Праздник Наурыз в Казахстане сохранил множество древних традиций. В условиях возрождения национальной культуры это важный элемент связи времен. Казахстанцы считают, что пышное празднование принесет в дом изобилие на целый год.
Традиции празднования Наурыза
Что за праздник Наурыз в Казахстане? Как пишет Марина Бусыгина, это торжество посвящено приходу весны. Оно знаменует окончание зимнего отдыха и начало напряженных земледельческих работ, от которых зависело выживание населения. Празднование играет важную роль в жизни казахов — это ознаменование прихода тепла, начала очередного жизненного цикла, возрождения.
Как отмечают праздник Наурыз в Казахстане? Он имеет давние традиции: казахи облачаются в лучшую одежду, собираются вместе, устраивают соревнования в традиционных видах спорта, поют и танцуют. Один из наиболее значимых обычаев — наведение чистоты.
Укоренилась традиция много столетий назад и не исчезла и по сей день. Уборку проводят не только в доме, но и на подворье. Казахи, рассказывая про Наурыз, подчеркивают: если праздник придет в чистый дом, его обитатели проживут весь год без бед, тревог, болезней и убытков.
К Наурызу готовились заранее. Еще до его наступления казахи, желая привлечь удачу в свой дом, заполняли всю находящуюся в нем посуду злаками и родниковой водой, молоком и айраном. Изобилие продуктов становилось гарантом еще и хорошего урожая.
Перед праздником обязательно возвращали долги, старались помириться с теми, с кем в ссоре. Переносить негатив из старого года в новый было плохим знамением. Предки были уверены, что встречать Наурыз нужно в новой одежде или хотя бы облачиться в одну обновку. Эта примета гарантировала достаток и счастливую жизнь весь следующий год.
В древности торжество, посвященное началу весны, начиналось затемно. До рассвета казахи вставали, чтобы принять участие в важном обряде — очистке источников. Параллельно с этим действом во дворах высаживали деревья.
Собравшись вместе, люди вовсю веселились. Они исполняли хором наурыз жыр (праздничные песнопения), устраивали конкурсы. Наиболее популярными были:
- Жұмбақ (отгадывание загадок).
- Жаңылтпаш (произнесение скороговорок).
- Тоғызқұмалақ (игра на логику).
- Қыз қуу (погоня за девушкой).
Любили жители Казахстана на Наурыз устраивать соревнование в беге, при этом участники обязательно бежали босиком. Согласно поверьям, такой бег помогал получить силы от земли.
Ключевое место в празднестве занимал дастархан (сервированный стол). К трапезе приступали в полдень. Перед и после угощения традиционно читали молитвы. Дополнительно старейший представитель рода благословлял собравшихся. Главным угощением стола на праздник начала весны становилось особое блюдо. «Наурыз көже» включало в себя семь ингредиентов, таких как:
- молоко;
- родниковая вода;
- зерно;
- мука;
- соль;
- масло;
- мясо.
Приметы гласили, что в грядущем году успеха добьется человек, который успеет побывать в семи домах и позовет к себе в дом семерых гостей.
Современные традиции празднования Наурыза в Казахстане
Современная история Наурыза полна драматических страниц. С 1926 года празднование традиционного восточного Нового года находилось под запретом. Официально казахскому народу вернули праздник в 1988 году. Согласно Закону РК «О праздниках в Республике Казахстан» в 2001 году Наурыз получил статус государственного.
С 2009 года торжество отмечают три дня. Когда в Казахстане праздник Наурыз? Начинается он в день весеннего равноденствия 21 марта и продолжается по 23 число включительно. Как сказано на сайте электронного правительства, в 2022 году казахстанцев на праздник начала весны ждут мини-каникулы — целых пять праздничных дней (с 19 по 23 марта), так как 19 и 20 марта — суббота и воскресенье.
Как Казахстан празднует Наурыз? Сегодня торжество отмечается несколько дней. В остальном же Наурыз празднуют так же, как и в древности. В стремлении привлечь удачу казахи следуют традициям, о которых сказано выше. Современные реалии оказали на них незначительное влияние:
- Люди активно наводят порядок в домах и квартирах. Обязательно проводится уборка улиц и парков. В городах и аулах массово высаживают молодые деревья.
- Семьи покупают роскошные обновки, избавляются от старых вещей. Не забывают казахи раздать долги, помириться со знакомыми.
В наши дни культурная программа торжества гораздо богаче, чем в прошлые века. До пандемии празднования имели массовый характер. На концертных площадках выступали профессиональные и самодеятельные художественные коллективы.
Народ веселился на театральных представлениях, кулинарных турнирах, на которых потчевали традиционными казахскими яствами. К столу подавали плов, баурсаки, наурыз көже. Население РК посещало выставки прикладного искусства и племенных животных, принимало участие в спортивных соревнованиях. Жителям больших городов имели уникальную возможность посетить юртовые городки. Там казахи изучали народные традиции и промысел. Тут же выступали канатоходцы, наездники.
Наурыз обрел черты праздника не сугубо национального, а общеказахстанского. В празднестве активно участвуют представители всех этносов, проживающих в Республике Казахстан. Перестало быть удивительным появление в пределах праздничных этноаулов русских изб или немецких домиков.
Многие туристы на Наурыз отправляются в Туркестан. В этом самобытном историко-географическом регионе праздник отмечают особенно пышно. В Туркестане устанавливают юрты, накрывают щедрые дастарханы, возводят алтыбакан (качели).
Не менее значимая достопримечательность Туркестана — выставка верблюдов и лошадей. Самые красочные мероприятия по традиции проходили возле мавзолея знаменитого главы тюркской ветви суфизма, известного на весь Восток мыслителя и поэта Ходжи Ахмеда Ясави.
Размах празднества в небольших городах и аулах меньше, однако здесь Наурыз всегда отмечают самобытно, развлечения отличаются непосредственностью и колоритом. Местные жители предпочитают традиционные казахские забавы, организовать которые в современных городах не представляется возможным. В маленьких городах и аулах популярностью пользуются игры бәйге, күрес, аударыспақ.
Наурыз в Казахстане отмечается уже более 5000 лет. Вспомните традиции, наведите порядок, побалуйте себя вкусной едой, и тогда грядущий год непременно будет удачным.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1722378-kak-otmecaut-prazdnik-nauryz-v-kazahstane/
Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия.
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.
«Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
«Коктем Туды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — казахша курес, тогуз кумалак, лошадиные скачки (Кыз-Куу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!
В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
Айман Сальмухаметова — старший научный
сотрудник научно-исследовательского
отдела АОИКМ
Наурыз — один из величайших праздников древности, связанный с началом весны, началом года, временем пробуждения всего окружающего мира.
«Сорвешь зелень — подобно ей и зачахнешь» — гласит казахская народная пословица. Любая зелень — растущее счастье и субстанция самой жизни на земле. Поэтому большое значение казахи придают рождению новой жизни, новому году. Другое название праздника — «Ұлыстың Ұлы күні» — «Великий день для всего народа».
Празднование Наурыза под различными названиями широко распространено во многих культурах.
Исторические сведения о Наурызе встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году — Наврузу и имеет свои корни в зороастризме. В переводе с персидского языка — это «новый день». Новый год в зороастризме приходился на 21-22 марта, в день весеннего равноденствия. Эта дата также перейдет в солнечный тюркский календарь как день ел сырты — хребет года. У древних тюрок и монголов стало традицией отмечать Новый год с приходом весны. Со временем календарь претерпел свои изменения.
По некоторым данным Наурыз отмечают не 2500 — 3500 лет, а около 5000 лет. В Казахстане Наурыз был запрещен в 1926г. Его возвращение относят к 1988г. Официальное признание он приобрел 15 марта 1991г. после выхода Указа Президента Казахстана «О народном празднике весны 22 марта — Наурыз мейрамы». С 2001г. Наурыз объявлен государственным праздником. Международным днем он стал по инициативе ЮНЕСКО 30 сентября 2009г., включившая Навруз в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Празднование и распространение информации о Наврузе поддержала Генеральная Ассамблея ООН в 2010г., приняв резолюцию под названием «Международный день Навруз».
В день Наурыза представители многих народов одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию. С давних времен накануне праздника Наурыз люди наводили порядок и чистоту в своих домах и дворах, сажали саженцы. Наурыз считается экологическим праздником, призывающий людей к защите и облагораживанию природы.
Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган». В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник: 21 марта в Иране, в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Кыргызстане и в Таджикистане (4 дня). Наурыз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане. В Македонии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, Казахстане празднуется 21-23 марта.
Наурыз остался одним из самых главных праздников казахского народа и в прошлом означал наступление кочевья. Заканчивалось противостояние тяготам зимы, теперь с приходом весны зарождалась новая жизнь. «Көктем туды» (весна пришла) — говорят казахи.
Накануне праздника в ночь на 22 марта, казахи ждут в гости мифического духа Қыдыр Ата. Девушки готовят угощение «ұйқыашар» (разгоняющий сон). Праздничными развлечениями являлись различные игры, конные скачки, качели «Алтыбақан». Главное ритуальное блюдо древнего праздника — наурыз көже, включающее 7 обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено (рис, пшеницу, кукурузу) и молоко. Состав их в блюде символизирует счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. Весной люди спешат обновиться физически и духовно — освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей, одаривают родных.
На Навруз узбеки устраивают народные гулянья, праздничные базары, конные скачки, собачьи и петушиные бои. Главное блюдо — сумаляк из пророщенных зерен пшеницы, муки и пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье. Во время его приготовления женщины напевают народные песни о весне и празднике Навруз. В первый день Навруза принято вставать рано и идти к водоему: умываться, брызгать водой друг на друга, желая благодатного и счастливого Нового года. У источника очищения угощают друг друга сладостями. А затем вдыхают ароматный дым, который символизирует освобождение от «злых духов».
У татар Наурыз отмечается в кругу семьи. Готовятся угощения из растительных продуктов и блюда из 7-ми ингредиентов. Наиболее известным является сумаляк. В старину дети ходили по домам, рассказывали стихи, а хозяева одаривали их угощением.
Начало сельскохозяйственных работ чеченцы приурочивают ко дню весеннего равноденствия — 22 марта. В праздничный день вся семья встает до рассвета и выходит во двор, чтобы встретить восход солнца. Утром обязательно угощаются сладким. Сохранились обычаи красить яйца и проверять их в игре на прочность. В этот день все домочадцы должны быть сытно накормлены. Это же правило относилось и к домашней скотине. В Новруз нельзя закалывать скот, давать в долг. Одним из обрядов, связанных с хозяйством и скотоводством является обвязывание красной материей рогов быка, дойной коровы, овец, выделенных для свадьбы. Празднование происходит вечером у костров. Мужчины и юноши прыгают через костры, демонстрируя свою удаль и храбрость, получая «очищение» огнем. Накануне дня весеннего равноденствия, дети ходят по селению с поздравлениями и собирают различные лакомства: яйца, орехи, груши, яблоки, блины, муку и др. В горных районах Чечни и Ингушетии праздник часто сопровождается скачками и различными состязаниями. Спустя три дня после весеннего равноденствия наступает время выхода плуга.
У славян в день весеннего равноденствия 22 марта празднуют встречу весны — «заклички весны», отмечают Жаворонки или Сороки. Считается, что жаворонки, которые возвращаются в это время домой, приносят на своих крыльях весну и открывают путь остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях.Бытовало поверье «Жаворонок за собой сорок птиц привел. В этот день тот, кто сумеет из сосчитать прилетающих птиц, будет награжден сорока дарами. Говорили, что в этот день сорока начинает стоить свое гнездо и кладет в него сорок палочек. Хозяйки пекут жаворонков из овсяной или ржаной муки. Дети насаживают выпечку в виде птичек на длинные палки и залезают на крыши или выбегают на пригорки, крича заклички. Весну закликают, чтобы была теплой, год богатым и урожайным.
Новруз Байрам для азербайджанцев — один из самых древних и любимых праздников. Четыре вторника до наступления праздника символизируют собой: воду, огонь, землю и воздух. А в день Наурыза они объединяются. Главные блюда праздничного стола шакярбура — блюдо из теста с орехами, символизирующее Луну, пахлава, символизирующая 4 стороны света, зеленые ростки пшеницы — символ Солнца и блюда на букву «син»: сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — особая каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие. Одна из традиций — «тонгал», во время которой разжигают костер и семь раз прыгают через него. В первый день Новруза принято вставать рано и идти к водоему для символического очищения с последующим угощением друг друга сладостями и вдыханием ароматного дыма, который символизирует освобождение от «злых духов». Кроме традиционных кушаний на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Эти предметы имеют глубоко символическое значение: свеча — свет или огонь, оберегающий человека от злых духов, зеркало — знак ясности или установления времени наступления Нового года. Популярны народные представления с участием таких персонажей, как Коса (редкобородый) и Кечал (лысый).
Таджики гостей приветствуют словами «Навруз муборак бод!» («С праздником Новруз»). На столе обязательно должна стоять пища, состоящая из семи блюд. Также ставится зеркало, свечи и крашеные яйца.
С древним весенним праздником у туркмен связаны некоторые приметы, которые популярны в народе: «Если в Навруз будет пасмурно, то такая погода продержится до июня», «Если в Навруз идет снег или дождь — год будет урожайным». На дни празднования Навруза назначаются первые скачки нового сезона, проводятся первые бои среди пастушьих волкодавов — алабаев.
В соответствии с турецкими обычаями и традициями во время празднования Науруза людей должны окружать вещи, символизирующие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Такими предметами являются ростки ячменя или лепешки-питы и монеты. Обязательным атрибутами Науруз Байрамы являются священный огонь. Накануне праздника убирают, готовят праздничные блюда, среди которых берек со шпинатом, крашеные в луковой шелухе яйца, локум и др. В Науруз все ходят друг другу в гости, отмечая праздник вместе с соседями и друзьями. Принято вставать рано утром и, надев чистую и новую одежду, посещать кладбище. В этот день совершается обряд, во время которого женщины угощают всех орехами. Празднование продолжается до утра.
Иранцы Навруз празднуют 13 дней. В конце торжеств люди выходят в поле с тем, чтобы в течение предстоящего года сопутствовало счастье и благополучие. В канун праздника Навруз иранские женщины прыгают через костер. На улицах разыгрываются театральные действия с актерами, лица которых замазаны краской или черной сажей, а сами они облачены в красные одежды.
Афганцы с ночи с 20 на 21 марта и до полудня 21 марта не выходят из дома, во избежание по поверью смерти одного из членов семьи в наступающем году. Запрещено печалиться, сердиться и наказывать детей. К Наврузу шьют новую одежду, убирают дом, выбирают подарки для друзей и знакомых. Готовят пять блюд «хафт син», с названиями на букву «син» персидского алфавита. Обязательная принадлежность праздничного стола — фрукты и орехи и компот из семи видов фруктов. Варят и красят яйца по количеству детей в семье. В эти дни проводятся состязания по вольной борьбе, соревнования в кидании камней и конные скачки, а девушки собирают букеты из тюльпанов.
Курды к Наурызу приурочивали весенние посевы и первый выгон скота. Хозяин дома или его старшие сыновья жарят шашлык. Распространены сладкие пловы. Варят пшеницу «савар», сдабривая ее медом. У курдов-земледельцев бытовали обряды, связанные с водой. Их выполняли женщины. Для того, чтобы умилостивить небо во время засухи, они за-прягают волов в соху и пашут не землю, а воду. С этой же целью в засушливые дни женщины обливают друг друга водой.
В западных провинциях Китайской Народной Республики праздник отмечают не только тюркские народы, но и сами китайцы. Празднующий народ облачается в нарядную и яркую одежду и, взяв цветы, идет к храму. С собой берут глиняные фигурки главного символа Навруза в Китае — буйвола. Сооружается из бамбука и цветной бумаги черного, белого, красного, зеленого и желтого цветов. Эти цвета символизируют огонь, воду, металл, дерево и землю. Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают. Главным праздничным блюдом является особая постная каша, которую разливают по чашкам, обильно посыпают сахаром и корицей и угощают близких и друзей.
Не все тюркские народы празднуют 22 марта, у якутов, из-за природно-климатических особенностей Новый год встречают в июне месяце. Ысыах (изобилие) — самый главный праздник в Якутии, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов — делить год на две половины. В этот день забивается скот, готовится кумыс из кобыльего молока, старцы поют песню олонхо, люди встают в круг танца осуохай, мужчины соревнуются в силе и ловкости, проводятся конные скачки. Обязательно проводится национальная обрядовая церемония Алгыс, во время, которого в сопровождении 8-ми юношей и 8-ми девушек шаман разжигает огонь в часы самого высокого солнцестояния — с 11 до 12 часов дня. Н церемонии кумысопития напиток пьют из сакрального сосуда чорона. Кумыс в представлении народа Саха является священным напиткам и символом изобилия.
14 марта издревле считался у казахов началом нового года. Ровно за неделю до дня весеннего равноденствия подсчитывалось поголовье скота и, радуясь окончанию долгой зимы люди навещали друг друга, обсуждая убытки и приплод, готовясь к Наурызу. Этот обычай сохранился в Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областях, некоторых районах Актюбинской области. В каждом доме варилось мясо, но специально никого не приглашают. Посещают не менее пяти домов, в которых живут старшие по возрасту родственники.
Поэтому 14 марта считается началом третьего месяца Амал, т.е. весны. Көрісу — древний обычай тюрко-монгольских народов. Одним из значительных ритуалов праздника Наурыз является приветствие и всепрощение. Обязательный атрибут праздника Амал — көрісу, то есть рукопожатие. В праздник посещают старших по возрасту родственников со словами: «Бір жасыңмен!», «Жасыңа жас қосылуымен!». Аксакалы в ответ произносили бата — благословение и пожелание «Жасың ұзақ болсын!» — «Пусть твои годы будут благими!». По традиции люди обмениваются рукопожатиями, а затем троекратным объятием. У женщин принято прикасаться друг к другу поочередно сначала правым, потом левым плечом. Таким образом, көрісу — предвестник Наурыза.
У каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, но международный этикет, по сути, одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. Культура приветствия, его многогранные общечеловеческие оттенки вырабатывались опытом многих поколений и имеют силу неписанного закона, определяют внутреннюю культуру человека. В традициях казахского народа до сих пор сохранились ритуалы приветствий, которые характеризуются почитанием и уважительным отношением к старшим.
Очень много схожего в традициях празднования Наурыза у казахов, у чеченцев, узбеков, татар и др. народов. Это встреча рассвета, прыжки через костер, совместное приготовление ритуальной пищи. Существуют традиции крашения яиц у иранцев, афганцев, азербайджанцев и зажигание свечей. И весенний цикл у русских, белорусов, а 14 марта на Явдохи (Евдокии) у украинцев, когда на рассвете выходят на высокую гору или залезают на деревья и зазывают весну.
Среди предметов коллекции Акмолинского областного историко-краеведческого музея, которые используются не только в повседневном быту, но и с особым почтением в весенний праздник — это в первую очередь казан для приготовления наурыз көже, ожау — половник (имеется и экземпляр из кости), саптыаяқ (ковш), шара — чаша для кумыса, астау и табақ — деревяные блюда для подачи мяса. Бережное отношение у казахов к кожаным и деревяным подойникам (көнек) и флягам (торсық). Перед началом праздника они очищались и окуривались дымом. Все эти бытовые предметы относятся к нач. ХХ в.
В запасниках несколько плетеных корзин, одна из которых из с. Ржищево Ерейментауского района, возможно с ними ребятня собирала угощения, исполняя «заклички весны» на празднике Жаворонков. Есть и корзинка для яиц 30-х годов ХХ в., переданная в музей Балахович Т.К. И рушник, расшитый ветками и птицами. А керамическая посуда узбекского народа с мотивами благопожелания весны и процветания украшена ручной росписью. Это «ляган» для плова, коса (пиалы) с узором «пахта гуль» (цветок хлопка) и анора (цветком граната). И величественный сакральный сосуд чорон для церемонии кумысопития на национальном празднике якутов. Кстати, этот шедевр резьбы по дереву попал в музей в 1963 г.
В наши дни «Наурыз мейрамы» стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этому праздник отмечают, живущие в Казахстане представители 130 национальностей. Древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении дружбы и согласия в обществе. Современный Наурыз является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана.
Навруз — праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Его написание и произношение могут различаться в разных странах ‑ Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и др. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта. Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
В сентябре 2009 г. Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза».
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н.э. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III‑VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры (вариант написания — Зороастр, Зардушт).
По преданию, в этот день произошло много легендарных событий: «Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье», мифический царь Тахмурас «отправил в темницу злых дивов и безжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм, и т.д. Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.
Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).
Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 (366) дней, а лунный — 354 (355) дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед.
Мусульманский лунный год начинается с месяца Мухаррам, то есть новый год наступает 1‑го числа месяца Мухаррам, который является первым месяцем мусульманского календаря.
Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.
В древние времена дата наступления Навруза определялась астрологами. Сейчас же их сменили астрономы, которые вычисляют дату прихода Навруза с точностью до минуты. В 2011 г. День весеннего равноденствия, т.е. когда Солнце пересечет небесный экватор и перейдет из южного полушария в северное, наступит 21 марта в 02.21 мск.
По старым тюркским легендам, этот день был днем, когда тюркский народ спасся из окружения. Иными словами, в этот день тюрки вышли из Эргенекона (территория, окруженная горами). Поэтому Навруз был принят тюрками, как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.
Уходя своими корнями в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии, праздник не только пережил арабское завоевание, но и стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам. В СНГ его справляют как национальный татары, казахи, башкиры, киргизы, таджики, узбеки и многие другие народы.
В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, а 21 марта — выходным днем.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили — чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Обязательно стирается одежда, особенно детская — ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Навруз — это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов сумалак) — блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима (халиса) — мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак — это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле (у некоторых народов на воде) с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.
Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах — соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого.
Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой, в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Эта традиция сохранилась в Иране, где празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда‑бедар («Тринадцатое вне дома»).
Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на лоне природы, как бы примиряясь с природой. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
В Казахстане с приходом весны, с 21 марта, отмечается праздник Наурыз — день весеннего равноденствия и обновления природы. Наурыз не считается религиозным праздником в Казахстане — он отмечался до прихода ислама и фактически является пережитком древних языческих традиций, почитающих силы природы. В Индии отмечается похожий праздник — Лори, — последний день холода; Джам эн-Нессим — начало весны в Египте; Ту Би-Шват — сезон дождей в Израиле; Сумарсдаг — наступление лета в Исландии.
История праздника
Примерно с VIII века ислам, прежде всего, в его суфийской форме проник на территорию современного Казахстана и начал распространяться на юге и юго-востоке современного Казахстана, где преобладал оседлый образ жизни.
В то же время элементы тенгрианства, несторианства, шаманизма, а также последствия монгольских нашествий и кочевой образ жизни отразились на жизни и традициях казахского народа. Абай, самый выдающийся казахский поэт и мыслитель XIX века, писал, что в его время праздник весны был перенесен на летнее время, чтобы совпадал с мусульманским праздником Курбан айт.
Традиционный новогодний праздник Наурыз активно отмечался казахами до 1926 года, пока Советская власть не решила запретить все религиозные традиционные праздники. Запрет на празднование Наурыз-мейрамы объясняет практически полную утрату казахами этой культурной традиции к середине ХХ века, а также отсутствие значительного объема научных работ, исследующих это явление.
Только в конце 1980-х появилась возможность восстановить основные обряды, связанные с этим праздником. Силами энтузиастов и благодаря новой культурной политике государства, народные традиции начали постепенно восстанавливаться, и после провозглашения независимости Казахстана в 1991 году Наурыз приобрел статус официального праздника.
Особенности праздника
Праздник Наурыз в Казахстане символизирует плодородие, дружбу и любовь. В этот особенный день люди наряжаются, навещают близких друзей и родственников с самыми теплыми пожеланиями. День наполнен пением, танцами, национальными играми и особыми блюдами, в первую очередь, кумысом — кисломолочным продуктом из кобыльего молока — и наурыз-коже.
Наурыз-коже — это питательный суп, который готовят из семи ингредиентов: мяса, воды, муки, масла, проса (можно заменить рисом или кукурузой), соли и молока. Есть поверье, что если на Наурыз приготовить наурыз-коже, год обязательно будет удачным.
Каждая составляющая наурыз-коже символизирует одну из семи составляющих благополучия жизни: рост, удачу, счастье, богатство, здоровье, мудрость и небесную защиту.
Число семь вообще имеет особое значение в концепции праздника: семь ингредиентов наурыз-коже объединяются и переливаются в семь чаш, которые ставятся перед уважаемыми пожилыми людьми — аксакалами. По традиции, на Наурыз каждый должен пригласить семь гостей в свой дом и по очереди посетить семь других домов.
Однако Наурыз — это не только еда. Во время праздников проходят национальные состязания, среди которых национальная борьба — казакша-курес, логическая игра — тогуз кумалак и конные игры — кыз-куу и байга. Театрализованные представления проходят на городских площадях, устанавливаются большие национальные качели — алтыбакан.
Празднование в разных странах
Азербайджан
Жители страны очень любят этот праздник. По традиции азербайджанцы зажигают костер «тонгал» и семь раз прыгают через него. На стол подаётся шекербура — сладкое блюдо из теста в форме луны. Считается, что если в марте пойдет дождь, «следующий год будет хорошим и благополучным».
Кыргызстан
Во время праздника накрывается стол и готовится традиционное национальное блюдо из масла, сахара и пшеничной муки — сумелек. Согласно некоторым местным поверьям, когда на праздник рождается ребенок, его называют «Нооруз».
Узбекистан
В Узбекистане на стол так же подают сумаляк, самсу, ароматный плов, сладкий пирог из нишала с зелеными листьями. В Узбекистане матери также готовят разнообразные блюда из фруктов и овощей со своими дочерьми и невестками.
Туркменистан
У туркмен есть популярные поверья и приметы, связанные с весенним праздником Наурыз. Например, если в марте пасмурно, то такая погода продлится до июня, или если в марте пойдет снег или дожди — год будет благоприятным и урожайным.
Таджикистан
Главное блюдо праздника — сладкий плов из шашлыка и круп. Традиционно плов готовят мужчины. Главный символ Наурыза в Таджикистане — огонь, поэтому все представления связаны с этой стихией.
Китай
Жители Синьцзян-Уйгурского автономного района — этнические уйгуры, казахи, узбеки, дунгане и другие — отмечают Наурыз в Китае. На праздник жители Китая надевают одежду белого, черного, зеленого или желтого цветов. К столу подается каша из разных круп.
Индия
Мусульмане Индии также отмечают весенний праздник Наурыз. У них нет особых суеверий и верований. Они готовят стол, надевают самую красивую одежду и украшают пространство цветами.
В материале использована фотография Depositphotos.
Читайте также:
Турецкая компания заинтересована в постройке ТЭЦ в Кокшетау
Kazakh Tourism прокомментировали рейтинг U.S. News Best Countries, куда вошел Казахстан
В 2023 году казахстанцы смогут посещать без визы 76 стран
Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Это праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии и Ирана. Об истории и традициях «персидского Нового года», который традиционно отмечается 21 марта, – в справке РИА Томск.
Навруз с 2009 года включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО, а с 2010 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила его Международным днем. Праздник не является мусульманской традицией и отсылает к древним доисламским верованиям. Его отмечают далеко не во всех странах, где исповедуют ислам, так, например, в Турции празднование Навруза было запрещено с 1925 по 1991 годы, а в Сирии до сих пор.
История праздника
Название праздника имеет иранские корни и в переводе с фарси означает «новый день». В разных странах праздник называется Новруз, Навруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз и т. п.
История Навруза уходит своими корнями в дописьменную эпоху. Считается, что праздник – древнеиранский по происхождению, связан с зороастрийским культом Солнца и поклонения огню. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи (Первая Персидская империя), как религиозный праздник зороастризма.
На Ближнем Востоке Навруз празднуется представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов и распространения ислама. Празднование Навруза именно в день весеннего равноденствия связано с появлением у народов Средней Азии и Ирана солнечного календаря.
Сегодня Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Государственным праздником Навруз является в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Как национальный праздник Навруз также отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкортостан и других.
Обычаи и традиционные блюда
В Навруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов. Наиболее известным праздничным блюдом является сумалах из пророщенных ростков пшеницы. Сумалах готовят в огромных котлах. А те, кто перемешивают сумалах, загадывают желания.
Традиция приготовления праздничного блюда из семи определенных продуктов существует также в Иране, там оно носит название «Хафт син». Названия блюд, которые ставят на стол, должны начинаться с персидской буквы С. В Иране и Азербайджане также существует давняя традиция красить яйца на Навруз.
По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убрать в домах и вокруг них, рассчитаться с долгами. Важным считается собрать праздничный стол для нуждающихся. В последнюю среду перед Наврузом на улицах зажигают костры и перепрыгивают через них.
Справка составлена по материалам открытых источников
В нашей многонациональной стране, пожалуй, не найдется человека, кто бы ни любил отмечать празднование такого праздника как Наурыз. Бесконечные застолья как минимум с баурсаками, бесбармаком и непревзойденными казы подкупают всех. Наурыз мейрамы – это праздник весны, обновления природы, начала нового года и новой жизни. Празднование этого праздника длиться уже более пяти тысяч лет. Но давайте узнаем побольше о древних традициях Наурыза, как отмечают его современные казахстанцы и заглянем в традиции празднования этого праздника в других странах.
Немного об истории праздника
Науруз – в переводе с фарси означает «Новый год». Этот праздник днем весеннего равноденствия и как раз совпадает с датой 22 марта. Исторические данные об этом празднике встречаются в трудах многих античных и средневековых авторов. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году (Навруз). Из поколения в поколение передавали традиции празднования Наурыза казахи, узбеки, уйгуры. Таджики называли его «Гульгардон» или «Гульнавруз», татары — «Нардуган», а древним грекам он был известен как «Патрих», Корни праздника можно отыскать в древних языческих обрядах. Сама по себе форма празднования с глубокой древности несла в себе принципы любви к природе. Несмотря на давность, этот праздник сохранился в народной памяти, и в настоящее время приобрел новый духовно-этический смысл.
Традиции в Казахстане
Для казахов Наурыз является не просто отчислением Нового года, но символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы.
В далеком прошлом казахи называли Наурыз – Великим днем улуса. В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда — изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Накануне праздника весеннего равноденствия люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в ссоре, ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой, а в день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их.
Помимо богатого застолья, считалось, что каждый человек должен посадить дерево. А старики говорили: «Срубил дерево – посади десять!». При посадке дерева произносились слова: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо».
Празднование Наурыза начиналось традиционной встречей рассвета. После этого в три человека в образе жыршы-зазывалы обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. Люди одевались в яркие, праздничные костюмы и принимали активное участие в праздничных играх и соревнованиях.
В эти дни готовилось много еды, которая символизировала достаток и изобилие в наступающем году. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо «бель-котерер», что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость.
Дастархан накрывали в каждой семье. Трапеза приурочивалась к полудню, до и после которой мулла читал молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. У казахов при праздновании Наурыза обязательным являлось присутствие числа «7», которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семи сортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог).
Празднование всегда сопровождалось массовыми играми, традиционными скачками, развлечениями. Самыми известными и любимыми в народе были игры «Айкыш-уйкыш» и «Аудары-спек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
Наурыз в современном мире
Конечно современное празднование отличается от древних традиций, но основные правила сохранились. В городах и аулах устанавливают богато убранные юрты, на фоне которых молодые люди активно устраивают селфи.
Перед праздником проводится уборка скверов, парков, улиц и зон отдыха. Возрождается традиция посадки деревьев и цветов. Многие из нас облачаются в национальные костюмы и даже берут их на прокат, чтобы сделать памятные фотографии и еще больше прикоснуться к истории.
Современный Наурыз не обходится без приготовления традиционных блюд. В детских садах и школах проходят праздничные чаепития, чтобы порадовать деток.
В наше время активно набирают обороты благотворительные акции и мероприятия, а также народно-спортивные игры на современный лад.
Традиции празднования в других странах
Новруз Байрам в Азербайджане отмечают в день весеннего равноденствия (20, 21 или 22 марта). Азербайджанцы начинают к нему готовиться за месяц. Каждые четыре вторника до наступления праздника символизируют собой одну из главных природных стихий: воду, огонь, землю и воздух. В праздничный же день все четыре стихии объединяются с одной единственной целью — работать на благо человека, даря ему, материальный достаток и душевный покой. Главные блюда праздничного стола на Новруз Байрам — шакярбура (блюдо из теста с орехами, символизирующее Луну), пахлава (символизирует 4 стороны света), зеленые ростки пшеницы (символ Солнца), крашеные яйца.
В Узбекистане верят, что дела, сделанные человеком во время тринадцати дней Навруза (Наурыза), будут делаться им весь год. Поэтому принято прощать друг другу долги, жить со всеми в мире. По народным приметам очень многое в этот праздник зависит от прихода в дом первого гостя. Он должен обладать тихим и добрым характером, быть с хорошим чувством юмора, с добрым именем и репутацией, а самое главное — иметь «счастливую ногу», то есть приносить в дом удачу. В этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят нишалду — сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми кореньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов.
Месяц март в Кыргызстане называют «Нооруз». На Нооруз каждой семье принято расстилать на столе «дасторкон» – белую скатерть, на которой расставлены различные яства. В некоторых домах, как это было раньше, для угощения соседей готовят традиционную похлебку, именуемую в народе «сумелек», из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара.
В соответствии с турецкими обычаями и традициями человек, который увидит первым взглядом в первый день Науруза Байрам, будет с ним весь год. Во время празднования Науруза в Турции людей должны окружать вещи, символизирующие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Такими предметами для турков издавна считались вино, ростки ячменя или лепешки-питы, и деньги. Обязательным атрибутами Науруз Байрамы являются священный огонь, сегодня уступивший место фейерверкам, и специальные «огнедышащие» драконы.
В Иране с древних времен Навруз отмечается 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. В старые времена люди должны были выйти в поле для встречи Нового года, т.к. считалось, что вышедшему в эти дни будут сопутствовать счастье и благополучие в предшествующем году. Иранские женщины прыгают через костер в канун праздника Навруз, а на улицах появляются актеры в красных одеждах.
Как бы не назывался этот замечательный весенний праздник, во всех странах он символизирует самое главное: благополучие, доброту, любовь и примирение между всеми людьми и национальностями.
15.03.2018, автор Бегунова Ксения