В истории каждого народа и государства существует большое количество самых различных примечательных дат. Однако все это светские праздники, которые, как отмечают священнослужители, по-настоящему не задевают глубоких чувств, не побуждают думать о спасении души и смысле жизни, в результате оставаясь в памяти только специалистов в области истории.
Содержание
- В чем отличие?
- Как церковь относится к отмечанию светских праздников?
- Как отмечать?
- Новомодные иностранные праздники
- Хэллоуин
- День святого Валентина
- Праздник красок
В чем отличие?
Богословы отмечают, что, в отличие от светских дат, которые почти всегда связаны с историческими событиями, церковные праздники воспринимаются верующими более глубоко, каждый раз по-новому переживаются, как будто происходят заново.
Если исторические события, оставаясь важным для государства, для обычного человека с течением времени теряют свою актуальность, то с церковными связана судьба каждого прихожанина конкретно. Христианские праздники ежегодно переживаются как вновь происходящие события, так как это события, которые происходят для каждой вступающей в мир души, когда бы она ни родилась на земле.
Как церковь относится к отмечанию светских праздников?
Церковь поддерживает отмечание верующими государственных праздников. Все мы граждане России, которые молятся о «властех и воинстве ея». Дополнительно можно вспомнить слова апостола Павла, который утверждал, что не существует власти не от Бога, все власти на земле установлены Господом.
История нашей страны вмещает все многообразие живущих на ее земле людей. Поэтому неудивительно, что среди официально признаваемых государством праздников есть и Рождество Христово, и, имеющий очевидное «советское» происхождение, День Весны и Труда.
При этом часть советских праздников настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что они стали восприниматься совсем по-другому. Например, в Международный женский день уже никто не вспоминает об известной стороннице прав женщин и коммунистке Кларе Цеткин. Сегодня это весенний праздник, который стал еще одной возможностью для мужчин подчеркнуть, с какой теплотой и заботой они относятся к женщинам – женам, мамам, сестрам, дочерям.
Если государство устанавливает какие-либо даты, которые явно не противоречат православным канонам, то нет ничего предосудительного в том, чтобы поздравить с этим праздником окружающих. Если же 8 марта выпадает на Великий Пост, как это часто бывает, то стоит подарить цветы и оставить приятные пожелания, устранившись при этом от участия в семейных застольях и корпоративах на работе.
Как отмечать?
Вообще церковь не одобряет обильные застолья и чрезмерное употребление алкоголя на праздники. В первую очередь, это касается Нового года, когда государство объявляет выходные больше, чем на неделю. Ярко обозначил позицию церкви по этому вопросу священник Максим Каскун:
Пьянки, гулянки. Если обеспеченные люди сейчас выезжают куда-то (на новогодние праздники), то обычные люди никуда выехать не могут. Поэтому они находятся дома все эти две недели, все это там происходит. Конечно, как можно приветствовать такой праздник? Соответственно, какой в нем смысл? А смысл как раз в светском понимании праздника: просто провести праздно время, без дела без никакого, потому что духовного смысла нет, духовно праздновать нечего, а материально праздновать… Это просто пир живота, пир желудка.
Новомодные иностранные праздники
В последнее время в нашей стране набирают популярность зарубежные негосударственные праздники, которые привлекают многих людей, особенно молодежь. Верующим стоит относиться к ним особенно внимательно и аккуратно.
Хэллоуин
Прежде чем участвовать в любом подобном событии, необходимо разобраться в его истории и символическом смысле. Например, во время Хэллоуина принято наряжаться в костюмы нечисти, прославляя все бесовское. Подумайте, какие последствия для души могут быть в этом заигрывании с дьяволом.
День святого Валентина
Прочно в современную российскую действительность вошел День святого Валентина, который считается праздников всех влюбленных. Многих подкупает, что Валентин был святым, хоть и католическим, поэтому они считают, что нет ничего зазорного в том, чтобы отметить этот праздник. Однако если присмотреться к празднику более внимательно, то можно обнаружить, что никакого святого Валентина в католических святцах нет.
Праздник красок
Суть пришедшего к нам из Индии праздник Холи скрывается под яркой и красивой обложкой. Этот праздник только на первый взгляд может нам показаться совершенно безобидным. Действительно, что может быть плохого в том, что люди веселятся, разбрасывают вокруг яркие краски.
Однако праздник Холи своими корнями уходят к восхвалению индуистских божеств. Библия же учит тому, что «все боги народов – идолы». Поэтому поклоняться им – грех.
Верующий человек всегда должен внимательно относиться к сути любого праздника, в котором участвует, помнить о необходимости во всем соблюдать меру.
(3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка…
1.
Праздник — отрезок времени, выделенный в
календаре в честь чего-либо или кого-либо,
имеющий сакральное (небытовое, мифическое[)
значение и связанный с культурной или
религиозной традицией
2.
Слово образовалось как суффиксальное производное от ст.
слав.. праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение —
«день, не занятый делами, свободный от работы».
Слово также употребляется в
иных, схожих по смыслу,
значениях:
1)официальный день отдыха,
установленный в связи с
календарным событием,
противоположность будням;
2)массовые развлекательные
мероприятия, весёлое
препровождение свободного
времени;
3)день какого-либо радостного
события;
4)общее состояние душевного
подъёма (обычно в
словосочетаниях: «праздник
жизни» и т. п.).
3.
Праздники являются важнейшим элементом традиции и в
этом качестве играют роль стабилизатора общества.
Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам
и ценностям общества.
Возникновение праздника
связано с появлением у
человечества понятия о
времени и календаря.
Изобретение календаря
пришло с осознанием того, что
на шкале времени существуют
особые точки,
соответствующие смене
циклов природы или стадий
развития общества.
4.
Государственные праздники
1 января Новый год
7 января — Рождество Христово
23 февраля — День защитника
отечества
8 марта — Международный
женский день
1 мая — Праздник Весны и
Труда
9 мая — День победы
12 июня — День России
4 ноября — День народного
единства
12 декабря -День Конституции
5.
31 декабря — 1 января, Новый год
Самый любимый и ожидаемый праздник не только в России, но и на
территории многих государств бывшего СССР, несомненно, Новый
год. Его наступление празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января.
Россияне верят, что праздник определяет дальнейшую жизнь в новом
году («как встретишь его, так и проведешь»). С этим поверьем
связана традиция надевать в новогоднюю ночь все новое и красивое и
встречать его за богато сервированным столом с дорогими сердцу
людьми, семьёй и друзьями.
6.
7 января — Рождество Христово
Праздник Православного Рождества приходится на 7 января. В этот
день отмечают рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Однако,
существует традиция готовится к Рождеству загодя и уже в начале
декабря (задолго до католического Рождества) украшать города и
дома, а также наряжать ёлку. Украшения снимаются после праздника
Крещения Господня.
7.
23 февраля — День защитника
отечества
День защитника Отечества отмечают ежегодно 23 февраля. Как и
многие другие праздники России, он значится в календарях Белоруссии,
Киргизии, Таджикистана. Праздник возник как дань уважения к воинам
и армии, официальной датой создания которой является 27 января 1922
года . Первоначальное название праздника — «День Красной армии и
Флота», затем с 1946 по 1993 гг. — «День Советской армии и Военноморского флота».
В этот день в России и на территории государств, которые сохранили
этот праздник после распада СССР принято поздравлять всех мужчин,
независимо от того довелось ли им служить в армии, или нет. Мужчин
поздравляют как защитников семьи, дома и своей страны, дарят подарки
и накрывают в их честь праздничные столы.
8.
8 марта — Международный
женский день
Государственный праздник 8 марта, как и многие другие российские
праздники, сохранился со времен СССР и объявлен выходным.
Изначально праздник имел политическое значение и был посвящен
феминистическому движению за права женщин. Он появился после
выступления Клары Цеткин в 1910 году. Однако, сегодня этот утратил
свой политический подтекст и воспринимается как праздник
торжества женщин, весны и красоты. Прекрасных дам поздравляют
повсеместно, дарят цветы и подарки.
9.
1 мая — Праздник Весны и Труда
В недавнем прошлом — День международной солидарности
трудящихся, имел выраженный политический характер, «праздник
рабочих». Сейчас он стал отличным поводом для весеннего отдыха .
10.
9 мая — День победы
Это самый важный и дорогой для россиян и всех стран, принимавших участие в
Великой Отечественной войне, праздник.
Отмечают его с 1945 года ежегодно 9 мая.
В этот день возлагают цветы к памятникам павшим на войне, устраивают парады,
салюты, поздравляют ветеранов, вспоминая вместе с ними о трудных днях войны.
Неизменным украшением этого дня и символом выражающим светлую память о
героях войны, являются песни военных лет, и фильмы снятые после войны,
услышав и увидев которые никто не останется равнодушным. Неотъемлемым
атрибутом праздника является георгиевская ленточка. Её повязывают на одежду в
дни праздника, в знак памяти о подвиге предков и преемственности поколений.
Кульминацией 9 мая служит праздничный салют в честь победы в Москве и
других крупных городах страны.
11.
12 июня — День России
Этот праздник отмечают с 1992 года ежегодно 12 июня. До 2002 года
его называли «День принятия Декларации о государственном
суверенитете РСФСР». На центральных площадях крупных городов в
этот день проходят различные праздничные мероприятия, а в Кремле
президент вручает Государственные премии РФ.
12.
4 ноября
День народного единства
День народного единства — российский государственный праздник.
Отмечается начиная с 2005 года.
Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память
избавления Москвы и России от войск Речи Посполитой в 1612
году), Казанская осенняя
13.
12декабря- День Конституции
В этот день в 1993 году граждане нашей большой страны проголосовали
на всенародном референдуме за документ, определивший современные
устои российского общества и государства. Основной закон страны
14.
Задание: зарисовать в тетради государственный праздник
«Новый год»
Как известно, гражданские, или светские, праздники появились гораздо позже праздников народного аграрного и православного календаря в процессе развития государственности. О светском празднике в Европе можно говорить с связи с эпохой Возрождения. В России же первые гражданские праздники возникают в Петровскую эпоху, например, именно в это время появилась традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, как это было принято в Европе, были введены празднества по случаю военных побед России, а затем вошло в правило отмечание их годовщин. Тогда же впервые в эти торжества включались парады гвардейских полков. С именем Петра I связано и рождение в России морских праздников, которыми отмечались и победы на море, и спуск на воду новых кораблей.
В годы правления Петра I утвердилась и заимствованная, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев, приуроченная к 1 мая встреча лета, так называемая маевка, которая впоследствии стала неотъемлемой частью праздничного быта сначала жителей обеих столиц, а затем многих губернских и уездных городов России.
С.А. Токарев называл процесс эволюции праздничного календаря «сращиванием некоторых новейших гражданских, национальных и революционных праздников с народными традициями, приуроченными к календарным датам»’.
Создание гражданских праздников и новых праздничных ритуалов и традиций, столь бурно протекавшее в Петровскую эпоху, продолжалось в последующие десятилетия XVIII в., как и в XIX — начале XX в. Одной из важнейших сторон протекционистской политики правящих кругов в отношении праздников является практика выделения из всего многообразия привычных торжеств официальных нерабочих дней.
Выбор дат этих государственных праздников отражает черты общественного строя, политическую и социальную структуру общества, подчеркивает роль государственной власти. При этом государственный праздник, как правило, наследует старинные обычаи создания атмосферы согласия и единения. В то же время праздничные церемонии проходят в столицах и административных центрах, повторяя одну и ту же общую, светскую по характеру, схему. Художественное оформление государственного праздника — шествия, парады, зрелища, иллюминация, театрализованные действия и концерты — также основано на светском искусстве.
Проект
на тему:
«Религиозные
и
светские
праздники».
Подготовила:
Салащенко
Т.С.
Объект
исследования:
религиозные
и светские
праздники.
Цель:
-познакомить с
понятием «праздник», его составными частями, происхожде-нием термина;
-прививать интерес к
культуре и рели-гии разных народов;
-учить уважать
личность каждого, раз-личия между людьми принимать как положительный факт;
-развивать творческие
способности уча-щихся, инициативу и самостоятель-ность;
-воспитать
творческую, гуманную и свободную личность;
-помочь каждому
ученику раскрыть в себе таланты и способности, учить раз-вивать их в себе;
-сплотить семью и
повысить уровень семейных ценностей.
Задачи:
Методы
работы:
-создание мини-групп;
-поиск информации;
-театрализация;
-классные часы;
-организация выставок
учащихся;
-сочинения;
-родительские
собрания;
-внеклассные
мероприятия;
-встречи.
Длительность
проекта:
20 недель
Творческие
группы
религиозные
праздники
светские праздники
Участники:
-хореограф;
-музыкальный руково-дитель;
-художник-оформи-тель;
-сценарист;
-режиссёр-постанов-щик.
Актуальность
Праздники в начальной школе- неотъемлемая
часть учебно-воспита-тельного процесса.
Совместная подготовка к празд-никам и их проведение не только спла-чивает
детей, но и учат общению, взаи-мопониманию, взаимопомощи; способ-ствуют
развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребёнок
раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Проведение праздников оказы-вает положительное влияние и на роди-телей.
Родители- наши главные помощ-ники, а часто и участники праздников.
Этапы
работы:
1.Подготовительный.
2.Исполнительный.
3.Итоговый.
Содержание
проекта
Праздник-
1) торжественное,
радостное событие;
2) официально
отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или
церковной традицией;
3) увеселительное,
развлекательное или торжественное мероприятие.
Праздник как
феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память
кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным
вступлением в уто-пическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия».
Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратко-временная форма
человеческого бытия.
Исторические
корни праздника уходят в глубо-кую древность, они тесно связаны с магией, риту-алом,
трудовой деятельностью, мировосприяти-ем, образом жизни, ценностными
ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая пот-ребность в праздниках,
выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстети-ческую,
нравственно облагораживающую.
Праздник
выступал как способ духовного еди-нения, коллективного самовыражения и обрете-ния
свободы, раскрепощения, снятия груза буднич-ных забот и тревог.
Как бы далеко
ни углублялись мы в историю на-родов России (да и не только России), нам не
удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников.
Начиная от пля-сок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками,
Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами
нынешних дней, куда относительно недавно попал и такой важный для народа
праздник, как новый год. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления
природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть,
потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились
умилостивить их жертвоприноше-ниям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова
доживших до наших дней обрядов и ритуалов лег-ко узнаваема, если знать историю
формирования и развития нации.
Праздники
обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стерео-типы
поведения, соответствующие данным об-щественным отношениям нормы нравственности
и ценностные ориентации.
Праздник
всегда имеет оптимистичный жиз-неутверждающий характер; его содержательная
сторона отличается выражено- духовной направ-ленностью. В нем достаточно
ощутима многове-ковая преемственность духовных ценностей.
С развитием
цивилизации праздники станови-лись делом официальным, а с утверждением госу-дарственности
как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламенти-рованными.
Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и со-держания не выходили за
официально установлен-ные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое
значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая:
чувственно-эмоци-ональная насыщенность содержания, вырази-тельность,
экспрессивность, алогизм, зрелищ-ность, элементы карнавальности, театрализа-ция.
Все эти качества роднят праздник с искус-ством, но не отождествляются с ним.
Праздник- некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным
произведением.
Светские
праздники.
1.
Новый год.
2.
23
февраля— день Защитника Отечества.
3.
8 марта— Международный женс-кий день.
4.
12 апреля— Всемирный день кос-монавтики и авиации.
5.
1 мая— День труда.
6.
9 мая –День Победы.
7.
12 июня –День независимости.
8.
1
сентября— День Знаний.
9.
5 октября— День учителя.
10.
4 ноября— День Единства.
11.
27 ноября— День матери.
Мусульманские
праздники.
1.Лейлят аль-кадр.
2.Праздник
разговенья- ураза –бай-рам.
3. Курман- байрам-праздник жертво- приношения.
4. Мирадж.
5. Ашура—
день скорби .
6. Праздник мавлюд.
7. Пятница-этот день считается днём отдыха и
празднуется еженедельно.
8. Навруз— мусульманский Новый год.
Православные
праздники.
1.Рождество Христово.
2.Обрезание Господне.
3.Богоявление. Крещение Господне.
4.Сретение Господне.
5.Благовещение.
6.Вход господень в Иерусалим -Вербное вос-кресение.
7.Пасха.
8.Вознесение Господне.
9.День Святой Троицы.
10.Рождество Св.Иоанна Предтечи.
11. Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла.
12.Преображение Господне.
13.Успение Пресвятой Богородицы.
14. Усекновение главы Св.Иоанна.
15.Рождество Пресвятой Богородицы.
16. Воздвижение Креста Господня.
17.Покров Пресвятой Богородицы.
18.Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Для людей, которые в храм не ходят, существует, кажется, только два церковных праздника – Пасха и Рождество. Они, что называется, на слуху. И только когда человек начинает ходить в церковь, он с удивлением обнаруживает, что церковных праздников гораздо больше.
В сущности, в церкви вообще каждый день – праздник, потому что каждый день есть память какого-нибудь святого, события церковной истории и так далее. Хотя, конечно, далеко не все праздники празднуются так, как Пасха. Но давайте обо всем по порядку.
Церковные и светские праздники отличаются в первую очередь тем, что имеют разные источники. Для светских праздников – это события гражданской истории (9 мая, 8 марта, Новый год и другие), для церковных – события церковной истории (Воскресение Христово, Вход Господень в Иерусалим и т.д.). Те и другие праздники, как правило, не пересекаются. Даже Новый год в церкви и в миру – разный. В церкви новолетие по традиции празднуется 1 сентября (по старому стилю).
Есть, правда, праздники, которые пересекаются. Так, например, День семьи, любви и верности постановлено отмечать 8 июля – в этот же день празднуется память благоверных Петра и Февронии Муромских (в честь которых, собственно, и учрежден теперь этот праздник).
Второе отличие церковных и светских праздников – это, собственно, сам способ празднования. В церковные праздники человек всегда старается быть на службе (кстати, и сама служба праздничная отличается от повседневной). После службы в некоторых приходах организуется (по средствам, конечно) общая трапеза.
А вот светские праздники совсем не обязательно должны содержать какую-то «программу». Да, 9 мая бывает парад, а вот 8 марта (или какой-нибудь первомай) празднуется обычно в кругу семьи. Тут у всех своя программа.
Наконец, церковные праздники, с одной стороны, менее заметны, чем светские (просто потому, что воцерковленных людей меньше, чем невоцерковленных), с другой – гораздо более «внутренне проработаны» (то есть люди, как правило, понимают, что они празднуют. Светские праздники хоть и имеют определенную предысторию, но это отнюдь не означает, что (в особенности молодое поколение – просто в силу возраста) люди помнят, в чем чего учрежден, например, праздник весны и труда или что празднуют 12 июня.
Но в целом и те, и другие праздники хороши. Нужно только научиться проводить их с пользой.
16 июля 2022 г.
Главные различия светских и Церковных праздников
- Раздел «Праздники церковные»
Любой светский праздник – это подспудное стремление к чему-то иному, лучшему и более светлому. Недаром в любой праздник люди стараются быть «мягче» по отношению к окружающим. Стремление к прекрасному выливается порой в многочасовые уборки своего жилища накануне заветного дня. И, тем не менее, в общенародном сознании все это великолепно сочетается с непременным объедением и пьянством. В лучшем случае «веселие» заключается в многочасовом просмотре огромного количества сомнительного качества концертов и развлекательных шоу, которые вместе со всепроникающей рекламой навязывают нам взгляд на жизнь как на сплошной праздник потребления. Лишь где-то в самой глубине души слабо теплится воспоминание о том, что собой представляет подлинный праздник. И все встает на свои места при ясном понимании того, что светский праздник – лишь искаженная копия религиозного, церковного; итог многолетних заблуждений и отсутствия соответствующей культуры.
В своем «Слове на Святую Пятидесятницу» святитель Григорий Богослов объясняет, что значит истинный, церковный праздник: «… праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие, которые… мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему».
Но, не отделяя в человеке тело от души, Святая Церковь не отвергает, в известной степени, и утешения плоти: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» (Кол.2:16-17). Не возбраняется радоваться телесно, постоянно памятуя о духовном и вечном, которое во главе угла.
Важен и еще один аспект праздника, чтимого Церковью, в отличие от празднования светского. Церковный праздник олицетворяет событие, которое происходит здесь и сейчас, позволяет реально участвовать в нем, погружая нас в ткань времени. И поэтому день праздника – это не день воспоминания, как, например, годовщина революции. Это – день соприсутствия и соучастия. День, когда Небо близко земле.
Праздники регулируют, соразмеряют церковный год, придавая ему смысл постоянной соотнесенностью с событиями, протекающими в вечности. И жизнь верующего христианина благодаря этому проходит не «из ниоткуда в никуда», а в постоянном окружении священными событиями, приносящими покой и умиротворение душе.
Главным содержанием христианского праздника является не бездействие, а торжество благодарения Бога. Чтобы человек мог с чистой совестью и без обыденной суеты с радостью поблагодарить Творца по поводу одного из событий в истории нашего спасения. Кульминацией праздника становится Божественная Литургия за которой совершается таинство Причастия.
Праздничный подарок – это предметное выражение нашей любви и очень важно, чтобы он как можно более полно отражал нашу любовь к конкретному человеку, по-настоящему его обрадовал.
В христианском мире существует древняя традиция поздравлять с праздником не только родственников и знакомых, но и тех, кто не может разделить с нами торжество: тяжело больных, одиноких, немощных.
Календарь и летосчисление
В древности на Руси новый год начинался в марте и годы считались от сотворения мира.
Общеевропейское летосчисление в России ввел Петр I 1 января 1700 г. (7208 г. по старому стилю).
Тот же самый император ввел юлианский календарь. Однако в Европе в это время перешли на григорианский календарь. Эту систему календаря приняли в России только в 1918 г. Разница между старым и новым календарями представляет +13 дней. Значит, например, если Октябрьский переворот состоялся 25. 10. по старому стилю, то по новому это было 7.11. Рождество в России празднуют по новому стилю 7.1., но в некоторых семьях это делают также 25.12.
Праздники
Еще в 19 в. на Руси праздновали и отдыхали 140 дней в году.
Праздник языческого происхождения
Масленица
Праздник наступающей весны (проводы зимы), еды (символ масленицы – блины), радости (забавы – катание на санях, кулачий бой) oтмечается в начале марта. Сегодня праздник (особенно в городах) приобретает уже коммерческий характер.
Религиозные праздники
При коммунизме религиозные праздники почти не отмечались, но не были официально запрещены. (Например на Пасху по телевидению, как правило, показывали самые популярные передачи, чтобы заставить людей остаться дома и не ходить в церковь. Милиция блокировала входы в храмы.)
Русская православная церковь отмечает свои праздники по старому календарю.
Пасха
Главный православный праздник в честь чудесно воскресшего распятого Иисуса Христа. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.
Это духовный праздник. В церквах служат богослужения, ночью открыты все храмы.
На Пасху красят яйца, пекут кулич, готовят пасху (сладкое блюдо из творога). Религиозные семьи эти блюда приносят в церковь, где их священник освящает. На Пасху встречаются друзья и родственники, целуются три раза. Во время этого праздника принято ходить на кладбища на могилы своих близких.
Люди на Пасху друг другу говорят: «Христос воскресе!» и получают ответ: «Воистину воскресе!»
Перед Пасхой по церковным предписаниям надо соблюдать Великий пост – запреты на употребление мяса, спиртного, воздержание от всяких забав.
Рождество Христово со Святками
Праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа.
Святки начинаются 7-го января с Рождества и продолжаются неделю (до „старого Нового года“). Раньше на Рождество готовили сочиво или кутью (сладкая овсяная каша с медом и орехами). Важную роль играла таинственная рождественская ночь, когда девушки гадали по разным приметам, как следующий год сложится. Происходят полуночные богослужения.
Традиция Рождества была во время социализма почти уничтожена и все традиции были перенесены на Новый год. Традицию рождественской елки ввел в России только Петр I, Сталин добавил звезду на ее верху.
Официальные государственные праздники
Поздравление можно выразить такими словами: С праздником! С Новым годом!
Новый год (1.-2.1.)
Новый год встречают русские шумно и весело. Накануне Нового года, как правило, люди сначала встречают праздник дома, а вечером и ночью гуляют с друзьями.
Этот праздник — смесь Рождества, „Силвестра“ и Нового года. Люди веселятся, пьют, в городах устраивают фейерверки. Обычно кушают салат оливье и жареного цыпленка. Именно на Новый год принято дарить и получать подарки. По традиции их на санях привозят Дед Мороз и Снегурочка.
Рождество Христово (7.1.)
Тот праздник отмечают только православные верующие.
День защитника Отечества (23.2.)
Раньше День Советской армии — Это „мужской день“, женщины покупают мужчинам подарки.
Международный женский день (8.3.)
Большой праздник, отмечают его дома и на работе, на улицах и на стенгазетах висят поздравительные плакаты. Женщины получают цветы и подарки.
Праздник Весны и Труда (1.-2.5.)
Отмечаемый как день солидарности трудящихся.
День Победы (9.5.)
Большой праздник, русские почитают память павших на войне, ветераны встречаются на мемориальных кладбищах, люди сюда приносят венцы и цветы. Города украшены флагами и плакатами, происходят торжественные парады.
„Konečně jsme se k tomuto svátku začali chovat jako ke svatému dni, vždyť právě náš lid, naše národy se nejvíce zasloužili o vítězství v této Velké válce, která je dnes ve světě téměř neznámá. Nebýt dokumentů, málokdo by si dnes vzpomněl, že 28 miliónů lidí zemřelo proto, aby svět nebyl od základu zničen. Obávám se, že pokud se tato památka neuchová v naší paměti, bude přetěžké vysvětlit lidem, jak bránit svou vlast.“
Nikita Michalkov
День принятия декларации о государственном суверенитете (12.6.)
Празднуется с 1990 г., народу почти неизвестен.
День народного единства (4.11.)
Этот празник был введен только в 2005 г. Он напоминает день освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 г., и входит в состав „Победных дней России“. Раньше в России отмечали годовщину Великой Октябрьской социалистической революции (7.11.). В 1996 г. этот празник переименовали на День согласия и примирения, и в 2005 г. с желанием снять ассоциации с днем Октябрьской социалистической революции его перенесли на 4.11. и выбрали новое название.
День Конституции (12.12.)
В честь принятия Конституции в 1993 г.
Значит, в РФ переплетаются праздники религиозные и светские, старые, коммунистические и новые. В случае совпадения праздника с выходным днем объявляют свободным днем понедельник или пятницу. Люди обычно не работают уже в четверг после обеда.
Православие
Православие — одно из трех основных направлений христианства.
Основы православной веры
- вера в единого Бога, имеющего три ипостаси (Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого)
- почитание Богородицы
- почитание икон
- вера в ангелов и помощь святых
- монашество
- посты
- обожение как цель жизни человека
Православие признает Священное писание (Новый и Ветхий заветы).
Православие возникло в связи с распадом Римской империи, его богослужебные основы определились в Византии. Окончательно сложилась самостоятельная церковь в 1054 г.
Православная церковь не имеет единственного центра – существует 15 автокефальных церквей, не зависимых друг от друга.
Символ православной церкви — крест с поперечной перекладиной.
Православие в России
До принятия христианства было на Руси распространено язычество. Русские долго и тяжело расставались с прежней верой отцов и дедов и проявления язычества и патриархальности общественного уклада прослеживаются до сих пор (в отсутствии личной свободы, фаталистическом взгляде на жизнь, вере в чудеса и ирреальные силы).
Православие было на Руси заимствовано из Византии при князе Владимире, в 988 г. стало официальной религией. При князе Иване Калите в 14 в. стала православным центром на Руси Москва. На рубеже 14 и 15 вв. Москва хотела стать мировым центром православия (идея «Москва — Третий Рим»). В 17 в. пережила Русская православная церковь раскол, в результате которого появилось старообрядчество и никонианство. Патриарх Никон провел церковную реформу и жестоко преследовал старообрядцев, которые жили аскетично, отказывались от цивилизации и ожидали конец света. Многие из них эмигрировали из России.
Церковью управляли патриархи, с начала 18. в. Священный Синод во главе с Императором. Влияние православной церкви старались ограничить особенно Петр I и Екатерина II.
Русская православная церковь в 20 веке
Ситуация Русской православной церкви после 1917 г. резко ухудшилась. Священники и верующие подвергались преследованиям, многие церковные представители эмигрировали. Большевики сносили храмы, закрывали монастыри. Центр православной церкви был перенесен за Москву, в монастырь в городке Сергиев Посад.
Во время Великой Отечественной войны пришлось поддерживать храбрость населения всеми силами, в борьбу с фашизмом получили возможность включиться также представители церкви.
Только в 1990 г. русская православная церковь полностью освободилась от государственной зависимости.
Русская православная церковь сегодня
Высшими органами церковной власти являются Священный Синод во главе с Патриархом Москвы и Всея Руси. Сан патриарха является пожизненным. Основная церковно-административная территориальная единица – епархия. Священники могут жениться.
Русские с начала 90 гг. возвращаются к религии. Верующими себя объявляет 54% населения. Верующие должны жертвовать часть своего дохода на дела церкви или сиротам и нуждающимся. Также на эти средства были отремонтированы русские храмы. В 10-ые годы 21-ого века критики режима указывают на то, что православие в русском общестев фактически заняло место прежней официальной социалистической идеологии.
Современный Святейший Патриарх Московский и всея Руси — Кирилл.
Рожденный 1946, в мире Владимир Михайлович Гундяев. Избран в 2009 г., раньше митрополит. Патриарх пользуется высокой полулярностью, очень активный. Он сделал многое для объединения Русской православной церкви за рубежом. Патриарх авел себе странички на социальный сетсях, где общается с гражданами напрямую.
В феврале 2016 г. встретились патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск в Гаване. Это быпа первая встреча высших представителей обеих мировых церквей вообще.
Критика: бывший член КГБ, слишком узкое сотрудничесво с Кремлем.
Православие и русский национальный характер
Русская православная церковь всегда требовала соблюдения строгих нравственных норм, системой запретов и ограничений ставила верующего в положение грешника. Лишь избранным было под силу жить „правильно“, например, соблюдать все посты.
Главные ценности „народного православия“: праведная жизнь (соблюдение десяти заповедей Спасителя), скромный достаток, уважение окружающих и дети.
По церковным предписаниям человек должен спокойно относиться к житейским несчастьям и затруднениям, не жаловаться на жизнь, надеяться на лучшее. Поэтому умение терпеть считалось одним из главных качеств. Человек должен в первую очередь думать о очищении души, спасении и Царствии Небесном. Богатство отвлекает от Бога: „Богатство нажить – в аду жить.“
Православный храм
Каждый храм посвящен какому-нибудь святому или событию. Здание храма строится либо в виде креста, либо в виде круга, либо в виде восьмиугольника. Храм завершается золотым куполом, на котором ставят главу с крестом. Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. Алтарь отделяет от остального храма иконостас. Это стена из икон, за которой происходят некоторые обряды и куда могут входить лишь священники. Внутри православного храма темно, зимой тепло, запах ладана. В церквях находится много икон (изображение Иисуса или святых на деревянной доске). Иконы считаются чудотворными, верующие, обращаясь к ним, молятся, приносят цветы.
Служба происходит на церковнославянском языке (возник из старославянского). Богослужения сопровождаются только хоровым пением, люди молятся стоя, в храме нет стульев или скамеек.
Женщины в храме должны носить головной убор (платок). Мужчины должны после вступления храм наоборот снять головной убор. Держать руки за спиной значит не участвовать в богослужении.
Главные русские храмы
В Москве
- Храм Христа Спасителя — сегодня самый важный храм. Был основан в честь победы над Наполеоном. В 1931 г. советские власти его разрушили и на его месте хотели построить Дворец съездов. Из-за подземной воды эту постройку не удалось реализировать, и в центре столицы несколько десятилетий находился публичный бассейн. В середине 90 гг. 20 в. храм был восстановлен.
- Кремлевские храмы — Успенский, Благовещенский, Архангельский
Старейшие русские храмы находятся в Новгороде (Софийский собор), Пскове, городах Золотого кольца.
Самые известные монастыри: Соловецкий монастырь на Соловецких островах, Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, Валаам на острове в Ладожском озере.
Литература:
- Решетников, Н.И.: Руский народный календарь: пословицы, приметы, обычаи, обряды, имена. „ОЛМА-ПРЕСС“, Москва 2005.
- Сергеева, А.: Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.
- Соловьев, В.М.: Тайны русской души. Русский язык, Москва 2003.
- Шангина, И.И.: Русский народ. Будни и праздники. Издательство „Азбука-классика“, Санкт-Петербург 2003.
- Stěpanova, L., Vychodilová, Z.: Reálie ruské pravoslavné církve.Univerzita Palackého, Filozofická fakulta, Olomouc 1998.
- Православное чтение: http://www.zavet.ru/
- Храмы России: http://www.temples.ru
- Русская цивилизация. Устройство православного храма: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=2659
- Википедия, статья Русская православная церковь: http://ru.wikipedia.org
- Обзор русских праздниов: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47887http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47887
-
Празднично-обрядовая культура в системе сксит
Исторические
корни праздника уходят в глубокую
древность, они тесно связаны с магией,
ритуалом, трудовой деятельностью,
мировосприятием, образом жизни,
ценностными ориентациями.
Праздник
выступал как способ духовного единения,
коллективного самовыражения и обретения
свободы, раскрепощения, снятия груза
будничных забот и тревог.
Чувственно-эмоциональная
насыщенность содержания, выразительность,
экспрессивность, алогизм, зрелищность,
элементы карнавальности, театрализация
роднят праздник с искусством, но не
отождествляют с ним. Праздник – некая
пограничная зона между реальной жизнью
и художественным произведением.
Праздник
– своеобразное зеркало социальных
противоречий, в нем находят свое отражение
ущемление демократических форм жизни
общества, забвение национальных традиций,
крушение идеалов, политизация духовной
жизни, разрыв между официальной
идеологией, общественным сознанием и
объективными реалиями действительности.
Эти противоречия находят свое воплощение
в комическом аспекте праздника, в его
юмористической и сатирической формах.
Праздник
– старейшая и перспективная форма
бытия.
Многие
исследователи относят праздники к
первичной культуре.
Праздник
синтезирует все наиболее ценное в
культуре.
Праздник
– неотъемлемая часть жизненного
распорядка.
Праздники
выполняют рад важных социально-значимых
функций, которые помогают обществу
сохраняться, выделяться и развиваться.
В
сохранении праздников заинтересованы
все.
-
Понятие и сущность праздника
«Праздник»
пришло из церковно-славянского языка.
Южно-славянское:
праздность – безделие, ничего неделание.
Западно-славянское:
святок – акцент на значении святой,
сакральный.
Многозначность
понятия праздник.
Ожигов:
-
Праздник
– день торжества, установленный в честь
или в память кого-чего-нибудь. -
Праздник
– выходной, нерабочий день. -
Праздник
– день, особо отмечаемый обычаем,
церковью. -
Праздник
– день радости, торжества чего-нибудь. -
Праздник
– день игр, развлечений.
Иван
Михайлович Снегирев:
Праздник
есть свободное время, обряд-знаменательное
действие, принятый способ совершения
торжественных действий.
Блинова
Г.П.:
Праздник
– торжественная форма ознаменования
различных событий личной или общественной
жизни, основанная на поверьях и обычаях
народа, день, свободный от трудов и
повседневных будничных забот.
Праздник
– противопоставленный будням
(повседневности) отрезок времени,
характеризующийся радостью и торжеством,
выделенный в потоке времени в память
или в честь кого-либо, чего-либо, обладающий
сущностной связью со сферой сакрального,
отмечаемый в культурной и религиозной
традиции, как действо, которое обеспечивает
его участника максимальной причастностью
к этой сфере.
Святость
праздника поддерживается христианством.
Воздержание
от работы – сущностная черта праздника.
Праздность имела культовый смысл.
В
дохристианскую эпоху все праздники
были узаконены богом.
По
единодушному признанию ученых, в
общественной жизни культурно сообщества
происходит чередование будней и
праздников.
Праздник
– проявление особой празднично –
свободной жизни; преодоление банальности,
повседневности.
Характерная
черта обыденности: каждый прикован к
своим жизненным обязанностям, срокам.
Праздник
– не просто свободное время, отдых, а
важный социальный акт.
М.Элиаде:
Праздник
есть психофизическая потребность
человека периодически выходить из
повседневности и погружаться в особое
время (вечное настоящее).
Праздник
отмеряет время культуры, задает точку
отсчета, нарушает монотонность.
Ильин:
Основная
часть праздников выполняет функцию
разметки социального времени, обозначая
границы между жизненными интервалами.
Праздник
не только уничтожает обыденность, он
убивает время, меняет качество времени,
противодействует прямолинейности
времени.
Праздничная
дата – разрыв, где время движется в
обратном направлении.
Праздник
архаичен: смысл в том, чтобы позволить
людям немного задержаться, не отрываясь
от традиции.
Все
движется по циклу одинаково, со временем
повторяется вновь, социальная жизнь
включена в постоянное обновление
природы. Праздничное время стремится
к вечному, остановившемуся времени.
Вневременность праздника порой получает
буквальное воплощение.
Праздник
– необходимое условие социального
существования людей.
Праздник
активизирует культурную жизнь, проявляются
основные ценности культуры.
Участие
индивидов в праздновании – важнейшее
доказательство связи праздника с
группой.
Происходит
обновление ценностей.
Праздник
– передатчик культурных традиций из
поколения в поколение.
С
праздников связаны все сферы творчества.
Вся культура воплощается в праздниках.
Праздник
– время эмоционального подъема.
Праздник
также фиксирует кризисы в культуре,
центр тяжести праздника в таком случае
перемещается к развлечениям.
Сакрально
то, что связано с сутью праздника. Но
встречаются и чисто светские, мирские
праздники.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #