В истории каждого народа и государства существует большое количество самых различных примечательных дат. Однако все это светские праздники, которые, как отмечают священнослужители, по-настоящему не задевают глубоких чувств, не побуждают думать о спасении души и смысле жизни, в результате оставаясь в памяти только специалистов в области истории.
Содержание
- В чем отличие?
- Как церковь относится к отмечанию светских праздников?
- Как отмечать?
- Новомодные иностранные праздники
- Хэллоуин
- День святого Валентина
- Праздник красок
В чем отличие?
Богословы отмечают, что, в отличие от светских дат, которые почти всегда связаны с историческими событиями, церковные праздники воспринимаются верующими более глубоко, каждый раз по-новому переживаются, как будто происходят заново.
Если исторические события, оставаясь важным для государства, для обычного человека с течением времени теряют свою актуальность, то с церковными связана судьба каждого прихожанина конкретно. Христианские праздники ежегодно переживаются как вновь происходящие события, так как это события, которые происходят для каждой вступающей в мир души, когда бы она ни родилась на земле.
Как церковь относится к отмечанию светских праздников?
Церковь поддерживает отмечание верующими государственных праздников. Все мы граждане России, которые молятся о «властех и воинстве ея». Дополнительно можно вспомнить слова апостола Павла, который утверждал, что не существует власти не от Бога, все власти на земле установлены Господом.
История нашей страны вмещает все многообразие живущих на ее земле людей. Поэтому неудивительно, что среди официально признаваемых государством праздников есть и Рождество Христово, и, имеющий очевидное «советское» происхождение, День Весны и Труда.
При этом часть советских праздников настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что они стали восприниматься совсем по-другому. Например, в Международный женский день уже никто не вспоминает об известной стороннице прав женщин и коммунистке Кларе Цеткин. Сегодня это весенний праздник, который стал еще одной возможностью для мужчин подчеркнуть, с какой теплотой и заботой они относятся к женщинам – женам, мамам, сестрам, дочерям.
Если государство устанавливает какие-либо даты, которые явно не противоречат православным канонам, то нет ничего предосудительного в том, чтобы поздравить с этим праздником окружающих. Если же 8 марта выпадает на Великий Пост, как это часто бывает, то стоит подарить цветы и оставить приятные пожелания, устранившись при этом от участия в семейных застольях и корпоративах на работе.
Как отмечать?
Вообще церковь не одобряет обильные застолья и чрезмерное употребление алкоголя на праздники. В первую очередь, это касается Нового года, когда государство объявляет выходные больше, чем на неделю. Ярко обозначил позицию церкви по этому вопросу священник Максим Каскун:
Пьянки, гулянки. Если обеспеченные люди сейчас выезжают куда-то (на новогодние праздники), то обычные люди никуда выехать не могут. Поэтому они находятся дома все эти две недели, все это там происходит. Конечно, как можно приветствовать такой праздник? Соответственно, какой в нем смысл? А смысл как раз в светском понимании праздника: просто провести праздно время, без дела без никакого, потому что духовного смысла нет, духовно праздновать нечего, а материально праздновать… Это просто пир живота, пир желудка.
Новомодные иностранные праздники
В последнее время в нашей стране набирают популярность зарубежные негосударственные праздники, которые привлекают многих людей, особенно молодежь. Верующим стоит относиться к ним особенно внимательно и аккуратно.
Хэллоуин
Прежде чем участвовать в любом подобном событии, необходимо разобраться в его истории и символическом смысле. Например, во время Хэллоуина принято наряжаться в костюмы нечисти, прославляя все бесовское. Подумайте, какие последствия для души могут быть в этом заигрывании с дьяволом.
День святого Валентина
Прочно в современную российскую действительность вошел День святого Валентина, который считается праздников всех влюбленных. Многих подкупает, что Валентин был святым, хоть и католическим, поэтому они считают, что нет ничего зазорного в том, чтобы отметить этот праздник. Однако если присмотреться к празднику более внимательно, то можно обнаружить, что никакого святого Валентина в католических святцах нет.
Праздник красок
Суть пришедшего к нам из Индии праздник Холи скрывается под яркой и красивой обложкой. Этот праздник только на первый взгляд может нам показаться совершенно безобидным. Действительно, что может быть плохого в том, что люди веселятся, разбрасывают вокруг яркие краски.
Однако праздник Холи своими корнями уходят к восхвалению индуистских божеств. Библия же учит тому, что «все боги народов – идолы». Поэтому поклоняться им – грех.
Верующий человек всегда должен внимательно относиться к сути любого праздника, в котором участвует, помнить о необходимости во всем соблюдать меру.
(3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка…
Главные различия светских и Церковных праздников
- Раздел «Праздники церковные»
Любой светский праздник – это подспудное стремление к чему-то иному, лучшему и более светлому. Недаром в любой праздник люди стараются быть «мягче» по отношению к окружающим. Стремление к прекрасному выливается порой в многочасовые уборки своего жилища накануне заветного дня. И, тем не менее, в общенародном сознании все это великолепно сочетается с непременным объедением и пьянством. В лучшем случае «веселие» заключается в многочасовом просмотре огромного количества сомнительного качества концертов и развлекательных шоу, которые вместе со всепроникающей рекламой навязывают нам взгляд на жизнь как на сплошной праздник потребления. Лишь где-то в самой глубине души слабо теплится воспоминание о том, что собой представляет подлинный праздник. И все встает на свои места при ясном понимании того, что светский праздник – лишь искаженная копия религиозного, церковного; итог многолетних заблуждений и отсутствия соответствующей культуры.
В своем «Слове на Святую Пятидесятницу» святитель Григорий Богослов объясняет, что значит истинный, церковный праздник: «… праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие, которые… мало услаждают чувство, а более растлевают его и вредят ему».
Но, не отделяя в человеке тело от души, Святая Церковь не отвергает, в известной степени, и утешения плоти: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник…» (Кол.2:16-17). Не возбраняется радоваться телесно, постоянно памятуя о духовном и вечном, которое во главе угла.
Важен и еще один аспект праздника, чтимого Церковью, в отличие от празднования светского. Церковный праздник олицетворяет событие, которое происходит здесь и сейчас, позволяет реально участвовать в нем, погружая нас в ткань времени. И поэтому день праздника – это не день воспоминания, как, например, годовщина революции. Это – день соприсутствия и соучастия. День, когда Небо близко земле.
Праздники регулируют, соразмеряют церковный год, придавая ему смысл постоянной соотнесенностью с событиями, протекающими в вечности. И жизнь верующего христианина благодаря этому проходит не «из ниоткуда в никуда», а в постоянном окружении священными событиями, приносящими покой и умиротворение душе.
Главным содержанием христианского праздника является не бездействие, а торжество благодарения Бога. Чтобы человек мог с чистой совестью и без обыденной суеты с радостью поблагодарить Творца по поводу одного из событий в истории нашего спасения. Кульминацией праздника становится Божественная Литургия за которой совершается таинство Причастия.
Праздничный подарок – это предметное выражение нашей любви и очень важно, чтобы он как можно более полно отражал нашу любовь к конкретному человеку, по-настоящему его обрадовал.
В христианском мире существует древняя традиция поздравлять с праздником не только родственников и знакомых, но и тех, кто не может разделить с нами торжество: тяжело больных, одиноких, немощных.
Как известно, гражданские, или светские, праздники появились гораздо позже праздников народного аграрного и православного календаря в процессе развития государственности. О светском празднике в Европе можно говорить с связи с эпохой Возрождения. В России же первые гражданские праздники возникают в Петровскую эпоху, например, именно в это время появилась традиция встречи гражданского Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января, как это было принято в Европе, были введены празднества по случаю военных побед России, а затем вошло в правило отмечание их годовщин. Тогда же впервые в эти торжества включались парады гвардейских полков. С именем Петра I связано и рождение в России морских праздников, которыми отмечались и победы на море, и спуск на воду новых кораблей.
В годы правления Петра I утвердилась и заимствованная, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев, приуроченная к 1 мая встреча лета, так называемая маевка, которая впоследствии стала неотъемлемой частью праздничного быта сначала жителей обеих столиц, а затем многих губернских и уездных городов России.
С.А. Токарев называл процесс эволюции праздничного календаря «сращиванием некоторых новейших гражданских, национальных и революционных праздников с народными традициями, приуроченными к календарным датам»’.
Создание гражданских праздников и новых праздничных ритуалов и традиций, столь бурно протекавшее в Петровскую эпоху, продолжалось в последующие десятилетия XVIII в., как и в XIX — начале XX в. Одной из важнейших сторон протекционистской политики правящих кругов в отношении праздников является практика выделения из всего многообразия привычных торжеств официальных нерабочих дней.
Выбор дат этих государственных праздников отражает черты общественного строя, политическую и социальную структуру общества, подчеркивает роль государственной власти. При этом государственный праздник, как правило, наследует старинные обычаи создания атмосферы согласия и единения. В то же время праздничные церемонии проходят в столицах и административных центрах, повторяя одну и ту же общую, светскую по характеру, схему. Художественное оформление государственного праздника — шествия, парады, зрелища, иллюминация, театрализованные действия и концерты — также основано на светском искусстве.
Проект
на тему:
«Религиозные
и
светские
праздники».
Подготовила:
Салащенко
Т.С.
Объект
исследования:
религиозные
и светские
праздники.
Цель:
-познакомить с
понятием «праздник», его составными частями, происхожде-нием термина;
-прививать интерес к
культуре и рели-гии разных народов;
-учить уважать
личность каждого, раз-личия между людьми принимать как положительный факт;
-развивать творческие
способности уча-щихся, инициативу и самостоятель-ность;
-воспитать
творческую, гуманную и свободную личность;
-помочь каждому
ученику раскрыть в себе таланты и способности, учить раз-вивать их в себе;
-сплотить семью и
повысить уровень семейных ценностей.
Задачи:
Методы
работы:
-создание мини-групп;
-поиск информации;
-театрализация;
-классные часы;
-организация выставок
учащихся;
-сочинения;
-родительские
собрания;
-внеклассные
мероприятия;
-встречи.
Длительность
проекта:
20 недель
Творческие
группы
религиозные
праздники
светские праздники
Участники:
-хореограф;
-музыкальный руково-дитель;
-художник-оформи-тель;
-сценарист;
-режиссёр-постанов-щик.
Актуальность
Праздники в начальной школе- неотъемлемая
часть учебно-воспита-тельного процесса.
Совместная подготовка к празд-никам и их проведение не только спла-чивает
детей, но и учат общению, взаи-мопониманию, взаимопомощи; способ-ствуют
развитию детского творчества, фантазии, воображения. Именно здесь ребёнок
раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты.
Проведение праздников оказы-вает положительное влияние и на роди-телей.
Родители- наши главные помощ-ники, а часто и участники праздников.
Этапы
работы:
1.Подготовительный.
2.Исполнительный.
3.Итоговый.
Содержание
проекта
Праздник-
1) торжественное,
радостное событие;
2) официально
отмечаемый торжественный день, связанный с годовщиной радостного события или
церковной традицией;
3) увеселительное,
развлекательное или торжественное мероприятие.
Праздник как
феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память
кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным
вступлением в уто-пическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия».
Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратко-временная форма
человеческого бытия.
Исторические
корни праздника уходят в глубо-кую древность, они тесно связаны с магией, риту-алом,
трудовой деятельностью, мировосприяти-ем, образом жизни, ценностными
ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая пот-ребность в праздниках,
выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстети-ческую,
нравственно облагораживающую.
Праздник
выступал как способ духовного еди-нения, коллективного самовыражения и обрете-ния
свободы, раскрепощения, снятия груза буднич-ных забот и тревог.
Как бы далеко
ни углублялись мы в историю на-родов России (да и не только России), нам не
удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников.
Начиная от пля-сок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками,
Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами
нынешних дней, куда относительно недавно попал и такой важный для народа
праздник, как новый год. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления
природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть,
потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились
умилостивить их жертвоприноше-ниям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова
доживших до наших дней обрядов и ритуалов лег-ко узнаваема, если знать историю
формирования и развития нации.
Праздники
обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стерео-типы
поведения, соответствующие данным об-щественным отношениям нормы нравственности
и ценностные ориентации.
Праздник
всегда имеет оптимистичный жиз-неутверждающий характер; его содержательная
сторона отличается выражено- духовной направ-ленностью. В нем достаточно
ощутима многове-ковая преемственность духовных ценностей.
С развитием
цивилизации праздники станови-лись делом официальным, а с утверждением госу-дарственности
как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламенти-рованными.
Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и со-держания не выходили за
официально установлен-ные рамки. Эта система жива и сегодня.
Особое
значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая:
чувственно-эмоци-ональная насыщенность содержания, вырази-тельность,
экспрессивность, алогизм, зрелищ-ность, элементы карнавальности, театрализа-ция.
Все эти качества роднят праздник с искус-ством, но не отождествляются с ним.
Праздник- некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным
произведением.
Светские
праздники.
1.
Новый год.
2.
23
февраля— день Защитника Отечества.
3.
8 марта— Международный женс-кий день.
4.
12 апреля— Всемирный день кос-монавтики и авиации.
5.
1 мая— День труда.
6.
9 мая –День Победы.
7.
12 июня –День независимости.
8.
1
сентября— День Знаний.
9.
5 октября— День учителя.
10.
4 ноября— День Единства.
11.
27 ноября— День матери.
Мусульманские
праздники.
1.Лейлят аль-кадр.
2.Праздник
разговенья- ураза –бай-рам.
3. Курман- байрам-праздник жертво- приношения.
4. Мирадж.
5. Ашура—
день скорби .
6. Праздник мавлюд.
7. Пятница-этот день считается днём отдыха и
празднуется еженедельно.
8. Навруз— мусульманский Новый год.
Православные
праздники.
1.Рождество Христово.
2.Обрезание Господне.
3.Богоявление. Крещение Господне.
4.Сретение Господне.
5.Благовещение.
6.Вход господень в Иерусалим -Вербное вос-кресение.
7.Пасха.
8.Вознесение Господне.
9.День Святой Троицы.
10.Рождество Св.Иоанна Предтечи.
11. Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла.
12.Преображение Господне.
13.Успение Пресвятой Богородицы.
14. Усекновение главы Св.Иоанна.
15.Рождество Пресвятой Богородицы.
16. Воздвижение Креста Господня.
17.Покров Пресвятой Богородицы.
18.Введение во храм Пресвятой Богородицы.
1.
Праздник — отрезок времени, выделенный в
календаре в честь чего-либо или кого-либо,
имеющий сакральное (небытовое, мифическое[)
значение и связанный с культурной или
религиозной традицией
2.
Слово образовалось как суффиксальное производное от ст.
слав.. праздьнъ, «праздничный». Буквальное значение —
«день, не занятый делами, свободный от работы».
Слово также употребляется в
иных, схожих по смыслу,
значениях:
1)официальный день отдыха,
установленный в связи с
календарным событием,
противоположность будням;
2)массовые развлекательные
мероприятия, весёлое
препровождение свободного
времени;
3)день какого-либо радостного
события;
4)общее состояние душевного
подъёма (обычно в
словосочетаниях: «праздник
жизни» и т. п.).
3.
Праздники являются важнейшим элементом традиции и в
этом качестве играют роль стабилизатора общества.
Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам
и ценностям общества.
Возникновение праздника
связано с появлением у
человечества понятия о
времени и календаря.
Изобретение календаря
пришло с осознанием того, что
на шкале времени существуют
особые точки,
соответствующие смене
циклов природы или стадий
развития общества.
4.
Государственные праздники
1 января Новый год
7 января — Рождество Христово
23 февраля — День защитника
отечества
8 марта — Международный
женский день
1 мая — Праздник Весны и
Труда
9 мая — День победы
12 июня — День России
4 ноября — День народного
единства
12 декабря -День Конституции
5.
31 декабря — 1 января, Новый год
Самый любимый и ожидаемый праздник не только в России, но и на
территории многих государств бывшего СССР, несомненно, Новый
год. Его наступление празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января.
Россияне верят, что праздник определяет дальнейшую жизнь в новом
году («как встретишь его, так и проведешь»). С этим поверьем
связана традиция надевать в новогоднюю ночь все новое и красивое и
встречать его за богато сервированным столом с дорогими сердцу
людьми, семьёй и друзьями.
6.
7 января — Рождество Христово
Праздник Православного Рождества приходится на 7 января. В этот
день отмечают рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Однако,
существует традиция готовится к Рождеству загодя и уже в начале
декабря (задолго до католического Рождества) украшать города и
дома, а также наряжать ёлку. Украшения снимаются после праздника
Крещения Господня.
7.
23 февраля — День защитника
отечества
День защитника Отечества отмечают ежегодно 23 февраля. Как и
многие другие праздники России, он значится в календарях Белоруссии,
Киргизии, Таджикистана. Праздник возник как дань уважения к воинам
и армии, официальной датой создания которой является 27 января 1922
года . Первоначальное название праздника — «День Красной армии и
Флота», затем с 1946 по 1993 гг. — «День Советской армии и Военноморского флота».
В этот день в России и на территории государств, которые сохранили
этот праздник после распада СССР принято поздравлять всех мужчин,
независимо от того довелось ли им служить в армии, или нет. Мужчин
поздравляют как защитников семьи, дома и своей страны, дарят подарки
и накрывают в их честь праздничные столы.
8.
8 марта — Международный
женский день
Государственный праздник 8 марта, как и многие другие российские
праздники, сохранился со времен СССР и объявлен выходным.
Изначально праздник имел политическое значение и был посвящен
феминистическому движению за права женщин. Он появился после
выступления Клары Цеткин в 1910 году. Однако, сегодня этот утратил
свой политический подтекст и воспринимается как праздник
торжества женщин, весны и красоты. Прекрасных дам поздравляют
повсеместно, дарят цветы и подарки.
9.
1 мая — Праздник Весны и Труда
В недавнем прошлом — День международной солидарности
трудящихся, имел выраженный политический характер, «праздник
рабочих». Сейчас он стал отличным поводом для весеннего отдыха .
10.
9 мая — День победы
Это самый важный и дорогой для россиян и всех стран, принимавших участие в
Великой Отечественной войне, праздник.
Отмечают его с 1945 года ежегодно 9 мая.
В этот день возлагают цветы к памятникам павшим на войне, устраивают парады,
салюты, поздравляют ветеранов, вспоминая вместе с ними о трудных днях войны.
Неизменным украшением этого дня и символом выражающим светлую память о
героях войны, являются песни военных лет, и фильмы снятые после войны,
услышав и увидев которые никто не останется равнодушным. Неотъемлемым
атрибутом праздника является георгиевская ленточка. Её повязывают на одежду в
дни праздника, в знак памяти о подвиге предков и преемственности поколений.
Кульминацией 9 мая служит праздничный салют в честь победы в Москве и
других крупных городах страны.
11.
12 июня — День России
Этот праздник отмечают с 1992 года ежегодно 12 июня. До 2002 года
его называли «День принятия Декларации о государственном
суверенитете РСФСР». На центральных площадях крупных городов в
этот день проходят различные праздничные мероприятия, а в Кремле
президент вручает Государственные премии РФ.
12.
4 ноября
День народного единства
День народного единства — российский государственный праздник.
Отмечается начиная с 2005 года.
Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память
избавления Москвы и России от войск Речи Посполитой в 1612
году), Казанская осенняя
13.
12декабря- День Конституции
В этот день в 1993 году граждане нашей большой страны проголосовали
на всенародном референдуме за документ, определивший современные
устои российского общества и государства. Основной закон страны
14.
Задание: зарисовать в тетради государственный праздник
«Новый год»
Для людей, которые в храм не ходят, существует, кажется, только два церковных праздника – Пасха и Рождество. Они, что называется, на слуху. И только когда человек начинает ходить в церковь, он с удивлением обнаруживает, что церковных праздников гораздо больше.
В сущности, в церкви вообще каждый день – праздник, потому что каждый день есть память какого-нибудь святого, события церковной истории и так далее. Хотя, конечно, далеко не все праздники празднуются так, как Пасха. Но давайте обо всем по порядку.
Церковные и светские праздники отличаются в первую очередь тем, что имеют разные источники. Для светских праздников – это события гражданской истории (9 мая, 8 марта, Новый год и другие), для церковных – события церковной истории (Воскресение Христово, Вход Господень в Иерусалим и т.д.). Те и другие праздники, как правило, не пересекаются. Даже Новый год в церкви и в миру – разный. В церкви новолетие по традиции празднуется 1 сентября (по старому стилю).
Есть, правда, праздники, которые пересекаются. Так, например, День семьи, любви и верности постановлено отмечать 8 июля – в этот же день празднуется память благоверных Петра и Февронии Муромских (в честь которых, собственно, и учрежден теперь этот праздник).
Второе отличие церковных и светских праздников – это, собственно, сам способ празднования. В церковные праздники человек всегда старается быть на службе (кстати, и сама служба праздничная отличается от повседневной). После службы в некоторых приходах организуется (по средствам, конечно) общая трапеза.
А вот светские праздники совсем не обязательно должны содержать какую-то «программу». Да, 9 мая бывает парад, а вот 8 марта (или какой-нибудь первомай) празднуется обычно в кругу семьи. Тут у всех своя программа.
Наконец, церковные праздники, с одной стороны, менее заметны, чем светские (просто потому, что воцерковленных людей меньше, чем невоцерковленных), с другой – гораздо более «внутренне проработаны» (то есть люди, как правило, понимают, что они празднуют. Светские праздники хоть и имеют определенную предысторию, но это отнюдь не означает, что (в особенности молодое поколение – просто в силу возраста) люди помнят, в чем чего учрежден, например, праздник весны и труда или что празднуют 12 июня.
Но в целом и те, и другие праздники хороши. Нужно только научиться проводить их с пользой.
16 июля 2022 г.