Э. Бёрн характеризовал скрипт (или сценарий) как: «Жизненный план, основанный на принятом в детстве решении, подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе».
По Э.Берну, «сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется … еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора».
Сценарий может привести человека как к успеху, так и к абсолютному краху и внутреннему дисбалансу.
Скриптанализ направлен на то, чтобы выявить негативные сценарии и помочь человеку изменить «картину жизни».
Структура сценария по Э. Бёрну
Э.Берн писал о том, что сценарий предполагает:
- Родительские указания;
- Подходящее личностное развитие;
- Решение в детском возрасте;
- Действительную «включенность» в какой-то особенный механизм, несущий успех или неудачу;
- Убеждающую установку.
Э. Берн пишет, что «решение (каким бы оно ни было) основывается на позиции, которая предполагает отношение человека к миру в целом, ко всем кто его окружает, друзьям и врагам … Простейшие двусторонние позиции – это Ты и Я. Они основываются на убеждениях, которые впитываются с молоком матери».
Взаимодействие человека с окружающим миром
Психолог выделяет 4 варианта взаимодействия человека с окружающей действительностью:
- Я «+» Ты «+». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь…
- Я «+» Ты «–»… Это позиция – позиция превосходства, в худшем случае – это позиция убийцы, в лучшем – непрошенного советчика, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи…
- Я «–» Ты «+». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение, передаваемое детям…
- Я «–» Ты «–». Это позиция безнадежности…
Бёрн считал, что сценарный фундамент формируется в психике человека до 6-летнего возраста.
Психологическое здоровье человека складывается из положительной оценки себя, позитивного виденья своих родных, открытости для новых контактов.
Отрицательная оценка себя является основополагающим фактором формирования сценария «неудачника». Если человек постоянно заостряет внимание на недостатках своих родных, это ведет к нарушению микроклимата в семье и на «выходе» человек ощущает внутреннюю дисгармонию. Если человек неохотно идёт на новые контакты, то у него закрыт канал получения нового опыта, соответственно, могут возникнуть проблемы адаптации к среде.
Скриптанализ
Для помощи пациенту в изменении своего сценария применяется групповая терапия. Но для получения нужного эффекта одного сценария бывает недостаточно. Э. Бёрн писал: «Поскольку сценарии слишком сложны и полны индивидуальных особенностей, невозможно провести адекватный сценарный анализ в рамках одной только групповой терапии».
В своих работах знаменитый психолог вводит приём сценарной матрицы: «Сценарная матрица представляет собой диаграмму для иллюстрации и анализа директив (сообщений), переданных от родителей и прародителей настоящему поколению. Большой объем информации может быть сжат и элегантно представлен в виде относительно простого изображения». Данный прием помогает увидеть пациенту родительские установки его сценария. Задачей терапевта является помощь пациенту в перестройке своего сценария таким образом, чтобы эго – состояние Взрослого имело контроль над двумя другими эго – состояниями.
Уход от сценария – это гарант счастливой, продуктивной жизни человека.
Антисценарий
Активные дети часто выбирают антисценарий, который представляет полное отторжение родительских установок. Но это только внешнее ощущение. Принятие происходит в перевёрнутом виде.
Сценарное решение
Любой сценарий – это решение, принятое в детстве при восприятии родительских установок внутренним Взрослым. Чтоб изменить сценарий, нужно изменить решение. Но для начала нужно понять, что это за сценарий, его негативные аспекты, мешающие человеку быть счастливым.
Рассмотрим пример сценарного решения. В наше время многие женщины ратуют на то, что мужчины становятся безынициативными и слабыми в моральном плане. Корень этой проблемы тоже кроется в сценарном программировании родителями. Если мальчик постоянно встречает неодобрение мамой своего мальчишеского поведения (игры в войнушки, спасение кота, застрявшего на дереве, и как результат ободранные коленки или испачканная одежда), то рано или поздно он примет решения податься установкам своей мамы и станет хорошим маминым мальчиком. Решение, которое помогло человеку в детском возрасте, оставшись неким штампом в сценарии, может негативно отразиться и на сексуальной жизни и на профессиональной деятельности. Чем в осознанном возрасте принимается сценарное решение, тем более рациональным оно является.
Также Бёрн раскрывает в методике сценарного анализа соотнесения сценария отдельно взятого человека с историей развития человеческой психологии в целом.
Последователь Э. Бёрна Клод Штайнер написал своей книге «Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна» такую фразу: «на протяжении веков «первобытный» ребенок снова и снова с ожиданием улыбается своим «цивилизованным» родителям. Из поколения в поколение человечество получает новый шанс самореализоваться. Самореализация требует времени, но этот день придет, рано или поздно. Новорожденный легко приспосабливается и способен выжить даже в обществе самых жестоких своих собратьев».
Таким образом, по Э. Берну жизнь человека формирует скрипт (или сценарий), заложенный в детстве родителями. В процессе развития и взросления этот сценарий может редактироваться. Трагичный сценарий – это не данность, он поддаётся перепрограммированию.
Литература:
- Бёрн Э. « Игры, в которые играют люди»;
- Штайнер К. ««Сценарии Жизни Людей. Школа Эрика Берна»;
- Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»
Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории
Текст публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. |
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Скриптовое программирование или «Чужая колея»
Скриптовое программирование или «Чужая колея»
Попал в чужую колею, глубокую…
В. Высоцкий
На первый взгляд, этот раздел данной главы никакого отношения к социальному программированию и социальной инженерии не имеет. Однако мы включили в настоящую книгу этот раздел хотя бы по одной причине: чтобы читатель смог получше разобраться в людях, и в отношениях между ними. И, самое главное, в глубинных причинах этих отношений. Почему у одних все хорошо, а у других все плохо? Хотя, казалось бы, стартовые условия одинаковые. Почему один куда бы не устроился — у него все хорошо на работе, а у другого — все плохо? Почему к одному подошли социальные хакеры, неважно кто, хоть цыганки те же, и он им рассказал все, что знал и отдал, все что имел. А к другому пять раз подходили — а ему «как с гуся вода», знай только себе посмеивается и приглашает шестой раз попробовать. В данном разделе мы постараемся дать ответ на эти вопросы. …Иной раз кажется, что какому-то человеку на роду написано быть неудачником, а другому наоборот — счастливчиком. И это правильная фраза. Действительно, многим из нас «написано на роду». Дорогой читатель, успокойтесь… Авторы — не мистики и не фаталисты. Мы лишь просто немного знакомы с психологией. И знаем, кто пишет нам те скрипты, по которым многие из нас действуют всю жизнь. И постараемся рассказать вам об этом в данном разделе.
Ясно, что атакам социальных хакеров, как правило, подвержены люди, скажем так, с точки зрения психологии не вполне полноценные. Проблемные люди, т. е. те, у кого слишком много нерешенных проблем, комплексов… Эти люди живут не по своей воле, хотя им кажется, что по своей. Они всегда выполняют чью-то чужую волю, они в «чужой колее»…
…Их видно в толпе: идут, погрузившись в свои мысли, отсутствующий взгляд, неуверенная походка. Потенциальные же жертвы социальных хакеров, мошенников и преступников всех мастей. Ввести в транс такого человека не составит труда. А вот и другие — бодрая походка, трезвый взгляд, могут оценивать ситуацию. Это счастливчики, любимцы жизни. Кто же и когда пишет нам скрипты, по которым мы живем?
Современная психология знает, что у человека есть подсознательный жизненный план, согласно которому он живет. Этот самый план и называется скриптом. Термин этот введен Э. Берном, основателем скриптового анализа. Скрипт (или сценарий, как его еще иногда называют) в психологии, как правило, употребляется в отрицательном смысле. Таким образом, если человек неудачник, значит, он живет в рамках какого-то сценария или скрипта. Неудачного, безусловно. Конечно, бывают и хорошие скрипты. Но психологи, имея дело в основном с плохими скриптами (счастливые люди к психологам не обращаются), употребляют слово скрипт, как правило, в отрицательном смысле. Вкладывая в это понятие то, что человек «со скриптом» уже не хозяин своей жизни, его плачевный итог уже предрешен много ранее и, чтобы он не делал, вырваться из скрипта он не сможет. Говоря языком театралов, трагический итог пьесы предрешен, у человека есть возможность лишь слегка изменить действие по ходу пьесы, но каким путем он бы не пошел, это все равно приведет его к уже известному итогу.
…Берем нескольких людей и копаем яму. Неглубокую. После этого случайно взятому человеку завязываем глаза и отводим на некоторое расстояние от ямы (по прямой). Говорим, чтоб шел вперед. К яме. Суть в том, что нужно с завязанными глазами в эту яму не провалиться: остановиться сразу перед ней. А теперь смотрим, что получается. Первый пошел. Два шага сделал резво, а потом до самой ямы плелся, что твоя черепаха Тортилла. Но не упал. Подошел к самому краю, сделал шаг вперед, и почувствовал, что дальше хода нет. Второй пошел. Бегом бежит! И — ооп-па! — касается одной ногой самого края ямы и ее перепрыгивает! Да… За этого можно не беспокоиться, у него в жизни получится все и даже больше. Третий — идет ровно, спокойно, но прямо у самого края встал, подумал и дальше не пошел. С этим тоже дальше все будет нормально. А вот четвертый… Четвертый шел бодро, уверенно, с улыбкой, и упал в яму. Этого можно подозревать на наличие отрицательного скрипта. Второй раз, третий, четвертый, пятый — и все время падает. Все, почти точно — это виктим (victim) (жертва). Если виктим стопроцентный, так скажем, то можно наблюдать почти мистические вещи. Можно отвести его в сторону от ямы и сказать, чтобы ничего не боялся и шел прямо. Потому что яма в стороне и ничего ему не грозит. Ба! А прямо-то ему не идется, яма эта притягивает его как магнитом, и вот он заворачивает, заворачивает, и… И снова падает в яму. Хотя, казалось бы, шанс попасть в нее в данном случае ничтожный. И однако… В жизни этот человек будет делать примерно то же самое: из тысячи возможных решений он выберет самое неудачное. А на все удачные моменты жизни, которые ему подсказывает судьба, он будет «плевать с высокой колокольни», и попросту не замечать их. Дожидаясь того единственного момента, который самый плохой. Дожидаясь этой своей ямы… Но кроме четвертого есть еще и пятый. Мистика, но если отвести его вбок от ямы, то он все равно приходит к ней! Тест этот проводить вам совершенно необязательно, просто на его примере мы попытались лишний раз объяснить, кто такие жертвы, или виктимы, как мы условились их называть. Вот и в жизни такие люди делают то же самое.
Это люди со скриптами, они не вольны распоряжаться своей жизнью…
Самое интересное в нашей жизни то, что какой она будет мы решаем очень рано — в возрасте от 3 до 6 лет. Некоторые, особо одаренные, еще раньше — в период внутриутробного развития. Э. Берн говорил на эту тему примерно так: «Каждый человек в раннем детстве решает, как он будет жить в жизни, как он умрет, и этот план, который всегда с ним, где бы он ни был, и называется скриптом или сценарием. Его поведение может быть обусловлено здравым смыслом, но все важнейшие решения в его жизни уже приняты: кого он выберет в супруги, сколько будет детей и будут ли они вообще и т. д.».
Скрипт — это жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Вот вам и ответ на вопрос, кто пишет нам скрипты. Родители, конечно, кто же еще… Скрипт — это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе.
Прочитав эти строки, читатель может подумать, что авторы ударились в глубокую философию, и, наконец, ответили на вопрос, давно мучавший все человечество: «Что наша жизнь — предрешенная кем-то судьба или мы сами строители своей жизни?» А заодно и вывели формулу жизни, по которой мы все живем. Увы, не так. Увы, потому что это сделали не авторы, а великие психологи и психотерапевты. И основателем этого направления в психологии является уже много раз упоминавшийся нами Э. Берн, а также Э. Карпмпан, М. Литвак — эти психологи много потрудились на ниве сценарного программирования. Они же и ответили на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы самим стать строителями своей жизни, даже если до этого мы живем по написанному кем-то скрипту. Это направление в психологии называется сценарное или скриптовое перепрограммирование. Ответили они и на вопрос, кто пишет нам скрипты. Родители, как мы уже выяснили. Человеческую жизнь не нужно сводить к формулам, и все психологи в один голос твердят о том, что нормальная жизнь — это жизнь не по формуле. Нормальная жизнь — это когда человек сам хозяин своей судьбы, когда он живет разумно строя свою жизнь, с учетом действий внешних обстоятельств и жизни других людей. Однако большинство людей, увы, живут ненормально. Живут по формуле. По сценарию.
…Психолог сидит в своем кабинете, хмуря лоб и изображая мудреца. Перед ним сидит робкий, на первый взгляд, юноша со стопкой листков. Юноша — это пациент, а стопка листов это его жизнеописание, начиная от момента «первой памяти» и заканчивая сегодняшним днем. Жизнеописание психотерапевт попросил его написать на предыдущей встрече, попросив писать как можно подробнее и сформулировав вопросы, на которые в этом описании жизни должны быть даны ответы. Психотерапевт прочитал жизнеописание до 7 лет, а остальное отложил.
— Почему же вы не читаете дальше, ведь дальше самое интересное, — спросил юноша с некоторым раздражением.
— Да нет, — задумчиво ответил психотерапевт, — самое интересное уже произошло, а что у вас было дальше, я вам сам могу рассказать.
Все верно. До семи лет «движок скрипта» («костяк скрипта») уже был создан. Дальше будет лишь его «тюнинг». Дальше ребенок будет встречать все больше и больше людей, причем именно тех, которые будут исполнителями ролей в его скрипте. Если его скрипт — скрипт неудачника, то и встречать он будет только неудачников. Вернее, он может встречать и других людей, очень удачливых, ему самому может не раз улыбаться удача, но он пройдет мимо и удачливых людей, и удачи. Потому что в его скрипте нет для них роли… И далее всю свою жизнь человек будет проигрывать свой скрипт с учетом уже новых, появившихся ролей.
…
Примечание
Смотрю на посетителей нашего форума… Есть и баловни судьбы, есть и неудачники, есть и явные антисоциальные психопаты. Всякие есть. Ведь посетители форума — это срез реальной жизни. А вот и социальный хакер с отрицательным уклоном. Уж и так нас из себя пытается вывести и эдак… Не выйдет, не старайся. Мы уже ушли от тех своих скриптов, в которых таким людям было место. Смотрим на него и даже не злимся. Наоборот — жалеем. Потому что примерно понятно, почему он такой и почему так себя ведет. Пытаемся угадать его скрипт. Скорее всего, догадка будет правильной, потому что у всех провокаторов «движок скрипта» примерно одинаков. Наблюдаем дальше. Ан нет. Смотри-ка ты, ошиблись. Это не провокатор. Вернее внешне он провокатор, но по сути своей внутренней — нет. Это человек, которому в скрипте было записано, что его все время будут бить. И все его поведение вызывающее — это не провокаторство, это желание спровоцировать свое избиение, доведя администрацию форума и некоторых посетителей «до белого каления». Не будем мы тебя бить, тебя и так бьют все кому не попадя. А вот здесь — стоп. Здесь внимательно: это к нам пришел разрушитель. Почти классический «скрипт Герострата». Этого модерировать, модерировать и модерировать. Даже то, что он пишет «по делу». Потому что нужно чтобы он быстрее ушел с форума, пускай в другом месте крушит и рушит… Как жаль, что у нас в вооруженных силах нет психологов, вон сколько генералов большезвездных с геростратовскими скриптами только по телевизору показывают…
Вся цель скриптового анализа — превратить неудачников в удачливых, выяснив предварительно, согласно какого скрипта они действуют. Это и есть сценарное перепрограммирование. Вещь сложная и серьезная. Кто бы спорил… Переделать судьбу человека — это не может быть просто. Но вполне возможно. Примеров — много. Естественно, уже положительных.
…
Примечание
Сложность в сценарном перепрограммировании нередко заключается в том, что люди часто пытаются стать счастливыми совсем не для того, чтобы им стать по факту, т. е. не для того, чтобы быть счастливым и жить счастливо. А лишь только для того, чтобы стать «более успешным неудачником». Потому что если человек становится счастливчиком, ему приходится выбросить свой скрипт, а большинство людей делают это крайне неохотно.
Ну что ж, пойдем дальше, — посидим на приеме у психотерапевта и посмотрим, какие скрипты бывают.
Вот зашел грузный усатый дяденька. Жалуется на то, что ничего не успевает… Хоть и на машине везде ездит, а все равно ничего не успевает.
На машине? Это интересно.
— А у вас часто бывает так, что бензин вдруг заканчивается за 10 метров до заправки, и вам машину толкать приходится с помощью всех, кто в ней на ваше счастье оказался? — спрашивает психолог.
— Да почти каждый раз такое… А откуда вы это узнали?
А оттуда, что вы не первый. Не у вас одного за 10 метров до заправки кончается бензин, хотя если не сломан указатель топлива в машине, то о том, что бензин скоро может кончиться известно всегда заранее. Мы же смотрим на этот указатель, планируем «чуть позже» заехать на заправку и, как всегда, не заезжаем, отложив на потом. А потом толкаем машину, потому что бензин почему-то «вдруг внезапно» закончился. И в жизни у таких людей все точно так же. А история с бензином — это всего лишь рядовая сцена в пьесе, которую играет неудачник.
…
Примечание
Это один из ряда вопросов, которые в серьезных фирмах задают устраивающимся на работу. Часто ли у вас заканчивается бензин за 10 метров до заправки? Часто? Извините, вы нам не подходите.
А вот еще девушка. Миловидная такая, но уже с какой-то фантомной печатью на лице. Так оно и есть. Девушка решила совершить самоубийство. Только скрипт, видно, «дал сбой», и она пришла к психотерапевту. Бывает такое со скриптами, недопрограммировал где-то программист… Девушка рассказывает, что «как-то вдруг почувствовала непреодолимую тягу к самоубийству». Не как-то и не вдруг, конечно… Наверняка в семье уже были самоубийцы, и наверняка все ее воспитание в детские годы велось по принципу «Жизнь — обман с чарующей тоскою». (Это у Есенина такие строки есть.) А вот почему вдруг девушка почувствовала это стремление сейчас — это вопрос, в котором стоит разобраться. Может быть, ее отец покончил жизнь самоубийством в том возрасте, в котором она сейчас? Нет, наверное, все чуть-чуть не так. В данном случае виноват так называемый эффект Вертера. Вертер — это главный герой романа Гете «Страдания юного Вертера», который в романе заканчивает жизнь самоубийством. Роман этот прославился среди прочего и тем, что после его выхода в Европе случилась массовая волна подражательных самоубийств (в книге тема самоубийства — центральная). В ряде стран даже запретили публикацию этого романа. Очень много изучал эффект Вертера американский психолог Д. Филипс, который пришел к потрясающим выводам. Анализируя статистику самоубийств, Филипс пришел к выводу, что после публикаций в газетах историй о самоубийствах количество самоубийств возрастало. Причем именно в тех регионах, где вышла публикация. Интересная и драматическая вещь. Ученый из этого сделал вывод, что это скопированные самоубийства, т. е. люди, прочитав заметку в газете, приходили к выводам о том, что для них аналогичный путь — самый лучший.
…
Примечание
Конечно, заметка в газете это лишь толчок к развязке скрипта. Реально же все было запрограммировано заранее. «Роковые письмена» уже написаны, если выражаться строкой из того же стихотворения Есенина.
Филипс, кроме того, выяснил, что после подобных публикаций возрастало также число погибших в авиа- и автокатастрофах! Мистика, казалось бы? Нет, это объясняется тем, что некоторые люди совершают «замаскированное самоубийство». Известно, что церковь и многие люди осуждают самоубийство. Поэтому, избавляя семью от этого ярлыка, многие совершают самоубийство так: едя на машине нажимают газ там, где нужно жать тормоз. То же самое делают и пилоты некоторых самолетов: «штурвал вниз» и — верная смерть. Это — научные данные. Количество аварий после публикаций о самоубийствах резко возрастает. Более того, если, к примеру, в газете, сообщали о самоубийстве молодого человека, то в данном регионе увеличивалось число автокатастроф, участниками которых были именно молодые люди.
Теперь выйдем на некоторое время из кабинета психолога и обратимся к теории.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование
Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование
В этой главе мы рассмотрим основные положения трансактного анализа и скриптового
Нейролингвистическое программирование
Нейролингвистическое программирование
В странах СНГ одной из наиболее популярных моделей психотерапии остается нейролингвистическое программирование (НЛП). Как отмечает Н. Ф. Калина, «специфическая черта этого подхода заключается прежде всего в его притязаниях на
Программирование сознания
Программирование сознания
Вы наверняка замечали такой феномен: умные, талантливые люди прозябают, а тупицы и бездари делают головокружительную карьеру, зарабатывают неимоверное количество денег и вообще успешны и радуются жизни.Они не знают, что это невозможно. «Если
Программирование эмбриона
Программирование эмбриона
Почти все мы изготовлены из 46 хромосом, которые подобны генетическим строительным блокам или кальке. Двадцать три из них пришли от нашей матери и двадцать три — от отца. Если двадцать третья хромосома нашей матери есть хромосома Х (имеющая
А. Родительское программирование
А. Родительское программирование
К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада (по крайней мере в Америке) и перешел в более сложный и трудный мир начальной школы. Здесь ему самостоятельно приходится иметь дело с учителями и другими мальчиками и
Программирование.
Программирование.
Вы хотите преуспеть в получении помощи с другой стороны. Я тоже хочу, чтобы вы преуспели. Даже другая сторона желает вам успеха, поскольку вы нужны ей как соавтор.Однако у одного из нас имеются «если» и «но», которые могут мешать поступлению помощи. Уверяю
Чужая игра по вашим правилам
Чужая игра по вашим правилам
Как вы сами любите свободу и не любите принуждения, так любят первое и не любят второго и все другие люди. А свобода включает в себя такое понятие, как свобода выбора. Вы можете решать за других людей, но они не должны об этом догадываться.
Каждой теме – отдельная колея
Каждой теме – отдельная колея
Итак, две темы выявлены. Что
Социальное программирование
Социальное программирование
Недавно заведующий главной студенческой медицинской службой рассказал мне, что ежегодно около 500 студентов (а это 5 % от общего количества обучающихся) обращаются за помощью в связи со своей особой проблемой. Они чувствуют себя одинокими.
Сценарии (скрипты) и контрфакты
В последние годы в психологию мотивации
импортируется все больше концепций,
рожденных в недрах когнитивной психологии.
Например, понятие «сценарий»,
впервые использованное Р.Шенком и
Р.Абельсоном (Schank R. С., Abelsoh R., 1977) для
обозначения информации, отражающей
некоторую обычную, привычную
последовательность событий, все шире
применяется для объяснения процессов
мотивации поведения. При этом
предполагается, что человек не только
усваивает сценарии в готовом виде, но
создает их сам, представляя будущий ход
событий. Сценарий же, в свою очередь,
может играть регулятивную функцию по
отношению к поведению. Есть некоторое
соответствие между поведением и
сценарием: если я детально и последовательно
представил себе ссору с некоторым
человеком, то вероятность возникновения
ссоры в этом случае будет больше, чем
если бы я вообще не формировал в голове
подобного сценария; мысленное проигрывание
сценария успешного выступления на
собрании способствует успеху будущего
выступления.
Одним
из экспериментально обоснованных
воплощений идеи сценария в психологии
мотивации является концепция функциональной
роли контрфактического мышления, или
контрфактов.
Контрфактами
называются представления об альтернативном
реальности исходе события. Это мышление
в сослагательном наклонении по типу
«если бы…, то…». Например, после
того как студент сдал экзамен на «три»,
он думает: «Если бы я не болтался по
дискотекам, то я бы вполне мог сдать
этот экзамен на «четыре» или даже
«пять», или «Если бы я вообще не
заглянул в конспект, то мне бы и тройки
не видать». Легко видеть, что в первом
случае наш нерадивый студент конструирует
альтернативный сценарий событий, который
привел бы к лучшему по сравнению с
реальностью исходу. Иначе говоря, это
означает, что он рассматривает нынешнее
свое положение как худшее по сравнению
с тем, что могло бы быть. Такого рода
контрфакты называются идущими вверх.
Во втором случае, наоборот, нынешнее
положение воспринимается как относительно
хорошее, так как могло бы быть и хуже.
Это контрфакт, идущий вниз. В исследовании
Н. Роса (Roese N.J., 1994) убедительно показано,
что идущие вверх контрфакты ухудшают
эмоциональное состояние, однако
положительно влияют на будущую
деятельность, и наоборот, контрфакты,
идущие вниз, улучшают эмоциональное
состояние, зато приводят к относительному
ухудшению последующей деятельности
(по сравнению с контрольной группой, не
получившей инструкцию на контрфактическое
мышление).
Таким
образом, стиль (направление) контрфактического
мышления оказывает влияние на последующую
деятельность и эмоциональное состояние,
что открывает возможности для регуляции
поведения с помощью самоинструкции или
внешнего педагогического воздействия.
Проблемы для обсуждения:
1.
Теория когнитивного диссонанса.
2.
Теория баланса.
3. Сценарии и контрфакты.
5.3. Психические познавательные процессы
-
Эмоциональные
процессы
-
Сенсорно-перцептивные
процессы
-
Коммуникативные
процессы
Эмоциональные процессы
На основе мотива и отражения реальной
ситуации формируется цель действия,
план поведения и происходит принятие
решения. Формирование и выдвижение
целей описывается теориями целеполагания.
(См.
дополнительный иллюстративный
материал.)
Эмоциональные
процессы обеспечивают избирательное
отношение человека к различным аспектам
действительности. Психологическая
функция эмоций заключается в оценке
явлений окружающей действительности
и результатов поведения индивида. Эта
оценка внутренне проявляется в форме
эмоционального переживания, а внешне
— в эмоциональной экспрессии. В основе
эмоций лежат физиологические процессы
активации различных кортикальных и
вегетативных систем, но исследования
показали, что физиологическое возбуждение
— это необходимое, но недостаточное
условие для возникновения специфических
эмоций. В эмоции проявляется оценка
индивидом возможностей для удовлетворения
своих потребностей (не только в данной
ситуации, но и в перспективе), поэтому
эмоциональные процессы тесно связаны
с мотивационными. Для возникновения
эмоции как определенного психологического
процесса необходима не только мотивация,
сопровождающая мотивационное напряжение,
но и когнитивная интерпретация ситуации
как благоприятной или неблагоприятной
для достижения цели.
В
традиционной психологии процессы
принятия решения практически не
рассматривались. Сегодня им уделяют
все большее внимание. Центральный момент
принятия решения — выбор варианта
действия, который позволит достичь
наилучшего результата. В основе принятия
решения лежит субъективное переживание
человеком вероятности множества событий,
а также субъективные оценки полезности
или вреда для себя этих событий. Важное
значение имеет также оценка степени
трудности достижения того или иного
исхода. При выборе действия человек
руководствуется различными стратегиями
и правилами принятия решения. Основным
является «правило субъективной
оптимальности». Субъективная
оптимальность складывается из уверенности
в правильности выбранного решения, меры
неудовлетворенности им после выбора,
отсутствия желания «переиграть
решение», т.е. выбрать иной вариант.
В старой традиции процессы принятия
решения относят к разряду так называемых
волевых процессов, которые, на наш
взгляд, являются лишь аспектами
мотивационной регуляции поведения, а
именно мотивационным процессом,
позволяющим преодолевать ситуативные
трудности «здесь и теперь» ради
достижения внеситуативных, отсроченных
целей.
Процессы
контроля обеспечивают так называемую
«произвольную регуляцию»
целеустремленного поведения. Эти
процессы следуют за мотивационной
активацией и принятием решения. Благодаря
им возможно выполнение действия и
достижение необходимого результата. В
теории психической регуляции выделяются
следующие процессы контроля поведения:
определение цели, формирование ожиданий,
оценка условий реализации поведения,
оценка результатов (интерпретация
обратной связи и представление о
самоэффективности). Их можно свести к
двум основным «блокам» процессов:
-
процессы,
предшествующие действию; -
оценочные
процессы. (См.
дополнительный иллюстративный материал.)
Теория функциональных систем Петра
Кузьмича Анохина (1898-1974) описывает
основные этапы контроля и планирования
поведения. Особое значение в ней отводится
механизмам «обратной связи», которые
обеспечивают возможность для сравнения
параметров текущего и желаемого состояний
среды. Они информируют исполнителя о
том, что сделано и что еще нужно сделать
для достижения цели, кроме того они
обеспечивают эмоциональную оценку
эффективности.
Удовлетворение
потребностей возможно только тогда,
когда человек обладает информацией о
ситуации, в которой он должен действовать.
Отражение окружающего мира обеспечивает
познавательные процессы. Процессом,
связывающим познавательную и
психорегулятивную сферу психики,
является внимание, которое обеспечивает
избирательность отражения, запоминания
и переработки информации. Совокупность
познавательных процессов обеспечивает
отражение важных для жизнедеятельности
сторон объективной реальности и создание
образа мира. Познавательные процессы,
в свою очередь, делятся на группы по
разным основаниям.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Скрипты, или социальные сценарии—это ряд техник, созданных для улучшения социального взаимодействия для детей с РАС. Они помогают детям с аутизмом начать и продолжать общение. Скрипты можно использовать с детьми, владеющими навыком чтения. Они представляют собой полоску с текстовой подсказкой. Скрипт может выглядеть как отдельное слово, фраза или предложение. Как и любое средство АДК, скрипты ребенок всегда носит с собой. При попадании в трудную коммуникативную ситуацию он может достать скрипт и прочитать нужную фразу.
Например, мальчик Вася (6,5 лет) подходит к группе детей в песочнице и хочет поиграть с ними, но не знает, что нужно сказать и сделать. Он достает из кармана скрипт со словами «Давайте играть вместе» или «Можно поиграть с вами?» и читает, обращаясь к детям.
Как и от любой подсказки, от сценариев необходимо постепенно отходить. Когда ребенок уже уверенно использует скрипт, от него начинают убирать / отрезать последние слова, постепенно сокращая написанную фразу, пока ребенок полностью не научится обходиться без нее.
Метод социальных историй помог Васе научиться обращаться с просьбой к сверстникам. Речь у него была развита хорошо, он мог выстраивать фразы, состоящие из пяти слов, с использованием предлогов и местоимений, свободно отвечать на поставленные вопросы. Умел читать, хорошо понимал смысл прочитанного. Но с инициацией общения испытывал трудности. Ваня очень любит играть в догонялки с детьми, но попросить их об этом затруднялся, особенно если дети были заняты своей игрой. Он ходил вокруг детей молча, мог ударить, разрушить их постройки или кинуть песок и убежать. Когда дети бежали за ним, он радовался и смеялся.
Специалист по развитию навыков коммуникации подготовила для Васи скрипт «Давайте играть в догонялки», а также провела беседу с детьми в группе и попросила их соглашаться играть с Васей, как только он их попросит. Скрипт показали Васе, объяснили, для чего он нужен и в чем он ему поможет, положили в карман куртки. На прогулке, когда Вася начинал ходить вокруг детей, подходил взрослый и помогал ему достать и прочитать скрипт. Дети сразу соглашались играть. Вскоре Вася стал самостоятельно использовать скрипт.
До разработки программы помощи Вася бил детей ладонью по плечу, рушил ногой постройки, бросал игрушки в детей. Использование скрипта помогло ему научиться приглашать сверстников поиграть с ним. В результате частота проблемного поведения снизилась. Дети в группе перестали бояться Васю и начали с удовольствием играть с ним. Проблемное поведение стало проявляться не на каждой прогулке, а только несколько раз в неделю, а потом совсем исчезло и более не проявлялось.
Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность?», «Как программируют людей?» и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы», «Наши убийцы – «тараканы» в голове».
Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.
Сценарий жизни – базовые программы
Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.
Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.
Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.
Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.
Что формирует базовые программы?
Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:
Размер окружности определяет значимость фактора.
Виды базовых программ
Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:
Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.
Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.
Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.
Практика выяснения убеждений
Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.
Упражнение «Твои убеждения о людях»
Пошаговая инструкция:
- Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
- Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
- Убери звук на телефоне или отключи его.
- Возьми листок и ручку.
- Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
- Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
- Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
I блок вопросов
1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?
Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.
2. Вторая?
3. Третья?
4. Четвертая?
5. Пятая?
6. Шестая?
7. …
8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?
Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.
II блок вопросов
1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?
Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.
2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?
Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.
3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?
4. А у твоего друга?
5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.
Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.
Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.
Твои убеждения о себе
Пошаговая инструкция:
- Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
- Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
- Убери звук на телефоне или отключи его.
- Возьми листок и ручку.
- Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
- Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
- Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
- Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.
Вопросы:
1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?
2. Вторая мысль?
3. Третья?
4. Что думал/думает о тебе папа?
Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.
5. Что думала/думает о тебе мама?
6. Что думают о тебе друзья?
7. Что думают о тебе недоброжелатели?
Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.
8. Что думали о тебе одноклассники?
Распиши конкретно как минимум два абзаца.
Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.
Родительские послания и сценарии жизни
Пару слов о сценариях
Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.
В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.
Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.
Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.
Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.
От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.
Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.
Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.
Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.
Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».
Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».
Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.
Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:
Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:
До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.
Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.
Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.
Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.
Упражнение «Мои сценарии»
Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.
Я никогда не получу то, чего действительно хочу.
Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.
Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.
Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).
В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.
Не теряемся!
С уважением и признательностью, Владимир Даров.
Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.