Что такое сценарий изучения темы

Работа по теме: Murzina пособие. Глава: 3.3. Проектирование сценария учебного занятия. ВУЗ: ОмГПУ.

Задание
1

  • Изучите
    методические рекомендации Т. А.
    Сергеевой и Н. М. Уваровой
    к проектированию сценария учебного
    занятия.

  • Подумайте,
    почему в вопросе звучит слово «сценарий»,
    каким синонимом его можно заменить?

  • Составьте
    обобщающую таблицу по функциям учебного
    заня­тия и содержанию деятельности
    преподавателя.

Т. А.
Сергеева, Н. М. Уварова:

«
Разработка
сценария учебно­го занятия
(как
реализовать
замысел?).

После
постановки целей педагогу необходимо
сделать следую­щий шаг – сконструировать
учебное занятие, разработать своеобраз­ный
сценарий, который бы воплотил его
замысел. Независимо от мно­гообразия
и специфики типов любое учебное
занятие
должно нести следующие функции и
соответствующие им этапы.

Первая
функция

введение
обучаемых
в
учебную деятельность
.
Здесь
надо пояснить, что учебная деятельность
– это специфический вид деятельности,
отличный от других, например, трудовой
деятель­ности как по процессу, так и
по результату. Если результатом послед­ней
является материальный или идеальный
продукт (выточенная де­таль, изготовленный
чертеж, решенная задача и др.), то учебная
дея­тельность должна завершаться
сформированным умением, навыком или
способностью. Это вроде бы очевидный,
но далеко не всегда осоз­наваемый
обучаемыми и даже отдельными педагогами
факт. На во­просы: «Вы сегодня учились?
Каков результат учебы?», нам довольно
часто приходилось слышать ответы:
«Обработала карман», «Выточил изделие»,
«Отремонтировал прибор» и др. Вместо
результата учебной деятельности
предъявляется результат трудовой
деятельности. Ну что тут такого, спросите
Вы, зачем такие тонкости, и так все ясно.
Но дело в том, что любой человек только
тогда становится субъектом собст­венной
деятельности, когда он осознает свои
цели, и соответственно – результаты
труда, а также принимает их, что далее
может выражаться в его готовности этих
целей достигать.

Вернемся
к названной выше функции учебного
занятия. Ее не следует отождествлять с
оргмоментом (традиционное название
первой части урока), когда педагог
осуществляет ряд организационных
дейст­вий и психологически настраивает
учащихся на учение. Введение

в учебную
деятельность предполагает: а) создание
у обучаемых учеб­ной мотивации («мотив»
– побудитель к действию, «мотивация»
– про­цесс побуждения, стимулирования
мотивов); б) осознание и принятие учащимися
учебной цели.

Хорошо
известно, что все люди, и учащиеся в том
числе, далеко не всегда осознают мотивы,
побуждающие их к учебной деятельности.
Но если среди мотивов учащихся полностью
отсутствуют познава­тельные, например,
они выполняют задание, чтобы занять
себя (раз пришел, то надо что-то делать),
то его деятельность нельзя назвать
учебной. Нет интереса, и любая деятельность
превращается в формаль­ность, сам
процесс становится тягостным, а результат,
как правило, далек от цели.

Ниже
приведем несколько советов по мотивации
обучаемых (особый акцент сделаем на
взрослых), которыми может воспользовать­ся
педагог, проектирующий первый этап
занятия:

  • поскольку
    взрослый человек обладает опытом, то
    ему инте­ресно, если его опыт
    учитывается
    ;

  • взрослый
    человек прагматично ориентирован на
    обучение, по­этому использование
    жизненных
    проблемных ситуаций

    эффектив­ный
    прием стимулирования мотивации;

  • взрослый
    хочет понимать, что он делает, поэтому
    объясните,
    как
    полученные знания могут применяться
    в его
    профессиональной

    жизни;

  • взрослый
    стремится к самостоятельности,
    самоорганиза­ции,

    предоставьте ему эту возможность в
    учении;

  • создайте
    ощущение личной
    ответственности
    ;

  • в
    обучении взрослый предпочитает
    совместную
    деятель­ность
    ,
    предоставьте ему эту возможность;

  • взрослые
    лучше обучаются в неформальной
    обстановке
    ,
    по­старайтесь
    учесть это с первых минут занятия;

  • задумайте
    интригу – эмоции
    помогут
    вызвать интерес;

  • поощряйте
    обучаемых,
    но помните, что поощрение только тогда
    усиливает мотивацию к учению, когда
    сам учащийся восприни­мает свое
    решение как интересное и требующее
    от него значитель­ных усилий
    ;

  • будьте
    заинтересованы сами;

  • дайте
    возможность учащимся общаться;

  • не
    «тяните одеяло на себя», дайте возможность
    самим обучае­мым действовать
    активно
    .

А
вот несколько способов уничтожить
мотивацию, их тоже по­лезно знать:

    • не
      вступайте с обучаемыми в контакт;

    • сделайте
      вашу аудиторию пассивной с первых
      минут занятия;

    • почаще
      критикуйте ваших учащихся репликами
      типа «Неужели вам
      не ясно?», «Сколько же можно повторять
      одно и то же?», «Могли бы
      и вовсе не приходить на занятие, это
      же не мне нужно, а вам!» и др.;

    • сделайте
      так, чтобы человек почувствовал себя
      глупо, задавая вопросы;

    • не
      давайте возможности учащимся общаться
      друг с другом.

Задание.
Представленные выше перечни приемов
стимулирова­ния учебной мотивации,
а также способов ее «уничтожения» далеко
не полные, дополните их, используя свой
опыт и опыт коллег – полу­чится
неплохая, а главное – крайне необходимая
коллекция.

Теперь
еще раз об учебной цели. Педагоги часто
полагают, что предъявив (озвучив) свою
цель, они довели до сознания слушателей
смысл учебной работы, которую им предстоит
сделать. Это иллюзия, которую вы можете
легко проверить. Спросите у своих
обучаемых, какова их учебная
цель,
и
убедитесь в том, что многие не только
не ответят на ваш вопрос, но и не поймут
его. Но как же можно начинать занятие,
если те, ради которых замысливается
весь сценарий, не осоз­нают своей
учебной цели, а значит, не видят возможного
результата. Другими словами, создается
ситуация: «Пойди туда, не знаю куда,
принеси то, не знаю что».

При
обучении взрослых людей это особенно
важно. Они хотят понимать, что делают,
поэтому в начале занятия необходимо
по­мочь им увидеть, осознать и принять
учебную цель, т. е. захотеть ее
реализовать.

Итак,
вначале учебного занятия надо
заинтересовать обучае­мых и сделать
так, чтобы они поняли, чему будут учиться.

Вторая
функция
,
которую должен предусмотреть педагог,
соз­давая сценарий учебного занятия,
создание
учебной ситуации, т. е. такого действа,
в котором будут достигаться учебные
цели.
Здесь

с Вашей стороны уместны вопросы:
«Что такое учебные ситуации

и как
их создать?» и «Является ли учебной
ситуацией лекция, которую я планирую
прочитать?». Попробуем внести разъяснения.

Сегодня
образование на всех его ступенях (в том
числе подго­товка и переподготовка
на производстве) стремится выйти на
качест­венно новый уровень, потому
что Отечеству нужны профессионалы…

В
то же время нельзя не видеть, что
традиционные системы обу­чения не
дают нового качества подготовки. Они в
большей мере носят информационный
характер,
ориентированы
на активную деятель­ность педагога,
а не самих обучаемых. Не удивительно
поэтому, что самым распространенным
методом обучения, особенно на теоретичес­ких
занятиях, по-прежнему остается лекционный.

Главной
особенностью традиционного педагога
сегодня является ориентация на запоминание
учащимися
того или иного материала или алгоритма
действия и дальнейшую правильность
выполнения. Совре­менные программы
подготовки или переподготовки рабочих
ориенти­рованы
исключительно на данный тип деятельности
педагога…

Итак,
вернемся к учебным ситуациям. Создать
их простой пере­дачей
информации
(даже устами самого искусного оратора)
невоз­можно, так как не возникает
повода для учения. В ходе прослушива­ния
лекции есть «предтеча» учению, а самого
учения нет. Должна быть создана учебная
ситуация, а для этого педагогу нужны
особые задачи.

Учебные
задачи.

Смысл
их станет яснее, если сопоставим
кон­кретно-практическими задачами,
которые обычно предлагают уча­щимся
на занятиях. Эти задачи нацелены на
получение
результата,
содержащегося
в условии самой задачи (например,
определить дока­зать то-то, собрать
то-то, проанализировать то-то и др.).
Особенность учебных задач состоит в
том, что они нацелены на
усвоение
способа действия (как решал?).

За
счет освоения обучаемыми способа решения
происходит раз­мышление, формируются
познавательные процессы, что современно­му
рабочему-профессионалу необходимо как
воздух. Важно
помнить
о
том,
что решение учебной задачи – это не
продукт, а сред
ство
достижения
целей учебной деятельности.
В
учебном процессе долж­ны использоваться
как те, так и другие задачи. Кроме того,
любая кон­кретная практическая задача
(задание, упражнение) может превратить­ся
в учебную,
если
педагог переориентирует учащегося на
осмысление того, как
он решал
эту
задачу (выполнял упражнение и др.).

При
продумывания характера задач (заданий),
которые Вы пред­ложите своим подопечным
на учебном занятии, важно помнить о том,
что: а) к достижению учебной цели ведет
решение не одной задачи (выполнение
одного задания), а их набор; б) важно не
сколько, а какие задачи должен решить
обучаемый в соответствии с поставленными
целями.

При
составлении или подборе задач (заданий,
упражнений) по преподаваемому курсу
педагог может руководствоваться
следующими рекомендациями психологов.

Целесообразно
подбирать или составлять задачи:

  • с
    полным набором существенных условий;

  • с
    недостатком некоторых условий;

  • с
    наличием всех необходимых, но с
    добавлением лишних ус­ловий;

  • с
    недостатком некоторых необходимых
    условий, с одной сто­роны, и с избытком
    несущественных данных – с другой. Эти
    задачи желательно сопровождать рисунками
    и чертежами.

Задачи
могут носить как мыслительный характер
и решаться на уроках теоретического
обучения, так и практические задачи для
про­изводственных занятий. Но
к ним должно быть предъявлено важное
требование: они непременно должны быть
трудными для учащихся при решении или
практическом исполнении.
Это
утверждение может вызвать мысль о том,
что наши слушатели отличаются разным
уров­нем подготовки. Ответ в этом
случае очевиден. Вы должны подойти

к
подбору задач дифференцированно:
разделить учащихся по уровню их
подготовки
на группы и для каждой из них подобрать
задачи соответст­вующего
уровня. При этом надо помнить о том, что
«планка» труднос­ти должна быть не
слишком низка, тогда задача не вызовет
затрудне­ния, но и не слишком высока,
чтобы не отбить интереса к ее решению.
Правильное решение относительно легких
задач не переживается обу­чаемыми
как успех.

Итак,
учебные задачи подобраны и составлены,
что должен сде­лать дальше наш
педагог-сценарист?

Третья
функция
,
которую проектирует педагог, создавая
сцена­рий учебного занятия, –
обеспечение
учебной рефлексии.
Попробуем
разобраться в том, что это такое.
Воспроизведем ситуацию, в которой
учащиеся решают учебную задачу, как
говорилось ранее, мыслитель­ную или
практическую, например, кладут плитку
с намеренно (по за­мыслу педагога)
неправильно составленным раствором и
она отпадает от поверхности.

Задание.
Обратитесь к своему прошлому опыту и
опишите по­ведение разных педагогов
в указанной выше ситуации.

Наш
опыт говорит о следующем. Одни педагоги
сразу дают дей­ствиям учащихся
квалификацию типа: «Неправильно»;
занимают рабо­чее место, сами исправляют
ошибку или показывают, как устранить
затруднение. Другие педагоги помогают
своему подопечному проана­лизировать
свои действия, понять причину затруднения
и придумать, как из этого положения
можно выйти.

Какой
из этих педагогов организует учебную
деятельность? Ко­нечно, второй. Он не
замещает учащегося собой, а организует
его уче­ние. Подтверждается суждение
о том, что люди учатся на своих ошиб­ках.
Действительно, если педагог заранее
провоцирует с помощью за­дач затруднения
учащихся, а потом организует их обсуждение,
то результатом является приобретение
учащимися умений выполнять такого типа
задачи.

Таким
образом, продумывая сценарий учебного
занятия, педагог должен смоделировать
ситуацию учения
.
Далее следует сформули­ровать вопросы
для организации учебной рефлексии типа:
«Что
ты делал?» (вопрос аналитического жанра,
призывающий учащегося вос­произвести
как можно подробнее свои действия до
затруднения); «Что у тебя не получается?»
(вопрос нацелен на поиск учащимся «места»
затруднения, ошибки); «Какова причина
твоего затруднения или ошибки?»
(критический вопрос); «Как надо выйти
из затруднения?» (вопрос, ориентированный
на построение учащимся нормы действия).

Но
если учащиеся не могут построить своей
версии из сложивше­гося положения,
то появляется возможность для «солирования»
педа­гога. Он либо еще раз повторяет
демонстрацию, но с новыми акцента­ми
в тех местах, которые вызвали у обучаемых
затруднение, либо чи­тает лекцию (цикл
лекций), где дается информация, необходимая
для решения задачи такого типа, которая
решалась учащимися.

Важно
подчеркнуть, что в подобной ситуации
исчезает проблема отсутствия у обучаемых
интереса к учебе. Лекция читается не
тогда, когда учащиеся еще не знают, куда
ее поместить в своей голове, поэто­му
часто теряют интерес, а «под потребность»,
т. е. намаявшись с за­труднениями,
построив свои предположения, они готовы
и хотят слу­шать педагога. Место
теоретической лекции оправдано. Таков
совре­менный взгляд на организацию
учебных ситуаций.

Наконец,
четвертая
функция
,
которая попадает в поле внимание
педагога, разрабатывающего сценарий
урока, – функция
обеспечения контроля за деятельностью
обучаемых.

Первая
позиция. Если в других видах деятельности,
например

в трудовой, контролю подлежит
преимущественно ее продукт (изго­товленная
деталь, отремонтированный узел,
приготовленный раствор

и др.), то в
учебной педагог должен контролировать
не продукт, а из­менения, происшедшие
в учащемся («дельта» между не умел и
умеет). Именно эти изменения являются
действительным продуктом учебной
деятельности. Даже когда Вы, уважаемый
педагог, отмечаете только факт решения
или не решения задачи (выполнения или
невыполнения задания), Вы осознано или
неосознанно стремитесь мысленно
восста­новить ход решения задачи и
выполнения задания и на этой основе
оценить результат. Для самого учащегося
контроль за правильностью выполнения
задания означает направленность сознания
на собствен­ную деятельность.

Второе
позиция – контроль как таковой – имеет
ценность только

в том случае, когда
он постепенно переходит в самоконтроль.
Согла­ситесь, уважаемый читатель, что
педагог должен научить рабочего самого
контролировать свои действия, как
промежуточные, так и ито­говые,
оценивать качество результатов своего
труда и способы, кото­рыми он получил
этот продукт. К тому же, как отмечалось
выше, уме­ние осуществлять самоконтроль
является одним из обязательных тре­бований
к рабочим и специалистам любой профессии.
Особенно это важно при подготовке
рабочего к индивидуальной деятельности,
где он «сам себе режиссер» и контролирует
свою деятельность тоже сам. Но этому
его надо учить, а следовательно, при
подготовке учебного занятия специально
продумывать…»
[47,
с. 18–28].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    19.05.2015979.78 Кб13n1.rtf

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

Cоставление сценария на заданную тему.  

Тема, идея и режиссерский замысел.

Тема: Что такое сценарий?

Цель: Овладеть методикой написания сценария на заданную тему.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием сценарий и особенностями его составления.
  1. Развивать у детей интерес к изучению документального и художественного материала.
  1. Сплочение детского коллектива, работа в группах.

Материалы и оборудование:

— карточки с надписями;

— литературное произведение;

— документальный материал.

План проведения занятия:

1.  Введение

2.  Основная часть

3.  Практическая часть

4.  Заключительная часть. Анализ занятия.

  1. ВВЕДЕНИЕ

           Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

           На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. Некоторые думают, что достаточно «насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их — и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария целостности не наблюдается. Что же делать, чтобы не допускать — такие ошибки? Для начала — познакомиться с определением понятия «сценарий» и методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею.

  1. ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). Сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ

        Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема — это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея — это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

        Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

        Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

        Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция — организация действия и соответствующее расположение материала.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ

Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

 Завязка — начало конфликта.

Кульминация — наивысшая точка развития конфликта.

Развязка — разрешение конфликта.

Основное действие — строгая логичность построения и развитие темы.

          Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог — композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка — начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки — драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

           В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение — характер современного положительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы работы над сценарием ( карточки ):

-выбор темы;

-подбор и обработка материала;

-поиск сценарного хода;

-написание сценария;

-четкая формулировка заданий-вопросов.

Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.

Задача:  Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. — Барнаул, 2002 г
  1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.
  1. Статья Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» 2009

← Предыдущий урок
Это третий урок из цикла «Марафон: как создать онлайн-курс». Для полного погружения в тему, лучше начните с первого.

Сценарий — техническое задание, детальное описание будущего курса: из каких разделов состоит, что происходит на каждом слайде, нужна ли анимация, тесты, тренажеры, видео.

Без хорошо проработанного сценария режиссер не снимет фильм, а разработчик — не соберет курс. Тех, кто этим шагом пренебрег, ждет череда «переделок» и «перекроек». И как итог: логические нестыковки, неэффективно потраченное время и однобокое отражение темы — такой курс бесполезен.

Чтобы написать качественный сценарий, не обязательно родиться Хичкоком или окончить ВГИК. Главное — хорошо разбираться в теме будущего курса и следовать инструкции. Какой, расскажет эксперт в области eLearning и основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов.

Шаг 1. Определите тип курса

Александр Виноградов

Александр Виноградов,
основатель студии по разработке электронных курсов New York

Из первого урока вы помните, что электронные курсы делятся на три типа: информационные, тренинговые и мотивационные. Какой выбрать, зависит от целей. Сценарии разных типов отличаются ещё и по сложности:

Легкий уровень: информационные курсы. Основная цель — проинформировать сотрудников и рассказать, как использовать полученные знания в работе. К примеру, познакомить с новым продуктом компании. Здесь может не быть героя и сюжета. Поэтому в сценарии достаточно описать, на каком слайде о чем рассказать: к примеру, на первом — об основных характеристиках продукта, на втором — о преимуществах перед конкурентами.

Средний уровень: мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, и вам нужно мотивировать сотрудников.

В таких курсах хорошо срабатывает персонаж — вовлекает в обучение. В материале про пожарную безопасность логично будет смотреться пожарный инструктор. Он расскажет, к чему приводит пренебрежение правилами и как избежать ЧП. Также важно добавить побольше практических заданий.

Сложный уровень: тренинговый курс. Основная цель — прокачать старый навык или развить новый. В курсе должна быть история. Здесь важно продумать сюжет, конфликт, место и время действия, главного героя и не только.

Ниже я расскажу, как писать сценарий к тренинговому курсу. Если вы возьмете эту высоту, то легко справитесь задачами попроще.

Итоги шага: вы определили, какой тип курса поможет лучше всего решить поставленные задачи.

Шаг 2. Выберите элементы курса

Тренинговый курс — это поучительная история. В основе каждой истории:

  • сюжет;
  • главный герой;
  • действующие лица;
  • конфликт;
  • место и время действия;
  • предисловие и послесловие.

Профи из сферы дистанционного обучения называют это «элементами курса». Из них, как из деталей конструктора, легко собрать бодрый рассказ.

Определиться с элементами гораздо проще, если отталкиваться от целей и задач проекта.

Разберем элементы курса на примере электронного тренинга «Холодные звонки по горячему телефону» для менеджеров турагентства, который я разработал в iSpring Suite.

Курс Холодные звонки

Цель курса: менеджеры должны правильно делать холодные и теплые звонки, избавиться от страха неудачи.

Задача курса: научить основным приемам холодных и горячих звонков.

Целевая аудитория: специалисты офисов продаж туристических услуг, в основном — девушки 20-35 лет. Хорошо владеют ПК, значит, можно делать упражнения с любой механикой.

Технические данные: возможности послушать звук нет, значит, дикторскую начитку исключаем. Курс будут проходить с компьютера. Мощность ПК — выше средней. Интернет-канал — хороший. Значит, можно сделать сложную графику.

Психология в тренинговом курсе играет важную роль. Потому главный герой должен максимально копировать сотрудника компании, а описываемые ситуации — реальность, иначе курс станет забавной и бесполезной компьютерной игрушкой.

Какие элементы я выбрал:

Сюжет должен отражать реальные проблемы и ситуации, с которыми сталкивается обучающийся. В моем случае это стандартная история: менеджер должен позвонить клиенту и продать тур, но боится допустить ошибку.

Главный герой — наставник: он дает советы, помогает решить поставленные задачи. В моем случае это менеджер турагентства. Когда-то он тоже не умел звонить клиентам и боялся поднять трубку. Теперь легко заключает сделки по телефону и хочет поделиться опытом.

Главный герой — персонаж, с которым обучающийся должен себя ассоциировать. Потому они должны быть максимально схожи: пол, возраст, имидж, стиль одежды. Это сильнее вовлекает в курс.

Хорошо проработанный герой помогает лучше запомнить, о чём рассказывалось в курсе — процент остаточных знаний увеличивается на 10-15%.

1

Действующие лица помогают моделировать реальные ситуации и вовлекать в обучение. Их количество в истории не ограничено — все зависит от целей курса и ваших возможностей.

В моем курсе всего одно действующее лицо — клиент.

Сценарий электронного курса

Через клиента я плавно погружаю в конфликт и разыгрываю типичный сценарий: менеджер боится позвонить и предложить тур, т.к. «не хочет никому ничего навязывать».

Конфликт — чаще всего это сложная задача, которую должен решить сотрудник. Преодолевая сложности, он приобретает новые навыки.

Конфликт в курсе «Холодные звонки по горячему телефону»: менеджер должен преодолеть страх звонка, позвонить клиенту и заключить сделку, следуя простым правилам.

Сценарий электронного курса

Место действия. Тема курса подскажет подходящую локацию. Если это курс по культуре производства, логично показать цех. Если по пожарной безопасности в офисе — коридоры компании или рабочий кабинет.

В моем курсе два места действия: квартира клиента и офис продаж турагентства.

При создании обстановки важно продумать детали, чтобы усилить реальность происходящего. В курсе клиент сидит за рабочим столом у компьютера — он хочет купить тур. И если именно сейчас не позвонит наш герой, то деньги достанутся конкуренту.

5

Время действия. В курсе будет день или ночь? Отталкивайтесь от графика работы обучающегося. В турагентстве менеджеры по продажам работают с 9.00 до 18.00.

Время действия не ограничивается лишь положением стрелок на часах. Вы можете перенести действие в эпоху Римской империи или трехтысячный год. Главное, чтобы это не нарушало логику курса и вовлекло в обучение.

Предисловие (введение). Расскажите здесь о целях курса. Сотрудник поймет, на что обращать внимание и какой от него ждут результат.

Стандартное «После изучения курса вы должны знать…» не подойдет. Вооружившись новыми знаниями, сотрудник должен лучше отжигать на передовой. На это и делайте фокус. Программируйте человека. Поэтому лучше написать: «вы познакомитесь», «вы научитесь».

сценарий электронного курса

Где расположить цели:

  • полная сводка целей должна быть в самом начале курса;
  • перед каждым разделом должны быть свои цели.

Послесловие (заключение). Это краткое резюме пройденного материала, чтобы все знания из курса улеглись у читателя в голове и он смог ими пользоваться в работе.

Главное в послесловии — не дублировать введение. Если введение — это непринужденное знакомство, то заключение — то, что должно запомниться на всю жизнь.

Чаще всего послесловие я беру из материалов заказчика. К примеру, цитату американского эксперта по продажам Гранта Кардона я выписал из рабочей тетради для очного обучения менеджеров. Эта фраза сразу западает в память, резюмирует и закрепляет пройденный материал.
Сценарий электронного курса

Итоги шага: вы придумали сюжет, главного героя, действующих лиц, проработали другие элементы курса. Пора писать концепт!

Шаг 3. Составьте концепт курса

Концепт — краткое описание идеи курса: о чем он, как это будет выглядеть, какие испытания ждут пользователя (тест, диалоговый тренажер), кто из персонажей даст обратную связь.

Продумайте в какой момент давать теорию и практику. Отталкиваться стоит от целевой аудитории. Если знания по теме нулевые — сперва теория, если люди в теме — практика.

Не забывайте и о сюжете. Я обычно использую классическую трехактную структуру повествования (сторителлинга):

  • погружение в конфликт;
  • развитие событий;
  • развязка.

Это сокращенный вариант цикла Колба — теории, которую используют при очных тренингах. Суть: сперва пользователю дают небольшое задание, и он его проваливает. Далее, по ходу истории, пользователь учится вместе с главным героем. В финале очередное испытание. На этот раз пользователь может получить пятерку, если хорошо усвоил материал.

Для меня концепт — это небольшой документ в Word, в котором я собираю воедино все элементы курса в виде небольшого рассказа.

16-2

Итоги шага: готово краткое содержание курса, понятно, когда давать теорию и практику, какие упражнения больше подойдут.

Шаг 4. Составьте структуру

Структура — это порядок. Она помогает придать курсу форму. Без структуры курс — просто подборка слайдов, со структурой — образовательный продукт.

Структура невидима сама по себе, но она влияет на организацию курса, его содержание, ритм и восприятие. Когда структура правильная, курс выглядит логично, ученику легко в него погрузиться и запомнить важное.

Первое, чему нужно научиться при создании структуры, — делить курс на модули. Модуль — это большой блок логически связанной информации, аналог раздела в книге.

Важно показать через модули внутреннюю логику курса, а если логики нет — создать ее.

Логика курса — это строгая последовательность выдаваемой информации. Одна тема следует за другой. Каждая новая тема должна основываться на предыдущей.

Курс «Холодные звонки по горячему телефону»

Нет логики Есть логика
Какие бывают скрипты звонков Модуль 1. Холодный звонок
Провокации в переговорах Модуль 2. Звонок сопровождение
Холодные и теплые звонки — отличия Модуль 3. Теплый звонок
Методы аргументации Модуль 4. Этапы теплого звонка
Способы работы с критикой Модуль 5. Тест

Модули нужны в любом курсе длиннее пяти слайдов, чтобы навести в нем порядок. Представьте, что модуль — это икеевская коробка. Сложил в нее вещи — уже ощущение порядка, а если еще внутри этой коробки навести порядок, то вообще хорошо.

Сценарий электронного курса

В моем курсе четыре «икеевских коробки»

Деление на модули — это первый этап в создании структуры. Дальше нужно раздробить каждый модуль на части.

Модуль — это мини-курс. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.

Введение в модуле — это главная мысль. Она напрямую соотносится с заголовком.
Сценарий электронного курса
Вместо главной мысли в начале можно обозначить цели модуля или познакомить пользователя с действующими лицами, чтобы плавно погрузить в историю.
сценарий электронного курса

Основная часть в модуле. После введения мы создаем произвольное количество слайдов с текстом, картинками, видео. Они раскрывают то, что заявлено вначале.

Если в модуле все правильно структурировано, в основной части будет только то, что хоть как-то упомянуто во введении. Если этого нет во введении, этого не будет в основной части.

Заключение в модуле. Помимо краткого резюме и послесловия здесь также можно поставить небольшой тест или диалоговый тренажер для практики.

Тест Типы насосного оборудования

У каждого теста и диалогового тренажера должен быть свой мини-сценарий. Подробнее об этом — в следующих уроках. На этапе структуры курса важно лишь определить тип практического задания:

  1. Обучающее задание. Цель — пользователь должен закрепить изученный материал. Поэтому в настройках можно задать несколько попыток на правильный ответ, неограниченное время прохождения и низкий проходной балл.
  2. Проверяющее задание. Более жесткая проверка знаний: одна попытка на правильный ответ, ограниченное время и высокий проходной балл.

Практические задания можно поставить после каждого модуля курса, но контрольный тест — в самый конец.

сценарий электронного курса

Итоги шага: вы поделили тему на логические модули, в каждом модуле есть введение, основная часть и заключение.

Шаг 5. Напишите тексты и распределите по слайдам

Структура готова, пора приниматься за тексты. «Причесываем» материал, который собрали сами или получили от эксперта.

Чтобы написать сильный текст, следуйте пяти правилам:

  1. Будьте проще. «Под термином «скрипт звонка» следует понимать заранее продуманную или запрограммированную последовательность действий» — язык сломаешь. Старайтесь писать простые и понятные фразы, избегайте длинных слов. Так легче уловить суть: «Скрипт — это менеджерская инструкция по общению с клиентом. Он помогает грамотно ответить на вопросы, проработать возражения и привести клиента к нужному действию».
  2. Отожмите воду. Писать длинно и замысловато было модно в девятнадцатом веке. Сегодня темп сжат до предела, и на многоступенчатые повествования нет времени. Фокусируйтесь на важном.
  3. Думайте о пользе. Написав сценарий, поставьте себя на место обучающегося: «Интересно ли будет мне читать такой материал? А полезно?». Применяя принцип персонализации, мы получаем заинтересованных слушателей, жаждущих пройти курс. Если в курсе сложная навигация, давайте подсказки, помогайте разобраться с заданием.
  4. Делите текст на блоки. Один слайд — одна законченная мысль.
  5. Увлекайте. Люди лучше запоминают информацию, подкрепленную интересными фактами и цитатами.

Для подстраховки загрузите текст в «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как отредактировать текст, чтобы читатель легко усвоил информацию.

Готовый текст поставьте на нужный слайд в PowerPoint или создайте в Word таблицу в с тремя колонками. В первой — номер слайда, во второй — описание происходящего на слайде, в третьей — текст для пользователя.

Модуль№1 Что происходит на слайде Текст на слайде
Слайд №1 Вступление. На фоне размытого офисного кабинета появляется золотой кубок. После появляется текст вступления. Святой грааль продаж.
Если вы не позаботитесь о своих Клиентах, о них обязательно позаботится кто-то другой.
Слайд №2 Приветствие. Появляется главная героиня. Она начинает рассказывать о целях курса после того, как пользователь кликнет на экран. Добрый день! Меня зовут Ирина, и сегодня мы научимся эффективно совершать холодные звонки избавимся от страха поднять трубку и разберем самые важные моменты при разговоре с клиентом.

Для начала давайте разберем две ситуации с разным исходом.

Некоторые разработчики курсов вместо таблички вставляют текст в PowerPoint или рисуют скетчи от руки: добавляют черновые картинки, кнопки, иконки. Такой вариант уже выглядит не как текстовый сценарий, а скорее как раскадровка.

Сценарий электронного курса

Изначально некоторые слайды я оформлял так

Важно: обращайтесь к пользователю одинаково на протяжении всего курса. Если вы начали с неформального «Эгей, дружище! Как дела?! А не пора ли тебе поучиться?…», не нужно на следующем слайде говорить на «Вы».

Не забывайте о корпоративных стандартах: например, писать слово Клиент с большой буквы, не использовать антирекламу конкурентов, сленг и мемы.

Итоги шага: готов текст для каждого слайда. В тексте нет воды, канцеляризмов и другого словесного мусора.

Шаг 6. Проверьте сценарий на соответствие целям и задачам курса

К чему приводят курсы без цели и задач, подробно написано в первом уроке.

Проверьте, достаточно ли раскрыта тема или стоит добавить информации? Чему сотрудник научится? Сможет ли использовать знания уже завтра?

Пример: нужно обучить новобранца пяти ступеням продаж. В курсе много теории, разбитой на блоки: Вступление в контакт – Выявление потребностей – Презентация товара – Отработка возражений – Завершение сделки. Но нет ни одного кейса, не прописаны скрипты, практика далека от реальных ситуаций.

Чему научится человек? Пяти ступеням продаж! Сможет ли он использовать знания в работе? Нет. Задача выполнена, но цель не достигнута! Эффективность — ноль. Все потому, что у курса сбит прицел. Ваш должен стрелять в десятку.

Теперь вы знаете, как написать сценарий для курса. В следующем уроке мы расскажем, как сверстать и задизайнить курс.

Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.

А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!

← Предыдущий урок    Следующий урок →

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое праздник первой борозды
  • Что такое праздник хеллоуин
  • Что такое сценарий будущего
  • Что такое счастье сценарий концерта
  • Что такое праздник пати