPC или BPMN), выполняемых конкретными сотрудниками. (Теоретически, это сделать можно, но модель будет включать несколько тысяч шагов и сотни шлюзов, что сделает ее абсолютно нечитаемой и практически неприменимой.)
Если мы декомпозируем, например, «Выполнение НИОКР», то, скорее всего, на диаграмме увидим процессы, которые тоже нерационально представлять в виде диаграмм Work Flow.
Очевидно, что сквозной процесс такого масштаба нуждается в постоянном административном управлении. Поэтому наличие на схеме блока «Управление разработкой новых и изменением текущих продуктов» представляется вполне оправданным.
На рис. 2 некоторые блоки показаны розовым цветом. Это сделано специально, чтобы обратить ваше внимание на тот факт, что эти процессы (полностью или частично) выполнятся не только в рамках рассматриваемого сквозного процесса, но и задействованы при выполнении других процессов.
На рис. 3 показана диаграмма процесса «Разработка требований к новому продукту».
Рис. 3. Диаграмма процесса «Разработка требований к новому продукту».
Семь процессов, представленные на диаграмме, выполняются последовательно только в идеальном случае (кроме блока «Анализ необходимости внесения изменений в существующий продукт»).
В реальности часть из них может работать одновременно, с разными задачами. Видно, что возможны возвраты и переделки, например, «Анализ возможности и необходимости создания нового продукта», «Разработка ТЗ на новый продукт» и «Принятие решения по новому продукту».
Если рассматривать блоки деятельности, представленные на схеме 3, как Work Flow (т. е. на следующем уровне), то для каждого такого процесса возможные различные условия:
- старта в части запуска предыдущими процессами;
- завершения в части запуска других процессов.
Сценарии выполнения сквозного процесса
На рис. 4 цветом показаны различные сценарии последовательного запуска процессов. На практике, конечно, их гораздо больше, чем три.
Рис. 4. Диаграмма процесса «Разработка требований к новому продукту». Сценарии.
Желтый сценарий — «идеальный», когда всё делается с первого раза и продукт получается удачный.
Оранжевый сценарий — когда нужна консультация с клиентом с последующей повторной оценкой идей, а также, повторное выполнение разработки требований и принятия решений по результатам выпуска опытных партий продукта.
Третий, розовый сценарий, запускается при получении рекламаций, анализ которых может потребовать радикальных мер, приводящих к созданию, по сути, нового продукта и т. д.
Очевидно, что сценариев выполнения сквозного процесса в части блока «Разработка требований к новому продукту» может быть множество.
Зачем нужна информация о том, какие процессы в рамках конкретного сценария должны запускаться? Ответ может быть следующий:
- для понимания процесса и возможностей его оптимизации;
- для определения требований в рамках регламентации сквозного процесса;
- для автоматизации сквозного процесса в BPMS системе — нужна архитектура процессов и понимание того, при каких условиях и с какими данными эти процессы будут последовательно запускаться в работу.
Часто бывает, что при построении модели выхватывают какой-то один сценарий или микс 2–3 сценариев. При этом забывают о том, что возможны и другие сценарии. Результат — рыхлая, фрагментарная модель, которая никуда не годится (процесс не может быть выполнен).
Попытка регламентировать, а уж тем более автоматизировать такой «дырявый» сценарий приведет к тому, что постоянно будет требоваться ручное управление. При этом я не хочу сказать, что для начала автоматизации нужно знать всё. Нет. Можно начинать автоматизировать процесс по частям. Но при этом понимание архитектуры сквозного процесса в целом поможет существенно сократить время на последующие переделки.
Для анализа некоторых возможных сценариев выполнения сквозного процесса можно построить соответствующую матрицу — см. пример ниже.
№ | Наименование процесса | Сценарий А | Сценарий Б | Сценарий В |
---|---|---|---|---|
1 | Управление разработкой новых и изменением текущих продуктов | |||
1.1. | Планирование разработки новых видов продукции | + | + | − |
1.2. | Управление проектом разработки нового вида продукции | + | + | − |
1.3. | Анализ инвестиционной привлекательности новых видов продукции | + | + | − |
1.4. | Формирование отчетов по разработке новых видов продукции | + | + | − |
2 | Разработка требований к новому продукту | |||
2.1. | Управление разработкой требований к новому продукту | + | + | + |
2.2. | Поиск идей по новым продуктам | + | + | − |
2.3. | Оценка и отбор идей по новым продуктам | + | + | + |
2.4. | Проведение консультаций с постоянными клиентами по новому продукту | − | + | − |
2.5. | Анализ возможности и необходимости создания нового продукта | + | + | − |
2.6. | Анализ необходимости внесения изменений в существующий продукт | − | − | + |
2.7. | Разработка ТЗ на новый продукт | + | + | − |
2.8. | Принятие решения по новому продукту | + | + | + |
3 | Выполнение НИОКР | |||
3.1. | Управление процессами НИОКР | + | + | − |
3.2. | Анализ инновационных технологий и продуктов конкурентов | + | + | − |
3.3. | Разработка/изменение дизайна продукта | − | + | + |
3.4. | Выполнение научно-исследовательских работ | + | + | − |
3.5. | Выполнение опытно-конструкторских работ | + | + | − |
3.6. | Проведение верификации на компьютерной модели | − | + | − |
4 | Разработка технологии производства нового продукта | |||
4.1. | Управление разработкой технологии производства | + | + | + |
4.2. | Разработка НТД по продукту | + | + | + |
4.3. | Тестирование новых видов сырья и упаковки | + | + | − |
4.4. | Разрабокта нормативов по новому продукту | + | + | − |
5 | Подготовка и производство пробных партий нового продукта | |||
5.1. | Управление подготовкой и производством пробных партий | + | + | − |
5.2. | Подготовка оборудования | + | + | − |
5.3. | Подготовка остатки | + | + | − |
5.4. | Закупка сырья для пробных партий | − | + | − |
5.5. | Изготовление пробной партии | + | + | − |
5.6. | Тестирование пробной партии | + | + | − |
6 | Запуск нового продукта в серийное производство | |||
6.1. | Управление запуском серийного производства нового продукта | + | + | − |
6.2. | Заключение договоров с поставщиками | − | + | − |
6.3. | Закупка, монтаж и пуско-наладка оборудования | − | + | − |
6.4. | Модернизация оборудования | + | − | − |
6.5. | Сертификация продукта | + | + | − |
6.6. | Внесение изменений в НТД | + | + | + |
6.7. | Внесение изменений в НМД | + | + | − |
6.8. | Определение цены на новый продукт | + | + | − |
6.9. | Обучение производственного персонала | + | + | − |
6.10. | Обучение сбытового персонала | + | + | − |
Некоторые процессы в этой таблице требуют декомпозиции еще на один уровень, прежде чем их можно будет описать в формате Work Flow (например, в нотации BPMN).
Анализ сценариев
Далее, если все процессы будут описаны в формате Work Flow, можно будет для каждого процесса рассчитать показатели выполнения одного экземпляра:
- минимальное, нормативное, максимальное время выполнения;
- затраты на выполнение.
(Кстати, для целей анализа времени выполнения и затрат можно использовать функционал имитационного моделирования в Business Studio).
Затем, с учетом среднего количества запусков каждого процесса (возможны итерационные повторения), можно рассчитать показатели конкретного сценария сквозного процесса в целом:
- общее время выполнения;
- совокупные затраты.
Полученную информацию можно использовать для анализа эффективности производства нового продукта. Например, при заданном размере планируемой партии может оказаться, что затраты на выполнение соответствующего сценария сквозного процесса будут больше, чем маржа от производства этой партии под конкретный заказ клиента. В этом случае, нужно будет принять решение о целесообразности разработки и производства этого нового продукта.
Если не брать в расчет стоимость всех процессов сценария, а только учесть стоимость сырья и материалов и разнести накладные (как это может сделать планово-экономический отдел), то картина окажется совершенно другой. Как следствие — будет принято ошибочное управленческое решение.
Также, результаты анализа можно использовать для определения целей и показателей оптимизации процессов, входящих в сценарий с точки зрения сокращения времени и затрат сквозного процесса в целом. Можно будет выявить процессы, которые являются узким местом как по времени, так и по затратам.
Очевидно, что общие показатели для «сквозного процесса в целом» (а не отдельного типового сценария) будут, в значительной мере, «средней температурой по больнице». Выбор и расчет показателей для сквозного процесса такого масштаба является весьма сложной задачей.
Резюме.
Если цель проекта — повышение эффективности сквозного процесса, то можно и нужно сразу браться за его описание и анализ, не пытаясь создать полную, комплексную архитектуру процессов в Business Studio. Используя функциональные возможности системы, можно:
- построить архитектуру сквозного процесса;
- описать всего его подпроцессы в нотации BPMN и увязать их по входам/выходам и условиям запуска;
- провести анализ процессов с использование движка имитационного моделирования (или без него), определить время выполнения процессов и соответствующие затраты;
- построить матрицу сценариев выполнения сквозного процесса;
- выполнить анализ и оптимизацию сквозного процесса;
- регламентировать сквозной процесс;
- разработать систему целей и показателей для управления сквозным процессом (для основных сценариев);
- разработать техническое задание на автоматизацию сквозного процесса.
Опубликовано по материалам:
http://www.finexpert.ru/view/stsenarii_vypolneniya_skvoznogo_protsessa/956
Март 2019 г.
Рекомендуемые материалы по тематике
Современные методы разработки системы корпоративных регламентов
Декомпозиция процессов в нотации BPMN в Business Studio
Процессные команды как основа культуры эффективности
Глоссарий. Положение о структурном подразделении
-
Сценарий бизнес-процесса формирования товарного ассортимента
В
предыдущем разделе нами определена
организационная структура, объект и
предмет исследования в рамках отдела
маркетинга ЗАО «ТАНДЕР». Теперь стоит
задача определения логики процесса
оценки предпочтений покупателей и
использования этих данных при формировании
товарного ассортимента. Для этого
обратимся к сценарию бизнес-процессов.
Сценарий
бизнес-процесса оценки предпочтений
покупателей и формирования ассортимента
будем представлять с помощью диаграммы
потоков работ.
WFD
(Work Flow Diagram — Диаграммы потоков работ,
Диаграммы алгоритмов) [6] используются
при описании бизнес-процессов нижнего
уровня. Этот стандарт описывает не
только статическую картину бизнес-процесса,
но и логику взаимодействия. Он включает
логические операторы, события начала
и окончания процесса, а также элементы,
показывающие временные задержки, а
также использует графическое описание
информационных потоков, взаимоотношений
между процессами обработки информации
и объектов. С его помощью можно описывать
любые сценарии действий, последовательности
выполнения работ. Каждый сценарий
сопровождается описанием процесса и
может быть использован для документирования
каждой функции. Отличительной особенностью
WFD — диаграммы является то, что стрелки
между операциями бизнес-процесса
обозначают потоки или временную
последовательность выполнения работ.
WFD-диаграмма
сценария бизнес-процессов оценки
предпочтений покупателей и формирования
ассортимента в отдела маркетинга ЗАО
«ТАНДЕР» показана на рисунке 1.2.
Рисунок
1.2 – Сценарий бизнес-процессов оценки
предпочтений покупателей и формирования
ассортимента в отделе маркетинга ЗАО
«ТАНДЕР»
Введем
пояснения к приведенной диаграмме (см.
таблицу 1.1)
Таблица
1.1 – Детализация сценария бизнес-процессов
Код |
Действие |
Исполнитель |
Требования период |
Документация |
Следующее |
|
Условие |
Действие |
|||||
1 |
Определение |
Руководитель |
-/1 |
— |
— |
Ознакомление |
2 |
Формирование |
Категорийный |
1 |
Общий |
Получен |
Отбор |
3 |
Проверка |
Руководитель |
1 |
Общий |
Получен |
Проверка |
4 |
Утверждение |
Руководитель |
1 |
Общий |
В |
Принятие |
5 |
Создание |
Категорийный |
30 |
Сезонный |
Утвержден |
Выбор |
6 |
Проверка |
Заведующий |
10 |
Сезонный |
Получен |
Проверка |
7 |
Утверждение |
Заведующий |
10 |
Сезонный |
В |
Принятие |
8 |
Организация |
Категорийный |
-/ |
— |
Утвержден |
Технологический |
9 |
Продажа |
Магазин |
-/ежедневно |
— |
Начался |
Реализация |
10 |
Учет |
Магазин |
5 |
Кассовая |
Продан |
Внесение |
11 |
Анализ |
Категорийный |
15 |
Отчет |
Закончились |
Выборка |
12 |
Планирование |
Категорийный |
15 |
Отчет |
Проведен |
Выборка |
Из
таблицы 1.1 следует следующая картина
относительно сценария бизнес-процессов
оценки предпочтений покупателей и
формирования ассортимента в отделе
маркетинга ЗАО «ТАНДЕР».
Раз
в полугодие Руководитель группы
планирования изучает тематические
статьи, знакомится с литературой,
обменивается опытом с коллегами из
других магазинов и выбирает перечень
товаров, из которых в течение всего
полугодия будет составляться ежедневный
ассортимент в магазинах «Магнит-Косметик».
После
определения перечня товаров, Категорийный
менеджер в течение одной недели
представляет Руководителю группы
планирования общий ассортимент,
содержащий только те продукты из
предложенного перечня, продажа которых
будет экономически целесообразной, а
сами товары востребованы и безопасны
для клиентов.
Сформированный
общий ассортимент в течение дня
проверяется на предмет ошибок,
несоответствий с целью выделения
замечаний и улучшения.
Если
есть недочеты, то ассортимент отправляется
на корректировку Категорийному менеджеру,
который опять в течение максимум 1 недели
должен устранить замечания и представить
новую версию.
Если
замечаний в полученной версии ассортимента
не обнаружено, то Руководитель в течение
одного дня утверждает его, печатая на
бланке и заверяя подписью и печатью.
Имея
на руках общий ассортимент, Категорийный
менеджер приступает к составлению
сезонного ассортимента – перечня
товаров, входящих в общий ассортимент,
которые будут реализованы в новый
рабочий день. На это отводится порядка
получаса, а сам процесс повторяется
ежедневно в конце рабочего дня.
Затем
идет процедура утверждения сезонного
ассортимента, аналогичная утверждению
общего ассортимента, однако занимающая
меньше времени. 10 минут против 1 дня.
С
началом нового дня Категорийный менеджер
начинает заказ товаров согласно сезонного
ассортимента, процесс повторяется
ежедневно и длится весь рабочий день.
Товары
реализуются Магазином Магнит-косметик,
который в конце каждого рабочего часа
предоставляет кассовую книгу, внося
данные о выполненных за час продажах.
По
окончании продаж (закрытии зала)
Категорийный менеджер приступает к
анализу продаж. Взяв кассовую книгу он
в течение 15 минут занимается составлением
отчета по объемам реализации –
неформального документа, содержащего
объемы реализации каждого товара из
сезонного ассортимента.
Имея
на руках отчет по объемам реализации,
Категорийный менеджер планирует
следующий день, исключая товары, проданные
в минимальных количествах из сезонного
ассортимента, заменив их соответственно
аналогами из общего. На это отводится
15 минут. После чего возвращаемся к пункту
5 – создание сезонного ассортимента.
Выводы
по рассмотрению сценария. Детальное
изучение процессов объекта исследования
в моей работе показывает, что есть ошибки
в плане распределения обязанностей. В
частности, анализом продаж занимается
Категорийный менеджер, тратя 30 минут
на обработку кассовой книги вместо
более тщательного составления товарного
ассортимента. Далее применим математическое
моделирование, чтобы оценить количественные
характеристики предметной области и
выявить узкие места исследуемого
бизнес-процесса.
Данная статья поможет молодым специалистам легко начать работу со сценариями использования.
Сценарии использования- это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.
Цель: моделирование и проектирование взаимодействия пользователя с системой в рамках выполнения одного сценария. Пошаговое подробное взаимодействие пользователя с системой.
Документирование: таблица с описанием действий актора и реагирование системы на определенные шаги пользователя.
Один сценарий использования имеет несколько потоков: основной и альтернативные.
Выделение сценариев
Один сценарий использования должен описывать действия пользователя, которые приведут к одному большому действию- функционалу пользователя. Например, авторизоваться, добавить товар в корзину и тд.
Если мы имеем большой сценарий использования, необходимо выделить из него те части, которые мы можем вынести в отдельный самостоятельный сценарий, но в предусловии указать условия начала инициации данного сценария.
Каждый основной сценарий использования должен быть независимым от другого основного. Если есть определенные условия выполнения- указываем в “Предусловия”
Например, если нам необходимо описать авторизацию пользователя с вводом кода подтверждения, можно выделить отдельный сценарий “Ввод кода подтверждения”, чтобы не нагружать сценарий “Авторизация”. А уже в в сценарии “ввод кода подтверждения” подробно расписать условия ввода кода, повторной отправки, работу таймера повторной отправки, неверный код подтверждения, возможные ошибки.
Уровни описания и степени детализации
Сценарии использования могут быть описаны на абстрактном уровне (деловой сценарий использования, иногда называемый ключевым сценарием использования), или на системном уровне (системный сценарий использования). Различия между ними — в деталях.
-
Деловой сценарий использования не затрагивает технологий, рассматривает систему как «черный ящик» и описывает бизнес-процесс, который используется деловыми актерами (людьми, или системами, внешними к бизнесу) для достижения своих целей. Деловой сценарий использования описывает процесс, ценный для клиента, описывает что именно делает процесс.
-
Системный сценарий использования обычно описывается на уровне функций системы и определяет функцию или сервис, предоставляемые системой для пользователя. Системный сценарий использования описывает что актер может сделать взаимодействуя с системой. По этой причине рекомендуется, чтобы системные случаи использования началась с глагола (например, создайте ваучер, выберите платежи, отмените ваучер)
Степень формализма выполняемого проекта и стадия, на которой он находится, прямо влияют на степень детальности и проработанности вариантов использования. Определяют следующие степени детальности при написании вариантов использования:
-
Краткий (brief) вариант использования состоит (помимо названия) из одного-двух описательных предложений. Он хорош при сведении функциональных требований в таблицу при планировании приоритетности, технической сложности, номера версии продукта и т. д.
Краткая степень детальности применяется при начале работы над проектом; когда еще не прорабатываются детали, а верхнеуровнего описываются сценарии использования. Также, краткую степень детализации допустимо использовать при сжатых сроках написания ТЗ для кейсов с низким уровнем риска.
-
Детальный (detailed) вариант использования – это формальный документ с предопределённой структурой разделов; это, собственно, и есть Use case в его традиционном понимании.
Детальный уровень описания применяют при написании ТЗ. Преимущественно, при написании ТЗ все кейсы необходимо описывать на детальной степени; обязательно применять детальную степень и системный уровень при описании кейсов с высоким уровнем риска.
Структура сценария использования
Сценарии использования включают в себя следующие разделы:
-
Название. Краткое, максимально понятное. Описывающее общее действие пользователя.
Пример:
UC-1. Регистрация в личном кабинете
UC-2. Регистрация в программе лояльности
UC-3. Добавление товара в корзину
-
Предусловие. Формулировка условий, при которых данный вариант использования может быть инициирован. Условие, помимо прочего, может быть упоминанием о выполнении других вариантов использования. Также в предусловии необходимо указывать, в какой части системы находится пользователь, кратко- какие действия уже выполнил.
Пример: пользователь находится в “Корзине”, в “Корзине” добавлено 2 товара”.
Данное предусловие мы можем указать для описания кейса работы пользователя в “Корзине”. Если мы описываем кейс “Добавление товара в корзину” или “Оформление заказа”, где необходимо указать всю цепочку шагов пользователя- то данное предусловие не подойдет.
-
Основной сценарий. Сценарий – это последовательность шагов, описывающая процесс решения задачи, которой посвящен вариант использования. Шаги удобно последовательно нумеровать.
-
Альтернативные сценарии, в которых процесс развития событий на каком-либо шаге чем-либо заметно отличается от основного, то есть имеет место ветвление.
Сценарий использования должен отвечать на вопрос “Что делает пользователь?” “Что делает система?”
При описании сценария использования важно соблюдать пошаговый план действий пользователя, указывая физическое действие пользователя.
Например, формулировка “добавил товар в корзину” неверная.
Правильно: “нажимает на кнопку “Добавить товар в корзину” и далее- реакцию системы на действия пользователя.
Пользователь |
Система |
Какое физическое действие произвел пользователь? |
Как отреагировала система? |
Нажимает “Добавить в корзину” |
Система добавляет выбранный товар в корзину. В иконке “Корзина” система выводит маркер- кол-во добавленного товара в корзину. Изменяет кнопку “Добавить в корзину” у выбранного товара на кнопку “Перейти в корзину” |
Пользователь нажимает “перейти в корзину” |
Система переводит пользователя в корзину, где отображается добавленный товар. |
Альтернативные сценарии
При проработке основного сценария, все варианты действий пользователя и поведения системы, отличных от основного сценария необходимо выносить в альтернативный сценарий. То есть, везде, где можно указать “если”- это и будет альтернативный сценарий.
Важно! Альтернативный сценарий должен ссылаться только на один успешный сценарий. Недопустимо прописывать альтернативный сценарий для альтернативного сценария.
Рассмотрим на примере авторизации
Предусловие: неавторизованный пользователь находится на странице авторизации и регистрации
Пользователь |
Система |
Какое физическое действие произвел пользователь? |
Как отреагировала система? |
Пользователь нажал кнопку “Зарегистрироваться” |
Система вывела форму регистрации, поле “email” |
Пользователь вводит данные в поле “email” |
3. Система производит проверку введенных данных на валидацию. Данные проходят по условиям валидации Если данные не прошли проверку валидации, запускается альтернативный сценарий №1. |
Система производит поиск введенных данных “email” по учетным записям в системе. Учетных записей с такими данными “email” не найдено. Если в системе найдена учетная запись с таким логином, запускается альтернативный сценарий №2 |
|
Система отправляет пользователю код подтверждения на email Система выводит пользователю поле “код подтверждения” Сценарий “ввод кода подтверждения” вынесен в отдельный сценарий. — обязательно указываем, если какой-либо функционал выносим в отдельный кейс, более подробный. |
|
Пользователь вводит корректный код подтверждения в поле “код подтверждения” |
Система производит проверку кода подтверждения. Код введен верно. Пользователь зарегистрирован. Альтернативный сценарий с неверным кодом подтверждения выносим в сценарий “Ввод кода подтверждения” |
Пример альтернативного сценария
Альтернативный сценарий №1
На шаге №3 успешного сценария, введенные данные не прошли проверку валидации.
-
Система выводит информер с указанием запрещенных символов.
-
Пользователь вводит корректные данные в поле “email”.
Далее сценарий продолжается от шага №3 успешного сценария.
Сценарии использования являются важным и частым артефактом работы системных аналитиков. И я надеюсь, что данная статья немного облегчит жизнь молодой крови, только вступившей на долгий и тернистый путь системного анализа