Сценарий реализации проекта – определенное сочетание условий, которые приводят к определенным результатам, эффективности и финансовой реализуемости инвестиционного проекта.
В процессе реализации сценарного подхода эксперты рассматривают ряд сценариев, в которых может осуществляться проект, и соответствующие им значения основных переменных (параметров) проекта. При этом основным (базисным) сценарием считается совокупность условий, в которых реализуется проект и для которого были выполнены расчеты эффективности и финансовой реализуемости. Остальные сценарии рассматриваются как результат позитивного или негативного развития событий (сочетаний условий) и возникают как результат изменения параметров базового сценария (базовых параметров).
Следует подчеркнуть, что разработка ряда сценариев производится не для того, чтобы выбрать из сценариев «наиболее типичный» и по нему определить эффективность проекта, но для одновременного учета всех возможных сценариев и принятия решения на основе их совокупности. Дело в том, что участие в проекте с положительным эффектом не страхует от потерь и убытков, как впрочем, и отказ от такого участия. Это значит, что в условиях неопределенности будущего проект рассматривается как эффективный, если участие в нем предпочтительнее, чем отказ от него. В этой связи критерий эффективности проекта в условиях неопределенности должен в большей степени учитывать систему предпочтений инвестора, в частности в отношении к риску.
Таким образом, рассчитывают эффективность и финансовую реализуемость:
- для базового варианта исходных данных и предпосылок, сформулированных для наиболее вероятностного сочетания условий реализации проекта (основной сценарий);
- для пессимистичного варианта, который предполагает наступление событий, могущих негативно отразиться на эффективности и финансовой реализуемости (пессимистичный сценарий);
- для оптимистичного варианта, который предполагает наступление событий, могущих позитивно отразиться на эффективности и финансовой реализуемости (оптимистичный сценарий).
В условиях неопределенности показатели эффективности теряют смысл, поскольку становятся неопределенными и могут иметь значения в определенном диапазоне величин. По причине неопределенности экономический эффект проекта может быть больше или меньше, поэтому в данной ситуации проект следует характеризовать специальными показателями, отражающими разброс возможных значений эффекта.
Рекомендуется проверять реализуемость и оценивать эффективность проекта, а также разброс значений экономического эффекта в зависимости от изменения следующих параметров:
- инвестиционных затрат (или их отдельных составляющих);
- объема производства;
- текущих затрат на производство и реализацию продукции (или их отдельных составляющих);
- процентов по кредитам и займам;
- прогнозов общего индекса инфляции, индексов цен, обменного курса иностранной валюты;
- наличия дебиторской и кредиторской задолженности;
- длительности расчетного периода и т.д.
Оценка риска проекта с помощью сценарного подхода может быть осуществлена следующими методами:
- метод, основанный на определении устойчивости проекта;
- метод, основанный на расчете граничных показателей (границ безубыточности и эффективности);
- метод, основанный на определении отзывчивости (чувствительности) показателей эффективности;
- метод, основанный на расчете вариации показателей эффективности;
- метод, основанный на расчете ожидаемых значений показателей эффективности.
Все эти методы оценки риска предполагают разработку нескольких сценариев реализации проекта. Это дает возможность при необходимости предусмотреть в проекте меры по предотвращению или перераспределению возникающих убытков.
Дальнейшее усовершенствование сценарного подхода связано с использованием имитационного моделирования, которое позволяет рассмотреть неограниченное количество различных вариантов развития событий (сценариев). Здесь имитационное моделирование представляет собой вычислительную процедуру, как правило, с использованием ЭВМ, в процессе которой на основе случайно взятых разных наборов основных переменных проекта проводится серия вычислений значений критериев эффективности проекта. Примером такого подхода служит метод Монте-Карло.
Процесс имитации осуществляется таким образом, чтобы случайный выбор значений основных переменных проекта не нарушал границ определенного диапазона их нахождения, а также существования известных или предполагаемых взаимоотношений между ними. Результаты расчета выражаются в виде вероятностного распределения всех возможных значений критерия эффективности проекта. Здесь в качестве показателей совокупного риска проекта используются среднее значение и среднеквадратическое отклонение критерия эффективности проекта. В качестве меры риска инвестиционного проекта может быть также использована вероятность получения отрицательного значения критерия эффективности проекта (NPV). В этом случае, если из 500 расчетов (сценариев) отрицательные значения NPV встретятся, например, 184 раза, то уровень риска составит 36,8 %.
С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.
Что такое сценарий?
Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.
Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража.
Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц.
Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей).
Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.
Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя.
Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку.
Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.
Выбор названия
Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:
- отражать жанр вашего проекта;
- быть цепким и броским;
- заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
- быть лёгким в произношении и запоминающимся.
Логлайн
Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:
- кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
- чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
- что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди).
Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий.
Персонажи сценария
Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы.
На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.
Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.
Структура сценария
На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура.
Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:
- показать главные черты героя;
- рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
- заявить второстепенных персонажей;
- продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
- обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.
Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё.
Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.
Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта.
Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову.
Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.
Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку.
Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь.
Диалоги и описание действий
Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.
В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.
Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь.
Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь.
Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо.
Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету.
Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал.
Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории.
Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.
Редактирование сценария
Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи).
Самостоятельно
Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.
Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя:
- для чего это написано?
- как это работает на историю?
- что даёт это зрителю?
В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?
В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно.
В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление.
Редактор
Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания.
Часто встречающиеся ошибки
Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей.
Персонажи
Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.
Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать.
Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?
Конфликты
Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то.
Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история.
Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия.
Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы.
Мир
Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.
Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.
Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.
Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности.
В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.
Диалоги
Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.
Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы.
В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.
В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.
Высказывание и изменение героя
Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию.
Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.
Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.
В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.
В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.
Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта.
Примеры хороших сценариев
В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже.
“Рассказ служанки”
Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями.
“Дюна”
В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария.
Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”.
Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.
В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.
Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей.
“Достать ножи”
Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?
Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра.
Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась.
В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.
Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.
- →
- →
Сценарий дизайн-проекта
Если квартиру рассматривать как организованное пространство для жизнедеятельности человека, то очевидным становится то, что главными факторами при выборе планировочного решения квартиры являются жизнь и деятельность ее жильцов. Но ведь каждый из нас индивидуален, имеет свои привычки и представления о комфорте, а также свой ритм и стиль жизни, а, следовательно, и квартиры для всех не могут быть одинаковыми.
Однако у всех нас есть нечто общее – некий распорядок дня, пусть и у каждого свой, которому подчиняется его жизнь. Каждый из-нас изо дня в день выполняет одни и те же рутинные действия, которые напрямую определяют то, как будет выглядеть его квартира. Например, человеку, который не любит готовить, не требуется огромная кухня, а человеку, редко принимающему гостей в квартире, не нужна слишком большая гостиная. И именно для того, чтобы лучше понять привычки клиента, многие дизайнеры прибегают к помощи сценария дизайн-проекта. Но сценарий будет крайне полезен даже людям, решившим делать дизайн собственными силами.
Что такое сценарий дизайн-проекта?
Сценарий дизайн-проекта — это как можно более подробное описание клиентом дня своей повседневной жизни, с момента его пробуждения и до позднего вечера, когда он ложится спать. Клиенту предлагают мысленно прожить этот день и отразить его на бумаге, вспомнив все незначительные на первый взгляд мелочи и тонкости.
Назначение сценария дизайн-проекта
Прежде всего сценарий нужен дизайнеру, чтобы определить, чем для клиента будет являться его будущая квартира. Например, местом для ежедневных вечеринок в кругу своих друзей или тихим, уютным семейным гнездышком. Любит ли клиент принимать гостей, читать, медитировать, заниматься спортом или смотреть кино по вечерам? От этих, казалось бы, не имеющих к дизайну никакого отношения, вопросов зависит очень многое. Из сценария становится ясным характер будущего жилья, удобное для клиента функциональное зонирование, схема расположения техники на кухне, расположение систем хранения и т. д.
Второй важный момент, который проясняет сценарий, это маршруты, то есть траектория движения по квартире. Несмотря на то, что маршруты у каждого свои, есть общие для всех: из спальни в санузел, из кухни в гостиную, из спальни в кухню и наоборот. Знание основных маршрутов при перепланировке позволяет сделать их максимально простыми и короткими, а также освободить от хрупких деталей и неудобной габаритной мебели, о которую можно удариться. Также вдоль этих маршрутов не следует располагать места для уединения: уголки для чтения, рабочие столы, спальные места и т. д. Кроме того желательно чтобы основные маршруты не пересекали прихожую, чтобы человек не разносил грязь по всему дому.
Не лишним будет и анализ маршрута пришедшего гостя. Основной маршрут гостей обычно проходит между гостиной, кухней и санузлом. Поэтому планировка будет гораздо комфортней если ее общественная зона (кухня, спальня, санузел) будет располагаться ближе к входной двери чем ее приватная зона (спальни). Так пришедший гость быстро и без труда сможет пройти в нужную ему комнату, не проходя мимо спален и не тревожа покой других жильцов этой квартиры.
Как написать сценарий массового мероприятия?
Методические рекомендации
Общее понятие о сценарии
СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.
Уровни сценария:
1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)
2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.
3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)
ВИДЫ СЦЕНАРИЯ:
1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)
2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)
3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора
ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.
Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.
Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.
Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)
Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)
Литературная обработка материала.
Основные этапы работы над сценарием:
Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.
1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).
2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы
3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)
4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи
5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)
6.Литературная обработка материалов
7.Отбор художественно-выразительных средств
8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности
Композиционное решение сценария
Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».
Сценарий начинается с
1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)
2. завязка-момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.
ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.
3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.
Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА
Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.
Контрастность – новое ощущение
Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера
Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.
Контрапункт— развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.
Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.
Метод коллективной импровизации: — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.
Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.
Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.
Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно:
Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5
Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.
Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.
На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации
Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.
Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).
Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.
В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое
В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.
Зачем нужен сценарий и какой он может быть?
Разбираемся в первом этапе производства видеоролика. Знакомимся с концепцией, сценарным планом, сценариями и тритментом. Объясняем, зачем нужен каждый из них.
Препродакшн: концепция, сценарный план, сценарий, тритмент. Зачем всё это?
Если перед созданием любого видеоролика не подготовить хотя бы примерный сценарий, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. Причём это станет понятно только на этапе монтажа, когда уже будет поздно.
Сценарий перед глазами позволяет понять:
- что и где снимать / что и как рисовать или анимировать;
- что должен говорить спикер/диктор;
- что должны делать люди в кадре / персонажи в анимации;
- какая продолжительность видео и каждой отдельно взятой сцены;
- какая последовательность сцен;
- какой необходим реквизит в ролике;
- какая цветовая гамма;
- и многое другое.
Но самое интересное в том, что перед началом написания сценария и после его согласования, сценаристу и режиссеру необходимо подготовить другие документы и информацию по следующим этапам:
- Ресёч по брифу и доступным интернет-ресурсам
- Проработка концепции из логлайна и синопсиса
- Сценарный план
- Литературный сценарий
- Редактура сценария
- Режиссерский сценарий
- Тритмент
Ресёч
Ресёч есть со стороны клиента. Об этом подробнее вы можете почитать в нашей прошлой статье. Но также ресёч выполняется и с нашей стороны.
Наш ресёч включает в себя анализ предоставленной информации от менеджера по продажам, изучение брифа, поиск и изучение всех возможных сайтов и дополнительных ресурсов в отношении вашей компании, продукта и услуги, поиск и анализ референсов, подготовка к ПСК (первичный созвон с клиентом), формулировка первых сырых идей.
Благодаря ресёчу мы понимаем потенциал финансовых, физических и креативных возможностей по реализации ролика, а также ближе и подробнее изучаем субъект, о котором будем делать видеоролик.
Креативная концепция
Креативная концепция — это уникальная продуманная «идея», ключевая мысль видеоролика, расписанная с помощью логлайна и синопсиса.
“
Логлайн (англ. — логическая строка) – это максимально короткий и емкий пересказ будущего сценария. Задача логлайна – заинтересовать читателя и побудить его к прочтению полного сценария.
“
Синопсис (др. греч. — смотрю, гляжу) – это продолжение развития логлайна в сжатую последовательную историю. Задача синопсиса – донести до читателя понятно и без деталей, что предлагает сценарист. По структуре синопсиса дальше проще двигаться и разрабатывать сценарий.
— словарь клиента
При написании концепции мы опираемся на цель и задачи видеоролика, а также основное стратегическое видение бренда. Концепция сама по себе предопределяет, как бренд будет коммуницировать со своей аудиторией, какую мысль будет доносить до зрителей и с помощью какого сюжета это будет происходить. Таким образом, концепция определяет структуру, содержание и смысл будущего сценария видеоролика. Это первоначальный и расплывчатый замысел, основная мысль.
Разработка креативной концепции необходима, чтобы связать между собой эмоциональное и рациональное, исключительно маркетинговый подход – с психологическим, художественный – с материальным.
Мы не всегда предоставляем клиенту ознакомиться с точными формулировками логлайна и синопсиса. Чаще всего, это просто остается внутренним процессом между режиссером и сценаристом. Клиент по итогу может увидеть только концепцию. Или и вовсе сразу сценарий. Это зависит от бюджетов, сроков и иных необходимостей по договору.
Сценарный план
Сценарный план — это упрощенный вариант сценария для согласования структуры ролика и определенных блоков, которые в результате могут быть реализованы в более подходящей последовательности видеоряда.
Основная цель сценарного плана подготовить проектную группу, руководство и заказчика к тому, что конкретно описанные в плане блоки обязательно будут реализованы в будущем видеоролике.
Разработка сценарного плана чаще всего необходима для любых видеороликов без озвучки или для обучающих роликов с говорящей головой, когда нужно понимание, какими вариантами кадров можно перекрыть кадры с головой.
Есть такие видеоролики, которые подразумевают на подготовительном этапе только создание сценарного плана. И только его. А бывают видеоролики, при создании сценария которых, можно обойтись без сценарного плана. Тут всё зависит от задачи.
Важный момент, что сценарный план обязывает съемочную группу отснять всё, как написано по сценарному плану, а также дополнительный материал в формате репортажной и рекламной съемки уже будучи на съемочной площадке, в зависимости от происходящих на ней событий и наличия тех или иных возможностей.
Если сценарный план готовился для того, чтобы потом по нему писать сценарий, то он согласовывается внутри съемочной группы и заказчику не показывается.
Редактура сценария
Редактура сценария — это процесс внесения исправлений, добавлений в текст, изменения его структуры.
Цель редактуры — подготовить такой документ сценария, чтобы по содержанию, форме и структуре с ним в дальнейшем могла работать вся проектная группа, и в процессе этой работы у исполнителей не возникло вопросов, которые затормозят процесс производства.
Текст сценария при редактуре изменяют так, чтобы авторская мысль, стиль изложения, содержание не пострадали, но при этом оформление документа стало соответствующим производственным процессам, а прописанные в сценарии действия могли быть в будущем реализованы в рамках сроков, бюджета и в соответствии с целью и задачами ролика.
Редактура сценария предполагает совместную работу режиссера и сценариста в рамках литературной, художественной, научной и технической обработки.
Мы выполняем редактуру всех внутренних сценариев. Но если вы предоставляете свой сценарий, то мы также в обязательном порядке выполняем и его редактуру. Потому что иначе проектной группе будет затруднительно с ним работать.
Литературная обработка сценария включает в себя знакомство с материалом, определение соответствия содержания цели и задачам ролика, выявление логических погрешностей композиции, отступления от стиля подачи ролика, нахождение лексических ошибок.
Художественная обработка подразумевает написание или доработку визуальной составляющей в соответствии с целью, задачами, сроками и бюджетом проекта.
Научная обработка проверяет достоверность фактов представленного материала, вычитывает чертежи, формулы, документы, иностранные переводы, сверяет цитаты с первоисточниками.
Данный пункт при необходимости мы предлагаем отдельно, т.к. процесс подразумевает привлечение профильных специалистов. Обычно, мы его не делаем и оставляем принятие решения на стороне заказчика.
Техническая редактура проверяет верстку и макет документа, верность расположения страниц, глав, заголовков, иллюстраций, шрифты и так далее.
Литературный сценарий
Литературный сценарий — особенный вид художественного искусства, представляющий собой законченный вариант сценария с описанием сюжетной линии видеоролика/фильма. В обычном понимании — законченное кинодраматургическое произведение.
Такой сценарий содержит полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалогов, персонажей и происходящих событий в картине.
Литературный сценарий, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей отвечает и соответствует производственно-экономическим правилам и требованиям видеопроизводства.
Режиссерский сценарий
Режиссерский сценарий — это непосредственный итог углубленного изучения режиссёром литературного сценария будущего ролика. Это как бы текстовая запись ролика, родившегося в творческом воображении режиссёра в результате анализа литературного сценария и изучения всех связанных с его темой образов и материалов, а также цели и задач ролика.
Режиссерский сценарий формулирует во всех деталях развитие сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и особенности изобразительного решения. Является тщательным и глубоко продуманным планом всей творческой и производственной работы постановочного коллектива.
Форма режиссёрского сценария может видоизменяться в зависимости от сложности проекта и требований производственной компании.
Это своего рода технический документ, по которому должно быть понятно, что снимают, где снимают, прописаны все этапы съемки видео.
Таким образом, создается будущий план съёмок и последовательность работы всей съёмочной площадки. На основе этого документа творческая группа, руководимая режиссером, реализует авторский замысел на экране.
Оформление режиссерского сценария — не только творческий, но еще и трудоемкий процесс. Ведь, в отличие от литературного, где есть легкий налет поэтичности, режиссерский сценарий ролика детально прописывает, что будет в кадре, звуковой ряд, хронометраж, технические требования для съемочной техники на ту или иную сцену.
Для чего нужен режиссерский сценарий?
1. Литературный сценарий состоит из хронологии событий, а не хронологии съемок/анимации. И даже если на первый взгляд кажется, что такой порядок создания оптимален, то на деле оказывается, что сцены, которые нужно создать в рамках одной локации, разбросаны по линии сюжета.
Соответственно, режиссерский сценарий ролика необходим, чтобы оптимизировать процесс съемки/анимации и логистику. Таким образом, режиссерский сценарий включает в себя план съемок/анимации.
2. В литературном сценарии отсутствует информация о крупности планов и покадровой разбивки сцен. А эта информация крайне важна для съемочной группы.
В режиссерском сценарии указана вся техническая и творческая информация съемки/анимации.
3. В литературном сценарии — реквизит разбросан по страницам сюжета также, как и сцены ролика. Мы не можем быть уверены, что весь реквизит учтут, как и монтажные особенности съемки. А в режиссерском сценарии эта информация указана отдельно.
Иначе говоря, режиссерский сценарий состоит из технической информации, которая вводит в курс дела всю съемочную площадку, определяет необходимые материалы и ресурсы.
В документе сценария есть такие колонки, как «номер сцены» и «номер кадра», «хронометраж», «раскадровка», «объект/локация», «крупность», «действие», «звук/диалоги», «примечания» или иные интерпретации, которые наиболее подходят для восприятия клиенту.
Тритмент
Тритмент — документ, который включает в себя всё вышеперечисленное, но уже в готовом и согласованном виде:
- ресёч с основными показателями, влияющими на видеоролик (цель, референсы, о компании и пр.);
- концепция из логлайна и синопсиса;
- режиссерский сценарий.
А также дополнительно, что было подготовлено режиссером после согласования литературного сценария:
- утвержденный кастлист с актерами;
- локации для съемок;
- референсы по гриму, одежде, декору и т.д.;
- выбранная цветовая гамма;
- список оборудования на съемку;
- и многое другое и в зависимости от задачи.
Заключение
Как вы понимаете, на подготовительном этапе еще перед созданием видеоролика, проделывается колоссальная и титаническая работа авторов, режиссера и, на самом деле, при немалом участии других исполнителей. Проектная группа начинает работу над видеороликом совместно с самого ресёча.
Теперь отвечаем на главный вопрос – зачем всё это? Потому что это важно. Сценарий — пошаговая инструкция, на которую вся проектная группа и заказчик будут опираться при создании видеоролика на всех этапах.
Если не написать сценарий или хотя бы сценарный план, то можно создать то, что не будет соответствовать ожиданиям. О чем мы и писали в самом начале статьи
10%
На ваше видео
при заполнении брифа
Читайте также
Любое
массовое зрелище или камерная программа,
эстрадное представление или отдельный
номер начинаются с творческого замысла,
в котором в образной художественной
форме находят отражение глубоко
осмысленные автором (сценаристом,
режиссером, исполнителем) отдельные
факты или целые явления социальной и
частной жизни человека и общества. На
значимость работы над замыслом указывал
великий немецкий поэт и философ
Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что
в любом произведении искусства, великом
или малом, все до последних мелочей
зависит от замысла».
Именно
замысел становится движущей пружиной
в отборе фактов, событий, выразительных
средств, он несет в себе логику сценария
будущего шоу, отдельного номера. Здесь
должны быть отчетливо видны как общий
смысл — тема, идея, содержание, форма, то
есть каркас сценария, так и его отдельные
структурные составляющие – действующие
лица, события, конфликт, строгая логичность
композиционного построения.
Зачастую
замысел понимается в двух смыслах
во-первых, «как задуманный план
действий или деятельности, намерение»
и, во-вторых, как «идея, основная мысль
художественного произведения». Если
в первом случае понятие «замысел»
трактуется широко, применительно к
социально-бытовым процессам, к примеру,
«хранить свои замыслы в тайне —
старинная полководческая традиция»,
«Он понял ее замыслы» и т.п., то во
втором случае понятие «замысел»
тесно связано с творческим процессом
работы над каким-либо произведением
художника, поэта, писателя, музыканта,
драматурга, сценариста.
В
другом источнике замысел определяется,
как «нечто задуманное, замышленное,
как цель работы, деятельности» и как
«задуманное автором построение
произведения художественного или
научного» . Известный ученый и режиссер
И.Г. Шароев вкладывает в понятие «замысел»
генеральную тему , а А.И. Чечетин, рассуждая
о «замысле», связывает его «с
тончайшим видом человеческой деятельности
— творческим процессом, действенным
воссозданием жизни, то есть слиянием
темы и драматического действия. Однако
эти определения не дают полного
представления о замысле культурно-досуговой
программы, который вбирает в себя и
творческий процесс, включая разработку
темы и идеи как основной мысли, так и
реализацию ее в конкретных художественных
формах. Таким образом, замысел представляет
собой задуманное автором (сценаристом,
режиссером) построение программы,
включающий в себя разработку основной
мысли (темы, идеи) и элементы творческого
процесса ее воплощения. Сценарист
культурно-досуговой программы в процессе
работы над замыслом посредством
художественных образов, типичных
обстоятельств воспроизводит доступными
ему средствами реальную жизнь в своем
воображении и фантазии, воплощая ее в
новую сценическую форму, которая, в свою
очередь, через материализованную
авторскую мысль воздействует на
восприятие зрителей и уже опосредованно
влияет на реальный мир. Подчеркивая
решающее значение замысла в творческом
процессе создания сценария, его нередко
сравнивают с архитектурным проектом в
строительстве, в котором предусматривается
целостный образ всего сооружения и
соотношение его отдельных частей,
расчеты его «несущих» конструкций.
В основе сценарного замысла
культурно-досуговой программы прежде
всего лежит правильное определение
темы, то есть тот круг вопросов, о чем
автор хочет поведать, рассказать зрителю.
Работая над замыслом культурно-досуговой
программы, из всего многообразия
окружавших автора жизненных явлений и
всего многообразия свойств каждого из
них он выбирает лишь некоторые. Этот
выбор определяется тем, что сценарист
считает наиболее интересным и важным,
те жизненные явления, которые наиболее
адекватно отражают его мировоззрение,
те явления и связи, которые он считает
наиболее важными и характерными. Поэтому
выбор явления, отображение связей, в
которые они вступают с другими явлениями,
глубоко личностны и индивидуальны, они
зависят от оценки автора, его
мировоззренческой позиции. Однако,
изображая ту или иную сторону жизни,
тот или иной человеческий характер,
сценарист заставляет своих героев
действовать так, чтобы в их поступках
выявились черты наиболее существенные
и важные. Через тему автор доносит
главную мысль сценария до зрителей,
поднимая целый ряд вопросов, волнующих
аудиторию, отвечающих ее интересам,
поскольку сценарий культурно-досуговой
программы не пишется абстрактно, а
всегда рассчитан на определенную
конкретную аудиторию. Автор обычно
знакомится с рейтингом популярности
тех или иных программ, изучает ее
культурные запросы и интересы, возрастные,
образовательные, профессиональные
особенности аудитории. Вечные темы
смысла жизни и смерти, любви и ненависти,
войны и мира, власти и капитала и т.д.
становятся основой творческого замысла
сценаристов, а раскрытие их носит глубоко
индивидуализированный, авторский
характер. Определенность и ясность
выбранной темы культурно-досуговой
программы неразрывно связаны с идеей,
постановкой проблемы, требующей ответа
на вопрос «что я хочу сказать зрителям?»,
«к каким обобщениям он придет, побывав
на предполагаемой программе? какое
отношение у него (зрителя) сформируется
от увиденного и услышанного?, то есть,
ради чего и с какой целью раскрывается
автором тема и каково будет ее воздействие
на зрителя? Тема и идея составляют
идейно-тематический план замысла
культурно-досуговой программы. Это тот
стержень, который крепко держит основной
смысл сценария культурно-досуговой
программы в одном русле, не давая ему
растворяться в побочных темах и проблемах,
а, наоборот, соединяя их в единое целое,
углубляя основную тему и идею, усиливая
впечатление при восприятии. Следующая
важная конструктивная деталь замысла
— содержание и форма. Идейно-тематический
план цепко держит фантазию и воображение
автора, направляя творческий поиск
содержательного материала по заданному
маршруту. Просмотр концертных номеров
художественной самодеятельности или
профессиональных артистов, увиденный
спектакль, танцевальная сюита, услышанная
музыка, прочитанная книга — все оказывает
влияние на отбор содержания. Авторская
мысль ищет наиболее выразительные жанры
литературы и искусства, документальные
материалы, способные адекватно отразить
идейно-тематическую направленность
будущей программы. Выбранная форма
предстоящей культурно-досуговой
программы активно влияет на отбор
содержания, а содержание, в свою очередь,
формирует, как бы лепит форму. Ответ на
вопрос, в какой форме будет написан
сценарий, не менее важен, чем вопрос о
том, каково содержание, то есть основная
сущность будущей программы. Работа над
содержанием и формой часто идет
одновременно. Форма — это способ
существования содержания. Поиск известной
личности, изучение ее творческой
биографии, личное знакомство с ней,
окружающими ее людьми — все это может
служить своеобразным импульсом к выбору
формы. И, наоборот, выбранная форма, ее
жанровая окраска заставляют автора
сценария более требовательно подходить
к отбору содержания, помогают сценаристу
наиболее полно раскрыть идею с чувством
меры, вкуса и избежать эклектики.
Многообразие форм культурно-досуговых
программ театрализованные представления,
праздники, гала-концерты и просто
разнообразные концерты, литературно-музыкальные
композиции, игровые и конкурсные
программы, ток-шоу и т.п. диктует и свои
законы в выборе соответствующего
драматургического решения. Например,
литературно-музыкальная композиция
предполагает включение в канву сценария
произведений художественной литературы
— поэзии, прозы, публицистики, документальных
материалов, инструментальной музыки,
хорового и сольного пения, взаимодополняющих
и усиливающих восприятие друг Друга.
Тогда как гала-концерт раскрывает
содержание через отдельные эстрадные
номера, являющимися основными
конструктивными составляющими, несущими
основной смысл концерта. Активно
развивающиеся формы авторских программ
развлекательных ток-шоу, к примеру,
таких как телевизионные программы
«Угадай мелодию», «Я сама»,
предполагают каркасную разработку
формы, рассчитанной на конкретного
ведущего — автора программы, а строгая
периодичность выпуска формирует свою
аудиторию и позволяет системно
воздействовать на развитие культурных
интересов зрителей. Замысел программы
требует однажды выбранную форму
использовать наиболее полно уже не
через поиск выразительных средств или
обновление самой формы, а через поиск
неординарного содержания, участников
— героев программы, разработку «острых»
вопросов, умелого и убедительного
комментария к ним Личность ведущего,
способная импровизировать, становится
важным условием успеха, создавая
неповторимый имидж подобных программ.
Характер
сценария культурно-досуговой программы
предполагает, что автор выступает не
только в качестве сценариста, но и
режиссера-постановщика предстоящей
программы и работа над его замыслом
соединяет в себе литературную и
режиссерскую линии.. Автор мыслит
образными категориями, он как бы
«прокручивает» в мыслях зримые
образы, ориентируясь на привлечение
различных служб, предполагая решение
организационных вопросов. Свойственные
различным формам культурно-досуговых
программ яркая образность, зрелищность
стимулируют эмоции, эстетические
переживания, способствуют возникновению
коллективных эмоций, организуют общение
зрителей между собой и участниками
программы. Организация общения людей
разных по возрасту, образованию, интересам
является важным инструментом
воспитательного воздействия на аудиторию.
Решая задачу вовлечения зрителей в
процесс общения, сценарист уже на этапе
работы над замыслом внутренним взором
видит реакцию зрителей на программу в
целом и отдельные ее эпизоды или номера
и программирует реакцию зрителей. Путем
использования специальных приемов,
активизирующих участие зрителей в
программе, автор моделирует дальнейшее
развитие действия в сценарии. А если в
структуру сценария по замыслу вошли
комплексы разнообразных культурно-досуговых
программ, шествие, театрализованное
представление, встречи, ярмарки, игрища,
кинопоказы, конкурсные состязания, то
все их многообразие предполагает точный
расчет, прогнозирование активной
деятельности зрителей. Сценарист уже
на уровне замысла ставит зрителей в
условия активной духовной деятельности,
максимального самовыражения, расширения
границ и возможностей для общения.
Сценарий культурно-досуговой программы
не всегда легко можно записать. Часто
режиссерский замысел, фантазия опережают
возможности литературной записи, поэтому
уточнение, изменение, шлифовка сценария
происходят на всем протяжении работы
над программой — от замысла до воплощения
на сцене. Но порой и прекрасно сделанная
программа теряет свою неповторимость,
снижает впечатление при неумелой записи
ее на листе бумаги. В зависимости от
сценарной обработки содержательного
материала предполагаются и различные
уровни сценарной записи. Среди них можно
выделить сценарный план — набросок
композиционного построения сценария
с разработанной темой, идеей, педагогическими
задачами, характеристикой аудитории;
либретто — более развернутое, чем
сценарный план, краткое содержание
театрально-музыкально-вокального
произведения; литературный сценарий —
подробная литературная разработка
идейно-тематического замысла с полным
текстом, описанием действующих лиц,
музыкальным оформлением, использованием
технических служб, режиссерский сценарий
— развернутый план литературного сценария
с точным указанием сценической площадки,
конкретным использованием технических
служб, расписанной светозвуковой
партитурой, с указанием времени,
мизансцен, исполнителей, литературных
текстов и организационных моментов.
В
процессе работы над замыслом
культурно-досуговой программы можно
проследить и вычленить следующие этапы:
1.
Отклик на «социальный заказ»
общества, сбор и поиск материала
2.
План творческой деятельности Определение
тематической основы будущего сценария,
изучение предполагаемой аудитории,
постановка педагогических задач.
3.
Кристаллизация плана, обрастание
содержательным материалом, поиск
дополнительных фактов, уточнение
событий, явлений, поиск реальных героев
и работа с ними и над документами.
4.
Творческие импровизации и вариации при
отборе художественного материала.
5
Выбор формы, обоснование конфликта,
поиск сюжета или сюжетного хода, образной
выразительности.
6.
Работа над композицией сценария, отбор
приемов активизации зрителей, постановка
и поиск решения организационных вопросов.
7.
Доработка и реализация замысла в одной
из форм сценарной записи. Окончательный
отбор выразительных и изобразительных
средств для воплощения замысла.
Для
мероприятий культурных детских программ
и концертов необходимо очень серьезно
подходить к подбору литературного
материала. В нем не должно быть сложных
фраз, слов, научной терминологии, иначе
дети не поймут смысла и драматургии
сценария. Так же нужно включать в сценарий
игровые моменты, детские и тематические
стихи, поговорки, цитаты из известных
произведений, как поэтических, так и
прозаических. Материал можно брать из
книг по организации досуга и культурных
мероприятий, книг по проведению
праздников, стихи, прозаические
произведения. Немаловажную роль играет
музыкальное оформление мероприятия,
так как оно оказывает свое эстетическое
влияние на зрителей в аудитории. В
сценарии так же необходимо это учитывать
и указывать, находить подходящую к
драматургии музыку, которая ярко отражала
ее.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #