Для каждой ситуации существуют свои
правила участия в них и способы понимания
действий партнера.
Сценарии – это
стандартные последовательности действий
в тех или иных привычных ситуациях.
Большинство социальных действий, в
которые мы вовлечены, имеют форму
запланированных последовательностей,
в которых все отрегулировано и предсказуемо
– как в сценарии фильма. Вне зависимости
от того, кто именно вовлечен в данную
ситуацию, последовательность действий,
которые всем следует совершать, и то, в
какой момент это следует делать, хорошо
известна. Например, сценарий социальной
ситуации «на приеме у врача» предполагает
жалобы больного, расспросы со стороны
врача, процедуры, выполняемые медсестрой,
выписывание врачом рецептов и устные
рекомендации больному о действиях,
способствующих выздоровлению. Сценарий
ситуации «случайная встреча с приятелем»
также предполагает определенную
последовательность действий: удивление,
расспросы, обсуждение нескольких тем,
представляющих общий интерес, передача
приветов, прощание.
Итак, сценарии как бы фиксируют модели
опыта и потому выступают своеобразными
гидами для поведения человека в
разнообразных ситуациях. Если ситуация
знакома, знание сценария помогает
автоматически совершать последовательные
действия. Если ситуация незнакома –
отсутствие сценария затрудняет адекватное
поведение. В межличностном взаимодействии
знание типичных сценариев способствует
взаимопониманию между участниками, и
напротив, отсутствие таких сходных
сценариев может привести к конфликту.
Взаимодействие является
тем фундаментальным процессом, который
скрепляет партнеров в диадную общность.
Основные механизмы,
обеспечивающие
формирование межличностного пространства
взаимодействия, – взаимопонимание,
координация и согласование.
Сценарии взаимодействия
стандартные последовательности
действий в тех или иных привычных
ситуациях.
Если учитывать в качестве относительно
самостоятельных такие сферы общения,
как когнитивная (ее содержание составляют
в первую очередь знания – сведения
партнеров друг о друге); инструментальная
(включающая умения и навыки, которыми
владеют партнеры, используемые ими
стратегии и стили осуществления
деятельности) и мотивационно-потребностная,
то взаимопонимание в большей степени
связано с когнитивными процессами,
координация – с инструментальными, а
согласование – с мотивационно-потребностными.
Основная функция взаимопонимания
– формирование общего
смыслового поля участников взаимодействия,
позволяющего объединить интересы
сторон, выработать сходное видение
задач в данной конкретной ситуации. Для
этого участники взаимодействия должны
быть достаточно осведомлены друг о
друге – о социальном статусе, ролевых
позициях, групповой принадлежности,
привычках, взглядах на мир, об отношении
к тем или иным жизненным событиям.
Способами достижения такого знания
выступают уточнения, переспросы, повторы,
перефразирования, обсуждения и споры
по различным жизненным проблемам.
Координация –
поиск таких средств общения, которые в
наилучшей степени соответствуют
намерениям и возможностям партнеров.
Результатом координации является
совместимость в действиях, согласованность
в операциях.
Согласование – механизм
взаимодействия, касающийся в основном
мотивационно-потребностной стороны
общения. Его результатом является
относительное согласие в целях, смыслах,
намерениях, что задает основной тон
межличностным отношениям, определяет
их эмоциональную окраску.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Данная статья поможет молодым специалистам легко начать работу со сценариями использования.
Сценарии использования- это сценарий взаимодействия пользователя (или пользователей) с программным продуктом для достижения конкретной цели.
Цель: моделирование и проектирование взаимодействия пользователя с системой в рамках выполнения одного сценария. Пошаговое подробное взаимодействие пользователя с системой.
Документирование: таблица с описанием действий актора и реагирование системы на определенные шаги пользователя.
Один сценарий использования имеет несколько потоков: основной и альтернативные.
Выделение сценариев
Один сценарий использования должен описывать действия пользователя, которые приведут к одному большому действию- функционалу пользователя. Например, авторизоваться, добавить товар в корзину и тд.
Если мы имеем большой сценарий использования, необходимо выделить из него те части, которые мы можем вынести в отдельный самостоятельный сценарий, но в предусловии указать условия начала инициации данного сценария.
Каждый основной сценарий использования должен быть независимым от другого основного. Если есть определенные условия выполнения- указываем в “Предусловия”
Например, если нам необходимо описать авторизацию пользователя с вводом кода подтверждения, можно выделить отдельный сценарий “Ввод кода подтверждения”, чтобы не нагружать сценарий “Авторизация”. А уже в в сценарии “ввод кода подтверждения” подробно расписать условия ввода кода, повторной отправки, работу таймера повторной отправки, неверный код подтверждения, возможные ошибки.
Уровни описания и степени детализации
Сценарии использования могут быть описаны на абстрактном уровне (деловой сценарий использования, иногда называемый ключевым сценарием использования), или на системном уровне (системный сценарий использования). Различия между ними — в деталях.
-
Деловой сценарий использования не затрагивает технологий, рассматривает систему как «черный ящик» и описывает бизнес-процесс, который используется деловыми актерами (людьми, или системами, внешними к бизнесу) для достижения своих целей. Деловой сценарий использования описывает процесс, ценный для клиента, описывает что именно делает процесс.
-
Системный сценарий использования обычно описывается на уровне функций системы и определяет функцию или сервис, предоставляемые системой для пользователя. Системный сценарий использования описывает что актер может сделать взаимодействуя с системой. По этой причине рекомендуется, чтобы системные случаи использования началась с глагола (например, создайте ваучер, выберите платежи, отмените ваучер)
Степень формализма выполняемого проекта и стадия, на которой он находится, прямо влияют на степень детальности и проработанности вариантов использования. Определяют следующие степени детальности при написании вариантов использования:
-
Краткий (brief) вариант использования состоит (помимо названия) из одного-двух описательных предложений. Он хорош при сведении функциональных требований в таблицу при планировании приоритетности, технической сложности, номера версии продукта и т. д.
Краткая степень детальности применяется при начале работы над проектом; когда еще не прорабатываются детали, а верхнеуровнего описываются сценарии использования. Также, краткую степень детализации допустимо использовать при сжатых сроках написания ТЗ для кейсов с низким уровнем риска.
-
Детальный (detailed) вариант использования – это формальный документ с предопределённой структурой разделов; это, собственно, и есть Use case в его традиционном понимании.
Детальный уровень описания применяют при написании ТЗ. Преимущественно, при написании ТЗ все кейсы необходимо описывать на детальной степени; обязательно применять детальную степень и системный уровень при описании кейсов с высоким уровнем риска.
Структура сценария использования
Сценарии использования включают в себя следующие разделы:
-
Название. Краткое, максимально понятное. Описывающее общее действие пользователя.
Пример:
UC-1. Регистрация в личном кабинете
UC-2. Регистрация в программе лояльности
UC-3. Добавление товара в корзину
-
Предусловие. Формулировка условий, при которых данный вариант использования может быть инициирован. Условие, помимо прочего, может быть упоминанием о выполнении других вариантов использования. Также в предусловии необходимо указывать, в какой части системы находится пользователь, кратко- какие действия уже выполнил.
Пример: пользователь находится в “Корзине”, в “Корзине” добавлено 2 товара”.
Данное предусловие мы можем указать для описания кейса работы пользователя в “Корзине”. Если мы описываем кейс “Добавление товара в корзину” или “Оформление заказа”, где необходимо указать всю цепочку шагов пользователя- то данное предусловие не подойдет.
-
Основной сценарий. Сценарий – это последовательность шагов, описывающая процесс решения задачи, которой посвящен вариант использования. Шаги удобно последовательно нумеровать.
-
Альтернативные сценарии, в которых процесс развития событий на каком-либо шаге чем-либо заметно отличается от основного, то есть имеет место ветвление.
Сценарий использования должен отвечать на вопрос “Что делает пользователь?” “Что делает система?”
При описании сценария использования важно соблюдать пошаговый план действий пользователя, указывая физическое действие пользователя.
Например, формулировка “добавил товар в корзину” неверная.
Правильно: “нажимает на кнопку “Добавить товар в корзину” и далее- реакцию системы на действия пользователя.
Пользователь |
Система |
Какое физическое действие произвел пользователь? |
Как отреагировала система? |
Нажимает “Добавить в корзину” |
Система добавляет выбранный товар в корзину. В иконке “Корзина” система выводит маркер- кол-во добавленного товара в корзину. Изменяет кнопку “Добавить в корзину” у выбранного товара на кнопку “Перейти в корзину” |
Пользователь нажимает “перейти в корзину” |
Система переводит пользователя в корзину, где отображается добавленный товар. |
Альтернативные сценарии
При проработке основного сценария, все варианты действий пользователя и поведения системы, отличных от основного сценария необходимо выносить в альтернативный сценарий. То есть, везде, где можно указать “если”- это и будет альтернативный сценарий.
Важно! Альтернативный сценарий должен ссылаться только на один успешный сценарий. Недопустимо прописывать альтернативный сценарий для альтернативного сценария.
Рассмотрим на примере авторизации
Предусловие: неавторизованный пользователь находится на странице авторизации и регистрации
Пользователь |
Система |
Какое физическое действие произвел пользователь? |
Как отреагировала система? |
Пользователь нажал кнопку “Зарегистрироваться” |
Система вывела форму регистрации, поле “email” |
Пользователь вводит данные в поле “email” |
3. Система производит проверку введенных данных на валидацию. Данные проходят по условиям валидации Если данные не прошли проверку валидации, запускается альтернативный сценарий №1. |
Система производит поиск введенных данных “email” по учетным записям в системе. Учетных записей с такими данными “email” не найдено. Если в системе найдена учетная запись с таким логином, запускается альтернативный сценарий №2 |
|
Система отправляет пользователю код подтверждения на email Система выводит пользователю поле “код подтверждения” Сценарий “ввод кода подтверждения” вынесен в отдельный сценарий. — обязательно указываем, если какой-либо функционал выносим в отдельный кейс, более подробный. |
|
Пользователь вводит корректный код подтверждения в поле “код подтверждения” |
Система производит проверку кода подтверждения. Код введен верно. Пользователь зарегистрирован. Альтернативный сценарий с неверным кодом подтверждения выносим в сценарий “Ввод кода подтверждения” |
Пример альтернативного сценария
Альтернативный сценарий №1
На шаге №3 успешного сценария, введенные данные не прошли проверку валидации.
-
Система выводит информер с указанием запрещенных символов.
-
Пользователь вводит корректные данные в поле “email”.
Далее сценарий продолжается от шага №3 успешного сценария.
Сценарии использования являются важным и частым артефактом работы системных аналитиков. И я надеюсь, что данная статья немного облегчит жизнь молодой крови, только вступившей на долгий и тернистый путь системного анализа
Когда какая-либо IT-компания начинает разработку программного продукта, ей приходится задумываться о том, как быстрее и проще начать реализацию проекта и создать прототип, с помощью которого можно передать все функциональные возможности ПП. Что такое Use Case, для чего он нужен, чем он может помочь в разработке — расскажет наша статья.
Что такое Use Case
Use Case — это сценарный план взаимодействия пользователя с программным продуктом, в котором четко прописаны шаги для достижения того или иного результата. Последовательность действий, при этом, может быть расписана не для одного, а для нескольких юзеров.
В юзеркейсах для программных продуктов прописываются разные манипуляции. Это может быть покупка товаров через мобильное приложение, отправка данных, рассылка электронных писем и так далее.
Главной задачей юзеркейса является улучшение коммуникации среди членов команды при разработке программы или мобильного приложения. Пишутся эти кейсы на этапах проектирования и при планировании внедрения каких-либо функций.
Вообще, отвечать за составление юзеркейсов должны системные аналитики, имеющие опыт в ведении переговоров с заказчиками и проведении анализа ЦА. Но так как у многих компаний бюджет не всегда позволяет нанимать для этого сторонних специалистов, разработкой Use Case могут заниматься тестировщики, дизайнеры, разработчики ПП и даже продакт-менеджеры.
В каких ситуациях может помочь Use Case
Грамотно составленный юзеркейс может помочь в тех случаях, когда:
- при проведении подготовительных работ разработчики не могут правильно составить ТЗ;
- после долгих обсуждений функциональных возможностей команда отклонилась от первоначальной идеи продукта;
- команда разработчиков неправильно поняла начальный сценарий взаимодействия юзера и ПП;
- команда разработчика неправильно внедрила ту или иную функцию;
- в процессе тестирования программы появляется много непредвиденных ошибок;
- к команде подключились новые специалисты, которых нужно в кратчайшие сроки посвятить в курс дела.
Также Use Case незаменим в тех случаях, когда один и тот же кейс по-своему реализован в разных местах, тем самым затягивая процесс разработки ПП.
В чем польза юзеркейса
Качественно составленный Use Case может решать разные задачи. Например:
- облегчение коммуникации между разнопрофильными членами команды (дизайнеры, тестировщики, разработчики, менеджеры, аналитики);
- фиксирование принятых решений, что позволяет в дальнейшем не сбиваться с курса;
- быстрое возвращение к заданному сценарию с целью проверки его корректности на разных этапах разработки;
- упрощение порядка передачи информации между членами команды;
- определение самых важных аспектов сценария взаимодействия.
Use Case играет важную роль, когда необходимо подготовить прототип ПП, который покажет особенности и преимущества проекта.
Из каких элементов состоит Use Case
В зависимости от сложности сценария, юзеркейсы могут содержать порядок действий следующих лиц:
- Actor — человек, который пользуется созданной системой. В качестве примера можно привести какой-нибудь интернет-магазин, где в качестве actor выступают продавцы, покупатели, поставщики и все те, кто взаимодействует с этим интернет-магазином.
- Primary actor — это человек, у которого получается достигнуть поставленных целей с помощью созданного программного продукта. Если вернуться к тому же интернет-магазину, то primary actor в нем может быть производитель вещей, у которого получается реализовывать эти вещи с помощью функционала онлайн-площадки.
- Stakeholder — человек, который заинтересован в том, чтобы созданы ПП выполнял те или иные действия. В интернет-магазине это может быть какой-нибудь партнер, получающий доход от приведенных покупателей, или подключенная к магазину платежная платформа, через которую совершаются онлайн-платежи.
Также к элементам юзеркейса относятся:
Арбитраж трафика на крипту [2022] — ОПРОС ЭКСПЕРТОВ
- понятный заголовок, содержащий конечный результат Use Case;
- описание последовательности действий;
- результат, к которому должен привести юзеркейс;
- предусловия — это то, что должно произойти до или после запуска кейса;
- триггеры, влияющие на запуск кейса.
А еще в любом Use Case должны быть прописаны альтернативные пути — события, к которым прибегают в том случае, если кейс не сработал.
Какими должен качественный быть Use Case
Высокое качество юзеркейса определяют следующие критерии:
- Правильная детализация. При составлении Use Case нет смысла описывать каждый шаг пользователей и состояние элементов ПП в этот момент. Главная задача юзеркейса — всего лишь дать общую картину.
- Простота изложения. Чтобы содержимое юзеркейса было понятным даже новым членам команды, его необходимо писать максимально простым языком. Не стоит использовать для Use Case сложные термины и вставки кода.
- Единый стиль. Старайтесь использовать для всех юзеркейсов один и тот же шаблон. Это поможет сэкономить время на изучении ПП.
- Важен контекст. В каждом юзеркейсе должны быть уточнения по поводу тех или иных действий. Так разработчики смогут разобраться в том, какая задача перед ними стоит.
- Целенаправленность. Не стоит использовать юзеркейса для того, чтобы описать весь путь пользователя. Лучше представить конкретные шаги (регистрация, покупка, отправка заявки и так далее).
Когда сценарий будет обновляться, не стоит забывать о своевременном внесении изменений в юзеркейс.
Какую пользу несет Use Case для определенных специалистов в команде
Для каждого из участников команды юзеркейс несет свою ценность. Например, для заказчика Use Case полезен тем, что на простой языке отображает конечную бизнес-ценность. Как правило, сценарий взаимодействия составляется таким образом, чтобы даже далекие от программной разработки пользователи могли понять, что написано в кейсе. Чем проще для заказчика будет составлен юзеркейс, тем быстрее он с ним ознакомиться и даст добро на продолжение разработки.
Для разработчика же ценность заключается в другом. В первую очередь речь идет о структурированных блоках информации, что упрощает создание ПП. Особенно это касается сложных проектов с жесткими требованиями. Также структурированная информация привязывается к конечному результату, благодаря чему разработки гораздо проще понять, что должно получиться в итоге.
Польза в юзеркейсах есть и для разработчиков. Во-первых, благодаря Use Case они могут тестировать программные продукты по заранее заданному сценарию. Это экономит время и избавляет от необходимости искать способы проверки на ошибки. Во-вторых, грамотно составленный кейс помогает находить в программе минусы, которые вряд ли удастся найти с помощь unit-тестирования.
Как составить Use Case
Как говорилось ранее, составлять юзеркейсы нужно на этапах проектирования ПП. Также кейс пересматривается в тот момент, когда команда начинает внедрять новые или улучшать уже имеющиеся фичи. При этом писать юзеркейсы стоит только после того, как будет составлен путь пользователя.
Чтобы составить юзерйкейс, необходимо выполнить следующие действия:
- В первую очередь определяем, какие пользователи будут работать с программным продуктом. Помочь в этом может обычный анализ рынка и ЦА.
- Выявляем определенную группу пользователей, которые будут работать с ПП.
- Рисуем портрет группы пользователей и приблизительно определяем, что они будут делать разрабатываемой программе. Каждое действие в рамках ПП — потенциальный Use Case.
- Определяем последовательность действий для каждого юзеркейса.
- Приблизительно описываем основной путь пользователя.
- Прогнозируем ответ системы на действия пользователя.
- Разрабатываем альтернативные пути для расширения юзеркейса.
- Повторяем перечисленные шаги для каждой группы пользователей.
Есть пара советов, которые помогут в составлении юзеркейсов. Во-первых, для экономии времени следует разработать шаблон. Такой подход позволит выработать единый стиль и экономить время при разработке других кейсов.
Во-вторых, если идет работа над Use Case под узкоспециализированный продукт, тогда необходимо разработать словарь с терминами. Также это может помочь в том случае, когда члены команды часто используются определенные термины, требующие расшифровки.
Чтобы читатели могли ознакомиться с приблизительным видом кейсов, мы решили разобрать несколько примеров.
Пример 1: регистрация на сайте
Результат кейса: пользователь создает аккаунт с личным кабинетом.
Номер шага | Действующее лицо | Действие |
1 | Пользователь | Пользователь нажимает на кнопку регистрации |
2 | Система | Открывает форма регистрации |
3 | Пользователь | Пользователь заполняет форма, указывает данные, подтверждает регистрацию |
4 | Система | Идет проверка корректности заполнения, пользователь вносится в базу данных, на почту отправляется письмо со ссылкой для активации акк |
5 | Пользователь | Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке |
6 | Система | Система активирует аккаунт, высылает инструкцию по работе с сервисом |
Это из самых простых кейсов. Как правило, большая часть юзеркейсов имеют более сложно схему взаимодействия.
Пример 2: регистрация в интернет-магазине по сложной схеме
- цель: зарегистрироваться в интернет-магазине;
- действующее лицо: незарегистрированный пользователь;
- триггер: пользователь увидел рекламу интернет-магазина и решил зарегистрироваться;
- результат: у пользователя появляется аккаунт с бонусной системой.
Шаги юзеркейса выглядят следующим образом:
- Пользователь нажимает на кнопку регистрации.
- Система открывает форму регистрации, запрашивает контактные данные и платежные реквизиты.
- Пользователь заполняет поля, отправляет на проверку.
- Система проверяет инфу на корректность, вносит пользователя в базу, отправляет письмо со ссылкой активации.
- Пользователь открывает письмо, переходит по ссылке.
- Система активирует аккаунт.
Также может указываться переход к юзеркейсу. Например, с главной страницы.
Пример 3: кейс по взаимодействию с сайтом вуза на примере диаграммы
Некоторым специалистам проще делать юзеркейсы в виде диаграммы. Они удобны и практичны, однако в них нельзя отследить последовательность действий. Один из примеров – диаграмма юзеркейса, в котором прописаны шаги разных групп пользователей в рамках сайта ВУЗа.
Как видно на рисунке, студенты могут просматривать темы и записываться на курсовые проекты. Руководители могут просматривать уже имеющиеся и вносить новые темы. Система же отвечает за предоставление информации и внесения указанных сведений в базу данных.
Эксперты отвечают
ССергей Галоген
Что такое сценарий Use Case?
Сценарий или спецификация ВИ (use case scenario or specification) – тестовое формальное описание последовательности действий, которые происходят внутри ВИ для достижения некой цели актера.
ЮЮрий Булуй
Можно ли считать юзеркейс фукнцией?
ВИ – это не функция, это некая последовательность действий, которая приносит пользу для основного актера, инициирующего данный ВИ. ВИ – это скорее цель Пользователя, чем отдельная функция. ВИ теоретически может быть разбит на несколько функций, и как правило не является одной лишь функцией.
Вывод
Use Case — это инструмент, созданный для упрощения взаимодействия с разрабатываемым ПП. Перед созданием этого инструмента стоит тщательно изучить все материалы, заранее подготовить список разделов и обсудить все шаги с членами команды. Если юзеркейс будет составлен правильно, появится возможность не только наладить коммуникации, но и упростить процессе ведения технической и пользовательской документации.
Приходилось сталкиваться с Use case?
1 голос
Да — 100%
Нет — 0%
Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства «Студия F1» и создатель сервиса юзабилити-тестирования сайтов AskUsers.ru, рассказал Нетологии о том, как составлять и использовать пользовательские сценарии.
Сценарии описывают пользовательские истории и взаимосвязи между ними. Они помогают определить, зачем и почему пользователи приходят на сайт и как достигают своих целей: совершают покупки, заказывают по телефону, сравнивают товары, общаются с консультантами.
Прежде чем разработать сценарий, нужно ответить на три вопроса:
1. Кто те люди, что заходят на ваш сайт?
Нужно выделить чёткий сегмент аудитории и проработать портрет клиента, под которого готовится сценарий.
2. Почему они заходят к вам?
На основе аналитики или опроса можно определить, зачем на самом деле пользователи посещают ваш сайт: просто посмотреть, что-то узнать или купить.
3. Какие цели при этом преследуют и как их достигают?
Вариантов не так много, особенно если мы говорим о коммерческих сайтах. Обычные цели — изучить предложение с целью сравнить его с другими, непосредственно купить или сделать заказ, но возможны и другие варианты.
Пошагово достижение целей обычно расписывается в профилях задач. Здесь такая детализация не нужна, просто нужно понимать, какие шаги делает пользователь для достижения цели.
Сценарии помогают лучше понимать предпочтения посетителей сайта и анализировать пользовательский опыт. Это нужно, чтобы в дальнейшем проектировать сайт или интерфейс так, чтобы он вписывался в привычные для клиентов паттерны и приводил к цели посещения за наименьшее количество шагов и с минимальными затратами сил, времени и внимания.
Также сценарии используют для анализа пользовательского опыта при проведении юзабилити-тестов и других маркетинговых исследований.
Сценарий — наглядное схематическое представление того, как пользователь решает свою задачу с помощью сайта, что ему помогает и что мешает в достижении цели.
Пользовательские сценарии по степени детализации и технической проработки делятся на четыре группы.
Это самый насыщенный подробностями вариант: рассказ, схемы, видео, фотографии — все, что помогает описать опыт взаимодействия, иногда даже без привязки к персоне клиента. У каждого пользователя может быть своя история и свой специфический опыт. Это сбор сырой информации.
Если мы говорим о покупке: кто-то берет для себя, а кто-то в подарок, кто-то подарит маме, а другой — жене. У кого-то все хорошо с финансами, кто-то собирал деньги на покупку, кого-то интересует кредит и рассрочка. Опыт в этих пользовательских историях будет отличаться.
Запишите простые человеческие истории: «Через месяц у нас юбилей свадьбы, я отложил деньги и собираюсь выбрать подарок жене. У меня есть предел по стоимости, я знаю, что жена любит серебро и носит серьги…».
Вот пример из серии скринкастов: пользователь пытается сделать покупку в интернет-магазине:
Создаются с помощью объединения похожих пользовательских историй и отсечения лишнего и несущественного. Такой подход обобщает множество пользовательских историй в несколько сценариев. Например, таких: «Пользователь готовит деньги заранее, ищет через форму поиска, имеет ограниченный бюджет — сразу использует фильтры, принимает решение долго, несколько раз заходит в корзину и сравнивает товары».
А вот, например, шаги сценария, подготовленные при изучении сайта по аренде автокранов. Пользователи выделили вопросы, которые для них важны, теперь можно расписывать разные сценарии поведения.
Составляются уже с позиции персонажа (персоны покупателя). Еще меньше абстракции и больше конкретики. Каждой группе ЦА сопоставляется персонаж, далее прописывается его путь достижения цели.
Могут добавляться ограничения: например, проработка только варианта заказа с планшета или со смартфона.
Опишите пользовательский опыт по шагам: кто, каким образом и в какой последовательности делает. Это должен быть наиболее детализированный и технически проработанный вариант.
Пользовательские истории и концептуальные сценарии нужны для понимания основных мотивов пользователей и погружения в мир клиента. Конкретные сценарии и варианты использования уже могут использоваться для проектирования информационной архитектуры и интерфейсов, а также при проведении тестов и исследований юзабилити.
Единой формы для разработки пользовательских сценариев не существует. Поэтому итоговый результат может сильно отличаться.
«Общение» пользователя и терминала по приему платежей:
Еще сценарий от uxforthemasses.com:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РЕФЕРАТ
на тему: Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении
Оглавление
Введение
. Эрик Берн и его теория транзакционного анализа
. Понятие и характеристика транзакций
. Сценарии как основа взаимодействия людей
. Причины выбора жизненных сценариев
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человеческая социальность принципиально различается с иными формами коллективного поведения, существующими в животном царстве. Когда мы говорим о коллективном поведении животных, мы учитываем тот момент, что животное живет прежде всего как организм-в-среде, и только во вторую очередь, так сказать, на остатках внимания, самоопределяется в группе себе подобных. Суть человеческих взаимоотношений — социальные коммуникации, в процессе которых люди взаимодействуют не как биологические организмы, а как социальные существа.
Личность «вбирает» в себя элементы социальной ситуации, которая изначально развертывается во внешнем плане, например, с родителями или воспитателями. Такое свойство позволяет личности образовывать модели поведения по образцам, полученным в процессе общения. Правила взаимодействия между людьми, если они собраны и усвоены ребенком, становятся основой психической конструкции личности. Искусство речевого общения выделяет человеческую личность из живых существ животного царства, и делает человека не столько биологическим, сколько социальным существом. Неповторимая особенность человеческой социальности состоит в том, что одно человеческое существо может управлять поведением другого, которое при этом ведет себя не в соответствии с собственным приспособлением к среде, как любое другое животное, а в соответствии с требованиями и запросами извне. Это основа и сущность всех речевых коммуникаций.
Это основа того, что Берн в своей теории транзакций называет «сценарий». Именно об этой теории пойдёт речь в данном реферате.
Таким образом, объектом работы является роль сценариев взаимодействия в межличностном общении людей. Среди предмета теоретического исследования можно назвать: ситуации, в которых индивиды применяют данные сценарии взаимодействия, частоты использования сценариев взаимодействия, осознанность или неосознанность выбора того или иного сценария, глубинные психологические причины и мотивы, лежащие в основе его применения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить и оценить роль сценариев взаимодействия в общении индивидов. Таким образом, среди задач можно назвать следующие:
üрассмотреть теорию Берна о транзакциях;
üобозначить и рассмотреть понятие «сценарий взаимодействия»;
üопределить ситуации и причины использования этих сценариев индивидами.
берн транзакция сценарий
1. Эрик Берн и его теория транзакционного анализа
Будучи психоаналитиком фрейдистского толка, Берн порвал с психоанализом в 1956 году, хотя на протяжении всей своей карьеры продолжал питать к нему теплые чувства. Кроме того, на него оказали влияние и менее ортодоксальные течения психоанализа. Существует достаточно тесная связь между транзакционным анализом и теорией объектных отношений У.Р.Д. Фэйрбэйрна, а также и между берновской концепцией сценариев жизни и представлениями Альфреда Адлера о «стилях жизни».
Свой первый профессиональный опыт Берн получил, работая в армейском госпитале во время Второй мировой войны. Там он заинтересовался групповой терапией после одного инцидента. Солдаты, которым запрещалось держать в помещениях спиртное, начинали тайно употреблять различные жидкости типа лосьонов для бритья. Разочарованный низкой эффективностью периодически проводимых в палатах обысков, Берн решил прочитать лекцию для пациентов, чтобы объяснить им, насколько, с медицинской точки зрения, вредно употреблять внутрь лосьоны для бритья. К его удивлению, пациенты отнеслись к этому мероприятию с большим энтузиазмом. После этого Берн стал включать в распорядок ежедневные собрания. В настоящее время транзакционный анализ обычно практикуется в группах, где его преимущества особенно заметны.
В 50-х годах Берн разработал базовые концепции транзакционного анализа. Состояния Я, определяемые как Родитель, Ребенок и Взрослый, были впервые предложены в статье, опубликованной в 1957 году в «Американском журнале психотерапии». Первая книга Берна, посвященная транзакционному анализу, вышла в 1961 году. Всего он опубликовал восемь книг и множество журнальных статей. Помимо того, что Берн был оригинальным мыслителем, плодовитым писателем и уважаемым терапевтом, он подготовил по своей методике и вдохновил целую армию врачей. Его идеи в течение нескольких лет развивались и шлифовались на групповых семинарах, которые регулярно проводились в Сан-Франциско и привлекали с каждым годом все возраставшее число профессионалов-последователей. Сегодня профессиональная организация Международная ассоциация транзакционного анализа предлагает детально разработанные программы подготовки специалистов, проводит сертификацию по практике транзакционного анализа и издает «Журнал транзакционного анализа».
Последователям Берна удалось значительно отшлифовать исходные концепции и распространить применение транзакционного анализа на общеобразовательные школы и другие учреждения, включая те, задачей которых является поддержание психического здоровья.
Концепции транзакционного анализа за несколько десятков лет претерпели существенные изменения. Это необходимо учитывать при их изучении для правильного понимания теории Берна. В ее основе лежит структурный анализ. Структурный анализ направлен на сложные психические процессы или, другими словами, на то, что составляет личность. Берн исследовал взаимодействия между людьми, в частности, между своими пациентами, участниками терапевтических групп. Исследование того, как люди взаимодействуют друг с другом, и получило название транзакционного анализа. Потратив некоторое время на изучение транзакций, Берн осознал факт существования устойчивых форм поведения, характерных для определенных транзакций. Таким образом, Берн понял, как можно сделать так, чтобы члены группы почувствовали себя опечаленными, виноватыми, рассерженными или одержавшими победу. Устойчивые формы поведения Берн назвал «играми» и занялся анализом этих игр. В конце концов, Берн обнаружил, что людям часто бывает трудно отказаться от игр, оказывающих на них разрушительное влияние, из-за того, что им жалко сил, потраченных на достижение соответствующих целей. Члены группы часто разыгрывали одну и ту же драму как бы вынужденно. Работа Берна в этой области завершилась разработкой анализа сценариев.
2. Понятие и характеристика транзакций
Структурный анализ лежит в основе транзакционного анализа, анализа игр и сценариев не только в историческом, но также в теоретическом и концептуальном смысле. Исходя из принципов классического психоанализа, Берн, прежде чем приступить к исследованию межличностных отношений, сосредоточил свое внимание на внутренних психических процессах. Хотя Берн и отказался от наиболее устрашающих фрейдистских ярлыков, его способ концептуализации личности сохраняет сильную связь с психоанализом. Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур, известных как состояния Я. Каждое состояние Я представляет особый рисунок мышления, чувств и поведения, их выделение основано на трех аксиоматических положениях.
Прослеживается очевидная связь так называемых Эго-состояний в транзактном анализе со структурными элементами личности по З. Фрейду.
Берн обнаруживает три основных Эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок (Р, В, Ре приблизительно соответствуют Сверх-Я, Я и ОНО).
Эго-состояния представляют собой набор согласованных поведенческих схем, они являются не ролями, но стабильной психологической реальностью, находящей выражение в эмоциональном состоянии человека, его тонусе, позах, интонациях.
Все три Эго-состояния доступны и необходимы каждому человеку, если не нарушен их баланс. В каждый конкретный момент, в каждой ситуации общения поведение человека определяется одним из трех Эго-состояний.
Родительское Эго-состояние соответствует образу реального родителя в памяти человека. Это, как правило, поучающий (строгий или заботливый) родитель, но иногда и провоцирующий (родительская ипостась Сумасшедшего Ребенка). Родительское состояние активируется для освобождения от принятия решения в каждом тривиальном случае, а также помогает человеку выполнять обязанности родителя собственных детей.
Эго-состояние Взрослого направлено на объективную оценку реальности. Пребывая в нем, человек способен эффективно и рационально строить свои отношения с окружающими, а также разрешать внутриличностные конфликты собственных Родителя и Ребенка.
Эго-состояние Ребенка не отличается единообразием. Берн обнаруживает три линии поведения в этом состоянии:
1)поведение слабого, пугливого и обидчивого, капризного существа;
2)поведение так называемого Естественного Ребенка — бунтующего, иногда проказника, но, в целом, неистощимо творческого, радостного и свободного;
)наконец, поведение маленького Профессора (психологии) — интуитивного знатока душ, манипулятора, изобретателя, порой интригана.
Сумасшедшим Ребенком Берн называет некоего эгоистичного и злокозненного бесенка, исподтишка сводящего на нет все усилия, как благонамеренного Родителя, так и мудрого Взрослого.
Единицей общения двух людей, по теории Э. Берна, следует считать транзакцию, состоящую из «транзактного стимула» (со стороны одного участника диалога) и «транзактной реакции» (ответа другого участника диалога). Такой обмен репликами (вербальными или невербальными) может происходить в одном из Эго-состояний собеседников или осуществляться одновременно на двух уровнях.
Наиболее распространены простые дополнительные транзакции, где реакция исходит из того же Эго-состояния, к которому обращен стимул, и направлена к тому же Эго-состоянию, от которого стимул исходил. В случае простых дополнительных транзакций, считает Берн, процесс коммуникации может протекать гладко и до бесконечности.
Но Берн также выделял пересекающиеся транзакции. Реагирующий собеседник отвечает в Эго-состоянии, неожиданном для стимулирующего, приводя того, по меньшей мере, в замешательство.
Третий тип транзакций, обнаруженных Берном, — скрытые транзакции, происходящие одновременно на двух уровнях — социальном и психологическом.
Слово «игра» в транзактном анализе Э. Берна — одно из ключевых. Под игрой автор теории подразумевает серию скрытых дополнительных транзакций с иногда бессознательно, но всегда четко определенным исходом. Игры в человеческом общении характеризуются наличием скрытого (порой от сознания самого игрока) мотива и обязательным получением выигрыша по крайней мере инициатором игры.
Человеческое общение Берн подразделяет на пять видов по степени возрастания доверия и эмоциональной заинтересованности партнеров по общению друг в друге.
Процедура — серия простых дополнительных Взрослых транзакций, характеризующихся целесообразностью и эффективностью. Процедуры мы выполняем в ситуациях ролевого, профессионального общения, например, в ситуации «покупатель — продавец».
Ритуал — стереотипная серия простых дополнительных транзакций, заданных внешними социальными факторами. Ритуальное общение планируется Родителем и осуществляется полуавтоматически. Примером ритуальной служит светская беседа, содержащая нормированные «поглаживания» (дежурные комплименты, проявления умеренного участия и проч.). Ритуальное общение позволяет успешно структурировать время и присматриваться к собеседнику на безопасном расстоянии.
Времяпрепровождение — серия полуритуальных дополнительных транзакций вокруг одной темы из разных Эго-состояний. Времяпрепровождения классифицируются в зависимости от пола, возраста, социальной и культурной принадлежности участников. Главная функция времяпрепровождений — предоставить людям возможность бессознательного отбора себе партнеров по играм.
Процесс воспитания ребенка, его социализации — это, считает Берн, обучение его процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям. Происходит оно путем усвоения инструкций и подражания ребенка окружающим. Своевременное усвоение трех базовых видов общения определяет социальные возможности, доступные взрослому индивиду.
«Наследование», также путем имитации, игр из поколения в поколение определяет, как человек воспользуется своими социальными возможностями.
Именно любимые игры (в Берновском смысле) определяют во многом судьбу человека в качестве элементов его жизненного сценария.
. Сценарии как основа взаимодействия людей
Сценарий, как легко догадаться, основное понятие сценарной теории Э. Берна, получает у него множество определений.
Сценарий — постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей, а позже дорабатывается ребенком под иными внешними влияниями. Каждый сценарий базируется на ограниченном количестве тем, большинство которых можно найти в греческой драме и мифологии. Сценарию всегда противостоит подлинная личность, живущая в реальном мире.
Берн предлагает даже формулу сценария: РРВ — Пр — Сл — ВП — Итог, то есть Раннее Родительское Влияние — Программа — склонность Следовать программе — Важнейшие Поступки (брак, воспитание детей, развод и др.) — Итог (предполагаемые сцена собственной смерти и надпись на могильной плите).
Американский психолог вовсе не хочет сказать, что вся наша жизнь строго детерминирована родительской программой или сценарием. Сценарная теория утверждает, что в определенные критические моменты человек следует сценарным указаниям; в остальное же время он идет туда, куда его влечет, и делает то, что диктует его воображение.
В зависимости от степени влияния программы, Берн обозначает три типа судьбы: сценарный, насильственный и независимый. А также, соответственно, три типа личности:
1)руководимая сценарием;
2)одержимая сценарием (как правило, роковым, с трагическим итогом);
)о полностью «несценарном» типе личности говорить не приходится, да формирование такой личности и не является целью, к которой нужно стремиться. Поведение же будет не сценарным, если результат его можно изменить и сложилось оно не под влиянием родителей.
Критерий степени влияния родительской программы на судьбу человека не единственный в типологии личности, насколько в теории Берна можно вычленить типологию. Само качество этого явления становится вторым критерием и дает два основных типа: Принцев/Принцесс (Победителей) и Лягушек (Неудачников).
Победитель — человек, преуспевающий (с его точки зрения) в том деле, которое он намерен сделать. Неудачник — тот, кто не в состоянии осуществить намеченное.
Неудачник, как правило, жертва прошлой активности Сумасшедшего Ребенка его воспитателя. Победитель — продукт «хорошего сценария», благожелательные предписания которого носят адаптивный, а не запрещающий характер, сценария, снабженного многими «разрешениями».
Чем больше у человека разрешений (от родителей), тем меньше он связан сценарием. Эти разрешения не надо путать со вседозволенностью. Важнейшими среди них Берн называет разрешения быть красивым, любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами.
По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет. Основными детерминантами сценариев индивида являются Детские состояния Я его родителей, которые внедряются в сознание ребенка посредством запретов. В то время как некоторые запреты выражаются достаточно четко, например «Нельзя плакать на глазах у всех» или «Нельзя бить тех, кто меньше тебя», другие могут лишь подразумеваться. Например, ребенку, которого распекают за откровенные проявления чувств, вполне может быть внушено «не чувствуй». Сценарии, в свою очередь, усиливают влияние внушенных запретов. Таким образом круг замыкается. Выбранный сценарий жизни должен, разумеется, соответствовать жизненной позиции.
Вторым по значению источником сценариев являются сообщения, исходящие от Родительских состояний Я родителей или воспитателей. Эти сообщения, называемые также предписаниями (контрзапретами) или директивами (драйверами), также ограничивают свободу роста и развития личности. Можно привести перечень наиболее распространенных директив: «будь совершенным», «будь сильным», «торопись», «упорно пытайся» и «радуй других». Эти сообщения в социальном отношении приемлемы, но по сути деструктивны, поскольку подразумевают, что дети хороши, только если следуют родительским указаниям. Но коль скоро никто не совершенен и не обладает абсолютной силой, быстротой, способностью добиваться успеха или радовать родителей, директивы способствуют формированию жизненных сценариев неудачников.
По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека. Берн считал, что важную роль в создании жизненных сценариев играют и запомнившиеся с детства фантазии и сказки. Характер сценария зависит и от культурной среды, из которой происходит данный человек.
На первой стадии своего развития малыш вообще имеет дело с «магическими» людьми. Даже герои телерекламы излучают на него волшебный свет. Родители же являются ребенку гигантскими фигурами, вроде мифологических титанов, что позволяет Берну говорить о сценарии как о родительском «колдовстве» или «заклятии».
Магическое детское восприятие и обеспечивает трепетную чувствительность ребенка к программе. Оно вообще является основой существования человечества, если под этим подразумевать преемственность культурной традиции.
Третий критерий в типологии Э. Берна — иллюзорная установка в отношении судьбы, определяемая сценарием. По этому основанию люди делятся на две категории:
1)ждущих Санта Клауса (и собирающих поэтому подарки судьбы);
2)ждущих Смерти с косой (как избавительницу от постоянных ударов судьбы).
Первая иллюзия предпочтительней, но утрата обеих бывает чрезвычайно болезненной.
Четвертый критерий — социальные установки личности. Он связан с разделением людей на Принцев и Лягушек. Тип социальной установки, диктуемый сценарием, Берн называет позицией-местоимением и связывает также с установкой личности в отношении судьбы.
Первое, что люди чувствуют друг в друге, — это их позиции. В западных странах, считает Берн, одежда свидетельствует о позиции своего хозяина значительно ярче, чем о его социальном положении. Люди со сходными установками, как правило, стремятся вступить в контакт друг с другом.
Обозначив Принца (Победителя) знаком «+», а Лягушку (Неудачника) знаком «-», Бёрн выводит формулы четырех базовых позиций:
) Я«+» Ты«+» (ориентация на успешный итог сценария);
) Я«+» Ты«-» (установка превосходства);
) Я«-» Ты«+» (депрессивная установка);
) Я«-» Ты«-» (безнадежность, предполагающая самоубийство, психиатрическую лечебницу и т. п. в итоге сценария).
Путем включения в формулу местоимения «они» и прилагательных-антонимов количество позиций может быть увеличено «до количества людей в мире», как заявляет создатель типологии, обозначая тем самым известную ее условность (свойственную и всякой типологии).
Э. Берна интересует не строгость классификации, а возможность «внесения поправок» в сценарий, в частности, возможность достижения устойчивого изменения социальной установки. Что же касается частых и непродолжительных перемен позиций, то они — признак нестабильной, тревожной психики, возможно, признак «сценарного сбоя».
Направить изменения в нужную сторону терапевту помогает анализ «сценарного аппарата», т.е. анализ элементов неудачного сценария.
Антисценарий — заложенный в ходе программирования способ освобождения от сценария. Он может быть ориентирован на событие (определять продолжительность сценарного диктата до рождения третьего ребенка, допустим) или на время («после 70 лет можно забыть о чувстве долга и делать, что хочется»).
Дети стремятся быть такими, какими им хочется, не проявляя при этом непослушания. Хитрость воспитывают и поощряют сами родители: это часть родительского программирования. Иногда результатом может стать выработка антисценария, в связи с чем ребенок сам меняет смысл сценария на противоположный, оставаясь в то же время послушным изначальным сценарным указаниям.
Как видим, следование антисценарию все же не есть освобождение от родительской программы. Даже «бунт» может предполагаться сценарием, а действительно независимые попытки эмансипации привести не к замене программы, а всего лишь к глубокой депрессии как следствию «проваленного» (невыполненного, но и ничем не замещенного) сценария.
Определяя задачи сценарного анализа, Берн ставит основную его цель: помочь любому обратившемуся за консультацией человеку стать свободным в осуществлении своих намерений, пересилить родительское программирование и страх перед наказанием за непослушание (речь идет, разумеется, о «плохой» программе).
На пути к истокам сценария своего клиента аналитик не должен пренебрегать мелочами. Большой удачей можно считать обнаружение самой формулы родительского «заклятья», самого «заклинания». Ведь, как правило, оно складывается из повседневных указаний, которым родители и не думали придавать столь «судьбоносного», как нынче стали говорить, значения.
По мнению Берна, социализация малыша пойдет совсем разными путями в зависимости от того, что говорили ему родители во время приема гостей: «Не открывай рот, пока тебя не спрашивают!» или «Представься гостям и расскажи им стишок!» (смысл: «не высовывайся!» или «покажи, на что ты способен!»).
На сценарий может оказать также влияние то, что человек узнает об обстоятельствах собственного зачатия и рождения, имя, которым его нарекли, и фамилия, доставшаяся от предков как благословение или проклятие.
Истоки многих жизненных сценариев можно проследить, вглядываясь в события жизни прародителей, считает Берн. Семейные предания наравне с национальной и всемирной мифологией определяют характер социализации индивида. Если К.Г. Юнг усматривал в этом архетипическую природу, близкую генетической программе, то Э. Берн видит исключительно социальное влияние.
. Причины выбора жизненных сценариев
Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории транзакционного анализа? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях, когда мы исследуем по всей видимости мучительные или саморазрушительные формы поведения.
Например, многие люди склонны вступать между собой в болезненные взаимодействия и продолжают делать это опять и опять. В самом деле, почему они продолжают делать это, если это им так неприятно?
Теория сценария дает следующий ответ: они делают это, чтобы подкрепить свой сценарий и способствовать его осуществлению. Действуя по сценарию, люди неотступно придерживаются своих младенческих решений. Когда они были маленькими, эти решения представлялись им наилучшими из возможных путей к выживанию и удовлетворению потребностей. Будучи взрослыми, они в состоянии Ребенка все еще продолжают считать, что так оно и есть. Сами того не сознавая, индивиды стремятся организовать мир так, чтобы создать видимость оправданности своих ранних решений.
Действуя по сценарию, люди пытаются разрешить свои взрослые проблемы с помощью младенческих стратегий. Это с необходимостью приводит к тем же результатам, что и в детстве. И подтверждая таким образом оправданность сценарных верований, люди могут каждый раз еще на шаг приблизиться к развязке своего сценария.
Таким образом, причинами неосознанного выбора сценария как осознанного жизненного пути можно назвать следующие:
Сценарий как «магическое решение»
Сценарий предлагает магическое решение основного вопроса, который остался не решен в детстве: как добиться безусловной любви и принятия. Довольно трудно избавиться от такого рода магических представлений во взрослом возрасте, так как в детстве люди часто отождествляли себя со сказочными персонажами и в их фантазии запечатлелось, что если они смогут уподобить ход своей жизни сказке, то в конце ее также смогут «с тех пор жить счастливо».
Проблема, однако, состоит в том, что сказки вводят детей в заблуждение. Они учат, что если ты хочешь, чтобы с тобой случилось что-то хорошее, нужно сперва заслужить это, побывав в роли достаточно серьезной жертвы.
Положительное значение сказок состоит в том, что они дают детям ощущение власти и контроля над своей жизнью, когда те ощущают свою полнейшую беспомощность. Они предлагают магическое решение проблемы, которое на самом деле не работает; но эта вера в магию позволяет ребенку по крайней мере выжить в ситуации, которая в противном случае представлялась бы ему совершенно безнадежной.
В последующей взрослой жизни Ребенок и дальше верит в магию и пытается заставить ее работать. Если чудо никак не происходит, это может говорить о том, что человек недостаточно страдал и еще не заслужил избавления. Путь к выходу из сценария лежит через отказ от этой веры в совершенное устройство мира. Вместо этого индивид может привлечь к разрешению своих проблем своего Взрослого и выяснить, как удовлетворять эти потребности в мире, где, несмотря на все его несовершенство, есть место для радости и красоты.
Сценарий как «защита от катастрофы»
Существует еще одна причина, по которой люди так крепко держатся за свои сценарные верования. Предположим, человек обнаружил возможность вести себя, думать и чувствовать так, что это не соответствует его сценарию. В состоянии Ребенка это воспринималось бы им как отказ от «магического решения», что, по-видимому, уже само по себе нехорошо. Однако это предполагало бы также, что ему придется встретиться лицом к лицу с тем, чего он боится, и от чего его должны были оградить те последствия магии, на которые он до сих пор надеялся.
Когда он принимал свои младенческие сценарные решения, ему казалось, что единственной альтернативой их осуществлению была бы какая-то ужасная неизъяснимая катастрофа. У него не было ясного представления о том, в чем может заключаться эта катастрофа. Он знал только, что она вселяет в него ужас. Ее нужно было избежать любой ценой. А единственно известный ему способ избежать ее состоял в том, чтобы неукоснительно следовать принятым им решениям насчет самого себя, других людей и мира в целом. Каждый раз, когда ему удавалось «подтвердить» верность этих решений, он понижал ощущение вероятности того, что катастрофа эта его настигнет.
Действуя по сценарию во взрослой жизни, люди продолжают руководствоваться этой младенческой мотивации. Вот почему люди часто говорят, что им «удобнее» вести себя по-старому, признавая в то же время, что это поведение для них саморазрушительно. Сами того не сознавая, они следуют убеждению: «То, что я делаю, причиняет мне страдание. Но страдание это не идет ни в какое сравнение с той неведомой катастрофой, которая непременно стряслась бы, измени я свое поведение».
Учитывая все вышесказанное становится ясным, почему так важно понимать сценарий с точки зрения работы над собой, изменения собственной личности. Чтобы перестать действовать по сценарию, человеку нужно выявить те потребности, которые ему не удалось удовлетворить в детском возрасте. Нужно найти способы удовлетворения этих потребностей в настоящем, полагаясь на нынешние ресурсы взрослой личности, а не предполагаемое сценарием «волшебное избавление». И ему нужно уверить себя, что освобождение от оков сценарных стереотипов не приведет к той катастрофе, которой он так боялся в детстве.
Заключение
Берн писал: «Сценарий — это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь — это то, что происходит на самом деле».
Жизненный путь является результатом взаимодействия четырех факторов:
Øнаследственности
Øвнешних событий
Øсценария
Øсамостоятельных решений
Два первых фактора субъективны и не зависят от человека, хотя и влияют на его поведение и взаимодействие с другими индивидами. Последние два фактора особенно важны для анализа взаимодействия и общения одних людей с другими. Именно под их влиянием это взаимодействие и общение происходят. И если сценарий — это стратегия жизненного поведения, заложенная в глубоком детстве чем-то извне, то принятие самостоятельных решений — это тактика поведения, проявляющаяся на каждом конкретном жизненном этапе и идущая непосредственно от самого человека.
Таким образом, можно сказать, что выявленные Э. Берном сценарии играют не последнюю роль в межличностном общении индивидов. Однако эти сценарии есть возможность изменить, что в свою очередь заставит измениться и сам механизм взаимодействия определённого человека с обществом.
Библиографический список
1)Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры: Что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? / Пер. с англ. под ред. Н. Бурыгиной, Р. Кучкаровой. [Текст]: / Э. Берн. — М: ЭКСМО-Пресс, 2001г. — 640с.
)Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: / Е.П. Ильин. — СПб: Питер, 2008. — 573 с.
)Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. [Текст]: / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
)Леонтьев, А.А. Психология общения учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений, 3-е изд., ВУЗ [Текст]: / А.А. Леонтьев. — М: Смысл, 2005. — 368 с.
5)Межличностное восприятие и понимание. Современная психология: Справочное Руководство [Текст]: / Под ред. В. Н. Дружинина. — М: Инфра-М, 1999. — 145 с.
6)Реморенко, И.П. Сценарий или программа? [Текст]: / И.П. Реморенко. — Первое сентября. — 2002. — № 37. — с. 3.
Теги:
Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении
Реферат
Психология
Обновлено: 02.02.2023
Структура межличностного взаимодействия: а) контексты межличностного взаимодействия, б) пространство межличностного взаимодействия; в) сценарии и механизмы взаимодействия.
1. Контексты межличностного взаимодействия Если мы хотим понять смысл и содержание взаимодействия между людьми, нам требуется знание контекста происходящего. Рассмотреть поведение человека в определенном контексте означает поместить его в такие рамки, в которых оно приобретает более или менее однозначный смысл. Отсутствие таких рамок сбивает человека с толку, не позволяет ему сориентироваться в ситуации. В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.
2. Пространство межличностного взаимодействия.Развитие процесса межличностного взаимодействия после того, как его участники определили тип социальной ситуации, удобно описывать в терминах пространства, используя такие слова, как «позиция» (положение, расположение), «верх», «низ», «близкий», «далекий», «расстояние», «дистанция», «граница» и т. д.
3. Сценарии и механизмы взаимодействия Сценарии — это стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту.
Типы взаимодействия.
Выделяют следующие его виды: межличностное, личностно-групповое, личностно-массовое, межгрупповое, массово-групповое, планетарное (глобально-массовое). В межличностном общении различают двустороннюю направленность: с одной стороны, инструментальную –; с другой – личностную направленность.
.Ключевыми понятиями общения считаются коммуникация и межличностные отношения. Коммуникация – это процесс обмена информацией между обучающими и обучаемыми. Межличностные отношения сконцентрированы в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые касаются личности человека.
Многофункциональность и разная направленность общения позволяют выделить следующие его аспекты: – информационно-коммуникативный .интерактивный;;– аксиологический;– нормативный;– семиотический;– социально-практический..Для эффективного взаимодействия используются также понятия совместимости и срабатываемости членов группы. Совместимость – это прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности. Выделяют четыре уровня совместимости: физиологический
; психофизиологический .психологический (пред и социально-психологический
Сработанность – это согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Как совместимость, так и сработанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаимодействия.
Виды социальных мотивов при вступлении во взаимодействие с другими людьми.
Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция)4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия)6) минимизация различий в выигрыше (равенство)
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество
2. Противодействие
3. Компромисс
4. Уступчивость
5. Избегание
Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.
Для развития тех или иных качеств, индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником опять же являются люди, окружающие его. Таким образом, для развития индивида, как личности, взаимодействие его с другими необходимо.
Исходя из сказанного, целью нашей работы становится изучение различных аспектов межличностного взаимодействия:
1. Изучение структуры межличностного взаимодействия;
2. Изучение специфики межличностного взаимодействия;
3. Описание механизмов и сценариев взаимодействия.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть
1 Структура межличностных взаимодействий……………………………..7
2 Пространство межличностного взаимодействия……………………………..12
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности
делового взаимодействия…………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………25
Глоссарий……………………………………………………………. ………28
Список использованных источников………………
Работа состоит из 4 файла
my_Курсовая.doc
Также к пространственным характеристикам межличностного взаимодействия можно отнести и способы выделения, и обозначения индивидом территории, которую он считает “своей”. Это может быть, как физическая территория: кабинет, рабочий стол, так и на эмоциональном уровне это право на собственное настроение, отношение к чему или к кому-либо; на ролевом уровне- право на выбор профессии, рода занятий, индивидуальный способ решения какой-то задачи.
От того, что ситуация межличностного взаимодействия представляет собой совместную деятельность двух (и более) партнеров по общению, социально и психологически заведомо непохожих друг на друга, но при этом зависимых в осуществлении своих намерений друг от друга, она является изначально рассогласованной и психологически напряженной. Одним из путей для повышения устойчивости строящейся межличностной связи является борьба за то, чтобы навязать другому партнеру свои намерения. Таковой является предпосылка установок на принуждение, психологическое подавление, манипуляцию. Другим путем повышения устойчивости межличностной связи, более трудным с точки зрения душевных затрат, но при этом более устойчивым во времени, является установка на сотрудничество, при которой требуется отыскать способы продуктивного сопряжения намерений обоих партнеров.
Таким образом, пространство, создаваемое в процессе межличностного взаимодействия благодаря сходному определению ситуации его участниками, приспособлению к позициям друг друга, согласованию их намерений, организации совместной деятельности, оказывается фактором, воздействующим на успешность или неуспешность конкретного взаимодействия, его характер и перспективы. Потому межличностное взаимодействие представляет собой постоянный процесс “отлаживания” соответствий между интересами каждого из участников и интересами формирующейся общности. В ходе такого процесса создается пространство взаимодействия, имеющее вертикальные (пристройка, доминирование, подчинение), горизонтальные (межличностная дистанция), территориальные и временные измерения. В свою очередь это пространство определяет характер психологического контакта между партнерами.
3 Сценарии и механизмы взаимодействия. Особенности делового взаимодействия.
Определённые правила существуют для каждой ситуации, а также и свои способы для понимания действий партнеров.
Сценарии- это стандартные последовательности действий в различных привычных ситуациях. Почти все социальные взаимодействия, в которые мы вовлечены, имеют форму запланированных последовательностей, в которых все отрегулировано и довольно предсказуемо- как в сценарии фильма. Не зависимо от того, кто именно вовлечён в конкретную ситуацию, последовательность действий, которые всем следует соблюдать- хорошо известна, а также то, в какой момент это следует делать. Например, сценарий ситуации “случайная встреча с приятелем” предполагает обычную последовательность действий, такие как: удивление, расспросы, обсуждение тем, представляющих общий интерес, передача приветов и в конце прощание.
Сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разных ситуациях. Если ситуация знакома, то знание сценария позволяет автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома- отсутствие сценария затрудняет легкость поведения. В межличностном взаимодействии знание сценариев способствует скорейшему взаимопониманию между участниками, и наоборот, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту. Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который связывает партнеров в общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия- это взаимопонимание, координация и согласование. Если учитывать, в качестве относительно самостоятельных, такие сферы общения, как: когнитивная (знания и сведения партнеров друг о друге), инструментальная (умения и навыки, которыми владеют партнеры, используемые ими стратегии и стили осуществления деятельности) и мотивационно-потребностная. Тогда взаимопонимание в большей степени связано с когнитивными процессами, координация- с инструментальными, а согласование- с мотивационно-потребностными процессами.
Формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации- основная функция взаимопонимания. Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге: о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к различным событиям. Способами достижения такого знания выступают вербальные методы: уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам.
Координация- поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является согласованность в действиях и операциях.
Согласование- механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в смыслах, целях и намерениях, что задает основной однородный тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
Взятые в совокупности взаимопонимание, координация и согласование составляют процесс, в результате которого партнеры обретают предмет общения, на основе которого строятся отношения. Главное здесь то, что каждый из них вкладывает силы в совместный поиск, и эта совместная активность порождает новое содержание. Для каждого уровня общения стратегически значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого из участников. Умение понять ситуацию, привести поведение в соответствие с ней и выражение своих эмоций, а также в соответствие с поведением других людей- необходимое условие совместной жизнедеятельности. Подчинение своего поведения выработанным канонам ситуации- первый шаг на пути к взаимопониманию. Насколько человек умен, малознакомые люди оценивают в первую очередь по умению правильно вести себя в соответствующей ситуации. Например, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в данной ситуации. Это- внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение ситуативно. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющие второстепенное отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ, если студент демонстрирует энерично-деловое настроение, а не естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха. Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то она приобретает решающее значение на социально-ролевом и личностном уровне взаимодействия. На интимно-личностном уровне- ведущую роль играет способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния, а на социально-ролевом более значимыми являются демонстрируемые эмоции. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, а при социально-ролевых контактах в первую очередь реагировать на демонстрируемые эмоции. В случае, если интимно-личностные отношения становятся для человека обременительными, он переходит на язык социально-ролевого или делового общения: подчеркнуто реагирует только на демонстрируемые формы настроения, якобы не замечая плохо скрываемых слез или игривых намеков, проявляет завидное “простодушие”. При осознаваемой оценке уровня отношений, в конечном счете, устанавливается определенная согласованность относительно уровня общения.
Для обозначения процесса согласования характеристик взаимодействия Доценко Е.Л. предложил использовать термин из компьютерного лексикона- “форматирование”. Форматирование общения- это выработка схемы (шаблона), задающей параметры нашего контакта, контуры отношений, сценарии взаимодействия. Процедуры, которые по его мнению составляют процесс форматирования, таковы:
— поиск соответствующего конкретной ситуации контекстного содержания, шаблонов, схем, сценариев, ритуалов, способов и средств их исполнения;
— пробное использование данного содержания в готовом виде, без всяких изменений;
— выбраковка неподходящих заготовок;
— отбор тех находок, которые подходят, успешно работают;
— выработка совместных приемов, способов и параметров (правил) взаимодействия;
— подгонка части заготовок под особенности партнера, под характер и свойства его контекстных привнесений;
— ограничение достаточным количеством форм, в которые отливается то или иное содержание;
— уточнение собственных намерений (пересмотр своей психологической ситуации), если потребуется;
— изменение условий взаимодействия, если есть возможность;
— интенсивное использование тех форм, которые лучше всего работают.
В результате форматирования, по мнению исследователя, создается уникальная конфигурация совместного семантического пространства взаимодействия: особенности установившейся дистанции, территориальное разделение, виды используемых пристроек, мозаика видов контакта, степень его глубины и соответственно вовлекаемые в общение внутрипсихические структуры, используемые последовательности обмена действиями, общий эмоциональный тон, темп продвижения к намеченным целям, скорость чередования ходов, основной используемый язык, границы его варьирования за счет введения сленга или профессиональных жаргонов, репертуар допустимых жестов и многое другое, что составляет многомерную ткань человеческого общения. Каждую новую встречу мы начинаем с того момента, которым завершилась предыдущая встреча, а не с пустого места. Вся история наших взаимодействий латентно присутствует в каждый момент нашего актуального взаимодействия. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что между нами существует совместное смысловое поле. Именно это поле мы и форматируем в каждый момент взаимодействия. Другими словами, мы как бы договариваемся между собой о том, какие контексты будут актуализированы и привлечены к данной ситуации общения, создаем собственный уникальный микромир, в котором можно уединиться и поговорить на своем уникальном языке о том, что интересно только нам двоим. В той степени, в какой этот мир оказывается обособлен, мы чувствуем свое единение.
Любая совместная деятельность всегда связана с решением определенной задачи, с наличием у ее участников единой цели. И данные задачи могут быть поставлены самими участниками взаимодействия, например, семья решила сделать ремонт в квартире или поехать в лес по грибы, а могут задаваться более широким контекстом- производственным, политическим, культурным и т. д. (например, производство должно открыться к определенному сроку; хоккейная команда должна сохранить место в высшей лиге). Структура совместной деятельности, осуществляется она семейной парой или производственной группой, включает ряд обязательных элементов. Такие как:
— общность мотивов, побуждающая индивидов к совместной деятельности;
— наличие единого пространства и времени выполнения индивидуальных действий;
— координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;
— разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками.
Если первые четыре признака в определенной степени свойственны и ритуальному взаимодействию, то последние два характеризуют конкретно совместную деятельность, придавая межличностному общению на этом уровне особый характер.
Каким образом происходит непосредственное взаимодействие между людьми в деловой среде и в игровом пространстве, и в чем заключается его специфика? Какое влияние на межличностное взаимодействие оказывают объединение людей для достижения единых целей, их совместная активность, жесткие рамки организации, в которые они помещены? В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого является характер отношений между его участниками, цель делового взаимодействия лежит за пределами простого процесса общения. Это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.), стоящей перед организацией людей (фирмой, предприятием), что накладывает определенные рамки на поведение людей. Выделим ключевые характеристики организационной структуры, которые определяют специфику делового взаимодействия:
1. Довольно жесткая и четкая регламентация целей и мотивов общения, а также способов осуществления контактов между сотрудниками. За каждым работником в организации нормативно закрепляется стандарт поведения в виде устойчивой структуры формальных прав и обязанностей, которые необходимо соблюдать. Ожидается, что обмен сведениями между сотрудниками носит, прежде всего, не личный характер, но подчинено, в первую очередь, совместному решению служебной задачи. В результате чего, деловое общение оказывается в значительной степени формализованным, отстраненным, “холодным”.
3. Мотивация труда, как необходимое условие эффективной деятельности организации или предприятия. Необходимость в особых усилиях по стимулированию труда может быть частично объяснена противоречивостью поведения и самоощущения человека в организации, которые можно наблюдать объективно: в деловом общении он выступает одновременно и как конкретная целостная личность и как представитель организации, то есть носитель определенных профессионально-ролевых функций. В случае, если личностные потребности не удовлетворяются в должной мере, в процессе деятельности в организации, или собственные идеи и стиль поведения человека не совпадают с групповыми нормами, может возникнуть внутриличностный конфликт, вследствие которого снизиться интерес к выполняемой работе. Конфликты такого рода часто оказываются темой обсуждения между сотрудниками, а иногда и причиной проблемных бесед между руководителем и подчиненным. Вместе с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации, большое мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными, то есть непосредственное взаимодействие в деловой обстановке. Критические оценки, форма постановки задач, ответы руководителя на вопросы либо помогают сотрудникам ориентироваться в своей деятельности, побуждают их работать успешнее и прибыльнее, либо могут сильно препятствовать этому.
Для каждой ситуации существуют свои правила участия в них и способы понимания действий партнера.
Итак, сценарии как бы фиксируют модели опыта и потому выступают своеобразными гидами для поведения человека в разнообразных ситуациях. Если ситуация знакома, знание сценария помогает автоматически совершать последовательные действия. Если ситуация незнакома – отсутствие сценария затрудняет адекватное поведение. В межличностном взаимодействии знание типичных сценариев способствует взаимопониманию между участниками, и напротив, отсутствие таких сходных сценариев может привести к конфликту.
Взаимодействие является тем фундаментальным процессом, который скрепляет партнеров в диадную общность. Основные механизмы, обеспечивающие формирование межличностного пространства взаимодействия, – взаимопонимание, координация и согласование.
Основная функция взаимопонимания – формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной конкретной ситуации. Для этого участники взаимодействия должны быть достаточно осведомлены друг о друге – о социальном статусе, ролевых позициях, групповой принадлежности, привычках, взглядах на мир, об отношении к тем или иным жизненным событиям. Способами достижения такого знания выступают уточнения, переспросы, повторы, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным проблемам.
Координация – поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Согласование – механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения. Его результатом является относительное согласие в целях, смыслах, намерениях, что задает основной тон межличностным отношениям, определяет их эмоциональную окраску.
28. Социальный ритуал. Функции социальных ритуалов.
Социальный ритуал — исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Именно посредством регулярных, повторяющихся, четко обозначенных, имеющих
устойчивую последовательность действий люди создают саму возможность совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий, а следовательно, задают условия для социального выживания и безопасности.
Практически все исследователи выделяют следующие функции социальных ритуалов:
коммуникативная функция;
функция мировоззренческая (формирование системы культурных символов);
функция социализации (социальное воспитание, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению);
функция социального контроля;
функция укрепления сплоченности группы;
функция регулирования психической стабильности, создания уверенности в трудных и
кризисных ситуациях (в период кризиса следование ритуалам может снимать ощущение тревоги и неблагополучия, тем самым вызывая у людей положительные эмоции).
В поведении многих людей есть повторяющиеся, излюбленные сценарии. Причина их появления в том, что все мы, живя в социуме, ограничены определенными условностями и нормами этикета и не всегда получаем на наши поступки ожидаемую реакцию.
Поведенческий сценарий — это усредненный вариант поведения человека, в котором сочетаются его естественные желания и действия с нормами внешнего мира. В большинстве случаев защитные сценарии появляются на подсознательном уровне и дают нам возможность заглянуть за ширму этикета и понять скрытые потребности, а также слабые стороны человека с тем, чтобы выяснить, в каких психологических стимулах и сигналах он нуждается и как правильно строить с ним отношения, настраивать и осуществлять влияние.
При этом важно оценивать фактор повторяемости, навязчивости сценария. Чем он типичнее, тем более значим для человека — это обязательно стоит учитывать. Один-два раза появившуюся тему в разговоре ни в коем случае не надо считать сценарием и делать какие-либо выводы.
Рассмотрим несколько типичных сценариев. О чем они говорят и каким образом вести себя с таким человеком, если мы хотим расположить его к себе и стимулировать взаимодействие?
Наиболее правильная и успешная реакция — подтвердить его значимость, периодически хвалить и поддерживать разговор о том, как вы (и, возможно, не только вы, но и другие) цените то, что человек делает. Стоит показать, что от мнения и действий этого человека действительно многое зависит, что другие ценят его.
Этот сценарий говорит о неудовлетворенной потребности человека в сочувствии, эмпатии, сопереживании.
Правильная реакция состоит в частичном согласии («да, дейстительно, иногда такое случается) и в сопереживании человеку, когда он столкнулся с неприятной ситуацией.
Важно понимать, что человек защищается, поэтому его эпатаж или агрессию не надо воспринимать всерьез: это всего лишь попытка не очень уверенного в себе человека оградить себя от эмоциональных травм.
Он очень похож на предыдущий сценарий, только лишен агрессии и характерен для случаев заниженной самооценки. Человек заранее обезопасил себя, если действительно ничего не получится.
В этом случае следует дать понять собеседнику, что вы приняли его предостережение, и он действительно умеет прогнозировать ситуацию, однако убеждайте сделать попытку, заверив, что ничего плохого не произойдет даже если ничего не получится.
Впоследствии имеет смысл выяснить, что же именно смущало человека и постараться поэтапно настроить его позитивно.
Как правило, этот сценарий возникает вокруг тех дел и навыков, которыми человек особенно гордится, при этом не очень уверенно чувствуя себя в других сферах. В любом случае это говорит о существующих комплексах: принижая других, человек как бы приподнимает себя.
Если вы хотите завоевать расположение собеседника, достаточно просто с энтузиазмом поддержать его и подтвердить его качества. Однако впоследствии стоит корректировать поведение такого человека, так как оно может перейти в агрессию и привести к абсолютно не объективной самооценке.
Если довести данный сценарий до крайности, то мы придем к классической дедовщине, и здесь уже прибавляется некоторая мстительность и моральный садизм. Однако основной идеей такого сценария можно считать недостаток признания и уверенности в себе в настоящий момент. Именно поэтому наиболее удачной реакцией на подобный сценарий можно считать подтверждение значимости человека, его прошлых и нынешних заслуг.
Если данный сценарий проявляется слишком часто, будьте готовы к прямой агрессии со стороны такого человека по отношению к новичкам или молодежи.
Защитная реакция, подтверждение собственной значимости, компетентности, профессионализма. Очень часто этот сценарий актуален именно для людей, не вполне уверенных в себе (уверенные в себе и адекватные люди помнят о том, что получение дополнительного опыта всегда полезно).
В такой ситуации стоит подтвердить компетентность человека, его опыт и свести вопрос обучения, повышения квалификации, по сути дела, к обмену опытом, оценке опыта других людей или каких-либо теорий. Впоследствии такого человека стоит чем-то удивить, поразить. Если такой сценарий становится преобладающим, то почти всегда это знак отсутствия перспектив дальнейшего развития такого человека.
Неправильная реакция: попытка доказать некомпетентность напрямую (можно удивить или показать что-то, чего человек не знает, не делая акцента на его незнании); логическое убеждение в пользе обучения.
Человек всячески избегает разговоров, отношений, ситуаций хотя бы чуть-чуть личных. Причем в крайнем варианте он старается пресечь их и у других, что означает очень высокую степень неуверенности в личной сфере.
Наиболее правильно при общении с таким человеком не касаться личных тем и свести общение к сугубо деловому.
Читайте также:
- Комплексное сопровождение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей реферат
- Проблема применения пищевых добавок реферат
- Металл как конструкционный материал реферат
- Этнические стереотипы поведения реферат
- Реферат что такое научная идея