Статья
«Военно-спортивная игра «Зарница»
в системе военно-патриотического воспитания»
Автор: Лепина Наталья Аркадьевна,
педагог-организатор, методист
ЦПВиПР ГБОУ «Балтийский берег»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет одной из основных задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины»
Все сказанное выше можно объединить одним ключевым понятием — патриотическое воспитание, которое в России всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание включает в себя формирование патриотического сознания, воспитание верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы, или иначе – военно-патриотическое воспитание.
Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы молодежи и способно внести весомый вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание — образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами оно вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми, как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.
Особое место в системе военно-патриотического воспитания отводится военно-спортивной игре «Зарница».
Основная задача «Зарницы» — создание сплоченных, целеустремленных коллективов. В отряде каждый имеет дело, каждый владеет специальностью, все дружны — иначе нет победы. Интерес ребят к «Зарнице» подтверждается их инициативой, выдумкой, самостоятельностью в принятии решений.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность.
Таким образом, успех в проведении «Зарницы» во многом зависит от умелого сочетания в игре инициативы и самостоятельности юнармейцев и педагогического руководства со стороны взрослых.
Педагоги, вожатые, военнослужащие — все, кто занимаются военно-патриотическим воспитанием школьников, должны помнить, что «Зарница» — прежде всего игра. Именно поэтому она так полюбилась ребятам, стала массовой.
Дети всегда верят в игру. А реальность ее создается детской фантазией и каждый организатор в «Зарнице» должен найти такие нормы поведения с ребятами, чтобы эту фантазию не разрушить.
Играя в «Зарницу», подросток изучает героическую историю нашей армии, ее боевые традиции. Перед организаторами игры стоит множество задач, основная из которых — поиск инновационных форм работы, которые не копировали бы школьные уроки истории.
Большой интерес у ребят вызывают встречи и беседы с участниками войны, непосредственное участие ветеранов в самой игре, походы по местам боевой и трудовой славы, чтение и обсуждение книг, шефство над инвалидами войны и труда, встречи с заслуженными людьми нашей страны.
Очень важно, чтобы у подростков появился друг, наставник — военнослужащий, чьи рассказы об армии, о героизме и буднях армейской жизни оказывали бы влияние на формирование характера молодых людей.
Такие формы работы не исключают и больших торжественных сборов, умело продуманных и подготовленных массовых мероприятий, которые являются результатом планомерной и целенаправленной работы педагогов с молодежью.
Сохранение традиций, обновление содержания и сочетание специальных знаний и практических навыков позволит военно-спортивной игре «Зарница» стать действенным инструментом реализации стратегических ориентиров воспитания, обозначенных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Участвуя в игре «Зарница», каждый участник сможет удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы, проявить лучшие личные качества, занять определенное место в коллективе, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.
ЗАРНИЦА – это военно-спортивный праздник, который дает детям бурю
эмоций в реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке,
наглядное представление имитации боевых действий, совершенствование
военно-патриотической и спортивной работы в школе. В ходе игры школьники 7-10
классов делятся на команды и соревнуются в различных военно-прикладных видах
спорта с игровыми элементами, учащиеся 11 классов помогают педагогическому
составу в проведении мероприятия. С помощью игры мальчишки и девчонки получают
возможность проявить себя, быть организованным коллективом, получить полезные
навыки в принятии правильного решения в экстремальных ситуациях, уметь оказывать
первую медицинскую помощь пострадавшему.
Правила игры.
Играющие делятся на пять команд с одинаковым количеством человек (команда
составляет 25человек из разных возрастных категорий), учащиеся 11 классов
отвечают за проведение этапов игры, а преподавательский состав, выступает в
качестве начальников служб гарнизона. Команды выбирают себе командиров,
название, эмблему. Проводится торжественная линейка, выносится знамя, звучит
гимн. На трибуне ветераны дают наказ играющим, командиры сдают им рапорта,
игроки приветствуют их. Объявляется военное положение и ставится задача,
командиры получают боевые листы с маршрутом (Приложение 1).
Команды вырабатывают тактику (участники между собой делятся на этапы, за которые
они будут отвечать), начальники гарнизона приглашают участников на СТАРТ;
ФИНИШОМ является стол на котором команда при помощи клея должна собрать
символику атрибута игры (за каждый пройденный этап, команда получает один
элемент пазла). Целью команд является – символика игры. Каждая из команд должна
действовать слажено, на этапы приходить вместе, если кто задерживается – ждать.
Формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства
патриотизма, товарищества, духовно-нравственных ценностей, ответственности.
Задачи:
- Воспитание единого сплоченного коллектива.
- Выбор формы творческого самовыражения.
- Привлечение школьников к здоровому образу жизни.
- Подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в
экстремальных ситуациях, умение оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшему.
Программа мероприятия:
- Формирование.
- Торжественная линейка открытия военно-спортивной игры “Зарница”.
- Представление команд.
- Прохождение этапов конкурса участниками игры.
- Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
Основные этапы игры:
- Представление – эмблема, приветствие соперников.
- Полоса препятствий.
- Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах, ожогах,
ранениях, кровотечениях. - Переноска пострадавшего.
- Строевая подготовка.
- Сборка автомата Калашникова.
- Одевание противогаза.
- Установка палатки.
- Укладка рюкзака.
- Розжиг костра и кипячение воды на время.
- Ориентировка по компасу на местности.
- Инсценировка военной песни.
- Составление символики.
Организация проведения мероприятия:
Участие в подготовке игры “Зарница” принимают :
– администрация школы,
– учитель ОБЖ,
– учителя физической культуры,
– медицинский работник школы,
– классные руководители,
– учащиеся 11 классов,
– начальная школа и 5-6 классы – болельщики.
У участников игры должно быть название . эмблема, речевка, приветствие
соперникам. Для участников проводится инструктаж по правилам пожарной
безопасности при обращении с огнем.
Ход мероприятия
Открытие военно-спортивной игры “Зарница” производится у центрального входа в
школу под звуки аккордов торжественного марша. Директор школы открывает
праздник, ветераны ВОВ поздравляют участников с началом игры.
I. Основные этапы игры.
1-й этап. “Представление – эмблема, приветствие соперников”
Каждый батальон, должен приветствовать своих соперников (заранее
приготовленными приветствиями в стихотворной форме). Представить эмблему и
рассказать о ее обозначении за это они получают пазл.
2-й этап. “Полоса препятствий”
Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий на время (на
территории школы специально оборудованный участок). Подсчет времени всех
участников суммируется и дается пазл.
3-й этап. “Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при переломах,
ожогах, ранениях, кровотечениях”.
Команда получает задание, которое содержит в себе два вопроса (теоретический
и практический). Читает и начинает оказывать мероприятия первой необходимой
помощи. Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения
поставленной задачи (Приложение 2). Команда
получает пазл.
4-й этап. “Переноска пострадавшего”
Участники должны перенести пострадавшего на носилках определенную дистанцию
(четыре мальчика, одна девочка). Для начала они должны разложить носилки,
уложить правильно пострадавшего (головой вперед) и перенести его. Организаторы
учитывают правильность, время. Команда получает пазл.
5-й этап. “Строевая подготовка” Командир дает команду, по команде батальон
должен показать свои навыки и уметь:
– строиться в одну шеренгу, в две, обратно;
– в одну колонну и по три;
– повороты: направо, налево, кругом, в пол оборота;
– движение строевым шагом с речевкой и песней.
Задание оценивается по действиям всей команды и правильности выполнения
поставленной задачи. Команда получает очки и пазл.
6-й этап. “Сборка автомата Калашникова”
В конкурсе участвуют – четыре мальчика и две девочки. Ребята на время должны
правильно и быстро собрать автомат. Команда получает пазл.
7-й этап. “Одевание противогаза”
Участвуют пять человек от команды (четыре мальчика, одна девочка). По команде
участники должны одеть противогазы правильно и быстро на время. Время
засчитывается по последнему участнику. Команда получает очки пазл.
8-й этап. “Установка палатки”
Команды выбирают четырех человек, которые участвуют в конкурсе(три мальчика,
две девочки). Участники конкурса, должны слажено и быстро, за короткое время
правильно поставить и натянуть палатку. Команда получает пазл.
9-й этап. “Укладка рюкзака”
Участникам команд нужно выбрать по одному представителю от команды. Участник
должен на время собрать рюкзак. Команда получает паззл (Приложение3).
10-й этап. “Розжиг костра и кипячение воды на время”
Четыре участника от команды, должны быстро разжечь костер и в котелке
вскипятить воду. Та команда, у которой быстрее закипела вода, побеждает в этом
конкурсе. Команда получает пазл.
11-й этап. “Ориентировка на местности по компасу”
Командам даются координаты спрятанных запасов противника. Участники должны по
компасу ориентироваться и найти провизию. В этом конкурсе участвуют два мальчика
и одна девочка. Команда получает сладкую провизию и пазл.
12-й этап. “Инсценировка военной песни”
Каждая команда готовит домашнее задание – это песня военных лет. Песню нужно
представить, обыграть.
Жюри судит конкурс по следующим критериям:
– оригинальность оформления;
– костюмы;
– массовка;
– аранжировка;
– качество выступления
– выбор песни.
Команда получает пазл.
13-й этап заключительный. “Составление символики”(Приложение
4)
На заключительный этап вся команда должна прийти в полном составе, после чего
начинает собираться картинка символики игры и склеивается. Начальники служб
гарнизона оценивают конкурс.
Подведение итогов конкурса: победители определяются по времени
секундомера и наименьшем наборе штрафных очков. Команды награждаются грамотами,
ценными подарками. Также в соревнованиях выделяются и награждаются победители
каждого этапа конкурса.
Военно-спортивная игра «Зарница»
Зарница – это военно-спортивный праздник, который дает воспитанникам возможность реализации индивидуальных навыков по начальной военной подготовке, а также совершенствовать военно-патриотическую и спортивную работу в учебном заведении.
Цель: способствовать военно-патриотическому воспитанию кадет.
Задачи:
пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и укрепление физической подготовки обучающихся;
сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
формирование у воспитанников навыков быстрой реакции в нестандартных ситуациях.
Форма проведения: военно-спортивная игра, состоящая из нескольких этапов (прохождение станций).
Оформление: каждая станция оформлена в соответствии с названием.
Станция «Огневая подготовка»
Станция «Санитарный пост»
Станция «Химическая защита»
Станция «Полоса препятствий»
Станция «Минное поле»
Станция «Шифровальщик»
Станция «Военный эрудит»
Подготовительная работа:
Распределить ответственных за подготовку и организацию работы на станциях:
Станция «Огневая подготовка» — педагог-организатор 5 учебного курса, преподаватель военной подготовки
Станция «Санитарный пост» — педагог-организатор 4 учебного курса, сотрудник медицинского пункта
Станция «Химическая защита» — педагог-организатор 2 учебного курса Станция «Полоса препятствий» — педагог-организатор 7 учебного курса, воспитатель 7 учебного курса, преподаватель ОД ФК
Станция «Минное поле» — педагог-организатор 3 учебного курса Станция «Шифровальщик» — педагог-организатор 6 учебного курса
Станция «Военный эрудит» — педагог-организатор 1 учебного курса «Штаб» — ЗНКВК по ВР, педагог-организатор ОВР
Условия проведения и требования к участникам:
Военно-спортивная игра проводится на территории учебного заведения, (спортивно-игровая площадка, спортивный городок № 1, плац СПбКВК).
Для участия в игре формируются команды 1-6 учебных курсов и обучающиеся ГОУ Специальная школа-интернат «Красные Зори».
Форма одежды: закрытая обувь, соответствующая времени года (кроссовки, ботинки), спортивный костюм, куртка, головной убор, перчатки.
За нарушения дисциплины и правил техники безопасности начисляются штрафные очки.
Продолжительность игры: 11.00-13.00 час.
Правила игры:
Играют 7 команд, по одной команде от каждого учебного курса и одна команда воспитанников ГОУ Специальная школа-интернат «Красные Зори».
На каждом этапе (станции) играют 8 человек из числа команды, при прохождении следующих этапов, участники могут менять основной состав команды на наиболее подготовленного игрока.
Старт командам даётся одновременно. Время прохождения каждого этапа фиксируется и составляет 20 минут. Переход на следующую станцию осуществляется по звуковому сигналу.
Все задания на этапах (станциях) составлены с учетом возрастных категорий участников – 1-3 и 4-7 учебные курсы.
В маршрутных листах отмечается количество набранных баллов на этапе, и фиксируются штрафные баллы.
Порядок выполнения членами команд заданий на этапах устанавливается капитаном.
После выполнения задания, команда обязана поставить на места все используемые предметы.
По окончании прохождения всех этапов (станций) игры, команды сдают маршрутные листы в «Штаб».
Программа мероприятия:
Построение участников на строевом плацу для открытия военно-спортивной игры «Зарница».
Прохождение этапов военно-спортивной игры участниками.
Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
Для педагогов-организаторов:
Познакомить воспитанников с правилами игры.
Провести инструктаж по технике безопасности (соблюдение
правил игры «Зарница», о недопустимости применения грубой физической силы во время игры, о форме одежды и т.д.)
Ход военно-спортивной игры:
I.Организационная часть военно-спортивной игры «Зарница»
Участники военно-спортивной игры «Зарница» строятся на строевом плацу СПбКВК под звуки торжественного марша, звучит гимн. Слово предоставляется ЗНКВК по ВР.
Ведущий: Одной семьёй живут народы,
Крепка Россия как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской армии стоит!
Кто умеет состязаться,
Кто без дела не сидит,
Кто хочет силой потягаться,-
Для вас наш праздник и открыт!
Итак, начинаем спортивные состязания «Зарница», посвящённые тем, кто служил, и будет служить в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, кто охраняет и кому предстоит охранять покой граждан и мирное небо над головой!
II. Вручение командам маршрутных листов
Командиры команд докладывают о готовности своей команды к игре ЗКВК по ВР: «Товарищ подполковник! Команда ____ учебной роты к игре «Зарница» готова. Капитан команды кадет________. Рапорт сдан!» ЗНКВК по ВР: «Рапорт принят, вольно!»
Педагог-организатор: Сейчас каждый учебный курс получит пакет с указанием маршрута, по которому он должен двигаться. На каждой станции вас будет ждать «постовой» (педагог-организатор). Он объяснит вам вашу задачу, проконтролирует то, как вы выполните задания, и оценит их. Если задание выполнено, то команда получает баллы, если есть замечания, то рядом в маршрутном листе прописываются штрафные баллы. По музыкальному сигналу все команды отправляются дальше по маршруту.
Итак, ваша задача — заработать как можно больше баллов и выполнить все задания.
(Капитаны получают пакет, команды разбегаются по своим маршрутам.)
III. Прохождение маршрутов по станциям
(У каждой команды свой маршрутный лист, для того, чтобы кадеты не сталкивались на этапах и проходили маршруты одновременно).
1.Станция «Огневая подготовка» (строевой плац СПбКВК)
Сборка и разборка автомата. Участвует команда из 8 кадет.
Критерий оценки:
Старшая возрастная группа (8 – 11 кл)
Сборка |
Разборка |
||
Время(секунды) |
Баллы |
Время (секунды) |
Баллы |
20 и меньше |
10 |
15 и меньше |
10 |
25-20 |
9 |
16-17 |
9 |
26-27 |
8 |
18-19 |
8 |
28-29 |
7 |
20-21 |
7 |
30-31 |
6 |
22-23 |
6 |
32-33 |
5 |
24-25 |
5 |
34-35 |
4 |
26-27 |
4 |
36-37 |
3 |
28-29 |
3 |
38-39 |
2 |
30 |
2 |
40 и более |
1 |
31 и более |
1 |
Младшая возрастная группа (5 — 7 кл)
Сборка |
Разборка |
||
Время(секунды) |
Баллы |
Время (секунды) |
Баллы |
35 и меньше |
10 |
25 и меньше |
10 |
36-37 |
9 |
26-27 |
9 |
38-39 |
8 |
28-29 |
8 |
40-41 |
7 |
30-31 |
7 |
42-43 |
6 |
32-33 |
6 |
44-45 |
5 |
34-35 |
5 |
46-47 |
4 |
36-37 |
4 |
48 -49 |
3 |
38-39 |
3 |
50 и более |
2 |
40 и более |
2 |
2. Станция «Санитарный пост» ( строевой плац СПбКВК)
Участвует команда из 8 кадет. (4 кадета – теория, 4 кадета — практика)
1-й пункт. Проверка теоретических знаний по МСП и ОБЖ. Необходимо ответить на вопросы-тесты (вопросы составляются в соответствии с программой курса ОБЖ по возрастным категориям). Команда должна подготовить исчерпывающий теоретический ответ.
2-й пункт. Оказание первой МП и транспортировка «пострадавшего».
Команда задания по практике оказания первой помощи при различных видах травм и аптечку; за отведённое время и показать на практике приёмы оказания первой доврачебной помощи – наложить повязки, жгуты, показать правильное применение медикаментов и подручных средств, обеспечить правильную транспортировку при различных травмах.
На каждом этапе за правильное выполнение задания санитарный пост получает оценку 10 баллов. За различные нарушения в процессе соревнования оценка снижается на следующее количество баллов:
при проверке теоретических знаний за каждый неправильный ответ – 1 балл;
жгут не установленного образца – 1 балл;
жгут наложен неправильно (наложение жгута не на ту область, не записано время наложения жгута, наложение жгута на голое тело, защемление кожи жгутом) – 2 балла;
не правильно наложена повязка (наложение повязки не на ту область, нарушение стерильности бинта, не соблюдается последовательность хода бинта, повязка не закреплена) – 2 балла;
создание дополнительных страданий пострадавшему – 1 балл;
нарушение правил переноски – 1 балл.
При подведении итогов учитывается правильность выполнения и время. В соревновании побеждает команда, набравшая большую сумму баллов. При одинаковом количестве полученных баллов преимущество отдается санитарному посту, затратившему меньшее время.
3.Станция «Химическая защита» (строевой плац СПбКВК)
Участвует команда из 8 кадет.
Команда отвечает на вопросы о знаках по эвакуации.
Вся команда надевает противогазы (одновременно), зачет по последнему.
Норматив для всех один.
надевать противогаз: за 7 сек. – 10 баллов, за 8 сек. – 8 баллов, за 10 сек. – 5 баллов, 12 сек. – 3 балла, более 12 сек. – 0 баллов
Команда получает задание. Нарисовать план лагеря по описанию. Листы А 3 закреплены на стендах. Каждый участник команды рисует только один знак. По команде надевают противогазы и в противогазах рисуют план. Капитан проверяет и докладывает о готовности.
4.Станция «Полоса препятствий» (спортивный городок №2)
В конкурсе участвует 8 кадет. Участники проходят на спортивных тренажёрах 6 заданий, в соответствии с возрастной категорией. Главное условие прохождения спортивного снаряда – выполнение всех заданий с небольшим мешочком, наполненным песком (размер 20 х 30 см), чем больше количество мешочков, которое использует один участник, тем больше количество баллов.
5.Станция «Минное поле» (дорожка у 4 учебного корпуса)
Перед участниками находится «минное поле» (большой квадрат, поделенный на малые квадраты). Задача, как можно быстрее пройти «минное поле» с одной стороны на другую, не наступив на мину (количество «мин» и их расположение знает только руководитель станции). Прохождение поля происходит по одному (либо участник проходит полностью, либо натыкается на «мину» в определенном малом квадрате). Следующий участник проходит по тому же пути, кроме того малого квадрата, на котором была мина, двигаясь дальше вперед. Если участнику удается полностью найти «безопасный путь», вся команда переходит за ним по этому пути, если нет – в борьбу вступает следующий участник, и так до тех пор, пока не найдется «безопасный путь». Количество попыток обойти «минное поле» равно количеству участников, т.е. 8.
Участник, который наступил на мину, встает в конец строя и больше не может участвовать до тех пор, пока не будет проложен «безопасный путь». Количество баллов зависит от количества оставшихся «невредимыми»:
Участники, прошедшие испытание без ошибки:
8 человек (ни разу не наступили на мину) – 10 баллов
6-7 (1-2 раза наступили на мину) – 7,5 баллов
4-5 (3-4 раза наступили на мину) – 5 баллов
2-3 (5-6 раз наступили на мину) – 2,5 балла
1-0 (7-8 раз наступили на мину) – 1,25 балла
Если за 8 попыток команде не удалось проложить «безопасный путь», задания является проваленным. Команда получает 1,25 балла.
Максимальное количество баллов 10.
6.Станция: «Шифровка» (спортивно-игровая площадка)
1,2,3 учебные курсы получают на руки по 4 карточки с заданием средней сложности (по две карточки на группу из 4 человек).
4-5 учебные курсы получают по 4 карточки с заданием повышенной сложности (по две карточки на группу из 4 человек).
Максимальный балл 10. За две правильно отгаданные карточки 5 баллов.
6-7 учебные курсы по 2 карточки с шифровками. За каждую отгаданную 5 баллов.
7.Станция «Военный эрудит»
Участвует команда из 8 кадет.
Необходимо ответить на 8 вопросов по истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., в соответствии с возрастной категорией команды. Время обсуждения вопроса 1 мин.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
После прохождения всех этапов капитаны команд сдают маршрутные листы в «Штаб», где подводятся итоги.
IV. Подведение итогов
Проводится построение на строевом плацу учебного заведения с подведением итогов и награждением победителей.
Пока подводятся итоги, перед участниками выступают приглашенные гости:
— курсант ВИ (ЖДВ и ВОСО)
— курсанты Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»
ЗНКВК по ВР объявляет 1 команду-победителя в каждой возрастной категории.
Если команды набрали одинаковое количество баллов, проводится заключительный этап, выявляющий победителя – перетягивание каната.
Приложение 1
Маршрутный лист №1 игры «Зарница»
Команда____________________________________________
№п/п |
Название этапа |
Набранные баллы |
Штрафные баллы |
Подпись ответственного за станцию |
1 |
Станция №1 «Огневая подготовка» |
|||
2 |
Станция №2 «Санитарный пост» |
|||
3 |
Станция №3 «Химическая защита» |
|||
4 |
Станция №4 «Полоса препятствий» |
|||
5 |
Станция №5 «Минное поле» |
|||
6 |
Станция №6 «Шифровальщик» |
|||
7 |
Станция №7 «Военный эрудит» |
|||
Итог |
История игры «Зарница»
Мало кто знает, что автором Всесоюзной военно-спортивной игры «Зарница», в которой участвовали миллионы советских школьников, была вполне себе миролюбивая Зоя Кротова – учительница из сельской школы деревни Мысы Пермской области. Молоденькая вожатая Зоя, скорее всего, скучала на традиционных пионерских смотрах строя и песни, которые всегда проводились в февральский «военный» месяц. И вот зимой 1964 года Зоя решила, что 23 февраля вся школа станет армией. Соответственно учителя назначались военачальниками, а ученики – лётчиками, моряками и танкистами. А один класс так вообще целиком записали в партизаны. В феврале в школе не стало ни отличников, ни двоечников – в классах за партами сидели сплошь старшины и рядовые. Сегодня можно лишь представить, как тогда проходили уроки в школе Зои Кротовой. «Рядовой Иванов! К доске!» – строгим командирским голосом вызывала, скажем, офицер-математичка. «Есть!» – отвечал известный лоботряс.
Всё это было очень интересно и необычно, и военная игра очень быстро вышла за пределы сельской школы. Вскоре «Зарница» больше была похожа на армейские учения, которые включали в себя преодоление «минных полей» и полосы препятствий. Кульминацией пионерских маневров были рукопашная битва со срыванием картонных погон «противника» и захват знамени во вражеской крепости. Два сорванных погона означали мгновенную смерть, один – тяжёлое ранение. Все юнармейцы и их родители накануне боя вдохновенно пришивали эти символические картонки на свои куртки. Крылатая фраза маршала Баграмяна «Умирать – последнее дело!» стала боевым кличем командиров, поднимавших юнармейцев в атаку. Поэтому погоны, намертво пришитые по всему периметру тройными стежками и прошитые по всей площади самыми суровыми нитками, доставались противнику с «мясом» гимнастерок и тельняшек. Областные, городские и районные пионерские сражения, организованные только местными военруками и ветеранами, проходили по всей стране целых три года. Но в светлых головах всесоюзных партийных и комсомольских вожаков появилась патриотическая идея прибрать к рукам эти военно-спортивные движения на местах. 10 января 1967 года «Пионерская правда» напечатала «приказ № 1» командующего новой Всесоюзной игрой «Зарница». Своим приказом маршал Василий Казаков поставил задачу обучить навыкам армейской жизни детей и подростков. Игровые элементы гражданской обороны учили юнармейцев быстрой реакции в нестандартной ситуации и умению оказывать первую медицинскую помощь. В связи с сокращением армейской службы с трёх до двух лет «Зарница» вошла в школьный план начальной военной подготовки. За первые пять лет существования «Зарницы» в неё повоевали 20 миллионов школьников Советского Союза. Патриотическое воспитание подростков семимильными шагами зашагало по стране! Но, став официальной патриотической игрой пионеров Советской страны, «Зарница» сильно поскучнела. Работая в те годы фоторепортёром в газете «Пионерская правда», я наблюдал, как во многих школах создавались специальные «зарничные» классы-батальоны, в которых дети не учились, а только стреляли и воевали, готовясь к финальным соревнованиям. Такой «школьный спецназ» был экипирован в настоящую военную форму и вооружён моделями автоматов Калашникова, неотличимых от настоящих. В качестве фоторепортёра я не раз видел яростные и весёлые финалы этих Всесоюзных юнармейских праздников, проходивших во многих городах Советского Союза – в Туле, Одессе, Курске, Днепропетровске. Бывшим зарничникам на всю жизнь запомнились не торжественные построения и пионерские парады, а рукопашные схватки (тогда еще разрешенные) со срыванием с плеч «вражеских» погонов, штурмы крепостей и, конечно, песни у ночного костра. Правила игры часто менялись, и с каждым годом организаторы уменьшали возможность юнармейцам сразиться «стенка на стенку», опасаясь крови, синяков и травм. Последние финальные игры «Зарницы» в СССР превратились в не очень утомительные театрализованные передвижения парадных колонн пионеров в сопровождении военных в сторону вероятного противника. Чем выше был ранг соревнований, тем больше офицеров и генералов участвовало в организации соревнований и совершении главного марш-броска. В финале «Зарницы» около города Курска у меня было ощущение, что я оказался в центре танкового сражения на Курской дуге – такое количество настоящих танков было задействовано для сопровождения пионеров в атаку. В Днепропетровске дневное юнармейское сражение плавно переросло в вечернюю реконструкцию сражения с фашистами при форсировании Днепра советскими войсками. Там же запомнился такой казус. Так как не все пионеры успели остыть от дневной рукопашной схватки и покинуть «зарничное» поле боя, юнармейцы оказались в окопах. вместе с немецко-фашистскими захватчиками – переодетыми артистами, заблаговременно прибывшими на местность для вечернего представления. Некоторые герои «Зарницы», что уж там скрывать, не по-детски испугались такой встречи. Прошли годы, выросло уже не одно поколение россиян, не живших в Советском Союзе и не носивших пионерских галстуков. Однако «Зарница» до сих пор жива. Оказалось, что игра отлично сплачивает одноклассников, и быть командой – это здорово! Но это игра в ВОЙНУ. Если вдуматься, игра ставит удивительно непростые для детского ума вопросы, главный из которых – можно ли и нужно ли на этой игрушечной войне оставаться человеком?
Внеурочная деятельность (конкурсные работы)
Начальное общее образование
Внеурочная деятельность
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Это внеклассное мероприятия я провела 22 февраля 2017 года для начальных классов. Но ученики 5-7 классов решили участвовать и помогали малышам. Оно посвящено нравственному и патриотическому воспитанию. Прививать здоровый образ жизни.
Цель: создать условия длясовместного досуга детей и родителей в ходе мероприятия.
Задачи:
- обучающие: формирование представлений о военных профессиях и армейских дисциплинах.
- развивающие: формирование умение и навык укреплять здоровье и развивать у обучающихся основы здорового образа жизни;
- воспитательные: воспитывать чувства взаимопомощи, нравственности, патриотизма, любви к Родине; отзывчивости, умение слушать других;
Предварительная работа. Разделить детей на две команды «Десантники» и «Пехотинцы», совместно с родителями изготовить погоны для команд, пришить на куртки, подготовить поле для эстафет. Выучить строевые песни.
Время проведения: февраль.
Место проведения:
- 1 этап школьный спортивный зал,
- 2 этап пришкольный участок.
Форма одежды: зимние куртки, вязаные шапки, перчатки, шарфы, удобная зимняя обувь.
Участники:обучающиеся 1– 4 классов (10 мальчиков и 10 девочек), по 3 родителя в каждой команде.
Состав жюри: участники локальных войн в Афганистане Зуев В.И., и Чечне Кузнецова А.Г., Костенко А.А.,учитель физкультуры.
Наблюдатель:медсестра ФАП п. Красный Боец.
Болельщики: одноклассники, старшеклассники, классные руководители, родители.
Ведущий: Ромазанова Н.И., учитель начальных классов.
Призы: от родителей.
Инвентарь: стойки-фишки (2), ледянки (2), кегли (10), обручи (2), маленькие резиновые мячики (2), пластмассовые ведёрки (2), самодельные бумажные танки (6), верёвка по 2 м (2).
Количество инвентаря, рассчитано на участников 2-х команд, дистанция эстафет – небольшая. В каждой эстафете – обежать ёлочку и вернуться в команду.
Построение команд в спортивном зале.
Ход мероприятия
В спортивном зале.
Учитель:
Боевые знамена склоните
У священных могил дорогих,
Не забудет народ победитель
Беззаветных героев своих,
Никогда не забудут живые
Об ушедших друзьях боевых,
Не увянут цветы полевые
На могильных холмах фронтовых,
И, любуясь зеленою новью,
Проходя мимо этих могил,
Вспомнят дети и внуки с любовью
Тех, кто души за них положил.
– Здравствуйте, ребята, каждый год мы отмечаем День Российской Армии и День Победы.
И мы не должны забывать героев, которые подарили нам мирное небо над головой, мы должны брать с них пример их мужеству, патриотизму и любви к нашей Родине России. А чтобы быть достойными их, мы обязаны со школьной парты воспитывать умение трудиться, заниматься спортом, и быть крепкими, сильными и сегодня мы с вами это докажем. Проведём военно-спортивную игру
«ЗАРНИЦА» и посвятим всем нашим землякам героям павшим и живущим. Вместе с вами сегодня в нашей игре примут участие и ваши родители, они также будут участниками.
– Я рада приветствовать на нашем празднике ветеранов участника боевых действий в Республике Афганистан Зуева В.И., участников локальных войн в Чечне Кузнецова А.Г. и Костенко А.А..
Поздравление и напутствие ветеранов.
Данила М.:
Пришиты погоны, изучена карта
И спрятано знамя надёжно, в лесу.
А наши ребята, сегодня солдаты,
Сегодня ребята играют в войну!
Софья Ю.:
Разведчики, снайперы, даже сапёры,
Этапы сложны, но их надо пройти
– Быстрей, пацаны, не время для споров!-
И бешено сердце колотит в груди!
Илья К.:
Сегодня вы школьники, просто мальчишки,
«Зарница» – любимая наша игра!
А завтра, быть может, уже рядовые –
Солдаты, кем будет гордиться страна!
Представление жюри. Представление команд.
Учитель:
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат, … пехота.
Команда «Пехотинцы»
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью,
Наш, солдат – военный … летчик
Команда «Десантники»
1 этап: Конкурс смотр строя и песни.
2 этап: Выходят на улицу.
Выдача командам маршрутные листы эстафет.
3 этап: Получение маршрутных листов, занять свои позиции.
Эстафета 1. «Преодоление болота или партизанская тропа»
Команды выстраиваются в колонны по одному, за линией фронта-старта, и по команде должны по одной тропе не сходя в сторону, пройти до определенной отметки -2,5 метра.
Эстафета 2. «Артиллеристы»
Учитель:
«Да здравствуют артиллеристы –
Защитники наших земель,
Подносчики снарядов,
Наводчики, бьющие в цель!»
По очереди все участники команд сбивают танки, снежками. (Макеты танков из картона).
Эстафета 3. «Связисты»
По команде все участники с интервалом в 10 секунд, бегут до обруча, пролезают в него (не задевая), принимают и.п.: лежа на животе, выполняют три переката вперед, после чего встают, пробегают до отметки, где лежат нитки – задача связать их любым узлом, чтобы получилась одна длинная веревка, за которую они должны все держаться.
Эстафета 4. «Викторина»
Загадки о военных профессиях.
Учитель:
Команде «Пехотинцы»:
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
(пограничник)
Команде «Десантники»:
Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост (солдат)
Команде «Пехотинцы»:
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется. (танкистом)
Команде «Десантники»:
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут. (танк)
Команде «Десантники»:
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном… (корабле)
Команде «Пехотинцы»:
Самолет парит, как птица,
Там – воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат – военный … (лётчик)
Команде «Десантники»:
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат, … (пехота)
Команде «Пехотинцы»:
Брат сказал: «Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь … (пограничником)
Учитель: Молодцы и это задание вам по плечу, продолжаем дальше нашу зарницу.
Эстафета 5. «Снайперы»
Найти мины – кегли зарытые в снегу – по 5 штук для каждой команды.
Слово жюри.
Эстафета 6. «Перенеси раненого»
Два участника несут третьего – 2 метра.
Эстафета 7. «Взятие Сапун –горы»
Все участники должны сначала подняться на гору и съехать с нее на ледянках, и опять подняться и там построиться в колонну по двое.
«Привал»
Приехала полевая кухня – (повара школы приготовили гречневую кашу с мясом и чай.)
Учитель рассказывает о живущих в нашем поселке ветеранах участников ВОВ.
Ветераны рассказывают о своих боевых операциях в Афганистане и Чечне.
Учитель: Люди!
Покуда сердца стучатся – помните!
Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже не придет, не споет, помните!
Учитель: А теперь, перед заключительным этапом задание.
Эстафета 8. «Разведка»
Команды получают пакет – «шифровку», в котором находятся рисунки: зебра, носок, арбуз, мальчик, яблоко. Из первых букв этих слов дети должны составить ключевое слово – ЗНАМЯ. К нему прилагается схема – чертеж, по которой участники команд должны пройти и найти это знамя, спрятанное в условном месте. Какая команда первой найдет знамя, та и победитель.
Построение команд.
Слово жюри подведение итогов зарницы.
Награждаются команды за 1 место и 2 место.
Учитель:
Служите, ребята, в вас верят и любят!
Защитники наши – России сыны!
Пусть небо над вами безоблачным будет,
Служите, мальчишки, не зная войны!!!
Награждение всех участников сладкими призами.