С чего начать писать свой первый сценарий? Зачем нужен логлайн и что это такое? Из каких частей состоит сценарий? Как прописывать персонажей, их действия и диалоги? Что делать, когда готов первый драфт? Советы профессионалов, успешные примеры и частые ошибки в написании сценария.
Что такое сценарий?
Сценарий — это кино-драматургическое произведение, являющееся основой для съёмки проектов или театральной постановки. Сценарий является в первую очередь текстовым документом, на базе которого команда проекта выполняет свою часть работы для воплощения сценария в жизнь.
Правильный формат текста в сценарии такой: шрифт Courier New 12-ым размером. При таком форматировании каждая страница текста будет равняться одной минуте хронометража.
Сценарий полнометражного фильма обычно составляет от 90 до 120 страниц, то и длительность фильма составит от полутора до двух часов. Сценарий пишут не только к фильмам, но и к эпизодам сериалов. Ситкомы — это обычно серии на 20-30 минут, соответственно на 20-30 страниц. Драмы — 50-60 страниц.
Вы можете создать свой сценарий на основе оригинальной идей или же на основе существующих интеллектуальных прав (книг, фильмов, комиксов, журналистских статей).
Использование чужих интеллектуальных прав должно всегда оформляться договором и сопровождаться, конечно же, оплатой. Но есть произведения, за использование образов из которых, не нужно платить. Они называются общественным достоянием. Общественное достояние в России — это произведение, с года смерти автора которого прошло 70 лет. Подробно про поиск идей и интеллектуальные права мы писали здесь.
Сценарий — это чёткий план фильма или эпизода сериала. В этом работа сценариста очень сильно отличается от работы писателя.
Если на этапе разработки сценарист тоже ищет эмоциональные ходы, яркие образы, любые другие творческие решения, то на этапе написания все эти наработки все равно должны улечься в инструкцию для съемки. Хороший сценарий должен быть чётким, понятным, наглядным документом, отражающим всю предыдущую творческую подоплёку.
Ваш сценарий увидит огромная команда из продюсеров, режиссёров, актёров, постановщиков и других, и для их работы важным станет каждое написанное вами слово. Давайте ниже разберёмся вместе, как написать сценарий.
Выбор названия
Название сценария можно оставить на самый последний момент работы над ним. Но если вы всё-таки решили всё-таки чем-то назвать текстовый файл, то название должно:
- отражать жанр вашего проекта;
- быть цепким и броским;
- заявлять эмоции, которые зритель скорее всего испытает;
- быть лёгким в произношении и запоминающимся.
Логлайн
Логлайн — это основная идея вашего фильма. По старым голливудским стандартам логлайн принято формулировать не более чем в тридцать слов. То есть вставить туда все сюжетные линии, описание мира и гениальные навыки главного героя не получится. В России к этому относятся мягче – допустимо уложиться в 35-45 слов. Что же включить в логлайн:
- кратко укажите, кто герой (мальчик-волшебник, вдовец и отец пятерых детей, говорящая мышка);
- чего герой хочет (победить злого волшебника, отомстить за смерть жены, найти семью);
- что стоит на пути к достижению цели (огромная армия из злых магов, вынужденность постоянно уделять внимание детям или то, что мышка не такая как люди).
Существует такое драматургическое правило: та цель, которую вы сформулировали для героя в начале должна проходить через всю историю. Как только цель перестаёт быть важной или достигается героем, то история заканчивается. Интересная и чётко сформулированная цель главного героя поможет написать хороший сценарий.
Персонажи сценария
Когда вы знаете, о чём ваша история, пора для себя решить, кто её раскроет и покажет. Выше мы уже сформулировали логлайн и знаем, какие качества героя точно понадобятся для раскрытия темы.
На этом этапе важно выяснить, как герой изменится, и с какими своими пороками будет сражаться. С учётом логлайна поиск ответа на этот вопрос может быть таким. Например, наш главный герой отец семейства, потерявший жильё за долги. Его цель вернуть квартиру, чтобы дети смогли вновь обрести дома. Каким герой должен быть в начале, чтобы набрать столько долгов, не платить их и даже лишится квартиры? Что это за качества, которые привели его сюда? Возможно, лень, игромания, вера в удачу, безответственность? Тогда каким герой должен стать в конце, чтобы достичь цели? Возможно, он будет вынужден победить свою лень, вылечится от игромании, начать принимать ответственные решения.
Для сценарной записи вам потребуется придумать имя каждому из героев, знать приблизительно их возраст и особенности внешности. Когда вы будете презентовать героев впервые, то их имя нужно писать большими буквами, в скобках давать возраст и краткую характеристику через запятую. Например. “ЖЕКА (45), тучный мужчина в деловом костюме”.
Структура сценария
На данном этапе ещё рано создавать титульный лист в вордовском документе. Нужно провести работу над структурой сценария и расставить основные точки сюжета. Как правило, в этом помогает трёхактная структура.
Трёхактная структура — это классическая структура практически любого драматического произведения. Все остальные структуры, так или иначе основаны на ней. Так что начинающим сценаристам мы рекомендуем начать с нее. Разделите историю как минимум на начало проблем персонажа, развитие событий (попытки решения проблем) и их разрешение. Ниже мы рассмотрим, что нужно включить в каждую из частей. Обязательно запишите все эти части в виде текста, это станет хорошей основой будущего сценария.
Акт 1. Вступление и завязка истории
Первый акт может располагаться приблизительно на 20-25 страницах. Обязательно начните с интересной экспозиции, то есть описания статуса-кво персонажа. Что можно включить в экспозицию:
- показать главные черты героя;
- рассказать о его семье, социальном статусе, любых других важных для истории социальных аспектах;
- заявить второстепенных персонажей;
- продемонстрировать текущие проблемы героя или наоборот его беззаботную жизнь до того, как он окунулся в перипетии;
- обозначить первые звоночки надвигающейся проблемы на героя.
Когда всё выше готово, то пора и ударить первыми сложностями по нашему главному герою. Следующей сюжетной точкой станет катализатор — событие, которое меняет всё.
Правило для катализатора такое: нужно придумать событие, после которого герой ни сможет не решать проблемы или ни сможет не отправиться в путешествие.
Например, в начале у главного героя, главы семейства, много долгов, но из-за своей лени и плохого характера, он никак не может заработать денег и погасить их. Но за долги у него наконец-таки отбирают квартиру. До этого долги героя мало влияли на его жизнь и жизнь его семьи. Да даже после того, как тот лишится квартиры, он может и не особо против поспать в машине. Но понимая, что дети не могут жить в машине, герой вынужден изменить свой характер, чтобы справится с финансовыми сложностями. То есть перед героем в этот момент должна чётко оформиться цель, о которой мы говорили выше, и которую он будет достигать от начала до конца, а от усугубившейся проблемы уже никуда не деться.
Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
Основная часть сценария должна уйти под борьбу главного героя за поставленную цель. Если сказать простыми словами, то главное правило, которое существует для написания второго акта такое. Герой решает возникшую проблему, она не решается и становится всё хуже. Затем герой снова что-то делает для решения проблемы — и вновь должно стать хуже. И так до конца второго акта.
Правильным будет второй акт закончить тем, что герой опускается до самой нижней точки своего состояния. Чем хуже ему, тем лучше. В качестве примера можно вспомнить фильм “Дюна” (2021). Второй акт фильма заканчивается тем, что весь народ и семью главного героя, Пола Атрейдеса, уничтожили Харконнены. Пол остался без дома, без отца, без своего народа, без каких-либо средств к существованию, да ещё и посреди дикой неподвластной человеку пустыни, убивающей всё живое.
Акт 3. Главный герой выходит победителем
В начало третьего акта герой входит, будучи на дне. Зритель должен видеть, что все отвернулись от героя, его покинули силы, ресурсы утрачены, а злодей ликует. Но в какой-то момент у главного героя появляется некий лучик надежды, и он совершает что-то невероятное, чтобы перевернуть ситуацию с ног на голову.
Кульминация должна быть яркой, оригинальной, логичной и эмоциональной. В чём её яркость может состоять? В нетривиальных решениях. То есть герой должен сделать что-то такое, чего раньше не делал или на что не решился бы никогда. Как проявляется логика? Хорошей логичной кульминацией можно назвать ту, где именно действия героя становятся финальным источником решения проблемы, исходя из качеств и изменений героя. А также кульминация не должна наступать благодаря “богу из машины” или “роялю в кустах”. Не надо в кульминации вестерна про ковбоев и борьбу за сердце дочери местного губернатора прописывать пришельцев, которые уничтожают врага главного героя своими лазерами. О том, что такое “бог из машины” и почему использовать его надо в исключительных случаях, мы рассказывали здесь.
Кульминация — это момент, когда антагонист повержен, а герой заполучил желаемое. Но на этом фильм не заканчивается. Не забывайте про развязку.
Развязка — это то, к чему привела кульминация. Как изменился герой и его жизнь после достижения цели? Вот наконец-то желаемый Кубок огня в руках Гарри Поттера в финале Турнира трёх волшебников, и он возвращается победителем на поле Хогвартса (“Гарри Поттер и Кубок огня”). Трибуны ликуют, ведь ученики Хогвартса и Гарри получили то, что хотели — победу школы в престижнейшем и опаснейшем международном конкурсе магов. Но чем она обернулась? В руках Гарри труп Седрика Диггори, его соперника, перед глазами до сих пор жуткий процесс возрождения лорда Волан-де-Морта, и пока только Гарри знает, что самый жестокий и сильный маг современности жив и строит планы на весь мир. Победа ему уже не нужна. Седрику победа принесла смерть, а его отцу и ученикам — скорбь.
Диалоги и описание действий
Что нам поможет на этапе диалогов из предыдущей разработки? Всё, что мы знаем про персонажа. Мы уже прописали какой он, как действует, его фишки и даже особенности речи. Всё это необходимо понимать при прописывании действий и диалогов.
В этом разделе мы используем слово диалоги в общепринятом значении. На внутреннем сленге сценаристов диалогами называют собственно сам сценарий – финальный документ, где расписана вся история с действиями и репликами.
Когда вы пишите действия, то старайтесь каждое описывать отдельным абзацем, что позволит проще читать и чётко видеть, кто, куда и как направляется в рамках сцены. Сами описания действий и вообще любые другие описания должны быть краткими и лаконичными. О том, как этого можно достичь мы рассказывали здесь.
Если даже вы нашли для вашего героя увлекательные действия, с помощью которых герой круто решает свои проблемы, это не значит, что всю сцену надо превращать в сплошной набор из них. Не стесняйтесь разбивать действия ёмкими фразами, шутками, комментариями героя. Но и не увлекайтесь.
Не торопитесь начинать прописывать диалоги. Убедитесь, что все сюжетные линии продуманы, все важные события расставлены, а структура работает как надо.
Одно из главных правил диалогов в том, что он, как и действие, должен продвигать сюжет. Например, один герой уговаривает скромного друга пойти с ним на концерт рок-группы. Каждый герой будет гнуть свою линию: первый уговаривать, другой отказывать. Ни один из героев не должен повторять свои предыдущие аргументы. Более того, каждая реплика героев должна отдалять или приближать их к концерту. А в идеале диалог должен усугублять отношения между персонажами, вскрывать их обиды друг на друга, а может быть и разгораться в ссору, которая возможно сильно ударит по их отношениям или сюжету.
Ещё один важный совет при написании диалогов: не повторяйте уже известную информацию. Пример. Ваш герой входит в сцену, он избитый и окровавленный. А его мать говорит: “О, Боже, у тебя кровь!”. То есть мы потратили лишний бит и лишнюю строчку, чтобы описать то, что зритель уже увидел, а читающий прочитал.
Избегайте в диалоге длинных непонятных слов: жаргонизмов, терминов, просто заумных выражений. Зрителю будет скучно даже полминуты смотреть и слушать то, чего он не понимает и что его не продвигает по истории.
Ну и заключительная рекомендация в написании диалогов состоит в том, чтобы их проговаривать. Диалог должен произноситься естественно, без запинок, звучать приятно для ушей. При произнесении реплик вслух вы сразу почувствуете, всё ли хорошо с фразами.
Редактирование сценария
Закончили писать – пора переписывать. Редактирование и переписывание — это вторая по объёму часть работы сценариста (первая — разработка идеи).
Самостоятельно
Во-первых, перечитайте сами. Уже в первую читку вам захочется местами подправить диалоги, убрать те или иные действия, что-то будет вас раздражать в тексте по мелочам.
Во-вторых, проанализируйте, работает ли каждая сцена, эпизод, акт. Работают ли детали, которые вы указали. Всё должно быть действующим в сценарии и не должно быть лишних движений, слов, вздохов, одёргиваний юбки и подобного. Каждый раз можно спрашивать себя:
- для чего это написано?
- как это работает на историю?
- что даёт это зрителю?
В-третьих, проверьте, не нарушилась ли логика в процессе создания первого драфта сценария. Точно ли одно событие вытекает из другого? Или это только вам так кажется?
В-четвёртых, в процессе написания сценария некоторые сцены могут просто перестать быть нужными. Удаляйте их безжалостно.
В-пятых, проверьте мотивацию героев. Каждый раз ваш главный персонаж входит в сцену по какой-то причине. И если эта причина не выглядит весомой и понятной для читателя или зрителя, то она оставит негативное впечатление.
Редактор
Если у вас есть бюджет и потребность в профессиональной помощи, то можно обратиться к редактору. Он прочтёт работу от начала до конца и будет искать примерно то же, что перечислено выше. Профессиональный редактор сможет найти все нестыковки, слабые мотивации персонажей, задаст нужные вопросы к тексту и даже отметит ненужные диалоги или описания.
Часто встречающиеся ошибки
Драматургия и кинодраматургия развивается уже не первую сотню лет. Современный зритель ожидает с каждым годом всё более крутых, увлекательных и сложных проектов. Давайте обсудим, какие ошибки вы можете избежать на пути к своему первому фильму, если обратите на них внимание и что сделать, чтобы он соответствовал уровню самых искушённых зрителей.
Персонажи
Во-первых, ошибкой может быть слишком много неработающих персонажей. Не нужно для каждого безобидного взаимодействия героя создавать нового персонажа — ограничьтесь массовкой. Каждый полноценный персонаж должен нести какую-то функцию, отражаться на истории, на главном герое и даже лучше бы иметь свою понятную и законченную линию.
Во-вторых, чисто технически большое количество персонажей может запутать зрителя. А если у них ещё и похожие или плохо запоминающиеся имена, то зрителя это может ещё и раздражать.
Задавайте себе вопрос при разработке и перечитывании: нужен ли мне этот персонаж? Нужен ли он вообще? Можно ли его удалить?
Конфликты
Конфликт — это основа любой истории. Правильный конфликт — это когда два героя преследуют противоположные интересы. Убедитесь, что герой постоянно вынужден противостоять кому-то или чему-то.
Ошибкой сценариста станет слабый или поверхностный конфликт внутри истории. Если цель героя легко достижима, то ему ничего не стоит просто подойти и взять то, что ему нужно. Достигнута цель — закончилась история.
Нужно избегать и слабых антагонистов. Каждый раз зритель должен видеть усугубление и ломать голову, как же наш герой одолеет невероятно жуткого огромного монстра или вооружённого до зубов террориста. А ещё лучше бы, чтобы в эти же моменты у героя заканчивались бы все пули и укрытия.
Конфликт должен проявляться не только в виде внешнего противостояния. Например, когда герою нужно спасти мир и забрать у антагониста супер-лазер, которым он его собирается взорвать. Конфликт должен лежать внутри ценностных убеждений. Самая распространённая и довольно банальная тема, которую можно отыскать в кино — это противостояние добра и зла. Но и за этими категориями чаще стоит что-то ещё. Например, Гарри Поттер (сторона добра) смог победить Волан-де-Морта (сторона зла) с помощью любви и дружбы. В то время как тот пытался вести борьбу с помощью устрашения сторонников и силы.
Мир
Условности и законы мира должны быть понятны с первых сцен. Если вы начинаете проект в жанре сай-фай, антиутопии, фэнтэзи, хоррора, то так или иначе нужно обозначать грань того, как работают придуманные законы. Мир должен иметь свои незыблемые законы и быть опасным для главного героя.
Если у вас фильм ужасов, в котором существуют призраки, то нельзя, чтобы герой в конце их всех уничтожил магией своей взятой из ниоткуда волшебной палочки.
Антиутопии тоже подразумевают очень строгое соблюдение жанровых условий. Для создания антиутопического произведения обычно берётся какая-то одна сторона жизни людей, меняется по усмотрению автора, и мы наблюдаем, как это воздействует на остальной мир по естественным его законам. Допустим, государство приказало с этого дня сдавать всех рождённых младенцев в специальное учреждение. Звучит жутко. Это не означает, что в следующем акте государство прикажет сдавать стариков, потом решит уволить с работы и лишить собственности всех мужчин, а затем сделать президентом мышь. Это всё будет противоречить жанру, и напоминать абсурд.
Далее ошибкой может стать то, что вы не вписали своего героя и его окружение в общий исторический, мировой или национальный контекст. Может быть, иногда отсутствие сеттинга и играет на идею, но это считанные случаи. Ваш мир не может быть безликим и откровенно пластиковым. Например, в сериале “Засланец из космоса” главный герой, внеземное существо, приземляется в американский городок. Казалось бы, зачем уточнять? Американский городок — понятная категория. Внеземное существо мы тоже можем себе представить. Но чтобы сделать пребывание инопланетянина как можно более сложным, авторы поселили его в городок штата Колорадо в горах рядом с огромными ледниками. Более того, город настолько мал, что скрыть свои инопланетные способности там почти невозможно. А ещё в нём живут представители коренных народов, индейцев, погружающие главного героя в человеческие ценности.
В мире вашего сценария должно работать всё — и даже время года. Зачем в одной из сцен дождь? Что он означает? Как он помогает или мешает? Почему именно сейчас пошёл дождь? Или он нужен только для красивой картинки? Если только последнее, то сцену стоит убрать, так как её просто напросто будет дорого снять.
Диалоги
Во-первых, любой бессмысленный диалог ради болтовни станет ошибкой. Если в диалоге нет конфликта, цели и он не продвигает сюжет, то его нужно переписать.
Во-вторых, не очень хорошо, когда зритель не понимает, на чьей он стороне в диалогах. Такое бывает тогда, когда взгляды и убеждения героев размыты и плохо продуманы.
В-третьих, нельзя бросать сцену без ясного финала, то есть результата взаимодействия персонажей. К чему-то в конце должны прийти либо сами герои, либо зритель.
В-четвёртых, попробуйте закрыть рукой или удалить имена персонажей над их репликами и понять, кому принадлежит та или иная фраза. Если вы не смогли точно определить, где чьи реплики и чётко различить персонажей по их словам, то надо вновь начинать работать над описанием персонажей.
Высказывание и изменение героя
Уделите отдельное внимание высказыванию вашего сценария. Откровенно говоря, навык выражать высказывание через сюжет — это постоянная упорная работа. Поэтому лучше заранее знать, с какими ошибками можно столкнуться на пути к хорошему сценарию.
Во-первых, ошибкой будет, если ваш герой никак не изменится. Именно изменение героя транслирует определённую мысль произведения.
Во-вторых, у героя обязательно должны быть какие-то убеждения, через которые он проносит происходящее. То есть как минимум он должен реагировать на события вокруг, как-то оценивать их, делать какой-то вывод. Может эти события противоречат убеждениям героя? Или учат его чему-то? То есть реакции главного героя будут составлять ваше высказывание.
В-третьих, плохо, если у героя отсутствуют сложные дилеммы. Только через морально тяжёлый выбор герой сможет расти, побеждать свои ложные убеждения и выражать высказывание.
В-четвёртых, высказывание не должно быть слишком общим и банальным, типа “Семья — самое важное в жизни” или “Убивать нехорошо”. Зритель сразу почувствует эту натянутость и заезженность темы.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Есть один самый главный секрет, о котором говорит почти каждый сценарист и в России, и зарубежом. Написать хороший сценарий поможет выбор темы, которая должны быть очень личной для автора. То есть нужно придавать идее такие эмоции, которые автор уже испытывал сам и понимает их. Нельзя назвать сценариста или автора сценарной книги, который не говорил бы об этом.
Ещё одно близкое к этому правило прозвучало от Ильи Куликова, автора знаменитых сериалов “Глухарь” и “Полицейский с Рублёвки”, в подкасте “Поэпизодный клан”. Он считает, что сценарист должен писать то, о чём он знает, что он понимает и что проживает. Например, по его словам, автор не может написать сценарий о странах, в которых не был, а также о людях в этих странах, об их морали, душах, образах жизни. Простыми словами, нужно брать в качестве темы то, что вам знакомо, и это станет сильной стороной вашего проекта.
Примеры хороших сценариев
В сети Интернет выложено в свободном доступе немало сценариев российских и зарубежных фильмов. Часто это делается, когда сезон сериала закончился, или когда проект номинирован на награду в сценарной номинации. Что точно стоит почитать и посмотреть, чтобы научится писать сценарии и избежать потенциальных ошибок, мы перечислим ниже.
“Рассказ служанки”
Пилот и одну из серий 4-го сезона «Рассказа служанки», номинированную на “Эмми” можно найти в свободном доступе. Сценарии эпизодов “Рассказа служанки” отличаются лаконичностью описаний и чёткими эмоциональными битами. Особенность сцен данного проекта в том, что там мало ярких и широких внешних действий, мало драк, погонь и ругани. Эмоциональные изменение и высказывание авторы умело выражают тонкими, но говорящими, кинодействиями.
“Дюна”
В данном фильме начинающему сценаристу может быть интересна структура сценария.
Во-первых, она соответствует классической трёхактной структуре. Более того, во многом там можно найти элементы структуры Блейка Снайдера из его книги про сценарное мастерство “Спасите котика”.
Во-вторых, каждый акт и его подэлементы достаточно краткие, ёмкие и не затянутые.
В-третьих, несмотря на то, что данный проект является экранизацией одноимённой книги, автор сценария, Джон Спейтс, смог создать сразу несколько логичных завершённых сюжетных линий и не увлечься мифологией.
Отдельно хочется сказать про мир “Дюны”. Данный сценарий является хорошим примером того, как автор смог интересно передать множество сложнейших законов вселенной, не спугнуть зрителя, а также ещё и создать плацдарм для эффектной визуальной составляющей.
“Достать ножи”
Не так давно в общем доступе появился сценарий детективного фильма “Достать ножи”. Что полезного можно почерпнуть в нём?
Во-первых, Райан Джонсон, сценарист и режиссёр, смог воплотить сюжет в стиле классического детектива с соблюдением всех законов жанра.
Во-вторых, к детективному жанру автор умело добавил и комедийный элемент. Главная героиня не способна врать физически: её тошнит при произнесении любой лжи. Данная комедийная черта была использована очень сбалансировано: она использовалась для создания юморных ситуаций, в качестве препятствий для героини, но не слишком злоупотреблялась.
В-третьих, данный сценарий можно похвалить за то, как ярко и полноценно прописан каждый герой. Зритель действительно много узнаёт про всех наследников жертвы убийства: про их финансовое состояние, мотивы, отношения, боли, социальное положение и так далее. Но при этом не перегружает деталями — мы видим только то, что работает на убийство как основу сюжета.
Часто начинающие сценаристы пытаются изобрести колесо, начиная сценарий без какой-либо теоретический подготовки. Безусловно любой опыт написания станет полезным, но так или иначе начинающий сценарист будет совершать ошибки, которые до этого уже проходили другие сценаристы. Смелее приступайте к созданию своего первого сценария, используя наши советы.
Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).
Сценарист — это человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде чем режиссер выберет лучший. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу.
Понятие Сценарий, как литературное произведение, так же используется при проведении праздников и иных мероприятий.
Содержание
- 1 Элементы сценария
- 2 Сценарий в кинематографе
- 3 Стандарты и условия
- 4 Выразительные средства
- 4.1 Деталь как выразительное средство
- 5 Литература
- 6 Ссылки
Элементы сценария
Существует четыре главных элемента сценария:
- описательная часть (ремарка или сценарная проза),
- диалог
- закадровый голос
- титры
Сценарий в кинематографе
Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.
Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить на части:
- экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,
- завязку — где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.
- усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,
- перипетии — в состав которых может входить одно или несколько усложнений.
- кульминацию,
- развязка, за которой следует финал.
Виды сценария в кино:
- Кино-сценарий
- Режиссёрский сценарий
- Экспликация (как снимать)
- Режиссёрская экспликации.
Стандарты и условия
Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).
Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.
Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссер, которые нередко становятся его соавторами.
Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.
Выразительные средства
Повествуя свою историю режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.
Деталь как выразительное средство
Сюжет можно сравнить с мертвым деревом, имеющим ствол и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с зелеными листочками, то есть дает дереву жизнь. Детали должны работать. Наличие в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлеченных в сюжетное развитие общей идеи.
Существует пять основных аспектов детали:
- Деталь, создающая перипетию, есть предмет, который находится в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).
- Деталь — это предмет, который находится в активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).
- Деталь — это часть, по которой зритель может догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).
- Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).
- Деталь, создающая настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).
Литература
- Ю. А. Кравцов «Конспект по теории кино»
- Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим»
Ссылки
- База сценариев на русском языке
- Несколько примеров киносценариев
Киносценарий как особая форма драматургии
Киносценарий возник с момента
появления игрового кинематографа как
приспособление для постановки на экране
театральных пьес, рассказов, романов и
различных сюжетов в виде более или менее
подробного плана-описания будущей
кинокартины в последовательности
происходящих в ней событий, с разделением
на части и отдельные сцены применительно
к технике постановки и демонстрации
кинокартин.
Самый термин сценарий’1′, сразу
и повсюду принятый для обозначения
пьесы для экрана, отразил первоначальное
представление об отличии ее формы от
обычной формы разговорных («литературных»,
«правильных») пьес для драматического
театра.
Сценарий в театре
В театре термин сценарий применяется
для обозначения различных — по функции
и способу записи — творческих и рабочих
документов, объединяемых тем общим
признаком, что все они, в виде более или
менее подробной или краткой схемы
(плана, «оглавления»), излагают порядок
и содержание сцен пьесы-спектакля без
диалога.
Итальянское слово «scenario» («сценарио»
в итальянском произношении с ударением
наа или во французском — с ударением
на последнем о) проникло очень давно во
все европейские языки в качестве
технического театрального термина.
Происходит оно от слова («сцена») и
обозначает расписание или порядок
сценического действия. У нас это слово
получило русское окончание:сценарий.
Так, сценарием в театре называются:
1. Режиссерский рабочий план-проект
для постановки спектакля.
В театре балета сценарием называется
составляемое обычно режиссером расписание
танцевальных и мимических номеров, по
которому осуществляется постановка
балета.
Такой сценарий, ограничивающий свои
задачи порядковой разметкой сценического
действия (с кратким указанием содержания
отдельных сцен и способа их исполнения),
предполагает, что содержание балета
(его фабула) предварительно установлено
и изложено. Это содержание балета
излагается в так называемом либретто*.
В театре драмы, где обычно постановка
осуществляется прямо по пьесе,
постановочного сценария, особого от
пьесы, как общее правило, не составляется
— в нем нет надобности. Его заменяет
разметка пьесы, т.е. дополнительные
режиссерские ремарки и комментарии в
развитие и дополнение авторских ремарок.
Однако и в театре драмы режиссер может
составлять для постановки пьесы особый
постановочный сценарий.
Эти рабочие планы-проекты для постановки
спектакля можно назвать постановочными,
рабочими или режиссерскими сценариями.
2. В работе драматурга (над разговорной
пьесой) сценарием называется
схематический план пьесы — изложение
ее фабулы, в котором более или менее
точно и конкретно намечены последовательность
и содержание отдельных сцен будущей
пьесы и темы разговоров действующих
лиц. Руководствуясь таким планом,
драматург затем разрабатывает полный
текст пьесы.
*Либретто — слово итальянское,
уменьшительное от libro — книга; libretto
первоначально означало — книжечка,
т.е. небольшое по размерам изложение
содержания балета, оперы или пьесы.
Следует различать: 1)либретто для
зрителя (изложение содержания идущего
в театре спектакля, которое обычно
печатается в театральной программе) и
2)авторское либретто для постановки
(особого вида пьеса для балета или
оперы). Здесь и в дальнейшем речь идет
именно обавторском либретто.
3. При работе над пьесой между авторами
возможно разделение труда: один — в
форме сценария разрабатывает фабулу
пьесы, подробный план ее сценической
композиции, другой — разрабатывает
диалоги действующих лиц. Такая практика
иногда имеет у нас применение в драматургии
«малых форм»: одни авторы (сценаристы)
пишут сценарии будущих постановок,
другие (которые называются «текстовиками»)
пишут разговорный текст к этим сценариям,
тем самым превращая их в пьесы законченной
формы.
4. В театре сценической импровизации
(т.е. в театре, где разговор на сцене
импровизируется, разрабатывается самими
актерами) пьесы пишутся в форме сценария.
Так писались пьесы в театре итальянских
комедиантов XVI-XVTII веков (так называемом
театре «la commedia dell’arte»).
Вот, например, отрывок сценария одной
из итальянских комедий, представлявшихся
в 30-х годах XVIII века в России при дворе
императрицы Анны Иоанновны. Называется
комедия «Метаморфозы, или Преображения
арле-киновы».
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Театр показывает город и ночь
Сильвий входит, защищая себя от многих
воров, которые с голыми (т.е. обнаженными)
шпагами гонятся за ним. Оной (т.е. оный,
он, — Сильвий) кидается от них в один
дом, у которого были ворота отворены, и
укрывается от них (т.е. от воров) через
то (т.е. таким образом).
Воры, увидевши, что им то не удалось,
выходят.
Театр показывает камору (т.е. комнату)
Смеральдина спрашивает у Дианы, что для
чего бы она не шла покамест (т.е. до сих
пор) ложиться спать. Диана ей ответствует,
что она хочет немного еще на воздухе
побыть. Смеральдина начала ей говорить,
что, может быть, любовник какой-нибудь
причиной тому был. Та уверяет, что не
для того. Смеральдина, хотя (т.е. желая)
поставить свечу на стол, (нечаянно)
угасила (свечу). Диана за то стала ее
бранить и приказала ей оную засветить.
Смеральди-на выходит.
Сильвий с голою шпагою, смотря, где бы
вытти было можно, насунулся (т.е.
натолкнулся) на Диану; Диана, думая, что
то Смеральдина, спрашивает, что где
свеча? Сильвий, не зная, что говорить,
ответствует, что она спозналась. Слыша
голос мужеской в каморе (т.е. комнате)
своей, Диана испужалась и спрашивает у
него, кто бы он был. Между тем Смеральдина
возвращается со свечою, которая (т.е.
Смеральдина), увидевши мужика (т.е.
мужчину) с госпожею своею, говорит ей:
аг, аг, аг, сударыня, вот то-то называется
немного еще на воздухе побыть! Сильвий
просит прощенья у Дианы в том, что он к
ней зашел, и рассказывает ей причину
тому. Диана сожалеет о нем. Сильвий
влюбливает-ся в нее, а Диана также в
него. И когда они хотели друг другу яснее
себя объявить, тогда стала говорить
Смеральдина Сильвию, чтоб он изволил
вытти, потому что в это время привык
Панталон пробуждаться и вставать, и
т.д.»
Такого рода немой (т.е. без разработанного
диалога) сценарий для сценической
разговорной постановки является, по
отношению к сценическому спектаклю,
пьесой незаконченной формы. Описывая
только внешнее действие, сценарий не
содержит диалога, который дорабатывается
в процессе постановки спектакля самими
исполнителями.
Если разговорную сценическую пьесу
можно определить как изображение
действия посредством диалога и ремарок
(описательные элементы пьесы, рисующие
обстановку, действия, внешность и внешнее
поведение дей-•ствующих лиц), то сценарий
commedia dell’arte является пьесой, состоящей
из одних только ремарок без диалога
(или только с зачатками диалога), пьесой
в форме развер-
[*Из книги В.Н. Перетца «Итальянские
комедии и интермедии, представленные
при дворе императрицы Анны Иоанов-ны в
1733—1735 гг.», Петроград, 1917 г.; в цитированном
отрывке сохранен язык, но не воспроизведена
старая орфография.]
нутой ремарки без разработанного
диалога. По сравнению с разговорной
пьесой получается обратное соотношение
драматургических средств: вразговорной
пьесе исчерпывающе разрабатывается
диалог и обычно очень скупо даются
ремарки (вплоть до отказа от них); всценарии commedia dell’arte подробно
разрабатывается как раз ремарка и совсем
не разработан (только намечен в косвенной
речи) диалог.
5. Очевидно, что такой «немой» сценарий
по отношению к спектаклю только тогда
окажется пьесой достаточно законченной
формы, если спектакль тоже «немой».
Такова пантомима, т.е. сценический
спектакль, в котором совершенно
отсутствует слово на сцене и все действие
передается мимически (внешними движениями,
жестикуляцией и мимикой актеров).
Балет является видом пантомимы
(танцевальная пантомима). Автор,
недостаточно осведомленный в технологии
балетного искусства, обычно ограничивает
свою задачу написанием либретто. Но
автор, хорошо знающий технику балетных
постановок, может написать свою пьесу
для балета в формесценария.
Все пьесы ремлрочной формы (достаточной
для «немого» театра и не достаточной
для разговорного театра) можно назватьавторскими сценариями.
Таким образом, в практике театра и
театральной драматургии одним и тем же
термином сценарий обозначается ипервичное произведение автора-драматурга
для сцены ипоследующая разработка
авторского произведения для постановки
режиссером. Однако, между тем, что нами
названоавторским сценарием, и тем,
что нами определено какрежиссерский
сценарий, существует весьма отчетливое
и принципиальное различие.
Режиссерский сценарий представляет
собойразработку и разметку имеющегося
уже налицо текста пьесы (или в балете
— либретто) применительно к средствам
сценического выражения, к технике
постановки и ведения спектакля.Авторский
сценарийвпервые излагает содержание
пьесы (спектакля), давая достаточно
полное и сюжетно осмысленное описание
происходящих в ней событий.
В этом отношении либретто (например,
балетное) иавторский сценарии
(например, commedia dell’arte) выполняют
одинаковую функцию. Различаются же они
между собой тем, чтолибретто менее
технично в смысле соответствия сценической
технике и тяготеет к литературной форме
рассказа,авторский же сценарий отходит
от формы литературного произведения
для чтения и стремится к форметочного
плана сценической постановки, совмещая
задачи либретто (связного изложения
фабулы) и постановочного плана
(режиссерского сценария).
Из трех форм работы драматурга для
театра (либретто, сценарий, пьеса) только
пьеса с литературно обработанным
диалогом, воспроизводимым на сцене
исполнителями спектакля в авторском
тексте, привлекала внимание писателя
и поэта.
С давних времен возникла драматическая
поэзия как особый поэтический род наряду
с эпосом и лирикой.
В ином положении оказались либретто
(балетные) и сценарии (commedia dell’arte,
«малых форм» и др.). Они не вошли в
литературу ни в качестве драматических
произведений, поскольку в них отсутствовал
литературно разработанный диалог, ни
в качестве хотя бы новелл или сказок
для театра, поскольку они не удовлетворяли
требованиям, которые предъявляются к
литературным произведениям, предназначенным
для чтения. Они были всегда тольковнутренними документами театра,
рабочими схемами-эскизами сценических
спектаклей, обретавшими полноту
содержания и художественной выразительности
только в работе над спектаклем, в
творчестве исполнителей спектакля
(постановщика-режиссера и актеров).
Это бытование либретто и сценариев в
замкнутом и узком кругу «театрального
производства» приводило к тому, что из
мастеров изящной литературы и драматургии
находилось мало желающих работать для
театра в качестве либреттиста или
сценариста.
В то же время в театрах пантомимы и
балета или импровизации (commedia dell’arte)
предпочитали обходиться без поэта,
писателя, профессионала-драматурга.
Такие театры создавали своих авторов
в большинстве случаев из своей
профессиональной среды (директора
трупп, режиссеры, актеры). Эти обычно
безвестные авторы либретто и сценариев
не претендовали ни на оригинальность
своих сюжетов, ни на литературность
изложения. Они писали для театра, а не
для печати и чтения. Сюжеты широко
заимствовались ими из литературы или
театральных пьес.
Таким образом, условия производственного
бытования театральных либретто и
сценариев как творческих документов
специального назначения, как схем-планов
для немого театра (пантомимы, балеты)
или для театра импровизации, определяли
их литературную судьбу, отличную от
судьбы разговорных пьес, бытующих в
литературном ряду в качестве произведений
драматической поэзии. Театральный
сценарий как форма драматургии связан
с исчезнувшими формами театра (commedia
dell’arte) и сейчас сохранился на очень узком
и специфическом участке сценического
искусства — в театре балета. Театром
почти безраздельно овладела драматическая
поэзия; и драматический (разговорный)
театр, ставящий литературные пьесы,
занимает господствующее положение
среди других театральных жанров.
Однако если в наше время сценарий как
особый вид драматургии имеет весьма
ограниченную сферу применения в театре,
то он обрел новую жизнь и новые возможности
развития в кинематографе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.
Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.
Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.
Что такое сценарий и почему он так важен?
Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.
Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.
Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.
Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:
- Стандартный сценарий подается продюсерам или студии, и если они заинтересованы, то разрабатывается и пишется с их участием. Иногда к известному сценаристу обращаются с просьбой написать сценарий.
- Специальный сценарий пишется писателем заранее в надежде, что он будет выбран и в конечном итоге куплен продюсером или студией.
- Адаптированный сценарий производится из чего-то, что уже существует в другой форме, такой как книга, пьеса, телешоу, предыдущий фильм или даже реальная история. Существует так много бесчисленных примеров адаптированных сценариев, но, вероятно, наиболее распространенными являются самые продаваемые книги. Если художественная книга становится бестселлером, это почти гарантия, что она будет адаптирована для фильма.
Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.
Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).
К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt. Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени. Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство. К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания. Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.
Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле
Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».
Представьте, было бы крайне скучно, если бы мистер Оранжевый в первом акте «Бешеных псов» прямо сказал мистеру Белому: «Послушайте, я полицейский. Спасибо, что спасли мне жизнь, и мне очень жаль, но, пожалуйста, не позволяйте им убить меня». Вместо этого его диалоги никогда не показывают, чего он хочет, но сценарист дает зрителям ключи на протяжении всего фильма.
Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.
Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.
Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»
Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип. Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя. Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».
Помните: действие говорит громче слов
«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.
Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.
Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.
Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.
Конфликт – это все
Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.
Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.
Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».
Вспомогательные персонажи являются поддерживающими
Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.
Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».
Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.
Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально
Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.
Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.
В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова. Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре. Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.
Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни. Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой. Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.
Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».
Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.
Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.
И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:
- Сид Филд «Киносценарий: основы написания».
- Майкл Хейг «Голливудский стандарт. Как написать сценарий для кино и ТВ, который купят».
- Джон Труби «Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного сценария».
- Александр Митта «Кино между адом и раем».
- Дэвид Троттьер «Библия сценариста».
Желаем вам успехов!
Содержание
- Общая характеристика театральных сценариев
- Диалоги
- Сценографические данные
- Состав
- Разнообразие
- МНЕ БЫ
- Характеристики
- Элементы сценария театра
- Символы
- Сцены
- Парламенты
- Картина
- Действовать
- Аннотации
- Типы
- Литературный сценарий
- Технический сценарий
- Как сделать театральный сценарий
- История
- Развитие персонажа
- Состав
- Разработка скрипта
- Обзор
- Примеры театральных сценариев
- — Доказательство любви
- — Дом Бернарды Альбы
- Символы:
- Акт I.
- Ссылки
Атеатральный сценарий Это текст, содержащий диалоги и технические детали, необходимые для сборки и реализации пьесы. Это сценарий, адресованный всем, кто участвует в работе, чтобы направлять их в выполнении своих обязанностей.
Сценарий театра — это руководство, которое создает драматург для описания действий, диалогов, технических или художественных аспектов, которые делают постановку возможной и чьи участники должны учитывать.
Этот театральный текст обладает особыми характеристиками, которые позволяют плавно разворачивать историю, поскольку он содержит рекомендации, которым должны следовать актеры, декораторы, режиссеры, костюмы и другие члены команды.
Сценарии театра также состоят из некоторых элементов, которые придают ему уникальные особенности. Следовательно, они содержат парламенты, сцены и действия, которые оживляют историю, а также действия, которые должны выполнить персонажи. В нем содержатся свет, звук и костюмы.
Общая характеристика театральных сценариев
Некоторые из наиболее важных характеристик театрального сценария следующие:
Диалоги
Диалоги или разговоры — основа театрального сценария. Это потому, что через них персонажи совершают действия, выражают свои эмоции и мысли. Кроме того, в диалогах актерам указывается момент их участия.
Сценографические данные
В каждом театральном сценарии есть описание декораций, сопровождающих постановку, определяющих время и место, где происходят действия. В целом автор театрального текста отмечает особенности, которыми должна обладать каждая картина в спектакле.
Состав
Театральный сценарий рассказывает историю через вступление, середину или конец. В каждом из них автор или драматург представляет актуальные и яркие аспекты постановки, и именно эти детали обычно привлекают публику.
Разнообразие
Театральный сценарий имеет описательное разнообразие, поскольку в нем раскрываются различные действия, которые должен выполнять каждый из участников постановки и весь человеческий коллектив. В этом классе текстов указаны задачи и обязанности каждого участника.
К вышесказанному добавляется, что театральный сценарий может быть: технический сценарий, актерский сценарий, режиссерский сценарий, технический сценарий осветителей, сценарий костюма и другие.
МНЕ БЫ
Театральный сценарий также известен или отождествляется с названием тетради, театральной тетради или страницы. Независимо от того, как он называется, этот тип текста должен соответствовать цели раскрытия руководящих принципов, которые необходимо выполнить, чтобы постановка имела оптимальный конец.
Характеристики
Театральный сценарий должен выполнять следующие функции:
-Справлять актеров так, чтобы они знали соответствующие диалоги.
-Поддержите участников работы, чтобы они знали правила сборки.
-Информируйте каждого об их ролях и обязанностях.
-Сообщите группе о занятиях и о том, когда они будут проходить во время ролевой игры.
Элементы сценария театра
Сценарий театра состоит из следующих элементов:
Символы
Герои театрального сценария идентифицируются по именам и почти всегда выделяются жирным шрифтом. Этот элемент описывает парламенты или диалоги, которые должен выражать актер, а также указывает действия и их значимость в пьесе.
С другой стороны, в театральном сценарии персонажи могут указывать порядок появления в постановке, а также количество раз в зависимости от их важности в истории. Следовательно, персонажи бывают главными, второстепенными или ссылочными.
Сцены
Сцены — это те сцены, которые определяют время, в течение которого персонажи или актеры продолжают участвовать в действии. В сценарии театра прописана смена сцены всякий раз, когда актер выходит или выходит на сцену. Этот элемент принадлежит к более крупной единице, называемой действием.
Другими словами, сцены детализируют действие, пространство и время драматического произведения. По этой причине они считаются основной ритмической структурой театральной постановки.
Парламенты
Парламенты в театральном сценарии относятся к вербальному выражению персонажей в форме диалогов или монологов. Эти заявления различаются по длине и продолжительности в зависимости от важности персонажа в истории. Эти тексты также указывают на вмешательство какого-то рассказчика.
Картина
Это краткая ситуация или короткий диалог, который происходит внутри сцены, обычно он может или не может изменить декорации или декорации пьесы. Считается, что этот элемент состоит из нескольких сцен, но при этом имеет независимость с точки зрения подхода, развития и результата.
Действовать
Действие — это основной раздел спектакля, через каждый из которых указываются наиболее значимые события в истории. Этот элемент театрального сценария обычно образуется по очереди из нескольких сцен и соответствует началу, развитию и концу произведения.
Обычно акт распознается, когда гаснет свет на сцене или когда опускается занавес. В конечном итоге акт наделяет представленную историю логикой, порядком и связностью.
Аннотации
Аннотации — это различные аннотации, которые автор или драматург формирует, чтобы рассказать о действиях, чувствах, одежде или входе и выходе персонажа со сцены. Чтобы отличить их от парламентов, их обычно пишут в круглых или квадратных скобках.
Типы
Чтобы представить набор руководящих принципов, необходимых для постановки рассказа, автор должен разработать 2 типа сценариев: литературный и технический.
Литературный сценарий
Упорядоченно представьте тему истории, диалоги каждого персонажа и действия, которые они должны предпринять во время своего представления.
Технический сценарий
Он содержит тексты, аннотации или комментарии для технического персонала, в том числе: режиссеров, художников по костюмам, гримеров, звукорежиссеров, декораторов и других лиц, ответственных за реализацию и постановку театральной работы.
Как сделать театральный сценарий
История
Первый шаг к созданию театрального сценария — это развить представление об истории, которую вы хотите рассказать, будь то драма, комикс, жанр ужасов, приключения или адаптация существующего произведения. В этой части определяется контекст, в котором будет проходить постановка, а также место и время.
Развитие персонажа
После того, как история была выбрана для спектакля, создаются персонажи. Необходимо придать им значение и известность. Таким образом, вы будете иметь представление о том, сколько раз он появится на сцене.
Точно так же автор или драматург должен указать физические, психологические и эмоциональные характеристики каждого из персонажей.
Состав
Один из этапов разработки сценария театра — организация, в которой будет поставлен спектакль. Это означает, что необходимо сделать наброски начала, середины и конца, а также количество картинок, сцен и актов, на которые будет разделена история.
Разработка скрипта
После разработки сюжета, персонажей и структуры готовится окончательный сценарий. В нем персонажи отождествляются с их собственными именами, парламентом каждого из них и тем, как они входят и покидают сцену, а также костюмы и декорации, которые сопровождают их действия.
Теперь у сценария театра должно быть конкретное название, относящееся к истории пьесы. Персонажи размещены под заголовком в соответствии с их важностью. С другой стороны, каждое из действий обозначается номером и кратко описывает часть истории, которая происходит в то время.
Затем переходим к описанию соответствующей таблицы с описанием среды, окружающей персонажей. Затем записывается соответствующая сцена, которая будет меняться каждый раз, когда персонаж выходит или входит. Наконец, под обозначением сцены написаны парламенты.
Обзор
Наконец, драматург или автор театрального сценария внимательно рассматривает все написанное. Это сделано для того, чтобы убедиться, что все элементы организованы, а история последовательна и следует в хронологическом порядке.
Примеры театральных сценариев
— Доказательство любви
Акт I
Сцена I: Школа, центральный двор
Мария, Антониета и Патрисия учатся на 2-м курсе и находятся в центральном дворе школы на перерыве, одетые в свою форму.
Мария — (грустно) Вы знаете, девочки, мне есть что вам сказать!
Антониета — (смотрит ей в лицо) Как дела, друг?
Изабель — (волнуется) Ты меня пугаешь, скорей скажи, что случилось?
Мария (робким голосом). Это мой парень, Мануэль, ты его помнишь? ,
Антониета, Изабель (они оба смотрят ей в лицо и встают) Конечно, мы знаем, кто это! Но в чем дело, друг?
Мария — (со слезами на глазах) Мой парень, Мануэль, хочет доказательства любви.
Изабель — (удивленно) что случилось? Он сошел с ума!
Антониета — (смотрит на ее удивленное лицо) и какие доказательства вам нужны?
При этом раздается звонок, сообщающий, что перерыв закончился и они должны войти в комнату.
Сцена II: Класс
Учитель — (ходит по комнате) Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим о свиданиях и любовных отношениях. У кого есть парень или подруги?
Несколько студентов поднимают руки, но Мария.
Изабель — (с небольшим сомнением поднимает руку) У меня есть парень, учитель, и он просит у меня доказательства любви. Что я должен делать?
Мария и Антуанетта смотрят на нее с тоской и заявляют о себе.
Учитель — (идя по комнате, он подходит к Изабель) и что, по-вашему, является доказательством любви?
Антониета — (с застенчивой улыбкой) хороший учитель, знаешь, займись сексом.
Учитель — (подходит к Марии) доказательство любви должен дать вам ваш парень, уважающий вас и заботящийся о вас!
Учитель — (проходит по комнате, обращаясь ко всем). Это доказательство самой чистой и истинной любви, и если она настаивает, она не заслуживает вас, потому что не ценит вас.
Изабель, Мария и Антониета — (Друзья смотрят друг другу в лицо и отрицательно качают головами) нет, нет, нет, он меня не заслуживает!
Персонажи: Изабель, Мария, Антониета, профессор.
— Дом Бернарды Альбы
Федерико Гарсия Лорка
Символы:
— Бернарда (женщина 60 лет).
— Мария Хосефа (мать Бернарды).
— Тоска.
— Понча.
— Женщина 1.
— Магдалена.
— Горничная.
— Женщина 2.
— Амелия.
— Нищий.
— Женщина 3.
— Мученичество.
— Женщины в трауре.
— Женщина 4.
— Адела.
— Девушка.
Акт I.
Очень белая комната в доме Бернарды. Толстые стены. Арочная дверь с джутовыми шторами, увенчанная клубничными деревьями и оборками. Стулья Cattails. Картины с невероятными пейзажами нимф или легендарных королей. Это лето. Сцена охватила мрачная тишина. Когда поднимается занавес, сцена остается одна. Вы слышите звон колоколов.
(Служанка уходит.)
— Горничная: У меня уже есть двойные колокольчики между висками.
— Ла Понча: (выходит, ест чоризо и хлеб). Они были в гори-гори более двух часов. Священники приехали со всех городов. Церковь красивая. При первом ответе Магдалина упала в обморок.
— Горничная: она остается самой одинокой.
— Ла Понча: она была единственной, кто любил своего отца. Ой! Слава богу, мы немножко одни! Я пришел поесть.
— Горничная: Если бы Бернарда тебя увидела!
— Ла Понча: Я хочу, чтобы теперь, когда она не ест, мы все умерли с голоду! Властный! Доминируйте! Но это больно! Я открыл кусок колбасы.
— Горничная: (печально, тревожно) Почему бы тебе не отдать меня за мою девушку, Понча?
(…).
Ссылки
- Гомес Г., М. (1997). Театральный словарь, Мадрид, Акал.
- Распознавание элементов сценария театра. Получено с: mineducacion.gov.co
- Сценарии к спектаклям. Получено с: tramody.com
- Скрипт. Восстановлено с: udlap.mx
- Ваное, Ф. (1996) Сценарии моделей и модели сценариев: классический и современный сюжеты в кино. Барселона, Grupo Planeta.
СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena – сцена), термин имеет несколько значений.
1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т.е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, не содержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом – жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно – комедийного (древнегреческого – мим, древне-римского – фесценнины, древне-русского – скоморохов, европейского и славянского – кукольного, французского – ярмарочного, итальянского – дель арте, и т.д.). Сохранение общей сюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своих постоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические черты своих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянский Пульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста может действовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака и балагура. Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянская комедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тарталья и др.). Это определило и большое количество ее сценариев. С начала 17 в. начали выпускаться отдельные сборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться действие.
В современном зрелищном искусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.
2. В драматическом театре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенный анализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов (свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). По такому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следит за своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой технических цехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).
3. В драматургии термин «сценарий» может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще – «сценарная разработка»).
4. В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.
5. В оперном театре термин «сценарий» употребляется в качестве синонима слова «либретто», драматургического плана спектакля.
6. В кинематографе сценарием называется литературная основа, по которой снимается фильм (то же, что для драматического театра – пьеса). Режиссерский сценарий фильма включает в себя хронометрированную покадровую запись ленты, с указанием композиции кадра, точки съемки, движения камеры, перемещения актеров, звучащего текста, звукового и музыкального сопровождения, установленного света и т.д., – т.е., координацию работы всей постановочной бригады фильма.
Татьяна Шабалина
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?