Тритмент – кинодокумент, о котором мало информации на русском языке. Даже в учебниках его обходят вниманием. Хотя на практике, студии часто просят его у начинающих сценаристов. Что же такое тритмент и как его написать?
Тритмент – это самый недооцененный в российском кинопроизводстве документ. А между тем – этот документ логичная часть поэтапной разработки сценария. И более того за рубежом много случаев, когда сценарий покупали на этапе тритмента. А в некоторых случаях (правда не всегда удачных) с тритментом выходили на съемку фильма.
Есть байка, что Балабанов получил одобрение на съемки фильма «Брат» прислав продюсеру Сергею Сельянову десятистраничный тритмент. Об этом Сельянов сам несколько раз рассказывал в интервью.
Да и первое что нужно учесть: тритмент – это инструмент именно для полнометражного кино. Из-за особенностей телепроизводства размеров эпизодов и отведенного времени в сериалах он не используется. Там есть другие документы помогающие работать на сценарием.
Что такое тритмент сценария?
Тритмент – это вроде как подробный план будущего сценария. События расставлены в нужном порядке, понятны конфликты отдельных сцен. Само слово «treatment» в английском языке имеет много значений, но в данном случае самый близкий перевод звучит как «обработка» . То есть тритмент – это документ, где изначальная идея обрабатывается до полноценной истории.
В чем отличие тритмента от синопсиса?
Мы уже рассказывали, что такое синопсис и как его правильно писать. Основной чертой синопсиса было удаление всех второстепенных и эпизодических деталей. Чтобы история осталась понятной и влезла в 3-5 страниц, приходится оставлять в ней только самую суть.
В противовес синопсису, тритмент – это история, пересказанная со всеми необходимыми подробностями и нюансами. В тритменте можно подробно проследить весь сюжет, его линии поворотные точки, изменения героев, понять их характеры.
В чем отличие тритмента от поэпизодника?
Основное отличие тритмента от эпизодника (или поэпизодника, если угодно) в его внешней структуре.
Тритмент пишется в вольной форме, как синопсис. По своей сути он больше похож на рассказ. В нем возможны литературные вставки описывающие настроение сцены. В нем пока еще можно прописывать реакции, которые невозможно экранизировать без какого-то конкретного решения. Например: осознал или влюбился.
В свою очередь поэпизодник – это четко структурированный по формату текст. В начале у него обязательно идет описание места и времени действия: «ИНТ/НАТ. КОРИДОР УНИВЕРСИТЕТА. ДЕНЬ».
А затем идет краткий пересказ сцены с уже придуманными художественными решениями. Например, та же самая реакция осознания чего-либо героя в поэпизоднике описывается уже как: «Идет. Вдруг останавливается, глядя в пустоту. Пара секунд раздумывает. И злобно бьет кулаком в стену». Или что-то вроде этого.
Таких подробностей в тритменте либо совсем нет, либо они прописаны только в отдельных местах.
В чем отличие тритмента от сценария?
Если говорить о сценарии, написанном в американском формате, где одна страница подогнана под одну минуту экранного времени, то отличить его от тритмента не составляет труда. Эти документы просто выглядят по-разному. Сценарий в американке ближе к эпизоднику, чем к тритменту.
Сегодня запись в «американке» – это общепринятый стандарт для скрипта. Такая запись наиболее удобна для работы производственных цехов. Но все же, еще есть авторы, которые пишут литературные сценарии. Эта запись использовалась в советское время, и она во главу угла ставит не техническое удобство, а художественное погружение в историю. По сути, это повесть, по которой предлагается снять фильм.
И как раз литературный сценарий было бы очень легко спутать с тритментом, если бы не одно но. В тритменте нет прописанных диалогов. Максимум – отдельные фразы передающие суть разговора. А в «литературке» они должны быть. И это ключевое отличие.
Зачем нужен тритмент?
Тритмент может быть полезен, как автору так и продюсеру.
Мы уже неоднократно говорили, что в кинопродакшенах не любят тратить время на чтение полноценных сценариев от неизвестных авторов. Их почта обычно забита разными предложениями, большинство из которых либо недотягивают по качеству, либо просто не подходят данной компании.
Так что если автор хочет привлечь к себе внимание, ему нужно постепенно подогревать любопытство и внимание продюсеров. Если отборщика зацепил логлайн, он прочтет синопсис, если понравился синопсис, он может заглянуть дальше. И тритмент – это очередной способ сэкономить время продакшена. Раз есть возможность понять всю историю, прочитав 12 страниц, зачем читать 120?
Так что, наличие в вашем пакете документов тритмента при прочих равных хорошо увеличивают ваши шансы на внимание продюсера.
Что касается полезности тритмента самому автору – писать сценарий по тритменту гораздо легче и продуктивней, чем по синопсису.
По тритменту уже видно, в каком порядке должны идти события и сцены. Где должны быть ключевые точки. Как ведет себя герой в каждой сценой, и каким он должен прийти к следующей.
Опираться на тритмент можно дорабатывая или переписывая сценарий. Или проверяя: все ли необходимые детали были учтены в самом сценарии.
Виды тритментов
Конечно, любое деление очень условно, но если все-таки выделять категории, то в первую очередь тритменты стоит разделить на:
- созданные для себя
- написанные на заказ
Понятно, что первые создаются для удобства работы. А вторые для презентации истории продюсерам.
Если тритмент заказал сам продакшен. И это обязательный этап работы – он обязательно должен быть оплачен.
В первом случае, размер и проработанность тритмента остается на усмотрение автора. А во втором регламент диктует заказчик.
Сколько страниц должно быть в тритменте?
По размеру классически тритмент делится на три категории
- Сжатый – от 10 до 12 страниц
- Развернутый – от 15 до 18 страниц
- Подробный – от 20 страниц и больше
Уже по названию видно, что отличаются они только уровнем проработки деталей. В остальном же – это все тот же пересказ истории с нужными для понимания нюансов сюжета подробностями.
Самый распространенный вид, как у нас, так и за рубежом – это «сжатый» тритмент.
Так как в России все еще нет единых стандартов для кинотерминов, очень часто такой тритмент называют развернутым синопсисом. А иногда даже развернутой заявкой.
Понять, что речь идет именно о тритменте, можно увидев выделенный под этот документ объем. Если продюсер просит что-то на 10-12 страниц или 20-30 тысяч знаков, значит, речь идет именно об этом документе.
«Подробный» тритмент на 20 и более страниц сценаристы чаще пишут для себя. Он максимально полезен для работы, помогает структурировать всю историю и учитывать детали. Но далеко не каждый продюсер станет читать такой толстый файл. Проще уж дождаться самого сценария.
Ну а «развернутый» – это некий промежуточный вариант, который встречается гораздо реже «сжатого» и «подробного».
«Скриптмент» Джеймса Кэмерона
Есть еще одна интересная разновидность тритмента. Ее создал и популяризировал (и продолжает популяризировать) всем известный сценарист, режиссер и продюсер Джеймс Кэмерон. Он называет этот документ «скриптмент».
По сути это смесь, сценария в американской записи и тритмента и сценария. В скриптменте остались правила форматирования кинотекста, места действия и диалогов. От тритмента – литературные описания вместо продуманных деталей и решений сцен.
Размер скриптмента также не попадает ни под тритмент ни под сценарий.
Так скриптмент «Чужих» составляет 45 страниц. Скриптмент отмененной Кэмероновской версии «Человека-паука» — 49 страниц. А скриптмент «Аватара» по слухам был около 70 страниц. Но правда это или нет, сказать невозможно, потому что скриптменты «Чужих» и «Человека-паука» выложены в Интернет (загрузить на сайт и сделать ссылки), а у «Аватара» лежит только уже готовый сценарий.
Режиссерский тритмент
Чтобы еще больше вас запутать, расскажем про еще один документ который тоже иногда называют тритментом. (Мы же уже говорили, что в России нет единого стандарта для определения кинотерминов?). Этот вид тритмента не связан с работой сценариста, он входит в обязанности режиссера.
Начнем издалека.
После того как автор напишет финальный драфт сценария, этот документ попадает в руки других участников продакшена, в технические цеха, продюсеру, помощниками и конечно режиссеру-постановщику.
Режиссер на основе драматургического сценария создает свой, более расширенный вариант – режиссерский сценарий. Это документ в котором на основе концепции прописана вся информация необходимая для съёмки будущего фильма.
В нём он в каждую сцену прописывает всю необходимую для съемки информацию. Какая будет музыка, какие ракурсы нужны, какую атмосферу необходимо создать в кадре за счет декораций и костюмов. В этот же документ подшиваются раскадровки. В руках режиссера 120 страничный сценарий превращается в 300 или даже 500 страничный документ.
Но в ряде случаев, когда не студия нанимает постановщика под проект, а наоборот режиссер приходит со своей идеей к продюсеру, все происходит несколько иначе.
Постановщику нужно заинтересовать студию историей. Коротко пропитчить свое видение. И потому даже, если сценарий фильма уже написан, и на его основе создана экспликация, изучать 300-500 страничный документ никто не будет. И тогда в дело идет режиссерский тритмент. Это краткий пересказ истории с основным упором на концепцию будущего фильма.
В идеальном мире, этот документ назывался бы как-то иначе, во избежание путаницы. Но имеем, что имеем.
Как написать тритмент?
Первое что нужно знать: нельзя начинать работу над сценарием сразу с тритмента. Да, по сути, тритмент это рассказ или максимум небольшая повесть и литературные писатели вполне могут написать историю такого объема практически без подготовки. Вот только они в этот момент не думают, как их рассказ будет выглядеть на экране. А сценаристам об этом нужно думать всегда.
Если идти в порядке усложнения, то схема написания сценария выглядит так:
- Логлайн/идея
- Синопсис
- Тритмент
- Поэпизодник
- Сценарий
А значит еще до того как вы сядете за тритмент у вас уже должен быть готовы описание идеи и синопсис.
Но даже этого не достаточно, чтобы приступить к тритменту.
Как мы уже говорили выше, в тритменте должны быть учтены все сюжетные и драматургические особенности будущего сценария. Сюжетные повороты, ключевые точки, разбивка на акты, ярко выраженная кульминация и тд. А если ваша история завязана еще и на нелинейное повествование, то в тритменте придется расставить и все эти элементы.
Именно поэтому перед созданием тритмента нужно подготовить план будущего фильма. Это может быть это может быть список битов, карточки с описанием сцен или схема сюжета. Любой план, который поможет вам увидеть весь каркас истории.
Если же этого не проделать, то велика вероятность, что получившийся тритмент в итоге окажется нерабочим. И его все равно придется переписывать.
Тритмент, написанный автором для облегчения своей работы, может быть каким угодно. Главное чтобы сценаристу было удобно на него ориентироваться.
А вот тритмент для продюсеров должен выполнять некие общие условия.
Что должен включать в себя тритмент?
В первую очередь тритмент – это пересказ вашей истории. И это главное, что должно быть в этом документе: понятная история с подробностями, но без излишней детализации.
Если тритмент пишется по заказу продакшена, то разумеется в нем должен быть титульный лист с технической информацией. Эта часть должна содержать название проекта, имя автора, логлайн и контакты. Кроме того по необходимости в тритмент можно вставить краткую библию персонажей или описание основной концепции будущего фильма, если это важно для понимания сюжета.
Например, если в фильме какой-то сюжетообразующий мир, как в фильмах «Время» или «Эквилибриум», можно коротко рассказать правила этой вселенной. Или, например, если в сценарии используется нелинейное повествование («Помни», «Криминальное чтиво», «Мистер Никто») можно пояснить по какой логике расположены сцены.
Кроме того очень важно сделать его развлекательным и интересным. Читатель должен увлечься чтением, его нужно зацепить.
Также как и во всех современных фильмах, история в тритменте должна стартовать как можно быстрее. Не стоит тратить первую страницу на описание атмосферы и будничной жизни героев до приключений. Сегодня такие затянутые вступления не любят ни зрители, ни читатели.
Кроме того тритмент должен обращаться к той же эмоции читателя, что и будущий фильм. То есть если это комедия, то тритмент должен смешить. Если триллер – заставить читателя переживать. Ужасы – испугать. Ну, и дальше по списку.
Когда мы рассказывали про то, как писать логлайны, идею и заявку, мы говорили что все сюжетные повороты нужно показывать сразу. Но в тритменте есть смысл поступить наоборот. Мучащий читателя вопрос «кто на самом деле убийца?» – это ваша гарантия того, что тритмент дочитают до конца.
Традиционно, как и все документы в кино, тритмент пишется в настоящем времени. Хотя вряд ли хоть один адекватный продюсер откажется от круто прописанной истории из-за того что в документе используются прошлое время.
Язык тритмента должен делать упор на визуализацию истории. Пишите так, чтобы у читающего в голове возникала четкая картинка. Для этого используйте простые короткие предложения. Не используйте сложные и малопонятные глаголы и не злоупотребляйте прилагательными.
По этой же причине, текст лучше разделять на небольшие абзацы. По три, максимум – четыре, строчки. К тому же такое форматирование способствует комфортному чтению.
По оформлению текст должен соответсвовать стандартам сценария: никаких пестрых цветов, и вензельных шрифтов. Весь документ должен быть отформатирован под Courier New 12 размера с одиночным интервалом.
Что не нужно включать в тритмент?
Есть несколько вещей, которые только ухудшат ваш тритмент.
Во-первых, это диалоги. В тритменте можно использовать отдельные реплики, если они несут в себе ключевой смысл сцены, или если вдруг появилась формулировка, которую вы боитесь забыть. В остальных случаях, диалоги на данном этапе только занимают место и замедляют чтение.
Не смотря на то, что в тритменте разрешено использовать художественные описания, применять их нужно по строго определенным правилам. Все метафоры, эпитеты и аллегории можно использовать для создания атмосферы в сцене или описания персонажа. А при описании действий и эмоций все равно нужно использовать киноязык: конкретный и лаконичный. Длинные и общие описания, опять же, только снижают интерес.
Не пытайтесь показать через текст свою начитанность. Сложные и узкоспециализированные термины, редко используемые слова, витиеватые изречения – все это в итоге будет записано в минус вашей истории. Помните, главная задача, чтобы читающий текст человек быстро понял вашу мысль. Не заставляйте его отвлекаться от чтения и гуглить значение слова «флюктуация».
Точно также не стоит добавлять в тритмент визуальные подсказки: референсы, раскадровки, фотографии актеров из дримкаста. Для этого есть другие документы – презентация и библия проекта. А раскадровки вообще относятся к сфере компетенции режиссера, а не сценариста. Главный инструмент автора это слово. И если вы не можете что-то понятно описать без картинки, сразу возникает вопрос о вашем уровне владения словом.
В целом, за всеми этими долгими описаниями скрывается достаточно простой и понятный документ. А все перечисленные выше правила трудно учесть только в самый первый раз. Второй свой тритмент вы напишите гораздо легче. И возможно только тогда поймете, зачем даже матерые профессионалы тратят свое время на этот промежуточный документ.
Режиссерский тритмент — это первый и основной инструмент для демонстрации креатива в видео-, кино- и рекламном производстве, а также главное средство убеждения продюсера, Заказчика, инвестора.
Тритмент неотделим от “питчинга” — это “живая” презентация режиссерского видения, оценив которую, в голове слушателя должно щелкнуть “вот что нам нужно”. Заразить Клиента вашей идеей, концепцией, историей и сделать это быстро. Это и есть искусство режиссерского тритмента.
Оглавление:
- Что такое режиссерский тритмент
- Почему режиссера утверждают на основании тритмента
- Как выглядит режиссерский тритмент в рекламе
- Чем отличается тритмент от сценария
- Структура режиссерского тритмента
- Виды режиссерского тритмента
- Десять советов по созданию тритмента
Что такое режиссерский тритмент?
Само слово treatment — в дословном переводе с английского означает “обращение”, “подход”, “трактовка”, “метод”. А по сути, это статичная (иногда анимационная или с динамичными вставками) презентация для победы в тендере на рекламный ролик.
Как и большинство базовых концепций, режиссерский тритмент перешел в видеорекламу из большого кино.
Претендент на место режиссера проводит для инвесторов короткую аудиовизуальную презентацию будущей картины: каким будет сюжет фильма, где будут проходить съемки, кого взять на главную роль, какими будут костюмы, декорации, музыкальное сопровождение.
Это и есть режиссерский тритмент — демонстрация возможностей и план действий в одном флаконе.
Если взгляд режиссера и ожидания продюсера совпадают, а деньги найдены, стороны подписывают контракт и начинают работать.
Но это же творчество. Разве творец должен кому-то отчитываться?
В золотой век Голливуда, режиссер был царем на съемочной площадке, а его слово было законом. Все резко изменилось в начале 80-х, после одного из главных провалов в истории кинематографа.
В 1978 году тогда еще малоизвестный режиссер Майкл Чимино снял драму “Охотник на оленей”, после которой проснулся знаменитым. Фильм получил пять “Оскаров” (в том числе приз за лучшую режиссуру). Критики и публика были в восторге. Фильм считается культовым и по сей день, но тогда на волне успеха продюсеры выстраивались в очередь, чтобы дать денег гениальному режиссеру.
На следующий проект Чимино, вестерн “Врата Рая” студия United Artists потратила рекордный по тем временам бюджет $40 млн.
Фильм обернулся полным фиаско, United Artists обанкротились, а продюсеры поняли, что ни звездный статус режиссера, ни его былые заслуги не гарантируют коммерческий успех картины.
Студии серьезно ограничили самостоятельность режиссеров и кино навсегда превратилось из искусства в бизнес. Не факт, что именно после провала “Врат Рая” появилась практика изучать тритмент, прежде чем пригласить режиссера на проект, но очевидно, что сегодня режиссер — это уже не вольный художник, а скорее наемный директор по производству.
Студия может уволить его прямо по ходу съемок, как за творческие разногласия, так и за неосторожный твит.
Если вы — Майкл Бэй или Дэвид Кэмерон, можете снимать на свои деньги и ни перед кем не отчитываться. Во всех остальных случаях — сначала покажи, что задумал.
Тритмент позволяет увидеть собственные огрехи, ошибки в логике сценария и их исправить, посмотреть на всю свою задумку как бы со стороны. Кроме того, этот инструмент иногда позволяет продакшену посчитать точную смету проекта и сразу озвучить ее Клиенту.
Режиссерский тритмент в видеорекламе
Если уж в волшебном мире кино все жестко подчинили бизнес-логике и интересам инвестора, то что говорить о рекламе? Создание и продвижение рекламного ролика обходится недешево. Компания заказывает его, чтобы заработать деньги, а не только получить восторги от дизайнеров на Behance.
Поэтому перед тем как подписать договор, видеопродакшн иногда представляет Заказчику режиссерский тритмент будущего ролика. Это гарантия, что стороны правильно понимают друг друга.
Идеальная формула режиссерского тритмента — show & tell. Заказчик смотрит слайды, представитель видеопродакшена комментирует их.
Пример режиссерского тритмента западного режиссера Ryan Hope, который снял рекламу для пивного ирландского бренда Guinness:
Ролик, который впоследствии сняли по данному тритменту:
А вот это уже образец тритмента отечественного режиссера Натальи Демидовой для рекламного ролика детского питания:
Что получилось в результате:
Кстати, для рекламных или презентационных видео в графике и анимации собирается обычно не столько (или не только) режиссерский тритмент, сколько концепты будущего проекта под контролем арт-директора. Выглядит по-другому, но смысл похожий. Недавно такие концепты мы собирали для американского финансового холдинга JP Morgan:
Чем тритмент отличается от сценария
Сценарий полностью сконцентрирован на истории: поворотах сюжета, репликах героев. По сути это самостоятельное литературное произведение, адаптированное для съемок.
В тритменте сюжет и история — это лишь один из блоков, другие блоки включают в себя и аудио-сопровождение, и съемочный процесс, и локации, где будут проходить съемки и каким именно образом, кто или какие типажи героев в главных ролях и т. п..
Прочитав сценарий, Заказчик может понять, о чем будет история. Прочитав тритмент, он примерно понимает, как режиссер видит воплощение истории в реальную жизнь.
И не путайте режиссерский тритмент с синопсисом. Синопсис — это сухое детализированное и полное описание истории, а в тритменте концентрироваться на деталях противопоказано.
Структура режиссерского тритмента для рекламного видео
Режиссерский тритмент — это демонстрация вашей оригинальности и креативности. Но даже у него есть общепринятые стандарты. Тритмент обязательно должен содержать следующие блоки:
Идейный блок
Cценарий: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. О чем будет наша история. Краткое описание сюжета, образов персонажей и их характера, общий месседж ролика.
Визуальный блок
Стиль дизайна, цветовая гамма, внешний вид героев, локации и декорации, композиция кадра и работа камеры, реалистичность и присутствие графики.
Звуковой блок
Музыка, стиль озвучивания, голос диктора. Парадокс, но иногда даже музыкальную тему ролика можно проиллюстрировать при помощи картинок.
Технический блок
Сколько дней займет производство ролика, какое оборудование, инженерный реквизит и софт понадобятся для производства.
Какие бывают виды режиссерского тритмента
Оригинальный. Документ исключительно для внутреннего пользования, его не показывают Заказчику. Над оригинальным тритментом работают режиссер и еще несколько участников процесса. По сути это рабочая тетрадь режиссера, в которой подробно расписаны ключевые для съемок детали и пояснения.
Презентационный. Это уже вариант для Заказчика. Пишется короткими хлесткими фразами, чтобы клиент понял суть и уловил настроение. В нем будет меньше производственных деталей и подробностей, но больше визуала и дизайна.
Несколько советов по созданию бронебойного тритмента
1. Мастера режиссерского тритмента рекомендуют меньше рассказывать и больше показывать. Тритмент тем и отличается от питчинга, что апеллирует скорее к чувствам и эмоциям. Вы здесь, чтобы удивлять! Однажды заказчик так нам и сказал: “Покажите чудесенку”.
И все же для каждого слайда у вас должно быть заготовлено рациональное объяснение:
— Почему выбрали такой цвет?
— Оранжевый цвет ассоциируется с дружелюбием и положительными эмоциями.
— Деревья какие-то угловатые, вам не кажется?
— Это низкополигональный дизайн, который сейчас в тренде. Лучшее решение в выбранной вами ценовой категории.
— Почему ролик решили делать с юмором?
— 60% россиян считают рекламу с юмором наиболее притягательной.
Помните? Фраза “Я художник, я так вижу” официально не котируется с 1980 года.
2. Будьте готовы ответить на любой вопрос по презентованной истории. Знайте досконально своих героев и логлайн. Помните, что выбирают не только по тритменту, но и по вашему предыдущему опыту. Вас могут спросить:
- Почему вы решили написать эту историю?
- Как эта история перекликается лично с вами?
- Какой мотив у героя совершить этот поступок в третьей части?
- Проведите меня по сценарию и расскажите, что будет делать герой в середине второго акта?
- Что еще вы писали?
- Как давно вы пишете?
- Почему именно эти актеры приглянулись на главную роль?
- Почему этот кадр в анимации, а не съемочный?
3. Оформляя тритмент для рекламы, позаботьтесь о том, чтобы иллюстрации были кинематографичны (можно использовать кадры из фильмов, только не злоупотребляйте известными заезженными сценами) и в едином визуальном ключе — это лучше передаст настроение и визуальное наполнение идеи.
Если вы пишете тритмент для кино по принятым в этой индустрии стандартам, пишите черными шрифтами Arial, Times New Roman или Calibri на белом фоне с полуторным интервалом между строками, при этом заголовки выделяют жирным цветом, а иллюстрации и другие цветы не используются вовсе.
4. Если есть “страх белого листа” перед написанием тритмента, попробуйте включить диктофон и записать свой голос. Так будет значительно легче с чего-то начать — аудио потом переведете в текстовый формат.
5. Лимита по объемам нет, разбег от 3 до 100 страниц. Достоверно известно, что Оскар получали картины и с тритментами по 7 страниц, и с тритментами по 90 страниц. Поэтому первостепенно качество вашей идеи и ее воплощение, а не объем.
Но не забывайте, что читатель или слушатель скорее всего — человек занятой, поэтому чем короче — тем лучше.
Коротким тритментом считается “дорожная карта” до 10 страниц, средним размером — 10-20, детализированным — 20-30 и более. Каждая история и идея индивидуальны, и чтобы рассказать их в каждом конкретном случае, понадобится свое количество страниц.
6. Все действия происходят в настоящем времени. Описывайте события, как будто зритель прямо сейчас уже смотрит ваш ролик на экране. Такое описание непривычно, но необходимо для лучшего погружения зрителя в идею.
7. Сделайте из питчинга тритмента перфоманс. Можете приодеться соответственно стилю в ролике. БУМ! Пугайте и смешите зрителя, рассказывайте захватывающую историю! Чем больше зритель втянется в просмотр — тем больше шансов, что вас выберут.
8. Сконцентрируйтесь на главных событиях и действиях героев, на развитии сюжета. Не отвлекайтесь на второстепенные детали. Не надо питчить каждый шот: “Камера спускается сверху. Мы видим небо. Ясный солнечный день. Летит стая птиц. Опускаемся еще ниже — верхние этажи Москвы-Сити…”.
9. Избегайте сложных выражений и профессиональных словосочетаний. Тритмент должен суметь прочитать и понять подросток.
10. Перед тем как писать тритмент, уточните у будущих получателей (или слушателей) их требования. Они сильно варьируются, а кто-то даже пришлет примеры тритментов, которые они обычно рассматривают.
На этом все.
Заключение
Несмотря на известные в индустрии стандарты написания режиссерского тритмента, у каждого творческого работника, специалиста кино и телевидения есть свое понимание этого документа, потому что каждый опирается в первую очередь на собственный опыт.
Поэтому только практика создания тритментов со временем перейдет в навык, сформирует ваше личное понимание и вы научитесь делать действительно крутые презентации своих идей.
Желаем будущим режиссерам запастись терпением, а видеостудиям и бизнесу — полного взаимопонимания на основе режиссерского тритмента и последующих успешных проектов!
Итак, однажды утром вы проснулись и поняли, что придумали невероятно крутую идею для фильма или сериала. Конечно же, она принесет вам миллионы, сделает известным и навсегда изменит культурный ландшафт кинематографа. Прежде, чем с головой погрузиться в работу, вы внимательно прочитали наше руководство «Как написать сценарий» и уже знаете, что самое сложное — это «продать» идею при помощи тритмента. Мы подробно рассказываем, что это такое, зачем он нужен и как правильно его написать.
Что такое тритмент?
Тритмент — это краткое изложение основных моментов вашей истории в прозе без подробных диалогов и тщательного описания сцен. Его главная задача — заинтересовать читателя и визуализировать вашу идею. Тритмент должен показать самые эффектные моменты вашего сценария, вызвать яркие эмоции и отчетливое желание увидеть будущий фильм, снятый по этой истории.
В современной киноиндустрии принято выделять два разных вида тритмента: оригинальный и презентационный.
Кадры из фильма «Руби Спаркс» (2012) / Fox Searchlight Pictures
Первый, как правило, пишется «для себя» — это необходимый этап перед созданием первого драфта сценария, позволяющий структурировать вашу идею и разложить ее на составляющие. В оригинальном тритменте можно не придерживаться строгих правил и описывать историю более подробно, детализируя сцены, эпизоды, персонажи и локации так, как вам удобно.
Объем оригинального тритмента может составлять до нескольких десятков страниц (например, оригинальный тритмент первого «Терминатора» занимал 44 страницы). В небольших проектах (например, рекламных роликах или документальных фильмах) подробный оригинальный тритмент вполне может заменить полноценный сценарий — главное, чтобы он давал достаточно информации продюсеру, режиссеру и остальным членам съемочной группы.
На съемках фильма «Терминатор» (1984) / Фото: MGM
Презентационный тритмент пишется для потенциального заказчика, он должен быть динамичным и привлекательным. Это реклама вашего будущего фильма, а не философское размышление или упражнение в писательском мастерстве. Целевая аудитория может включать продюсеров, менеджеров киностудий, режиссеров и актеров, которых вы хотите заинтересовать своей идеей.
Объем презентационного тритмента значительно меньше — от 3 до 20 страниц (обычно 4-8 страниц). Продюсеры и менеджеры кинокомпаний — люди занятые, они читают по десятку сценариев в неделю и даже самая лучшая история рискует отправиться в корзину, испугав читателя своим объемом. Чем короче тритмент, тем выше вероятность, что его прочтут от начала и до конца. Если вы пишете для какой-то конкретной студии — уточните их требования, они могут сильно варьироваться.
Зачем писать тритмент?
В первую очередь для того, чтобы продать ваш будущий сценарий — именно на этапе презентации тритмента продюсеры оценивают перспективы будущего фильма и решают готовы ли они взяться за его производство. Именно поэтому его написание — это самый важный этап в работе над сценарием, если вы, конечно же, хотите снять по нему фильм.
Кадры из фильма «Леон» (1994) / Фото: Gaumont
Но, помимо этого, хороший тритмент решает ряд очень важных задач.
Во-первых, это отличный способ устранить любые проблемы с сюжетом и персонажами. Сведите все ваши многочисленные идеи в четкую структуру, завязанную на описании персонажей и последовательности сюжетных событий, и сразу увидите потенциальные дыры и нестыковки, над которыми нужно будет поработать более тщательно.
Во-вторых, тритмент можно показать своим друзьям, близким или авторитетным знакомым, чтобы получить обратную связь, и им не нужно будет читать весь 120-страничный сценарий.
Как написать тритмент?
Тритмент должен содержать концентрированное изложение всего сюжета. Очень важно уже в самом начале, на первой странице дать понять суть вашей истории. Если вам не удастся «зацепить» читателя первыми сценами и персонажами, скорее всего, вы его потеряете.
Но несмотря на краткость, тритмент все же должен быть содержательным — прочитав его до конца читатель должен четко представить себе основных персонажей, направление развития сюжета, время и место действия. Старайтесь сделать тритмент оригинальным, выделить то, что отличает вашу идею от всех прочих.
А в остальном придерживайтесь простых правил:
1 Пишите в настоящем времени — ваш тритмент должен читаться точно так, как зритель будет видеть происходящее на экране. Описывайте действия, как будто они происходят прямо сейчас, а не так, как будто это уже произошло или произойдет. Сначала это потребует некоторых усилий, так как нехарактерно для привычного изложения мыслей, но очень скоро вы привыкнете.
Кадры из фильма «Брюс Всемогущий» (2003) / Фото: Universal Pictures
2 Придерживайтесь вольного стиля изложения, стараясь максимально визуализировать текст. Добавьте тексту эмоциональной привязки в соответствии с жанром своего фильма. Если вы пишете ужастики — напугайте читателя, если это комедия — попробуйте по-настоящему рассмешить.
3 Избегайте профессиональной и сложной лексики, многосоставных слов, длинных дат и аббревиатур — глаз «спотыкается» на сложных местах и это разрушает ритмичность вашего текста. По-возможности заменяйте сложные слова простыми синонимами или вовсе не употребляйте их в тритменте.
4 Пишите предложения как можно короче, желательно в одну строку. Безжалостно выбрасывайте лишние прилагательные и описания, которые сложно визуализировать.
5 Режьте текст на короткие абзацы по 3-5 строчек, каждый кусок текста должен описывать законченную сцену. Это удержит внимание читателя и подсознательно заставит читать все дальше и дальше, чтобы проследить за развитием истории (при условии, что она действительно интересна).
Кадры из фильма «Эдвард Руки-ножницы» (1990) / Фото: 20th Century Fox
6 Сосредоточьтесь на главном — описывайте те сцены, которые влияют на развитие сюжета. Второстепенные персонажи и события могут упоминаться одной строкой, если это важно для понимания истории, но они не должны отвлекать внимание от главных действующих лиц.
7 Описывайте не только события, но и мотивы героев. В кратком формате тритмента очень сложно подробно изложить переживания героев, толкающие их на те или иные действия, поэтому пишите прямо: «Иван видит Марию в лучах закатного солнца, ее прекрасные волосы развеваются на ветру, он замирает на несколько мгновений. Иван сразу же влюбляется в Марию, встает из-за стола и подходит к ней, чтобы завязать знакомство».
Кадры из фильма «Титаник» (1997) / Фото: 20th Century Fox
8 Передавайте эмоции через реакцию и действия персонажей: «Иван достает фотографию и смотрит на нее несколько секунд, а затем начинает плакать. На фотографии изображена его погибшая жена». Такие описания «цепляют» читателя и заставляют сопереживать героям вашего сценария.
Как оформить тритмент?
Тритмент обязательно должен включать следующие элементы:
Название. Пусть оно будет лучшим из всех, какие вы только сможете придумать. Оно не обязательно должно описывать суть будущего фильма, но однозначно должно быть броским и запоминающимся.
Кадры из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures
Ваше имя и контактная информация. Дважды подумайте, прежде чем использовать псевдоним, в будущем это может стать определенной проблемой. На этом этапе пора подумать, как защитить свои авторские права.
Логлайн. Это максимально сжатое изложение вашей идеи. Два-три предложения должны вместить весь сюжет: завязку, конфликт героев и передать общий стиль нарратива. Логлайн — это то, что продюсер должен запомнить о вашем фильме.
Описание персонажей. Охарактеризуйте главных героев двумя-тремя предложениями, описав их внешность, черты характера и краткую биографию. Намекните на роль в сюжете. Часто сценаристы вставляют в описания персонажей характерные цитаты, передающие яркую прямую речь героя — ведь прочитать ее в тритменте, лишенном диалогов, невозможно.
Сеттинг. Опишите мир, в котором происходит действие фильма. Какой это год, что за место, чем оно отличается от других? Это особенно актуально для фантастических и фэнтезийных миров, погрузится в которые с первой сюжетной сцены не получится. Но не забывайте, что описание должно быть кратким — это не самостоятельная часть вашего повествования, а лишь наиболее общая декорация, которая объединяет персонажей и их действия.
Кадры из фильма «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox
Последовательное описание сюжета. Обычно оно строится по стандартной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки. Но не забывайте — нужно отражать только основную линию и только главные поворотные точки сюжета. Все остальные «украшательства» оставьте для первого драфта, к которому приступите после получения аванса.
Технически ваш тритмент должен выглядеть так: только классический черный шрифт (предпочтительнее Courier New, допустимы Arial, Times New Roman, Calibri) на белом фоне, 12 кегль, полуторный интервал между строчками, заголовки выделены жирным, никаких иллюстраций и цветовых выделений.
Перед отправкой потенциальному заказчику тщательно вычитайте текст на наличие орфографических ошибок — даже самая интересная история может вызвать отвращение, если она написана небрежно.
Каких ошибок следует избегать?
1Слишком много диалогов
«Мария обнаруживает, что беременна. Иван спрашивает, уверена ли она и когда она об этом узнала. Она говорит, что держала это втайне, чтобы понять, действительно ли он хочет жениться на ней. Тогда Иван говорит…»
Нет ничего более скучного, чем пересказ диалогов. Они не содержат никакого активного действия и способны вызвать натуральную зевоту. Пишите так: «Иван узнает, что Мария беременна. Она скрывала это, чтобы проверить его чувства. Они ссорятся».
Кадры из фильмов «Лжец, лжец» (1997) / Фото: Universal Pictures
2Экшн без героев
«Возвратившись домой, Иван застает Петра, пытающегося украсть бриллианты из его сейфа. Он подбегает к нему и пытается ударить ногой в полёте, Пётр уворачивается и выхватывает нож. Тогда Иван достаёт нунчаки и выбивает нож из рук Петра. Герои обхватывают друг друга, падают на пол и начинают бороться. В этот момент в комнату влетает Павел и направляет на дерущихся пистолет…»
Описание действий — это основа тритмента, но излишние подробности телодвижений без описания самих персонажей делают сюжет бессмысленным. Высокохудожественные драки — удел фильмов с Джеки Чаном, но для большинства случаев таких деталей не требуется. Сосредоточьтесь на главном и оставьте больше простора для импровизации актерам и режиссеру.
3Советы по кастингу
«Иван, очаровательный мужчина средних лет (*например, Константин Хабенский, если нам удастся его заполучить) начинает спорить с брюнеткой Марией (*может быть, Елизавета Боярская?). В комнату входит длинноногая блондинка, похожая на Ренату Литвинову».
Оставьте работу по подбору актеров кастинг-директору и режиссеру. Чтобы описать внешность героев используйте прилагательные или ссылайтесь на общеизвестных художественных персонажей, но не на действующих актеров. Совсем другое дело, когда вы пишете сценарий под конкретного актера и планируете заинтересовать его в своем фильме в обход киностудии.
Кадры из фильма «Мальчишник в Вегасе» (2009) / Фото: Warner Bros.
4Излишние подробности
«Иван, одетый в костюм Armani, задумчиво сидит на открытой веранде ресторана и медленно потягивает виски Johnny Walker перемешанный со льдом, на фоне играет печальная песня Стаса Михайлова».
Пусть о костюме думает реквизитор, а музыкой занимается композитор. Конкретные детали нужно использовать, только если они ощутимо влияют на развитие сюжета.
5Ненужные «спойлеры»
«Дворецкий Иван, который в итоге и окажется убийцей, яростно отрицает, что задержался после работы в особняке».
Если вся интрига фильма строится на том, что убийца неизвестен до самой последней сцены, то молчите об этом. Описывайте повороты сюжета последовательно, так как их должен увидеть зритель вашего будущего фильма и не забегайте вперед, чтобы не убить всю интригу.
6Небрежные описания персонажей
«Мария, типичная официантка, встречается с Иваном, обыкновенным скучным банковским менеджером».
Зачем снимать фильм про обыкновенных и скучных персонажей? В реальной жизни не существует «типичных» официанток и «обыкновенных» менеджеров — все люди разные и вы должны отобразить это в своём сценарии. Даже, если персонаж «скучный» и это важно для сюжета вашего фильма — опишите его, не ограничиваясь одним прилагательным, иначе вы можете показаться попросту ленивым.
Кадры из фильма «Незваные гости» (2005) / Фото: MGM
7Отсылки к чужим работам
«Иван испытывает мучительные угрызения совести, разрываясь между женой и любовницей как в фильме „Осенний марафон“ Георгия Данелия».
Избегайте отсылок к именам ваших любимых писателей и режиссеров. Потенциальные заказчики хотят видеть оригинальную самостоятельную работу, а не вольный пересказ даже самых лучших и любимых всеми произведений.
Обложка: кадр из фильма «Прислуга» (2011) / DreamWorks
• История и стилистика ролика
Режиссер расписывает историю и стилистику, делает референсы по настроению на примере других роликов, клипов или фильмов.
• Кастинг
Описываются образы героев ролика внешне, а также истории персонажа и их характер.
Например, то, что очень важно взять профессиональную актрису, а не модель. Делается подборка из фотографий образов, чтобы клиенту было легче представить внешний вид героев.
• Образы актеров (костюмы и грим)
Описывается стиль одежды и детали, которые подчеркнут его идею. Подкрепляется это мудбордом (подбор образов). Прописываются особенности макияжа.
• Локация или декорации
Предлагается стиль интерьера или натуры. Подбираются картинки и примеры роликов или фильмов.
• Музыка и звук
Подбираются музыкальные произведения и примеры из роликов или фильмов.
Возможен вариант отказа от музыки в пользу ролика только с саунд дизайном.
• Графика
Описывается графика с обоснованием. Почему должна быть реалистична или почему рисуем пэкшот, а не снимаем.
• Производство
Режиссер пишет количество съёмочных дней. Также даются пояснения продюсеру о камере для съемки и других технических моментах для производства ролика использовать. Например,
это будет телега для движения или съемка будет происходить с рук.
Разобраться с тем и понять, что собой представляет тритмент, несложно. Вдаваться в терминологию не нужно.
Интересно английское слово «treatment», которое и является базовым в данном контексте. В переводе на русский, если дело касается какого-либо конкретного произведения искусства, оно означает трактовку или исполнение. Применительно к видеосъемкам термин «тритмент» употребляется тогда, когда нужно кратко рассказать об основной концепции конкретного ролика или целого фильма.
Не синопсис ли это?
Нет, но есть кое-что общее. Тритмент – сжатая версия синопсиса. Однако последний ранее рассматривался в качестве условного варианта сценария, чего нельзя говорить о представленном нами термине.
Больше сути.
Когда кинематограф начал стремительно развиваться и получил статус сферы производства, перед каждым режиссером встала задача: нужно было как-то убедить «боссов», что только с ним кинокартина станет шедевром. Для этого и начали использовать тритмент – нечто вроде режиссерского резюме сценария.
Когда те самые «боссы» восхищены тритментом, подготовивший его режиссер назначается если не единственным, то главным.
Есть мнение, что «битва тритментов» – это нечто вроде тендера каждый раз, когда кому-то нужен режиссер. Но это не правило. Если дело касается, например, ситуации, когда режиссер – это вместе с тем и продюсер, treatment не нужен.
Виды тритмента.
Официально принято выделять 2 вида. Это оригинальный тритмент и презентационный. Неофициально можно выделить третий – это ситуация, когда «битва тритментов» связана с подготовкой рекламы.
Оригинальный
В данном случае тритмент создается для себя. В прямом смысле. Основная задача сводится к структуризации имеющейся сценарной концепции для выделения отдельных составляющих. Имеет место «перекличка» с синопсисом, но неявная.
К оригинальным тритментам не предъявляются особые требования. Стремление сделать все «как нужно» вытекает из цели создания. Когда режиссер все делает для себя, он безоговорочно старается. Почему? Потому что важно увидеть вероятные ошибки и устранить проблемы в части соответствия отдельных моментов сюжету.
Оригинальный тритмент можно показать коллегам или авторитетным профессионалам, чтобы узнать мнения и оценить, насколько корректно собственное видение.
На практике treatment в таком формате может быть достаточно большим. Редко, но по объему он «догоняет» классический синопсис. Еще реже, но при условии, что автор приложил серьезные усилия, тритмент могут даже «боссы» рассматривать как полноценный и самодостаточный сценарий.
Презентационный
Речь о той самой «битве». О тендерах. Здесь вольности недопустимы: в приоритете динамичность и привлекательность. Отсутствие интереса у «боссов» губит результат.
Имеет место ограничение объема. Обычно презентационный тритмент – это «рукопись» на 4-7 страниц. Можно сделать больше, но текст должен быть цепляющим и вовлекать. Иначе читать его никто не будет.
Чем короче тритмент, тем больше вероятность, что его прочтут. И одобрят.
Опытные режиссеры предпочитают заранее обращаться к представителям студий и агентств для уточнения требований. Это помогает им при подготовке тритментов.
Рекламный
Реклама – еще одна сфера, которая не обходится без тритмента. Основные задачи его здесь следующие:
- получение представления о том, будут ли выгодными инвестиции в рекламный ролик;
- приход к осознанию того, правильно ли друг друга понимают режиссер и заказчик.
Что обязательно для тритмента.
Много чего. Вот основные моменты:
- Название. Неотъемлемый элемент. В приоритете оригинальность и броскость.
- Логлайн. Условно речь о «концентрации» истории. Хороший логлайн – это несколько предложений, не перегруженных информацией, но вмещающих весь сюжет. Краткость – сестра таланта.
- Описание персонажей. Этот раздел должен включать краткие сведения о героях картины или рекламного ролика. Допустимо описание биографий, ролей и так далее. Опытные режиссеры решают задачи, связанные с подготовкой раздела, просто: они используют какие-либо цитаты, характеризующие персонажей лучше всего.
- Локация или же сеттинг. Речь о времени, месте, окружении происходящего. Это буквально фон сюжета, объединяющий события и героев.
- Описание сюжетной линии. Оптимальный формат такой: пролог, завязка, развитие, «пик», развязка.
- Визуальный раздел. Его нужно посвятить стилистическим решениям, композиционным и некоторым другим.
- Звуковой раздел. Здесь все то же, что и в случае с визуальным, однако упор на звук.
- Техническая сторона. Это сроки, оборудование, дополнительный реквизит, постановка света – все то, что потребуется для выпуска качественной картины или ролика.
Что еще важно.
Есть дополнительные значимые моменты:
- описание должно вестись в настоящем времени. Никаких «вошел и увидел», «пришла и обнаружила». Это не «проходит». Только «входит и видит», «приходит и обнаруживает»;
- необходимо продумать «инструменты» эмоциональной привязки и применить их;
- сложная лексика – большая ошибка. Узкопрофильные термины и понятия рекомендуется исключить;
- следует концентрироваться только на существенных моментах. В ином случае текст будет полон «воды»;
- оригинальность. Шаблонные решения и клише недопустимы.
Опытный режиссер всегда стремиться к соблюдению этих условных правил, а также старается передавать эмоции героев через реакции, избегать длинных предложений и отсутствия форматирования. Если с последним есть проблемы, можно поручить задачу приведения тритмента в порядок опытному копирайтеру или редактору.
Так, описанный режиссерский инструмент решает множество задач. Это определение рациональности и целесообразности съемок, установление контакта между продюсером и автором тритмента, а также возможность выбрать оптимальный вариант из множества предложений. А еще это нечто вроде «притирки». Дело в том, что с помощью тритмента будущие потенциальные коллеги, отвечающие за режиссуру и продюсирование, знакомятся. Так и зарождается кино.
Зачем нужны режиссерские презентации? Такие документы, чаще всего в формате pdf, необходимы прежде всего для того, чтобы режиссер, который участвует в тендере на съемку рекламного ролика, смог убедить клиента, что именно он лучше своих конкурентов и будет идеальным подрядчиком для съемки рекламного видео.
Работаю с режиссерами по всему миру с 2018 года, занимаюсь дизайном режиссерских презентаций, а также поиском визуалов и референсов
Чаще всего для таких задач режиссеру в помощь нанимаются дизайнеры, которые помогут ему найти нужные картинки и референсы для презентации, а также сверстать все в единый документ. Сами режиссеры редко занимаются дизайном таких документов, потому что у них не хватает на это времени. Допустим режиссер одновременно участвует в пяти тендерах, ему нужно сделать 5 полноценных презентаций, каждую на 30 слайдов, а еще и успевать работать на съемочной площадке. В таких случаях дизайнеры берут на себя сложную работу и помогают в создании презентаций.
В отличие от стандартных маркетинг- или бизнес-презентаций режиссерские документы сильно отличаются по наполнению: картинки, референсы, анимационные визуалы. В бизнес-презентациях не встретишь яркий дизайн, красочные элементы, гифки и скриншоты из рекламных роликов. А режиссерская презентации как раз все эти элементы включает. Она не выглядит строгой, слайды не бывают белыми с черным текстом поверх, каждый документ от начала до конца выглядит как модный журнал, который выглядит как отдельное произведение искусства.
Основные понятия
В статье про тритменты я расскажу о презентациях, которые создаются для режиссеров. Эта сфера дизайна новая, она начала свое существование буквально лет 14 назад и всё начиналось с документа Word, наполненного сплошным текстом, который был разбавлен лишь парочкой картинок. Сейчас же такие презентации создаются в Adobe Indesign, конструкторе сайтов Readymag и в Photoshop. За столько лет спрос лишь вырос и больше дизайнеров зашло в эту сферу. Это будет краткий гайд, памятка, которая познакомит вас с этой профессией, расскажет из чего она состоит, а также, что собой представляют режиссерские презентации. В конце у вас будут все данные, чтобы самим попробовать написать небольшой тритмент. Если вы ищете себя, начинаете в дизайне или уже хорошо владеете программами, то эта статья для вас. Она даст вам новый глоток вдохновения и, возможно, привнесет в вашу жизнь новое хобби.
Тритмент — краткое название режиссерской презентации. Именно режиссерской. Для чего он нужен? В первую очередь для того, чтобы представить свое видение уже готового сценария, пропустив его через себя и добавив некоторые личные идеи.
К примеру клиенту Samsung нужно снять рождественский ролик своего нового девайса. Клиент (Samsung) обращается к креативному агентству, которое в свою очередь придумывает сценарий и идею будущего рекламного ролика с нуля. Клиент утверждает сценарий и с готовым пакетом идей вместе с креативным агентством идет в рекламный продакшн. Рекламный продакшн получает сценарий, заметки и техническое задание. Рассмотрев все это продакшн предлагает десятку лучших режиссеров (российских и зарубежных), которые на их взгляд максимально хорошо снимут будущий ролик Samsung. У таких режиссеров в портфолио есть похожие по тематике ролики, которые совпадают по настроению и стилю с теми рекламными видео, которые снимает компания Samsung.
После того как продакшн находит 10 режиссеров, клиенту Samsung предстоит выбрать одного из этих режиссеров — победителя. Как его выбрать? Тут и приходит на помощь тритмент — документ, в котором каждый из этих 10 режиссеров описывает со своей точки зрения сценарий ролика, предлагает свои идеи, рассказывает о том, где и как он хочет снять ролик, какой кастинг при этом видит, описывает желаемую локацию, цветокоррекцию для ролика, с кем хотел бы работать в паре, с каким оператором и художником, а также рассказывает о настроении и стиле ролика. Он подбирает все необходимые референсы и картинки, посмотрев на которые клиент Samsung представит себе как будет выглядеть их будущий ролик.
Режиссеры сами редко занимаются такими презентациями из-за нехватки времени. Для этого им в помощь нанимаются копирайтер и дизайнер, которые помогут найти необходимые картинки, написать воодушевляющий текст и хорошо сверстать презентацию. В итоге режиссеры конкурируют друг с другом в тендере за будущий проект. Чья презентация окажется лучше и больше понравится клиенту — тот и получит право снять будущий рекламный ролик. Дизайнеры помогают режиссерам добиться этого выигрыша.
Верстка – непосредственно сам дизайн презентации, оформление текста и картинок в презентацию.
Копирайтер — человек, который пишет текст для режиссерской презентации. Копирайтер делает свою работу платно, но с передачей всех прав режиссеру. Якобы это он написал текст. Поэтому стать знаменитым на весь мир в этой профессии не получится, но в своих кругах — определенно да!
Кроме копирайтеров существует еще и другая позиция, на которой человек непосредственно занимается поиском картинок, видео, гифок.
Бриф — тот самый документ, в котором прописаны моменты по будущему ролику. По-другому это называется “техническое задание — ТЗ”. Здесь клиент вместе с креативным агентством описывают все то, что они придумали по сценарию будущего ролика. У всех клиентов брифы разные, вот один из них. Обычно в таких документах дублируются главы, которые раскрываются в самом тритменте. Это некий черновик, который режиссер использует для создания уже своей презентации. В нем можно найти информацию о главной идее ролика, его сообщении, о целевой аудитории, о бренде, клиенте, локациях для съемки, актерах, их гардеробе, а также в целом об арт-дирекшене. Все эти главы режиссер позже дополняет и раскрывает со своей точки зрения в своем тритменте.
Референсы = картинки = видео — всё то, что может показать клиенту то, о чем говорит режиссер. К примеру референсом по цвету для презентации ИКЕА может быть простой лаконичный ролик, снятый дома с дневным натуральным светом.
А если мы хотим снять ночную рекламу, то референс ночью и с темным светом.
Картинки = скриншоты = фотографии (например нам нужно найти кадры того, как девушка работает за компьютером).
Сценарий ролика. Он описан покадрово, четко, с деталями. Как мы выше говорили, сам сценарий придумывается креативным агентством, но режиссер всегда имеет право дополнить его своими идеями, чуть-чуть изменить или предложить другие сцены. В тритменте режиссер детально описывает сценарий и четко рассказывает о том, как должна выглядеть каждая сцена по его мнению.
Как пример можем посмотреть на вот этот сценарий:
Воркаут-площадка на открытом воздухе, вокруг много зелени, а над головой — солнечное небо. Молодой крепкий парень повис на турнике, его взгляд устремлен вверх. По его сосредоточенному лицу и глубокому дыханию становится понятно, что это уже не первый подход к снаряду. Парень серьезен, он готовится выполнить задачу и подтянуться еще несколько раз, но ему явно не хватает сил — он перебирает руками по перекладине. Поверх кадра мы видим крупный титр, подкрепляющий волнение парня: НЕ СМОГУ.
За кадром мы слышим мужской голос: Кажется, что силы на исходе?
Камера плавно движется справа — налево (панорамная съемка). В левой части экрана на переднем плане возникает упаковка йогурта, которая перекрывает предлог «НЕ» в титрах. Теперь мы видим более жизнеутверждающую фразу: СМОГУ.
Мотивирующий мужской голос призывает: Посмотри на жизнь по-новому!
Кат. Переход на аппетитное продуктовое демо. Открытие упаковки йогурта. Погружение ложки в йогурт. Вынимание ложки. Аппетитное поедание йогурта главным героем. Голос за кадром:
Натуральный йогурт — это в 2 раза больше натурального белка для здоровья и сил.
Кат. Мы возвращаемся к нашему герою, он все-таки подтягивается еще и еще! Кажется, что его не остановить… Пэкшот. Слоган.
Сила натурального белка.
Клиент — это наш непосредственный бренд, то есть тот продукт, для которого мы делаем презентацию. С клиентом мы (дизайнеры) никогда не общаемся. В первую очередь именно потому, что ему не нужно знать, кто помогает режиссеру с работой. Клиент хочет видеть финальный результат от лица режиссера и в сфере тритментов не принято раскрывать все карты и открыто говорить о том, кто помогает режиссеру создать презентацию. Клиенты — это те самые важные люди, которые выделяют деньги на съемку ролика, но которые далеки от общения с дизайнерами.
Агентство = креативное агентство. Они придумывают идею и сценарий ролика с нуля, предлагают ее клиенту, а клиент позже утверждает. Они являются связующим звеном между главным клиентом и продакшеном. Через креативное агентство идет всё общение продакшена с клиентом и клиента с продакшеном.
Продакшн — наш непосредственный заказчик, он оплачивает наши с вами услуги. Он снимает сам ролик. Он нанимает режиссера. Непосредственное снятие ролика и набор всей команды — задача рекламного продакшена. А также координация процесса создания тритмента, общение режиссера и дизайнера — это тоже всё его задача.
Соглашение о неразглашении — договор, во время срока действия которого запрещено говорить о проекте, упоминать его имя, клиента и сам продукт. Запрещено выкладывать оригинальные слайды тритмента, а также любые оригинальные части работы на всеобщее обозрение и в соцсети. Такое условие чаще всего выставляется именно дизайнеру и действуют до момента выхода ролика на экраны ТВ и в интернет.
В следующей части статьи я подробно расскажу о том, как правильно написать каждую главу для тритмента, а также приведу примеры.
Как сделать тритмент для своего ролика
Интро в тему и советы от владельца бизнеса и выпускника курса «Режиссура рекламных роликов».
17 августа, 2022
Реклама и PR
Статья
Вокруг профессии кинорежиссера масса мифов: «Ну это тот дядя, который сидит на стуле и кричит “снято”». Еще меньше знают о режиссерах рекламы — есть те, кто вообще считает, что ролики делает кто-то из команды бренда или креативного агентства. Но на самом деле (любой) режиссер видео — это тот, кто на языке изображения создает видеопродукт (кино, клип или рекламу) под конкретные цели.
Навыки режиссуры нужны не только режиссерам или монтажерам. Они пригодятся и владельцам бизнесов, которым хочется участвовать в создании промо для своих брендов. Потому что именно когда реклама становится творческим продуктом (а не просто баннером), она работает — ее интересно смотреть.
Андрей Шипунов — выпускник курса «Режиссура рекламных роликов» и совладелец компании по производству деревянных постеров WoodPosters — в своей колонке объясняет, почему решил изучать режиссуру и как готовил тритмент для ролика своего бренда.
Зачем делать ролики для своего бренда самому
Что я делал, когда мне нужна была видеореклама? Придумывал креатив, набрасывал сценарий — и шел к оператору, который был мне по карману. Обычно он выбирал локацию, корректировал сценарий под хронометраж, снимал, монтировал и продавал мне готовый — свой — вариант.
На выходе от моего креатива почти ничего не оставалось. И вроде бы неплохо все выглядело — но почему-то реклама не работала. Чтобы получить то, что нужно — с философией бренда, драйвовое и эффективное, — можно было пойти двумя путями:
- — отдать задачу креативному агентству, но для этого нужно время, энергия на коммуникацию и дополнительные бюджеты
- — взять все в свои руки и стать тем же режиссером, который реализовывает креатив вместе с оператором, монтажером и остальными членами продакшн-команды. Но как управлять процессом, если ничего в этом не понимаешь?
Чтобы разбираться, я пошел учиться на режиссера рекламных роликов. Сейчас я уже сам умею писать тритменты для рекламы своего бренда.
Впереди у меня — продакшн первого ролика, а за плечами — написание его тритмента.
Что такое тритмент — и почему это не сценарий
До курса я думал, что тритмент — это красиво оформленная презентация сценария (ну, по крайней мере, такие тритменты я встречал). На самом деле тритмент — подробно продуманный проект ролика. И чем больше деталей, тем ближе результат будет к тому, что ты задумал, — и тем меньше проблем будет во время съемок и монтажа.
Представьте, что вы решили построить дом без проекта — только по эскизу. Скорее всего, вы столкнетесь с кучей проблем и во время строительства, и после (если дом вообще достроится). Так и с тритментом. Если вы хотели рекламу в стиле Гая Ричи, но не знаете, как что смонтируется, сколько секунд нужно на конкретную реплику или какого цвета должно быть платье героини, выйдет очередной «Тайд или кипячение».
Из чего состоит тритмент
Во-первых, тритмент — это все-таки презентация. Поэтому во вступлении важно уделить внимание главному элементу креативной идеи. У меня это наш деревянный баннер, и он — как «ковер, который задает стиль всей комнате».
*Здесь и ниже — скриншоты слайдов из презентации моего тритмента
Потом идут такие блоки:
Синематографи — режиссерское видение картинки, на основе стиля ролика. Это пластика изображения, движения камеры, цветовая гамма, свет и все такое. Как это должно сочетаться, чтобы зритель понял нас, получил правильные отсылки к жанру или конкретным референсам. Здесь без советов опытного режиссера (и, конечно, без практики) не обойтись.
Наш ролик должен выглядеть как клип в стиле Гая Ричи, поэтому мы используем движения камеры и приемы монтажа, которые относятся к этому стилю.
История — это и есть сценарий, но покадрово, чтобы было понятно настроение и хронометраж. Когда есть уже прописанные кадры, понятно, что за чем снимать. Это очень экономит время на площадке. Например, если это диалог, вы не двигаете камеру десять раз, а снимаете сначала все реплики одного героя, потом — другого.
Стиль — реклама должна вызывать у зрителя эмоции чего-то знакомого, понятного. Поэтому лучше использовать известные референсы — но, чтобы не скатиться в плагиат, брать от них только стиль. Вся команда должна понимать, чем ты вдохновлялся и в каких деталях проявляется стиль.
Локация — нужно подбирать локацию под задачу, а не наоборот. И тут компромисс может все испортить. Если по сценарию в баре телик, а по факту его нет, будет проблема.
Арт-департмент — подробное описание декораций, реквизита, костюмов. Если у вас сложные декорации, тогда блок арт-департмента будет едва ли не самым большим.
Кастинг — важно прописать типажи персонажей. Например, мне были нужны четыре парня в кадре — но если они будут похожи, за 10 секунд их сцены никто не поймет, что происходит (они «слепятся» в одного человека). Так что один должен быть лысым, другой — кудрявым и дальше в таком духе.
Монтаж — о том, как будут организованы кадры. Например, нужно разделить экран на четыре части или совершить какой-нибудь улетный переход кадра. Это можно сделать кучей способов. Но, чтобы стиль сохранился, надо добавить правильный референс, и монтажер с оператором тебя поймут.
Музыка — то аудиосопровождение, которое будет в ролике. Обычно, когда приходит креатив, ты уже слышишь в голове какую-то известную тему, которая зашла бы идеально. Но вряд ли можно ее использовать (потому что права на известную тему стоят немало). Так что стоит сразу поискать похожую тему на стоковых аудиоплатформах.
Спецэффекты — крутое, но недешевое дополнение, поэтому нужно понять, что получается позволить себе по бюджету (и можешь ли вообще позволить).
Аниматик — фактически это упрощенная версия ролика. Если аниматик вообще есть, это значит, что вы понимаете хронометраж и имеете общее видение готового варианта. Если аниматик еще и сделан профессионально, то это половина тритмента (а может, и больше).
Каждый блок перетекает в брифы для оператора, художника-постановщика, стилиста, режиссера монтажа и других членов команды при их наличии. Объем каждого блока зависит от его сложности.
Как создать крепкий тритмент
Если создаешь ролик не на заказ, а для своего продукта, все равно нужно быть к себе очень строгим.
Даже при том, что я создаю ролик для своего бренда, у меня есть ощущение конкуренции и фокуса на том, чтобы продать свою идею. Потому что без этого продукт может получиться «гениальным» только для тебя самого. Показывай свой тритмент тому, кто может его покритиковать. В моем случае это мой бизнес-партнер — он выступает продюсером и заказчиком.
Вот еще три совета, которые помогут сделать тритмент качественно:
#1. Держи фокус на максимальной полноте. Даже если бюджет ролика небольшой или детализации никто не просит, все равно делай ее. Если эти нюансы помогают максимально полно визуализировать идею, нельзя от них отказываться.
#2. Оставь время на шлифовку. Обычно я несколько дней вынашиваю идею, собираю референсы, а потом ночью пишу основную часть тритмента. Потом — в зависимости от того, сколько у меня времени до дедлайна, дошлифовываю и дополняю.
#3. Найди сильного продюсера. Уже на этапе подготовки тритмента найди продюсера и добавь в тритмент детали, которые могут помочь ему сделать свою работу. Если режиссер — это творческий директор на площадке, то продюсер — символ рациональности, он поможет подобрать команду, организовать процессы и втиснуть твой креатив в рамки бюджета.
Если тритмент согласовали, бюджет посчитали и есть решение снимать — начинается препродакшн. Это подготовка к съемкам, но уже по плану, прописанному в тритменте. Важно понимать, что далеко не каждый тритмент станет роликом, но от его качества зависит многое. И чем он четче, подробнее и понятнее, тем круче результат.